Главная » Книги

Пестель Павел Иванович - Русская правда, Страница 7

Пестель Павел Иванович - Русская правда


1 2 3 4 5 6 7

е Налоги должны быть по Волостям распределяемы по Соображению сравнительнаго богатства Волостей, Уездов, Губернии и Областей. Частное же взимание с Граждан по волостям быть предоставлено распоряжению Волостных Правлении или Наместных Собраний. 
   7) Возможность должна быть дана Гражданам платить Подати в удобное для них время и различными Количествами, а не все вдруг, в Косвенных Налогах сие само собою делается; в прямых же будет сие достигнуто тем что Волостное Правление оныя собирает и следовательно в случайности и обстоятельства каждаго входить может, да и Подати от каждаго в разныя времена разными количествами получать. 
   Подробности сего Распорядка еще яснее сделаются по изложении правил о Податях в отношении к Устройству Государственной Финансовой Системы о коей в Девятой Главе говорено будет.
   §13.
   Правила относящияся до Государственной Службе различают три предмета:
   1) Чиноначальство 
   2) Повиновенье Законам и 
   3) Рекрутство 
   В отношении к Чиноначальству постановляются следующия Коренныя правила:
   1) Каждый Гражданин имеет право на занятие всех мест и Должностей по Государственной Службе. Одни дарованья, Способности, познания и Услуги служат поводом и причиною к прохождению Службы. 
   2) Законы определяют по каждой отрасли Государственнаго правления каким образом Чиновники службу свою продолжать обязаны. и что от них требуется как при вступлении в службу так и во время прохождения оной. Сему Порядку подлежат все Граждане одинаковым образом. 
   3) Законы определяют награждения за Услуги Чиновников и взыскания за их Упущения по Службе. Все служащие Граждане имеют ровныя права на Все Награждения по мере их Услуг и подлежат ровным взысканиям по мере их Упущений или Преступлений, и 
   4) Законы определяют Круг Действия каждаго Чиноначальства или правительственнаго места а Граждане обязаны все без всякаго изьятия каждому Чиноначальству в круге его Действия одинаковым образом в полной мере повиноваться и оное с должным почтением уважать. 
   §14.
   В отношении к Повиновению Законам постановляются следующия Коренныя Правила:
   1) Повиновение Законам есть вещь священная и никто в целом Государстве не может от сей непременной обязанности быть уволен. Законы сделаны для всех и все им подвластными состоят. Никто Свыше Законов себя щитать не может ее и противоборство Законам кем бы ни соделанное есть всегда Преступление долженствующее Сильное навлекать Наказание. 
   2) Законы суть Определения от Верьховной Власти ко всеобщему сведению и исполнению таковыми обнародованныя и потому одни только определения Верьховной Власти Законами ею названными, признаваемы таковыми быть могут, в следствии чего обязаны Граждане не только не повиноваться тем Законодательным изречениям или определениям которые частныя лица или правительственныя места не имеющия права на составление законов издавать посмеют признавая таковыя Действия своевольными и преступными но даже на против того совокупными Силами оным противиться и действия оных всемерно останавливать до разрешения Верьховной Власти. 
   3) Исполнение приказании Верьховной Власти есть всегдашняя Непременная обязанность каждаго частнаго и общественнаго Человека. Противиться его велениям значить сотворить Государственное Преступление признаваемое тем непростительнейшим что Порядок Представительной полную дает Возможность Народу иметь влияние посредством своих Представителей на Действия Верьховной Власти и  
   4) Никакой Гражданин не имееть права своевольничать противу других Граждан и собственным своим Действием предупреждать или заменять решения и Действия Чиноначальства. Естьли же местное какое нибудь Начальство выступит из Круга своего Действия или своей Власти то Граждане обязываются немедленно о том довести до сведения Вышняго Начальства а Наместныя Собрания вступиться за своих Сограждан Законным порядком. 
   §15.
   Набор Рекрут для Военной Силы имеет значительныя получить изменения при чем следующия постановляются коренныя Правила для сего новаго порядка:
   1) Все Молодые Люди имеющее 20 лет от рождения подлежать рекрутскому Набору. До дватц[ат]аго же Года от рождения никто в Рекруты взят быть не может. Всем Рекрутам должно следовательно быть ровно 20 лет не более и не менее. 
   2) Рекруты поступают в военную службу на 15 лет после чего в чистую отставку отпускаются так что каждый ратник с 35 Года от рождения совершенно должен быть свободен и в Массу Граждан паки возвратиться. 
   3) По ежегодному соображению нужнаго Числа Рекрут и имеющагося числа Молодых Людей достигших 20 год от рождения делается распределение Рекрутской Повинности по Областям, Губерниям, Уездам и Волостям и назначается число рекрут которых каждая Волость выставить обязана. 
   4) Из числа Молодых Людей имеющих 20 лет выбирается в каждой Волости требуемое Число Рекрут; при чем Действие свое имеет то соображение чтобы в Рекруты поступали преимущественно сыновья тех Семейств в которых наиболее сыновей. Издание точных правил на сей предметь предоставляется Верьховному Правлению. 
   5) Кто раз Набору подлежал и вообще 20-ой Год прошол да потом женился тот уже навсегда от Рекрутства освобождается даже и в том случае когда Государственныя обстоятельства потребуют взятия в Войско молодых Людей оставшихся от предшедших Наборов. 
   6) Когда сия Потребность окажется тогда можно брать в Рекруты молодых Людей предшедших Наборов но никогда не дозволяется забирать рекрут предстоящих или будущих Наборов. Да и в сем случае должны таковые Рекруты не быть женаты и срок службы им быть убавлен так чтобы по достижении ими 35-го года от рождения они бы непременно в отставку выходили. 
   7) От Рекрутства освобождаются навсегда: во первых все те которые выдержат в котором либо Университете или Губернской Гимназии положенной Екзамен, во вторых всякой кто будет единственною подпорою своих родителей или малолетных братьев и Сестер и наконец в третьих кто наймет за себя другаго Рекрута с тем однако же чтобы сей Последний не был свыше 25-ти Лет. и 
   8) Вольноопределяющиеся допускаются на том основании что не прежде могут они быть в службу приняты как по достижении ими 20-го Года от рождения, не прежде быть от службы уволены как по достижении ими 35-го Года от рождения и не позже как по достижении ими 40-го года от рождения. Все Подробности сих Постановлении о Государственной Службе предоставляются Усмотрению Верьховнаго Правления. 
   §16.
   Правила утверждающия свободное Книгопечатание и определяющия нравственные Действия касаются трех предметов:
   1) Воспитания. 
   2) Нравственности и 
   3) Книгопечатания. ;
   Воспитание Детей разделяется на общественное и частное. Первое устроивается правительством, Второе предоставляется частным Людям. Правила в отношении к воспитанию Юношества суть следующия:
   1) Каждый Отец Семейства может по своему произволу Детей своих или воспитывать у себя в Доме под собственным своим надзором или отдавать их в общественныя учебныя Заведения от Правительства учрежденныя. 
   2) Поелику ничто столь сильно не действует на Благоденствие Царств и Народов как Воспитание то и обязывается Верьховное Правление учебныя Заведения устроить таким образом что бы они в полной мере всевозможную пользу приносили. О сем пространно говорено будет в 9-ой Главе, и 
   3) Частныя Лицы не должны иметь права заводить ни Пенсионов ни других учебных Заведений куда бы Граждане Детей своих отдавали потому что Правительство обязанное о Воспитании Юношества много заботиться и неупустительно над оным надзирать хотя и может оное родителям предоставить; и на их старание в полной мере положиться, но коль скоро Родители не имеют времени, средств или охоты оным заниматься то должно Правительство их место заступать и не дозволят чтобы сие было предоставлено посторонным Людям, ибо нельзя иметь к сим последним достаточной Доверенности дабы им поручить многотрудное исполнение священной сей обязанности тем более что Надзор Правительства за таковыми Частными Заведениями всегда будет слаб и недостаточен. 
   §17.
   Нравственность Утверждается в Народе совокупностью Духовных Естественных и политических Законов. Все на нее имеет влияние и потому составляется она совокупностью правильнаго Действия Граждан по всем сим разнообразным соотношениям. Из сего явствует что целое Содержание Русской Правды неминуемо на нее распространяется и ее укрепляет. Не менее того надлежит здесь следующия Правила в особенности изложить:
   1) Всякое Учение, Проповедывание и Занятие противныя Законам и правилам чистой Нравственности а тем еще более в разврат и Соблазн вводящия должны совершенно быть запрещены. Но поелику таковое Запрещение весьма легко может перейти в Зловластие то и обязывается Верьховное Правление постановить Правила на сей щет таким образом чтобы Зло было отвращено и притом Гражданская Свобода не была бы стеснена. 
   2) Всякия частныя общества с постоянною целью учрежденныя должны быть совершенно запрещены - хоть открытыя хоть Тайныя - потому что первыя безполезны, а последния вредны. Первыя потому безполезны что они таких только предметов касаться могут, которые входят в Круг Действия Правительства и для которых уже Правительство учреждено со всеми его отраслями, частями и подразделениями особенно при существовании Волостных О6ществ, вторыя же потому вредны что они таких только касаться могут Предметов которые не могут быть сделаны Гласными а Таковые предметы не могут быть иначе признаны как зловредными ибо государственный Порядок в сей Русской Правде постановляемой не только ничего добраго и Полезнаго не принуждает скрывать но даже на против того все Средства дает к их введению и обнародованию Законным Порядком, и к объявлению таковых Предметов и Статей дружески и благосклонно всех и каждаго приглашает. Следовательно нечего скрывать Добро. 
   3) Увеселения и Забавы дозволяются всякаго рода как частныя, так и общественные лишь бы оне не были противны Чистейшей Нравственности и не заключали бы в себе разврата и соблазна. За сим обязано Правительство бдительный и строгий иметь Надзор. Весьма полезно заводить Народныя празднества для усиления Народнаго Духа и укрепления Гражданской Дружеской Связи. Сия Статья предоставляется мудрому обдуманию Верьховнаго Правления и наконец 
   4) Верьховное Правление обязывается все средства употребить какия заблагоразсудит избрать для прекращения Поединков хотя бы постепенными меропринятиями то было исполнено. 
   §18.
   Коренные правила в отношении к свободе Книгопечатания постановляются следующия:
   1) Каждый Гражданин имееть право писать и пе- чатать все то что он хочет с тем только чтобы его имя было на его сочинении выставлено. От сего изключаются одни только личныя ругательства которые никогда допускаемы быть не должны. 
   2) Каждый Гражданин пользуется правом иметь типографию с тем только чтобы о том было предварительно Правительство извещено и чтобы на каждой печатаной вещи находилося имя хозяина Типографии. 
   3) За Мнения и Правила в Сочинении изложенныя отвечает Каждый Писатель на основании вышепомянутых правил об учении и проповедывании противных Законам и Чистой Нравственности, и судится общим Судебным Порядком. 
   4) Ежели в Сочинении излагаются какия нибудь Произшествия или что нибудь утверждается, то Сочинитель обязан оныя доказать естьли к Суду обиженною стороною призван будет. Естьли же доказать не можеть то подвергается Уголовному Наказанию по суду Присяжных Судясь обыкновенным порядком и 
   5) Сему распорядку подлежат все Сочинения большия и малыя, все переводы, все Ведомости и срочныя издания, Все живописи, гравировки и одним словом все то что какаго бы ни было рода Сочинения составляет. Верьховное Правление разрешается Все Подробности по своему Усмотрению постановить; срочныя же сочинения должны быть издаваемы не иначе как по предварительному извещению Правительства о сем Намерении. 
   §19.
   Коренныя Правила в отношении к свободе Вероисповеданий и Духовных Действий состоят в следующем:
   1) Християнская Православная Грекороссийская Вера признана быть должна Господствующею Верою Великаго Государства Российскаго. 
   2) Все прочия Християнския Исповедания ровно как и все Инородныя Веры дозволяются в России естьли только не противны оне Российским Законам Духовным и Политическим, правилам чистой Нравственности и не нарушают естественных обязанностей человека.
   (пропуск в исходном тексте - V. V.)  
   6) Церковное Богослужение есть Наружный Знак посредством коего Человек обращается к Существу ВсеВышнему и стремится с оным войти в Сношение по влечению внутреннаго его Убеждения; И потому должно всегда быть оказываемо совершенное Высокопочитание к Церковному Богослужению Всякаго Исповедания и Всякой Веры и 
   7) Внутренная Вера или Понятие о Боге и различных Догматах Веры находится в священном Писании и есть Дело между Человеком и Существом ВсеВышним в которое никто следовательно вмешиваться не имееть право иначе как посредством просвещения и истиннаго убеждения. А по сему инквизиция и не должна никогда никакаго рода существовать. 
   Внутренная Вера есть Неограниченная Собственность каждаго человека как существа разумнаго не имеющаго ни малейшей обязанности давать в том отчета кому бы то ни было но вместе с тем и не имеющаго права от других таковаго отчета требовать.
   Просвещение, Убеждение, Пример в соединении с точным исполнением Церковнаго Богослуженья суть Действительныя и сказать можно единственныя Средства к укреплению и утверждению Внутренней Веры. - Верьховное Правление будет сообразоваться с коренными сими семью Правилами и все частныя Действия Правительства и Народа или Граждан в сем же кругу неупустительно устанавливать соглашая нужные для того Конкордаты и приводя оныя потом в Действие.
   §20.
   Правила утверждающия свободной ход Промышленности и определяющия Хозяйственныя Действия разделяются на четыре разряда:
   1) Свободной и правильный ход промышленности. 
   2) Банковыя и Страховыя Заведения. 
   3) меры осторожности и 
   4) Призрительныя Заведения. 
   Коренныя Правила в отношении к ходу Промышленности постановляются следующия:
   1) Всякой Гражданин имееть право заниматься тою или теми отраслями Промышленности которыя за благоразсудит избрать и может оныя по своему произволу переменять и соединять как ему угодно лишь бы только не вредил другим Гражданам и не Действовал вопреки Законов и Нравственности. 
   2) Времянныя Товарищества дозволяются но постоянныя Компании как то нынешная Американская или подобные английской Остиндской решительно запрещаются. 
   3) Правительство должно от всяких Монополий непременно отказаться и таковыя Частным Людям всемерно воспрещать. 
   4) За новыя открытия могут частным Людям дарованы быть льготы и срочное исключительное право пользоваться выгодами сих открытый. 
   5) Ярмарки во многих местах необходимы во многих отлично полезны и везде допускаемы быть должны но сьезды называемые Контракты как то Киевские не должны существовать потому что дела на оных производимыя должны возможность иметь во всякия времена быть Заключаемы и 
   6) Тарифы могут быть учреждаемы с тою единственно целью дабы защищать Народную Промышленность от внешних подрывов, но отнюдь не для того чтобы увеличивать казенные Доходы которыя признаваемы быть должны вещью совсем побочною при издании и определении Таможенных Постановлений. 
   §21.
   Все предметы Промышленности будучи подвержены порчи и опасностям всякаго рода, требуют страховых Учреждении дабы обезнечить посредством оных предприятия промышленников. Сверх того требует удобнейшее обращение предметов всякой промышленности общего знака или представителя состоящаго в Деньгах. Сии два соображения делают необходимым учреждение Банковых и Страховых Заведений. Цель сия в полной мере достигнута будет когда Каждая Волость иметь будет свой Банк коего сочлены и соучастники будут все Граждане той Волости.
   Сии Банки могут составлятся во-первых ежегодными вкладами определенными количествами от каждаго Гражданина той Волости для Составления банка. За сии Вклады не будет Гражданам ростов выдаваться; во-вторых ежегодными вкладами для образования Страховаго Заведения. Количества сих вкладов должны быть определяемы по Соображению застраховаемых предметов. А в третьих единовременными вкладами сверх ежегодных. За сии последние вклады будут росты выдаваться и они всегда могут назад быть получаемы. Ежегодные вклады могут состоят в Деньгах или в различных произведениях кои потом от Волостнаго Правления или Наместнаго Собранья будут продаваемы а Деньги за них в Банк взносимы Единовременныя же вклады должны всегда в Деньгах состоят.
   Действие сих банков будет следующее:
   1) Выдавать заимообразно Членам Волости на срочное время определенными количествами без роста и без Залога. Выдавая же деньги заимообразно свыше определенной суммы следует рост и Залог получать. 
   2) Выдавать посторонним Гражданам заимообразно с получением во всяком случае роста и не иначе как под Залог. 
   3) Снабжать заимообразно нужными Деньгами Граждан заводящих хозяйство на участках общественной Земли без роста и залога. Сия сумма может быть выплачиваема в течении несколько лет хоть деньгами хоть разными произведеньями. 
   4) Делать разные переводы Деньгам и Капиталам из одной Волости в другую, из однаго места в другое для содействия разным оборотам как то ныне делают разные Банки и частные Банкиры. Сии трансферты и Учеты могут рост приносить. Банкиры продолжают Действовать своим чередом а банки своим чередом. Переводы Капиталов посредством Волостных Банков всегда будут для Граждан вернее и обезпечительнее. 
   5) Служить страховым Заведением для ее разнаго рода предметов, имуществ и отраслей промышленности, в чем надлежит точныя правила постановить и 
   6) Естьли Капиталы или Росты таковаго Банка до такой степени увеличатся что без потребления оставаться будут то некоторая часть Капитала может употреблена быть на какое нибудь общественное заведение а Росты поступить на Уплату Податей в каковом случае Граждане на тоть год или на то время или же на то Количество должны от Податей уже быть освобождены. Подробности сих Постановлений распорядит Верьховное Правление. 
   §22.
   Меры осторожности состоят в следующих трех предметах:
   1) Каждая Волость обязана иметь Запасный Хлебный Магазейн на случай Неурожая. Сей Магазейн должен быть по времянам обновляем дабы произведенья в оном хранящияся не подвергались порчи. Верьховное Правление издаст о сем особенное Постановленье. 
   2) Правительство должно чрез посредство печати доводить до общаго сведения все новыя открытия могущия Промышленности пользу приносить а равным образом и заблаговременно Гражданам все те сведения сообщать кои могуть иметь влияние на Ход Промышленности. По сему же обязаны и Граждане все таковыя сведения немедленно Правительству сообщать дабы оно их могло обнародывать и. 
   3) Для предупреждения всяких запутанных тяжб должен иметь каждый Гражданин Шнуровую Книгу за скрепою Волостнаго Правления в которую бы он мог вносить все те Промышленныя свои Действия которыя ставят его в Сношенье с другими Гражданами на подобие как сие ныне делается с Негоциянтами. 
   §23.
   Богоугодныя Действия и Заведения разделяются на три рода:
   1) Призрение Малолетных. 
   2) Призрение Неимущих. и 
   3) Призрение Страждущих. 
   Призрение Малолетных касается или Сирот или Детей коих родители неизвестны, оно может двояким образом быть исполняемо: или частным призрением или общественным Заведением. То и другое возлагается на непременную обязанность Волостей в отношении к Детям в Волости найденным или в оной осиротевшим. Общественное Заведение состоит в Воспитательном доме на волостном Иждивении. При оном должно быть устроено особенное отделение для родительниц. Естьли таковаго Заведения в Волости не имеется то Волостное Правление обязано с утверждения Наместнаго Собрания раздавать Малолетных Сирот частным Гражданам на руки с заплатою им из Волостной Казны за воспитание Сирот. Сии два средства Призрения Малолетных могут быть соединены для взаимнаго подкрепления и облегчения. Сим однако же не воспрещается частным Гражданам таковых Сирот совсем на свой отчет брать. По достижении таковыми Детьми 20-го года их возраста поступают они в Число Граждан той Волости на общих правилах. Из них можно преимущественно брать Рекрут. Таковыми вспоможениями для своих детей имеют право пользоваться также и неимущие Граждане. -
   Призрение Неимущих касается тех Людей коих физическия силы до того ослабели что не могут они сами себе пропитание доставить. Оно может быть исполняемо или чрез посредство Общественнаго Заведения или чрез Денежныя Выдачи. Общественное Заведение состоит в Богодельне на Волостном иждивении при коем могут быть устроены какия нибудь легкия рукодельни. Естьли же Богодельни в Волости не имеется то обязано Волостное Правление делать необходимыя Денежныя Пособия из общественной Волостной Казны и давать в том отчет Наместному Собранью. Оба средства могут друг друга подкреплять и облегчать с тем только чтобы нигде не было Нищих. За Сие ответствует Волостное Правление. -
   Призрение Страждущих касается Больных и Сумашедших. Оно исполняется двумя средствами могущими друга друга подкреплять. Первое состоит в учреждении Больницы в каждой Волости в которую бы принимаемы были Больные при чем Люди достаток имеющие некоторую плату бы взносили а прочие безденежно бы пользовались. Больницы таковыя должны состоять на Волостном иждивении. Второе Средство может состоять в Наеме Волостью Врача обязаннаго больных безденежно пользовать.
   §24.
   Главныя правила Общественнаго Призрения суть следующия:
   1) В отношении к найденным Сиротам: Ежели родители или Волость которым они по истинне принадлежатье сделаются в последствии времени известными то обязаны они издержавшейся Волости возвратить деньги на воспитание того Сироты употребленные. 
   2) Естьли в которой либо волости найдется Нищий или Больной принадлежащий другой Волости то первая Волость должна его призреть и когда он выздоровит то собственная его Волость должна издержки возвратить а Нищий должен быть в свою Волость препровожден пользуяся на дороге Волостными Вспоможениями 
   3) Частный человек желающий таковыя Заведения учреждать должен их по устроении подарить или продать Волостному Обществу; сам же оными управлять не имееть право: ибо всякая вещь имеющая общественную Цель должна и общественное иметь Начальство. 
   4) Естьли частный Человек пожелает какое нибудь пожертвование сделать в пользу Богоугодных или каких нибудь других общественных 3аведений то должен свое пожертвование отдать или в Банк или в казну какой ему угодно Волости. 
   5) Равносильная признается обязанность для Граждан не трогать собственности чужой и уделять от своей ту часть которая Наместным Собранием признана будет Необходимою для Общественных Вспоможении. 
   6) Пользующийся общественными Вспоможениями получает оныя не в виде милости но в виде Права: ибо первая обязанность Человека состоя в сохранении своего бытия имеет каждый на все то право что для сего нужно и необходимо и без чего бы он сей цели не мог достигнуть. 
   7) Естьли Гражданин своим поведением сделался недостойным общественных вспоможений то может быть лишен права на оных. Для сего нужно представление Волостнаго Наместнаго Собрания в Уездное Наместное Собрание и приговор сего последняго по основательном Изследовании и 
   8) Верьховное Правление издаст особенныя подробныя Постановления на все сии Предметы. 

Конец формы

  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (23.11.2012)
Просмотров: 424 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа