Главная » Книги

Щелков Иван Петрович - Из истории харьковского университета

Щелков Иван Петрович - Из истории харьковского университета


1 2

  

Изъ истор³и харьковскаго университета.

  
   Харьковск³й университетъ не имѣетъ еще своей истор³и; только отдѣльные эпизоды изъ его жизни обращали на себя вниман³е изслѣдователей. Особенно посчастливилось первымъ годамъ его существован³я: въ трудахъ М. И. Сухомлинова 1), H. А. Лавровскаго 2), А. C. Лебедева 3) наложена въ подробности истор³я открыт³я Харьковскаго университета и сообщены какъ свѣдѣн³я о лицахъ, игравшихъ дѣятельную роль въ этомъ дѣлѣ, такъ и характеристики первыхъ профессоровъ, собравшихся въ Харьковъ распространять свѣтъ науки. О другихъ пер³одахъ жизни университета существуютъ только отрывочныя и не всегда достовѣрныя указан³я.
   Не задаваясь цѣлью писать истор³ю Харьковскаго университета, я намѣренъ, время отъ времени, сообщать тѣ свѣдѣн³я о выдающихся его дѣятеляхъ, которыя удалось мнѣ собрать, пользуясь преимущественно матер³алами университетскаго архива. На первый разъ остановлюсь на личности извѣстнаго профессора математики Осиповскаго и на истор³и его удален³я отъ должности ректора и профессора.
   Тимоѳей Ѳедоровичъ Осиповск³й былъ одинъ изъ первыхъ профессоровъ Харьковскаго университета. Въ трудахъ Сухомлинова, Лавровскаго и въ статьѣ Чирикова 4) сообщено не мало данныхъ для характеристики его личности и его ученой дѣятельности; въ нихъ же изложена печальная истор³я его устранен³я отъ университетской дѣятельности. До сихъ поръ однако не выяснены ближайш³е мотивы его удален³я. Сухомлиновъ считаетъ причиной неудовольств³е, вызванное у попечителя Карнѣева замѣчан³емъ Осиповскаго что, говоря о Богѣ, умѣстнѣе употребить выражен³е существуетъ, нежели живетъ. Чириковъ видитъ причину въ интригахъ со стороны недруговъ Осиповскаго, воспользовавшихся его нелюбовью въ мистикамъ, угождавшимъ высшему университетскому начальству; въ доказательство Чириковъ ссылается на напечатанный въ его статьѣ доносъ, представленный попечителю профессоромъ Дубровичемъ. Нѣтъ сомнѣн³й, что эти объяснен³я являются отголоскомъ мнѣн³й современниковъ; однако, знакомясь ближе съ услов³ями, въ какихъ находился тогда Харьковск³й университетъ, легко убѣдиться, что причиною, вызвавшей увольнен³е Осиповскаго отъ службы въ университетѣ, былъ не какой-либо отдѣльный случай, не извѣтъ того или другаго лица, а коренное различ³е во взглядахъ и во всемъ умственномъ складѣ, оказавшееся между Осиповскимъ, стоявшимъ въ качествѣ ректора во главѣ университета, и назначеннымъ въ 1817 году попечителемъ Харьковскаго университета З. Я. Карнѣевымъ.
   Н. А. Лавровск³й былъ совершенно правъ, утверждая, что увольнен³е Осиповскаго было естественнымъ слѣдств³емъ тѣхъ новыхъ порядковъ, которые стали входить въ то время въ русск³е университеты и представителемъ которыхъ въ Харьковскомъ университетѣ былъ Карнѣевъ 5). Чтобъ убѣдиться въ справедливости этого мнѣн³я, стоитъ только познакомиться съ этими двумя личностями, вынужденными обстоятельствами находиться въ постоянныхъ отношен³яхъ. Ихъ убѣжден³я, весь складъ умственной дѣятельности ихъ представляли так³я непримиримыя противорѣч³я, что ихъ взаимныя отношен³я не могли не повести къ катастрофѣ.
   Захаръ Яковлевичъ Карнѣевъ происходилъ изъ старинной дворянской (шляхетской) семьи, вышедшей изъ Польши и поселившейся въ предѣлахъ Ахтырскаго Слободскаго полка, именно въ мѣстности, занимаемой нынѣ Богодуховскимъ уѣздомъ 6). Изъ родословной, имѣющейся въ дѣлахъ Харьковскаго дворянскаго депутатскаго собран³я, видно, что дѣдъ его, Карнѣй Лаврентьевъ Карнѣевъ, служилъ подпрапорнымъ въ Ахтырскомъ Слободскомъ казачьемъ полку. Сынъ Карнѣя, Яковъ, былъ въ томъ же полку сотникомъ; онъ имѣлъ трехъ сыновей: Васил³я, служившаго, какъ и его отецъ, сотникомъ, а затѣмъ членомъ краснокутской Нижней расправы въ чинѣ титулярнаго совѣтника, Ивана, дослужившагося до ма³орскаго чина, и Захар³я, попечителя Харьковскаго университета.
   Семейство Карнѣевыхъ къ богатымъ не принадлежало; за Васил³емъ Яковлевичемъ, при выходѣ его въ отставку, числилось всего пять душъ крестьянъ (мужескаго пола); поэтому всѣ они въ раннихъ лѣтахъ шли на службу. Такъ было и съ Захаромъ Яковлевичемъ. Имъ его формулярнаго списка видно, что онъ поступилъ въ военную службу въ 1768 году, когда ему было всего 20 лѣтъ; трудно поэтому думать, чтобы Захаръ Яковлевичъ получилъ сколько нибудь тщательное образован³е; на это не было ни времени, ни средствъ 7). Впрочемъ, въ то время не было, повидимому, въ обычаѣ тратить на воспитан³е такъ много времени, какъ теперь; лица даже изъ извѣстныхъ и богатыхъ фамил³й кончали свое воспитан³е и поступали на службу въ такомъ же раннемъ возрастѣ. Примѣръ тому мы видимъ въ Лопухинѣ, одномъ изъ видныхъ дѣятелей первой половины царствован³я императора Александра I.
   Въ военной службѣ З. Я. Карнѣевъ пробылъ 14 лѣтъ, оставаясь почти все время въ арм³и, дѣйствовавшей на югѣ Росс³и и въ Крыму. Здѣсь были о немъ, повидимому, хорошаго мнѣн³я, такъ какъ на него были возлагаемы так³я обязанности, которыя требуютъ не только знан³я и знакомства съ дѣломъ, но предполагаютъ особое довѣр³е къ лицу. Такъ, въ 1755 году онъ былъ отправленъ къ некрасовскимъ казакамъ "для приведен³я ихъ", такъ значится въ формулярномъ спискѣ, "въ разчувствован³е древней ихъ измѣны и обращен³я въ свое отечество". Въ 1782 г. З. Я. Карнѣевъ вышелъ въ отставку въ чинѣ полковника и назначенъ директоромъ эконом³и въ Курскую губерн³ю 8); о дѣятельности его въ этой должности не сохранилось никакихъ свѣдѣн³й. Черезъ три года, въ 1785 году, мы видимъ его уже Орловскимъ вице-губернаторомъ. Къ этому пер³оду относятся первыя свѣдѣн³я, бросающ³я нѣкоторый свѣтъ на нравственный обливъ Карнѣева: онъ оказывается масономъ и занимаетъ первенствующее мѣсто въ Орловской ложѣ.
   Орловская ложа была заведена однимъ изъ главныхъ сотрудниковъ Новикова И. В. Лопухининъ, и мастеромъ ея или главнымъ надзирателемъ былъ, начиная съ 1786 года, З. Я. Карнѣевъ 9). Когда вступилъ онъ въ масоны, объ этомъ мы не имѣемъ свѣдѣн³й; надо думать однако, что въ 1785 году онъ уже не былъ новичкомъ, такъ какъ иначе едва-ли бы онъ могъ занимать такую высокую должность въ ложѣ - главнаго надзирателя теоретическаго градуса. Возможно предполагать, что Карнѣевъ присоединился къ масонамъ еще въ бытность въ военной службѣ. Извѣстно, что въ 70-хъ и 80-хъ годахъ прошлаго столѣт³я масонство было очень распространено въ русскомъ образованномъ обществѣ, а въ арм³и, бывшей въ Молдав³и, существовали двѣ ложи: ложа Марса, въ Яссахъ, начальникомъ которой былъ Петръ Ивановичъ Мелиссино, младш³й братъ Московскаго попечителя, старый масонъ, еще въ 1766 году принадлежавш³й къ Петербургской ложѣ 10), и ложа Минервы, въ Сагодурахъ. Намъ не извѣстно также, гдѣ и когда познакомился Карнѣевъ съ И. В. Лопухинымъ; изъ словъ послѣдняго видно, однако, что въ 1796 году они были уже старинными друзьями 11); поэтому знакомство ихъ можно отнести къ 1785 году, когда Лопухинъ, вышедш³й въ отставку, проживалъ нѣкоторое время въ своей Орловской деревнѣ. Тамъ, вѣроятно, установились между ними тѣ дружественныя отношен³я, о которыхъ можно судить по отзыву Лопухина о Карнѣевѣ, какъ о человѣкѣ, "исполненномъ честности и рѣдкихъ къ службѣ способностей".
   Этотъ отзывъ весьма знаменателенъ; человѣкъ, заслуживш³й его отъ такой высокоблагородной личности, какою былъ И. В. Лопухинъ, долженъ былъ имѣть выдающ³яся достоинства не только въ умственномъ, но и въ нравственномъ отношен³и. И дѣйствительно, сохранился офиц³альный документъ, рисующ³й въ выгодномъ свѣтѣ личность Карнѣева.
   По смерти Екатерины, однимъ изъ первыхъ дѣлъ императора Павла Петровича было помилован³е не малаго числа лицъ, осужденныхъ въ послѣдн³е годы царствован³я Екатерини, и возвращен³е многихъ, находившихся въ опалѣ. Въ числѣ послѣднихъ былъ И. В. Лопухивъ, черезъ котораго вызванъ былъ въ Петербургъ и его другъ З. Я. Карнѣевъ; впрочемъ, онъ недолго оставался въ Петербугѣ и вскорѣ былъ назначенъ губернаторомъ въ Минскую губерн³ю, гдѣ, въ маѣ 1797 года, принимали императора Павла. Какъ видно, государь остался имъ доволенъ, такъ какъ въ этомъ году Карнѣевъ получилъ въ награду орденъ св. Анны 2-го класса, тотъ же орденъ 1-й степени и, кромѣ того, пенс³ю въ 1,000 рублей, какъ сказано въ формулярномъ спискѣ "за усердную службу, ревность къ трудамъ и порядочное течен³е дѣлъ въ губерн³и".
   Въ 1797 году прошло не болѣе четырехъ лѣтъ со времени присоединен³я Минской губерн³и. Въ то время, когда край, присоединенный къ Росс³и въ 1793 году, принадлежалъ Польшѣ, очень значительная часть населен³я его была, или по крайней мѣрѣ считалась исповѣдующею ун³ю. Положен³е ун³атскаго населен³я и отношен³е его къ православ³ю или, какъ тогда выражались, къ благочест³ю, было въ различныхъ мѣстахъ присоединеннаго края далеко неодинаково: въ южныхъ частяхъ его, въ Украйнѣ и части Волынской губерн³и, ун³я не имѣла глубокихъ корней. Народъ сохранилъ тамъ русск³й языкъ и православные обычаи: разница между ун³ей и православ³емъ имѣла внѣшн³й характеръ и поддерживалась главнымъ образомъ вл³ян³емъ польскихъ пановъ и администраторовъ - латинянъ. Народъ и даже бѣлое духовенство на столько сознавала свою тѣсную связь съ православными, что не встрѣчали препятств³й воспитывать своихъ дѣтей въ православныхъ к³евскихъ школахъ или посылать въ православныя церкви 12); извѣстенъ даже случай, что у³натск³й священникъ пригласилъ себѣ въ помощники православнаго. При такомъ положен³и дѣла достаточно было уничтожен³я внѣшняго давлен³я, поддерживавшаго ун³ю, чтобы она немедленно рухнула; это и случилось. Какъ скоро населен³е увидѣло, что нѣтъ болѣе препятств³й къ переходу въ благочест³е, то въ течен³е двухъ лѣтъ, съ 1794 во 1796 г., почти всѣ ун³аты Подольской губерн³и и большая часть ун³атовъ Волынской, всего болѣе 1.400,000 душъ, приняли православ³е 13). Движен³е это было вполнѣ добровольное и подготовлялось издавна; оно только выжидало благопр³ятныхъ услов³й для своего проявлен³я, которыя и были созданы мудрыми мѣрами Екатерины 14). Добровольный характеръ движен³я признавали даже враги его - поляки, какъ видно изъ свидѣтельства современника поляка, которое приведено гр. Толстымъ 15).
   Иначе было дѣло въ Минской губерн³и; здѣсь вл³ян³е Польши было гораздо сильнѣе; населен³е было настолько ополячено, что говорило не иначе, какъ по польски; польск³е паны-владѣльцы чувствовали себя здѣсь дома и потому могли дѣйствовать смѣлѣе; здѣсь же были весьма многочисленны главные представители и дѣятели ун³и - монахи базил³ане. Какъ трудно шло здѣсь дѣло возсоединен³я, видно изъ того, что въ течен³е двухъ вышеупомянутыхъ лѣтъ число возсоединенныхъ въ Минской губерн³и не дошло до 16,000 душъ. Надо еще имѣть въ виду, что въ этомъ числѣ было не мало такихъ, которые приняли православ³е не добровольно и впослѣдств³и выражали свое сожалѣн³е. Правда, ни Екатерина, ни представитель духовной власти Минской области, арх³епископъ Викторъ, не желали принуждать ун³атовъ переходить въ православ³е; это было предоставлено на волю каждаго; извѣстенъ даже случай, когда арх³епископъ Викторъ прямо указывалъ подчиненнымъ ему благочиннымъ неумѣстность всякаго понужден³я въ этомъ дѣлѣ! Тѣмъ не менѣе весьма вѣроятно, что со стороны низшихъ исполнителей было иногда выказываемо въ этомъ дѣлѣ излишнее рвен³е, къ чему, впрочемъ, могли подать поводъ и самыя мѣры, принятые Екатериною. Такъ, она распорядилась, чтобы грамота арх³епископа Виктора, которою ун³атское населен³е приглашалось "въ объят³я церкви, матери вашей" 16), была объявлена "по всѣмъ городамъ и селен³ямъ.... съ пособ³емъ управляющихъ земской полиц³ей"; при этомъ генералъ-губернатору поручалось "въ таковомъ богоугодномъ дѣлѣ оказывать всевозможное пособ³е, и тѣмъ паче, что с³е есть самое надежное средство къ утвержден³ю народа тамошняго въ единомысл³и и спокойствѣ" 17). Какъ бы то ни было, но еще при жизни Екатерины Синоду пришлось выслушивать жалобы возсоединенныхъ на неудобства, испытываемыя ими вслѣдств³е отсутств³я священниковъ; так³я жалобы не прекращались; оказалось даже, что жители многихъ селен³й пожелали вновь обратиться въ ун³ю. Императоръ Павелъ Петровичъ, при посѣщен³и Минской губерн³и, обратилъ вниман³е на эти колебан³я нѣкоторыхъ ун³атовъ и повелѣлъ губернатору Карнѣеву "объѣхать всѣ тѣ селен³я, въ которыхъ ун³атск³я церкви превращены въ благочестивыя, но жители въ тѣ церкви ходить и священныя требы получать уклоняются, и буде онъ, господинъ губернаторъ, найдетъ, что жители добровольнаго желан³я къ присоединен³ю къ церкви нашей не объявили и всегда желали оставаться въ ун³и, тамъ имъ ни препятств³я, ниже принужден³я никакого чинить не позволять, однимъ словомъ, стараться возстановить спокойств³е каждаго въ его совѣсти и отвратить раздоръ и ссоры" 18).
   Въ исполнен³е этого повелѣн³я Карнѣевъ объѣхалъ свою губерн³ю и собранныя наблюден³я изложилъ во всеподданнѣйшемъ рапортѣ 19), рисующемъ его, какъ человѣка не только глубоко религ³ознаго и понимающаго важное значен³е религ³озныхъ вопросовъ для народа, но вмѣстѣ съ тѣмъ чуждаго вѣроисповѣдной нетерпимости, врага принудительныхъ мѣръ въ дѣлахъ совѣсти, безпристрастно цѣнящаго достоинство священнослужителей обоихъ вѣроисповѣдан³й.
   На сколько въ этомъ рапортѣ отразились личныя свойства и убѣжден³я его автора, Карнѣева, и на сколько выраженныя въ немъ мысли навѣяны извнѣ тогдашнимъ настроен³емъ высшихъ сферъ и преимущественно самого императора Павла, трудно рѣшить. Нельзя отрицать, что общен³е съ масонами должно было оставить слѣды на Карнѣевѣ, принимавшемъ живое участ³е въ ихъ дѣятельности въ бытность начальникомъ Орловской ложи, а нравственныя цѣли, общ³я всѣмъ масонамъ, выражались въ духѣ терпимости, снисходительности къ ошибкамъ и заблужден³ямъ ближнихъ, въ борьбѣ съ фанатизмомъ и суевѣр³емъ, въ мечтахъ о всеобщей взаимной любви и помощи. Надо однако сознаться, что эти возвышенные принципы оставались большею частью на словахъ, а дѣло нерѣдко вовсе расходилось со словомъ. Так³я убѣжденныя личности, какъ Шварцъ, отдавш³й все свое имущество для пользы общаго масонскаго дѣла, были не болѣе, какъ исключен³е. Большинство плыло по течен³ю: замѣчали они въ дѣйств³яхъ высшей власти проявлен³я терпимости въ вѣроисповѣдномъ вопросѣ, стремлен³е избѣгнуть мѣръ принужден³я,- и они становились снисходительными въ чужимъ убѣжден³ямъ, не только не препятствовали населен³ю,- не смотря на предшествовавшее присоединен³е къ православ³ю,- исповѣдовать ун³ю, если таково было его искреннее желан³е, но даже не находили препятств³я къ допущен³ю нѣкоторыхъ особенностей въ богослужен³и, несогласныхъ съ православными обычаями. Но измѣнилось настроен³е высшей власти, тотчасъ измѣнились и ихъ отношен³я къ дѣлу. Это случилось и съ Карнѣевымъ. Мы говорили выше о томъ, съ какою терпимостью отнесся императоръ Павелъ Петровичъ къ возсоединеннымъ ун³атамъ, сожалѣвшимъ о своемъ обращен³и; естественно, что такое отношен³е въ этому вопросу императора не могло не вызвать въ средѣ ун³атскаго духовенства стремлен³я возвратить себѣ отклонившуюся отъ него паству; если же припомнить, какъ перепутано было ун³атское населен³е съ православнымъ во многихъ мѣстахъ вновь присоединеннаго края, то легко сообразитъ, что должны были возникнуть многочисленныя недоразумѣн³я между православными и ун³атами. Дѣйствительно, на слѣдующ³й же 1798-й годъ въ нѣкоторыхъ селен³яхъ Волынской губерн³и ун³аты силою отняли церкви отъ православныхъ. Генералъ-губернаторъ Гудовичъ посмотрѣлъ на это дѣло очень серьезно и отдалъ зачинщиковъ подъ судъ. Императоръ не только одобрилъ эту мѣру, но и предписалъ Гудовичу употреблять все возможное старан³е, чтобы узнавать о подобныхъ соблазнителяхъ, дабы поступать съ ними по законамъ. Так³я же явлен³я обнаружились и въ Минской губерн³и и по поводу ихъ было устроено въ Минскѣ особое совѣщан³е; въ немъ участвовали - губернаторъ Карнѣевъ, православный арх³епископъ ²овъ и ун³атск³й епископъ ²осафатъ Булгакъ. Было постановлено, чтобы всяк³й ун³атъ, живущ³й въ православномъ приходѣ, имѣлъ записку отъ православнаго священника; чтобы ун³атъ священникъ не имѣлъ права въѣзжать для требъ въ православный приходъ, а если ему настояла въ этомъ необходимость, то онъ долженъ совершать требу въ присутств³и православнаго священника или по его запискѣ 20).
   Въ Минскѣ Карнѣевъ оставался до 1808 года, когда онъ былъ назначенъ сенаторомъ, а два года спустя сдѣлавъ членомъ вновь учрежденнаго Государственнаго Совѣта. Въ этотъ пер³одъ его петербургской жизни мы опять имѣемъ нѣкоторыя свѣдѣн³я о его дѣятельности, именно о его участ³и въ Библейскомъ обществѣ. Имя его встрѣчается въ числѣ присутствовавшихъ на нервомъ собран³и этого общества, происходившемъ 11-го января 1813 года въ домѣ князя Александра Николаевича Голицина, въ то время главноуправляющаго дѣлами иностранныхъ исповѣдан³й. Надо думать, что Захаръ Яковлевичъ принималъ дѣятельное участ³е въ дѣлахъ общества, такъ какъ два года спустя, въ 1815 году, его избрали въ вице-президенты 21). Здѣсь, вѣроятно, съ нимъ познакомился главный дѣятель и президентъ Библейскаго общества, князь А. H. Голицынъ; Карнѣевъ успѣлъ пр³обрѣсти его расположен³е и, когда Голицынъ сдѣлался министромъ духовныхъ дѣлъ и народнаго просвѣщен³я и открылась ваканс³я попечителя Харьковскаго университета и его округа, то онъ предложилъ это мѣсто Карнѣеву. Это было въ 1817 году. Карнѣевъ, надо замѣтить, не искалъ этого мѣста, оно было ему предложено, такъ какъ его желали видѣть на немъ. Доказательствомъ служитъ офиц³альный рапортъ Карнѣева министру народнаго просвѣщен³я, въ которомъ онъ доноситъ, что императоръ Александръ Павловичъ, въ бытность въ Харьковѣ, 17-18 сентября 1817 года, вскорѣ по назначен³и Карнѣева попечителемъ, благодарилъ его за соглас³е принять на себя зван³е попечителя. Это обстоятельство устраняетъ предположен³е о томъ, что Карнѣевъ добивался мѣста попечителя ради тщеслав³я или своихъ личныхъ выгодъ; скорѣе можно думать, что ему ввѣрили управлен³е воспитан³емъ и образован³емъ во всей южной части импер³и, какъ лицу надежному, пользовавшемуся полнымъ довѣр³емъ и способному дать этому дѣлу желаемое въ высшихъ сферахъ направлен³е.
   Въ Харьковъ Карнѣевъ пр³ѣхалъ уже не тѣмъ, какимъ онъ былъ въ бытность минскимъ губернаторомъ; это былъ 69-лѣтн³й старикъ, замѣтно ослабѣвш³й физически и съ рѣзко опредѣлившимся, крайне узкимъ взглядомъ на науку и просвѣщен³е, нетерпѣвшимъ никакого противорѣч³я 22).
   Фактъ достойный вниман³я. То, что случилось съ Карнѣевымъ, не было явлен³емъ единичнымъ; то же было со всѣми выдающимися русскими масонами, конечно, тѣми, которые были искренно преданы масонству, а не принимали его ради моды, или какъ средство для достижен³я своихъ личныхъ цѣлей. Карнѣевъ, наравнѣ съ другими главнѣйшими московскими мартинистами, сдѣлался мистикомъ. Мистицизмъ, какъ вѣра въ существован³е особыхъ непреложныхъ законовъ, непонятныхъ обыкновенному разуму, но доступныхъ только для избранныхъ, привелъ ихъ, съ одной стороны, въ розенкрейцерству, съ другой - къ недовѣр³ю къ силѣ науки. Послѣднее убѣжден³е встрѣчаетъ у всѣхъ выдающихся мартинистовъ. Шварцъ, первый и главный дѣятель московскаго мартинизма, убѣждалъ слушателей своихъ приватныхъ лекц³й, что "не надо полагаться на одну лишь науку безъ содѣйств³я религ³и, отвергая которую человѣкъ идетъ къ паден³ю, а опытъ доказываетъ, что наука, не просвѣтленная христ³анствомъ, обращается во зло" 23). Не менѣе опредѣленно выражался другой выдающ³йся мартинистъ - Новиковъ; по его убѣжден³ю, всѣ науки сходятся въ религ³и; лишь въ ней разрѣшаются ихъ важнѣйш³я проблемы; безъ нея, говорилъ онъ, никогда не доучитесь, а при томъ и не будете спокойны 24). Тотъ же самый взглядъ встрѣчаемъ и у И. В. Лопухина 25).
   Погромъ мартинистовъ въ 1792 году окончился собственно только для одного Новикова строгимъ наказан³емъ, заключен³емъ въ Шлиссельбургской крѣпости; двое другихъ вынуждены были уѣхать на жительство въ свои имѣн³я (князь Трубецкой и Тургеневъ), всѣ же остальные были оставлены въ покоѣ, продолжали занимать свои должности, а по вступлен³и на престолъ Павла Петровича были даже удостоены особымъ вниман³емъ. Мног³е изъ нихъ встрѣчаются въ числѣ дѣятельныхъ членовъ Библейскаго общества, образовавшагося при императорѣ Александрѣ I. Они-то внесли въ среду этого общества наклонность къ мистицизму, которая, встрѣтивъ чрезвычайно благопр³ятныя услов³я какъ въ расположен³и самого императора, такъ и вообще въ обстоятельствахъ того времени, развилась до небывалой степени и выродилась, наконецъ, въ самый дик³й обскурантизмъ.
   Хотя прежн³е мистики сомнѣвались во всесил³и науки и поражали убѣжден³е въ необходимости особаго откровен³я для постижен³я тайнъ природы, однако они не заподозрѣвали науку въ злокозненныхъ стремлен³яхъ и не старались представить всякую свободную, безпристрастную мысль, какъ зловредное порожден³е лжеименнаго разума. Развит³е п³етически-обскурантнаго направлен³я въ послѣдн³е годы царствован³я императора Александра Павловича шло чрезвычайно быстро и главное средоточ³е его было въ Библейскомъ обществѣ, президентъ котораго, князь А. Н. Голицынъ, былъ и министромъ народнаго просвѣщен³я. Такъ какъ выборъ попечителей зависѣлъ отъ него, то естественно, что они назначались преимущественно тѣ, которые по ихъ искреннему или притворному мистическому направлен³ю подходили къ настроен³ю министра. Такимъ былъ Карнѣевъ, и поэтому понятно, что, принимая мѣсто въ Харьковѣ, онъ бралъ на себя ясно опредѣленную мисс³ю - развить и воспитать въ Харьковѣ то направлен³е, представителемъ котораго былъ пославш³й его князь Голицынъ.
   Карнѣевъ дѣятельно принялся за выполнен³е своей мисс³и; тотчасъ по прибыт³и въ Харьковъ, обозрѣвъ университетск³я здан³я и побывавъ на нѣкоторыхъ экзаменахъ, онъ отправилъ министру обширное письмо съ изложен³емъ мѣропр³ят³й, как³я онъ нашелъ необходимыми для улучшен³я состоян³я университета. Мы приводимъ это письмо 26) почти цѣликомъ:
   "По осмотрѣ строен³я обратилъ я",- пишетъ З. Я. Карнѣевъ,- "примѣчан³е мое на образъ мыслей и способы учен³я господъ профессоровъ, адьюнктовъ и прочихъ учителей въ университетѣ и гимназ³и, равно на успѣхи учениковъ и общ³й однихъ и другихъ духъ въ учебныхъ предметахъ, особливо на главное основан³е просвѣщен³я, духъ религ³и, коимъ должны начинаться всѣ предметы учености и къ усовершевствован³ю котораго въ правилахъ чистой вѣры, утверждаемой на возван³и Евангельской истины, должны они стремиться, яко къ единственной цѣли блажевства временнаго и вѣчнаго, пр³уготовляя отличныхъ гражданъ для отечества земнаго и вѣрныхъ сыновъ отечеству небесному.
   "Вниман³е къ открыт³ю истины сего предмета требовало и времени и долгаго обращен³я съ господами профессорами, и другими учителями, и со студентами, и всѣми учащимися. И какъ при первомъ шагѣ замѣтилъ я, что, кромѣ гимназ³и, гдѣ учен³е Закону Бож³ю было преподаваемой въ университетѣ часть с³я совсѣмъ оставлена была въ небрежен³и, почему студенты, свободно слѣдуя мало образованнымъ въ познан³и вѣры умамъ своимъ, не знали обязанности ни посѣщать храма Бож³я, ни дома учиться Евангельской истинѣ изъ чтен³я Священнаго писан³я. О чемъ много разсуждая съ профессорами и студентами, наконецъ, въ первый пр³ѣздъ мой рѣшился я, снесясь съ преосвященнымъ здѣшнимъ, испросить для студентовъ въ соборѣ, а для гимназистовъ въ приходской церкви по способности отдѣленныя мѣста, куда бы студенты съ инспекторомъ изъ профессоровъ и его помощниками, а ученики гимназ³и съ директоромъ и своими учителями ходили въ праздничные и воскресные дни къ обѣдни, собираясь для сего за часъ предъ обѣднею - студенты въ университетской залѣ, а ученики гимназ³и въ своей, и слушая Евангел³е, къ изъяснен³ю котораго приговоренъ въ университетъ, по дозволен³ю преосвященнаго, ученый и благочестивый прото³ерей съ маленькимъ жалованьемъ, который, начавши съ первой главы Матвѣя, проходитъ со студентами по порядку все Евангел³е, изъясняя имъ истинный смыслъ онаго; въ гимназ³яхъ отличный священникъ, учащ³й закону Бож³ю, толкуетъ имъ ежедневное Евангел³е, послѣ чего идутъ они къ обѣднѣ".
   "Подвигъ сей не только въ профессорахъ и учителяхъ, но и въ самихъ студентахъ и ученикахъ гимназ³и возбудилъ желан³е вступить членами въ Библейское общество и число ихъ понынѣ простирается до 128 человѣкъ, а сумма, подписанная ими, до 914 рублей 27).
   "Съ такимъ возжен³емъ, по благости Бож³ей, въ духѣ учащихъ и учащихся нѣкотораго луча вѣры, оставилъ я ихъ, предавъ благому промыслу Бож³ю о насъ далѣе дѣйствовать въ сердцахъ ихъ къ стяжан³ю твердости въ вѣрѣ, которая растетъ по мѣрѣ изпразднен³я или очищен³я умственныхъ идей, порождаемыхъ ложнымъ мудрствован³емъ".
   "По прошеств³и трехъ недѣль прибылъ я паки въ университетъ къ продолжавшимся экзаменамъ и, посѣщая оные и частно и, наконецъ, 30-го ³юля на генеральномъ слушая рѣчи и проч³я сочинен³я въ университетѣ студентовъ, а въ гимназ³и учениковъ, гдѣ во все время присутствовалъ и преосвященный Павелъ, нашелъ успѣхи хорош³е, о которыхъ, равно какъ и самыя сочинен³я, напечатавши, не умедлю представить на благоусмотрѣн³е вашего с³ятельства".
   "Между тѣмъ, не теряя изъ виду подвига о благочест³и и преуспѣян³и въ вѣрѣ, къ чему положено начало въ первый мой пр³ѣздъ, узналъ, съ общему и ихъ и своему удовольств³ю, отъ священниковъ, изъясняющихъ Евангел³е, что нѣкоторые изъ студентовъ и учениковъ гимназ³и, пр³обрѣтая и въ собственность Библ³ю, охотно поучаются слову Бож³ю и, хотя число ихъ и мало, но и за то слава Богу. Проч³е жъ, кромѣ самихъ нерадивыхъ и развратившихся, но и то не въ большомъ числѣ, приходятъ къ слушан³ю Слова Бож³я и въ церковь по обязанности, опасаясь взыскан³я; но я надѣюсь на благодать Бож³ю, что она и сихъ закоснѣвш³я сердца, какъ юныя и мало-по-малу направитъ къ истинѣ и возжетъ въ нихъ сладостное влечен³е къ поразительной красотѣ слова Бож³я".
   "Теперь, по окончан³и экзаменовъ, распущены и студенты, кромѣ нѣкотораго числа состоящихъ на казенномъ содержан³и, такъ же и въ гимназ³и, и я подтвердилъ г. ректору, чтобы слушан³е Слова Бож³я и хожден³е въ церковь по праздничнымъ и воскреснымъ днямъ, остающимися студентами и учениками гимназ³и продолжались непремѣнно".
   "Со второй половины августа, по окончан³и вакац³оннаго времени, когда начнутъ собираться учащ³еся, явлюсь я паки въ университетъ и наблюдать буду, чтобы заведенный порядокъ въ поучен³и Слова Бож³я между всѣми науками по уставу не только не былъ прерываемъ, но возрасталъ бы и болѣе; тогда можно будетъ ожидать благословен³е свыше и на всѣ подвиги учащихъ и учащихся".
   Распоряжен³я Карнѣева удостоились полнаго одобрен³я не только со стороны министра, князя Голицына, но и самого императора, которому былъ прочтенъ докладъ Карнѣева. Въ письмѣ отъ 14-го августа министръ увѣдомлялъ: "Его Императорское Величество весьма былъ доволенъ всѣмъ тѣмъ, что вами сдѣлано по сему предмету. Увѣдомляя васъ, милостивый государь, о семъ, присовокупляю къ попечительности вашей о томъ существенномъ для истиннаго учебнаго образован³я юношества основан³и и съ моей стороны усильнѣйшую просьбу продолжать обращать величайшее на то вниман³е и всячески къ тому содѣйствовать. Я увѣренъ, что съ помощью Бож³ей произведетъ с³е большое вл³ян³е на нравственную часть между учащимися и свѣтъ животворной истины водворится вмѣсто ложнаго просвѣщен³я".
   Вскорѣ Карнѣеву пришлось выслушать одобрен³е принятыхъ имъ мѣръ отъ самого императора; при посѣщен³и Харькова, въ сентябрѣ 1817 года, Александръ Павловичъ былъ очень милостивъ къ Карнѣеву, одобрилъ его первоначальныя мѣры и требовалъ, чтобы между учащимися было вводимо, сколько можно, чтен³е св. Евангел³я, "духъ же Бож³й пошлетъ каждому разумѣн³е по мѣрѣ силъ къ исполнен³ю воли Господней" 28). Высочайшее одобрен³е придало еще болѣе энерг³и Карнѣеву; не ограничиваясь мѣрами, касающимися воспитанниковъ, онъ обратилъ вниман³е и на профессорскую коллег³ю, которая представилась ему далеко не въ благопр³ятномъ свѣтѣ. Въ томъ же письмѣ онъ такъ отзывается объ университетскихъ преподавателяхъ: "больше однако, при помощи свыше, надѣюсь я успѣху отъ учащихся, нежели учащихъ, изъ которыхъ, кромѣ нѣкотораго числа русскихъ, прозрѣвающихъ, такъ-сказать, въ путь сей и начинающихъ одобрять оный, проч³е, особливо изъ иностранцевъ, водятся духомъ корысти и тщеслав³я и имъ нихъ о нѣкоторыхъ, по нерадѣн³ю ихъ и къ настоян³ямъ своимъ должностямъ, выпуждегъ буду представлять вашему с³ятельству".
   Дѣятельность Карнѣева приносила плодъ, и въ 1818 году совѣтомъ университета пр³обрѣтается, посоизволен³ю г. попечителя три экземпляра Божественной философ³й, переведенной съ французскаго его племянникомъ Е. В. Карнѣевымъ, впослѣдств³и попечителемъ Харьковскаго университета. Рекомендованное сочинен³е вполнѣ соотвѣтствовало тогдашнему направлен³ю руководящихъ сферъ. Черезъ два года самъ министръ обратилъ на него вниман³е совѣта: "по особливой полезности въ чтен³и обучающемуся юношеству изданной въ русскомъ переводѣ книги Божественная философ³я, признается пр³обрѣтен³е ея для каждой гимназ³и нужнымъ, дабы тѣмъ познакомить юношество съ духовными возвышенными истинами, составляющими содержан³е сей книги" 29).
   Въ слѣдующемъ 1819 году Карнѣеву представился новый случай проявитъ свою дѣятельность въ извѣстномъ направлен³и. По установленному порядку въ министерство были препровождены сочинен³я, читанныя студентами на окончательномъ публичномъ испытан³и 30-го ³юня 1817 года; нѣкоторыя изъ этихъ сочинен³й были признаны не вполнѣ одобрительными. Въ нихъ замѣчено, какъ выразился министръ, "весьма несправедливое понят³е касательно средства къ возстановлен³ю падшаго человѣческаго естества, исправлен³ю нравственности и улучшен³ю сердца, каковымъ средствомъ представляется вообще философ³я; хотя въ иныхъ мѣстахъ и говорится, что философ³я должна быть основана на религ³и, но с³е токмо какъ бы мимоходомъ и однимъ словомъ токмо о религ³и, не упоминая о необходимомъ средствѣ спасен³я, представляемомъ намъ въ Евангел³и и вообще въ учен³и христ³анскомъ". "Все с³е",- прибавляетъ министръ,- свидѣтельствуетъ, какими мнѣн³ями наполняются умы юныхъ воспитанниковъ и сколь много отвлекаются они тѣмъ отъ настоящей цѣли, человѣку предпоставленной". Послѣдн³я слова министра заключали прямое обвинен³е преподавательскаго персонала въ несогласномъ съ видами министерства веден³и преподаван³я. Сообщая объ этомъ совѣту университета, Карнѣевъ предложилъ ему къ непремѣнному исполнен³ю средства, могущ³я возстановить и поддержать дѣятельность университета въ желаемомъ направлен³и. Изложенныя въ этомъ предложен³и мысли чрезвычайно ясно характеризуютъ какъ общее направлен³е, господствовавшее въ то время въ министерствѣ народнаго просвѣщен³я, такъ и печальное положен³е, въ какомъ находился тогда Харьковск³й университетъ.
   "Сдѣланное его с³ятельствомъ замѣчан³е", говоритъ Карнѣевъ 30), "должно обратить общее всѣхъ вниман³е, что вообще философ³я не достаточна въ средствахъ къ возстановлен³ю падшаго человѣческаго естества, исправлен³ю нравственности и улучшен³ю сердца безъ понят³я Евангельскаго и вообще христ³анскаго учен³я. Первое и главное средство въ познан³ю истины христ³анской есть прилежное чтен³е Библ³и, состоящей въ Ветхомъ и Новомъ завѣтѣ, яко животворящаго Слова Бож³я; принимая с³ю священную книгу не за плодъ разума человѣческаго, который въ падшемъ своемъ состоян³и, безъ освѣщен³я духомъ Бож³имъ, никогда не можетъ воспарить къ превыспренней истинѣ христ³анской, но на вдохновенное патр³архамъ и апостоламъ слово вѣчныя жизни, котораго были они достойными по чистому сердцу и покорному вѣрѣ уму и единственными оруд³ями въ рукѣ вся сотворшаго, вся сохраняющаго Бога Слова, такъ что онъ столько же ежеминутно занимается и жреб³емъ каждаго частнаго человѣка, какъ и всѣмъ вообще родомъ человѣческимъ: ибо столько возлюби Богъ м³ръ, яко и сына своего единороднаго, то-есть, Бога Слово (плот³ю бывшее) далъ есть, да всякъ вѣруяй въ него не погибнетъ, но имать животъ вѣчный. Священная Библ³я съ первой главы Быт³я до послѣдней Апокалипсиса учитъ не только познан³ю начала, продолжен³я и конца вселенной, нами обитаемой, но и паче познан³ю человѣка, яко верховнаго дѣла рукъ Бож³ихъ; первое въ невинномъ его состоян³я, въ раю, потомъ въ падшемъ его состоян³и, въ которомъ всѣ мы рождаемся на землѣ, и, наконецъ, въ возстановлен³и нашемъ чрезъ искуплен³е Бога Слова, бывшаго плот³ю. Въ ней показаны, въ книгахъ Моисеевыхъ и пророческихъ, и бѣдность вашего глубокаго паден³я, почему отъ юности всѣ мысля и желан³я наши клонятся во злу, и средства возстановлен³я - въ патр³аршескихъ и пророческихъ писан³яхъ предостерегательныя и наставительныя, а въ Евангельскомъ учен³и дѣйствительныя; ибо обѣтованный прежде Спаситель пришеств³емъ своимъ во плоти показалъ намъ образъ жизни, когда чрезъ живую вѣру слову Его, вѣчно глаголющему и внѣ насъ и въ сердцѣ нашемъ, слѣдуемъ божественному Его учен³ю. Почему и чтен³е Слова Бож³я не должно дѣлаться подобно чтен³ю обыкновенныхъ книгъ разума человѣческаго, но съ великимъ пр³уготовлен³емъ сердца и разума, испрашивая прежде во внутренней молитвѣ сердца чистаго и разума прямаго, дабы первое оживотворено было любов³ю къ Богу, а разумъ покоренъ свѣту вѣры, пока раскроется въ немъ духъ истины, котораго ²исусъ Христосъ по вознесен³и одесную Отца послалъ апостоламъ и котораго посылаетъ и нынѣ просящимъ его отъ чистаго сердца. Тогда всѣ толки и умствован³я философическ³я, противныя библейскому учен³ю, сами собою падутъ и уничтожатся. Пока же учащ³й или учащ³йся чрезъ непрестанную молитву и чистую жизнь можетъ стяжать духа Бож³я, есть другое воспомогательное средство, а именно писан³я святыхъ отцевъ и Богомъ просвѣщенныхъ мужей, особливо въ прошедшемъ столѣт³и открывшихся, которые до основан³я ниспровергаютъ лжеучен³е философское неоспоримыми доказательствами и изъ Слова Бож³я и изъ внутренняго познан³я поврежденнаго паден³емъ естества человѣческаго. Таковы суть книги Божественная философ³я, Христ³анская философ³я и проч³я сочинен³я, изданныя на росс³йскомъ языкѣ и извѣстныя г. ректору и профессорамъ словесности, соразмѣрныя понят³ю учащихъ и учащихся, и высокому и посредственному, и которыя, по мѣрѣ успѣха учениковъ, могутъ сообщаемы быть отъ учащихъ учащимся".
   "С³и два средства при наблюден³и благочест³я, первыхъ познан³й закона Бож³я, христ³анскаго благоговѣн³я въ храмахъ Бож³яхъ и сохранен³я строгой нравственности, могутъ въ умахъ юныхъ воспитанниковъ поселить живую вѣру къ Слову Бож³ю, освѣтить ихъ духомъ Бож³имъ, разогнать мракъ философическаго заблужден³я, основаннаго на кичливости разума и посѣять въ сердцѣ христ³анск³я добродѣтели чрезъ приведен³е божественнаго учен³я въ исполнен³е и чрезъ послѣдован³е Христову образу жизни во время хожден³я Его на землѣ; ибо, по непреложному Слову Его, не всякъ глаголай ми Господи, Господи, внидетъ въ царств³е небесное, но творяй волю Отца Его, иже есть на небесѣхъ, который всѣмъ человѣкамъ хощетъ спастися и въ разумъ истинный пр³йти".
   Коп³и этого предложен³я Карнѣевъ поручилъ совѣту разослать во всѣ гимназ³и, внушивъ всѣмъ директорамъ и учителямъ о прилежнѣйшемъ наблюден³и, дабы всѣ науки имѣли основан³емъ первый сей краеугольный камень; ректору же и профессорамъ Карнѣевъ объявилъ, что они, безъ сомнѣн³я, обратятъ особенное вниман³е на сей толико важный предметъ и при наставлен³и юношества не упустятъ изъ виду всего того, чего ожидаетъ онъ нихъ верховное начальство.
   Въ слѣдующемъ мѣсяцѣ Карнѣевъ опять возвращается къ тому же предмету; по поводу ходатайства объ увеличен³и содержан³я служащимъ въ университетѣ, Караѣевъ писалъ 31): "Его с³ятельство (министръ народнаго просвѣщен³я) съ особенною благосклонностью изъявляетъ готовность свою ходатайствовать у Всемилостивѣйшаго Государя Императора о улучшен³и состоян³я чиновниковъ Харьковскаго университета, но не прежде, какъ они покажутъ въ полной мѣрѣ усерд³е свое въ службѣ, соотвѣтствуя всѣмъ ожидан³ямъ верховнаго начальства, когда потщатся направлять умы молодыхъ воспитанниковъ къ единой цѣли, указанной мною по волѣ его с³ятельства въ предложен³и моемъ отъ 25-го прошлаго января No 59; доказательствомъ же таковаго старан³я гг. чиновниковъ университета будетъ, если утвердится общее и постоянное между ними соглас³е; если учащ³еся покажутъ отличные успѣхи въ наукахъ и чистой нравственности, на христ³анскомъ учен³и основанной, и наконецъ, и самое производство дѣлъ по университету пойдетъ успѣшнѣе".
   Старан³я Карнѣева не остались безъ успѣха; повсюду въ гимназ³яхъ, а также и въ университетѣ, стали читать съ воспитанниками, по праздникамъ, Евангел³е, начали водить ихъ въ церковь, занимать изъяснен³емъ Божественнаго писан³я,- однимъ словомъ, введенъ былъ цѣлый рядъ мѣръ для внѣшнихъ проявлен³й благочест³я, которыхъ требовало начальство. Нашлись, конечно, и лица, которыя постарались воспользоваться этимъ для своихъ цѣлей, какъ о томъ свидѣтельствуютъ воспоминан³я современниковъ 32). Однимъ изъ проявлен³й этой дѣятельности Карнѣева было и основан³е студентскаго библейскаго сотоварищества, о которомъ сохранились кое-как³я свѣдѣн³я въ дѣлахъ университета. Оно было основано въ 1821 году. Въ засѣдан³и совѣта 26-го января, проректоромъ Джунковскимъ было доложено прошен³е 68 студентовъ, въ которомъ они просили разрѣшен³я составить изъ среды своей библейское общество; совѣтъ далъ соглас³е съ тѣмъ, однако чтобы для лучшаго устройства и соблюден³я порядка, ближайш³й надзоръ надъ ними былъ порученъ инспектору казеннокоштныхъ студентовъ профессору Дубровичу, который, надо полагать, и былъ главнымъ дѣятелемъ при учрежден³я сотоварищества. Состояло оно главнымъ образомъ изъ студентовъ, но въ немъ участвовали также кандидаты и даже посторонн³я лица; такъ, въ 1822 году изъявили желан³е быть членами его новый попечитель университета Е. В. Карнѣевъ и ректоръ харьковскаго коллег³ума архимандритъ Тимоѳей. Сотоварищество управлялось особымъ комитетомъ, директорами котораго были въ 1821 году кандидаты Склабовск³й и Байковъ, а секретаремъ - Золотаревъ; въ 1822 году въ помощь имъ избраны, въ директоры - студентъ Протопоповъ, а въ казначеи - студентъ Дружкевичъ. Въ слѣдующемъ году добавлены еще два директора - кандидатъ Корсунъ и студентъ Шевичъ. Въ началѣ 1822 года сотоварищество имѣло 102 члена, а въ слѣдующемъ 1823 году 159 членовъ. По окончан³и года происходило генеральное собран³е, на которомъ произносились рѣчи и читался годовой отчетъ о дѣятельности сотоварищества. Первое генеральное собран³е происходило 21-го декабря 1821 года въ присутств³и ректора университета Джунковскаго и инспекторовъ своекоштныхъ и казеннокоштныхъ студентовъ - профессоровъ Дубровича и Науловича. Изъ представленнаго попечителю краткаго отчета о занят³яхъ сотоварищества въ 1821 году, видно, что главнымъ предметомъ ихъ было распространен³е книгъ священнаго писан³я; съ этой цѣлью сотоварищество ознакомляло студентовъ съ дѣятельностью Библейскаго общества и средствами къ получен³ю книгъ Священнаго писан³я; устроивало на своихъ собран³яхъ чтен³я христ³анско-назидательныхъ упражнен³й нѣкоторыхъ его членовъ и принимало мѣры къ умножен³ю какъ членовъ, такъ и благотворителей сотоварищества. Первымъ даровъ, полученнымъ сотовариществомъ, было - десять экземпляровъ Новаго Завѣта и столько же экземпляровъ Послан³й апостоловъ на славянскомъ и росс³йскомъ языкахъ, пожертвованные извѣстными дѣятелями Библейскаго общества, пасторами Патерсономъ и Гендерсономъ. Часть собранныхъ въ 1821 г. денегъ была употреблена для пособ³я пострадавшимъ отъ пожара. Второе генеральное собран³е происходило 2-го февраля 1823 года въ присутств³и бывшаго попечителя З. Я. Карнѣева, его преемника Е. В. Карнѣева и ректора Харьковскаго коллег³ума архмандрита Тимоѳея. На немъ были произнесены рѣчи: студентомъ Сапфировымъ - о важности библейскихъ собран³й, и студентомъ Протопововымъ - о важности Евангельскаго учен³я, а секретаремъ сотоварищества, кандидатомъ Золотаревывъ, прочитанъ отчетъ за 1822 годъ. Въ заключен³е было выслушано читаемое въ церкви въ этотъ день Евангел³е.
   Въ должности попечителя З. Я. Карнѣевъ оставался до августа 1822 года. По выходѣ въ отставку, онъ проживалъ, повидимому, въ своемъ имѣн³и, сельцѣ Захарьевскомъ Богодуховскаго уѣзда, гдѣ жилъ и въ бытность попечителемъ. Когда и гдѣ онъ умеръ,- мнѣ не удалось узнать.
   Свѣтило математическаго факультета Харьковскаго университета, какъ его называетъ г. Сухомлиновъ 33), Тимоѳей Ѳедоровичъ Осиповск³й получилъ воспитан³е во Владим³рской семинар³и и былъ отправленъ ею, какъ лучш³й изъ студентовъ, въ Петербургскую учительскую гимназ³ю при открыт³и послѣдней. Здѣсь онъ оставался съ 1783 по 1786 годъ, когда былъ назначенъ учителемъ физико-математическихъ наукъ и русской словесности во вновь открытое главное народное училище въ Москвѣ. Научными знан³ями и преподавательскимъ талантомъ Осиповск³й вскорѣ обратилъ на себя вниман³е какъ общества, такъ и коммисс³и о народныхъ училищахъ, присылавшей ему на разсмотрѣн³е издаваемыя ею математическ³я сочинен³я; черезъ нѣсколько лѣтъ коммисс³я предоставила ому каѳедру физико-математическихъ наукъ въ С.-Петербургскомъ педагогическомъ институтѣ, а въ 1803 году онъ былъ опредѣленъ профессоромъ математики въ Харьковскомъ университетѣ, открыт³е котораго имѣлось тогда въ виду 34). Такъ какъ мы не имѣемъ въ виду писать б³ограф³ю Осиповскаго, то и не будемъ ни излагать подробностей его дѣятельности въ Харьковскомъ университетѣ, ни вдаваться въ перечислен³е и оцѣнку его немалочисленныхъ сочинен³й 35); мы постараемся только очертить нравственную физ³оном³ю почтеннаго профессора, на сколько это необходимо, чтобы объяснить происхожден³е тѣхъ печальныхъ событ³й, которыя положили конецъ его дѣятельности въ Харьковскомъ университетѣ.
   По своей природѣ Осиповск³й былъ рѣшительный врагъ всякихъ отвлеченныхъ предположен³й: онъ признавалъ только то, что можно было провѣрить разумомъ и его наиболѣе дѣйствительнымъ оруд³емъ - математическимъ анализомъ. При такихъ убѣжден³яхъ онъ не могъ благосклонно относиться къ философскимъ умозрѣн³ямъ, и дѣйствительно, онъ былъ непр³ятелемъ какъ Кантовской, такъ и особенно Шеллинговой философ³и, имѣвшей тогда много привержевцевъ въ русскихъ университетахъ. Убѣжден³я свои Осиповск³й высказывалъ открыто при каждомъ удобномъ случаѣ. Въ рѣчи, произнесенной въ торжественномъ собран³и университета въ 1807 году 36), онъ подвергъ критикѣ положен³я Канта о пространствѣ и времени. Въ противность учен³ю Канта, пространство, по его мнѣн³ю, есть нѣчто реальное и понят³е о немъ пр³обрѣтается вслѣдств³е впечатлѣн³й, производимыхъ имъ на васъ при посредствѣ органовъ внѣшнихъ чувствъ. Понят³е о времени получается нами вслѣдств³е чувствован³я вашего собственнаго быт³я и отнесен³я его къ прочимъ вещамъ по понят³ю ихъ сопребыван³я съ нами. Въ 1813 году онъ опять возвращается къ той же темѣ и подвергаетъ рѣзкой критикѣ динамическую систему Канта; онъ сравниваетъ успѣхъ ея съ успѣхомъ знаменитой въ свое время Декартовой системы вихрей; "дѣйствительно", говорятъ онъ, "оная система съ перваго взгляда столько же обворожаетъ воображен³е, сколько и Декартова; но и въ томъ с³и двѣ системы сходны, что какъ первая не могла выдержать математической провѣрки, такъ и послѣдняя должна уступить строгимъ математическимъ сужден³ямъ" 37). Характерно воззван³е, съ которымъ онъ обращается въ своей рѣчи къ молодымъ слушателямъ; въ немъ выразился весь умственный складъ этого представителя точнаго знан³я: "ежели вы слышите или читаете, что философъ природы постановляетъ а priori какой-либо законъ ея, то буде онъ не доказываетъ его съ математическою строгостью

Другие авторы
  • Касаткин Иван Михайлович
  • Первов Павел Дмитриевич
  • Цертелев Дмитрий Николаевич
  • Тучкова-Огарева Наталья Алексеевна
  • Замятин Евгений Иванович
  • Кро Шарль
  • Рукавишников Иван Сергеевич
  • Иванов Александр Павлович
  • Кичуйский Вал.
  • Голдобин Анатолий Владимирович
  • Другие произведения
  • Анненский Иннокентий Федорович - Иннокентий Анненский в неизданных воспоминаниях
  • Плеханов Георгий Валентинович - О том, что есть в романе "То, чего не было"
  • Стасов Владимир Васильевич - Первый концерт концертного общества
  • Кюхельбекер Вильгельм Карлович - Рассуждение о восьми исторических драмах Шекспира, и в особенности о Ричарде Третьем
  • Надеждин Николай Иванович - Иван Выжигин, Нравственно-сатирический роман
  • Венгеров Семен Афанасьевич - Бутурлин П. Д.
  • Андреев Леонид Николаевич - Мои записки
  • Жанлис Мадлен Фелисите - Женщина-Автор
  • Горький Максим - Товарищу Димитрову
  • Толстой Алексей Константинович - Смерть Иоанна Грозного
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
    Просмотров: 665 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа