арстве для чего и обязывается Верьховное Правление безпощадную строгость употреблять противу всяких Нарушителей общаго спокойствия.
3) Освобождение должно Крестьянам доставить лутчее положение противу теперешняго, а не мнимую свободу им даровать.
12. Дворовые люди.
Дворовые Люди суть самое жалкое Состояние в целом пространстве Российскаго Государства. Солдат прослуживни 25 лет получает по крайней мере по истечении сего срока свободу и избирает потом себе любыя занятия. Дворовый же человек всю жизнь свою служит своему Господину и ни на какую надежду права не имеет: одна воля Барина всю его участь составляет до конца его жизни. Таковой Порядок долее продлится не должен и все то что в предидущей статье сказано о Кре- стьянах относится также и до дворовых Людей. Верьховное Правление потребует также и на сей щет проекты от Грамотных Дворянских Собраний извлекая из оных средства к Постепенному освобождению от Рабства Дворовых Людей.
Здесь могут с удобностью два средства быть употреблены. Первое состоит в назначении числа Годов коих Господину своему прослуживши, дворовой человек делается Вольным. Второе состоит в назначении суммы Денег коих своему Господину заплатив Дворовой человек также делается вольным. Сии два способа могут различными распоряжениями быть соединены и в подкрепление одно другому поставлены. Назначение откупных Сумм должно быть сделано по соображению местных обстоятельств и по вниманию на разные Ремесла коим Господа Людей своих обучали. За сими распоряжениями будут всетаки еще Дво- ровые Люди Крепостными оставаться и для сих последних в особенности нужны вышепомянутые проекты Грамотных Дворянских Собрании.
13. Заводские Крестьяне.
Заводские Крестьяне суть или Дворянские или Казенные. Дворянские суть Люди крепостные и потому суждение об улутчении их состояния и о постепенном даровании им вольности принадлежит к статье о Дворянских Крестьянах где Действие свое иметь будуть Грамотныя Дворянския Собрания с окончательным утверждением и решением Верьховнаго Правления. Касательно же Казенных Заводских Крестьянах обязывается Верьховное Правление следующия меропринятия распорядить: соображая по своему Усмотрению все частные Случаи и местныя Обстоятельства
1) Всех Крестьян на Заводах работающих заменить Людьми вольнонаемными или что еще лутче преступниками разнаго рода; распределяя их по соображению важности преступления и тягости работы.
2) Всех заводских Крестьян обратить в первобытное Земледельческое Состояние устроивая для сего в случае надобности Переселения, и составляя из них Волости на тех же основаниях как выше сказано в статье о Казенных Крестьянах к коим и их причислить.
Из Политической Економии известно что те только Изделия полезны которыя заводимы быть могут без всяких Насильственных или принудительных Меропринятий, и которыя следовательно собственным своим избытком себя поддерживать могут. По сей причине одни Вольнонаемные Работники должны бые при всяких Заводах быть Употребляемы; но поелику в числе заводов находятся такие которые необходимы для Блага Государства а другие коих безразсудно бы было бросить после всех издержек для них сделанных, то и дозволяется Преступников на Заводах употреблять; тем более что никакаго не может быть лутчаго дано предназначения Людям преступлениями потерявшим право на Свободу как занятия к пользе Государственной служащия.
Из всего содержания Главы сей явствует:
1) что Духовенство не признается более особым Сословием Народа но особою отраслею Государственнаго Чиноначальства.
2) Что Дворянство обязывается под руководством Верьховнаго Правления пересмотреть свой Состав и Проекты об оном представить, и
3) Что Все Прочия Сословия соединяются в одно и сливаются в общее Сословие Российских Граждан имеющих пользоваться совокупно всеми теми правами и преимуществами коими до ныне каждое Сословие пользовалось отдельно. Сие общее Сословие долженствующее заменить все до ныне существовавшия имеет называться Гражданством.
При сем надлежит заметить
1) что с уничтожением Сословий и со введением Гражданства все уже Граждане одинаковым Законам подлежать будут и что должны они право иметь Земли и вообще всякую Движимую и Недвижимую Собственность приобретать но только не Крестьян и
2) что Люди оказавшие Отечеству большия Услуги должны быть отличены от тех, которые только об себе думали и только о частном своем благе помышляли. Таковыя Лицы должны особенными пользоваться правами и Преимуществами. Воть Главное Правило основанием Дворянству служащее.
О НАРОДЕ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ.
§1
Содержание сей Главы разделяется по существу предметов в оную входящих на три разряда. В первом имееть бытьразсуждаемо о политическом разделении общей Массы Народа на части, о произхождении Сословий и о распределении частных Лиц по Волостям. В Втором Разряде имеет быть разсуждаемо о составлении общественных Земель образующих общественную собственность всего Народа и о различии между землями и Собственностями частными и общественными. В Третьем наконец разряде имеет быть разсуждаемо об участии Народу предоставленному в правительственных или Государственных Делах и об учреждении Народных Собраний. Таким образом будут представлены в совокупном изложении коренныя правила Политическаго Состояния Народа: Первый разряд представит понятие о Народном Составе и его политическом распределении. Второй разряд представит Понятие о Народной Собственности и обезпечении каждаго в его Существовании. Третий наконец представить понятие об образе и порядке коим Народ имеет участвовать в общественных или Правительственных Делах. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 параграфы составляют первый разряд, 10, 11, 12 и 13 параграфы составляют второй разряд, 14, 15, 16, 17 и 18 параграфы составляют наконец Третий разряд.
§2.
Порядок Должен в Государстве существовать и не может быть иначе введен как разделением общей Массы Народа на части: так чтобы целость Гражданскаго общества составлялась из нескольких частных или подраздельных обществ. Сим средством приобретается возможность Благоустройство в Государстве установить соделывая Сношения Правительства с Народом удобными между тем как сии Сношенья до чрезвычайности бы затруднительны были естьли бы вся Масса Народа составляла только одно Целое Неразделенное. Сие Необходимое разделение Народа на части или общества бывает тремя образами в исполнение приводимо.
Первый образ или Распределение Сословное существует когда Народ разделен на Классы или Состояния, имеющия собственныя свои отличительный преимущества и особенныя Права. Сих Классов или Сословий бывает обыкновенно четыре: Духовенство, Дворянство, Среднее Состояние и Крестьяне,
Второй образ или распределение по Отраслям Промышленности существует когда Народ разделен на Состояния Земледельческое, Мануфактурное или Издельное и Торговое и каждое из сих Сословий опять из нескольких частных подразделений состоит както например, из Гильдий, Цехов, Мастерств, Товариществ, Компаний, Поденщиков, и так далее и каждый из сих Классов свои особенныя имеет права отдельно от прочих.
Третий образ или Распределение Местное тоже Земское существует когда Каждый Уезд разделен на некоторое Количество Волостей так что все жители каждой Волости составляют так сказать одно Политическое Семейство и каждый частный Человек непременно обязан к составу какой-нибудь Волости принадлежать и к оной приписанным Состоять.
В редком Государстве существует отдельно одно только из сих трех Разделений. По большой части бывают они совместны, самым иногда странным образом перемешаны и перепутаны.
Несправедливость и Недостаточность распределения Народа по Сословиям явственным образом выказывается при первом взгляде. Духовенство, как в предидущей Главе объяснено не должно быть признано за особенное Сословие в Народе, но за особенную отрасль Государственнаго Правления или Чиноначальства. Дворянство есть Установление справедливое когда основанием своего существования имеет Услуги им отечеству оказываемыя, но когда оно ни что иное есть как феодализм подобно как сие во многих Европейских Государствах установлено, тогда оно есть зло Безразсудное гибель Государству наносящее.
Среднее Сословие вмещает всех городских жителей, которые имеют особыя и отдельныя права от крестьянскаго Сословия вмещающаго всех Сельских Жителей. При сем надлежит заметить что кроме сего различия между средним и Крестьянским Сословиями существовало еще во всех Державах прежде и существует еще ныне в России то различие что Члены Средняго Сословия суть Люди Вольные, а члены Крестьянскаго Сословия суть Люди крепостные принадлежащие или Казне или Дворянам. В предидущей главе было объяснено почему для Государства вредно когда делается раз личие между правами Городскими и Сельскими и когда жители Городские разделяются на Купечество, Мещанство и так далее.
А Посему и следует из сего что Разделение Народа на Сословия не только никакаго Порядка не вводит, но на против того поводом служит к водворению многих коренных Неустройств и Злоупотреблений и следовательно не должно быть принято; а есть ли уже существует то непременно должно быть уничтожено как то пространно в предидущей главе показано.
§3.
Второе Распределение Народа на Состояния занимающиеся Земледелием и Изделиями или Торговлею совершенно отвергнуто Политическою Економиею доказавшею неоспоримым образом что каждый человек должен иметь полную и совершенную Свободу заниматься тою отраслею Промышленности от которой наиболее ожидает для себя выгоды и Прибыли; лишь бы честен был и к Законам исполнителен. Правительство должно конечно способствовать всеми мерами к Усовершенствованию Народнаго богатства, но споспешествование сие должно состоят в Законодательство относительно Промышленности а не в распределении Народа по отраслям Промышленности которое напротив того мешает преуспеванию Народнаго богатства.
Таковое Распределение Частных Лиц породило бы скоро новый Род отдельных сословий которыя бы имели основанием своего Большия Богатства. Таковыя Сословия самыя суть безразсудныя и зловредныя потому что оне самыя безчеловечныя, что оне умножают до чрезвычайности число Бедных и Нищих и что их влияние на Народ основание свое имеет не на общем мнении, но на Золоте и Серебре посредством коих они весь Народ приводят в совершенную от себя зависимость. А потому обязано всякое благомыслящее Правительство не только таковаго распределения Народа не допускать, но даже и все меры принимать дабы таковыя Сословия отдельным от Массы народной Составлением сами собою бы не Устанавливались и не образовывались а тем более обязано их уничтожать ежели они существуют. Сии Сословия однакоже могут ныне в России только тогда быть прекращены когда взимание податей на сем распределении ныне основанное, другим образом устроено будет.
§4.
Наконец Распределение Народа по Волостям соединяет все Выгоды и все Удобности отвращая все Несправедливости, и все 3атруднения. А посему и обязывается Верьховное Правление Сие Распределение ввести уничтожив ныне существующее и устанавливая новый сей Порядок на изложенных в последствии сей Главы коренных Правилах разрешаясь при том все подробности сего Положения по своему Усмотрению распорядить.
Прежде же приступа к изложению сих Коренных Правил надлежит представить весьма Важное Соображение о Постепенности в Государстве для порядка требуемой и вспомнить что Слово Волость означает всякое Городское, Сельское и вообще Земское общество. Города же, местечки, села и Деревни будуть посему совершенно одно и тоже, то есть Волости. Все различие будет состоять в большем или меньшем Количестве обывателей в Волостях как ныне различествуют города; а по сему и можно заменить сии Названия одним именем Селенье. Городом же может продолжать называться местопребывание Уезднаго Начальства. Из приписной Волости весьма легко можно сделать Цельную Волость предпринимая где удобно или где нужно перестройку или переноску обывательских или крестьянских Домов, и сим способом составляя из несколькихе Селении одно Селение. Сие в России часто ныне делается и потому меропринятие сие малым подлежить Затруднениям, оно даже полезным быть может ибо округлить Волости. Верьховное Правление обязывается обратить особенное внимание на сей предмет и по мере возможности или Удобности привезти оное в исполнение.
§5.
Много было разсуждаемо о необходимости чтобы постепенность в Государственном Устройстве существовала; то есть чтобы Политическо-Нравственное Пространство отделяющее Массу Народную от Верьховной Власти на разный Степени было разделяемо и степени сии бы начинали от Массы Народной и восходили бы до Верьховной Власти. Мысль сия совершенно справедлива и таковой порядок конечно необходим; надлежит только истинныя избрать средства к введению и Установлению онаго. Люди зловластие любящие объявляли что таковая Постепенность требует разделения Народа на многия Сословия таким образом чтобы нисшее Сословие мало прав и никакой власти бы не имело а начиная от него все прочия Сословия имели бы различное Количество прав, преимуществ и Власти смотря на удаленность их от Народа и Приближенность к Верьховной Власти.
Сии Правила извлечены из Феодальной Системы и столь же в применении своем пагубны сколь в существе с истиною не согласны. Они пагубны потому что одним только пристрастием дышат, что некоторым членам Народа выгоды дают в коих другим отказывают без всякой причины и без всякой. е для Государства пользы, что для пресыщения Корысти нескольких Людей жестокую оказывают Несправедливость противу Наибольшей части Народа и что противны цели Государственнаго существования состоящей не в пристрастии к малому числу, но Елико возможно болышем Благоденствии многочисленнейшаго Количества Людей в Государстве.
С другой Стороны Они с истиною не согласны потому что никакой постепенности не образуют ибо постепенность в Государстве должна быть устанавливаема для того чтобы Верьховная Власть не была обременяема всеми Делами в Государстве без изъятия и Дела бы Сии от части разрешались в нисших Степенях, от части до нея восходили чрез посредство Степеней Установленных между Верьховною Властью и разными местами где дела возникать могут.
Из сего явствует что ежели бы Сословия Постепенность составляли, то Дела должны бы поступать от Крестьян на решение Мещан. От сих к Купечеству, от Купечества к Дворянству и так далее. А доелику Сие бы слишком было безразсудно то и не существует сего ни где а тем самим и доказывается что Сословия никакой в Государстве Постепенности не образуют ибо не чрез их посредство Дела восходят до Верьховной Власти. На против того они разныя только отделения между Народом образуют, которыя всегда друг на друга враждуют.
Истинную Постепенность образует в Государстве Чиноначальство состоящее из тех Чиновников, которые в Службе находятся, разныя должности исполняют и разными званьями друг от друга отличаются. Сие Чиноначальство Будучи распределяемо по разным Степеням общаго и частнаго Государственнаго Правления дает всем Деяниям законное их течение и доводит оныя от их Начала до Совершения а ежели нужно то и до самой Верьховной Власти. Кратко сказать: Постепенность в Государстве необходима, и находится не в Сословиях Народа, но в Государственном Чиноначальстве, которое всегда может быть от Сословий совершенно независимо ибо в Чиновнике нужны Способности, Знания и Добродетели могущая быть найдены во всех Сословиях.
§6.
Порядок должен в Государстве существовать и не может быть иначе введен как разделением Государственнаго Пространства на части; почему и имеет вся Россия быть разделена на области. Каждая область на несколько Губерний. Каждая Губерния на несколько Уездов. Каждый Уезд наконец на несколько Волостей, дальнейшее же разделение Каждой Волости на частныя Имущества или Поместья не есть уже разделение Политическое или общественное но есть разделение Гражданское или частное Из сего явствует что при разделении Земельнаго Пространства Государства на части Волость должна быть признана политическою Единицею. Сему разделение ответствует образование Правления и установление Степеней Чиноначальства Вверху над оными находится Верьховная Власть, а внизу под оными весь Народ Верьховная Власть управляет целым Пространством Государства а Народ весьма естественным образом распределяется по Волостям, то есть по политическим Единицам Государственнаго Пространства. Политическое Благоустройство состоит в полной соразмерности и совершенном соответствии между образом политическаго существования частных Лиц Народ составляющих и образом Устроения Правительства со всеми различными отраслями Государственнаго Правления.
Сия двойная цель совершенно достигается Земским сим Распределением. Посему и должен быть Народ Российский распределен по Волостям таким образом чтобы каждый Россиянин был приписан к которой либо Волости и щитался бы Членом Той Волости. Все члены одной и той же Волости составляют вместе так сказать одно Политическое Семейство под назвашем Волостнаго Общества. Сие распределение Народа по Волостям имеет заменить ныне существующее распределение по Сословиям и отраслям Промышленности. Промышленность предоставится всем Россиянам одинаковым образом а Сословия сольются все в одно общее Сословие Гражданское. Каждой Россиянин будет Гражданином Российскаго Государства и в особенности Гражданином такой то Волости.
Для удобнейшаго введения сего порядка должна Каждая Волость два Списка своим членам или Гражданам содержать: один Гражданской а другой Скарбовой. Первый означает членов Волости по Лицу, второй по Имуществу. Первый содержит Имена всех Граждан к той Волости приписанных и в составе Волостнаго общества щитающихся. Второй содержит имена всех Граждан имеющих какое нибудь имение в той волости. Из сего явствует что один и тот же Россиянин может состоят в одно и тоже время в скарбовых Списках Нескольких Волостей ибо в разных Волостях имения может иметь и следовательно с каждаго имения на общих правилах подать платить обязан между тем как в Гражданском Списке только одной Волости состоять может ибо Гражданской Список означает Лицо а Каждый Гражданин есть только одно Лицо и каждое Лицо только один Голос в Государстве иметь может.
§7.
Совокупность всех обязанностей и всех прав Российских Граждан составляет Российское Гражданство и разделяется на три Разряда.
Первой разряд содержит Права Политическия посредством коих определяются взаимныя отношения Народа с Правительством и Участие Народом в Управлении принимаемое.
Второй разряд содержит Права Гражданския посредством коих определяются взаимныя отношения Граждан между собою и способы коими собственность приобретается как то правила Родства, Бракосочетания, опекунства, всякаго рода Договоров и тому подобное
Третий разряд наконец содержит права Личныя посредством коих определяется образ Действия и Существования граждан в тех случаях когда они не находятся в Непосредственном Сношении ни с Правительством ни с другими Гражданами и когда дело идет об них одних, на пример свободное Книгопечатание, свободное Вероисповедание, свободная Промышленность, Личная свобода и тому подобное.
Сие разделение весьма важное никогда из виду не должно быть упускаемо ибо на оном основано точность и Поло- жительность Гражданскаго Права. Все Российские Граждане должны одинаковым образом пользоваться всеми правами Частными гражданскими и Политическими и пользоваться оными на целом пространстве всего Государства Должны также все взаимныя отношения Народа к Правительству и сего последняго к Первому во всем Государстве на одинаковых началах устроены быть и все обязанности политическия на всех Граждан вообще одинаковым образом быть распространены.
Надлежит однакоже заметить что те отличные Граждане которые большия Отечеству оказывают Услуги (Дворяне) должны некоторыми особыми преимуществами пользоваться в виде награждения за их Услуги и от некоторых тягостнейших обязанностей быть освобождены. Постановление Правил на сей Конец и приведение оных в исполнение предоставляется Распоряжению Верьховнаго Правления на основании того что в Предидущей Главе о том сказано было в особенности о Дворянстве.
Сказать еще надлежит что Ежели кто из Граждан пожелает из членов одной Волости перейти в Члены другой Волости то должен на сей переход получить согласие от той волости в которую перейти желает. Ежели кто из Граждан имеет Недвижимую собственность то должен быть членом той волости где состоит Недвижимая Его собственность; продав же оную может переходить как выше сказано. Ежели кто из Граждан имеет в нескольких Волостях Недвижимую Собственность то право имеет переходить без предварительнаго волостнаго разрешения из членов одной из сих волостей в члены другой которой либо из сих же Волостей. В приобретении Недвижимой Собственности. никому никакая Волость воспретить не может.
§8.
По распределении всех нынешних Российских подданных по волостям, надлежит их переименовать в Российские Граждане и тем самим их таковыми окончательно признать. Потом могут в Российское Граждане поступать или Дети Российских Граждан или Инностранцы. Дети Российских Граждан поступают следующим образом. По достижении ими 5-ти лет от Рождения объявляется о том Волостному Правлению. Волостное Правление созывает ежегодно один раз всех таковых Детей в Приходскую Церковь в нарочито для того назначенное время и слушает тут вместе с ними в присутствии родителей, родственников и всех прихожан молебен. После оной говорит Священник приличную проповедь и выставляет недорослям всю важность Состояния в которое они ныне вступают и всю святость той присяги Отечеству, которую они потом и произносят. Потом дает Волостной Предводитель обеденной Стол и весь день посвящается празднеству и Увеселениям так чтобы и для всей Волости сей случай был днем радости и Веселья. Сим образом вступают Недоросли в число Российских Граждан; правами же Гражданства начинают они пользоваться не прежде как по достижении ими 20-го Года от Рождения.
Инностранцы желающие быть Российскими Гражданами обязаны подать о том прошение в которое либо Наместное Волостное Собрание (о котором ниже объяснено будет). Сие Собранье имеет право таковую просьбу отвергнуть после чего сохраняет Инностранец право таковое же прошение подать в Собрание другой Волости. Есть ли же Собрание согласно на просьбу Инностранца, то представляет о том Верьховной Власти и получив от оной разрешение причисляет Инностранца к числу Российских Граждан и Членов своих. Таковые Инностранцы присягу дают в приходской Церкви в присутствии Волостнаго Правления угощающаго его в тот день. Общаго же празднества не производится. Российское Гражданство теряется совершенно:
1) Приговором Суда,
2) Вступлением в Инноземное Гражданство или Подданство,
3) Вступлением в Инностранную Службу без предварительнаго разрешения Верьховной Власти, и
4) Поданием Прошения об изключении из Российскаго Гражданства.
Временно же оно теряется при вступлении в личное Услуженье. Подробное Установление всего Порядка сего предоставляется Соображению и Усмотрению Верьховнаго Правления.
§9.
Разделение Земельнаго Пространства Государства на части бывает двоякаго рода: Политическое и Гражданское Первое необходимо для лутчаго Устройства Правления; Второе образует частныя Собственности. Первое остается в непременном положении всегда одно и тоже; второе подвергается частым изменениям по случаю права обладания.
Для введения перваго было объяснено предположение о разделении России на Области, Уделы, Округи, Уезды и Волости и сказано что Волости составляют Единицы сего Разделения. Теперь приступаем к разсмотрению Гражданскаго разделения Земель которое там начинается, где Политическое оканчивается: то есть от Волостей.
О сем гражданском разделении Земель много было разсуждаемо при чем все Сии Разсуждения на два главныя мнения разделены быть могут.
Первое мнение обьясняется таким образом: Человек находится на Земле. Только на Земле может он жить, только от Земли может он пропитание получать. Всевышний сотворил человеческий род на Земле и Землю отдал ему в Достояние дабы она его питала. Природа производить сама все то что к Пище человека служить может. Следовательно Земля есть общая собственность Всего Рода Человеческаго а не частных Лиц и по сему не может она быть разделена между несколькими только Людьми за исключением прочих. Коль скоро существует хоть один человек который никаким обладанием Землею не пользуется то Воля Всевышняго и Закон Природы совершенно нарушены и права естественныя и Природныя Человека устранены Насилием и Зловластием. На сем соображении был основан известный Поземельный Закон Римский который устанавливал частое разделение Земель между всеми Гражданами.
Второе мнение напротив того обьясняет что Труды и Работы суть источники собственности и что тот который Землю удобрил и оную способною сделал к произведению разных произрастений изключительное должен на ту Землю иметь право обладания К сему суждению прибавляется еще и то Соображение что дабы хлебопашество могло процветать, нужно много издержек который только тот сделать согласится которой в полной своей собственности землю иметь будет и что неуверенность в сей собственности сопряженная с частым переходом Земли из рук в руки никогда не допустит Земледелия к Усовершенствованию. Посему и должна вся Земля быть собственностью Нескольких Людей хотя бы сим правилом и было большинство Людей от обладания Землею исключено.
Сии два мнения совершенно друг другу противуречат между тем как из них каждое много истиннаго и справедливаго содержит. Сие произходит от того что оба сии мнения заключения свои до крайности доводят. А Дабы ясно усмотреть можно было в каком отношении каждое из сих мнений справедливо и в каком каждое ложно надлежит следующими правилами руководствоваться:
1) Человек может только на Земле жить и только от Земли пропитание получать, следовательно Земля есть собственность всего рода Человеческаго и никто не должен быть от сего обладания ни прямым ни косвенным образом исключен.
2) С Учреждением Гражданских обществ сделались Сношения между Людьми многообразнее и возникло Понятие о Собственности. Охранение сего права Собственности есть Главная цель Гражданскаго Быту и священная обязанность Правительства.
3) Законы Политические должны утверждать и обезпечивать Законы Духовные и Естественные а не нарушать оных. Сии Последние Законы должны всегда иметь перевес над первыми ибо они поставлены от Бога и природы и суть неизменны между тем как Политическме поставлены от Людей и часто переме- няются.
4) Наперед надобно помышлять о доставлении всем Людям Необходимаго для жития а потом уже о приобретении Изобилия. На первое каждый Человек имеет неоспоримое право потому что он Человек. На Второе имеет право только тот который ее сам оное приобрести успеет.
5)Установив возможность для каждаго Человека пользоваться Необходимым для его жития не подвергая его для приобретения онаго Зависимости от других надлежит Полное дать обезпечение и совершенную Свободу приобретению ее и Сохранению Изобилия.
Соображая сии Коренныя Правила с вышеизьясненными двумя мнениями можно легко приступить к изысканию Средств для соглашения обоюдных их выгод и Преимуществ и Устранения обоюдных Несправедливостей.
§10.
Сии Средства состоят в Разделении Земель каждой Волости на две Половины ее по Угодьям; как то в предидущей главе объяснено было в Статье о казенных Крестьянах. Одна Половина получит наименование Земли общественной, другая земли Частной. Земля общественная будет всему Волостному Обществу совокупно принадлежать и неприкосновенную Его собственность составлять. Она ни продана ни Заложена быть не может. Она будет предназначена для доставления Необходимого всем Гражданам без изъятия и будет подлежать обладанию Всех и каждаго. Земли частныя будут принадлежать казне или Частным Лицам, обладающим оными с полною свободою и право имеющим делать из оной что им угодно. Сии Земли будучи предназначены для образования частной Собственностие служить будут к Доставленнию Изобилия. Земля общественная будет удовлетворять Справедливым Заключениям Перваго Вышеобьясненнаго Мнения а Земли частныя Втораго Мнения. Сим средством будут оба мнения совершенно соглашены все пять коренныя вышеписанныя правила в полной мере соблюдены, каждый в Необходимом обезпечен и полная Свобода к приобретению Изобилия дана тем, которые в состоянии найдутся оным пользоваться.
Ежели при первом взгляде покажется введение таковаго порядка сопряженным с большими трудностями то надлежит только вспомнить
1) что сие Постановление может большия Затруднения встретить во всяком другом Государстве но не в России, где Понятия Народныя весьма к оному склонны и где с давних времен уже приобыкли к подобному разделению земель на две части.
2) Что в Предидущей Главе в Статье о казенных Крестьянах объяснено каким образом сие Постановление имеет быть введено не вдруг но постепенно в продолжении 5-ти летняго Срока в течении каковаго времени все Подробности и Частности с удобностью и полною основательностью усмотрены и устроены быть могут и
3) Что цель сего постановления состоя в даровании Государству тех основных начал Государственнаго и Гражданскаго бытия которыя одне ему доставить могут утверждение истиннаго Благоденствия и Всех и каждаго должна быть выполнена непременно сколько бы то ни стоило трудов и Занятий.
§11.
Главныя начала могущия основанием служить для Постановлений касательно общественных Земель суть следующия: Общественная Земля должна в каждой волости разделена быть на Участки. Каждый Участок должен так быть велик чтобы Необходимое для жития однаго Тегла доставлять мог. Теглом разумеется муж с женою и тремя детьми. 3емские сии Участки должны раздаваться членам Волостнаго общества. Они Участки сии получают не в полную Собственность но для того чтобы их обработывать и пользоваться их произрастениями. Каждый Участок отдается в обработку на один Год по истечении коего переходить оный в другия руки или опять за тем же хозяином утверждается. Земледельческий Год не с 1 Генваря по 1 Генваря щитается но с окончания жатвы до окончания оной в следующем Году. Волость имеет Список своим Участкам и ежегодно назначает особое время для раздачи оных.
Проект о сей раздаче Волостное Правление подносит Наместному Собранию. Волостное Наместное Собрание (о коем ниже говорено будет ) утверждает окончательно раз дачу сих участок. Каждый член Волостнаго Общества имеет право столько требовать участок сколько пожелает; принужден же к тому никто быть не может. Сие право распространяется ровным образом на Граждан имеющих собственныя свои частныя Земли и на неимеющих таковых, ибо они все суть Члены Волостнаго Общества.
Когда требуется менее Участок нежели сколько их имеется тогда получает каждый Требователь желаемое число а остальные Участки могут отдаваться в откуп Посторонным Лицам. В Посторонния Руки могут Участки отдаваться только тогда когда Волостное Общество всем требованиям своих членов удовлетворило.
Когда требуется более Участок нежели сколько их имеется, тогда остаются без удовлетворения требования тех граждан которые наибольшее число Участок. требуют так что в сем случай всегда большая требования сравниваются с меньшими. При невозможности удовлетворить равным требованиям предпочитаются Неимеющие частных Земель в своей Собственности тем которые таковыми Землями обладают; пропитывающиеся от однаго 3емледелия тем которые занимаются еще и другою какою нибудь промышленностью, одним словом предпочитается тот кто беднее. Участки переходят из рук в руки в трех только случаях:
1) когда сам кто не пожелает долее держать участка или оный переменить захочет на свободный участок: собственная Воля.
2) Когда не может продолжать тем числом участок пользоваться которое до ныне имел по причине умножившихся требований: Умножение Требований и
3) Когда приговором суда за преступление или приговором Волости за гласный и доказанный разврат сего права Лишен будет: собственная Вина.
Так как общественная земля установливается для доставления каждому Необходимаго для жития то и должен каждый заниматься своим. Участком с усердием и прилежанием а по сему Волостное общество и сохраняет власть за гласный и доказанный разврат лишать права на Общественные Земские Участки. Употребление же и Действие сей Власти должны ясным и Положительным образом определены быть для устранения всякой несправедливости, всякаго пристрастия и Злоупотребления.
В каждой Волости должен быть Волостной Банк учрежден из коего бы каждый Гражданин той Волости мог вспомоществование получать и к сему Банку полезно присоединить Страховое Учреждение. Из сего банка получать будут Граждане нужное число денег на первоначальное обзаведение своего Хозяйства когда в Земледельческое Состояние поступать будут.
Определение подробностей и частностей сего порядка предоставляются совершенно благоусмотренио Верьховнаго Правления
§12.
Когда порядок сей в полной мере введен будет и окончательное возымеет Установление и Действие, тогда от него для России следующия окажутся неоцененныя Выгоды и Последствия:
1) Каждой Россиянин будет совершенно в необходимом обезпечен и уверен что в своей Волости всегда клочек Земли найти может которой ему пропитание доставит и в коем он пропитание сие получать будет не от Милосердия Ближних и не отдаваясь в их Зависимость но от трудов коих приложить для обработывания Земли ему самому принадлежащей яко члену Волостнаго Общества на ровне с прочими согражданами где бы он ни странствовал, где бы щастия ни искал но всегда в виду иметь. будет что ежели Успехи стараниям изменят то в Волости своей в сем политическом своем семействе всегда пристанище и хлеб насущный найти может.
2) Какое сильное и благодетельное влияние таковая Уверенность и таковой порядок должны иметь на Нравственность Народную, легко усмотреть можно. Что более всего к преступлениям людей склоняет как не Нищета и совершенный Недостаток и Устраняя ужасные сии поводы ко злу и разврату постановление сие укрепить Нравственность и Добродетель. Оно большую часть случаев к подлости и подобострастию решительно отвратит и тем самым возвысит Дух Народной и вселит в Граждан ту благородную Самостоятельность, которая признана быть должна сильнейшею подпорою Государства.
3) Сие Постановление ни в чем не препятствует стремлению к Изобилию и улучшению 3емледелия ибо земли для последней сей цели предоставленныя составляют половину всех Земель вообще и в полной мере для того достаточны. Оно не только не препятствует но даже на против того еще более к тому способствует вселяя во всех Уверенность что в Необходимом никто никогда нуждаться не будет. От Необходимаго исходят и начинаются все 3анятия к достижению Изобилия. Все Нещастмя ни к чему худшему привезти не могут как опять к Необходимому Решительнее, Безопаснее, Веселее будет частное Действие каждаго Гражданина. Народная Промышленность получит быстрейший ход и сильнейшие обороты потому что всегда опираться будет на Уверенности в Необходимом и следовательно само изобилие твердейшее возымеет Основание.
4) Разнообразность земель в отношении к плодородию и Климату производит различныя Степени Народонаселения которыя производят в свою очередь необходимость в переселениях из стран много населенных в страны мало или менее населенных. Переселения сии ныне исполняются самыми беднейшими Людьми не находящими в своей Земле более средств к пропитанию, от чего происходит что большое из них число дорогою пропадает а кто до места достигнет тот способов не имееть ни себя порядком водворить ни новой своей Земле пользу принести ибо для сего нужны Капиталы, коих он не имеет. Все Сии пагубныя Неудобства совершенно отвращаются Установлением общественных Земель, ибо при оных переселяться будет единственно тот, которому нельзя получить столько общественных Участков в своей волости сколько бы он того желал, желающий же иметь несколько Участок не есть человек бедный и потому может переселиться с Удобностью и с Выгодою как для себя так и для новой своей Волости. Таковыя переселения будуть делаться мало по малу без всяких издержек и Усилий со стороны Правительства, Приобретение Земель в частную Собственность будет поощряемо, Народонаселение будет само собою уравниваться, Бедные будут оставаться на своих местах а переселения будут производиться Людьми имущими то есть Людьми могущими с удобностью сие исполнить и правило полной свободы будет совершенно сохранено не на одних словах но на истинном Деле.
5) Умножение Народонаселения увеличит Невозможность отдавать в одне руки много Участок из общественной земли и тем самым получить приобретение Земель в Частную Собственность сильное поощрение. От того вздорожают Земли а возвышение цены оных послужит поощрением к направлению Капиталов на устройства Мануфактур, фабрик, Заводов и всякаго Рода Изделий, на предприятие разных Коммерческих Оборотов и Торговых Действий: из сего явствует что Установление общественных Земель даст Возможность Промышленности иметь естественное свое течение и устроивать Переходы и Направление Капиталов с полною свободою, соображаясь единственно с выгодою и Пользою. Свобода сия бывает нарушаема не одними худо обдуманными Постановлениями Правительства но также и разными другими обстоятельствами порождающимися совершенно от Правительства Независимо. Из числа сих обстоятельств может Правительство малое число отвратить мерами Защитительными, все же остальныя отвращаются в полной мере Установлением Общественных Земель, которыя обезпечивая каждаго в Необходимом для его жития, освобождают его от Зависимости и необходимости заниматься тем чем бы он заниматься не хотел, а тем самим водворяют Свободу Промышленности на истинных и точных ея Началах.
6) Каждой Россиянин будет посредством сего Постановления обладателем Земли, он будет или обладатель частной имея землю в частной своей собственности или обладатель общественный имея право яко член Волостнаго Общества пользоваться общественною Землею не плотя за оную найма. Вся Россия будет следовательно состоять из одних. Обладателей Земли и не будет у нея ни однаго Гражданина который бы не был обладателем Земли. Ежели Которой Гражданин заниматься станет изделиями какими нибудь или пойдет в Услужение или на какую нибудь работу наймется, то делать сие будет только потому что в том более удовольствия или выгоды найти надеется нежели в обработке земли. Право же свое на общественную Землю будет он при всем том сохранять неизменно и Каждый Россиянин тем самим истинным членом Российскаго Государства всегда пребывать. Какую Осанку должно таковое Положение Вещей Российскому Народу приобщить и какое почтение вселить к нему во всех других Державах и Государствах.
7) Каждая Волость будет составлять в полном смысле Политическое Семейство в котором каждый Гражданин найдет не только Безопасность но и верное Пристанище, не только Охранение своей собственности но и дарование Необходимаго для Жития. Таким образом состоять будет Политическое Устройство не только в согласии с Духовными и Естественными Законами но даже будет их подкреплять и на твердых Началах утверждать. От таковаго порядка родится сильная связь между членами одной и той же Волости. Посредством Политическаго своего Семейства будет каждый Гражданин сильнее к целому составу Государства привержен и так сказать Прикован. Каждый будет видеть что он в Государстве находится для своего Блага, что Государство о Благоденствии каждаго помышляет, каждый будет чувствовать что он подати плотит и Повинности несет для цели ему близкой и для собственнаго своего Блага. На таковом образе Мыслей будет основана Любовь к Отечеству сей источник всех Государственных Добродетелей, Сия Сильнейшая Подпора Существования и Благоденствия Царств.
8) Посредством общественных Земель возродится сильная связь между членами одной и той же волости. Получая необходимое для своего пропитания от однаго и того же источника (общественных Земель) и полагая свои Надежды в случае нещастия и обеднелости на тот же самый предмет (общественныя Земли) соделаются они близки друг к Другу и в полной мере одно Политическое Семейство составлят будут, связь же Сия между членами Волости будет то благодетельное иметь последствие что во всех сношениях с Правительством никогда не будет частный человек от ближних покинут, всякому зловластию предоставлен, оставаться один без всякой помощи в противоборстве с Властью. Вся Волость за каждаго вступаться будет и дела уже тогда решаться будут Вышними Властями по зрелому раэсмотрению всех обстоятельств. Для Правительства же та будет неоцененная выгода что оно не будет затруднятся с каждым частным человеком ведаться особо. Оно будет знать только Волость и Волостное Правление, от сего последняго требовать честное исполнение всех Правительственных Действий и распоряжений и с него взыскивать за всякия Упущения. В личной же разбор входить только тогда когда Волостное Правление содействия просить. будет. Сим порядком облегчится и ускорится Действие Правительства и установится правильное и законное Противуборство частному Деспотизму которое повидимому хотя на мелочи только обращается но однакоже чрезвычайно тягостно для Граждан.
Имея в виду все сии благодетельныя последствия с установлением Волостных обществ и общественных Земель сопряженныя обязывается Верьховное Правление непременно сие Постановление ввести и перед затруднениями с сим введением нераздельными ни мало не останавливаться. Опасаться сих затруднении значило бы выказывать Непонятливость или что еще хуже злобность нрава противящуюся Установлению Истинной в Государстве Свободы. Что же касается Дворянских Крестьян то об оных сказано в предидущей Главе что Дворянския Грамотныя Собрания представят свои проекты и Верьховное Правление оныя в соображение примет при переводе сих Крестьян из нынешняго их положения в общее Состояние Российскаго Гражданства.
§13.
Когда Государства так еще были малы что все Граждане на одном месте или небольшом поле собираться могли для общих совещаниях о важнейших Государственных Делах тогда каждый Гражданин имел Голос на вече и участвовал во всех Совещаниях Народных. Демократия существовала тогда. Сей порядок должен был измениться с увеличением Государств когда уже нельзя было всем Гражданам собираться на одном месте. Демократия тогда была уничтожена.
Многоразличныя Государственныя превращения совокупились с сею причиною и произвели наконец то что одни только Богатые или Военные начали сьезжаться для участия в Государственных Делах: тогда возникла Аристократия а потом и вся феодальная Система со всеми ея ужасами и злодеяниями. Много других Причин содействовали к введению и укреплению Феодальнаго Порядка Вещей но главная онаго опора всегда состояла в невозможности всему Народу собираться на одном месте и совокупным Действием в Государственных Делах участвовать. Таким образом Аристократия и вся вообще Феодальная Система много веков свирепствовали над нещастною Европою заставляя Народы переходить все степени Злополучия и Угнетения. Время, которое всегда наконец Памятники Неправды и 3лочестия пожирает, привело равным образом в упадок и сей Порядок или лутче сказать сей Безпорядок Вещей.
Великая мысль о Представительном Правлении возвратила Гражданам право на Участие в важных Государствен- ных Делах. Пользоваться же стал Народ сим правом не так как прежде оным пользовался Непосредственным Образом, поелику не могли все Граждане на одно место быть собраны но Посредством своих представителей коих из своей среды назначал на определенное Время. Из сего явствует что Представительное Правление решило Великую Задачу Государственнаго Правления и согласило Невозможность собираться всем Гражданам на одно место с неоспоримым правом каждаго участвовать в Государственных Делах. Не удивительно по сему что все Народы с таким пламенным желанием стремятся к Установлению Представительнаго Порядка и к избавлению себя от нестерпимаго ига Аристократов и Богатых. Действие Народов в сем случае есть Действие Оборонительное ибо они не налагают ига на Аристократов и Богатых но только себя от их ига избавить хотят.