вского: в них преобладает элегический тон в духе музы Жуковского, стих
очень близок к стиху Жуковского, в самом взгляде на предмет видна
зависимость ученика от учителя.
"Воспоминания в Царском Селе" написаны звучными и сильными стихами,
хотя вся пьеса эта не более как декламация и риторика. Такими же стихами
написана и пьеса "Наполеон на Эльбе", содержание которой теперь кажется
забавно-детским. Пушкин заставляет Наполеона "свирепо прошептать" разные
ругательства на самого себя, превозносить своих врагов, а о себе самом
отзываться, как об ужасном mauvais sujet {Злодее. - Ред.}. Между прочим
Наполеон у него свирепо _прошептывает_;
"Полнощи царь младой! ты двигнул ополченья,
И гибель вслед пошла кровавым знаменам,
Отозвалось могущего паденье -
И мир земле и радость небесам,
А мне - позор и поношенье!"
!!!!!!!!!!!!!!!!!
Чему удивляться, что шестнадцатилетний мальчик так смотрел на Наполеона
в то время, как на него так же точно смотрели и престарелые, и возмужавшие
поэты! Гораздо удивительнее, что этот мальчик через _пять_ лет после того
сказал о Наполеоне:
Над урной, где твой прах лежит,
Народов ненависть почила
И луч бессмертия горит.
. . . . . . . . . . . . . .
Да будет омрачен позором
Тот малодушный, кто в сей день
Безумным возмутит укором
Его развенчанную тень!
Хвала!.. он русскому народу
Высокий жребий указал
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал! {293}
!!!!!!!!!!!!!!!
Эти стихи и особенно этот взгляд на Наполеона, как освежительная гроза,
раздались в 1821 году над полем русской литературы, заросшим сорными травами
общих мест, и многие, поэты, престарелые и возмужалые, прислушивались к нему
с удивлением, подняв встревоженные головы вверх, словно гуси на гром...
Но между "лицейскими" стихотворениями гораздо более ознаменованных
сильным влиянием Батюшкова. Таковы пьесы: _К Наталье, К молодой актрисе,
Князю А. М. Горчакову, Осгар, Эвлега, Воспоминание_ (Пущину), _Сон_
(отрывок), _К молодой вдове, Мое завещание друзьям, Наездник, К. Г...у,
Мечтатель, К. П..у, К. Б...у, Городок_. Даже в пьесах, написанных под
влиянием других поэтов, заметно в то же время и влияние Батюшкова: так
гармонировала артистическая натура молодого Пушкина с артистическою натурою
Батюшкова! Художник инстинктивно узнал художника и избрал его
преимущественным образцом своим. Это показывает, до какой степени силен был
в Пушкине художнический инстинкт. Как ни много любил он поэзию Жуковского,
как ни сильно увлекался обаятельностию ее романтического содержания, столь
могущественною над юною душою, но он нисколько не колебался в выборе образца
между Жуковским и Батюшковым и тотчас же, бессознательно, подчинился
исключительному влиянию последнего. Влияние Батюшкова обнаруживается в
"лицейских" стихотворениях Пушкина не только в фактуре стиха, но и в складе
выражения, и особенно во взгляде на жизнь и ее наслаждения. Во всех их видна
нега и упоение чувств, столь свойственные музе Батюшкова; и в них
проглядывает местами унылость и веселая шутливость Батюшкова. Пушкин занял у
него даже любимые имена, и в особенности _Хлою_ и _Делию_, и манеру
пересыпать свои стихотворения мифологическими именами Купидона, Амура,
Марса, Аполлона и проч., и любимые его выражения: _цитерская сторона,
девственная лилея_ и тому подобные. Вспомните стихотворения Батюшкова,
заимствованные им из'Парни, и потом послание "К П-ну" и сравните с ним пьесы
Пушкина "К Наталье" и "К молодой вдове": вы увидите в них Пушкина учеником
Батюшкова.
Ночь придет - и лишь тебя
Вижу я в пустом мечтаньи,
Вижу, в легком одеяньи,
Будто милая со мной:
Робко сладостно дыханье,
Белой груди колыханье, {299}
Снег затмившей белизной -
И полуотверсты очи,
Скромный мрак безмолвной ночи -
Дух в восторг приводят мой!..
Я один в беседке с нею:
Вижу девственну лилею,
Трепещу, томлюсь, немею...
. . . . . . . . . . . . . .
Но, Наталья, ты не знаешь.
Кто твой нежный Селадон?
Ты еще не понимаешь,
Отчего не смеет он
И надеяться? - Наталья!
Выслушай еще меня:
Не владелец я сераля, {300}
Не арап, не турок я;
За учтивого китайца,
Грубого американца
Почитать меня нельзя.
Не представь и немчурою
С колпаком на волосах,
С кружкой, пивом налитою,
И с цыгаркою в зубах;
Не представь кавалергарда
В каске, с длинным палашом -
Не люблю я бранный гром:
Шпага, сабля, алебарда
Не тягчат моей руки.
!!!!!!!!!!!
По отделке и стиху это стихотворение слишком отзывается детскою
незрелостию; но следующее и по стихам напоминает Батюшкова:
Лида! друг мой неизменный,
Почему сквозь легкий сон,
Часто негой утомленный,
Слышу я твой тихий стон?
Почему в любви счастливой
Видя страшную мечту,
Взор недвижный, боязливый,
Устремляешь в темноту?
Почему, когда вкушаю
Быстрый обморок любви,
Иногда я примечаю
Слезы тайные твои -
Ты рассеянно внимаешь
Речи пламенной моей,
Хладно руку прижимаешь,
Хладен взор твоих очей?
О, бесценная подруга!
Вечно ль слезы проливать?
Вечно ль мертвого супруга
Из могилы вызывать!
Верь мне: узников могилы
Там объемлет вечный сон,
Им не мил уж голос милый,
Не прискорбен скорби стон.
Не для них весенни розы,
Сладость утра, шум пиров,
Откровенной дружбы слезы
И любовниц робкий зов!
Рано друг твой незабвенный
Вздохом смерти воздохнул,
И, блаженством упоенный,
На груди твоей уснул.
Спит увенчанный счастливец!
Верь любви - невинны мы -
Нет! Разгневанный ревнивец
Не придет из вечной тьмы;
Тихой ночью гром не грянет,
И завистливая тень
Близ любовников не станет,
Вызывая спящий день!
!!!!!!!!!!!!!!
Пьесы: "Осгар" и "Эвлега" навеяны скандинавскими стихотворениями
Батюшкова. {301} В то время пользовалось большою известностию действительно
прекрасное послание Батюшкова к Жуковскому - "Мои пенаты". Оно родило
множество подражаний. Пушкин написал в роде и духе этого стихотворения
довольно большую пьесу "Городок".
Философом ленивым,
От шума вдалеке.
Живу я в городке
Безвестностью счастливом.
Я нанял светлый дом
С диваном, с камельком:
Три комнатки простые -
В них злата, бронзы, нет,
И ткани выписные
Не кроют их паркет;
Окошки в сад веселый,
Где липы престарелы
С черемухой цветут;
Где мне в часы полдневны
Березок своды темны
Прохладну сень дают;
Где ландыш белоснежный
Сплелся с фиялкой нежной, {302}
И быстрый ручеек,
В струях неся цветок,
Невидимый для взора.
Лепечет у забора.
Здесь добрый твой поэт
Живет благополучно;
Не ходит в модный свет;
На улице карет
Не слышен стук докучный;
Здесь грома вовсе нет;
Лишь изредка телега
Скрыпит по мостовой,
Иль путник, в домик мой
Пришед искать ночлега,
Дорожною клюкой
В калитку постучится...
Блажен, кто веселится
В покое, без забот,
С кем втайне Феб дружится
И маленький Эрот;
Блажен, кто на просторе
В укромном уголке,
Не думает о горе,
Гуляет в колпаке,
Пьет, ест, когда захочет,
О госте не хлопочет!
!!!!!!!!!!!!!!
Подобно Батюшкову, Пушкин в этом стихотворении говорит о своих любимых
писателях, которые заняли место на полках его избранной библиотеки. Только
он говорит не об одних русских писателях, но и об иностранных:
Друзья мне - мертвецы,
Парнасские жрецы,
Над полкою простою,
Под тонкою тафтою,
Со мной они живут,
Певцы красноречивы,
Прозаики шутливы,
В порядке стали тут.
Сын Мома и Минервы,
Фернейский злой крикун,
Поэт в поэтах первый,
Ты здесь, седой шалун!
Он Фебом был воспитан,
Издетства стал пиит;
_Всех больше перечитан_.
Всех менее томит;
Соперник Эврипида,
Эраты нежный друг, ч
Арьоста, Тасса внук -
Скажу ль?.. отец Кандида -
Он все; везде велик
Единственный старик!
На полке за Вольтером
Виргилий, Тасс с Гомером,
Все вместе предстоят.
В час утренний досуга
Я часто друг от друга
Люблю их отрывать.
Питомцы юных граций -
С Державиным потом
Чувствительный Гораций
Является вдвоем.
И ты, певец любезный,
Поэзией прелестной
Сердца привлекший в плен,
Ты здесь, лентяй беспечный,
Мудрец простосердечный,
Ванюша Лафонтен!
Ты здесь - и Дмитрев нежный,
Твой вымысел любя,
Нашел приют надежный
С Крыловым близ тебя.
Но вот наперсник милый
Психеи златокрылой!
О, добрый Лафонтен,
С тобой он смел сразиться,
Коль можешь ты дивиться,
Дивись: ты побежден! {*}
{* Богданович.}
Воспитанны Амуром,
Вержье, Парни с Грекуром
Укрылись в уголок
(Не раз они выходят
И сон от глаз отводят
Под зимний вечерок).
Здесь Озеров с Расином,
Руссо и Карамзин,
С Мольером-исполином
Фонвизин и Княжнин.
За ними, хмурясь важно,
Их грозный аристарх
Является отважно
В шестнадцати томах.
Хоть страшно стихоткачу
Лагарпа видеть вкус,
Но часто, признаюсь.
Над ним я время трачу.
Кладбище обрели
На самой нижней полке
Все школьнически толки,
Лежащие в пыли,
Визгова сочиненья,
Глупона песнопенья, {303}
Известные творенья,
Увы! одним мышам.
Мир вечный и забвенье
И прозе и стихам!
Но ими огражденну
(Ты должен это знать)
Я спрятал потаенну
Сафьянную тетрадь,
Сей свиток драгоценный,
Веками сбереженный
От члена русских сил,
Двоюродного брата.
Драгунского солдата
Я даром получил.
Ты, кажется, в сомненьи...
Не трудно отгадать:
Так, это сочиненья, {304}
Презревшие печать.
Хвала вам, чада славы,
Враги парнасских уз!
О, князь, наперсник муз,
Люблю твои забавы;
Люблю твой колкий стих
В посланиях твоих:
В сатире - знанье света
И слога чистоту,
И в резвости куплета
Игриву остроту -
И ты . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .
Как, в юношески леты,
В волнах туманной Леты,
Их гуртом потопил;
И ты, замысловатый
"Буянова" певец,
В картинах столь богатый
И вкуса образец;
И ты, шутник бесценный,
Который Мельпомены
Котурны и кинжал
Игривой Тальи дал!
Чья кисть мне нарисует,
Чья кисть скомпанирует
Такой оригинал!
Тут вижу я: с Чернавкой
Подщипа слезы льет.
Но назову ль детину,
Что доброю порой
Тетради половину.
Наполнил лишь собой!
О ты, высот Парнаса
Боярин небольшой,
Но пылкого Пегаса
Наездник удалой!
Намаранные оды,
Убранство чердаков,
Гласят из роды в роды:
Велик, велик - Свистов!
Твой дар ценить умею,