Главная » Книги

Некрасов Николай Алексеевич - Комментарии к поэме "Кому на Руси жить хорошо", Страница 3

Некрасов Николай Алексеевич - Комментарии к поэме "Кому на Руси жить хорошо"


1 2 3 4 5 6 7

лению, напрасно утомляющие читателя и тем немало вредящие цельности впечатления. Но при всем том поэма Некрасова имеет неотъемлемые достоинства; в ней столько чувства, столько глубокого понимания жизни, что как-то невольно забываются, изглаживаются все мелкие недостатки. Многие сцены этой поэмы прочувствованы и выражены так ярко и сильно, что невольно пробегаешь их по несколько раз и чем больше вчитываешься в них, тем прекраснее они кажутся..." (Русская журналистика.- Новое время, 1870, 22 апр., No 109; подпись: Л. Л.).
   В отзыве на публикацию глав первой части поэмы в отдельном издании "Стихотворений Н. Некрасова" 1873 г. (ч. 5), где были помещены также стихотворения "Дедушка Мазай и зайцы" и поэмы "Дедушка", "Недавнее время", "Русские женщины", анонимный автор рецензии отмечал: "Во всех них, в разных местах, заметно довольно искреннее чувство симпатии к простому человеку, видна любовь к "несчастному русскому народу" и сочувствие поэта его страданиям" ("Стихотворения Н. Некрасова. Часть пятая. С.-Петербург, 1873".-Сияние, 1873, No 17, с. 271).
   Автор труда, посвященного изображению русского духовенства в художественной литературе (им являлся, видимо, Н. И. Варсов), в своей статье подробно рассматривал главу "Поп", о которой писал: "Довольно сочувственно, хотя и не без обычного юмора, отнесся к сельскому священнику наш присяжный печальник народных нужд и народного горя <...> Но, верный действительности, поэт не хочет оставить священника с этими одними - идеальными - чертами, не может утерпеть, чтобы не бросить несколько штрихов юмористического и сатирического свойства". Автор обзора обращал внимание читателя на близость приведенных в поэме насмешливо-презрительных отзывов о духовном сословии (замечания о "жеребячьей" породе и т. д.) известным строкам письма Белинского к Гоголю: ""Поп" поэмы буквально повторяет те прозвища, какие, по словам критика, усвояет священнику народ" (Мнения и отзывы нашей светской литературы о русском духовенстве.- Христианское чтение, 1874, март, отдел "Внутреннее обозрение", с. 494, 497-498; подпись: Н. В.).
   С выходом каждой новой главы известность поэмы в читательских кругах заметно росла. В связи с публикацией "Крестьянки" в январском номере "Отечественных записок" за 1874 г. даже официозная газета "Journal de St.-Petersbourg" сочла необходимым ознакомить публику с поэмой и напомнить содержание предыдущих глав. Автор обозрения русских журналов писал, что поэма "Кому на Руси жить хорошо" - "обширное произведение, начатое г. Некрасовым несколько лет назад, первая часть которого наделала в свое время много шума". По словам рецензента, поэма "представляет, собой довольно фантастическую эпопею" и "является бесспорно ценнейшим вкладом в русскую поэзию" (Journal de St.-Petersbourg, 1874, 27 janv., No 25).
   В одном из критических разборов, посвященных Ст 1873, т. III, ч. 5, обозреватель особо выделил из числа произведений Некрасова о народе поэму "Кому на Руси жить хорошо", о которой писал: "...эта по силе гения, по массе жизни, в нее заключенной, небывалая в литературе ни одного народа поэма..." (Григорьев П. Новая поэзия. Стихотворения Некрасова. III тома. Издания 1873 года.- Библиотека дешевая и общедоступная, 1875, No 4, с. 5 третьей пагинации).
   В 1870-1880-х гг. деятели революционного народничества широко использовали поэму в своей агитационной работе; отрывки из нее постоянно включались в состав нелегальных изданий.
   Большой фрагмент из главы "Пьяная ночь" под заглавием "Ночь после праздника" с текстом зажигательной речи Якима Нагого был напечатан в "Сборнике новых песен и стихов", изданном в 1873 г. в Женеве кружком "чайковцев" и снабженном обманными пометами об издании книги в Москве и о цензурном разрешении. Этот нелегальный сборник в течение ряда лет распространялся в народе участниками нашумевшего вскоре "процесса пятидесяти" (в том числе известными революционерами П. А. Алексеевым и С. И. Бардиной), а также участниками судебного дела о "Южнорусском рабочем союзе".
   В тексте этого сборника в отрывке о "трех дольщиках" впервые печатно был воспроизведен ст. 1490 (правда, в несколько измененном варианте: "Царь, поп и господин!"), имевшийся только з черновой и наборной рукописях поэмы и исключенный Некрасовым при публикации главы по цензурным соображениям (см. об этом в статье А. М. Гаркави "Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" и революционное движение 1870-х годов", напечатанной в кн.: Истоки, с. 24-26).
   В следственных делах участников "хождения в народ" фигурировали в качестве вещественных доказательств антиправительственной деятельности списки с текстами из глав "Сельская ярмонка" и "Пьяная ночь" (см.: Пинаев М. Т. Поэзия Некрасова в следственных делах революционных народников 70-х годов XIX в.- Некр. сб., V, с. 256-257).
   У петербургского слесаря И. И. Медведева, члена кружка "чайковцев", жандармами была отобрана тетрадь с отрывками из глав "Сельская ярмонка" и "Пьяная ночь" под названием "Ярмарка". В отрывке, начинающемся словами "Эх! эх! придет ли времечка", после имен "Белинского и Гоголя" в тексте списка находим имена популярных в то время в среде народнической интеллигенции публицистов "Флеровского и Миртова", т. е. В. В. Берви-Флеровского и П. Л. Лаврова (см.: Пищулин Ю. П. Поэзия Н. А. Некрасова в революционно-народническом движении 1870-х годов.- РЛ, 1971, No 4, с. 75-76).
   Народовольцы 1880-х гг. также использовали текст первой части поэмы в своей пропагандистской деятельности. В чернопередельческом издании для рабочих (Зерно, 1881, No 6, ноябрь) снова был перепечатан монолог Якима Нагого и опять со строкой о "трех дольщиках", которая отсутствовала во всех легальных изданиях поэмы (см.: Пищулин Ю. Поэзия Некрасова и "Народная воля".- Некр. сб., V, с. 295-296).
   Народоволец М. П. Орлов впоследствии вспоминал, что из всех произведений Некрасова, которые читал тогда местным крестьян нам его товарищ Н. Л. Зотов, им особенно нравилась поэма "Кому на Руси жить хороша". Спустя некоторое время эти крестьяне, будучи на сенокосе, прислали на село к Зотову записку. "На клочке махорочной бумаги какими-то бледно-желтыми чернилами" очень неразборчиво, было написано: "Н. Л., пришлите, пожалуйста. Подтянутой губернии, страсть хочется почитать". Мы полюбопытствовали узнать, какими чернилами и пером была написана записка. Оказалось, что мужик расцарапал себе ногу до крови и какой-то палочкой написал этой кровью свою просьбу" (Орлов М. П. Воспоминания о Н. Л. Зотове.- Каторга и ссылка, 1929, No 8-9, с. 264). Точно неизвестно, какая именно часть поэмы пришлась так по душе крестьянам, однако запомнившееся им название "Подтянутая губерния" скорее всего указывает на первую часть, в тексте которой эта поэтическая формула повторена трижды: "Семь временно обязанных, Подтянутой губернии. Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень".
   Участники революционного движения 1870-1880-х гг., шедшие "в народ" и воодушевленные поэмой Некрасова, много сделали для ее популярности в массах, для того, чтобы она стала действительно "народной книгой", как об этом мечтал ее автор.
  

Пролог

  
   Ст. 5. Семь временнообязанных...- Согласно "Положениям" о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, утвержденным 19 февраля 1861 г., крестьяне после отмены крепостного права обязывались нести определенные повинности в пользу своих бывших владельцев и считались "временнообязанными" до момента выкупа земли, после чего переходили в разряд "крестьян-собственников". Этот процесс всецело зависел от воли помещиков и затянулся более чем на 20 лет. "Пресловутое "освобождение",- писал В. И. Ленин,- было бессовестнейшим грабежом крестьян, было рядом насилий и сплошным надругательством над ними" (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 20, с. 173).
   С т. 6-1 3. Подтянутой губернии ~ Неурожайка тож...- Давно отмечено (см.: Кубиков И. Н. Комментарий к поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". М., 1933, с. 13), что поэтика географических названий имеет в эпопее Некрасова социальный смысл. Но при всей публицистической заостренности названия эти созданы по типу реально существовавших. Так, в Ярославской губернии можно было встретить деревни Горелово, Погорелово, Пожарово, Гари, Горелки, более пяти Погорелок, Голодухино, Дымоглотово. В справочнике Нижегородской губернии (за 1863 год) указаны и описаны деревни Горелова, Заплатино, Дырино, Несытово. См. об этом: Яковлев К. Ф. От конкретных фактов - к художественному обобщению.- В кн.: О Некр., вып. I, с. 236-249; Краснов Т. В, Изображение народа в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" - там же, с. 106-108; Розанова Л. А. Поэма Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Комментарий. Л., 1970, с. 49-50. "По-видимому, как раз обилие деревень с такими названиями, особенно плотно сосредоточенных по Волге, и подсказало Некрасову путь социальной символической характеристики пореформенной Руси" (Яковлев К. Ф. Указ. соч., с. 246). Этот прием мог быть подсказан также и фольклором, в частности поговорками. В "Пословицах русского народа" В. И. Даля, в разделе "Достаток - убожество", приведена поговорка: "Обыватель Голодалкиной волости, села Обнищухина" (Даль, с. 66). Аналогичная поговорка ("Голодухиной волости села Обнищухина") внесена в "Список пословиц и поговорок" В. А. Слепцовым (ЛН, т. 71, с. 433).
   Ст. 14. Сошлися - и заспорили...- Еще в 1878 г. О. Ф. Миллер (см.: Миллер О. Публичные лекции. Изд. 2-е, СПб., 1878, с. 332-337) обратил внимание на близость "Пролога" поэмы к сказке о Правде и Кривде, где мужики, заспорив, чем лучше жить, правдой или кривдой, в поисках ответа отправляются на дорогу спрашивать встречных. Эта сказка была напечатана в сборнике А. Н. Афанасьева, к которому Некрасов обращался во время работы над поэмой "Мороз, Красный нос". Вероятно, ориентация Некрасова на этот сказочный сюжет имела следствием привлечение в поэму и других фольклорных элементов. Так, с нормами сказочной поэтики связаны зачин поэмы ("В каком году - рассчитывай, В какой земле -угадывай"), формулы типа "Шли долго ли, коротко ли...,", широкое использование эпического числа "семь"; из народных сказок пришли в поэму говорящая птичка, скатерть-самобранка, мотивы отыскивания волшебной коробочки, интереса животных к спору мужиков.
   Ст. 28-32. Мужик, что бык: втемяшится ~ Всяк на своем стоит! - Стихи представляют собой контаминацию пословиц и поговорок: "Мужик, что бык,- упрется, не своротишь" (см.: Песни, сказки, пословицы, поговорки и загадки, собранные Н. А. Иваницким в Вологодской губернии. Вологда, 1960, с. 187), "У упрямого на голове хоть кол теши!", "Хоть кол на голове теши - он все свое", "Ему в башку этого не вдолбишь (и клином не вобьешь)," (Даль, с. 205, 206, 488).
   Ст. 80-84. Ой тени! тени черные! ~ Нельзя поймать - обнять! - Стихи основаны на народных загадках про тень: "Что с земли не подымешь?", "Что глазами видеть можно, а руками взять нельзя?", "Чего не догонишь?" (Садовников, No 1884, 1885, 1887).
   Ст. 89-90. "Ну! леший шутку славную Над нами подшутил!- Ср. народное поверье: заблудился - значит леший закружил. У Даля: "Леший пошутит - домой не пустит" (с. 969).
   Ст. 108. Косушка - полбутылки, или четверть штофа, сороковая часть ведра.
   Ст. 193-200. А эхо вторит всем, ~ Без языка - кричит! - Художественная переработка народной загадки про эхо (отголосок): "Живет без тела, говорит без языка, плачет без души, смеется без радости; никто его не видит, а всяк слышит" (Даль, с. 1063).
   Ст. 201-202. Сова - замоскворецкая Княгиня...- традиционно-поэтический образ, характерный для былин-старин (например, "Каково птицам жить на море"), где встречается аллегорическое уподобление представителей различных социальных групп и сословий птицам: княгиня - лебедушка, купецкая женка - утушка, воевода - орел, воеводша - сова, игумен - ворон, стряпчий - ястреб, холопы - воробьи и т. п. Замоскворечье - чисто купеческая часть старой Москвы, отличавшаяся своеобразием жизненных нравов и бытового уклада. Замоскворецкая княгиня - купчиха.
   Ст. 227-228. И молвил: "Пташка малая, А ноготок востер! - Перефразировка народной пословицы "Невеличка птичка, да ноготок остер" (Даль, с. 593).
  

Глава I

ПОП

  
   Ст. 394-395. Широкая дороженька, Березками обставлена...- В описании "дороженьки", с которой начинается странствие семерых мужиков, запечатлены приметы хорошо знакомого Некрасову с детства, проходившего через Грешнево столбового почтового тракта - так называемой "низовой" Ярославско-Костромской дороги. В названиях упомянутых в первой части поэмы деревень (Иваньково, Босово и др.) узнаются действительные наименования известных Некрасову деревень и сел (см.: Попов А. В. Топография поэмы "Кому на Руси жить хорошо".- В кн.: Н. А. Некрасов и Ярославский край. Ярославль, 1952; Тарасов А. Ф. О местных источниках поэмы.- В кн.: Истоки).
   Ст. 415-418. Пришла весна - сказался снег! ~ Когда умрет, тогда ревет.- В основе этого образа лежит народная загадка про снег: "Летит - молчит, сядет - молчит, а помрет да сгинет, так и заревет" (Даль, с. 1064) или "Летит - молчит, лежит - молчит, Когда умрет, тогда заревет" (Садовников, No 1964).
   Ст. 428-430. ...строит вас Не лишняя копеечка, А кровная беда!..- Смысл намека на "кровную беду" яснее раскрыт в тексте черновой рукописи, где далее следовали строки: "Ой вы! пожары лютые; Что вы пустили на ветер Крестьянского труда..." (см.: Другие редакции и варианты, с. 259). О частых деревенских пожарах, разорявших крестьян, см. главы "Пьяная ночь", "Пир на весь мир", а также стихотворения Некрасова "Деревенские новости", "Пожарище", "Ночлеги. II. На погорелом месте" (см.: наст. изд., т. II, с. 95, 160, т. III, с. 159).
   Ст. 440-441. Солдаты шилом бреются, Солдаты дымом греются...- народная пословица. Ср. у Даля: "Солдат шилом бреется, дымом греется" (с. 784).
   Ст. 459-462. Лука похож на мельницу со Небось, не полетит.- Творческая переработка народной загадки про мельницу: "Птица-юстрица на девяти ногах стоит, на ветер глядит, крыльями машет, а улететь не может" (Садовников, No 1117); "Птица-юстрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места" (Даль, с. 591). Сравнение Луки с мельницей перенесено Некрасовым в главу "Поп" из ранней редакции главы "Помещик", где оно встречается не в авторской речи, а в речи самих мужиков и адресовано не Луке, а Роману.
   Ст. 535. Живу... а как? Послушайте! - Одним из источников сведений о незавидной жизни рядового сельского священника Некрасову могла послужить запрещенная, но получившая широкую известность в России книга И. С. Беллюстина "Описание сельского духовенства" (Париж, 1858).
   Ст. 547-548. Как достается грамота Поповскому сынку...- Обучение в духовных училищах и семинариях было основано на муштре и бессмысленной зубрежке, режим был очень суровым, провинившихся подвергали телесным наказаниям. Об истязаниях бурсаков Некрасов упоминал ранее в стихотворной пьесе "Забракованные" (1859; наст. изд., т. VI). В 1860-х гг. на невыносимо тяжелое положение обучающихся в бурсе указывали И. С. Никитин ("Дневник семинариста"), Д. И. Писарев ("Погибшие и погибающие"), Н. Г. Помяловский ("Очерки бурсы"). О последней книге, появление которой стало значительным событием, упоминается в набросках к главе "Пир на весь мир" (см.: Другие редакции и варианты, с. 515; ср. в той же главе строки 1430-1441, 1519- 1520 о пребывании в семинарии Гриши Добросклонова - наст. том, с. 225, 227).
   Ст. 549-550. Какой ценой поповичем Священство покупается...- До 1869 г. существовало правило, по которому место священника передавалось окончившему семинарию претенденту только в том случае, если он женился на дочери или наследнице своего предшественника.
   Ст. 587-588. Кого вы называете Породой жеребячьею? - О насмешливо-презрительном отношении русского народа к духовенству говорил В. Г. Белинский в известном "Письме к Гоголю": "Про кого русский народ рассказывает похабную сказку? Про попа, попадью, попову дочь и попова работника. Кого русский народ называет: дурья порода, колуханы, жеребцы? - Попов...," (Белинский, т. X, с. 215).
   Ст. 592-593. "С кем встречи вы боитеся, Идя путем-дорогою? - Ср. народное поверье: "Встретил попа - нехорош выход" (Даль, с. 53).
   Ст. 624-625. Смеется солнце красное, Как девка из снопов.- Художественная переработка народной загадки про солнце: "Красная девушка в окошко глядит" (Даль, с. 1061).
   Ст. 686-687. Как племя иудейское, Рассеялись помещики...- Намек на расселение еврейского народа по многим странам Европы, Азии и Америки.
   Ст. 711-712. Законы, прежде строгие К раскольникам, смягчилися...- Члены религиозных сект, не признававших учения официальной церкви, подвергались жестоким притеснениям со стороны правительства и находились под надзором местного духовенства, которое смотрело на них как на весьма доходную статью. С 1864 г. надзор за раскольниками был передан гражданским властям и их положение стало улучшаться.
   Ст. 726. Никто не вышьет воздухов...- Воздухи - легкие вышитые покрывала, употреблявшиеся для покрытия "святых даров" при совершении церковных обрядов.
   Ст. 785. За требу воздаяние...- Речь идет о плате священнику за обряды и молебствия, совершаемые по просьбе прихожан: крещение, венчание, отпевание, освящение дома, колодца и т. п.
   Ст. 804-807. Дворяне колокольные ~ Поповы терема...- В основе образа -народные речения и поговорки о попах, например: "Из высоких дворян, чьи терема под небеса ушли", "Из колокольных дворян" (Даль, с. 782).
   Ст. 828-832. Так с бородой козел ~ И посейчас козел!.." - Контаминация народных загадок про козла ("Кто с бородой родня-ся?" - Садовников, No 899) н барана ("Кто прежде родился: баржа или Адам?" - Садовников, No 2210).
  

Другие редакции и варианты

  
   С. 263. Петровки на носу! - Петровки - пост перед Петровым днем.
   С. 263. Московский строку лист...- Стрекулист - проныра, ловкач.
  

Глава II

СЕЛЬСКАЯ ЯРМОНКА

  
   Ст. 846. А тут - хоть волком вой! - Ср. народные поговорки: "Хоть песни пой, хоть волком вой", "Хоть волком выть" (Даль, с. 86. 132).
   Ст. 854-858. Земля не одевается ~ Печальна и нага.- Художественная переработка образа, взятого из народной загадки: "Ни хилела, ни болела, а саван надела (земля, снег)" (Даль, с. 1064).
   Ст. 865. Лишь на Николу вешнего... - Весенний Николин день праздновался 9 мая ст. стиля (Никола зимний - 6 декабря). В пословицах говорилось: "Два Николы: один с травой, другой с моровом", "Никола зимний лошадь на двор загонит, Никола вешний лошадь откормит" (Даль, с. 898, 983).
   Ст. 881-883. Замок - собачка верная ~ А не пускает в дом! - Ср. народную загадку про замок: "Черненькая собачка свернувшись лежит: не лает, не кусает, а в дом не пускает" (Даль, с. 656).
   Ст. 914. Плот ходит ходенем - народный фразеологизм. У Даля: "Так ходенем и ходит" (с. 115).
   Ст. 926. И праздник храмовой.- Храмовой праздник - местный церковный праздник в день памяти того святого, в честь которого построен в данном селе храм.
   Ст. 929-930. "Пойдем в село Кузьминское. Посмотрим праздник-ярмонку!" - В описании ярмарки отразились впечатления Некрасова от посещения Нижегородской ярмарки в 1863 г., а также других ярмарок в Ярославской и соседних с ней губерниях.
   Ст. 969. Шлык - остроконечная шапка.
   Ст. 972. Штофная лавочка - питейная. Штоф - четырехугольная бутыль, емкостью равная 1/10 части ведра.
   Ст. 974. ..."ренскового погреба"...- Имеется в виду лавка русских и иностранных ("рейнских") виноградных вин с продажей на вынос.
   Ст. 1005. Подол не обручах! - Так названа имитация кринолина, модного в 1860-х гг.: в пышную юбку для поддержания ее формы вшивали полосы из китового уса (или металла).
   Ст. 1016. Стоит до Петрова! - В Петров день (29 июня ст. стиля) праздновались проводы весны. С этого дня наступало "красное лето" и начинался покос. "На Петров день солнышко играет", "С Петрова дня красное лето, зеленый покос" (Даль, с. 987).
   Ст. 1029. Косуля - соха с одним лемехом, отваливающая землю только на одну сторону.
   Ст. 1032-1033. Там шла торговля бойкая, С божбою, с прибаутками...- Ср. народную поговорку: "Без божбы не продашь" (Даль, с. 572).
   Ст. 1054-1058. "Подлец ты, не топор! со А ласков не бывал!" - В этих стихах использована народная загадка про топор: "Кланяется, кланяется: придет домой, растянется" (Даль, с. 589).
   Ст. 1063. Издельем кимряков.- Село Кимры Тверской губернии издавна славилось кустарным кожевенно-обувным промыслом.
   Ст. 110 5. Павлуша Веретенников...- Образ этого "народного заступника" из дворян носит обобщающий характер и в то же время вызывает ассоциации с реальными деятелями демократического движения 1860-х гг., прежде всего с известными фольклористами и этнографами Павлом Якушкиным и Павлом Рыбниковым. Это сходство проступало в первоначальной редакции эпизода (см.: Другие редакции и варианты, с. 285, 298) еще отчетливее: там "добрый барин" прямо назван Рыбниковым. Высказывалось предположение, что в окончательной редакции текста Некрасов воспользовался фамилией журналиста П. Ф. Веретенникова, посещавшего несколько лет подряд Нижегородскую ярмарку и известного своими публикациями-отчетами о ней в "Московских ведомостях" (см.: Лебедев Ю. В. Об истоках образа Павлуши Веретенникова в поэме "Кому на Руси жить хорошо".- Некр. сб., VII, с. 133-134).
   Ст. 1126-112 7. Так рады, словно каждого Он подарил рублем! - Ср. народные поговорки: "Что слово молвит, то рублем подарит", "Что взглянет, рублем подарит" (Даль, с. 445, 827).
   Ст. 1162. С Лубянки - первый вор! - В Москве, вблизи Лубянской площади и Никольской улицы, находился Никольский книжный рынок - центр сбыта лубочных книг и картинок, где офени и коробейники покупали у купцов товар оптом.
   Ст. 1163. Блюхер Г.-Л. (1742-1819) - прусский генерал-фельдмаршал, отличившийся в сражении при Ватерлоо в 1815 г.: своими решительными действиями, способствовал окончательной победе союзных армий над войсками Наполеона. Портрет Блюхера распространялся в виде лубочных картинок (см.: Ровинский Д. А. Русские народные картинки, т. II. СПб., 1900, с. 459).
   Ст. 1164. Архимандрит Фотий (1792-1838) - настоятель новгородского Юрьева монастыря, ханжа и религиозный фанатик, имевший значительное влияние на Александра I.
   Ст. 1165. Разбойник Сипко - ловкий авантюрист, один из членов шайки, занимавшейся подделкой денежных документов. Выдавая себя то за австрийского графа Мошинского, то за подпоручика Скорнякова, то за богатого каменец-подольского помещика и капитана в отставке И. А. Сипко, он в 1859 г. обосновался в Петербурге, затем женился на дочери тверской помещицы и выманил у жены капитал. В марте 1860 г. был арестован. Похождения "героя-мошенника" возбудили любопытство петербургской публики, которая толпами стекалась к зданию, где велись допросы. "Дело Сипко" широко освещалось в печати. В журнале "Современник" о нем писал И. И. Панаев в фельетонах "Петербургская жизнь. Заметки Нового Поэта" (1860, No 3 и 5). Вскоре вышла в свет книжке "Мнимый капитан Сипко" (СПб., 1860).
   Ст. 1166-116 7. ...книги: "Шут Балакирев" и "Английский милорд"...- И. А. Балакиреву (1699-1763), приближенному слуге Петра I, при императрице Анне Иоанновне произведенному в шуты, приписывали многочисленные остроумные выходки и смелые шутки. В 1836 г. вышла в свет изданная К. А. Полевым книга "Полные избранные анекдоты о придворном шуте Балакиреве, любимце Петра I", содержавшая разнообразные истории и остроты, в большинстве своем переводные, но приспособленные к русскому быту и нравам петровского времени. Через некоторое время книжный рынок оказался наводненным дешевыми изданиями "Анекдотов о Балакиреве", рассчитанными на невзыскательный вкус малокультурного читателя.
   Книга Матвея Комарова "Повесть о приключении аглицского милорда Георга и о брандебургской маркграфине Фридерике Луизе" вышла в свет в 1782 г., а затем многократно появлялась на книжном рынке в качестве лубочного издания.
   Ст. 1175. Эх! эх! придет ли времечко...- Эти строки о "желанном времечке" цитировал в 1912 г. В. И. Ленин в статье "Еще один поход на демократию". Говоря о широком распространении в народе в период русской революции 1905 г. демократической литературы, Ленин писал: "Демократическая книжка стала базарным продуктом. Теми идеями Белинского и Гоголя, которые делали этих писателей дорогими Некрасову - как и всякому порядочному человеку на Руси - была пропитана сплошь эта новая базарная литература..." (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 22, с. 83). В рукописи Некрасова рядом с именами Белинского и Гоголя стояло также имя Пушкина (см.: Другие редакции и варианты, с. 287).
   Ст. 1194. "И рад бы в рай, да дверь-то где?" - Перефразировка народной пословицы: "Рад бы в рай, да грехи не пускают" (Даль, с. 918).
   Ст. 1203-1204. Комедию с Петрушкою, С козою с барабанщицей...- Непременной принадлежностью ярмарок и народных гуляний в России в середине XIX в. были кукольные представления ("Петрушка") и медвежья потеха, обязательным персонажем которой была коза-барабанщица (ряженый). "Коза" била в ложки или в барабан, что сопровождалось забавными, нередко сатирическими рифмованными пояснениями раешного "деда" или вожака дрессированных животных (см.: Ровинский Д. А. Русские народные картинки, т. II, с. 360-365, а также: Савушкина Н. И. Русский народный театр. М,. 1976, с. 124-125).
   Ст. 1210-1211. Хожалому, квартальному Не в бровь, а прямо в глаз! - Ср. народную поговорку: "Не в бровь, а прямо в глаз" (Даль, с. 132). Хожалый - рассыльный при полиции.
  

Другие редакции и варианты

  
   С. 249. Торговцы-колотырники...- мелкие торговцы, перекупщики.
   С. 273. ...фри кабацкие... ярыжные...- Ярыжный - относящийся к ярыжке - пьянице, непутевому, мошеннику.
   С. 286. Какого-то форшнейдера...- В Российской империи форшнейдер - распорядитель ("нарезчик дичи") царского стола. Форшнейдерами были граф А. И. Шувалов, граф А. М. Апраксин, камергер С. В. Лопухин, граф Г. Г. Орлов, Н. А. Муханов (с 1850-х гг.) и др. Некрасовский текст не дает возможности назвать определенное лицо в связи с комментируемым термином
  

Глава III

ПЬЯНАЯ НОЧЬ

  
   Ст. 1267. Этапное здание - дом для ночлега арестантов, которых партиями доставляли под конвоем к месту ссылки "по этапу", от одного пункта к другому.
   Ст. 1283. Победные головушки - горемычные, несчастные претерпевшие много бед.
   Ст. 1289-1296. Ночь тихая спускается ~ Ни глупым не прочесть.- Художественная переработка народной загадки про небо и звезды: "Написана грамотка По синему бархату, И не про честь этой грамотки Ни попам, ни дьякам, Ни умным мужикам: (Садовников, No 1852 щ).
   Ст. 1305-1309. Куда же ты, Оленушка? ~ Погладить не делась! - Стихи построены на контаминации народных загадок про блоху: "Мала, а проворна; Где бывает - Там повелевает..." и "Пои корми, а погладить не дается" (Садовников, No 1678 о, 1681 а).
   Ст. 1310-1311. "Добра ты, царска грамота, Да не при наc ты писана..." - "Манифест" 19 февраля 1861 г. даровал прежним крепостным крестьянам "права состояния свободных сельских обывателей", но одновременно крестьянство было отнесено к "податному сословию" и его зависимость от помещиков не уничтожалась. Уставные грамоты, введенные в действие по "Положениям" 19 февраля 1861 г. и определявшие размер земельного участка и повинности крестьян, составлялись самими помещиками под наблюдением мировых посредников из числа местных дворян. Крестьяне отказывались подписывать такие грамоты, отвечали на них массовыми волнениями. Критическое отношение народа к официальны. документам, "грамотам" (грамота - "всякое царское письмо, писание владетельной особы" - Даль, Словарь, т. 1, с. 400) нашло отражение в пословице "При нас читано, да не при нас писано (там же, т. III, с. 398).
   Ст. 1313. Акцизные чиновники...- В губерниях и уездах имелись акцизные управления, которые осуществляли надзор за продажей спиртных напитков, отвечали за сбор питейного и некоторых других налогов.
   Ст. 1317-1319. И веник дрянь, Иван Ильич ~ Куда как напылит!" - В основе этой сентенции, содержащей, видимо, оценку той же "царской грамоты", лежит народная загадка про веник: "Ни велик мужичок, Ножки жиденьки, Подпоясан коротенько, А по избе пройдет - Так пыль столбом" (Садовников, No 300 а).
   Ст. 1327. Сотский - низший чин сельской полиции; выбирался на сельских сходках от каждых ста дворов и находился в подчинении станового пристава, в руках которого была сосредоточена местная полицейская власть.
   Ст. 1334-1336.- Не веретенце, друг! ~ Пузатее становится.- Перефразировка народной загадки про веретено: "Чем больше я верчусь, Тем больше я толстею" (Садовников, No 576).
   Ст. 1429-1431. "Умны крестьяне русские, Одно нехорошо, что пьют до одурения...- Проблема народного пьянства широко обсуждалась в публицистике 1860-х гг. В противоположность либеральной версии, утверждавшей, что бедность народная есть следствие пьянства (Халютин Л. Мысли о возможности улучшения быта и нравственности низшего сословия в России посредством уничтожения винокурения из хлеба.- С, 1859, No 7; Шипов С. О трезвости в России. СПб., 1859 и др.), революционеры-демократы считали, что не бедность есть следствие пьянства, а, наоборот, что у крестьян "нет другого выхода, как затопить свою тоску в вине..."; что пьянство - зло, но для устранения его нужно изменить "условия быта низших классов" (Добролюбов Н. А. О трезвости в России. Соч. Сергея Шипова. СПб., 1859.- Добролюбов, т. V, с. 297; Чернышевский Н. Г. Вредная добродетель,- Чернышевский, т. V, с. 571-575). В речи Якима Нагого отчетливо выражена гражданская позиция Некрасова, подошедшего в главе "Пьяная ночь" к острой и злободневной проблеме с позиций, близких революционерам-демократам. Вопрос о народной трезвости и пьянстве продолжал широко освещаться и позднее - в статьях и очерках Г. З. Елисеева, Ф. П. Еленева-Скалдина ("В захолустье и в столице"), привлекая к себе пристальное внимание современников (см.: Гин М. От факт" к образу и сюжету. О поэзии Н. А. Некрасова. М., 1971, с. 68-71),
   Ст. 1483-1484. Весь век пила железная Жует, а есть не ест! - В основе образа - народная загадка про пилу: "Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает" (Даль, с. 589).
   Ст. 1485. Да брюхо-то не зеркало...- Ср. народную пословицу: "Брюхо не зеркало: что попало в него, то и чисто" (Даль, с. 639).
   Ст. 1491-1494. А есть еще губитель-тать ~ Всё слопает один! - Намек на частые пожары в деревнях, разорявшие крестьян; тать - вор, злодей, грабитель.
   Ст. 1505-1507. Иной угодья меряет ~ По пальцам перечтет...- Проведение реформы 1861 г. сопровождалось деятельностью многих специальных комитетов по сбору самых разнообразных статистических материалов.
   Ст. 1536. Зажорины - рытвины и ложбины, образовавшиеся на местах скопления талой весенней воды.
   Ст. 1537. Плетюха - высокая плетеная корзина для травы или сена.
   Ст. 1591. Как липочка ободранный...- народный фразеологизм. У Даля: "Облупили как липку" (с. 133).
   Ст. 1637-1638. Рука - кора древесная, А волосы - песок.- Создавая портрет Якима Нагого, Некрасов шел от народного творчества: в духовном стихе "О Егории Хоробром" устойчиво повторяется образ, выражающий мысль о слитности человека с природой ("Волоса у них яко кавыл трава, Тело на них - кора яловая" (вариант: "кора дубовая") - Безсонов П. А. Калики перехожие, вып. II. М., 1861, с. 464, 421 и др.). С. А. Есенин цитирует вариант этого духовного стиха: "У них волосы - трава, Телеса - кора древесная" (Есенин С. А. Собр. соч. в 6-ти т., т. V. М., 1979, с 170).
   Ст. 1661-1662. А свиньи ходят п_о_ земи - Не видят неба век!..." - Перефразировка народной загадки про свинью: "По земле ходит, Неба не видит" (Садовников, No 881).
   Ст. 1692-1693. Привстал - и бабу за косу, Как редьку за вихор! - В основе стиха - загадка про редьку: "Кто ни подошел - всяк меня за вихор" (Даль, с. 1069).
   Ст. 1703-1708. Иван кричит: "Я спать хочу" ~ А Марьюшка: "Угреемся!" - фрагмент свадебной величальной песни. Близкий некрасовскому текст песни опубликован в 1861 г. в "Тульских губернских ведомостях" (перепечатан в "Этнографическом сборнике", вып. VI. СПб., 1864, No 8, с. 12). Возможно, что Некрасов слышал и другой, идентичный введенному в поэму вариант этой песни.
  

Глава IV

СЧАСТЛИВЫЕ

  
   Ст. 1755. Пажити - пастбища (устар.), здесь: земельные угодья.
   Ст. 1762. Весь вертоград Христов! - здесь: весь божий мир (вертоград - сад; вертоград Христов - рай).
   Ст. 1805. Каменотес-олончанин...- Многие жители Олонецкой губернии (район Онежского озера), богатой залежами мрамора, песчаника, известняка, занимались добычей и обработкой камня.
   Ст. 1845. Не узнаю я Трифона! - Ниже (ст. 1860) тот же каменщик назван Трофимом.
   Ст. 1905. Пеуны - петухи.
   Ст. 1969. Трюфель - род подземных грибов, употреблявшихся в качестве приправы к изысканным блюдам.
   Ст. 1988. Кострика (костра, костерь) - отходы при трепке льна, конопли, а также род полукормовой травы.
   Ст. 1994. Досыта у Губонина...- П. И. Губонин (1827-1894) - крупнейший подрядчик, сын крепостного крестьянина-каменщика, в 1858 г. приписался к московскому купечеству и быстро разбогател, занявшись постройкой шоссейных и железных дорог. Он старался поддерживать репутацию человека, участливого к бедному люду (пожертвования, участие во многих благотворительных обществах). В 1868 г. добился звания потомственного почетного гражданина, а в 1875 г. был возведен в потомственное дворянство.
   Ст. 2038-2039. - А вам бы, други милые, Спросить Ермилу Гирина...- Образ честного и неподкупного "заступника народного" Ермила Гирина и рассказ об Адовщине навеяны воспоминаниями Некрасова о его давней поездке в село Фоминка Владимирской губернии - некогда вотчину князей Одоевских (называвшуюся также Одоевщиной, а по меткому крестьянскому словоупотреблению - "Адовщиной"), в то время уже имение графини О. А. Орловой, супруги генерал-адъютанта А. Ф. Орлова. Имением по доверенности управлял крестьянин Алексей Дементьевич Потанин (1797-1853), отличавшийся необычайной честностью и справедливостью и отменивший однажды решение односельчан сдать в рекруты вместо его сына вне очереди сына вдовы-крестьянки (см.: Некрасов Н. К. По их следам, по их дорогам. Н. А. Некрасов и его герои. Изд. 2-е. М., 1979, с. 158-161). "Адовщину" и бурмистра-правдолюбца Потанина Некрасов уже описывал в повести "Тонкий человек", отметив в подстрочном примечании, что "факт этот не сочинен" (ПСС, т. VI, с. 376). В ранней редакции главы сохранилось упоминание, что Гирии (как и Потанин) жил под Владимиром (см.: Другие редакции и варианты, с. 321). Однако вместо черт смирения и покорности Некрасов в образе Гирина выдвигает на первый план твердость и скрытое бунтарство.
   Ст. 2053-2054. ...сиротскую Держал Ермило мельницу На Унже.- Т. е. мельницу, сданную в аренду Сиротским судом, ведавшим делами опеки и попечительства. Унжа - река в Костромской губернии, приток Волги.
   Ст. 2058. В палату на торги.- Казенная палата находилась в губернском городе и состояла в ведении министерства финансов; одно из наиболее бюрократических учреждений царской России, В котором процветало взяточничество. Наряду с другими делами, казенная палата устраивала публичные торги, на которых вещь доставалась лицу, объявившему наивысшую сумму. Переторжка - вторичные торги, когда устанавливалась окончательная цена.
   Ст. 2090. Присутствие - правительственное учреждение (в данном случае - Казенная палата), а также исполнение служебных обязанностей в нем.
   Ст. 2097-2098. На площадь на торговую Пришел Ермило...- Сцена на базарной площади и рассказ о "щедроте народной", как отметил К. И. Чуковский, основаны на подлинной, происшедшей с нижегородским купцом П. Е. Бугровым истории, описанной П. И. Мельниковым-Печерским в "Отчете о современном положении раскола" (1854) и впоследствии использованной им в романе "В лесах", гл. 1 (см.: ПСС, т. III, с. 658).
   Ст. 2152. Целковиков, лобанчиков...- Целковик - рубль; лобанчик - пятирублевая золотая монета с изображением головы царя, полуимпериал.
   Ст. 2173. Не волчий зуб, так лисий хвост...- Ср. народную поговорку: "И волчий рот (зубы), и лисий хвост" (Даль, с. 726).
   Ст. 2239-2240. Тот ни строки без трешника, Ни слова без семишника...- Трешник - копейка серебром (три с половиной копейки в переводе на бумажные ассигнации); семишник - двухкопеечная монета (семь копеек на ассигнации).
   Ст. 2241. Кутейник (от слова "кутья") - насмешливое прозвище семинаристов и вообще лиц духовного звания. Кутья - блюдо (рис с изюмом или медом), которое подавалось на поминках; традиционная символическая деталь похоронного обряда.
   Ст. 2281-2282. Так слова не выкидывай Из песни...- Ср. народную пословицу: "Из песни слова не выкинешь" (Даль, с. 751).
   Ст. 2312. Ценник - сарай, навес, хлев.
   Ст. 2333. Мирволить - потакать, давать поблажку.
   Ст. 2418. Земский исправник - начальник уездной полиции.
   Ст. 2424. Сам государев посланный...- На объявление "Манифеста" 19 февраля 1861 г. крестьянство ответило небывалым по силе и массовости взрывом возмущений: бунтами было охвачено в 1861 г. около двух тысяч имений. Для сохранения "порядка спокойствия" Александр II командировал в губернии флигель-адъютантов и генерал-майоров свиты, которым предоставил право "действовать именем высочайшей власти". "Земля вся нам, леса, луга, господские строения - все наше, а барину нет ничего, господ, попов бей, души" - таково было настроение крестьян во время проведения реформы (Крестьянское движение в 1861 году после отмены крепостного права. Донесения свитских генералов и флигель-адъютантов, губернских прокуроров и уездных стряпчих. М.- Л., 1949, с. 142).
  

Другие редакции и варианты

  
   С. 316. Была за камер-юнгферу...- Камер-юнгфер (нем. Kammerjungfer) - камер-девица (придворный чин).
  

Глава V

ПОМЕЩИК

  
   Ст. 2495-2496. Соседнего помещика Гаврилу Афанасьича...- Одним из возможных прототипов Оболдуева (помещики с такой фамилией действительно существовали, например, во Владимирской губернии), с его страстью к псовой охоте, мог быть А. С. Некрасов, отец поэта (см.: Яковлев Е. От конкретных фактов - к художественному обобщению.- В кн.: О Некр., вып. I. с. 45, 249).
   Ст. 2504. Венгерка с бранденбурами...- куртка для верховой езды и охоты, расшитая шнурами, как у венгерских гусар.
   Ст. 2510-2513. Он пистолетик выхватил ~ И дуло шестиствольное На странников навел...- Аналог такого редко встречающегося типа пистолета, в котором шесть стволов собраны в одно дуло, обнаружен в фондах Вологодского краеведческого музея. Сделан этот пистолет французскими оружейниками в начале XIX в (см.: Веч. Ленинград, 1982, 16 авг., No 188).
   Ст. 2679-2680. - А ты, примерно, яблочко С того выходишь дерева?..- Подтекст реплики мужиков раскрывают пословицы "Каково деревце, таковы и яблочки", "Яблоко от яблоньки недалеко откатывается" (Даль, с. 796).
   Ст. 2696. Как у Христа за пазухой...- народный фразеологизм: у Даля: "Как у бога или Христа) за пазухой" (с. 79).
   Ст. 2708. Пойдешь лесными дачами...- участками леса, являвшегося собственностью помещика-землевладельца. <

Другие авторы
  • Куницын Александр Петрович
  • Губер Борис Андреевич
  • Оржих Борис Дмитриевич
  • Бердников Яков Павлович
  • Чаянов Александр Васильевич
  • Веневитинов Дмитрий Владимирович
  • Мирович Евстигней Афиногенович
  • Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
  • Луначарский Анатолий Васильевич
  • Путята Николай Васильевич
  • Другие произведения
  • Богданов Александр Алексеевич - Богданов А. А.: биобиблиографическая справка
  • Вяземский Петр Андреевич - 15-е июля 1848 года в Буюкдере
  • Подъячев Семен Павлович - Семейный разлад
  • Евреинов Николай Николаевич - Театральные инвенции
  • Толстой Алексей Константинович - Проект постановки на сцену трагедии 'Царь Федор Иоаннович'
  • Слетов Петр Владимирович - М. Литов. Свобода движения
  • Вейнберг Петр Исаевич - Литературные спектакли
  • Бальмонт Константин Дмитриевич - Трудность
  • Свенцицкий Валентин Павлович - Христиане и предстоящие выборы
  • Сенковский Осип Иванович - В. Кошелев, А. Новиков. "... И закусившая удила насмешка..."
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 357 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа