Главная » Книги

Оленина Анна Алексеевна - Т. Г. Цявловская. Дневник А. А. Олениной, Страница 3

Оленина Анна Алексеевна - Т. Г. Цявловская. Дневник А. А. Олениной


1 2 3 4 5

остоянно будут его притягивать.
   Новые впечатления, новые девичьи лица затуманивали в памяти его образ Олениной. Поэт сам расписывается в этом:
  
   За Netty сердцем я летаю
       В Твери, в Москве -
   И R и О позабываю
        Для N и W 151
            (III, 1, 139).
  
   Netty, N и W - это одна из многочисленных племянниц соседки Пушкина по Михайловскому, П. А. Осиповой, - Анна Ивановна Вульф.152 R обозначает, вероятно, Россет, О - Оленину.
   18 января 1829 года Пушкин возвращается в Петербург.153 Олениной в это время в Петербурге не было. Она уехала в Москву.154 Пути их разминулись.
   - 280 -
   Может быть, Пушкин встретился с нею в марте, но никакими определенными данными об этом мы не располагаем.155 Впрочем, это уже не имело для него никакого значения. В апреле 1829 года Пушкин сделал предложение Гончаровой. Ему отказали, но не лишили надежды на будущее. Со смутными чувствами уехал Пушкин на Кавказ, - он хотел видеть брата Льва, друга Николая Раевского и некоторых из товарищей, декабристов, находящихся в ссылке в "теплой Сибири".
   Во время путешествия Пушкин вспоминал на Кавказе свои сердечные чувства: среди его рисунков, сделанных на Северном Кавказе, мы узнаем портреты М. Н. Волконской, Е. К. Воронцовой.156 В пожилых лицах мужчины и женщины некоторые исследователи предполагают портреты родителей Олениной.157 Эти зарисовки вызваны, вероятно, воспоминаниями о горечи принятого от них отказа.
   Вернулся Пушкин в Петербург после путешествия в Арзрум, после кратковременного пребывания на обратном пути в Москве и нового гощения в деревне у Вульфов, - в середине ноября 1829 года.

9

   Вернувшись в Петербург после длительного отсутствия (его не было восемь месяцев), Пушкин принимается за восьмую главу "Евгения Онегина".158 Описывая петербургский бал, поэт дает вереницу сатирически изображенных типов - представителей столичного света. Среди этих карикатурных персонажей оказывается и Оленина. Стихи эти остались в черновиках поэта (VI, 512-515). Приведем строки об Олениной в том порядке, как они писались:
  
   Annette Olenine тут была
   *
   Lisette
   *
   [Тут] Лиза          была
   Уж так [жеманна], так мала!..159
   - 281 -
   Так бестолкова, так писклива160
   [Что вся была в отца и мать]161
   *
   Тут Лиза Лосина была
   *
   Тут [Лиза] дочь его была,162
   Уж так жеманна, так мала,163
   Так неопрятна, так писклива,164
   Что поневоле каждый гость
   Предполагал в ней ум и злость...
   *
   Тут был ее отец 165
   О двух ногах н?улек? горбатый
   *
   Тут был отец ее пролаз166
   Нулек на ножках
   И далее:
   [Но дрожь Онегина взяла:]
   [Тут Лиза        вошла]
   Уж так горбата, так смела
   *
   Так неопрятна [писклива]
   Что поневоле каждый гость
   Предполагал ?в ней ум и злость?167
  
   Вот образ Олениной, вчерашнего "ангела милого"! Жеманна, мала, горбата, писклива, бестолкова, неопрятна. Она вызывает дрожь Онегина при своем появлении. Чем объясняется этот ядовитейший сарказм против Олениной? Надо предположить, что произошло что-то чрезвычайное, что Оленина жестоко оскорбила Пушкина, сделала это публично. То, что она отказала ему "в руке", - дело интимное, которое, как мы видели, не вызвало, естественно, никакой обиды. Тон же черновых стихов об Олениной в восьмой главе "Онегина" предполагает какую-то взорвавшую Пушкина обиду. Стихи о Лизе Лосиной написаны в декабре 1829 года, когда Пушкин, вернувшись в Петербург после длительного путешествия, вновь засел за роман. Мы видим и еще один знак отчуждения Пушкина от семьи Олениных в те же декабрьские дни 1829 года. Составив список тех лиц, кому следует развезти визитные карточки к новому, 1830 году, Пушкин записал и Олениных и тут же вычеркнул их.168 Он перестал считать их своими знакомыми. Не услыхал ли Пушкин, вернувшись из Арзрума, от кого-нибудь,
   - 282 -
   может быть, от преисполненной ревностью к Олениной Екатерины Ушаковой, знаменитой своим злым язычком, каких-нибудь обидных речей, которые Оленина говорила о нем, приехав в Москву?

10

   Думаю, что эта моя гипотеза находит себе подкрепление в словах самого Пушкина. Есть у Пушкина повесть, называемая "?Роман в письмах?". Написана она в 1829 году, осенью в течение десяти дней - с 21 октября по 1 ноября (VIII, 2, 1051). Пушкин жил в это время в Старицком уезде, заехав туда на пути из Арзрума в Петербург. Поэт написал в это время бо?льшую часть "Путешествия Онегина", поэму "Тазит" - и в том и в другом кристаллизовались недавно воспринятые кавказские впечатления. Здесь же родились и такие свежие, реалистические и совершенные в поэтическом отношении стихотворения, как "Зима. Что делать нам в деревне?.." и "Зимнее утро" ("Мороз и солнце; день чудесный...").
   В написанной в эти благодатные дни повести "Роман в письмах" читаем мы мысли самого Пушкина (в письмах мужчин), мысли и чувства девушек, его окружавших (в письмах женщин). В повести ярко отражается весь быт среднепоместных уездных дворян. В ней сквозят ощутимые черты живой действительности.
   Пушкин и не скрывает этого. Помета под первым же письмом героини повести Лизы к Саше - "Село Павловское" - говорит сама за себя. Село Павловское Пушкин упоминает в своем письме к А. Н. Вульфу от 26 октября 1829 года (XIV, 49, 50, No 419).169 Селом Павловским помечено им место создания "Странствия" Онегина в хронологии романа (VI, 532). Из села Павловского написано и письмо к жене в 1833 году.
   Только что отъехав от Петербурга, 21 августа Пушкин пишет жене: "Ты не угадаешь, мой ангел, откуда я к тебе пишу: из Павловска; между Берновом и Малинников, о которых вероятно я тебе много рассказывал. Вчера, своротя на проселочную дорогу к Яропольцу, узнаю с удовольствием, что проеду мимо Вульфовых поместий, и решился их посетить. В 8 часов вечера приехал я к доброму моему Павлу Ивановичу, который обрадовался мне, как родному. Здесь я нашел большую перемену. Назад тому 5 лет Павловское, Малинники и Берново наполнены были уланами и барышнями; но уланы переведены, а барышни разъехались..." (XV, 72, No 838).
   Вот отрывок из "Романа в письмах", где мы видим полнейшую аналогию: "... вчера были именины ***. Я приехал к обеду, вхожу в гостиную, нахожу толпу гостей, уланские мундиры, дамы меня окружают..." (VIII, 1, 51). Уланы, о которых пишет Пушкин, были офицерами стоявшего тогда в Старице Оренбургского уланского полка.170 Пушкин знал, как живо они интересовали барышень, живущих в вульфовских поместьях по уезду; Анна Ник. Вульф писала ему из Малинников об уланах еще в 1826 году (XIII, 273, 280-281); сам Пушкин сообщает А. Н. Вульфу
   - 283 -
   в письме от 26 октября 1829 года: "Евпраксия Николаевна и Александра Ивановна отправились в Старицу осмотреть171 новых уланов" (XIV, 49, No 419).
   Уланы эти отразились не только в "Романе в письмах", но и в "Евгении Онегине". Описывая увлечение Ольги после смерти Ленского, поэт пишет:
  
   Мой бедный Ленский! изнывая,
   Не долго плакала она...
   Улан умел ее пленить,
   Улан любим ее душою...
   Улан, своей невольник доли,
   Был должен ехать с нею в полк.
   (VI, 142, 143).
  
   В опущенных для печати двух строфах чернового текста дается и портрет улана, покорившего Ольгу:
  
   Ее настиг младой улан,
   Затянут - статен и румян,
   Красуясь черными усами,
   Нагнув широкие плеча
   И гордо шпорами звуча.
   (VI, 420).
  
   В варианте последнего стиха: "Заветной шпорою гремя" - можно узнать лукавую интерпретацию выражения, подобного словам Netty (Анны Ивановны Вульф): "... в шпорах есть нечто поэтическое. Ссылаюсь на мнение А. И. В.", введенного было Пушкиным в примечание к строфе XXVIII главы первой (VI, 528).172
   Если вспомнить, что глава седьмая "Евгения Онегина" писалась в 1827-1828 годах, то не останется сомнений, что улан в "Евгении Онегине" прямо привнесен из провинциальных впечатлений поэта. "Здесь объедаюсь я вареньем и проиграл три рубля в двадцать четыре роббера в вист", - пишет Пушкин жене (21 августа 1833 года; XV, 73). "С чувством подчует вареньем", "мать... большая охотница до виста", "играю с старухами в бостон по копейке и сержусь, когда проигрываюсь", - читаем мы аналогичные письму тексты в повести (VIII, 1, 47, 55). Скажем больше. Все героини повести - Лиза, Саша, Маша - названы именами обитательниц этого вульфовского гнезда. "Из старых моих приятельниц нашел я одну белую кобылу..., а в Малинниках вместо всех Анет, Евпраксий, Саш, Маш etc., живет управитель Парасковии Александровны...", - так пишет Пушкин в том же письме к жене (XV, 72).
   Откроем дневник Вульфа: "Старица. Я ожидал там найти Лизу и Сашу... Здесь я нашел двух молодых красавиц... Марья Борисова. Другая, Машенька Борисова, прошлого года мною совсем почти незамеченная, теперь тоже заслуживала мое внимание. Не будучи красавицею, она имела хорошенькие глазки и для меня весьма приятно картавила. Пушкин, бывший здесь осенью, очень ввел ее в славу".173 Лиза - это одна из многочисленных племянниц П. А. Осиповой, младшая сестра Анны Петровны
   - 284 -
   Керн, Елизавета Петровна Полторацкая, которая проходит одной из главных героинь в дневнике Вульфа. Более известна она по обращенному к ней четверостишию Пушкина:
  
   Когда помилует нас бог,
   Когда не буду я повешен,
   То буду я у ваших ног,
   В тени украинских черешен.174
   (III, 1, 150)
  
   Саша, она же Алина, - это Александра Ивановна Осипова, падчерица П. А. Осиповой, которую Пушкин обессмертил своим "Признанием" ("Я вас люблю, - хоть я бешусь..."; III, 1, 28).175 Маша - это, конечно, Марья Васильевна Борисова, о которой говорит Вульф, что Пушкин осенью 1828 года "очень ввел ее в славу". Вероятно, Вульф имеет в виду полученное им от Пушкина письмо, написанное 27 октября 1828 года: "... Марья Васильевна Борисова есть цветок в пустыне, соловей в дичи лесной, перла в море и... я намерен на днях в нее влюбиться" (XIV, 33). Это была молодая девушка, сирота, жившая в доме Петра Ивановича Вульфа, в имении Старицкого уезда Тверской губернии. "Была она очень красивая, имела выразительные глаза и черные волосы".176 Конечно, ее изобразил Пушкин следующей осенью в своем "Романе в письмах" в качестве второй героини повести, Маши, которая наряду с первой героиней Лизой занимает Владимира. "Стройная меланхолическая девушка лет семнадцати, воспитанная на романах и на чистом воздухе"; "у ней много хорошего, много оригинального"; "Маша хорошо знает русскую литературу - вообще здесь более занимаются словесностию, чем в Петербурге"; "теперь я понимаю, за что В* ?Вяземский? и П* ?Пушкин? так любят уездных барышен. Они их истинная публика"; "Она стройна и странна - мужчинам только того и надобно" и т. д. (VIII, 1, 47, 49, 50, 51).
   Образ той же Машеньки Борисовой посетил Пушкина, когда он обдумывал - уже в 1834 году - "Капитанскую дочку". В одном из планов повести находятся такие строки: "Муж и жена Горисовы.177 Оба душа в душу - Маша, их балованная дочь - (барышня Мар?ья? Горис?ова?). Он влюбляется тихо и мирно" (VIII, 2, 930).
   Вот в этой-то реалистической повести "Роман в письмах", искрящейся умом, теплым юмором и знанием человеческого сердца, пронизанной уважительной любовью к простой русской девушке (той же Татьяне, той же Маше из "Капитанской дочки"), в повести, в которой решительно всё кажется сколком с настоящей, еще не остывшей жизни, находим мы развязку отношений Пушкина с Олениной.
   В последнем письме повести Владимир описывает своему другу прелесть Лизы и заканчивает этот дифирамб контрастным рассказом о другой. Приведу этот текст.
   - 285 -
   "С Лизою вижусь каждый день - и час от часу более в нее влюбляюсь. В ней много увлекательного. Эта тихая благородная стройность в обращении, прелесть высш.?его? петербургского общества, а между тем - что-то живое, снисходительное, доброродное (как говорит ее бабушка), ничего резкого, жестокого в ее суждениях, она не морщится перед впечатлениями, как ребенок перед ревен?ем?. Она слушает и понимает - редкое достоинство в наших женщинах. Часто удивлялся ?я? тупости понятия или нечистоте воображения дам, впрочем очень любезных.178 Часто сам?ую? тонк?ую? шутку, самое поэтическое приветствие179 они принимают или за нахальную эпиграмму или ?за? ??? неблагопристойную плоскость.180 В таком случае холодный вид181 ими принимаемый так убийственно отвратителен, что самая пылкая любовь против него не устоит.
   "Это испытал я с Еленой ***,182 в которую был я влюблен без памяти. Я сказал ей какую-то нежность;183 она приняла ее за грубость и пожаловалась на меня своей приятельнице.184 Это меня вовсе разочаровало" (VIII, 1, 55-56).
   В женщине, в которую поэт был влюблен без памяти, которая приняла его нежность за грубость, которую Пушкин назвал было О -, а затем Елена, нельзя не узнать Олениной.185 Первоначальные слова: "нажаловалась своим приятельницам, чрез которых" - совершенно точно соответствуют моему предположению, что Пушкин слышал от Ушаковых какие-то оскорбительные о нем речи Олениной, сказанные ею в ее приезд в Москву.
   Именно из Москвы приехал Пушкин в этот раз в Старицу. А там он по-прежнему бывал постоянно у Ушаковых; во время этих общений с ними услышал, очевидно, рассказ Олениной в их передаче (может быть, повторно разговор мог быть еще в марте-апреле) - "нажаловалась своим приятельницам, чрез которых...".
   Почему Ушаковы - приятельницы Олениной? Это та же среда, тот же круг. И естественно, что, приехав в Москву, Оленина познакомилась и в какой-то мере сблизилась с этими своими сверстницами.
   Если нужны еще подтверждения в пользу того, что рассказ Владимира о Елене это - рассказ Пушкина об Олениной, мы предлагаем аналогии.
   Встретив невзначай Пушкина, Оленина боится, как бы он "не соврал чего в сентиментальном роде". Она "в ярости от речей Пушкина на ее счет".186 Может быть, именно этот случай нашла она нужным рассказать и в Москве.
   - 286 -
   Очевидно, это была последняя капля в переполненной чаше разочарования Пушкина Олениной. Отношения между ними не сложились. Он был "без памяти влюблен". Она была равнодушна. Она ценила его славу, то, что он был одним из самых интересных людей своего времени, что подруги завидовали его вниманию к ней. Это льстило ей до такой степени, что она соглашалась на условные свидания с ним в Летнем саду, под присмотром гувернантки. Но Лобанов-Ростовский, Киселев, Чечурин - все привлекали ее гораздо больше, непосредственнее.
   Образ Олениной вырисовывается теперь довольно отчетливо. Поздняя дочь в семье, она росла балованным ребенком. Ее баловали немолодые родители, старшие брат и сестра и постоянные, близкие и дальние, посетители дома Олениных. Ей пишут стихи известные поэты, ее рисуют первые художники. Она не терпит противоречий. Хорошенькая, живая, белокурая девушка с красивыми, выразительными глазами, маленькая, подвижная, бойкая, музыкальная, любящая поэзию, - Оленина нравилась всем. Воспитанная среди видных представителей русской литературы, она с юности любила выражать свои мысли и чувства в дневнике, в рассказах и стихах. Лишенная всякого литературного дара, Оленина усвоила от культуры слова лишь развязность, бойкость в выражении мыслей. Рассудительность ее, душевный холод часто заглушали ее природную пылкость. Властная и даже деспотичная, рассудочная в отношениях, резонерка, чрезвычайно высоко мнящая о себе, - она представляется нам мало симпатичным человеком. Но обаяние ее девичьей нежности, привлекательность ее в соединении с веселым и живым характером заставили Пушкина "без памяти" влюбиться в нее. Три месяца занимала она его мысли и чувства. Затем, не встретив ответа, увлечение стало гаснуть. Пушкин начал обращать внимание на "резкость, жестокость в ее суждениях", стал замечать, что, слушая его, она его не понимает. Он увидел, что она "крепится противу принятия впечатлений", "морщится" перед ними. Он стал удивляться "тупости ее понятия". Он вдруг убедился, как извращенно толкует она его слова. Он понял, что только "нечистота воображения" могла превратить в ее сознании его "самую тонкую шутку", "самое тонкое нежное приветствие" в "нахальную эпиграмму" или в "неблагопристойную плоскость". Важный, холодный вид, принимаемый ею в этих случаях, был для него "так отвратителен", "так убийственно отвратителен", что любовь его не устояла. Оленина "вылечила его навсегда".187
   Пушкин любил пользоваться таким приемом письма; характеризуя какого-нибудь человека, он показывал, каких отрицательных свойств у этого человека нет. Он подбирал из них другой образ. Таким путем, в тени явного портрета возникал другой портрет - скрытый, но, несомненно, более важный для Пушкина. Он получал возможность, не называя своего врага, обнажить всё отталкивающее в нем.
   Именно так построена, например, в "Воображаемом разговоре с Александром I" характеристика Воронцова, мрачной тенью сопровождающего светлый образ Инзова (см. XI, 23).188
   - 287 -

11

   Остается рассмотреть, к Олениной ли обращены еще некоторые лирические стихотворения Пушкина.
   Отметим прежде всего, что не стоило бы вновь вовлекать в круг стихотворений, обращенных Пушкиным к Олениной, стихотворения, давно уже справедливо выведенного из этого цикла. Это - стихотворение 1833 года "Когда б не смутное влеченье...".189
   Долгое время существовала укоренившаяся точка зрения, что к Олениной обращено и стихотворение "Приметы":
  
   Я ехал к вам: живые сны
   За мной вились толпой игривой...
      (III, 1, 152).
  
   А. П. Керн вспоминала: "...он приехал ко мне вечером и, усевшись на маленькой скамеечке (которая хранится у меня как святыня), написал на какой-то записке:
  
   Я ехал к вам. Живые сны...190
  
   "Писавши эти строки и напевая их своим звучным голосом, он при стихе:
  
   И месяц с левой стороны
   Сопровождал меня уныло
  
   заметил, смеясь: "Разумеется с левой, потому что ехал назад!"
   "Это посещение, как и многие другие, полно было шуток и поэтических разговоров.
   "В это время он очень усердно ухаживал за одной особой, к которой были написаны стихи: "Город пышный, город бедный" и "Пред ней, задумавшись, стою".191 Несмотря, однако ж, на чувство, которое проглядывает в этих прелестных стихах, он никогда не говорил об ней с нежностию и однажды, рассуждав о маленьких ножках, сказал: "Вот, например, у ней вот какие маленькие ножки, да черт ли в них?" - В другой
   - 288 -
   раз, разговаривая со мною, он сказал: "Сегодня Крылов просил, чтобы я написал что-нибудь в ее альбом". "А вы что сказали?" - спросила я. "А я сказал: Ого!" В таком роде он часто выражался о предмете своих вздыханий".192
   Намекала ли Керн на то, что "Приметы" написаны к Олениной (как всё остальное, о чем она говорит в приведенных страницах) или к ней (как понимают некоторые исследователи), или же она не знала, к кому обращено стихотворение, - не имеет значения.193
   Новую догадку выдвинул М. Л. Гофман. Он предположил, что "Приметы" обращены не к Олениной, а к Вельяшевой.194 Эта любопытная и правдоподобная гипотеза принята и нами в Академическом издании.195 Но ее колеблет утверждение Оленина (внучатного племянника Анны Алексеевны), что автограф стихотворения находился в альбоме Олениной.196 Вопрос, таким образом, не может считаться решенным.
   Обратимся к другому стихотворению - "Каков я прежде был, таков и ныне я..." с эпиграфом из А. Шенье: "Tel j'Иtais autrefois et tel je suis encor". И в этих стихах видели чувство Пушкина к Олениной. Казалось бы, очень правдоподобная гипотеза. "Умиленье", "робкая нежность" - не то же ли чувство сквозит и в словах:
  
   Пред ней задумчивый стою,
   Полувеселый, полуслезный.197
  
   Однако датировка стихотворения "Каков я прежде был..." 1828 годом, которая и вводила в заблуждение исследователей, оказывается ненадежной. Выясняется, что оно было написано еще в 1826 году.198
   Печатают же "Каков я прежде был..." среди произведений 1828 года, потому что так датировал стихотворение сам Пушкин.199
   - 289 -
   Переписал его поэт с рукописи 1826 года набело в 1828 году, в апреле-мае, в новую записную книжку. Это убеждает нас в том, что стихотворение зазвучало вновь в памяти поэта в те дни, когда он был влюблен в Оленину, и что образ той девушки, которая вдохновила поэта на создание этих стихов, уже давно погас в его сердце.200 И печатая стихотворение (это было уже в 1832 году), Пушкин поставил под текстом дату: 1828 год. Может быть, поэтому и опустил он при переписывании и в печати последние строки стихотворения, текста которых мы, к сожалению, до сих пор не знаем, так как они остались непрочитанными доныне. Автограф написан карандашом и совершенно затерт.
   Не известна вдохновительница одного из самых замечательных произведений пушкинской любовной лирики:
  
   Я вас любил: любовь еще, быть может,
   В душе моей угасла не совсем...
   (III, 1, 188).
  
   Пушкин утаил от нас, к кому обращено это стихотворение, как утаивал он имена всех женщин, которых он любил особенно глубоко. Но биограф не может проходить равнодушно мимо таких значительнейших памятников чувства, которое светится в стихотворении "Я вас любил...". Его всегда будет мучить эта загадка. 1829 год, которым Пушкин сам обозначил время создания стихотворения "Я вас любил...", казалось бы, дает в руки исследователя какую-то опору. Но и она ненадежна. Гипотеза Анненкова, что стихотворение обращено к Олениной, была поддержана рядом легковерных комментаторов и отвергнута одним комментатором, серьезно подошедшим к вопросу.201
   Вся психологическая основа стихотворения "Я вас любил..." противится тому, чтобы признать его написанным к Олениной. Слова стихотворения предполагают безграничную преданность женщине - до полнейшего отказа от собственного чувства. За стихотворением чувствуется какая-то протяженность, давность чувства, остужающее дыхание времени. Все эти данные и привели меня в свое время к предположению, что стихотворение обращено к той же женщине, к которой написаны и другое стихотворение того же года - "Что в имени тебе моем?.." и два письма 1830 года, дышащие уничтожающей, всепоглощающей, многолетней страстью, которую поэт пытается подавить.202
   - 290 -
   Стихотворение "Что в имени тебе моем?..", как и письма 1830 года, написаны, как известно, Каролине Собаньской.203 Естествен вывод, что написанное в одном ключе с этими лирическими и эпистолярными произведениями и, вероятно, в одно время стихотворение "Я вас любил..." обращено к ней же.204 Но вот являются новые факты, противоречащие этой точке зрения. Внучка Олениной рассказывает:
   "Анна Алексеевна тщательно берегла альбомы с автографами и рисунками Пушкина (всё больше ножки гирляндою вокруг стихотворений 1828 года), не любила, чтобы мы выражали о них наше мнение и не допускала ни малейшей критики с нашей стороны...
   "Зная, как я интересовалась ее прошлым, бабушка оставила мне альбом,205 в котором, среди других автографов, Пушкин в 1829 году вписал стихи "Я вас любил, любовь еще, быть может...". Под текстом этого стихотворения он в 1833 году сделал приписку: "plusqueparfait - давно прошедшее.206 1833".
   "Завещая мне этот альбом, Анна Алексеевна выразила желание, чтобы этот автограф с позднейшей припиской не был предан гласности..., желание Анны Алексеевны я исполнила, и автограф не сделался достоянием печати.
   "Теперь же, когда прошло более ста лет со времени создания Пушкиным этого чудного стихотворения и после того, как столь многое изменилось в нашей жизни, я думаю, что то значение, которое Анной Алексеевной придавалось пометке Пушкина, уже утратилось. Решаясь огласить эти лишь мне известные слова Пушкина, думаю внести ценный вклад в пушкинскую литературу для тех, кто благоговейно относится к малейшей мысли нашего великого поэта.
   "На обратной стороне листа находился другой автограф Пушкина "Что в имени тебе моем?"".207
   Можно ли верить публикатору этих сообщений? Альбом не сохранился. Она пишет по памяти об альбоме, утраченном в 1917 году, пишет
   - 291 -
   в 1935-м. Не изменила ли ей память? О. Н. Оом пишет на старости лет (она посвящает книгу внукам); она начитана в пушкинской литературе, - она привносит в семейные воспоминания моменты, безусловно почерпнутые из позднейшей литературы (см. выше). Так же точно, на тех же основаниях могли бы мы усомниться и в свидетельстве О. Н. Оом о том, что стихотворение "Я вас любил...", находившееся в альбоме Олениной, было вписано рукой поэта.208
   Но сообщаемое Оом дополнительное сведение, что Пушкин сделал под текстом позднейшую приписку: "plusqueparfait ?давно прошедшее?. 1833", заставляет нас с сугубой осторожностью высказывать наши возражения. В этой помете Пушкин отказывается от своего чувства, говорит, что оно давно прошло. Такие тщеславные и самовлюбленные женщины, как Оленина, никогда не согласятся признать охлаждения к ним чужого чувства. Оленина и не позволяла сообщать в печати эту помету. Лишь в 1935 году, спустя более ста лет после всех этих любовных перипетий, решилась О. Н. Оом эту надпись опубликовать. Она сознавала, что всё связанное с великим поэтом уже не может оставаться достоянием одной частной семьи. Интересы национально-общественные перевесили ее семейный пиетет. Самый факт опубликования потомками Олениной подобного текста является ручательством за его подлинность. В таком случае правильно и то, что и стихотворение "Я вас любил..." было вписано Пушкиным в альбом Олениной.
   Попробуем объяснить себе этот факт. Оом сообщает, что на обороте стихотворения "Я вас любил..." в альбоме Олениной Пушкин записал стихотворение "Что в имени тебе моем?.." Как мы видели, стихотворение это написано было для Собаньской. И вот, оказывается, Пушкин записывает это "чужое", не Олениной адресованное стихотворение, ей в альбом. Бывали ли подобные случаи у Пушкина? Да, бывали. Мы знаем их несколько.
   Поэт пишет в Крыму стихотворение "Зачем безвременную скуку..." Оно вызвано мыслью о смерти, приближающейся к тяжело больной, но веселой, живой, острой девушке. Проходит пять лет. И Пушкин, покидая Москву, влюбленный в другую, передает эти стихи ее свойственнику - для нее, вероятно. Он ставит на автографе дату отъезда из Москвы. Теперь стихи о "неизбежной разлуке", страшащей поэта, говорят уже не о смерти, нависшей над любимой, а об отъезде влюбленного.209
   Не вызывает недоумения и случай со стихами "Вы избалованы природой..."210 Общее в двух стихотворениях, написанных на одну тему, обращенных к двум разным девушкам, лишь экспозиция стихотворения.
   - 292 -
   Существо же этих стихотворений, развитие темы, - в чем же выразилось пристрастие природы к той или иной, - не имеет между собой ничего общего.
   Но вот возникает перед нами новый случай. Пушкин вписывает в альбом Олениной стихотворение "Что в имени тебе моем?..", написанное Собаньской, - стихотворение с признанием в том, что она всегда живет в его сердце. Это - измена. Но эта измена простительна, - ею он давно забыт.
   Не то же ли самое случилось и со стихотворением "Я вас любил..."? Не было ли и оно написано другой женщине и вписано в какую-то нежданную минуту в альбом Олениной? Например, когда Крылов побуждал Пушкина написать ей в альбом стихи. Оленина уже не вдохновляла его, и он взял стихи, написанные другой женщине.
   Нам осталось выяснить, когда же мог Пушкин вписать Олениной в альбом стихи "Я вас любил...".
   Оом утверждала, что под ними была дата: 1829. 1829 год - год длительного отъезда Пушкина из Петербурга, год путешествия его на Кавказ, в Арзрум. Этот факт суживает границы возможной датировки записи стихотворения в альбом Олениной. Отпадает время с апреля по начало ноября 1829 года - в это время Пушкина не было в Петербурге. До отъезда на Кавказ Пушкин мог встретиться с Олениной в марте 1829 года, но возможность этой встречи весьма условна. В конце же года, по возвращении в Петербург, Пушкин, как мы видели, написал в адрес Олениной страшные стихи, выражавшие чувства, прямо противоположные любви. Тем самым мы невольно приходим к заключению, что Пушкин едва ли бы вписал "Я вас любил..." в альбом Олениной в декабре 1829 года.
   Дата "1829", имевшаяся будто бы в альбоме Олениной под стихотворением "Я вас любил...", говорит скорее о времени создания стихотворения, чем о времени вписывания его в альбом. Иначе стояла бы точная дата, как это обычно делал Пушкин в альбомах. Поэтому, может быть, случилось это и позднее, т. е. в начале 1830 года. Именно так должно было быть со стихотворением "Что в имени тебе моем?.." Написанное, по свидетельству самого Пушкина, в 1829 году (очевидно, в декабре), оно было записано в альбом Собаньской 5 января 1830 года. Олениной же, естественно, еще позднее.
   То же, вероятно, и со стихотворением "Я вас любил..." Последний срок - это, вероятно, февраль - начало марта. 4 марта Пушкин уехал из Петербурга. А через месяц он был помолвлен с Гончаровой.
   Последней, известной нам встречей Пушкина с Олениной был его приход, уже женатым, к ней, когда он коротко и решительно подписал под текстом стихотворения "Я вас любил...": "plusqueparfait. 1833".
   Заканчивая статью, мы не можем не указать, что, как бы ни были сложны и порой тяжелы для Пушкина отношения его к Олениной, она была центральным образом его лирики 1828 года и что она вдохновила поэта на создание одного из самых больших циклов любовных стихотворений за всю его жизнь.

----

Сноски

   Сноски к стр. 247.
   1 П. М. Устимович. Анна Алексеевна Андро, рожденная Оленина. "Русская старина", 1890, т. 67, август, стр. 387-412; Н. Козмин. Пушкин и Оленина (По новым данным). "Сборник Пушкинского Дома на 1923 год", Пгр., 1922, стр. 31-34.
   2 Дневник Анны Алексеевны Олениной (1828-1829). Предисловие и редакция Ольги Николаевны Оом. Париж, 1936, XLI, 137 стр. (тираж издания - двести нумерованных экземпляров). Мы пользовались экземпляром No 138, принадлежащим библиотеке Государственного Литературного музея (Москва).
   3 "Известия ЦИК СССР и ВЦИК". 1937, No 35, 9 февраля.
   Сноски к стр. 248.
   4 Здесь и в дальнейшем цитируется по изданию: Пушкин, Полное собрание сочинений, тт. I-XVI, Изд. Академии наук СССР, 1937-1949.
   5 А. П. Керн. Воспоминания. Предисловие П. И. Новицкого. Вступительная статья, редакция и примечания Ю. Н. Верховского, изд. "Academia", Л., 1929, стр. 60.
   6 М. П. Бестужев-Рюмин показывал Следственному комитету 5 апреля 1826 года, что он встречал "несколько раз" Пушкина в 1819 году у Олениных (Восстание декабристов, т. IX, Госполитиздат, 1950, стр. 119).
   7 Заканчивается этот абзац в воспоминаниях А. А. Оленина так: ""Архив Алексея Николаевича находится в городе Касимове. Я тебе его с удовольствием привезу" - сказал уходя Александр Алексеевич" (Воспоминания Александра Алексеевича Оленина, в записи Павла Сергеевича Попова, 1934. Рукопись. Хранится у меня). Судьба названного архива (или, вернее, этой части архива) А. Н. Оленина теперь не известна.
   8 "Анета знала его, когда была еще ребенком". - Оленина пишет о себе в третьем лице.
   9 См. выше статью Ф. Я. Приймы "Пушкин и кружок А. Н. Оленина", стр. 235.
   10 Пушкин вернулся из Михайловского в Петербург числа 17 октября.
   Сноски к стр. 250.
   11 Вопрос о времени окончательного возвращения Е. М. Хитрово в Россию, а в связи с этим и о времени знакомства Пушкина с нею рассматривался Н. В. Измайловым в его статье "Пушкин и Е. М. Хитрова" в книге "Письма Пушкина к Елизавете Михайловне Хитрово" (Л., 1927). Н. В. Измайлов считает, что приезд Хитрово был вызван "коронацией императора Николая, в августе 1826 года; осторожнее его отнести к 1827 году" (стр. 159). Предположение это правильно: "Г-жа Хитрово вчера вечером приехала в Рим, а в воскресенье опять уедет во Флоренцию. Она едет в Москву на коронацию!" - писал 4 апреля 1826 года князь Дм. Ив. Долгоруков брату Михаилу из Рима ("Русский архив", 1915, No 3, стр. 392). Не известно, состоялось ли знакомство Пушкина с Е. М. Хитрово в 1826 году, в Москве. Если нет, то оно завязалось в 1827 году, в Петербурге.
   12 А. О. Смирнова-Россет. Автобиография (Неизданные материалы). Подготовила к печати Л. В. Крестова. С предисловием Д. Д. Благого, М., 1931, стр. 110. Л. В. Крестова, вслед за В. В. Вересаевым, относит знакомство Пушкина с Россет (Смирновой) к январю 1829 года (см. там же, стр. 320). Это неправильно, хотя бы потому, что стихотворение Пушкина "Ее глаза", в котором говорится и о Россет, написано в 1828 году. К тому же приглашение Россет на бал совместно с княжной Стефанией Радзивил (1809-1832) говорит о времени, когда обе были еще фрейлинами, а это было не позднее весны 1828 года, когда Радзивил (14 апреля) вышла замуж за графа Л. П. Витгенштейна.
   13 М. С. Боровкова-Майкова. Письма Вяземского. "Литературно-художественный сборник "Красной панорамы"", ноябрь, Л., 1929, стр. 48. Вторично вошло в публикацию: Пушкин в неизданной переписке современников. "Литературное наследство", т. 58, 1952, стр. 75.
   14 Елизавета Марковна Оленина, рожденная Полторацкая, родилась 2 мая 1768 года, ей исполнилось в этот день шестьдесят лет.
   Сноски к стр. 251.
   15 Графиня Наталья Павловна Зубова, рожденная княжна Щербатова (1801-1868), жена графа Александра Николаевича Зубова.
   16 Княгиня Прасковья Павловна Юсупова, рожденная княжна Щербатова (1795-1820).
   17 М. С. Боровкова-Майкова, ук. соч., стр. 49.
   18 Алексей Николаевич Авдулин (1776-1838), генерал-майор, и жена его Екатерина Сергеевна, рожденная Яковлева (ум. в 1832 году).
   19 Графиня Аграфена Федоровна Закревская, рожденная графиня Толстая (1800? - 1879). О ней см. ниже, стр. 267.
   20 М. С. Боровкова-Майкова, ук. соч., стр. 49; см. также: "Литературное наследство", т. 58, стр. 77-78.
   21 Все эти внешние впечатления Вяземского дали повод М. С. Боровковой-Майковой присоединиться к мнению В. В. Вересаева, указывавшего на "несовпадение поэта с человеком в плане реальной жизни" (указанный сборник журнала "Красная панорама", стр. 50).
   22 См.: М. А. Цявловский, Л. Б. Модзалевский, Т. Г. Зенгер. Рукою Пушкина. Изд. "Academia", М.-Л., 1935, стр. 314. Датируются эти записи: 1...18 ??? мая 1828 года.
   23 Предшествующие черновые варианты см. III, 2, 717-719. Стихотворение в этой первоначальной редакции (ЛБ No 2371, л. 12 об.; ныне ИРЛИ (ПД), ф. 244, оп. 1, No 838) датируется: "после 5 апреля - началом (до 9-го) мая 1828 года" (III, 2, 1176).
   Сноски к стр. 252.
   24 О том, что это стихотворение обращено к А. А. Олениной и что на его основе Пушкин в январе 1829 года создал другое стихотворение, обращенное к Ел. Ник. Ушаковой, см. мою заметку в книге: Рукою Пушкина, стр. 652-653.
   25 Или: Оленины.
   26<

Другие авторы
  • Трубецкой Евгений Николаевич
  • Ли Ионас
  • Аппельрот Владимир Германович
  • Алымов Сергей Яковлевич
  • Карлгоф Вильгельм Иванович
  • Плещеев Алексей Николаевич
  • Засецкая Юлия Денисьевна
  • Елпатьевский Сергей Яковлевич
  • Булгарин Фаддей Венедиктович
  • Бородин Николай Андреевич
  • Другие произведения
  • Львов-Рогачевский Василий Львович - В. Л. Львов-Рогачевский: биографическая справка
  • Одоевский Владимир Федорович - В. Ф. Одоевский — Лермонтову М. Ю
  • Зейдер Федор Николаевич - Страдания пастора Зейдера,
  • Булгаков Сергей Николаевич - Простота и опрощение
  • Писарев Дмитрий Иванович - Прогулка по садам российской словесности
  • Мамин-Сибиряк Д. Н. - В худых душах...
  • Горький Максим - Приветствие к пятнадцатилетию советской кинематографии
  • Амфитеатров Александр Валентинович - От автора
  • Каменский Андрей Васильевич - Даниель Дефо. Его жизнь и литературная деятельность
  • Розанов Василий Васильевич - Промышленные и торговые люди в будущем представительстве
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 396 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа