Главная » Книги

Сумароков Александр Петрович - Публицистика, Страница 4

Сумароков Александр Петрович - Публицистика


1 2 3 4 5 6 7

p;  Преступлен³е даннаго слова есть бесчест³е: преступлен³е клятвы есть беззакон³е. Почтенъ тотъ человѣкъ, котораго слово, какъ крѣпостное письмо. Наши предки писывали въ рядныхъ тако: кто попятится, тому стыдно будетъ, и не преступали етова. Мы научилися преступати данныя слова, ото многихъ введенныхъ комплиментовъ, обѣщавающихъ къ исполнен³ю все, и ни чево не исполняющихъ.
  

ХХIV.

  
   Грубость гадка, а комплименты еще гаже. Одно отводитъ отъ благопристойности: а помалу и отъ добродѣтели: а тѣ и мысли и чувств³я пустымъ наполняютъ и суть нѣк³я частицы, того оруд³я, которыми разрушается истинна и добродътель.
  

XXV.

  
   Ежели кто можетъ какую ближнему здѣлать услугу и не дѣлаетъ: ежели кто ково можетъ утѣшить и не утѣшаетъ, или не посѣщаетъ во болѣзни, не можетъ назваться честнымъ человѣкомъ. Мы живемъ ради того, что бы славили Бога и взаимно другъ другу помогали. А кто себя лишъ только помнитъ и не печется о другихъ, оный есть,врагъ не только ближняго но и Бож³й.
  

XXVI.

  
   Лихоимство есть изъ первыхъ статей беззакон³я. Не оправдится и тотъ, который записываетъ деревни, или подобное тому дѣлаетъ, думая что онъ законовъ не преступилъ: законы ради порядка въ таковомъ случаѣ, а безчестнаго человѣка ни мало не извиняютъ.
  

XXVII.

  
   Кто плутуетъ, тотъ смертно согрѣшаетъ: а кто другихъ плутати научаетъ, тотъ еще скарядняе. Горе имъ же соблазнъ приходитъ: а кто научаетъ другихъ дѣлати беззакон³я, тотъ не соблазняетъ, но дѣлаетъ плутамъ наставлен³е.
  

XXVIII.

  
   Пьянство есть великой порокъ, само собою. И путь ко разрушен³ю добродѣтели. Рѣдко бываетъ то, чтобы оно не произвело, какова другова еще весьма близкаго ко беззакон³ю порока: а въ непросвѣщенныхъ людяхъ, оно по большой части было основан³емъ всякаго зла. Разбои и мятежи и по опытамъ суть ево отрасли.
  

XXIX.

  
   Любовь сама собою есть благороднѣйшая часть нашея жизни; но весьма часто бываетъ она презрительна. Дѣвушка вдавшаяся въ любостраст³е, готовитъ во приданое мужу своему бесчест³е. Замужняя еще больше. Вдова дѣлаетъ любостраст³емъ почти то же что и дѣвка и будущему мужу своему: роду и свойственникамъ стыдъ приноситъ. А ежели она и замужъ ийти не намѣрена; но рушитъ благопристойность. Когдажъ бываетъ любовь благородною? Благородна любовь между жениха и невѣсты, Я не говорю между мужа и жены; ибо то уже супружество. Невѣста прешедшая до вѣнца границы своей должности извинена; но не извинена, ежели послѣ прехожден³я должности, не будетъ женою жениха своего. Много есть еще обстоятельствъ, которыя слабости женск³я, не только извиняютъ, но еще при утѣхахъ имъ и честь приносятъ; а мущинамъ еще и мѣнше дѣлаютъ вины; ибо стыдъ любостраст³я отъ стороны мужской гораздо мѣнше. Не могущ³я быти въ супружествѣ, и не препятствуемы законами честности свободу имѣютъ любиться; но я говорю въ разсужден³и свѣта а не закона. во преступлен³и закона, законъ и судитъ. во преступлен³и честности судитъ честность. Женщина отданная силою негодному человѣку въ супружество, по честности невинна когда другова любитъ. Не много винна и подверженная такой слабости женщина, которая не одного, но многихъ во жизни своей любила, когда случаи разрывали не однократно но всегда ихъ разлучали. И мущина и женщина таковыя невинны, но нещастны. Мужъ имѣвш³й отъ жены своей невѣрности, извиненъ любя другую: полюбивш³й гонимую мужемъ жену извиненъ; но полюбившая гонима мужемъ другова, развѣ во крайности менше извинена; ибо стыдъ женщинѣ больше, нѣжели мущинѣ. Равныя они человѣки: ето правда; но здѣсь судится не по единому человѣчеству; но по уставамъ политики. Дѣлающ³й изъ своево имѣн³я деньги, не по морали, но по политикѣ осуждается. Знаемъ мы что уставлено всѣмъ обществомъ Европы, оснуяся на религ³и что любодѣян³е и прелюбодѣян³е грѣхъ и стыдъ: а женщинѣ оснуяся на обыкновен³и ето еще стыдняе. Не можемъ мы философствован³емъ разрушити сего права. Множество исключен³й сыщемъ мы любви быти ей благородною; но я оставляю с³и изыскан³я; ибо и мущины и женщины ихъ и безъ меня довольно сыщутъ. а я пишу не о сластолюб³и, но о добродѣтели.
  

XXX.

  
   Нещастна женщина ввѣрившаяся обманщику или не постоянному человѣку; но прямо извиниться не можетъ и добродѣтель она хотя и не разрушила; однако довольно попортила, и поздное ея раскаян³е надлежащаго о ней сожалѣн³я хотя и не лишенно; однако гораздо умѣншаетъ, къ пущему еще огорчен³ю приемлющихъ во поведен³и ея участ³е.
  

ХХХI.

  
   Кто не платитъ долговъ отъ недостатка, тотъ нещастенъ: а кто не платитъ отъ не хотѣн³я, тотъ безчестенъ.
  

ХХХ²².

  
   Кто съ подчиненными строго поступаетъ, тотъ пороченъ, а кто слабо поступаетъ тотъ презрителенъ. Отъ излишн³я упускливости раждается своевольство, и разрушен³е общаго покоя: а отъ излишн³я строгости страждутъ наказуемыя. Но отъ строгости страждутъ нѣкоторыя не мног³я: а отъ излишн³я кротости мног³я не только страждутъ, но и гибнутъ.
  

ХХХ²²².

  
   Всякое людямъ отягощен³е, есть безбож³е и безчеловѣч³е; воздерживати людей и запрещати имъ вольничати, есть дѣло доброе. Дати способы, къ тунеядству, праздности и лѣни, есть порокъ весьма велик³й, и дорога ко разушен³ю добродѣтели.
  

ХХХIV.

   Кто другу измѣнитъ или поносить будетъ любовницу, на того ни въ чемъ полагаться не можно.
  

ХХХV.

  
   Искати во случайныхъ людяхъ себѣ снисхожден³я нужно: забывати ихъ одолжен³я скаредно; ласкати имъ подло: противурѣчити имъ странно. А всево лутче, чтобъ здѣлать имъ себя угодными истинною и безпристраст³емъ, хотя ето иногда и трудно. Не соглашаться съ ними опасно; но должно когда кто хранитъ истинну: соглашаться не въ дѣлѣ презрѣнно, а иногда и пагубно, или обще или участно. Щастливъ тотъ которой не имѣетъ нужды ползати передъ сильными людьми, и презрѣнъ тотъ, который ползаетъ, хотя бы и нужда того требовала, а кто имъ ласкаетъ, тотъ копаетъ имъ ровъ погибели.
  

ХХХVI.

  
   Всѣ члены рода человѣческаго достопочтен³я: презрѣнны только люди неприносящ³я обществу пользы, исключая больныхъ и увѣчныхъ достойныхъ сожалѣн³я, и содержан³я. Крестьяна пашутъ: купцы торгуютъ: воины защищаютъ отечество: суд³и судятъ: ученыя возращаютъ науки и людей просвѣщаютъ: художники вкусъ услаждаютъ: духовныя проповѣдываютъ добродѣтель. И сколько почтенны нужныя государства члены, столько презрѣнны тунеядцы, въ которыхъ числѣ полагаю я и дворянъ, не помышляющихъ болѣе ни о чемъ какъ только о ихъ собственномъ изобил³и, и возносящихся своимъ маловажнымъ титломъ.
  

ХХХVII.

  
   Всѣ охоты: къ лошадямъ, ко псамъ, ко скоту, ко птицамъ, ко садамъ похвальны: и всѣ приносятъ пользу исключая псовую охоту и подобныя ей, которыя хотя и не порочны, но презрѣнны, когда они не ко препровожден³ю времени, но ко всегдашнему служатъ упражнен³ю.
  

ХХХVIII.

  
   Участныя дѣла похвальны, когда они къ участной нашей пользѣ исполняются: но исполняемыя къ общей пользѣ не сравненно похвальняе. Я сѣю хлѣбъ: купецъ торгуетъ: обществу, и с³и наши участныя упражнен³я приносятъ пользу, коственною чертою; но суд³я правосудный и воинъ защищающ³й отечество, или человѣкъ ученый просвѣщающ³й народъ, дѣлаютъ отечеству услугу прямою чертою, и болѣе почтен³я достойны. Всѣ науки: всѣ художества и всякое ремесло и рукодѣл³е обществу потребны и всѣ они суть чада премудрости и добродѣтели.
  

ХХХIХ.

   Согрѣшивъ покаяться и удоблетворити есть дѣло похвальное, а не грѣшить еще похвальняе, но кто кромѣ Бога безгрѣшенъ? Здѣсь подъ именемъ грѣха разумѣю я беззакон³е.
  

ХL.

  
   Имѣя достатокъ и способы обучати дѣтей, и не обучать есть вина не простительна. Не чудно ли ето, мы своихъ дѣтей не учимъ, а Государыня наша и чужихъ дѣтей обучати старается! Ей потребны разумныя подданныя; но и намъ потребны разумныя дѣти. А о домочадцахъ нашихъ почти ни кто изъ насъ и не думаетъ. Портныхъ и сапожниковъ имѣютъ нѣкоторыя, какъ и уборщиковъ волосъ; но ето точно только ради самихъ насъ; потому что намъ кафтаны, сапоги и кудри потребны.
  

XLI.

  
   Истинная политика научаетъ насъ быти щастливыми безъ поврежден³я честности: развращенная политика научаетъ насъ быти щастливыми и безчестными, и очень часто повергаетъ насъ во жесточайшее бѣдств³е: а мораль научаетъ насъ быти и щастливыми и добродѣтельными. Мног³я ввели въ моду говорити, что казни потребны только для образца ко отвращен³ю другихъ отъ беззакон³я: политическое право, въ семъ обстоятельствѣ на семъ и основано; но моральное право заключая въ себѣ и с³е политическое право, установляетъ казни, ко отмщен³ю за невинныхъ, хотя бы казн³ю друг³я беззаконники и не отстращалися; невинность отомщен³я требуетъ: и кровь невинно прол³янная воп³етъ на небо.
  

XLII.

  
   Подло говорятъ нѣкоторыя просити у обиженнаго прощен³я: подло обижати а не прощек³я просити. Кто человѣка изобидитъ и постыдится просити прощен³я; тотъ устыжается предпочтити беззакон³ю добродѣтель, и бесчест³е чести.
  

XLIII.

  
   Блажени миротворцы; яко тѣ сыны Бож³и нарекутся; изъ сего слѣдуетъ то, что ссорильщики и смутники суть сыны д³яволовы. А такихъ людей премножество. Иныя ето еще ро домъ политики почитаютъ.
  

XLIV.

  
   Кто гнѣвомъ разъяреннаго человѣка, себѣ некасающася еще болѣе разъяряетъ, тотъ умножаетъ крови ево пожаръ и разрушаетъ права честности.

XLV.

  
   Кто пересмѣхаетъ людей, или сатирствуетъ не для поправлен³я нхъ, тотъ отходитъ отъ предѣловъ честности. Гордыя безумцы посмѣян³я достойны: а не доумѣвающ³яся и прошибающ³яся наставлен³я а не посмѣян³я,
  

XLVI.

  
   Ожесточай судъ, судя самъ себя, и ослабляй судя другова; но с³е разумѣвается о слабостяхъ а не о беззакон³яхъ.
  

XLVII.

  
   Не мучь должника, когда онъ не исправенъ, не отъ упрямства: а самъ во платѣ будь исправенъ, колико можешь.
  

XLVIII.

  
   Унижайся безъ подлости и возносися безъ гордости.
  

XLIX.

  
  
   Помни Бога и себя.
  
  

ОСНОВАН²Е ЛЮБОМУДР²Я.

  
   Что есть Богъ, о томъ я ни мало не сумнѣваюся, видя его повсюду во естествѣ: и ни кто о семъ изъ Философовъ не сумнѣвался, ни во древней Грец³и, ни во древнемъ Римѣ, ни нынѣ ни кто во всей Европѣ. Спиноза искавъ Бога, хотѣлъ нѣсколько достигнути до непостижимости, и не сыскалъ того, чѣмъ бы ясно Божество могъ изобразити, хотя Божества и не утверждалъ, однако и не отрицалъ; отрицати не можно: а доказывати о его существѣ, не возможножъ; такъ онъ ради того только не утверждалъ Бога, что ясно Его существа доказати не могъ, а не для того, что онъ Его не признавалъ, хотя и чувствовалъ Его во душѣ своей, бывъ человѣкомъ самымъ добрымъ. Бель говорилъ о Божествѣ разсуждая и не систему составляя, и опровергая мнѣн³я другихъ, ни какова заключен³я не учинилъ. Самъ Епикуръ не отрицалъ Божества, но ослѣплялся думалъ только то, что Божество устроивъ вселенную, и единожды оную распорядивъ болѣе о создан³и своемъ не печется. Пускай единаго могновен³я, къ устроен³ю всего божественнаго здан³я довольно; но предъ Богомъ во вѣчности, и едино могновен³е и вся вѣчность, равно; слѣдовательно, управляти вселенною и мил³онною част³ю минуты, и во всю вѣчность Богу равно: а вселенная создана, не ради того только, чтобъ она была; но что бы она была Создателю ко славѣ, а созданнымъ ко пользѣ: и можетъ ли праведное и всещедрое Божество видѣти и добрыя наши во вселенной дѣла и худыя равновзорно? И не былъ ли бы Богъ лишенъ правосуд³я, безъ котораго бы онъ и праведнымъ назваться не могъ: да не единственно праведнымъ, но и всемогущимъ, и премудрымъ, и милостивымъ. Говорятъ Епикурцы: когда бы присутствовало правлен³е Божества, во естествѣ, яблонь бы приносила, въ иной годъ яблоки, въ иной груши, сливы, вишни и протч., но гдѣ бы тогда была премудрость вышняго, когда бы толико не порядочно естество устроено было? въ томъ то вотъ премудрости основан³е показалъ, водрузилъ образъ и свойство всякой вещи. А чудеса новыя, и весьма малыя служащ³я участной пользѣ, являются не разрушен³емъ естественнаго порядка; но тѣми же естественными законами, и ежеминутнымъ правлен³емъ; ибо вся вѣчность у него есть одна минута. Ежели бы, говорятъ безумцы, Богъ былъ; былъ бы онъ милостивъ; но гдѣ ево милость, когда мы имѣя краткую, печалями и болѣзнями наполнениую жизнь, и всегда не минуемой ужасаемся смерти? Жизни долгота равномѣрна составу тѣла нашего: и нѣтъ ни долгой жизни, ни краткой, кромѣ участной нашей мѣры на прим: жизни осмидесятилѣтней со дватцатилѣтнею. Каковъ составъ въ общѣ человѣка, такъ долга и жизнь ево: и по составу нашему она довольна. Есть ли бы составъ нашъ былъ тысящилѣтней; но в тысяча лѣтъ не вѣчность: и сему крѣпкому составу, казалась бы она толико же кратка, какъ нашему составу осмидесятилѣтняя. А вѣчнымъ Богъ человѣка создати не могъ; ибо Богъ Бога создати не можетъ; потому что свойство Бож³е создан³ю не причастно. Но пускай бы человѣкъ созданный с³е едино еще уподоблен³е Богу имѣлъ, какъ мы волю и разумъ подобяся ему имѣемъ, хотя с³е возможно, а то не возможно: жилъ бы человѣкъ вѣчно. Мы того что дѣлалося за десять лѣтъ, не такъ живо въ памяти изображаемъ, какъ севоднишнее приключен³е: за сто лѣтъ было бы, содѣланнаго, видимаго или слышимаго вида воображен³е еще темняе въ памяти нашей: за тысячу лѣтъ еще темняе, за сто тысячь, за мил³онъ лѣтъ, а на послѣдокъ за квинтил³оны и квинтил³оновъ лѣтъ ни чево бы въ памяти не осталось; не столько ли же бы тебя с³е забвен³е содѣланнаго и самаго нынѣшняго тебя, колико нынѣ устрашаетъ тебя смерть, больше бы тебя еще устрашало. Тогда то бы мы мѣнше ощущали Бож³я милосерд³я: а нынѣ надѣемся мы лутче сея участи имѣти по скончан³и здѣшней нашей жизни. Чтожъ будетъ по кончинѣ нашей? Добрымъ доброе: худымъ худое. Не, подумаетъ ли кто, что я симъ рай и адъ утверждаю? нѣтъ, рай и адъ до естественнаго мудрован³я не принадлежатъ: а я пишу не объ откровен³и; но метафизичествую естественно: а то дѣло духовныхъ, хотя я противно священному писан³ю, и ни чево написать не намѣренъ, и въ основан³и моего любомудр³я ни во единомъ словѣ противнаго религ³и не прошибуся. А что жизнь наша печалями и болѣзиями наполнена, с³е не милость Бож³я, но необходимость уставила. Печали наши по большей части отъ себя самихъ, или другъ отъ друга мы оныя получаемъ, ежели не по естественному порядку, отъ преткновен³я помѣшательства: а болѣзни отъ бреннаго состава. Тѣло наше должно было быть составлено изъ частицъ бренныхъ; ибо другова вещества, къ тому и быть не могло: а помѣшательства отвратить было не удобно, приносящаго намъ печали; ибо все вещество бренно: довольно того что премудрость Бож³я охранила насъ и отъ печалей и отъ болѣзней колико удобно: печали установлен³емъ даннымъ намъ разумомъ законовъ: и отъ болѣзней охранены мы осторожностью и врачеван³емъ. Для чего Богъ не открылъ намъ того что по кончинѣ нашей съ нами будетъ? онъ открывся во естествѣ показалъ себя довольно, изъ чего видно что онъ и милосердъ: а когда милосердъ: такъ мы на вѣчное исчезан³е созданы быть не могли. Ежели бы ясняе о нашемъ вѣчномъ пребыван³и постигали; не было бы злодѣевъ; ибо кто бы извѣстное вѣчное благо промѣнялъ на времянное; но развѣ мы за награжден³е должны быти добродѣтельны? нѣтъ, изъ благодарности Богу, изливая с³ю благодарность и другъ на друга взаимно. Виненъ ли кто что онъ ко злу склоненъ? виненъ; ибо всѣ мы умомъ и разсудкомъ одарены. А доброе и не просвѣщенному человѣку, и совѣстью довольно открывается. Знаемъ мы всѣ что полѣзно, и что вредно: а что полѣзно и врѣдно мнѣ, то полѣзно и врѣдно и каждому. Не хочешь ты отъ другова приняти смерть; не умерщвляй и ево: не хочетъ быть разоренъ отъ нево; не разоряй и ево. Кто можетъ сумнѣваться о быт³и Бож³емъ! Хотя бы и не вошли въ самую глубину пространства небеснаго; но только бы до солнца зрѣн³емъ возлѣтели, и оттолѣ возвративш³яся простерли по землѣ очи наши, и свой собственный составъ разсмотрѣли; как³я чудеса и виды премудрости Бож³ей и его къ родамъ животныхъ милосерд³е! Имущ³й мил³оны денегъ, обрадуется ли нашедъ полушку? Такъ на что суевѣры, новыя и съ величествомъ вышняго, выдуманныя ханжами и почитаемыя чудеса безумцами къ неограниченной славѣ Правителя и обладателя вселенныя, яко важность нѣкую прикладываютъ? не ужели Создатель однихъ ради премудрыхъ явилъ въ устроен³и нашего мира, премудрость ко славѣ своей? Солнце составленное всемогуществомъ Бож³имъ изъ Еѳира, плавающее въ немъ и питающееся имъ, даетъ, человѣкамъ, скотамъ, звѣрямъ, птицамъ, рыбамъ, гадамъ, древесамъ, цвѣтамъ и травѣ жизнь. Вотъ и всемогущество, и премудрость, и милосерд³е Бож³и. Весна, лѣто, осень и зима премѣняются между собою къ пользѣ нашей. Солнце, говоря п³итически, погружается въ ок³янѣ, къ пользѣ нашей. Разсмотримъ со естествословами единый глазъ, или едино ухо, нашего состава. Чувства наши и всѣ наши члѣны, съ коликою премудрост³ю, ко крайней нашей пользѣ устроены! Безумцы говорятъ о душѣ нашей, что она есть отросль нашего тѣлеснаго состава, яко звонъ, есть произшеств³е колокола; но звонъ или звукъ отъ сражен³я двухъ крѣпкихъ веществъ: а душа тѣломъ управляетъ, и по елику тѣло, с³е грубое вещество душу не преодолѣваетъ, имъ управляетъ, яко царь народомъ, доколѣ народъ, не возбунтуется противъ него не праведно. во царь и самъ не всякой праведенъ: а души наши всеконечно праведны. А что души наши безсмертны, о томъ я, какъ и о Божествѣ, такъ же ни мало, не сумнѣваюсь. Метафизически говоря, что изчезан³е душъ нашихъ, не сходственно съ милосерд³емъ вышняго: а физически, что ни мертвое въ живое, ни живое въ мертвое преобратиться не можетъ. По сему предложен³ю и живности или души скота птицъ и рыбъ безсмертны? Я инако и не думаю. Во священномъ писан³и сказано что наши души вѣчны; но умѣншится ли къ намъ Бож³е милосерд³е, когда души и воробья и червяка безсмертны? Скажетъ невѣжа, что за нихъ не умиралъ.... Но ихъ праотцы и не согрѣшали. Да не только безсмертны душами воробей и червякъ; но и малѣйшая былинка душею безсмертна, яко звѣрокъ едва помощ³ю микроскона являющ³йся взору нашему. Отъ сочетан³я рождается человѣкъ, отъ сочетан³я и былинка: человѣкъ ростетъ, немоществуетъ, здравствуетъ, старѣется и умираетъ: былинка такъ же. Довольно намъ и того, что райская жизнь намъ единымъ обѣщанна; но мы и того что другимъ тварямъ по смерти предписано не знаемъ. Все создано ради человѣка, ето правда; но все и для всякой твари создано. Гдѣжъ по кончинѣ былинки будетъ душа ея. Етова я не знаю, ибо естественно мы и о своихъ душахъ не вѣдаемъ. Оставимъ имъ преселен³е Пиѳагорово. Можетъ между новаго другихъ тварей оживотворен³я множество пройти времени; но во слабомъ чувств³и: я не говорю безчувств³и: и одна минута и мил³оны лѣтъ тоски малосущественности тварей горести принести не могутъ, ибо не время намъ веселости и тоску наводятъ, но приключен³я и виды. Время лишенно приключен³й и видовъ есть пустота нашего пребыван³я. Многочисленныя виды отталкиваютъ, виды претедш³я, и предаютъ и приключен³я и виды забвен³ю: умягчаютъ и радости И горести наши, а не время; слѣдовательно время, ничево забвѣн³ю не предаетъ. Священное писан³е открываетъ намъ то, что все создано ради человѣка, и все ему покорѣно; кто сему противорѣчитъ; ибо мы имѣя общества и грамоту, разумъ свой по установлен³ю Создателя изощряемъ, и чувствуя свое безсил³е живемъ общественно. Левъ сильняе человѣка; но множество человѣковъ сильняе льва. Разумъ нашъ не больше разумовъ другихъ нѣкоторыхъ или паче многихъ тварей: и преимуществуемъ мы предъ ними не разумомъ но просвѣщен³емъ онаго: и можетъ быть иногда между человѣка и человѣка въ разумѣ больше разстоян³я,нежели между человѣка и осла. Способный ко просвѣщен³ю разумъ, и обрѣтш³й пути ко просвѣщен³ю и къ изощрен³ю, есть отличный даръ Божества, которымъ люди не только отъ скота, но и сами отъ себя отличаются. Левъ и медвѣдь сего преимущества не имѣютъ. Но посмотрѣли бы живущаго отъ рожден³я своеро въ уединен³и человѣка: и какое бы нашли мы между волка и между человѣка въ разумѣ различ³е. Все создано ради человѣка, ибо все ему, симъ образомъ, какъ я сказалъ, покорено; но льзя ли признати что не довольствуются милост³ю Создателя и протч³я твари, въ которыхъ намъ никакой пользы нѣтъ. Не всѣ ли твари созданы ради себя самихъ: а по покорен³ю политическому по волѣ всемогущаго, всѣ человѣку покорены, яко просвѣщеннѣйшей и благороднѣйшей твари... Да и пожиран³е другъ друга тварей ради содержан³я ихъ нужно; изъ чево какъ намъ такъ и имъ по правости вышняго, дабы не исчезнути преждѣ срока вѣчно, безсмерт³е и метафизически принадлежитъ. А кто утверждаетъ то что въ нихъ нѣтъ разума: ето мнѣ смѣшно, и отвѣта недостойно, кромѣ сея важности, что с³е безумное толкован³е, многими утверждается. Всѣ твари логичествуютъ: муха прочь летитъ отъ страха: и тако разсуждаетъ: когда я не отлечу; такъ можетъ худое мнѣ послѣдовать: а ежели отлечу; такъ спасуся; слѣдовательно должно мнѣ отлетѣть. Бабочка летитъ къ огню, или не зная, или забывъ то что огонь горячъ: а видитъ только прелестное его с³ян³е: и летитъ не на смерть, но на забаву. Зрѣн³е, слухъ, обонян³е, вкусъ и осязан³е, имѣетъ и муха и бабочка. Устрица и крапивный кустъ хотя и не всѣ чувства имѣютъ; но можноли за с³е исключити ихъ изъ животныхъ? А между животнаго и одушевленнаго я различ³я не знаю. Священное писан³е говоритъ намъ только то, что до насъ касается: а о предписанныхъ законахъ другимъ тварямъ, намъ писан³е не открываетъ. Весь еѳиръ духами наполненъ, и вся вселенная премудраго своего Создателя славитъ. Солнце составленное премудрост³ю и руководствомъ Бож³имъ изъ еѳира, приемлетъ ево частицы, и во движен³е приводитъ, основателемъ движен³я: то есть премудрымъ Богомъ; ибо безъ пребыван³я и безъ руководства Бож³я не могла бы вселенная быть во движен³и, а слѣдственно, не могла бы быти и живя. Твердыя тѣла суть выкидки изъ солнца, и затвердѣлыя шары горящаго свѣтила, отъ него отдалѣнный и получивъ влажность, огрѣваются солнечными лучами, и производятъ животныхъ, грубымъ существомъ огрѣвая духи. Вотъ система моего любомудр³я, ко прославлен³ю Создателя, и къ утолѣн³ю смертнаго страха; ибо я и по естеству безсмерт³емъ обнадеженъ.
  
   Прим. Зачато Января 39 дня и 30 окончано. 1772 года въ Москвѣ. Зачато въ 8 часовъ по полудни: а кончано по утру на завтрѣ.
  
  

О РОСС²ЙСКОМЪ ДУХОВНОМЪ КРАСНОРѢЧ²И.

  
   Краснорѣч³е духовныхъ не въ истолкован³и Священнаго писан³я, но во проповѣдыван³и онаго, и въ наставлен³и добродѣтели ищется; чего ради оставляя религ³ю и катехизисъ, дѣло до моего предложен³я ни мало не принадлежащее, я во Проповѣдникахъ вижу собрат³й моихъ по единому ихъ риторству: а не по священству; и такъ имѣя право говорити о нихъ, толико же, колико и они о мнѣ, сколько ихъ разсмотрен³е до нихъ, яко, до почитателей словесности принадлѣжитъ.
   Проповѣдники зачалися въ Росс³и, какъ извѣстно не давно. Франц³я взошла на высочайтую степень парнаса: Росс³я едва о томъ помышляти начала; такъ не служитъ ли къ чести нашего остроум³я, что мы едва только разгоняемъ мракъ невѣжества и во время разгонен³я видимъ так³я уже плоды, и покровительствомъ Велик³я ЕКАТЕРИНЫ и больше увидѣти чаемъ, и каѳедру болѣе и болѣе украшаему. Отъ первоначал³я духовнаго краснорѣч³я, исчисляя хорошихъ проповѣдниковъ, довольно кажется, есть ли мы толикоежъ ихъ число покажемъ, колико таковыхъ прославленная словесност³ю Франц³я показать можетъ. Боссюетъ, Бурдалу, Флеш³еръ, Масилл³онъ, и протестантской проповѣдникъ Соренъ, Франц³и честь учинили: толикое точно число и мы Европѣ отличныхъ духовныхъ Риторовъ показать можемъ. ко славѣ Росс³и едва расцвѣтавшу Росс³йскому краснорѣч³ю. С³и мужи суть Ѳеофанъ Архиепископъ Новогородск³й! Гедеонъ Епископъ Псковск³й: Гавр³илъ Архиепископъ Петербургск³й! Платонъ Архиепископъ Тверск³й: и Амврос³й Префектъ Иконоспаскаго училища: не говоря о тѣхъ, которыхъ краснорѣч³е ни до слуха моево, ни до зрѣн³я не дошло, какъ на примѣръ разсудительнаго и просвѣщеннаго Инокент³я Архиепископа Псковскаго: многопочтеннаро Самуила Епископа Крутицкаго: и распорядочнаго въ разумѣ Антон³я Епископа Архангельскаго: Ѳеофилакта Архимандрита и Ректора Иконоспаскаго, и можетъ быть и еще многихъ, которыхъ и имена мнѣ не извѣстны. Разберемъ дарован³я и свойства извѣстныхъ мнѣ, и первыхъ четырехъ извѣстныхъ и всей Росс³и риторовъ: Ѳеофана, Гедеона, Гавр³ила и Платона, и начавшаго прославлятися Амврос³я. Но прежде скажу я о свойствахъ другихъ не важныхъ духовныхъ риторовъ, и о вкусѣ ихъ не касаясь чести священныхъ особъ ихъ, но говоря о ихъ только сочинен³яхъ; ибо религ³я не будетъ поругана, когда скажется о комъ то, что сочинен³е ево худова вкуса. Мы почитаемъ санъ духовный, и не согрѣшили бы, когда бы что противъ Васил³я Великаго и ²оанна Златоуста, разбирая ихъ рѣчи, выговорили; ибо должны почитати жит³е ихъ только: а проповѣди ихъ почитаемъ мы не изъ должности, но изъ справедливости. Мног³я духовныя риторы, не имущ³я вкуса, не допускаютъ сердца своево, ни естественнаго понят³я во свои сочинен³я; но умствуя безъ основан³я, воображая не ясно, и уповая на обычайную черни похвалу, соплетаемую ею, всему тому, чево она не понимаетъ, дерзаютъ во кривыя къ парнасу пути, и вмѣсто пегаса обуздывая дикаго коня, а иногда и осла, встащатся ѣдучи кривою дорогою, на какую нибудь горку, гдѣ не только не извѣстны музы, но ниже имена ихъ, и вмѣсто благоуханныхъ нарциссосъ, собираютъ курячью слѣпоту. Достойно во истинну сожалѣн³я, когда прославлен³е великаго Бога, попадается въ уста невѣжъ. Не думайте, что я только Ѳеофановъ и Платоновъ, для проповѣдыван³я слова Бож³я требую! нѣтъ; есть ли бы однихъ таковыхъ правительства, ко проповѣдыван³ю Божества и добродѣтели избирали; опустошилися бы храмы Бож³и, во всей Европѣ; а у насъ еще и паче. Болѣе имѣемъ мы во краснорѣч³и духовныхъ недостатка; болѣе и благодарности велик³я наши Риторы достойны, что они яко свѣтлыя звѣзды, въ густомъ возс³яли мракѣ. Коликое число проповѣдниковъ прославилося черн³ю; но чернь есть и благородная, однимъ тѣмъ только, что они имъ не были вразумительны! Слышатели не опираяся на свое понят³е, чаяли во проповѣдникахъ глубокой быти премудрости: и причитали премудрость ихъ не понят³ю своему, находя въ себѣ недостатки разума, не отъ малаго о себѣ мнѣн³я, но отъ великаго почтен³я надутаго и паче мѣръ вит³еватаго, и ни съ умомъ, ни съ сердцемъ не согласнаго предложен³я; хотя истинная причина была та, что с³и глубокомудрыя пустомѣли, тово, что они говорили, или паче брѣдили, и сами не понимали. А притомъ таковымъ проповѣдникамъ помогаетъ и то, что многимъ кажется тяжкимъ грѣхомъ рѣчь о божествѣ похулити. Называли безумцы Французскаго сатирика ругателемъ чести Людовика Х²V, когда онъ ругалъ изъяснен³я похвалъ Королю, приносимыхъ отъ скаредныхъ писателей; но тому обвинен³ю, не только разумныя люди, но и самъ Король смѣялся; ибо слава Людовика оставалася славою, а врали вралями. Все то выговорено, что до худыхъ духовныхъ риторовъ касалося; посмотримъ на риторовъ первостепенныхъ, приносящихъ отличную честь Росс³и. Съ Ѳеофана зачнемъ, яко со старшаго. Сей велик³й риторъ есть Росс³йск³й Цицеронъ: малоросс³йск³я рѣчен³я, и требуемыя, не вѣдаю ради чево чужестранныя слова, сочинен³я ево нѣсколько безобразятъ; но они довольно заплачены другою чистотою. въ семъ риторѣ вижу я величество, соглас³е, важность, восхищен³е, цвѣтность, разсужден³е, быстроту, перевороты, страсть и сердцедвижен³е, огромность, ясность и все то что особливо Цицерону свойственпо было: и видно что онъ все свое краснорѣч³е, на семъ отцѣ Латинскаго краснорѣч³я основалъ. Гедеонъ ссть Росс³йск³й Флет³еръ; цвѣтности имѣетъ онъ еще болѣе нежели Ѳеофанъ; сожалѣтельно то что мало было въ немъ силы и огня, и что онъ по недостатку пылкости часто наполнялъ проповѣди свои истор³ями и баснями, симъ бѣднымъ запасомъ, истиннаго краснорѣч³я. Приятность, нѣжность, тонкость были ему свойствснны, и послѣ Ѳесфана опустотенный Росс³йск³й парнасъ, или церковь лишенная риторск³я сладости, смерт³ю великаго Арх³епископа, обрадовала Росс³ю симъ Гедеономъ мужемъ великаго во краснорѣч³и достоинства; ибо до него единый бывш³й Д³яконъ Савицк³й украшалъ только придворную каѳедру, и мало почитаемъ или паче гонимъ невѣжами, оставилъ духовенство и проповѣди, и восходя на Росс³йск³й Парнасъ возвратился, не коснувся самыя горы сея верьху, что мног³я не безъ основан³я ожидали, и принужденъ потерявъ охоту риторствовать оттолѣ возвратиться. Сказана бѣльцомъ нѣкая проповѣдь во Троицкой Лаврѣ: я не зналъ лѣтъ десять послѣ прочтѣн³я оныя кѣмъ она говорена: и приѣхавъ нѣкогда въ рѣченную Лавру, узналъ я нечаянно, что намѣстникъ онаго монастыря есть авторъ тоя прекрасныя проповѣди, бывш³й потомъ Воронежскимъ Епископомъ: былъ то Кирилъ Ляшевицк³й, не вшедш³й ни когда во славу; ибо ево мног³я угождая нѣкому хулили, думая что онъ отлично любилъ.... но сего почтеннаго человѣка и всѣ духовныя любили; такъ и никово въ Архиереи ставить не надлежало, ради угожден³я ево непр³ятелямъ, которымъ онъ отъ своей стороны ни когда неприятелемъ не былъ. Не нужно было бы ето прилѣпити здѣсь; но не должно ли было сказати, что воспрепятствовало прославиться автору слова: прильпе душа моя по тебѣ? Савицкой изъ моды вышелъ, и изъ духовенства: а бѣлецъ Ляшевицк³й изъ свѣтскихъ вышелъ, но въ моду не вшелъ. Иванъ Ивановичь Шуваловъ участвуя и въ наукахъ и въ Великоросс³янахъ подалъ дорогу возвысити Гедеона къ украшен³ю придворныя каѳедры и къ востановлен³ю погибшаго церковнаго краснорѣч³я. Ему должны мы Гедеономъ, а Гедеону другими великими мужами Великоросс³янами, на конецъ заключимъ о проповѣдникѣ семъ то, что имя ево въ Росс³и всегда почтенно будетъ. Гавр³илъ Арх³епископъ Петербургск³й есть больте сочинитель разумнѣйшихъ философическихъ диссертац³й, нежели публичныхъ словъ; а потому что стремлен³е ево больше въ диссертац³и нежели въ фигуры риторск³я; такъ ево сравнивати съ другими проповѣдниками ни какъ не можно: то только скажу я о немъ, что красота плавнаго и важнаго ево склада приноситъ ему предъ всѣмъ просвѣщеннымъ свѣтомъ достойную любезнаго имени его похвалу, и что будетъ онъ всегда чест³ю нашего вѣка и въ потомствѣ, купно съ другомъ своимъ и съ товарищемъ, со преосвященнымъ Инокент³емъ мужемъ весьма отличнаго достоинства и всею Росс³сю почитаемымъ, достойнымъ лица. Бож³я и лица Монарха. Платонъ есть послѣдователь Златоуста; ево имѣетъ дарован³я, ево свойства, ево вкусъ. Сей Росс³йск³й Бурдалу, исполненъ силы, пламени и быстроты, преемникъ Ѳеофановъ, приводитъ во восхищен³е слышателей, а читателей еще больше. Гедеонъ трогаетъ сердца, сей восхищаетъ, а Гавр³илъ разумъ плѣняетъ. А я вспомня нѣкоторыя уподоблен³я Софокла, Еврипида, и Есхилла, съ водными потоками, скажу то уподобляя сихъ великихъ мужей. Ѳеофанъ подобенъ гордой и быстротекущей рѣкѣ, разливающейся по лугамъ и орошающей горы и дубровы, отрывающей камни съ крутыхъ береговъ, шумящей во своихъ предѣлахъ и журчащей иногда, подъ тѣн³ю соплетенныхъ древесъ, наводняя гладк³я во время разл³ян³я долины. Гедеонъ подобенъ потокамъ, всегда журчащимъ, и извивающимся по прекраснымъ паствамъ, протекающей по приличнымь лугамъ, и питающейся благовонными цвѣтами, но иногда по неплоднымъ проходящей мѣстамъ, умѣншающей изобил³е водъ и едва дно покрывающей. Гавр³илъ подобенъ рѣкѣ безъ шума наполняющей брега свои и порядочнымъ течен³емъ, невыходящей никогда изъ границъ своихъ. Платонъ подобенъ рѣкѣ быстротекущей и все что ей ни встрѣтится влекущей съ собою въ морскую пучину, преходящей прекрасныя долины, орошающей тучныя рощи, и бѣгущей по чистому песчаному дну, окропляя мягк³я муравы. Во окончан³и всего не льзя мнѣ еще въ такое же тонкое разсмотрѣн³е войти, изъ единыя напечатанныя рѣчи Амврос³евой о семъ Авторѣ: а по слуху единому, какъ я прилежно слова ни слушаю, анатомить ево сочинен³я трудно; то только скажу, что онъ не только обѣщаетъ, но уже и есть отличный риторъ, и всеконечно достоинъ быти участникомъ Ѳеофановыхъ и Платоновыхъ лавровъ, и шествуя по стопамъ ихъ выше Гедеона превознесется.
  

О перьвоначал³и и созидаи³и Москвы.

   Возшелъ на престолъ великаго княжен³я въ Росс³и на мѣсто родителя своего Владимира Всеволодовича Мономаха, Георг³й, проименованный Долгорук³й. Престольный городъ былъ К³евъ. Старшаго сына своего Андрея, наименованнаго Боголюбивымъ, отдѣлилъ онъ, и поставилъ Государемъ Суздаля и Владимира. Шествуя посѣтить сына своего ко Владимиру, увидѣлъ онъ на пути по обѣ стороны Москвы рѣки прекрасныя села принадлежащ³я богатому Боярину Степану Ивановичу Кучку. Сей Бояринъ не здѣлалъ пристойнаго великому Князю, пришедшему во ево отчины, почтен³я; и говорилъ о немъ гордяся съ нѣкоторымъ презрѣн³емъ, за что велик³й Князь повелѣлъ ево привести предъ себя, а потомъ казнити смертью. Услышавъ о неутолимомъ дѣтей его стенан³и, не утѣшно оплакивающихъ кончину отца ихъ, сжалился надъ ними и съ отмѣннымъ почтен³емъ отослалъ ихъ къ сыну своему во Владимиръ. Кучковы сыны были хороши собою, а дочь ево прекрасна. Сынамъ имена, старшему, Петръ, младшему ²оакимъ: а сестрѣ ихъ имя Улита. Возшедъ на гору, гдѣ нынѣ Кремль, и обозрѣвъ около рѣкъ Москвы и Неглинной лежащ³я прекрасныя мѣста, возлюбилъ велик³й Князь с³е мѣстоположен³е, и повелѣлъ построить тамо деревянный городъ, и назвать по имени Москвы рѣки, Москвою. А въ имя сына своего Андрея именованнаго прежде Китаемъ, повелѣлъ онъ построить городъ у Москвы рѣки, гдѣ нынѣ Знаменской монастырь, назвавъ оный Китаемъ. По семъ велик³й Князь отходитъ во Владимиръ, и сына своего Андрея Боголюбиваго сочетаваетъ съ дочерью Кучкова, и взявъ ихъ съ собою отходитъ въ К³евъ. Тамо сгодъ времени поживъ, велик³й Князь Георг³й преставился, давъ о населен³и Москвы сыну своему Андрею завѣщан³е, который престольствуя во Владимирѣ, о населен³и Москвы, по завѣщан³ю отца своего крайне старался, а паче о созидан³и церквей и о иконномъ украшен³и; и взявъ изъ К³ева икону Пресвятыя Дѣвы написанную Лукою Евангелистомъ, полученную прежде изъ Царя Града, и украсивъ оную драгоцѣннымъ камен³емъ и жемчугомъ, золотомъ и серебромъ, состроилъ въ Москвѣ каменную церьковь въ честь Успен³я Пресвятыя Дѣвы и с³ю икону поставилъ во ономъ храмѣ, позлативъ верьхи ево, давъ лучш³я къ нему села и всего збора десятую часть. Но с³я церьковь не та, которую мы нынѣ видимъ подъ именемъ Успенскаго собора. Велик³й Князь Андрей поживъ довольное время съ женою своею и имѣвъ отъ нея сыновъ во младости помершихъ оставилъ житейск³я попечен³я, не прикасаяся болѣе супругѣ своей, и презирая всегдашн³я докуки ея о должности супружества, огорчилъ жену свою, и возобновилъ досадующее въ ней воспоминовен³е о смерти, учененной отцемъ его, отцу ея. Она согласившися съ братьями своими живущими при Великокняжескомъ дворѣ въ великомъ почтен³и, чтобъ отцовой смерти учинить отмщен³е, которыя во время ночи, вшедъ съ оруж³емъ въ ложницу ево, по наставлен³ю злоковарныя сестры своей, спящаго ея супруга умертвили. Пришедъ изъ К³ева во Владимиръ братъ его Велик³й Князь Всеволодъ, и побивъ уб³йцовъ брата своего, приказалъ тѣла ихъ бросить въ озеро, а наставницу сего уб³йства живу на вратахъ повѣсивъ изъ луковъ разстрѣлять, для устрашен³я подобнымъ ей злодѣямъ. Отъ начат³я великимъ Княземъ Георг³емъ Москвы, до дней Московскаго Князя Дан³ила Александровича четвертаго сына Великаго Князя Александра Невскаго, продолжалося времени, сто пятьнатцать лѣтъ. Князь Дан³илъ послѣдн³й сынъ отца своего, остался двухъ лѣтъ по преставлен³и Александровомъ, который по возрастѣ своемъ, пришедъ изъ Владимира на Московск³я поля, полюбилъ с³е мѣстоположен³е, какъ прежде того Велик³й князь Георг³й. Начатаго повелѣн³емъ Георг³я города, населяемаго переведенцами, какъ по многому видно, болѣе не было. Можетъ быть остались онаго нѣкоторыя небольш³я слободы, которыя недостойны были примѣчан³я. Гдѣ нынѣ Кремль, тамо стоялъ темный и непроходимый боръ. Въ ономъ бору было великое и глубокое болото, посреди котораго лежалъ маленьк³й островокъ: на немъ была построена хижинка, а въ ней жилъ пустынникъ именемъ Букалъ. По имени его называлася с³я хижинка: Букалова хижина. На мѣстѣ семъ нынѣ дворецъ, а гдѣ хижинка стояла на самомъ томъ мѣстѣ поставилъ Князь Дан³илъ деревянную Преображен³я Господня церьковь; вкругъ сего мѣста построилъ онъ дубовую ограду, и городъ нарекъ, какъ и Георг³й, по имени рѣки, Москвою. Въ пятый день по прибыт³и своемъ на Московск³я поля, Князь Дан³илъ объѣзжая и озирая мѣстоположен³я, наѣхалъ горы и въ горахъ тѣхъ хижинку, а въ ней живущаго пустынника, родомъ Римлянина, именемъ Падона, и восхотѣлъ на мѣстѣ томъ себѣ домъ поставить, но пустынникъ далъ ему совѣтъ построить тамо домъ Бож³й. Когда родилися Князю два сына близнецы, и первому дано имя Алексѣй, случилося отъѣхать Дан³илу со сто верстъ отъ Москвы, и нашелъ онъ въ пустомъ мѣстѣ малый островъ и на немъ хижинку, а въ ней пустынника мужа престарѣла и вссьма хорошаго жит³я, родомъ Иверянина, именемъ Сара. Тамо состроилъ онъ городъ, въ лѣто владѣн³я своего, а нарекъ по имени сына своего Алексиномъ. Въ тожъ лѣто пришелъ къ нему изъ Грец³и Епископъ Варлаамъ, и съ собою принесъ на посвящен³е церьквамъ мног³я части нетлѣнныхъ тѣлъ угодниковъ Бож³ихъ. Тогда Князь Дан³илъ повелѣлъ ему освятить церковь на горахъ Падонскихъ. Горы по крутости мѣстъ нарекъ онъ Крутицами, а Варлаама Владыкою Сарскимъ, Падонскимъ, Крутицкимъ. Внизъ Москвы рѣки создалъ Князь Дан³илъ по имени своему монастырь Дан³ила Столпника, въ которомъ и самъ постриженъ былъ, и погребенъ внѣ церькви. По немъ воспр³ялъ Московское Княжен³е сынъ его Велик³й Князь ²оаннъ Даниловичь. Сей создалъ церковь Успѣн³я Пресвятыя Богородицы. С³я церьковь не та еще, которая нынѣ Успѣнскимъ соборомъ именуется. Митрополитъ тогда былъ Петръ, въ Московскомъ соборѣ опочивающ³й. Гдѣ была Дан³иломъ поставлена древянная церьковь Преображен³я тамо при Великомъ Князѣ ²оаннѣ Даниловичѣ поставллева каменная, которая нынѣ внутри дворца, и нарицается Спасъ на Бору. Послѣ былъ при ней монастырь, гдѣ нынѣ дворецъ. Потомъ построенъ деревянной городъ Кремль. Въ то жъ лѣто Велик³й Князь поставилъ на площади Церьковь Архангела Михаила, которая Архангельскимъ соборомъ именуется. Велик³й Князь ²оаннъ Дан³иловичь преставился, и погребенъ въ церкви Архангела. Возшелъ по немъ на престолъ сынъ его ²оаннъ. Митрополитомъ былъ при немъ Алексѣй, опочивающ³й въ Чудовѣ монастырѣ, имъ самимъ созданномъ, на которомъ мѣстѣ былъ прежде дворъ Татарскихъ Посланниковъ: потомъ поставленъ каменной Кремль. Преставился Велик³й Князь ²оаннъ ²оанновичь. По немъ возшелъ на престолъ сынъ его Димитр³й ²оанновичь нареченный Донской, отъ побѣды надъ Мамаемъ полученныя въ день Пророка Елисея, во имя котораго, для воспоминан³я тоя побѣды построена имъ церьковь. Во время владѣн³я Димитр³я Донскаго, преставился Алексѣй Митрополитъ. Въ его владѣн³е жилъ чудотворецъ Серг³й Радонежск³й. основатель Троицкаго монасшыря. По немъ сѣлъ на престолъ сынъ его Васил³й Димитр³евичь. По немъ сынъ его Васил³й Васил³евичь. По немъ возшелъ на Московск³й престолъ сынъ его ²оаннъ Васил³евичь: нарицаемый гордый. При немъ заложена на площади большая церьковь Успѣн³я богородицы, которая и донынѣ пребываетъ. С³я церьковь есть нынѣшн³й Успѣнск³й Соборъ. Сей Велик³й Князь создалъ городъ Кремль больше стараго пространствомъ, призвавъ Архитекта изъ Мед³олана, котораго въ Москвѣ называли Петромъ Антоновымъ сыномъ. Прозван³е ему, не знаю испорченнымъ ли нарѣч³емъ или подлиннымъ Сонари, ему же прозван³е Фрязинъ, которое отъ Русскихъ конечно для того дано ему, что въ тогдашн³я времена, чужестранныхъ иногда общимъ именемъ Фрязями называли. Сей Архитектъ въ началѣ заложилъ стѣны отъ Москвы рѣки и Тайникъ у водяныхъ воротъ, которыя называются Тайницкими. Слово тайникъ по мнѣн³ю моему знаменуетъ здѣсь тайное или потаенное мѣсто, какъ и само мѣсто сево Тайника, такъ же и расположен³е окольнаго строен³я о томъ увѣряютъ, двѣ стрѣльницы и двѣ по угламъ башни, Свирловую и другую, и провелъ стѣну отъ стрѣльницы до стрѣльницы и до Боровицкихъ воротъ, нареченныхъ отъ преждебывшаго тамо Бора, а потомъ поряду далѣе. Сей же Велик³й Князь повелѣлъ ему вылить и превеликую пушку, которая и понынѣ въ Москвѣ. Потомъ начали строятъ Фроловскую стрѣльницу и ворота въ ней, больше старыхъ, стѣны отъ Москвы рѣки и до Неглинной, Никольск³я ворота и все то совершилося въ тотъ же годъ, такъ же двои Тайницк³е ворота, и подъ дворецъ погреба съ каменными сводами. Въ тотъ же годъ кромѣ сего мног³я хорош³я здан³я повелѣн³емъ Великаго Князя совершены. На послѣдокъ посадилъ онъ сына

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 387 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа