div>
...уже поговаривали о конституции...- В последние недели царствования Александра II министр внутренних дел граф М. Т. Лорис-Меликов разработал проект довольно широких государственных преобразований, носивших объективно буржуазный характер (Тургенев перечисляет в статье эти проекты). К участию в дальнейшей разработке проекта предполагалось привлечь представителей цензовой общественности. Это и была так называемая "лорис-меликовская конституция", которая в урезанном виде получила предварительное одобрение. Утром 1 марта 4881 г. Александр II передал проект Лорис-Меликова для рассмотрения на ближайшем заседании Совета министров. Смерть царя приостановила дальнейшее движение проекта, окончательно отвергнутого Александром III 8(20) марта 1881 г. См.: Готье Ю. В. Борьба правительственных группировок и манифест 29 апреля 1881 г. (Исторические записки, 1938; No 2, с. 240-299).
...он все более будет удаляться от Германии.- Действительно, в результате экономических и политических противоречий, в 1880-х годах происходило постепенное ухудшение русско-германских отношений и сближение с Францией, завершившееся созданием франко-русского союза (1891-1894 гг.).
Стр. 281. Его весьма близкие отношения с ультра-национальной партией...- Наиболее близкие в то время Александру III люди принадлежали к крайним реакционерам. Это обер-прокурор святейшего синода К. П. Победоносцев, бывший министр народного просвещения граф Д. А. Толстой, редактор "Московских ведомостей" M. H. Катков, редактор еженедельника "Гражданин" князь В. П. Мещерский. Особенно значительной была роль Победоносцева (см.: Зайончковский П. А. Александр III и его окружение.- Вопросы истории, 1966, No 8, с. 136-138).
Совокупность этих реформ ~ они ~ совершенно неотложны, и возможно, что будут приведены в исполнение ранее конца этого года.- Надежды Тургенева не оправдались, и манифестом 29 апреля 1881 г. был определен твердый реакционный курс, постепенно усиливавшийся. Из реформ, перечисленных в статье, в первой половине 1880-х гг. под влиянием экономического развития и революционной ситуации правительство Александра III провело лишь отмену подушной подати, введение обязательного выкупа и понижение выкупных платежей.
Стр. 282....Скандальное расхищение удельных земель...- Удельные земли - земли, выделенные по указу 1777 г. ("Учреждение об императорской фамилии") вместе с живущими на них крестьянами в собственность царской семьи. Распоряжалось ими с 1797 г. Удельное ведомство и департамент уделов (с 1892 г.- Управление уделов). В результате сенаторской ревизии 1880- 1881 гг. установлены были многочисленные хищения представителями высшей администрации части этих земельных угодий на территории Оренбургского генерал-губернаторства.
...большую свободу старообрядцам...- Старообрядцы (староверы) - приверженцы церковных обрядов, существовавших в России до реформ, проведенных в XVII веке патриархом Никоном. Поскольку староверы (старообрядцы) выступали против официальной церкви, они всегда преследовались царским правительством. Надежды, выражавшиеся Тургеневым, на улучшение правового положения старообрядцев частично оправдались. 25 декабря 1882 г. в Государственном совете рассмотрено было представление министра внутренних дел гр. Д. А. Толстого "О даровании раскольникам некоторых общегражданских прав и прав на отправление ими духовных требований". 3 мая 1883 г. это представление было утверждено царем (Полн. собр. законов: третье собрание, т. 3, No 1545). Но преследования противников официальной церкви (в том числе и старообрядцев) продолжались; они были связаны с деятельностью К. П. Победоносцева, занимавшего (с 1880 по 1905 гг.) пост обер-прокурора святейшего синода и не признававшего никакого религиозного инакомыслия.
Собранию такого рода было, например, предложено высказать свое мнение об освобождении крепостных крестьян.- Тургенев имеет в виду заседания Главного комитета по крестьянскому делу, на которые в октябре 1859 г. и в феврале 1860 г. были вызваны."для словесных объяснений" депутаты губернских комитетов, чтобы высказать свои соображения и пожелания относительно проекта Положения о крестьянах.
Много говорят о предупредительных мерах, которые он может принять против нигилистов, и о репрессиях, которым он их подвергнет.- После 1 марта 1881 г. продолжались аресты лиц, подозреваемых в причастности к убийству Александра II, и были приняты меры по усилению охраны нового царя. Страх Александра III перед революционерами был так велик, что он 27 марта 1881 г. тайно переехал в Гатчину, где, окруженный усиленной охраной, чувствовал себя безопаснее. "В Гатчине,- записал в своем дневнике Д. А. Милютин,- поражает приезжего вид дворца и парка, оцепленного несколькими рядами часовых, с добавлением привезенных из Петербурга полицейских чинов, конных разъездов, секретных агентов и проч. и проч. Дворец представляет вид тюрьмы" (Дневник Д. А. Милютина. М., 1950, Т. 4, с. 51). Искоренение крамолы продолжалось и после назначения министром внутренних дел графа Н. П. Игнатьева (май 1881г.). 14 августа 1881 г. утверждено было "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия", свидетельствовавшее о дальнейшем усилении правительственных репрессий.
Стр. 283. ...царь будет придерживаться политики совершенно мирной...- Первые внешнеполитические шаги правительства Александра III это подтвердили. Так, 4(16) марта 1881 г. всем русским дипломатическим представителям была разослана циркулярная депеша, в которой говорилось, что "государь император посвятит себя прежде всего делу внутреннего государственного развития", что Россия "достигла своего естественного развития; ей нечего желать, нечего домогаться от кого бы то ни было: ей остается только упрочивать свое положение, сохранять себя от внешней опасности и развивать внутренние силы". Вероятно, русский посол в Париже Н. А. Орлов ознакомил Тургенева с этой депешей.
...сохранить добрые связи с Германией...- Правительство Александра III пыталось добиться урегулирования отношений с Германией и Австро-Венгрией, с целью создать противовес Англии и оплот против революционного движения. Начатые еще при Александре II переговоры завершились 18 июня 1881 г. подписанием австро-русско-германского договора, известного (по аналогии с договором 1872 г.) как "Союз трех императоров". Связи с Австро-Венгрией и Германией не стали такими тесными, как мечтали прогерманские политики, однако договор сыграл положительную роль в годы, когда - после Берлинского конгресса - европейская конъюнктура сложилась неблагоприятно для России.
Франция может рассчитывать ~ на более ярко выраженную симпатию...- См. примеч. 4 к с. 279. Тесное сближение с Францией осуществилось лишь в- конце царствования Александра III, когда был заключен франко-русский союз (1891-1894 гг.).
...с так называемым тройственным союзом покончено ~ Ему не суждено более возродиться,- Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) оформился год спустя. По-видимому, Тургенев неточно именует тройственным союзом "Союз трех императоров" (русского, германского и австрийского), созданный в 1872 г. Надежда Тургенева не оправдалась: "Союз трех императоров" был возобновлен в 1881 г. и просуществовал до 1887 г.
...отношения России с Англией примут почти наверное характер большей сердечности...- Этот прогноз не оправдался. Англо-русские противоречия продолжали расти, и особенно в Средней Авии. В марте 1885 г. в районе Кушки произошло вооруженное столкновение русского отряда с афганским, руководимым английскими офицерами. Инцидент едва не привел к войне. Соглашение 1887 г., определившее русско-афганскую границу, не улучшило отношений с Британией, остававшихся до 1907 г. враждебными.
...дружбе, которая соединяет его с принцем Уэльеким.- Сын королевы Виктории и наследник английского трона (принц Уэльский) - Эдуард (1841-1910), с 1901 г. король Эдуард VII, был родственником Александра III: они были женаты на сестрах - дочерях датского короля Христиана IX. Связи Эдуарда с русским двором укрепились после посещения им в 1866 и 1874 гг. России.
...только одно лицо, советы которого всегда будут выслушаны со это господин Победоносцев.- Константин Петрович Победоносцев (1827-1907) - автор известного манифеста 29 апреля 1881 г. об укреплении самодержавия, вдохновлявший реакционную политику Александра III, его ближайший советник и наставник. В конце 1880-х гг. влияние Победоносцева несколько уменьшилось.
В последний год царствования Александра II новый император очень сблизился с графом Лорис-Меликовым и графом Милютиным, высокие достоинства которых он оценил. Можно думать, что эти два лица сохранят свои посты.- В первые недели правления Александра III М. Т. Лорис-Меликов и члены либеральной группировки в правительстве (к ней принадлежал и военный министр Д. А. Милютин) оставались на своих местах и казались весьма влиятельными. Это впечатление укрепилось после заседания Совета министров (8 марта 1881 г.), на котором большинство выступавших высказалось за конституционные проекты Лорис-Меликова. Однако царь склонялся к мнению Победоносцева, настойчиво убеждавшего принять твердый курс и отстранять Лорис-Меликова. После опубликования манифеста 29 апреля 1881 г. произошли немедленные изменения в правительстве: 29 апреля подал в отставку Лорис-Меликов, 30 апреля - Абаэа, а 12 мая - Милютин.
Великий князь Владимир ~ займет в начинающемся царствовании могущественное положение...- Брат царя, вел. кн. Владимир Александрович (1847-1909) с 17 августа 1880 г. командовал гвардейским корпусом, а с воцарением Александра III назначен был командующим войсками гвардии и Петербургского военного округа. Характеристику его кап человека "умного, сердечного, более других образованного", но "склонного к лени, рассеянности и обжорству", а потому и не оказавшего никакого влияния на политику Александра III, см. в "Дневнике государственного секретаря А. А. Половцева", т. 1 и 2 (ред. и комментарии П. А. Зайончковского), М., 1966 (по указателю).
Стр. 285. ...в первом своем манифесте Александр III говорит о тяжелой задаче...- Речь идет о манифесте 1 марта 1881 г. "О восшествии его императорского величества государя императора Александра Александровича на прародительский престол всероссийския империи и нераздельные с ним престолы Царства Польского и Великого княжества Финляндского" (Собр. узак. 1881, 1 марта, с. 131). Тургенев имеет в виду слова манифеста: "Подъемлем тяжкое бремя, ботом на нас возложенное".
ПЕРВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЕРЫ Г-ЖИ ВИАРДО В ВЕЙМАРЕ
Впервые опубликовано: СПб Вед, 1869, No 110, 23 апреля (5 мая), с. 1-2, с подписью: И. Тургенев и пометой после текста: Баден-Баден, 11-го (23-го) апреля. Перепечатано: Рус Пропилеи, т. 3, с. 176-185.
Автограф на русском языке неизвестен.
Французский автограф (3 л.) хранится в частном собрании г-жп Боннье де ля Шапель (Севр); фотокопия: ИРЛИ, Р. 1. оп. 29, No 309.
В собрание сочинении впервые включено в издании: Т, Сочинения, т. 12, с. 333-342.
Печатается по тексту первой публикации с исправлением на с. 299, строка 11: "гидроцефала" вместо "дидроцефала".
8 и 11 апреля н. ст. 1869 г. в Веймаре впервые была поставлена оперетта "Последний колдун" ("Der letzte Zauberer") - слова Тургенева, музыка II. Виардо {См.: Розанов А. С. Полина Виардо-Гарсиа. 2-е изд., доп. Л., 1973, с. 128.}. Воодушевленный успехом оперетты, Тургенев поделился своими впечатлениями от ее постановки в статье, облеченной в форму письма к П. В. Анненкову.
При публикации этого "письма" Анненков сопроводил его особым "примечанием" с целью ускорить постановку оперетты в России: "М. г.,- писал Анненков.- Посылаю письмо И. С. Тургенева для напечатания в нашей газете. Несмотря на его интимный, домашний, так сказать, характер, мне кажется, что оно не будет лишено интереса и для публики как первое известие о музыкальной новости, получившей восторженное одобрение Листа и других знатоков дела и любопытной по именам авторов, участвовавших в ее создании. Опера г-жи Виардо на текст И. С. Тургенева обойдет, вероятно, множество европейских сцен, и желательно было бы, чтобы она не миновала и русской, хотя бы для того, чтобы убедить публику в возможности соединить глубокое творчество, свежее вдохновение, поэзию и грацию в произведении без всяких претензий, без колоссальных сложных замыслов, без громадных требований от постановки в певцов и без многого прочего. Кстати будет заметить также, что это первая опера, написанная женщиной и публично исполненная в Германии" {За это "примечание" Тургенев поблагодарил Анненкова в письме от 27 апреля (9 мая) 1869 г.}.
Осуществить постановку "Последнего колдуна" в России и на русском языке, на что надеялся Тургенев, не удалось (см. письмо к П. Виардо от 18 февраля (2 марта) 1871 г.).
1(13) апреля 1869 г., в день приезда из Веймара в Карлсруэ, Тургенев сообщил Ж. Этцелк": "...оперетта г-жи Виардо очень понравилась и вовсе не оказалась слишком маленькой для настоящего театра: я расскажу Вам об этом подробно в письме, которое Вы получите через 4-5 дней". Очевидно, Тургенев тогда же решил перевести задуманную статью на французский язык для публикации ее в какой-либо парижской газете с помощью Этцеля. 14(26) апреля он уже выслал Этцелю перевод статьи с просьбой поместить "где-нибудь без промедления". Этцель предложил статью в "Journal des Dêbats", но она была отклонена редакцией газеты как слишком длинная и несколько суховатая. Попросив Этцеля вернуть ему рукопись, Тургенев 28 апреля (10 мая) обещал сократить ее наполовину (особенно пересказ либретто) и добавить в статью "немного перцу и соли". Сокращенная, с некоторыми изменениями и исправлением даты на 20 мая н. ст., статья была вновь послана Этцелю 8(20) мая, но опять не была одобрена. Французский перевод напечатан не был (рукопись осталась среди бумаг Ж. Этцеля).
Первоначально французский автограф был датирован 25 апреля н. ст. 1869 г. Затем Тургенев исправил дату на 20 мая н. ст. Французский текст представляет собой перевод русского оригинала с незначительными изменениями, сокращениями и добавлениями. Вычеркнув в общей сложности три с половиной страницы, Тургенев содержание исключенного текста кратко резюмировал в нескольких фразах, вписанных на полях и между строк. Текст на обороте последнего листа он обвел рамкой и на полях сделал примечание: "NB. Это можно выбросить, если хотят".
Стр. 293. ...вернувшись оттуда в мое баденское гнездышко.- В Баден Тургенев вернулся около 8(20) апреля 1869 г.
"Последний колдун" - вторая из трех опереток, уже написанных ею.- Кроме "Le dernier sorcier" ("Последнего колдуна"), П. Виардо написала оперетты "Trop de femmes" ("Слишком много жен") и "L'Ogre" ("Людоед"). Текст "Последнего колдуна" см.: Лит Насл, т. 73, кн. 1, с. 177-207.
...подобие театра со первоклассные музыкальные авторитеты...- О постановке оперетт П. Виардо в баденском доме Тургенева см. Швирц Г. Представление оперетты "Последний колдун".- Лит Насл, т. 73, кн. 1, с. 208-210. Среди слушателей оперетт Г. Швирц называет И. Брамса, Ф. Листа, К. Шуман (см. там же, с. 208-212). Тургенев в письме к В. П. Боткину от-24 сентября (6 октября) 1867 г. упоминает, кроме вышеперечисленных, К. Леви, Я. Розенгайна, А. Г. Рубинштейна.
Особенно горячо принялся за это дело находившийся тогда в Веймаре Лист.- Тургенев сообщал об интересе Ф. Листа к оперетте "Последний колдун" и о помощи в ее постановке в письмах к Ж. Этцелю 8(20) февраля, Л. Пичу 12(24) февраля, В. П. Боткину 18 февраля (2 марта), Н. А. Милютину 27 февраля (И марта).
...Лассен Эдуард (1830-1904), немецкий композитор и дирижер, с 1861 г.- веймарский придворный капельмейстер.
Музыкальный критик и литератор Рихард Поль...- Поль Рихард (1826-1896) - немецкий поэт, композитор, музыкальный критик. Три его стихотворения ("Загубленная жизнь", "Лесная тишь", "Ожидание") переведены на русский язык Тургеневым и положены на музыку Полиной Виардо (см. наст. изд., т. 12).
Стр. 294. ...посольство от подвластных ему кохинхинских духов...- Намек на Наполеона III, карикатурой на которого во многом является образ колдуна Кракамиша. В 1866-1867 годах французские колониальные войска захватили область Кохинхина в Индокитае. См. об этом подробнее: Лит Насл, т. 73, кн. 1, с. 212.
...с веткой травы Моли, уже известной грекам и упомянутой в Одиссее.- Моли - сказочная волшебная трава, вроде разрыв-травы в русских сказках. Она упоминается в десятой песне "Одиссей": Эрмий (Гермес) вручает эту траву Одиссею, чтобы он с ее помощью противостоял чарам Цирцеи.
Стр. 296. Кракамиш произносит нечто вроде тронной речи ~ о своем желании сохранить мир и т. д.- Намек на Наполеона III не мог не понравиться прусскому королю Вильгельму. Вероятно, имеется в виду представление "Последнего колдуна" на любительской сцене в его доме, где присутствовал и сам король. Об этом Тургенев писал 7(19) октября 1867 г. Анненкову.
...мага "Мерлина".- Мерлин - герой средневековой сказочной литературы, волшебник при дворе короля Артура.
Стр. 298. ...мне, как заклятому гётеанцу.- Об отношении Тургенева к Гёте см.: Rоsenkranz E. Turgenev imd Goethe - Germanoslavica, Jhr. 2, 1932-1933, Hf. 1, S. 76-90; Жирмунский В. M. Гёте в русской литературе. Л., 1982, с. 276-284; Sсhütz К. Das Goethebüd Turgeniews. Sprache und Diehtung. Hf. 75, Bern - Stuttgart, 1952, S. 155; Гутман Д. С Тургенев и Гёте.- Уч. зап. Елабужского пед. ин-та, 1959, No 5, с. 149-183.
Стр. 299. ...где жила г-жа Штейн.- Шарлотта фон Штейн (1742-1827) - подруга Гёте, оказавшая благотворное влияние на его творчество. Тургенев упоминает о ней в письмах 1874 г.
...великий герцог Карл Август.- Великий герцог саксенвеймар-эйзенахский Карл Август (1757-1828), друг Гёте.
...двойная статуя, воздвигнутая Ритчелем...- Памятник Шиллеру и Гёте, воздвигнутый в 1857 г. на Театральной площади в Веймаре, работы скульптора Э. Ритчеля (1804-1861).
...статуя бедного Виланда...- Кристоф Мартин Вилавд (1733-1813) - немецкий писатель, автор многочисленных произведений, в том числе романтической поэмы "Оберон"; поселился в Веймаре в 1772 г. На площади Виланда в Веймаре ему был воздвигнут памятник работы скульптора Г. Гассера (1817-1868).
...с головою гидроцефала...- Гидроцефал - человек, больной головной водянкой (гидроцефалией).
...и нет следа той вялой искусственности ~ пригляделись в Карлсруэ.- Ср. отрицательный отзыв Тургенева о театре в Карлсруэ в "Вешних водах", гл. 39 (наст. изд., т. 8, с. 361).
...баритон, игравший роль Кракамиша...- Роль Кракамиша исполнял артист Мильде. Об исполнителях ролей в "Последнем колдуне" см.: Лит Насл, т. 73, кн. 1, с. 213.
Стр. 300. ...в числе их находится и сын Серве, виолончелист, восемнадцатилетний юноша, обещающий идти по стопам отца...- Бельгийский виолончелист А.-Ф. Серве (1807-1866) с успехом концертировал в Европе, в основном в Париже и Лондоне. В 1839, 1841, 1843 и в середине 1860-х годов он приезжал в Россию. В последние годы его сопровождал старший сын Жозеф, виолончелист.
Стр. 301. ...известного певца Дюпре...- Речь идет о Ж.-Л. Дюпре (1806-1896), певце парижской Большой оперы, авторе нескольких опер и ряда других музыкальных произведений.
...русских романсов, написанных г-жою Виардо...- "Пять стихотворений Лермонтова и Тургенева, положенные на музыку Полиною Виардо-Гарсиа". СПб., изд. А. Иогансена, 1868.
Стр. 302. ...очень милая одноактная опера самого капельмейстера Лассена...- Одновременно с "Последним колдуном" была поставлена одноактная опера "Der Gefangene" ("Пленник") Э. Кормона, в переводе П. Корнелиуса, музыка Э. Лассена (см.: Лит Насл, т. 73, кн. 1, с. 212-213).