с его индивидуализмом и анархизмом; если вышедшая на русском языке в 1858 г. книга "С того берега", а раньше ее "Парижские письма" - и дали известный толчек мыслям Писарева, надо отметить и оценить, что вся утопическая, народническая сторона Герценовского миросозерцания была целиком отвеяна Писаревым. Не наложил своей печати на Писарева и Герценовский пессимизм в отношении к судьбам Европы и нашел свое отражение разве только в виде осторожного, глубоко реалистического подступа к роковому вопросу - о "судьбе голодных и раздетых"...
Писаревские популяризации по истории грешат чрезмерной публицистичностью: систематически высмеивая всю иррациональность тех или иных политических актов и фактов, он пользуется историей почти так, как пользовался беллетристикой,- для пропаганды своей излюбленной идеи о рациональном и самостоятельном мышлении, как залоге и рычаге прогресса. Бессменно иронический тон (наподобие Шерровской "Трагикомедии истории") отнимает значительную долю ценности у этих очерков,- в общем живых и талантливых, как все, вышедшее из-под пера Писарева. Серьезнее и значительнее других "Исторические эскизы" (1864 г.), представляющие собой яркий, посейчас не утративший своей ценности популярный очерк Великой Французской революции, пересыпанный меткими афоризмами вроде следующего:
"Если бы французский пролетарий мог умываться, как следует порядочному человеку, то наверное не было бы ни террора 1793 г. ни завоевательных шалостей Наполеона"...
Разнообразие и обилие вопросов, трактованных Писаревым в его всегда "энциклопедических" по темам статьях, недоговоренность и разбросанность его идей - очень затрудняет задачу дать в небольшом объеме сколько-нибудь полную характеристику этого писателя. Закончу свой по необходимости беглый очерк несколькими цитатами,- предоставляя самому Писареву ярче запечатлеть в сознании и памяти читателя основные черты его облика:
"Каждый поворот, действующий освежительно на жизнь и самосознание масс, обыкновенно заключается в том, что эти массы освобождаются от какой-нибудь стеснительной опеки и полнее прежнего предоставляются естественному ходу собственных инстинктов и стремлений. Чем больше эта темная масса... получает возможность жить собственном дрянным умишком, тем удобнее она устраивает свой быт, тем быстрее она богатеет... и тем человечнее делается каждый из ее отдельных кусочков" ("Зарождение Культуры").
Это решительное исповедание веры убежденного демократа обнаруживает тот анархический уклон, который я уже отмечал... Не менее определительны такие строки из "Бедной русской мысли", где, по поводу книги Пекарского, Писарев характеризует деспота-реформатора Петра I и его творчество:
"Чем развитее нация, тем полнее самостоятельность отдельной личности... Чем ближе подходит существующее общество людей к этому желанному положению, тем незначительнее становится влияние людей, склонных мудрить над жизнью и ломать ее по своей прихоти, или по своим более или менее мудрым соображениям"...
Можно сказать, что во многих своих идеях и вкусах, Писарев как бы предвосхищает П. А. Кропоткина (индивидуализм - в умысле взгляда на личность человеческую, как на отправную точку для всех социальных построений; огромная вера в социальные результаты технического прогресса; идея о совмещении физического труда с умственным и о соответствующем воспитании). Думается, незачем, в виду этого, делать из Писарева столь близкого родственника марксизму, каким пытается его изобразить Н. В. Водовозов. Он, прежде всего, далек от всякого историко-философского монизма: экономические факторы, с одной стороны, а с другой - развитие самостоятельной мысли - вот не сведенные к единству два начала исторического миросозерцания Писарева...
Влияние идей Конта, которые он популяризировал, ярче сказывается в его мышлении, нежели влияние Бокля и Кери. Он позитивист-рационалист и, правда своеобразный, но все же несомненный "просветитель", подобно своим непосредственным предшественникам Чернышевскому и Добролюбову. Вера в знание, в развитие ума - основная его вера:
"Человека облагораживает, его ведет к наслаждению только самостоятельная умственная деятельность, посвященная бескорыстному исканию истины и не подчиненная рутинным и мелочным интересам вседневной жизни... Значит, все-таки ум дороже всего, или - ум все"...
Напоминанием об этой наиболее заветной, пронесённой им через всю его деятельность мысли Писарева я и закончу характеристику этого неуспевшего "скристаллизоваться", так рано начавшего, но так рано и кончившего - блестящего русского человека, к которому так приложим чудесный стих жестоко-презираемого им "лирика" Полонского:
И не успев еще настроить
Всех струн души своей, запел...
Пусть струны были действительно, не настроены, но восторженная "песня", пропетая - более полувека тому назад - Писаревым во славу ума и знания, все же полна глубокого интереса, а для нас, русских людей, и посейчас не утратила своей свежести и значения...