ероятное. Греки, устрашенные сим намерением, спешили предложить Олегу мир
и дань. Они выслали войску его съестные припасы и вино: Князь отвергнул то и
другое, боясь отравы, ибо храбрый считает малодушного коварным. Если
подозрение Олегво, как говорит Нестор, было справедливо: то не Россиян, а
Греков должно назвать истинными варварами Х века.
Победитель требовал 12 гривен на каждого человека во флоте своем, и
Греки согласились с тем условием, чтобы он, прекратив неприятельские
действия, мирно возвратился в отечество. Войско Российское отступило далее
от города, и Князь отправил Послов к Императору. Летопись сохранила
Норманские имена сих вельмож:
Карла, Фарлафа, Веремида, Рулава, Стемида. Они заключили с
Константинополем следующий договор [в 907 г.]:
1. "Греки дают по 12 гривен на человека, сверх того уклады на города
Киев, Чернигов, Переяславль, Полтеск, Ростов, Любеч и другие, где властвуют
Князья, Олеговы подданные". Война была в сии времена народным промыслом:
Олег, соблюдая обычай Скандинавов и всех народов Германских, долженствовал
разделить свою добычу с воинами и Полководцами, не забывая и тех, которые
оставались в России.
II. "Послы, отправляемые Князем Русским в Царьград, будут там всем
довольствованы из казны Императорской. Русским гостям или торговым людям,
которые приедут в Грецию, Император обязан на шесть месяцев давать хлеба,
вина, мяса, рыбы и плодов; они имеют также свободный вход в народные бани и
получают на возвратный путь съестные припасы, якоря, снасти, паруса и все
нужное".
Греки с своей стороны предложили такие условия: "1. Россияне, которые
будут в Константинополе не для торговли, не имеют права требовать месячного
содержания.
- II. Да запретит Князь Послам своим делать жителям обиду в областях и
в селах Греческих. - III. Россияне могут жить только у Св. Мамы, и должны
уведомлять о своем прибытии городское начальство, которое запишет их имена и
выдаст им месячное содержание: Киевским, Черниговским, Переяславским и
другим гражданам.
Они будут входить только в одни ворота городские с Императорским
приставом, безоружные и не более пятидесяти человек вдруг; могут торговать
свободно в Константинополе и не платя никакой пошлины".
Сей мир, выгодный для Россиян, был утвержден священными обрядами Веры:
Император клялся Евангелием, Олег с воинами оружием и богами народа
Славянского, Перуном и Волосом. В знак победы Герой повесил щит свой на
вратах Константинополя и возвратился в Киев, где народ, удивленный его
славою и богатствами, им привезенными: золотом, тканями, разными
драгоценностями искусства и естественными произведениями благословенного
климата Греции, единогласно назвал Олега вещим, то есть мудрым или волхвом.
Так Нестор описывает счастливый и славный поход, коим Олег увенчал свои
дела воинские. Греческие Историки молчат о сем важном случае; но когда
Летописец наш не позволял действовать своему воображению и в описании
древних, отдаленных времен: то мог ли он, живучи в XI веке, выдумать
происшествие десятого столетия, еще свежего в народной памяти? Мог ли с
дерзостию уверять современников в истине оного, если бы общее предание не
служило ей порукою? Согласимся, что некоторые обстоятельства могут быть
баснословны: товарищи Олеговы, хваляся своими подвигами, украшали их в
рассказах, которые с новыми прибавлениями, чрез несколько времени обратились
в народную сказку, повторенную Нестором без критического исследования; но
главное обстоятельство, что Олег ходил к Царьграду и возвратился с успехом,
кажется достоверным.
Доселе одни словесные предания могли руководствовать Нестора; но желая
утвердить мир с Греками, Олег вздумал отправить в Царьград Послов, которые
заключили с Империею договор письменный, драгоценный и древнейший памятник
Истории Российской, сохраненный в нашей летописи. Мы изъясним единственно
смысл темных речений, оставляя в целости, где можно, любопытную древность
слога.
ДОГОВОР РУССКИХ С ГРЕКАМИ "Мы от роду Русского, Карл, Ингелот, Фарлов,
Веремид, Рулав, Гуды, Руальд, Карн, Флелав, Рюар, Актутруян, Лидулфост,
Стемид, посланные Олегом, Великим Князем Русским и всеми сущими под рукою
его Светлыми Боярами к вам, Льву, Александру и Константину" (брату и сыну
первого) "Великим Царям Греческим, на удержание и на извещение от многих лет
бывшие любви между Христианами и Русью, по воле наших Князей и всех сущих
под рукою Олега, следующими главами уже не словесно, как прежде, но
письменно утвердили сию любовь и клялися в том по закону Русскому своим
оружием.
1. Первым словом да умиримся с вами, Греки! Да любим друг друга от всей
души и не дадим никому из сущих под рукою наших Светлых Князей обижать вас;
но потщимся, сколь можем, всегда и непреложно соблюдать сию дружбу! Так же и
вы, Греки, да храните всегда любовь неподвижную к нашим Светлым Князьям
Русским и всем сущим под рукою Светлого Олега. В случае же преступления и
вины да поступаем тако:
II. Вина доказывается свидетельствами; а когда нет свидетелей, то не
истец, но ответчик присягает - и каждый да клянется по Вере своей". Взаимные
обиды и ссоры Греков с Россиянами в Константинополе заставили, как надобно
думать, Императоров и Князя Олега включить статьи уголовных законов в мирный
государственный договор.
III. "Русин ли убиет Христианина или Христианин Русина, да умрет на
месте злодеяния. Когда убийца домовит и скроется, то его имение отдать
ближнему родственнику убитого; но жена убийцы не лишается своей законной
части. Когда же преступник уйдет, не оставив имения, то считается под судом,
доколе найдут его и казнят смертию.
IV. Кто ударит другого мечем или каким сосудом, да заплатит пять литр
серебра по закону Русскому; неимовитый же да заплатит, что может; да снимет
с себя и самую одежду, в которой ходит, и да клянется по Вере своей, что ни
ближние, ни друзья не хотят его выкупить из вины: тогда увольняется от
дальнейшего взыскания.
V. Когда Русин украдет что-либо у Христианина или Христианин у Русина,
и пойманный на воровстве захочет сопротивляться, то хозяин украденной вещи
может убить его, не подвергаясь взысканию, и возьмет свое обратно; но должен
только связать вора, который без сопротивления отдается ему в руки. Если
Русин или Христианин, под видом обыска, войдет в чей дом и силою возьмет там
чужое вместо своего, да заплатит втрое.
VI. Когда ветром выкинет Греческую ладию на землю чуждую, где случимся
мы, Русь, то будем охранять оную вместе с ее грузом, отправим в землю
Греческую и проводим сквозь всякое страшное место до бесстрашного. Когда же
ей нельзя возвратиться в отечество за бурею или другими препятствиями, то
поможем гребцам и доведем ладию до ближней пристани Русской. Товары, и все,
что будет в спасенной нами ладии, да продается свободно; и когда пойдут в
Грецию наши Послы к Царю или гости для купли, они с честию приведут туда
ладию и в целости отдадут, что выручено за ее товары. Если же кто из Русских
убьет человека на сей ладии, или что-нибудь украдет, да приимет виновный
казнь вышеозначенную.
VII. Ежели найдутся в Греции между купленными невольниками Россияне или
в Руси Греки, то их освободить и взять за них, чего они купцам стоили, или
настоящую, известную цену невольников: пленные также да будут возвращены в
отечество, и за каждого да внесется окупу 20 златых. Но Русские воины,
которые из чести придут служить Царю, могут, буде захотят сами, остаться в
земле Греческой.
VIII. Ежели невольник Русский уйдет, будет украден, или отнят под видом
купли, то хозяин может вeздe искать и взять его; а кто противится обыску,
считается виновным.
IX. Когда Русин, служащий Царю Христианскому, умрет в Греции, не
распорядив своего наследства, и родных с ним не будет: то прислать его
имение в Русь к милым ближним; а когда сделает распоряжение, то отдать
имение наследнику, означенному в духовной.
X. Ежели между купцами и другими людьми Русскими в Греции будут
виновные и ежели потребуют их в отечество для наказания, то Царь
Христианский должен отправить сих преступников в Русь, хотя бы они и не
хотели туда возвратиться.
Да поступают так и Русские в отношении к Грекам!
Для верного исполнения сих условий между нами, Русью и Греками, велели
мы написать оные киноварью на двух хартиях. Царь Греческий скрепил их своею
рукою, клялся святым крестом, Нераздельною Животворящею Троицею единого
Бога, и дал хартию нашей Светлости; а мы, Послы Русские, дали ему другую и
клялися по закону своему, за себя и за всех Русских, исполнять утвержденные
главы мира и любви между нами, Русью и Греками. Сентября во 2 неделю, в 15
лето (то есть Индикта)
от создания мира... [2 сентября 911 г.]"
Договор мог быть писан на Греческом и Славянском языке. Уже Варяги
около пятидесяти лет господствовали в Киеве: сверстники Игоревы, подобно ему
рожденные между Славянами, без сомнения, говорили языком их лучше, нежели
Скандинавским.
Дети Варягов, принявших Христианство во время Аскольда и Дира, имели
способ выучиться и Славянской грамоте, изобретенной Кириллом в Моравии. С
другой стороны, при Дворе и в войске Греческом находились издавна многие
Славяне, обитавшие во Фракии, в Пелопоннесе и в других владениях
Императорских. В осьмом веке один из них управлял, в сане Патриарха,
Церковию; и в самое то время, когда Император Александр подписывал мир с
Олегом, первыми любимцами его были два Славянина, именем Гаврилопул и
Василич: последнего хотел он сделать даже своим наследником. Условия мирные
надлежало разуметь и Грекам и Варягам: первые не знали языка Норманов, но
Славянский был известен и тем и другим.
Сей договор представляет нам Россиян уже не дикими варварами, но
людьми, которые знают святость чести и народных торжественных условий; имеют
свои законы, утверждающие безопасность личную, собственность, право
наследия, силу завещаний; имеют торговлю внутреннюю и внешнюю. Седьмая и
осьмая статья его доказывают - и Константин Багрянородный то же
свидетельствует, - что купцы Российские торговали невольниками: или
пленными, взятыми на войне, или рабами, купленными у народов соседственных,
или собственными преступниками, законным образом лишенными свободы. -
Надобно также приметить, что между именами четырнадцати Вельмож,
употребленных Великим Князем для заключения мирных условий с Греками, нет ни
одного Славянского. Только Варяги, кажется, окружали наших первых Государей
и пользовались их доверенностию, участвуя в делах правления.
Император, одарив Послов золотом, драгоценными одеждами и тканями,
велел показать им красоту и богатство храмов (которые сильнее умственных
доказательств могли представить воображению грубых людей величие Бога
Христианского) и с честию отпустил их в Киев, где они дали отчет Князю в
успехе посольства.
Сей Герой, смиренный летами, хотел уже тишины и наслаждался всеобщим
миром.
Никто из соседей не дерзал прервать его спокойствия. Окруженный знаками
побед и славы, Государь народов многочисленных, повелитель войска храброго
мог казаться грозным и в самом усыплении старости. Он совершил на земле дело
свое - и смерть его казалась потомству чудесною. "Волхвы, - так говорит
Летописец, - предсказали Князю, что ему суждено умереть от любимого коня
своего. С того времени он не хотел ездить на нем. Прошло четыре года: в
осень пятого вспомнил Олег о предсказании, и слыша, что конь давно умер,
посмеялся над волхвами; захотел видеть его кости; стал ногою на череп и
сказал: его ли мне бояться? Но в черепе таилась змея: она ужалила Князя, и
Герой скончался"... Уважение к памяти великих мужей и любопытство знать все,
что до них касается, благоприятствуют таким вымыслам и сообщают их
отдаленным потомкам. Можем верить и не верить, что Олег в самом деле был
ужален змеею на могиле любимого коня его, но мнимое пророчество волхвов или
кудесников есть явная народная басня, достойная замечания по своей
древности.
Гораздо важнее и достовернее то, что Летописец повествует о следствиях
кончины Олеговой: народ стенал и проливал слезы. Что можно сказать сильнее и
разительнее в похвалу Государя умершего? Итак, Олег не только ужасал врагов,
он был еще любим своими подданными. Воины могли оплакивать в нем смелого,
искусного предводителя, а народ защитника. - Присоединив к Державе своей
лучшие, богатейшие страны нынешней России, сей Князь был истинным
основателем ее величия. Рюрик владел от Эстонии, Славянских Ключей и Волхова
до Белаозера, устья Оки и города Ростова: Олег завоевал все от Смоленска до
реки Сулы, Днестра и, кажется, самых гор Карпатских. Мудростию Правителя
цветут Государства образованные; но только сильная рука Героя основывает
великие Империи и служит им надежною опорою в их опасной новости. Древняя
Россия славится не одним героем: никто из них не мог сравняться с Олегом в
завоеваниях, которые утвердили ее бытие могущественное. История признает ли
его незаконным Властелином с того времени, как возмужал наследник Рюриков?
Великие дела и польза государственная не извиняют ли властолюбия Олегова? И
права наследственные, еще не утвержденные в России обыкновением, могли ли
ему казаться священными?.. Но кровь Аскольда и Дира осталась пятном его
славы.
Олег, княжив 33 года, умер в глубокой старости, ежели он хотя юношею
пришел в Новгород с Рюриком. Тело его погребено на горе Щековице, и жители
Киевские, современники Нестора, звали сие место Ольговою могилою.
Глава VI
КНЯЗЬ ИГОРЬ. Г. 912-945
Бунт Древлян. Явление Печенегов. Нападение Игоря на Грецию. Договор с
Греками. Убиение Игоря.
Игорь в зрелом возрасте мужа приял власть опасную: ибо современники и
потомство требуют величия от наследников Государя великого или презирают
недостойных.
[914 г.] Смерть победителя ободрила побежденных, и Древляне отложились
от Киева.
Игорь спешил доказать, что в его руке меч Олегов; смирил их и наказал
прибавлением дани. - Но скоро новые враги, сильные числом, страшные
дерзостию и грабительством, явились в пределах России. Они под именем
Печенегов так славны в летописях наших, Византийских и Венгерских от Х до
XII века, что мы должны, при вступлении их на феатр Истории, сказать
несколько слов о свойстве и древнем отечестве сего народа.
Восточная страна нынешней Российской Монархии, где текут реки Иртыш,
Тобол, Урал, Волга, в продолжение многих столетий ужасала Европу грозным
явлением народов, которые один за другим выходили из ее степей обширных,
различные, может быть, языком, но сходные характером, образом жизни и
свирепостию. Все были кочующие; все питались скотоводством и звериною
ловлею: Гунны, Угры, Болгары, Авары, Турки - и все они исчезли в Европе,
кроме Угров и Турков. К сим народам принадлежали Узы и Печенеги,
единоплеменники Туркоманов: первые, обитая между Волгою и Доном в соседстве
с Печенегами, вытеснили их из степей Саратовских:
изгнанники устремились к западу; овладели Лебедиею; чрез несколько лет
опустошили Бессарабию, Молдавию, Валахию; принудили Угров переселиться
оттуда в Паннонию и начали господствовать от реки Дона до самой Алуты,
составив 8 разных областей, из коих 4 были на Восток от Днепра, между
Россиянами и Козарами; а другие - на западной стороне его, в Молдавии,
Трансильвании, на Буге и близ Галиции, в соседстве с народами Славянскими,
подвластными Киевским Государям. Не зная земледелия, обитая в шатрах,
кибитках, или вежах, Печенеги искали единственно тучных лугов для стад;
искали также богатых соседей для грабительства; славились быстротою коней
своих; вооруженные копьями, луком, стрелами, мгновенно окружали неприятеля и
мгновенно скрывались от глаз его; бросались на лошадях в самые глубокие реки
или вместо лодок употребляли большие кожи. Они носили персидскую одежду, и
лица их изображали свирепость.
Печенеги думали, может быть, ограбить Киев; но встреченные сильным
войском, не захотели отведать счастия в битве и мирно удалились в Бессарабию
или Молдавию, где уже господствовали тогда их единоземцы. Там народ сей
сделался ужасом и бичом соседей; служил орудием взаимной их ненависти и за
деньги помогал им истреблять друг друга. Греки давали ему золото для
обуздания Угров и Болгаров, особенно же Россиян, которые также искали дружбы
его, чтобы иметь безопасную торговлю с Константинополем: ибо Днепровские
пороги и Дунайское устье были заняты Печенегами. Сверх того они могли
всегда, с правой и левой стороны Днепра, опустошать Россию, жечь селения,
увозить жен и детей, или, в случае союза, подкреплять Государей Киевских
наемным войском своим. Сия несчастная Политика дозволяла разбойникам более
двух веков свободно отправлять их гибельное ремесло.
Печенеги, заключив союз с Игорем, пять лет не тревожили России: по
крайней мере Нестор говорит о первой действительной войне с ними уже в 920
году. Предание не сообщило ему известия об ее следствиях. Княжение Игоря
вообще не ознаменовалось в памяти народной никаким великим происшествием до
самого 941 года, когда Нестор, согласно с Византийскими Историками,
описывает войну Игореву с Греками.
Сей Князь, подобно Олегу, хотел прославить ею старость свою, жив до
того времени дружелюбно с Империею: ибо в 935 году корабли и воины его
ходили с Греческим флотом в Италию. Если верить Летописцам, то Игорь с 10000
судов вошел в Черное море. Болгары, тогда союзники Императора, уведомили его
о сем неприятеле; но Игорь успел, пристав к берегу, опустошить Воспорские
окрестности. Здесь Нестор, следуя Византийским Историкам, с новым ужасом
говорит о свирепости Россиян: о храмах, монастырях и селениях, обращенных
ими в пепел; о пленниках, бесчеловечно убиенных, и проч. Роман Лакапин, воин
знаменитый, но Государь слабый, выслал наконец флот под начальством Феофана
Протовестиария. Корабли Игоревы стояли на якорях близ Фара или маяка,
готовые к сражению. Игорь столь был уверен в победе, что велел воинам своим
щадить неприятелей и брать их живых в плен; но успех не соответствовал его
чаянию. Россияне, приведенные в ужас и беспорядок так называемым огнем
Греческим, которым Феофан зажег многие суда их и который показался им
небесною молниею в руках озлобленного врага, удалились к берегам Малой Азии.
Там Патрикий Варда с отборною пехотою, конницею, и Доместик Иоанн, славный
победами, одержанными им в Сирии, с опытным Азиатским войском напали на
толпы Россиян, грабивших цветущую Вифинию, и принудили их бежать на суда.
Угрожаемые вместе и войском Греческим, и победоносным флотом, и
голодом, они снялись с якорей, ночью отплыли к берегам Фракийским, сразились
еще с Греками на море и с великим уроном возвратились в отечество. Но
бедствия, претерпенные от них Империею в течение трех месяцев, остались
надолго незабвенными в ее Азиатских и Европейских областях.
О сем несчастном Игоревом походе говорят не только Византийские, но и
другие Историки: Арабский Эльмакин и Кремонский Епископ Лиутпранд; последний
рассказывает слышанное им от своего отчима, который, будучи Послом в
Цареграде, собственными глазами видел казнь многих Игоревых воинов, взятых
тогда в плен Греками: варварство ужасное! Греки, изнеженные роскошию,
боялись опасностей, а не злодейства.
Игорь не уныл, но хотел отмстить Грекам; собрал другое многочисленное
войско, призвал Варягов из-за моря, нанял Печенегов - которые дали ему
аманатов в доказательство верности своей - и чрез два года снова пошел в
Грецию со флотом и с конницею. Херсонцы и Болгары вторично дали знать
Императору, что море покрылось кораблями Российскими. Лакапин, не уверенный
в победе и желая спасти Империю от новых бедствий войны со врагом отчаянным,
немедленно отправил послов к Игорю. Встретив его близ Дунайского устья, они
предложили ему дань, какую некогда взял храбрый Олег с Греции; обещали и
более, ежели Князь благоразумно согласится на мир; старались также богатыми
дарами обезоружить корыстолюбивых Печенегов. Игорь остановился и, созвав
дружину свою, объявил ей желание Греков.
"Когда Царь, - ответствовали верные товарищи Князя Российского, - без
войны дает нам серебро и золото, то чего более можем требовать? Известно ли,
кто одолеет?
мы ли? они ли? и с морем кто советен? Под нами не земля, а глубина
морская: в ней общая смерть людям". Игорь принял их совет, взял дары у
Греков на всех воинов своих, велел наемным Печенегам разорять соседственную
Болгарию и возвратился в Киев.
В следующий год [944 г.] Лакапин отправил Пслов к Игорю, а Князь
Российский в Царьград, где заключен был ими торжественный мир на таких
условиях:
I. Начало, подобное Олегову договору: "Мы от рода Русского, Послы и
гости Игоревы", и проч. Следует около пятидесяти Норманских имен, кроме двух
или трех Славянских. Но достойно замечания, что здесь в особенности
говорится о Послах и чиновниках Игоря, жены его Ольги, сына Святослава, двух
нетиев Игоревых, то есть племянников или детей сестриных, Улеба, Акуна, и
супруги Улебовой, Передславы.
Далее: "Мы, посланные от Игоря, Великого Князя Русского, от всякого
княжения, от всех людей Русския земли, обновить ветхий мир с Великими Царями
Греческими, Романом, Константином, Стефаном, со всем Боярством и со всеми
людьми Греческими, вопреки Диаволу, ненавистнику добра и враждолюбцу, на все
лета, доколе сияет солнце и стоит мир. Да не дерзают Русские, крещеные и
некрещеные, нарушать союза с Греками, или первых да осудит Бог Вседержитель
на гибель вечную и временную, а вторые да не имут помощи от Бога Перуна; да
не защитятся своими щитами; да падут от собственных мечей, стрел и другого
оружия; да будут рабами в сей век и будущий!
II. Великий Князь Русский и Бояре его да отправляют свободно в Грецию
корабли с гостьми и Послами. Гости, как было уставлено, носили печати
серебряные, а Послы золотые: отныне же да приходят с грамотою от Князя
Русского, в которой будет засвидетельствовано их мирное намерение, также
число людей и кораблей отправленных. Если же придут без грамоты, да
содержатся под стражею, доколе известим о них Князя Русского. Если станут
противиться, да лишатся жизни, и смерть их да не взыщется от Князя Русского.
Если уйдут в Русь, то мы, Греки, уведомим Князя об их бегстве, да поступит
он с ними, как ему угодно".
III. Начало статьи есть повторение условий, заключенных Олегом под
стенами Константинополя, о том, как вести себя Послам и гостям Русским в
Греции, где жить, чего требовать и проч. - Далее: "Гости Русские будут
охраняемы Царским чиновником, который разбирает ссоры их с Греками. Всякая
ткань, купленная Русскими, ценою выше 50 золотников (или червонцев), должна
быть ему показана, чтобы он приложил к ней печать свою. Отправляясь из
Царяграда, да берут они съестные припасы и все нужное для кораблей, согласно
с договором. Да не имеют права зимовать у Св. Мамы и да возвращаются с
охранением.
IV. Когда уйдет невольник из Руси в Грецию, или от гостей, живущих у
Св. Мамы, Русские да ищут и возьмут его. Если он не будет сыскан, да
клянутся в бегстве его по Вере своей, Христиане и язычники. Тогда Греки
дадут им, как прежде уставлено, по две ткани за невольника. Если раб
Греческий бежит к Россиянам с покражею, то они должны возвратить его и
снесенное им в целости: за что получают в награждение два золотника.
V. Ежели Русин украдет что-нибудь у Грека или Грек у Русина, да будет
строго наказан по закону Русскому и Греческому; да возвратит украденную вещь
и заплатит цену ее вдвое.
VI. Когда Русские приведут в Царьград пленников Греческих, то им за
каждого брать по десяти золотников, если будет юноша или девица добрая, за
середовича восемь, за старца и младенца пять. Когда же Русские найдутся в
неволе у Греков, то за всякого пленного давать выкупа десять золотников, а
за купленного цену его, которую хозяин объявит под крестом (или присягою).
VII. Князь Русский да не присвоивает себе власти над страною Херсонскою
и городами ее. Когда же он, воюя в тамошних местах, потребует войска от нас,
Греков: мы дадим ему, сколько будет надобно.
VIII. Ежели Русские найдут у берега ладию Греческую, да не обидят ее; а
кто возьмет что-нибудь из ладии, или убиет, или поработит находящихся в ней
людей, да будет наказан по закону Русскому и Греческому.
IX. Русские да не творят никакого зла Херсонцам, ловящим рыбу в устье
Днепра; да не зимуют там, ни в Белобережье, ни у Св. Еферия, но при
наступлении осени да идут в домы свои, в Русскую землю.
X. Князь Русский да не пускает Черных Болгаров воевать в стране
Херсонской". - Черною называлась Болгария Дунайская, в отношении к древнему
отечеству Болгаров.
XI. "Ежели Греки, находясь в земле Русской, окажутся преступниками, да
не имеет Князь власти наказывать их; но да приимут они сию казнь в Царстве
Греческом.
XII. Когда Христианин умертвит Русина или Русин Христианина, ближние
убиенного, задержав убийцу, да умертвят его". - Далее то же, что в III
статье прежнего договора.
XIII. Сия статья о побоях есть повторение IV статьи Олегова условия.
XIV. "Ежели Цари Греческие потребуют войска от Русского Князя, да
исполнит Князь их требование, и да увидят чрез то все иные страны, в какой
любви живут Греки с Русью.
Сии условия написаны на двух хартиях: одна будет у Царей Греческих;
другую, ими подписанную, доставят Великому Князю Русскому Игорю и людям его,
которые, приняв оную, да клянутся хранить истину союза: Христиане в Соборной
церкви Св. Илии предлежащим честным крестом и сею хартиею, а некрещеные
полагая на землю щиты свои, обручи и мечи обнаженные".
Историк должен в целости сохранить сии дипломатические памятники
России, в коих изображается ум предков наших и самые их обычаи.
Государственные договоры Х века, столь подробные, весьма редки в летописях:
они любопытны не только для ученого Дипломатика, но и для всех внимательных
читателей истории, которые желают иметь ясное понятие о тогдашнем
гражданском состоянии народов. Хотя Византийские Летописцы не упоминают о
сем договоре, ни о прежнем, заключенном в Олегово время, но содержание оных
так верно представляет нам взаимные отношения Греков и Россиян Х века, так
сообразно с обстоятельствами времени, что мы не можем усомниться в их
истине...
Клятвенно утвердив союз, Император отправил новых Послов в Киев, чтобы
вручить Князю Русскому хартию мира. Игорь в присутствии их на священном
холме, где стоял Перун, торжественно обязался хранить дружбу с Империею;
воины его также, в знак клятвы полагая к ногам идола оружие, щиты и золото.
Обряд достопамятный: оружие и золото было всего святее и драгоценнее для
Русских язычников. Христиане Варяжские присягали в Соборной церкви Св. Илии,
может быть, древнейшей в Киеве.
Летописец именно говорит, что многие Варяги были тогда уже Христианами.
Игорь, одарив Послов Греческих мехами драгоценными, воском и
пленниками, отпустил их к Императору с дружественными уверениями. Он
действительно хотел мира для своей старости; но корыстолюбие собственной
дружины его не позволило ему наслаждаться спокойствием. "Мы босы и наги, -
говорили воины Игорю, - а Свенельдовы Отроки богаты оружием и всякою
одеждою. Поди в дань с нами, да и мы, вместе с тобою, будем довольны".
Ходить в дань значило тогда объезжать Россию и собирать налоги. Древние
Государи наши, по известию Константина Багрянородного, всякий год в Ноябре
месяце отправлялись с войском из Киева для объезда городов своих и
возвращались в столицу не прежде Апреля. Целию сих путешествий, как
вероятно, было и то, чтобы укреплять общую государственную связь между
разными областями или содержать народ и чиновников в зависимости от Великих
Князей.
Игорь, отдыхая в старости, вместо себя посылал, кажется, Вельмож и
Бояр, особенно Свенельда, знаменитого Воеводу, который, собирая
государственную дань, мог и сам обогащаться вместе с Отроками своими, или
отборными молодыми воинами, его окружавшими. Им завидовала дружина Игорева,
и Князь, при наступлении осени, исполнил ее желание; отправился в землю
Древлян и, забыв, что умеренность есть добродетель власти, обременил их
тягостным налогом. Дружина его - пользуясь, может быть, слабостию Князя
престарелого - тоже хотела богатства и грабила несчастных данников,
усмиренных только победоносным оружием. Уже Игорь вышел из области их; но
судьба определила ему погибнуть от своего неблагоразумия. Еще недовольный
взятою им данию, он вздумал отпустить войско в Киев и с частию своей дружины
возвратиться к Древлянам, чтобы требовать новой дани. Послы их встретили его
на пути и сказали ему: "Князь! Мы все заплатили тебе: для чего же опять
идешь к нам?" Ослепленный корыстолюбием, Игорь шел далее. Тогда отчаянные
Древляне, видя - по словам Летописца - что надобно умертвить хищного волка,
или все стадо будет его жертвою, вооружились под начальством Князя своего,
именем Мала; вышли из Коростена, убили Игоря со всею дружиною и погребли
недалеко оттуда. Византийский Историк повествует, что они, привязав сего
несчастного Князя к двум деревам, разорвали надвое.
Игорь в войне с Греками не имел успехов Олега; не имел, кажется, и
великих свойств его: но сохранил целость Российской Державы, устроенной
Олегом; сохранил честь и выгоды ее в договорах с Империею; был язычником, но
позволял новообращенным Россиянам славить торжественно Бога Христианского и
вместе с Олегом оставил наследникам своим пример благоразумной терпимости,
достойный самых просвещенных времен. Два случая остались укоризною для его
памяти: он дал опасным Печенегам утвердиться в соседстве с Россиею и, не
довольствуясь справедливой, то есть умеренною данию народа, ему
подвластного, обирал его, как хищный завоеватель. Игорь мстил Древлянам за
прежний их мятеж; но Государь унижается местию долговременною: он наказывает
преступника только однажды. - Историк, за недостатком преданий, не может
сказать ничего более в похвалу или в обвинение Игоря, княжившего 32 года.
К сему княжению относится любопытное известие современного Арабского
Историка Массуди. Он пишет, что Россияне идолопоклонники, вместе с
Славянами, обитали тогда в Козарской столице Ателе и служили Кагану; что с
его дозволения, около 912 года, войско их, приплыв на судах в Каспийское
море, разорило Дагестан, Ширван, но было наконец истреблено Магометанами.
Другой Арабский Повествователь, Абульфеда, сказывает, что Россияне в 944
году взяли Барду, столицу Арранскую (верстах в семидесяти от Ганджи) и
возвратились в свою землю рекою Куром и морем Каспийским. Третий Историк
Восточный, Абульфарач, приписывает сие нападение Аланам, Лезгам и Славянам,
бывшим Кагановым данникам в южных странах нашего древнего отечества.
Россияне могли прийти в Ширван Днепром, морями Черным, Азовским, реками
Доном, Волгою (чрез малую переволоку в нынешней Качалинской Станице) - путем
дальним, многотрудным; но прелесть добычи давала им смелость, мужество и
терпение, которые в самом начале государственного бытия России ославили имя
ее в Европе и в Азии.
Глава VII
КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ. Г. 945-972
Правление Ольги. Хитрая месть. Мудрость Ольгина. Крещение. Россияне в
Сицилии. Характер и подвиги Святослава. Взятие Белой Вежи. Завоевание
Болгарии. Нашествие Печенегов. Кончина Ольги. Посольство в Германию. Первые
Уделы в России. Вторичное завоевание Болгарии. Война с Цимискием. Договор с
Греками. Наружность Святославова. Кончина его.
Святослав, сын Игорев, первый Князь Славянского имени, был еще отроком.
Бедственный конец родителя, новость Державы, только мечем основанной и
хранимой; бунт Древлян; беспокойный дух войска, приученного к деятельности,
завоеваниям и грабежу; честолюбие Полководцев Варяжских, смелых и гордых;
уважавших одну власть счастливой храбрости: все угрожало Святославу и России
опасностями. Но Провидение сохранило и целость Державы и власть Государя,
одарив его мать свойствами души необыкновенной.
Юный Князь воспитывался Боярином Асмудом: Свенельд повелевал войском.
Ольга - вероятно, с помощию сих двух знаменитых мужей - овладела кормилом
Государства и мудрым правлением доказала, что слабая жена может иногда
равняться с великими мужами.
Прежде всего Ольга наказала убийц Игоревых. Здесь Летописец сообщает
нам многие подробности, отчасти не согласные ни с вероятностями рассудка, ни
с важностию истории и взятые, без всякого сомнения, из народной сказки, но
как истинное происшествие должно быть их основанием, и самые басни древние
любопытны для ума внимательного, изображая обычаи и дух времени: то мы
повторим Несторовы простые сказания о мести и хитростях Ольгиных.
"Гордясь убийством как победою и презирая малолетство Святослава,
Древляне вздумали присвоить себе власть над Киевом и хотели, чтобы их Князь
Мал женился на вдове Игоря, ибо они, платя дань Государям Киевским, имели
еще Князей собственных. Двадцать знаменитых Послов Древлянских приплыли в
ладии к Киеву и сказали Ольге: Мы убили твоего мужа за его хищность и
грабительство; но Князья Древлянские добры и великодушны: их земля цветет и
благоденствует. Будь супругою нашего Князя Мала. Ольга с ласкою
ответствовала: Мне приятна речь ваша. Уже не могу воскресить супруга! Завтра
окажу вам всю должную честь. Теперь возвратитесь в ладию свою, и когда люди
мои придут за вами, велите им нести себя на руках...
Между тем Ольга приказала на дворе теремном ископать глубокую яму и на
другой день звать Послов. Исполняя волю ее, они сказали: Не хотим ни идти,
ни ехать:
несите нас в ладии! Киевляне ответствовали: Что делать! Мы невольники;
Игоря нет, а Княгиня наша хочет быть супругою вашего Князя - и понесли их.
Ольга сидела в своем тереме и смотрела, как Древляне гордились и величались,
не предвидя своей гибели: ибо Ольгины люди бросили их, вместе с ладиею, в
яму.
Мстительная Княгиня спросила у них, довольны ли они сею честию?
Несчастные изъявили воплем раскаяние в убиении Игоря, но поздно: Ольга
велела их засыпать живых землею и чрез гонца объявила Древлянам, что они
должны прислать за нею еще более знаменитых мужей: ибо народ Киевский нс
отпустит ее без их торжественного и многочисленного Посольства. Легковерные
немедленно отправили в Киев лучших граждан и начальников земли своей. Там,
по древнему обычаю Славянскому, для гостей изготовили баню и в ней сожгли
их. Тогда Ольга велела сказать Древлянам, чтобы они варили мед в Коростене;
что она уже едет к ним, желая прежде второго брака совершить тризну над
могилою первого супруга. Ольга действительно пришла к городу Коростену,
оросила слезами прах Игорев, насыпала высокий бугор над его могилою - доныне
видимый, как уверяют, близ сего места - и в честь ему совершила тризну.
Началось веселое пиршество. Отроки Княгинины угощали знаменитейших Древлян,
которые вздумали наконец спросить о своих Послах; но удовольствовались
ответом, что они будут вместе с Игоревою дружиною. - Скоро действие крепкого
меду омрачило головы неосторожных: Ольга удалилась, подав знак воинам своим
- и 5000 Древлян, ими убитых, легло вокруг Игоревой могилы.
[946 г.] Ольга, возвратясь в Киев, собрала многочисленное войско и
выступила с ним против Древлян, уже наказанных хитростию, но еще не
покоренных силою. Оно встретилось с ними, и младый Святослав сам начал
сражение. Копие, брошенное в неприятеля слабою рукою отрока, упало к ногам
его коня; но Полководцы, Асмуд и Свенельд, ободрили воинов примером юного
Героя и с восклицанием: Друзья! Станем за Князя! - устремились в битву.
Древляне бежали с поля и затворились в городах своих. Чувствуя себя более
других виновными, жители Коростена целое лето оборонялись с отчаянием. Тут
Ольга прибегнула к новой выдумке. Для чего вы упорствуете? велела она
сказать Древлянам: Все иные города ваши сдались мне, и жители их мирно
обрабатывают нивы свои: а вы хотите умереть голодом! Не бойтесь мщения: оно
уже совершилось в Киеве и на могиле супруга моего. Древляне предложили ей в
дань мед и кожи зверей; но Княгиня, будто бы из великодушия, отреклась от
сей дани и желала иметь единственно с каждого двора по три воробья и голубя!
Они с радостию исполнили ее требование и ждали с нетерпением, чтобы войско
киевское удалилось. Но вдруг, при наступлении темного вечера, пламя объяло
все домы их... Хитрая Ольга велела привязать зажженный трут с серою ко
взятым ею птицам и пустить их на волю: они возвратились с огнем в гнезда
свои и произвели общий пожар в городе. Устрашенные жители хотели спастися
бегством и попались в руки Ольгиным воинам. Великая Княгиня, осудив
некоторых старейшин на смерть, других на рабство, обложила прочих тяжкою
данию".
Так рассказывает Летописец... Не удивляемся жестокости Ольгиной: Вера и
самые гражданские законы язычников оправдывали месть неумолимую; а мы должны
судить о Героях Истории по обычаям и нравам их времени. Но вероятна ли
оплошность Древлян? Вероятно ли, чтобы Ольга взяла Коростен посредством
воробьев и голубей, хотя сия выдумка могла делать честь народному остроумию
Русских в Х веке?
Истинное происшествие, отделенное от баснословных обстоятельств,
состоит, кажется, единственно в том, что Ольга умертвила в Киеве Послов
Древлянских, которые думали, может быть, оправдаться в убиении Игоря;
оружием снова покорила сей народ, наказала виновных граждан Коростена, и там
воинскими играми, по обряду язычества, торжествовала память сына Рюрикова.
Великая Княгиня, провождаемая воинскою дружиною, вместе с юным
Святославом объехала всю Древлянскую область, уставляя налоги в пользу казны
государственной; но жители Коростена долженствовали третью часть дани своей
посылать к самой Ольге в ее собственный Удел, в Вышегород, основанный, может
быть, героем Олегом и данный ей в вено, как невесте или супруге Великого
Князя:
чему увидим и другие примеры в нашей древней Истории. Сей город,
известный Константину Багрянородному и знаменитый в Х веке, уже давно
обратился в село, которое находится в 7 верстах от Киева, на высоком берегу
Днепра, и замечательно красотою своего местоположения. - Ольга, кажется,
утешила Древлян благодеяниями мудрого правления; по крайней мере все ее
памятники - ночлеги и места, где она, следуя обыкновению тогдашних Героев,
забавлялась ловлею зверей - долгое время были для сего народа предметом
какого-то особенного уважения и любопытства.
В следующий год, оставив Святослава в Киеве, она поехала в северную
Россию, в область Новогородскую; учредила по Луге и Мсте государственные
дани; разделила землю на погосты, или волости; сделала без сомнения все
нужнейшее для государственного блага по тогдашнему гражданскому состоянию
России и везде оставила знаки своей попечительной мудрости. Через 150 лет
народ с признательностию воспоминал о сем благодетельном путешествии Ольги,
и в Несторово время жители Пскова хранили еще сани ее, как вещь драгоценную.
Вероятно, что сия Княгиня, рожденная во Пскове, какими-нибудь
особенными выгодами, данными его гражданам, способствовала тому цветущему
состоянию и даже силе, которою он после, вместе с Новымгородом, славился в
России, затмив соседственный, древнейший Изборск и сделавшись столицею
области знаменитой.
Утвердив внутренний порядок Государства, Ольга возвратилась к юному
Святославу, в Киев, и жила там несколько лет в мирном спокойствии,
наслаждаясь любовию своего признательного сына и не менее признательного
народа. - Здесь, по сказанию Нестора, оканчиваются дела ее государственного
правления; но здесь начинается эпоха славы ее в нашей Церковной Истории.
Ольга достигла уже тех лет, когда смертный, удовлетворив главным
побуждениям земной деятельности, видит близкий конец ее перед собою и
чувствует суетность земного величия. Тогда истинная Вера, более нежели
когда-нибудь, служит ему опорой или утешением в печальных размышлениях о
тленности человека. Ольга была язычница, но имя Бога Вседержителя уже
славилось в Киеве. Она могла видеть торжественность обрядов Христианства;
могла из любопытства беседовать с Церковными Пастырями и, будучи одарена
умом необыкновенным, увериться в святости их учения. Плененная лучом сего
нового света, Ольга захотела быть Христианкою и сама отправилась в столицу
Империи и Веры Греческой, чтобы почерпнуть его в самом источнике. Там
Патриарх был ее наставником и крестителем, а Константин Багрянородный -
восприемником от купели. Император старался достойным образом угостить
Княгиню народа знаменитого и сам описал для нас все любопытные
обстоятельства ее представления. Когда Ольга прибыла во. дворец, за нею шли
особы Княжеские, ее свойственницы, многие знатные госпожи, Послы Российские
и купцы, обыкновенно жившие в Царьграде. Константин и супруга его,
окруженные придворными и Вельможами, встретили Ольгу: после чего Император
на свободе беседовал с нею в тех комнатах, где жила Царица. В сей первый
день, 9 Сентября [955 г.], был великолепный обед в огромной так называемой
храмине Юстиниановой, где Императрица сидела на троне и где Княгиня
Российская, в знак почтения к супруге великого Царя, стояла до самого того
времени, как ей указали место за одним столом с придворными госпожами. В час
обеда играла музыка, певцы славили величие Царского Дому и плясуны оказывали
свое искусство в приятных телодвижениях. Послы Российские, знатные люди
Ольгины и купцы обедали в другой комнате; потом дарили гостей деньгами:
племяннику Княгини дали 30 милиаризий - или 2 1/2 червонца, - каждому из
осьми ее приближенных 20, каждому из двадцати Послов 12, каждому из сорока
трех купцев то же, Священнику или Духовнику Ольгину именем Григорий 8, двум
переводчикам 24, Святославовым людям 5 на человека, посольским 3,
собственному переводчику Княгини 15 милиаризий. На особенном золотом столике
были поставлены закуски: Ольга села за него вместе с Императорским
семейством. Тогда на золотой, осыпанной драгоценными камнями тарелке
поднесли ей в дар 500 милиаризий, шести ее родственницам каждой 20 и
осьмнадцати служительницам каждой 8. 18 Октября Княгиня вторично обедала во
дворце и сидела за одним столом с Императрицею, ее невесткою, Романовой
супругою, и с детьми его; сам Император обедал в другой зале со всеми
Россиянами. Угощение заключилось также дарами, еще умереннейшими первых:
Ольга получила 200 милиаризий, а другие менее по соразмерности. Хотя
тогдашние Государи Российские не могли еще быть весьма богаты металлами
драгоценными; но одна учтивость, без сомнения, заставила Великую Княгиню
принять в дар шестнадцать червонцев.
К сим достоверным известиям о бытии Ольгином в Константинополе народное
баснословие прибавило, в нашей древней летописи, невероятную сказку, что
Император, плененный ее разумом и красотою, предлагал ей руку свою и корону;
но что Ольга - нареченная в святом крещении Еленою - отвергнула его
предложение, напомнив восприемнику своему о духовном союзе с нею, который,
по закону Христианскому, служил препятствием для союза брачного между ими.
Во-первых, Константин имел супругу; во-вторых, Ольге было тогда уже не менее
шестидесяти лет. Она могла пленить его умом своим, а не красотою.
Наставленная в святых правилах Христианства самим Патриархом, Ольга
возвратилась в Киев. Император, по словам Летописца, отпустил ее с богатыми
дарами и с именем дочери; но кажется, что она вообще была недовольна его
приемом: следующее служит тому доказательством. Скоро приехали в Киев
Греческие Послы требовать, чтобы Великая Княгиня исполнила свое обещание и
прислала в Грецию войско вспомогательное; хотели также даров: невольников,
мехов драгоценных и воску.
Ольга сказала им: "Когда Царь ваш постоит у меня на Почайне столько же
времени, сколько я стояла у него в Суде (гавани Константинопольской): тогда
пришлю ему дары и войско" - с чем Послы и возвратились к Императору. Из сего
ответа должно заключить, что подозрительные Греки не скоро впустили Ольгу в
город и что обыкновенная надменность Двора Византийского оставила в ее
сердце неприятные впечатления.
Однако ж Россияне, во все царствование Константина Багрян