души".
10 Имеются в виду строки из "Путешествия Онегина":
Смирились вы, моей весны
Высокопарные мечтанья,
И в поэтический бокал
Воды я много подмешал...
11 Цитата из поэмы Гоголя "Мертвые душн".
12 Строка из ломоносовской "Оды блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами н на взятие Хотина 1739 года" (1739).
III. СОВРЕМЕННАЯ БЕДНОСТЬ
13 Имеется в виду книга русского историка, теоретика государства и права Чичерина Бориса Николаевича (1828-1904) "О народном представительстве" (М., 1866). В ней Б. Н. Чичерин (в свое время бывший любимым учеником Т. Н. Грановского и затем участвовавший вместе с К. Д. Кавелиным в издании политической литературы либерально-западнического направления) доказывал невозможность осуществить в России в ближайшее время конституционное устройство, высказывался за сохранение самодержавия, предлагая в то же время относительно либеральную программу деятельности правительства.
14 Этот труд И. Канта в переводе М. Владиславлева был издан в Петербурге в 1867 году.
15 Булгарин Фаддей Венедиктович (1789-1859) - реакционный журналист н писатель, литературный противник Пушкина.
16 Известный русский историк Н. Костомаров считал, что принятое славянскими племенами название "Русь" происходит, как и ряд других имени названий, от литовских топонимов и корней. Из Литвы ("руси литовской") происходили, по его мнению, русские князья и часть русского населения ("жмудь, жившая на берегах реки Руси"). Н. Костомаров изложил свою точку зрения в статье "Начало Руси" ("Современник", 1860, No 1, с. 5-32), а затем на публичном диспуте (с М. Погодиным) 19 марта 1860 г. ("Современник", 1860, No 3).
17 "Египетские ночи" Пушкина читала на музыкально-литературном вечере 27 ноября 1860 г. в Перми некая Толмачева. Вскоре в газете "Век" (1861, No 8) появилась статья Виногорова (псевдоним П. И. Вейнберга), в которой автор называл безнравственным публичное чтение женщиной "Египетских ночей" и допустил ряд бестактных высказываний. Страхов отверг выдвинутые Виногоровым обвинения и указал на ложность его нравственной позиции. (См.: Страхов Н. Один поступок и несколько мнений Камня Виногорова.- "Время", 1861, No 3.) На статью Виногорова откликнулись также М. Л. Михайлов ("С.-Петербургские ведомости", 1861, No 51) и Ф. Достоевский ("Время", 1861, No 5).
18 Никита Безрылов - псевдоним А. Ф. Писемского. Его фельетоны в "Библиотеке для чтения" в 1861-1862 гг. были направлены против выступлений "Петербургских ведомостей", "Северной пчелы", "Искры". Как писал П. В. Анненков, "Никита Безрылов усмотрел в противниках легкомысленные претензии овладеть литературой с помощью терроризации писателей; злобно смеялся над неразборчивостью средств, употребляемых ими для поддержки своего властолюбия, не оправдываемого ни талантом, ни познаниями, обличал комическую несостоятельность их мнений и приговоров" (Анненков П. В. Художник и простой человек.- В кн.: Писемский А. Ф. Полн. собр. соч. Изд. 3-е, т. 8. Спб.-М., 1912, с. 766). Однако Писемский часто обращался к второстепенным чертам своих противников, был излишне раздражителен н не мог выйти победителем в борьбе с завоевавшим известную популярность "направлением умов".
19 В 1863 году Ученый комитет при министерстве народного просвещения завершил составление проекта нового устройства гимназий. "Московские ведомости" (в приложении "Современная летопись") после обсуждения проекта неоднократно выступали с резкой, но некомпетентной критикой проекта. Страхов в статье "Спор об общем образовании" ("Библиотека для чтения", 1863, No 9) писал о бесплодности предпринятой полемики: "В ней не было положительных основ... она не проповедовала того начала, на которое ссылалась, а только осмеивала защитников противоположного начала..." "Необходимость собственной мысли, собственной точки опоры, собственной руководящей нити совершенно очевидна. Чтобы прочным образом устроить воспитание, чтобы знать, как его вести, нужно иметь некоторую определенную идею воспитания (да вы не пугайтесь!). Вот этой-то идеи, признаюсь, напрасно искал в нашем знаменитом споре. <...> Чем усерднее ратоборцы ссылались на Европу, на Германию, на Англию, тем яснее они обнаруживали, что настоящего вождя, что собственной идеи воспитания у них не было". В конце статьи Страхов, несомненно памятуя о педагогических дискуссиях 1856-1857 гг. (см. об этом в следующем примечании), так излагает свой взгляд на главный принцип всякого воспитания; "Прежде всего нужно развить в ребенке все духовные человеческие силы, постараться развить их самым правильным и твердым образом; только таким образом мы можем получить самого выгодного человека, человека, наиболее пригодного для всякого рода приложений (Страхов Н. Из истории литературного нигилизма. Спб., 1890, с. 280-281, 286-287, 291).
20 Статья выдающегося хирурга, педагога, общественного деятеля Пирогова Николая Ивановича (1810-1881) "Вопросы жизни. Отрывок из забытых бумаг, выведенный на свет неофициальными статьями "Морского сборника" о воспитании" была помещена в "Морском сборнике" (1856, No 9). Н. И. Пирогов указывал на вопиющий разлад между высокими целями нравственного воспитания личности и "материальными стремлениями" современного общества. Главная идея Н. И. Пирогова состояла в том, что "общечеловеческое" образование и нравственно-христианское воспитание человека должны иметь первостепенное значение и безусловно подчинять себе всякую специализацию в системе воспитания.
Статья была перепечатана многими периодическими изданиями и, по мнению К. Д. Ушинского (расцвет педагогической деятельности которого пришелся на эту же эпоху), пробудила "спавшую у нас до тех пор педагогическую мысль". Сочувственные отзывы на статью появились в "Современнике" (1856, No 8; 1857, No 6), в "Морском сборнике" откликнулись В. Михайлов, В. И. Даль, П. А. Валуев, И. И. Давыдов и др. Идеи Н. И. Пирогова были подхвачены русской публицистикой и вызвали ряд статей о воспитании. К деятельности Пирогова с большим интересом относился Ф. Достоевский.
IV. ОБЩИЙ ХОД НАШЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ
21 "В шатре своем он угощает..." - строки из поэмы Пушкина "Полтава", песнь третья.
22 Севастопольский погром - Крымская кампания 1854-1855 гг., закончившаяся, несмотря на героическое сопротивление русских солдат, взятием Севастополя англо-французскими войсками.
23 Одно из основных положений магистерской диссертации К. Аксакова состояло в утверждении, что Ломоносов является первым истинно национальным поэтом (см.: Аксаков К. Ломоносов в истории русской литературы и русского языка. М., 1846, с. 62-64, 409-416 и др.)
24 ...что может собственных Платонов...- строки из "Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года" М. Ломоносова (строфа XXII).
25 Болтин Иван Никитич (1735-1792) - публицист, автор книги "Примечания на историю древней и нынешней России г. Леклерка" (т. 1-2, Спб., 1788), в которой он отвергает выдвинутые Леклерком негативные и часто невежественные толкования русской истории. Не отрицая присущих России недостатков, и прежде всего пороков крепостного права, Болтин энергично отстаивал национальное достоинство, способность русского общества к совершенствованию.
26 Княжнин Яков Борисович (1740-1791) - писатель-просветитель, поэт, драматург и переводчик; в ряде его комедий и в трагедии "Вадим Новгородский" звучали социально-критические мотивы.
27 Николев Николай Петрович (1758-1815) - поэт, драматург, не чуждый в своих пьесах социальной критики и политической заостренности.
28 ...творцу "Критики чистого разума"...- т. е. немецкому философу И. Канту.
29 Баллады В. А. Жуковского "Людмила" (1808) и "Светлана" (1812) сюжетно близки балладе немецкого поэта Г. А. Бюргера "Ленора".
30 "Гречанок Байрона милей..." - строка из стихотворения Пушкина "К Баратынскому" (1826).
31 В диссертации о Ломоносове К. Аксаков неоднократно сближает поэзию Пушкина с ломоносовской поэзией, видя в том и другом случае образцы полного и богатого выражения национального языка: "Мы у Пушкина видим стнх Ломоносова, или, по крайней мере, у обоих видим мы один стих, одного рода" (Аксаков К, Указ. соч., с. 421). В доказательство приводилось стихотворение Пушкина "Чем чаще празднует лицей..." (1831). См. также наши примечания к "Заметкам о Пушкине".
32 Имеется в виду предисловие Н. П. Огарева к сборнику "Русская потаенная литература XIX века" (Лондон, 1861, ч. 1): "Боль от гнета чиновничества, которое давит даже само себя, обрекая свои низменные ступени на нищенство и пролетариат, нашла свой голос в Некрасове. <...> У него все облито одной скорбью, скорбью перед властью чиновника. <...> С этой точки зрения он любит народ, теснимый чиновником, и все теснящее возбуждает в нем ненависть, <...> Тургенев, истинный художник по объему и силе впечатлительности, преимущественно доканчивал помещичество и брал из жизни светлые образы простолюдинов, любя и лелея их. Островский ударил по болячке, до него пропущенной в литературе,- по купеческому быту... (Огарев Н. Избр. произв. в 2-х т., т. 2. М., 1956, с. 496- 498).
V. НИГИЛИЗМ. ПРИЧИНЫ ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ И СИЛЫ
33 Пушкин писал об этом в статье "Путешествие из Москвы в Петербург" (1834). Страхов приводит соответствующее место из этой статьи в "Бедности нашей литературы" (см. с. 66 настоящего издания).
34 Кузен Виктор (1792-1867) - французский философ-идеалист, убежденный эклектик, пытался сочетать в своих воззрениях идеи сенсуализма, идеализма, скептицизма и мистицизма.
35 Русский философ и политический мыслитель Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856) в "Философических письмах" (1828-1830) высказал глубоко отрицательный взгляд на историю и современное ему состояние России. Причины общественного и духовного упадка Чаадаев видел в отказе России от принципов европейской цивилизации, чему способствовала, по его мнению, изоляционистская политика православия. В отличие от православия, западный католицизм, как считал Чаадаев, был благотворной в общественном и культурном отношении силой.
36 Левые гегельянцы, или младогегельянцы,- В. Бауэр, Л. Фейербах, А. Руге и др.- выступили против ортодоксально религиозного истолкования учения Гегеля.
37 Прудон Пьер Жозеф (1809-1865) - французский мелкобуржуазный социалист, теоретик анархизма, идеалист и эклектик по своим философским взглядам.
38 Фурье Франсуа Мари Шарль (1772- 1837) - французский утопический социалист, давший социально-экономическую критику европейской цивилизации и выдвинувший проект будущего общества, в котором должна царить экономическая справедливость и социальная гармония.
39 ...деятельность Герцена раньше издания "Колокола" - т. е. до 1857 года.
40 Над книгой "С того берега" Герцен работал в 1847-1850 гг.; издана в 1850 году.
41 Эвдемонизм - принцип истолкования природы морали и обоснования моральных требований. Ведет свое начало от античных принципов жизнепонимания; основным началом человеческой деятельности полагает стремление к счастью.
VI. НЕЧТО О ПУШКИНЕ, ГЛАВНОМ СОКРОВИЩЕ НАШЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Впервые опубликовано: "Отечественные записки", 1867, No 12.
42 Имеется в виду книга: Hugo V. William Shakespeare. Paris, 1864.
43 Цитируется статья критика и публициста M. H. Каткова "Пушкин" ("Русский вестиик", 1856, No 1), написанная в ту пору, когда Катков занимал умеренно-либеральные позиции, а "Русский вестник" еще не был выразителем реакционно-охранительной идеологии.
44 Вероятно, имеется в виду роман "Дым" (который, как и сам Тургенев, критик называет повестью). Страхов сближал "Дым" с "Евгением Онегиным", прежде всего на том основании, что в обоих случаях "рассказана чисто русская история", и считал "Дым" "вещью прекрасной, первостепенной, могущей стать наряду со всем лучшим, что написал Тургенев" (Страхов Н. Критические статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом (1862-1885). Изд. 4-е. Киев, 1901, с. 110-111).
45 Кохановская - псевдоним русской писательницы Соханской Надежды Степановны (1823-1884). В творчестве Кохановской главное место занимало изображение народной жизни. Славянофилы ценили в ней единомышленника и талантливого беллетриста. Несмотря на склонность к идеализации народной жизни и некоторый общественный индифферентизм, творчество Кохановской закрепляло демократические традиции в русской литературе.
46 Бицын Н.- псевдоним русского историка и литератора Павлова Николая Михайловича (1836-1906). Он печатался в основном в "Русском вестнике", отдельные статьи публиковались в "Московских ведомостях", "Дне", "Руси", "Русском архиве". Написал несколько исторических повестей, воспоминания, книгу "Наше переходное время" (о реформах 1860-1870 гг., о литературе тех лет, в частности о творчестве Кохановской). Из последних работ M. H. Павлова интересна статья "Полемика Каткова с Герценом" ("Русское обозрение", 1895, No 5).
47 Статья К. А. Фарнхагена фон Энзе "Werke von Alexander Puschkin. Band I-III. St.-P., 1838" написана по случаю выхода в 1838 году трехтомного собрания сочинений Пушкина, опубликована в берлинском журнале "Iahrbücher für wissenschaftliche Kritik". Русский перевод М. Каткова был помещен в "Отечественных записках" (1889, No 5). В предисловии М. Катков особенно подчеркивал факт высокой оценки Пушкина в авторитетном журнале, основанном самим Гегелем: "Этот журнал издается теперь достойными учениками бессмертного учителя - и в этом журнале выговорено иностранцем полное, торжественное сознание величия нашей родины, произнесена достойная оценка нашего Пушкина. В лице Гегеля подает нам руку Германия, в лице Германии вся Европа и целое человечество" ("Отечественные записки", 1839, No 5, с. 4, прилож.).
В статье, проникнутой искренним уважением к русской нации и к ее культуре, Фарнхаген фон Энзе писал, что истинная "поэзия в новейшее время пробилась на свет у русских, и ее чистейшее, могущественнейшее выражение есть Пушкин". Сближая Пушкина с крупнейшими художественными гениями Европы, немецкий критик утверждал: "...это указывает только, с кем можно его сравнивать, а не от кого должно его производить" ("Отечественные записки", 1839, No 5, с. 10, 11, прилож.).
48 Con amore - с любовью (итал.).
49 "Летопись села Горохина" - название пушкинской повести "История села Горюхина" Страхов приводит по заглавию, данному при первой публикации повести в "Современнике" (1887, No 7).
50 П. В. Анненков в издании сочинений Пушкина (Спб., 1855), повторяя первое посмертное издание, под общим заглавием "Подражания Данту" поместил стихотворения "Вначале жизни школу помню я..." и "И дале мы пошли - и страх обнял меня...". Второе стихотворение разделено на две части, над которыми стоят номера - второй ("И дале мы пошли...") и третий ("Тогда я демонов увидел черный рой..."). Эти две части и имеет в виду Страхов.
51 Строки из стихотворения Пушкина "В начале жизни школу помню я..." (1830).
VII. ВРЕДНЫЙ ХАРАКТЕР НАШЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ
52 "Обзор истории славянских литератур" - название книги А. Н. Пыпина и В. Д. Спасовича (Спб., 1865).