Главная » Книги

К. Р. - Примечания (к пьесе "Царь Иудейский"), Страница 2

К. Р. - Примечания (к пьесе "Царь Иудейский")


1 2 3 4 5 6

ткрытого восстания. Целых шесть лет бились он и его наемные войска с народом, которым предводительствовали фарисеи. Ианнай добился только внешних признаков покорности, но не мог одержать настоящей победы: народ оставался на стороне фарисеев. Вдова Ианная, царица Александра, чтобы умиротворить народ, предоставила власть фарисеям; в их руки перешло все внутреннее управление. Фарисейские предписания, отмененные при Гиркане, снова вошли в силу. Фарисеи вполне завладели общественною жизнью народа. И это осталось и на все последующее время. Несмотря на перемену правления при римлянах и иродианах, фарисеи сохранили за собою духовную гегемонию. Хотя во главе синедриона и стояли саддукеи, но вся сила влияния принадлежала фарисеям43.
  

Симон, Александр и Руф

  
   Предоставляю слово автору "Последних дней земной жизни Господа нашего Иисуса Христа": "Когда приблизились к городским воротам, Иисус Христос изнемог до того, что не в силах был далее нести Своего Креста, и, как говорит древнее предание, преклонился под ним. Человеколюбие ли римского сотника, распоряжавшегося казнию, или бесчеловечие иудеев, опасавшихся, что жертва их злобы может умереть до казни, были причиною: только воины решились облегчить Иисуса и, вопреки обыкновению, возложить Его крест на другого. Провидение не умедлило послать для сего человека, некоего Симона, родом или прозванием Ки-ринейского44, который, возвращаясь с села, встретил стражу, ведущую Иисуса, при самом выходе ее из города. Воины тотчас захватили его и заставили нести крест Иисусов: поручение тягостное и, при настоящих обстоятельствах, чрезвычайно бесчестное; а посему весьма вероятна догадка некоторых45, что Симон был из числа последователей Иисуса Христа и при встрече с Ним обнаружил какой-либо знак сострадания, вследствие чего воины сами, или по внушению иудеев, решились возложить на него крест. По крайней мере, три евангелиста (Матф. XXVII, 32; Марк. XV, 21; Лук. XXIII, 26) не без причины почли нужным предать потомству имя и род человека, который нес крест Господа, и сей причины должно искать в том, что Симон нес крест не по одному принуждению, а и с любовию к Распятому на нем; или в том, что он, впоследствии по крайней мере, совершенно узнал цену креста Иисусова и носил его уже до конца своей жизни. Св. Марк упоминает еще, что Симон был отцом Александра и Руфа: два человека, которые, по крайней мере во время написания Маркова Евангелия, принадлежали к числу христиан и были всем известны по своим добродетелям, иначе упоминание о них не имело бы никакой цели. Руф сей, должно думать, есть тот самый, коего апост. Павел в послании к римлянам (XVI, 13) называет и_з_б_р_а_н_н_ы_м в Г_о_с_п_о_д_е, и коего память он столько уважал, что матерь его именовал своею матерью (там же). Такого семейства был главою Симон, удостоенный Провидением высочайшей и единственной чести - разделить с Господом тяжесть Его собственного креста!"46
  

Лия. Вартимей

  
   Лия - лицо вымышленное. Вартимей упоминается в Евангелии от Марка (X, 46-52): "И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назарей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге".
  

Голос глашатая

  
   "У евреев, если верить Талмуду47, существовало обыкновение, чтобы осужденный на смерть преступник лишаем был жизни не скоро после осуждения. Глашатай несколько раз всенародно объявлял его имя, вину, свидетелей преступления и род казни, ему назначенной, вызывая всякого, кто может, идти в суд и защищать несчастного"48.
   "Не один, а три креста были видны в той толпе, которая направлялась от судилища Пилата к Голгофе. Впереди шел герольд, и его громкий голос извещал всех встречавшихся на улицах о том, кто будет казнен и за какое преступление. О том же должна была говорить надпись на белой дощечке, которую несли перед преступником или вешали ему на шею"49. "В продолжение 40 дней, - говорит иудейская басня в вавилонской Гемаре, - выходил герольд и возглашал (об Иисусе Христе): этот ведется для побиения камнями, потому что он обманул Израиля. Кто знает что-нибудь в его защиту, может прийти и сказать. Но не нашлось никакой защиты; поэтому он был повешен вечером праздника Пасхи"50. "Это сказание Талмуда, - говорит архиепископ Иннокентий, - есть сущая ложь, не стоящая опровержения исторического". Он же продолжает: "У римлян был закон, изданный Тиверием51, вследствие коего смертная казнь совершалась не прежде 10 дней после приговора. Но для Иисуса Христа, хотя Он судим был и по римским, и по иудейским законам, ни то, ни другое обыкновение не оказало никакого действия"52.
  

Голос левита

  
   Голос левита - вымысел автора.
  

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Действие в Иерусалиме

  
   Историческая наука доныне не может с точностью определить года, в который совершилась крестная казнь Христа Спасителя. Если принять, согласно церковному мнению, что Богочеловек умер и воскрес в возрасте 33-х лет, то годом крестной смерти следовало бы принять 33-й год по Р. X. Но по свидетельству профессора Имп. С.-Петербургской Духовной Академии H. H. Глубоковского53, "год рождества Христова не известен независимо и определяется ныне весьма различно: больше колеблются между седьмым, шестым и пятым, не склоняясь окончательно ни к одному и допуская наряду с ними четвертый, десятый и восьмой, который устанавливается и защищается помимо цензовых выкладок, хотя безукоризненно отвечает им, ибо перепись, включавшая девятый год, могла быть именно в восьмом".
   Известно, что евангелист Лука приурочивает к рождеству Христову народную перепись, которая "была первая в правление Квириния Сириею" (II, 2). До самого недавнего времени научная критика отвергала возможность упоминаемой в Евангелии переписи. Но новейшие исследования профессоров М. И. Ростовцева (Studien zur Geschichte des rЖmischen Kolonates в Erstes Beiheft zum Archiv fЭr Papyrusforschung u. verwandte Gebiete, herausgegeben v. Prof. Ulrich Wilcken, Leipzig u. Berlin. 1910), W. M. Ramsay (Luke's narrative of the birth of Christ в "The Expositor", 1912, XI, XII) и H. H. Глубоковского в вышеупомянутой брошюре вполне оправдывают достоверность Евангелия от Луки в отношении Квириниевой переписи.
   Тем не менее вопрос о точном определении года рождества Христова еще остается открытым. Та же неопределенность, следовательно, существует и относительно года крестной смерти Иисуса Христа. Замысел драмы побудил меня отнести рождество Христово к 1-му году до нашей эры, а крестную смерть к 32-му году, поставив смертный приговор, произнесенный прокуратором над Христом, в зависимость от получения Пилатом вести о гибели Сеяна. Правда, и тут есть некоторая натяжка: Сеян погиб 18 октября 31 года по Р. X., и весть об этом должна была достичь Иерусалима несколькими месяцами ранее распятия Спасителя, совершившегося, как положительно известно, в марте месяце. Но автор драмы имел в виду не историческое исследование, а поэтическое произведение, и да будет прощена ему эта вольность.
  

Явление первое

1-й из народа

  
   Благословен Давидов Сын ~ нашего отца. - Первые семь стихов представляют вольное переложение слов евангелистов: "Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!" (Матф. XXI, 9). "Осанна! Благословен грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! Осанна в вышних!" (Марк. XI, 9, 10). "Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!" (Лук. XIX, 38). "Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!" (Иоан. XII, 13).
   Осанна значит: спасение.
  

1-й из народа

  
   То Иисус, пророк из Назарета. - Назарет - город в Галилее.
  

Вартимей

  
   Он здесь пройдет в Вифанию. - Вифания - селение близ Иерусалима, у подошвы горы Елеонской, или Масличной.
  

2-я девушка

  
   Он любит лилии ~ всякая из них. - Заимствование из Евангелия Матфея: "И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них" (VI, 28, 29). То же у Луки (XII, 27).
  

Вартимей

  
   Тому уже лет восемь ~ И я прозрел. - В рассказе Вартимея я придерживался Евангелия от Марка (X, 46-52). "По сказанию св. Матфея, исцелены два слепца; а по сказанию Марка и Луки - один. Притом у Марка и Матфея исцеление совершается при выходе из Иерихона, а у Луки пред входом в сей город. Кроме сего, св. Марк называет слепца по имени и отчеству (Вартимей, сын Тимеев). Для примирения первого несогласия полагают, что один из слепцов был всем известен, по сему об нем одном упоминают Лука и Марк; между тем Матфей, бывший очевидцем чуда, описывает его подробнее, как оно было. V. Storr. Uber den Zweck der Evang. Geschichte, des Joh. Tubingen, 1786, p. 345. В изъяснение второго разногласия предполагают, что один слепец исцелен при входе, а другой при выходе из города. Впрочем, достоверность сказания Евангельского не имеет большой нужды в подобных догадках; она говорит сама за себя"54. - Иерихон - город в Иудее, неподалеку от впадения Иордана в Мертвое море.
  

Явление второе

2-й фарисей

  
   Да здравствует Тиверий! - Держась написания Тиверий, а не Тиберий, я сознательно погрешаю против завета Пушкина, который 6 июля 1836 г. писал А. А. Краевскому: "В статье Вяземского о Юлии Кесаре и Наполеоне есть ошибки противу языка в собственных именах. Например: Тарквин вместо Тарквиний, Парфы вместо Парфяне, Тиверий вместо Тиберий, и другие. - Исправьте, сделайте милость, если заметите"55. В ученой литературе пишут: Т_и_б_е_р_и_й_; но в евангельском тексте, как славянском, так и русском, положенном в основание моей драмы, всегда Тиверий.
  

Явление пятое

Никодим

  
   Слова Захарии пророка. - Пророчество, на которое ссылается Никодим, находится в книге пророка Захарии, IX, 9: "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной".
   Чистое ученье и чудеса Его. - В этих словах и далее в речах Никодима в пятом явлении передана в вольном переложении беседа Иисуса Христа с Никодимом, помещенная в главе 3-й Евангелия от Иоанна: "Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников иудейских; он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! Мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Вожия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты, учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели; а вы свидетельства нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только Сшедший с небес Сын человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны" (1-21).
  

Явление шестое

Руф

  
   От Виффагии шел с толпой учеников Своих Учитель. - "Виффагия - небольшое селение, видимое и из Иерусалима, на северной оконечности горы Елеонской"56. - В четвероевангелии рассказываемое Руфом описано так: "Когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: "Пойдите в селение, которое прямо перед вами, и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их" (Матф. XXI, 1-3). Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: "Зачем отвязываете осленка?" Они отвечали: "Он надобен Господу" (Лук. XIX, 32-34). Привели ослицу и молодого осла57 (Матф. XXI, 7) и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса (Лук. XIX, 35)"58.
   Как на ладони весь Ерусалим. - "Всеобщий восторг еще более усилился, когда достигли последней возвышенности, с коей надлежало спускаться вниз до самого Иерусалима (Лук. XIX, 37). Это одно из лучших мест в окрестности; Иерусалим представлялся отсюда как на картине59; там, в правой стороне, над ужасною бездною возвышался храм Иерусалимский и по многочисленным, блистательной белизны, мраморным столбам своим казался искусственною громадою льдов, с золотым куполом, от коего лучи полдневного солнца отражались, по замечанию Флавия, бесчисленными молниями. Наружное великолепие его еще сильно напоминало счастливые времена Давида и Соломона; но он был уже окружен мерзостию запустения,
   которая вскоре имела стать на месте святе. Украшенная орлами римскими крепость Антония, с ее огромною башнею, господствуя над высотою храма, казалось, выражала унижение, в коем находился народ Божий. Тут же являлась взору претория Пилатова; но дворцы первосвященников казались удаленными и были отделены от храма пропастями60, как бы в знак внутреннего удаления их обитателей от Бога отцов своих. Останки домов Давида и Соломона уже едва были приметны во множестве новых зданий"61.
   Запели мы: "Осанна". - "И когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: "Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!" (Лук. XIX, 36-38). Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: "Осанна! Благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев!" Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых; потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо (Иоан. XII, 12, 13, 17, 18). Многие же постилали одежды свои по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге (Марк. XI, 8); народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: "Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! (Матф. XXI, 9) Благословенно грядущее во имя Господа Царство отца нашего Давида! Осанна в вышних!" (Марк. XI, 10). И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: "Учитель! Запрети ученикам Твоим!" Но Он сказал им в ответ: "Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют!" (Лук. XIX, 39, 40)"62.
  

Симон

  
   Ты оказал одну услугу Мне. - Эти слова Христа Спасителя, обращенные к Симону, - вымысел автора.
   Его подростки обступили. - "Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: "Осанна Сыну Давидову!" - вознегодовали и сказали Ему: "Слышишь ли, что они говорят?". Иисус же говорит им: "Да! Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?" (Псал. VIII, 3; Матф. XXI, 15, 16) "63.
  

Иосиф

  
   В среде синедриона. - Синедрион - судебная инстанция иудейского народа64. Иерусалимский аристократический сенат, в руках которого было управление иудейским народом, а также юрисдикция, замечается только со времени греческого владычества. Учение раввинов возводит синедрион к временам Моисея: "И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтоб они стали там с тобою; Я сойду и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил" (Числ. XI, 16, 17). Но в первое тысячелетие по Моисее мы не находим почти никаких следов подобного учреждения. Старейшины или судьи, являвшиеся иногда представителями народа и упоминаемые в книгах Царств (I. VIII, 1) и пророка Иезекииля (XIV, 1), не составляли организованного учреждения вроде позднейшего синедриона. Высшее судилище, указанное во Второзаконии (XVII, 8, 9) и связанное с именем Иосафата (2 Паралипоменон XIX, 8), было только судебной инстанцией и не входило в дела правления, как синедрион греко-римской эпохи. Только со времен персидского владычества можно с некоторой вероятностью указать на существование или постепенное возникновение учреждения, подобного позднейшему синедриону. Под владычеством чужестранцев иудеи образовывали самоуправляющуюся общину; тут требовалось управление при посредстве старейшин или надзирателей из народа. Но о числе их и организации мы знаем очень мало. В Иудее мы находим в пору греческого владычества герусию, т. е. аристократический сенат. Главнейшее влияние, несомненно, имели в этом учреждении священники. Первое упоминание об иудейской герусии встречается у Флавия65 при Антиохе Великом (223-187 до Р. X.). Во главе иудейского правительства стоял первосвященник, должность коего была наследственной66.
  

Явление седьмое

  

2-й фарисей

  
   Гнать покупающих и продающих. - "И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков, и скамьи продающих голубей (Матф. XXI, 12), и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь; и учил их, говоря: "Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? (Исайя LVI, 7), а вы сделали его вертепом разбойников" (Марк. XI, 16, 17)"67.
  

Саддукей

  
   Весь мир идет за Ним. - "Фарисеи же говорили между собою: "Видите ли, что не успеваете ничего? Весь мир идет за Ним"" (Иоан. XII, 19). Дальнейшие слова представляют свободный пересказ евангельского повествования: "Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: "Что нам делать? Этот Человек много чудес творит; если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим, и народом". Один же из них, некто Кайафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: "Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб..."
   С этого дня положили убить Его" (Иоан. XI, 47- 50, 53).
  

Явление восьмое

2-й фарисей

  
   С Магдалиной. - "Магдала был небольшой город при Галилейском море, недалеко от Тивериады" (Lightfoot in chorogr. Matth. praemis, p. 76). Мария называется постоянно Магдалиной потому, что родилась или жила в сем городе. Господь изгнал из нее семь бесов (Марк. XVI, 9; Лук. VIII, 2). Признательная к сему благодеянию, она часто сопровождала Его, слушая беседы и доставляя Ему пособие в содержании (Лук. VIII, 3, 4). Многие принимали Магдалину за великую грешницу, которая описывается в VII главе Ев. Луки (Deyling obser. sacr. P. 3. p. 291), или за Марию, сестру Лазареву (Schlegel, Lebensg. S. 394). И первое мнение не основательно, а последнее еще более. (См. Синаксар Вел. Среды).68
  

Явление девятое

Прокула

  
   В приморской Кесарии. -- Кесария, прежде носившая название Стратоновой Башни. Первый писатель-географ, упоминающий этот город, был Артемидор, около 100 лет до Р. X. Кесарь Август отдал этот город Ироду Великому69, и только с той поры получило это место некоторое значение. Ирод обстроил его в весьма внушительных размерах, снабдил прекрасною гаванью и назвал в честь кесаря Кесариею. По смерти Ирода Кесария вместе со всей Иудеей досталась Архелаю, а после его свержения римским прокураторам, которым и служила постоянным местопребыванием. Кесария была главным гарнизоном подчиненных прокураторам войск, набираемых преимущественно из местных жителей70.
   Прибыв сюда на праздник. - В некоторых случаях, а именно на большие иудейские праздники, когда в столицу стекалось множество народа и требовались меры предосторожности, римские прокураторы временно переезжали из Кесарии в Иерусалим и там останавливались в прежнем дворце Ирода71.
  

Прокула

  
   Он на ослице проехал мимо дома моего. - Вымысел автора.
  

Иосиф

  
   В претории. - Латинское praetorium правильнее было бы передавать по-русски словом: п_р_е_т_о_р_и_й. Но уступая вошедшей в обыкновение, благодаря евангельскому чтению, передаче: претория (в женск. роде), сохраняю ее в этом виде.
  

Явление десятое

Иоанна

  
   Отец давно уж умер. - Архиепископ Иннокентий72 высказывает предположение, что Иосифа, обручника Пресв. Девы, ко времени описываемых событий давно уже не было в живых: "С того самого времени, как Иисус Христос, будучи 12 лет, приходил с родителями Своими в Иерусалим на праздник Пасхи (Лук. II, 42), об Иосифе вовсе не упоминается в Евангелии, хотя при некоторых случаях весьма прилично было упомянуть о нем, если бы он был в живых".
   Был он (Иосиф) из рода славного царя Давида. - "Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова" (Лук. I, 26, 27).
  

Прокула

  
   При храмах Эскулапа иль Изиды. - У древних римлян была очень распространена вера в исцеления от различных недугов в храмах различных божеств, напр., Эскулапа, Изиды, Сераписа. Об этом сообщают Аристид, Гален, Ориген, Артемидор73.
   Первый из названных писателей, ритор П. Элий Аристид (родился в Вифинии около 129 г.), происходил из знатного и богатого рода и был сыном жреца Зевса. В 152 г. постигла его болезнь, которою он промучился целых 20 лет и о которой подробно сообщает в изданных им по выздоровлении своих "Священных речах". Во время болезни в нем развилась мечтательная набожность, приведшая его к исключительному почитанию бога-целителя Эскулапа, которому он приписал свое исцеление. В надежде выздороветь он годами водился со жрецами при храме этого бога. Согласно всеобщему верованию, Эскулап даровал ищущим его помощи и ложившимся спать в его храме откровения в сновидениях74.
  

Иоанна

  
   С ребятами, бывало, птичек лепит из глины ~ и с песнью к небу улетят. - Заимствовано из апокрифического Evangile de l'enfance du Christ75.
   Превратилась та стружка в золото в руках у нищей. - Вымысел автора.
   Любить врагов ~ Предвечного Отца на небесах. - В этих словах содержится вольное переложение евангельского учения: "...Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Матф. VI, 44). Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня: радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Матф. V, 3-12). Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Матф. V, 16)".
   Песнь учеников Иисусовых есть вольное переложение нескольких стихов 87-го псалма, хорошо всем знакомого, как входящего в Шестопсалмие, читаемое на утрени.
   Привожу их в славянском тексте, к которому более, чем к русскому переводу, подходит мое переложение: "Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред Тобою: да внидет пред Тя молитва моя, преклони ухо Твое к молению моему, яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися (2-4). Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. На мне утвердися ярость Твоя... (7, 8). Очи мои изнемогосте от нищеты: воззвах к Тебе, Господи, весь день, воздех к Тебе руце мои (10). И аз к Тебе, Господи, воззвах, и утро молитва моя предварит Тя (14). Нищ есьмь аз... (16)".
  

Явление одиннадцатое

Иоанна

  
   Там Лазарь, друг Его, с двумя сестрами. - "Иисус... Любил Марфу, и сестру ея76, и Лазаря" (Иоан. XI, 5).
   И Мать Его, пришедшая на праздник ~ поджидает в дом Лазаря возлюбленного Сына. - Вымысел автора.
  

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

У Пилата

  
   Перистиль дворца Ирода Великого. - В Иерусалиме в описываемое время было три здания, в одном из которых останавливались римские прокураторы и находилась претория, т. е. судебная палата.
   Эти три здания были: прежний дворец Ирода Великого, Антониева Башня, примыкавшая к храму Иеговы, и Маккавейский дворец. Вопрос о том, которое из них занимал Пилат и где была его претория - спорный. Я придерживаюсь мнения Э. Шюрера и принимаю за место жительства Пилата и помещения его претории дворец Ирода. "В северо-западном углу древнего Сиона или верхнего города, на том месте, где некогда красовался дворец царя-пророка Давида, в дни земной жизни Спасителя стояло роскошнейшее здание Иерусалима. Много энергии и вкуса потратил страстный поклонник греческой архитектуры Ирод Великий при постройке этого здания. Он употребил в дело все, что только могли дать Иудея и соседние области, и дворец его имени красотою своею, по словам Иосифа Флавия77, превосходил всякое описание. Круглая стена в 30 локтей высотою с красивыми башнями, построенными в одинаковом расстоянии одна от другой78, окружала внешнее пространство дворца.
   Здесь прелестные рощи с медными статуями у фонтанов и башнями для ручных голубей очаровывали посетителя картиною роскошной природы среди знойного города.
   Разнообразные мраморные колонны, соединяясь в изящные перистили и величественные портики, открывали вход внутрь дворца, где было в изобилии все, что только мог придумать вкус Рима и Антиохии. Красивые потолки, удивлявшие длиною балок и прихотливою, искусною резьбою, причудливо разнообразные украшения стен, мозаические полы, художественно устланные пестрым мрамором, множество прекрасных статуй, расставленных в нишах стен, богатая серебряная и золотая сервировка столов - были принадлежностью многих чертогов этого дворца, обставленных роскошью и удобством соответственно назначению каждого из них; но и среди этого общего блеска и великолепия еще выделялись две залы - Кесариум и Агриппиум. С их великолепием только храм выдерживал сравнение"79.
   Лифостротон, или, по-еврейски, гаввафа. - "Площадка пред домом прокуратора, так названная от того, что была устлана мрамором и другими разноцветными камнями. Среди лифостротона находилось судейское место, ибо суд у римлян производился большею частью под открытым небом (Иуд. древн. III, 9, 3)"80.
  

Явление первое

Александр

  
   В роще Гефсиманской. - "Эта роща находилась на расстоянии трех четвертей версты от городских стен. Это был сад, обнесенный, вероятно, какою-нибудь легкою изгородью, и так как он был местом частого убежища для Иисуса и Его последователей, то можно думать, что он принадлежал какому-нибудь дружественному им владельцу. Самое название "Гефсимания" означает "жом масличный", и она названа была так несомненно от жома для выжимания маслин, собираемых с многочисленных дерев, от которых самая гора (Елеонская, или Масличная, у подошвы которой была расположена Гефсимания) получила свое название"81.
   То были слуги первосвященника ~ рассмотрел я римских воинов. - "Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими. Итак, Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками, и оружием" (Иоан. XVIII, 2, 3). "Весь многочисленный штат синедриональных служителей-рассыльных, истязателей, ругавшихся над преступником до казни, палачей, был всегда к услугам первосвященника, как председателя верховного судилища.
   Им с удобством мог воспользоваться теперь и Каиафа. Но, может быть, действительно страшась Того, с Кем ему придется иметь дело, частью - желая придать этому делу особенную важность, он посылает для задержания Господа Иисуса Христа тот отряд римских солдат, который у евангелиста Иоанна называется "спирою" (XVIII, 12) с капитаном или трибуном во главе"82.
   Иосафатовой долины. - "Начинаясь на севере Иерусалима, недалеко от гробниц судей, долина Иосафатова направляется к востоку, проходит на севере гробниц царских и против северо-восточного угла города сразу поворачивает к югу. В этом направлении идет она на всем протяжении города"83.
   Поток Кедронский. - "Этот поток протекал в глубокой лощине, на сто футов ниже городских ворот, которые соответствуют теперешним воротам св. Стефана84. Чтение св. Иоанна (поток Кедрон, XVIII, 1) есть, вероятно, не более как любопытный пример грецификации еврейского названия... Мы не знаем о существовании там кедров, но даже если Των Κεδρων есть верное чтение, то слово это могло быть изобретено самим евангелистом. Кедрон скорее лощина, чем поток. В нем только случайно течет вода после необыкновенно сильных дождей. Нельзя видеть также особенного значения и в самом названии Кедрон - значения (Stier Reden Jesu, VII, 220) "мрачного потока в глубокой долине"85. Кедронский поток упоминается и в книгах Царств: "В двадцатый год царствования Иеровоама, царя Израильского, воцарился Аса над иудеями и сорок один год царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ана, дочь Авессалома. Аса делал угодное пред очами Господа, как Давид, отец его. Он изгнал блудников из земли и отверг всех идолов, которых сделали отцы его, и даже мать свою Ану лишил звания царицы за то, что она сделала истукан Астарты; и изрубил Аса истукан ее и сжег у потока Кедрона" (3 Цар. X, 9-13). "И повелел царь86 Хелкии первосвященнику и вторым священникам, и стоящим на страже у порога вынести из храма Господня все вещи, сделанные для Ваала и для Астарты и для всего воинства небесного, и сжег их за Иерусалимом в долине Кедрон, и велел прах их отнести в Вефиль" (4 Цар. XXIII, 4).
   В то время, как из детства привыкли мы рисовать в своем воображении поток Кедрский, как поток в собственном смысле слова, быстро и с шумом катящийся среди глубокого каменистого русла с севера на юг на восточной стороне Иерусалима, на самом деле это лишь сухое, безводное, в различных местах неодинаковой глубины и ширины, русло или долина, окаймляющая Иерусалим с северной, восточной и отчасти с южной стороны. Среди различных названий этой долины древнейшее и популярнейшее, бесспорно, библейское имя потока Кедрского или долины Кедрской87. Под этим именем упоминается она в Ветхом и Новом Завете, так называют ее Иосиф Флавий, Евсевий, Иероним и др. Но уже очень давно христианское предание называет ее долиною Иосафатовою, может быть, относя к ней пророчество Иоиля о суде Вожием над языческими народами в долине Иосафатовой (III, 12), и это имя после становится столь же распространенным, как и имя долины Кедрской"88.
  

Александр

  
   Для рабов не существует брака. - Б. В. Никольский любезно сообщает мне, что "в Риме браков между рабами не существовало; постоянное сожительство раба и рабыни могло быть, по усмотрению господ, дозволено или прекращено; но и такое сожительство не называлось браком, a contubernium, - выражение вроде французского chiennerie. Таким образом, ни о каком разрешении невольникам вступить в брак, с римской точки зрения, не могло быть и речи".
  

Явление второе

Иоанна

  
   Среброковач Димитрий из Ефеса. Упоминается в Деяниях Апостолов: "...некто серебряник (в славянском переводе среброковач), именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: "Друзья! Вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии, этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная". Выслушавши это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: "велика Артемида Ефесская!" (XIX, 24-28).
   Зенодор Арвернский упоминается Плинием Старшим (Plin., Naturalis historiae, XXXIV, 46), как исполнивший по заказу арвернцев, в их столице Клермонте, колоссальную статую Меркурия; работа эта длилась целых 10 лет и принесла художнику вознаграждение в 400 000 сестерций (приблиз. 43 000 рублей). При Нероне Зенодор был вызван в Рим для изготовления колоссальной статуи императора89.
   Чтоб вам Пилат свободу дал. - G бытовой точки зрения прислуга женщины (в данном случае невольники Прокулы - Александр и Лия), т. е. рабы и рабыни, всегда включались в приданое. Приданое жены в продолжение брака составляло собственность мужа. Это правило не допускало исключений. Отпустить на волю рабов из приданого жены во время брака мог только муж, и он, а не жена, считался патроном вольноотпущенников. Этими сведениями я обязан Б. В. Никольскому.
  

Александр

  
   Уже над алтарем ~ великий день. - Ежедневно в иерусалимском храме при первых лучах восходящего солнца приносилась жертва, возжигались курения фимиама, левиты запевали положенный на каждый день псалом, и два священника трубили в серебряные трубы90. В книге Премудрости Иисуса Сына Сирахова так говорится о первосвященнике Симоне, сыне Онии: "Как величествен он был среди народа, при выходе из завесы храма! Как утренняя звезда среди облаков, как луна полная во днях; как солнце, сияющее над храмом Всевышнего, и как радуга, сияющая в величественных облаках; как цвет роз в весенние дни, как лилии при источниках вод, как ветвь Ливана в летние дни; как огонь с ладаном в кадильнице; как кованый золотой сосуд, украшенный всякими драгоценными камнями; как маслина с плодами, и как возвышающийся до облаков кипарис. Когда он принимал великолепную одежду и облекался во все величественное украшение, то, при восхождении ко святому жертвеннику, освещал блеском окружность святилища. Также, когда он принимал жертвенные части из рук священников, стоя у огня жертвенника, - вокруг него был венец братьев, как отрасли кедра в Ливане, и они окружали его, как финиковые ветви, и все сыны Аарона во славе своей, и приношение Господу в руках их пред всем собранием Израиля. В довершение служб на алтаре, чтобы увенчать приношение Всевышнему Вседержителю, он простирал свою руку к жертвенной чаше, лил в нее из винограда кровь и выливал ее к подножию жертвенника в воню благоухания Вышнему Всецарю. Тогда сыны Аароновы восклицали, трубили коваными трубами и издавали громкий голос в напоминание пред Всевышним. Тогда весь народ вместе спешил падать лицом на землю, чтобы поклониться Господу своему, Вседержителю, Богу Вышнему; а песнопевцы восхваляли Его своими голосами; в пространном храме раздавалось сладостное пение, и народ молился Господу Всевышнему молитвою пред Милосердым, доколе совершалось славословие Господа, - и так оканчивали они службу Ему" (L, 5-21).
   В следующий за субботой день полагалось петь псалом 23-й, в понедельник - пс. 47-й, во вторник - пс. 81-й, в среду - пс. 93-й, в четверг - пс. 80-й, в пятницу - пс. 92-й и в субботу - пс. 91-й91.
   Опресноки, пасхальный агнец и травы горькие. - "И сказал Господь Моисею и Аарону в земле египетской, говоря... агнец у вас должен быть без порока, мужского пола, однолетний... Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне, - с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его... Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное" (Исход XII, 1, 5, 8, 17).
  

Иоанна

  
   Тивериаде. - Этот город основан Иродом Антипой на западном берегу Генисаретского озера и назван Тивериадой в честь Тиверия кесаря92. "Здесь были поселены всевозможные пришельцы отовсюду, в числе которых было немало галилеян, множество насильно удаленных и отправленных в ссылку людей, а также несколько высокопоставленных лиц. Сюда же были привлечены для поселения всевозможные набранные отовсюду бедняки, равно как целый ряд лиц, свободное происхождение которых не было даже установлено. Всем им тетрарх93 предоставил права свободнорожденных граждан и дал им различные преимущества; а для того, чтобы привязать их к городу, он настроил жилища и дал им земельные участки. Он отлично понимал, что население здесь людей было собственно противно иудейским законам вследствие того, что Тиве-риада была основана на месте множества находившихся здесь и разрытых с этой целью могил. Тут закон постановлял, что жители должны считаться ритуально нечистыми в течение семидневного срока".94
  

Явление третье

Прокула

  
   Недобрый сон. - Содержание сна Прокулы - вымысел автора.
  

Явление четвертое

Иосиф

  
   К смертной казни Он приговорен. - "И отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником (Иоан. XVIII, 13). Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе (Иоан. XVIII, 24). И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники, и старейшины, и книжники (Марк. XIV, 53). Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: "Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий?" (Матф. XXVI, 63). Иисус сказал: "Я! И вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных" (Марк. XIV, 62). Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: "Он богохульствует! На что еще нам свидетелей? Вот, теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется?" Они же сказали в ответ: "Повинен смерти" (Матф. XXVI, 65, 66)".95
   Наш закон велит. - "По обычному порядку древнееврейского уголовного судопроизводства, после этого (первого ночного заседания синедриона, в котором был постановлен смертный приговор) нужно было дать время судебному приговору "перебродить", и только сутки спустя собраться на вторичное заседание для окончательного постановления. Но, если бы судьи Господа Иисуса Христа побоялись нарушить этот закон, им пришлось бы долго ожидать смерти Спасителя, потому что только полсуток оставалось до наступления праздника Пасхи. Поэтому, торопясь, они устраивают вторичное заседание в пяток утром лишь несколько часов спустя после первого. Но в этом собрании синедриона, как повествует о нем евангелист Лука, состоялось только вторичное формальное подтверждение виновности Господа Иисуса Христа"96.
   "И, как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион" (Лук. XXII, 66).
  

Явление пятое

Пилат

  
   Оскверненьем не страшит вас дом язычника. ~ Вступивший в дом язычника иудей считался нечистым в продолжение семи дней (Мишна, Oholoth, XVIII, 6, 7; Naziv, VII, 3)97.
  

Иосиф

  

Другие авторы
  • Дитерихс Леонид Константинович
  • Боткин Василий Петрович
  • Отрадин В.
  • По Эдгар Аллан
  • Шпенглер Освальд
  • Ободовский Платон Григорьевич
  • Позняков Николай Иванович
  • Лютер Мартин
  • Орлов Петр Александрович
  • Волховской Феликс Вадимович
  • Другие произведения
  • Радлова Анна Дмитриевна - Андрэ Жид. Имморалист
  • Вейнберг Петр Исаевич - Сервантес
  • Полянский Валериан - Социальные корни русской поэзии от символистов до наших дней
  • Кони Анатолий Федорович - Тургенев
  • Кюхельбекер Вильгельм Карлович - Ответ господину С... на его разбор I части "Мнемозины", помещенный в Xv номере "Сына Отечества"
  • Воровский Вацлав Вацлавович - Мысли вслух
  • Юрьев Сергей Андреевич - Л. Воспоминание о С. А. Юрьеве
  • Сементковский Ростислав Иванович - Михаил Катков. Его жизнь и публицистическая деятельность
  • Тургенев Иван Сергеевич - Первая любовь
  • Горький Максим - В защиту Эрнста Тельмана
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 300 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа