/a> Прежде читалось ошибочно: "Море. On Day". Правильный текст установлен в Академическом издании.
27 Заменяем неправильно прочитанное и до сих пор нечитаемое исправление Пушкина первоначальным эпитетом черновика.
28 Черновой текст (беловой текст неизвестен) написан на л. 13 тетради ЛБ No 2371. Он датируется серединой (не ранее 9) мая 1828 года (см. III, 2, 1157).
29 Автограф не сохранился. Датируется 1828 годом; предположительно - около (не ранее) 9 мая (см. III, 2, 1158).
30 Время приезда его в Петербург в 1828 году - 27 февраля вечером - выясняется из письма Вяземского к жене от 2 марта 1828 года. Письма Вяземского к жене за 1827 и 1828 годы были подготовлены к печати М. С. Боровковой-Майковой. Несостоявшаяся публикация эта сохранилась в сверстанных листах невышедшего седьмого тома сборников "Звенья". Автографы писем Вяземского к жене хранятся в ЦГАЛИ (фонд Вяземских, No 195, оп. 1, ед. хр. 3267). Данное письмо находится на листах 193-194 названного собрания писем. Тексты всех цитируемых писем Вяземского к жене за 1828 год выверены нами по автографам.
31 Письмо от 4 и 7 мая 1828 года. ЦГАЛИ, ф. 195, оп. 1, ед. хр. 3267.
Сноски к стр. 253.
32 Стихотворение датировано в Академическом издании серединой марта - началом июня (?) 1828 года (III, 2, 1161). 1828 годом датировал стихотворение сам Пушкин. Из писем Вяземского к жене за 1828 год мы видим, что стихотворение Вяземского "Южные звезды, черные очи
..." написано 5 мая. Пушкин ответил стихами "Ее глаза", вероятно, в ближайшие дни, т. е. в первой половине мая (после 5-го) 1828 года.
33 П. М.
Устимович. Анна Алексеевна Андро, рожденная Оленина. "Русская старина", 1890, т. 67, август, стр. 397.
34 Из воспоминаний Александра Алексеевича Оленина, написанных по просьбе В. Д. Бонч-Бруевича в 1937 году. Другой, очень близкий текст этого рассказа заключается в воспоминаниях А. А. Оленина, записанных профессором П. С. Поповым (см. выше, стр. 248).
35 П. А.
Вяземский. О жизни и сочинениях В. А. Озерова. Полное собрание сочинений, т. I, СПб., 1878, стр. 58. Не имеет значения, что в записи Оленина (потомка) фамилия героя трагедии Озерова "Дмитрий Донской" Бренский заменена фамилией актера Брянского, современника и знакомого Пушкина. Любопытно, что В. В. Вересаев именно так и понимал рассказ Вяземского (В.
Вересаев. Спутники Пушкина, т. II. М., 1937, стр. 85).
Сноски к стр. 254.
36 "Что это кровавый день".
37 Письмо Вяземского к жене от 21 мая, напечатанное М. С. Боровковой-Майковой (указанный сборник, стр. 49), начинается датой "20-го"; это - описка, исправленная в тексте, сданном ею в "Звенья". (В автографе читается "20-го" - ЦГАЛИ, фонд Вяземских, No 195, оп. 1, ед. хр. 3267).
38 П. М.
Устимович. - "Русская старина", 1890, т. 67, стр. 398.
39 "Сен-Ронанские воды" - роман Вальтера Скотта, вышедший в подлиннике в 1823 году, а во французском (в котором, судя по тексту письма, Вяземский и Пушкин читали его) и русском переводе - в 1828 году. См. заметку "Сен-Ронанские воды. Сира Валтера Скотта" ("Московский телеграф", 1828, ч. 23, No 18 (сентябрь), стр. 224-227).
Сноски к стр. 255.
40 Опубликовано отчасти в "Литературном наследстве", т. 58, стр. 80.
41 Письмо А. А. Андро к Вяземскому от 18 апреля 1857 года - в публикации В. С. Нечаевой "Письмо Грибоедова П. А. Вяземскому", "Литературное наследство", т. 47-48, 1946, стр. 237.
42 Не известно, в какой день точно было написано это стихотворение. Помета при его тексте - 26 мая - говорит не о дне написания, а о дне, которому посвящено стихотворение, дне рождения Пушкина.
43 См. выше текст ее записи, подтверждаемый в первой части записью Пушкина над черновиком стихотворения.
44 Первая строка, предшествующая приведенным, не разобрана. Ее читали: "Вяземскому" и парадоксально полагали, что это заглавие наброска, т. е. что эти лирические стихи обращены к приятелю (см.: Л. Б.
Модзалевский и Б. В.
Томашевский. Рукописи Пушкина, хранящиеся в Пушкинском Доме, 1937, стр. 34, No 80).
45 См. III, 2, 1056, 1283-1284; отрывок датирован там концом мая 1828 года.
46 Ср. с раздраженным тоном записок Пушкина к Хитрово, написанных осенью 1828 года (XIV, 32, NoNo 390, 391). В. В. Вересаев связывал набросок "Но ты забудь меня, мой друг
..." с Ан. Н. Вульф (см.: В.
Вересаев. Спутники Пушкина, т. I. М., 1937, стр. 356).
47 Пушкин писал и рисовал, по-видимому, у Хитрово (судя по тому, что сорт бумаги, на которой записано его стихотворение, больше не встречается в рукописях поэта). Но он унес листок с собой (листок оказался в его личном архиве).
Сноски к стр. 256.
48 Воспроизведено в "Альбоме Пушкинской юбилейной выставки в имп. Академии наук в Петербурге" (М., 1899, таблица 72) в качестве автографа Пушкина (см. в описании "Автографы А. С. Пушкина, С. Л. Пушкина, Н. О. Пушкиной, О. С. Павлищевой и Л. С. Пушкина" - там же, стр. 2, No 23). Портрет Олениной определен А. М. Эфросом в его книге: Рисунки поэта, 1933, стр. 388, 390 и др. (см. по указателю).
49 Рисунок датируется началом июня 1828 года - тетрадь ЛБ No 2371, л. 15 об.; ныне ПД No 838.
50 "После этого мы переменили игру и стали петь хором и soli" (запись от 11 августа 1828 года).
51 Перед шарадами, "пока всё на сцене приготавливается, Голицын, Елена Ефимовна и я поем за занавесом трио Гайдна" (запись от 5 сентября 1828 года, сделанная 19 или 20 сентября; стр. 30).
53 "В то время как я пела и восхищала Александра ?Мейендорфа? и даже папеньку
..." (запись от 25 июня 1829 года; стр. 57).
54 См.: Т.
Зенгер. Новые строфы "Евгения Онегина" (I. "Женись" - На ком? - "На Вере Чацкой"). "Пушкин - родоначальник новой русской литературы". Сборник научно-исследовательских работ. Под редакцией Д. Д. Благого, В. Я. Кирпотина, М.-Л., 1941, стр. 36-43.
55 Музыка эта не известна. Узнаем мы об этом факте из рассказа Олениной о ее знакомстве с молодым казаком А. П. Чечуриным. 19 июля 1828 года Оленина пишет: "
... он подошел к нам; мы стали разговаривать, и он рассказал мне всю свою жизнь.
История казака
Иртыш кипел в крутых брегах,
Вздымалися седые волны
И рассыпались с ревом в прах,
Бия о брег казачьи челны.
(Положено мною на музыку)".
Это - шестая строфа "Смерти Ермака".
56 М. А. Цявловский, публикуя автограф стихотворения "Не пой, волшебница, при мне
...", высказал предположение, что красавицей, которая своим пением вдохновила Пушкина написать это стихотворение, была Анна Алексеевна Оленина. "
Утверждать с несомненностью это мы не можем, - писал Цявловский, - потому что у нас нет свидетельств, что А. А. Оленина пела" (Два автографа Пушкина. М., 1914, стр. 10). Этой гипотезе возражал С. Л. Гинзбург: "Допустить же чье бы то ни было пение без слов в обстановке салонного музицирования мало вероятно" (С. Л.
Гинзбург. Пушкин и грузинская песня. В книге: Пушкин. Исследования и материалы. Труды Третьей Всесоюзной Пушкинской конференции, М.-Л., 1953, стр. 318). Почему? Почему не предположить, что этот грузинский мотив привязался к музыкальной Олениной и она напевала его? Мог при этом Глинка или она сама подыгрывать аккомпанемент. Могла она и "слегка" напевать мотив, "его невольно затвердив". Странное впечатление производит и обвинение в натурализме исследователя, находящего отражение живых черт подлинной жизни в поэзии Пушкина (см. там же, стр. 332). С. Л. Гинзбург подвержен распространенной в последние годы тенденции - выхолащивать из жизни и творчества поэта личные моменты: он утверждает, что стихотворение "Не пой, волшебница, при мне
..." будто бы обращено не к женщине, а к музе (!!) поэта (см. там же, стр. 333). Недостававшее звено для укрепления гипотезы Цявловского ныне обнаружено: Оленина была певицей, это явствует из ее дневника. В совокупности с другими соображениями исследователя ("Пушкин был влюблен в эту девушку в 1828 году", "Глинка бывал у Олениных и мог там играть грузинскую мелодию") этот факт решает вопрос.
Сноски к стр. 257.
57 Напоминание всех этих фактов см. выше, в статье Ф. Я. Приймы.
58 Именно так толкует этот момент Ф. Я. Прийма (см. выше, стр. 239). П. Е. Щеголев полагал, что то было заступничество Н. С. Мордвинова (см.: П. Е.
Щеголев. А. С. Пушкин - в политическом процессе 1826-1828 гг. (Из архивных разысканий). "Пушкин и его современники", вып. XI, 1909, стр. 46. Точка зрения Ф. Я. Приймы представляется мне более правдоподобной.
59 Стихотворение Баратынского "К
...", обращенное к А. Ф. Закревской, было впервые напечатано в издании: Стихотворения Евгения Баратынского, М., 1827, - именно в таком виде (стих "Как Магдалина плачешь Ты" был "нецензурен". Оленина ошиблась в последнем стихе, читаемом в издании: "И как безумье ты хохочешь".
Сноски к стр. 258.
60 Перевод французского выражения "chaleur caniculaire" (жара в середине лета, самое жаркое время).
61 Комментатор издания дневника Олениной сообщает на основании семейной традиции имя человека, которого любила Оленина, - князя Алексея Яковлевича Лобанова-Ростовского (1795-1848), вдовца с 1825 года, отца трех малолетних сыновей, полковника.
62 Графиня Мария Филипповна Эльмпт (род. между 1799 и 1810 годами, ум. в 1853 году?), дочь генерал-лейтенанта графа Фил. Ив. Эльмпт и его жены баронессы Анны Ив. Будберг, рожденной Барановой.
63 В. Д. Полторацкая, рожденная Киселева (1798-1843), сестра П. Д., С. Д. и Н. Д. Киселевых (см. ниже), жена (с 1823 года) дяди Олениной, Алексея Марковича Полторацкого (ум. в 1843 году). Знакомство Пушкина с нею не было до сих пор известно.
64 Михаил Александрович Полторацкий (р. 1801), сын Александра Марковича (1766-1839) и второй жены Татьяны Михайловны, рожденной Бакуниной (ум. в 1858 году), двоюродный брат А. А. Олениной; приятель Пушкина по Кишиневу, где он был офицером Генерального штаба. М. А. Полторацкий был среди тех четырех офицеров, которым Пушкин посвятил стихотворение "К-у, П-им и Г-ву. 15 февраля 1822" (т. е. Кеку, Полторацким и Горчакову), названное им в печати "Друзьям" ("Вчера был день разлуки шумной
..."). На основании этой записи Олениной под одним из Полторацких (в письме Пушкина к Вяземскому от 1 сентября 1828 года), с которыми Пушкин общался летом 1828 года, нужно видеть Михаила Александровича, а не Сергея Дмитриевича, как предположительно указано в алфавитном указателе XIV тома Академического издания (стр. 26, 266, 496).
65 Ниже начато: "Тебе принес". Эти слова написаны после отчеркивания, означающего у Пушкина, что следующие слова написаны для начала стихотворения. Набросок датируется концом (около 25) июня 1828 года; см. III, 2, 1057, 1284.
66 См. выше, в статье Ф. Я. Приймы, стр. 239-240.
Сноски к стр. 259.
67 Сопоставление фактов сватовства Пушкина к Олениной и участия ее отца в суде по делу о распространении стихов из "Андрея Шенье" и установление взаимосвязи этих явлений принадлежит Ф. Я. Прийме (см. выше, стр. 237-240).
68 Стихотворение "Предчувствие" в Академическом издании (III, 2, 1165) датировано "предположительно августом 1828 года". Ряд данных заставляет перенести его, с большой долей вероятия, несколько ранее и датировать июнем 1828 года.
Сноски к стр. 260.
70 Было: Всё блаженство, всё мечтанье
71 Первоначально: Ангел радостный
Сноски к стр. 261.
72 Отмечено еще Н. О. Лернером в примечании к стихотворению "Предчувствие":
Пушкин. Под редакцией С. А. Венгерова, т. V, 1911, стр. IV.
73 "В оригинале внизу страницы рукой Анны Феод. Оом ?рожденной Фурман?, девушки, жившей в доме Олениных, сделана следующая приписка: "Дай бог, чтоб он вздумал это сделать"" (примечание парижского издателя дневника - О. Н. Оом).
74 Из трех Киселевых, братьев Варвары Дмитриевны Полторацкой, - генерала Павла Дмитриевича (1788-1872), Сергея Дмитриевича (1793-1851) и Николая Дмитриевича (1802-1869) - речь может идти только о последнем. Сергей Дмитриевич исключается потому, что в Петербурге он не был ни разу до 1833 года; см. его письма к жене из Петербурга от 17 и 19 мая 1833 года - Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина, ф. 129 (Киселевых). Отрывок из второго письма напечатан мною в коллективной публикации "Пушкин в неизданной переписке современников" ("Литературное наследство", т. 58, стр. 112, No 87). Не может быть это и Павел Дмитриевич Киселев, потому что (не говоря уже о том, что он был женат с 1821 года на графине С. С. Потоцкой), в те дни, когда Оленина встречалась с Киселевым, Павла Дмитриевича в Петербурге не было. Так, по данным дневника Олениной, Киселев был у них в доме между 28 октября и 5 ноября 1828 года и вновь 22 ноября 1828 года, - тогда как П. Д. Киселев в это время был в Козлудже под Шумлой (4 октября), а затем в Яссах (5 ноября 1828 года) (см.: А. П.
Заблоцкий-Десятовский. Граф П. Д. Киселев и его время, т. I. СПб., 1882, стр. 287, 292). В мае 1829 года Оленина вновь видит Киселева. Павел Дмитриевич Киселев был в это время в Галаце на войне (с апреля по 11 ноября 1829 года, когда русские войска переправились обратно на левый берег Дуная) (там же, стр. 298-312). Таким образом, утверждение парижского комментатора дневника Олениной, что Киселев, проходящий на страницах дневника Олениной, - Павел Дмитриевич Киселев - ошибочно. Между тем данные итинерария Н. Д. Киселева сходятся с пребыванием в Петербурге Киселева из дневника Олениной. 22 ноября 1828 года Оленина записывает о встрече с ним; 21 ноября написано письмо Николая Киселева к брату Сергею из Петербурга (ЛБ, ф. 129). 20 марта 1829 года Оленина описывает в дневнике поездку в Москву и обратно, передает свои мысли о Киселеве до ее поездки и по возвращении. Сохранилось письмо Николая Киселева к брату Сергею от 21 марта 1829 года из Петербурга (ЛБ, ф. 129). 17 мая 1829 года Оленина пишет в дневнике о том, что в прошлое воскресенье, т. е. 12 мая, у них был Киселев; так же и 22 мая записывает она о его приходе в воскресенье, т. е. 19 мая. 18 мая пишет Николай Киселев письмо брату Сергею (ЛБ, ф. 129). Всех этих данных более чем достаточно, чтобы убедиться в том, что Киселев, фигурирующий в дневнике Олениной, - младший из братьев - Николай Дмитриевич.
75 Конференц-секретарь Академии художеств, рисовальщик и археолог (1780-10 июля 1828). Пушкин списал себе мнение Ермолаева о "Слове о полку Игореве", записанное Востоковым; см.: Рукою Пушкина, стр. 585-586.
Сноски к стр. 262.
76 Барон Александр Казимирович Мейендорф (1798-1865), будущий посланник в Берлине (1842).
77 Н. Д. Киселев, см. выше.
78 Кто такой Краевский, несколько раз называемый Олениной в дневнике, раскрывается в позднейшей записи от 1829 года: "22 Mai. Maman est toujours encore souffrante. Dimanche passé on n'a point reçu de dames, mais la soirée, passée en compagnie d'hommes, était bien agréable. Il y avait Krajewsky, qui est presque fou de bonheur d'avoir été reçu au Collège des affaires étrangères. Si Krajewsky suppose, que ses boutons blancs peuvent l'aider à gagner ma faveur - il se trompe, car ni boutons blancs, verts, rouges, jaunes, ne me feront changer d'avis. Je ne connais personne d'aussi ennuyeux que lui et Stoll, le peintre des fleurs" (стр. 52). ("22 мая. Маменьке всё еще недомогается. Прошлое воскресенье совсем не принимали дам, но вечер, проведенный в обществе мужчин, был очень приятен. Был Краевский, который почти обезумел от счастья, что он принят в Коллегию иностранных дел. Если Краевский предполагает, что его белые пуговицы могут ему помочь заслужить мое расположение, - он ошибается, потому что ни белые пуговицы, ни зеленые, ни красные, ни желтые не заставят меня переменить мнение. Я не знаю никого более скучного, чем он и Штоль, живописец цветов".)
79 А. И.
Герцен. Дневник. Запись от 14 января 1844 года. Собрание сочинений, т. II, Изд. Академии наук СССР, М., 1954, стр. 326.
80 Страницы ее воспоминаний полны рассказами о "Кисе", как она называла Н. Д. Киселева, увлечение которым пережила в Париже в 1836 году; см.: А. О.
Смирнова-Россет. Автобиография (Неизданные материалы). Подготовила к печати Л. В. Крестова. С предисловием Д. Д. Благого, М., 1931 (по указателю).
Сноски к стр. 263.
81 См. письма Н. Д. Киселева к матери, П. П. Киселевой (ЛБ, ф. 129, Киселевых) и брату С. Д. Киселеву (там же). 4 октября 1826 года он писал брату из Тифлиса: "На этой или на будущей неделе мы предполагаем оставить Тифлис
..." А 18 ноября он писал уже из Петербурга: "Я здесь уже 4-й день".
82 Сохранились его письма от 26 февраля 1827 года из Петербурга к брату Сергею и от 30 апреля 1827 года из Тулы к матери - на пути в Персию (ЛБ, ф. 129).
83 В письме от 12 и 18 января 1828 года Н. Д. Киселев писал брату Сергею из Тавриза: "Есть надежда, что мы скоро отсюда уберемся" (ЛБ, ф. 129).
84 А. О.
Смирнова-Россет. Автобиография, стр. 203.
85 См., например, письмо Вяземского к Пушкину, датированное в Академическом издании 21 мая 1828 года (XIV, 19-20, No 379).
86 Письмо к Вяземскому от 1 сентября 1828 года (см. ниже).
87 Подлинник обоих текстов - на французском языке; см.: Пушкин в неизданной переписке современников. "Литературное наследство", т. 58, стр. 71.
Сноски к стр. 264.
88 Первые стихи из стихотворения Батюшкова "Мой гений".
Сноски к стр. 265.
90 "Не судите по виду. (Романс)".
91 "Чернец", глава V, стих 17.
92 Иркутским гражданским губернатором с 1821 по 1835 год был Иван Богданович Цейдлер (1777-1853).
93 Русско-турецкая война 1828-1829 годов.
Сноски к стр. 266.
94 "Делают куры" - ухаживают (от французского faire la cour - "прислуживать", давшего и русское выражение "строить куры").
Сноски к стр. 267.
95 Глава пятая, строфа XXV. Оленина здесь, как почти всегда, нарушает ритм, чередование мужских и женских рифм, словно иллюстрируя наблюдение Пушкина о том, что "женщины везде те же
... Поэзия скользит по слуху их, не досягая души; они бесчувственны к ее гармонии; примечайте, как они поют модные романсы, как искажают стихи самые естественные, расстроивают меру, уничтожают рифму. Вслушивайтесь в их литературные суждения, и вы удивитесь кривизне и даже грубости их понятия
... Исключения редки" ("Отрывки из писем, мысли и замечания"; XI, 52). И всё же Оленина любила поэзию, восхищалась стихами Пушкина, как она сама признается (см. выше). В дневнике ее постоянно встречаются цитаты из его произведений. Наряду со стихами Баратынского, Рылеева, Батюшкова, Крылова, Ламартина - Оленина прибегает к стихам Пушкина (постоянно из "Евгения Онегина" и однажды из "Я помню чудное мгновенье
..."), когда хочет поэтически выразить свою мысль или подыскивает эпиграфы к своим записям. Она и сама писала стихи и вписывала их в свой дневник (например, 7 июля 1828 года).
Искавши в мире идеала
И не нашед его,
Анета счастия искала
В средине сердца своего...
96 Сергей Голицын - князь Сергей Григорьевич Голицын (1803-1868), прозванный в обществе "Фирс", известный меломан и композитор, автор нескольких романсов, сочинявший и тексты, на которые музыку писал Глинка. Зубовы - по-видимому, граф Александр Николаевич Зубов (1797-1875) и жена его Наталья Павловна, с которой Пушкин встречался у Олениных (см. выше письмо Вяземского от 3 мая 1828 года). Глинка - знаменитый композитор Михаил Иванович Глинка (1804-1857), в это время молодой автор нескольких квартетов и романсов, в том числе "Не искушай меня без нужды
..."
97 Графиня Аграфена Федоровна Закревская, рожденная графиня Толстая (1799-1879), жена финляндского генерал-губернатора графа А. А. Закревского, - одна из самых интересных, незаурядных и ярких женщин петербургского общества того времени; образ ее отразился в ряде произведений Пушкина и Баратынского.
98 В No 6 "Московского телеграфа" (1828, ч. 20, стр. 259-260) сообщалось: "Вскоре ожидаем мы получения в Москву нового романа Куперова: Красный пират". В No 9 "Московского вестника" (1828, ч. IX, стр. 101-104), вышедшем в середине мая 1828 года, появилась рецензия на роман в связи с выходом немецкого его перевода (перепечатка из немецкого журнала). Сообщения о продаже в Москве романа Купера "Красный пират" появились также и в объявлениях французских книжных лавок в Москве, приложенных к журналу "Московский телеграф" (1828, ч. 22, No 14, июль; No 16, август). Впоследствии роман Купера переводился на русский язык под названием "Красный корсар".
Сноски к стр. 268.
99 Наумов Николай Павлович, впоследствии женатый на княжне Анне Петровне Голицыной, сестре князя Вас. Петр. Голицына ("Рябчика").
100 Вероятно, один из пяти сыновей сенатора князя Александра Михайловича Урусова (1767-1853), с которыми, как и с дочерьми его, был знаком Пушкин.
Сноски к стр. 269.
103 Между 3 и 5 августа 1828 года; см.: Рукою Пушкина, стр. 749.
104 Там же, стр. 749-750.
Сноски к стр. 270.
105 М. И.
Глинка. Литературное наследие, т. I, Автобиографические и творческие материалы. Музгиз, Л. - М., 1952, стр. 108. Штерич был и небольшим композитором. Глинка посвятил ему написанные в 1831 году в Италии вариации на тему "Анны Болены" Доницетти. "Только один раз в жизни я испытал счастие путешествовать с добрым, образованным другом: это был покойный Е. П. Штерич", - так вспоминал Глинка спустя четверть века после совместных их поездок за границей в 1830 и 1831 годах (письмо к В. Н. Кашперову от 13 апреля 1856 года; то же, т. II, 1953, стр. 581).
106 Графиня Прасковья Петровна Кутайсова, рожденная княжна Лопухина (1786-1870), жена председателя Общества поощрения художников, сенатора графа Павла Ив. Кутайсова (сына приближенного Павла I). У них был открытый дом с любительскими спектаклями, где играли ее дочери; сама же она пела.
107 Композитору Александру Алексеевичу Оленину.
Сноски к стр. 271.
109 "Он не был богат". - Воспоминания Александра Алексеевича Оленина (в записи П. С. Попова), 1934.
110 См. выше, стр. 253. Цитирую из воспоминаний Александра Алексеевича Оленина, написанных им в 1937 году.
111 Эта фраза написана в таком контексте: "Пока Киселев и Полторацкие были здесь, я продолжал образ жизни, воспетый мною таким образом
А в ненастные дни собирались они
часто...
Но теперь мы все разбрелись. Киселев, говорят, уже в армии; Junior в деревне; Голицын возится с Глинкою и учреждает родственно-аристократические праздники (здесь разумеется, конечно, и день 11 августа в Приютине у родственников Голицына - Олениных, - Т. Ц.). Я пустился в свет, потому что бесприютен" (XIV, 26).
112 См. в письме П. А. Муханова от 11 августа 1828 года из Петербурга к М. П. Погодину. - М.
Цявловский. Пушкин по документам архива М. П. Погодина. "Литературное наследство", кн. 16-18, 1934, стр. 699.
113 Марьино - имение графини С. В. Строгановой, рожденной княжны Голицыной, вдовы генерал-лейтенанта графа П. А. Строганова, смерть сына которых "в огне, в дыму - в глазах отца" Пушкин изобразил в черновой строфе к "Евгению Онегину" (см. VI, 412).
Сноски к стр. 272.
114 Младшая дочь С. В. Строгановой, графиня Ольга Павловна Строганова (1808-1837), впоследствии, по мужу, графиня Ферзен.
115 "Пословицу", т. е. небольшую одноактную пьесу из светской жизни на тему какой-либо пословицы, отличающуюся легким и остроумным диалогом. "Пословицы" появились на французской сцене еще в XVIII веке.
116 Графиня Прасковья Сергеевна Голицына (1795-1879), одна из многочисленных детей князя Сергея Ивановича Голицына, члена гоф-интендантской конторы.
117 Кто такой - не известно. Может быть, автор вольного переложения в стихах поэмы Оссиана "Картон", изданного в Москве в 1828 году, А. Слепцов; см. "Московский телеграф" (1828, ч. XXIII, No 18, стр. 228-230), где напечатан отзыв об этом переложении.
118 Князь Василий Николаевич Репнин (1806-1880), камер-юнкер, сын генерал-губернатора Саксонского королевства (1813-1814), военного губернатора Малороссии (1816-1834), князя Николая Григорьевича Волконского, впоследствии (с 1801 года) принявшего фамилию Репнина (1778-1845) и жены его Варвары Алексеевны, рожденной графини Разумовской (ум. в 1863 году). Князь В. Н. Репнин приходился А. А. Олениной троюродным братом (мать А. Н. Оленина - Анна Семеновна (1757-1812) была родом княжна Волконская, сестра князя Григ. Сем. Волконского, отца Ник. Григ.).
119 Вероятно, Екатерина Павловна Бакунина (1795-1865) с матерью, - первая лирическая любовь Пушкина. В 1834 году Бакунина вышла замуж за Александра Александровича Полторацкого, двоюродного брата Олениной.
120 Елизавета Михайловна Хитрово, друг Пушкина (у которой Оленина познакомилась с Пушкиным), со своей старшей дочерью, графиней Екатериной Федоровной Тизенгаузен (1803-1888).
121 Татьяна Васильевна Васильчикова, рожденная Пашкова (ум. в 1875 году), вторая жена Иллариона Васильевича Васильчикова (1776-1847), генерала от кавалерии, героя Отечественной войны, впоследствии председателя Государственного совета и князя; его дочь от первого брака Екатерина Илларионовна (ум. в 1842 году), позднее жена генерал-майора Ивана Дмитриевича Лужина; и его дочь от второй жены Софья Илларионовна Васильчикова (род. после 1814 года, ум. в 1854 году).
122 Сергей Григорьевич (Фирс).
Сноски к стр. 273.
125 Постоянные petits-jeux у Олениной позволяют заподозрить ее участие в играх в ответы на заданные темы - "Malheur" ("Несчастие") и "Lentille" ("Чечевица"), записанных неизвестными и Пушкиным и сохранившихся в его архиве (см.: Рукою Пушкина, стр. 348-349, 349-350; см. также: Л. Б.
Модзалевский и Б. В.
Томашевский. Рукописи Пушкина, хранящиеся в Пушкинском Доме. Научное описание, М.-Л., 1937, стр. 275-276, NoNo 771, 772). На мой запрос Л. Б. Модзалевскому, не является ли один из двух неизвестных почерков этих документов почерком Олениной, он ответил мне (7 октября 1945 года): "Только на днях удалось совместно с Б. В. Томашевским произвести для Вас исследование заметок Пушкина и других "Lentille" (No 772) и "Malheur" (No 771). У меня оказался лишь позднейший почерк А. А. Олениной (1830-х годов - начала 40-х). Оказалось, что лишь 1 почерк в "Malheur" (3-й абзац, нач.: "S'il faut fuir le malheur
...") несколько схож с почерком Олениной. Но категорически утверждать этого мы не можем (ср.: Рукою Пушкина, стр. 349)".
127 "Что он должен уехать в свое имение, если, впрочем, у него хватит духу, - прибавил он с чувством". - Непосредственно вслед за описанием прощания с ней Пушкина Оленина продолжает дневник и записывает свой разговор с Голицыным об "известных событиях" (см. выше).
128 См. эти рисунки в "Литературном наследстве", т. 58, стр. 77. Они воспроизведены впервые А. М. Эфросом при его статье "Рисунки Пушкина" ("Русский современник", 1924, No 2, стр. 209). Портреты Олениной определены им же в его книге: Рисунки поэта, 1933, стр. 390. Рисунки сделаны на полях написанного в другом направлении чернового текста стихов 401-406 первой песни поэмы "Полтава". Соответственно тексту рисунки датируются предположительно сентябрем 1828 года.
129 Рисунок воспроизведен впервые Н. О. Лернером при статье "Неизданные рисунки Пушкина" - "Красная нива", 1929, No 15, стр. 20. Сопоставление принадлежит М. Д. Беляеву ("Рисунки Пушкина". Описание, составленное М. Д. Беляевым и Т. Г. Цявловской-Зенгер. Рукопись).
Сноски к стр. 274.
130 Тетрадь ЛБ No 2371, л. 48 (ныне ПД No 838). Записи сделаны по черновику стихов "Мазепа в горести притворной
... И потемнять благую славу" из первой песни "Полтавы", оконченной 3 октября 1828 года. Датируются записи 3-19 (?) октября 1828 года (см.: Рукою Пушкина, стр. 317).
131 Тетрадь ЛБ No 2371, лл. 57 об. и 58. Записи сделаны на полях черновика третьей песни "Полтавы". Они датируются 9-16 октября 1828 года.
132 Пушкин поместил стихотворение среди написанных в 1828 году (Стихотворения Александра Пушкина, ч. II, 1829). Уточнение датировки сделано М. А. Цявловским: "Написано, вероятно, в октябре, в связи с отъездом поэта из Петербурга в Малинники 19 октября" (А. С.
Пушкин, Полное собрание сочинений в шести томах. Под редакцией М. А. Цявловского, т. I, изд. "Academia", М.-Л., 1936, стр. 762). В Академическом издании стихотворение датировано "1828 годом, предположительно второй половиной октября (около 19-го)" (III, 2, 1167). Датировка обосновывается так: "Датируется 1828 годом по изданию 1829 года. Относится, по-видимому, к А. А. Олениной, т. е., может быть, написано летом - осенью этого года, предположительно под влиянием отъезда из Петербурга, где прожил безвыездно целый год, - 19 октября 1828 года, может быть, перед самым отъездом, может быть, уже выехав" (Н. В.
Измайлов. Обоснование датировок стихотворений 1828 года для Академического издания. Рукопись). Думаю, что стихотворение могло быть написано и в сентябре (мы видим, что Пушкин уже 5 сентября собирается уезжать из Петербурга), и, вероятно, не позднее 19 октября. Психологически оно кажется написанным до отъезда, о том же говорит и слово "здесь".
133 Этому абзацу предшествуют слова: "После этого у нас пошла переписка на маленьких кусочках бумажек".
Сноски к стр. 275.
134 Оба эти произведения хранились в ее архиве, переписанные ее рукой, с ее аннотациями. Эта часть архива принадлежала в 1889 году младшей дочери А. А. Андро - Антонине Федоровне Уваровой, по второму мужу Войде (1847-1920), и хранились в деревне Срединные Деражни Новгород-Волынского уезда Волынской губернии (см.: П. М.
Устимович. Анна Алексеевна Андро, рожденная Оленина. "Русская старина", 1890, август, стр. 391, 397, 398). В другой части архива А. А. Андро (Олениной), принадлежавшей ее старшей дочери, Александре Федоровне Гарбинской (1842-1910), а затем внучке Софье Андреевне Гарбинской, находился дневник А. А. Олениной. Другой внучке, Ольге Николаевне Оом, рожденной баронессе Сталь-фон-Голстейн, дочери второй дочери А. А. Андро, баронессы Софии Федоровны Сталь-фон-Голстейн (1844-1920), она завещала тот альбом, в который Пушкин вписал стихотворение "Я вас любил
...". Об этом см. ниже.
135 Может быть, имеется в виду Бенкендорф, находившийся в то время в армии при Николае I.
136 Стихи декабристов - Рылеева, Бестужева и др.
137 Ср. подпись Пушкина в письме к А. П. Керн (от 1 сентября 1827 года): "Весь ваш Яблочный Пирог" (XIII, 342, No 346). Очевидно, это восходит к каким-то играм, которыми увлекались в семье Олениных и других домах. (А. П. Керн, кстати сказать, приходилась двоюродной сестрой А. А. Олениной. Отец ее, Петр Маркович Полторацкий, был родным братом Елизаветы Марковны Олениной, рожденной Полторацкой.)
Сноски к стр. 276.
138 Эти слова о прямо названном Н. Д. Киселеве окончательно подтверждают, что проходящий по страницам дневника Олениной Киселев - Николай Дмитриевич.
Сноски к стр. 277.
139 Рассказ Н. С. Киселева - сына Ел. Ник. и С. Д. Киселевых. Опубликован Л. Н. Майковым в его статье "Знакомство Пушкина с семейством Ушаковых" в книге: Л.
Майков. Пушкин. СПб., 1899, стр. 364-365. Майков полагал, что описываемые Киселевым события относятся к марту 1829 года. Он упустил из виду первый после 1827 года приезд Пушкина в Москву - в декабре 1828 года, - время, которое отмечено стихами, обращенными к младшей Ушаковой, -"Вы избалованы природой
..." Именно эту датировку поддерживает и приводимое ниже недавно опубликованное письмо Вяземского от 19 декабря 1828 года.
140 Письмо от 19 декабря 1828 года. "Литературное наследство", т. 58, стр. 85. "Долгорукий горчаковский" - Александр Иванович (1783-1868), сын писателя И. М. Долгорукого, адъютант военного министра кн. А. И. Горчакова, который ему покровительствовал.
Сноски к стр. 278.
141 Л.
Майков. Пушкин, стр. 365.
142 Два альбома старшей сестры не сохранились: "
... выходя замуж за М. Д. ?следует: Д. М.? Наумова, удовлетворяя ревнивым требованиям последнего, должна была уничтожить альбомы, исписанные и исчерченные рукой Пушкина" (заметка Н. С. Киселева - там же, стр. 377; ср. там же, стр. 362).
143 Эти рисунки датируются мартом-апрелем и сентябрем 1829 года - по возвращении из Арзрума.
144 См.: Рукою Пушкина, стр. 629, 634.
145 Ушаковский альбом - ЛБ No 4222; теперь ИРЛИ (ПД), ф. 244, оп. 1, No 1582, лл. 40 об. (погрудный), 41 об. (в рост) и 41 об. (оплечный). Все три портрета воспроизведены впервые в "Альбоме Пушкинской выставки 1899 года в Москве", таблицы 20, 21. То, что рисунки изображают А. А. Оленину, определено А. М. Эфросом в его книге: Рисунки поэта, 1933, стр. 386-390, 390-392 и 392.
146 "Сударыня, пора кончать".
147 Л.
Майков. Пушкин, стр. 374. Рисунки находятся на л. 94 и 50 об. Ушаковского альбома. Второй из них воспроизведен в названном альбоме, л. 19.
Сноски к стр. 279.
148 То же предполагал и Л. Н. Майков, узнававший почерк Ек. Н. Ушаковой в текстах на карикатурах; см.: Л.
Майков, Пушкин, стр. 374.
149 Этой темой, можно сказать, пронизаны страницы ее дневника: "Я сама вижу, что мне пора замуж: я много стою родителям. Пора, пора мне со двора" (запись от 17 июля 1828 года). Она обсуждает с И. А. Крыловым возможности своего замужества и признается, что готова выйти замуж не любя (запись от 17 июля 1828 года). Мысль о том, чем "кончится" ее "девственная карьера" (запись от 25 сентября 1828 года), не дает Олениной покоя, и Оленина заполняет страницы своего дневника наивными рассуждениями об обязанностях жены (записи от 7 июля, 17 июля 1828 года, от 22 мая 1829 года и др.).
151 Вероятно, стихотворение написано в Москве (где Пушкин пробыл с 6 декабря 1828 по 5 января 1829 года) или на обратном пути из Москвы - в Тверскую губернию (где он был с 6 по 17