Главная » Книги

Писарев Дмитрий Иванович - Ю. Сорокин.Д. И. Писарев как литературный критик, Страница 3

Писарев Дмитрий Иванович - Ю. Сорокин.Д. И. Писарев как литературный критик


1 2 3

рсонажа. Формируется обостренно гротескный, сатирически преображенный образ. Яркий пример представляет характеристика Аркадия Кирсанова в статье "Реалисты" (гл. VII). Вначале просто говорится, что Аркадий "во всех отношениях похож на кусок очень чистого и очень мягкого воска". Затем показываются разные метаморфозы, которые мягкотелый Аркадий в виде того или иного изделия из воска в разных бытовых ситуациях претерпевает. Так складывается сатирическая интерпретация персонажа тургеневского романа. Из безобидного и симпатичного барича, или "галки", по другому, тоже предметному определению Базарова, он превращается в типический образ либерального фразера, не способного к реальному делу. Столь же выразительна сатирическая характеристика либерала в начале статьи "Подрастающая гуманность", основанная на развернутом сравнении его со смиренной коровой, "украшенной хорошим кавалерийским седлом" и проделывающей на лугу нелепые прыжки и пируэты. Вообще Писарев не избегает приема травестирования литературного персонажа, его "переодевания", изменения как характерных признаков его поведения, так и речевой манеры. Так, в статье об "Евгении Онегине" в речевую партию Татьяны вторгаются снижающие ее формы мещанского просторечия.
   Язык Писарева поражает разнообразием лексического состава. Широко и свободно черпает он выразительные средства из различных стилистических слоев и разновидностей русской речи - из разговорного языка, но также и из речи книжной. Просторечные образные слова соседствуют и органично сочетаются со словами, обозначающими отвлеченные понятия, научно-философскими и социальными терминами. Увлечение естественными науками, характерное для Писарева, ведет за собой и обращение к естественнонаучной терминологии. Эти термины в новом контексте нередко получают образное, переносное значение. Характерные обороты обиходной речи, сниженные формы просторечия свободно сочетаются также с формами речи торжественно-патетической или лирически взволнованной. Взволнованное, задушевное слово вдруг перебивается неожиданным сарказмом, ироническим оборотом. Писарев не случайно любил построенный на словесно-образных контрастах стиль Гейне.
   Поражает и гибкость синтаксического строения речи Писарева. Точность и лаконизм, законченность и строгая логическая расчлененность фразы, периода сочетаются с изяществом отделки, с естественной легкостью их ритмо-мелодического течения.
   Стиль Писарева, при всей его индивидуальной неповторимости, заключает в себе черты, характерные для публицистического стиля шестидесятых годов, особенно для публицистики демократической. К числу таких общих примет стиля демократической литературы (конечно, конкретное проявление этих общих речевых особенностей у разных авторов очень специфично) относятся и склонность к простоте и общедоступности выражения, к полемической резкости тона, к сатирической заостренности образа и т. п. Мы уже отмечали характерные схождения между стилем Писарева и сатиры Щедрина.
   Сформировавшись рано в некоторых наиболее характерных своих особенностях (например, в формах непосредственного общения с читателем, импровизационной манере изложения и т. д.), стиль Писарева известным образом менялся и эволюционировал. В период сотрудничества в "Русском слове", в годы полемики с "Современником", когда складывалась и излагалась им "теория реализма", некоторые отмеченные выше черты писаревского стиля - его обостренная неприязнь к "фразе", явно выраженное предпочтение просторечного способа выражения, склонность к сатирически заостренным, гротескным образам - приобретали особое значение, играли в общем контексте нередко организующую роль. В статьях последних лет стилевые приемы такого рода - словесные "арлекинады", нарочито резкие формы выражения эмоций, полемические преувеличения и т. д. - представлены сдержаннее. Стиль приобретал черты большей строгости. Другие характерные стилистические особенности (органическое сочетание книжных и разговорных средств выражения, формы живой беседы с читателем и т. п.) устойчиво сохранялись, придавая изложению тот особый цвет, который современники с основанием считали "писаревским".
   Критик смелый, искренний, глубоко убежденный в правоте своего дела, в необходимости социального прогресса, в силе научного знания, Писарев привлекал к себе внимание не одного поколения читателей. Лучшие образцы его литературной критики сочетали страстную публицистичность, смелую постановку важнейших проблем общественной жизни с глубоким анализом литературных явлений, вскрывавшим социальную их значимость. Сила его мысли, его яркая, выразительная речь сохраняют свое воздействие и на современных читателей.
  

Другие авторы
  • Некрасов Николай Алексеевич
  • Гомер
  • Аверкиев Дмитрий Васильевич
  • Дурова Надежда Андреевна
  • Маслов-Бежецкий Алексей Николаевич
  • Балтрушайтис Юргис Казимирович
  • Кольцов Алексей Васильевич
  • Горчаков Михаил Иванович
  • Воронцов-Вельяминов Николай Николаевич
  • Альбов Михаил Нилович
  • Другие произведения
  • Картер Ник - Дом семи дьяволов
  • Черный Саша - Дневник фокса Микки
  • Бакунин Михаил Александрович - В. Черкезов. Значение Бакунина в интернациональном революционном движении
  • Нэш Томас - Томас Нэш: биографическая справка
  • Розанов Василий Васильевич - Большая власть
  • Рубан Василий Григорьевич - Лидия Гинзбург. Неизданные стихотворения Рубана
  • Надеждин Николай Иванович - Всем сестрам по серьгам
  • Булгарин Фаддей Венедиктович - Из "Литературных листков"
  • Агнивцев Николай Яковлевич - Стихотворения
  • Невахович Михаил Львович - Невахович М. Л.: Билграфическая справка
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 248 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа