го раздела являлся Гымалэ, то Г. имел основание приписать ему и этот фельетон.
81 Любимое выражение А. С. Хомякова. Божье попущенье подразумевает наличие в истории России враждебных народу событий и установлений (например, крепостное право), с которыми морально невозможно примириться и которые как бы посланы богом для испытания народа, способного преодолеть их (ср. его стихотворение "Россия", 1854).
82 В статье "Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы" (Ясная Поляна, 1862, No 4, с. 14).
83 Речь идет о думе Кольцова "Лес" (1837).
84 Цитата из стих. Некрасова "Поэт и гражданин" (1856).
85 Г. цитирует народные песни в собственных записях (см. "Русские песни из собрания П. И. Якушкина" - Отеч. зап., 1860, No 4. Приложение).
86 Цитата из драмы А. Н. Островского "Бедность не порок" (действие 1, явление 5).
87 Возможно, имеется в виду заключительная фраза Гегеля в предисловии к "Философии права". Однако Гегель говорит более сдержанно, отмечая, что ненаучные возражения на его труд оставят его "равнодушным" (gleichgultig).
88 Возможно, намек на росписи Исаакиевского собора в Петербурге, выполненные в подражание итальянским мастерам.
89 Речь идет о В. П. Боткине. Встреча могла состояться 19-21 сентября 1858 года нового стиля (дни пребывания В. П. Боткина в Берлине).
90 Строгановская школа - стиль московской иконописи XVI-XVII веков (по имени главных заказчиков - заводчиков Строгановых), отличавшийся миниатюрностью, изяществом детализации и красочностью.
91 Имеются в виду в первую очередь статьи П. В. Павлова "Тысячелетие России" ("Академический месяцеслов на 1862 год") и А. П. Щапова "Великорусские области и Смутное время" (Отеч. зап., 1861, No 10, 11), получившие высокую оценку Г. в письме к Н. Н. Страхову от 21 декабря 1861 года (Изд. 1930, с. 485). Многочисленные исторические труды Н. И. Костомарова конца 1850-х - начала 1860-х годов описаны в кн. "Н. И. Костомаров. Литературное наследие". СПб. 1890, с. 497-504.
92 Имеется в виду М. В. Ломоносов.
93 Речь идет о А. В. Кольцове.
94 В действительности "переводами из Ларры" Некрасов в цензурных целях называл свои оригинальные стих. "Родина", "В неведомой глуши, в деревне полудикой..." (1846), "Тяжелый год - сломил меня недуг..." (1855) и др.
95 Имеется в виду прозаический отрывок Лермонтова "Я хочу рассказать вам..." (1836). Г. верно почувствовал зависимость стих. Некрасова от лермонтовских мотивов. Незадолго до смерти Некрасов зачеркнул заглавие "Из Ларры" и написал на полях: "Подражание Лермонтову. Сравни: Арбенин (в драме "Маскарад")".
96 Стих. Некрасова "Родина" цитируется с цензурными искажениями.
97 Цитата из "Сказки для детей" Лермонтова.
98 Г. смешивает размышления лирического героя с его воспоминаниями о впечатлениях детства. Наблюдение за расшивой, а также отрывок "В каких-то розовых мечтах..." принадлежат не ребенку, а взрослому человеку.
99 Цитата из драмы Островского "Козьма Захарьич Минин, Сухорук" (действие II, явление 3).
100 Цитата из стих. Некрасова "Замолкни, муза мести и печали..." (1855).
101 См. главу XXXI "В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность" в книге Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями".
102 Цитата из стих. Некрасова "Праздник жизни - молодости годы..." (1855).
103 Неточная цитата из стих. А. С. Хомякова "Мечта" (1834).
104 Цитата из стих. Некрасова "Тишина" (1857).
105 Имеется в виду стих. М. Ю. Лермонтова "Родина" (1841).
106 Цитата из стих. Некрасова "Тишина".
107 Речь идет о стих. Некрасова "В деревне" (1853), "В больнице" (1855), "Влас" (1854).
108 Варенцовский, бессоновский сборники - см.: В. Г. Варенцов. Сборник русских духовных стихов. СПб., 1860; П. А. Бессонов. Калики перехожие, ч. 1. М., 1861.
109 Речь идет о стих. Некрасова "Деревенские новости" (1860) и "Крестьянские дети" (1861).
110 Неточность: у Некрасова: "Жизнью измят я".
111 Имеется в виду Бальзак.
112 Г. задумал статью "Ф. Достоевский и школа сентиментального натурализма", которая, однако, не была закончена. Сохранившееся ее начало опубликовано в сборнике "Н. В. Гоголь. Материалы и исследования", т. 1. М.-Л., 1936.
113 Цитаты из стих. Г. "Город" (1845) и шестого стих. из цикла "Старые песни, старые сказки" (наст. изд., т. 1, с. 62, 70).
114 Панаев неоднократно изображал "полусвет" в цикле "Очерки петербургской жизни" (Совр., 1855-1862).
115 Имеется в виду фельетон А. И. Герцена "Станция Едрово" (1847).
116 Известный водевилист П. А. Каратыгин.
117 Возможно, в герое поэмы "Несчастные" Кроте Г. видел черты Ф. М. Достоевского (так думал и сам Достоевский, о чем он и мог сообщить Г.), и тогда действительно "апология Петра" не подходила бы к такому образу. На самом деле в характере Крота значительно больше сходства с обликом Белинского, истинного апологета Петра!