>. Белинский имеет в виду итальянский эпиграф, взятый Межевичем (см. текст). В. С. Межевича Белинский знал еще в университете, а после исключения из университета помогал Межевичу в переводах. После пути их резко разошлись. Межевич стал врагом Белинского, который постоянно, беспощадно преследовал его беспринципность и высмеивал бездарность.
79. "Моск. наблюдатель" 1838, ч. XVII, июнь, кн. 2 (ценз. разр. 22/IX), стр. 530-537. Без подписи.
80. А. В. Кольцов: "Пора любви" (1837).
81 А. В. Кольцов: "Измена суженой" (1838). Первые строки читаются так:
В ночь, под бурей, я коня седлал;
Без дороги в путь отправился
Стихотворение было напечатано в "Моск. наблюдателе", т. XVII, стр. 387-388 ("Песня").
82. "Моск. наблюдатель" 1838, ч. XVII, июнь, кн. 2 (ценз. разр. 22/IX), стр. 537-538. Без подписи.
83. "Моск. наблюдатель" 1838, ч. XVII, июнь, кн. 2 (ценз. разр. 22/IX), стр. 538-540. Без подписи.
84. "Моск. наблюдатель" 1838, ч. XVII, июнь, кн. 2 (ценз. разр. 22/IX), стр. 542-543. Без подписи.
85. "Моск. наблюдатель" 1838, ч. XVII, июнь, кн. 2 (ценз. разр. 22/IX), отд. VI, стр. 544-565. Без подписи.
В 1830-х годах в Москве существовали два казенные театра: Большой театр (открыт в 1825 г.) и Малый театр (открыт в 1824 г.), которые в то же время назывались Большим Петровским театром и Малым Петровским театром, так как были построены на Петровке. Петербургские актеры играли в Большом Петровском театре.
86. О гастролях актеров петербургского Александрийского театра В. А. Каратыгина и И. И. Сосницкого в Москве весной 1838 г. см. н. т., NoNo 65 и 66.
87. А. В. Воротников и А. Е. Мартынов - артисты петербургского Александрийского театра.
88. Об исполнении П. Н. Орловым роли Осипа см. н. т., No 66.
89. Белинский имеет в виду невыгодное для петербургских актеров сравнение Сосницкого с Щепкиным в роли городничего и Каратыгина с Мочаловым в роли Гамлета.
90. Белинский цитирует статью Греча о Ф. Г. Волкове; см. примеч. 95.
91. Вадим - герой одноименной баллады Жуковского.
93. Поэт-сатирик XVIII века В. И. Майков.
94. Ботик Брандта - ботик Петра Первого (ранее принадлежал двоюродному брату деда Петра I H. И. Романову), капитально отремонтированный в 1688 г. плотником Карстеном Брандтом, который стал первым наставником Петра в мореходном деле.
95. Белинский ссылается на статью "Волков, Ф. Г.", напечатанную без подписи в XI томе "Энциклопедического лексикона" Плюшара (СПб., 1838, стр. 353-355); автором статьи был Н. И. Греч.
96. Статья вошла в "Сочинения Николая Греча" (ч. V, СПб., 1838, стр. 43-84). Об этой статье Белинский положительно отозвался в рецензии на "Сочинения Н. Греча" в "Моск. наблюдателе" 1838, ч. XVIII, кн. 1 (см. н. т., No 111).
97. У Греча действительно опечатка: указан 1725 г. вместо 1752 (см. Сочинения Н. Греча, ч. V, стр. 58).
98. "Семира", "Синав и Трувор", "Артистона" - трагедии Сумарокова; "Гамлет" - его же переделка одноименной трагедии Шекспира.
99. "Магомет" - трагедия Вольтера.
100. "Полиевкт" - трагедия Корнеля, "Андромаха" - трагедия Расина.
101. Белинский говорит о спектакле 2 сентября 1838 г. (см. н. т., стр. 516).
102. Ломоносов.
103 Имеется в виду И. И. Голиков, который за злоупотребления по винным откупам был приговорен к ссылке в Сибирь и помилован в 1782 г. в связи с открытием памятника Петру I (Медного Всадника) в Петербурге. В 1788-1789 гг. он выпустил "Деяния Петра Великого" (12 томов), а в 1790-1797 гг. - "Дополнения" к ним (18 томов). Труд Голикова, представлявший собой панегирик Петру I, был переиздан в 1837-1843 гг. (рецензии Белинского на отдельные тома "Деяний" см. в ИАН, тт. III, IV, IX). Слова Белинского "Великою великому" относятся, очевидно, к надписи на памятнике (на латинском языке): "Петру Первому Екатерина Вторая".
104. Имеются в виду астроном-самоучка Ф. А. Семенов и поэт А. В. Кольцов.
105. Речь идет о Н. А. Полевом, историке, литераторе и журналисте.
106. Александр Данилович Меншиков.
107. Из оды Державина "Водопад".
108. Речь идет о А. В. Суворове.
109. "Жизнь за царя" - опера М. И. Глинки "Иван Сусанин", впервые поставленная в 1836 г. на сцене петербургского Большого театра.
110. Речь идет о Николае I, праправнуке Петра Великого. Об отношении Белинского в конце 1830-х годов к самодержавию, нашедшем отражение в его словах о Николае I, см. ИАН, т. III, примечание к статье "Бородинская годовщина".
111. О необыкновенной по величине трости Бальзака, в набалдашник которой было вставлено кольцо, подаренное Бальзаку одной почитательницей его таланта, рассказывается в романе Э. Жирарден (Дельфины Ге) "Трость Бальзака". В 1837 г. в Петербурге вышли два перевода этого романа.
112. Т. е. мелкого служащего в суде, имевшего право подписывать деловые бумаги.
113. См. н. т., No 74.
114. Поручик Пирогов, один из героев повести Гоголя "Невский проспект".
115. Предугадав в молодом, начинающем водевильном артисте А. Е. Мартынове большой талант, Белинский неоднократно писал о нем; по словам самого Белинского, он "с... внимательностию и ...любовью" следил за "развитием таланта" Мартынова. (См. ИАН, т. IV). Уже в 1840 г., в рецензии на драматический анекдот "Солдатское сердце" и другие драматические произведения Полового (ИАН, т. IV), Белинский высказал предположение, что Мартынов может стать петербургским Щепкиным. И действительно, отойдя в 1840-50-е годы от водевильного репертуара и выступая в крупных драматических жанрах - серьезной комедии и драме, в первую очередь в пьесах Гоголя и Островского,- Мартынов действовал как талантливейший преемник Щепкина, продолжатель его борьбы за демократическое и реалистическое театральное искусство.
115. Лаэрт - действующее лицо в трагедии Шекспира "Гамлет", Кассио - персонаж его же трагедии "Отелло".
116. В "Моск. наблюдателе" Белинский неоднократно писал о постановке "Ревизора" на московской сцене, причем особо отмечал прекрасное исполнение Щепкиным роли Городничего (см. н. т., No 76) Положительно отзывался Белинский и об исполнителе роли Осипа актере московского Малого театра П. Н. Орлове - см. н. т., No 66 и начало настоящей статьи.
117. "Моск. наблюдатель" 1838, ч. XVIII, июль, кн. 2 (ценз. разр. 16/XI), отд. IV, стр. 220-235. Без подписи.
Автор рецензируемых книг - М. И. Жукова.
118. Такое противопоставление лирики и драмы эпосу (роману и повести) характерно для Белинского 1830-х годов; см. его рецензию на роман Вельтмаиа "Предки Калимероса" (н. т., No 27).
119. Цитируется повесть "Немая" ("Вечера на Карповке", ч. II). Цитата приведена с небольшими неточностями, частью отмеченными в примечаниях.
120. Исправлено по цитируемому тексту; в "Моск. наблюдателе" вместо: "по понятию общественному, но нравственно" - "но, по понятию общественному".
121. Слово "певчие" вставлено по цитируемому тексту.
122. Далее Белинский цитирует и передает содержание повести "Медальон" ("Вечера на Карповке", ч. I).
123. В "Моск. наблюдателе" "по" пропущено.
124. В 1839-1841 гг. Белинский неоднократно положительно высказывался о повестях Жуковой, видя в них "полноту чувства" и "необыкновенный талант рассказа", хотя и не считал их истинно художественными произведениями (см., например, рецензии на "Повести Марьи Жуковой" и "Русские повести Марьи Жуковой" в ИАН, тт. IV и V). Впоследствии Белинский осудил повести Жуковой за то, что "жизнь в них представляется не в ее собственном цвете, а раскрашенная розовою краскою поддельной идеализации", за "отсутствие такта действительности" (рецензия на Сочинения Зенеиды Р-вой, 1843; см. ИАН, т. VI). Жукова сотрудничала в "Отеч. записках" (в 1839, 1843-1845 и 1847 годах).
125. Дальше цитируется повесть "Немая".
126. Правительница - царевна Софья Алексеевна.
127. "Моск. наблюдатель" 1838, ч. XVIII, июль, кн. 2 (ценз. разр. 16/XI), отд. IV, стр. 235-236. Без подписи.
128. Речь идет о повести "Честное слово". Эту часть отзыва, включая и цитированные выше стихи, Белинский в 1845 г. вставил в свою рецензию на "Сто русских литераторов" (см. ИАН, т. IX).
129. "Моск. наблюдатель" 1838, ч. XVIII, июль, кн. 2 (ценз. разр. 16/XI), отд. IV, стр. 237. Без подписи.
130. В письме к Белинскому от 29 марта 1838 г., Панаев писал о "Тайне":
"Скоро выйдет роман Степанова. По пословице de mortuis aut bene aut nihil не говорите об нем ничего, чтобы не сказать дурного слова" (Белинский и его корреспонденты. М., 1948, стр. 198). Белинский не согласился с Панаевым; он так ответил Панаеву 10 августа 1838 г.: "Роман Степанова разругаю, потому что это мерзость безнравственная,- яд провинциальной молодежи, которая всё читает жадно. Если бы это было только плохое литературное произведение, а не гнусное в нравственном смысле, то я уважал бы пословицу "de mortuis aut bene aut nihil"". Резко отрицательный отзыв Белинского (1836 г.) о романе Степанова "Постоялый двор" см. н. т., No 3 и примеч. 512.