ожественная литература, 1956, стр. 277-278.
156 Герцен А. И. С того берега // Герцен А. И. Сочинения: в 9 т. Т. 3. - М.: Художественная литература, 1956, стр. 301-302.
157 Герцен А. И. С того берега // Герцен А. И. Сочинения: в 9 т. Т. 3. - М.: Художественная литература, 1956, стр. 287-288.
158 Герцен А. И. С того берега // Герцен А. И. Сочинения: в 9 т. Т. 3. - М.: Художественная литература, 1956, стр. 333.
159 Герцен А. И. С того берега // Герцен А. И. Сочинения: в 9 т. Т. 3. - М.: Художественная литература, 1956, стр. 358-359.
160 Герцен А. И. С того берега // Герцен А. И. Сочинения: в 9 т. Т. 3. - М.: Художественная литература, 1956, стр. 355.
161 Герцен А. И. С того берега // Герцен А. И. Сочинения: в 9 т. Т. 3. - М.: Художественная литература, 1956, стр. 352.
162 Пятую главу "Consoilatio" "С того берега", что в переводе с латинского означает утешение, предваряет эпиграф "Der Mensch ist nicht geboren frei zu sein" - "Человек не рожден быть свободным" из Гете.
163 Герцен А. И. С того берега // Герцен А. И. Сочинения: в 9 т. Т. 3. - М.: Художественная литература, 1956, стр. 327-328.
164 Герцен А. И. С того берега // Герцен А. И. Сочинения: в 9 т. Т. 3. - М.: Художественная литература, 1956, стр. 322-323.
165 Если в последней главе работы "С того берега" под заглавием "Omnia mеа mecum porto" (1850), что в переводе с латинского означает "все свое ношу с собой", Герцен в духе Гегеля был склонен к примирению, к отходу, "не насилуя других и не тратя себя", то спустя некоторое время в "Былое и думах" объяснил, что во время работы над статьями "С того берега" он утратил веру в единое человечество и римскую церковь, спасающую церковь западной цивилизации.
166 Bourgeoisie - буржуазия (фр.).
167 Оценка герценовских "Писем из "Avenue Marigny"" В. Г. Белинского цитируется по изданию: Сочинения В. Г. Белинского: в 12 т. Т. XI, стр. 428.
168 Tutti quanti - здесь: ему подобных (ит.).
169 Журнал "Полярная звезда", кн. V. 1859, стр. 218.
170 Журнал "Полярная звезда", кн. VIII, 1869, стр. 47.
171 Remue menage - возня, суматоха (фр.).
172 Карлейль Томас (1795-1881), английский публицист, историк и философ-органицист.
173 Журнал "Полярная звезда" на 1869, кн. VIII, стр. 51-54.
174 Chi lo sa? - Кто знает? (ит.).
175 Журнал "Полярная звезда" на 1869, кн. VIII, стр. 62.
176 Ламенне Фелисите Робер (1782-1854) - французский аббат, философ, публицист, представитель "христианского социализма". Кине Эдгар (1803-1875) - французский историк и писатель. Дюфресс Марк (1811-1876) - французский публицист и политический деятель. Ренан Жозеф Эрнест (1823-1892) - французский писатель, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1860), в книгах по "Истории происхождения христианства" (1863-1883) изображал Иисуса Христа исторически существовавшим проповедником.
177 Мазепа Иван Степанович (1644-1709) - украинский государственный деятель, гетман Украины (1687-1708) - родился в украинской дворянской семье, а воспитывался при дворе польского короля. В 1669-1673 состоял на службе у гетмана Правобережной Украины; в 1674-1681 - у гетмана Левобережной Украины; в 1682-1686 был генеральным есаулом. С 1687 крупнейший землевладелец Мазепа - гетман Левобережной Украины. С этих лет он вынашивал планы отделения Левобережной Украины от России. Во время Северной войны 1700-1721 Мазепа вступил в тайные переговоры с польским королем Станиславом Лещинским, а затем и со шведским королем Карлом XII. Когда шведские войска вторглись на территорию Украины, Мазепа открыто перешел на их сторону (октябрь 1708). После поражения шведской армии в Полтавской битве (1709) Мазепа бежал в турецкую крепость Бендеры вместе с Карлом XII.
178 Гарибальди Джузеппе (1807-1882) - один из вождей Итальянской революции 1848-1849, организатор обороны Римской республики в 1849. В 1848, 1859 и 1866 участвовал в освободительных войнах против Австрии. В 1860 возглавил поход по освобождению юга Италии, что обеспечило победу Итальянской революции 1859-1860, а в 1862 и 1867 пытался силой освободить Рим от власти пап.
179 Маццини Джузеппе (1805-1872) - руководитель республиканского течения в итальянском национально-освободительном движении.