Виссарион Белинский
Сочинения Александра Пушкина
Санктпетербург. Одиннадцать томов MDCCCXXXVIII-MDCCCXLI
СТАТЬЯ СЕДЬМАЯ
Поэмы: "Цыганы", "Полтава", "Граф Нулин"
--------------------------------------
В. Г. Белинский. Собрание сочинений в трех томах
Под общей редакцией Ф. М. Головенченко
ОГИЗ, ГИХЛ, М., 1948
Том III. Статьи и рецензии 1843-1848
Редакция В. И. Кулешова
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
--------------------------------------
"Цыганы" были приняты с общими похвалами, но в этих похвалах было
что-то робкое, нерешительное. В новой поэме Пушкина подозревали что-то
великое, но не умели понять, в чем оно заключалось, и, как обыкновенно
водится в таких случаях, расплывались в восклицаниях и не жалели знаков
удивления. Так поступили журналисты; публика была прямодушнее и
добросовестнее. Мы хорошо помним это время, помним, как многие были
неприятно разочарованы "Цыганами" и говорили, что "Кавказский пленник" и
"Бахчисарайский фонтан" гораздо выше новой поэмы. Это значило, что поэт
вдруг перерос свою публику и одним орлиным взмахом очутился на высоте,
недоступной для большинства. В то время как он уже сам беспощадно смеялся
над первыми своими поэмами, его добродушные поклонники еще бредили
_Пленником, Черкешенкою, Заремою, Мариею, Гиреем, Братьями-разбойниками_ и
только по какой-то робости похваливали "Цыган", или боясь скомпрометировать
себя, как образованных судей изящного, или детски восхищаясь песнию Земфйры
и сценою убийства. Явный знак, что Пушкин уже перестал быть выразителем
нравственной настроенности современного ему общества и что отселе он явился
уже воспитателем будущих поколений. Но поколения возникают и образуются не
днями, а годами, и потому Пушкину не суждено было дождаться воспитанных его
духом поколений - своих истинных судей. "Цыганы" произвели какое-то
колебание в быстро возраставшей до того времени славе Пушкина; но после
"Цыган" каждый новый успех Пушкина был новым его падением, - и "Полтава",
последние и лучшие две главы "Онегина", "Борис Годунов" были приняты
публикою холодно, а некоторыми журналистами с ожесточением и с
оскорбительными криками безусловного неодобрения.
Перелистуйте журналы того времени и прочтите, что писано было в них о
"Цыганах": вы удивитесь, как можно было так мало сказать о столь многом! Тут
найдете только о Байроне, о цыганском племени, о небезгрешности ремесла -
водить медведя, об успешном развитии таланта _певца Руслана и Людмилы_,
удивление к действительно удивительным частностям поэмы, нападки на будто бы
греческий стих: "И от судеб защиты нет", осуждение будто бы вялого стиха: "И
с камня на траву свалился", - и многое в этом роде: но ни слова, ни намека
на идею поэмы. {368}
А между тем поэма заключает в себе глубокую идею, которая большинством
была совсем не понята, а немногими людьми, радушно приветствовавшими поэму,
была понята ложно, - что особенно и расположило их в пользу нового
произведения Пушкина. И последнее очень естественно: из всего хода поэмы
видно, что сам Пушкин думал сказать не то, что сказал в самом деле. Это
особенно доказывает, что непосредственно творческий элемент в Пушкине был
несравненно сильнее мыслительного, сознательного элемента, так что ошибки
последнего, как бы без ведома самого поэта, поправлялись первым, и
внутренняя логика, разумность глубокого поэтического созерцания сама собою
торжествовала над неправильностью рефлексий поэта. Повторяем: "Цыганы"
служат неопровержимым доказательством справедливости нашего мнения. Идея
"Цыган" вся сосредоточена в герое этой поэмы - Алеко. А что хотел Пушкин
выразить этим лицом? Не трудно ответить: всякий, даже с первого,
поверхностного взгляда на поэму, увидит, что в Алеко Пушкин хотел показать
образец человека, который до того проникнут сознанием человеческого
достоинства, что в общественном устройстве видит одно только унижение и
позор этого достоинства, и потому, прокляв общество, равнодушный к жизни,
Алеко в дикой цыганской воле ищет того, чего не могло дать ему образованное
общество, окованное предрассудками и приличиями, добровольно закабалившее
себя на унизительное служение идолу золота. Вот что хотел Пушкин изобразить
в лице своего Алеко; но успел ли он в этом, то ли именно изобразил он?
Правда, поэт настаивает на этой мысли и, видя, что поступок Алеко с Земфирою
явно ей противоречит, сваливает всю вину на "роковые страсти, живущие и под
разодранными шатрами", и на "судьбы, от которых нигде нет защиты". Но весь
ход поэмы, ее развязка и особенно играющее в ней важную роль лицо старого
цыгана неоспоримо показывают, что, желая и думая из этой поэмы создать
апофеозу Алеко, как поборника прав человеческого достоинства, поэт вместо
этого сделал страшную сатиру на него и на подобных ему людей, изрек над ними
суд неумолимо трагический и вместе с тем горько иронический. {369}
Кому не случалось встречать в обществе людей, которые из всех сил
бьются прослыть так называемыми "либералами" и которые достигают не более,
как незавидного прозвища жалких крикунов? Эти люди всегда поражают
наблюдателя самым простодушным, самым комическим противоречием своих слов с
поступками. Много можно было бы сказать об этих людях характерического, чем
так резко отличаются они от всех других людей, но мы предпочитаем
воспользоваться здесь чужою, уже готовою, характеристикою, которая соединяет
в себе два драгоценные качества - краткость и полноту: мы говорим об этих
удачных стихах покойного Дениса Дадыдова:
А глядишь: наш Мирабо
Старого Гаврила,
За измятое жабо,
Хлещет в ус да в рыло;
А глядишь - наш Лафаэт,
Брут или Фабриций,
Мужичков под пресс кладет
Вместе с свекловицей. {370}
Такие люди, конечно, смешны, и с них довольно легонького водевиля или
сатирической песенки, ловко сложенной Давыдовым; но поэмы они не стоят.
Никак нельзя сказать, чтоб Алеко Пушкина был из этих людей, но и нельзя
также сказать, чтоб он не был им сродни. Великая мысль является в
действительности двойственно: комически и трагически, смотря по личным
качествам людей, в которых она выражается. Дурная страсть в человеке
ничтожном или забавна, как глупость, или отвратительна, как мерзость; дурная
страсть в человеке с характером и умом ужасна: первая наказывается хохотом
или презрением, смешанным с омерзением; вторая служит для людей трагическим
уроком, потрясающим душу. Вот почему для первой довольно легонького водевиля
или сатирической песенки, много уже, если комедии; для второй нужна сатира
Барбье, и ее не погнушается даже трагедия Шекспира. Глупец, который корчит
из себя Мирабо, есть "не что иное, как маленький эгоизм, который не любит
_для себя_ тех самых стеснительных форм, которыми любит душить других. Дайте
этому эгоизму огромный объем, придайте к нему большой ум, сильные страсти,
способность глубоко понимать и чувствовать всякую истину, пока она не
противоречит ему, - и перед вами весь Алеко, такой, каким создал его Пушкин.
Не страсти погубили Алеко. "Страсти" - слишком неопределенное слово, пока вы
не назовете их по именам; Алеко погубила одна страсть, и эта страсть -
эгоизм! Проследите за Алеко в развитии целой поэмы, и вы увидите, что мы
правы.
Приведя встреченного за холмом, подле цыганского табора, Алеко, Земфира
говорит своему отцу, между прочим:
Он хочет быть, как мы, цыганом;
Его преследует закон.
В этих словах Алеко является еще только таинственным, загадочным лицом,
не более; для беспристрастной наблюдательности он еще не может показаться ни
преступником вследствие эгоизма, ни жертвою несправедливого гонения, и
только мелкий либерализм, в своей поверхностности, готов сразу принять его
за мученика идеи. Но вот табор снялся; Алеко уныло смотрит на опустелое поле
и не смеет растолковать себе тайной причины своей грусти. Он, наконец,
волен, как божия птичка, солнце весело блещет над его головою, - о чем же
его тоска? Поэт пророчит ему, что страсти, некогда так свирепо игравшие им,
только на время присмирели в его измученной груди и что скоро они снова
проснутся... Опять страсти! но какие же? А вот увидим...
Может быть, Алеко только внешним образом, по чувству досады, разорвал
связи с образованным обществом, и ему тяжка исполненная лишений дикая воля
бедного бродящего племени, ибо, как мудро заметил ему старый цыган,
...не всегда мила свобода
Тому, кто к неге приучен.
Нет! черноокая Земфира заставила его полюбить эту жизнь, в которой
Всё скудно, дико, всё нестройно;
Но всё так живо-непокойно,
Так чуждо мертвых наших нег.
Так чуждо этой жизни праздной.
Как песнь рабов, однообразной.
И когда Земфира спросила его, не жалеет ли он о том, что навсегда
бросил, Алеко отвечает:
О чем жалеть? Когда б ты знала,
Когда бы ты воображала
Неволю душных городов!
Там люди в кучах, за оградой
Не дышат утренней прохладой, -
Ни вешним запахом лугов,
_Любви стыдятся, мысли гонят.
Торгуют волею своей.
Главы пред идолами клонят
И просят денег да цепей_.
Что бросил я? Измен волненье,
Предрассуждений приговор,
Толпы безумное гоненье
Или блистательный позор.
Какой энергический, полный мощного негодования голос! Какая пламенная,
вся проникнутая благородным пафосом речь! С какою неотразимою силою увлекает
душу это пророчески обвинительное, страшным судом гремящее слово!
Прислушиваясь к нему, не можешь не верить, чтоб человек, обладающий такою
силою жечь огнем уст своих, не был существом высшего разряда, - существом,
исполненным светлого разума и пламенной любви к истине, глубокой скорби об
унижении человечества... Вы видите в нем героя убеждения, мученика высших,
недоступных толпе откровений... Как высоко стоит он над этою презренною
толпою, которую так нещадно поражает громом своего благородного
негодования!.. Но здесь-то и скрывается великий урок для оценки истинного
достоинства; здесь-то и можно видеть, как легко быть героем на счет чужих
пороков, заблуждений и слабостей и как мудрено быть героем на свой
собственный счет, - как всякого должно судить не по одним словам его, но
если по словам, то не иначе, как подтвержденным делами. Изречь энергическое,
полное благородного негодования проклятие не только на какое-нибудь общество
или какой-нибудь народ, но и на целое человечество гораздо легче, нежели
самому поступить справедливо в собственном своем деле. И потому изрекать
анафему так же не всякий имеет право, как и изрекать благословение; это
могут только, приявшие свыше власть и посвящение. Как поучать других имеет
право только знающий сам то, чему берется поучать, так и предписывать другим
пути практической мудрости и справедливости может только тот, кто сам уже
твердою стопою привык ходить по этим путям. Слово само по себе - не более,
как звук пустой: оно важно только как выражение мысли; а мысль сама по себе
- не более, как призрак чего-то разумного и прекрасного: она важна лишь как
идеальная сущность действительности. Все, что <не> подходит под мерку
практического применения, ложно и пусто. Вот почему необходимо должно
обращать внимание не только на то, действительно ли истинно сказанное, но и
на то, кем оно сказано. По этой же причине в устах призванных и посвященных
иногда и старые истины получают новую форму и новую силу убеждения, как
будто бы они были сказаны в первый раз; а в устах людей, самовольно
принимающих на себя обязанности учителей, иногда и новые, оригинально
выраженные мысли пропадают без действия, как будто истертые общие места...
Обратимся к Алеко. Наконец доходит дело и до страстей, появление
которых поэт так значительно, таким угрожающим образом предсказывал. Сердцем
Алеко одолевает _ревность_... Эта страсть свойственна или людям по самой
натуре эгоистическим, или людям неразвитым нравственно. Считать ревность
необходимою принадлежностью любви - непростительное заблуждение. Человек
_нравственно_ развитый любит спокойно, уверенно, потому что уважает предмет
любви своей (любовь без уважения для него невозможна). Положим, что он
замечает к себе охлаждение со стороны любимого предмета, какая бы ни была
причина этого охлаждения из исчисленных поэтом:
Кто устоит против разлуки.
Соблазна новой красоты,
Против усталости и скуки
Иль своенравия мечты? {371}
это охлаждение заставит его страдать, потому что любящее сердце не может не
страдать при потере любимого сердца; но он не будет ревновать. Ревность без
достаточного основания есть болезнь людей ничтожных, которые не уважают ни
самих себя, ни своих прав на привязанность любимого ими предмета; в ней
выказывается мелкая тираний существа, стоящего на степени животного эгоизма.
Такая ревность невозможна для человека _нравственно_ развитого; но таким же
точно образом невозможна для него и ревность на достаточном основании, ибо
такая ревность непременно предполагает мучения подозрительности, оскорбления
и жажды мщения. Подозрительность совершенно излишня для того, кто может
спросить другого о предмете подозрения с таким же ясным взором, с каким и
сам ответит на подобный вопрос. Если от него будут скрываться, то любовь его
перейдет в презрение, которое, если не избавит его от страдания, то даст
этому страданию другой характер и сократит его продолжительность; если же
ему скажут, что его более не любят, - тогда муки подозрения тем менее могут
иметь смысл. Чувство оскорбления для такого человека также невозможно, ибо
он знает, что прихоть сердца, а не его недостатки причиною потери любимого
сердца, и что это сердце, перестав любить его, не только не перестало его
уважать, но еще сострадает, как друг, его горю и винит себя, не будучи в
сущности виновато. Что касается до жажды мщения, в этом случае она была бы
понятна только как выражение самого животного, самого грубого и
невежественного эгоизма, который невозможен для человека нравственно
развитого. И за что тут мстить? За то, что любившее вас сердце уже не бьется
любовию к вам! Но разве любовь зависит от воли человека и покоряется ей? И
разве не случается, что сердце, охладевшее к вам, не терзается сознанием
этого охлаждения, словно тяжкою виною; страшным преступлением? Но не помогут
ему ни слезы, ни стоны, ни самообвинения, и тщетны будут все усилия его
заставить себя любить вас попрежнему... Так чего же вы хотите от любимого
вами, но уже не любящего вас предмета, если сами сознаете, что его
охлаждение к вам теперь так же произошло не от его воли, как не от нее
произошла прежде его любовь к вам? Хотите ли, чтоб этот предмет, скрывая
насильственно свое к вам охлаждение, обманывал вас, ради вашего счастия,
притворною любовию? Но такое желание со стороны вашей могло бы выйти только
из самого грубого, животного эгоизма: ибо, если вы _человек_, существо
_нравственно развитое_, то вы должны думать и заботиться гораздо больше о
счастии связанного с вами отношениями любви предмета, чем о своем
собственном. И притом надо быть слишком пошлым человеком, чтоб допустить
обмануть и успокоить себя принужденною любовию, и надо быть слишком подлым
человеком, чтоб, понимая такую любовь, как она есть, удовлетворяться ею: это
значило бы принести чужое счастие в жертву своему собственному - и какому
счастию!.. Когда любовь с которой-нибудь стороны кончилась, вместе жить
нельзя: ибо тот не понимает любви и ее требований и за любовь принимает
грубую, животную чувственность, кто способен пользоваться ее правами от
предмета, хотя бы и любимого, но уже нелюбящего. Такая "любовь" бывает
только в браках, потому что брак есть обязательство, - и, может быть, оно
так там и нужно; но в любви такие отношения - суть оскорбление и профанация
не только любви, но и человеческого достоинства. Все такие случаи невозможны
для человека _нравственно_ развитого.
Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по
себе, но всех их выше должно стоять образование _нравственное_. Одно
образование делает вас человеком ученым, другое - человеком светским, третье
- административным, военным, политическим и т. д.; но нравственное
образование делает вас просто "человеком", то есть существом, отражающим на
себе отблеск божественности и потому высоко стоящим над миром животным.
Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и проч., но худо не быть
при этом "человеком"; быть же "человеком" - значит иметь полное и законное
право на существование и не будучи ничем другим, как только "человеком". В
чем же состоит нравственное образование, нравственное развитие? Так как
человек не только существует, но еще и мыслит, то всякий предмет в отношении
к нему существует не только практически, но и теоретически, и человек только
тогда вполне владеет предметом, когда схватывает его с этих обеих сторон. Но
одно практическое обладание предметом еще значит что-нибудь, тогда как одно
теоретическое ровно ничего не значит. И потому теоретическая нравственность,
открывающаяся в одних системах и словах, но не говорящая за себя, как дело,
как факт, выходящая только из созерцания ума, но не имеющая глубоких корней
в почве сердца, - такая нравственность стоит безнравственности и должна
называться китайскою или фарисейскою. Истинная нравственность прозябает и
растет из сердца при плодотворном содействии светлых лучей разума. Ее мерило
- не слова, а практическая деятельность. В сфере теорий и созерцаний быть
героем добродетели в тысячу раз легче, нежели в действительности выслужить
чин коллежского регистратора или, пообедав, почувствовать себя сытым. Так
как сфера нравственности есть по преимуществу сфера практическая, а
практическая сфера образуется преимущественно из взаимных отношений людей
друг к другу, то здесь-то, в этих отношениях, - и больше нигде, - должно
искать примет нравственного или безнравственного человека, а не в том, как
человек рассуждает о нравственности, или какой системы, какого учения и
какой категории нравственности он держится. Слова, как бы ни были
красноречивы, хотя бы произносились страстным голосом и сопровождались не
только порывистыми жестами, но, при случае, и горячими слезами, слова сами
по себе стоят все-таки не больше всякой другой болтовни: здесь, как и везде,
дело - в деле. Один из высочайших и священнейших принципов истинной
нравственности заключается в религиозном уважении к человеческому
достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что
он - человек, и потом уже за его личные достоинства, по той мере, в какой он
их имеет, - в живом, симпатическом сознании своего братства со всеми, кто
называется "человеком". Вот что разумели мы под словом "нравственно-развитый
человек", говоря о том, каким образом показал бы себя человек в отношении к
любимой им особе, когда она почему бы то ни было разлюбит его. Естественно,
что никогда не высказывается так резко определенно нравственность или
безнравственность человека, как в тех случаях, где он судит своего ближнего
по отношению к самому себе и где в эти отношения вмешивается страсть: ибо в
таких случаях ему предстоит быть к самому себе строгим без эффектов,
беспристрастным без гордости, справедливым без унижения, между тем как в
таких-то именно обстоятельствах человек, по чувству эгоизма, и увлекается
крайностями, то есть или бывает к себе пристрастно снисходительным, обвиняя
во всем своего ближнего, или, что бывает реже, из самого беспристрастия
своего и своей к себе строгости делает эффектную мелодраму. Поэтому наше
приложение идеи нравственности к делу любви очень удобно для решения
вопроса, потому что любовь, как одна из сильнейших страстей, увлекающих
человека во все крайности больше, чем всякая другая страсть, может служить
пробным камнем нравственности. Если человек, находящийся в положении Алеко,
подавшим нам повод к этим рассуждениям, есть истинно нравственный человек,
то в любимой им особе он с большею страстью, чем в ком-нибудь другом,
уважает права свободной личности, а следовательно, и невольные естественные
стремления ее сердца. В таком случае натурально, что ее внезапного к нему
охлаждения он не примет за преступление, или так называемую на языке пошлых
романов "неверность", и еще менее согласится принять от нее жертву, которая
должна состоять в ее готовности принадлежать ему даже и без любви и для его
счастия отказаться от счастия новой любви, может быть, бывшей причиною ее к
нему охлаждения. Еще более естественно, что в таком случае ему остается
сделать только одно: со всем самоотвержением души любящей, со всею теплотою
сердца, постигшего святую тайну страдания, благословить _его_ или _ее_ на
новую любовь и новое счастие; а свое страдание, если нет сил освободиться от
него, глубоко схоронить от всех, и в особенности от _него_ или от _нее_, в
своем сердце. Такой поступок немногими может быть оценен как выражение
истинной нравственности; многие, воспитанные на романах и повестях с
ревностию, изменами, кинжалами и ядами, найдут его" даже прозаическим, а в
человеке, таким образом поступившем, увидят отсутствие понятия о чести.
Действительно, по понятиям, искаженно перешедшим к нам от средних веков,
мужчине надо кровью смыть подобное бесчестие и, как говорит Алеко, _хищнику
и ей, коварной, вонзить кинжал в сердце_, а женщине прибегнуть к яду или к
слезам и безмолвной тоске; но не должно забывать, что то, что могло иметь
смысл в варварские средние века, - в наше просвещенное время уже не имеет
никакого смысла. В образованном человеке нашего времени Шекспиров Отелло
может возбуждать сильный интерес, но с тем, однакож, условием, что эта
трагедия есть картина того варварского времени, в которое жил Шекспир и в
которое муж считался полновластным господином своей жены; всякий же
образованный человек нашего времени только рассмеется от новых Отелликов,
вроде Марселя в нелепой повести Эжена Сю "Крао" и _безыменного господина_ в
отвратительной повести Дюма "Une Vengeance" {"Мщение". - Ред.}. Но люди,
которым нужно доказывать, что в наше время кинжалы, яды и даже пистолеты,
вследствие ревности, суть не что иное, как пошлые театральные эффекты или
результаты болезненного безумия, животного эгоизма и дикого невежества, -
такие люди не стоят того, чтоб тратить на них слова. Слава богу, таких людей
теперь уже немного, и теперь гораздо больше людей, которые принимают слова
за одно с делами: вот им-то предложим мы вопрос, ближе относящийся к
предмету нашей статьи, что сказать о человеке, который, по его словам, идет
наравне с веком и для этого толкует о праве человеческом (нарушаемом его
соседом по имению) и об эмансипации женщины, но который, если его жена
позволит себе сделать в отношении к нему сотую долю того, что без всякого
позволения делает он в отношении к ней, - сейчас переменяет тон и готов хоть
за дубье приняться?.. Не правда ли, что, глядя на него, невольно запоешь
вполголоса с Давыдовым:
А глядишь: наш Мирабо
Старого Гаврила,
За измятое жабо,
Хлещет в ус да в рыло!
Вот почему не смех, а смешанное с ужасом отвращение возбуждают слова
Алеко в ответ на простодушный, трогательный и поэтический рассказ старого
цыгана о Мариуле:
Да как же ты не поспешил
Тотчас во след неблагодарной,
И хищникам и ей, коварной?
Кинжала в сердце не вонзил?
Итак, вот он, - страдалец за униженное человеческое достоинство,
человек, который презрел предрассудки образованной общественности и нашел
счастие в цыганском таборе!.. Турок в душе, он считал себя впереди целой
Европы на пути к цивилизованному уважению прав личности!.. И как велик, как
истинно (то есть внутренно, духовно) свободен перед ним старый цыган, этот
сын природы, бедности, не знающий в простоте сердца никаких теорий
нравственности! Сколько поэзии и истины в его кротком, благодушном ответе
Алеко:
К чему? вольнее птицы младость,
Кто в силах удержать любовь?
Чредою всем дается радость:
Что было, то не будет вновь!
Ответ Алеко на эти полные любви и правдивости слова старого цыгана
окончательно и вполне раскрывает тайну его характера:
Я не таков. Нет, я, не споря,
От прав моих не откажусь;
Или хоть мщеньем наслажусь.
О, нет! когда б над бездной моря
Нашел я спящего врага,
Клянусь, и тут моя нога
Не пощадила бы злодея;
Я в волны моря, не бледнея,
И беззащитного б толкнул;
Внезапный ужас пробужденья
Свирепым смехом упрекнул,
И долго мне его паденья
Смешон и сладок был бы гул.
Из этих слов видно, что никакая могучая идея не владела душою Алеко, но
что все его мысли и чувства и действия вытекали, во-первых, из сознания
своего превосходства над толпою, состоящего в уме более блестящем и
созерцательном, чем глубоком и деятельном; во-вторых, из чудовищного
эгоизма, который горд самим собою, как добродетелью. "Эта женщина (так
рассуждает эгоизм Алеко) отдалась мне, и я счастлив ее любовью,
следовательно, я имею на нее вечное и ненарушимое право, как на мою рабу, на
мою вещь. Она изменила - и я не могу уже быть счастлив ее любовью: она
должна упоить меня сладостью мщения. Ее обольститель лишил меня счастия, - и
должен за это заплатить мне жизнию". Не спрашивайте Алеко, наказал ли бы он
сам себя смертию, если бы он сам изменил любимой им женщине и с свойственною
эгоистам жестокостию оттолкнул ее от груди своей: не трудно угадать, как бы
поступил и что бы заговорил Алеко в подобном обстоятельстве. Эгоизм
изворотлив, как хамелеон: мало того, что такой человек, как Алеко, в
подобном случае стал бы _рисоваться_ перед самим собою, как великодушный и
невинный губитель чужого счастия, он, пожалуй, еще почел бы себя вправе
мстить смертию оставленной им женщине, которая преследует его своими
докуками, упреками, слезами и молениями, _с чего-то вообразив_, что имеет на
него _какие-то права_, как будто он создан не для жизни, а для ее
удовольствия, и, подобно дитяти, лишен воли. Не спрашивайте его также, имеет
ли на его жизнь право человек, у которого он отбил любовницу: с свойственным
эгоизму бесстыдством Алеко в таком случае начал бы перед вами витиевато
либеральничать и доказывать пышными фразами, что на женщину имеет законное
право только тот, кто, любя ее, любим ею, и что он, Алеко, первый бы уступил
великодушно свою любовницу тому, кого бы она полюбила. Из этого-то животного
эгоизма вытекает и животная мстительность Алеко. Человек нравственный и
любящий живет для идеи, составляющей пафос целого его существования: он
может и горько презирать, и сильно ненавидеть, но скорее по отношению к
своей идее, чем к своему лицу. Он не снесет обиды и не позволит унизить
себя, но это не мешает ему уметь прощать личные обиды: в этом случае он не
слаб, а только великодушен. Натуры блестящие, но, в сущности, мелкие, потому
что эгоистические, - чужды стремления к идее или идеалу: они во всем ставят
средоточием свое милое я. Если они и заберут себе в голову, что живут для
какой-то идеи, то не возвышаются до идеи, а только нагибаются до нее, думают
не себя облагородить и освятить проникновением идеею, но идею осчастливить
своим султанским выбором. И тогда их идея в их глазах потому только истинна,
что она - их идея, и потому всякий не признающий ее истинности, есть их
личный враг. Но, будучи оскорблены в деле личной страсти, эти люди думают,
что в их лице оскорблен весь мир, вся вселенная, и никакая месть не кажется
им незаконною. Таков Алеко! {372}
Скажут, что создание такого лица не делает чести поэту, тем более что
он ясно хотел сделать из него не столько преступного, сколько несчастного,
увлеченного судьбою человека. Действительно, это было бы так, если б поэт не
противопоставил старого цыгана лицу Алеко, может быть, бессознательно
повинуясь тайной внутренней логике непосредственного творчества. И потому
идею поэмы "Цыганы" должно искать не в одном лице, а тем менее только в лице
Алеко, но в общности поэмы. Алеко является в поэме Пушкина как бы для того
только, чтоб представить нам страшный, поразительный урок нравственности.
Его противоречие с самим собою было причиною его гибели, - и он так жестоко
наказан оскорбленным им законом нравственности, что чувство наше, несмотря
на великость преступления, примиряется с преступником. Алеко не убивает
себя; он остается жить, - и это решение действует на душу читателя сильнее
всякой кровавой катастрофы. Поэтическое сравнение Алеко с подстреленным
журавлем, печально остающимся на поле в то время, когда станица весело
поднимается на воздух, чтоб лететь к благословенным краям юга, выше всякой
трагической сцены. Сидя на камне, окровавленный, с ножом в руках, _бледный
лицом_, Алеко молчит, но его молчание красноречиво: в нем слышится немое
признание справедливости постигшей его кары, и, может быть, с этой самой
минуты в Алеко зверь уже умер, а человек воскрес... Вы скажете: слишком
поздно. Что ж делать! такова, видно, натура этого человека, что она могла
возвыситься до очеловечения только ценою страшного преступления и страшной
за то кары... Не будем строги в суде над падшим и наказанным, а лучше тем
строже будем к самим себе, пока мы еще не пали, и заранее воспользуемся
великим уроком. Если б Алеко устоял в гордости своего мщения, мы не
помирились бы с ним: ибо видели бы в нем все того же зверя, каким он был и
прежде. Но он признал заслуженность своей кары, - и мы должны видеть в нем
человека: а человек человека как осудит?..
Убитая чета уже в земле.
.....Когда же их закрыли
Последней горстию земной,
_Он молча, медленно склонился
И с камня на траву свалился_.
Какое простое и сильное в благородной простоте своей изображение самой
лютой, самой безотрадной муки! Как хороши в нем два последних стиха, на
которые так нападали критики того времени, как на стихи вялые и
прозаические! Где-то было даже напечатано, что раз Пушкин имел горячий спор
с кем-то из своих друзей за эти два стиха и, наконец, вскричал: "_Я должен
был так выразиться; я не мог иначе выразиться_!" Черта, обличающая великого
художника! {373}
Но довольно об Алеко; обратимся к старому цыгану. Это одно из таких
лиц, созданием которых может гордиться всякая литература. Есть в этом цыгане
что-то патриархальное. У него нет мыслей: он мыслит чувством, и как истинны,
глубоки, _человечны_ его чувства. Язык его исполнен поэзии. В тоне речи его
столько простоты, наивности, достоинства, самоотрицания (resignation),
кротости, теплоты и елейности. И как верен он себе во всем, - тогда ли, как
рассказывает своим простодушным и поэтическим языком предание об Овидии, или
когда в исполненной дикого огня, дикой страсти и дикой поэзии песне Земфиры
припоминает старого друга, или когда, утешая Алеко в охлаждении Земфиры,
_по-своему_, но так верно и истинно объясняет ему натуру и права женского
сердца и рассказывает трогательную повесть о самом себе, о своей любви к
Мариуле и ее измене, которую он, в своей цыганской простоте, так человечно,
так гуманно нашел совершенно законною... Но в сцене похорон и прощания с
Алеко он является, сам того не подозревая, в своей цыганской дикости, в
истинно трагическом величии и кротко изрекает несчастному ужасный приговор и
великие истины:
Оставь нас, гордый человек!
Мы дики, нет у нас законов,
Мы не терзаем, не казним.
Не нужно крови нам и стонов;
Но жить с убийцей не хотим.
Ты не рожден для дикой доли,
Ты для себя лишь хочешь воли;
Ужасен нам твой будет глас;
Мы робки и добры душою,
Ты зол и смел; - оставь же нас,
Прости! да будет мир с тобою.
Заметьте этот стих: "_Ты для себя лишь хочешь воли_" - в нем весь смысл
поэмы, ключ к ее основной идее. После этого можно ли сомневаться в глубоко
нравственном характере поэмы? Нет, это возможно только для людей близоруких
и ограниченных, для невежд-моралистов, которые привыкли видеть
нравственность только в азбучных сентенциях...
Некоторые критики того времени особенно нападали на эпилог, находя его
похожим на хор из какой-нибудь греческой трагедии. Греческого в этом эпилоге
нет ничего, а осуждения он заслуживает. В нем рефлексия поэта взяла на
минуту верх над непосредственностью творчества, и, вследствие этого, он
пришелся совершенно некстати к содержанию поэмы, в явном противоречии с ее
смыслом:
Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!
И под издранными шатрами
Живут мучительные сны,
И ваши сени кочевые
В пустынях не спаслись от бед.
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.
К чему тут судьбы и к чему толки о том, что счастья нет и между бедными
детьми природы? Несчастие принесено к ним сыном цивилизации, а не родилось
между ними и через них же. Но главное: поэту следовало бы в заключительных
стихах сосредоточить мысль всей поэмы, так энергически выраженной стихом:
"_Ты для себя лишь хочешь воли_". Но, как мы выше заметили, Пушкин-поэт был
гораздо выше Пушкина-мыслителя. Если бы в духе Пушкина оба эти элемента были
равносильны и если б, к этому, роскошный цвет его поэзии имел своею почвою
вполне развившуюся многовечную цивилизацию, - тогда, конечно, Пушкин был бы
равен величайшим поэтам Европы...
Может быть, иным покажется недостатком в "Цыганах" то, что в этой поэме
дикий цыган, так сказать, пристыжает высотою своих созерцаний и чувствований
понятия сына цивилизации и таким образом заставляет нас видеть идеал
нравственно просветленного человека в бродящем дикаре. Это несправедливо.
Алеко есть одно из явлений цивилизации, но отнюдь не полный ее
представитель. Сверх того, несмотря на всю возвышенность чувствований
старого цыгана, он не высший идеал человека: этот идеал может
реализироваться только в существе _сознательно разумном_, а не в
_непосредственно разумном_, не вышедшем из-под опеки у природы и обычая.
Иначе развитие человечества через цивилизацию не имело бы никакого смысла, и
люди, чтоб сделаться разумными и справедливыми, должны бы в диком состоянии
видеть свое призвание и свою цель. Человечество должно было помириться с
природою, но не иначе, как достигши этого примирения свободно, путем
духовного, противоположного природе, развития. Для того-то и распался
некогда человек с природою и объявил ей борьбу насмерть, чтоб стать выше ее
и потом, даже примирившись с нею, быть выше ее, как дух выше материи,
сознающий разум выше бессознательной действительности. Бывают собаки,
одаренные не только удивительным инстинктом, подходящим близко к смыслу, но
и удивительными добродетелями, как то: верностью и привязанностью к
человеку, простирающимися до готовности жертвовать жизнию за человека. И в
то же время бывают люди не только с весьма ограниченными способностями, но и
с положительно низкими страстями и злою, развращенною волею. И однакож самый
плохой человек выше самой лучшей собаки, хотя он и внушает к себе одно
презрение и отвращение, тогда как последняя пользуется общим удивлением и
любовью: так и самый худший между интеллектуально-развитыми через
цивилизацию людьми в царстве разума занимает высшую ступень, нежели самый
лучший из людей, взлелеянных на лоне природы: последний всегда - не более,
как прекрасная случайность или существо, обязанное своими достоинствами
случайному дару удавшейся организации, тогда как самые недостатки и пороки
первого более или менее отражают на себе необходимый момент в историческом
развитии общества или даже целого человечества. Добродетели последнего не
зависят от прошедшего и потому не дают результатов в будущем: это талант,
скрытый в землю, от которого человечество не богатеет. И потому жизнь
непосредственно-естественного человека ни в каком случае не может обогатить
человечества великим уроком. И если в поэме Пушкина старый цыган
способствует, сам того не зная, к преподанию нам великого урока, то не сам
собою, а через Алеко, этого сына цивилизации. Здесь он как бы играет роль
хора в греческой трагедии, который иногда изрекает великие истины о
совершающемся перед его глазами событии, не принимая сам в этом событии
никакого деятельного участия.