Главная » Книги

Белинский Виссарион Григорьевич - Русская литература в 1843 году, Страница 4

Белинский Виссарион Григорьевич - Русская литература в 1843 году


1 2 3 4

", изданной Лундбладом и Больмером.
   По части критики в "Отечественных записках" прошлого года были следующие статьи: "Русская литература в 1842 году", "О сочинениях Державина", "О мертвых душах Гоголя (Голос из провинции)", "Об "Истории Малороссии" г. Маркевича"; четыре статьи: "О Жуковском, Батюшкове и Пушкине",301 и "О сочинениях Зенеиды Р-вой". Сверх того, в "Отечественных записках" постоянно помещались подробные отчеты о французской, английской и немецкой литературах. В "Москвитянине" замечательна критическая статья "О "Путевых письмах из Германии, Франции и Италии" г. Греча".
   Теперь нам следовало бы говорить о духе и направлении русских журналов за прошлый год; но мы уже говорили об этом не раз; а как это дело остается все в том же виде, то лучше уж больше не говорить. Наше дело было указывать на дух, направление и замечательные поступки того или другого журнала. Мы исполняли это в продолжение пяти лет и исполняли усердно, может быть, усерднее, нежели сколько нужно было. Теперь нет надобности в этом: журналов новых нет; а в старых - все по-старому, и говорить о них значило бы повторять сказанное несколько раз. Всякое повторение скучно, а тем более повторение истин, сделавшихся теперь, благодаря "Отечественным запискам", убеждением большей части образованных читателей. Пусть всякий идет своею дорогою. Наша публика разнообразна до бесконечности, и каждый из составляющих ее слоев найдет, что ему нужно. Пусть все читают, кому что нравится, лишь бы читали. Скажем несколько слов в общих чертах. В "Библиотеке для чтения" лучшим отделом попрежнему была "Смесь", а самыми бедными, сухими и тощими отделы "Критики" и "Литературной летописи". В "Смеси" "Отечественных записок", между переводными, много было и оригинальных, более или менее замечательных статей, каковы: "Поездка в Китай" Дэ-Мина (две статьи), "Два письма из Пекина" В. Горского, "Замечания и анекдоты о южно-африканском льве" г. А. Бутакова, "Сцены из жизни бурят" А. Мордвинова, "Поездка на Алтай" г. Мейера, "Итальянская опера в Петербурге (Рубини, Виардо-Гарсия, Тамбурини, Ассандри, Пазини и Тадини)", "Ответ г. Шевыреву на разбор его "Русской хрестоматии" г. Галахова, "Москвитянин о Копернике" и "Записки Ведрина"; 302 прекрасный рассказ г. Н. Ковалевского "Переселение Ивана Ивановича из Гадячского уезда в Миргородский", юмористический очерк "Бал у писарей, или дежурство в новый год"; из переводных особенно интересны: "Семейная жизнь в Соединенных Штатах", "Шутти, или сожигание вдов в Индии", "Патер Мэтью", и проч. - "Современник" с прошлого года выходит ежемесячно, что еще более должно было придать ему интереса. - К числу прошлогодних литературных новостей принадлежит восстановление "Репертуара и Пантеона": это издание в прошлом году значительно поправилось, так что представляет теперь собою очень занимательный и пестрый сборник разных статей по части театра, повестей, биографических очерков жизни художников и проч. Если печатаемые им драматические произведения, даваемые на русской сцене, по большей части плохи - это не его вина: он обещался быть, между прочим, и зеркалом русской сцены, а по русской пословице "нечего на зеркало пенять, если лицо криво". Зато в нем есть хорошие переводные пьесы и пьески, которые не были даны на русской сцене, и целиком помещены "Парижские тайны" Эжена Сю.
   Из этого обозрения читатели могут видеть фактическое доказательство, что толстота наших журналов отнюдь не причина крайнего убожества современной русской литературы. Да и что за дело, как появилось хорошее литературное произведение - отдельною книгою или в журнале? Дело в том, чтоб как можно больше появлялось таких произведений. Что касается до журналов - несмотря на их толстоту, наша журналистика бедна, и надо желать, чтоб журналов было больше. Даже в том, что они поглощают в себя все лучшее и замечательнейшее, появляющееся в литературе, есть явная польза: благодаря этому обстоятельству всякое хорошее литературное произведение прочитывается не десятками, не сотнями, а целыми тысячами читателей. Конечно, такое произведение, как "Мертвые души" Гоголя, не имеет нужды в посредстве журналов для приобретения себе многочисленных читателей; но ведь то - "Мертвые души", одно из таких произведений, которые составляют исключение из общего правила и бывают редким явлением во всякой литературе. Обыкновенно у нас замечательный успех всякой книги состоит в расходе пяти или, много, семисот экземпляров; будучи же помещаемы в журналах (разумеется, не во всех, а в каких-нибудь двух, не больше), они находят себе тысячи читателей. Итак, вместо пустых и неосновательных нападок на журналы, лучше пожелать увеличения их числа и большего их распространения в публике. Следующие стихи, написанные князем Вяземским, назад тому лет пятнадцать и теперь еще новые истиною своего содержания, очень идут к вопросу, о котором мы говорим, - почему мы и заключаем ими нашу статью:
   Дай бог нам более журналов:
   Плодят читателей они.
   Где есть поветрие на чтенье,
   В чести там грамота, перо;
   Где грамота - там просвещенье,
   Где просвещенье - там добро.303
  

КОММЕНТАРИИ

  
   Подготовка текста статей: "Разделение поэзии на роды и виды", "Идея искусства", "Общее значение слова литература", "Общий взгляд на народную поэзию и ее значение" - Г. С. Черемина; комментарии к этим статьям - М. Я. Полякова; статей: "Русская литература в 1841 году", "Стихотворения Аполлона Майкова", "Педант", "Руководство к всеобщей истории", "Стихотворения Полежаева", "Похождения Чичикова или мертвые души", "Несколько слов о поэме Гоголя "Похождения Чичикова или мертвые души", "Библиографическое известие", "Литературный разговор, подслушанный в книжной лавке", "Объяснение на объяснение по поводу поэмы. Гоголя "Мертвые души", "Речь о критике", "Стихотворения Баратынского", "Русская литература в 1842 году" и комментарии к ним - С. И. Машинского. Подготовка текста статей: "Параша", "Русская литература в 1843 году", "Парижские тайны" и комментарии к ним - С. П. Бычкова. Подготовка текста статей: "Сочинения Державина", "Русская литература в 1844 году", "Иван Андреевич Крылов", "Кантемир", "Вступление к "Физиологии Петербурга", "Петербург и Москва". "Физиология Петербурга", часть первая и часть вторая", "Тарантас" - и комментарии к ним - А. П. Дубовикова.
  

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В 1843 ГОДУ

  

"Отечественные записки", 1844, т. XXXII, N I, отд. V, стр. 1-42 (ценз. разр. 31 декабря 1843). Без подписи.

  
   Настоящий обзор в значительной части посвящен характеристике современного состояния литературы и широким историко-литературным экскурсам в двадцатые годы. В заключении статьи критик говорит о произведениях 1843 года.
   Белинский начинает с утверждения, что литература находится в состоянии кризиса, книг выходит так мало, что нечего читать. Некоторые объясняют создавшееся положение тем, что толстые журналы поглощают книги. Критик определяет причины "кризиса" литературы значительно глубже. Дело в том, что читатель сороковых годов предъявляет к литературе более высокие требования, чем читатель двадцатых годов. И "литературные сокровища" той эпохи теперь уже не могли бы никого удовлетворить. За два десятилетия русская литература совершила громадный скачок в своем развитии.
   Двадцатые годы - это "ультра-романтическое и ультра-стихотворное время", тогда Пушкин не выступал еще как прозаик, тогда широким спросом пользовались "трескучие эффектами и фразою повести Марлинского".
   В 1829-1836 годы в русской литературе происходят значительные перемены, совершается резкий поворот от стихов к прозе. Выходят произведения Гоголя, появляются "Пиковая дама" и "Капитанская дочка" Пушкина. Все это составило "новую, прекрасную эпоху русской литературы", явилось триумфом реализма.
   С позиций реалистической эстетики Белинский оценивает "нравоописательные" романы Булгарина, наполненные истертыми "моральными сентенциями", резко осуждает отступления от исторической правды в романах Загоскина, указывает, что Лажечникову, как историческому романисту, вредит то обстоятельство, что он "недовольно отрешился, от старого литературного направления - видеть поэзию вне действительности и украшать правду по произвольно задуманным идеалам". Защита реального содержания в поэзии, борьба с украшательством жизни, свойственным и псевдоклассикам и псевдоромантикам, - в этом пафос "Обзора". Белинский последовательно борется за реализм. Он полагает, что и язык художественных произведений должен отличаться благородной простотой, строгой точностью и ясной определенностью выражения.
   С появлением "Миргорода" и "Ревизора" "русская литература приняла совершенно новое направление". Все новые писатели подчинились влиянию Гоголя. Гоголь окончательно убил не только натянутый, "на ходулях стоящий идеализм" (Марлинский), но и "сатирический дидактизм" (Булгарин). Старая сатира носила отвлеченно-моралистический характер, нападая на пороки и слабости абстрактного человека. Оттого никто ее не замечал. Теперь писатели "стремятся изображать действительных, не воображаемых людей". Поэтому они обличают даже тогда, когда не ставят перед собой этой задачи. Существенно изменилось и само понимание природы человека. "Сатирики" рассматривали пороки людей, как нечто индивидуально присущее им, они истолковывали человека в плане этическом, а не социальном, но и морально-нравственные категории у них лишены были всякого общественного обоснования. "Эти добрые сатирики брали человека, не обращая внимания на его воспитание, на его отношения к обществу, и тормошили на досуге это созданное их воображением чучело".
   Теперь место героев добродетели и чудовищ злодейства занимают обыкновенные люди, составляющие массу общества. А на смену отвлеченно-моралистической сатире пришли реалистические роман и повесть.
   Таким образом, кажущееся на первый взгляд категорическое отрицание Белинским сатиры в действительности означает разоблачение различных "нравственно-дидактических" сочинений догоголевского периода, лишенных серьезного общественного значения, и в то же время утверждение социальной сатиры Гоголя. Это вполне отвечало назначению литературы, призванной, по мнению критика, активно вмешиваться в жизнь и соответствовало тому новому этапу в ее развитии, когда вопросы социальные и общественные приобрели первостепенное значение.
   По мысли критика, литература должна быть не только верным зеркалом общества, но и его "ревизором и контролером".
   Глубочайшую мысль Белинский высказывает при определении задач комедии как жанра. В основе многих комедий лежат ложные, далекие от жизни идеи, интриги завязываются "на пряничной любви", в них "нет нисколько истины, действительности". В жизни многое происходит иначе. Поэтому источником истинного комизма должна быть сама жизнь.
   Характерной особенностью данного образа является то, что Белинский снимает свое отрицательное решение вопроса о существовании русской литературы, подчеркивая со всей силой, что у нас есть литература, литература самобытная, оригинальная, тесно связанная с обществом.
   То, что произошло за двадцать лет, - "это успех, а не падение, огромный шаг вперед, а не назад".
   В связи с ролью и значением литературы в общественной жизни Белинский определяет задачи литературной критики. Он высказывается за идейную, принципиальную критику. Не личные симпатии или антипатии, а идейные убеждения критика, составляющие "сущность и цель его нравственного существования", должны определять его отношение к писателю или произведению.
   Белинский настаивает на историческом изучении литературы, ибо все явления русской литературы "находятся в более или менее живом органически-последовательном соотношении между собою". Нужны большие и обстоятельные статьи, выясняющие творческую деятельность крупнейших представителей русской литературы. Критика должна оперировать доказательствами, доводами, а не бить с плеча или захваливать без меры.
   Нетрудно заметить, что эти высказывания Белинского имеют самый живой интерес и в наши дни.
   271 (Стр. 575). "Северные цветы" - альманах, издававшийся А. Дельвигом.
   272 (Стр. 578). Имеется в виду М. Погодин.
   273 (Стр. 580). Вышел в 1829 году.
   274 (Стр. 582). "Последний Новик" (1831-1833), "Ледяной дом" (1835), "Басурман" (1838).
   275 (Стр. 583). "Странник" (1831-1832), "Кашей Бессмертный" (1833).
   276 (Стр. 583). "Киргиз-кайсак" (1830).
   277 (Стр. 583). "Семейство Холмских" - роман в шести частях Бегичева (1832, 1833, 1841).
   278 (Стр. 584). Глубоко отрицательная оценка "Первых опытов" Бенедиктова была дана Белинским еще в 1835 году в статье "Стихотворения Владимира Бенедиктова" ("Телескоп", 1835, т. XXVII. См. т. I наст. изд.).
   279 (Стр. 584). Имеется в виду статья С. П. Шевырева "Критический перечень произведений русской словесности за 1842 год" ("Москвитянин", 1843, N 1).
   280 (Стр. 584). Свое намерение Белинский осуществил через девять месяцев. Его статья "Сочинения князя В. Ф. Одоевского" появилась в "Отечественных записках", 1844, т. XXXVI, N 10, отд. V, стр. 37-54.
   281 (Стр. 584). "Арап Петра Великого".
   282 (Стр. 585). До этого в 1835 году, в журнале Сенковского "Библиотека для чтения" была опубликована поэма "Хаджи Абрек", а еще раньше, в 1830 г. - стихотворение "Весна" ("Атеней").
   283 (Стр. 587). О Языкове см. в статье "Русская литература в 1844 году" (наст. том).
   284 (Стр. 588). Развернутую оценку Милькеева Белинский дал в рецензии "Стихотворения Милькеева" ("Отечественные записки", 1843, т. XXXIX, N 8, отд. VI, стр. 39-45).
   285 (Стр. 589). Реакционный журнал, издававшийся Бурачком.
   286 (Стр. 590). О "Параше" Тургенева см. статью в наст. томе.
   287 (Стр. 591). О Хомякове см. в статье "Русская литература в 1844 году" в наст. томе.
   288 (Стр. 596). Имеется в виду "Библиотека для чтения".
   289 (Стр. 599). Белинский имеет в виду романы Булгарина, в частности "Иван Выжигин".
   290 (Стр. 599). С постоянными нападками на Гоголя выступал Н. А. Полевой. Ему же принадлежим выражение "малороссийский жарт", примененное им для отрицательной оценки повестей Гоголя.
   291 {Стр. 604). Белинский цитирует статью Сенковского "Сочинения Николая Гоголя" ("Библиотека для чтения", 1843, т. VII).
   292 (Стр. 606). Пародирование орфографии Сенковского.
   293 (Стр. 6U). О романе Сю "Парижские тайны" см. статью в наст. томе.
   294 (Стр. 616). Намеченной статьи Белинский не написал.
   295 (Стр. 616). См. статью "Русская литература в 1842 году" (в наст. томе).
   296 (Стр. 617). См. примеч. 66 в наст. томе.
   297 (Стр. 617). Белинский в статьях о "Сочинениях Державина" в четырех частях указывал на неполноту этого издания: "не приложено прозы Державина, его писем, рассуждения о лирической поэзии и проч..."
   298 (Стр. 621). Этими литерами подписывал свои первые произведения И. С. Тургенев.
   299 (Стр. 622), Белинский выполнил свое обещание через три месяца (см. статью "Парижские тайны" в наст. томе).
   300 (Стр. 623). Искандера - Герцена.
   301 (Стр. 624). Из цикла "пушкинских статей" Белинского (см. т. III наст. изд.).
   302 (Стр. 624) "Записки Ведрина", подписанные псевдонимом "Ярополк Водяцский", принадлежат А. И. Герцену и представляют собой пародию на "Дорожные записки" М. П. Погодина. Часть из этих записок "Год в чужих краях" вышла в 1839 году.
   303 (Стр. 625). Из стихотворения П. А. Вяземского "На новый 1828 год"
  

Другие авторы
  • Одоевский Владимир Федорович
  • Елисеев Григорий Захарович
  • Хвощинская Софья Дмитриевна
  • Левберг Мария Евгеньевна
  • Комаров Александр Александрович
  • Богданов Александр Алексеевич
  • Мин Дмитрий Егорович
  • Сургучёв Илья Дмитриевич
  • Никольский Николай Миронович
  • Вельяминов Николай Александрович
  • Другие произведения
  • Луначарский Анатолий Васильевич - Выставка картин Сезанна
  • Сомов Орест Михайлович - Антикритика
  • Сомов Орест Михайлович - Бродящий огонь
  • Шишков Александр Семенович - Шишков А. С.: биографическая справка
  • Толстой Лев Николаевич - Том 71, Письма 1898, Полное собрание сочинений
  • Стендаль - Сан-Франческо-а-Рипа
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Новое Не любо - не слушай, а лгать не мешай... Две гробовые жертвы, Рассказ Касьяна Русского
  • Шевырев Степан Петрович - Стихотворения
  • Оленина Анна Алексеевна - Литературные шалости
  • Мериме Проспер - Письма из Испании
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 313 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа