токому смерть
ближних своих и проливая слезы, отчаянная Рогнеда жаловалась, что он уже
давно не любит ни ее, ни бедного младенца Изяслава. Владимир решился
собственною рукою казнить преступницу; велел ей украситься брачною одеждою
и, сидя на богатом ложе в светлой храмине, ждать смерти. Уже гневный супруг
и судия вступил в сию храмину... Тогда юный Изяслав, наученный Рогнедою,
подал ему меч обнаженный и сказал: "Ты не один, о родитель мой! Сын будет
свидетелем". Владимир, бросив меч на землю, ответствовал: "Кто знал, что ты
здесь!"... удалился, собрал Бояр и требовал их совета. "Государь! - сказали
они: - прости виновную для сего младенца, и дай им в Удел бывшую область
отца ее". Владимир согласился: построил новый город в нынешней Витебской
Губернии и, назвав его Изяславлем, отправил туда мать и сына.
Теперь приступаем к описанию важнейшего дела Владимирова, которое всего
более прославило его в истории... Исполнилось желание благочестивой Ольги, и
Россия, где уже более ста лет мало-помалу укоренялось Христианство, наконец
вся и торжественно признала святость оного, почти в одно время с землями
соседственными: Венгриею, Польшею, Швециею, Норвегиею и Даниею. Самое
разделение Церквей, Восточной и Западной, имело полезное следствие для
истинной Веры: ибо главы их старались превзойти друг друга в деятельной
ревности к обращению язычников.
Древний Летописец наш повествует, что не только Христианские
проповедники, но и Магометане, вместе с Иудеями, обитавшими в земле
Козарской или в Тавриде, присылали в Киев мудрых законников склонять
Владимира к принятию Веры своей и что Великий Князь охотно выслушивал их
учение. Случай вероятный: народы соседственные могли желать, чтобы Государь,
уже славный победами в Европе и в Азии, исповедовал одного Бога с ними, и
Владимир мог также - увидев наконец, подобно великой бабке своей,
заблуждение язычества - искать истины в разных Верах.
Первые Послы были от Волжских или Камских Болгаров. На восточных и
южных берегах Каспийского моря уже давно господствовала Вера Магометанская,
утвержденная там счастливым оружием Аравитян: Болгары приняли оную и хотели
сообщить Владимиру.
Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило воображение
сластолюбивого Князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и
запрещение пить вино - уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие
для Русских; не можем быть без него. - Послы Немецких Католиков говорили ему
о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответствовал
им: Идите обратно; отцы наши не принимали Веры от Папы. Выслушав Иудеев, он
спросил, где их отечество?
"В Иерусалиме, - ответствовали проповедники: - но Бог во гневе своем
расточил нас по землям чуждым". И вы, наказываемые Богом, дерзаете учить
других? сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего
отечества. - Наконец, безымянный Философ, присланный Греками, опровергнув в
немногих словах другие Веры, рассказал Владимиру все содержание Библии,
Ветхого и Нового Завета:
Историю творения, рая, греха, первых людей, потопа, народа избранного,
искупления, Христианства, семи Соборов, и в заключение показал ему картину
Страшного Суда с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных
на вечную муку. Пораженный сим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: "Благо
добродетельным и горе злым!" Крестися, - ответствовал Философ, - и будешь в
раю с первыми.
Летописец наш угадывал, каким образом проповедники Вер долженствовали
говорить с Владимиром; но ежели Греческий Философ действительно имел право
на сие имя, то ему не трудно было уверить язычника разумного в великом
превосходстве Закона Христианского. Вера Славян ужасала воображение
могуществом разных богов, часто между собою несогласных, которые играли
жребием людей, и нередко увеселялись их кровию. Хотя Славяне признавали
также и бытие единого Существа высочайшего, но праздного, беспечного в
рассуждении судьбы мира, подобно божеству Эпикурову и Лукрециеву. О жизни за
пределами гроба, столь любезной человеку, Вера не сообщала им никакого
ясного понятия: одно земное было ее предметом. Освящая добродетель
храбрости, великодушия, честности, гостеприимства, она способствовала благу
гражданских обществ в их новости, но не могла удовольствовать сердца
чувствительного и разума глубокомысленного. Напротив того, Христианство,
представляя в едином невидимом Боге создателя и правителя вселенной, нежного
отца людей, снисходительного к их слабостям и награждающего добрых - здесь
миром и покоем совести, а там, за тьмою временной смерти, блаженством вечной
жизни, - удовлетворяет всем главным потребностям души человеческой.
[987 г.] Владимир, отпустив Философа с дарами и с великою честию,
собрал Бояр и градских старцев, объявил им предложения Магометан, Иудеев,
Католиков, Греков и требовал их совета. "Государь! - сказали Бояре и старцы:
- Всякий человек хвалит Веру свою: ежели хочешь избрать лучшую, то пошли
умных людей в разные земли испытать, который народ достойнее поклоняется
Божеству" - и Великий Князь отправил десять благоразумных мужей для сего
испытания. Послы видели в стране Болгаров храмы скудные, моление унылое,
лица печальные; в земле Немецких Католиков богослужение с обрядами, но, по
словам летописи, без всякого величия и красоты, наконец прибыли в
Константинополь. Да созерцают они славу Бога нашего!
сказал Император и, зная, что грубый ум пленяется более наружным
блеском, нежели истинами отвлеченными, приказал вести Послов в Софийскую
церковь, где сам Патриарх, облаченный в Святительские ризы, совершал
Литургию. Великолепие храма, присутствие всего знаменитого Духовенства
Греческого, богатые одежды служебные, убранство олтарей, красота живописи,
благоухание фимиама, сладостное пение Клироса, безмолвие народа, священная
важность и таинственность обрядов изумили Россиян; им казалось, что сам
Всевышний обитает в сем храме и непосредственно с людьми соединяется...
Возвратясь в Киев, Послы говорили Князю с презрением о богослужении
Магометан, с неуважением о Католическом и с восторгом о Византийском,
заключив словами: "Всякий человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от
горького; так и мы, узнав Веру Греков, не хотим иной". Владимир желал еще
слышать мнение Бояр и старцев. "Когда бы Закон Греческий, - сказали они, -
не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала
бы принять его". Великий Князь решился быть Христианином.
Так повествует наш Летописец, который мог еще знать современников
Владимира, и потому достоверный в описании важных случаев его княжения.
Истина сего Российского Посольства в страну Католиков и в Царьград, для
испытания Закона Христианского, утверждается также известиями одной
Греческой древней рукописи, хранимой в Парижской библиотеке: несогласие
состоит единственно в прилагательном имени Василия, тогдашнего Царя
Византийского, названного в ней Македонским вместо Багрянородного. Владимир
мог бы креститься и в собственной столице своей, где уже давно находились
церкви и Священники Христианские; но Князь пышный хотел блеска и величия при
сем важном действии: одни Цари Греческие и Патриарх казались ему достойными
сообщить целому его народу уставы нового богослужения.
Гордость могущества и славы не позволяла также Владимиру унизиться, в
рассуждении Греков, искренним признанием своих языческих заблуждений и
смиренно просить крещения: он вздумал, так сказать, завоевать Веру
Христианскую и принять ее святыню рукою победителя.
[988 г.] Собрав многочисленное войско, Великий Князь пошел на судах к
Греческому Херсону, которого развалины доныне видимы в Тавриде, близ
Севастополя. Сей торговый город, построенный в самой глубокой древности
выходцами Гераклейскими, сохранял еще в Х веке бытие и славу свою, несмотря
на великие опустошения, сделанные дикими народами в окрестностях Черного
моря, со времен Геродотовых скифов до Козаров и Печенегов. Он признавал над
собою верховную власть Императоров Греческих, но не платил им дани; избирал
своих начальников и повиновался собственным законам Республиканским. Жители
его, торгуя во всех пристанях, Черноморских, наслаждались изобилием. -
Владимир, остановясь в гавани, или заливе Херсонском, высадил на берег
войско и со всех сторон окружил город. Издревле привязанные к вольности,
Херсонцы оборонялись мужественно.
Великий Князь грозил им стоять три года под их стенами, ежели они не
сдадутся:
но граждане отвергали его предложения, в надежде, может быть, иметь
скорую помощь от Греков; старались уничтожать все работы осаждающих и,
сделав тайный подкоп, как говорит Летописец, ночью уносили в город ту землю,
которую Россияне сыпали перед стенами, чтобы окружить оную валом, по
древнему обыкновению военного искусства. К счастию, нашелся в городе
доброжелатель Владимиру, именем Анастас: сей человек пустил к Россиянам
стрелу с надписью: За вами, к Востоку, находятся колодези, дающие воду
Херсонцам чрез подземельные трубы; вы можете отнять ее. Великий Князь спешил
воспользоваться советом и велел перекопать водоводы (коих следы еще заметны
близ нынешних развалин Херсонских). Тогда граждане, изнуряемые жаждою,
сдались Россиянам.
Завоевав славный и богатый город, который в течение многих веков умел
отражать приступы народов варварских, Российский Князь еще более возгордился
своим величием и чрез Послов объявил Императорам, Василию и Константину, что
он желает быть супругом сестры их, юной Царевны Анны, или, в случае отказа,
возьмет Константинополь. Родственный союз с Греческими знаменитыми Царями
казался лестным для его честолюбия. Империя, по смерти Героя Цимиския, была
жертвою мятежей и беспорядка: Военачальники Склир и Фока не хотели
повиноваться законным Государям и спорили с ними о Державе. Сии
обстоятельства принудили Императоров забыть обыкновенную надменность Греков
и презрение к язычникам. Василий и Константин, надеясь помощию сильного
Князя Российского спасти трон и венец, ответствовали ему, что от него
зависит быть их зятем; что, приняв Веру Христианскую, он получит и руку
Царевны и Царство небесное. Владимир, уже готовый к тому, с радостию изъявил
согласие креститься, но хотел прежде, чтобы Императоры, в залог доверенности
и дружбы, прислали к нему сестру свою. Анна ужаснулась: супружество с Князем
народа, по мнению Греков, дикого и свирепого, казалось ей жестоким пленом и
ненавистнее смерти. Но Политика требовала сей жертвы, и ревность к обращению
идолопоклонников служила ей оправданием или предлогом. Горестная Царевна
отправилась в Херсон на корабле, сопровождаемая знаменитыми духовными и
гражданскими чиновниками: там народ встретил ее как свою избавительницу, со
всеми знаками усердия и радости. В летописи сказано, что Великий Князь тогда
разболелся глазами и не мог ничего видеть; что Анна убедила его немедленно
креститься и что он прозрел в самую ту минуту, когда Святитель возложил на
него руку. Бояре Российские, удивленные чудом, вместе с Государем приняли
истинную Веру (в церкви Св. Василия, которая стояла на городской площади,
между двумя палатами, где жили Великий Князь и невеста его). Херсонский
Митрополит и Византийские Пресвитеры совершили сей обряд торжественный, за
коим следовало обручение и самый брак Царевны с Владимиром, благословенный
для России во многих отношениях и весьма счастливый для Константинополя: ибо
Великий Князь, как верный союзник Императоров, немедленно отправил к ним
часть мужественной дружины своей, которая помогла Василию разбить мятежника
Фоку и восстановить тишину в Империи.
Сего не довольно: Владимир отказался от своего завоевания и, соорудив в
Херсоне церковь - на том возвышении, куда граждане сносили из-под стен
землю, возвратил сей город Царям Греческим в изъявление благодарности за
руку сестры их. Вместо пленников он вывел из Херсона одних Иереев и того
Анастаса, который помог ему овладеть городом; вместо дани взял церковные
сосуды, мощи Св. Климента и Фива, ученика его, также два истукана и четырех
коней медных, в знак любви своей к художествам (сии, может быть, изящные
произведения древнего искусства стояли в Несторово время на площади старого
Киева, близ нынешней Андреевской и Десятинной церкви). Наставленный
Херсонским Митрополитом в тайнах и нравственном учении Христианства,
Владимир спешил в столицу свою озарить народ светом крещения.
Истребление кумиров служило приуготовлением к сему торжеству: одни были
изрублены, другие сожжены. Перуна, главного из них, привязали к хвосту
конскому, били тростями и свергнули с горы в Днепр. Чтобы усердные язычники
не извлекли идола из реки, воины Княжеские отталкивали его от берегов и
проводили до самых порогов, за коими он был извержен волнами на берег (и сие
место долго называлось Перуновым). Изумленный народ не смел защитить своих
мнимых богов, но проливал слезы, бывшие для них последнею данию суеверия:
ибо Владимир на другой день велел объявить в городе, чтобы все люди Русские,
Вельможи и рабы, бедные и богатые шли креститься - и народ, уже лишенный
предметов древнего обожания, устремился толпами на берег Днепра, рассуждая,
что новая Вера должна быть мудрою и святою, когда Великий Князь и Бояре
предпочли ее старой Вере отцев своих. Там явился Владимир, провождаемый
собором Греческих Священников, и по данному знаку бесчисленное множество
людей вступило в реку: большие стояли в воде по грудь и шею; отцы и матери
держали младенцев на руках; Иереи читали молитвы крещения и пели славу
Вседержителя. Когда же обряд торжественный совершился; когда Священный Собор
нарек всех граждан Киевских Христианами: тогда Владимир, в радости и
восторге сердца устремив взор на небо, громко произнес молитву:
"Творец земли и неба! Благослови сих новых чад Твоих; дай им познать
Тебя, Бога истинного, утверди в них Веру правую. Будь мне помощию в
искушениях зла, да восхвалю достойно святое имя Твое!"... В сей великий
день, говорит Летописец, земля и небо ликовали.
Скоро знамения Веры Христианской, принятой Государем, детьми его,
Вельможами и народом, явились на развалинах мрачного язычества в России, и
жертвенники Бога истинного заступили место идольских требищ. Великий Князь
соорудил в Киеве деревянную церковь Св. Василия на том месте, где стоял
Перун, и призвал из Константинополя искусных зодчих для строения храма
каменного во имя Богоматери, там, где в 983 году пострадал за Веру
благочестивый Варяг и сын его. Между тем ревностные служители олтарей,
Священники, проповедовали Христа в разных областях Государства. Многие люди
крестились, рассуждая без сомнения так же, как и граждане Киевские; другие,
привязанные к Закону древнему, отвергали новый: ибо язычество господствовало
в некоторых странах России до самого XII века. Владимир не хотел, кажется,
принуждать совести; но взял лучшие, надежнейшие меры для истребления
языческих заблуждений: он старался просветить Россиян. Чтобы утвердить Веру
на знании книг Божественных, еще в IX веке переведенных на Славянский язык
Кириллом и Мефодием и без сомнения уже давно известных Киевским Христианам,
Великий Князь завел для отроков училища, бывшие первым основанием народного
просвещения в России. Сие благодеяние казалось тогда страшною новостию, и
жены знаменитые, у коих неволей брали детей в науку, оплакивали их как
мертвых, ибо считали грамоту опасным чародейством.
Владимир имел 12 сыновей, еще юных отроков. Мы уже наименовали из них
9:
Станислав, Позвизд, Судислав родились, кажется, после. Думая, что дети
могут быть надежнейшими слугами отца или, лучше сказать, следуя несчастному
обыкновению сих времен, Владимир разделил Государство на области и дал в
Удел Вышеславу Новгород, Изяславу Полоцк, Ярославу Ростов: по смерти же
Вышеслава Новгород, а Ростов Борису; Глебу Муром, Святославу Древлянскую
землю, Всеволоду Владимир Волынский, Мстиславу Тмуторокань, или Греческую
Таматарху, завоеванную, как вероятно, мужественным дедом его; а Святополку,
усыновленному племяннику, Туров, который доныне существует в Минской
Губернии и назван так от имени Варяга Тура, повелевавшего некогда сею
областию. Владимир отправил малолетних Князей в назначенный для каждого
Удел, поручив их до совершенного возраста благоразумным пестунам. Он, без
сомнения, не думал раздробить Государства и дал сыновьям одни права своих
Наместников; но ему надлежало бы предвидеть следствия, необходимые по его
смерти. Удельный Князь, повинуясь отцу, самовластному Государю всей России,
мог ли столь же естественно повиноваться и наследнику, то есть брату своему?
Междоусобие детей Святославовых уже доказало противное; но Владимир не
воспользовался сим опытом: ибо самые великие люди действуют согласно с
образом мыслей и правилами своего века.
Желая удобнее образовать народ и защитить южную Россию от грабительства
Печенегов, Великий Князь основал новые города по рекам Десне, Остеру,
Трубежу, Суле, Стугне и населил их Новогородскими Славянами, Кривичами,
Чудью, Вятичами.
Укрепив Киевский Белгород стеною, он перевел туда многих жителей из
других городов: ибо отменно любил его и часто живал в оном.
Война с Хорватами, обитавшими (как думаем) на границах Седмиградской
области и Галиции, отвлекла Владимира от внутренних государственных
распоряжений. Едва окончив ее, миром или победою, он сведал о набеге
Печенегов, которые пришли из-за Сулы и разоряли область Киевскую. Великий
Князь встретился с ними на берегах Трубежа: причем Летописец рассказывает
следующую повесть:
"Войско Печенегов стояло за рекою: Князь их вызвал Владимира на берег и
предложил ему решить дело поединком между двумя, с обеих сторон избранными
богатырями. Ежели Русской убьет Печенега, сказал он, то обязываемся три года
не воевать с вами, а ежели наш победит, то мы вольны три года опустошать
твою землю. Владимир согласился и велел Бирючам или Герольдам в стане своем
кликнуть охотников для поединка: не сыскалось ни одного, и Князь Российский
был в горести. Тогда приходит к нему старец и говорит: Я вышел в поле с
четырьмя сынами, а меньший остался дома. С самого детства никто не мог
одолеть его.
Однажды, в сердце на меня, он разорвал на-двое толстую воловью кожу.
Государь!
Вели ему бороться с Печенегом. Владимир немедленно послал за юношею,
который для опыта в силе своей требовал быка дикого; и когда зверь,
раздраженный прикосновением горячего железа, бежал мимо юноши, сей богатырь
одной рукою вырвал у него из боку кусок мяса. На другой день явился Печенег,
великан страшный, и, видя своего малорослого противника, засмеялся. Выбрали
место:
единоборцы схватились. Россиянин крепкими мышцами своими давнул
Печенега и мертвого ударил об землю. Тогда дружина Княжеская, воскликнув
победу, бросилась на устрашенное войско Печенегов, которое едва могло
спастися бегством. Радостный Владимир в память сему случаю заложил на берегу
Трубежа город и назвал его Переяславлем: ибо юноша Русской переял у врагов
славу. Великий Князь, наградив витязя и старца, отца его, саном Боярским,
возвратился с торжеством в Киев".
Поединок может быть истиною; но обстоятельство, что Владимир основал
Переяславль, кажется сомнительным: ибо о сем городе упоминается еще в
Олеговом договоре с Греками в 906 году.
[994-996 гг.] Россия года два или три наслаждалась потом тишиною.
Владимир, к великому своему удовольствию, видел наконец совершение каменного
храма в Киеве, посвященного Богоматери и художеством Греков украшенного.
Там, исполненный Веры святой и любви к народу, он сказал пред олтарем
Всевышнего: "Господи! В сем храме, мною сооруженном, да внимаешь всегда
молитвам храбрых Россиян!" - и в знак сердечной радости угостил во дворце
Княжеском Бояр и градских старцев; не забыл и людей бедных, щедро
удовлетворив их нуждам. - Владимир отдал в новую церковь иконы, кресты и
сосуды, взятые в Херсоне; велел служить в ней Херсонским Иереям; поручил ее
любимцу своему Анастасу; уставил брать ему десятую часть из собственных
доходов Княжеских и, клятвенною грамотою обязав своих наследников не
преступать сего закона, положил оную в храме. Следственно, Анастас был
Священного сана и, вероятно, знаменитого, когда главная церковь столицы
(доныне именуемая Десятинною) находилась под его особенным ведением.
Новейшие Летописцы утвердительно повествуют о Киевских Митрополитах сего
времени, но, именуя их, противоречат друг другу. Нестор совсем не упоминает
о Митрополии до княжения Ярославова, говоря единственно о Епископах,
уважаемых Владимиром, без сомнения Греках или Славянах Греческих, которые,
разумея язык наш, тем удобнее могли учить Россиян.
Случай, опасный для Владимировой жизни, еще более утвердил сего Князя в
чувствах набожности. Печенеги, снова напав на области Российские, приступили
к Василеву, городу, построенному им на реке Стугне. Он вышел в поле с малою
дружиною, не мог устоять против их множества и должен был скрыться под
мостом. Окруженный со всех сторон врагами свирепыми, Владимир обещался,
ежели Небо спасет его, соорудить в Василеве храм празднику того дня, Святому
Преображению. Неприятели удалились, и Великий Князь, исполнив обет свой,
созвал к себе на пир Вельмож, Посадников, старейшин из других городов. Желая
изобразить его роскошь, Летописец говорит, что Владимир приказал сварить
триста варь меду и восемь дней праздновал с Боярами в Василеве. Убогие
получили 300 гривен из казны государственной.
Возвратясь в Киев, он дал новый пир не только Вельможам, но и всему
народу, который искренно радовался спасению доброго и любимого Государя. С
того времени сей Князь всякую неделю угощал в Гриднице, или в прихожей
дворца своего, Бояр, Гридней (меченосцев Княжеских), воинских Сотников,
Десятских и всех людей именитых или нарочитых. Даже и в те дни,когда его не
было в Киеве, они собирались во дворце и находили столы, покрытые мясами,
дичиною и всеми роскошными яствами тогдашнего времени. Однажды - как
рассказывает летописец - гости Владимировы, упоенные крепким медом, вздумали
жаловаться, что у знаменитого Государя Русского подают им к обеду деревянные
ложки. Великий Князь, узнав о том, велел сделать для них серебряные, говоря
благоразумно: Серебром и золотом не добудешь верной дружины; а с нею добуду
много и серебра и золота, подобно отиу моему и деду. Владимир, по словам
летописи, отменно любил свою дружину и советовался с сими людьми, не только
храбрыми, но и разумными, как о воинских, так и гражданских делах.
Будучи другом усердных Бояр и чиновников, он был истинным отцем бедных,
которые всегда могли приходить на двор Княжеский, утолять там голод свой и
брать из казны деньги. Сего мало: больные, говорил Владимир, не в силах
дойти до палат моих - и велел развозить по улицам хлебы, мясо, рыбу, овощи,
мед и квас в бочках. "Где нищие, недужные?" - спрашивали люди Княжеские и
наделяли их всем потребным. Сию добродетель Владимирову приписывает Нестор
действию Христианского учения. Слова Евангельские: блажени милостиви, яко
тии помиловани будут, и Соломоновы: дая нищему, Богу в заим даете, вселили в
душу Великого Князя редкую любовь к благотворению и вообще такое милосердие,
которое выходило даже из пределов государственной пользы. Он щадил жизнь
самых убийц и наказывал их только Вирою, или денежною пенею: число
преступников умножалось, и дерзость их ужасала добрых, спокойных граждан.
Наконец духовные Пастыри Церкви вывели набожного Князя из заблуждения. "Для
чего не караешь злодейства?" - спросили они. Боюсь гнева Небесного,
ответствовал Владимир. "Нет, - сказали Епископы: - ты поставлен Богом на
казнь злым, а добрым на милование. Должно карать преступника, но только с
рассмотрением". Великий Князь, приняв их совет, отменил Виру и снова ввел
смертную казнь, бывшую при Игоре и Святославе.
Сим благоразумным советникам надлежало еще пробудить в нем, для
государственного блага, и прежний дух воинский, усыпленный тем же
человеколюбием. Владимир уже не искал славы Героев и жил в мире с
соседственными Государями: Польским, Венгерским и Богемским; но хищные
Печенеги, употребляя в свою пользу миролюбие его, беспрестанно опустошали
Россию. Мудрые Епископы и старцы доказали Великому Князю, что Государь
должен быть ужасом не только преступников государственных, но и внешних
врагов, - и глас воинских труб снова раздался в нашем древнем отечестве.
[997 г.] Владимир, желая собрать воинство многочисленное для отражения
Печенегов, сам отправился в Новгород; но сии неутомимые враги, узнав его
отсутствие, приближились к столице, окружили Белгород и пресекли сообщение
жителей с местами окрестными. Чрез несколько времени сделался там голод, и
народ, собравшись на Вече, или совет, изъявил желание сдаться неприятелям.
"Князь далеко, - говорил он: - Печенеги могут умертвить только
некоторых из нас; а от голода мы все погибнем". Но хитрость умного старца,
впрочем не совсем вероятная, спасла граждан. Он велел ископать два колодезя,
поставить в них одну кадь с сытою, другую с тестом и звать старшин
неприятельских будто бы для переговоров. Видя сии колодези, они поверили,
что земля сама собою производит там вкусную для людей пищу, и возвратились к
своим Князьям с вестию, что город не может иметь недостатка в съестных
припасах! Печенеги сняли осаду. Вероятно, что Владимир счастливым оружием
унял наконец сих варваров: по крайней мере Летописец не упоминает более о их
нападениях на Россию до самого 1015 года. Но здесь предания оставляют,
кажется, Нестора и в течение семнадцати лет он сказывает нам только, что в
1000 году умерли Мальфрида - одна из бывших Владимировых жен, как надобно
думать - и знаменитая несчастием Рогнеда, в 1001 Изяслав, а в 1003 младенец
Всеслав, сын Изяславов; что в 1007 году привезли иконы в Киевский храм
Богоматери из Херсона или из Греции, а в 1011 скончалась Анна, супруга
Владимирова, достопамятная для потомства: ибо она была орудием Небесной
благодати, извлекшей Россию из тьмы идолопоклонства.
В сии годы, скудные происшествиями по Несторовой летописи, Владимир мог
иметь ту войну с Норвежским Принцем Эриком, о коей повествует Исландский
Летописец Стурлезон. Гонимый судьбою, малолетний Принц Норвежский Олоф,
племянник Сигурда, одного из Вельмож Владимировых, с материю, вдовствующею
Королевою Астридою, нашел убежище в России; учился при Дворе, осыпаемый
милостями Великой Княгини, и ревностно служил Государю; но, оклеветанный
завистливыми Боярами, должен был оставить его службу. Чрез несколько лет -
может быть, с помощью России - он сделался Королем Норвежским, отняв престол
у Эрика, который бежал в Швецию, собрал войско, напал на северо-западные
Владимировы области, осадил и взял приступом город Российский Альдейгабург,
или, как вероятно, нынешнюю Старую Ладогу, где обыкновенно приставали
мореплаватели Скандинавские и где, по народному преданию, Рюрик имел дворец
свой. Храбрый Норвежский Принц четыре года воевал с Владимиром; наконец,
уступив превосходству сил его, вышел из России.
Судьба не пощадила Владимира в старости: пред концом своим ему
надлежало увидеть с горестию, что властолюбие вооружает не только брата
против брата, но и сына против отца.
Наместники Новогородские ежегодно платили две тысячи гривен Великому
Князю и тысячу раздавали Гридням, или телохранителям Княжеским. Ярослав,
тогдашний Правитель Новагорода, дерзнул объявить себя независимым и не хотел
платить дани.
Раздраженный Владимир велел готовиться войску к походу в Новгород,
чтобы наказать ослушника; а сын, ослепленный властолюбием, призвал из-за
моря Варягов на помощь, думая, вопреки законам Божественным и человеческим,
поднять меч на отца и Государя. Небо, отвратив сию войну богопротивную,
спасло Ярослава от злодеяния редкого. [1015 г.]. Владимир, может быть от
горести, занемог тяжкою болезнию, и в то же самое время Печенеги ворвались в
Россию; надлежало отразить их: не имея сил предводительствовать войском, он
поручил его любимому сыну Борису, Князю Ростовскому, бывшему тогда в Киеве,
и чрез несколько дней скончался в Берестове, загородном дворце, не избрав
наследника и оставив кормило Государства на волю рока...
Святополк, усыновленный племянник Владимиров, находился в столице:
боясь его властолюбия, придворные хотели утаить кончину Великого Князя,
вероятно для того, чтобы дать время сыну его, Борису, возвратиться в Киев;
ночью выломали пол в сенях, завернули тело в ковер, спустили вниз по
веревкам и отвезли в храм Богоматери. Но скоро печальная весть разгласилась
в городе: Вельможи, народ, воины, бросились в церковь; увидели труп Государя
и стенанием изъявили свое отчаяние. Бедные оплакивали благотворителя, Бояре
отца отечества... Тело Владимирово заключили в мраморную раку и поставили
оную торжественно рядом с гробницею супруги его, Анны, среди храма
Богоматери, им сооруженного.
Сей Князь, названный церковию Равноапостольным, заслужил и в истории
имя Великого. Истинное ли уверение в святыне Христианства, или, как
повествует знаменитый Арабский Историк XIII века, одно честолюбие и желание
быть в родственном союзе с Государями Византийскими решило его креститься?
Известно Богу, а не людям. Довольно, что Владимир, приняв Веру Спасителя,
освятился Ею в сердце своем и стал иным человеком. Быв в язычестве мстителем
свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным и - что всего ужаснее -
братоубийцею, Владимир, наставленный в человеколюбивых правилах
Христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества.
Главное право его на вечную славу и благодарность потомства состоит,
конечно, в том, что он поставил Россиян на путь истинной Веры; но имя
Великого принадлежит ему и за дела государственные. Сей Князь, похитив
Единовластие, благоразумным и счастливым для народа правлением загладил вину
свою; выслав мятежных Варягов из России, употребил лучших из них в ее
пользу; смирил бунты своих данников, отражал набеги хищных соседей, победил
сильного Мечислава и славный храбростию народ Ятвяжский; расширил пределы
Государства на Западе; мужеством дружины своей утвердил венец на слабой
главе Восточных Императоров; старался просветить Россию: населил пустыни,
основал новые города; любил советоваться с мудрыми Боярами о полезных
уставах земских; завел училища и призывал из Греции не только Иереев, но и
художников; наконец, был нежным отцом народа бедного. Горестию последних
минут своих он заплатил за важную ошибку в Политике, за назначение особенных
Уделов для сыновей.
Слава его правления раздалась в трех частях мира: древние
Скандинавские, Немецкие, Византийские, Арабские летописи говорят о нем.
Кроме преданий церкви и нашего первого Летописца о делах Владимировых,
память сего Великого Князя хранилась и в сказках народных о великолепии
пиров его, о могучих богатырях его времени: о Добрыне Новогородском,
Александре с золотою гривною, Илье Муромце, сильном Рахдае (который будто бы
один ходил на 300 воинов), Яне Усмошвеце, грозе Печенегов, и прочих, о коих
упоминается в новейших, отчасти баснословных летописях. Сказки не история;
но сие сходство в народных понятиях о временах Карла Великого и Князя
Владимира достойно замечания: тот и другой, заслужив бессмертие в летописях
своими победами, усердием к Христианству, любовию к Наукам, живут доныне и в
сказках богатырских.
Владимир, несмотря на слабое от природы здоровье, дожил до старости:
ибо в 970 году уже господствовал в Новегороде, под руководством дяди,
Боярина Добрыни.
Прежде нежели будем говорить о наследниках сего великого Монарха,
дополним Историю описанных нами времен всеми известиями, которые находятся в
Несторе и в чужестранных, современных Летописцах, о гражданском и
нравственном состоянии тогдашней России: чтобы не прерывать нити
исторического повествования, сообщаем оные в статье особенной.
Глава Х
О СОСТОЯНИИ ДРЕВНЕЙ РОССИИ
Пределы. Правление. Законы гражданские. Воинское искусство. Флоты.
Чиноначалие и внутреннее образование войска. Торговля. Пышность и роскошь.
Состояние городов. Деньги. Успехи разума. Механические и свободные
художества. Нравы.
В самый первый век бытия своего Россия превосходила обширностию едва ли
не все тогдашние Государства Европейские. Завоевания Олеговы, Святославовы,
Владимировы распространили ее владения от Новагорода и Киева к Западу до
моря Бальтийского, Двины, Буга и гор Карпатских, а к Югу до порогов
Днепровских и Киммерийского Воспора; к Северу и Востоку граничила она с
Финляндиею и с Чудскими народами, обитателями нынешних Губерний
Архангельской, Вологодской, Вятской, также с Мордвою и с Казанскими
Болгарами, за коими, к морю Каспийскому, жили Хвалисы, их единоверцы и
единоплеменники (почему сие море называлось тогда Хвалынским, или
Хвалисским).
Слова Новогородцев и союзных с ними народов, преданные нам Летописцем:
"хотим Князя, да владеет и правит нами по закону", были основанием первого
устава государственного в России, то есть Монархического.
Но Князья привели с собою многих независимых Варягов, которые считали
их более своими товарищами, нежели Государями, и шли в Россию властвовать, а
не повиноваться. Сии Варяги были первыми чиновниками, знаменитейшими воинами
и гражданами; составляли отборную Дружину и верховный Совет, с коим Государь
делился властию. Мы видели, что Послы Российские заключали договор с Грециею
от имени Князя и Бояр его; что Игорь не мог один утвердить союза с
Императором и что вся дружина Княжеская должна была вместе с ним присягать
на священном холме.
Самый народ Славянский, хотя и покорился Князьям, но сохранил некоторые
обыкновения вольности и в делах важных или в опасностях государственных
сходился на общий совет. Белогородцы, теснимые Печенегами, рассуждали на
Вече, что им делать. - Сии народные собрания были древним обыкновением в
городах Российских, доказывали участие граждан в правлении и могли давать им
смелость, неизвестную в Державах строгого, неограниченного Единовластия. Так
Новогородцы объявили Святославу, что они требуют от него сына в Правители,
или, в случае отказа, изберут себе особенного Князя.
На войне права Государя были ограничены корыстолюбием воинов: он мог
брать себе только часть добычи, уступая им прочее. Так Олег, Игорь взяли
дань с Греков на каждого из своих ратников; самые родственники убитых имели
в ней долю. Желая один воспользоваться грабежом в земле Древлянской, Игорь
удалил от себя войско:
следственно, не только добычею счастливой битвы, но и данию, собираемою
с народов, уже подвластных России, Князья делились с воинами.
Впрочем, вся земля Русская была, так сказать, законною собственностию
Великих Князей: они могли, кому хотели, раздавать города и волости. Так
многие Варяги получили Уделы от Рюрика. Так супруга Игорева владела
Вышегородом, а Рогволод, по словам летописи, княжил в Полоцке.
Варяги, на условиях поместной системы владевшие городами, имели титло
Князей: о сих-то многих Князьях Российских упоминается в Олеговом договоре с
Греческим Императором. Дети их, заслужив милость Государя, могли получать те
же Уделы:
Бояре Владимировы назвали Полоцк, где княжил отец Рогнедин, ее
наследственным достоянием, или отчиною. Но Великий Князь как Государь
располагал сими частными Княжествами: Владимир отдал детям своим Ростов,
Муром и другие области, бывшие со времен Рюриковых Уделами Вельмож
Норманских. Другие города и волости непосредственно зависели от Великого
Князя: он управлял ими чрез своих Посадников, или Наместников. Образ сего
внутреннего правления ответствовал простоте тогдашних нравов. Одни люди были
чиновниками воинскими и гражданскими:
Государь советовался о земских учреждениях с храброю дружиною. Ему
принадлежала верховная законодательная и судебная власть: Владимир по воле
своей отменил и снова уставил смертную казнь. - Нестор упоминает еще о
градских старейшинах, которые летами, разумом и честию заслужив
доверенность, могли быть судиями в делах народных.
Во времена независимости Российских Славян гражданское правосудие имело
основанием совесть и древние обычаи каждого племени в особенности; но Варяги
принесли с собою общие гражданские законы в Россию, известные нам по
договорам Великих Князей с Греками и во всем согласные с древними законами
Скандинавскими.
Например: и в тех и других было уставлено, что родственник убиенного
имел право лишить жизни убийцу; что гражданин мог умертвить вора, который не
захотел бы добровольно отдаться ему в руки; что за каждый удар мечем, копием
или другим орудием надлежало платить денежную пеню. Сии первые законы нашего
отечества, еще древнейшие Ярославовых, делают честь веку и народному
характеру, будучи основаны на доверенности к клятвам, следственно, к совести
людей, и на справедливости:
так виновный был увольняем от пени, ежели он утверждал клятвенно, что
не имеет способа заплатить ее; так хищник наказывался соразмерно с виною и
платил вдвое и втрое за всякое похищение; так гражданин, мирными трудами
нажив богатство, мог при кончине располагать им в пользу ближних и друзей
своих. - Трудно вообразить, чтобы одно словесное предание хранило сии уставы
в народной памяти. Ежели не Славяне, то по крайней мере Варяги Российские
могли иметь в IX и Х веке законы писанные: ибо в древнем отечестве их, в
Скандинавии, употребление Рунических письмен было известно до времен
Христианства.
Мы имеем еще древний так называемый Владимиров устав, по коему,
сообразно с Греческими Номоканонами, отчуждены от мирского ведомства Монахи
и церковники, богадельни, гостиницы, дома странноприимства, лекари и все
люди увечные. Дела их были подсудны одним Епископам: также весы и мерила
городские, распри и неверность супругов, браки незаконные, волшебство,
отравы, идолопоклонство, непристойная брань, злодейства детей в отношении к
отцу и матери, тяжбы родных, осквернение храмов, церковная татьба, снятие
одежды с мертвеца и проч. и проч.
Нет сомнения, что Духовенство Российское в первые времена Христианства
решало не только церковные, но и многие гражданские дела, которые относилися
к совести и нравственным правилам новой Веры (так было во всей Европе); нет
сомнения, что означенные здесь суды могли принадлежать ему (некоторые из
оных и ныне остаются его правом): но сей устав есть подложный - и вот
доказательство: там Владимир пишет, что Патриарх Фотий дал ему первого
Митрополита Леона; а Фотий умер за 90 лет до сего Великого Князя.
Варяги, законодатели наших предков, были их наставниками и в искусстве
войны.
Россияне, предводимые своими Князьями, сражались уже не толпами
беспорядочными, как Славяне древние, но строем, вокруг знамен своих или
стягов, в сомкнутых рядах, при звуке труб воинских; имели конницу,
собственную и наемную, и сторожевые отряды, за коими целое войско оставалось
в безопасности. Готовясь к битвам, они выходили на открытое поле заниматься
воинскими играми: учились быстрому, дружному нападению и согласным
движениям, дающим победу; носили для защиты своей тяжелые латы, обручи,
высокие шлемы. Мечи, с обеих сторон острые, копья и стрелы были их оружием.
Укрепляя города свои стенами, хотя деревянными, но неприступными для народов
варварских, тогдашних соседей России, предки наши умели брать города чуждые
и знали искусство осадных земляных работ; окружали глубокими рвами не только
крепости, но и полевые станы свои для безопасности.
Подобно другим Славянам мужественные на суше, они заимствовали от
Варягов искусство мореплавания, и только один страшный огонь Греческий мог
спасти Царьград от флота Игорева: для того Великие Князья всегда желали
узнать тайный состав сего огня; но хитрые Греки уверяли их, что Ангел
Небесный вручил оный Императору Константину и что одни Христиане могут им
пользоваться. Тогдашние военные корабли Российские были не что иное, как
гребные, с помощию больших парусов весьма ходкие суда, на которые садилось
от 40 до 60 человек.
О древнем чиноначалии и внутреннем образовании войска известно нам
следующее:
Князь был его главою на воде и суше; под ним начальствовали Воеводы,
Тысячские, Сотники, Десятские. Дружину первого составляли опытные витязи и
Бояре, которые хранили его жизнь и служили примером мужества для прочих. Мы
знаем, сколь Владимир уважал и любил их. Дружина Игорева и по смерти Князя
носила на себе его имя. Под сим общим названием разумелись иногда и молодые
отборные воины, Отроки, Гридни, которые служили при Князе: первые считались
знаменитее вторых. Главные Воеводы имели также своих Отроков, как Свенельд,
Воевода Игорев. - Варяги до самых времен Ярославовых были в России особенным
войском: они и Гридни, или Мечники, брали из казны жалованье; другие
участвовали только в добыче.
Народы, из коих составилось Государство Российское, и до пришествия
Варягов имели уже некоторую степень образования: ибо самые грубые Древляне
жили отчасти в городах; самые Вятичи и Радимичи, варвары по описанию
Несторову, издревле занимались хлебопашеством. Вероятно, что они
пользовались и выгодами торговли, как внутренней, так и внешней; но мы не
имеем никакого исторического об ней сведения. Первые известия о нашем
древнем купечестве относятся уже ко временам Варяжских Князей: договоры их с
Греками свидетельствуют, что в Х веке жило множество Россиян в Цареграде,
которые продавали там невольников и покупали всякие ткани. Звериная ловля и
пчеловодство доставляли им множество воску, меду и драгоценных мехов,
бывших, вместе с невольниками, главным предметом их торговли. Константин
Багрянородный пишет, что в Хазарию и в Россию шли тогда из Царяграда пурпур,
богатые одежды, сукна, сафьян, перец: к сим товарам, по известию Нестора,
можно прибавить вино и плоды. Ежегодное путешествие Российских купцев в
Грецию описывает Константин следующим образом: "Суда их приходят в Царьград
из Новагорода, Смоленска, Любеча, Чернигова и Вышегорода; подвластные Россам
Славяне, кривичи, лучане и другие зимою рубят лес на горах своих и строят
лодки, называемые ???????? ибо оне
делаются из одного дерева. По вскрытии Днепра Славяне приплывают в Киев и
продают оные Россиянам, которые делают уключины и весла из старых лодок. В
Апреле месяце собирается весь Российский флот в городке Витичеве, откуда
идет уже к порогам. Дошедши до четвертого и самого опасного, то есть
Неясытя, купцы выгружают товары и ведут скованных невольников около 6000
шагов берегом. Печенеги ожидают их обыкновенно за порогами, близ так
называемого Крарийского перевоза (где Херсонцы, возвращаясь из России,
переправляются чрез Днепр): отразив сих разбойников и доплыв до острова Св.
Григория, Россияне приносят богам своим жертву благодарности и до самой реки
Селины, которая есть рукав Дуная, не встречают уже никакой опасности; но
там, ежели ветром прибьет суда их к берегу, они снова должны сражаться с
Печенегами и, наконец, миновав Конопу, Константию, также устье Болгарских
рек, Варны и Дицины, достигают Месимврии, первого Греческого города". Сия
торговля, без сомнения, весьма обогащала Россиян, когда они для ее выгод
отваживались на столько опасностей и трудов и когда она была предметом
всякого их мирного договора с Империею. - Они ходили на судах не только в
Болгарию, в Грецию, Хазарию или Тавриду, но, если верить Константину, и в
самую отдаленную Сирию: Черное море, покрытое их кораблями, или,
справедливее сказать, лодками, было названо Русским. Но Цареградские купцы
едва ли ездили чрез пороги Днепровские; одни, кажется, Херсонцы торговали в
Киеве. Печенеги, всегдашние грабители нашего древнего отечества, имели с ним
также и мирные торговые связи. Будучи народом кочующим и скотоводным,
подобно нынешним Киргизам и Калмыкам, они продавали Россиянам множество
Азиатских коней, овец и быков; но Константин к сему известию прибавляет
явную ложь, сказывая, что в России не было прежде ни лошадей, ни скота
рогатого. - Волжские Болгары, по сказанию Эбн-Гаукаля, Арабского Географа Х
века, доставали от нас шкуры черных куниц или Скифских соболей; но сами не
ездили в Россию, будто бы для того, что в ней убивали всех иноземцев.
О торговле древних Россиян с народами северными находим любопытные и
достоверные известия в Скандинавских и Немецких Летописцах. Средоточием ее
был Новгород, где со времен Рюриковых поселились многие Варяги, деятельные в
морском грабеже и купечестве. Там Скандинавы покупали драгоценные ткани,
домовые приборы, Царские одежды, шитые золотом, и мягкую рухлядь. Первые не
могли быть собственным рукоделием наших предков: вероятно, что они покупали
сии богатые одежды и ткани в Цареграде, куда, по сказанию Несторову, езжали
Новогородцы еще в Олеговы времена. В славной Виннете и других Бальтийских
городах находились купцы Российские. Мы знаем, что Ливония зависела от
Владимира: там ежегодно бывали многолюдные ярмонки, собирались весною
Норвежские и другие купцы, покупали невольников, меха и возвращались в
отечество не прежде осени. Торговля наша столь уже славилась богатством на
Севере, что Летопи