Главная » Книги

Грот Яков Карлович - Петр Великий как просветитель России, Страница 3

Грот Яков Карлович - Петр Великий как просветитель России


1 2 3

ив авторова сочинения и хранения правил грамматических; но множае гражданского посредственного употреблях наречия, охраняя сенс и речи самого оригинала иноязычного" (Бычков А. Каталог хранящимся в Императорской публичной библиотеке изданиям, напеч<атанным> гражд<анским> шрифтом при Петре Великом. С. 161).}. Так же точно и верный исполнитель мыслей Петра Феофан, в предисловии к упомянутому выше букварю, жаловался, что до тех пор дети лишались надлежащего воспитания от того, что в России книжки для первоначального обучения закону Божию были написаны славянским высоким диалектом, а не просторечием.
   В то же время Петр настойчиво требовал ясности, сжатости и простоты изложения: он был враг всякого многословия и запутанности в мыслях. "Надлежит, - говорил он своему секретарю Макарову, - законы и указы писать ясно, дабы их не перетолковывали" {Нартов. Анекд. 57.}. В переводах Петр дорожил точною передачею смысла без рабского воспроизведения выражений. Осуждая темноту некоторых мест в представленном ему рукописном переводе книги об укреплении городов, он писал переводчику, сыну своего бывшего воспитателе, Ивану Зотову (1709): "Надлежит вам остерегаться в том, дабы внятнее перевесть, а особливо те места, которые учат, как делать, и не надлежит речь от речи хранить в переводе, но точию сии выразумев, на свой язык уже так писать, как внятнее может быть". В другой раз он так выразился в собственноручной записи Синоду об известной нам уже книге относительно немецкого домашнего хозяйства: "Немцы обыкди многими рассказами негодными книги свои наполнять только для того, чтобы велики казались, чего, кроме самого дела переводить не надлежит". В руководство Государь приложил и образец перевода, "дабы но сему книги переложены были без лишних рассказов, которые время только тратят и чтущим охоту отъемлют" {Пекарский. Т. I. С 214, 227; Соловьев. Т. XVI. С. 19; Т. XVIII. С. 194.}.
   Рассмотрев некоторые из просветительных целей и средств Петра Великого, коснусь в заключение вопроса: как относился народ к его деятельности? Но тогдашнему состоянию нравов в России, но множеству случаев противодейстия великим намерениям Государя можно бы заключить, что народ вообще враждебно смотрел на Петра. На деле выходит противное, и в этом лучше всего выражается историческое призвание русской нации. Впрочем, самое появление в России такого деятеля и успешное исполнение его планов не были бы возможны без предрасположения народа к тому развитию, на путь которого он был, по-видимому насильственно, двинут Преобразователем. Было уже сказано, что Россия хотя медленно, но издавна подготовляема была царями к вступлению на этот путь. Когда для нее, наконец, рухнули вековые преграды, движение государственной жизни, долго сдержанное, не могло сделаться стремительным: пробужденный внешнею силой, вызванный к чрезвычайным напряжениям, народ хотя иногда pi роптал, но смотрел на своего энергического царя с изумлением и любовью, и как бы бессознательно чувствовал великое значение наступившего времени.
   Неотразимым свидетельством такого отношения народа к Петру служит большое число эпических песен, сложившихся в его царствование и недавно изданных в Москве г. Безносовым {Песни, собранные П. В. Киреевским. Вып. 8. М., 1870. - Приведенные ниже отрывки - с. 33 и 212.}. Несмотря на многие новые налоги, на тяжкие повинности и изнурительные работы, которым подвергся народ, он сочувственно пел подвиги беспримерного Государя и его сподвижников. Вера в заботливость его о народе выражается, напр<имер>, в одной из песен о правеже, в которой после опивания, как "били добраго молодца на жемчужном перекресточке во морозы во крещенские во два прутишка железные", вдруг является сам государь и спрашивает:
  
   "Вы за что добротнаго казните,
   Бьете, казните смертью смертною"? -
  
   вымысел, показывающий, как ценил народ, что Петр входил во все нужды его, не чуждаясь общения с людьми всех состояний. В другой песне Петр, "свет наш батюшка, первый император", едет в Сенат:
  
   Под ним лошади вороные,
   На самом на нем платье черно.
   Платье черное, да все кручинно.
  
   Отчего же он в трауре? Приехав в Сенат, он пишет куда-то в чужую землю объявление войны. Здесь опять кроется та же мысль об участии Петра в судьбе подданных: он готовится к войне, но заранее скорбит о народе и облекается в траур.
   Смерть Государя также вызвала несколько особых песен, новое свидетельство глубокого впечатления, произведенного ею не только в высших сословиях, но и в простом народе по всей России. Есть известие, что когда в Успенском соборе в Москве публично прочитан был манифест об этой кончине, особенно же во время панихиды, по всему храму раздались громкие вопли. "Воистину, - говорит свидетель, - такого ужаса народного от рождения моего я николи не видал и не слыхал, что, как слышно, и по всем приходам и улицам и той же публикации чинилося" {Записки И<мператорской> Академии наук. Т. IV. Кн. I; Пекарский. Современное известие о кончине Петра В<еликого>. С. 66.}.
   С той самой поры до нашего времени не было еще в жизни русского народа минуты, в которую бы так единодушно и торжественно выразилось сознание величия Петра и благоговение к его памяти. Никогда еще Россия и не могла оценить дел его как в царствование Государя, который по вступлении на престол прежде всего поспешил твердою рукою уничтожить важнейшее препятствие к полнейшему обновлению русской жизни. Без освобождения народа дальнейшее развитие петровских реформ становилось невозможным. Этим великим делом, о котором могли едва только мечтать и Петр Великий, и Екатерина II, открылась новая эпоха для самых предначертаний Петра, новая будущность для его просветительных, - сознаемся, еще далеко не достигнутых целей. Только теперь настала нужда в других средствах, нежели те, какие употреблял Петр Великий, и эти новые средства отчасти уже применяются. Русская жизнь потекла новым путем, о котором и не помышляли современники Петра. Но пусть многие из примененных им способов для нашего века уже не пригодны; пусть в некоторых из них он и для своего времени ошибался; просветительные цели его достойны навеки остаться для русского народа святым заветом величайшего из русских людей. Многие из этих целей могут быть достигнуты только дружными усилиями всех и каждого. Сюда относится, между прочим, обязанность стараться о распространении в нашем обществе, и особенно в молодом поколении, тех личных свойств, которыми в такой высокой степени обладал Петр I как чело век, - его трудолюбия, его энергии и стойкости во всяком предприятии, его стремлении ко всему существенному, его уважения к истинному достоинству и основательному знанию. Если б эти драгоценные свойства Преобразователя России сделались более обыкновенными в ней явлениями, - каких бы громадных результатов нельзя было бы ожидать от даровитого русского на рода в культурном отношении! Великая личность Петра должна становиться более и более знакомою и близкою всем классам народа, и в самом отдаленном потомстве она не утратит своего воспитательного значения. Такой же смысл должно иметь и нынешнее всенародное торжество, связывающее между собою две славные эпохи в истории образования России. Пусть русский народ гордится своим Просветителем не в удовлетворение своего суетного национального самолюбия, но в назидание самому себе. Что, если б в истории этого народа повторилась история жизни этого Государя и вышел бы русский народ, подобно Петру, победителем из борьбы с недостатками своего исконного воспитания? Как детские потехи Петра обратились позднее в грозную воинскую силу, так, может быть, и легкие начатки русского заимствованного образования перейдут в серьезное, самостоятельное дело: Россия процветет наукою, и, кто знает, может статься, займет по своим культурным успехом первенствующее место между народами мира и сделается, как некогда ее Преобразователь, провозвестницею просветительных идей и духовного могущества. Только тогда Россия будет истинно великою державою, когда к ее сильному материальному росту присоединится соразмеренное внутреннее развитие. Вот чего желал, о чем заботился Петр. И только под условием сознания этой истины и стремления осуществить ее торжество в память развития великого Просветителя может быть но справедливости признано торжеством русского народа.
  

КОММЕНТАРИИ

  
   Впервые: Грот Я. К. Петр Великий как просветитель России // Сб. ОРЯС ИАН. СПб., 1873. Т. X, No 3. С. 1-45. Печатается по первому изданию.
  
   Грот Яков Карлович, (1812-1893) - историк литературы, языковед, переводчик, академик (с 1858 г.), вице-президент Петербургской Академии наук (1889 г.). В 1840-1852 гг. - профессор русского языка, словесности и истории Гельсингфорсского университета, с 1852 по 1862 гг. - профессор Царскосельского лицея. Выдающееся значение имели труды Грота по истории литературы - русской, финской, шведской, - а также ряд работ по истории общественной мысли и истории культуры (исследования об А. С. Пушкине, М. В. Ломоносове, Г. Р. Державине); публикации: "Письма Ломоносова и Сумарокова к И. И. Шувалову" (1862), "Письма Н. М. Карамзина к И. И. Дмитриеву" (1866), "Екатерина II в переписке с Гриммом" (1880-1884) и др. Ряд исторических работ Грота посвящен исследованию русско-скандинавских отношений: "Ореховецкий договор" (1878), "Екатерина II и Густав III" (1877) и др. В 1872 г. на юбилейном академическом торжестве по случаю 200-летия со дня рождения Петра Великого Грот выступил с речью, опубликованной в полном варианте отдельным изданием в 1873 г.
  
   1 Тиммерман Франц Федорович - голландец, инженер, учил Петра I геометрии и фортификации, заведовал переславским судостроением, участник азовских походов.
   2 Дашкова Екатерина Романовна (1743 или 1744-1810), княгиня - русский литературный деятель. Дочь Р. И. Воронцова, воспитывалась в доме дяди, государственного канцлера М. И. Воронцова. Участница государственного переворота 1762 г., приведшего на престол Екатерину II. В 1783-1796 гг. - директор Петербургской Академии наук и президент Российской академии. По ее инициативе Российской академией был выпущен толковый словарь русского языка ("Словарь Академии Российской", 1789-1794). Отстранена от дел Павлом I. Дашкова - автор ряда литературных произведений в различных жанрах. Наибольший интерес представляют ее мемуары.
   3 Кауниц (Kaunitz) Венцель Антон (1711-1794), князь - австрийский государственный деятель и дипломат, государственный канцлер (в 1753-1792 гг.). Своей основной задачей считал борьбу против усилившейся Пруссии. С этой целью добился заключения австро-французского и франко-русского союза (1756), способствовавшего оформлению антипрусской коалиции в Семилетней войне.
   4 Гордон Патрик (1635-1699) - генерал, ревностный католик, сторонник Стюартов. Он, однако, провел почти всю свою жизнь на службе чужим интересам: в 1655-1661 гг. сражался в войсках Швеции и Польши, в 1661 г. в чине майора был принят на русскую службу, где нашел свою вторую родину. Способный, образованный, исключительно храбрый в битвах, опытный инженер и военный администратор, Гордон быстро выдвинулся среди других иностранцев, живших в России. Оставил после себя дневник - очень ценный документ, охватывающий весь период его жизни.
   5 Устрялов Николай Герасимович (1805-1870) - русский историк, профессор Петербургского университета, академик. Написал историю Петра Великого (в 6 т.) и Историю России (в 5 т.).
   6 Крижанич (Krizanic) Юрий (ок. 1618-1683) - представитель научной и общественно-политической мысли славян XVII в., писатель. По национальности хорват. Получил богословское образование в Загребе, Болонье, Риме. Был священником-миссионером, состоял на службе ватиканской конгрегации пропаганды веры. Много путешествовал по Европе, пропагандируя идею "славянского единства". В поисках конкретных путей культурного и политического возрождения славян предлагал, в частности, унию православной и католической Церкви. Главную роль в сплочении славян отводил Русскому государству, которое посетил впервые в 1647 г. Прибыв в Москву в 1659 г., по неизвестной причине был сослан в Тобольск. В 1676 г. получил разрешение выехать из России. Обладал энциклопедическими знаниями: его сочинения (из которых большинство было опубликовано лишь в XIX в.) включают трактаты по философии, политэкономии, истории, музыке.
   7 Бужинский Гавриил (ум. 1731) - русский церковный деятель, писатель и переводчик. С 1718 г. - обериеромонах флота. С учреждением Синода - его член и протектор (1724 г.) всех школ и типографий; епископ Рязанский и Муромский (с 1726 г.). По указанию Петра I перевел книги С. Пуфендорфа "Введение в историю европейскую" (пер. с лот. с предисловием Бужннского, 1718) и "О должностях человека и гражданина по закону естественному" (пер. с лат., 1726), а также "Феатрон, или Позор исторический, изъявляющий повсюдную историю... от начала мира до лета 1680" (1724). Автор проповедей с восхвалениями Петра 1 и его деятельности и духовных произведений.
   8 Пуффендорф Самуил (1632-1694) - немецкий юрист, автор книг "О праве естественном и международном" и "Об обязанностях человека и гражданина", в которых попытался установить нормы естественного права, освобождая его от философской схоластики.
   9 Посошков Илья Тихонович (1652-1726) - выходец из подмосковных торговых крестьян, промышленник экономист-самоучка, публицист, сторонник петровских преобразований и политики меркантилизма, автор знаменитой "Книги о скудности и богатстве".
   10 Иосиф II (1741 - 1790) - император Священной Римской империи, в 1765-1780 гг. соправитель своей матери Марии-Терезы, представитель "просвещенного абсолютизма". В 1781 - 1785 гг. отменил крепостную зависимость крестьян; ограничил самостоятельность католической Церкви, в 1781 г. издал "Толерантный патент" о веротерпимости.
   11 Кюстин Астольф де (1790-1857), маркиз - французский писатель и путешественник, Уже в молодости у Кюстина появилось влечение к путешествиям. В 1811-1822 гг. он объездил Швейцарию, Англию, Шотландию и Калабрию, позднее посетил Испанию и Россию.
   12 Лабенскии Кеаверий Ксавериевич (1800-1855) - писатель, поэт, публицист, издал ряд стихотворных сборников на французском языке. Служил в Министерстве иностранных дел.
   13 Василий Великий (329-379), св. - архиепископ Кесарийский, отец и учитель Церкви. Его заслугой в истории догматов состоит в том, что им вместе с другими каппадокийцами была окончательно определена троичная терминология, принятая Церковью. Автор "Шестоднева", в котором изложены принципы христианской космологии.
   14 Самарин Юрий Федорович (1819-1876) - русский общественный деятель, мыслитель, историк, публицист, один из крупнейших славянофилов. Окончил Московский университет (1838), защитил магистерскую диссертацию "Стефан Яворский и Феофан Прокопович" (1844). В 1844-1852 гг. находился на государственной службе, главным образом в Прибалтике. С 1853 г. занимался литературно-публицистической деятельностью, работал в городских и сословных организациях. Активно участвовал в подготовке и проведении крестьянской реформы 1861 г., был членом редакционной комиссии.
   15 Стефан Яворский (в миру - Симеон; 1658-1722) - церковный и государсгвенный деятель. С 1700 г. после смерти патриарха Аидриана местоблюститель патриаршего престола. Автор ряда риторических сочинений, написанных в духе латинской схоластики. Написал острополемическое, направленное против протестантских влияний, сочинение "Камень иеры".
   16 Лекарский Петр Петрович (1827-1872) - русский историк и библиограф, академик Петербургской Академии наук (с 1864 г.). Окончил Казанский университет (1847 г.). Изучал историю науки, литературы и просвещения в России XVIII в. (в частности, журналистику, цензуру, театр, а также русское масонство. Много сделал для выявления и собирания исторических документов. Член Археологического (с 1858 г.) и Русского исторического (с 1870 г.) обществ.
   17 Феофилакт Лопатинский, - ректор московской Славяно-греко-латинской академии (с 1706 г.), епископ Тверской (с 1723 г.), много терпел от Бирона и Феофана Прокоповича, против которого в защиту Стефана Яворского написал книгу "Об иге Господием благом".
   18 Лихуды - братья: Иоанникий (в миру - Иоанн; 1633-1717) и Софроний (в миру - Спиридон; 1652-1730) - церковные деятели, просветители, основатели Славяно-греко-латинской академии, родоначальники общественного образования в Москве. Родом греки. В 1685 г. были присланы восточными патриархами в качестве преподавателей для задуманного царем Федором высшего учебного заведения. Авторы полемических сочинений против католиков, лютеран, старообрядцев, а также переводов с греческого, латинского и итальянского языков.
   10 Иов (ум. 1716) - митрополит Новгородский, открыл при своем дворе и содержал на свои средства с 1706 г. школу (училище) гуманитарного профиля.
   20 Барсов Алексей Кириллович (ок. 1673-1736) - справщик, директор синодальной типографии в Москве, личный переводчик патриарха Московского и всея Руси Адриана. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии, участвовал в исправлении славянского текста Библии. Книга Аполлодора, о которой идет речь, вышла в Москве в 1825 г.
   21 Аполлодор Афинский - грамматик II в. до н. э., автор философских, исторических и мифологических сочинений, в том числе стихотворной "Хронологии" событий 1184-120 гг.
   22 Розенблут К. - переводчик св. Синода.
   23 Козловский Василий Тимофеевич - переводчик св. Синода, в 1717- 1720 гг. обучался за границей.
   24 Поликарпов Федор Поликарпович - дьяк, справщик, директор московской типографии. Написал книгу об истории России, которая, не получив одобрения Петра I, не была издана.
   25 Имеются в виду братья Петр Павлович и Михаил Павлович Шафи-ровы.
   26 Возницын Прокопий Богданович - дипломат, участник "Великого посольства" 1697-1698 гг. и Карловицкого конгресса 1698-1699 гг. В 1699 г. заключил выгодное России перемирие с Османской империей. Начальник Аптекарского приказа (с 1699 г.).
   27 Милорадович Михаил - сербский полковник, пытался поднять славян на борьбу с турками во время русско-турецкой войны 1711 г. После войны переселился в Россию.
   28 Рагузинский-Владиславич Савва Лукич (ок. 1670-1738) - русский дипломат и государственный деятель, серб по происхождению. Выполнял неофициальные поручения русских дипломатов в Турции, в 1711-1722 гг. - представитель России в Черногории и Итальянских государствах, в 1725-1728 гг. - в Китае.
   20 Кролик Феофил (ум. 1732) - деятель культуры, переводчик, священнослужитель, умеренный сторонник Феофана Прокоповича. После окончания Киево-могилянской академии преподавал, а затем был префектом в Славяно-греко-латинской академии (с 1711 по 1716 гг.) одновременно работая над переводами на Печатном дворе московской патриархии. В 1716-1721 гг. работал вместе с иезуитами в Праге над переводами книг с немецкого и чешского языков, по возвращению руководил группой переводчиков. С 1730 г. - архимандрит Новоспасского монастыря
   30 Кирилов Иван Иванович (ум. 1737) - обер-секретарь Сената, составитель географического атласа Российской империи. В 1733 г. подал в Сенат проект, обещавший развития торговли с среднеазиатскими ханствами и Индией. Правительство, соглашаясь с его доводами, возложило на него же самого осуществление этих планов. В 1734 г. был отправлен, во главе обширной экспедиции, в Оренбургский край, обустройству которого он посвятил остаток жизни.
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 102 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа