о художника в изображении массы народа, в характеристике Морозовой. Вместе с тем он тут же писал, что видит в картине ряд недостатков, среди которых самым существенным является отсутствие в ней "мужественных, твердых характеров". Изображая толпу, окружающую Морозову, пассивной, смиренной, Суриков, по мысли Стасова, "оставался далеко позади Перова и двух главных действующих лиц в его картине "Никита Пустосвят". "Все кротки. Возможно ли это?" - спрашивал Стасов. Он как бы корректировал образный строй произведения, настаивая на более открытом, развернутом в действии, а по существу, на более упрощенном, схематичном изображении трагической ситуации.
Можно сказать, что при появлении своем картина Сурикова - художника, опережавшего уровень исторического мышления своей эпохи, - получила справедливое признание лишь в художественной среде, непосредственно близкой автору. Картину тогда же без колебаний, несмотря на множество критических отзывов печати, приобрел П. М. Третьяков; этот факт сам по себе означал апробацию произведения. "Самая выдающаяся картина - это картина В. И. Сурикова "Боярыня Морозова", - писал П. П. Чистяков в марте 1887 г. В. Е. Савинскому, а вскоре затем и Третьякову: "Очень она (картина Сурикова. - С. Г.) верно и сильно выражает собою нашу матушку-Русь, и прошлую, да и теперешнюю" (П. П. Чистяков. Письма, записные книжки, воспоминания. М., 1953, с. 212, 232). "До сих пор нет у нас ничего подобного", - писал 2 июля 1887 г. Стасову M. M. Антокольский, одним из первых оценивший по достоинству творчество Сурикова (M. M. Антокольский, его жизнь, творения, письма и статьи. СПб. - М., 1905, с. 602).
26 Неточность. Суриков пробыл в Сибири с мая 1889 г. до осени 1890 г.
27 В 1890 г. были сделаны лишь первые эскизы картины "Покорение Сибири Ермаком". Впоследствии работа над ее композицией шла одновременно с работой над этюдами. О поездках Сурикова, связанных с поисками натуры, см. письма 94, 101, 102, 107, 108, 113 и коммент. к ним.
28 Работы Сурикова, посвященные Скобелеву, неизвестны.
29 О поездке Сурикова в Швейцарию и о работе над этюдами для картины "Переход Суворова через Альпы" см. коммент. 2 к письму 135, письмо 136 и коммент. 1 к нему, письмо 137.
30 В 1898 г., живя в Красноярске, Суриков исполнил ряд графических и живописных этюдов для картины "Переход Суворова через Альпы". Тогда, именно в Красноярске, был написан этюд для головы Суворова (ГТГ), наиболее близкий к образу полководца в самой картине. Натурой для этого этюда, по-видимому, послужил Ф. Ф. Спиридонов (см. коммент. 3 к письму 103 и коммент. 143 к очерку М. Волошина).
31 См. коммент. 147 к очерку М. Волошина.
32 Суриковым был сделан, утерянный впоследствии, черновой набросок композиции "Убийство Павла I" (см.: Наталья Кончаловская. Цит. соч., с. 244-245).
33 Замысел не был осуществлен. Известны; лишь два эскиза композиции; один из них исполнен акварелью (ГРМ), второй исполнен карандашом и акварелью (ГТГ).
34 Ошибка. Международная выставка в Риме, на которой экспонировалась картина (Степан Разин", состоялась в 1911 г.
35 Будучи в Испании, Суриков посетил Барселону, Мадрид, Толедо, Севилью и Гренаду. О поездке в Испанию, завершившуюся пребыванием в Париже, см. воспоминания Н. Кончаловской, с. 271-276.
36 Во время поездки Суриков создал серию акварельных этюдов, в которых запечатлел характерный типаж, природу и города Испании, сцены боя быков.
37 Называя портрет кн. Полины Ивановны Щербатовой (см. коммент. 3 к письму 212) "прологом" к "Царевне", автор, очевидно, полагает, что, в процессе создания его, Суриков, после пребывания в Испании и Франции, после обращения к образам, навеянным этим путешествием, возвратился к поискам выразительности национальных черт русских женских образов, воплощению которых он посвятил затем картину "Посещение царевной женского монастыря".
38 О портрете А. Д. Езерского см. коммент. 23.
О портретах матери художника см. коммент. 35 к очерку М. Волошина.
Портрет Л. П. Подвинцевой неизвестен.
"Человек с больной рукой" - произведение, датированное 1913 г., экспонировавшееся на XI выставке Союза русских художников в 1913-1914 гг.
Портрет Софии Августовны Кропоткиной, урожд. Шаре, сестры жены художника, был исполнен акварелью в 1882 г.
Портрет Александры Ивановны Шведовой был исполнен акварелью и карандашом в 1915 г.
39 Имеется в виду реформа Академии художеств, принятие нового устава Академии, утвержденного 15 октября 1893 г. Согласно этому уставу функции Академии, как школы, должно было осуществлять учрежденное при ней Высшее художественное училище. Профессорами - руководителями мастерских в этом училище стали А. И. Куинджи, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, И. И. Шишкин и другие передвижники. В числе других московских художников предполагалось привлечь к этой деятельности и Сурикова. По этому поводу И. С. Остроухов 4 января 1894 г. писал Н. А. Ярошенко: "...могу говорить почти наверняка, из москвичей (кроме В. Д. Поленова?) никто "на собственной охоте" не шел в члены академического совета и назначений не ожидал. Да надо же наконец знать Прянишникова, Сурикова и Киселева, о которых, в частности, Вы спрашиваете, что это за люд... Суриков, по правде сказать, всегда жил, живет, да думаю и будет всегда жить лишь перед своей картиной и для нее. Я не знаю, по крайней мере, Сурикова за стеной его мастерской. Да он последние годы и на людях-то редко показывается. Не могу понять, каким образом станет он проявлять практически свое новое назначение, Сурикову так дорога свобода своей работы, что после "Стрельцов" ни одной вещи он никому не кажет до последнего дня, даже больше, не любит и говорить о ней, попробуйте призвать Сурикова к какой-нибудь деятельности, которая возьмет час его дня - я посмотрел бы на него!!. Сурикову так дорога свобода своей работы, что, разумеется, только в Т[оварищест]ве мыслима ему для него мыслимая совместная жизнь. Положение "художественного чиновника" - не для Сурикова" (Отдел рукописей ГТГ, ф. 10, ед. хр. 702, черновик письма).
В 1907 г. Репин, оставляя преподавательскую деятельность в Академии, снова пытался привлечь к ней Сурикова, очевидно, видя в нем своего преемника по мастерской. Однако Суриков и на этот раз отказался (см. воспоминания М. Рутченко, с. 247).
40 То есть Союз русских художников.
Печатается по тексту, опубликованному в кн.: А. Н. Турунов и М. В. Красноженова. В. И. Суриков. Москва - Иркутск, 1937.
Об авторе воспоминаний, Александре Ивановиче Сурикове, см. коммент. 1 к письму 2.
1 См. коммент. 3 к письму 4.
2 Солнечное затмение 7 августа 1887 г.
3 Так называемая Часовенная гора близ Красноярска.
4 Неясно, была ли Суриковым написана "картина", изображающая затмение, которую "приобрел Н. П. Пассек" (см. о нем коммент. 2 к письму 76), как пишет автор воспоминаний. В каталоге XVI Передвижной выставки 1888 г. в Петербурге были обозначены два этюда, в которых художник запечатлел тот же сюжет. Очевидно, это были произведения, не отвечавшие таланту и мастерству Сурикова. Известен черновик письма И. С. Остроухова, в котором он убеждает Сурикова не выставлять этюды (см. письмо 247 и коммент. 2 к нему). Вероятно, именно эти этюды, которые Суриков имел в виду экспонировать на выставке 1888 г., были приобретены Пассеком. Об этом рассказывала дочь художника О. В. Кончаловская: "Им были приобретены у В. И. Сурикова два этюда затмения солнца, написанные в Красноярске. Через некоторое время В. И. стало казаться, что эти этюды не отвечают его собственным строгим художественным требованиям. Он поехал в Харьков, где в это время жил Пассек и, к большому огорчению последнего, вернул ему деньги, взял этюды и уничтожил их" (А. Н. Турунов и М. В. Красноженова. Цит. соч., с. 103).
5 Хотунцев Геннадий Александрович - преподаватель математики и физики в красноярской гимназии; исполнял также должности секретаря губернского статистического комитета и делопроизводителя Губернского по крестьянским делам присутствия. В "Памятной книжке Енисейской губернии на 1890 г." была помещена его статья "Полное солнечное затмение 7 августа 1887 г. в Красноярске".
6 Московский стационарный цирк, основанный в 1880 г. А. И. Саламонским (1843-1913), известным русским дрессировщиком лошадей.
7 О Л. А. Чернышеве см. коммент. к письму 109.
8 Любимов Николай Иванович - архивариус губернского правления в Красноярске.
9 См. коммент. 2 к письму 3.
Печатается по тексту кн.: М. В. Нестеров. Давние дни. Встречи и воспоминания. М., 1959.
1 Нестеров цитирует свой некролог о Сурикове, опубликованный в газете "Русские ведомости" 8 марта 1916 г.
2 Картина, за которую Нестеров в 1886 г. получил большую серебряную медаль и звание классного художника (частное собрание, Москва).
3 Мария Ивановна Нестерова, урожд. Мартыновская - первая жена М. В. Нестерова.
4 Венчание О. В. Суриковой и П. П. Кончаловского состоялось 10 февраля 1902 г.
5 Басин Петр Васильевич (1793-1877) - исторический живописец, портретист; работал в области религиозной живописи, принимал участие в росписи Исаакиевского собора в Петербурге. Преподавал в академических классах, в 1856 г. получил звание заслуженного профессора.
6 Марков Алексей Тарасович (1802-1878) - исторический живописец, в 1865 г. получил звание заслуженного профессора. Руководил работами по росписи храма Христа Спасителя в Москве.
7 См. коммент. к письму 130. Нестеров имеет в виду 1890-е гг.
8 Нестеров работал в 1890-х гг. в Киеве над росписью Владимирского собора.
9 Нестеров имеет в виду квартиру Сурикова на Долгоруковской (ныне Новослободской) улице.
10 Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) - писатель и поэт, славянофил. Автор богословских сочинений, утверждал преимущественную роль религии в развитии искусства.
11 Нестеров имеет в виду статью Н. В. Гоголя "Исторический живописец Иванов", написанную в 1846 г. в виде письма к известному русскому виолончелисту, музыкальному деятелю Матвею Юрьевичу Виельгорскому (1794-1866). Гоголь писал о самоотверженном и бескорыстном отношении Иванова к своему труду, который "обратился в его душевное дело". Обличая бюрократическое отношение к Иванову со стороны руководства Академии художеств, в то время как художник "ведет жизнь истинно монашескую, корпя день и ночь над своей работой", Гоголь просил Виельгорского помочь в обеспечении Иванову хотя бы "бедного и нищенского" содержания.
Статья Гоголя, опубликованная в 1847 г., подвергшаяся цензуре, все же привлекла внимание Министерства имп. двора, побудила к оказанию Иванову известной материальной помощи после того, как в марте 1846 г. Академия художеств отказалась от каких-либо ходатайств по этому поводу.
12 См. коммент. 2 к письму 39.
13 "Каменный век" - монументальная роспись, исполненная В. М. Васнецовым в 1882-1885 гг. в виде фриза, украшающего зал, посвященный эпохе каменного века, в Московском Историческом музее.
14 То есть "Христос и грешница" (см. коммент. 125 к очерку М. Волошина).
15 На этой выставке М. В. Нестерова широко экспонировались произведения, написанные на религиозные сюжеты. Центральным экспонатом выставки была картина "Святая Русь" (1901-1907, ГРМ).
16 Выставка древнерусского искусства, организованная Московским археологическим институтом в 1913 г. в ознаменование 300-летия царствования дома Романовых. Выставка имела 4 раздела: I - иконопись, II - рукописи, III - шитье и ткани, IV - золото, серебро, медь, дерево, кость XV-XVII вв.
Печатается по тексту кн.: В. П. Зилоти. В доме Третьяковых. Издательство имени Чехова. Нью-Йорк, 1954.
Вера Павловна Зилоти (1866-1940), старшая дочь П. М. Третьякова, жена пианиста и дирижера Александра Ильича Зилоти (1863-1945). В. П. Зилоти состояла членом Совета Третьяковской галереи с 1913 г. В 1919 г. эмигрировала.
1 Автор имеет в виду конец 1870-х гг.
2 Саша - Александра Павловна Третьякова (1867-1959) - вторая дочь основателя галереи, жена Сергея Сергеевича Боткина (1859-1910), профессора Военно-медицинской академии, коллекционера, действительного члена Академии художеств (с 1905 г.). С 1899 по 1912 г. А. П. Боткина состояла членом Совета галереи, после Великой Октябрьской революции - членом Ученого совета галереи.
3 Куракино - усадьба по Ярославской (Северной) железной дороге в нескольких километрах от станции Тарасовка. Здесь Третьяковы проводили летние месяцы начиная с 1880 года.
4 Автор упоминает произведение И. С. Баха "Хорошо темперированный клавир".
5 Таузиг Карл (1841-1871) - польский пианист, композитор, педагог, ученик Листа.
Печатается по тексту, опубликованному в кн.: А. Н. Турунов и М. В. Красноженова. В. И. Суриков. Москва - Иркутск, 1937.
Автор воспоминаний - родственница П. И. Кузнецова (см. о нем коммент. 3 к письму 4); была замужем за известным почвоведом А. А. Яриловым (ум. в 1948 г.), работавшим в Минусинске. В 1920-х гг. А. А. Ярилов - сотрудник Госплана СССР, позже - вице-президент Международной ассоциации почвоведов.
1 Рачковская Екатерина Александровна, рожд. Шепетковская, - жена красноярского врача Петра Ивановича Рачковского. В 1891 г. Суриковым был написан ее портрет ("Сибирская красавица"). Рачковская послужила натурой для образа боярышни в желтой шубке и белом платке в картине "Боярыня Морозова" (см. воспоминания А. Шнейдера, с. 243). Сохранился этюд, написанный с Рачковской в 1886 г. для этой картины.
Печатается по тексту кн.: Александр Яковлевич Головин. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине. Л. - М., 1960.
1 В. Д. Поленов в 1882-1894 гг. вел пейзажный класс и класс натюрморта в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. А. Я. Головин, обучавшийся в Училище в течение 1882-1889 гг., был одним из учеников Поленова.
2 Фортуни Мариано (1838-1874) - испанский художник; исторический живописец, ориенталист.
3 См. коммент. 122 к очерку М. Волошина.
4 Неясно, о какой поездке на север пишет Головин.
5 Над образом Петра I Суриков работал еще в 1872 г., создавая серию рисунков (см. о них коммент. 2 к письму 20).
Несомненно, что в работе над этими рисунками, а впоследствии - над картиной "Утро стрелецкой казни" художник использовал известную в то время иконографию Петра I. Однако, стремясь всегда найти возможно более конкретные черты образа, возникшего в его представлении, он и в данном случае делал натурные зарисовки и этюды (см. коммент. 100 к очерку М. Волошина).
6 В. Д. Поленову принадлежали пять акварелей, исполненных Суриковым в 1884 г. во время пребывания в Италии. Четыре из них были созданы в Неаполе. В пятой, исполненной в Венеции, художник запечатлел Дворец дожей с прилегающими к нему зданиями и набережную Большого канала.
7 Головин имеет в виду произведения, исполненные Серовым во время пребывания в Италии в 1887 г., - "Площадь св. Марка в Венеции" и "Набережная Скьявони в Венеции" (оба в ГТГ).
8 Уистлер Джеймс Мак-Нейл (1834-1903) - американский живописец и график. Работал главным образом во Франции и Англии.
9 Гаррисон Томас-Александр (1853-1930) - американский живописец и акварелист. Учился и работал преимущественно во Франции.
10 Противопоставляя Репина и Сурикова академической школе, Головин не имеет в виду какое-либо конкретное их выступление против этой школы. Оба художника воспринимались им как выдающиеся представители реалистического искусства, творчество которых само по себе опровергало авторитет современной им Академии и служило ярким доказательством нежизнеспособности академического искусства той поры.
Точно так же, упоминая об импрессионистах, Головин далек от отождествления творческого метода русских реалистов и французских художников-импрессионистов. К этой аналогии он прибегает, имея в виду и в том и в другом случае художников, противопоставивших себя общепризнанному, современному им салонно-академическому искусству в России и во Франции.
Печатается по тексту, опубликованному в кн.: А. Н. Турунов и М. В. Красноженова. В. И. Суриков. Москва - Иркутск, 1937.
А. Г. Попов, скульптор-самоучка, преподаватель народного училища в Красноярске. Внучка Сурикова Н. П. Кончаловская вспоминает о том, как на похоронах Сурикова "говорил сибирский художник Попов, - хорошо, по-сибирски, сурово и крепко". (Наталья Кончаловская. Цит. соч., с. 329).
1 Ошибка. За картину "Милосердный самаритянин" Суриков в 1874 г. получил малую золотую медаль (см. коммент. 1 к письму 28).
2 Речь идет о картине К. Б. Венига "Последние минуты Григория Отрепьева" (Горьковский областной художественный музей).
3 Неточность. В 1900 г. Суриков не был в Красноярске.
4 См. письмо 148 и коммент. к нему.
5 По-видимому, Евдокии (Авдотье) Петровне Кузнецовой (? - 1913), старшей дочери золотопромышленника П. И. Кузнецова.
Печатается по тексту, опубликованному в газете "Красноярский рабочий", 1948, 24 января, No 17 ("Незабываемые встречи").
Дмитрий Иннокентьевич Каратанов (1874-1952), живописец и график. Пейзажист, автор жанровых и батальных композиций, картин на революционные и исторические сюжеты, портретист. Учился в Красноярске у Сурикова и М. А. Рутченко, в Академии художеств (1892-1896) у А. И. Куинджи, в 1900-х гг. посещал ступню-мастерскую М. К. Тенишевой. На протяжении 1906-1928 гг. многократно участвовал в экспедициях по северу Красноярского края, по Туруханскому краю, по рекам и озерам Сибири. В 1920-х гг. работал в качестве художника в Красноярском краевом краеведческом музее. По рекомендации Сурикова преподавал рисование в Красноярской рисовальной школе, был ее ведущим педагогом. Участник выставки Союза русских художников (1905), краевых художественных выставок (1916-1949) в Красноярске, Новосибирске, Иркутске, всесоюзных художественных выставок в Москве (1945, 1947). В 1953 и 1959 гг. в Красноярске состоялись посмертные выставки произведений Каратанова. Произведения художника находятся в Красноярской краевой художественной галерее, в Красноярском краевом краеведческом музее, в Музее антропологии и этнографии Академии наук в Ленинграде и др. музеях.
1 Пирожников Леонтий Федорович - муж Ольги Михайловны Карагановой. Служил доверенным в одном из красноярских магазинов. Был дружен с Суриковым.
2 О М. А. Рутченко см. с. 339, его воспоминания - с. 244-247.
3 Отец Д. И. Каратанова, Иннокентий Иванович Каратанов, из мещан Красноярска, служил в резиденции П. И. Кузнецова (см. о нем коммент. 3 к письму 4) вблизи хакасского селения Аскыз, Енисейской губернии, где родился его сын Дмитрий. Хорошо зная быт местного населения, создал этнографический труд, изданный в 1890-х гг. Академией наук, за который получил почетную грамоту с присуждением звания действительного члена имп. географического общества и серебряную медаль.
С Суриковым И. И. Каратанов был хорошо знаком с молодых лет. Дома их дедов были расположены поблизости.
4 Неточность. Знакомство Д. И. Каратанова с Суриковым состоялось в 1889 г.
6 Неясно, о каком "большом эскизе" к картине "Боярыня Морозова" упоминает Каратанов. Известны следующие эскизы для картины: недатированный эскиз, исполненный акварелью (10,1 х 18), основные контуры которого, отчетливо просматриваемые с оборотной стороны листа, подправленные рукою автора, образуют собою эскиз композиции, построенный по принципу зеркального отражения (ГРМ), эскиз, исполненный масляными красками в 1881 г. (48,7 х 72, ГТГ), эскиз, исполненный акварелью в 1885 г. (17,2 х 32,5, ГТГ), три недатированных эскиза, исполненные акварелью (22,5 х 45, ГРМ; 17 х 33; 21,6 х 42,6. - оба в ГТГ) и множество графических эскизов, исполненных на листах альбомов малого и среднего размеров (все в ГТГ). Возможно, Каратанов упоминает один из двух больших этюдов с изображением Морозовой в санях. Один из них (78 х 108), датированный 1884 г., находится в Художественном музее Латвийской ССР в Риге; второй (75 х 101) - в ГТГ.
6 Каратанов перечисляет следующие произведения Сурикова: Автопортрет (1889), Портрет О. В. Кончаловской в детстве (1888), "Старик на огороде" (1883), "Сцена из Римского карнавала" (1884), "Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста" (1875).
7 Неясно, какого итальянского художника имеет в виду автор. Возможно, он искажает его фамилию.
8 Инициатива организации в Красноярске художественной школы принадлежала Сурикову и городскому архитектору Красноярска Л. А. Чернышеву. Вопрос об организации школы обсуждался в октябре 1909 г. на заседании городской училищной комиссии. Торжественное открытие ее состоялось 27 января 1910 г. Преподавателями ее были Д. И. Каратанов, А. Г. Попов, Л. А. Чернышев. Школа существовала до 1919 г., а затем возобновила свою деятельность по окончании гражданской войны. Великая Отечественная война снова прервала работу школы, которая возобновилась в 1946 г.
9 Очевидно, Каратанов имеет в виду неосуществленный замысел Сурикова "Красноярский бунт".
Печатается по тексту, опубликованному в кн.: А. Н. Турунов и М. В. Красноженова. В. И. Суриков. Москва-Иркутск, 1937.
Александр Робертович Шнейдер (?-1930), известный сибировед, автор ряда печатных трудов. Заведовал контрольной редакцией Сибирской советской энциклопедии. Жил долгое время в Красноярске.
1 См. о нем коммент. 4 к письму 6.
2 Юдин Геннадий Васильевич (1840-1912) - красноярский купец, откупщик. Библиофил, обладатель обширной библиотеки и собрания рукописей, содержавших материалы по истории Сибири, ее освоения, по истории городов, а также по вопросам литературы, всеобщей истории и т. п. Свою библиотеку Юдин хранил на даче, расположенной в Таракановке, в окрестностях Красноярска, где, как вспоминает автор комментируемых воспоминаний, состоялась его первая встреча с Суриковым.
В 1907 г., после безуспешных попыток включить свою библиотеку в какое-либо книжное хранилище в России, Юдин продал ее в Америку, где она вошла как самостоятельная часть в состав Вашингтонской библиотеки конгресса, положив тем самым основание ее "Славянскому отделу".
Библиотекой Г. В. Юдина пользовался В. И. Ленин, когда, будучи сослан в Сибирь, в течение марта-апреля 1897 г. находился в Красноярске до направления к месту ссылки в с. Шушенское (см. коммент. 4 к воспоминаниям М. Рутченко).
3 По-видимому, Суриков имел в виду сестру своей жены Софью Августовну Шаре, в замужестве Кропоткину.
4 Имеется в виду семья красноярского жителя Александра Кирилловича Шепетковского, отставного полковника.
5 См. коммент. 2 к письму 106.
6 См. коммент. к воспоминаниям А. А. Кузнецовой-Яриловой.
7 См. коммент. 3 к письму 208.
Печатается по тексту, опубликованному в кн.: А. Н. Турунов и М. В. Красноженова. В. И. Суриков. Москва-Иркутск, 1937.
Михаил Александрович Рутченко (1863-?), уроженец Украины. Учился в художественной школе Н. И. Мурашко (1844-1909), с 1887 г. работал в Московской типолитографии И. И. Пашкова, с 1890 г. преподавал рисование в средних учебных заведениях в Красноярске, Якутске и Иркутске, а затем на Украине - в Кременчуге и Новозыбкове. В 1907 г. получил от Академии художеств звание учителя рисования и черчения. В том же году был арестован за участие в революционном движении. С 1910 г. - снова на педагогической работе в Сибири и Чите. Принимал участие в деятельности Общества изучения Сибири и улучшения быта ее населения. В 1917 г. вернулся на Украину, где продолжал педагогическую работу.
1 Очевидно, речь идет об одном из иллюстрированных обзоров выставок французского Салона.
2 Очевидно, имеется в виду Лоране Жан-Поль (1838-1921), французский исторический живописец. Его произведения, отличавшиеся тщательностью технической отделки, были лишены глубокого истолкования сюжетов, заимствованных главным образом из истории средневековья.
3 О Ж. А. Рошгроссе и отношении Сурикова к его работам см. письмо 56 и коммент 6. к нему, письма 57 и 61.
4 Крутовский Владимир Михайлович (1856-1939) - врач и общественный деятель. Служил младшим врачом красноярской больницы Приказа общественного призрения, в 1890-х гг. - помощник енисейского губернского врачебного инспектора, представитель городской думы в губернском по городским делам присутствии, организатор общества врачей в Красноярске. Одновременно с врачебной деятельностью вел большую работу в области садоводства, опубликовал около 40 статей по сибирскому садоводству. После Великой Октябрьской революции заведовал Красноярским медицинским техникумом.
В 1880-1890-х гг. принимал участие в революционном движении, за что был однажды арестован и неоднократно привлекался в административном порядке.
В. М. Крутовский - автор воспоминаний о В. И. Ленине, с которым познакомился в 1897 г. во время следования Ленина в ссылку (см.: В. Крутовский. В одном вагоне с Ильичом. - В кн.: Воспоминания медиков о В. И. Ленине. Изд. 2-е, доп. М., 1969). По рекомендации Крутовского Ленин познакомился в Красноярске с Г. В. Юдиным и получил возможность работать в его библиотеке (см. коммент. 2 к воспоминаниям А. Р. Шнейдера).
5 Портрет, исполненный И. Н. Крамским в 1887 г., находящийся в настоящее время в Доме-музее им. В. И. Сурикова в Красноярске.
6 Трактат Л. Н. Толстого "Что такое искусство?" был впервые опубликован в журнале "Вопросы философии и психологии" в 1897 г. (No 5) и в 1898 г. (No 1), а затем в том же 1898 г. в 15 томе Собрания сочинений писателя (тип. И. Н. Кушнерева и К0). В этом трактате Толстой приводил в систему свои эстетические взгляды и мысли об искусстве, неоднократно высказывавшиеся им ранее в его художественных произведениях и критических статьях.
7 Творожников Иван Иванович (1848-1919) - жанрист. Учился в Академии художеств, которую закончил одновременно с Суриковым в 1875 г. Как и Суриков, по окончании Академии участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве. В 1890-х гг. преподавал в натурном классе Академии художеств. Участник академических выставок.
8 Верещагин Василий Петрович (1835-1909) - исторический живописец, автор произведений на сюжеты, заимствованные из былин; много работал в области религиозной живописи. Учился в Академии художеств (1856-1861). Преподавал в Академии, получив в 1869 г. звание профессора исторической и портретной живописи. Участник академических выставок.
9 Искаженное обозначение жженой сиены (итал. - terra di Siena - сиенская земля) - природной краски бурого оттенка.
10 Суриков работал над этюдами для картины "Покорение Сибири Ермаком".
11 О И. А. Матвееве см. коммент. 2 к письму 163.
12 Автор воспоминаний ошибается. Картина Сурикова "Степан Разин" экспонировалась на XXXV Передвижной выставке, открывшейся в Москве 30 декабря 1906 г.
13 Небогатов Я. И. - контр-адмирал. Его эскадра участвовала в Цусимском сражении, которым завершилось поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг.
14 См. коммент. 39 к воспоминаниям Я. Тепина.
15 То есть во время ареста М. А. Рутченко.
Печатается по тексту, опубликованному в кн.: А. Н. Турунов и М. В. Красноженова. В. И. Суриков. Москва-Иркутск, 1937.
Калерия Александровна Яковлева, по мужу Козьмина (?-1943), преподавательница истории в женской гимназии в Иркутске. Была близка с семьей Потаниных. Автор предисловия к сборнику статей А. В. Потаниной (Из путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю. М., 1895) академик Д. Н. Анучин упоминает К. А. Яковлеву среди лиц, услугами которых пользовались издатели этого сборника.
1 Потанина Александра Викторовна (1843-1893) - первая русская путешественница, исследовательница Центральной Азии, жена Г. Н. Потанина (см. о нем коммент. 1 к письму 115).
2 Во время пребывания в Сибири в 1891 г. Суриков собирал материал для картины "Покорение Сибири Ермаком".
3 Автор имеет в виду церковный праздник успение богородицы.
Печатается по тексту, опубликованному в журнале "Огонек", 1947, No 29 ("Воспоминания о художнике В. И. Сурикове").
1 "Каменобоец" - произведение, исполненное Коненковым к окончанию Московского Училища живописи, ваяния и зодчества, удостоенное большой серебряной медали; экспонировалось на XXVII Передвижной выставке 1899 г. (ГТГ).
2 Морозов Михаил Абрамович (1870-1903) - крупный московский промышленник, один из владельцев Тверской мануфактуры, по образованию - историк; коллекционер, собирал произведения французского и русского искусства. Русская часть его коллекции, в которой имелись этюды Сурикова к картинам "Боярыня Морозова", "Взятие снежного городка", "Покорение Сибири Ермаком", "Переход Суворова через Альпы", была в 1910 г., согласно завещанию Морозова, передана в Третьяковскую галерею.
3 Проект памятника В. И. Сурикову создан Коненковым в 1950 г., находится в Краснодарском краевом художественном музее им. А. В. Луначарского.
Печатается по тексту кн.: Н. А. Киселев. Среди передвижников. Воспоминания сына художника. Л., 1976 ("В. И. Суриков").
Николай Александрович Киселев (1876-1965), юрист по образованию. Получил также музыкальное образование в Петербургской консерватории; в 1890-х гг. обучался на правах вольнослушателя в пейзажном классе Академии художеств под руководством отца, А. А. Киселева, впоследствии учился в школе Общества поощрения художеств у Ф. Ф. Бухгольца и А. А. Рылова. Участник весенней выставки в Академии художеств (1918), XVI выставки Товарищества художников (1922), Выставки московских художников (1927) и др. С 1918 г. - сотрудник Коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, в 1930-х гг. работал в качестве художника-графика и оформителя.
1 Киселев Александр Александрович (1838-1911) - пейзажист. Не получив законченного художественного образования, приобрел, однако, широкое признание в 1880-х гг. как автор произведений, проникнутых поэтическим восприятием природы. Начиная с 1875 г. Киселев активный участник Товарищества Передвижных художественных выставок. С 1897 г. - руководитель пейзажной мастерской Академии художеств. Выступал в печати как художественный критик.
2 Автор имеет в виду статью Натальи Кончаловской "Гитара Сурикова", опубликованную в журнале "Огонек", 1960, No 20.
3 Михайловским музеем автор называет Русский музей, открытый для посетителей в 1898 г. в здании Михайловского дворца в Петербурге.
4 Картина "Переход Суворова через Альпы" была в 1899 г. приобретена царем за 25 000 р. для Русского музея (см. письмо 151). Излагая переговоры вел. кн. Владимира Александровича с Суриковым, автор ошибается, полагая, что речь шла в данном случае о картине "Переход Суворова через Альпы". В действительности вел. кн. намеревался приобрести этюд Сурикова "Голова боярыни Морозовой" 1886 г. Поскольку цена, назначенная Суриковым - 10 000 рублей, была воспринята покупателем как превышающая стоимость этюда, он остался собственностью автора и лишь в 1960 г. был приобретен Третьяковской галереей у наследников художника.
5 "Березовая роща" - произведение А. И. Куинджи, исполненное в 1879 г. (ГТГ). Видимо, Суриков относился критически к своеобразию технических приемов Куинджи, при помощи которых художник достигал излюбленных им световых эффектов.
Печатается по тексту, опубликованному в газете "Советское искусство", 1937, И января, No 2 ("Памятные встречи").
1 Гиршман Владимир Осипович (1867- 1936) - московский фабрикант. Коллекционер, обладатель обширного собрания произведений русской живописи и графики, старинной мебели, предметов прикладного искусства. После Великой Октябрьской революции эмигрировал. Собранная им коллекция произведений изобразительного искусства принадлежит в настоящее время в значительной своей части Третьяковской галерее.
2 Об отношении Сурикова к мастерам венецианской школы см. письма 61 и 64.
3 В собрании В. О. Гиршмана было два этюда Сурикова к картине "Покорение Сибири Ермаком" (в настоящее время в ГТГ): "Донской казак, заряжающий ружье" и "Донской казак Кузьма Запорожцев".
4 Голицын Владимир Михайлович (1847-1932) - московский вице-губернатор (1883-1887), а затем губернатор (1887-1891). Будучи городским головой Москвы (1897-1905), входил в состав учрежденного в 1899 г. Совета Московской городской художественной галереи им. П. и С. Третьяковых, занимал пост попечителя галереи (1899-1905).
5 И. Е. Цветков (см. о нем коммент. 1 к письму 195) не был попечителем Третьяковской галереи, но с 1899 по 1905 г. состоял членом ее Совета.
6 Ныне зал 13 в Третьяковской галерее, который был до 1929 г. тупиковым, замыкавшим перспективу четырех предшествующих валов.
7 Милорадович Сергей Дмитриевич (1852-1943) - исторический живописец, жанрист. Член Товарищества Передвижных художественных выставок. Грабарь упоминает его картину "Черный собор (Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг 1666 г. 4 октября)", находящуюся в ГТГ.
8 См. письма 228, 241 и коммент. к ним.
9 См. коммент. 102 к очерку М. Волошина.
Печатается по тексту, опубликованному в кн.; "Вопросы изобразительного искусства". М., 1954 ("Василий Иванович Суриков").
1 В. К. Бялыницкий-Бируля состоял учеником Московского Училища живописи, ваяния и зодчества на протяжении 1889-1897 гг.
2 Толстая Татьяна Львовна, в замужестве Сухотина (1864-1950) - старшая дочь Л. Н. Толстого. Училась в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества у В. Г. Перова и Н. А. Касаткина. Пользовалась советами И. Е. Репина.
Автор мемуарных очерков, составивших книгу "Друзья и гости Ясной Поляны" (М., 1923). После Великой Октябрьской революции была хранителем Музея-усадьбы Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, в 1923-1925 гг. - директор Музея Л. Н. Толстого в Москве. С 1925 г. жила в Риме, где создала музей Л. Н. Толстого.
3 По этому поводу С. Д. Милорадович записал в своих воспоминаниях о поручении, которое было возложено на него, как на одного из преподавателей Училища: "Я поехал к Сурикову и передал Василию Ивановичу желание преподавателей иметь его руководителем мастерской в Школе. "Это, - говорит, - в котле-то кипеть, ну, скажите, хорошо ли вам. Нас таких независимых, как я, один, другой, да и обсчитался, и мы должны дорожить своей свободой" (С. Д. Милорадович. Воспоминания. ЦГАЛИ, ф. 2056, ед. хр. 4).
Впоследствии, 18 января 1901 г., Совет преподавателей Училища избрал Сурикова на должность руководителя класса жанровой живописи. 19 января Н. А. Касаткин писал И. С. Остроухову: "...вчера был назначен совет... Выбран В. И. Суриков" (Отдел рукописей ГТГ, ф. 10, ед. хр. 3075). В ответ на это избрание Суриков 24 января 1901 г. ответил письмом на имя директора Училища А. Е. Львова (см. письмо 164).
В. А. Серов в своем заявлении в Совет Училища 19 января 1901 г., то есть на следующий день после выборов, выражая свое несогласие с процедурой выборов, в примечании к своему заявлению писал: "В. И. Суриков был предложен первым на предварительном совещании, но вследствие его отказа (как и на предложение Академии), и только потому, кандидатура его была снята" (Отдел рукописей ГТГ, ф. 49, ед. хр. 99).
4 Ныне Бобров переулок.
5 Бялыницкий-Бируля был избран членом Товарищества передвижников в 1904 г., состоя до того, с 1899 г., экспонентом передвижных выставок.
6 Голов Георгий Иванович (1885-1918) - живописец, театральный декоратор. В 1905 г. окончил Строгановское училище. Один из ближайших помощников К. А. Коровина в его декорационной работе.
7 Ныне ул. Горького.
8 Вопрос об отсутствии у Сурикова мастерской, в которой он мог бы работать над большими полотнами, видимо, беспокоил некоторых его современников еще ранее и, в частности, в годы, когда у художника возник замысел картины "Покорение Сибири Ермаком". 17 августа 1890 г. А. П. Боголюбов писал В. Д. Поленову: "...радуюсь, что общее желание наше быть приятелями и полезными нашему доброму товарищу Сурикову родилось в нас без всяких сговоров и просьб. Я уже говорил о Сурикове генералу Н. С. Петрову, чтобы тот дал помещение в одном из Московских дворцовых флигелей, - и вчера завтракал у его высочества и имел случай повторить государю - описал, кто такой Суриков, его стремление написать картину из быта Ермака, на что его высочество мне сказал, что Сурикова знает по его работам и что боярыня Морозова ему очень нравилась... Да, кроме того, я писал Н. С. Третьякову, чтобы тот предложил Сурикову свое ателье на время отъезда. Что будет, то будет, - а пока я сделал и сделаю, что могу..." (Отдел рукописей ГТГ, ф. 54, ед. хр. 1323). Возможно, ходатайство Боголюбова сыграло известную роль в получении Суриковым помещения в здании Исторического музея.
Видимо, тогда же Боголюбов стремился обусловить работу Сурикова над картиной "Покорение Сибири Ермаком" как царский заказ. "...Мне неудобно было просить о заказе, - писал он тут же Поленову, - ибо я их всегда веду через графа Воронцова, а его, как на грех, нет в городе" (там же). Заказ не был оформлен. Но картина, как известно, в 1895 г. была приобретена для Музея Александра III.
9 Рябушинский Михаил Павлович - крупный промышленник, одни из руководителей банкирского дома братьев Ряб