Главная » Книги

Евреинов Николай Николаевич - Тайна Распутина, Страница 3

Евреинов Николай Николаевич - Тайна Распутина


1 2 3 4 5

бря 1915 г.)], был разумеется гораздо требовательней, чем это полагали в своей наивности и тот же посол Франции, и многие другие. Хитрому "старцу" нужна была прежде всего безопасность трона, негласно им самим занимаемого, нужно было укрепление царского престижа, вот-вот готового рухнуть под угрозой полчищ Вильгельма II, нужно было спасать царя, а главное себя, себя самого, связанного с царем я его казною, сулившими куда большие блага, чем те, что были в распоряжении какого-то Мануса, который "обеспечивал связи с Берлином". - Вот где надо искать причину поворота Александры Федоровны, находившейся под полным влиянием Распутина, в сторону сепаратного мира с Германией (намек на который мы находим уже в письме царицы от 17-го апреля 1915 г., где она цитирует Николаю II послание своего брата вел. герцога Эрнста-Людвига с предложением "начать строить мост для переговоров").
   Что ко времени войны 1914 - 1916 г. г. Распутин окончательно овладел директивой всей государственной и церковной жизни России и что Илиодор, называя его "неофициальным русским царем и патриархом" [Op. cit., 94.], не слишком фантазировал, в этом теперь - после Опубликования целого ряда документов, относящихся к эпохе "распутиновщины" - нам не приходится, пожалуй, сомневаться ни в малейшей степени.
   За недостатком места в настоящем очерке для планомерных доказательств сказанного, мы ограничимся лишь несколькими фактами, как наиболее яркими и несомненными примерами самодержавия Распутина.
   О том, что в делах церкви Распутин стал для духовенства "царь и бог", мы можем заключить не только из земных поклонов В. К. Саблера, отвешенных Распутину за назначение обер-прокурором Синода, не только из победы Распутина над еписк. Гермогеном и т. п., но и непосредственно со слов самой царицы Александры Федоровны, из письма которой (12 ноября 1915 г.) мы узнаем, что от Распутина действительно зависело назначение любого из угодных "старцу" пастырей" на любой из высших постов, кончая митрополичьим! - "Душка, - пишет "благочестивейшая" Николаю (П, - я забыла рассказать тебе о Питириме, экзархе Грузии... он человек достойный и великий молитвенник, как говорит наш Друг (т.-е. Распутин).. Он (Распутин же) просит тебя быть твердым, так как Питирим единственный подходящий человек. У Него (Распутина) нет никого, кого бы он мог рекомендовать на место Питирима... Затем Он просит тебя немедленно назначить Жевахова помощником Волжина. Он... в совершенстве знает церковные дела. - Это твое желание, - ты повелитель".
   Поистине отменим, ко своему цинизму, последние слова А. Ф.: "это твое желание". - Так, "желал", оказывается, когда нужно было Распутину, самодержец "неся России" Николай Александрович.
   Легко представить себе, в каком дурацком положении оказались при этом назначении - impromptu, министр внутренних дел А. II. Хвостов, со споим кандидатом - архиепископом тверским, и С. П. Белецкий, с своей рекомендацией епископа могилевского, - претендентами на кафедру митрополита, получившими "санкцию" от самой "всемогущей", казалось бы, А. А. Вырубовой [С. П Белецкий, op. fit., 38].
   "Когда Распутин умер, - пишет Белецкий, - я был в день его похорон вечером у владыки (Питирима), и тут я понял, насколько велик был для нею гнет Распутина" (курсив наш, Н. Е.) [Ibid, 40].
   Об этом гнете можно судить хотя бы по тому, что даже в таких важных, с религиозной точки зрения, вопросах, как, напр., "всероссийский крестный ход", - и здесь даже Распутин ухитрялся вырывать инициативу из рук того, кому она по праву, казалось-бы, принадлежала. - Он тебя настоятельно просит, - пишет про Распутина царица своему супругу 12 нюня 1915 г., - поскорее приказать, чтобы в один определенный день по всей стране был устроен всероссийский крестный ход с молением о даровании победы... пошли свое приказание по телеграфу (открыто, чтобы все могли прочесть) Саблеру... Пусть приказание исходит от тебя, а не от Синода.
   Замечательны эти выражения в письмах Александры Федоровны ; "просит тебя немедленно" (подчеркнуто!), "настоятельно" (подчеркнуто!) и "поскорее" (подчеркнуто!), передающие царю волю истинного "монарха". Николаю II .не дается даже времени обсудить хорошенько, подумать, пораскинуть умом. Истинному самодержцу некогда да и не охота валандаться с тугодумным царем, и он шлет ему свои внушения через подручную, то бишь царицу, в порядке боевого приказа.
   Правда, бывали случаи и неповиновения Николая II истинному самодержцу России; так, однажды он позволил себе иметь собственное мнение в выборе министра внутренних дел (вместо Щербатова), и почему-то воспротивился сначала назначению Хвостова, бывшего другом Распутина. Но эти случаи были сравнительною редкостью и временное "неповиновенье" обычно быстро ликвидировалось внушениями царицы, под диктовку Распутина. "Гр. (Григорий)... дал нам понять, что Хвостов подойдет", - писала Александра Федоровна Николаю 16 сент. 1915 г. "Я 4 раза тебе телеграфировала о Хвостове", напоминает она мужу на следующий день (17 сент.), "но ты не ответил". Она пишет ему вновь и вновь, пока но добивается исполнения воли того, чье "желание ее преследует" (по ее собственным словам).
   Назначение А. Н. Хвостова, наконец, состоялось. Казалось бы5 что "старцу" осталось только радоваться "царской пляске под его дудку". Но не тут-то было! - "самодержец" раскапризничался: зачем назначили в его отсутствие!
   "Не только я и А. Н. Хвостов, - пишет С. П. Белецкий об обеде, данном в честь вернувшегося из поездки Распутина, - но и кн. Андроников и Червинская, хорошо его знавшие, были поражены происшедшею с ним переменою: в нем было гораздо больше, чел ранее, апломба и уверенности в себе. Первыми же своими словами Распутин дал нам понять, что он несколько недоволен тем, что наше назначение состоялось в его отсутствии, и это подчеркнул князю, считая его в том виноватым. Однако, оказалось, что этот упрек -и Хвостов и Андроников предвидели, и князь с усиленной любезностью парировал этот удар, рассыпаясь в комплиментах и изъявлении чувства благодарности за его поддержку наших назначений, и трогательно благодарил его за приезд именно теперь на первых шагах нашего вступления в должность, так как отныне его советы и поддержка при дворе поставят нас на правильный путь и охранят от ошибок, которые нам могут быть поставлены в счет на верху и т. д." [Op. cit. 28].
   Царь и его холопы. - Вот подпись, какую хочется поставить под этой картиною пресмыкательства и низкопоклонства перед зазнавшимся царским "лампадником".
   "Меня царским лампадником зовут, - говорил Распутин. - Лампад ник маленькая шишка, а какие большие дела делает!.. Захочу, так пестрого кобеля губернатором сделаю. Вот какой Григорий Ефимович" ["Петр. Листок," от 30 марта 1917 г. "Фабрика администраторов Распутина и Комп.". - А. М.].
   Он не только участвовал в консультации с министрами ("Наш Друг виделся с Барком, и они хорошо поговорили в течение двух часов", - пишет царица мужу 11 мая 1915 г.), но и ездил выбирать кандидатов в министры". ("В городе опять ужасно ворчат на милого старого Горемыкина, прямо отчаяние, - жалуется Николаю II жена в письме от 11-го ноября 1915 г. - Завтра Гр. повидает старого Хвостова, а затем вечером я Его увижу. Он хочет рассказать мне о своем впечатлении - будет ли он достойным преемником Горемыкииу").
   О том, как Распутин исполнял поручение "из Царского" поехать "посмотреть душу" кандидата на высокий пост, - рассказано А. Н. Хвостовым Чрезвыч. Следств. Комиссии Врем. Правительства в 1917 г. "Это было в Нижнем-Новгороде, - сообщил А. Н. Хвостов, - когда я был губернатором. Ко мне приехал Распутин, мне в то время мало известный... Он предложил мне место министра внутренних дел... объявил мне, что он должен поговорим, со мной, так как он послан, как он сказал, "посмотреть мою душу"... из Царского послан" [Падение Режима. Стенографии, отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезв. Следств. Комиссии Времени. Прав. Ред. II. Е. Щеголева, т. 1, стр. 3].
   "Делателю министров", - как прозвали Распутина - ничего не стоило, согласно свидетельству С. П. Белецкого (см. его записки), провести в министры Б. В. Штюрмера, Н. А. Добровольского, А. Д. Протопопова; ничего не стоило, как мы знаем из переписки Романовых, отсрочить созыв государственной думы или ускорить его {"наш Друг сказал в последний раз, что только в случае победы Дума может не созываться, иначе же непременно надо", - пишет А. Ф. 15 ноября 1915 г. "Он сказал, что надо созвать Думу, хотя бы на короткое время", - сообщает она царю 16-го ноября того же года); ничего не стоило, рядом с официальной "Канцелярией комиссии прошений, на высочайшее имя приносимых", основать свою собственную, на Гороховой, 62, при которой числились "секретарями": И. Ф. Манасевич-Мануилов, П. В. Мудролюбов, А. С. Симанович, Осипенко и др., не считая штата великосветских дам с А. А. Вырубовой во главе. Какое из двух этих почтенных учреждений преуспевало больше, - нетрудно догадаться.
   Дрожа за царский трон, как за свой собственный, Распутин свою показную миссию "посредника между царем и богом" рассматривал, надо думать, как миссию посредника между царем и народом; ведь не мог он не знать, что от недовольства последнего, раздуваемого "люцинерами" [Так называл Распутин "революционеров"] грозит "бунт", властный в мгновение ока разбить тог утлый челн самодержавия, на котором с таким риском он дерзнул примоститься.
   Поэтому вполне "понятна его нервность из - за малейших недоразумений, раз в них могла ему почудиться озлобленность народа против "властей предержащих".
   "Гр. (Григории) несколько расстроен "мясным" вопросом, - пишет А. Ф. царю 10 апреля 1915 г., - купцы не хотят понизить цены на него... и было даже нечто вроде мясной забастовки. Ниш Друг думает, что один из министров должен бы призвать, к себе нескольких главных купцов и объяснить им, что преступно в такое тяжелое время повышать цены и устыдить их".
   "Он просил меня тебе передать, - говорится в другом письме А. Ф., от 4 окт. 1915 г., - что неладно с новыми бумажными деньгами, простой народ не может понять, - у нас довольно чеканной монеты - и это может повлечь к недоразумениям".
   "Дорогой, - повторяет А. Ф. мужу в письме от 7 окт. 1915 г., - посылаю тебе 2 марки (денежные) от нашего Друга, чтобы показать тебе, что одна уже фальшивая. - Народ очень ими недоволен, - они легко улетают, в темноте извозчиков ими обманывают, и вообще это не годится. Он тебя очень просит немедленно остановить их выпуск... Я говорила с Барком о марках"...
   Кончилось тем, что вместо П. Л. Барка на пост министра финансов был выдвинут В. С. Татищев, чья "любовь к нашему Другу, - пишет А. Ф. 19 декабря 1915 г., - является несомненным благословением и преимуществом".
   Всё больше и больше входя во вкус власти, дававшей ему кстати такую широкую возможность сводить личные счеты с врагами, - Распутин, в апофеозе своего самодержавия, не довольствуется уже ролью "заместо царя", а, претендуя также и на пост главнокомандующего, свергает с этого поста ненавистного ему Николая Николаевича, заменяет неудачника особой Николая II и пробует через него распоряжаться военными действиями, пока не объявляет себя, под напором вражеских армий, пацифистом, готовым одобрить по-видимому какой угодно мир. Так ли это?
   Вот несколько выдержек из писем Александры Федоровны к мужу в Ставку, могущих лучше всего подтвердить влияние Распутина на военные дела в год великого испытания, 1915 - 1916 г., влияние, близко граничащее с наиверховным командованием.
   В письме от 7-го октября 1915 г. говорится кратко до лаконичности: "Нашего Друга беспокоит Рига". Через месяц с неделею (15 ноября): "Он просит тебя приказать начать наступление возле Риги, говорит, что это необходимо, а то германцы там твердо засяду! на всю зиму, что будет стоить много крови, и трудно будет заставить их уйти. Теперь же мы застигнем их врасплох и добьемся того, что они отступят. Он говорит, что именно теперь это самое важное и настоятельно просит тебя, чтобы ты приказал нашим наступать".
   Между этими двумя письмами - 6-го ноября - А. Ф. сообщает, что Распутин послал Николаю II на фронт телеграмму, и прибавляет (очевидно, в связи с телеграфной директивой), что "наш Друг... боится, что, если у нас не будет большой армии для прохода через Румынию, то мы попадем в ловушку с тыла".
   В длинном письме от 10-го октября 1915 г. сообщается, что: "Ему ночью было вроде видения", на основании которого "Он предлагает, чтобы в течение 3-х дней приходили исключительно вагоны с мукой, маслом и сахаром. Это в данную минуту даже более необходимо, чем снаряды или мясо... Недовольство будет расти, если положение не изменится... надо, чтобы это было немедленно приведено в исполнение".
   В сущности говоря, влияние на военные дела Распутин стал оказывать еще тогда, когда им не был свергнут с поста главнокомандующего его личный враг Николай Николаевич; О том, что он хотел даже приехать в ставку последнего, помнится, упорно говорили в связи с ответной телеграммой ему Н. Н-ча: "Приезжай, повешу". Как бы то ни было, нам хорошо известно, какую огромную роль тогда пытался сыграть Распутин при таком, например, немаловажном событии, как призыв ратников ополчения 2-го разряда в 1915 г. Он хотел, во что бы то ни стало и какою угодно ценой, отменить этот призыв, внушив Александре Федоровне такие строки к царю (в письме от 10-го июня 1915 г.): "если приказ об этом дан, то скажи Н., что так как надо повременить, ты настаиваешь на его отмене". - "Прошу тебя, мой ангел, заставь Н, смотреть твоими глазами, - повторяет А. Ф. в письме от 11-го июня, - не разрешай призыва 2-го разряда. - Отложи это как можно дальше... Пожалуйста, слушайся Его совета, когда говорится так серьезно. Он из-за этого столько ночей не спал! Из-за одной ошибки мы псе можем поплатиться".
   Почему яге, спрашивается, так застращал в этом вопросе "старец" своих милых "папу" и "маму", как звал Распутин фамильярно чету Романовых. - По той простой причине, как оказывается из дальнейших писем Александры Федоровны, что родной сын Распутина тоже числился ратником 2-го разряда, подлежащим призыву!.. После этого вполне понятно, что сердобольный папаша "столько ночей не спал", замышляя, из-за угрозы своему детищу, отменить призыв под ружье тысяч его сверстников.
   Из этого эпизода как нельзя лучше видно, во 1-х, умение Распутина сочетать народно-государственные дела с частными, поступаясь, в кровных интересах, первыми ради последних, во 2-х, лишнюю причину к свержению Николая Николаевича, осуществившего призыв ратников, не считаясь с отцовским чувством о. Григория, и, в 3-х, причину нарастания пацифистских чувств у Распутина откровенно "бухнувшего" через некоторое время, что "Балканы не стоют того, чтобы весь мир из-за них воевал, и что Сербия окажется такой же неблагодарной, как и Болгария" [Письмо А. Ф. от 1-го ноября 1915 г.].
   Конечно, последнее замечание стоит, помимо сказанного, и в непосредственной связи с неудачным командованием на фронте самого Распутина (устами Николая II).
   Почтенный "старец" разочаровался, по всей видимости, в своих способностях "молитвенного" Бонапарта, несмотря на то, что его во-время, казалось бы, и только его одного знакомили с секретнейшими документами военных операций. - "Он (Хвостов), - пишет А. Ф. 3 ноября 1915 г., - привез мне твои секретные маршруты (от Воейкова), и я никому ни слова об этом не скажу, только нашему Другу, чтобы он тебя всюду охранял".
   Что можно сказать, на основании всех этих данных, о положении, какое занимал Распутин незадолго до своей смерти?
   Что можно вообще сказать о роли, какую играл этот "старец" в представлении своих приверженцев?
   Сказать, что он был только советником Николая II, было бы неправдой.
   Сказать, что, в мистическом смысле, Распутин был посредником между царем и богом, а на самом деле - между царем и народом, было бы верней, но несомненно преуменьшало бы значение "старца".
   Сказать, что это был "святой", почти канонизированный царем при жизни, не значит еще определить роли этою "святого-" в делах управления "судьбами" Российской империи.
   Лишь выясняя его роль как роль негласного самодержавного монарха, - мы приближаемся к характеристике, исчерпывающе! то положение, какое занимал этот "святой" в трагическом финале династии Романовых.
   Да, то был "царь"! - некоронованный, но все же "царь" - пред кем смирялась .воля самого "помазанника божьего"! негласный "царь", творивший чудеса, исцелявший больных, воскрешавший мертвых, заклинавший туманы, изгонявший "блудного беса", спасавший, наконец, державу Российскую. - "Царь не от мира сею", хотя пожалуй и чересчур "земной" в известном отношении.
   Выше царя! - вот истинное положение, какое занимал этот "простец" в больном воображении своих державных приверженцев.
   Но кто же мог претендовать на положение "выше паря"?
   Бог только бог.
   "Григорий, Григорий, ты Христос, ты нага Спаситель", - говорили своему "лампаднику" цари, целуя его руки и ноги.
   Это сказал Илиодору сам "Григорий" в порыве откровенности ["Святой чорт", Стр. 25].
   И мы готовы поверить ему; готовы принять за правду это невероятное признание, на основании ряда документов, разобранных нами в настоящем очерке. Да, это так, подтверждают сокровенные доселе источники этой неслыханной в истории биографии!
   Начав с молитвенных ходатайств за царя перед богом, Распутин стал посредником меж ними, чтобы потом занять место и того, и другого.
   "Царь и бог!" - поистине, такое сказочное совместительство в лице развратного к тому же и почти неграмотного "мужика" было возможно лишь в стране неограниченных возможностей.
  

IV.

ЕГО ТАЙНА.

   В чем была тайна успеха Распутина? его беспримерного восхождения на недосягаемую, казалось бы, высоту? тайна его сказочной мощи у "подножия трона"? его исключительного порабощающего влияния на Николая и Александру Романовых, не говоря уж о других, о целом сонме жертв его колдовских чар?
   Ответ на подобные вопросы некоторые находят прежде всего в гипнотизме, коим широко пользовался "святой старец" не только в. целях своих мнимых чудес, но главным образом и в целях подчинения своему влиянию "нужных лиц" - нужных ему или другим, действовавшим через Распутина, - на этот счет мнения расходятся.
   Утверждали, например, что Распутин был только фокусом, в котором якобы сосредоточивалась коллективная сила гипноза группы "черных оккультистов", избравших "старца" как орудие своих тайных, замыслов ["Падение режима", стр. 20 (показание Хвостова)]. Другие передавали, что Распутин был орудием лишь одного магнетизера, научившего "старца", в своих собственных интересах, гипнотическому влиянию. - Последняя версия находит себе, между прочим, подтверждение и в записках С. П. Белецкого. "Когда я был директором департамента полиции, - пишет он, - то в конце 1913 г., наблюдая за перепиской лиц, приближавшихся к Распутину, я имел в своих руках несколько писем одного из петроградских магнетизеров к своей даме сердца, жившей в Самаре, которые свидетельствовали о больших надеждах, возлагаемых этим гипнотизером, лично для своего материального благополучия, на Распутина, бравшего у него уроки гипноза и подававшего, по словам этого лица, большие надежды, в силу наличия у Распутина сильной воли и умения ее в себе сконцентрировать. Ввиду этого, я, собрав более подробные сведения о гипнотизере, принадлежавшем к типу аферистов, спугнул его, и он быстро выехал из Петрограда. Продолжал ли после этого Распутин брать уроки гипноза у кого - либо другого, я не знаю, так как я в скорости оставил службу" [Op. cit., 21].
   Что у Распутина были не только "наличие сильной воли", как передает Белецкий, и "умение ее в себе сконцентрировать", но и чисто внешние для гипнотизера данные, - об этом знает всякий кто хоть раз видел этого знаменитого "чародея".
   "Ну и глаза у него! - пишет Е. Джанумова в своем дневнике. - Каждый раз, когда вижу его, поражаюсь, так разнообразно их выражение и такая глубина. Долго выдержать его взгляд невозможно. Что-то тяжелое в нем есть, как будто материальное давление вы чувствуете, хотя глаза его часто светятся добротой, всегда с долей лукавства, и в них много мягкости. Но какими жестокими они могут быть иногда и как страшны в гневе" [Op. cit., 23].
   Обычным "приемом" Распутина при знакомстве с новым для него лицом было - задержать его руку в своей огромной руке и вперить свой взор во взор другого. - Эффект "воздействия" сильной воли испытывался каждым из знакомившихся с ним, испытывался сразу же и, насколько известно, без единого исключения.
   При дальнейшем знакомстве с Распутиным, его гипнотические чары, если только ему нужно было, сказывались всё сильнее и сильнее, пока не доводили объекта его "колдовского" воздействия до подобия паралича "собственной воли".
   - Я очень устала от всего этого, - пишет Е. Джанумова, имея ввиду под "всем этим" недвусмысленное "приставанье" к ней "старца", - хочу уехать и, сама не знаю почему, остаюсь. Как будто как-то парализована моя воля [Op. cit. 30, (курсив наш, Н. Е.)].
   - Несомненно, - подтверждал убежденно бывш. министр А. Н. Хвостов (в своих показаниях Чрезв. Следств. Комиссии в 1917 г.), - Распутин был один из самых сильных гипнотизеров, которых я когда-нибудь встречал! Когда я его видел, я ощущал полную подавленность; а между тем никогда ни один гипнотизер не мог на меня подействовать. Распутин меня давил; несомненно, у него была большая сила гипноза ["Падение режима", стр. 27 - 28].
   О том, как влиял в этом смысле Распутин на Николая II, - А. Н. Хвостов сообщил той же Следств. Комиссии два случая, стоящих на границе анекдота. Первый случай: - Сидит Распутин совершенно пьяный. Приехал опохмелиться. Утром ему было очень скучно, и он позвал своих сыщиков к себе - чай пить. А тем очень приятно: вместо того, чтобы сидеть на лестнице - лучше у него посидеть; для него же эта компания своя... Вот они сидят, пьют чай, у него голова болит; кто-то из этих господ спрашивает его: "Что ты, Григорий Ефимович, грустный? Что задумался"?.. Он говорит: "Сказано мне подумать: как быть с Государственной Думой. Я совершенно не знаю, а как ты думаешь"?.. Тот говорит: "Мне нельзя думать об этом, а то мне от начальства влетит"... Распутин говорит: "А знаешь что? я его пошлю самого в Думу: пускай поедет, откроет, и никто ничего не посмеет сделать"... После этого мне было смешно, - сознавался Хвостов, - когда несколько членов Государственного Совета приписывали себе влияние в Ставке на то, что состоялось это посещение Государственной Думы... Вот в чем был трагизм положения! Его воля была подавлена. Я утверждаю, что воля его была иногда подавлена также гипнотически. Удавалось только на минуту вывести из гипноза [Ibid., 35.].
   Другой случай "действия под гипнозом" Николая II состоял, по проверке Хвостова, в следующем: - Хвостов сделал "всеподданнейший" доклад о необходимости сенаторской ревизии железных дорог, указав на ген. Нейдгардта как на желательного ревизора. В это время состоялось назначенье Трепова, который, разойдясь в этом вопросе с Хвостовым, отправился в Ставку и выхлопотал там у царя отмену ревизии. "Мое положение, - вспоминал Хвостов пред Следств. Комиссией, - получилось странное: я выхлопотал эту ревизию, Нейдгарту сказал, тот передал... Началась междуведомственная история!.. На императора это страшно подействовало, и ему неловко стало, что я попросил, он согласился, а затем - отменил. Тогда он посоветовался с Григорием, как рассказывал сам Григорий: со мной, - говорит, - папашка советовался: как быть?. - он обидел "внутреннего", но и "железного" не хочет обидеть... Но я ему сказал: ты их позови, поставь рядом, да не приказывай, а скажи: - "будьте вы в мире, - что вам ссориться - будьте по-божьи"... Когда я этот рассказ получил, я посмеялся... Через несколько дней я еду с очередным докладом (обыкновенно доклады были в 5 час, тут почему-то в 11 час). Доклад был очень краткий. Меня просят подождать в приемной. Минут через 10 является Трепов. Нас зовут вместе в кабинет, и тут происходит буквальное повторение того, над чем я, за три дня перед тем, смеялся! Вошел император, обратился к нам и говорит: - "Господа, я вам не приказываю, а вас прошу убедительно, - для пользы России, - этого не делать, этих контров: я ошибся, поторопился"... После этих двух фактов могло ли быть у меня сомнение в том, что там гипнотическое влияние?! [Ibid,, 46].
   Была ли возможность для Николая II выйти из того гипнотического круга, какой очертила вокруг него властная рука Распутина? - Мог ли вообще Николай II иметь хоть малейшее представление о том, чья именно воля руководит им в том или другом "его" царском решении?
   По-видимому - да, и мы уже знаем, за чью волю почитал царь волю Распутина: - "святой" мог внушить ему, - думал он, - лишь "божественную" волю; - при этом слабовольным монархом совершенно упускалось из виду, кто именно внушил ему прежде всего веру в "святость" самого гипнотизера.
   "Подвергающийся внушению, - учит проф. Авг. Форель, - получает такое впечатление, как будто не только воля гипнотизирующего, но и его собственная диктуют ему данное стремление или желание, которое загипнотизированному чрезвычайно приятно или, по крайней мере, является неизбежным для него и обязательным. В чувстве поддающегося влиянию, что особенно свойственно женщине, есть своего рода удовольствие, которое нередко сочетается с пассивными чувствами половой любви, большей частью у женщин" ["Половой вопрос", перев. Н. Б. Борисова. Изд. "Сотрудник", т. II, стр. 296].
   Этими последними словами А. Форель как бы подсказывает нам уже разгадку, почему именно Александра Федоровна была всегда первой в послушании "старцу", не только сама повинуясь ему рабски. но внушая такое повиновение и своему "благоверному".
   Эти же слова А. Фореля подтверждают и определение Распутинского гипнотизма, сделанное академиком В. М. Бехтеревым в его статье "Распутинство и общество великосветских дам" ["Петрогр. Газета" от 21 марта 1917 г.].
   "В заключение скажу, - говорит Бехтерев в этой статье, - что если кто и хотел бы понимать все, что" известно относительно покорения дам высшего общества грубым мужиком Распутиным, с точки зрения гипнотизма, то он должен не забывать, что, кроме обыкновенного гипнотизма, есть еще "половой" гипнотизм, каким очевидно обладал в высокой степени старец Распутин".
   Насколько известно, "старец" никогда не прибегал, в делах внушения, к усыплению своих невольных "пациентов". Но усыпление, в сущности, и не нужно вовсе при внушении, для того, чтобы имел место гипноз - Нет разницы между внушением наяву и гипнозом - учил А. Форель еще в самом начале этого века (см. Der Hypnotismus und die suggestive Psychotherapie). "Как шпногтизм, так и внушение в состоянии бодрствования должно считать однозначащими" - повторяет он вновь в своем исследовании "Половой вопрос" [Стр. 289, 290 и др].
   "Силою гипнотизировать и внушать, - говорит д-р G. Sticker, - обладает всякий, кто имеет силу или дерзость импонировать, приказывать, укрощать, но в особенности тот, кто бессознательно, но непоколебимо верит в свое призвание повелевать, а вместе с тем умеет быстро уловить слабость воли, подчиняемость и сумеречность в другом "я" и кто обладает тактом и опытом, чтобы использовать слабость противника" [Энциклопедия практич. медицины, под ред. проф. В. В. Подвысоцкого и д-ра Л. Я. Якобзона, "Гипнотизм"].
   Можно подумать, что д-р G. Sticker, в этом психологическом портрете, имел перед собой моделью самого Распутина: - так подходит всё сказанное в этом абзаце к характерным чертам нашего сибирского "чародея".
   К сказанному не мешает прибавить, что, по научным наблюдениям того же G. Sticker, - "вера в сверхмогущество посторонней воли способствует происхождению грешном", и что успех последнего порой зависит, по словам того же автора, "от хитрости гипнотизера" [Ibid., стр. 903 первого издания].
   Как известно, знаменитый Mesincr не напрасно надевал, на заре суггестивной терапии, лиловую мантию при своих опытах магнетизма и вооружался, приступац к ним, "волшебным жезлом". - Это импонировало, это очаровывало его пациентов так же, как и всё поведение этого хитрого актера! - ведь еще в XVIII веке Charles lfcitteux (первый пустивший в ход слово "переживание") определил тру актера как своего рода внушение [Об этом упоминает, в частности, Ва.т. Смышляев в "Технике обработки сценического зрелища" (2-о изд., М., 1922 г., стр. 207). О вкушении актера см. в моей книге "Pro scena та", стр. 130].
   Если мы будем придерживаться наиболее общего определения понятия "внушения", данного В. М. Бехтеревым в его труде "Внушение и его роль в общественной жизни", т,-е. будем обозначать этими словами психическое воздействие вообще, то мы несомненно (и совершенно правильно) увидим в искусстве актера могучее средство внушения.
   Не прибегая к усыплению в практике своего гипноза, Распутин, как бы компенсируя этот метод, широко, невидимому, пользовался, в целях вящего внушения, искусством, составляющим удел актера. - В этом и заключалась, главным образом, та "хитрость гипнотизера", на которую указывает G. Sticker, как на одно из средств успешного гипнотизирования.
   "Удивительно у него подвижное и выразительное лицо", - говорит Е. Джанумова о Распутине [Op. ctt., 14], всматриваясь в него, словно вправду перед ней был не "подвижник", а самый типичный актер "с лукавой добротой и лаской", с глазами, у которых "так разнообразно их выражение" и т. п. [Ibid., 23].
   О том, что Распутин считался целым рядом лиц, не поддавшихся внушаемой им "святости", определенным "шарлатаном", т.-е. актером-фигляром, выступавшим в роли чудодея, - об этом так же хорошо известно, как и о "притче во языцех", какой служил сам "старец" в последние годы царствования. Романовых.
   Актером называет и как актера трактует Распутина прекрасно знавший его С П. Белецкий в своих записках. - Говоря о той поре жизни Распутина, когда последний решился стать не монахом, как хотел того раньше, а странником и святошей-юродивым, что было более ему по душе и скорей подходило ко всему складу его характера, - Белецкий пишет: "очутившись в этой среде в сознательную уже пору своей жизни, Распутин, игнорируя насмешки и осуждения односельчан, явился уже, как "Гриша провидец", ярким и страстным представителем этого типа, в настоящем народном стиле, будучи разом и невежественным и красноречивым, и лицемером и фанатиком, и святым и грешником, аскетом и бабником, и в каждую минуту актером.) [Op. cit., 19 - 20].
   "Присмотревшись к Распутину, - говорит в другом месте Белецкий, - я вынес убеждение, что у него идейных побуждений не существовало и что к каждому делу он подходил с точки зрения личных интересов своих и Вырубовой. Но в силу свойств своего характера, он старался замаскировать внутренние движения своей души и помыслов. Изменяя выражение лица и голоса, Распутин притворялся прямодушным, открытым, неинтересующимся никакими материальными благами, человеком вполне доверчиво идущим навстречу доброму делу, так что многие искушенные опытом жизни люди, и даже близко к нему стоящие лица, зачастую составляли превратное о нем мнение и давали ему повод раскрывать их карты" [Ibid., 30].
   "Будучи скрытным, подозрительным и неискренним, - прибавляет Белецкий к характеристике Распутипа как актера, в жизни, - умея носить на лице и голосе маску лицемерия и простодушия, он вводил этим в заблуждение тех, кто, не зная его (а таких было много, в особенности из состава правившей бюрократии), мечтал сделать из него послушное орудие для своих влияний на высокие сферы" [Ibid.,- 26]. Несколькими страницами дальше Белецкий подробно рассказывает, как Распутин "играл свою роль", желая выяснить, к чему клонились "настояния" того же Белецкого [Ibid., 37], и приводит убедительный пример, насколько этот лицедей был неискренен в своих отношениях к высоким особая и как он старался в каждом случае найти возможность подчеркнуть им, что все его помыслы и действия направлены исключительно к служению их интересам, доходящему до забвения им даже своих личных обязанностей к семье или родным [Ibid., 63]..
   Всё заставляет думать, что и вправду это был крайне талантливый и крайне искусный, несмотря на свою доморощенность, актер-самородок, понимавший не только сценическую ценность броского костюма "мужицкого пророка" (всех этих вышитых рубах цвета крем, голубых и малиновых, мягких особых сапог, поясов с кистями и т. п.), но и ценность особой, подобающей "пророку" "божественной речи". (Из дальнейшего будет ясно видно, какой именно идеал предносился в творческом воображении этого "актера".)
   Касаясь "нарочито нелепого" языка записок и телеграмм Распутина - М. Н. Покровский справедливо замечает в предисловии к "Переписке Николая и Александры Романовых": "Не может быть, чтобы "божий человек" не умел говорить понятно по-своему, по-крестьянски, - но и ему, и его поклонникам обыкновенная человеческая речь показалась бы отступлением от ритуала. И только, когда житейская проза очень уж хватала за живое Распутина - как это было, когда призвали на войну его сына, - его стиль унижался до обыкновенной человеческой речи" [Op. cit, стр. XXVII].
   О том, что в своей беседе, под влиянием вина, Распутин унижался порой (словно и вправду актер-забулдыга!) и до скотской речи, непристойной его "высокому призванию", - об этом знает целый ряд свидетелей его кутежей "до бесчувствия" [До "такой разнузданности, - сообщает Белецкий (op. cit., 72), что однажды "хор цыган поспешил уехать"], до буквального "положения риз", как это было, например, при попойке у "Яра" (см. 1-ю главу настоящего очерка). И недаром, когда он хотел "импонировать", ему приходилось быть сдержанным в предательском вине (in vino veritas!). - На первых наших обедах, - рассказывает Белецкий, - Распутин бывал сдержан в вине и даже пытался вести беседы в духе своих "размышлений"; но затем Комиссаров установил с ним сразу дружеские разговоры на "ты" и отучил его от этой, по словам Комиссарова, "божественности". Это понравилось Распутину, и он с того времени перестал нас совершенно стесняться и, приходя в хорошее настроение, приглашал нас обычно поехать к цыганам [Op. cit., 72.].
   Здесь рядовой истолкователь тайны Распутинского "влияния" может смело, пожалуй, поставить точку, считая в общих чертах эту тайну разоблаченной: - Распутин гипнотизер, шарлатан, актер-лицемер, развратник-христолюбец, импонирующий сексуально в нравственно-шаткой среде, где "половой гипноз" легко находит жертв среди ханжей-дегенератов и т. п.
   Так, или приблизительно так, и раскрывается в сущности "тайна Распутина такими мемуаристами, как С. П. Белецкий, Морис Палеолог, В. М. Пуришкевич, Курлов и т. п.
   Мы, однако, вряд ли можем так легко удовлетвориться приведенными здесь данными. - Были при дворе Романовых и до Распутина всевозможные гипнотизеры и "актеры в жизни", искушенные в ролях "пророков" и "святых" (вроде m-r Филиппа, например) и шарлатаны-целители (вроде "доктора" Бадмаева например), и всевозможные христолюбивые "блаженные" юродивые (вроде Мити Колябы, например), и "чудотворцы" (вроде Иоанна Кронштадтского), и лица, обладавшие, как будто,, недюжинными половыми чарами или верней "внушительным" соблазном, близким к гипнозу (та же Вырубова, тот же Саблин), - но никто из них не только не сумел добиться "положения", равного Распутинскому, но и помыслить об этом не смел, довольствуясь лишь теми "крохами", какие падали им в рот с "высочайшей" трапезы.
   В Распутине - опять-таки - не только сосредоточивались все те данные, какими, каждым в отдельности, обладали порой временные или постоянные фавориты Романовых, но - что неизмеримо важней - заключалось нечто специфически ему свойственное, нечто или чуждое его соперникам или мало у них развитое, нечто, обеспечивавшее Распутину выдающийся успех влияния, что называется, "наверняка".
   Это "нечто" состояло в чем-то абсолютно "настоящем" у Распутина, примешивавшемся к "наигранному" - у него и обусловливавшем для нервно-неуравновешенных и слабовольных людей какую-то непререкаемо-импонирующую "правду".
   В чем же заключалось это колдовское "нечто" у Распутина? это "настоящее" у него? эта его подлинно что "сокровенная" тайна?
   Ответ на этот вопрос скрывается в сущности первичного драматического феномена.
   До тех пор, пока, мы будем относиться, к "актерству" Распутина с привычной современному обывателю вульгарной точки зрения, - мы мало подвинемся в разрешении интересующего, нас вопроса.
   Но как только мы вспомним о первоначально-культовом значении "маски", в смысле личины божества, надевавшейся служителем его в целях посильного самоотождествления с ним, - мы сразу же подойдем к той точке зрения, с которой тайна Распутина, и в частности тайна eго лицедейства, получает должное освещение.
   Маска в новейшем значении этого слова "есть результат извращения и профанации древнего священного лицедейства" - учит одна из спорад Вячеслава Иванова ["По звездам", Изд. "Оры", СПБ., 1909 г., стр. 343]. - Эта наша маска не имеет ничего общего с той культовой личиной, в которой, например, у греков, при служении Дионису, заключалась подлинная религиозная сущность.
   Понять "маску" Распутина, вернее - основную ею личину и основное его настроение, этой "маской" обусловленное, - значит раскрыть основную тайну его поведения, тайну самоуверенности этого поведения и, наконец, мощного гипноза, связанного с этим поведением для лиц, желавших видеть в Распутине прежде всего его "маску" и главным образом его "маску", а не его самого, терявшегося за "маской", составлявшей как бы его "сущность".
   "Видеть самого себя преображенным в своих собственных глазах и затем поступать так, как будто действительно ты вошел в тело и характер другого", в этом, - как мудри формулировал Фр. Ницше, - и заключается "первичный драматический феномен" ["Происхождение трагедии)), пер. Ю. М. Антоновского. Изд. М. В. Клюкина. М., 1902, стр. 64]. - "Надевшей маску (как культовую личину), поистине отождествляется, в собственном и мирском сознании, с существом, чей образ он себе присвоил. Таков изначальны" мифологический смысл маски", - поясняет Вяч. Иванов [Op. eit., 344.].
   Этот "первичный драматический феномен", это изначальное значение "мифологической маски" мы можем легко объяснить путем самовнушения роли "божества", "святого" или "героя", - "маски" гипнотически действительной затем, в качестве "сущности", для лиц таящих в себе предрасположение к подобному гипнозу.
   О том, что Распутин играл роль "святого", более того - новоявленного "Христа", - в этом мы можем убедиться из всего описания его "жития", "чудес", "пророчеств", "изречений" и наконец из его неоднократных внедрений в сознание других (например, того же Илиодора), что вот, мол, даже царь и тот его уже. признал Христом, и царица тоже, и др.
   В этой роли мы должны признать основную личину Распутина, ту "мифологическую маску" его, о которой, как о культовой ценности огромного религиозного значения, говорит нам Вяч. Иванов в одной из своих спорад.
   Только при предположении, что Распутин был религиозно убежден в отождествлении себя, если не в тождестве своем, с "святым" и даже с "Христом", можем мы понять ту сбивающую с толку свободу личною поведения, которой он почти бравировал, зная, что "святому", а тем более "богу", всё позволено, - "ему, как праведнику, закон не лежит", - говорят, например, хлысты [Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона, "Хлысты", 406].
   Надо быть или круглым дураком, или фанатично верующим в себя, как в "бога", чтобы, без малейшего удержу, разъезжать по ресторанам и кутить там "напропалую" всю ночь, посещать открыто салоны "монденок" и "демимонденок", публично "дебоширить", напившись до-пьяну, и вообще позволять себе всё то, что позволял себе Распутин. - Шарлатан, конечно, так не поступал бы! шарлатан держался бы "Тартюфом", "тише воды, ниже травы" перед сонмом взыскательных критиков! Не надо обладать особенным умом, чтобы понять, как должен вести себя "святой" или "бог", раз желаешь импонировать, прикинувшись тем или другим! - "шкурный интерес" , подскажет даже пьянице хорониться келейно со своими грешками, а не выставлять их напоказ-
   Другое дело, если являешь собой "первичный драматический феномен", т.-е. отождествляешь себя с "богом", "мифологическую маску" которого носишь, фанатично в него веруя! Тогда, понятно, "никакие законы для тебя не писаны", кроме твоих личных, "божественных", и нет тебе никакого дела до "шумного света", с его взглядами на добропорядочное поведение настоящего "святого" или "бога".
   При таком отождествлении себя с "маской", наблюдается явление очень близко подходящее, по-видимому, к так называемому в психологии "двойному сознанию", на которое еще в середине прошлого столетий обратил внимание Шредер фан-дер-Кольн. При "двойном сознании", как известно, имеет место "ненормальное психическое состояние, при котором в одном лице слагаются два совершенно различных и независимых друг от друга сознания" [Э. Л. Радлов. "Философский словарь". Изд. Г. А. Лемана, AI., 1913 г. стр. 164]. Патологические случаи такого "двойного сознания", по наблюдению д-ра Weygandt наблюдаются большей частью на эпилептической и истерической почве [Энциклопедия практической медицины под ред. проф. Подвысоцкого и д-ра Якобзона, Т. 1, стр. 13114 - "Двойное сознание". О "раздвоении личности" см. также у Унл. Джемса в "Психологии" (пер. IП. П. Лапшина, СПБ. 1898 г. сгр. 163-16.5)].
   Если мы вспомним из жизни Распутина такие случаи, как его обморочное состояние, с сопровождением обильного пота вслед за "воскрешеньем" Вырубовой, его помертвение (припадок) перед "пророчеством" Е. Джанумовой о спасении ее племянницы и целый ряд случаев его болезненных невоздержанностей, - мы будем вправе предположить у знаменитого "старца" ту истеро-эпилептическую "одержимость", на почве которой психиатрия констатирует возможность "двойного сознания", столь близкого сознанью отождествляющего себя с "мифологической маской".
   Но здесь естественно напрашиваются два очень важных вопроса, без разрешения которых наше объяснение "тайны Распутина" может показаться вдумчивому скептику произвольным утверждением. - Да был ли в самом деле Распутин настолько религиозным типом, чтоб отождествлять, в фанатичном самовнушении, себя со своей "божеской маской"? А если да, то как понять и как связать его эротику, его плотский разврат, его ничем не ограниченные половые излишества с положеньем твердо верующего в себя святого, если не бога?
   Я позволю себе ответить сначала на второй из напрашивающихся здесь вопросов.
   Возбуждение полового инстинкта, в связи с религиозной экзальтацией и вообще с молитвенным подвигом - общеизвестный факт, хотя еще и недостаточно до сих пор разъясненный. - "Художественное делание молитвы Иисусовой, - говорит епископ Феофан Затворник, - иного ввергает в прелесть мечтательную, а иного, дивно сказать, в постоянное похотное состояние". (Собрание писем святителя Феофана, М., 1901 г., т. 7, стр. 87). По его же словам, теплота ("теплое чувство"), сопровождающая сосредоточенную в сердце молитву, нередко соединяется "с сладостью похотною". (Письма. Тамбов 18.97, стр. 317.) "Какое странное явление, - говорит епископ Игнатий (Брянчанинов), по-видимому, подвижник занимается молитвою, а занятие порождает похотение, которое должпо бы умерщвляться занятием" (Сочинения, т. 2. СПБ, 1865, стр, 354.)
   Связь половою чувства с религиозным вскрыл, - еще задолго до Фрейдовского учения о сублимации первого из них во второе [Среди обширной фрейдовской литературы, уместно указать в

Другие авторы
  • Бражнев Е.
  • Корнилович Александр Осипович
  • Верещагин Василий Васильевич
  • Алипанов Егор Ипатьевич
  • Ряховский Василий Дмитриевич
  • Вега Лопе Де
  • Ремезов Митрофан Нилович
  • Станюкович Константин Михайлович
  • Жаколио Луи
  • Волчанецкая Екатерина Дмитриевна
  • Другие произведения
  • Абрамов Яков Васильевич - Генри Мортон Стэнли. Его жизнь, путешествия и географические открытия
  • По Эдгар Аллан - Лигея
  • Гнедич Петр Петрович - Легенда наших дней
  • О.Генри - Утерянный рецепт
  • Сорель Шарль - Шарль Сорель: краткая справка
  • Парнок София Яковлевна - Стихотворения последних лет (1928—1933)
  • Карамзин Николай Михайлович - (О богатстве языка)
  • Маяковский Владимир Владимирович - Письма в редакцию
  • Тихонов-Луговой Алексей Алексеевич - Тихонов-Луговой А. А.: Биобиблиографическая справка
  • Навроцкий Александр Александрович - Иезуиты в Литве. Предисловие
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 283 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа