Главная » Книги

Пестель Павел Иванович - Русская правда, Страница 4

Пестель Павел Иванович - Русская правда


1 2 3 4 5 6 7

н по какому бы то ни было ведомству уже более рекрутству подлежать не может и не будет. -
   Что же касается до изключительнаго права Дворян замещать все Должностныя места то Сие право распространяется на всех Россиян вообще и перестает быть исключительным преимуществом однаго Дворянства. Кто по своим познаниям, способностям и Достоинствам окажется заслуживающим право на Должностныя места, тот и будет сим правом пользоваться на основании общих правил без всякаго внимания на его произхождение или Сословие. Временное Верьховное Правление обязывается привезти сию Статью в полное и совершенное Исполнение без всякаго послабления.
   Пятое. - Люди все рождены во Благо: ибо они суть все творения ВсеВышняго и потому несправедливо называть Благородным одно только Сословие Дворян. В следствие сего должно быть уничтожено Преимущество Дворянства именоваться Сословием Благородным. -
   Титла: Князь, Герцог, Граф, Барон и тому подобныя происходят от тех времен, когда Сии титла означали разныя Должности или Степени Владычества; но так как они ныне ни того ни другаго уже более не означают, то и суть они одни только пустые звуки удовлетворяющие одному только надутому тщеславию и гордому самолюбию. А по сему и не могуть таковыя титла существовать в Государстве, коего Устройство и образование основаны быть имеют на истиной справедливости, чистой Нравственности и здравом смысле и разсудке. К тому же естьли к сим Титлам присоединяются, особыя какия нибудь преимущества, то они вредны и пагубны ибо препятствуют Необходимому и Непременному равенству всех перед Законом. Естьли же они ни с какими особыми преимуществами не сопряжены, то составляют одно только ребяческое пустословие и следовательно во всех случаях должны решительно быть уничтожены. Временное Верьховное Правление обязывается все сии Званья и Титла совершенно уничтожить без малейшаго внимания на какия бы то ни было побочныя Соображения.
   Что же касается до Гербов, то могут они подлежать двум различным Заключениям: или быть совершенно уничтожены и на всегда запрещены или всем Гражданам без изьятия быть дозволены. В сем последнем случае не должны Гербы ничего означать инаго как только простой произвольный рисунок, который каждой Гражданин имееть право составлять, употреблять и изменять как ему угодно и на который Правительство ни малейшаго не обращает внимания не давая оному совершенно никакаго Значения. Временному Верьховному Правлению дозволяется выбрать по своему Усмотрению одно из сих Средств.
   Из всего до сих пор сказаннаго явствует что все пять родов Преимуществ, коими Дворянское Сословие по ныне пользовалось должны непременно решительнейшим образом быть уничтожены; а так как Дворянское Достоинство ни что иное есть как итог сих пяти родов преимуществ, то и следует из сего что и само 3вание Дворянства должно быть уничтожено: члены онаго поступая в общий Состав Российскаго Гражданства на основании общих правил ниже сего изложенных и долженствуя подобно всем прочим Россиянам по Волостям быть росписан. -
   Хотя можеть быть некоторые Люди и будут полагать что при уничтожении Первых Четырех родов Дворянских Преимуществ, пятый род может быть сохранен в предположении что льстя одному только пустому Самолюбию, не будет оный производить Существеннаго Вреда. Но мысль сия совершенно не справедлива: ибо всякое Существование отдельнаго от общей массы Народной Сословия есть вещь пагубная по той причине что таковое Сословие не долго будет удовлетворяться одним наслаждением Самолюбия: Оно верно будет скоро искать существеннейших выгод и отделившись раз от общей массы Народной будет всегда жертвовать Благом общим для пресыщения своей Корысти и для овладения Существеннейших преимуществ нарушающих равенство всех перед Законом, сие первейшее Главнейшее и прочнейшее основание Государственнаго Благоденствия. Чего не делали древние Козни Дворянские?
   А По сему Временное Верьховное Правление обязывается все Вышеобьясненныя меропринятия привезти в непременное, полное и совершенное исполнение: имея всегда в виду и во внимании что сии меропринятия принадлежат к числу самых важнейших и необходимейших Действий для утверждения Благоденствия России: ибо несуществует без оных Равенства перед Законом а следовательно и не существует Главнейшаго основания правильнаго Государственнаго Установления. Законы без сих меропринятий всегда пребудут орудием однаго только зловластия некоторых Человек над массою Народною для общей пагубы целаго Государства.
   Довольно делго существовала возможность для некоторых угнетать всех прочих; пора теперь положить решительный Конец сему гнусному и неистовому распорядку Вещей. Добрые Дворяне, истинные Сыны Отечества с удовольствием и радостью примут сие Постановление въполномъубеждении что не нужно им Вышепомянутых отдельных преимуществ дабы общею пользоваться любовью и Доверенностью, дабы посредством оных занимать разныя Государственныя должностныя места, участвовать в разных частях и отраслях Правления, продолжать иметь случай и возможность оказывать Отечеству Услуги, личными Достоинствами приобретать признательность и уважение Соотчичей и наконец самим пользоваться всеми Гражданскими выгодами и частными благами приобретаемыми средствами праведными и никому не обидными. Они будут чуветвовать что выгоды доставляемыя Дворянству на ровне с прочими Россиянами новым Государственным Порядком сею Русскою Правдою определяемым несравненно обширнее и значительнее тех преимуществ коих Дворянство сим лишается, и что они следовательно меняють Малое на Большое не говоря уже о том что теряют Постыдное а приобретают Похвальное и Достойное.
   Чтоже касается Дворян закосневших в своих враждебных противу Массы Народной предразсудках и мыслящих что вся Россия для них одних существует, то крепкую питать можно надежду что таковых Дворян окажется весьма Мало. Однакоже ежели паче чаяния найдутся таковые недостойные Сыны Отечества, то противу них надлежит принять меры решительные дабы в полной мере укротить свирепый их нрав и поставить в невозможность Отечеству вредить хотя бы к тому и нужными были Действия скорой и непреклонной Строгости.
   § 7. Купечество.
   В нынешних постановлениях о Купечестве щитающемся отдельным Сословием обретаются большия Несправедливости, противуречия и Злоупотребления многоразличными препонами и затруднениями гибель торговле наносящия. Известно что лутчий способ для доставления Народному Богатству возможности процветать состоит в Даровании Свободы, обращая внимание. Правительства на промышленность народную с тою только целью чтобы распространять познания и сведения необходимыя для Промышленности и вообще Просвещение и чтобы устранять препятствия частные Способы превышающия. Из сего явствует что Свобода есть главная Необходимость для Народной Промышленности. Свобода же сия состоит в трех главных предметах:
   1) Чтобы каждый Гражданин имел право и позволение заниматься тою или теми отраслями промышленности, которыя он за благоразсудит избрать лишь бы честен был и к Законам исполнителен. 
   2) Чтобы каждому дозволено было заниматься Промышленностью не только в одних Городах и назначенных местах, но равным образом и в Селениях всякаго рода и вообще везде где только пожелает и 
   3) Чтобы сама промышленность была освобождена елико возможно более от всяких затруднений и препятствий производимых иногда не только худообдуманными Постановлениями но и посторонными Действиями и причинами, так чтобы она находила в Распоряжениях Правительства не препоны своему преуспеванию но на против того Защиту и Содействие. 
   Для окончательнаго соображения надлежит еще присоединить ко всему здесь сказанному содержание третьяго параграфа сей Главы в коем обьяснен весь вред произойти долженствующий от Составления особых Сословий по отраслям Промышленности.
   В следствие сего обязывается Временное Верьховное Правление в отношении к Купечеству:
   1) Объявить что Купечество не будет более щитаться отдельным Сословием Народа; а по сему уничтожить гильдии и распределить всех членов сего Сословия по Волостям дабы они поступили в общий Состав Российскаго Гражданства. 
   2) Так как 3емледелие, Изделие и Торговля столь многоразличныя имеют связи и соотношения что точное отделение одной отрасли Промышленности от другой, образуя для каждой особенное Сословие столь же вредно сколь и невозможно, то и распространить на всех россиян без изьятия одинаковым образом все права Торговли, дозволяя во всяком месте торг и Лавки заводить 
   3) Все Старания приложить к Устранению тех многочисленных препятствий и Неудобств, которыя ныне столь сильно Торговлю затрудняют и Торговцов угнетают, а вместе с тем и перебрать все Тарифы дабы они как можно более торговлю облегчали, к лутчему ея ходу способствовали и притом остальным отраслям Промышленности не вредили и 
   4) Устроить взимание Податей с Торгующих на общих правилах Государственной финансовой системы оставляя однакоже по необходимости нынешний порядок до введения новаго о котором надлежит без промедления времени озаботиться. Соображение подробностей и приведение всего сего в надлежащий ход и Действие предоставляется усмотрению и распоряжению Временнаго Верьховнаго Правления. 
   §8. Мещанство.
   Мещане составляют ныне подобно Купечеству особое Сословие с собственными своими преимуществами и ограничениями. О них следующее надлежит заметить:
   1) Мещане распределенные по цехам. 
   2) Мещане приписаны все к городам. 
   3) Мещане мало могут заниматься Земледелием потому что мало Земель имеют и 
   4) Для мещан Торговля затруднительна. 
   На сии четыре предмета надлежит заметить:
   1)Распределение Граждан по цехам и принуждение их заниматься каким нибудь одним только Ремеслом есть стольже безполезная сколь и несправедливая препона свободному ходу и Действию Промышленности. Изыскивай каждый себе пропитание в чем удобные найти оное может, будь только честен и к Законам исполнителен. К тому же не исполняется в точности сие постановление ибо часто бывает что Мещане занимаются совсем другим промыслом нежели тем Мастерством к которому приписаны. Да и сами Цехи кроме вреда ничего не приносят как то ясно и неоспоримо доказано Политическою Економиею. 
   2) Никакой нет пользы принуждать Мещан быть непременно приписанными к какому нибудь Городу и не позволять им к селениям приписываться. Сделано Сие постановление с целью покровительствовать Городамъ, но поелику чем в большем количестве различных мест всякая Промышленность будет ход и пребываше свое иметь, тем в большем количестве будет Народ удобностью к Благосостоянию пользоваться а по сему и должен каждой Гражданин право иметь на основании общих правил приписываться по собственному своему желанию и Усмотрению в том месте где он родился или где наиболее для себя выгод приобрести надеется. Городам же покровительствовать более нежели Селениям никакой нет ни надобности ни причины. 
   3) Мещане мало могут земледелием заниматься потому что число Земель принадлежащих к каждому Городу не в соразмерности находится с числом Мещан. Земель мало а Мещан много. Сие происходить от того что все Мещане состоят приписанными к Городам. Сверх того рождается от сего и распространяется между Людьми мысль что Земледелие есть последниЙ из всех Промыслов и что все прочие почетнее его между тем как Земледелие будучи самое необходимейшее должно бы гораздо более быть в уважении и Почтении, особенно в России коея главнейшее богатство именно в Земледелии состоит и 
   4) Торговля дозволяемая Мещанам стеснена чрезвычайным образом для них как тем обстоятельством что все предметы выгодной Торговли предоставлены одним только купцам, так и тем что Крестьяне допускаемые до той же торговли как и Мещане, сим последним большой делают Подрыв. От сего происходить что Мещане удалены от выгодной Торговли, стеснены Крестьянами в мелочной и сверх того еще за сию даже мелочную плотят подати совершенно не в соразмерности с купцами которые в сравнении с своими правами гораздо менее Мещан в казну взносят. Из всего здесь обьясненнаго явствует что прежнее Правительство не только не обращало благодетельнаго внимания на сословие Мещан, но даже на против того как будто с намерением выдумывало все постановления могущия сие Сословие угнетать и превращать всех Мещан в Поденщики, которые бы с трудом могли доставлять себе дневное пропитание и то без надежды на дни Старости и Болезни. 
   Для отвращенья сего Зла постановляются следующия главныя Правила коих Верьховное Правление обязывается привезти в полное и надлежащее исполнение:
   1) объявить что Мещанство не будет более щитаться отдельным сословием Народа и что Мещане поступая в общий Состав Российскаго Гражданства должны быть к Волостям приписаны и могут приписываться к любой Волости на основании общих правил не имея обязанности непременно состоять к Городу приписанным. 
   2) Уничтожить Цехи и дозволить Мещанам заниматься тою или теми отраслями промышленности кания заблагоразсудят для себя избрать и совокуплять и переменять оныя как им угодно. 
   3) Распространить на Мещан все Права даруемыя новым порядком Вещей всякому Российскому Гражданину; а вместе с тем и взимание Податей с них устроить на основании общей Государственной Системы для всех россиян приуготовляемой и 
   4) непременно уничтожить вышедшее в конце 1824-го года постановление известное под названием Гильдейскаго и заключающее в себе все то что 3ловластие выдумать только могло для вреда народной Промышленности, покровительствования всем Злоупотреблениям и совершеннаго Угнетения беднейших классов Людей. 
   §9. Военные Поселяне.
   Одна мысль о Военных Поселениях прежним Правительством заводимых наполняет каждую благомыслящую Душу Терзанием и Ужасом. Сколько пало невинных жертв для пресыщения того неслыханнаго Зловластия, которое с яростью мучило нещастныя Селенья для сего заведения отданныя и Сколько Денежных Сумм на сей предмет расточенных: все Силы Государства нарочито соединяя для Гибели Государства! И все сие для удовлетворенья неистовому Упрямству однаго Человека. Какия же предвещали Государству выгоды от учреждения Военных Поселений?
   Три Главныя:
   1) Что не будет более рекрутства существовать.
   2) Что Воины получат оседлость и
   3) Что продовольствие Армии Провиянтом и фуражем ничего казне стоить не будет. При разсмотрении всех Обещанных выгод легко удостовериться можно что сии выгоды суть или мнимыя или даже на против того истинный вред и величайшее Зло:
   1) Военныя поселения могут от Рекрутства Народ освобождать единственно в Мирное время а в Военное предполагается по самим постановлениям Военнаго Поселенья наполнять Армию Рекрутами со всего Государства. Да иначе сие и быть не может ибо в противном Случае, Полк, потеряв много людей на Войне и комплектующийся из однаго своего Поселения разстроил бы оное совершенно и даже бы мог уничтожить. Но вместе с тем и освобождение Народа от Рекрутства чрез посредство Военных Поселений делается мнимым, тем более что в то самое время от сей повинности не освобождает когда она бывает самая тягостнейшая. 
   2) Ничего не может быть для Войска вреднее как оседлость или безпрестанное нахождение каждаго Воина в кругу своего Семейства ибо таковое Состояние неминуемо изнежит оное и лишит Воинскаго Духа приобретаемаго единственно в сообществе начальников и товарищей, из коих составляется так сказать новое воинское Семейство.
   Родителям сохранение сына всегда важные и милее казаться будет чем все его Подвиги; и потому при объявлении войны будет поселенное Войско всегда с плачем и скорбью в поход выступать и разве только надеждою на Добычу утешаться.
   Сие тем справедливее что при теперешнем Устройстве Государственнаго Порядка и при теперешней Величине Государства Внешния онаго Сношения так многосложными сделались что Войско не может в подробности знать всех обстоятельств соделывающих Войну неизбежною и следовательно не может в самих причинах к Войне черпать пламенную к оной охоту которую посему найти может единственно в желании отличиться и славу приобрести. Сии же чувства подавляются оседлостью Войска. 
   3) Хотя продовольствие Армии может статься и могло бы чрез Военныя Поселения устроено быть без особенных на то издержек со стороны Казны но однако же Сие не значит чтобы оно тогда ничего не стоило: ибо при возложении на Военныя Поселения обязанности Армию продовольствовать избавляются они от всякаго платежа каких бы то ни было Податей. Ежели же сравнить выигрыш казны от продовольствия Армии чрез военныя Поселения с убытком казны от избавления Военных Поселений от всякаго платежа Податей, то и полное получится удостоверение что Сия Выгода есть совершенно мнимая.  
   Из сего явствует что из трех представленных доводов в пользу Военных Поселений одно заключает истинный вред а два совершенно мнимую Пользу.
   Обращая теперь взоры на несправедливость, Неудобства и худыя Последствия с Поселением Войска сопряженныя нельзя довольно надивиться как могла таковая мысль когда либо пройти в ум нелишенный совершенно всякаго здраваго раэсудка. Не будем о сих соображениях здесь распространяться ибо они так многочисленны что целыя стопы бумаг исписать бы должно было дабы их изчислить.
   Упомянем в кратце только о двух; из коих одно относится к Войску поселенному а другое к Народу и Государству:
   1) Никакое Правительство не может никогда право иметь отделить от общей массы народа часть онаго с тем чтобы на сию часть возложить за исключением остальныхъ самую тягостнейшую и жесточайшую повинность, какова есть военная. Как можно до такой степени все чувства совести и справедливости отвергнуть чтобы навыки некоторыя Семейства назначить для войны со всеми их Детьми, внуками и вообще Потомством На сии Семейства возложить исключительно повинность военной Службы и пролитие крови за Народ коего они знают только потому что за него всегда готовыми быть должны терять всех своих Детей, сих драгоценнейших предметов Любви и Нежности.
   Разве Военные Поселяне не такие же чувства имеют, разве они не также Граждане нашего Отечества, разве они не те же права имеют на благоденствие как и прочие Россияне, разве прочие Россияне не те же имеют обязанности к Отечеству как и они и разве защита Отечества не есть священная обязанность для Всех и Каждаго.
   И потому ясным образом из сего можно вывезти заключение что Военныя Поселения суть самая жесточайшая Несправедливость какую только разяренное 3ловластие выдумать могло. 
   2) Как Военныя Поселения жестоки для подлежащих оным, так равно пагубны они для самаго Государства: образуя в оном другое совсем особое Государство которое имееть совсем отдельныя и различные выгоды, не сохранило никакой связи с остальными частями и никакаго не оставило в оных Залога в своей верности имея при себе все что ему мило и дорого, и чувствуя сверх того что вся Сила у него находится в руках ибо оно вооружено между тем как остальное Государство против него без всякой находится Защиты. 
   Легко можно предвидеть что естьли бы вся Армия была поселена и сей порядок был бы уже совершенно введен так чтобы поселенныя Войски к оному привыкли и из памяти их бы изгладилось всякое воспоминание о прежней связи Войска с Гражданами, то скоро бы поселения захотели управляться собственными своими начальствами и чиновниками выбранными из их среды, чего никакая Дисциплина удержать бы не могла и потом в скорости взглянули бы на Государство как на ближную добычу и зная свою силу овладели бы оным совершенно и разделили бы между собою как варвары делили завоеванныя Земли.
   Они с нова бы представили нашествие Татар и притом гораздо опаснейшее ибо сильнее и умнее бы их были и менее или даже и никакаго противуборства найти бы не могли от беззаботных и безоруженных Граждан. Тогда подверглось бы Государство ужаснейшим бедствиям и превращеням которыя бы кончились введением феодальнаго 3ловластия и всеобщим Порабощением и Нещастием. Сии неизбежныя от Военных Поселений последствия достаточно доказывают, что одна из Первейших обязанностей Временнаго Верьховнаго Правления состоит в Уничтожении Военных Поселений и в освобождении от ужаснаго сего ига всех Селений ныне к оным принадлежащих.
   На основании всего здесь сказаннаго обязывается Временное Верьховное Правление:
   1) В Военных Поселениях отделить Войско отъ Поселян, причислить Войско к общему Составу Армии на общих правилах и разместить войско по разным местам сообразно общему расквартированию Армии. 
   2) Привезти Военныя Поселения в общее Земледельческое Состояние, составить из онаго Волости на основании общих правил, Военных Поселян признать Гражданами на ровне со всеми прочими Россиянами, даровать им совершенно те же Права и устроить в прекра[ща]ющихся Военных Поселениях тоть же образ Управления как и в прочих местах России и 
   3) Все Меры принять какия только нужными и возможными окажутся для доставления Военным Поселянам нужных Льгот и необходимых средств для поправления раззоренных их Имуществ. А Вместе с тем и возвратить к Семействам всех Нещастных Находящихся ныне по разным местам в ссылке и Заточении. 
   Подробности и частности сего меропринятия предоставляются распоряжениям и соображениям Временнаго Верьховнаго Правления обязывающагося сим предметом заняться с любо[вь]ю и старанием.
   §10. Солдатския Дети
   Дети Солдат обязаны ныне поступать в военную Службу, подлежа подобно отцам своим Двадцатипятилетнему сроку и будучи от Родителей насильно в Военносиротския Отделения отбираемы немедленно по достижении семи лет от Рождения. Сие право разлучать Детей от Родителей, на веки их друг от друга отделить и всех Детей сих в войско помещать на Двадцатипятилетнее служение начиная сей щеть с Восемнадцатаго года рождения каждаго основывало прежнее Правительство на том что оно выдает родителям на каждаго Кантониста половинный Паекр пока он при родителях находится полагая что сим количеством Муки оно у Отца и Матери откупает всякое право на Сына и на сего последняго неизбежную налагает Кабалу.
   Таковое Распоряжение доказывает ясно что прежнее Правительство смотрело на Россиян как на собственность свою, щитало только их Количество, и взирало только на пользу которую от их Сил и Трудов для себя извлечь могло. В сих соображениях более всего содействовало Дворянство радующееся что Дети поступают в войско дабы тем в Наборах реже или менее было надобности и чрез то бы оно более сохраняло крепостных людей в своей власти для своих работь и своего Употребления.
   Все сие доказывает что Россияне были до ныне нещастными жертвами зловластия прежняго Правительства и безжалостной, безразсудной, безсовестной Корысти дворянскаго Сословия.
   Человек посвятивший 25 лет своей жизни служению Отечеству в войске, так много перенес трудов и так часто подвергал жизнь и здоровье свое увечью и опасности что Отечество вечно будет перед ним в Долгу и никогда не может в полной мере вознаградить его за таковыя пожертвования. И у таковаго Человека отымают насильно Детей его дабы подвергнуть их тем же прехождениям коими полагал Отец что он хоть то право приобрел чтобы Детям своим быть Полезным и доставить им по крайней мере казенное Воспитание.
   И по сему постановляется Правилом:
   1) Чтобы Солдатская Дети ни в каком отношении не зависели от военнаго Начальства, щитались бы в тех волостях, к коим родители их принадлежат и всеми правами в оных бы пользовались на ровне с прочими Россиянами причем и в военную службу поступать бы могли на основании общих для всех правил как будто бы их отцы не были солдатами. 
   2) Чтобы ВоенноСиротския отделения были уничтожены и от ныне впредь Солдатския Дети более бы в оныя не поступали, но оставались бы в полном распоряжении своих родителей при полках, командах, в волостях или как о том родители распорядятся по собственному своему желанию и Усмотрению. 
   3) Чтобы Солдатская Дети получали от Казны пропитание в продолжении всего времени что их Отцы в службе находиться будут, а равным образом и воспитание в первоначальных основаниях онаго а потом и в Уездном Училище. По выходе отцов в отставку должны они Детей своих брать с Собою. 
   Временному Верьховному Правлени ю поручается сообразить все Частности и подробности сего меропринятия и привезти оное потом в надлежащее Исполнение. Сие Постановление Действие свое иметь будет начиная с теперешняго времени, но что касается до Солдатских Детей в Военно Сиротских отделениях ныне уже находящихся то всего может быть для России полезнее составить из них Педагогические Институты. Все Классы Людей чувствуют теперь в России большую потребность учиться и Просвещаться, главный Недостаток состоить в Хорошых Учителях и потому образование и доставление таковых неизъяснимую пользу принесет. Сие могут исполнить теперешния Военно-сиротския Отделения естьли преобразованы будут надлежащим порядком в Педагогические Институты. Для сего нужно составить в каждом Губернском Городе по одному таковому Институту и по оным распределить всех Солдатских Детей уравнивая число оных в каждом Институте как общее так и по возрастам. Каждый из сих Институтов должен поручен быть особому Профессору для надзора и ведения Воспитания и к каждому быть командировану надлежащему числу Учителей.
   Курс наук разделится на двам отделения: В первом преподаваться будет все то что нужно для учителя уезднаго Училища а во втором все то что нужно для учителя Губернскаго Училища. Все Воспитанники поступят с начала в Первое Отделение в коем полный курс кончен быть имеет в три года. После сего трехлети я последует екзамен. Воспитанники оказавшиеся в сем Екзамене могущими быть отличными Уездными Учителями поступят во второе Отделение, а прочие останутся в Первом. Тогда начнется новый курс в обоих Отделениях и продолжаться будет также три года после коих новое последует испытание. Воспитанники оказавшиеся могущими быть отличными Губернскими Учителями будут выпущены из Института и к Учительским должностям в Губернских Училищах определены.
   § 11. Вольные Земледельцы.
   Вольных Земледельцев имеется в России несколько родов: Вольные крестьяне, Малороссийские козаки, Панцарные Бояре, Однодворцы, Колонисты и разные другие. Они не подлежат одинаковым заключениям и меропринятиям; и потому все, что здесь сказано будет о вольных земледельцах относится вообще до них всех без изключения.
   Вольные земледельцы пользуются ныне различными правами их Сословиям предоставленными при чем разные роды сих Земледельцов между собою еще разнствуют в отношении к сим Правам так что Малороссийские козаки имеют свои особенныя Права, Панцарные бояры свои особенные, и так далее Однодворцы, Колонисты и все прочие. Нет надобности здесь входить в Подробность всех сих различий и разнообразий ибо все они подвергнуты быть имеют одинаковым изменениям, и все Вольные Земледельцы имеют поступить в общий Состав Российскаго Гражданства на основании общих Правил. Все Права Мещанства и Купечества должны быть на них распространены равно как и все прочия права каждому Российскому Гражданину имеющия быть присвоенными; и вместе с тем имеют быть прекращены все те их частныя права, которыя окажутся не соответствующими новому Порядку Государственнаго Устройства или устраненными от общаго Состава Прав Российскаго Гражданства.
   Главнейшее Основание предполагаемаго для России Гражданскаго бытия состоит в образовании Волостей и в распределении всех Россиян по Волостям. Сему распорядку имеют подлежат все Вольные Земледельцы; почему и обязывается Временное Верьховное Правление составить по общим Правилам Волости из селений обитаемых Вольными Земледельцами или включить Сии Селения в Состав других Волостей смотря на удобность и на обстоятельства, и потом самих Вольных Земледельцов расписать по Волостям на основании общих Правил, подвергая их тому же образу Правления и тем же законам и Постановлениям как и всех прочих Россиян.
   Земли принадлежащия Вольным Земледельцам могут на два рода быть разделены: одне составляют собственность целаго общества или Селенья, другия составляют собственность частных Лиц. В главе о Политическом Состоянии Народа будет подробно изъяснено почему, для чего и каким образом имеют все Земли вообще разделены быть в каждой Волости на две ровные части; из коих будет одна составлять общественную собственность а другая частныя Собственности. Таковому распорядку имеют быть подвергнуты ровным образом и земли Вольных Земледельцов. А по сему и обязывается В. В. П. разделить земли каждой Волости на две половины из коих одной быть собственностью общественною а другой собственностью частною.
   Земля общественная имеет принадлежать Волостному обществу вообще, а Земля частная имеет составлять отдельную собственность Частных Лиц. В сем отношении нужным почитается следующия зделать определения:
   1) Земли, коими ныне владеют Вольные Земледельцы не везде состоят за ними записанными по купчим или другим письменным актам и во многих местах владеют они сими Землями по преданиям, старым обычаям или правам Давности. По сему, ежели бы ограничиваться одними письменными актами и Документами при признавании Права обладания Вольных Земледельцов на Земли коими они владеют, то большая из них часть лишилась бы совершенно всякой Собственности.
   Принимая в соображение что таковое Действие совершенное бы было зловластие поставляется в обязанность Временному Верьховному Правлению признавать право обладания не по одним письменнымъ актам и Документам но ровным образом и по праву Давности признавая Действительность онаго по Повальным обыскам. Учинив таким образом распределение всех Земель снабдить владельцов письменными актами и потом уже на будущия времена повальных обысков в решение более не принимать: обратя при сем последнем учинении повальных обысков особенное внимание и особенное старанье на справедливое исполнение оных и совершенное устранение злоупотреблений, столь часто и столь сильно при сих случаях действующих.  
   2) Во многих Селениях и Волостях населенных вольными Земледельцами принадлежит ныне вся Земля или большая часть оной Всему Обществу вообще, А поелику Общественная Земля имеет по новому предположению составлять только половинную часть всей Земли волости то в таковых волостях где общественная Земля более половины всей Земли составлять будет обязывается В. В. П. отделить от общественной Собственности ту часть Земли, которая половину всей Земли Волости превышать будет и сию отделенную часть раздать по ровным участкам в вечное потомственное владение членам того общества Вольных Земледельцов коему вся Земля принадлежит. 
   Ежели где нибудь необходимым окажется включить в Состав общественной собственности и частную Землю какаго нибудь Вольнаго Земледельца, то сей Вольный Земледелец имеет быть в полной мере за сию Землю вознагражден или денежною платою или выдачею ему в собственность из казенных Земель таковаго участка который бы в ценности своей равнялся участку земли у него отнятому. Все же земли принадлежащия ныне в частную собственность Вольных Земледельцов коих не нужным окажется включить в общественную Волостную Собственность имеют оставаться в вечном потомственном владении нынешних своих владельцов на основании общих Правил.
   Все подробности сего распорядка имеет В. В. П. устроить Законодательными и исполнительными Действиями по внимательному соображению временных обстоятельств, частных случаев и местных Положений и руководствуясь неизменно и полномерно Правилами здесь изложенными.
   § 12. Казенные крестьяне.
   Казенные Крестьяне разделяются ныне на три рода: Государственные или Економические, Удельные и наконец Арендные с Старостинскими.
   Все Сии три рода Казенных Крестьян составляют ныне с землями и Заведениями к ним принадлежащими Государственныя Имущества и потому правилом постановляется чтобы от ныне впредь не различать сих Имуществ на Государственные, Удельные и Арендные, но даровать им всем одинаковое существование, образование. Управление и предназначение щитая их всех на одинаковых правилах Государственным имуществом; И потому подвергнуть их всех одинаковым изменениям и меропринятиям и привезти их всех в одинаковое Политическое Состояние или Положение. На сей конец открываются необходимыми следующия меропринятия:
   1) Признать, объявить и провозгласить всех казенных и Удельныхъ Крестьян Вольными и никакаго рода Крепости более не подлежащими, включить их всех в общей Состав Российскаго Гражданства на основании общих Правил признавая их Российскими Гражданами и распространяя на них все Права Купечества и Мещанства, так чтобы они от ныне впредь особаго Сословия более не составляли но принадлежали бы к общему Сословию Российских Граждан. 
   2) Составить по общим правилам Волости из казенных и Удельных Селений или включить сии Селенья в состав других Волостей смотря на удобность и на обстоятельства и потом самих казенных и Удельных Крестьян распределить и расписать по Волостям на основании общих правил вводя в Сии Волости тот образ Управления которой в последствии сей русской Правды для всех Волостей вообще описан будет и подвергнуть казенных и Удельных Крестьян тем же законам и постановлениям, как и всех прочих Россиян. 
   3) Разделить все Земли в каждой Волости на две Половины; из коих одну отдать под названием общественной Земли в собственность Волостному обществу а другую под названием Казенной оставить собственностью Казны входящею в Состав Государственных Имуществ. Общественную Землю не должно Волостное Общество иметь право ни продавать ниже закладывать ибо она есть собственность неприкосновенная. Казна же является в отношении к казенной земле в виде частнаго Человека и потому казенныя земли продавать может 

Конец текста 2-ой редакции "Русской Правды"

Начало публикуемого текста 1-ой редакции "Русской Правды"

  
   ... Верьховное Правление распорядиться о сем предмете таким образом чтобы Солдатское Дети получали от Казны Пропитание в продолжении всего времени что их отцы в службе находиться будуть. По выходе Сих последних в отставку должны они Детей своих брать с собою Военносиротския Отделения сделаются тем самим не нужными ибо Солдатское Дети оставаться будут в полках и Командах при своих родителях. Что же касается до службы, то должны солдатское Дети в сем отношении на ровне с протчими вольными людьми быть поставлены без всякаго с ними различия. Они принадлежать должны к тем Волостям к которым Отцы принадлежат и всеми правами в оных пользоваться на ровне с прочими Гражданами как о сих в последствии постановлено будет.
   Сей порядок имеет быть введен в то время когда общее Государственное Устройство вызымеет новое свое Существование до того же времени могут Военно Сиротския Отделения употреблены быть на Составление из них Педагогических Институтов как то в Главе о Народном просвещенеи в последствии сея русской Правды объяснено будет.
   8. Казенные Крестьяне.
   В отношении к Крестьянам Казне принадлежащим обязывается Верьховное Правление следующия меропринятия в частном их применении сообразить и потом введение или Исполнение оных по лутчей местной Удобности распорядить, по усмотрению своему давая оным надлежащий Ход и Действие.
   1) Не различать Казенных Поместий на Государственныя, Удельныя и Арендныя, но даровать им всем одинаковое существование, образование, управление и предназначение щитая их всех Государственным Имуществом. 
   2) Разделить сии Поместья на Волости по соображению местной удобности и местнаго положения и ввести в оныя Волостное Управление как оное в последствии сей Русской Правды описано будет. 
   3) Разделить все Земли в каждой Волости по угодьям на две Половины; из коих дать одной название общественной Земли, а другой казенной Земли. Общественную Землю отдать в Собственность Волостному Обществу а казенную Землю оставить Собственностью Казны то есть входящею в Состав Государственных Имуществ. Подробности сего Положения определить Верьховное Правление. 
   4) Крестьяне Казенных Поместий или Селении продолжают обработывать как общественныя так и казенный Земли теперешним порядком и платить казне тоть же оброк за оныя который и ныне платят. 
   5) Сей Порядок будет продолжаться Десять или Пятнадцать лет сряду а после сего срока не будут Крестьяне никакого оброка платить за общественную землю а за казенную которую пожелают для обработывания на откуп взять будут они деньги платить по назначению какое тогда имеет быть сделано и для котораго потребуются от крестьян предварительныя их предположения. 
   6) После Десяти или пятнадцати лет а есть ли удобно будет, то и прежде когда сей новый Порядок окончательное возымеет существование, Ход и Действие, будуть казенные Крестьяне пользоваться совершенною свободою и будут объявлены совершенно вольными, при чем общественная Земля никому не будет принадлежать частно, но всему Волостному обществу совокупно а казенная Земля останется собственностью казны, и Крестьянам будет отдаваться в откуп. 
   7) Волостное общество не должно иметь права общественную Землю продавать или Закладывать, она есть собственность в сем отношении неприкосновенная. Казна же является в отношении к казенной Земле в виде частнаго Человека и потому продавать казенныя Земли право имеет. Есть ли Крестьянин купить у Казны какую нибудь казенную землю или часть оной, тогда сей участок им купленной будет он иметь право, закладывать, продавать, дарить, в наследство и приданое отдавать и одним словом оным распоряжать по своей воле как совершенною частною собственностью своею. 
   8) Весьма будет полезно завести в каждой Волости по мере возможности маленькое банки и Ломбардты а равным образом и страховыя учреждения. Сие конечно вдруг или скоро воспоследовать не может и потому сказано что надлежит оное заводить по мере Возможности. Надлежит также распространить на Казенных Крестьян права Купечества и Мещанства о чем Верьховное Правление особое сделает распоряжение. 
   9. Монастырские Крестьяне.
   Монастыри Православныя Грекороссийской Церкви не имеют никаких Поместий и никаких Крестьян между тем как из католических монастырей многие еще крестьян имеют. Сего различия по трем причинам существовать не должно. Во первых потому что Монашество инностраннаго Исповедания не должно пользоваться большими преимуществами как Монашество отечественнагоправославнаго Исповедания, во вторых потому что ежели Монашеской Чин с усердием все свои обязанности исполнять будет то ему не останется времени для управления поместьями а в третьих наконец потому что Звание требующее от вступающих в оное клятвы в бедности и умерщвлении плоти жизнь свою проводить не должно утопать в Богатстве и Пресыщении давая тем пример соблазна и Разврата. Православное Монашество чувствуя свое Высокое Предопределение давно уже никаких поместий более не имеет; почему же не последовать его примеру в отношении и к Иноверному Монашеству. А по сему в следствие всего здесь сказаннаго разрешается Верьховное Правление всех Монастырьских крестьян и Поместий присоединить к Государственным Имуществам и потом те же самыя меры в отношении к ним принять каковыя предполагаются для всех Казенных Крестьян и поместий вообще.
   10. Вольные Земледельцы
   В отношении к Вольным Земледельцам коих общества собственныя свои Земли имеют обязывается Верьховное Правление следующия сделать распоряжения и следующия устроить меропринятия:
   1) Составить из них Волости с учреждением в оных Волостнаго Правления таким же точно образом и порядком как выше сказано о Казенных Крестьянах имеющих также быть со временем вольными Земледельцами. 
   2) Разделить земли каждой Волости по угодьям на две половины из коих одной именоваться общественною Землею а другой частною Землею. Общественная Земля имеет на тех же основаниях Волостному обществу принадлежать на коих сие пояснено в статье о казенных Крестьянах. 
   3) Частная Земля каждой волости имеет быть роздана Участками всем различным Семействам той волости в вечную и полную частную их собственность. Ежели кто из вольных Земледельцов перед сим уже купил какую нибудь для себя землю то остается полным обладателем оной. 
   4) По мере возможности завезти волостные Банки и Страховыя Учреждения: распространяя на Вольных Земледельцов права Купечества и Мещанства о чем Верьховное Правление особое сделает распоряжение. 
   Все Подробности сего распорядка имеет Верьховное Правление устроить Законодательными и Исполнительными Действиями по соображению временных обстоятельств, частных случаев и местных положений, причисляя однодворцев в общем смысле к сему же разряду. 
   11. Дворянские Крестьяне.
   Весьма различно положение, в котором находятся различные Дворянские Крестьянее. У самых добрых господ они соввршенным благоденствием пользуются. У самых Злых они в совершенном злополучии обретаются. Между сими двумя крайностями существует многочисленное Количество разнообразных Степеней злополучия и благосостояния. Различие сие произходитот того что участь Крепостных Людей в полной мере зависит единственно от мысли и воли их Господ, и что никакаго не существует определительнаго постановления взаимныя их отношения, обязанности и Права устанавливающаго, и положение Крестьянскаго Состояния ясно определяющаго. Сие доказывает необходимость таковаго Постановления дабы дурные Помещики принуждены были следовать примеру добрых Помещиков, и дабы Положение Крестьян елико возможно было улутчено и на твердых Началах и Правилах положительным образом основано.
   Для составления таковаго Постановления имеет Верьховное Правление возложить на вышепомянутыя Грамотныя Дворянския Собрания обязанность представить ему проекты об оном и потом из всех сих проектов выбор сделать целое составить и оное в ход и Действие привезти. Все же предварительныя меры нужныя для составления и введения сказаннаго Постановления обязывается Верьховное Правление по своему усмотрению неукоснительно и решительно принять не останавливаясь никакими побочными соображениями.
   Успехи общаго Просвещения повсюду более и более распространяющагося, лутчея понятия о взаимных отношениях всех членов и частей Государства, Дух времени стремящийся к Свободе на Законах основанной, все сие заставляет желать, чтобы Рабство было совершенно в России уничтожено, и чтобы полезное Сословие Крестьян не было забыто особливо в то время когда Россия стремится к установлению прочнаго Законнаго порядка и всем прочим своим сословиям и частям улутчение положения и Состояния их приобретает. Сверх того надобно также и о том в совести своей помыслить что право обладать другими людьми как собственностью своею, продавать, заклады- вать, дарить и наследовать Людей на подобие Вещей, употреблять их по своему произволу без предварительнаго с ними соглашенияеи единственно для своей прибыли, Выгоды и Прихоти есть дело Постыдное, противное Человечеству, Законам Естественным, Святой Вере Християнской и заповедной Воли Всевышняго Творца Гласящаго в Священном Писании что все Люди пред ним ровны и что одни Деяния их и Добродетели разницу полагают. Но поелику таковое важное Предприятие тре- бует зрелаго обдумания и весьма большую в Государстве произведет перемену то не может оное иначе к успешному окончанию приведено быть как введением Постепенным. О сем предмете должно Верьховное Правление потребовать Проекты от Грамотных Дворянских Собраний и по оным меропринятия распорядит, руководствуясь следующими тремя Главными Правилами:
   1) Освобождение Крестьян от Рабства не должно лишить Дворян дохода ими от Поместий своих получаемых 
   2) Освобождение сие не должно произвезти Волнении и Безпорядков в Госуд

Другие авторы
  • Николев Николай Петрович
  • Лебедев Владимир Петрович
  • Вейнберг Андрей Адрианович
  • Чехова Е. М.
  • Василевский Илья Маркович
  • Спасович Владимир Данилович
  • Суриков Василий Иванович
  • Неведомский Александр Николаевич
  • Зотов Владимир Рафаилович
  • Фет Афанасий Афанасьевич
  • Другие произведения
  • Аксаков Сергей Тимофеевич - Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах
  • Лондон Джек - Приключение в воздушном море
  • Мамин-Сибиряк Д. Н. - Вертел
  • Крылов Иван Андреевич - Письмо М. П. Сумароковой: (Август 1801 г.)
  • Уэллс Герберт Джордж - Люди как боги
  • Добролюбов Николай Александрович - Непостижимая странность
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Басни Ивана Крылова
  • Энгельгардт Михаил Александрович - Уильям Гарвей. Его жизнь и научная деятельность
  • Лейкин Николай Александрович - Перед акробатами
  • Самарин Юрий Федорович - О народном образовании
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
    Просмотров: 416 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа