лго. Отпадает и поездка в Петербург.
В начале 1913 года Есенин поступает в типографию "Товарищества И. Д.
Сытина", где поначалу работает в экспедиции, а затем в корректорском
отделении.
Более полутора тысяч рабочих трудилось в то время в цехах и отделах
сытинской типографии. Каждая новая четвертая книга, выходившая в те годы в
России, печаталась здесь. И. Д. Сытин был одним из тех
просветителей-самородков, которые помогали России стать грамотной.
Четырнадцатилетним подростком пришел он из костромских лесов в Москву, без
гроша в кармане. Сын "писарчука" стал "учеником для всех надобностей" в
книжной лавочке Шарапова на Никольском рынке, где чистил хозяйские сапоги,
носил воду из бассейна, бегал на рынок, отворял дверь покупателям. У этой
двери, вспоминал Сытин позднее, он простоял бессменно четыре года.
"Призванный "отворять дверь" в книжную лавку, Сытин впоследствии... во
всю ширь распахнул двери к книге - так распахнул, - замечает писатель Н.
Телешов, - что через отворенную им дверь он вскоре засыпал печатными
листами города и деревни и самые глухие "медвежьи углы" России". К дешевой
сытинской книжке тянулась вся грамотная и трудовая Россия. "Это настоящее
народное дело... единственная в России издательская фирма, где русским
духом пахнет и мужика-покупателя не толкают в шею", - говорил Чехов. "Вам
есть чем гордиться", - писал в 1916 году Максим Горький Сытину. Любовь к
книге, желание сделать ее подлинно народной брали у Сытина верх над
интересами предпринимателя. В февральские дни 1917 года И. Д. Сытин
мечтал: "На этом деле, которое строилось в течение 48 лет, мы оснуем
настоящий фундамент нашей общественности, чисто идейное издательство,
которое будет общественным учреждением, которое действительно дало бы
настоящую пищу для народа. Я бы умер счастливым, если бы осуществилось это
великое, не сытинское, а общественное дело, которое ждет всех нас". После
октября 1917 года типография Сытина, как и другие, была национализирована.
Издание книг для народа становилось предметом особой заботы Советской
власти. Сытин начинает помогать налаживать работу Госиздата. Он верил, что
найдет "себе применение в делах нового строительства". И не ошибся.
Сытин умел ценить труд тех, кто делал книгу своими руками. "Если бы
иностранец, - писал он, - спросил меня, что я думаю о русском рабочем и
каково мое общее впечатление после 60-летнего знакомства с рабочей средой,
я бы сказал: "Это великолепный, может быть, лучший в Европе рабочий!
Уровень талантливости, находчивости и догадки чрезвычайно высок... это
замечательные умельцы... Во главе моей фабрики, которая как-никак была
самой большой в России и насчитывала сотни машин, стоял сын дворника,
человек без образования и без всякой технической подготовки, В. П. Фролов.
Как он вел дело? Выше всякой похвалы".
Такова была типография и ее "хозяин", где более года проработал Есенин.
Легко представить, с каким волнением впервые он переступил порог
сытинского "Товарищества". Волнение это понятно и объяснимо. В отличие от
Спас-Клепиковской школы, от конторы купца Крылова в типографии все было
ново и необычно. Давно ли деревенский паренек, идя на всяческие ухищрения,
стремился раздобыть какую-нибудь новую книгу; давно ли на уроках
словесности юный стихотворец переживал неподдельную радость от чудесной
встречи с героями Пушкина; давно ли в панфиловском кружке друзья читали
роман "Воскресение", обсуждали толстовский трактат "В чем моя вера?",
спорили о Горьком, его ранних рассказах. Мог ли тогда предполагать и
думать Есенин, что пройдет совсем немного времени - и он попадет в
типографию, где бывали Толстой, Чехов; станет в какой-то мере причастным к
изданию книг известных русских писателей; в 1914 году вместе с
типографскими рабочими будет встречать Горького, которого сытинцы
принимали как самого дорогого и желанного гостя. Эта первая встреча с
Горьким произвела тогда на Есенина сильное впечатление. "Когда в 1914
году, - рассказывает Н. Сардановский, - в Москву был разрешен въезд
Максиму Горькому и сытинские рабочие отнесли Горького из типографии на
руках до его автомобиля, Есенин, обсуждая этот случай, зашел в своих
выводах так далеко, что, по его мнению, писатели и поэты выставлялись как
самые известные люди в стране".
Поначалу, очутившись в типографии в необычной для него обстановке,
Есенин испытывает некоторую робость, скованность. "Пришел он кроткий,
застенчивый, стесняющийся всех и всего", - рассказывает А. Р. Изряднова,
работавшая в корректорском отделении с 1909 года. Она же замечает, что
Есенин "по внешнему виду на деревенского парня похож не был... На нем был
надет коричневый костюм, высокий крахмальный воротничок и ярко-зеленый
галстук и... копна золотистых кудрей. Окружающие окрестили его по первому
впечатлению "Вербочный херувим". Но это было только первое впечатление.
Кротость скоро прошла. Он был по-мальчишески озорник. У него было много
написано стихов, которые он читал сослуживцам". В корректорском отделении
к новичку, пишущему стихи, отнеслись по-разному. А. М. Демидов, замещавший
заведующего корректорской, очень покровительствовал Есенину, интересовался
его стихами.
Однако иные не прочь были поиронизировать над молодым поэтом, которого
пока еще никто не печатал. Другие стремились приободрить Есенина. Среди
них С. П. Кордия, посещавший народный университет Шанявского, М. М.
Мешкова, брат которой поэт Николай Мешков уже тогда печатался в журналах.
"В корректорской я работала вместе с Есениным, - рассказывает М. М.
Мешкова. - Он был у меня подчитчиком. Я знала, что он пишет стихи. Есенин
читал их мне и сестрам Изрядновым, с которыми я дружила. Однажды я
предложила Есенину показать стихи моему брату, у которого незадолго перед
этим вышла книга стихов. Есенин охотно согласился. Прочитав стихи Есенина,
брат сказал, что автор недостаточно владеет литературной техникой, но
талант у него есть. Это бесспорно. Я передала Есенину все, что услышала от
брата. Он был очень обрадован. Лицо его просветлело. Тогда ему был важен
любой сочувственный отзыв о его стихах". Вскоре после поступления в
типографию Есенин поближе познакомился с корректором Анной Романовной
Изрядновой и ее сестрой Надеждой Романовной, тоже корректором. Молодой
поэт стал бывать в их доме, где встречал живое участие и поддержку в своих
литературных делах. "В эти годы, - рассказывает Надежда Романовна, - мы
жили на Смоленском бульваре. Семья наша коренная московская. Отец работал
в рисовальном отделении типографии Сытина рисовальщиком, учился в
Строгановском художественном училище, потом стал преподавать рисование.
Старшая сестра Серафима служила секретарем у редактора сытинских изданий
Тулупова Н. В., много читала, увлекалась поэзией. Вместе с Анной они
бегали на лекции, рабочие собрания, митинги. Есенин приходил к нам часто.
Читал свои стихи. Спорил с моим мужем и сестрами о Блоке, Бальмонте и
других современных поэтах". Близким и хорошим знакомым Изрядновых был
молодой талантливый литератор В. А. Попов, редактировавший сытинские
детские журналы. Он и помог Есенину напечатать первые его стихи. "У
Сергея, - рассказывает А. Р. Изряднова, - крепко сидело в голове - он
большой поэт. Поэт-то поэт, а печатать нигде не печатают, тогда пришлось
обратиться к редактору печатающихся у Сытина журналов "Вокруг света" и
"Мирок" Влад. Алек. Попову. Первые его стихи напечатаны в журнале "Мирок"
за 1913 - 1914 гг.".
А. Р. Изряднова вспоминает, как по вечерам и в воскресные дни вместе с
Есениным они ходили в народный университет Шанявского. В 1914 году Сергей
Есенин вступил в гражданский брак с А. Р. Изрядновой. "Я с ним
познакомилась, - пишет она в своих воспоминаниях, - вскоре после его
поступления в типографию. Он был такой чистый, светлый, у него была такая
нетронутая, хорошая душа - он весь светился".
Работа в типографии позволяла Есенину удовлетворять свой интерес к
литературе. Здесь печатались в качестве приложения к газете "Русское
слово" и другим периодическим изданиям Сытина книги писателей-классиков.
"Очень хорошо помню, - рассказывает Н. Р. Изряднова, - как мы сверяли по
подлиннику произведения Льва Толстого". Есенин имел возможность
знакомиться и с творчеством современных писателей, книги которых
издавались Сытиным.
Порой Есенин читал гранки заинтересовавшей его книги, забывая о прямых
корректорских обязанностях. "Есенин работал со мной на первой корректуре,
- рассказывает М. М. Мешкова. - Откровенно говоря, я им порой была не
очень-то довольна. Как сейчас помню, шло у нас собрание сочинений
Сенкевича. Я считывала с Есениным один из томов. Он буквально не давал мне
править корректуру, торопил: скорей, скорей! Все хотел узнать, что же
будет дальше с героями. Дочитав гранки, Есенин, не дожидаясь, пока из
наборного отделения поступят новые, направлялся туда сам. И так
повторялось не один раз". В типографии перед Есениным проходил весь
процесс рождения книги, здесь он видел, как взыскателен большой художник к
слову, как он тщательно шлифует книгу в гранках, добиваясь
выразительности, красочности, пластичности повествования. "Проявляя
громаднейшую настойчивость в своем стремлении научиться писать, - замечает
Н. Сардановский, - Есенин боготворил поэзию и лучших художников слова...
Вскоре эрудиция его в области поэзии была незаурядной... Заметно было, что
и тогда он "прицеливался" к технике искусства. Помню, он как-то делился со
мной своими впечатлениями о внешности писательских рукописей Бальмонта и
других поэтов".
* * *
После купеческого Замоскворечья в типографии Есенину открылся иной мир:
живой, ищущий, беспокойный. "Фабрика с ее гигантским размахом и бурливой,
живой жизнью произвела на Есенина громадное впечатление. Он был весь
захвачен работой на ней..." - вспоминает писатель Г. Деев-Хомяковский.
Здесь Есенина окружала молодая рабочая поросль. Настроены многие печатники
были демократически. Кое-кто из них, как и Есенин, увлекался литературой,
посещал университет Шанявского, вечерние общеобразовательные курсы для
рабочих. Прошло немного времени, и у Есенина появляются товарищи и друзья
среди молодых наборщиков, переплетчиков. "Он как-то незаметно для нас,
очень скоро сумел установить довольно близкие отношения с рабочими
переплетного, наборного цехов, - рассказывает Н. Р. Изряднова. - Они при
встрече дружески называли его "Сережа".
Есенин работал в типографии Сытина в то время, когда после Ленских
событий 1912 года на фабриках и заводах рабочий класс России готовился к
новым схваткам с царизмом. В стачечном движении в эти годы активно
участвуют сытинцы, имеющие боевой опыт борьбы с самодержавием.
В революционные дни 1905 года выступление рабочих типографии Сытина
послужило сигналом к забастовке всех московских печатников. Во время
декабрьского вооруженного восстания дружинники-сытинцы с оружием в руках
сражались на баррикадах, возведенных на Пятницкой улице. Первый и третий
номера газеты "Известия Московского Совета рабочих депутатов"
(единственной, которая выходила в дни восстания) были напечатаны
рабочими-сытинцами. Стремясь сломить революционный дух сытинцев, царские
войска по приказу адмирала-карателя Дубасова подожгли типографию.
Все, что довелось узнать, услышать Есенину в типографии о событиях 1905
года, взволновало его, заставило задуматься, иной предстала перед молодым
поэтом окружающая его действительность. "Вот и гаснет румяное лето со
своими огненными зорями, а я не видал его за стеной типографии, - с
грустью пишет Есенин в октябре 1913 года Панфилову. - Куда ни взгляни,
взор всюду встречает мертвую почву холодных камней, и только видим серые
здания да пеструю мостовую, которая вся обрызгана кровью жертв 1905 г.".
"Да, Гриша, все-таки они отодвинули свободу лет на 20 назад", - добавляет
он в другом письме, имея в виду жестокую расправу царизма с героями
революции пятого года. Среди сытинцев были такие, которые знали, что надо
делать для изменения существующих условий, как бороться с пошлостью
безвременья. Еще недавно Есенин чувствовал себя одиноким, и ему, по
собственному признанию, было не с кем разделить наплывшие чувства души.
Теперь картина меняется. "Здесь хоть поговорить с кем можно и послушать
есть чего", - пишет он другу, призывая его вырваться на волю. Есенин
посещает нелегальные рабочие собрания и массовки; выполняет отдельные
поручения: распространяет среди рабочих журналы, листовки. "Сережа был
очень ценен в своей работе на этой фабрике (то есть типографии. - Ю.
П.}... как умелый и ловкий парень, способствовавший распространению
нелегальной литературы", - вспоминает один из современников поэта. С
рабочими, настроенными демократически, Есенин сближается вскоре после
того, как поступает в типографию. В конце апреля 1913 года он сообщает в
письме Панфилову: "Недавно я устраивал агитацию среди рабочих письмами. Я
распространял среди них ежемесячный журнал "Огни" с демократическим
направлением. Очень хорошая вещь... Ты должен обязательно подписаться".
Журнал "Огни" в ноябре 1912 года стала выпускать группа демократических
литераторов во главе с писателем Н. Ляшко. Сотрудничали в нем С. Дрожжин,
И. Белоусов, А. Ширяевец, С. Обрадович и другие. "...Дать широкому слою
читателей доступный по форме и разнообразию материал для всестороннего
духовного развития" - такую цель ставил журнал "Огни". Проявляя интерес к
журналу "Огни", участвуя в его распространении, Есенин предполагал в
дальнейшем напечатать там свои стихи, однако весной 1913 года журнал был
закрыт. "В 1912 году, - рассказывает С. Обрадович, - я стал сотрудником
журнала "Огни". Журнал на шестом номере был закрыт. Фактический редактор
журнала Н. Н. Ляшко отправился на два года в "сидку". О сближении Есенина
в этот период с революционной молодежью рассказывает А. Р. Изряднова. В
своих воспоминаниях она пишет, что Есенин "состоял в революционном кружке.
Помню, приходил домой с целой охапкой прокламаций, возбужденный,
взволнованный, - надо прокламации разослать по адресам". В письмах к
Панфилову Есенин рассказывает (насколько это позволяли цензурные условия)
об участии рабочих типографии в забастовках и демонстрациях, об арестах и
обысках и о том, в какой мере все это касается его лично. "...Твоя
неосторожность, - сообщает он другу, - чуть было <не> упрятала меня в
казенную палату. Ведь я же писал тебе: перемени конверты и почерка. За
мной следят, и еще совсем недавно был обыск у меня на квартире. Объяснять
в письме все не стану, ибо от сих пашей и их всевидящего ока не скроешь и
булавочной головки. Приходится молчать. Письма мои кто-то читает, но с
большой аккуратностью, не разрывая конверта. Еще раз прошу тебя, резких
тонов при письме избегай, а то это кончится все печально и для меня, и для
тебя. Причину всего объясню после, а когда, сам не знаю. Во всяком случае,
когда угомонится эта разразившаяся гроза".
О связи Есенина в 1913 - 1914 годах с революционными рабочими стало
известно в последние годы еще из одного важного источника. В Центральном
государственном архиве Октябрьской революции в Москве обнаружено дело,
заведенное на Есенина московским охранным отделением. Нам довелось
ознакомиться с этим делом, а также с документами о Есенине особого отдела
департамента полиции в Петрограде и московского охранного отделения.
Удалось разыскать в архивах охранного отделения и интересные сведения об
участии поэта в революционном движении рабочих типографии Сытина.
В картотеках московской охранки и департамента полиции имеются
регистрационные карточки, составленные на Есенина в 1913 году. Более
подробные сведения приводятся в регистрационной карточке московской
охранки. В московской охранке сохранились донесения сыщиков, которые в
ноябре 1913 года вели за ним слежку.
Там же имеется запрос охранного отделения о Есенине, где отмечено его
прежнее и новое местожительство, время прибытия в Москву, место рождения,
звание, возраст, вероисповедание, по какому документу он прописан, род его
занятий. В охранке Есенин имел кличку "Набор".
Когда, листая пухлые тома дел охранки, докапываешься до есенинских
материалов, держишь в руках эти потускневшие и пожелтевшие от полувековой
давности документы, читаешь их, еще раз убеждаешься, как ошибались все те,
кто считал Есенина в молодые годы лишь идиллически настроенным, влюбленным
в патриархальную старину юношей, далеким от какой-либо политики и
демократических идеалов.
Так, к примеру, журналист Л. Повицкий, много раз встречавшийся с
Есениным, пишет в своих воспоминаниях: "Дух Замоскворечья начала
девятисотых годов... Помесь мещанства и мелкокупечества... Идеал молодого
купчика - уличный герой, хулиган, ловкий вор и мошенник. Там он расстался
со своей детской наивной верой в бога и святых:
Я на эти иконы плевал,
Чтил я грубость и крик в повесе...
Но больше ничему его не научило Замоскворечье.
Освежающая буря 1905 г. пронеслась мимо него... И отроческие его годы
совпали с годами мрачной реакции. Эти черные годы, да еще пропитанные
специфическим замоскворецким духом, формировали его душевный строй, его
юношеское сознание. Какие могли быть у него идеалы, кроме идеалов улицы:
Если не был бы я поэтом,
То, наверное, был мошенник и вор".
В действительности оказывается, что в свои 18 - 19 лет Есенин был
настолько связан с политикой, общественной жизнью, что московская охранка
проявляла к нему повышенный интерес.
На титульном листе дневника наружного наблюдения, заведенного охранкой
на Есенина, вверху крупно написано: "1913 год", ниже: "Кл. наблюдения -
"Набор", под этим: "Установка: Есенин Сергей Александрович, 19 л.". Судя
по донесениям полицейских шпиков, слежка за Есениным была установлена одно
время довольно тщательная.
"Набор" проживает в доме N 24 по Б. Строченовскому пер., - сообщали в
своем донесении сыщики за 2 ноября 1913 года. - В 7 час. 20 мин. утр.
вышел из дому, отправился на работу в типографию Сытина с Валовой ул.
В 12 час. 30 мин. дня вышел с работы, пошел домой на обед, пробыл 1
час. 10 мин., вышел, вернулся на работу.
В 6 час. 10 мин. вечера вышел с работы типографии Сытина, вернулся
домой. В 7 час. вечера вышел из дому, пошел в колониальную и мясную лавку
Крылова в своем доме, пробыл 10 мин., вышел, вернулся домой.
В 9 час. 10 мин. веч. вышел из дому, пошел вторично в упомянутую лавку,
где торгует отец, пробыл 20 мин., то есть до 9 час. 30 мин. веч., и вместе
с отцом вернулся домой".
Читая записи полицейских филеров, видишь, что поначалу они не выпускали
Есенина из поля зрения ни на минуту.
В донесении за 3 ноября говорится:
"В 3 час. 20 мин. дня вышел из дому "Набор", имея при себе сверток
верш. 7 длины квадр. 4 верш., по-видимому, посылка, завернутый в холстину
и перевязанный бечевой. На Серпуховской ул. сел в трамвай, на Серпуховской
площ. пересел, доехав до Красносельской ул., слез, пошел в дом N 13 по
Краснопрудному переулку во двор во вторые ворота от фонаря домового N 13,
где пробыл 1 час. 30 мин., вышел без упомянутого свертка на Красносельской
ул., сел в трамвай на Серпуховской площ., слез и вернулся домой, более
выхода до 10 час. веч. замечено не было".
Шпики интересовались не только самим Есениным, но и теми людьми, с
которыми он встречался. Полиция сразу же брала этих людей "на заметку". В
один из дней в доме у Есенина побывала А. Р. Изряднова. Вечером она
отправилась к себе домой. Филер следовал за ней до квартиры; в донесении
от 5 ноября 1913 года он записал: "В 9 час. 45 мин. вечера вышел из дому с
неизвестной барынькой, дойдя до Валовой ул., постоял минут 5, расстались.
"Набор" вернулся домой, а неизвестная барынька села в трамвай, на
Смоленском бульваре слезла, прошла в дом Гиппиус, с дворцового подъезда,
пошла в среднюю парадную красного флигеля N 20, с Теплого пер., во дворе
флигеля, правая сторона, квар., парад., внизу налево, где и оставлена;
кличка будет ей "Доска".
За Есениным не только была установлена слежка. Осенью 1913 года на
квартире, где он жил, был произведен обыск. Об этом мы узнаем из письма
Есенина к Панфилову: "Ты просишь рассказать тебе, что со мной произошло,
изволь. Во-первых, я зарегистрирован в числе всех профессионалистов,
во-вторых, у меня был обыск, но все пока кончилось благополучно. Вот и
все".
Полиция отнюдь не случайно заинтересовалась Есениным.
В марте 1913 года в руки московского охранного отделения попал важный
документ, заставивший охранку обратить внимание на молодого рабочего
типографии. Документ этот - письмо "пяти групп сознательных рабочих
Замоскворецкого района", резко осуждающих раскольническую деятельность
ликвидаторов и антиленинскую позицию газеты "Луч". Авторы письма горячо
поддерживают решение рабочих депутатов-большевиков, членов Государственной
думы А. Бадаева, Г. Петровского, Ф. Самойлова, Н. Шагова, выступивших в
газете "Правда" 1 февраля 1913 года с заявлением, в котором указывали, что
они не считают возможным покрывать своим именем проповедуемые "Лучом"
ликвидаторские взгляды и просят редакцию исключить их из состава
сотрудников. В письме рабочих Замоскворецкого района также резко
осуждалось стремление депутатов-меньшевиков, входивших поначалу вместе с
шестью большевиками в общую социал-демократическую думскую фракцию,
использовать формальное большинство в один голос для протаскивания
ликвидаторских взглядов. "Мы возмущаемся, - говорится в письме, - тем
насилием, производимым семи против шести..."
Пятьдесят подписей стоит под письмом рабочих Замоскворечья. Среди них -
подпись Сергея Есенина. Письмо было направлено одному из членов "шестерки"
Р. В. Малиновскому, избранному в думу рабочими Московской губернии. В это
время многие рабочие обращались к депутатам, входившим в "шестерку", или
непосредственно в "Правду", одобряли их выступления против ликвидаторов.
"Каждый русский социал-демократ должен сделать теперь выбор между
марксистами и ликвидаторами", - писал В. И. Ленин.
В "Правде" под рубрикой "Рабочие и социал-демократическая фракция"
печатались резолюции социал-демократических организаций, решения, наказы
рабочих собраний, письма из различных мест России, решительно
поддерживающих действия большевистской "шестерки".
Письмо рабочих Замоскворецкого района в "Правде" не появилось.
Малиновский, будучи провокатором охранки (что стало известно только после
1917 года), судя по всему, передал его в департамент полиции.
Охранка проявила к этому письму острый интерес. 27 марта 1813 года
департамент полиции направил начальнику московского охранного отделения с
грифом "совершенно секретно" копию письма "для выяснения подписавшихся".
По документам, имеющимся в архиве московского охранного отделения,
видно, что работники охранки стремились досконально выяснить и собрать
подробные сведения о лицах, подписавших письмо, в том числе и о Есенине.
В полицейские части города охранкой был разослан список рабочих
Замоскворецкого района, подписавших письмо. 4 декабря 1913 года
полицейский надзиратель 2-го участка Пятницкой части сообщал в московское
охранное отделение: "Доношу отделению, что по списку рабочих
Замоскворецкого района г. Москвы, не будут ли следующие лица и служащие
Замоскворечья". Среди лиц, указанных приставом, вторым был Есенин. 19
декабря 1913 года начальник московского охранного отделения направил в
особый отдел департамента полиции в Петербург донесение, в котором писал:
"Во исполнение предложения департамента полиции от 27 марта сего года за N
97101 доношу, что упоминаемыми в приложении к означенному номеру рабочими
Замоскворецкого района могут являться..." Далее приводились сведения о 16
рабочих, подписавших письмо, среди них - и Есенин. О нем московское
охранное отделение сообщало в департамент полиции: "Есенин С." - Есенин
Сергей Александрович. кр. Рязанской губ. и уезда, Кузьминской вол., села
Константинова, 19 лет, корректор в типографии Сытина, по Пятницкой ул.,
проживает в доме N 24, кв. 11 по Строченовскому пер.".
Есенин не только подписывает письмо "пяти групп сознательных рабочих
Замоскворецкого района", не только распространяет нелегальную литературу,
не только бывает на рабочих собраниях и митингах. Вместе с рабочими
типографии он участвует в забастовках, демонстрациях протеста и
солидарности, проводимых на фабриках и заводах по призыву Московского
комитета РСДРП. Из обнаруженных нами архивных документов видно, что
сытинцы выступали в дни забастовок единодушно и организованно. Работу
прекращали, как правило, все цехи и отделения. Бастовало свыше тысячи
человек. Собирались во дворе типографии. Звучали боевые песни, призывы к
братской солидарности. Собравшись, отправлялись на улицы города.
Легко представить, какой эмоциональный след оставляло все это в душе
молодого поэта. Когда позднее, в февральские дни 1917 года, Есенин писал
свою "маленькую поэму" "Товарищ", не вспоминал ли он и своих товарищей по
типографии, с которыми вместе трудился, вместе мечтал о свободе и жизнь
которых помогла ему шире взглянуть на мир?
Он был сыном простого рабочего,
И повесть о нем очень короткая.
Только и было в нем, что волосы как ночь
Да глаза голубые, кроткие.
Отец его с утра до вечера
Гнул спину, чтоб прокормить крошку...
. . . . . . . . . . . . . . . . .
Жил Мартин, и никто о нем не ведал.
Грустно стучали дни, словно дождь по железу.
И только иногда за скудным обедом
Учил его отец распевать марсельезу.
"Вырастешь, - говорил он, - поймешь...
Разгадаешь, отчего мы так нищи!"
И глухо дрожал его щербатый нож
Над черствой горбушкой насущной пищи.
Но вот под тесовым
Окном -
Два ветра взмахнули
Крылом;
То с вешнею полымью
Вод
Взметнулся российский
Народ...
Прежде чем пробил этот последний, смертный час самодержавия,
потребовались десятилетия суровой и мужественной борьбы пролетариата
России с царизмом. Сколько безымянных героев погибло на каторге, в ссылке!
Сколько борцов за свободу томилось в сырых тюремных казематах!..
Много в России
Троп.
Что ни тропа -
То гроб.
Что ни верста -
То крест.
До енисейских мест
Шесть тысяч один
Сугроб.
Были среди тех, кто открыто выступал против самодержавия, кого
преследовали царские власти, и рабочие-сытинцы. У Есенина есть одно
"странное" письмо к Панфилову. Оно предельно кратко, но кажется, судя по
почерку, что писали его несколько человек. Сделано это Есениным не
случайно, что ясно из текста письма: "Писать подробно не могу. Арестовано
8 человек товарищей за прошлые движения из солидарности к трамвайным
рабочим. Много хлопот, и приходится суетиться.
А ты пока пиши свое письмо, я подробно на него отвечу".
Обнаруженные в архивах охранного отделения документы позволяют
восстановить довольно точную картину событий, о которых идет речь в письме
Есенина. 12 сентября 1913 года постановлением Московской судебной палаты
было приостановлено издание рабочей газеты "Наш путь". 16 сентября в
редакции вновь состоялось совещание, на котором было решено обратиться к
рабочим с призывом к однодневной забастовке, а также назначены день, час
забастовки, пункты демонстрации. 21 сентября было отпечатано и
распространено по фабрикам и заводам воззвание "Ко всем московским рабочим
товарищам", призывающее к общемосковской забастовке 23 сентября.
23 сентября во всех намеченных пунктах: на Страстной площади, Цветном
бульваре, Крымской набережной, Садовой-Триумфальной, на Тверской, в
Екатерининском парке, на Пятницкой состоялись демонстрации протеста. В
однодневной забастовке участвовали рабочие многих московских заводов и
большинство
рабочих-печатников.
По
распоряжению московского
градоначальника против демонстрантов были направлены усиленные наряды
полиции и конная жандармерия. Более пятидесяти человек - активных
участников и организаторов демонстраций в различных частях города были
арестованы полицией. Среди задержанных полицией была группа рабочих
типографии Сытина. Именно об их аресте идет речь в письме Есенина. Как
проходила забастовка у сытинцев, в которой участвовал и Есенин, кто из
рабочих-печатников был арестован, мы узнаем из донесений полицейского
пристава Пятницкой части в московское охранное отделение. "Рабочие
типографии Сытина 23 сего сентября 8 ч. 10 м. утра кончили работу в
количестве 1650 чел., выражая сочувствие арестованным служащим трамвая.
Выйдя во двор, запели песни, а на Пятницкой улице, против здания
типографии, остановили вагон трамвая N 557, - докладывал пристав в своем
рапорте 23 сентября 1913 года полицмейстеру 1-го отделения. - ...Задержаны
трое и замечены в толпе агитирующие. Список коих при сем прилагается". 24
сентября на рапорте пристава о забастовке сытинцев появилась резолюция
московского градоначальника об аресте рабочих типографии, указанных в
списке. В тот же день они были арестованы, -что вызвало новую волну
протеста. Узнав, что их товарищей арестовали, сытинцы вновь прекратили
работу. Несмотря на протест рабочих типографии, московский градоначальник
распорядился подвергнуть задержанных полицией аресту на три месяца.
Несколько позднее, 25 октября 1913 года, он же, "признавая пребывание
означенных лиц в Москве вредным для общественного спокойствия и порядка...
постановил: воспретить поименованным лицам жительство в Москве и пределах
московского градоначальства на все время действия Положения об усиленной
охране, о чем им и объявить".
Родные и близкие арестованных, товарищи по работе не примирились с
таким решением. Они начали ходатайствовать перед московским
градоначальником об отмене запрета на жительство в Москве.
Вместе с другими рабочими типографии участие во всех этих делах
принимал и Есенин. В письме к Панфилову, сообщая об аресте товарищей, он
указывал: "Много хлопот, и приходится суетиться". Корректор М. Мешкова
рассказывает: "Когда арестовали несколько наборщиков, мы все это видели,
возмущались. Есенин был особенно взволнован и расстроен случившимся".
Все, что произошло после 23 сентября 1913 года - аресты организаторов
демонстраций и забастовок, полицейские репрессии против бастующих,
усилившиеся гонения на рабочую печать, полицейские обыски, слежка шпиков,
- глубоко растревожило юного поэта:
Сбейте мне цепи, скиньте оковы!
Тяжко и больно железо носить.
Дайте мне волю, желанную волю,
Я научу вас свободу любить.
Этими стихами начинается письмо Есенина к Панфилову, отправленное
вскоре после тревожных сентябрьских дней. "Тебе ничего там не видно и не
слышно в углу твоего прекрасного далека, - писал он. - Там возле тебя
мирно и плавно текут, чередуясь, блаженные дни, а здесь кипит, бурлит и
сверлит холодное время, подхватывая на своем течении всякие зародыши
правды, стискивает в свои ледяные объятия и несет бог весть куда в далекие
края, откуда никто не приходит. Ты обижаешься, почему я так долго молчу,
но что я могу сделать, когда на устах моих печать, да и не на моих одних.
Гонима, Русь, ты беспощадным роком,
За грех иной, чем гордый Биллеам,
Заграждены уста твоим пророкам
И слово вольное дано твоим ослам.
Мрачные тучи сгустились над моей головой, кругом неправда и обман.
Разбиты сладостные грезы, и все унес промчавшийся вихорь в своем кошмарном
круговороте".
Жертвы, которые приходилось нести рабочим в схватках с царизмом,
временные неудачи, наконец, непосредственная опасность, которой
подвергался Есенин и особенно его товарищи по революционной работе, - все
это молодой поэт искренне принимал к сердцу и тяжело переживал. Есенин,
впервые участвующий в событиях такого рода, не имел еще боевой закалки.
Романтически настроенному юноше, пока еще больше стихийно захваченному
могучей волной нового революционного подъема, подавление царскими властями
выступления рабочих в сентябрьские дни 1913 года казалось непоправимой
бедой, крушением надежд. "Печальные сны охватили мою душу. Снова навевает
на меня тоска угнетенное настроение. Готов плакать и плакать без конца, -
пишет он другу. - Все сформировавшиеся надежды рухнули, мрак окутал и
прошлое и настоящее. "Скучные песни и грустные звуки" не дают мне покоя.
Чего-то жду, во что-то верю и не верю. Не сбылися мечты святого дела.
Планы рухнули, и все снова осталось на веру "Дальнейшего будущего". Оно
все покажет, но пока настоящее его разрушило. Была цель, были покушения,
но тягостная сила их подавила, а потом устроила насильное триумфальное
шествие. Все были на волоске и остались на материке. Ты все, конечно,
понимаешь, что я тебе пишу... На Ца Ря не было ничего и ни малейшего
намека, а хотели их, но злой рок обманул, и деспотизм еще будет
владычествовать, пока не загорится заря. Сейчас пока меркнут звезды и
расстилается тихий легкий туман, а заря еще не брезжит, но всегда перед
этим или после этого угасания владычества ночи, всегда бывает так. А заря
недалека, и за нею светлый день..." Здесь много недосказано по цензурным
соображениям. Есть в этом письме и налет наивной юношеской таинственности
("на Ца Ря не было ничего", то есть на царя), и характерное для молодости
стремление к "преувеличению", романтизации опасности. Вместе с тем в нем
чувствуется глубокая убежденность Есенина, что заря свободы недалеко.
Молодой поэт опечален трагической судьбой тех, кто безо времени "сгиб",
восстав против владычества деспотизма. Об одном из таких безымянных
"страдальцев земли" рассказывает Есенин в стихотворении "У могилы",
которое приводит в письме:
В этой могиле под скромными ивами
Спит он, зарытый землей,
С чистой душой, со святыми порывами,
С верой зари огневой.
Тихо погасли огни благодатные
В сердце страдальца земли,
И на чело никому не понятные
Мрачные тени легли.
Спит он, а ивы над ним наклонилися,
Свесили ветви кругом,
Точно в раздумье они погрузилися,
Думают думы о нем.
Тихо от ветра, тоски напустившего,
Плачет, нахмурившись, даль,
Точно им всем безо времени сгибшего
Бедного юношу жаль.
Кто он, этот юноша с "верой зари огневой" в душе, мы не знаем. Но
вместе с поэтом мы низко склоняем голову у могилы юного поборника свободы.
Говоря о
связи
Есенина с
революционно настроенными
рабочими-печатниками, о его участии в демонстрациях и забастовках,
распространении нелегальной литературы, конечно, не еле дует
преувеличивать революционность всех этих дел и поступков молодого поэта.
Но не следует упускать из виду и то. обстоятельство, что рабочая среда
несомненно оказала благотворное влияние на Есенина, помогла ему
освободиться от некоторых патриархальных иллюзий и почувствовать
необходимость борьбы трудовой России против самодержавного гнета,
* * *
Пробуждению демократических настроений молодого поэта способствовало
еще одно важное обстоятельство. Осенью 1913 года Есенин поступает в
Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Он все
острее чувствует недостаточность своего образования, особенно
литературного. Почти двухлетнее пребывание в этом необычном для царской
России высшем учебном заведении - примечательная страница в жизни поэта.
Долгое время она, к сожалению, оставалась неосвещенной.
Основанный вскоре после революции 1905 года при активном содействии
передовых русских ученых, университет Шанявского ставил своей целью
распространение просвещения и пробуждение интереса к науке в народе.
Возникновение народного университета в Москве связано с именем А. Л.
Шанявского. Считая, что просвещение - "источник добра и силы", он
обратился в 1905 году в Московскую городскую думу с просьбой "принять от
него в дар дом в Москве для почина, в целях устройства и содержания в нем
или из его доходов народного университета". Летом 1905 года при участии
видной московской профессуры были выработаны основы Московского городского
народного университета. Однако потребовалось три года, прежде чем этот
вопрос был решен окончательно в Государственной думе. Царское
правительство всячески оттягивало открытие университета. "Если мы
санкционируем почин Шанявского, - заявлял Пуришкевич, - то разрушим в
конце концов Россию... ибо мы знаем, что школа взята революционерами, что
она будет источником новых вспышек революции, которая явится, если мы ее
но предупредим". За короткое время университет вырос и окреп, став
фактически первым народным университетом России. Более двух тысяч человек
занимались в университете Шанявского; большинство из них - на
академическом отделении. "Академическое отделение, - указывалось в
университетском справочнике, - является высшим учебным заведением,
преследующим цели систематического научного образования, рассчитанным на
лиц с подготовкой в пределах среднего учебного заведения". В состав
академического
отделения
входили
естественно-исторический,
общественно-юридический и историко-философский циклы. Двери университета
были широко открыты всем истинно жаждущим знаний демократическим силам
страны. В университет мог поступать каждый, кому исполнилось 16 лет, без
различия национальности и вероисповедания. Слушатели университета имели
возможность учиться и работать. Писатель Д. Семеновский, поступивший в
университет вместе с Есениным, подчеркивает в своих воспоминаниях, что
"университет Шанявского был для того времени едва ли не самым передовым
учебным заведением страны. Широкая программа преподавания, лучшие
профессорские силы, свободный доступ - все это привлекало сюда жаждущих
знаний со всех концов России.
И кого только не было в пестрой толпе, наполнявшей университетские
аудитории и коридоры: нарядная дама, поклонница модного Юрия Айхенвальда,
читавшего историю русской литературы XIX века, и деревенский парень в
поддевке, скромно одетые курсистки, стройные горцы, латыши, украинцы,
сибиряки. Бывали тут два бурята с кирпичным румянцем узкоглазых плоских
лиц... На одной из вечерних "лекций, - рассказывает Д. Семеновский, - я
очутился рядом с миловидным пареньком в сером костюме... Юноша держался
скромно и просто. Доверчивая улыбка усиливала привлекательность его лица".
Это был Сергей Есенин. Он занимался на историко-философском отделении, где
слушал лекции по русской и западноевропейской литературе, истории России и
Франции, истории новой философии, политической экономии, логике (все эти
предметы читались на первом и втором году обучения). "В большой аудитории
садимся рядом, - вспоминает один из товарищей Есенина по университету, - и
слушаем лекцию профессора Айхенвальда о поэтах пушкинской плеяды. Он почти
полностью цитирует высказывания Белинского о Баратынском. Склонив голову,
Есенин записывает отдельные места лекции. Я сижу рядом с ним и вижу, как
его рука с карандашом бежит по листу тетради: "Из всех поэтов, появившихся
вместе с Пушкиным, первое место бесспорно принадлежит Баратынскому". Он
кладет карандаш и, сжав губы, внимательно слушает.
После лекции идет на первый этаж. Остановившись на лестнице, Есенин
говорит: "Надо еще раз почитать Баратынского".
Легко представить, что чувствовал Есенин, посещая занятия в
университете Шанявского! После Спас-Клепиковской школы здесь все было
иным: и огромный, полный света и воздуха большой лекционный зал, где
свободно рассаживались 300 - 400 слушателей и выступали известные всей
России ученые - ботаник К. А. Тимирязев, физик П. Н. Лебедев и другие; и
просторные аудитории, в которых Есенин вместе с другими слушал лекции
видных московских профессоров П. Н. Сакулина, А. Е. Грузинского, М. Н.
Розанова, М. Н. Сперанского, А. А. Кизеветтера. Представление о
серьезности и полноте лекционных курсов, которые читались, дают учебные
программы. Так, программой "Русская литература середины XIX века" на
1913/14 учебный год предусматривалось, к примеру, раскрытие в лекциях
таких важнейших разделов и тем (курс этот вел профессор П. Н. Сакулин):
Первая половина шестидесятых годов. Обличительное направление в
литературе и подведение итогов в форме художественных обобщений.
"Губернские очерки" Щедрина. "Доходное место" Островского. Произведения С.
Т. Аксакова. "Обломов" Гончарова. Произведения Тургенева: "Рудин", "Ася" и
"Дворянское гнездо".
Литературные типы новых людей: Штольц, Инсаров, Жадов, Калинович,
Молотов, Базаров.
Нигилизм. Его сущность. Эстетика и критика шестидесятников. Основные
принципы этики "мыслящего реалиста". Новые общественные идеалы.
Народ в литературе шестидесятых годов. Чернышевский и его роман "Что
делать?".
Поэзия шестидесятых годов: Плещеев, Некрасов, Никитин. Поэты "чистого
искусства": Майков, Фет, Полонский.
Творчество Достоевского в эпоху шестидесятых годов. Л. Н. Толстой в ту
же эпоху".
А сама атмосфера университета! Свобода мысли, независимость,
товарищеская спайка, острота научных и политических споров, дискуссии о
новых книгах, картинах Третьяковки, спектаклях Художественного театра - от
всего этого буквально захватывало дух. Товарищ Есенина по университету
Шанявского Борис Сорокин вспоминает, как после посещения Третьяковки
Есенин делился с ними своими впечатлениями:
"- Смотрел Поленова. Конечно, у его "Оки" задержался, и так потянуло от
булыжных мостовых... домой, в рязанский простор... Сродни мне и Левитан...
Помните, есть у Левитана, как видно, этюд, - вечер, осенний лес, луна и ее
отражение в воде? Мне казалось, что я иду в этот синий сумерк... Все так
близко и понятно. Это тема для стихотворения - художник дал то настроение,
от которого отталкиваясь, можно писать.
- А как тебе, Сергей, - говорит Наседкин, - нравится "Над вечным
покоем"?
- Нет, не нравится! Может быть, больше поживу, то пойму эту картину. А
сейчас мне от нее холодно... Как бы тебе объяснить, Василий, ото чувство -
я не вхожу в эту картину, она меня не трогает...
Мы говорим о своих впечатлениях от Третьяковской галереи, вспоминаем
картины знаменитых русских художников, и кажется, что немеркнущий свет
искусства освещает нашу комнату...
- Иногда я записываю свои впечатления, - говорит Сергей. - Вот в
воскресенье, придя домой из Третьяковки, перегруженный красотой, записал в
своей тетради о том, какое большое волнение испытал в этот день. И я
назвал его днем "путешествия" в прекрасное.
Наседкин вскочил и, широко улыбаясь, громко повторил: