у Святой Ольги. Весьма вероятны очень длинные промежутки времени, когда орден этот не будет встречаться в жизни. Но забытый орден Святой Ольги или полузабытый, никем не виданный, не действующий, вовсе не в интересах прославления великой святой.
Говорят: чем реже встречается орден, тем моральное его значение больше. Это верно в отношении наивысших орденов с очень узким кругом высокопоставленных кавалеров, но и здесь, во-первых, необходимо, чтобы постоянно были налицо живые представители ордена, то есть чтобы знаки ордена кому-нибудь давались, во-вторых, значение слишком высоких орденов равно нулю в той среде, в которую они проникают. В жизнь, например, столоначальников и поручиков ордена Станислава и Анны вносят серьезную и часто благодетельную драму, но к Святому Андрею или Святому Александру Невскому тут совершенно равнодушны. Ордена слишком общедоступные, конечно, роняют значение орденов, но слишком редкостные уничтожают это значение. В интересах прославления великой матери народа русского важно, чтобы предполагаемый орден ее давался за действительные заслуги священного, культурного и героического характера, но вместе с тем и то, чтобы он был доступен для соревнования всех. Государственные отличия воспитывают народ, приподнимают его благородную энергию, помогая ей в борьбе с трусостью и низостью. Для воспитательного же значения важно, чтобы отличия были популярными, то есть признанными народом, и чтобы в почитании их могла слагаться привычка. Чтобы укрепить в памяти исторические заветы Святой Ольги, отраженные в ее добродетелях и подвигах, и орден великой государыни должен иметь довольно широкое распространение.
Ввиду изложенного я позволю себе предложить Всероссийскому обществу Святой Ольги следующие основания для ходатайства об ордене ее имени:
1) Орден проектируется ввиду исполнившегося в 1907 году 950-летия со дня смерти великой государыни как один из способов благодарности народной за ее беспримерные заслуги православию, единодержавию и народности русской.
2) Орден Святой Ольги должен быть поставлен в ряду императорских российских орденов в одинаковом достоинстве с орденом Святого Владимира, как внука Святой Ольги и ближайшего продолжателя ее заветов. Статут ордена Святой Ольги должен быть разработан в возможном приближении к статуту ордена Святого Владимира, кроме статей 394-395, определяющих права и заслуги на получение ордена. Сообразно с подвигами и добродетелями Святой Ольги, служащими образцом подражания, крест ордена ее имени должен возлагаться:
1) На членов Царствующего Дома как благословение праматери государственности и Русского Православия, с напоминанием о вечных ее заветах царствующему потомству.
Остальные граждане могут удостаиваться причислением к той или иной степени ордена за следующие заслуги:
2) За выдающиеся труды по распространению и укреплению православной веры.
3) За подавление мятежей, угрожающих целости Российской империи и нерушимости единодержавия (в память усмирения древлян).
4) За выдающиеся заслуги на почве устроения государственного и культурного быта (в память культурно-административных походов Ольги).
5) За мужественную оборону крепостей (в память обороны Киева Святой Ольгой от печенегов).
6) За выдающиеся заслуги на почве воспитания юношества в государственном и православно-народном духе (в память воспитания Святой Ольгой Святослава и дружины богатырей).
7) И, наконец, за рождение и воспитание матерями героев, оказавших исключительное мужество или павших с честью на поле брани.
Мне кажется, эти семь разрядов заслуг приблизительно исчерпывают главные черты величия Святой Ольги, как царственной Святой, как праматери всех государей наших и самого государства Российского.