хъ, а по избран³и послалибъ къ нимъ пословъ съ прошен³емъ, чтобъ они се достоинство воспр³яли. Нѣсколько можно заключить, что они бургомистровъ а не бургомистра имѣли, для того что избрали потомъ Государей а не Государя. Новгородцы совѣтъ Гостомысловъ, которой у нихъ знать что весьма въ почтен³и былъ заблагоприняли. Они не противились Гостомыслову предложен³ю, вѣдая что многимъ начальствовать нельзя, и разсудили что лутче имъ отдаться подъ правлен³е другихъ, что бы ни кому не было завидно, или чтобъ всѣмъ завидно было. Послали къ варягамъ и дали область надъ собою тремъ братамъ Князьямъ Варяжскимъ Рурику, Синаву и Трувору. Как³е были оные Князья и изъ котораго точно мѣста о томъ историки ни чево не пишутъ: но что они ни какой провинц³и пришеств³емъ своимъ въ Новгородъ съ Росс³ею не соединили, изъ того ясно что они хотя были роду и Княжескаго, но не обладающ³е и не наслѣдственные Князья. Ежели же думать что они наслѣдство свое или и всю область оставили, и изъ отечества своево пришли въ землю не знакомую: оставить область и отечество и ийтить обладать чужими и не знакомыми народами есть дѣло почти не возможное. Чтожъ они были или княжескаго или другова какова знатнаго роду, тому не обходимо быть надобно. Новогородцы имѣвъ у себя знатныхъ людей, знатныхъ отъ незнатныхъ конечно отдѣлять умѣли, а сверьхъ того имѣючи съ Варягами и брани и торги, они несумнѣнно не слѣпо сихъ Князей въ с³е достоинство избрали. По пришеств³и своемъ Княжили реченныя Князья всѣ трое купно, по томъ Синавъ и Труворъ преставились, и остался обладателемъ Рурикъ одинъ. Рурикъ оставилъ по себѣ наслѣдникомъ Княжества Новогородскаго сына своего Игора. Сей Игоръ увидя нѣкогда на рѣкѣ Волховѣ прекрасную дѣвушку въ лодкѣ, приказалъ ей пристать къ берегу и влюбился въ нее, и хотя с³я дѣвушка и простаго была роду, однако будучи разумна и добродѣтельна не склонилася къ исполнен³ю желан³я ево; и говорила ему то, ежели она ему надобна, то чтобъ онъ съ нею сочетался. Что и воспослѣдовало. С³я дѣвушка называлась Ольга, и стала Княгинею. Рѣка Волховъ называется именемъ симъ отъ того, что будшо нѣкогда былъ Въ Новѣгородѣ волхвъ, которой превращаяся въ звѣря бѣгалъ по водамъ симъ. Игоръ покорилъ области своей К³евъ городъ, которой отъ основателя своего Князя К³я, имущаго двухъ бртьевъ Щека и Хорева, воспр³ялъ себѣ имя. Игоръ воевалъ съ Древлянами и убитъ на войнѣ сей. Древлянская столица называлась Искорестъ и Коростень, и былъ сей городъ на томъ мѣстѣ гдѣ нынѣ Торжекъ. Ольга отмстила смерть мужа своево, Князя Древлянскаго которой хотѣлъ ее имѣть своею супругою побѣдила и умертвила, а Искорестъ въ пепелъ обратила. А когда на томъ мѣстѣ опять селиться стали и новой завѣли торгъ, названо с³е мѣсто Новымъ торгомъ, и потомъ отъ невеличества торгу Торжкомъ. По семъ Великая Княгиня Ольга въ Константинополѣ въ 954 году воспр³яла святое крещен³е и названа Геленою въ честь Греческой Императрицы, которая такъ же христ³янскою стала Императрицею, симъ сравнен³емъ въ тогдашнее время въ честь Росс³и. Ольга княжила сама въ Новѣгородѣ по смерти супруга своего и во время младыхъ лѣтъ сына своево Святослава, но къ вѣрѣ Христ³янской обратить ево не могла. Послѣ Игора и Ольги Княжилъ Святославъ реченный сынъ ихъ. Святославъ былъ великой воинъ, любилъ воинское безпокойство, и вмѣсто подушки клалъ подъ голову седло. Саринц³й историкъ Польск³й объявляетъ о немъ что онъ завоевалъ Грец³ю, и что Греки выслали къ нему множество сокровищъ своихъ золота серебра и протчаго; однако онъ ни чего не принялъ и отослалъ къ нимъ назадъ, кромѣ желѣзнаго оруж³я копей и протчаго, и что Грекамъ побѣдитель сей такъ понравился, что они ево Государемъ своимъ имѣть хотѣли, и уже избрали, но онъ въ Росс³ю возвратился и на пути своемъ убитъ отъ Поляковъ. По немъ воспр³ялъ Княжен³е сынъ ево Владимиръ. Князь Владимиръ взросъ въ поганствѣ, и былъ весьма ревнителенъ въ языческомъ законѣ. Онъ получилъ одно Княжество Новогородское въ наслѣдство отъ отца своево; но двухъ братьевъ участниковъ области Росс³йской погубилъ, и сталъ въ 976 году Государемъ всея Росс³и. Имѣлъ шесть женъ и восемь сотъ наложницъ, ежели историки о томъ истинну объявляютъ. Рохмиду Княжну Псковскую силою взялъ на одръ свой, а отца ее обладателя города Пскова и братьевъ ее побилъ. Былъ первый который Росс³йскимъ Монархомъ зваться началъ. Сей велик³й Князь разсмотрѣвъ что вѣра языческая не имѣетъ ни какова основан³я, восхотѣлъ приять вѣру другую, О чемъ извѣстясь склоняли во Жиды Махометанцы и Христ³ане обѣихъ церквей восточной и западной къ воспр³ят³ю каждые своего исповѣдыван³я. Велик³й Князь Владимиръ послалъ пословъ испытать, которая изъ сихъ вѣръ имъ праведняе покажется. Греческ³е Цесари Васил³й и Константинъ повелѣли по прибыт³и пословъ ево въ Константинополѣ предъ глазами ихъ отправить службу бож³ю съ крайнимъ великолѣп³емъ и благочниемъ, о чемъ Владимеровы послы ему по возвращен³и своемъ извѣстили, и пересказаннымъ благочин³емъ тронули сердце Владимирово, который крестился и воспр³ялъ вѣру Греческаго исповѣдан³я, а съ нимъ и вся Росс³я. Во святомъ крещен³и названъ онъ Васил³емъ. Прежнихъ женъ своихъ и наложницъ бросилъ, и сочетался съ Анною сестрою Греческихъ Цесарей Васил³я и Константина. Главныя Руск³е идолы были привязаны къ лошадинымъ хвостамъ, влачимы и потомъ брошены въ Днепръ. Создалъ городъ Владимиръ въ честь имяни своего и пренѣсъ въ нево престолъ свой. Преставился въ 1005 году. Титло благовѣрныхъ Князей отъ него начало свое имѣетъ, а когда Росс³йск³е Государи стали Царями, тогда титло благовѣрный въ благочестивый премѣнилось. Росс³йское Государство раздѣлилъ онъ въ двѣнатцать частей, двѣнатцати сынамъ ево; что еще при животѣ ево исполнено было, однако сынъ ево Ярославъ всѣ Княжен³и у братьевъ отнялъ, изъ которыхъ Бориса и Глѣба убилъ, Святополка побѣдилъ, и сталъ въ 1015 году обла дателемъ всея Росс³и. Отъ Поляковъ прежде былъ онъ два раза побѣжденъ, а какъ всея Росс³и Государемъ сталъ, тогда и самъ въ 1038 году, ихъ побѣждалъ. Предпр³ят³и ево которыя онъ имѣлъ противъ Грековъ разрушились въ 1040 году разбит³емъ судовъ ево. Но когда Греки сами коснулися границамъ его, онъ противъ ихъ храбро защищался и одержалъ надъ ними побѣды. Скончался въ 1052 году, въ 76 годѣ вѣка своего, и оставилъ пять сыновъ которые по немъ между собой Росс³ю раздѣлили. Владимиръ Мономахъ получилъ отъ Греческаго Императора Константина Мономаха Императорскую корону, и названъ Мономахомъ. Сей даръ есть первая притчина требован³я Росс³йскимъ Государемъ Императогсксй чести, которую они ныне отъ времянъ Петра Великаго имѣютъ. Владимиръ прежде былъ удѣльной князь, но потомъ покоривъ всѣ Росс³йск³я Княжен³и подъ одну главу въ 1116 году сталъ Монархомъ всея Росс³и. Александръ на Невѣ рѣкѣ надъ непр³ятельми одержалъ побѣду, и названъ Невскимъ, потомъ постриженъ преселился въ вѣчность и христ³анскими добродѣтельми удостоился быть въ числѣ угодниковъ бож³ихъ, погребенъ во Владимирѣ, но во время владѣн³я Государя Петра перваго тѣло ево принесено въ Петербургъ и положено въ монастырѣ созданномъ на Невѣ рѣкѣ въ честь и вѣчное воспоминовен³е имени ево. Въ честь ево въ Росс³и и Орденъ устроенъ. Дан³илъ Александровичь сынъ Александра Невскаго столичному Росс³йской Импер³и городу Москвѣ положилъ основан³е. Имя Москвы производятъ нѣкоторые отъ Мосоха; однако того ни какимъ доводомъ утвердить невозможно, и кажется то вѣроятняе что Москва имѣетъ имя отъ худыхъ мостковъ, которые на семъ мѣстѣ по болотамъ положены были, и называлося тогда отъ проѣзжихъ ѣхать къ сему мѣсту, ѣхать къ москамъ, отъ чего по создан³и и города не называли ѣхать въ Москву, какъ напримѣръ въ Новъгородъ, въ Казань, и протчая, но къ Москвѣ, какъ то и нынѣ прямою Московскою рѣчью говорится. Въ семъ отъ чего сей городъ воспр³ялъ свое имя преимущество есть равное отъ Мосоха ли или отъ мостковъ; но то удивительно что худые мостки цѣлому великому Государству дали имя. Прежде сего вся Росс³я отъ чужестранныхъ Москвою имянемъ столицы, а отъ своихъ Московскимъ государствомъ называлась. Сынъ Дан³ила Александровича Иванъ Даниловичь пренесъ изъ Владимира въ Москву престолъ Росс³йск³й. Велкк³й Князь Димитр³й Донской побѣдилъ Мамая владѣльца Татарскаго, и прозван³е свое имѣетъ отъ рѣки Дону гдѣ онъ побѣду одержалъ. Велик³й Князь Иванъ Васильевичь побѣждалъ Татаръ Казанскихъ въ 1477 году. Взялъ Новъгородъ и вывѣзъ оттолѣ превеликое богатство золота серебра и протчаго. И хотя онъ показалъ путь послѣдователямъ своимъ освободиться отъ ига Татарскаго, однако Татары еще нѣсколько Росс³ею властвовали. Онъ первый Великимъ Княземъ всея Росс³и писаться началъ. Царей Казанскихъ перемѣнялъ по волѣ своей, а они повиновались указамъ ево, но напослѣдокъ и они надъ нимъ побѣду одержали. Москву оградилъ онъ стенами; однако Татары въ Москвѣ на томъ мѣстѣ, гдѣ нынѣ Чудовъ монастырь, имѣли дворъ посланниковъ своихъ и собирали дань. Супруга ево Великая Княгиня по отшеств³и Татарскихъ посланниковъ, сей монастырь по обѣщан³ю состроила. Велик³й Князь скончался въ 1492 году, Царь Иванъ Васильевичь позналъ силу Государства Росс³искаго, удѣльныхъ Князей покорилъ Скипетру своему. Титло Царское воспр³ялъ онъ первый. Взялъ Казань, Астрахань и Сибирь. Былъ грозенъ, но былъ великой Государь. Преставился въ 1684 году. По немъ вступилъ на Царск³й Престолъ сынъ ево Ѳедоръ Ивановичь.
Только отыскано въ рукописяхъ.
НѢКОТОРЫЯ СТАТЬИ О ДОБРОДѢТЕЛИ.
Приятно слышати о добродѣтели; ибо она душа нашего общаго блаженства, но то горько, что она колико превозносится, толико презиратся. Причины сего презрѣн³я ясны: не добродѣтель дѣлаетъ насъ во народѣ отличными; но получаемыя нами чины, богатство и сила; кто же имъ, кромѣ не многихъ, предпочтетъ добродѣтель? Почитая ее, будучи самъ презираемъ? Самолюб³е и любочест³е природно всѣмъ: а потому, что, наслаждаемся мы оными, не помощ³ю добродѣтели, но другими обил³ями, мы устремляемся болѣе быти почтенны, не имѣя достоинства, нежели имѣя оное оставаться во презрѣн³и. Снискан³е добродѣтели трудняе, нежели снискан³е почтен³я, потому что родъ человѣческой по большой части, судитъ поверхно; ибо невѣжества болѣе нежели просвѣщен³я: пристраст³я болѣе нежели чистосердеч³я. Грабитель насыщается грабительствомъ: обманщикъ обманомъ: и всякой врѣдной обществу, изобильствуетъ: а лишенный снискати достоинствомъ себѣ достаточнаго пропитан³я, ежели ево ни разумъ ни честность не приводили къ истиннѣ, видя себя во добродѣтели страждуща, а злодѣя во беззакон³и благоденствующа, и ища любочест³я и сластолюб³я, разрываетъ свою систему не приносящую ему пользы, и ищетъ удовольств³я своего во беззакон³и. Чины суть утвержден³ен³е того достоинства и заслугъ отечеству; ибо не дѣйствующ³й къ пользѣ общества разумъ, и не приносящая миру плода честность, суетны; но всегда ли чины получаются по достоинству? А когда ихъ и безъ достоинства получить удается: а по нимъ люди почитаются; такъ рѣдкой станетъ обуздывати страсти свои, когда ему обуздан³е не очень полезно: и вмѣсто сей невѣрной и трудной дороги, изберетъ себѣ вѣрную и легкую дорогу ко принят³ю во храмъ своего блаженства. Богатство получаемое по наслѣдству, могло бы отдержати человѣка отъ криваго пути, снискати изобил³е; ибо изобил³е уже есть: но какъ оно не насыщается зрѣн³емъ, тако, и жадность наша рѣдко изобил³емъ утушается. Слава влечетъ насъ; но мног³я ли къ ней способны? Мног³я ли имѣютъ открытое къ ней поле? Многимъ ли она удается? Сверхъ того какое множество препятствователей мы въ ней имѣемъ? Тщеслав³е легче истинныя славы, и пути къ нему глаже. Знатная порода, такъ же по большой части добродѣтели вредна. Не потеряетъ ли любочест³я достойный человѣкъ, видя начальника своево не имуща достоинствъ? И твердѣйшей во честности душѣ, въ часы крайнихъ не удовольств³й, и зрящей на ликовствован³е злодѣевъ, не сносно; но всѣ ли люди во честности герои? Не возведетъ ли къ небу рукъ и утѣсняемый герой, и не возоп³етъ ли тако? О всемогущ³й Боже; душа моя не колеблется; но силы мои истощеваются: трепещетъ сердце и глаза помрачаются: я гладъ и жажду претерпѣваю: во весь день тоскую: въ ночи бѣжитъ сонъ отъ очей моихъ: а люди неправедныя презирая твои уставы, когда я чувствую геенское мучен³е, обитаютъ на брегахъ рѣкъ райскихъ: я и не запрещенныхъ плодовъ не вкушаю: а они и запрещенными довольствуются: они ада хотя и страшатся; но имѣютъ надежду освободиться отъ него: а я уже во адѣ. Блаженство и изобил³е худыхъ людей: а особливо снисканное не правдою есть разрушен³е добродѣшели и лѣстныя пути притяжан³я ко злочест³ю. Бѣдность угнѣтаетъ сердца и истребляетъ изъ нихъ любочест³е, огорчаетъ мысли, омрачаетъ разумъ, здрав³е разрушаетъ, отъемлетъ способность нашу дѣйствовати честностью, а иногда и во отчаян³е приводитъ, которое ввергаетъ ихъ во безумство. Алчущ³й, жаждущ³й какъ унывающ³й и болящ³й, хотя и чувствуетъ добродѣтель, но воображаетъ ее слабо. Во спокойствѣ и весел³и ясняе она воображается честностью наполненной душѣ, нежели во утѣснен³и: и дѣйствовати ею честная душа во утѣснен³и едва способна; на что же и сѣмена когда ихъ сѣять нѣгдѣ. Бесполезны умъ и честность нещастнова, и для него и для другихъ.
Кто сѣтуетъ всегда,
Тотъ дѣйствовать умомъ не можетъ никогда. (*)
(* Изъ Трагед³и Синавъ и Труворъ.)
Были ли вы когда, о дражайш³я времена златаго вѣка? и ежели были; къ чему просвѣщаеся учен³емъ? или ради того только, чтобъ мы свое нещаст³е болѣе чувствовали, и изощряли разумъ ко познан³ю нашей малости? Невѣжи щастливы и тѣмъ весьма, что они наполнены. Гордости не только боготворятъ себя предъ протчими животными, но и предъ подобными себѣ человѣками. Мѣлкой дворянинъ, не простирающ³й болѣе двухъ шаговъ разсудка своего, чаетъ то что коликое разстоян³е почтен³я между Бога и ево, толикое между ево и ево крестьянина: ѣстъ и пьетъ онъ довольно, хотя и худо, но худое за лутче вкушая. Щастливъ такой что онъ отшедъ отъ состоян³я златаго вѣка избавился отягощающаго природу просвѣщен³я, которое нашему спокойству толь надобно мало, сколь оно угодно нашему любопытству и любочест³ю, хотя оно не рѣдко любочест³е и утѣтаетъ. Свин³я не часто взоръ на небо возводитъ; но благоденствующая свин³я блаженяе окованнаго Галилея. Лягушка не размышляющая о Божествѣ живущая спокойно въ болотѣ, блаженняе скованнаго Сократа. И не бремя ли учен³е, когда все оно противъ невѣжества, какъ малый источникъ противу Ок³яна. Не слышны тогда струи въ рѣчкѣ, когда шумятъ валы Ок³яна: не слышно и учен³е, когда реветъ невѣжество. Вотъ колико препятств³я добродѣтели, и колико подпоръ злодѣян³ю. Лутче бы было, ежели бы учен³е со всѣмъ исторгнулося, нежели чтобъ оно не многими почитаемо, многими презираемо, многими гонимо, а большею част³ю людей не вѣдомо. Желательно, чтобъ люди или всѣ просвѣщенны были, или бы всѣ были невѣжи; ибо блаженство во дни древняго на свѣтѣ невѣжества было и добродѣтель почиталася. Учен³е испорченнымъ нашимъ сердцамъ лѣкарство: а не испорченному злодѣян³емъ невѣжеству оно и нужно не было; но мы видимъ то, что с³е лѣкарство общему блаженству пользуетъ мало, а иногда и во ядъ претворяется; но не льзя жестоко болящему безъ него обойтися, и ежели проповѣдыван³е о добродѣтели и знан³и подпирающимъ ее умолкнетъ, такъ злодѣян³е еще и больше получитъ силы; ибо приноситъ толкован³е о томъ нѣкую хотя и малую пользу испорченнымъ народамъ. И какъ бы то ни было; но совѣсть наша, с³я данная намъ искра Божества требуетъ того, что бы мы ни на что не устремлялися взирая ко добродѣтели: а особливо памятуя что есть Богъ на свѣтѣ, и что данная намъ Богомъ жизнь возвратится ко своему чистому источнику; такъ надобно, чтобъ она и чиста была. Послѣдуемъ должности своей: она во добродѣтели состоитъ: и ежели есть Богъ такъ будетъ и возмезд³е: а Богъ конечно существуетъ.
Воспитан³е къ добродѣтели потребно безъ сумнѣн³я; но оно можетъ быть только преддвер³емъ ея; ибо воспитан³е безъ поддерживан³я учен³емъ и честнымъ собесѣдован³емъ, слабо ко удержан³ю насъ на пути истинны. Приятныя основан³я единою привычкою утверждаются, и отвычкою искореняются. Едина о добродѣтоли проповѣдь, коль она ни вѣроятна, легко исторженна быти можетъ, малѣйшимъ противоглас³емъ. Похвально воспитан³е; но къ нему честное потребно обхожден³е, и образцы привлекающ³я насъ ко честности: а сверхъ того учен³е. Казалося бы что физическое и математическое разсужден³е добродѣтели было не нужно: да мног³я физисты и математисты, честности и не знаютъ; однако тогда ихъ основан³я не употребляются, кромѣ какъ только ко ихъ професс³ямъ. С³и двѣ обширныя науки и логика, суть оруд³я къ изыскан³ю истинны: а добродѣтель безъ снискан³я исшинны пи вкоренить-ся ни утвердиться не можетъ. Словесныя науки имущ³я основан³е на логикѣ. Нужняе еще и физики и математики ко пр³обрѣтен³ю добродѣтели. Но потому что добродѣтель не отъ однихъ ученыхъ требуется, можетъ показаться учен³емъ не столь нужнымъ ради добродѣтели. На с³е я возражан³е отвѣчаю: не надобно премудрости солдату; но полководцу безъ нея обойтися не льзя. Солдатъ установлен³ю слѣдуетъ; но предписан³е устава требуетъ просвященнаго полководцу ума, тако и учен³е потребно предводителямъ народа: а всему народу ево имѣти не можно; да учен³е сверьхъ того еще велико при великомъ остроум³и; ибо малоумныхъ оно портитъ. Народъ утверждается предписанными имъ уставами, которыхъ благо ему понятно, а сами они системъ не составляютъ, хотя о честности и одна только система: и кажется что она еще и не трудна: ибо въ томъ она и состоитъ только: дѣлай то другому, чево ты себѣ желаетъ. Рубашка, какъ говорится, кафтана къ тѣлу ближе; такъ не льзя не предпочесть своея собственности, дѣламъ другова; однако желай добра и другому по размѣру, желан³ямъ собственности. Кратка и проста с³я наука; но развращенному разуму и испорченному сердцу, весьма трудна; ибо противоборств³е невѣжества и пристраст³я, должно быти опровергаемо великою силою просвѣщен³я. А воспитан³е къ тому только дорогу очищаетъ. Мука еще не хлѣбъ, слѣдовательно и не пища еще: воспитан³е становится пищею добродѣтели тогда, когда оно установится просвѣщен³емъ: безъ котораго оно подобно орѣху не имущему еще ядра, или яйцу не произведшему еще цыпленка.
Возращен³е добродѣтели принадлежитъ начальникамъ и писателямъ: проповѣдники добродѣтели толкуютъ о ней: а начальники за нее награждаютъ, пороки исправляютъ, и беззакон³е истребляютъ. С³е дѣло есть первая Монарша должность, но монархи не сердцевѣдцы и не всевидцы; такъ не могутъ разбирати всѣхъ подданныхъ, да и ближайшихъ отягощенны многими дѣлами подробно не всегда разбирати могутъ; надобны так³я вельможи которыя бы имъ помоществовали, въ семъ важнѣйшемъ должности ихъ дѣлѣ. Чѣмъ вельможи просвѣщенняе и добродѣтельняе, тѣмъ болѣе чистится и народъ. Когда вельможи любятъ науки, любитъ и народъ: когда вельможи травятъ только заяцовъ: друг³я дворяня такъ же порскаютъ: когда вельможи играютъ только въ карты, весь народъ держится пеструхи: а с³я игра есть отрава добродѣтели, отводящая людей отъ должностей, убивающая время и пустымъ обременяющая головы. Кажется мнѣ что времени мало человѣку, ко исправлен³ю должностей, хотя бы и картъ не было: да и на что играти тому въ карты, у ково и безъ того доходы велики? Не лутче ли бы отдати сей гнусный трудъ и врѣдный прощелыгамъ? Пускай сею гнусною професс³ею обогащаются тунеядцы и разоряютъ молодыхъ людей. Не явное ли ето разрушен³е добродѣтели? Всѣ ето видятъ, и никто сему не противоборствуетъ; не чудно ли ето? Чѣмъ же провождати время? Не чѣмъ, когда голова пуста; но пустой головѣ, должно ли большой имѣти чинъ? Не подумаетъ ли кто, что я говорю дерзко; ибо мног³я достойныя и почетныя люди пеструхи держатся, или картами забавляются. Можно ли хулить пьянство, когда бы какой знатной господинъ, етова держался? И можно ли озираться, когда я пишу о добродѣтели, нѣтъ ли какова изъ могущихъ содѣлати мнѣ худо, недобродѣтельнаго господина, упражняющагося. единственно въ маловажнѣйтихъ забавахъ? Когда писать о истиннѣ и добродѣтели; такъ бояться ненадобно, по пословицѣ: Когда кто боится дрязгу, тому не надобно и въ лѣсъ ходить. Трусливый моралистъ есть трусливый воинъ: трусъ военный не принимайся за шпагу и не дѣрись за отечество: а трусливый моралистъ не принимайся за перо и не защищай добродѣтели.
Добродѣтельныя люди не боги, и подчинены страстямъ, хотя и не подвержены беззакон³ю. Мы грѣшны всѣ, и всѣ природы одинакой; но плутъ изъ насъ не всякой. Строгость во разсужден³и слабостей нашихъ, и строгое мнѣн³е есть тиранство. Человѣколюб³е есть перьвая статья добродѣтели, и источникъ всякаго блага. Теперь я спрошу: должно ли имѣти человѣколюб³е къ тѣмъ которыя сами онаго лишенны: нѣтъ. Я не законодавецъ, и даю мое разсужден³е, а не законы. Не должно быти противъ ихъ тиранами только; ибо кто украдетъ у меня, а я за то украду у нево; такъ мы оба воры будемъ. Уб³йца и грабитель сами себя любви ближняго лишаютъ: и могу ли я того любити, кто другихъ не любитъ? Надобно говорятъ любити человѣка, по человѣчеству; но человѣкъ лишенный человѣчества противняе хищнаго звѣря. Я смотрю съ отвращен³емъ, когда псы ловятъ заяца, и безъ жалости могу не смотрѣть, но терпѣть, когда убивается хищный волкъ. Какъ убиваютъ быковъ, я етова съ роду не видывалъ и никогда не увижу: необходимость только с³е наше варварство извинястъ. Не похваленъ человѣкъ лишнюю имущ³й копѣйку, и подчивающ³й просящаго старика, или больнова человѣка или алчущаго младенца, словомъ: Богъ дастъ, употребляя не къ мѣсту имя милосердаго Бога; но кто не подастъ милостины разбойнику; чѣмъ того обвинить можно? Когда я увижу разбойника, я стыжуся, что и я так³я же составы какъ онъ имѣю, и жалѣю тогда что я не овца; ибо овцы безъ исключен³я всѣ не злосерды. Когда я вижу не связныя стихи, я стыжуся что я стихотворецъ, и имя поез³и тогда мнѣ омерзеваетъ.
Въ судѣ противъ бездѣльствъ имѣя сердце твердо,
Взирай на слабости людск³я милосердо. (*)
(*) Трагед³я Семира.
Не почитайте не добродѣтельными людьми, людей подверженныхъ нѣкоторымъ слабостямъ, но не называйте пороками беззакон³й.
Добродѣтельна ли женщина подверженная не постоянству любовному? порочна она, но можетъ быти и добродѣтельною, ежели ея судьбина не связана съ чест³ю или ея родителей, или мужа или сродниковъ, или съ чест³ю дома, или съ чест³ю будущаго ея мужа, или она обманута, или покорствовала она незапно часу распален³я. Какъ то ни есть; но она изъ числа добродѣтельныхъ женъ исключиться не можетъ, ежели она с³е стараться будетъ удовлетворити, приемлющимъ во ея безчест³и участ³е: и исключается изъ числа добродѣтельныхъ людей, ежели она въ томъ ожесточилась. Молодыя люди всѣ подвержены сей страсти; Но они изъ числа добродѣтельныхъ не исключаются; ибо весь бы былъ человѣческ³й родъ безчестенъ; однако обманщики и не постоянныя люди всеконечно безчестны, и ни когда ни чѣмъ бесчест³я своего, какъ воры и разбойники не загладятъ. Любовь до тѣхъ поръ не отлучается отъ добродѣтели, доколь она благородная страсть.
Люблю Офел³ю; но сердце благородно,
Быть должно праведно хоть плѣнно, хоть свободно. (*).
(*) Трагед³я Гамлетъ.
Пьяница презрителенъ, но не безчестенъ, ежели с³я лѣсница не низводитъ ево во беззакон³е, которое хотя и мѣнше, нежели беззакон³е трезваго; но не со всѣмъ извинительно, а великое беззакон³е, и ни мало не извинительно. Картежникъ и самою своею професс³ею почти беззаконникъ, хотя бы игра и не доводила ево до бездѣльства. Лжецъ, лишенъ добродѣтели, ежели онъ врѣденъ, и презрителенъ только ежели не врѣденъ. Ругатель и поноситель суть люди бесчестныя. Судья грабитель, хуже вора; но то сожалѣтельно, что таковыя люди и себя и своихъ наслѣдниковъ обогащаютъ. Наслѣдники ихъ хотя и не винны, но с³я диплома что они бездѣльствомъ родителей своихъ разбогатѣли, имъ чести не приноситъ. Ето жалостно что въ четвертомъ и пятомъ колѣнѣ уже не будетъ извѣстно, что я великолѣпствую краденымъ; но Богъ конечно что нибудь во судьбахъ своихъ имѣетъ противу великолѣп³я похищеннаго предками.
Не дѣлати зла, хорошо; но с³е благо еще похвалы не заслуживаетъ: столбъ худа не дѣлаетъ; но столбъ за то еще почтен³я не удостоевается. Не дѣлать худа, не есть добродѣтель: добродѣтель есть дѣлати людямъ добро, коли можно: похвально и то, что я могу и не дѣлать людямъ худа; но то еще не добродѣтель. Но можетъли еще ето быти, что бы кто не смогъ людямъ дѣлати добра? Кажется мнѣ, что всякой человѣкъ много или мало, но можетъ ближнему дѣлати услугу. И такъ каждый человѣкъ имѣетъ могущество благодѣян³ями своими снискати добродѣтель: а еще удобняе ему быти злодѣемъ. Ко благодѣян³ю устремляются не мног³я, а злодѣян³емъ наполненна вселенна, по размѣру невѣжества и ожесточен³я. Не думаетъ ли кто угоденъ быти Богу, когда сердце чье не добродѣтельно. Тщетны и молитвы и посты ево. Богу жертва, сердце сокрушенно и смиренно.
Бѣдность отводитъ не рѣдко людей отъ пути добродѣтели; но с³и люди ни когда прямо добродѣтельными не были; ибо твердаго въ ней человѣка, ни кто и ни что отъ нея отклонити не можетъ. Когда нещастной человѣкъ почитаетъ Бога, и жаждя с³е ему еще и пр³ятняе. Мног³я во время щаст³я своего Бога любятъ, а во время нещаст³я на него негодуютъ; но они и во щаст³и добродѣтельны не были, но только обманывали свою совѣсть. Ето правда, что нещаст³е и бѣдность отягощаютъ сердце и простерт³ю богопочитан³я препятствуютъ; но зазженныя любов³ю къ Богу искры въ цѣлости своей пребываютъ, и огнь имѣетъ ту же силу, хотя и не простирается. Ни бѣдной ни больной во время муки своея хотя и наполняются благоговѣн³емъ, не могутъ предстати въ томъ образѣ предъ жертвенникомъ велич³я Бож³я, въ какомъ они были въ часы своего благоденств³я. Однако добродѣтельная душа и безъ возмущен³я горестьми и Бога и человѣка съ мѣншимъ проситъ жаромъ, нежели когда благодаритъ. А худыя люди просятъ жарко а благодарятъ холодно,
Мног³я думаютъ будто просвѣщен³е только однимъ начальникамъ имѣти надобно; но блаженство общества состоитъ не въ начальникахъ однихъ, и не въ однихъ знатныхъ господахъ. Когда де говорятъ люди всѣ просвѣщенны будутъ; такъ не будетъ повиновен³я и слѣдовательно ни какова порядка. С³я система принадлежитъ малымъ душамъ и безмозглымъ головамъ. Здѣлаемъ новое общество, и вообразимъ то что оно состоитъ изъ Сократовъ. Захочетъ ли кто видѣти не породою и не достоинствомъ, но щаст³емъ кого себѣ государемъ, когда онъ самъ долженъ будетъ черпать ему воду? Собралися бы Сократы, и посовѣтовавъ выбрали себѣ конечно, или Государей или Государя. Монархическое правлен³е, я не говорю диспотическое есть лутчее; такъ с³и Сократы посовѣтовавъ избѣрутъ себѣ Государя, вельможъ и начальниковъ, которымъ они еще больше повиноваться будутъ, имѣя здравый разсудокъ: предпишутъ они не нарушимыя законы, свяжутъ и себя и вельможей тѣми законами которые они сами уставили. Сократъ истопникъ не будетъ имѣти презрѣн³я; ибо онъ почтенъ отъ того, кому онъ печи топитъ, и тѣмъ ево онъ только менше, что начальникъ ево, больше нежели онъ трудится: онъ топитъ печи, а тотъ судитъ и распоряжаетъ. Сверхъ того могутъ люди всѣ быть просвѣщенны; но качества просвѣщен³я суть разноличны. Тотъ законникъ: тотъ п³итъ: тотъ воинъ: тотъ живописецъ: тотъ астрономъ; и такъ: хотя разумъ и равенъ у людей; но уже и качества просвѣщен³я дѣлаютъ различ³е между нами. Говорятъ же не о равновѣс³и разума, но просвѣщен³я; такъ не только равнаго просвѣщен³я, но и разума, да и ни чево на свѣтѣ равнова нѣтъ; такъ с³я гадкая система сама себя опровергаегяъ, ко стыду толь не добродѣтельно мыслящихъ: и естьли они не отъ невѣжества и привязанной къ нему гордости такъ разсуждаютъ, такъ конечно отъ нечест³я.
Господинъ Бетской къ умножен³ю въ Росс³и добродѣтели много основалъ. Я былъ самъ кадетъ и вижу многихъ изъ того корпуса достойныхъ людей; но сколько на противъ того и такихъ, которыя, тѣми же стали уродами, какими они въ корпусъ вошли; ибо они къ благородному обхожден³ю не прилегали: а изъ сего кадетскаго корпуса, по крайнѣй мѣрѣ и послѣдн³й будетъ имѣти видъ человѣка благороднаго, по одной привычкѣ. Тамо обучали насъ быти солдатами: а здѣсь при томъ обучаютъ быть и людьми, да еще и благородными. Больш³я разумы исходятъ сами изъ заразы худова воспитан³я; но всѣмъ ли людямъ больш³я даются разумы и чистыя сердца. Острому человѣку, не много больше потребно воспитан³е, сколько здоровому человѣку лѣкарство: онъ и попортивъ себя, самъ себя поправитъ; однако и ему предупредительныя способы потребны; но всѣ ли люди здоровы? И всѣ ли отличную остроту имѣютъ% а нѣкоторыя и имѣли оную, лишенны всѣхъ способовъ, остаются какъ тучныя и не насѣянныя нивы. Дѣвицы воспитуемыя въ Монастырѣ, ему Г. Бетскому столько же чести приносятъ; они не только своихъ чадъ просвѣщати будутъ, но и мужей поправятъ, ежели только будетъ удобно. Нѣкоторыя дѣвицы, дочери и знатныхъ господъ, устремляются только въ бездѣлушки, и всю премудрость въ единой модѣ почитаютъ, не мысля ни о небѣ, ни о землѣ. Двѣ дамы такой нѣкогда имѣли разговоръ: одна была просвѣщенна, ибо она знала что есть на свѣтѣ Африка: а знала она ето по тому что имѣла она арапа: я чаю, говорила она, что въ Африкѣ то очень жарко, когда въ ней солнце такъ жестоко пожигаетъ: а та смѣяся говорила ей: фу матка, будто не то же въ Африкѣ солнце, которое и у насъ. Я и ету почитаю уже просвѣщенною; ибо она знала, что солнце одно только на свѣтѣ: а иныя и етова не знаютъ. воспитанницы въ монастырѣ, такова спора не заведутъ. Мног³я дѣвицы у насъ и своихъ мыслей не умѣютъ изъяснити, и не могутъ изобразити того что они чувствуютъ: а г. Алексѣева и г. Рубановская и чуж³я мысли и чувств³я изображаютъ. Сколько сыщемъ мы подобныхъ г. Алексѣевой, могущихъ изображаться толь сильно, благородно, вкусно, и разумно? Не только дѣвицъ, не только мущинъ, но и самыхъ актеровъ на свѣтѣ, не взирая что ето не професс³я г. Алексѣевой, и въ чемъ она еще и очень мало упражнялася: а три года о томъ и не думывала. Не дерзнетъ ли кто всѣмъ разсуднымъ людямъ попротиворѣчить и сказати, что декламац³я, ума, остроты, разсудка и вкуса не требуетъ? г. Алексѣева и г. Рубановская трогали чувствительност³ю своею, и сердце самово автора. Кто лутче судить можетъ то, какъ самъ авторъ: вошли ли г. Алексѣева, и г. Рубановская, во авторск³я мысли и чувств³я? г. Молчанова, г. Львова, г. Левшина, Г. Нели.дова, г. Баршова, г. Алымова и г. Арсеньева, конечно и театральными представлен³ями дѣлаютъ честь нашему вѣку, г. Бетскому, и г. Лафоншѣ. Мног³я и тѣмъ возносятся что они хорошо въ вискъ и въ шахматы играютъ. Картами и шахматами отличаются люди самой мѣлкой професс³и; ибо вкусъ нашъ сими забавами не исправляется: а декламац³я насъ возвышаетъ. Человѣки словесност³ю отъ протчихъ тварей отличаются: а писмами, разроворами, и декламац³ею отличаемся мы и отъ протчихъ людей. Худо воспитанный человѣкъ можетъ быти ученъ; но не имѣя вкуса благороденъ ни когда не будетъ. вкусъ состоитъ изъ размѣрной смѣси, понят³я, ума, и разсудка. Все ето я вижу и по одной декламац³и въ г. Алексѣевой, г. Рубановской и во всѣхъ именованныхъ во письмѣ семъ дѣвицахъ; но я не многихъ только знаю, но и о другихъ имѣю высокое мнѣн³е; хотя я и знаю что с³и дѣвицы мѣжду хорошими дѣвицами суть изъ самыхъ лутчихъ: а изъ тово слѣдуетъ то что декламац³я изображаетъ намъ доволѣно ихъ достоинства: да и нельзя инако быть; ибо декламац³я есть истинное существо вкуса: а вкусъ выше всего во природѣ человѣческой. Не слѣдуетъ изъ того, что актеръ почтенняе всего на свѣтѣ; но то что автору и актеру вкусъ не только нужняе всѣхъ ученыхъ, но и всѣхъ художниковъ. Г. Алексѣева, есть образецъ лутчаго вкуса, превосходящаго похвалу мою: отлично и весьма много похвальна и г. Рубановская. Но чья похвала важняе похвалы автора, самыя тоя драмы, которая была представлена, предъ ево глазами, къ восхищен³ю ево духа и къ восторгу ево сердца. А что принадлежитъ до г. Алексѣевой такъ только то подвержено критикѣ; что Олегъ старъ и слѣдовательно не хорошъ, а г. Алексѣева и молода и прекрасна: тотъ вялъ, а она жива и быстра; но сей порокъ произвели ее отличныя тѣлесныя и душевныя качества. Благословляй Боже вертограды с³и, къ чести воспитуемаго юношества, къ пользѣ нашего отечества, ко прославлен³ю г. Бетскова и къ вѣчной славѣ велик³я ЕКАТЕРИНЫ.
Для Академ³и художествъ устроено воспитательное жилище. Не лутче ли, и не въ честь ли ето художествамъ, когда они добродѣтельнымъ людямъ отдаваться будутъ. Врѣденъ безъ добродѣтели не только ученый одинъ, но и художникъ. П³итъ каковъ бы ни былъ, не будетъ полезенъ обществу безъ проповѣдан³я добродѣтели, и безъ умножен³я вкуса. Добродѣтельный художникъ ужасняе изобразитъ адъ, и приятняе Елисѣйск³я поля нежели художникъ и беззаконникъ, и привлечетъ удобняе ко добродѣтели. Страшный судъ и худыми иконниками писанный толпы людей собираетъ и многихъ уличаетъ и привлекаетъ ко пути добродѣтели. Проповѣдникъ имущ³й добродѣтельное сердце, тронетъ сердца слышателей удобняе, какъ и хорош³й и добродѣтельный актеръ удобняе тронетъ души наши, нежели хорош³й актеръ не ощущающ³й добродѣтели. С³е училище приноситъ г. Бетскому чести, какъ и сиропитательный домъ воспитующ³й презрѣнно рожденныхъ. Презрѣнно рожденныхъ говорю по обыкновенному и не основательному обыкновен³ю. Ибо Господь Богъ о родѣ человѣческомъ инако разсуждаетъ: а ему слѣдуя, разсуждаетъ такъ же и наша человѣколюбивая монархиня. Скажемъ тако: рожденны с³и младенцы во грѣхи произведшихъ ихъ и зачаты они во беззакон³и; но Законодавецъ нашъ рекъ о блудницѣ: аще кто не имать на себѣ грѣха, да вержетъ на нее камень; не уже ли самъ Законодавецъ изрекъ с³и слова противу Священнаго Писан³я: и когда блудница прощена; невинныя отъ нихъ рожденныя младенцы, чѣмъ винны? Таковы младенцы или погибали, или во презрѣн³и возрастали: а нынѣ и не гибнутъ, и возрастаютъ добродѣтельно. Во ихъ воспитан³и готовится имъ не стыдъ, но честь, и приращен³е добродѣтели, вмѣсто отъ презрѣнныхъ младенцовъ, худова поведен³я; и слѣдственно умножен³я беспутства.
Религ³я и правосуд³е, коль ни святы; но колико въ нихъ злоупотоеблен³я? А с³е отъ разрушен³я добродѣтели происходитъ. Суетно все на свѣтѣ когда добродѣтель не имѣетъ подпоры. На с³е, что бы добродѣтель охранялася устроены монархи, вельможи и начальники. Вельможи суть первыя подъ короною, или подъ главою члѣны, и пристраст³я вельможъ ихъ суть важнѣйш³я беззакон³я, отверзающ³я пути ко нещаст³ю и ко разрушен³ю добродѣтели.
Въ войскѣ солдатамъ потребно мужество: начальникамъ сверхъ того справедливости потребно еще больше нежели рядовымъ; полководцу сверхъ того больше всѣхъ добродѣтель. Знаю я что есть ето на свѣтѣ, чтобы убивати иногда пораженныхъ уже безъ пощады. Водится ето; но праведно ли ето? Такое научен³е иногда и самимъ наставникамъ бываетъ ко врѣду. И можно ли научати людей добродѣтели, и въ самое то время слѣдуя разъяреннаго сердца движен³ю варварству? Не ослѣпленны ли тѣ люди, когда не видятъ лютаго сердца своего предводителя, сдирающаго кожи съ людей, по всѣмъ законамъ и по волѣ монарха и всего отечества, защищающихъ истинну, и однимъ мерзскимъ разрушителемъ добродѣтели, вовергаютъ себя въ рѣдко случающ³яся беззакон³я, увѣряся ясно что предводитель ихъ и плутъ и мучитель? Варварство и въ узаконенныхъ войскахъ есть разрушен³е добродѣтели. У насъ етова не дѣлается, а с³е усугубляетъ нашу побѣдоносную славу, и вселяетъ во народы наши человѣколюб³е.
Судьи емлющ³я взятки всѣхъ тварей гаже: и ежели крючкотворный подьяч³й подверженъ жестокому наказан³ю: сей благородный мужъ превосходитъ беззаконствуя и продавая истинну и воровъ и разбойниковъ бездѣльствомъ. Нѣтъ достойной имъ на свѣтѣ казни. Когда я, о семъ только воображу, вся во мнѣ востревожится кровь. А вы дѣти похитителей истинны и разрушителей добродѣтели, наслѣдуя ограбленное имѣн³е, и приобрѣтенное взятками откупомъ и подрядомъ неправды, можете ли быти почтенными въ очахъ добродѣтельныхъ людей? Но ни вы, ни ваши скаредныя родители, довольствуяся такимъ безсовѣстнымъ нажиткомъ, не взираете на пустыя добродѣтельныхъ людей критики, и пропивая и проѣдая приобрѣтенное, безъ угрызен³я совѣсти. Вы щаетливы; но Богъ судьбы свои премудро устроеваетъ; такъ конечно и с³я статья, какъ Поступити съ наслѣдниками грабителей, у Нево устроена.
Разрушается ли отомщен³емъ добродѣтель? И отомщен³емъ и упущен³емъ разрушается. Упускай кающемуся. Г. Волтеръ говоритъ: грѣшити есть дѣло человѣческое, а упускати прегрѣшен³я, есть дѣло Божественное. Но не будетъ оно дѣломъ Божественнымъ, когда не кающемуся отпускается; ибо и Богъ не кающихся не прощаетъ. Не должно мстити тому, кто меня выбранитъ, и повинится предо мною; но можно ли и кающагося простити, кто погубитъ моихъ родителей, жену и дѣтей? Такое упущен³е ко добродѣтели не принадлежитъ; но ко разрушен³ю оныя.
Кто не вмѣшивается въ чуж³я ссоры, тотъ называется обыкновеннно добрымъ человѣкомъ; но добраго человѣка дѣло прекращать ссоры когда можно, и когда къ тому онъ не привлекается. Кто въ чуж³я не мѣшается дѣла, тотъ только единаго себя любитъ, и не достоинъ любви другова. Въ Аѳинахъ было установлен³е, что когда республика раздѣлится, и Аѳинянинъ не пристанетъ ни къ которой части; онаго выгнать изъ отечества.
Говорятъ нѣкоторыя, ко похвалѣ нѣкоторыхъ: они такъ живутъ тихо, что какъ бы ихъ и не было. Лутче что бы ихъ никогда не было. Худо, когда кто злодѣйствуетъ; но и то не хорошо, когда кто живетъ ради себя единаго.
Есть люди, не познавающ³я Божества отъ недоумѣн³я; но есть и так³я люди, которые не познаваютъ Божества отъ излишняго умствован³я и отъ заблужден³я. Говорятъ будто можно быти честнымъ человѣкомъ и безъ познан³я Бога. Безумныя и не ученыя атеисты презираются; но разумныя и ученыя опасны, дабы они, и остатковъ добродѣтели не разрушили: а я твердо стою что атеистъ честенъ быти не можетъ. Между суевѣрами во всѣхъ религ³яхъ, честныя люди есть: нѣтъ только честныхъ людей между ханжей: а ханжество должно духовными всячески истребляемо быти, ежели духовныя ради лицемѣр³я или какой опасности отъ ханжей боятся коснуться пустосвятству ханжей; они разрушители добродѣтели. Суевѣры добродѣтель колеблютъ: ханжи разрушаютъ: атеисты истребляютъ: а Богопочитатели добродѣтель утверждаютъ и распространяютъ.
Богопочитан³е, къ Монарху усерд³е, любовь къ отечеству, наблюден³е благопристойности, безпристраст³е, исправлен³е должностей, жалость и дружба суть неколѣбимыя добродѣтели основан³я. Кто не чтетъ Бога, въ томъ и искры добродѣтели нѣтъ. Кто не усердствуетъ Монарху, тотъ отъ главы отторженный члѣнъ. Кто не любитъ отечества, тотъ отторженный члѣнъ ото всего тѣла. Кто не наблюдаетъ благопристойности, тотъ себя, яко члѣна осрамляетъ и тмитъ порядокъ добродѣтели. Кто не правитъ должности, рветъ онъ порядокъ добродѣтели. Кто не имѣетъ жалости, тому добродѣтель не прикасается. Кто дружбы не хранитъ, тотъ измѣняетъ добродѣтели. Кто пристраст³ю слѣдуетъ, тотъ отвращается отъ добродѣтели. А кто все с³е наблюдаетъ, тотъ правъ и предъ Богомъ и предъ людьми.
Человѣкъ не имущ³й благодарнаго сердца, почти со всѣмъ добродѣтели лишается, и не достоинъ ни какой милости. Могущ³й дати бѣдному милостину, и не помогающ³й ему, не много почтенняе не благодарнаго. Скупой честнымъ человѣкомъ рѣдко бываетъ. Мотъ и расточитель, хотя и не бесчестны; но весьма близки ко безчестности, и одинъ шагъ ево и незапно можетъ вовергнути во беззакон³е.
Человѣкъ нескромный врѣденъ себѣ но не бесчестенъ; однако портитъ добродѣтель, себя самаго не остерегая, и принося ближайшимъ своимъ горесть. А кто чуж³я выноситъ повѣренныя ему тайны, тотъ разрушаетъ добродѣтель. Выносящ³й по пословицѣ изъ избы соръ, грѣшитъ противу добродѣтели. Ругатель и поноситель человѣческихъ слабостей, согрѣшаетъ, а иногда и беззаконствуетъ.
Гордость есть не простительная порча добродѣтели: тщеслав³е порокъ великой. Низость и подлость суть малодуш³я разрушающ³я благопристойность: трусость есть природная слабость, но малость души, могущая подати поводъ ко разрушен³ю добродѣтели.
Невѣжество есть дорога, къ неумѣренному самолюб³ю, ко гордости, и ко закрыт³ю истинны и добродѣтели.
&nbs