Главная » Книги

Прокопович Феофан - Показание прореченнаго прежде в словесех Божиих и давно уже явившагося в мире Великаго Антихриста...

Прокопович Феофан - Показание прореченнаго прежде в словесех Божиих и давно уже явившагося в мире Великаго Антихриста...


1 2 3 4 5

y">   л. 25.
   котораго падения нельзя Антихристу явится, о чем доводно после покажем, понеже то особливый и великий характир есть Антихристова пришедствия. А зде для того то предлагаем[98], что от сего явно видеть мощно, что Антихристу нельзя быть во одном только человеке. Что бо - помешает Римское царство, чтоб один человек чрез полчетверта года не бесился? Не помешало царство оно разспространению Арианской, Несторианской, Еутихиевой и другим ересем, но иногда еще и помогало им, а малодневному одного человека шаленству помешку зделает? Видно, что Антихристово владычество не может в мире сем вместиться[99] с Римскою областию, понеже сия приход онаго удерживает; видно же и то, что владение Антихристово вся страны державы Римской наполнит, а чтоб то быть могло, надлежит //
   л. 25 об.
   прежде державе оной упразднится или весьма ослабеть и оскудеть. Что же? Владычество оное, для котораго, чтоб ему было и место, и сила, упасть надлежало превеликой Римской монархии, имеет быть одного человека трех лет с половиною тиранство? Сие скажет разве какий нарочитый шпинь, а поверит разве безмозглая голова. 4. Мощно бы еще то ж показать и от других Павла святаго к Солуняном речей, но дабы не безмерное сие изследование продолжилось, разве еще одного слова в кратце коснемся. Пишет же Апостол между прочими и сие: "Не помните ли, яко еще живый у вас сия глаголах вам"[100], то е[сть] об Антихристе, из которых Апостолских речей является, что от Антихриста некая презелная пагуба имела быть, понеже великий оный народов учитель, а не празднославный болтун с Солунскою церквиею говорил, показуя, какова то и колика беда будет, и что ея не допускает //
   л. 26.
   Римское державство, а когда оно разрушится, то и злодей оный произникнет[101]. Как же толь важный разговор толикаго Апостола, да еще пророческий, имел быть о маловремянном действии одного человека?
   В откровении святаго Иоанна в главе 13 является зверь, из моря исходящий, имущий глав седмь[102]. А что оные седмь глав образуют, подает Ангел Иоанну толкование того в главе седмнадесятой: "Седмь глав горы суть седмь, идеже жена седит на них, и царие седмь суть" и проч.[103]; все же толкователи сего имеют за несумнительное знание, без всякаго разгласия, что зверь тот не кто иной есть, но великий Антихрист. Ясно же видим от образа зверя сего, что Антихрист не один человек быть имеет, но во многих лицах, понеже седмоглавный он, а главы оные седмь не токмо сказуются горы седмь, но и седмь царие. Еще же и одного с них по другому //
   л. 26 об.
   наследие или преемство показуется следующими тамо словами сими: "Пять их пало, и един есть, а другий еще не пришел" и проч.[104], а кто суть оныя цари, зде нам не дело искать того (а может быть, упомянется о том после, во второй части), но зде нам то довольно, что в теле Антихристове не одна глава, а всякая глава иной человек, и потому Антихрист не одноличный человек, но многоличное владычество, именем одного лица нарицаемое.
   Ведати же подобает, что сие о многоличии Антихристове примечание и характир вяще еще утвердится следующим третьим характиром Антихристова многолетия, до котораго и приступаем.
  

Глава 3.

Третий Антихристов характир - многолетие.

  
   1. Иоанн Тайновидец в Апокалипси своей пишет, что седмоглавному зверю, то е[сть] Антихристу, попущено //
   л. 27.
   злодействовать на четыредесять и два месяцы ("И дана бысть ему область творити (действовать) месяц четырыдесят два"[105]), что, если простыми месяцами изчислять, будет время трех лет и шести месяцей, то е[сть] полчетверта года. И таковое изчисление заступником Антихристовым весьма любо и приятно, тем утверждают и характир Антихристова одноличия, который мы ложным показали прежде и еще зде и яснее покажем, и прямаго Антихриста укрывают, и тщатся доказать, что еще Антихриста не бывало.
   2. Но суетное их есть тщание и искомой себе ползы надеяние двоих вин ради. Первая, что в писании, а наипаче в пророческом, темном и гадателном, не всегда день прямый и обычный, то е[сть] с двадесять четырех часов состоящий, разумеется, но иногда именем дня целый год означается. Например, Данииловы седмицы, числом седмьдесят, до Христа[106] //
   л. 27 об.
   от означеннаго в пророчестве его времяни, если бы их днями по обычному и простому разумению изчитать, показали бы нам четыреста девять десят дней только, то е[сть] один год и четыри месяцы сие большим[107]. Но по таковому толку было бы пророчество ложное, чего ради вси, в том числе и дети Антихристовы, седмицы оные годовые разумеют и чрез седмьдесять седмиц оных изчисляют четыреста девять десят[108] лет, как и событием показалось. Зри о сем в книгах Левитских, глава 25, и в книгах Числ, глав[а] 14, и у пророка Иезекииля в главе 4, где явственно именем дней лета нарицает Бог: "День за едино лето положих тебе"[109]. И потому как могут Антихристовы служители доказать нам, что упомянутое в откровении святаго Иоанна число месяцей - месяцы простые и сложенные с них полчетверта года показует?
   Вторая суесловия их вина есть, что из многих //
   л. 28.
   Антихристовых дел и успеянии его, тако ж и от самой его будущей погибели, каковые в том же откровении описуются, явно и ясно то видим, что нельзя тех всех зделать и получить никому и во сто лет, не то чтоб в полчетверта года, чем не токмо убежище их обличается, но и несумнительное нам подается известие, что Антихрист не одно столетие шатанием своим проведет. Обоих сих возразителных им винословий доказательство пространнее нечто зде предлагаем.
   3. Что Павел Апостол написал к Солуняном в кратких словах о начатой во времена его тайне беззакония, и о будущем великом отступлении чрез сына погибели, то е[сть] Антихристе, и о его поражении и упразднении, то пространно открыл Дух Святый тайновидцу своему Иоанну в Апокалипси. В девяти первых главах являются нам разныя христианскаго сословия беды за различныя в христианах развраты и преступления, как в странах восточных, //
   л. 28 об.
   так и в западных, а наипаче в девятой главе, где чрез развязанных у реки Ефрата четырех Агг[е]лов нельзя ино что разуметь, кроме сарацин, персов, турков и татар, от которых в Азии, в Сирии и Палестине, в Египте и во всей Африке и по немалой части в Европе безчисленными нападениями от седмаго по Христе столетии разрушилось. И то было предверие Антихристово. А от десятой главы Апокалипси идет сказание силнейшаго Антихристова действия, и по некиих повестях (о которых не речь нам ныне) в главе тринадесятой является сам Антихрист в лице зверя, из бездны изшедшаго, и другий зверь, ему служащий, и описуются дела их тамо и в прочих главах (где и в лице жены любодейныя зрим есть Антихрист), тако же и погибель их наконец образуется. Посмотри же, любимый читателю, которому любима истинна, на оныя действ и бед Антихристовых сказания и разсуди (а разсуждать //
   л. 29.
   весьма не трудно), может ли все то зделатся в полчетверта года, что тамо повествуется? А зде некия на пр[имер] из повестей оных предлагаю.
   1[110]. В главе 13, ст. 3 и 4: "И видех едину от глав его яко заколену смерть, и язва смерти его изцеле. И чудися вся земля во след зверя, и поклонишася змию, иже даде область зверю[111]. И поклонишася зверю, глаголюще: Кто подобен зверю, и кто может ратоватися с ним?", видим зде некое аки бы смертное Антихристу случившееся паражение, а потом и изцеление его и всея земли удивление с покорением ему и его строителю Диаволу. Сие ж ли может статься в полчетверта года? Мощно ли кому, хотя бы какий силный монарх был, в полчетверта года всю землю привести в такий страх и ужас, чтоб ему вси покорились и говорили об нем: "Кто подобен ему, и кто может ратоватися с ним?"?
   л. 29 об.
   2. В той же главе, стих 7, 8: "И дано бысть ему брань творити со святыми и победити я. И дана бысть ему область на всяком колене людей и на языцех и племенех. И поклонятся ему вси живущии на земли, имже не написана суть имяна в книгах животных Агнца, заколеннаго от сложения мира". Походилось дело сие на полчетвертогодовое?
   3. Там же, в стихе 10-м: "Зде есть терпение и вера святых", то е[сть] зде и особливое великое надлежит иметь терпение и крепкую веру или на Бога упование, если кто хощет не соблазнится и не покорить себе толь силному зверю. В полчетверта ж ли года зверь тот толикую возъимеет силу? Полчетверта ли года какое гонение или искушение претерпеть требует нерядоваго великодушия и незыблемаго в вере постоянства? Мощно чрез полчетверта года куды ни есть устранится без великаго страдания, что и кроме нужды //
   л. 30.
   людем бывает. 4. В той же главе, стих 11, 12, 13, 14, видит Иоанн другаго зверя, от земли восходящаго (а что он, зде нам нельзя показывать, понеже особливаго и немалоречнаго требует показания, а незнание его подлинное делу нашему не мешает), а тот другий зверь власть перваго зверя творит пред ним, и приводит всю землю и живущия на ней поклонитися первому зверю, то есть Антихристу, и делает чудеса велика, и лстит живущих на земли, и проч., и проч. (чти главу ту до конца), приводя и принуждая всех к покорению власти Антихристовой. Боже мой! Будет ли так безсовестный и безстудный человек, который бы сказал, что сие все может статся в полчетверта года? А наипаче примечать надлежит, что хотя Антихрист и кровопролительною силою действует (как из других Апокалипсических //
   л. 30 об.
   словес показуется), но зде действие его является лестническое, прелщением ложных чудес творимое, согласно с Павла Апостола словами: "егоже есть пришествие по действу Сатанину, во всякой силе, и знамениях, и чудесах ложных"[112]. Чий же ум может вместить, что сие может статся в полчетверта года? Бывали супостаты, которыи, со многочисленными оружными полками нападая на народы, хотя и побеждали многия земли, да не могли же того зделать в четыре года, а могл бы кто не оружием, но лщением и чудес вымышлением (которое не так, как оружный страх, скоро успевает) болшую христианскаго мира часть привесть под власть Антихристову в полчетверта года?! Правда то, что многии безумныи или паче нерадительныи о истинне и спасении своем человецы скоро вымышленным чудесам веруют, не требуя, как бы надлежало, никаковаго достовернаго свидетелства //
   л. 31.
   и доказательства (что мы узнали с прегорькою сердца болезнию), однако ж и то видим, что не вси и не во многих странах таковыи обретаются и что и таковые суеверные веруемыми чудесами ложными уловляются только к некоему празднолюбию и бешеному радованию, а в подвластие и обладание за то веруемое не отдают себя, разве долгим временем[113], после прельщения прадедов правнуки их или праправнуки не престающим и от младых ногтей приемлемых слухом уловляеми подадутся, а не в полчетверта года же то да и в невеликом мира пространстве то зделается. 5. В той же главе, стих 16, 17, 18, яко великое и страшное бедство, которое имеет Антихрист непослушным себя и не имеющим на деснице своей или на челе характира, или начертания его, Апокалипсис[114] прорицает, что тако //
   л. 31 об.
   не начертанным от него не вольно будет ни продавать, ни куповать, а зде двое примечать надлежит. Первое: как мощно в полчетверта года мало не весь мир так прелстить и усвоить себе, чтоб безчисленное народов множество, кроме немногих некиих, приняли на себе и начертание онаго лестца (а что начертание - нам ныне не дело показывать), а неначертанным отнять свободу в продажи и в покупках? Второе: какова бы то страшная беда была, что некии, которыи прелестнику оному не покорились, не имели бы свободы продавать и куповать только чрез полчетверта года? 6. Там же в стихе 18 означает Дух Святый имя, или звание Антихристово содержащимся в нем числом 666 и возбуждает к прилежному разсуждению и исканию того, глаголя: "Мудрость есть: иже имать ум, да почтет число зверино" и проч. Да какая ж кому нужда по числу, кому нужда по числу тому приискивать //
   л. 32.
   имяни Антихристова, если он не болше полчетверта года бесится будет? Искание имени его не для чего другаго подобно есть, только для опасения, чтоб губителя онаго, многими характирами означаемаго, еще и от нарочитаго звания его мощно познавать и, познавая, от пагубной его прелести спасатся. Если же он только полчетверта года пошевелится, то какой страх понуждает так много характиров его собирать, в том числе и число имяни его угадывать да еще все то делать издалече многими до прихода его летами? Покамест кто характиры его разсмотрит и по означенному числу имя приберет, а полчетверта года прибежит и Антихрист изчезнет. Хотя бы и весь мир прелщен был в толь малом времяни (чему нелзя статся), однако же по прошествии полчетверта года весь мир бы опамятовался, видя, что властитель тот, на котораго яко на Бога надежды //
   л. 32 об.
   своя положили, был как бы не был и как бы во сне явился и пропал. Была бы то некая игрушка, а не так лютая и толикаго опасения достойная беда, каковую Дух Святый толь внимательно прорицает. 7. В главе 17 и стих 8, и именем Вавилона жилище Антихристово показуя, тако о погибели его восклицает Ангел: "Паде, паде Вавилон, град великий!"[115]. Да для чего ж толь торжественное восклицание, если Вавилон тот злобою своею действовал только полчетверта года? Таковое торжество прилично падению того города, который чрез многия лета много народов разрушил, и уже чаяния не стало одолеть ему. 8. В том же стихе[116] показуется винословие падения онаго Вавилона: "зане от вина ярости любодеяния своего напои вся языки". Думай же ты, кому мило безумие, что то зделалось в полчетверта года! 9. В главе 16, стих 14, о хулном на Бога Антихристовом и его лживаго пророка //
   л. 33.
   учений под видом нечистых духов тако пишется: "Суть дуси демонстии, творящии знамения, яже исходят на царей и всея вселенныя" и проч. Изволь же верить, что дуси оныя, то е[сть] хулныя догматы, разошлись на царей всея вселенныя в полчетверта года! 10. В главе 17, ст. 2, Антихрист в лице жены любодейцы[117] объявляется, и о ней глаголет Агг[е]л, что с нею свалялись цари земстии и упились живущии на земли от вина любодеяния ея. Там же, стих 12, 13, слышит Иоанн от Ангела, что десять царей силу и область свою дадут зверю, то е[сть] Антихристу. Там же, ст. 16, прорицает Ангел, что оные десять царей любодеицу (то е[сть] Антихриста) возненавидят, и запустевшу сотворят ю и нагу, и плоть ея снедят, и сожгут ю огнем. Зде уже я шлюсь и на крайняго глупца да того ж и пьянаго, скажет ли, что все то зделается в полчетверта года? 11. В главе 18 пространно показуется как беззакония Антихристовы, //
   л. 33 об.
   так и крайнее разорение его и многих царей и народов о погибели его, чего они не чаяли, ужасная удивления и проч. Чти, любопытный читателю, всю главу ту, и сама твоя совесть покажет тебе, что вся оныя речи были бы суетныя, если бы воспоследовала погибель хотя бы какому монарху, да только полчетверта года царствовавшему.
   4. Таковыя же дела и действия Антихристова и самая толь всем народам дивная его и ужасная погибель не только нарочно от безбожных Антихристовых прихлебателей вымышленное малолетие яко бабию басню постыгают, но и показуют зело многовременное беснования того продолжение. Прелстить, и развратить, и себе покорить десять царств, и на всю вселенную разлить яд лести своей, и привесть многие народы в такое о себе мнение, что он весьма непобедимый, - мощно ли совершить то и во сто лет? Нельзя воистинну, со временем то имело зделатся, а наипаче когда все то делалось прелщением чрез проповеди, и книги, и вымыслы //
   л. 34.
   чудес, видений, откровений ложных, но безчисленных. Есть Антихрист и кровопиец, изливающий кровь святых, противных себе, как в Апокалипси и то о нем пишется (о чем в особливом характире его покажем), но мало того делал и делает своею силою, но наущением царей и народов, подвизая их на заступление свое и кровопролитие тех, которыи ему непослушныи являются. Все же то не только в малых летах зделатся не может, но и не единаго столетия требует.
   5. Наконец, что мы прежде сего разсуждали о многоличии, то ж ныне предлагаем и о многолетии Антихристове: толь пространная, на весь мир имевшая быть прелесть и душ человеческих пагуба, что об ней Дух Святый изначала основанной Христовой церкви проречение подал для опасения верным и показал оную от всех ересей лютейшую и лукавнейшую, как бы могла быть малолетная да еще в полчетверта года зашуметь и затихнуть? Не может сего вместить здравый разум, //
   л. 34 об.
   и не допустит к вероятию добрая совесть.
  

Глава 4.

Четвертый Антихристов характир - прелесть.

  
   Яко Христа Господа нашего не познавшии иудеи нарицали лестцом (Матф., глава 27, ст. 63; Иоанн, глава 7, стих 12 и стих 47), тако многии христианы, не познавши прореченнаго им великаго Антихриста, не токмо не видят лести его, но еще и крепкою верою верят, что он в учении спасителном и погрешить не может. Но в самом деле тому противное, яко же бо Христос, сущая и вечная истинна (Иоан, глава 14, ст. 6), хулне наречен был лестцом, тако вопреки Антихрист, сущий и главный истинны разоритель и всякой душепагубной лжи изобретатель, веруется быть неложный хранитель и учитель истинны. Надлежит же нам ясно показать первее, что Антихрист не только есть прелестник, но и власть себе высокую взыскал не иным //
   л. 35.
   каким орудием, тольки всякими разнообразными прелщении, а потом и образы прелщении предложить.
   1. Иоан святый Апостол во втором послании своем пишет, стих 7: "мнози лестцы вниидоша в мир, не исповедающе Иисуса Христа, пришедша во плоти; сей есть лстец и Антихрист", хотя же Иоанн в слове сем не о великом Антихристе глаголет, о котором речь нам ныне, однако же, нарицая и малых лжеучителей Антихристами и лестцами, подает нам вину знания, что великий Антихрист имеет быть великий лстец. Той же Иоанн откровения своего в главе 13, сти[х] 14, о силном великаго Антихриста служителе и поборнице глаголет: "И лстит живущия на земли ради знамении, яже дана быша ему пред зверем творити", и в главе 19, ст. 20: "И ят бысть зверь и с ним лживый пророк, сотворивый знамения пред ним, имиже прелсти приемшия начертания зверино". Дела же прелщения того, от лжепророка, Антихристова поборника, //
   л. 35 об.
   творимая, самому Антихристу яко движение тела главе, и яко хитрости ученика учителю, и яко действия поселения царю воспитывать[118] подобает. Да и видно от словес Иоанна Тайновидца, что самое действителнейшее Антихристово к получению величества и власти своей не в ином чем состоит, только в прелщении. Понеже оныя лжепророковы прелести не инамо немеряемы видим, только дабы уловленныя ими народы Антихристу себе покорили, что той же зритель откровение во писании онаго лжепророка являет: гл. 13, ст. 12: "и творяше землю и вся живущия на ней поклонитися первому зверю". Но еще яснее о прелести Антихристове показал нам Павел святый во втором послании к Солуняном, в главе второй стих: "его же есть пришедствие, по действу Сатанину, во всякой силе, в знамениях и чудесах ложных и во всякой лсти неправды в погибающих. И сего ради послет им Бог действо лсти, //
   л. 36.
   во еже веровати им лжи, да суд приимут вси, не веровавшии истинне, но благоволившии в неправде"[119], которые Апостолские словеса паки ясно показуют, что первейшее Антихристово орудие в прелщении, хотя он и других способов силных, то е[сть] кроваваго мучителства, прелщения и запрещения, употребит. А от предложенных зде писаний нетрудно уже знать нам, для чего вышеупомянутый лжепророк, споспешник Антихристов, явил Иоанну в Апокалипси, глава 13, ст. 11: "имеющии рога два, подобна агнчим", не ино что агнчие роги образуют, токмо прелесть. Тако ж для чего и сам Антихрист виден был в лице жены-блудницы (Апокал., глав. 17, ст. 11, 15) не для чего инаго, только для прелести. То ж означается и чрез драгоценное жены оной одеяние, и чрез чашу златую в руце ея (там же, стих 4), и чрез надписание, усмотренное на челе ея: "Тайна, Вавилон //
   л. 36 об.
   Великий, мати любодейцам и мерзостям земским" (там же, стих 5). Аще бы мерзости оныя и не ино что суть, токмо противныя Христову учению догматы, но понеже от лжеучителя, женский вид носящаго, златом, и камением драгим, и бисером украшеннаго, и под титлою тайны, и в златой чаше предаются, того ради отравное таковое потчивание под таковыми любезными утварми показано для объявления прелести Антихристовой. То ж и от тех речей (там же, стих 2) известно, которое Агг[е]л о Антихристе произносит, что "с нею любодеяша цари земстии, и упишася живущие на земли от вина любодеяния ея". А если бы к тому же зловерию каковым угрозителным и мучителским образом Антихрист людей понуждал, то весьма в ином и страшном некоем лице произвел бы его на позорище Дух Святый, а не в таковых, каковые зде показаны, красновидных //
   л. 37.
   и приятных светлостех. Не однократно же зде упоминаем (что впред в ином особливом характире и пространнее покажем), что Антихрист и кровопиец быть имеет, однако ж то от праведных зде писаний познаем, что он первую свою силу имеет в прелести, а прелестию достиг силной и пространной себе власти недавно, что и кровопролительнаго свирепства на непослушных себе употребит. И тако оный злодей, хотя и тиранскою лютостию обороняет владычество свое, но оное приобрел себе и разширил лестию.
   2. Второе, что мы хотели показать в характире сем, показали, то е[сть] каковыя суть Антихристова лщения виды и образы. Понеже бо Павел Апостол не просто о лести его глаголет, но сказует, что пришествие его будет во всякой лсти неправды (которое слово должны мы всегда в живой обносить //
   л. 37 об.
   памяти, ибо Дух Святый ни единаго лишняго слова не произносит). Того ради надлежит нам все виды и образы прелщения, каковыя в многобедном сем житии нашем от лукавых и злохитростных человек происходят, собрать и зде на среду предложить, дабы мы могли искать и изыскать такого и толикаго лестца, который не одни какой лсти, но весьма всех лщений, не оставя не единаго, употребляет, и познали бы мы без ошибки, что тот есть Антихрист, когда то такое пятно показал на нем Апостол или паче во Апостоле сам Дух Святый, что пришествие его во всякой лсти неправды.
   3. Ведомо же буди, что философи политические, которые о гражданском правителстве мудрствуют (то бо есть политика, или политическое учение), лсти лщения и обманы усмотрели виды и образы следующим разсуждением.
   л. 38.
   1. Когда судим знатное какое некоего человека дело, к другим человеком происходящее, тогда усмотревать нам подобает намерение его и действие. 2. Намерение то е[сть], чего он желает и ищет, например, желали иудеи убить Павла Апостола, то ж то было намерение их. По тому ж своему намерению производили они действие таковое: сложилися на убиение Павла множае четыредесятых, и клятвою себе обвязали не ясти, не пити, дондеже убиют Павла, и о намеренном деле сообщили архиереом и старцом, и совет подали им, как бы Павла к рукам прибрать. И само Павла убиение было бы совершенное действие их, если бы не обережен был Павел, о чем зри деяние Апостолских в главе 23.
   3. Действие же бывает троиственное. Первое - самаго себе движение, якоже оных жидов жестокий подвиг //
   л. 38 об.
   на убиение Павла. Второе - касающееся другаго лица, каково было бы ухватить, терзать, срубить или заколоть Апостола. Третие - среднее, которое употребляется яко путь или способ к намереннаго дела совершению, каковое было сковников оных к архиереом и старцем о ятии Павла наущение. 4. И по сему разсуждению усмотрены в лестцах и обманщиках следующия следствия:
   1. Притворение добраго нрава или святыни, что ипокрисия[120] именуется.
   2. Притворение ревности якобы к пользе того, кого погубить хощет.
   3. Приискание доброй о себе славы, будто он и хощет, и может ползовать, и якобы без него другии не могут быть безбедны.
   4. Утоление ярости своей на ненадежных себе, донеле же того нужда.
   И сии четыре действия в самом лице, //
   л. 39.
   яко же видно, прелестника движутся да трудно и редко от того познаваеми бывают.
   5. Попечение прилежное, как бы плут, котораго лестец обмануть хощет, весьма был не обережен, и потому отводит его от таковых мест и людей, которыи могли бы его оберечь: не допускать до него к оберегателству служащих писем, фамилиею его и служителей на свою сторону преклонять, просит[121] же их увещевать и закупать, чтоб его пред господином выхваляли, и проч., и проч. И сие действие разновидное касается лица того прямо, котораго лестец к ползе своей, а к его повреждению уловить тщится.
   6. Вымышление чудесь, что наипаче господствует духовным лестцам, тако ж снов и откровений.
   7. Кривое толкование уложений, указов, духовных заветов и проч.
   л. 39 об.
   8. Подметныя письма, ложные уставы, духовницы и проч.
   9. Частыя чрез ковников своих к прелщаемым лицам увещания.
   10. Клеветания на тех, которых лестец видит себе явно противных.
   11. Разсеяние лживых ведомостей к ползе своей, а других - к устрашению прелщаемаго лица.
   12. Подсылка прелагателев или шпионов, проведывая, что в дому прелщаемаго человека делается и кто у него бывает, к чему оный (кого уловить нужда) склонен, что ему мило и немило.
   13. Снисхождение и уступка во всем лицу ловимому, только бы его к ползе лестеца привлещи.
   14. Смелое и безстудное лжесловесие.
   15. В хитростных продложениях, прошениях и своих ответах и обещаниях речи обоюдныя, на два противныя разумения равно угодныя.
   л. 40.
   16. Сообразование самаго себе с лице прелщаемым в натуре, в хотении и нехотении.
   17. И если не одного, но многих лестец прелщает, всякому по его природе и нраву угождает.
   И сия вся действия лестецовы средния суть, ведущия дело его к получению того, чего он желает. Известно же всякому, обхождения человеческая не весьма слепо видящему, что не всяк лестец может всех зде означенных действ употребить. Понеже и редко таковое дело случится, в котором бы мощно всех таковых хитростей[122] коснутся, а великий Антихрист ни единаго из сих мастерств не минует, всякаго коснется, всего отведает, ничего от бесовских таковых умыслов и вымыслов не оставит, когда о нем являет нам Дух Святый, что пришествие его во всякой лсти неправды.
   4. Если же обрящем таковаго прелестника, который ни единаго ухищрений[123] таковых не обходит, //
   л. 40 об.
   то надеюсь, нашли мы великаго онаго Антихриста, понеже в нем увидим весь сей Антихристов характир, полный и всецелый, во всех частех своих ненарушенный, без убавки, без изьяну, без оскудения, что мы, Богу поспешествующу, во второй части ясно покажем.
  

Глава 5-я.

Пятый Антихристов характир - мучителство.

  
   1. Мучителство сугубое бывает - в мучении души, или совести, и в мучении тела.
   Души мучение делается, когда кто силный понуждает другаго то делать, что ему совесть его запрещает, или то, чего учинить весьма тяжело, да того не зделав, жегом есть совестию своею. Сюды надлежит и то, когда кто, помрачая развратным толком обетованную кающимся грешником Божию во Христе милость, //
   л. 41.
   подавал бы иной некой вымышленной и потому сумнителный, неизвестный и ненадеждный спасения образ. Сюды пришлушают[124] неправедныя запрещения, отлучения, анафемы и проч., и проч. Сие мучителство, хотя и образных силных властей, а наипаче духовных бывает, но по крайнему превосходству произыйти имеет от Антихриста, понеже он имеет быть от чина священническаго, яко же о том нижше сего покажем в ином особливом характире, чего ради и изъяснение сего к тому отлагаем.
   2. А мучение тела сказания о себе не требует, понеже всем известно есть, что оно делается чрез различныя телу человеческому наносимыя досады - глад, хлад, раны и всякия терзания, узы и темницы, лишения имений, изгнания и смерть безгодную, до котораго числа относить подобает //
   л. 41 об.
   и другия якобы тела не касающияся напасти, однако же жизнь человеческую раздрушающия, например, опечаления, страхования, явныя безчестия и проч. Вся таковая Антихрист имеет действовать на непокаряющихся ему, о чем от следующих словес Божиих известимся.
   3. Первее ясно то показуется от главы тринадесятой Иоаннова откровения, где Антихрист с царством своим является в лице страшнаго зверя седмоглавнаго, из моря исходящаго, подобнаго рыси (что знаменует различная его вымысли и народы различных языков и обычаев, тако ж и многообразные чины, аки бы пестроты рисия), нозе имущаго яко медведь (чем означается крепость его в умыслах своих) и уста яко уста лвова, а сим уст лвовых образом не ино что значится, токмо ярость и лютость мучителская, в чем вси толкователи непре-//
   л. 42.
   кословно согласны. Там же ниже пишет: "И дано бысть ему брань творити со святыми и победити я"[125], где святыи разумеются не царствующии уже со Христом успшии угодницы Божии, нарицаемыи от Апостола дуси праведных, совершенных (Еуреов[126], 12, ст. 23), тех бо Антихрист не достанет, но правоверныи[127] и благочестивыи человецы, еще на земли подвизающиися, на многих бо местах в писании Новаго Завета таковыи раби Господни, аще и небезгрешныи, святыми именуются. Брань же Антихристова со святыми, хотя и мысленная есть, духовная, в богословских прениях творимая, но на месте сем не иную мы брань видим, понеже на бране той Антихрист святых не победит, так как лож не может истинны одолети, на сей же брани победа при Антихристе, //
   л. 42 об.
   а святыи от него побеждены быть имеют, того ради именем брани брань вещественную должны мы разуметь, то е[сть] Антихристово мучителство, всякими образы верных рабов Божиих яко противников и супостатов своих разоряющее. 4. Яснейшее того еще показание имеем в главе седмойнадесять откровения, где является жена (о которой выше сего речь была в характире четвертом), которою образуется град великий, имущий царство над царями земными, яко же сказует Агг[е]л Иоанну на конце главы той, а тот град, яко место, жилище и седалище Антихристово, полагается за самаго Антихриста с велможами его обычным речи образом, яко же и под именем Вавилона у Исаия, глава 21, царь Вавилонский с своими людьми, и в Апокалипси, глав[а] 16, стих 19, жители другаго Вавилона //
   л. 43.
   разумеются, и И[е]р[уса]лим в слове Господни ("Иерусалиме, Иерусалиме, избиваяй Пророки", Матф., 23, ст. 31[128]) за Иерусалимских властей и народ употреблен. Что же в Апокалипси зрится на жене оной? Кроме светлаго и драгоценнаго одеяния и прочих вещей, до характира Прелести надлежащих, глаголет Тайновидец: "И видех жену, пьяну кровми святых и кровми свидетелей Иисусовых, и дивихся, видев ея, дивом великим", ст. 6). Видение само собою ясно, только сие примечания достойно, что Иоанн пьяную женщину оную кровьми святых видит, чем показует, что Антихрист немало крови противников своих истощит, но всегда жаждать того будет и пить кровь неповинную допьяна, не яко кто вино пиет в меру, но яко великий пьяница. Таковаго ж то кровопиица //
   л. 43 об.
   надлежит искать нам, где и кто он и не явился ли уже. Да и при сем искании миновать надо б тех хотя и великих христианскаго имяни разорителей, например, султана Турскаго, персидских и африканских царей, которые хотя и неправедные движут войны, да не нарочитым намерением изстребления веры, себе неприятной, но для иных причин. А нашего кроволиателя в том лице и личину усмотреть надлежит, который за догматы своя на противляющихся им лиет и пиет кровь их.
  

Глава 6.

Шестый Антихристов характир - безприкладная и неслыханная гордость.

  
   Характиры Антихристовы, которые прежде сего мы показали и по сем покажем, таковые суть, что всяк из них един сам собою до объявления //
   л. 44.
   онаго Христова противника не доволен, но купно с другими имеют того силу. А характир настоящий, то е[сть] безприкладная и неслыханная гордость, един сам в себе, без других помощей так силен и доволен есть, что если в котором человеце его увидим, то, хотя бы мы других пятен, которыми Дух Святый Антихриста нам означает, и не знали, можем его совершенно узнать; а кто бы, хотя не гораздо остроумный, но не крайне же и глуп и слеп, того не исповедал, то конечно тот против совести своей заговорит. Узнает то добросовестный человек, который следующее о характире сем разсуждение внимателне прочтет.
   1. Во первых же судится нам за благо не упоминать зде словеса в Апокалипси, о гордыни Антихристовой написанная, понеже оныя, хотя великую гордыню его показывают, однако же не так совершенно, что она могла быть весьма неслыханная.
   л. 44 об.
   Делает тако премудрость Божия, что некую вещь на многих местах воспоминая, не везде полною описию предлагает, но на одном месте кратко, на другом то ж пространнее, на одном иносказательно, на другом просто, на одном - в одних частях, на другом - в других являет, возбуждая тако (яко же мнится мне с Августином) леность и нерадение человеческое, дабы не в один писания уголок посматривали, но многия и разныя о единой вещи, видения достойной, писания места проходить тщалися и тако бы известно искомую вещь уразумели. Того ради и об Антихристе нечто пишет Павел Апостол кратко и не весьма ясно, что в Апокалипси пространнее и яснее пишется, и, супротив того, некая об Антихристе речения в Апокалипси сумрачная видим, которыя яснейшаго суть в Послании Апостолском, //
   л. 45.
   а именно о гордыне Антихристовой. Хотя в Апокалипси пишет, что даже[129] змий (то е[сть] Диавол) область зверю и поклонишася зверю[130] глаголаща: "Кто подобен зверю? И кто может ратоватися с ним?" (глава 13, ст. 4), и паки: "И поклонятся ему на земли вси живущии" (стих 8) и проч., но в сих словах видим великую во Антихристе силу и власть, но не видим явственной гордости его. Может бо иметь кто силу и власть, данную себе от другаго силнаго, да из того не можем еще известны быть о гордыне его, для того что ищущии неправилно высокой себе власти горд есть, а не горд оную приемлющий, без происку ему данную, подобне в Апокалипси, глава 8[131], ст. 7, гордая речь Антихристова в лице жены-любодеицы написана: "в сердце своем глагола, яко сежу //
   л. 45 об.
   царицею, и вдова несмь и рыдания не имам видети", слышим словеса гордыя, но не тако гордость оную являющая, что из одних их увидели мы совершенное Антихристово кичение и чванство.
   2. Того ради самую сущую спесь Антихристову из словес Павла Апостола познать можем. Пишет он во втором послании к Солуняном об Антихристе кратко, да так чувствително характир гордости его изображает, что в другом каком ни есть лице большей гордости не токмо быть не может, но и ни которому уму человеческому больше и подумать невозможно. Пишет бо в упомянутой главе, стих 3 и 4: "аще не приидет отступление прежде и открыется человек беззакония, он[132] погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго Бога или чтилища, яко же ему сети в церкви Божией аки //
   л. 46.
   Богу, показующе себе, яко Бог есть"[133], - дозде святый Апостол о Антихристовой гордости. Мы же разсудим силу словес сих да увидим, какова и колика гордость зде показано.
   3. Двое в сих Апостолских словах примечать нам подобает: первое, что Антихрист превозносится паче всякаго глаголемаго Бога или чтилища, а другое - то что имеет сести во церкви Божией аки Бог, показуя себя, яко Бог есть. Во первых же о первом разсмотреть надлежит нам, кто и какие бози то[134] глаголемые, паче которых возносится Антихрист. Не одно обретается разумение. Одни разумеют языческих ложных богов - Иовиша[135], Нептуна, Плутона, Марса, Юноню-богиню, Венеру, Цереру и проч., в том числе святый Иоанн Златоустый и ему последствующий Феофилакт в толковании словес сих Апостолских. Но мнение сие (не на укоризну святых предков наших //
   л. 46 об.
   говорю, но, почитая их, исповедую, что яко человецы не непогрешителни они были, как в деле, так и в слове) не может быть приятно, понеже давно уже во всем мире отвержено стало многобожие, кроме некиих немногих мира сего закаулков, в которых честь имеют некие идолы. Да что ж до тех Антихристу, имущему сести во церкви Божией? А прочиих славных иногда богов как он уничтожит, когда до его еще пришествия уничтожены? Какая же бы то и гордость была Антихристова превозносить себе паче поганых богов? Не гордость то, но благочестие. Мы вси должни и самых себе, и малейшаго худороднаго человека иметь за лучшим паче всякаго ложнаго бога. "Вси бози язык бесове", глаголет Псаломник (псалом 95, ст. 5), и не только лучше о себе мы паче оных богов помышлять должны, но их и в мерзость ставит[136] в соравнении с нами, ведая, что мы хотя и грешны, //
   л. 47.
   однако же купленные ценою неоцененною, кровию сына Божия. Какая ж бы то и укоризна была Антихристу от Апостала? Кто себе самаго предпочитает паче суетных и скверных богов, тот достохвальное дело делает и похвалы за то, а не хулы достоин. А Павел бы имел то Антихристу вменить в злодеяние, ибо он между злодеями Антихристовыми, а именно: "человек беззакония", "сын погибели", "противник" полагает и сие "и превозносяйся всякаго паче глаголемаго Бога или чтилища". Константина Великаго и других по нем христианских владетелей, в том числе и Российскаго владетеля великаго Владимира блажим и славим за то, что они поганых богов отметали и сокрушали кумиры их. Для чего ж бы и за то самое Антихрист, хотя бы и делал то,
   л. 47 об.
   порицаемый быть имел и изпразднение многобожия ставилось бы ему в гордость и в характир к познанию крайняго его беззакония?
   4. Нецыи[137], яко же Иероним в послании до Алгазие-женки и из новейших Еразм и Корнилий Алапиде[138], езуит, толкуют, что Антихрист всех богов, в том числе и самаго истиннаго предвечнаго Бога презрит, а себе вышшим как тех, так и сего поставит, но и сего мнения принять не можем следующих вин ради. Доволно было сказать, что паче истиннаго Бога себя вознесет, а что вознесет себе и паче ложных богов - к чему сия прибавка? 2. Помешалось бы злодейство с добродетелию: превозносить себе паче Бога истиннаго крайнее злодеяние есть, а превозносится выше поганых божков есть христианская добродетель. 3. Вмешал бы Апостол истиннаго Бога нашего в един чин //
   л. 48.
   с богами языческими, то е[сть] с бесами, что и помыслить ужасно. 4. Бог истинный не есть бог глаголемый, о каковых богах глаголет Апостол, но сущий[139], прямый, несозданный, вся создавший. 5. Не может и не похощет как сам Диавол, так и выблядок и главный Архистратиг его Антихрист показывать себе выше Бога истиннаго для того, что никто тому поверить не может. И не была бы то прелесть, израднейшее как Диавола, так и Антихриста орудие, но было бы явственное безбожия обнажение. 6. Не может себе Антихрист и Богом сущим, и по естеству Богом назвать того жде ради винословия. Кто бы тому поверился, видя человека, болезнем и смерти подлежащаго? 7. Если бы Антихрист истинным Богом себя назвал, не то чтоб еще и болним себе от Бога истиннаго показал, не только бы не получил в мире силы, власти //
   л. 48 об.
   и славы толикой, коликая описуется в Апокалипси, но в один день зделал бы себе лютую погибель, о чем еще нижше сего речь будет. Имеет же мнение сие и некую себе защиту позорную, ибо у Даниила Пророка в главе 11 проречением видим о некоем царе (котораго одни самаго Антихриста, а другии образ Антихриста, Антиоха Епифана разумеют), который "возвеличится на всякаго Бога, и на Бога Богов соглаголет пресилне, и до всех Богов отец его не смыслит, яко паче всех возвеличится"[140], где являет Дух Святый злодея, который вышше самаго истиннаго Бога себе ставит. Но нетрудный ответ на то: явит себе тот, кто он ни есть, презорником Бога истиннаго делом и противными Богу повелении, а не явным видом такой именно гордости, //
   л. 49.
   что видно от сих словес: "и на Бога Богов соглаголет пресилне", то е[сть] обругает Божия повеления, да хитростно, а не явно и под видом утверждения[141], а не явным образом честь Божию раздрушит, если речь о самом тамо[142] Антихристе, инако не был бы лестец. Если речь о Антиохе, то ему ругателство на Бога Израилева общее было с прочими неверными. Не видим же зде, что злодей тот превозносится паче всякаго бога в такой силе, якобы он себе ставил выше всякаго бога, но видим тому противное, ибо там же ниже глаголет пророчество, что он бога Маозена на месте своем сославит, не всякаго же посему бога отринет. И величание его над всех богов есть, если речь о Антиохе, богов языческих презрение, если же и о Антихристе, то всех высочайших властей, как ниже скоро покажем, покорение под власть свою. 5. Третий толк //
   л. 49 об.
   о глаголемых у Апостола богах показует в имяни их всяких, в том числе и верховных, властей, и се разум прямый, истинный есть. Таковые бо власти на многих местах в Священном писании богами нарицаются. Зри места следующая: Исход, глава 7, стих 1 и глава 22 близ конца; псалом 81, ст. 1 и ст. 6; Иоанн, главе 10 ст. 34, 35. И всего яснее Апостол пишет к Коринфом в первом послании, в главе 8 ст.: "Аще бо и суть глаголемыи бози, или на небеси (Ангели), или на земли, яко же суть бози мнози и господие мнози"[143]. Зде явственно видим, которыи суть Апостолом глаголемыи бози. Который же лучший нам толкователь быть может глаголемых богов в слове Апостолском о Антихристе, яко сам же тот Апостол? И потому Апостолское слово "превозносяйся паче всякаго глаголемаго Бога или чтилища" в такой силе //
   л. 50.
   разуметь подобает: превозносяйся выше всех и верховных в мире сем властей, сиречь Антихрист, так прелстит и обманит народы многия и их владетеля, что всех людей прелщенных и их же верховных владетелей власти своей подчинит, и они, поверив лести его, сами ему покарятся, и за общаго всех властей властителя иметь будут, и одолжат себе ему в послушание. Утверждается толкование сие от равносильних о Антихристе словес в Апокалипси, в главе 17, стих 12 и 13, где Ангел Иоанну, десяторогаго зверя, то есть Антихристово царство, видящему, сказует, что оный роги суть десять царей, то есть десять царств, которые едину волю имут и силу и область свою зверю дадут. Наипаче же утвердится толкование сие во второй части сея нашея книжицы, где предложим //
   л. 50 об.
   пророчества сего событие. 6. Но еще нечто в разсуждаемых Апостолских речах изъяснить мы должни, а именно наречие оное "чтилище", понеже находятся некии толкователи, которыи стоят в том, что чтилищем не могут нарицатися верховныи владетели и наречие оное самим только невидимым, хотя

Категория: Книги | Добавил: Ash (11.11.2012)
Просмотров: 417 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа