. . . . . . . . . .
И гостей съ пепелища поведутъ на кладбищѣ
И подъ деревомъ старымъ
Скажутъ: "Здѣсь легъ рабъ Бож³й, нашъ гусляръ перехож³й!
Онъ всю жизнь былъ гусляромъ.
Уже на примѣрѣ Сырокомли видимъ мы великое значен³е народности для историческаго творчества. Только одна народность можетъ придавать чувству и его выражен³ю истинную непосредственность, отрѣшать ихъ отъ всякой дѣланности и искусственности; только одна народность предоставляетъ сама собою готовый матер³алъ для творчества, а не заставляетъ занимать его въ качествѣ чужаго добра. Занятое добро никогда не можетъ сдѣлаться вполнѣ своимъ. Сюжеты для творчества изъ древняго или вообще не нашего м³ра, только тогда вполнѣ достигаются нами, только тогда дѣлаются вполнѣ нашимъ достоян³емъ, когда мы, хотя временно, живемъ духомъ въ народѣ, который когда-то ихъ произвелъ. А чтобы понять, что значитъ жить духомъ въ народѣ, намъ чуждомъ, чтобы переносить въ него духъ свой со всѣми его отношен³ями, надо уже предварительно испытать духовную жизнь въ народѣ, жить духомъ въ народѣ своемъ.
Если предполагаютъ, что слова наши отзываются духомъ какого-то крайняго направлен³я, на которое вообще привыкли у насъ сваливать слишкомъ многое, то пусть прочтутъ хотя-бы статью Бѣлинскаго, (котораго въ этого рода крайности ни коимъ уже образомъ нельзя заподозрить). "Объ общемъ и народномъ въ искусствѣ", помѣщенную въ пятомъ томѣ его сочинен³й.
Но народность не надѣвается поэтомъ, какъ римская тога или греческ³й пал³й, въ которые облекались когда-то представители псевдо-классическаго направлен³я; она не дается однимъ только этнографическимъ походомъ, не вырабатывается искусственно, не "разгадывается по книгамъ мудрецовъ", какъ и всякая вообще тайна поэз³и. Не спуститься только въ народъ долженъ поэтъ-художникъ, не его силиться поднять до себя, а возвысить себя до народа въ полномъ и совершенномъ смыслѣ этого слова. Разрѣшен³е этой таинственной задачи достигается только самою жизнью, и его-то отчасти достигнулъ нашъ Сырокомля.
"Русская Мысль" 1880, No 1