анди, вполне достаточно "свадеши", т. е. полный бойкот всего, что носит след западной цивилизации. Пусть все чиновники-индусы оставят службу; пусть все, имеющие английские титулы или почетные звания, отрекутся от них. Адвокаты должны прекратить защиту, а судьи-индусы пусть не судят. "И если занятие юристов станет в глазах населения столь же презренным, как профессия публичной женщины, - английское владычество в Индии рассыплется в прах", - предсказывает Ганди. Не только адвокаты и судьи должны объявить бойкот. Сатанинская западная цивилизация преподается в школах и в университетах. Вот почему учителя и профессора-туземцы обязаны отказаться от преподавания, а ученики и студенты - воздержаться от посещения учебных заведений. И если бойкот продержится девять месяцев, то, - предсказывает Ганди, - рассадники сатанинской цивилизации в Индии погибнут, а вместо них возникнут национальные школы, о которых говорится в ведах. Индусы не должны носить платья из материй, изготовленных в Англии. Пусть люди откажутся даже от сахара и чая, ибо чайные плантации в Индии находятся в руках европейских капиталистов. В особенности же пусть индусы бойкотируют выборы в новые законодательные учреждения. Зачем они Индии? Парламент - бесплодная женщина, никогда не могущая иметь ребенка". "Сама "мать парламентов" {Mother of Parliaments, так англичане называют Палату Общин.} - это непотребница, живущая на содержании у первого министра". Если, индусы проведут полностью бойкот, то через год они будут иметь сварадж, т. е. полную независимость, - предсказывает Ганди. Покуда же пусть все жены объявят "свадеши" (бойкот) мужьям: ибо не надо рожать Англии новых рабов".
Проповедь Ганди имела успех не всюду, ибо Индия представляет собою агломерат разных народов. Выборы в Законодательные собрания все-таки состоялись, хотя в некоторых округах не явился ни один избиратель. Надобны ли выводы? "Брожение не носит более спорадический характер, - говорит в "Nineteenth Century" автор статьи "Опасность в Индии". - Недовольство населения не уменьшается и не может уменьшиться". Это - совершенно верно. Верно также, что у нас нет никаких данных для утверждения, что предсказанный Дилком момент возникновения в Индии одной нации наступил. Когда мы читаем статьи о национальной борьбе Индии за национальную свободу, то нам вспоминается истина, формулированная очень хорошо Козьмой Прутковым: "Если на клетке слона прочтешь надпись буйвол, - не верь глазам своим". Национальное движение в Индии ограничивается стремлением некоторых каст возвратиться к тем отдаленным временам, когда вся власть находилась в их руках. Этот идеал выставлен сознательно или бессознательно (Ганди).
Англия, выдвинув принцип державного самоопределения и осуществив его в других странах, где ей это было выгодно, в значительной степени сама содействовала, помимо воли, тому, что "сварадж" принял характер, приданный ему теперь Ганди.