В. Г. Белинский
Разделение поэзии на роды и виды
--------------------------------------
В. Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах. Т. II
Статьи и рецензии. 1841-1845
ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948
Под общей редакцией Ф. М. Головешченко
Редакция С. П. Бычкова
Подготовка текста и комментарии С. Л. Бычкова, А. Н. Дубовикова, С. И.
Машинского.
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
--------------------------------------
{* Несмотря на юность нашей литературы и младенчество литературного
образования русского общества, - уже лет двадцать тому назад пробудилось у
нас сильное критическое движение, усиливающееся с каждым днем более и более.
В журналах (а прежде даже и в альманахах) постоянно являлись и являются
более или менее примечательные статьи в критическом роде, духе и
направлении. Можно указать в нашей литературе на несколько имен, приобретших
себе известность в качестве критиков. Публика, с своей стороны, читает в
журналах критики и рецензии почти с таким же интересом, как повести и другие
произведения изящной слов-есности. Словом, критика составляет жизнь наших
журналов и нашей литературы. Факт утешительный: он обнаруживает в обществе
живую потребность эстетического образования, живое стремление к разумному
сознанию законов изящного, к разумному сознанию ценности произведений
отечественной литературы и степени достоинства каждого из ее действователей.
Но все это пока еще не удовлетворение, а только потребность, указывающая на
другую, более важную, - на потребность систематического знания законов
изящного и основанного на нем систематического знания истории отечественной
литературы. Между тем у нас нет ни одной книги, которая хоть сколько-нибудь
удовлетворяла бы этой потребности, несмотря на несколько попыток в этом
роде. Главные причины неудовлетворительности таких сочинений, доселе
являвшихся у нас, кажется, недостаток мыслительности, отсутствие системы,
произвольность и устарелость взглядов и понятий.
Желая, по мере сил своих, пополнить этот важный недостаток в русской
литературе, один из молодых литераторов, г. Белинский, решился осуществить
давно уже занимавшую его мысль - написать критическую историю русской
литературы. Любя отечественную словесность и будучи с давних пор
внимательным наблюдателем ее хода и имея достаточный запас сведений по этой
части, - он может, повидимому, надеяться, что труд его будет не совсем
неудачен, хотя и представит собою решительно первый опыт подобного сочинения
на русском языке. Сверх изложенных причин, его побудило приступить к этому
труду и желание представить публике, в особой книге и в систематическом
изложении, свод своих идей об изящном и о русской литературе, рассеянных по
статьям его в разных журналах, - идей, по крайней мере оригинальных и
совершенно отличных от всех, доселе обращавшихся в нашей литературе. Книга
его явится под общим названием "Теоретического и критического курса русской
литературы" и заключит в себе следующие части, тесно связанные между собою
единством основной мысли и систематическим изложением: _Общее введение;
Эстетику_ (развитие идеи искусства вообще и теории поэзии в частности);
_Теорию русского стихосложения; Теорию словесности вообще_ (теория
красноречия и взгляд на так называемые беллетрические, или
собственно-литературные - а не художественные - и догматические сочинения,
не принадлежащие ни к искусству в строгом смысле, ни к ученой литературе);
_Взгляд на народную поэзию вообще; Критическое рассмотрение памятников
русской народной поэзии_ ("Слово о полку Игоревом" и русские песни
эпического и лирического содержания); _Историческое обозрение памятников
русской письменности от ее начала до времен Петра Великого; Историю книжной
русской литературы от Кантемира и Ломоносова до Карамзина, от Карамзина до
Пушкина и от Пушкина до 1841 года включительно; Общий взгляд на русскую
литературу, надежды в будущем, заключение_. Сверх подробного критического
рассмотрения художественных созданий и даже произведений беллетрических,
почему бы то ни было примечательных, в "Теоретическом и критическом курсе
русской литературы" будет обращено полное внимание и на историю всех
повременных изданий, имевших большее или меньшее, хорошее или вредное
влияние на литературу и пользовавшихся заслуженною или незаслуженною
известностию, - от начала журналистики до "Московского журнала" и "Вестника
Европы" Карамзина, а от них до настоящего времени включительно.
Предлагаемая статья есть отрывок из "Эстетики"; он может служить в
некотором отношении образцом целого сочинения. Из истории литературы тоже
будут помещены в "Отечественных записках" один или два отрывка.
Книга выйдет в начале следующего, 1842 года и будет состоять более
нежели из _тридцати_ листов компактного издания, в большую осьмушку, в два
столбца, средним и мелким шрифтом. Издателем вызвался быть один из
петербургских книгопродавцев. - Ред. "Отечественных записок".}
Поэзия есть высший род искусства. Всякое другое искусство более или
менее стеснено и ограничено в своей творческой деятельности тем материалом,
посредством которого она проявляется. Произведения архитектуры поражают- нас
или гармониею своих частей, образующих собою грациозное целое, или
громадностию и грандиозностию своих форм, восторгая с собою дух наш к небу,
в котором исчезают их остроконечные шпицы. Но этим и ограничиваются средства
их обаяния на душу. Это еще только переход от условного символизма к
абсолютному искусству; это еще не искусство в полном значении, а только
стремление, первый шаг к искусству; это еще не мысль, воплотившаяся в
художественную форму, но художественная форма, только _намекающая_ на мысль.
Сфера скульптуры шире, средства ее богаче, чем у зодчества: она уже выражает
красоту форм человеческого тела, оттенки мысли в лице человеческом; но она
схватывает только один момент мысли лица, одно положение тела (attitude).
Притом же сфера творческой деятельности скульптуры не простирается на всего
человека, а ограничивается только внешними формами его тела, изображает
только мужество, величие и силу в мужчине, красоту и грацию в женщине.
Живописи доступен весь человек - даже внутренний мир его духа; но и живопись
ограничивается схвачиванием одного момента явления. Музыка - по преимуществу
выразительница внутреннего мира души; но выражаемые ею идеи неотделимы от
звуков, а звуки, много говоря душе, ничего не выговаривают ясно и
определенно уму. Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое
есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление.
Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы
пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь
каждому из прочих искусств. Поэзия представляет собою всю целость искусства,
всю его организацию и, объемля собою все его стороны, заключает в себе ясно
и определенно все его _различия_.
I. Поэзия осуществляет смысл идеи во внешнем и организует духовный мир
в совершенно определенных, пластических образах. Все внутреннее глубоко
уходит здесь во внешнее, и обе эти стороны - внутреннее и внешнее - не видны
отдельно одна от другой, но в непосредственной совокупности являют собою
определенную, замкнутую в самой себе реальность - _событие_. Здесь не видно
поэта; мир, пластически определенный, развивается сам собою, и поэт является
только как бы простым повествователем того, что совершилось само собою. Это
поэзия _эпическая_.
II. Всякому внешнему явлению предшествует побуждение, желание,
намерение, словом - мысль; всякое внешнее явление есть результат
деятельности внутренних, сокровенных сил: поэзия проникает в эту вторую
внутреннюю сторону события, во внутренность этих сил, из которых развивается
внешняя реальность, событие и действие; здесь поэзия является в новом,
противоположном роде. Это царство субъективности, это мир внутренний, мир
начинаний, остающийся в себе и не выходящий наружу. Здесь поэзия остается в
элементе внутреннего, в ощущающей, мыслящей думе; дух уходит здесь из
внешней реальности в самого себя и дает поэзии различные до бесконечности
переливы и оттенки своей внутренней жизни, которая претворяет в себя все
внешнее. Здесь личность поэта является на первом плане, и мы не иначе, как
через нее, все принимаем и понимаем. Это поэзия _лирическая_.
III. Наконец, эти два различные рода совокупляются в неразрывное целое:
внутреннее перестает оставаться в себе и выходит во вне, обнаруживается в
действии; внутреннее, идеальное (субъективное) становится внешним, реальным
(объективным). Как и в эпической поэзии, здесь также развивается
определенное, реальное действие, выходящее из различных субъективных и
объективных сил; но это действие не имеет уже чисто внешнего характера.
Здесь действие, событие представляется нам не вдруг, уже совсем готовое,
вышедшее из сокрытых от нас производительных сил, совершившее в себе
свободный круг и успокоившееся в себе, - нет, здесь мы видим самый процесс
начала и возникновения этого действия из индивидуальных воль и характеров. С
другой стороны, эти характеры не остаются в самих себе, но беспрерывно
обнаруживаются, и в практическом интересе открывают содержание внутренней
стороны своего духа. Это высший род поэзии и венец искусства - поэзия
_драматическая_.
Теперь, сделав общий и краткий очерк каждого из трех родов поэзии,
разовьем их глубочайшее и дальнейшее значение чрез сравнение одного с
другим.
_Эпическая_ и _лирическая_ поэзия представляют собою две отвлеченные
крайности действительного мира, диаметрально одна другой противоположные;
_драматическая_ поэзия представляет собою слияние (конкрецию) этих
крайностей в живое и самостоятельное третие.
Эпическая поэзия есть по преимуществу поэзия объективная, внешняя, как
в отношении к самой себе, так и к поэту и его читателю. В эпической поэзии
выражается созерцание мира и жизни, как сущих _по себе_ и пребывающих в
совершенном равнодушии к самим себе и созерцающему их поэту или его
читателю.
Лирическая поэзия есть, напротив, по преимуществу поэзия
_субъективная_, внутренняя, выражение самого поэта. "В лирической поэзии, -
говорит Жан-Поль Рихтер, {1} - живописец становится картиною, творец - своим
творением". Эпическую поэзию можно сравнить с образовательными искусствами -
архитектурою, ваянием и живописью; лирическую поэзию можно сравнить только с
музыкою. Есть даже такие лирические произведения, в которых почти
уничтожаются границы, разделяющие поэзию от музыки. Так, например, многие
русские народные песни удерживаются в памяти народа не содержанием своим
(ибо в них почти совсем нет содержания), не значением слов, из которых
состоят (ибо соединение этих слов лишено почти всякого значения, и, при
грамматическом смысле, не имеет почти никакого логического), но
музыкальностию звуков, образуемых соединением слов, ритмом стихов и своим
мотивом в пении, или своим "голосом", как говорят простолюдины. Другие
лирические пьесы, не заключая в себе особенного смысла, хотя и не будучи
лишены обыкновенного, выражают собою бесконечно знаменательный смысл одною
музыкальностию своих стихов, как, например, эти стихи из песни сумасшедшей
Офелии:
Он во гробе лежал с непокрытым лицом,
С _непокрытым_, с _открытым_ лицом. {2}
Непокрытый есть то же, что открытый, а открытый - то же, что непокрытый; но
какое глубокое впечатление производит на душу это повторение одного и того
же слова с незначительным грамматическим изменением! И как чувствуется, что
эти стихи должны не читаться, а петься! Вот песня Дездемоны, переведенная
или переделанная Козловым:
Бедняжка в раздумьи под тенью густою
Сидела вздыхая, крушима тоскою:
"_Вы пойте мне иву, зеленую иву_!"
Она свою руку на грудь положила
И голову тихо к коленям склонила.
Студеные волны, шумя, там бежали,
И стон ее жалкий те волны роптали.
"_О ива, ты, ива, зеленая ива_!"
Горючие слезы катились ручьями,
И дикие камни смягчались слезами.
"_О ива, ты, ива, зеленая ива_!"
Зеленая ива мне будет венком.
"_О ива, ты, ива, зеленая ива_!" {3}
Скажите, какое отношение имеет здесь ива к предмету стихотворения -
страданию Дездемоны? Разве то, что Дездемона, когда она пела свою песню,
представляла себя сидящею под ивою, - и в безотрадной тоске, обращаясь к
ней, как бы хотела высказать все свое безнадежное горе, всю плачевность
своей неизбежной судьбы и как бы просила у ней утешения? .. Как бы то ни
было, но этот стих: "О ива, ты, ива, зеленая ива", не выражающий никакого
определенного _смысла_, заключает в себе глубокую _мысль_, отрешившуюся от
слова, бессильного выразить ее, и превратившуюся в чувство, в звук
музыкальный... И потому-то этот стих так глубоко западает в сердце и волнует
его мучительно сладостным чувством неутолимой грусти... Совсем в другом
роде, но тоже подходит под разряд этих музыкальных стихотворений известный
романс Пушкина:
Ночной зефир
Струит эфир.
Шумит,
Бежит
Гвадалквивир.
Вот взошла луна златая...
Тише... чу... гитары звон...
Вот испанка молодая
Оперлася на балкон.
Ночной зефир
Струит эфир.
Шумит,
Бежит
Гвадалквивир.
Скинь мантилью, ангел милый,
И явись, как яркий день!
Сквозь чугунные перилы
Ножку дивную продень!
Ночной зефир
Струит эфир.
Шумит,
Бежит
Гвадалквивир. {4}
Что это такое? волшебная картина, фантастическое видение или музыкальный
аккорд, раздавшийся с вышины и пролетевший над утомленной негою и желанием
головою обольстительной испанки?.. Звуки серенады, раздавшиеся в
таинственном, прозрачном мраке роскошной, сладострастной ночи юга, звуки
серенады, полной томления и страсти, которую лениво слушает прекрасная
испанка, небрежно опершись на балкон и жадно впивая в себя ароматический
воздух упоительной ночи?.. В гармонической музыке этих дивных стихов не
слышно ли, как переливается эфир, струимый движением ветерка, как плещут
серебряные волны бегущего Гвадалквивира?.. Что это - поэзия, живопись,
музыка? Или то, и другое, и третье, слившиеся в одно, где картина говорит
звуками, звуки образуют картину, а слова блещут красками, вьются образами,
звучат гармониею и выражают разумную речь?.. Что такое первый куплет,
повторяющийся в середине пьесы и потом замыкающий ее? Не есть ли это рулада
- голос без слов, который сильнее всяких слов?..
Эпическая поэзия употребляет образы и картины для выражения образов и
картин, в природе находящихся; лирическая поэзия употребляет образы и
картины для выражения безобразного и бесформенного _чувства_, составляющего
внутреннюю сущность человеческой природы. "Эпос, - говорит Жан-Поль Рихтер,
- представляет событие, развивающееся из прошедшего; лира - чувствование,
заключенное в настоящем". Даже когда лирический поэт выражает чувство,
повидимому, совершенно внешнее его личности, заимствованное им из чуждого
ему мира, - и тогда он субъективен: ибо всякое выражаемое им чувство в
минуту творчества становится его собственным чувством, будучи переведено
чрез его личность. "Историческое в эпосе рассказывается, в драме предвидится
или творится; в лире чувствуется или переживается", - говорит Жан-Поль
Рихтер. По мнению этого знаменитого поэта-мыслителя Германии, лирика
предшествует всем формам поэзии, потому что "она есть мать, зажигательная
искра всякой поэзии, как безобразный прометеев огонь, который оживляет все
образы". В историческом смысле нельзя согласиться с Жан-Поль Рихтером, чтоб
лирика предшествовала другим родам поэзии. Образцом, формою и высшим
авторитетом должно быть для нас искусство греческое, ибо ни у одного народа
в мире искусство не развилось так самобытно и нормально, как у греков,
полнота богатой жизни которых преимущественно выразилась в искусстве. Посему
акты исторического развития греческого искусства должны иметь для нас всю
силу разумного авторитета. Эпопея предшествовала у них лире, так же как лира
предшествовала драме. Такой ход искусства оправдывается и самым умозрением:
для младенствующего народа объективное воззрение на природу и жизнь, как на
предметы сущие _по себе_, и мысль, как предание о прошедшем, должны
предшествовать внутреннему созерцанию и мысли, как самостоятельному
сознанию. Однакож из этого отнюдь не следует заключать, чтоб развитие
искусства у всех народов должно было совершаться в одинаковой
последовательности. Не должно забывать, что вся полнота жизни эллинов
выразилась преимущественно в искусстве, так что их национальная история есть
по преимуществу история развития искусства, тогда как у других народов
искусство было побочным элементом жизни, второстепенным интересом и
подчинялось другим стихиям общественной жизни. Так, религиозная поэзия
евреев по преимуществу только лирическая, т. е. или чисто лирическая, или
эпико-лирическая, или лирико-догматическая. У арабов, как не народа, а
племени, и притом племени номадного, рассеянного по пустыне, чуждого
общественности, существовала только лирическая, или лирико-эпическая поэзия,
но драматической никогда не было и не могло быть. У римлян, как народа
завоевательного и законодательного, поглощенного интересами чисто
политическими и гражданственными, поэзия состояла в бесцветном подражании
образцовым произведениям художественной Греции. У новейших народов Европы,
по необъятному богатству содержания их жизни, по неистощимой
многочисленности элементов их общественности и высшему ее развитию,
существуют все роды поэзии; но они явились у каждого из народов в своей
особенной последовательности или, лучше сказать, в совершенной смешанности.
Так, например, у англичан сперва развилась драма в лице Шекспира, и уже
через два века лирическая поэзия достигла высшего развития в лице Байрона,
Томаса Мура, Вордсворта и других, и, вместе с лирическою, эпическая поэзия в
лице Вальтера Скотта, а в Северо-Американских Штатах, родных Англии по
происхождению и по языку, в лице Купера.
Что же касается до мысли Жан-Поля, что лирическая поэзия есть основная
стихия всякой поэзии, эта мысль совершенно справедлива и
глубокоосновательна. Лирика есть жизнь и душа всякой поэзии; лирика есть
поэзия по преимуществу, есть поэзия поэзии, - и Жан-Поль Рихтер, сколько
остроумно, столько и верно называя ее общим элементом всякой поэзии,
сравнивает ее с обращающеюся кровью во всей поэзии. Посему лиризм, существуя
сам по себе, как отдельный род поэзии, входит во все другие, как стихия,
живит их, как огонь прометеев живит все создания Зевеса. Вот почему драмы
Шекспира - эти по преимуществу _драматические_ создания высочайшей
творческой силы - так богаты лиризмом, который проступает сквозь драматизм и
сообщает ему игру переливного света жизни, как румянец лицу прекрасной
девушки, как алмазный блеск и сияние - ее чарующим очам. Без лиризма эпопея
и драма были бы слишком прозаичны и холодно-равнодушны к своему содержанию;
точно так же, как они становятся медленны, неподвижны и бедны действием, как
скоро лиризм делается преобладающим элементом их.
Содержание эпопеи составляет - _событие_; мимолетное и мгновенное
ощущение, потрясшее душу поэта, как ветер струны эоловой арфы, составляет
содержание лирического произведения. Поэтому, какова бы ни была идея
лирического произведения, оно никогда не должно быть слишком длинно, но по
большей части всегда должно быть очень коротко. Объем эпической поэзии
зависит от объема самого события, - и если событие, при длинноте своей,
интересно и хорошо изложено, наше внимание не утомляется им; оно даже может
прерываться, обращаясь на другие предметы и снова возвращаясь к нему:
"Илиаду", как и всякий роман Вальтера Скотта или Купера, мы можем читать
несколько дней, оставляя книгу и снова принимаясь за нее, а в промежутках
занимаясь совсем другими предметами. Вообще эпопея, в отношении к объему,
дает поэту гораздо больше свободы, чем другие роды поэзии. Драма, как увидим
ниже, имеет более или менее определенные границы величины и объема; но
лирические произведения, в этом отношении, тесно ограничены. Если бы драма
была и слишком велика, - наше внимание и деятельность нашей восприемлемости
впечатлений могли бы долго поддерживаться беспрестанным изменением
развивающегося в драме действия; но лирическое произведение, выражая собою
только чувство, и действует на одно только наше чувство, не возбуждая в нас
ни любопытства, ни поддерживая внимания нашего объективными фактами,
которые, даже и в действительности - не только в поэзии, - сильно занимают
наш ум и действуют на чувство. При всем богатстве своего содержания
лирическое произведение как будто лишено всякого содержания - точно
музыкальная пьеса, которая, потрясая все существо наше сладостными
ощущениями, совершенно невыговариваемо в своем содержании, потому что это
содержание непереводимо на человеческое слово. Вот почему всегда можно не
только пересказать другому содержание прочитанной поэмы или драмы, но даже и
подействовать, более или менее, на другого своим пересказом, - тогда как
никогда нельзя уловить содержания лирического произведения. Да, его нельзя
ни пересказать, ни растолковать, но только можно дать почувствовать, и то не
иначе, как прочтя его так, как оно вышло из-под пера поэта; будучи же
пересказано словами или переложено в прозу, оно превращается в безобразную и
мертвую личинку, из которой сейчас только выпорхнула блестящая радужными
цветами бабочка. Вот почему псевдолирические и богатые мнимыми "мыслями"
произведения почти ничего не теряют в переложении из стихов в прозу; тогда
как величайшие создания, вышедшие из глубочайших недр творческого духа,
часто теряют в переложении на прозу или мало-мальски неудачном переводе
всякое значение. И это очень естественно: как дадите вы другому понятие о
мотиве слышанной вами музыки, если не пропоете или не проиграете его на
инструменте? Если вы скажете, что в таком-то музыкальном произведении удачно
воспроизведена идея любви и ревности, - вы этим ровно ничего не скажете об
этой музыкальной пьесе, начните ее петь или играть - и она сама за себя
заговорит.
Конечно, лирическое произведение не есть одно и то же с музыкальным
произведением, но в их основной сущности есть нечто общее. В лирическом
произведении, как и во всяком произведении поэзии, мысль выговаривается
словом; но эта мысль скрывается за ощущением и возбуждает в нас созерцание,
которое трудно перевести на ясный и определенный язык сознания. И это тем
труднее, что чисто лирическое произведение представляет собою как бы
картину, между тем как в нем главное дело не самая картина, а чувство,
которое она возбуждает в нас, - так точно, как в опере драматическое
положение действующего лица важно не само по себе, но по той музыке, которою
отзовется или отгрянет оно из глубины духа действующего лица. Такова,
например, лирическая пьеса Пушкина "Туча":
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облекала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась.
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
Сколько есть людей на белом свете, которые, прочтя эту пьесу и не найдя в
ней нравственных апофегм и философских афоризмов, скажут: "Да что же тут
_такого_? - препустенькая пьеска!" Но те, в душе которых находят свой отзыв
бури природы, кому понятным языком говорит _таинственный гром_ и кому
_последняя туча рассеянной бури_, которая одна печалит ликующий день,
тяжела, как грустная мысль при общей радости, - те увидят в этом маленьком
стихотворении великое создание искусства.
Хотя драма и есть примирение противоположных элементов - эпической
объективности и лирической субъективности, но тем не менее она не есть ни
эпопея, ни лирика, но третие, совершенно новое и самостоятельное, хотя и
вышедшее из двух первых. Посему у греков драма была как бы результатом эпоса
и лиры, ибо и явилась-то после них, и была самым пышным, но и последним
цветом эллинской поэзии. Несмотря на то, что в драме, как и в эпопее, есть
_событие_, драма и эпопея диаметрально противоположны друг другу по своей
сущности. В эпопее господствует _событие_, в драме - _человек_. Герой эпоса
- _происшествие_; герой драмы - _личность человеческая_. Жизнь в эпопее
является как нечто сущее _по себе_, то есть так, как она есть, независимая
от человека, незнаемая сама собою, равнодушно пребывающая и к человеку и к
самой себе. Эпос - это сама природа, вечно неизменная в своем исполинском
величии, всегда равнодушная в пышном блеске красоты своей. В драме жизнь
является уже не только _по себе_, но и _для себя_ сущею, как разумное
сознание, как свободная воля. _Человек_ есть герой драмы, и не _событие_
владычествует в ней над _человеком_, но _человек_ владычествует над
_событием_, по свободной воле давая ему ту или другую, развязку, тот или
другой конец. Чтоб яснее развить это, представим примеры из известных и
великих художественных созданий древнего и нового мира.
В "Илиаде" царствует судьба. Она управляет действиями не только людей,
но и самих богов. Едва успел поэт поднять занавес, скрывавший от нас сцену
повествуемого им события, - как мы уже узнаём вперед, что Илион должен пасть
от ахейцев. Убит ли Патрокл: это сделалось не случайно, по возможностям
кровавого боя - нет, это заранее было предназначено судьбою. Когда Антилох,
сын Нестора, спешит к Ахиллесу с горькою вестию о смерти Патрокла, - Ахиллес
в это время сидел перед своим шатром, томимый грустным предчувствием, и так
думал с самим собою:
О, не свершили ли боги несчастий, ужаснейших сердцу,
Кои мне матерь давно предвещала; она говорила:
В Трое, прежде меня, мирмидонянин, в брани храбрейший,
Должен под дланью троянской расстаться с солнечным светом.
Боги бессмертные! умер менетиев сын благородный.
(Песнь XVIII, ст. 8-12).
Ахилл _должен_ отомстить убийце друга своего Патрокла; но убивши его,
_должен_ и сам пасть от стрелы Париса, направленной рукою Феба: это знает
сам Ахилл, - и вот что говорит он своей матери, среброногой Фетиде,
бессмертной нимфе океана:
Должно теперь и тебе бесконечную горесть изведать,
Горесть о сыне погибшем, которого ты не увидишь
В доме отеческом! ибо и сердце мое не велит мне
Жить, и в обществе быть человеческом, ежели Гектор,
Первый, моим копией пораженный, души не извергнет
И за грабеж над Патроклом любезнейшим мне не заплатит!
(Ib., ст. 88-93).
Мать отговаривает его пророчеством о предстоящей ему погибели в случае, если
Гектор падет от руки его:
Скоро умрешь ты, о сын мой, судя по тому, что вещаешь!
Скоро за сыном Приама конец и тебе уготован!
(Ib., ст. 95-96).
Ахиллес даже и не спрашивает ее, почему это так, и только обнаруживает
героическую готовность, за сладкую цену мщения, подчиниться роковому
предопределению:
О, да умру я теперь же! далеко, далеко от родины милой
Пал он; и верно меня призывал, да избавлю от смерти!
Что же мне в жизни! Я ни отчизны драгой не увижу,
Я ни Патрокла от смерти не спас, ни другим благородным
Не был защитой друзьям, от могучего Гектора падшим.
Праздный, сижу пред судами, земли бесполезное бремя,
Будучи муж! среди всех меднолатных героев ахейских
Первый во брани, хотя на советах и лучше другие!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Я выхожу, да главы мне любезной губителя встречу,
Гектора! _Смерть же принять готов я, когда ни рассудит
Здесь мне назначить ее всемогущий Кронион и боги!
Смерти не мог избежать ни Геракл, из мужей величайший.
Как ни любезен он был громоносному Зевсу Крониду;
Мощного рок одолел и вражда непреклонныя Геры.
Также и я коль назначена доля мне равная, лягу,
Где суждено_; но сияющей славы я прежде добуду!
Прежде еще не одну между жен полногрудных троянских
Вздохами тяжкими грудь разрывать я заставлю, и в горе
С нежных ланит отирать руками обеими слезы!
Скоро узнают, что долгие дни отдыхал я от брани!
В бой выхожу; не удерживай, матерь, ничем не преклонишь!
(Ib., ст. 98-126).
Роковая катастрофа жизни Ахиллеса известна самому Гектору: умирая, он
умолял своего врага - не предавать тела его поруганию, но, вместо согласия,
услышав проклятия,
Дух испуская, к нему провещал шлемоблещущий Гектор:
Знал я тебя, предчувствовал я, что моим ты моленьем
Тронут не будешь: в груди у тебя железное сердце.
Но трепещи, да не буду тебе я божиим гневом,
В оный день, когда Александр и Феб стреловержец,
Как ни могучего, в Скейских воротах тебя ниспровергнут!
(Песнь XXII, ст. 355-360).
Мало этого: сам Зевес-промыслитель, при всем своем доброжелательстве
Гектору, при всем своем сострадании к его жребию, не может помочь ему своею
властию верховного божества, которого трепещут все другие боги, но прибегает
к решению другой, высшей власти:
Зевс распростер, промыслитель, весы золотые; на них он
Бросил два жребия смерти, в сон погружающей долгий:
Жребий один Ахиллеса, другой Приамова сына.
Взял посредине и поднял: поникнул Гектора жребий,
Тяжкий, к Аиду упал; Аполлон от него удалился.
(Ib., ст. 9-13).
Из всего этого ясно, что герой поэмы не Ахилл: ибо он как будто лишен
свободной воли, действует не от себя, но только выполняет волю другой,
высшей себя и неотразимой воли. То воля _судьбы_! Что же такое эта "судьба",
которой трепещут люди и которой беспрекословно повинуются сами боги? Это
понятие греков о том, что мы, новейшие, называем разумною необходимостию,
законами действительности, соотношением между причинами и следствием, словом
- _объективное действие_, которое развивается и идет себе, движимое
внутреннею силою своей разумности, подобно паровой машине, - идет, не
останавливаясь и не совращаясь с пути, встречается ли ей человек, которого
она может раздавить, или каменный утес, о который она сама может
разбиться...
Некоторые упрекают Вальтера Скотта, что герои многих его романов
сосредоточивая на себе действие целого произведения, в то же время
отличаются столь бесцветным характером, что не приковывают к себе
исключительно всего нашего интереса, который как бы уступают они
второстепенным лицам романа, как более оригинальным и характерным. В самом
деле, что такое, например, рыцарь _Иваное_ {5} - герой одного из лучших
романов Вальтера Скотта? - храбрый и благородный рыцарь в общем духе своего
времени, но не более. В сравнении с неистовым Брианом, очаровательною
Ревеккою, даже Цедрихом-Саксонцем и Ательстаном, Иваное - какая-то бледная
тень, слабый очерк, образ без лица. Он мало и действует, мало имеет влияния
на ход романа. Он то ранен, то при смерти, то в плену, тогда как другие
действуют и рисуются на первом плане. Несмотря на дикость своих страстей,
зверски проявляющихся, несмотря на свою безнравственность и преступность
своих действий, храмовой рыцарь Бриан в тысячу раз больше, чем Иваное,
возбуждает к себе участие читателя, потому что он - лицо типическое,
характер могучий и самобытный. А между тем Бриан все-таки второстепенный
персонаж в романе, которого все нити сходятся на личной судьбе Иваное, как
главного лица, как _героя_ романа. Но тем не менее это обвинение против
гениального романиста только по наружности имеет вид справедливости, но в
самом деле оно совершенно ложно: то, что кажется недостатком в романе, есть
только сущность эпопеи. Еще разительнейшим образцом этого может служить,
например, "Маннеринг, или астролог", где герой романа является на сцене
только в третьей части и то каким-то таинственным лицом, в котором узнаёте
вы героя только в конце романа, хотя и с первых страниц повести, еще только
родившись на свет, он уже сосредоточивает на себе все действие романа. Это
так и должно быть в произведении чисто эпического характера, где главное
лицо служит только внешним центром развивающегося события и. где оно может
отличаться только общечеловеческими чертами, заслуживающими нашего
человеческого участия. - ибо герой эпопеи есть сама жизнь, а не человек. В
эпопее событие, так сказать, подавляет собою человека, заслоняет своим
величием и своею огромностию личность человеческую, отвлекает от нее наше
внимание своим собственный интересом, разнообразием и множеством своих
картин.
В драме сила и важность события дает себя знать, как "коллизия", или та
сшибка, то столкновение между естественным влечением сердца героя и его
понятием о долге, которые не зависят от его воли, которых он не может ни
произвесть, ни предотвратить, но которых разрешение зависит не от события,
но единственно от свободной воли героя. Власть события становит героя драмы
на распутий и приводит его в необходимость избрать один из двух, совершенно
противоположных друг другу, путей для выхода из борьбы с самим собою; но
решение в выборе пути зависит от героя драмы, а не от события. Мало того:
катастрофа драмы может воспоследовать и ускориться даже вследствие
нерешительного колебания со стороны героя; но и эта нерешительность
заключается не в сущности и силе события, но единственно в характере героя.
Лучший пример этого представляет нам Шекспиров _Гамлет_; он узнает об
ужасной смерти отца своего из уст самой тени отца: вот событие,
приготовленное не Гамлетом, но вышедшее из развращенной воли вероломного
брата умершего короля; оно ставит Гамлета в необходимость играть роль
мстителя; но как эта роль совсем не в его натуре, то он и повергается во
внутреннюю борьбу с самим собою, произведенную сшибкою двух враждебных сил -
долга, повелевающего мстить за смерть отца, и личною неспособностию к
мщению: вот трагическая _коллизия_! Ужасное открытие тайны отцовской смерти,
вместо того чтобы исполнить Гамлета одним чувством, одним помышлением -
чувством и мыслию мщения, каждую минуту готовыми осуществиться в действии, -
это ужасное открытие заставило его не выйти из самого себя, а уйти в самого
себя и сосредоточиться во внутренности своего духа, возбудило в нем вопросы
о жизни и смерти, времени и вечности, долге и слабости воли, обратило его
внимание на свою собственную личность, ее ничтожность и позорное бессилие,
родило в нем ненависть и презрение к самому себе. Гамлет перестал верить
добродетели, нравственности, потому что увидел себя неспособным и бессильным
ни наказать порок и безнравственность, ни перестать быть добродетельным и
нравственным. Мало того: он перестает верить в действительность любви, в
достоинство женщины; как безумный, топчет он в грязь свое чувство,
безжалостною рукою разрывает свой святой союз с чистым, прекрасным
женственным существом, которое так беззаветно, так невинно отдалось ему все,
которое так глубоко и нежно любил он; безжалостно и грубо оскорбляет он это
существо, кроткое и нежное, все созданное из эфира, света и мелодических
звуков, как бы спеша отрешиться от всего. в мире, что напоминает собою о
счастии и добродетели. Ясно, что натура Гамлета чисто внутренняя,
созерцательная, субъективная, рожденная для чувства и мысли; а ужасное
событие требует от него не чувства и мысли, но _дела_, из идеального мира
вызывает его в мир практический, в чуждый его духовной настроенности мир
действия. Естественно, что из этого положения возникает внутри Гамлета
страшная борьба, которая и составляет сущность всякой драмы. {6} И если
конец _этой_ драмы совершается как бы в эпическ