т Алеша, - "это потонуть в разврате, задавить душу в растлении, да, да?" "Пожалуй, и это"... - соглашается с ним Иван; "впрочем,- утешает он Алешу,- до 30-ти лет, может быть, и избегну"... "Как же ты избегнешь, чем избегнешь?" - допытывается "невинный мальчик". "Опять-таки по-карамазовски". "То есть это по теории все позволено?" "Да, пожалуй, все позволено, - подтверждает Иван - Я от этого не отрекаюсь и никогда не отрекусь" (ib., с. 414, 415).
Но мы указали уже выше, почему практически осуществление этой теории совершенно не под силу Ивану Карамазову, а потому весьма трудно допустить, чтобы он мог избегнуть даже и до тридцатилетнего возраста того рокового и неизбежного финала, на который с такою откровенностью указывает ему Алеша: или убить себя, или задавить душу в растлении, потонуть в разврате! Анализ жизни и "души" этого забитого и искалеченного человека логически приводит нас к заключению, что Алеша прав и что другого выхода для него нет и быть не может.
Но ведь вы приходите, в конце концов, скажут нам, пожалуй, оптимисты, к ужасному и совершенно безотрадному выводу: из вашего анализа различных разновидностей забитых людей выходит, что над всеми ими поставить, так сказать, крест, что из их положения нет другого выхода, кроме самоубийства или окончательного нравственного и умственного отупления, или разврата, или разочарования - нет и не может быть другого выхода?
Да, конечно, для Карамазовых, Смердяковых, как и для отцов Зосимов, Снегиревых, Максимовых, нет другого выхода... Однако разве анализ их "души" не открывает нам в ней такие свойства, чувства и стремления, которые, при известной выработке и развитии, могут быть с успехом утилизированы для более или менее осмысленной борьбы с жизненными условиями, порождающими человеческую забитость. Но для того, чтобы они могли быть утилизированы самим забитым человеком, для этого существенно необходимо, во-первых, чтобы он ясно понимал причины, вытекающие из этих жизненных условий, а во-вторых, чтобы вполне отчетливо сознал всю трагическую безвыходность своего положения, всю невыносимость своего существования под гнетом подобных условий.
81 Названная работа в виде трех статей (14 глав) была напечатана в No 2, 3 и 4 журнала "Дело" за 1881 г. под псевдонимом Ф. Б-ъ. Принадлежность этого псевдонима Ткачеву была обоснована нами в 1976 г. (см.: Шахматов Б. М. Библиографическое послесловие // Ткачев П. Н. Соч. в 2 т.- Т. 2.- М., 1976.- С. 599-600). В настоящем издании отрывки из работы Ткачева печатаются по тексту журнала. Цитаты из "Братьев Карамазовых" Достоевского оставлены, как они приведены у Ткачева, который придерживался вольной манеры цитирования.
82 Главы III и IV статьи первой печатаются с небольшими сокращениями по журналу "Дело", 1881, No 2, раздел "Современное обозрение", с. 1, 17-18, 19- 28 отдельной пагинации. Первые две главы посвящены разбору эстетических достоинств романа Достоевского.
83 Цитата из стихотворения Фр. Шиллера "Элевзинский праздник" в переводе В. А. Жуковского (Достоевский Ф. М. Собр. соч. в 12 т.- Т. 11.- М., 1982.- С. 126).
84 Речь здесь идет прежде всего о публицистических выступлениях Достоевского против революционных демократов, начиная со статей во "Времени" и "Эпохе" 1860-х годов и кончая статьями в еженедельнике "Гражданин" и в "Дневнике писателя" 1870-1880 гг.
85 "Таинственный посетитель" старца Зосимы ("Братья Карамазовы", ч. II, кн. IV, гл. 2, § г).
86 Слова "гнилого Запада" - излюбленное выражение славянофилов. Вставляя эти слова в цитату, Ткачев оттеняет славянофильско-почвеннические воззрения Достоевского.
87 Пост - запрещение или ограничение пищи или отдельных ее видов, применяемое в религиозных целях мнимого "очищения" или "обновления" души человека.
88 Антропофагия (греч.) - людоедство.
89 Дьявол, или сатана (древнеевр.- противодействующий) - злой дух, виновник зла и греха, властелин ада и т. п. в ряде религий, в том числе и в христианстве; постоянный оппонент бога в его благих деяниях.
90 Имеются в виду персонажи первой части ("Ад") поэмы Данте "Божественная комедия" (1307-1321).
91 "Записки из мертвого дома" печатались в журнале "Время" братьев М. М. и Ф. М. Достоевских в 1861-1862 гг. Романы "Униженные и оскорбленные" и "Преступление и наказание" опубликованы соответственно в 1861 и 1866 гг.
92 Цивический, цивильный (лат.) - гражданский.
93 Имеется в виду отказ Достоевского от революционных и социалистических взглядов петрашевцев, к которым он в юности принадлежал.
94 Праведники - в православии один из двух родов святых: те, кто совершал святые дела, обитая в монастырях, называются преподобными; в обычной жизни, в миру - праведниками.
95 Главы VII-IX статьи второй печатаются с незначительными сокращениями по: Дело.- 1881.- No 3.- Раздел "Современное обозрение".- С. 16-39.
95 К ней Ткачев относил штабс-капитана Снегирева и помещика-приживальщика Максимова. Разбору этой разновидности "забитых людей" (представителей которой он характеризует как "паразитов, приспособленных исключительно лишь к жизни насчет чужого труда, насчет труда некультурного человека" (с. 4), но не имеющих такой возможности) Ткачев посвятил V и VI главы статьи второй (с. 1-16). "Материальные условия жизни", пишет Ткачев, лишают этих "забитых людей" "всякой самозащиты", всякой даже "попытки на протест", требуя от них "под угрозою голодной смерти" "безусловного смирения, терпения и всепрощения", т. е. тех "добродетелей", в которых Достоевский усматривает "искру Божию". С точки зрения "общественной пользы", "общественного прогресса" эти "добродетели", продолжает Ткачев, примиряют "забитых людей" с их забитым положением, они, так сказать, укрепляют, консолидируют и увековечивают те ненормальные условия, которые порождают, с одной стороны, Карамазовых, Самсоновых, Смердяковых, Хохлаковых, Грушенек и т. п., а с другой - Снегиревых и Максимовых. Иными словами, они укрепляют и консолидируют порядок вещей, опирающийся на принципах, лежащих в основе крепостного права... они санкционируют и увековечивают моральное и умственное растление и "унижение" человека" (с. 9), они "еще глубже и герметичнее закупоривают его в той беспросветной темнице человеческих "унижений и оскорблений", в которую запрятала" "забитого человека" ..."судьба" (с. 16).
97 Ткачев неточен: скорее он говорит о разновидностях не типа, а категории культурных "забитых людей", в которых, как он пишет, "преобладают смиренномудрие, самоуничижение, кротость, незлобие, бескорыстная самоотверженная любовь и др. тому подобные качества,- качества, отражающие в себе, по мнению Достоевского, "искру Божию". К другой категории,- продолжает Ткачев,- следует отнести "забитых людей", в которых преобладают качества противоположного характера: гордость, себялюбие, необузданный эгоизм, чувственные, животные инстинкты, грубые плотские похоти и вожделения" (с. 1). Рассмотрению второй разновидности первой категории "забитых людей" посвящена вторая статья, а разновидности второй категории - третья статья Ткачева.
98 "Человек человеку волк" - выражение из пьесы Плавта "Ослы" (II, 4, 88). Впоследствии вошло в арсенал социологии Ф. Бэкона и Т. Гоббса.
99 Корпус - название привилегированного военного учебного заведения в России (равноценного гимназии), готовящего офицеров для царской армии.
100 Софизмы (греч.- уловка, выдумка, головоломка) - умышленно ложно построенные умозаключения, формально выглядящие как правильные. Введенные в употребление в Древней Греции так называемыми софистами (V-IV вв. до н. э.), софизмы широко использовались в средневековом христианском богословии.
101 Аскетизм (греч.- упражнение, подвиг) - религиозно-мистическое учение о самоотречении, отказе от жизненных благ, подавлении чувственных влечений и т. п. с целью достижения единения с божеством. В христианстве аскетическое поведение проповедуется как "основной закон жизни верующего". Смысл проповеди аскетизма - примирение трудящихся с их тяжелым социальным положением в эксплуататорском обществе, отвлечение от борьбы за подлинные гуманистические идеалы общественного развития.
102 Сокращенная цитата из Евангелия от Матфея (гл. 10, ст. 21), аналогичный текст также в Евангелиях от Марка (гл. 10, ст. 21) и от Луки (гл. 18, ст. 22).
103 Обедня - просторечное название православной литургии, главного богослужения в христианской церкви. Совершается ежедневно и по религиозным праздникам строго по определенным правилам. Ежедневное посещение литургии, или обедни, является главным показателем набожности верующих.
104 Спит - в православии поселение нескольких монахов в отдалении от монастыря и отличающееся от монастыря более аскетическими условиями жизни.
105 Реалист - по традиции, идущей с 1860-х годов, человек, придерживающийся взглядов, противоположных идеализму и вере. Понятие "реализм" более неопределенно, чем понятие "материализм", не употреблявшееся по цензурным условиям.
108 Основное положение теории предустановленной гармонии Г. Лейбница, изложенной им в "Теодицее" (1710).
107 Цитата из памятника русской литературы XVI в. "Домострой", определяющего отношения человека к церкви и государству, его обязанности в семье, а также содержащего ряд практических советов по ведению домашнего хозяйства.
108 Роман "Идиот" вышел из печати в 1868 г.
109 Из статьи третьей Ткачева, посвященной разбору второй категории "забитых людей", "хищников", в которых выражается суть "карамазовщины", печатаются отрывки из глав X, XIII и заключительной XIV (Дело.- 1881.- No 4.- С. 1-3, 27-28, 43-48). В них даются относящаяся к теме настоящего сборника общая характеристика этой категории "забитых людей" и характеристика жизненной позиции наиболее яркого ее представителя - Ивана Карамазова.
110 Как народник Ткачев переоценивал роль общины в прогрессивном развитии России.
111 То есть Иван Карамазов. Под "Великим Инквизитором" в поэме Ивана Карамазова выведен кардинал, глава инквизиции в Севилье, ибо по католической традиции верховным инквизитором считался сам бог, а его заместителем папа римский. Вся поэма - монолог Великого Инквизитора, осуждавшего Христа за его второе пришествие и вмешательство в дела инквизиции.
112 В предыдущей главе Ткачев останавливался на характере Смердякова.