ородного, сына
его и Никифора Фоки, соблюдали мир и дружбу с Грециею: служили при Дворе
Императоров, в их флоте, войсках, и в 964 году, по сказанию Арабского
Историка Новайри, сражались в Сицилии, как наемники Греков, с Аль-Гассаном,
Вождем Сарацинским.
Константин нередко посылал так называемые златые буллы, или грамоты с
золотою печатию, к Великому Князю, надписывая: Грамота Христолюбивых
Императоров Греческих, Константина и Романа, к Российскому Государю.
Ольга, воспаленная усердием к новой Вере своей, спешила открыть сыну
заблуждение язычества; но юный, гордый Святослав не хотел внимать ее
наставлениям. Напрасно сия добродетельная мать говорила о счастии быть
Христианином, о мире, коим наслаждалась душа ее с того времени, как она
познала Бога истинного. Святослав ответствовал ей: "Могу ли один принять
новый Закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мною?" Напрасно Ольга
представляла ему, что его пример склонил бы весь народ к Христианству. Юноша
был непоколебим в своем мнении и следовал обрядам язычества; не запрещал
никому креститься, но изъявлял презрение к Христианам и с досадою отвергал
все убеждения матери, которая, не преставая любить его нежно, должна была
наконец умолкнуть и поручить Богу судьбу народа Российского и сына.
[964-966 г.] Сей Князь, возмужав, думал единственно о подвигах
великодушной храбрости, пылал ревностию отличить себя делами и возобновить
славу оружия Российского, столь счастливого при Олеге; собрал войско
многочисленное и с нетерпением юного Героя летел в поле. Там суровою жизнию
он укрепил себя для трудов воинских, не имел ни станов, ни обоза; питался
кониною, мясом диких зверей и сам жарил его на углях; презирал хлад и
ненастье северного климата; не знал шатра и спал под сводом неба: войлок
подседельный служил ему вместо мягкого ложа, седло изголовьем. Каков был
Военачальник, таковы и воины. - Древняя летопись сохранила для потомства еще
прекрасную черту характера его: он не хотел пользоваться выгодами нечаянного
нападения, но всегда заранее объявлял войну народам, повелевая сказать им:
иду на вас! В сии времена общего варварства гордый Святослав соблюдал
правила истинно Рыцарской чести.
Берега Оки, Дона и Волги были первым феатром его воинских, счастливых
действий.
Он покорил Вятичей, которые все еще признавали себя данниками Хана
Козарского, и грозное свое оружие обратил против сего некогда столь
могущественного Владетеля.
Жестокая битва решила судьбу двух народов. Сам Каган
предводительствовал войском: Святослав победил и взял Козарскую Белую Вежу,
или Саркел, как именуют ее Византийские Историки, город на берегу Дона,
укрепленный Греческим искусством. Летописец не сообщает нам о сей войне
никаких дальнейших известий, сказывая только, что Святослав победил еще Ясов
и Касогов: первые - вероятно, нынешние Оссы или Оссетинцы - будучи Аланского
племени, обитали среди гор Кавказских, в Дагестане, и близ устья Волги;
вторые суть Черкесы, коих страна в Х веке именовалась Касахиею: Оссетинцы и
теперь называют их Касахами. - Тогда же, как надобно думать, завоевали
Россияне город Таматарху, или Фанагорию, и все владения Козарские на
восточных берегах Азовского моря: ибо сия часть древнего Царства
Воспорского, названная потом Княжеством Тмутороканским, была уже при
Владимире, как мы увидим, собственностию России. Завоевание столь отдаленное
кажется удивительным; но бурный дух Святослава веселился опасностями и
трудами.
От реки Дона проложив себе путь к Воспору Киммерийскому, сей Герой мог
утвердить сообщение между областию Тмутороканскою и Киевом посредством
Черного моря и Днепра. В Тавриде оставалась уже одна тень древнего
могущества Каганов.
[967 г.] Неудовольствие Императора Никифора Фоки на Болгарского Царя
Петра служило для Святослава поводом к новому и еще важнейшему завоеванию.
Император, желая отмстить Болгарам за то, что они не хотели препятствовать
Венграм в их частых впадениях в Грецию, велел Калокиру, сыну начальника
Херсонского, ехать Послом в Киев, с обещанием великих даров мужественному
Князю Российскому, ежели он пойдет воевать Болгарию. Святослав исполнил
желание Никифора, взяв с Греков на вооружение несколько пуд золота, и с
60000 воинов явился в ладиях на Дунае.
Тщетно Болгары хотели отразить их: Россияне, обнажив мечи и закрываясь
щитами, устремились на берег и смяли неприятелей. Города сдалися победителю.
Царь Болгарский умер от горести. Удовлетворив мести Греков, богатый добычею,
гордый славою, Князь Российский начал властвовать в древней Мизии; хотел
еще, в знак благодарности, даров от Императора и жил весело в Болгарском
Переяславце, не думая о том, что в самое сие время отечественная столица его
была в опасности.
[968 г.] Печенеги напали на Россию, зная отсутствие храброго Князя, и
приступили к самому Киеву, где затворилась Ольга с детьми Святослава. На
другой стороне Днепра стоял Воевода Российский, именем Претич, с
малочисленною дружиною, и не мог иметь с осажденными никакого сообщения.
Изнемогая от голода и жажды, Киевляне были в отчаянии. Один смелый отрок
вызвался уведомить Претича о бедственном их состоянии; вышел с уздою из
города прямо в толпу неприятелей и, говоря языком Печенежским, спрашивал,
кто видел его коня? Печенеги, воображая, что он их воин, дали ему дорогу.
Отрок спешил к Днепру, сбросил с себя одежду и поплыл. Тут неприятели, узнав
свою ошибку, начали стрелять в него; а Россияне с другого берега выехали
навстречу и взяли отрока в лодку. Слыша от сего посланного, что изнуренные
Киевляне хотят на другой день сдаться, и боясь гнева Святославова, Воевода
решился спасти хотя семейство Княжеское - и Печенеги на рассвете увидели
лодки Российские, плывущие к их берегу с трубным звуком, на который
обрадованные жители Киевские ответствовали громкими восклицаниями.
Думая, что сам грозный Святослав идет на помощь к осажденным,
неприятели рассеялись в ужасе, и Великая Княгиня Ольга могла, вместе со
внуками, безопасно встретить своих избавителей за стенами города. Князь
Печенежский увидел их малое число, но все еще не смел сразиться: требовал
дружелюбного свидания с предводителем Российским и спросил у него, Князь ли
он? Хитрый Воевода объявил себя начальником передовой дружины Святославовой,
уверяя, что сей Герой со многочисленным войском идет вслед за ним. Обманутый
Печенег предложил мир: они подали руку один другому и в знак союза
обменялись оружием. Князь дал Воеводе саблю, стрелы и коня: Воевода Князю
щит, броню и меч. Тогда Печенеги немедленно удалились от города.
Освобожденные Киевляне отправили гонца к Святославу сказать ему, что он
для завоевания чуждых земель жертвует собственною; что свирепые враги едва
не взяли столицы и семейства его; что отсутствие Государя и защитника может
снова подвергнуть их той же опасности, и чтобы он сжалился над бедствием
отечества, престарелой матери и юных детей своих. Тронутый Князь с великою
поспешностию возвратился в Киев. Шум воинский, любезный его сердцу, не
заглушил в нем нежной чувствительности сына и родителя: летопись говорит,
что он с горячностию лобызал мать и детей, радуясь их спасению. - Дерзость
Печенегов требовала мести:
Святослав отразил их от пределов России и сею победою восстановил
безопасность и тишину в отечестве.
[969 г.] Но мирное пребывание в Киеве скоро наскучило деятельному
Князю. Страна завоеванная всегда кажется приятною завоевателю, и сердце
Героя стремилось к берегам Дунайским. Собрав Бояр, он в присутствии Ольги
сказал им, что ему веселее жить в Переяславце, нежели в Киеве: "ибо в
столице Болгарской, как в средоточии, стекаются все драгоценности Искусства
и Природы: Греки шлют туда золото, ткани, вино и плоды; Богемцы и Венгры
серебро и коней; Россияне меха, воск, мед и невольников". Огорченная мать
ответствовала ему, что старость и болезнь не замедлят прекратить ее жизни.
"Погреби меня, - сказала она, - и тогда иди, куда хочешь". Сии слова
оказались пророчеством: Ольга на четвертый день скончалась. - Она запретила
отправлять по себе языческую тризну и была погребена Христианским
Священником на месте, ею самою для того избранном. Сын, внуки и благодарный
народ оплакали ее кончину.
Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь Святою, История Мудрою. Отмстив
Древлянам, она умела соблюсти тишину в стране своей и мир с чуждыми до
совершенного возраста Святославова; с деятельностию великого мужа учреждала
порядок в Государстве обширном и новом; не писала, может быть, законов, но
давала уставы, самые простые и самые нужнейшие для людей в юности
гражданских обществ. Великие Князья до времен Ольгиных воевали, она правила
Государством.
Уверенный в ее мудрости, Святослав и в мужеских летах своих оставлял
ей, кажется, внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами, которые
удаляли его от столицы. - При Ольге Россия стала известной и в самых
отдаленных странах Европы. Летописцы Немецкие говорят о Посольстве ее в
Германию к Императору Оттону I. Может быть, Княгиня Российская, узнав о
славе и победах Оттоновых, хотела, чтобы он также сведал о знаменитости ее
народа, и предлагала ему дружественный союз чрез Послов своих. - Наконец,
сделавшись ревностною Христианкою, Ольга - по выражению Нестора, денница и
луна спасения - служила убедительным примером для Владимира и предуготовила
торжество истинной Веры в нашем отечестве.
По кончине матери Святослав мог уже свободно исполнить свое
безрассудное намерение: то есть перенести столицу Государства на берега
Дунайские. Кроме самолюбивых мечтаний завоевателя, Болгария действительно
могла нравиться ему своим теплым климатом, изобилием плодов и богатством
деятельной, удобной торговли с Константинополем; вероятно также, что сие
Государство, сопредельное с Империею, превосходило Россию и в гражданском
образовании: но для таких выгод долженствовал ли он удалиться от своего
отечества, где был, так сказать, корень его силы и могущества? По крайней
мере Святославу надлежало бы овладеть прежде Бессарабиею, Молдавиею и
Валахиею, то есть выгнать оттуда Печенегов, чтобы непрерывною цепию
завоеваний соединить Болгарию с Российскими владениями. Но сей Князь излишно
надеялся на счастие оружия и на грозное имя победителя Козаров.
[970 г.] Он поручил Киев сыну своему Ярополку, а другому сыну, Олегу,
Древлянскую землю, где прежде властвовали ее собственные Князья. В то же
время Новогородцы, недовольные, может быть, властию Княжеских Наместников,
прислали сказать Святославу, чтобы он дал им сына своего в Правители, и
грозились в случае отказа избрать для себя особенного Князя: Ярополк и Олег
не захотели принять власти над ними; но у Святослава был еще третий сын,
Владимир, от ключницы Ольгиной, именем Малуши, дочери Любчанина Малька:
Новогородцы, по совету Добрыни, Малушина брата, избрали в Князья сего юношу,
которому судьба назначила преобразить Россию. - Итак, Святослав первый ввел
обыкновение давать сыновьям особенные Уделы: пример несчастный, бывший виною
всех бедствий России.
Святослав, отпустив Владимира с Добрынею в Новгород, немедленно
отправился в Болгарию, которую он считал уже своею областию, но где народ
встретил его как неприятеля. Многочисленное войско собралось в Переяславце и
напало на Россиян.
Долговременное кровопролитное сражение клонилось уже в пользу Болгаров;
но воины Святославовы, ободренные его речью: Братья и дружина! Умрем, но
умрем с твердостию и мужеством! - напрягли силы свои, и ввечеру победа
увенчала их храбрость. Святослав взял приступом город Переяславец, снова
овладел царством Болгарским и хотел там навсегда остаться. В сем намерении
еще более утвердил его знатный Грек, именем Калокир, самый тот, который от
Императора Никифора был послом у Святослава. Калокир с помощию Россиян
надеялся свергнуть Государя своего с престола и царствовать в
Константинополе: за что обещал им уступить Болгарию в вечное владение и
присылать дары. - Между тем Святослав, довольствуясь властию над сею землею,
позволял сыну умершего ее Царя, именем Борису, украшаться знаками Царского
достоинства.
Греки, призвавшие Россиян на берега Дунайские, увидели свою ошибку.
Святослав, отважный и воинственный, казался им в ближнем соседстве гораздо
опаснее Болгаров. Иоанн Цимиский, тогдашний Император, предлагая сему Князю
исполнить договор, заключенный с ним в царствование Никифора, требовал,
чтобы Россияне вышли из Болгарии; но Святослав не хотел слушать Послов и с
гордостию ответствовал, что скоро будет сам в Константинополе и выгонит
Греков в Азию.
Цимиский, напомнив ему о бедственной участи ненасытного Игоря, стал
вооружаться, а Святослав спешил предупредить его.
В описании сей кровопролитной войны Нестор и Византийские Историки не
согласны:
первый отдает честь и славу победы Князю Российскому, вторые Императору
- и, кажется, справедливее: ибо война кончилась тем, что Болгария осталась в
руках у Греков, а Святослав принужден был, с горстию воинов, идти назад в
Россию:
следствия, весьма несообразные с счастливым успехом его оружия! К тому
же Греческие Историки описывают все обстоятельства подробнее, яснее, - и мы,
предпочитая истину народному самохвальству, не должны отвергнуть их
любопытного сказания.
Великий Князь (говорят они), к русской дружине присоединив Болгаров,
новых своих подданных - Венгров и Печенегов, тогдашних его союзников,
вступил во Фракию и до самого Адрианополя опустошил ее селения. Варда Склир,
Полководец Империи, видя многочисленность неприятелей, заключился в сем
городе и долго не мог отважиться на битву. Наконец удалось ему хитростию
разбить Печенегов: тогда Греки, ободренные успехом, сразились с Князем
Святославом. Россияне изъявляли пылкое мужество; но Варда Склир и брат его,
Константин Патрикий, принудили их отступить, умертвив в единоборстве
каких-то двух знаменитых богатырей Скифских.
Нестор описывает сию битву таким образом: "Император встретил
Святослава мирными предложениями и хотел знать число его витязей, обещая на
каждого из них заплатить ему дань. Великий Князь объявил у себя 20000
человек, едва имея и половину. Греки, искусные в коварстве, воспользовались
временем и собрали 100000 воинов, которые со всех сторон окружили Россиян.
Великодушный Святослав, покойно осмотрев грозные ряды неприятелей, сказал
дружине: Бегство не спасет нас; волею и неволею должны мы сразиться. Не
посрамим отечества, но ляжем здесь костями:
мертвым не стыдно! Станем крепко. Иду пред вами, и когда положу свою
голову, тогда делайте, что хотите! Воины его, приученные не бояться смерти и
любить Вождя смелого, единодушно ответствовали: Наши головы лягут вместе с
твоею!
Вступили в кровопролитный бой и доказали, что не множество, а храбрость
побеждает. Греки не устояли: обратили тыл, рассеялись - и Святослав шел к
Константинополю, означая свой путь всеми ужасами опустошения..." Доселе
можем не сомневаться в истине Несторова сказания; но дальнейшее его
повествование гораздо менее вероятно. "Цимиский (пишет он) в страхе, в
недоумении призвал Вельмож на совет и решился искусить неприятеля дарами,
золотом и паволоками драгоценными; отправил их с человеком хитрым и велел
ему наблюдать все движения Святославовы.
Но сей Князь не хотел взглянуть на золото, положенное к его ногам, и
равнодушно сказал Отрокам своим: возмите. Тогда Император послал к нему в
дар оружие: Герой схватил оное с живейшим удовольствием, изъявляя
благодарность, и Цимиский, не смея ратоборствовать с таким неприятелем,
заплатил ему дань; каждый воин взял часть свою; доля убиенных была назначена
для их родственников. Гордый Святослав с торжеством возвратился в Болгарию".
Греки не имели нужды искушать Великого Князя, когда он с малыми силами уже
разбил их многочисленное войско; но сия сказка достойна замечания,
свидетельствуя мнение потомства о характере Святослава.
В следующий год, по известиям Византийским, сам Цимиский выступил из
Константинополя с войском, отправив наперед сильный флот к Дунайскому устью,
без сомнения для того, чтобы пресечь сообщение Россиян водою с Киевом. Сей
Император открыл себе путь ко трону злодейством, умертвив Царя Никифора, но
правил Государством благоразумно и был Героем. Избирая Полководцев искусных,
щедро награждая заслуги самых рядовых воинов, строго наказывая малейшее
неповиновение, он умел вселить в первых древнее Римское славолюбие, а вторых
приучить к древней подчиненности. Собственное его мужество было примером для
тех и других. - На пути встретили Императора Послы Российские, которые
хотели единственно узнать силу Греков. Иоанн, не входя с ними в переговоры,
велел им осмотреть стан Греческий и возвратиться к своему Князю. Сей
поступок уже доказывал Святославу, что он имеет дело с неприятелем опасным.
Оставив главное войско назади, Император с отборными ратниками, с
Легионом так называемых Бессмертных, с 13000 конницы, с 10500 пехоты, явился
нечаянно под стенами Переяславца и напал на 8000 Россиян, которые спокойно
занимались там воинским ученьем. Они изумились, но храбро вступили в бой с
Греками. Большая часть их легла на месте, и вылазка, сделанная из города в
помощь им, не имела успеха; однако ж победа весьма дорого стоила Грекам, и
Цимиский с нетерпением ожидал своего остального войска. Как скоро оно
пришло, Греки со всех сторон окружили город, где начальствовал Российский
Полководец Сфенкал. Сам Князь с 60000 воинов стоял в укрепленном стане на
берегу Дуная.
Калокир, виновник сей войны, по словам Греческих Летописцев, бежал из
Переяславца уведомить его, что столица Болгарская осаждена. Но Цимиский не
дал Святославу времени освободить ее: тщетно предлагав Россиянам сдаться, он
взял город приступом. Борис, только именем Царь Болгарский, достался Грекам
в плен, со многими его знаменитыми единоземцами: Император обошелся с ними
благосклонно, уверяя - как бывает в таких случаях - что он вооружился
единственно для освобождения их от неволи и что признает врагами своими
одних Россиян.
Между тем 8000 воинов Святославовых заперлись в Царском дворце, не
хотели сдаться и мужественно отражали многочисленных неприятелей. Напрасно
Император ободрял Греков: он сам с оруженосцами своими пошел на приступ и
должен был уступить отчаянной храбрости осажденных. Тогда Цимиский велел
зажечь дворец, и Россияне погибли в пламени.
Святослав, сведав о взятии Болгарской столицы, не показал воинам своим
ни страха, ни огорчения и спешил только встретить Цимиския, который со всеми
силами приближался к Доростолу, или нынешней Силистрии. В 12 милях оттуда
сошлись оба воинства. Цимиский и Святослав - два Героя, достойные спорить
друг с другом о славе и победе, - каждый ободрив своих, дали знак битвы, и
при звуке труб началось кровопролитие. От первого стремительного удара
Греков поколебались ряды Святославовы; но, вновь устроенные Князем,
сомкнулись твердою стеною и разили неприятелей. До самого вечера счастие
ласкало ту и другую сторону; двенадцать раз то и другое войско думало
торжествовать победу. Цимиский велел распустить священное знамя Империи; был
везде, где была опасность; махом копия своего удерживал бегущих и показывал
им путь в средину врагов. Наконец судьба жестокой битвы решилась: Святослав
отступил к Доростолу и вошел в сей город.
Император осадил его. В то же самое время подоспел и флот Греческий,
который пресек свободное плавание Россиян по Дунаю. Великодушная
Святославова бодрость возрастала с опасностями. Он заключил в оковы многих
Болгаров, которые хотели изменить ему; окопал стены глубоким рвом,
беспрестанными вылазками тревожил стан Греков. Россияне (пишут Византийские
Историки) оказывали чудесное остервенение и, думая, что убитый неприятелем
должен служить ему рабом в аде, вонзали себе мечи в сердце, когда уже не
могли спастися: ибо хотели тем сохранить вольность свою в будущей жизни.
Самые жены их ополчались и, как древние Амазонки, мужествовали в
кровопролитных сечах. Малейший успех давал им новую силу. Однажды в
счастливой вылазке, приняв Магистра Иоанна, свойственника Цимискиева, за
самого Императора, они с радостными кликами изрубили сего знатного сановника
и с великим торжеством выставили голову его на башне. Нередко, побеждаемые
силою превосходною, обращали тыл без стыда: шли назад в крепость с
гордостию, медленно, закинув за плеча огромные щиты свои. Ночью, при свете
луны, выходили жечь тела друзей и братьев, лежащих в поле; закалали
пленников над ними и с какими-то священными обрядами погружали младенцев в
струи Дуная. Пример Святослава одушевлял воинов.
Но число их уменьшалось. Главные Полководцы, Сфенкал, Икмор (не родом,
по сказанию Византийцев, а доблестию Вельможа) пали в рядах неприятельских.
Сверх того Россияне, стесненные в Доростоле и лишенные всякого сообщения с
его плодоносными окрестностями, терпели голод. Святослав хотел преодолеть и
сие бедствие: в темную, бурную ночь, когда лил сильный дождь с градом и
гремел ужасный гром, он с 2000 воинов сел на лодки, при блеске молнии обошел
Греческий флот и собрал в деревнях запас пшена и хлеба. На возвратном пути,
видя рассеянные по берегу толпы неприятелей, которые поили лошадей и рубили
дрова, отважные Россияне вышли из лодок, напали из лесу на Греков, множество
их убили и благополучно достигли пристани. - Но сия удача была последнею.
Император взял меры, чтобы в другой раз ни одна лодка Русская не могла
выплыть из Доростола.
Уже более двух месяцев продолжалась осада; счастие совсем оставило
Россиян. Они не могли ждать никакой помощи. Отечество было далеко - и,
вероятно, не знало их бедствия. Народы соседственные волею и неволею держали
сторону Греков, ибо страшились Цимиския. Воины Святославовы изнемогали от
ран и голода. Напротив того, Греки имели во всем изобилие, и новые Легионы
приходили к ним из Константинополя.
В сих трудных обстоятельствах Святослав собрал на совет дружину свою.
Одни предлагали спастися бегством в ночное время; другие советовали просить
мира у Греков, не видя иного способа возвратиться в отечество; наконец, все
думали, что войско Российское уже не в силах бороться с неприятелем. Но
Великий Князь не согласился с ними и хотел еще испытать счастие оружия.
"Погибнет, - сказал он с тяжким вздохом, - погибнет слава Россиян, если ныне
устрашимся смерти! Приятна ли жизнь для тех, которые спасли ее бегством? И
не впадем ли в презрение у народов соседственных, доселе ужасаемых именем
Русским? Наследием предков своих мужественные, непобедимые, завоеватели
многих стран и племен, или победим Греков, или падем с честию, совершив дела
великие!" Тронутые сею речью, достойные его сподвижники громкими
восклицаниями изъязвили решительность геройства - и на другой день все
войско Российское с бодрым духом выступило в поле за Святославом. Он велел
запереть городские ворота, чтобы никто не мог думать о бегстве и возвращении
в Доростол. Сражение началося утром: в полдень Греки, утомленные зноем и
жаждою, а более всего упорством неприятеля, начали отступать, и Цимиский
должен был дать им время на отдохновение. Скоро битва возобновилась.
Император, видя, что тесные места вокруг Доростола благоприятствуют
малочисленным Россиянам, велел Полководцам своим заманить их на обширное
поле притворным бегством; но сия хитрость не имела успеха: глубокая ночь
развела воинства без всякого решительного следствия.
Цимиский, изумленный отчаянным мужеством неприятелей, вздумал
прекратить утомительную войну единоборством с Князем Святославом и велел
сказать ему, что лучше погибнуть одному человеку, нежели губить многих людей
в напрасных битвах.
Святослав ответствовал: "Я лучше врага своего знаю, что мне делать.
Если жизнь ему наскучила, то много способов от нее избавиться: Цимиский да
избирает любой!"
За сим последовало новое сражение, равно упорное и жестокое. Греки
всего более хотели смерти Героя Святослава. Один из их витязей, именем
Анемас, открыл себе путь сквозь ряды неприятелей, увидел великого Князя и
сильным ударом в голову сшиб его с коня; но шлем защитил Святослава, и
смелый Грек пал от мечей дружины Княжеской. Долгое время победа казалась
сомнительною. Наконец самая природа ополчилась на Святослава: страшный ветр
поднялся с юга и, дуя прямо в лицо Россиянам, ослепил их густыми облаками
пыли, так что они долженствовали прекратить битву, оставив на месте 15500
мертвых и 20000 щитов. Греки назвали себя победителями. Их суеверие
приписало сию удачу сверхъестественному действию:
они рассказывали друг другу, будто бы Св. Феодор Стратилат явился
впереди их войска и, разъезжая на белом коне, приводил в смятение полки
Российские.
Святослав, видя малое число своих храбрых воинов, большею частию
раненных, и сам уязвленный, решился наконец требовать мира. Цимиский,
обрадованный его предложением, отправил к нему в стан богатые дары. "Возьмем
их, - сказал Великий Князь дружине своей: - когда же будем недовольны
Греками, то, собрав войско многочисленное, снова найдем путь к Царюграду".
Так повествует наш Летописец, не сказав ни слова о счастливых успехах
Греческого оружия. Византийские Историки говорят, что Цимиский, дозволяя
Святославу свободно выйти из Болгарии и купцам Российским торговать в
Константинополе, примолвил с великодушною гордостию: "Мы, Греки, любим
побеждать своих неприятелей не столько оружием, сколько благодеяниями".
Императорский Вельможа Феофан Синкел и Российский Воевода Свенельд именем
Государей своих заключили следующий договор, который находится в Несторовой
летописи и так же ясно доказывает, что успех войны был на стороне Греков:
ибо Святослав, торжественно обязываясь на все полезное для Империи, не
требует в нем никаких выгод для Россиян.
"Месяца Июля, Индикта XIV, в лето 6479 [971 г.], я, Святослав, Князь
Русской, по данной мною клятве, хочу иметь до конца века мир и любовь
совершенную с Цимискием, Великим Царем Греческим, с Василием и Константином,
Боговдохновенными Царями, и со всеми людьми вашими, обещаясь именем всех
сущих подо мною Россиян, Бояр и прочих никогда не помышлять на вас, не
собирать моего войска и не приводить чужеземного на Грецию, область
Херсонскую и Болгарию. Когда же иные враги помыслят на Грецию, да буду их
врагом и да борюся с ними. Если же я или сущие подо мною не сохранят сих
правых условий, да имеем клятву от Бога, в коего веруем: Перуна и Волоса,
бога скотов. Да будем желты как золото, и собственным нашим оружием
иссечены. В удостоверение чего написали мы договор на сей хартии и своими
печатями запечатали". Утвердив мир, Император снабдил Россиян съестными
припасами; а Князь Российский желал свидания с Цимискием. Сии два Героя,
знакомые только по славным делам своим, имели, может быть, равное
любопытство узнать друг друга лично. Они виделись на берегу Дуная.
Император, окруженный златоносными всадниками, в блестящих латах, приехал на
коне: Святослав в ладии, в простой белой одежде и сам гребя веслом. Греки
смотрели на него с удивлением.
По их сказанию, он был среднего роста и довольно строен, но мрачен и
дик видом; имел грудь широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нос
плоский, длинные усы, бороду редкую и на голове один клок волос, в знак его
благородства; в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и
рубином. Император сошел с коня: Святослав сидел на скамье в ладии. Они
говорили - и расстались друзьями.
Но сия дружба могла ли быть искреннею? Святослав с воинами
малочисленными, утружденными, предприял обратный путь в отечество на ладиях,
Дунаем и Черным морем; а Цимиский в то же время отправил к Печенегам Послов,
которые должны были, заключив с ними союз, требовать, чтобы они не ходили за
Дунай, не опустошали Болгарии и свободно пропустили Россиян чрез свою землю.
Печенеги согласились на все, кроме последнего, досадуя на Россиян за то, что
они примирились с Греками. Так пишут Византийские Историки; но с большею
вероятностию можно думать совсем противное. Тогдашняя политика Императоров
не знала великодушия: предвидя, что Святослав не оставит их надолго в покое,
едва ли не сами Греки наставили Печенегов воспользоваться слабостию
Российского войска. Нестор приписывает сие коварство жителям Переяславца:
они, по его словам, дали знать Печенегам, что Святослав возвращается в Киев
с великим богатством и с малочисленною дружиною.
[972 г.] Печенеги обступили Днепровские пороги и ждали Россиян.
Святослав знал о сей опасности. Свенельд, знаменитый Воевода Игорев,
советовал ему оставить ладии и сухим путем обойти пороги: Князь не принял
его совета и решился зимовать в Белобережье, при устье Днепра, где Россияне
должны были терпеть во всем недостаток и самый голод, так что они давали
полгривны за лошадиную голову.
Может быть, Святослав ожидал там помощи из России, но тщетно. Весна
снова открыла ему опасный путь в отечество. Несмотря на малое число
изнуренных воинов, надлежало сразиться с Печенегами, и Святослав пал в
битве. Князь их, Куря, отрубив ему голову, из ее черепа сделал чашу. Только
немногие Россияне спаслись с Воеводою Свенельдом и принесли в Киев горестную
весть о погибели Святослава.
Таким образом скончал жизнь сей Александр нашей древней Истории,
который столь мужественно боролся с врагами и с бедствиями; был иногда
побеждаем, но в самом несчастии изумлял победителя своим великодушием;
равнялся суровою воинскою жизнию с Героями Песнопевца Гомера и, снося
терпеливо свирепость непогод, труды изнурительные и все ужасное для неги,
показал Русским воинам, чем могут они во все времена одолевать неприятелей.
Но Святослав, образец великих Полководцев, не есть пример Государя великого:
ибо он славу побед уважал более государственного блага и, характером своим
пленяя воображение Стихотворца, заслуживает укоризну Историка.
Если Святослав в 946 году - как пишет Нестор - был еще слабым отроком,
то он скончал дни свои в самых цветущих летах мужества, и сильная рука его
могла бы еще долго ужасать народы соседственные.
Глава VIII
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ЯРОПОЛК. Г. 972-980
Междоусобие Князей. Первые деяния Владимировы. Брак Владимиров.
Братоубийство. Послы Российские в Германии.
По смерти Святослава Ярополк княжил в Киеве, Олег в Древлянской земле,
Владимир в Новегороде. Единодержавие пресеклось в Государстве: ибо Ярополк
не имел, кажется, власти над Уделами своих братьев. Скоро открылись пагубные
следствия такого раздела, и брат восстал на брата. Виновником сей вражды был
славный Воевода Свенельд, знаменитый сподвижник Игорев и Святославов. Он
ненавидел Олега, который умертвил сына его, именем Люта, встретясь с ним на
ловле в своем владении: причина достаточная, по тогдашним грубым нравам, для
поединка или самого злодейского убийства. Свенельд, желая отмстить ему,
убедил Ярополка идти войною на Древлянского Князя и соединить область его с
Киевскою.
Олег, узнав о намерении своего брата, также [в 977 г.] собрал войско и
вышел к нему навстречу; но, побежденный Ярополком, должен был спасаться
бегством в Древлянский город Овруч: воины его, гонимые неприятелем,
теснились на мосту у городских ворот и столкнули своего Князя в глубокий
ров. Ярополк вступил в город и хотел видеть брата: сей несчастный был
раздавлен множеством людей и лошадьми, которые упали за ним с моста.
Победитель, видя бездушный, окровавленный труп Олегов, лежащий на ковре пред
его глазами, забыл свое торжество, слезами изъявил раскаяние и, с горестию
указывая на мертвого, сказал Свенельду: Того ли хотелось тебе? .. Могила
Олегова в Несторово время была видима близ Овруча, где и ныне показывают
оную любопытным путешественникам. Поле служило тогда кладбищем и для самых
Князей Владетельных, а высокий бугор над могилою единственным Мавзолеем.
Искренняя печаль Ярополкова о смерти Олеговой была предчувствием
собственной его судьбы несчастной. - Владимир, Князь Новогородский, сведав о
кончине брата и завоевании Древлянской области, устрашился Ярополкова
властолюбия и бежал за море к Варягам. Ярополк воспользовался сим случаем:
отправил в Новгород своих Наместников, или Посадников, и таким образом
сделался Государем Единодержавным в России.
Но Владимир искал между тем способа возвратиться с могуществом и
славою. Два года пробыл он в древнем отечестве своих предков, в земле
Варяжской; участвовал, может быть, в смелых предприятиях Норманов, которых
флаги развевались на всех морях Европейских и храбрость ужасала все страны
от Германии до Италии; наконец собрал многих Варягов под свои знамена;
прибыл [в 980 г.] с сей надежною дружиною в Новгород, сменил Посадников
Ярополковых и сказал им с гордостию:
"Идите к брату моему: да знает он, что я против него вооружаюсь, и да
готовится отразить меня!"
В области Полоцкой, в земле Кривичей, господствовал тогда Варяг
Рогволод, который пришел из-за моря, вероятно, для того, чтобы служить
Великому Князю Российскому, и получил от него в удел сию область. Он имел
прелестную дочь Рогнеду, сговоренную за Ярополка. Владимир, готовясь отнять
Державу у брата, хотел лишить его и невесты и чрез Послов требовал ее руки;
но Рогнеда, верная Ярополку, ответствовала, что не может соединиться браком
с сыном рабы: ибо мать Владимира, как нам уже известно, была ключницею при
Ольге. Раздраженный Владимир взял Полоцк, умертвил Рогволода, двух сыновей
его и женился на дочери. Совершив сию ужасную месть, он пошел к Киеву.
Войско его состояло из дружины Варяжской, Славян Новогородских, Чуди и
Кривичей: сии три народа северо-западной России уже повиновались ему, как их
Государю. Ярополк не дерзнул на битву и затворился в городе. Окружив стан
свой окопами, Владимир хотел взять Киев не храбрым приступом, но злодейским
коварством. Зная великую доверенность Ярополкову к одному Воеводе, именем
Блуду, он вошел с ним в тайные переговоры. "Желаю твоей помощи, - велел
сказать ему Владимир: - ты будешь мне вторым отцем, когда не станет
Ярополка. Он сам начал братоубийства: я вооружился для спасения жизни
своей". Гнусный любимец не усомнился предать Государя и благодетеля;
советовал Владимиру обступить город, а Ярополку удаляться от битвы. Страшася
верности добрых Киевлян, он уверил Князя, будто они хотят изменить ему и
тайно зовут Владимира. Слабый Ярополк, думая спастись от мнимого заговора,
ушел в Родню: сей город стоял на том месте, где Рось впадает в Днепр.
Киевляне, оставленные Государем, должны были покориться Владимиру, который
спешил осадить брата в последнем его убежище. Ярополк с ужасом видел
многочисленных врагов за стенами, а в крепости изнеможение воинов своих от
голода, коего память долго хранилась в древней пословице: беда аки в Родне.
Изменник Блуд склонял сего Князя к миру, представляя невозможность отразить
неприятеля, и горестный Ярополк ответствовал наконец: "Да будет по твоему
совету! Возьму, что уступит мне брат". Тогда злодей уведомил Владимира, что
желание его исполнится и что Ярополк отдается ему в руки. Если во все
времена, варварские и просвещенные, Государи бывали жертвою изменников: то
во все же времена имели они верных добрых слуг, усердных к ним в самой
крайности бедствия. Из числа сих был у Ярополка некто прозванием Варяжко (да
сохранит История память его!), который говорил ему: "Не ходи, Государь, к
брату: ты погибнешь. Оставь Россию на время и собери войско в земле
Печенегов".
Но Ярополк слушал только изверга Блуда и с ним отправился в Киев, где
Владимир ожидал его в теремном дворце Святослава. Предатель ввел
легковерного Государя своего в жилище брата, как в вертеп разбойников, и
запер дверь, чтобы дружина Княжеская не могла войти за ними: там два
наемника, племени Варяжского, пронзили мечами грудь Ярополкову... Верный
слуга, который предсказал гибель сему несчастному, ушел к Печенегам, и
Владимир едва мог возвратить его в отечество, дав клятву не мстить ему за
любовь к Ярополку.
Таким образом, старший сын знаменитого Святослава, быв 4 года Киевским
Владетелем и 3 года Главою всей России, оставил для Истории одну память
добродушного, но слабого человека. Слезы его о смерти Олеговой
свидетельствуют, что он не хотел братоубийства, и желание снова присоединить
к Киеву область Древлянскую казалось согласным с государственною пользою.
Самая доверенность Ярополкова к чести Владимировой изъявляет доброе, всегда
неподозрительное сердце; но Государь, который действует единственно по
внушению любимцев, не умея ни защитить своего трона, ни умереть Героем,
достоин сожаления, а не власти.
Ярополк оставил беременную супругу, прекрасную Монахиню Греческую,
пленницу Святославову. Он был женат еще при отце своем, но сватался за
Рогнеду:
следственно, многоженство и прежде Владимира не считалось беззаконием в
России языческой.
В княжение Ярополка, в 973 году, по известию Летописца Немецкого,
находились в Кведлинбурге, при Дворе Императора Оттона, Послы Российские, за
каким делом?
Неизвестно; сказано только, что они вручили Императору богатые дары.
Глава IX
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР, НАЗВАННЫЙ В КРЕЩЕНИИ ВАСИЛИЕМ. Г.
980-1014
Хитрость Владимира. Усердие к идолопоклонству. Женолюбие. Завоевание
Галиции. Первые Христианские мученики в Киеве. Бунт Радимичей. Камская
Болгария. Торки. Отчаяние Гориславы. Супружество Владимира и крещение
России. Разделение Государства. Строение городов. Война с Хорватами и
Печенегами. Церковь Десятинная. Набег Печенегов. Пиры Владимировы.
Милосердие. Осада Белагорода. Бунт Ярослава. Кончина Владимирова. Свойства
его. Сказки народные. Богатыри.
Владимир с помощью злодеяния и храбрых Варягов овладел Государством; но
скоро доказал, что он родился быть Государем великим.
Сии гордые Варяги считали себя завоевателями Киева и требовали в дань с
каждого жителя по две гривны: Владимир не хотел вдруг отказать им, а манил
их обещаниями до самого того времени, как они, по взятым с его стороны
мерам, уже не могли быть страшны для столицы. Варяги увидели обман; но видя
также, что войско Российское в Киеве было их сильнее, не дерзнули
взбунтоваться и смиренно просились в Грецию. Владимир, с радостию отпустив
сих опасных людей, удержал в России достойнейших из них и роздал им многие
города в управление. Между тем послы его предуведомили Императора, чтобы он
не оставлял мятежных Варягов в столице, но разослал по городам и ни в каком
случае не дозволял бы им возвратиться в Россию, сильную собственным войском.
Владимир, утвердив власть свою, изъявил отменное усердие к богам
языческим:
соорудил новый истукан Перуна с серебряною головою и поставил его близ
теремного двора, на священном холме, вместе с иными кумирами. Там, говорит
Летописец, стекался народ ослепленный и земля осквернялась кровию жертв.
Может быть, совесть беспокоила Владимира; может быть, хотел он сею кровию
примириться с богами, раздраженными его братоубийством: ибо и самая Вера
языческая не терпела таких злодеяний... Добрыня, посланный от своего
племянника управлять Новымгородом, также поставил на берегу Волхова богатый
кумир Перунов.
Но сия Владимирова набожность не препятствовала ему утопать в
наслаждениях чувственных. Первою его супругою была Рогнеда, мать Изяслава,
Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей; умертвив брата, он взял в
наложницы свою беременную невестку, родившую Святополка; от другой законной
супруги, Чехини или Богемки, имел сына Вышеслава; от третьей Святослава и
Мстислава; от четвертой, родом из Болгарии, Бориса и Глеба. Сверх того,
ежели верить летописи, было у него 300 наложниц в Вышегороде, 300 в нынешней
Белогородке (близ Киева), и 200 в селе Берестове. Всякая прелестная жена и
девица страшилась его любострастного взора: он презирал святость брачных
союзов и невинности. Одним словом, Летописец называет его вторым Соломоном в
женолюбии.
Владимир, вместе со многими Героями древних и новых времен любя жен,
любил и войну. Польские Славяне, Ляхи, наскучив бурною вольностию, подобно
Славянам Российским, еще ранее их прибегнули к Единовластию. Мечислав,
Государь знаменитый в Истории введением Христианства в земле своей, правил
тогда народом Польским: Владимир объявил ему войну, с намерением, кажется,
возвратить то, что было еще Олегом завоевано в Галиции, но после, может
быть, при слабом Ярополке отошло к Государству Польскому. Он взял города
Червен (близ Хелма), Перемышль и другие, которые, с сего времени будучи
собственностию России, назывались Червенскими. В следующие два года храбрый
Князь смирил бунт Вятичей, не хотевших платить дани, и завоевал страну
Ятвягов, дикого, но мужественного народа Латышского, обитавшего в лесах
между Литвою и Польшею. Далее к Северо-Западу он распространил свои владения
до самого Бальтийского моря: ибо Ливония, по свидетельству Стурлезона,
Летописца Исландского, принадлежала Владимиру, коего чиновники ездили
собирать дань со всех жителей между Курляндиею и Финским заливом.
Увенчанный победою и славою, Владимир хотел принести благодарность
идолам и кровию человеческой обагрить олтари. Исполняя совет Бояр и старцев,
он велел бросить жребий, кому из отроков и девиц Киевских надлежало
погибнуть в удовольствие мнимых богов - и жребий пал на юного Варяга,
прекрасного лицом и душою, коего отец был Христианином. Посланные от старцев
объявили родителю о сем несчастии: вдохновенный любовию к сыну и ненавистию
к такому ужасному суеверию, он начал говорить им о заблуждении язычников, о
безумии кланяться тленному дереву вместо живого Бога, истинного Творца неба,
земли и человека. Киевляне терпели Христианство; но торжественное хуление
Веры их произвело всеобщий мятеж в городе. Народ вооружился, разметал двор
Варяжского Христианина и требовал жертвы. Отец, держа сына за руку, с
твердостию сказал: "Ежели идолы ваши действительно боги, то пусть они сами
извлекут его из моих объятий". Народ, в исступлении ярости, умертвил отца и
сына, которые были таким образом первыми и последними мучениками
Христианства в языческом Киеве. Церковь наша чтит их Святыми под именем
Феодора и Иоанна.
Владимир скоро имел случай новыми победами доказать свое мужество и
счастие.
Радимичи, спокойные данники Великих Князей со времен Олеговых, вздумали
объявить себя независимыми: он спешил наказать их. Храбрый Воевода его,
прозванием Волчий Хвост, начальник передовой дружины Княжеской, встретился с
ними на берегах реки Пищаны и наголову побил мятежников; они смирились, и с
того времени (пишет Нестор) вошло на Руси в пословицу: Радимичи волчья
хвоста бегают.
[985 г.] На берегах Волги и Камы издревле обитали Болгары, или, может
быть, переселились туда с берегов Дона в VII веке, не хотев повиноваться
Хану Козарскому. В течение времени они сделались народом гражданским и
торговым; имели сообщение, посредством судоходных рек, с Севером России, а
чрез море Каспийское с Персиею и другими богатыми Азиатскими странами.
Владимир, желая завладеть Камскою Болгариею, отправился на судах вниз по
Волге вместе с Новогородцами и знаменитым Добрынею; берегом шли конные
Торки, союзники или наемники Россиян. Здесь в первый раз упоминается о сем
народе, единоплеменном с Туркоманами и Печенегами: он кочевал в степях на
юго-восточных границах России, там же, где скитались Орды Печенежские.
Великий Князь победил Болгаров; но мудрый Добрыня, по известию Летописца,
осмотрев пленников и видя их в сапогах, сказал Владимиру: "Они не захотят
быть нашими данниками: пойдем лучше искать лапотников". Добрыня мыслил, что
люди избыточные имеют более причин и средств обороняться. Владимир, уважив
его мнение, заключил мир с Болгарами, которые торжественно обещались жить
дружелюбно с Россиянами, утвердив клятву сими простыми словами: "Разве тогда
нарушим договор свой, когда камень станет плавать, а хмель тонуть на воде".
- Ежели не с данию, то по крайней мере с честию и с дарами Великий Князь
возвратился в столицу.
К сему времени надлежит, кажется, отнести любопытный и трогательный
случай, описанный в продолжении Несторовой летописи. Рогнеда, названная по
ее горестям Гориславою, простила супругу убийство отца и братьев, но не
могла простить измены в любви: ибо Великий Князь уже предпочитал ей других
жен и выслал несчастную из дворца своего. В один день, когда Владимир,
посетив ее жилище уединенное на берегу Лыбеди - близ Киева, где в Несторово
время было село Предславино, - заснул там крепким сном, она хотела ножом
умертвить его. Князь проснулся и отвел удар. Напомнив жес