Главная » Книги

Сумароков Александр Петрович - Публицистика, Страница 6

Сумароков Александр Петрович - Публицистика


1 2 3 4 5 6 7

23;мъ то только здѣшняя жизнь и хороша, что все можно выговорить, чево у насъ томъ свѣтѣ дѣлать не позволяется. Здѣсь истинна беззакон³емъ не почитается, и маскарадовъ здѣсь нѣтъ, всѣ въ своихъ лицахъ: доброй человѣкъ называется добрымъ, а худой худымъ. Тамъ ты назывался честнымъ, хотя ты честенъ и никорда не бывалъ; а здѣсь честнымъ человѣкомъ называютъ меня, хотя на томъ свѣтѣ ты меня и плутомъ называлъ. Я плутомъ не бывалъ никогда, а ты совершенный длутъ былъ.
   Госп. Я любопытствую еще больше нежели сержусь, по чему ты меня такимъ называешъ именемъ.
   Сл. По тому, что ты послѣ отца наслѣдства получилъ мало, былъ судьею жалованье бралъ умѣренное, а жилъ очень богато, да и я тому свидѣтель, сколько къ тебѣ подарковъ нашивали, а взятки брать запрещено, и правосуд³я продавать не позволено.
   Госп. Взять не безчестно, только чтобы дѣло по правамъ рѣшено было.
   Сл. Да за что же брать? за то платится что продается, а что не продается, то дается даромъ.
   Госп. Когда я дѣло вершу, и доставлю человѣка десятьми тысячами рублевъ; такъ убыточно ли ему, когда онъ десятою частью за то меня подаритъ, да дватцатую часть: за труды дастъ подьячимъ.
   Сл. Да когда истцу десять тысячь по правамъ принадлежали; такъ онъ удовольствованъ правосуд³емъ а не тобою, а ты за то что вершишъ дѣла имѣешъ чинъ и жалованье.
   Госп. Ето правда, и когда прямо разсмотришъ; такъ брать взятки и грабить, ето все равно, да еще взятки и хуже, для того, что грабительство не присвояетъ себѣ почтеннѣйшаго имени правосуд³я, а взятки присвояютъ; и такъ когда судья взятки беретъ согрѣшаетъ сугубо. Перьвое, что грабитъ, а другое, что правосуд³е всуе употребляетъ; однако ето ввелося да оно жъ и нажиточно.
   Сл. Нажиточно или нѣтъ, только ето плутовство да и великое: а ежели судья возметъ да еще и не правду здѣлаетъ; такъ то плутовство превеликое и котораго больше нѣтъ. А ты ето дѣлалъ: Я тебѣ служа всѣ твои плутни вѣдаю.
   Госп. А я вѣдаю, что тебя за наглыя слова надобно сѣчь.
   Сл. Сѣчь меня не за что, а ты столько жъ меня можешъ высѣчь теперь сколько я тебя.
   Госп. Сносно ли ето, что собственной мой слуга мнѣ ругается, и меня бранитъ!
   Сл. Сносно ли и мнѣ ето было, что ты мнѣ ругался, и не только меня бранилъ, да еще и билъ? А я велъ себя честно, и не такъ какъ ты.
   Госп. Горестно мое на семъ свѣтѣ состоян³е.
   Сл. А мое на томъ свѣтѣ состоян³е еще и горестняй было.
  

РАЗГОВОРЪ ²V.

Медикъ и Стихотворецъ.

Медикъ.

  
   Хотя бы у ково нибудь палецъ заболѣлъ! нещастная для насъ тамъ жизнь, гдѣ люди здоровы. Не только горячки ни заусеницы здѣсь нѣтъ.
   Стих. Здравствуй господинъ докторъ.
   Мед. Только и словъ, здравствуй да здравствуй. И на томъ свѣтѣ ето слово всегда болтаютъ, да по тому не дѣлается, и рѣчь ето тамъ пустая, которая докторамъ кромѣ небольшей досады ни чево не дѣлаетъ, а здѣсь ето слово будто какъ околдовано. Гдѣ всѣ здравствуютъ, тамъ медикамъ надобно такъ часто, какъ ненавистники медицинской науки говорятъ здравствуй, говорить подай милостину.
   Стих. Господинъ докторъ, я и на томъ свѣтѣ жестокою страдалъ болѣзн³ю и на етомъ ею же стражду, и мног³я господа медики почитали ету мою болѣзнь неизлѣчимою.
   Мед. Слава богу! есть больной. Какая у тебя болѣзнь?
   Стих. Великой жаръ и брѣдъ, и все брѣжу на виршахъ.
   Мед. Болѣзнь у тебя жестокая и подлинно почти неизлѣчимая. Ежели кто въ прозѣ брѣдитъ, такъ тово не трудно вылѣчить, а ежели на виршахъ и не скоро захватишъ, такъ тово трудно вылѣчивать. Давно ли ета у тебя болѣзнь?
   Стих. Съ самаго младенчества.
   Мед. Какъ ты брѣдишъ на риѳмахъ или безъ риѳмъ.
   Стих. На риѳмахъ.
   Мед. Ето еще зляе.
   Стих. Однако мнѣ отъ етова иногда бываетъ легче, ради того что мнѣ отъ искан³я риѳмы иногда приходитъ потъ, а послѣ поту нѣкоторое облегчен³е, слово въ слово какъ будто потовое приметъ, или какъ на полку побываешъ.
   Мед. Хорошо еще что натура дѣйствуетъ; однако отъ излишества въ такомъ обстоятельствѣ поту бываютъ обмороки.
   Стих. Было ето и со мною, и ежели бы не пустили мнѣ крови, то бъ я и не очнулся.
   Мед. Какимъ ето пришло образомъ?
   Стих. Надобна была мнѣ риѳма къ слову, небо. Цѣлыя три часа бился я надъ нею, и такъ жестоко потѣлъ, что на конецъ со всѣмъ обезсилѣлъ, обезпамятѣлъ, и упалъ.
   Мед. Ето съ риѳмотворцами не рѣдко случается.
   Стих. Не можно ли мнѣ отъ болѣзни хоть малое получить облегчен³е?
   Мед. Часто ли ты выѣзжаешъ?
   Стих. Рѣдко; какъ больному человѣку выѣзжать?
   Мед. Надобно необходимо проѣзживаться, что больше сидишъ дома, то больше ета болѣзнь умножается: во всѣхъ болѣзняхъ движен³е потребно, а въ етой еще больше потому что безъ движен³я прибавляется Гипохондр³я, а Стихотворческая болѣзнь безъ Гипохондр³и не бываетъ. Хорошо ли ты спишъ?
   Стих. Какое спанье! въ иную ночь и на минуту не заснется.
   Мед. Как³я ты сны видишъ? изъ етова медики многое заключаютъ.
   Стих. Преужасныя.
   Мед. Великое загущен³е крови.
   Стих. Вижу Стиксъ, Ахеронъ, Фур³й, Медузу, Сфинкса, Гидру, Титановъ, Гигантовъ и протчее тому подобное.
   Мед. Видаешъ ли ты когда во снѣ Д³яну, Ендим³она, Венеру, Адониса и протчее такое?
   Стих. Никогда господинъ Докторъ. А изъ Д³яниной истор³и видѣлъ я однажды себя въ образѣ Актеона, когда онъ бѣжалъ отъ собакъ своихъ. Тутъ то я напугался, а послѣ разсуждалъ, что Актеонъ не для того собакамъ своимъ, о томъ, что онъ Актеонъ, и чтобъ они узнали своево господина, сказать не могъ, что онъ въ оленя превратился, но для того что въ такомъ лютомъ обстоительствѣ когда собаки кусаютъ, и въ прозѣ ни чево не выговоришъ, не только въ стихахъ, а мнѣ собакамъ надлежало говорить стихами, да еще и съ Риѳмами.
   Мед. Великое загущен³е крови.
   Стих. Нѣкогда видѣлъ я сонъ еще и етова страшняе.
   Мед. Какой?
   Стих. Видѣлъ я во снѣ, будто я Марс³й, и Аполлонъ здираетъ кожу съ меня, и мнѣ приговариваетъ: не брѣдь, не брѣдь: а что я брѣжу, моя ли ето вина; кто изъ доброй воли брѣдитъ.
   Мед. Жестокой ето сонъ былъ.
   Стих. А нѣкогда видѣлъ я сонъ еще и етова страшняе.
   Мед. Какой?
   Стих. Приснилося мнѣ, будто я сынъ тартара и земли, и что я лежа подъ Етною ворочаюсь, и не могу выдраться, и будто мнѣ Юпитеръ приговариваетъ: не трогай неба, не трогай неба. Конечно ето знаменовало то, чтобъ я къ небу не приискивалъ риѳмы, по тому что я вить не прямой Енцеладъ былъ.
   Мед. Тягостныя ето сны.
   Стих. Иногда вижу я и на яву мечтан³я: кажется мнѣ иногда, будто я Икаръ, и подлетѣвъ близко къ солнцу, когда растаяли мои крылья, въ море упалъ. Иногда кажется мнѣ что я Фаетонъ, и сверженъ съ огненной колесницы. А иногда думается мнѣ, что я прекрасная Финик³йская Царевна, и ѣду на коровѣ.
   Мед. Стихотворцы не всѣ на Парнасскомъ ѣздятъ конѣ: не одинъ ты, мног³я ваши братья на коровахъ ѣздятъ. Изо всево видно, что у тебя болѣзнь неизлѣчимая.
  

Письмо

О красотѣ природы.

  
   Оставь меня мой другъ въ моемъ уединен³и и не привлекай меня видѣть великолѣп³е города и пышность богатыхъ. Уединенная жизнь своиственняе моему нраву. Я довольно насмотрѣлся на суеты мира, и что въ нихъ болѣе всматривался, то болѣе отъ нихъ отвращался. Для чево мнѣ тратить кратк³я жизни, спокойныя минуты. Всегда ли къ жизни приготовляться, и никогда не жить? что меня въ городѣ удивить можетъ? все что тамъ удобно приносить увеселен³е, и довольствовать любопытство человѣческое, нахожу я здѣсь въ большемъ изобил³и. Огромныя здан³я, потолоки и стѣны испещренныя живописью, марморныя полы, сады, б³ющ³я къ верьху и многою хитрост³ю понуждаемыя ключи: все то на что въ городѣ смотрятъ люди съ удивлен³емъ, нахожу я здѣсь не въ подражан³и но въ естествѣ. Какое здан³е столько меня удивить можетъ, какъ огромная вселенная? какой потолокъ прекрасняе свода небеснаго, съ котораго раскаленное солнце освѣщаетъ и огрѣваетъ подсолнечную, съ котораго блистаетъ луна, и пригвожденныя къ небу звѣзды блестятъ предъ очами моими? как³я стѣны могутъ быть толь украшенны, какъ рощи и дубровы? какой полъ можетъ быть приятняе зеленыхъ луговъ и мягкихъ муравъ, по которымъ извиваются шумящ³я и прохлаждающ³я источники? какая музыка можетъ уподобиться пѣн³ю прославляющихъ свою свободу птичекъ? С³и предвѣстники багряныя зари возбуждаютъ меня не шумомъ несогласнымъ и слуху досаждающимъ. Ближайшая къ естественной музыкѣ свирѣльная игра и простота пѣсней пастушекъ, мнѣ златой вѣкъ изображаетъ. Во время полудни тѣнь сплетенныхъ древесъ даетъ мнѣ чувствовать едину приятность полудни и излишества жара ко мнѣ не допускаетъ. Приятный мнѣ вечеръ на бережкахъ журчащихъ и по камышкамъ быстро текущихъ потоковъ сладко утомляетъ мысли и радостно возбуждаетъ сердце. Не препятствуютъ моему сну тягостныя мысли: съ удовольств³емъ засыпаю и съ удовольств³емъ пробужаюся. Притворства я здѣсь не вижу, лукавство здѣсь не извѣстно. Одѣваюсяя какъ мнѣ покойно, говорю и дѣлаю что я хочу. И въ поведѣн³и своемъ кромѣ себя ни кому не даю отчета. Что дѣлается на свѣтѣ я знать не любопытствую, и удалившися свѣта въ простотѣ и въ моемъ уединен³и обрѣтаю время златаго вѣка.
  

Письмо

О большихъ бесѣдахъ.

  
   Какое увеселен³е находятъ люди въ большихъ бесѣдахъ? разномысленыя разговоры, шумъ, спюръ, а иногда и ссору. Тогда приноситъ бесѣда увеселен³е, когда въ ней согласно; но можетъ ли между множества людей быть соглас³е, когда и малѣйшее число не всегда между собою соглашается: когда бываетъ то что не только друзья, но и любовники между собою не всегда согласныю Изъ скучныхъ большихъ бесѣдъ я одинъ только балъ исключаю, ни мало танцовать не будучи охотникомъ. Описывать бальныя приятности, я оставляю; ибо то къ моему намѣрен³ю не принадлежитъ. Въ бесѣдѣ состоящей изъ четырехъ человѣкъ, одинъ говоритъ, а трое внимаютъ, и всякой всякова рѣчью довольствуется. Въ большей бесѣдѣ мног³я говорятъ, и шумомъ другъ другу говорить и слушать мѣшаютъ, подражая Жидовской школѣ. Разновидныя представлен³я не даютъ мыслямъ свободнаго бѣга и разумъ приводятъ въ замѣшательство. Большая бесѣда есть пустое и рабяческое увеселен³е. Важное увеселен³е есть, разумное размышлен³е, разумная книга, разумный другъ и прекрасная любовница. Можетъ быть поспорилъ бы кто со мною, естьли бы я похваляя достойную бесѣду позабылъ молвить о любовницѣ. Я не слабости человѣческой польстить желая о любви напомянулъ; но для того, что любви такъ же какъ и дружбы не можно и не надобно опровергать. Малыя бесѣды скучняе и большихъ еще, ежели въ нихъ все о бездѣл³и говорятъ, и скучняе еще, ежели все въ нихъ говорятъ важное. Бездѣл³е всегда сухо, но суха такъ же и важность, ежели она остротою разума не умягчается. Бездѣл³е можно уподобить сухому дереву. Важныя разговоры можно уподобить дереву, на которомъ много плодовъ и ни одного листа, и которое представляетъ нашему зрѣн³ю кучу плодовъ а не дерево увеселяющее очи наши. Сухая важная бесѣда есть школа наполненная учителями и учениками а не бесѣда, и часы оной бесѣды суть часы труда а не отдохновен³я. Человѣкъ всегда въ важныхъ размышлен³яхъ и въ важныхъ дѣлахъ упражняющ³йся разумъ свой отягощаетъ, и щадя времени употребить на отдохновен³е, больше ево теряетъ нежели сохраняетъ. Кто много спитъ тотъ мало дѣлаетъ, а кто мало спитъ, тотъ дѣлаетъ еще менше. Всему, говоритъ Соломонъ, есть время и все свой часъ имѣетъ.
  

Письмо

О гордости.

  
   Гордость есть мать всѣхъ пороковъ, и естественно, и по откровен³ю священнаго Писан³я. За нее врагъ Бож³й и рода человѣческаго лишенъ на вѣки милосерд³я. Она есть дочь самолюб³я, которое всѣмъ и добрымъ и худымъ нашимъ действ³ямъ основан³е. Добродѣтель есть источникъ славолюб³я, а и тщеслав³е происходитъ отъ гордости. Оно только единый видъ славолюб³я имѣетъ. Всѣ похвальныя дѣла отъ славолюб³я рождаются а тщеслав³е рождаетъ дѣла поносныя. Отъ перьвыхъ слѣдуетъ польза, отъ другихъ вредъ. Славолюбивый человѣкъ есть другъ ближняго, тщеславный ближнему врагъ. Перьвый не пресѣкаетъ другимъ достойнымъ людямъ путей ко благополуч³ю, другой ненавидитъ достоинство, и пресѣкаетъ, сколько можетъ, пути ево благополуч³я. Перьвый опирается на свои отечеству заслуги, другой Какъ Есоповъ оселъ одѣянный львовою кожею, забывая естественное свое состоян³е, пустымъ блистать устремляется. Перьвый самъ служитъ отечеству, и къ тому другихъ поощряетъ, другой напрасно хлѣбъ ѣстъ, и отъ полезныхъ трудовъ другихъ отвращаетъ, чтобъ и они хлѣбъ ѣли даромъ. Разумный человѣкъ, хотя бы онъ на высочайшей степени былъ, гордости имѣть не можетъ; ибо она благоразум³ю не свойственна, и перьвая примѣта беззакон³я и безумства. Что больше Императора въ подсолнечной? можетъ ли человѣкъ имѣть менше гордости какъ Петръ велик³й и Дщерь Ево? а есть люди на самой низкой степени пребывающ³я, которыя гордостью, какъ пузыри воздухомъ, надуты. Снисхожден³е въ людяхъ производятъ усерд³е и любовь, а спѣсь дѣлаетъ отвращен³е и производитъ ненависть. Непристойное высокомѣр³е, и неумѣренная низость, подобно какъ безбож³е и суевер³е, хотя и разновидны, однако весьма сходственныя пороки, и оба подлость. И тако гордый человѣкъ не слѣдуетъ подоб³ю своему, по которому онъ созданъ; а слѣдуетъ подоб³ю того, который возмущенъ гордостью восталъ противу вседержителя неограничное имущаго снисхожден³е, человѣколюб³е, долготерпѣн³е, и который отъ Обладателя всея вселенныя, сверженъ во адъ; и въ вѣчныя заключенъ узы.
  

Письмо

О скорости и медлѣнности.

  
   Скорость и медлѣнность суть два противныя пороки, подобно какъ мотовство и скупость. Отъ скорости происходятъ вредительныя исполнен³я, а отъ медлѣнности къ исполнен³ю теряется время. Узаконен³я, расположен³я, рѣшен³я и протчее тому подобное, требуютъ великаго размышлен³я; и слѣдственно времени, въ таковыхъ обстоятельствахъ скорость и обще и участно вредительны; ибо всякое учрежден³е ото всѣхъ противныхъ ему околичностей долженствуетъ быть охранено, а скорость сей безопасности не свойственна. Отъ нея только кратк³я и безоколичныя дѣла зависятъ. Медлѣнность напротивъ того не служитъ къ разобран³ю всѣхъ околичностей; но ею затмѣваются еще отъ забвен³я въ изысканномъ подробности, не изчисляя потерян³я полезныхъ предприят³й и недопущен³я къ новымъ вымысламъ. Скорость во всѣхъ дѣлахъ, которыя времени требуютъ, не доходитъ до благоразсужден³я, не проницаетъ истинны и не полагаетъ основан³я въ пользѣ. Медлѣнность удаляется отъ благоразсужден³я и погубляетъ драгоцѣннѣйшее на свѣтѣ, то есть время. Человѣкъ по достойному любочест³ю старается много совершить похвальнаго а не того чтобы многое только совершить. Онъ измѣряетъ силы разума человѣческаго и потребное къ исполнен³ю своему время. Не предприемлетъ столько дѣлъ единымъ разомъ, сколькихъ онъ благоразсудно окончать не можетъ, вѣдая что мног³я размышлен³я приведутъ умъ ево въ замѣшательство, затмятъ ясность воображен³й ево, и всѣ ево устремлен³я перепутаютъ. Силѣ нашего разума положены границы. Пути древност³ю уставлены, всегдашнимъ благоразум³емъ просвѣщены и проницан³емъ изъисканы.
  

Письмо

О достоинствѣ.

  
   Мног³я почитаютъ знатность рода великимъ украшен³емъ истиннаго достоинства: я не знаю, какими доводами ето утвердить возможно: ибо нѣтъ ни одного на то доказательства.
  
   Ты честью хвалишся, котора не твоя.
   Будь пращуръ мой Катонъ; но то Катонъ не я.
  
   Чинъ такъ же поставляютъ за украшен³е истиннаго достоинства, и столько же и на то доказательства имѣютъ; разумный, искусный, проворный и храбрый Полководецъ, не тѣмъ великъ, что чинъ Полководца, но кто достоинство Полководца имѣетъ.
   Богатство такъ же поставляютъ украшен³емъ истиннаго достоинства, и столько же и на то доказательства имѣютъ; богатство довольствуетъ насъ, и не украшаетъ нашего достоинства.
   Чины называются достоинствами человѣка, а мнѣ кажется, что они имена человѣка.
   Чинъ есть одно только имя: кто больше имѣетъ чиновъ, тотъ больше имѣетъ именъ, и когда восхожден³емъ, или паче возведен³емъ, перемѣняются чины, перемѣняются только имена, и умножаются доходы, поклоны и лесть, а достоинство не умножается.
   Справедливо ли говорится, вмѣсто человѣкъ имѣющ³й великой чинъ, и вмѣсто человѣкъ знатнаго родв, честный человѣкъ? изъ сего слѣдуетъ, что всѣ крестьяне безчестныя люди, а ето не правда; земледѣл³е, не воровство и не грабительство, но почтенное упражнен³е. Пращуръ боярина отданъ на съѣден³е червямъ, и въ прахъ претворился, пращуръ крестьянина такъ же.
  
   Отъ боярина того нѣтъ ужъ больше страха,
   И бояринъ и мужикъ, вы потомки праха.
  
   Оба вы можете быть честны, когда захотите, оба вы сыны отечества, и оба можете ему быть полезны. Пускай лест³ю питаемая гордость всѣ титла у добродѣтели отнимаетъ, и ими вмѣсто украшен³я обезображивается. Честь наша не въ титлахъ состоитъ: тотъ с³ятельный, который сердцемъ и разумомъ с³яетъ, тотъ превосходительный, который другихъ людей достоинствомъ превосходитъ, и тотъ боляринъ, который болѣетъ объ отечествѣ.
   Богатство умножаетъ роскошь и высокомѣр³е, знатность рода умножаетъ гордость. Чинъ велик³й тщеслав³е умножаетъ, ежели они безъ достоинства; богатство человѣку дѣлаетъ удовольств³е, а не украшен³е, чинъ дѣлаетъ вредъ или пользу обществу, а не украшен³е тому кто ево имѣетъ, а знатность рода не дѣлаетъ, ни украшен³я достоинству, ни пользы обществу.
   Ни что достоинства украсить не можетъ, ибо всѣ ево украшен³я въ немъ самомъ состоятъ: чистота сердца, острота разума, просвѣщен³е мыслей и услуга роду человѣческому.
  

Письмо

Четыре отвѣта.

  
   Ты спрашиваешъ меня мой другъ, и задаешь четыре мнѣ вопроса: что бы я дѣлалъ: 1) ежели бы я былъ малой чсловѣкъ и малой Господинъ; 2) ежели бы я былъ великой человѣкъ и малой господинъ; 3) ежели бы я былъ великой человѣкъ и великой господинъ; 4) ежели бы я былъ малой человѣкъ и великой господннъ. На перьвой вопросъ я отвѣчаю: всѣ бы мѣры употребилъ я ознакомиться въ домахъ знатныхъ господъ и сильныхъ власт³ю людей, не пропустилъ бы ни одного праздника, чтобъ не обѣжать города разнося поздравлен³е, ходилъ бы по переднимъ комнатамъ знатныхъ господъ на цыпочкахъ, и подчивалъ бы камердинеровъ ихъ тобакомъ, научился бы въ карты играть во всѣ игры; ибо играя въ карты можно съ первымъ господиномъ сѣсть плечо о плечо, и вмѣсто, чтобъ говорить, весьма низко нагибаяся: доношу вашему Высокопревосходительству о такомъ и о такомъ дѣлѣ, сказать ему прибодрившись у васъ тринатцать, а у меня четырнатцать. Не спорилъ бы я ни о чемъ, и говорилъ бы только: такъ, конечно такъ, всеконечно такъ, превсеконечно такъ, превсеконечнѣйше такъ. Сказывалъ бы всему свѣту, какъ тотъ и тотъ знатной господинъ со мною милостиво поговорилъ, а ежели бы когда не достало истинны, такъ бы я дополнялъ ложью, да и ни что не украшаетъ такъ рѣчи какъ ложь; Стихотворцы тому свидѣтели. А наконецъ покорствомъ и лест³ю испросилъ бы я себѣ нажиточное мѣсто, а лутче всево поѣхалъ бы я на воеводство; ибо с³я должность нажиточна, почтенна и легка. Нажиточна, что всѣ дарятъ почтенна, что всѣ кланяются: легка, что очень мало дѣла, да и то обыкновенно исправляетъ Секретарь или съ приписью подьяч³й, а они такъ же люди присяжныя и положиться на нихъ безо всякаго сумнѣн³я можно. И подьяч³й отъ того же созданъ Бога, отъ котораго человькъ; такъ суемудренно с³е мнѣн³е, что подьяческая душа неможетъ имѣть добродѣтели. Я думаю, что между человѣка и между подьячева разности мало, и гораздо менше нежели между подьячева и между другой какой твари. Ежели бы я былъ великой человѣкъ и малой господинъ; я бы по многомъ моемъ старан³и показывать мосму отечеству и свѣту услуги, ни ково бы ни какою докукою не отягощалъ, и полагалъ бы надежду на достоинство свое, и на заслуги отечеству, а когда бы въ томъ обманулся, такъ бы я по многомъ своемъ терпѣн³и сошелъ съ ума, и былъ бы такой человѣкъ, как³я не только ни чево не дѣлаютъ, но и ни о чемъ не думаютъ. Ежели бы я былъ великой человѣкъ и великой господинъ; я бы неусыпно старался о благополуч³и моево отечества, о возбужден³и добродѣтели и достоинства, о награжден³и заслугъ, о утолен³и пороковъ и о истреблен³и беззакон³я, о приращен³и наукъ, о умален³и цѣны необходимыхъ жизни человѣческой вещей, о наблюден³и правосуд³я, о наказан³и за взятки, грабительство, разбойничество и воровство, о уменшен³и лжи, лести, лицемѣр³я и пьянства, о изгонен³и суевѣр³я, о уменшен³и не надобнаго обществу великолѣп³я, о уменшен³и картежной игры, чтобъ она не отъимала у людей полезнаго времени, о воспитан³и, о учрежден³и и порядкѣ училищей, о содержан³и исправнаго войска, о презрѣн³и буянства, петиметерства и искоренен³и тунеядства. А ежели бы я былъ малой человѣкъ и великой господинъ; такъ бы жилъ великолѣпно; ибо такое великолѣп³е рѣдко великой душѣ свойственно бываетъ; а что бы я дѣлалъ, етова я не скажу.
  

Письмо

Объ остроумномъ словѣ.

  
   Остротѣ разума человѣческаго свойственно скорое проницан³е, точное воображен³е, и краткое изъяснен³е: отъ сихъ свойствъ рождаются остроумныя слова, которыя разрѣшаютъ самымъ легкимъ образомъ разныя предложен³я: а иногда преимуществуютъ они предъ самыми яснѣйшими доказательствами. Извѣстный Александра великаго Пармен³ону отвѣтъ, когда сей Полководецъ предлагалъ ему, чтобъ онъ съ Дар³емъ примирился, сочетан³емъ съ ево дочерью, взявъ половину Аз³и въ приданое, кратко и ясно изобразилъ Александрово честолюб³е. Пармен³онъ говорилъ: я бы де на семъ договорѣ съ Дар³емъ согласился, ежели бы я былъ Александръ: и я бы такъ же, отвѣчалъ Александръ, ежели бы я былъ Пармен³онъ. С³е Александрово слово Лонгинъ до небесъ возвышаетъ, и подлинно, скажу и я съ симъ прехвальнымъ разсмотрителемъ истиннаго краснорѣч³я, что с³е остроумное слово, достойно великаго Александра. Сей славолюбивый Государь не школьными отвѣчалъ доказательствами, о разности между себя и между Пармен³она, что бы въ мѣсто краткова слова цѣлую книжку здѣлать могло, и менше бы удовольствовало читателей, нежели слышателей удовольствовало с³е остроумное слово; острота разума обширныхъ изъяснен³й не терпитъ: да и на что обширность, ежели безъ нея изъясниться удобно. Многорѣч³е свойственно человѣческому скудоум³ю. Всѣ тѣ рѣчи и письма, въ которыхъ больше словъ, нежели мыслей, показываютъ человѣка тупова. Быстрота разума, словъ беретъ по размѣру мыслей, и не имѣетъ въ словахъ ни излишества ни недостатка. С³е толкован³е, сколько до разговоровъ, столько и до писменныхъ сочинен³й касается. Но я обращаюся къ остроумнымъ словамъ, на которыя нынѣ въ свѣтѣ такъ велико употреблен³е, какъ мало ихъ число. Остроумное слово единожды только выговорено быть должно; ибо повторен³е ихъ безобразно, а особливо заимствован³емъ чужаго разума. Предъ людьми утопающими въ невѣжествѣ, можно услышанными и прочтенными остроумными словами показаться, и получить себѣ утвержден³е красоты остроум³я, но приводя таковыми словамъ просвѣщенныхъ людей, къ удостоинству своея остроум³я, показываемся мы людьми слабыми и надутыми пустою гордост³ю, которая вмѣсто возвышен³я дѣлаетъ намъ понижен³е.
  

Письмо

О чтен³и Романовъ.

  
   Романовъ столько умножилось, что из нихъ можно составить половину б³бл³отеки цѣлаго свѣта. Пользы отъ нихъ мало, а вреда много. Говорятъ о нихъ, что они умѣряютъ скуку и сокращаютъ время то есть: вѣкъ нашъ, который и безъ того кратокъ. Чтен³е Романовъ не можетъ назваться препровожден³емъ времени; оно погублен³е времени. Романы писанныя невѣжами читателей научаютъ притворному и безобразному складу, и отводятъ отъ естественнаго, который единъ только важенъ и приятенъ. Мы не худымъ Романическимъ, но при просвѣщен³и нашемъ естественнымъ складомъ, скотск³я изображен³я превосходимъ. Хорош³я Романы хотя и содержатъ нѣчто достойное въ себѣ; однако изъ Романовь въ пудъ вѣсомъ, спирту одного фунта не выйдетъ, и чтен³емъ онаго больше употребится времени на безполезное, нежели на полезное. Я исключаю Телемака, Донкишота и еще самое малое число достойныхъ Романовъ. Телемака причисляли къ Епическимъ Поемамъ, что въ предислов³и ево и напечатано, а мног³я с³ю книгу какъ Ил³яду и Енеиду, образцемъ Епической Поемы поставляютъ; но что сево смѣшняе? кромѣ расположен³я, Телемакъ не Поема, нѣтъ ни Епической поемы, ни оды, въ прозѣ. А Донкишотъ Сатира на Романы. Ежели кто скажетъ, что Романы служатъ къ утѣшен³ю неученымъ людямъ, для того что друг³я книги имъ не понятны: ето неправда; ибо и самой высочайшей Математики основан³я, понятно, написать удобно; хотя то и подлинно, что книгъ таковыхъ мало видно, однако много еще книгъ и безъ Романовъ осталося, которыя вразумительны и самымъ неученымъ людямъ. Довольно того, чемъ и просвѣщаяся можно препровождать время, хотя бы мы и по тысячѣ лѣтъ въ свѣтѣ жили.
  

Письмо.

  
   Утѣсненная истинна пришла нѣкогда предь Юпитера, и жалуяся на приказныхъ служителей просила, чтобъ онъ истребилъ изъ нихъ тѣхъ, которыя до взятокъ охотники, ради народнаго спокойства. Юпитеръ отрекался, и говорилъ ей, сколько вдовъ и сиротъ останется, и сколько прольется слезъ, нищихъ умножится ходящихъ по миру и прося ихъ милостины. Нѣтъ отвѣчала она, нищихъ будетъ менше; ибо менше грабительства будетъ; или развѣ тебѣ больше угодно, чтобъ невинныхъ людей, ими ограбленныхъ, жены, дѣти и они сами слезы проливали и по миру таскались? Сверьхъ того рѣдко бываетъ, чтобы по мужней смерти жена, или по смерти отцовой сынъ или дочь, послѣ приказнова человѣка по миру ходили; всегда послѣ ихъ мнѣн³я остается довольно; развѣ покойникъ чаще бывалъ на кабакѣ нежели въ приказѣ. По долгомъ ея прошен³и согласился на конецъ Юпитеръ ударити громомъ; но клялся Стиксомъ, что онъ того въ другой разъ не здѣлаетъ; лутче, говорилъ онъ, ихъ исправлять, нежели истреблять; и хотя Истинна и увѣряла ево, что удобняе петиметера удержать отъ нарядовъ, нежели подъячева ото взятокъ; однако Юпитеръ согласился однажды только громомъ ударить и сказалъ: Хотя бы я и не клялся; я бы въ другой разъ не здѣлалъ сего, убѣгая порекан³я; беззаконники за строгость тебя и меня поносятъ и ежели по большенству голосовъ насъ обвинять станутъ; такъ мы отъ поношен³я не убѣжимъ. Почтенна ты на свѣтѣ; но Политика тебя еще почтенняе; безъ тебя на свѣтѣ обойтися удобно, а безъ нея ни какъ не возможно. Истинна не имѣла большой нужды усиливать Юпитера о будущихъ послѣ истреблен³яхъ, имѣя надежду, что по единственномъ истреблен³и приказнаго рода, такова грабительства уже не будетъ, и была обѣщан³емъ ево довольна. Ударилъ Юпитеръ, повалилися подьяч³я, и запѣли жены ихъ обыкновенную пригробную пѣсню. Народное рукоплескан³е громче Юпитерова удара было. Обрадовалася Истинна; но въ какое смятен³е пришла она, когда увидѣла, что самыя главныя злодѣи изъ приказныхъ служителей осталися цѣлы. Что ты здѣлалъ о Юпитеръ, главныхъ ты пощадилъ грабителей! воскричала она. И когда она на нихъ указывала; Юпитеръ извинялся невѣден³емъ, и говорилъ ей: кто могъ подумать, что ето подьяч³я! я сихъ богатыхъ и великолѣпныхъ людей почелъ изъ знатнѣйшихъ людьми родовъ. Ахъ! говорила она, отцы сихъ богатыхъ и великолѣпныхъ людей ходили въ чирикахъ, дѣды въ лаптяхъ, а прадѣды босикомъ.
  

Письмо

О нѣкоторой заразительной болѣзни.

  
   Была ли с³я заразительная болѣзнь, о которой я писать хочу, извѣстна во времена Иппократовы, о томъ я не могу сказать, а по многому видно, что она въ ево время не весьма сильна была, ибо ей и Греческаго назван³я нѣтъ. Во время Галеново можетъ быть она была уже, что я заключаю изъ Латинскаго ея назван³я, а можетъ быть она и послѣ временъ Галеновыхъ проявилася. С³е Латинское назван³е и у насъ нынѣ, когда начали возрастать науки, къ украшен³ю нашего языка восприято. У дѣдовъ нашихъ было имя сей болѣзни взятки, а мы просвѣтившися учен³емъ даемъ ей имя латинское Акциденц³я. Нѣкоторыя называютъ скорбь с³ю естественною, а нѣкоторыя преестественною, доказывая, что ²юда взялъ уже тогда тритцать сребренниковъ, когда въ неро вселился д³яволъ. А я с³е двоякое мнѣн³е въ едино совокупляю, и вѣроятно утверждаю, что тѣло сею скорб³ю естественно заражается, и что д³яволъ беретъ душу таковаго человѣка по заражен³и естественномъ, и что ежели бы сребролюбивый ²юда не заразился сею язвою, такъ бы въ него д³яволъ не вселился. Въ здѣшнихъ областяхъ началася скорбь с³я Подьячими. Когда была Столица въ Новѣградѣ, въ К³евѣ и во Владимирѣ, скорбь с³я уже была, однако была весьма слаба. Усилилася она тогда, какъ на Каменномъ мосту, въ Москвѣ, зачалася Винная продажа. Вышелъ нѣкогда чортъ изъ подкаменнова моста, и опознавшися съ Подьячимъ Корчемной канторы прохаживаяся по городу, шелъ мимо Петровскаго кружала, и услышалъ огромную музыку и пѣн³е: извѣстно что черти до музыки охотники, а особливо до гудковъ: и зашелъ туда по зову Подьячева, которой ему объявлялъ, что въ томъ домѣ продаютъ разныя напитки, а при томъ на всякой день представляютъ оперу, въ которой самая лучшая Инструментальная музыка, Гудки, Волынки, Рылѣ, Балалайки и протчее, и что самыя тутъ лутч³я Пѣвцы и Танцовщики, а иногда и батал³и представляются: черти до пляски велик³я охотники, а до драки еще и больше; зашли на кружало, и забавляяся до полуночи оперою, нахлюсталися, а сверьхъ того и на дорогу сткляницу водки и чарку взяли, съ совершеннымъ, пошедъ, удовольств³емъ, повторяя тѣ Ар³и, которыя они слышали, крича по улицамъ, какъ и нынѣ ходя по улицамъ пьяницы, не страшася Полиц³и, распѣваютъ. Шедъ по Пречистенкѣ и позабывъ поворотить налѣво къ мосту, куда имъ дорога лежала, прошли прямо, и къ самымъ Пречистинскимъ Воротамъ, а разсмотрѣвъ что Каменнова моста тутъ нѣтъ, и вспомня что въ лѣвѣ, поворотилися отъ воротъ на лѣво, и вмѣсто Каменнова моста попали на Алексѣевскую башню. Куда меня занесъ чортъ, говорилъ подьяч³й: Куда меня завелъ подьяч³й, говорилъ чортъ. Что они пьяныя вскарабкалися на башню, ето имъ чудно казалось, а какъ оттолѣ сойти, ето имъ было непонятно. Чортъ вѣдаетъ, какъ отселѣ сойти, говорилъ Подьяч³й, а чортъ Говорилъ ему, что онъ етова не вѣдаетъ. Выпьемъ мы другъ мой сердечной съ грусти хотя по чаркѣ водки, говорилъ чорту Подьяч³й. Чортъ наливъ чарку говорилъ, за здоровье вашей инклинац³и, и выпилъ. Подьач³й то же наливъ себѣ водки молвить хотѣлъ, да не зная по Французки етова не умѣлъ выговорить, и сказалъ только: преждереченному послѣдствую, а позабывшися переды чаркою перекрестился. Чортъ изчезы, а Подьяч³й повисъ на зубцахъ, и закричалъ: караулы, возми ево и меня! Что подьяч³й пивъ водку повисы на зубцахъ Алексѣевской башни, с³я истор³я въ Москвѣ, не только старымъ бабамъ, но и малымъ рабяамъ извѣстна. Сняли и взяли чортова наперстника подъ караулъ, отвели на съѣзжую, отослали въ приказы, и посадили на цѣпь. Проспавшися хватился Подьяч³й шапки, которую снявъ онъ на башнѣ при чаркѣ водки чорту кланялся, и какъ скоро онъ сорвался съ цѣпи, пошелъ за шапкою. О ежели бы онъ позабылъ тамъ свою Подьяческую голову, или бы на зубцахъ повѣшенъ остался! но рокъ того не учинилъ. Пошелъ Подьяч³й за шапкою, и нашедъ шапку, нашелъ чортовы крючки, которыя оны провалившися схватить не успѣлъ. Подьяч³й сей болѣзни, которая нынѣ подъ именемъ Акциденц³и распростерлася, имѣлъ уже нѣкоторыя припадки, а скорбь с³я слыла еще тогда шильничествомъ. Шильничество такъ мало передъ Акциденц³ею какъ мошенничество передъ грабительствомъ. Какъ скоро Подьяч³й крючекъ етотъ получилъ, тотчасъ шильничество стало жестокою заразительною болѣзн³ю, которая нынѣ Акциденц³ею называется, а бредни въ болѣзни сей по происхожден³ю своему названы крючками. Тѣми крючками вытаскиваютъ черти у худыхъ людей души, а сими вытаскиваютъ Подьяч³я у добрыхъ людей деньги. По произхожден³ю крючковъ сихъ изъ подкаменнова моста, въ память того, называются вывѣдовальщики винной продажи Крючками. По сей же причинѣ Подьяч³я литеръ ни когда равно не ставятъ; но всегда крючками. Отъ сего литера Р съ большимъ ставится крюкомъ, и въ подьяческихъ назван³яхъ такъ употребляется; да и назван³я ихъ безъ сея литеры не бываютъ; ибо ето ихъ гербъ. Подьяч³я однимъ пишутъ почеркомъ литеры, связывая для того, что бы и въ томъ больше крючковъ было, и для умножен³я оныхъ крючковъ часто литеры въ верьхъ кидаютъ. Точекъ и запятыхъ не ставятъ они для того, чтобы слогъ ихъ темняе былъ, ибо въ мутной водѣ удобняе рыбу ловить. Язва Акциденц³и день отъ дня преужасно размножается, и число больныхъ неописанно велико, а ежели не употребятся къ тому способы, чтобъ оную болѣзнь истребить, такъ послѣдуетъ неизлѣчимое разоренье.
  

Сонъ щастливое общество.

  
   Заснувъ нѣкогда увидѣлъ я въ успокоен³и моемъ мечтан³е благополуч³я общества, приведеннаго въ такое состоян³е, каковаго несовершенство естества достигнуть можетъ. Былъ я въ мечтательной странѣ, и разсмотрѣлъ подробно мечтательное оныя благосостоян³е. Страна с³я обладаема великимъ человѣкомъ, котораго неусыпное попечен³е, съ помощ³ю избранныхъ ево помощниковъ подало подвластному ему народу благоденств³е. Желая объявить о порядкѣ ево владѣн³я начну я собственною ево особою. Сей Государь во многодѣл³и своемъ смѣшенныхъ мыслей и слѣдственно мрачнаго вида не имѣетъ. Онъ имѣетъ обыкновен³е не всегда въ дѣлахъ, но иногда и въ забавахъ упражняться, однако и въ нихь не погубляетъ онъ драгоцѣннаго времени; ибо и они на всенародной основаны пользѣ. Всѣхъ подданныхъ своихъ приемлетъ онъ ласково, и всѣ дѣла выслушиваетъ терпеливо. Достоинство не остается безъ воздаян³я, беззакон³е безъ наказан³я, а преступлен³е безъ исправлен³я. Симъ имѣетъ онъ народную любовь, страхъ и почтен³е. Получить ево милость нѣтъ иной дороги кромѣ достоинства., Раздражить ево кромѣ беззакон³я и нерадѣн³я ни чемъ не возможно. Слабости прощаетъ онъ милосердо, беззакон³я наказуетъ строго. Начальниками дѣлаетъ онъ людей честныхъ, разумныхъ и во зван³и своемъ искусныхъ. Отроки по склонностямъ въ обучен³е отдаются, люди совершеннаго возраста по способности распредѣляются, а въ начальники производятся по достоинству, и отъ того имъ, подчиненныя исполняютъ ихъ повелѣн³я съ великимъ усерд³емъ, а они о ихъ благополуч³и стараются. Сей Государь ни чево служащаго пользѣ общества не забываетъ, а о собственной своей пользѣ кромѣ истинной своей славы никогда недумаетъ. Благочест³е не допускающее примѣситься себѣ суевѣр³ю въ сей странѣ, есть основан³е всего народнаго благополуч³я. Духовныя содержатся въ великомъ почтен³и, котораго они и достойны. Они во многомъ подобны Стоическимъ Философамъ; ибо страсти самую малую искру области надъ ними имѣютъ, а они равны и во благополуч³и и во злополуч³и. Къ пищѣ привыкли они необходимой. Кромѣ необходимости, ни въ чемъ, ни чево не требуютъ, и довольствуются содержан³емъ, безъ малѣйшаго излишества, не имѣя при томъ и ни малѣйшаго, вреднаго человѣческому естеству недостатка. Всѣ они люди великаго учен³я и безпорочныя жизни. Перьвое служитъ ко наставлен³ю добродѣтели, а второе къ показан³ю образца проповѣдуемой ими добродѣтельной жизни. Свѣтск³я почитаютъ ихъ безмѣрно; но с³е не приключаетъ имъ высокомѣр³я, но увеличиваетъ ихъ человѣколюб³е. Во свѣтск³я дѣла они ни подъ какимъ видомъ не вмѣшиваются, а науки, благочест³я просвѣщен³емъ почитаютъ. О домостроительствѣ они не пекутся; ибо содержитъ ихъ общество, и получаютъ они опредѣленное, а больше того имъ ни кто участно дать не дерзаетъ; ибо то наказан³ю подвержено, да они и сами въ с³е преступлен³е не впадаютъ; с³е нарушаетъ правила ихъ и опровергаетъ почтен³е, заслуженное ими по справедливости. Они ко Свѣтскимъ, а Свѣтск³я къ нимъ имѣютъ любовь, и отъ того между духовными и Свѣтскими соглас³е, что на свѣтѣ бываетъ рѣдко. Суевѣр³я и лицемѣр³я они неприятели, перьвое язвою благочест³я почитая; а второе лукавствомъ затмѣвающимъ с³ян³е благочест³я, подъ ложнымъ видомъ умножен³я лучей ево, и маскою злодѣян³я; ибо де истинное благочест³е притворства не требуетъ. Главное Свѣтское правлен³е называется тамъ, Государственный совѣтъ. Въ нево никакихъ участныхъ дѣлъ не вносится. Тамъ, разпорядки, исправлен³я, узаконен³я и протч³я государственныя основан³я, или по повелѣн³ю Монарха или ко предложен³ю оному. Узаконен³я въ области сей дѣлаются очень рѣдко, а отмѣняются еще рѣже. Книга узаконен³й ихъ не больше нашего Календаря, и у всѣхъ выучена наизустъ, а грамотѣ тамо всѣ знаютъ. С³я книга начинается тако: ЧЕВО СЕБѢ НЕ ХОЧЕШЪ, ТОВО И ДРУГОМУ НЕ ЖЕЛАЙ. А окончевается: ЗА ДОБРОДѢТЕЛЬ ВОЗДАЯН²Е А ЗА БЕЗЗАКОН²Е КАЗНЬ. Права ихъ отъ того въ такую малую вмѣщены книгу, что всѣ они на одномъ естественомъ законѣ основаны. Преступить законъ, тамо народъ весьма опасается; ибо заслуживъ приличное винѣ своей наказан³е, уменшен³я онаго имѣть не уповаетъ, а живучи честно ни чево не опасается. Дражайшая безопасность, упован³е на невинность, и неизбѣжное наказан³е, твердо содержатъ людей сего народа въ границахъ честности: Въ Государственномъ совѣтѣ и во всѣхъ судебныхъ мьстахъ больше судей нежели писцовъ, и бумаги исходитъ очень мало. Писцы ихъ пишутъ очень коротко и ясно. Дѣла во всѣхъ приказахъ вершатся не по числу голосовъ, но по книгѣ узаконен³й, отъ чего ни споровъ ни неправды не бываетъ. Тѣ, которыя не правильно бьют челомъ, сверьхъ потерян³я тяжбы и убытка, у всѣхъ въ презрѣн³е приходятъ, а тѣ, которыя не по книгѣ узаконен³й дѣла вершатъ, за неправду лишаются должностей своихъ; и для того узаконен³я ясно изображенныя, свято и не нарушимо наблюдаются. Дѣла окончеваютъ очень скоро, для того что очень мало спорятъ, а еще менше пишутъ, и ни челобитчиковъ, ни отвѣтчиковъ лишняго говорить не допускаютъ, а главная причина скорости ихъ безпристраст³е. За малѣйш³я взятки лишается судья и чина своево и всево имѣн³я; однако дѣти винныхъ людей ни чево не теряютъ; ибо все имъ возвращается. Дѣти тамо за отеческ³я прослуги не наказываются, а за услуги не награждаются. Не имѣютъ тамо люди ни благородства, ни подлородства, и преимуществуютъ по чинамъ даннымъ имъ по ихъ достоинствамъ, и столько же права крестьянской имѣетъ сынъ быть великимъ господиномъ, сколько сынъ перьваго вельможи. А с³е подаетъ охоту ко снискан³ю достоинства, ревность ко услугамъ отечеству и отвращен³е отъ тунеядства. Всякая наука, всякое полезное упражнен³е, всякое художество, и всякое ремесло, по размѣру своея доброты и по размѣру успѣха труждающагося, тамо въ почтен³и, а тунеядство въ превеличайшемъ презрѣн³и, и слово тунеядецъ жестокая тамо брань, которыя гнушаяся, къ работѣ люди съ самаго младенчества привыкаютъ. Пьянство мгла благоразум³я и источникъ наглыхъ и вредительныхъ поведен³й, такъ же въ великомъ тамо презрѣн³и, и благоразумнымъ обыкновен³емъ вкореняется отъ него въ людяхъ отвращен³е при воспитан³и. Денежныя игры, приличныя тунеядцамъ и добывателямъ безполезнаго обществу труда денегъ и погубителямъ времени, могущаго употребленнымъ быть на что нибудь надобное, у нихъ почитая вольность, хотя и не заказаны, подобно какъ и пьянство, однако часто упражняющ³яся въ нихъ люди, презираются. Больше мѣсяца въ судебныхъ тамо мѣстахъ ни какое дѣло не продолжается, а по мѣсяцу времени берутъ только самыя завящивыя дѣла. Что не требуетъ раздумчивости, на то въ самую минуту предложен³я дѣлается и рѣшен³е. Всякое челобитье у нихъ законною нуждою почитается, ради которой челобитчики и отвѣтчики отъ своихъ должностей уволяются, а ежели должность просящихъ суда или оправдающихся по важности уволнен³я не терпитъ, тогда опредѣленныя на то стряпч³я всѣ собравъ доказательства и оправдан³я, съ принадлежащими справками, подписанными судейскими руками, о дѣл&

Другие авторы
  • Правдухин Валериан Павлович
  • Китайская Литература
  • Макаров Иван Иванович
  • Розенгейм Михаил Павлович
  • Клюшников Виктор Петрович
  • Пергамент Август Георгиевич
  • Шимкевич Михаил Владимирович
  • Суворин Алексей Сергеевич
  • Джунковский Владимир Фёдорович
  • Бем Альфред Людвигович
  • Другие произведения
  • Мережковский Дмитрий Сергеевич - Письма Некрасову К. Ф.
  • Боцяновский Владимир Феофилович - Боцяновский В . Ф.: Биографическая справка
  • Оленин-Волгарь Петр Алексеевич - Под небом южной ночи
  • Раскольников Федор Федорович - Раскольников Ф. Ф.: биографическая справка
  • Магницкий Михаил Леонтьевич - Письма И. М. Симонову
  • Державин Гавриил Романович - Державин в воспоминаниях современников
  • Замятин Евгений Иванович - Часы
  • Вовчок Марко - Игрушечка
  • Гоголь Николай Васильевич - Вечера на хуторе близ Диканьки (Из ранних редакций)
  • Бороздна Иван Петрович - Бороздна И. П.: биографическая справка
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 414 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа