сцы сего времени обыкновенно называют Россию страною,
изобильною всеми благами, omnibus bonis aiffluentem.
Вероятно, что Великие Князья, следуя примеру Скандинавских Владетелей,
сами участвовали в выгодах народной торговли для умножения своих доходов.
Государственная подать в IХ и Х веке состояла у нас более в вещах,
нежели в деньгах. Из разных областей России ходили в столицу обозы с медом и
шкурами, или с оброком Княжеским, что называлось: возить повоз. Следственно,
казна изобиловала товарами и могла отпускать их в чужие земли.
Россияне, подобно Норманам, соединяли торговлю с грабежом. Известно,
что они славились морскими разбоями в окрестностях Меларского озера и что
железные цепи при Стокзунде (где ныне Стокгольм) не могли их удерживать.
Требование Греков в договоре с Игорем, чтобы все мореходцы Российские
предъявляли от своего Князя письменное свидетельство о мирном их намерении,
имело, без сомнения, важную причину: ту, кажется, что некоторые Россияне под
видом купечества выезжали грабить на Черное море, а после вместе с другими
приходили свободно торговать в Царьград. Надобно было отличить истинных
купцев от разбойников.
Счастливые войны и торговля Россиян, служив к обогащению народа,
долженствовали, в течение ста лет и более, произвести некоторую роскошь,
прежде неизвестную.
Узнав пышность Двора Константинопольского, Великие Князья хотели
подражать ему:
не только сами они, но и супруги их, дети, родственники имели своих
особенных придворных чиновников. Нередко Послы Российские именем Государя
требовали в дар от Греков Царской одежды и венцев: чего Императоры, желая
отличаться от варваров хотя украшениями драгоценными, не любили давать им,
уверяя, что сии порфиры и короны сделаны руками Ангелов и должны быть всегда
хранимы в Софийской церкви.
Друзья Владимира, обедая у Князя, ели серебряными ложками. Мед, древнее
любимое питие всех народов Славянских, был еще душою славных пиров его; но
Киевляне в Олеговы времена уже имели вина Греческие и вкусные плоды теплых
климатов. Перец Индейский служил приправою для их трапезы изобильной.
Богатые люди носили одежду шелковую и пурпуровую, драгоценные пояса,
сафьянные сапоги и проч.
Города сего времени ответствовали уже состоянию народа избыточного.
Немецкий Летописец Дитмар, современник Владимиров, уверяет, что в Киеве,
великом граде, находилось тогда 400 церквей, созданных усердием
новообращенных Христиан, и восемь больших торговых площадей. Адам Бременский
именует оный главным украшением России и даже вторым Константинополем. Сей
город до XI века стоял весь на высоком берегу Днепровском: место нынешнего
Подола было в Ольгино время еще залито водою. Смоленск, Чернигов, Любеч
имели сообщение с Грециею. Император Константин, несправедливо называя
Новгород столицею Великого Князя Святослава, дает по крайней мере знать, что
сей город был уже знаменит в Х веке.
Народ торговый не может обойтися без денег, или знаков, представляющих
цену вещей. Но деньги не всегда бывают металлом: доныне вместо их жители
Мальдивских островов употребляют раковины. Так и Славяне Российские ценили
сперва вещи не монетами, а шкурами зверей, куниц, и белок: слово куны
означало деньги. Скоро неудобность носить с собою целые шкуры для купли
подала мысль заменить оные мордками и другими лоскутками, куньими и бельими.
Надобно думать, что Правительство клеймило их и что граждане сначала
обменивали в казне сии лоскутки на целые кожи. Однако ж, зная цену серебра и
золота, предки наши издревле добывали их посредством внешней торговли. В
Олеговых условиях с Империею сказано, что Грек, ударив мечем Россиянина, или
Россиянин Грека, обязывался платить за вину 5 литр серебра. Россияне брали
также в Цареграде за каждого невольника Греческого 20 золотников, т. е.
Византийских червонцев, номисм или солидов. Нет сомнения, что и внутри
Государства ходило серебро в монетах:
Радимичи вносили в казну щляги, или шиллинги, без сомнения полученные
ими от Козаров. Однако ж мордки или куны долгое время оставались еще в
употреблении:
ибо малое количество золота и серебра не было достаточно для всех
торговых оборотов и платежей народных. Именем гривны означалось известное
число кун, некогда равное ценою с полуфунтом серебра; но сии лоскутки, не
имея никакого существенного достоинства, в течение времени более и более
унижались в отношении к металлам, так что в XIII веке гривна серебра
содержала в себе уже семь гривен Новогородскими кунами.
Успехи разума и способностей его, необходимое следствие гражданского
состояния людей, были ускорены в России Христианскою Верою. Волхвы славились
при Олеге гаданием будущего: вот древнейшие мудрецы нашего отечества! Наука
их состояла или в обманах, или в заблуждениях. Народ, погруженный в
невежество, считал действием сверхъестественного знания всякую догадку ума,
всякое отменно счастливое предприятие и назвал Олега вещим, ибо сей
великодушный, смелый Князь возвратился с сокровищами из Константинополя.
Любопытство, сродное человеку, питалось историческими сказками и преданиями,
украшенными вымыслом. В сказке о хитростях Ольгиных видим некоторое
остроумие. Пословицы народные: Погибоша аки Обри - беда аки в Родне -
Пищанцы волчья хвоста бегают и, конечно, многие другие, хранили так же
память важных случаев. В государственных договорах Великих Князей находим
выражения, которые дают нам понятие о тогдашнем красноречии Россиян;
например: Дондеже солнце сияет и мир стоит - да не защитятся щиты своими -
да будем золоти аки золото и проч. Краткая сильная речь Святославова есть
достойный памятник сего Героя. Но времена Владимировы были началом истинного
народного просвещения в России.
Скандинавы в IX веке знали употребление Рунических букв; однако ж мы не
имеем никаких основательных причин думать, чтобы они сообщили его и
Россиянам. Руны, как мы выше заметили, недостаточны для выражения многих
звуков языка Славянского. Хотя Кирилловские письмена могли быть известны в
России еще до времен Владимировых (ибо самые первые Христиане Киевские имели
нужду в книгах для церковного служения), но число грамотных людей было,
конечно, не велико:
Владимир умножил оное заведением народных училищ, чтобы доставить
церкви Пастырей и Священников, разумеющих книжное писание, и таким образом
открыл Россиянам путь к науке и сведениям, которые посредством грамоты из
века в век сообщаются...
Здесь должно ответствовать на вопрос любопытный: какие Священные книги
были тогда употребляемы Христианами Российскими? Те ли самые, коими доныне
пользуется наша Церковь, или иного, древнейшего перевода? Сличив рукописные
харатейные Евангелия XII века и разные места Св. Писания, приводимые
Нестором в летописи, с печатною Московскою или Киевскою Библиею, всякий
уверится, что Россияне XI и XII столетия имели тот же перевод ее. Мы знаем,
что она несколько раз была исправляема при Константине, Волынском Князе, в
XVI веке; при Царе Алексии Михайловиче, Петре Великом и Елисавете Петровне;
однако ж, несмотря на многократное исправление, состоящее единственно в
отмене некоторых слов, сей перевод сохранил, так сказать, свой начальный,
особенный характер, и люди ученые справедливо признают оный древнейшим
памятником языка Славянского. Библия Чешская или Богемская переведена с
Латинской Иеронимовой в XII и XIV веке; Польская, Краинская, Лаузицская еще
гораздо новее. Следует другой вопрос: когда же и где переведена наша Библия?
При Великом ли Князе Владимире, как сказано в любопытном предисловии
Острожской печатной, или она есть бессмертный плод трудов Кирилла и Мефодия?
Второе гораздо вероятнее: ибо Нестор, почти современник Владимиров, ко славе
отечества не умолчал бы о новом Российском переводе ее; но сказав: сим бо
первая преложены книги (т. е. Библия) в Мораве, яже прозвася грамота
Словенская, еже грамота есть в Руси, он ясно дает знать, что Российские
Христиане пользовались трудом Кирилла и Мефодия. Сии два брата и помощники
их основали правила книжного языка Славянского на Греческой грамматике,
обогатили его новыми выражениями и словами, держась наречия своей родины,
Фессалоники, то есть Иллирического, или Сербского, в коем и теперь видим
сходство с нашим церковным. Впрочем, все тогдашние наречия долженствовали
менее нынешнего разниться между собою, будучи гораздо ближе к своему общему
источнику, и предки наши тем удобнее могли присвоить себе Моравскую Библию.
Слог ее сделался образцом для новейших книг Христианских, и сам Нестор
подражал ему; но Русское особенное наречие сохранилось в употреблении, и с
того времени мы имели два языка, книжный и народный. Таким образом
изъясняется разность в языке Славянской Библии и Русской Правды (изданной
скоро после Владимира), Несторовой летописи и Слова о полку Игореве, о коем
будем говорить в примечаниях на Российскую словесность XII века.
Нужнейшие Искусства механические, равно как и Свободные, были известны
древним Россиянам. И ныне селянин Русский делает собственными руками почти
все необходимое для его хозяйства: в старину, когда люди менее сообщались
друг с другом, они имели еще более нужды в сей промышленности. Муж
обрабатывал землю, плотничал, строил; жена пряла, ткала, шила, и всякое
семейство представляло в кругу своем действие многих ремесел. Но основание
городов, торговля, роскошь мало-помалу образовали людей особенно искусных в
некоторых художествах: богатые требовали вещей, сделанных удобнее и лучше
обыкновенного. Все Немецкие Славяне торговали полотнами: Русские издревле
ткали холсты и сукна; умели также выделывать кожи, и сии ремесленники
назывались усмарями. Народ, составленный из воинов, хлебопашцев и
звероловов, без сомнения, пользовался искусством ковать железо: что
утверждается самою Несторовою сказкою о мечах, будто бы предложенных
Киевлянами в дань Козарам. - Христианская Вера способствовала дальнейшим
успехам зодчества в России. Владимир начал строить великолепные церкви и
призвал художников Греческих; однако ж и в языческие времена были уже
каменные здания в столице: например, Ольгин терем. Стены и башни служили для
городов не только защитою, но и самым украшением. Вероятно, что и тогдашние
деревенские избы были подобны нынешним; а горожане имели высокие дома и
занимали обыкновенно верхнее жилье, оставляя низ, может быть, для погребов,
кладовых и проч. Клети, или горницы, с обеих сторон дома разделялись
помостом или сенями; спальни назывались одринами. На дворах строились вышки
для голубей: ибо Россияне искони любили сих птиц. - Несторово описание
Перунова истукана свидетельствует о резном и плавильном искусстве наших
предков. Вероятно, что они знали и живопись, хотя грубую. Владимир украсил
Греческими образами одну Десятинную церковь: иконы других храмов были, как
надобно думать, писаны в Киеве. Греческие художники могли выучить Русских. -
Трубы воинские, коих звук ободрял Героев Святославовых в жарких битвах,
доказывают древнюю любовь Россиян к искусству мусикийскому.
Что касается собственно до нравов сего времени, то они представляют нам
смесь варварства с добродушием, свойственную векам невежества. Россияне IX и
Х века славились на войне корыстолюбием и свирепостию; но Императоры
Византийские верили им как честным людям в мирных договорах, позволяя себе,
кажется, обманывать их при всяком удобном случае: ибо Нестор называет Греков
коварными.
Мы видели грабеж, убийства и злодеяния внутри Государства: еще более
увидим их; но чем же иным богата история Европы в средних веках? Одно
просвещение долговременное смягчает сердца людей: купель Христианская,
освятив душу Владимира, не могла вдруг очистить народных нравов. Он боялся,
по человеколюбию, казнить злодеев, и злодейства умножились... Государство,
основанное на завоеваниях, уже доказывает необыкновенную храбрость народа:
она была добродетелию наших предков, и слово любимого Вождя: станем крепко,
не посрамим земли Русской - вселяло в них решительность победить или
умереть. Самые жены их не робели смерти в битвах. - Дома и в мирное время
они любили веселиться:
Владимир, желая казаться другом народа своего, давал ему пиры и сказал
Магометанским Болгарам: Руси есть веселие пити. Между достопамятными чертами
древних Русских нравов заметим также отменное уважение к старцам: Владимир
слушался их совета; в гражданских Вечах они имели первенство. Наконец, сей
народ, еще грубый, необразованный, умел любить своих добрых Государей:
плакал над телом великого Олега, мудрой Ольги, Св. Владимира и потомству
своему оставил пример благодарности, который делает честь имени Русскому.