Таким образом решено что Представительной Порядок непременно существовать должен и что Народные представители образуя особое Правительствующее Место в Состав Верьховной Власти входить должны.
§14.
Сей вопрос будучи решен возник новый вопрос. Каким образом должны Народные Представители быть выбираемы и назначаемы. Народ не мог собираться весь на одно место для Непосредственнаго Участия в Государственных Делах а следовательно точно также не может он собираться весь на одно место и для выбора своих Представителей; надобно разделить его на частныя Общества или на Собрания Избирательные, дабы каждое избирательное Собрание однаго, двух или более Представителей Народных назначало, смотря на количество своих сочленов.
Ежели разделить большое Государство какова например Россия на столько Избирательных Собраний сколько бы нужно было дабы все Граждане без изъятия в избрании Представителей участвовали то надобно разделить Государство на такое Количество избирательных Собрании что когда каждое из сих Собраний своего или своих Представителей назначит то число всех Народных Представителей от всех избирательных Собраний назначенных так будет велико что не будет возможности им всем собираться в одном месте а тем еще менее заниматься Совещанием о Государственных Делах, из чего и выведено весьма справедливое Заключение что все Граждане без изъятия не могут участвовать в избрании и Назначении Народных Представителей.
Оказывается Следовательно здесь то же самое 3атруднение в отношении к Непосредственному Назначению Представителей Всеми Гражданами каковое в предидущем параграфе описано в отношении к Непосредственному Участию всех Граждан в самих Совещаниях о Делах Государственных. Весьма бы естественно было одинаковыя затруднения одинаковыми Средствами отвращать и как одно отвращено посредством представительнаго Порядка, так точно и другое посредством того же представительнаго Порядка отвратить;
Но не так то было. Порабощающая сила Аристократов и Богатых вмешалася в сие дело и превратное представило Толкование в следствие коего во многих представительных Государствах предоставлено участие в избрании Представителей одним только Богатейшим Людям за исключением большинства Граждан. Таким образом заменяет в тех Государствах Аристократия Богатств Аристократию Феодализма и Народы не только ничего не выиграли но даже напротив того в некотором отношении еще в худшее приведены Политическое Положение ибо в насильственную поставлены Зависимость от Богатых.
Все не могут быть Богатыми, малейшая Часть Граждан Изобилием пользоваться может а с тем вместе при таковом Устройстве представительства породится в Государстве отдельное от Массы Народной Сословие Богатых о котором в сей же Главе доказано что оно есть самое пагубное и зловредное. Богатые всегда будут существовать и это очень хорошо; но не надобно присоединять к Богатству еще другия политичесюя Права и Преимущества за исключением Бедных.
А посему и возлагается непременная обязанность на Верьховное Правление описанное в сем параграфе Затруднение разрешить посредством Представительнаго Порядка и в полной мере всякую даже тень Аристократическаго порядка, хоть феодальнаго, хоть на Богатстве основаннаго совершенно устранить и на всегда удалить дабы Граждане ничем не были стесняемы в своих выборах и не были принуждаемы взирать ни на Сословие ни на Имущество а единственно на одни Способности и Достоинства и руководствоваться одним только Доверием своим к избираемым ими Гражданам.
§15.
В следствие сего должны Народныя Собрания на два рода быть разделены, из коих однем именоваться Земскими а другим Наместными.
Земским Народным Собраниям быть по одному в Каждой Волости, состоять из всех Граждан к той волости по Гражданскому списку приписанных и заниматься единственно выбором Граждан в члены Наместных Народных Собраний, руководствуясь одним их Доверием к избираемым лицам.
Наместным же Народным Собраниям заниматься всеми делами Народному соучастию предоставленными и состоять из трех Степеней таким образом чтобы каждая Волость имела свое Наместное Волостное Собранье, Каждый Уезд имел бы свое Наместное Уездное Собрание а Каждый Округ или Губерния свое наместное Окружное или Губернское Собрание. Члены каждаго Наместнаго Волостнаго Собрания должны назначаться от Земскаго Собрания своей Волости. Члены каждаго Наместнагое Уезднаго Собрания должны назначаться от всех Земских Собраний учрежденных в волостях того уезда. Точно также члены каждаго Наместнаго Окружнаго или Губернскаго Собрания должны назначаться от всех Земских Собраний учрежденных в волостях того округа или Губернии.
Таким образом будет каждое Земское Собрание назначать всех членов в свое Наместное Волостное Собрание и по нескольку членов в свое Наместное Уездное и в свое Наместное Окружное или Губернское Собрание. Само собою разумеется что каждое Земское Собрание будет менее членов назначать в свое Окружное или Губернское Наместное Собрание нежели в свое Наместное Уездное Собрание. Особенный Закон определит пропорцию числа членов от каждой Волости в Уездное и в Окружное Наместныя Собрания долженствующие быть назначенными. Волостныя же Наместныя собрания имеют состоять от Ста до двух Сот Членов. Из сего явствует что Все Наместныя Собрания как Волостныя так и Уездныя и Окружныя или Губернская будут состоять из Членов назначенных в оныя от Земских Собраний прямо и Непосредственно; тем самим и будут все члены всех Наместных Собраний по всей точности и в полной мере самим Народом избираемы.
§16.
Каждое Земское Народное Собрание имеет ежегодное Заседание могущее продолжаться только шесть дней: От однаго Воскресения исключительно До другаго Воскресения исключительно. Сие время должно быть Законом определено и все 3емския Собрания Действия свои начать в одно число в целом Государстве. Председательствует в сих Собраниях Волостной Предводитель, (о коем в седьмой Главе говорено будет) имеющей в оных свой Голос яко член Волостнаго Общества. Каждое Земское собранье начинает Избранеим определеннаго числа сочленов от себя в свое Окружное Наместное Собрание, потом избирает определенное число сочленов от себя в свое Уездное Наместное Собрание и наконец избирает всех членов в свое Волостное Наместное Собрание. После сего расходится оно немедленно и никаких других Действий предпринимать не может. Члены всех Наместных Собрали назначаются по сему ежегодно; могут однакоже те же самые Граждане столько раз быть избираемы вновь, сколько то будет угодно Земским Собраниям.
Каждое Наместное Собрание имеет ежегодное Заседание могущее продолжаться столько времени, сколько того Дела потребуют. Все Наместныя Собрания Действия свои начинают в одно время в целом Государстве. Число сие должно законом быть определено. Председательствуют в сих Собраниях без совещательнаго Голоса: в Волостных Наместных Собраниях: Волостные Предводители а в Уездных и Окружных: Уездные и Окружные Посадники (о коих в 7 Главе говорено будет). Каждое Волостное и Каждое Уездное Наместное Собрание разделяють свои Занятая на три разряда:
1) По составлении своем начинают они выслушанием отчета от Волостнаго и Уезднаго Правления; в каковое время и все жалобы на те местныя Правления принимают и разсматривают. На сей Отчет делают они свое определение в коем одобряют или осуждают Действия тех местных Начальств.
2) Кончив занятия перваго разряда приступают они к замещенио вакантных мест в Волостных и Уездных Правлениях, выбором новых Чиновников и Присяжных или утверждением прежних.
3) Наконец занимаются соображением общих Дел до Волости или Уезда касающихся, разрешают различныя предприятия для общественной пользы, раздают в волостях общественныя земли, разсматривают просьбы Инностранцев о вступлении в Росстйское Гражданство и много[е] другое тому Подобное. Кончив все сии занятия расходятся.
Окружныя Наместныя Собрания разделяют свои 3анятия на Четыре разряда: Назначают Народных Представителей в Народное Вече образующее Верьховную Законодательную Власть, остальные три разряда суть те же самые как и в волостных и Уездных Наместных Собраниях. Члены Волостных Наместных Собрании никаких денег за их труды не получают потому что они Действия свои производят в том же месте где и живут. Члены Уездных и Окружных Наместных Собрании получают прогонныя Деньги на проезд и кроме того определенное число Столовых Денег по числу Дней сколько Наместныя Собрания Занятия свои продолжают. После же двух месяцев столовыя Деньги прекращаются для поощрения к скорейшему окончанию Дел и Занятий.
§17.
Таким образом будет весь Народ размещен по Земским Собраниям для всеобщаго участия в составлении Наместных Собраний. А Наместныя Собрания будут сим способом весь Народ и всех онаго Граждан в полной мере без изъятия представлять. Никто не будет зловластно от участия в Государственных Делах изключен а поелику участие сие устроено будет порядком представительном и Посредственным то и будут в полной мере соглашены Невозможность для Граждан собираться всем на одно место с обязанностью даровать всем Гражданам одинаковыя права на сие Соучастие.
Строгое будет соблюдено безпристрастие против всех и каждаго. Богатые не лишатся своих прав, бедныя приобретят оныя. Гибельный обычай даровать некоторым Людям привилегии за изключением Массы Народной будет совершенно уничтожен. Выборы не будучи направляемы никакими насильственными средствами будут падать на самых достойнейших и просвещеннейших Мужей. Дворяне и Богатые будут вероятно чаще других Граждан избираемы есть ли будут просвещенные протчих; но таковой выбор основанной на общем Доверии не есть Политическое Право для Лица а есть общая Выгода для всего Государства тем более что достигаема будет правильным образом без всяких Насильственных или принудительных Постановлений.
Что же касается до опасения чтобы так называемая Чернь не волновала Государства когда в выборах участвовать она будет то опасение сие совершенно лишнее и напрасное. Чернь производить безпорядки только тогда, когда ее угнетают или когда Богатые для своих видов ее подкупают и волнуют; сама же пребывает она всегда в Спокойствии. Все Летописи свидетельствуют о том что Волнения в Государствах никогда не были чернью производимы но всегда богачами и Аристократами.
В изложенном же здесь порядке не будут даже и Богачи повода иметь чернь волновать ибо в Избрании членов в Уездныя и Окружныя Наместныя Собрания много волостей участвуют вдруг и нельзя всех Граждан во всех Волостях разом прельстить или Подкупить; Да сверх того ничто не будет решаться в Земских Собраниях а все в Наместных. На Наместныя же Собрания влияния иметь нельзя будет потому что так как нельзя было иметь влияния на избрание членов в сии Наместныя Собрания то и можно с полною уверенностью ожидать что Народ не будучи никакими побочными Соображениями и страстями волнуем изберет в Члены Наместных Собрании истинно Достойных Людей. А от того тем еще более можно ожидать что нельзя будет Наместныя Собрания волновать и что все их Действия к общей пользе клониться будут и только оную в виду иметь.
А из сего и явствует что разделение Народных Собраний на 3емския и Наместныя все несправедливости и затруднения отвращает сколько то в Силе Законодательной власти состоять может соединяя притом подобным же образом все Выгоды и Удобства.
О НАРОДЕ В ГРАЖДАНСКОМ ОТНОШЕНИИ.
§1.
В предидущей Главе разсуждаемо было о народе в отношении к Политическому его составу, Существованию и участию в Государственных Делах. В сей же Главе разсмотрим Правила о разнообразных Соотношениях в коих Граждане находиться могут, а потом правила об образе их Действия в разных обстоятельствах.
Соотношения в коих Граждане находиться могут бывают различных родов:
1) Взаимныя соотношения Родителей Детей и Родственников между собою, порождающия правила Родства.
2) Соотношения жены с мужем и мужа с женою порождающая правила Брака.
3) Взаимныя Соотношения Сирот с Опекунами и Попечителями порождающая правила Опеки.
4) Соотношения Людей с различными вещами их собственность составляющими порождающия правила Обладания.
5) Соотношения Граждан с вещами им достающимися по смерти родителей, или родственников порождающия правила Наследства и
6) Соотношения Граждан с другими Гражданами в отношении вещей или Действий, порождающия правила Договоров.
Первые три рода Соотношении касаются преимущественно Лиц. -
Последние три касаются преимущественно Вещей.
Правила для Действия Граждане в разных обстоятельствах могут на следующие шесть родов быть разделены:
1) Правила определяющия личную свободу и уверенность в Законности Суда.
2) Правила определяющия участие в личных и денежных Повинностях.
3) Правила определяющия участие принимаемое Гражданами в Государственной службе.
4) Правила утверждающия свободное Книгопечатание и определяющия Нравственныя Действия.
5) Правила утверждающия свободное Вероисповедание и касающияся Духовных Действий и наконец.
6) Правила утверждающия свободной ход промышленности и касающияся хозяйственных и Богоугодных Действий.
Первые три рода касаются преимущественно порядка общественнаго а последние три касаются преимущественно порядка частнаго.
§2.
Родство разделяется на Духовное и Кровное. Первое определяется Законами Духовными и потому суждение об оном сюда не принадлежит. Во втором надлежит различать Степени и Линии. Степени образуют различныя поколения. Отец и Мать на пример составляют одну Степень, Дети их составляют другую Степень. Линиями же называются те связи кои соединяют Различныя Степени; почему и бывают оне Нисходящия и Восходящия называясь прямыми Линиями, сверх того признаются еще Линии побочныя порождающияся посредством бракосочетаний. Сии побочныя Линии связывают одно Семейство с другим то есть одну Систему или Совокупность Восходящих и Нисходящих Линий с другою таковою же Системою или Совокупностью. Таким образом может связь родства чрез побочныя Линии распространяться на весьма большое число Людей но связи сии не будучи сопряженые ни с какими особенными правамие, обязанностями или ограничениями ни к чему иному не ведут как к укреплению и утверждению Дружеских между Гражданами отношениий и тем самим к усилению между ими Политической Связи. А посему и должны быть всячески поощряемы.
Кровное Родство определяется для двойной цели: во первых для положения Правил о Наследстве а во вторых для определения возможностей к Бракосочетаниям. Принимая в соображение Линии родства Нисходящия, Восходящия, прямыя и побочныя распространятся должно право Наследования на все сии Линии таким образом чтобы только тогда имение было Выморочным признаваемо когда ни чрез какия Линии никому уже более достаться не может. В отношении же к Бракосочетанию разделяется родство на степени оному препятствующия и на степени оному не препятствующия. Для определения первых надлежит принять в Соображение Церковныя Постановления; но поелику оныя на сей предмет весьма различны в различных исповеданиях то и постановляется общим правилом:
1) что Брак воспрещается тем Лицам кои состоят на одной Степени Родства и коих притом Линии родства сходятся в одну точку в первой восходящей Степени.
2) что Брак воспрещается тем Лицам кои состоят в разных степенях Родства и коих при том Линии родства сходятся во второй Восходящей степени щитая от Лица в нижней Степени Состоящаго и
3) что Всем прочим Родственникам брак дозволяется естьли только не препятствуют тому церковныя Постановления.
§3.
В отношении к власти Родительской и сопряженным с оною соотношениям постановляются следующия коренныя Правила:
1) Дети обязаны глубочайшим и нижайшим Высокопочитанием противу своих родителей в продолжении всей своей жизнии во всех возможных случаях.
2) Родители имеют над Детьми полную Личную Власть до совершеннолетия Детей, то есть до 20-го года их возраста.
3) С поступлением Детей в права Гражданства прекращается Личная Родительская Власть.
4) Имущества достающияся Детям от своих родителей остаются в полной власти Родителей пока они живы.
5) Имущества достающияся Детям не от родителей подлежат во время их несовершеннолепя правилам Опеки.
6) Родители обязаны выучить Детей своих какому нибудь ремеслу могущему им средства доставить к пропитанию.
7) Дети обязаны Родителей своих в Старости покоить и пропитывать обращаясь когда нужно к общественным вспоможениям.
8) Дети незаконнорожденные ставятся на ровне с Подкидышами и Детьми коих родители неизвестны.
9) Дети и незаконнорожденные тем самым узакониваются что отец их женится на матери их.
10) Правила для усыновления Детей подкидных и посторонных должны соображены быть с безпристрастным участием их в наследстве.
§4.
Брак есть Сочетание двух Лиц разных полов с целью народонаселение умножить и Детей породить и потому коль скоро цель сия не может по телесным причинам или Недостаткам выполнена быть то брак может быть расторгнут и Развод последовать. Но поелику доказательство о таковых телесных причинах и Недостатках с большими сопряжено затруднениями а иногда и противунравственностями то и обязывается Верьховное Правление правила на сей конец постановить по Глубокомысленному совещанию с Врачебным Искуством.
Каждый Гражданин имеет право в брак вступать коль скоро достигнет 21 год от рождения но не прежде. Женщины же могут в замужество вступать по достижении ими 15-го года от рождения: Мущины по вступлении в права Гражданства, Женщины по совершении присяги Отечеству о коей выше было говорено. -
Закон Гражданской запрещает женщинам в брак вступать без предварительнаго Согласия Родителей или Опекунов до 21 года их возраста по достижении же сего возраста оное разрешает для женщин как и для Мущин. Наставление же Нравственное приглашает всех и каждаго никогда противу воли родителей браком не сочетаться а вместе с тем и приглашает родителей не противиться сердечному влечению их Детей.
К Законности Брака требуется:
1) Законные Года сочетающихся, к чему присовокупляется и законное разрешение родителей.
2) Отсутствие Родственных связей в степенях выше обьясненных
3) Нахождение сочетающихся в холостом и незамужном Состоянии
4) Решительное желание и Свободное Согласие Сочетающихся.
5) Предварительное обручение с обьявлением о том ко всеобщему сведению и
6) Церковное обвенчание с уведомлением Волостнаго правления о совершении онаго.
После обручения могут еще сочетающиеся разойтиться но после венчания щитается Брак совершенным. Подробности сего положения предоставляются Постановлению Верьховнаго Правления.
Брак с сими требованиями не согласный есть Брак незаконный подлежащий разторжению и подвергающий как сочетавшихся и Свидетелей так равно и Священника уголовным Законам. При обвенчании должны присутствовать нисколько Свидетелей. По смерти однаго Супруга может другой опять в Брак вступать и сие повторять сколько раз пожелает естьли только не препятствуют тому церковные законы его исповедания.
§5.
Случай к Расторжению Брака или Разводу подают:
1) Телесные Недостатки. Для сего нужны ясныя неоспоримыя Доказательства.
2) Незаконность Брака. В сем случае расторжение Брака происходит по приговору Суда без внимания на Несогласие Супругов.
3) Прелюбодеяние однаго из Супругов. Для сего нужна просьба обиженнаго Супруга и ясныя Доказательства.
4) Лишение свободы однаго из Супругов за Преступление сопряженное с Политическою Смертью. Для сего нужно Согласие другаго Супруга.
5) Несходство Нравов доказывающих что Брак ВсеВышним не благословлен. Для сего нужно Согласие обеих Супругов. Для расторжения Брака по сей причине, должны оба Супруга после подания просьбы о разводе целый год вместе жить и потом ежели всетаки еще продолжают оба развод желать то вторичную просьбу подать после чего к расторжению Брака приступают, и
6) Безнравственность однаго из Супругов для чего нужна просьба страждующаго Супруга с ясными Доводами. Здесь также год испытания определяется.
Во всех случаях при расторжении Брака встречаются два обстоятельства:
1) Ежели Супруги Детей не имеют, то после расторжения Брака, расходятся они и каждый береть свое имущество с собою. Тем и Дело кончено.
2) Ежели же Супруги напротив того Детей прижили или усыновили и оные живы то при расторжении Брака должна Половина Движимаго и Недвижимаго Имущества каждаго из Супругов быть изключена из его обладания и под Попечительство поставлена быть в Пользу Детей.
После развода может каждый Супруг опять в Брак вступить ежели только не противятся тому Духовные Законы коих равным образом надлежит соблюдать и при постановлении правил для расторжения Браков.
§6.
В опеке надобно различать Опеку и Попечительство. Опека есть Надзор за Лицом, Попечительство есть Управление Имуществом. Никогда не должны Опека и Попечительство в одне и теже руки поступать. Опекун не должен быть Попечителем а Попечитель не должен быть опекуном того же Лица. Каждый Гражданин имееть право сам назначить Опекунов и Попечителей для своих Детей на случай своей смерти; должен только о том Волостное Правление уведомить. Естьли же Гражданин умрет не назначив Опекунов и Попечителей своим Детям тогда назначаются они Волостным Правлением выбирающим опекунов из ближайших родственников а попечителей из числа Мужей на сей конец Наместным Волостным Собранием назначенных.
Правила Опеки и Попечительства одинаковы хоть они назначаются над малолетными, хоть над Умалишенными, хоть по каким либо другим случаям.
Опекун имеет над состоящими под его опекою Личную родительскую Власть и дает ежегодный отчет как в употреблении сей власти так и в расходовании Суммы на воспитание от Попечителей выдаваемой особенной Комисии, Наместным Волостным Собранием из своей среды нарочито назначенной для разсмотрения Отчетов всех Опек и Попечительств в той волости состоящих. Точно также дают и Попечители отчет в управлении Имуществом состоящих под их Попечительством. Закон должен определить Опекунам и Попечителям вознаграждение за их труды из доходов сиротских имуществ. Опекунская Комисия должна иметь право отрешать и предавать суду Опекунов и Попечителей оказавшихся употребляющими во зло Доверенность им сделанную и на место их назначать Других.
§7.
Право Собственности или обладания есть право священное и Неприкосновенное, долженствующее на самых твердых, положительных и Неприкосновенных основах быть утверждено и укреплено, дабы каждый Гражданин в полной мере уверен был в том что никакое Самовластие не может лишить его ниже малейшей части его имущества. В сем Духе определяются следующия два правила:
1) Ежели кто собственности своей лишен быть должен для блага общаго то надлежит к тому приступить не иначе как когда полномерное существует убеждение в том что Благо и Общее неминуемо того требует и не может иначе быть достигнуто, но и в сем случае должно всегда последовать наперед предварительное полное возмездие.
2) Конфискация Имущества в пользу Казны никогда существовать не должна. Имущество частнаго человека может быть отнято у него для заплаты его долгов, и для взноса законных Пеней но однакоже не полным количеством а единственно необходимым количеством для Выручения нужной на сказанные предметы суммы. При наложении же судом Политической Смерти на Гражданина, его имение никогда не должно быть конфисковано но должно быть отдано его Наследникам взирая на него как на умершаго.
При сем надлежит в отношении к Праву Собственности или обладания следующия правила постановить:
1) Давность Владения утверждает право Собственности дабы сим способом можно было поставить Конец Делам долгое время Сомнению подлежащим, но поелику Давность Владения бывает иногда многими обстоятельствами сопровождаема то и должны Законы с большою осторожностью и подробностью все оттенки сего Права определить стремясь к полномерному соглашению Необходимости Делам Конец поставить с должным безпристрастием к участвующим в том Деле сторонам. -
2) Право Повинности возникающее из естественнаго положения Имения не подлежит никакому разногласию и потому во всей силе утверждено быть должно. Право же Повинности постановляемое частными Людьми по Добровольному между ими согласию хотя и бывает весьма разнообразно, но однакоже никогда не должно быть противно ни общественному Порядку ни существующим Законам и Постановлениям. -
3) Обладание служить основанием праву Собственности а посему и должно оно служить равным образом основанием и праву Повинности: В следствие сего должны права на частныя Повинности даруемы быть Гражданами другим Гражданам только на время жизни или обладания первых или по крайний мере на известное определенное время; но никогда не быть постановляемы на всегдашнее время и притом связаны быть с имением кто бы ни владел оным. Сие бы значило нарушать для будущих Обладателей неприкосновенность и полноту права Собственности. -
4) Заложение или право Закладное обезпечивает Заимодавца посредством Залога в отчужденной им на время собственности своей. Кто иначе в займы отдавать не будет как на основании сего права тот никогда не может отчужденной на время собственности своей Лишиться, Но поелику Действия сии к частным и многообразным спорам и тяжбам случай подают то и должны Законы с большою Положительностью все подробности сего права определить дабы полное было сохранено безпристрастие к обеим сторонам и оне бы обе в полной мере были обезпечены. -
5) Неоплатные Должники должны быть разделены на невольные, неосторожные и Злостные. Имение должника во всяком случае должно поступать с полна на Уплату его Долгов. Лицо же его не должно за его Долг отвечать и свободы не должен он быть лишен до тех пор пока долга своего не заплатит. Здесь место имеет следующее соображение: ежели Должник есть Невольный Неоплатный Должник то вовсе не должен свободы быть лишен. Ежели же он признан будет Неосторожным или Злостным Должником то по мере Вины должен быть подвергнуть Уголовному Наказанию. Ежели Должник после обьявления о неоплатности своей приобретет какое нибудь Имущество то должен прежние долги непременно с полна выплатить.
§8.
Право Наследования следует ныне кому либо или по Закону или по завещанию; но поелику право собственности основано быть должно на полном обладании, мертвый же ничем не обладает то и не свойственно ему продолжать иметь влияние на Имущество живых и распоряжать имуществом коим он уже более не обладает. Посему и постановляется правилом что Законы никакаго не должны Завещания допускать, но должны сами право Наследования во всем онаго пространстве в полной мере определить и установить чему ныне есть от части пример в отношении к родовым имениям. Сверх того не должны Законы никакаго совершенно различия делать между родовым и благоприобретенном имением ибо право собственности основано быть должно на истинной неприкосновенности сего права а отнюдь не на побочном уважении об образе коим вещь в собственность поступила лишь бы сей образ был Законный.
Главнейшия правила с коими обязывается Верьховное Правление сообразоваться при издании новых Законов о праве наследования суть следующия:
1) Имение родовое, благоприобретенное Движимое и Недвижимое составляют равным образом собственность Владельца а следовательно и в Наследство поступают на одинаковом основании, при чем право представления должно непременно всегда строго быть соблюдаемо.
2) Если Умерший находился в Супружестве то Наследство разделяется на две ровныя части: одна называется Супружескою, другая родовою. Естьли же Умерший состоял в Разводе или вовсе не находился в Супружестве то Наследство состоить. из одной родовой части.
3) Муж и жена составляют одно; посему и наследует один Супруг половину Движимаго и половину Недвижимаго Имущества другаго Супруга после Смерти его то есть наследует Супружескую часть. Другая, же половина то есть Родовая поступает в раздел между прочими Наследниками.
4) Супружеская часть Наследства доставшаяся после смерти однаго Супруга другому супругу поступает после смерти сего последняго Супруга есть ли не было у них Детей или они умерли не оставив Наследников в Семейство того супруга коему имение принадлежало. Во время же жизни своей сохраняет сей оставшийся Супруг совершенное право Полнаго обладания над супружескою частью Наследства.
5) При разводе мужа и жены ни один из них не наследует другому но дети ими прижитые наследуют тому и другому на основании общих правил.
6) После смерти однаго из родителей наследуют дети их всю родовую Часть Наследства и разделяют оную между собою по ровным частям так что Сын и Дочь ровныя части получают.
7) Родовая часть каждаго Наследства поступает в Нисходящия Линии. Когда же Нисходящей Линии не существует тогда передается оно по восходящей с уважением права Представления.
8) После Смерти Сына или Дочери не имеющих Нисходящих Наследников разделяется родовая часть между их отцом и матерьюе по ровным частям с уважением права Представления.
9) Имение должно от одной Линии родства переходить в другую ближайшую не иначе как посредством тех Лиц, которыя Сии две Линии связывают не упуская права представления; при чем равноотстоящия Линии получают равныя части и
10) Выморочное Имение должно быть продано с публичнаго торгу и вырученныя Деньги должны поступить в Банк или Казну той Волости в которой сие Имение находится.
§ 9.
Договор есть согласие двух или более Лиц на одно что нибудь изъявленное ими и взаимно принятое. Договоры бывают Возмездные, Невозмездные и Обезпечительные.
Возмездные Договоры суть:
1) Мена,
2) Купля-Продажа,
3) Наем.
4) Товарищество.
5) Ростовой Заем.
6) Сделка и
7) Примирение.
Невозмездные Договоры суть:
1) Дарение,
2) Ссуда.
3) Заем простой и
4) Договор Сохранный.
Обезпечительные Договоры суть:
1) Уполномочие.
2) Залог.
3) Заказ и
4) Поручительство.
В отношении ко всем сим родам договоров и различным оных оттенкам обязывается Верьховное Правление ясныя и точныя Правила постановить имея всегда в виду что мало Статей столь сильное и ежевремянное имеют влияние на благосостояние Граждан как Установление Правил для Договоров ибо на оных основаны почти все частныя Действия и предприятия. Тут два Главныя Правила должны непременно быть строго соблюдаемы.
Первое состоит в елико возможно сильнейшем утверждени святости всяких Договоров в отношении к исполнешию оных.
Второе состоит в даровании полной свободы к заключению всяких Договоров лишь бы они не были противны общественному благу и Порядку и не наносили бы вреда другим Гражданами.
Сверх сего постановляются еще следующия Правила:
1) Рост должен быть разделен на Казенный и Частный. Казенный относится до действия общественных Заведении и до Сношении с Правительством; и потому должен Законами быть определен. Частный же относится до Сношении между Гражданами и во уважение свободы промышленности и полноты права обладания не должен Законом быть определен но воле частных Людей в их Договорах быть предоставлен тем более что Ростовые Законы никогда не исполняются. Казенный же Рост будет частному служить примером.
2) Все Договоры должны быть засвидетельствуемы в Присутственных Местах. Сие необходимо для Установления Святости Договоров и удаления случаев к запутанным тяжбам. Но с тем вместе должно 3асвидетельствование Договоров как можно более быть облегчено и ускорено и ни с какими издержками в пользу Казны или Чиновников не быть сопряжено, цена же Гербовой Бумаги не должна превышать той цены за которою она выделывается и самой Казне обходится. То же самое и в отношении всяких Пашпортов и Свидетельств, коих выдача должна быть предоставлена Волостным Правлениям. Товарищества могут быть допускаемы для всяких частных Действий с двумя непременными ограничениями. Во первых чтобы они не производили никаких монополий ни косвенным ни прямым образом и во вторых чтобы они не давали Товариществу вида Правительственнаго Места и никаких бы не налагали обязанностей или Повинностей на других посторонних граждан в том товариществе не участвующих и
4) Заказные Договоры часто бывают случаем между Гражданами к большим неудовольствиям, к разнообразным притеснениям и к превратному исполнению Требований а посему и необходимость производят в защитительных и предупредительных постановлениях. Лутчее к тому средство будет состоять в назначении в каждой Волости некотораго числа Совестных Присяжных избираемых Наместным Волостным Собранием. Совестные сии Присяжные должны решать согласие Слов Договора с исполнением Договора. Сим будут они от части исполнять должность нынешних Цехов но с большим безпристрастием.
Все Подробности сих Соображений и все меры применения оных к окончательному Действию предоставляются Усмотрению Верьховнаго Правления.
§ 10.
Личная Свобода есть первое и важнейшее право Каждаго Гражданина и священнейшая обязанность каждаго Правительства. На ней основано все сооружение Государственнаго Здания и без нея нет ни спокойствия, ни Благоденствия. В Следствие сего постановляются следующая неизмененныя правила:
1) Никто из Граждан не должен свободы быть Лишен и под стражу посажен иначе как Законным образом и Законным Порядком. Всякое Действие сему противное наводит строжайшую ответственность на нарушителей.
2) Одно только Полицейское Ведомство имеет право Граждан брать под стражу; Все же прочия ведомства равно как и частные Граждане должны обращаться к Полиции с требованиями своими и с обьявлением причин. Естьли же крайность случая их заставит не ожидать прибытия Полиции то должны немедленно взятаго под стражу Полиции представлят и ей вручать под опасением жесточайшей ответственности.
3) Военная Сила может Полиции содействовать когда будет то от Полиции требовано но ежели сама кого под стражу возмет в отсутствии Полиции то немеднно того к ней представить обязана; что же касается до Военнослужащих, то само собою разумеется что за воинская Преступления подлежат они военному суду и от военнаго Начальства зависят.
4) Полиция имеет право всякаго Гражданина взят под стражу хоть он частный Человек хоть гражданской, хоть военной Чиновник с тем только чтобы сие было Законным образом исполнено.
5) В Дом Гражданина никто войти не может без его согласия; В случае же обязанности взять его под стражу должна Полиция ему предъявить письменное предписание от Волостнаго Правления или Вышняго Местнаго Начальства об отводе его под стражу с обьявлением причины.
6) На Улице и вообще вне частнаго Дома может каждый Гражданин под стражу быть взят без письменнаго предписания; но о причинах сего с ним поступка должно ему быть письменно во всяком случае объявлено прежде истечения 24-х часов, в противном случае должен он быть немедленно освобожден.
7) Никто не должен быть содержим под стражею в иных местах как в стражных Домах от Правительства назначенных и всем Гражданам таковыми известных и не иначе быть в оных с ним поступаемо как Законным образом под опасением строжайшей ответственности.
8) Содержащийся под стражею может всегда на Поруки быть отдан разве вышнее Начальство иначе прикажет; но в сем случае должна быть ему Засвидетельствованная Копия с сего предписания выдана.
9) Содержащийся под стражею может принимать посещение от кого желает; и происходить может Сие или без полицейскаго Свидетеля или при таковом смотря на предписание Начальства, которое в самых важнейших только случаях в таковых посещениях вовсе отказать может с Письменным обьявлением о причинах.
10) Никто не может быть судим иным порядком как обыкновенным законным Судебным и в том именно месте которое Законом определено и назначено; Посему никогда не должны никакия чрезвычайныя Судебный Комисии или чрезвычайные Суды быть учреждаемы ниже в каком бы то ни было случае Законный Судебный Порядок быть для каких бы то ни было причин нарушаем.
11) Никто не может быть судим иначе и как по точным словам Закона без всякаго Толкования слов Закона и притом по Законам существовавшим прежде преступления в коем он обвиняется, и не иначе быть обвинен как когда его преступление совершенно доказано.
12) Волостное Правление и Наместныя Собрания имеют право заступаться за членов своих Волостей ежели где нибудь Сии Правила в отношении к ним были нарушены и представлять о том Вышнему Начальству обязанному непременно таковое ходатайство разсмотреть и по содержанию онаго Полное следствие произвезти и удовлетвореше сделать.
Устроение всех Подробностей сего распорядка предоставляется Усмотрению Верьховнаго Правления обязаннаго оный таким образом учредить чтобы всякое Самоволье решительно было устранено.
§11.
Казенныя Повинности разделяются на два рода:
1) Личныя и Вещественныя.
2) Денежныя. При начале гражданских обществ, когда были они еще бедны и неустроены, существовали одне Повинности перваго рода.
С обогащением и Устроением Государств начали Повинности перваго рода превращаться в Повинности втораго рода так что чем совершеннее Благоденствие Государства тем мение в оном существует Повинностей перваго рода. В следствие сего обязывается Верьховное Правление все средства изыскивать для превращения Личных и Вещественных Повинностей в Денежные Сборы. Самыя Тягостнейшия Личныя Повинности состоят в Поправлении Дорог и в провожании Колодников и Арестантов а посему и надлежит старательное внимание обратить на их непременное уничтожение. Рекрутство хотя и может быть сочтено за личную повинность но будет о нем говорено в статье о казенной или Государствен ной Службе.
Вещественныя Повинности имеют три оттенка. Первыя чрезвычайно тягостны и потому должно всевозможное быть приложено Старанье к их уничтожению и к устранению их введения, на пример квартирование Войска, продовольствие оных обывателями, снабжение рекрут обмундировкою, содержание Почт, принудительныя поставки от обывателей и тому подобное. Одна только крайность может таковыя Повинности допускать и разрешать. Вторыя бывают иногда весьма полезны как то например составление и обновление запасных хлебных магазейнов, общественные склады для обтовой продажи тех произведений в пользу общественной казны или общественных Заведений и тому подобное. Таковыя повинности могут быть учреждаемы по соображению обстоятельств и местностей. Третьи наконец бывают неизбежны как то ясак кочующих Народов. Сии Повинности могут быть другими заменяемы только тогда когда само Положение и Состояние тех Народов сильным и значительным подвергнется переменам и улутчениям.
§12.
Денежныя Повинности разделяются на Косвенныя и прямыя. главная Выгода Косвенных состоит в том что их плотит кто хочет и когда кто хочет. Главная же выгода прямых состоит в том что оне уравнительнее ибо с имуществом каждаго соображаются и что оне верны ибо неизбежны. Главныя Правила в отношении к Денежным Повинностям состоят в следующем:
1) Оне должны быть взимаемы с имущества Граждан а не с Лиц их почему и надлежит заменить Подушныя другими Налогами.
2) Оне должны быть взимаемы с Имущества Граждан уравнительным образом так чтобы каждое имущество от своих прибытков бы уделяло Десятую, дватцатую или какую часть определено будет одним словом по ровным долям
3) Налоги не должны падать на Капиталы но только на чистую Прибыль от сего Капитала получаемую
4) Косвенные Налоги должны как можно менее тяготить те предметы которые для жития необходимы, почему и должна непременно цена Соли самым сильным и значительным образом быть уменьшена.
5) Косвенные Налоги взимаемые обыкновенно с изделий и Торговли должны быть соображаемы более с ходом Промышленности нежели с желанием умножить казенные Доходы.
6) Прямы