Главная » Книги

Порецкий Александр Устинович - Обзор современных вопросов, Страница 3

Порецкий Александр Устинович - Обзор современных вопросов


1 2 3 4 5 6 7 8

;дѣ сказано много хорошо. Укажемъ напр. на рѣчь профессора Ѳ. М. Дмитрiева. Намѣреваясь предложить тостъ Москвы, онъ говорилъ объ отношенiяхъ, о связи, существующей между Москвою и Московскимъ Университетомъ; онъ коснулся при этомъ нравственнаго долга, налагаемаго настоящимъ положенiемъ вещей на всѣхъ членовъ общества и на членовъ университетскаго сословiя въ особенности. "Въ наше время, сказалъ онъ, общественныя задачи усложняются; онѣ требуютъ отъ всѣхъ и каждаго особенно строгаго надзора за собою, особаго напряженiя силъ. Будемъ надѣяться, что Московскiй Университетъ выдетъ съ честью изъ этого новаго испытанiя. Преподаватели и студенты, будемъ строго и внимательно слѣдить за собою; не забудемъ, что болѣе, чѣмъ когда-нибудь, мы должны принести на служенiе обществу серьёзную мысль, положительныя свѣдѣнiя, которыхъ оно въ правѣ требовать отъ насъ, и прежде всего - способность и любовь къ труду. Эта задача не превышаетъ нашихъ силъ. Она въ особенности ясна и понятна Московскому Университету. Въ нашемъ Университетѣ живо доброе преданiе; въ немъ есть духъ никогда не покидавшiй его..."
   Далѣе г. Дмитрiевъ переходитъ къ главной цѣли своей рѣчи: "Стремленiямъ нашего Университета придетъ на помощь и московское общество. Здѣсь его живое отношенiе къ университетской дѣятельности будетъ особенно благотворно. Оно будетъ столько же поддерживать насъ строгостiю своего надзора, какъ и теплотой своего участiя. Общественное мнѣнiе видимо слагается и крѣпнетъ въ Россiи. Чѣмъ болѣе оно будетъ развиваться, тѣмъ спасительнѣе скажется связь Университета съ Москвою...
   "Пожелаемъ же Москвѣ все большаго и большаго развитiя въ ней общественной жизни. Начало уже положено. Въ послѣднее время литературная дѣятельность Москвы, почти замолкшая прежде, снова оживилась, вступила въ новый перiодъ, полный силы и жизни..."
   Затѣмъ ораторъ упоминаетъ о готовящихся въ Москвѣ реформахъ: о преобразованiи полицейскаго управленiя, о новомъ устройствѣ Думы, по образцу петербургской, съ участiемъ въ ней всѣхъ сословiй; наконецъ - о благотворномъ влiянiи, которое уже ощутила Москва отъ недавно возникшаго тамъ (также по образцу петербургскаго) новаго учрежденiя - коммисiи словеснаго суда для разбора дѣлъ между рядчиками и работниками.
   Этотъ университетскiй праздникъ не ограничился одними рѣчами: отъ словъ перешли и къ дѣлу. Приведенное г. Погодинымъ четверостишiе Пушкина послужило поводомъ къ открытiю подписки на сооружаемый великому поэту памятникъ (читатели наши безъ сомнѣнiя уже знаютъ, что послѣдовало Высочайшее разрѣшенiе на сооруженiе А. С. Пушкину памятника, который будетъ поставленъ въ бывшемъ лицейскомъ саду, въ Царскомъ Селѣ. На это открыта офицiально повсемѣстная подписка). Наконецъ, М. Н. Капустинъ объявилъ о намѣренiи профессоровъ устроить публичные курсы въ пользу неимущихъ студентовъ.. Вотъ имена профессоровъ, изъявившихъ желанiе читать публичныя лекцiи: И. К. Бабстъ, Г. В. Вызинскiй, К. К. Герцъ, Ѳ. М. Дмитрiевъ, М. Н. Капустинъ, Н. А. Любимовъ, Ѳ. Мильгаузенъ, Н. А. Поповъ, С. А. Рачинский и Н. С. Тихонравовъ.
   Отъ этой свѣтлой и полной жизни картины университетскаго праздника мы принуждены прямо перейдти къ двумъ печальнымъ вѣстямъ, чтобы ими и заключить нашу статью. Странныя сближенiя бываютъ иногда въ явленiяхъ человѣческой жизни и смерти! Кто рѣшитъ: по одной ли безпричинной случайности, или по какому-нибудь неразгаданному закону люди, связанные между собою духовнымъ родствомъ, нерѣдко сходятъ со сцены жизни, если не совершенно одновременно, то вскорѣ одинъ послѣ другого? Давно ли, нѣсколько мѣсяцевъ назадъ, весь читающiй людъ слушалъ разсказы про кончину А. С. Хомякова; теперь еще и еще: 7 декабря на одномъ изъ Iоническихъ острововъ (островѣ Занте) умеръ единомышленный другъ Хомякова, - Константинъ Сергѣичъ Аксаковъ, а 31 того же декабря, въ Прагѣ, умеръ страстный ученый славянистъ и страстный чешскiй патрiотъ Вячеславъ Вячеславичъ Ганка. Помянемъ этихъ двухъ покойниковъ словами людей, лично и близко знавшихъ ихъ:
   "Чище, благороднѣе, невиннѣе Константина Аксакова, говоритъ г. Погодинъ, мудрено было въ нашъ вѣкъ найдти человѣка. Сорока слишкомъ лѣтъ, онъ былъ дитя во всемъ, что касалось до жизни, до ея отношенiй, условiй, свѣтскихъ приличiй. Русскiй народъ, Москва, грамматика - вотъ его особый мiръ. Русскiй народъ любилъ онъ отъ всего сердца: онъ благоговѣлъ передъ нимъ или, скажу вѣрнѣе, предъ его идеею, какъ она въ пылкой душѣ его, по лѣтописямъ, грамотамъ, языку, образовалась. Москва въ понятiи его составляла съ русскимъ народомъ одно нераздѣльное цѣлое... Сказать одно слово противъ Москвы, въ какомъ-бы то ни было смыслѣ, - это было самое тяжолое, личное оскорбленiе Константину Аксакову - рана его тѣлу... Рѣчь его въ минуту одушевленiя была со властiю и отличалась истинными ораторскими достоинствами и движенiями. Вообще онъ говорилъ, особенно безъ приготовленiя, гораздо лучше и сильнѣе, чѣмъ писалъ. Убѣжденiямъ своимъ онъ принадлежалъ всецѣло, не думая и не заботясь ни о чемъ больше..."
   Теперь нѣсколько словъ изъ воспоминанiй человѣка, бывшаго лично знакомымъ съ покойнымъ Ганкою. Выписываемъ эти слова, полагая, что они не могутъ не тронуть каждаго русскаго человѣка.
   "Въ Москву стремилось постоянно славянолюбивое сердце Вячеслава Вячеславича. Какъ дитя предавался онъ мечтанiю о пути на святую Русь, и еще болѣе восторгу, съ какимъ думалъ онъ прожить нѣсколько времени среди отчески имъ любимыхъ Руссовъ...
   "Судьба не привела его увидѣть обѣтованную для него землю. А для Вячеслава Вячеславича Россiя была по истинѣ земля обѣтованная. Въ ней видѣлъ онъ спасенiе для цѣлаго славянства, которое онъ такъ глубоко носилъ въ своемъ сердцѣ."
   Еще два слова, свидѣтельствующiя о причинѣ разстройства здоровья Ганки, вѣроятно ускорившей его кончину.
   "Процессъ, начатый съ Кугомъ о подлогѣ Краледворской рукописи и Суда Любушина, въ которомъ такъ нагло обвинялся Вячеславъ Вячеславичъ, былъ дѣломъ чисто-правительственнымъ, и продажный Кугъ явился только орудiемъ нѣмецко-австрiйской централизацiи. Правда, процессъ этотъ кончился не только положительнымъ оправданiемъ Ганки, но и блистательнымъ доказательствомъ дѣйствительности памятниковъ; тѣмъ не менѣе сомнѣваться невозможно, что въ немъ заключалась и первая причина разстройства крѣпкаго здоровья покойнаго... Чехи не могли безъ глубокаго состраданiя видѣть, какъ съ каждою недѣлею, въ теченiе судебнаго процесса, ихъ благодѣтельный старецъ-патрiотъ сгибался ниже и ниже, какъ лицо его осовывалось больше и больше..."
   Словомъ - пишущiй эти воспоминанiя думаетъ, что зародышь смерти Ганки заключается въ глубокомъ оскорбленiи и огорченiи, нанесенныхъ ему процессомъ съ Кугомъ.
   Его похоронили 3 января, въ прагскомъ кремлѣ - Вишеградѣ.Нѣсколько сотъ студентовъ прагскаго университета съ факелами шли впереди погребальной колесницы; за ними шли славяне всѣхъ племенъ, въ нацiональныхъ костюмахъ и также съ факелами. Шолъ также молодой графъ Кауницъ; онъ несъ... Краледворскую рукопись (открытую, какъ доказалъ злополучный процессъ, покойнымъ), - съ положеннымъ на нее лавровымъ вѣнкомъ.

_______________

  

"Время", No 3, 1861

ВНУТРЕННIЯ НОВОСТИ

   Великое событiе. - Нѣсколько статистическихъ цыфръ. - Статистическiе комитеты. - Развитiе свободнаго труда въ военномъ и морскомъ вѣдомствахъ. - Отмѣна откупной системы и отголоски трезвости. - Отмѣна постановленiя о штрафованныхъ. - Общественныя пожарныя команды. - Рѣчь къ самарскому купечеству. - Мысль купца Коробанова. - Новыя воскресныя школы. - Комитетъ грамотности. - Предложенiе министра народнаго просвѣщенiя. - Университетскiе обѣды. - Мысли о новыхъ университетахъ. - Слушательницы университетскихъ лекцiй и франты не на своемъ мѣстѣ. - Нѣсколько вѣстей изъ провинцiй: биржевыя собранiя въ Саратовѣ; "Волжскiй Вѣстникъ"; Ярославль, Ростовъ на Дону, Псковъ, Вильно, Варшава. - Виды гласности. - Циркуляръ къ исправникамъ. - Вѣсти съ Урала: возможное и существующее; монополiя. - Откровенiе изъ Мiусскаго округа. - Господинъ Козляниновъ. - Нерѣшонныя дѣла о студентѣ Страховѣ и крестьянинѣ Хитринѣ. - Жертва неосторожной гласности. - Кончина Шевченка.
   Въ теченiи первыхъ двухъ третей прошедшаго мѣсяца, общее вниманiе почти исключительно поглощено было носившимися слухами о близкомъ окончанiи крестьянскаго дѣла. Извѣстно, что подобные слухи, пока они не подтверждены никакими офицiальными данными, напрягаютъ общественное вниманiе, по свойственному людямъ любопытству, особенно если предметъ слуховъ полонъ такого высокаго интереса, какъ сказанное дѣло. Наконецъ 17 и 18 февраля это напряжонное вниманiе разрѣшилось въ самое свѣтлое, торжественное чувство. Послѣ явившагося 17-го числа объявленiя С. петербургскаго военнаго генералъ-губернатора, что въ 19-й день февраля (на которомъ сосредоточивались слухи) ни какихъ распоряженiй по крестьянскому дѣлу не будетъ, - на другой день "Сѣверная Пчела" сообщила слѣдующую вѣсть: "мы узнали изъ достовѣрнаго источника, что это многознаменательное для всей Россiи дѣло приводится къ окончанiю. На это важное народное дѣло потребовались продолжительныя ежедневныя обсужденiя въ высшихъ государственныхъ установленiяхъ. Обсужденiя эти приближаются къ концу, и можно надѣяться, что въ седьмой годъ царствованiя Александра II, въ предстоящiе дни молитвы и поста, совершится давно ожидаемое народное событiе".
   И въ самомъ дѣлѣ, пятаго марта явился Высочайшiй манифестъ, которымъ для Россiи открывается новый путь усовершенствованiя и преуспѣянiя. Крѣпостное право болѣе не существуетъ.
   И такъ совершилось наконецъ великое дѣянiе, славный подвигъ настоящаго царствованiя. Россiя начинаетъ новый перiодъ своей исторiи. Вѣчная, неувядаемая слава Государю-Избавителю своего народа; этимъ царственнымъ подвигомъ Государь счастливитъ не одни только двадцать - три миллiона крѣпостныхъ, но и всѣ миллiоны, населяющiе его громадное царство. Если малая, едва замѣтная частица этихъ миллiоновъ принимаетъ это счастiе безсознательно, то не пройдетъ и десятка лѣтъ какъ и эта частица увѣруетъ въ него, наравнѣ съ людьми науки и прогресса. Порукой за это исторiя и ея непреложные опыты. Если есть награда на землѣ для вѣнценосцевъ, то это благодарная память осчастливленнаго народа. Александръ II будетъ вѣчно жить въ народной памяти, въ этомъ нерукотворномъ монументѣ, который тверже и прочнѣе всякихъ гранитовъ, мраморовъ и бронзы.
   По поводу этого великаго событiя считаемъ весьма не лишнимъ привести нѣсколько статистическихъ цыфръ изъ недавно вышедшей книги подъ заглавiемъ: "Крѣпостное населенiе Россiи по 10-й народной переписи", книги, составленной завѣдующимъ статистическимъ отдѣломъ центральнаго статистическаго комитета, А. Г. Тройницкимъ. Цыфра - вещь сухая, но за то точная и положительная, а иногда даже сильная и обаятельная. Простыя слова: двадцать три миллiона сами по себѣ не лишены влiяющей силы, способной привлечь вниманiе каждаго. Поэтому мы не боимся на этотъ разъ испугать читателей цыфирной сухостью, тѣмъ болѣе, что приводимое нами извлеченiе будетъ очень недлинно.
   По послѣднему народосчисленiю (1858-1859) всѣхъ крѣпостныхъ людей въ Россiи было 23.069.631; въ томъ числѣ 11.244.913 мущинъ и 11.824.718 женщинъ.
   По мѣстностямъ эти люди распредѣляются такъ:
   Въ европейской Россiи. . . . . . . . . . . . . . . . . . 22.558.748
   Въ Сибири. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.338
   Въ Закавказскомъ Краѣ. . . . . . . . . . . . . . . . ...506.545.
   По разрядамъ:
   Крестьянъ помѣщичьихъ. . . . . . . . . . . . . . . . 22.284.876
   Крестьянъ разныхъ вѣдомствъ. . . . . . . . . . . . .242.156
   Крестьянъ заводскихъ и фабричныхъ. . . . . . . . . 542.599.
   Изъ числа помѣщичьихъ крестьянъ, находящихся въ европейской Россiи и Сибири, состоятъ на условномъ правѣ 354.321, на общемъ крѣпостномъ правѣ 21.625.609.
   Въ этомъ послѣднемъ числѣ: поселенныхъ крестьянъ 20.158.231 и дворовыхъ людей 1.467.378.
   Укажемъ еще на число дворянъ, владѣющихъ крѣпостными людьми. Во всей Россiи безпомѣстныхъ дворянъ 4.118 (у нихъ дворовыхъ людей 18.033); дворянъ - помѣщиковъ 112.560.
   Въ книгѣ г. Тройницкаго все народонаселенiе россiйской имперiи показано въ 67.081.167; стало быть ожидаемое событiе непосредственно касается болѣе нежели цѣлой трети этого народонаселенiя. Какъ-же не считать его событiемъ великимъ?
   Статистическiя свѣденiя вообще у насъ еще очень дороги, и полное развитiе ихъ принадлежитъ будущему. Въ этомъ отношенiи нельзя не указать на новую правительственную мѣру, обѣщающую ускорить это развитiе. Въ концѣ декабря прошлаго года утвержденъ проэктъ положенiя о губернскихъ и областныхъ статистическихъ комитетахъ, и министру внутреннихъ дѣлъ предоставлено приступить нынѣ-же къ преобразованiю комитетовъ по этому проэкту. При этомъ имѣлось въ виду, что одною изъ причинъ неуспѣшности дѣйствiй существующихъ статистическихъ комитетовъ былъ недостатокъ матерiальныхъ средствъ, и потому по новому положенiю они въ извѣстной мѣрѣ снабжаются этими средствами. Вотъ нѣкоторыя, наиболѣе существенныя черты положенiя:
   Статистическимъ комитетамъ (которые состоятъ, подъ предсѣдательствомъ начальника губернiи, изъ его помощника и членовъ: непремѣнныхъ, дѣйствительныхъ и почетныхъ), кромѣ установленiя правильнѣйшихъ способовъ собиранiя точныхъ статистическихъ свѣденiй о количествѣ и качествѣ земель, народонаселенiи, производительныхъ силахъ губернiи или области, поставляется еще въ обязанность заботиться о составленiи по мѣрѣ возможности, - вызывая къ тому содѣйствiе какъ своихъ членовъ, такъ и постороннихъ лицъ, - подробныхъ описанiй губернiй или областей, городовъ и особенно замѣчательнныхъ почему-либо мѣстностей, въ отношенiи топографическомъ, историческомъ, промышленномъ, торговомъ, сельско-хозяйственномъ и пр., и объ изданiи своихъ трудовъ въ свѣтъ.
   Начальнику губернiи (въ качествѣ предсѣдателя комитета) предоставляется право, по опредѣленiямъ комитета, командировать дѣйствительныхъ членовъ, секретаря и другихъ благонадежныхъ лицъ въ разныя части губернiи или области для мѣстныхъ статистическихъ изслѣдованiй, для повѣрки и пополненiя на мѣстахъ, непосредственными личными изысканiями, первоначальныхъ свѣденiй, собираемыхъ офицiальнымъ путемъ, или для направленiя и установленiя способовъ собиранiя этихъ свѣденiй и указанiя соотвѣтственныхъ статистическихъ прiемовъ.
   Кромѣ того, по мѣрѣ открывающихся средствъ, комитеты могутъ снаряжать особыя статистическiя экспедицiи изъ нѣсколькихъ лицъ, для мѣстныхъ изслѣдованiй. Экспедицiи эти могутъ быть назначаемы и въ нѣсколькихъ губернiяхъ вмѣстѣ, по совокупности предметовъ изысканiя.
   На содержанiе каждаго комитета назначается штатная сумма отъ 1500 до 2000 руб. (изъ которыхъ полагается жалованья секретарю комитета 750 р.). Но сверхъ этой суммы, въ распоряженiе комитетовъ обращаются тѣ денежныя пособiя, которыя могутъ образоваться отъ пожертвованiй почетныхъ членовъ или постороннихъ лицъ, а также отъ продажи изданiй комитета. Распоряженiе этими сверхштатными суммами предоставляется самимъ комитетамъ по ихъ усмотрѣнiю, безъ всякаго ограниченiя.
   Можно положительно надѣяться, что когда будетъ введено и вполнѣ разовьется дѣйствiе новаго положенiя, тогда не будутъ, при собранiи статистическихъ данныхъ, встрѣчаться такiе вызывающiе невольную улыбку факты, какой недавно появился во всеобщее извѣстiе въ "Бессарабскихъ областныхъ вѣдомостяхъ". Тамъ разсказывается, что одна полицiя въ таблицѣ о числѣ гимназiй, училищъ и пансiоновъ, показала: "приходское училище - 1, пансiоновъ - 78"; о такомъ неправдоподобномъ явленiи обратились съ вопросомъ къ городничему, и онъ пояснилъ, что пансiоны означаютъ "количество офицеровъ и нижнихъ чиновъ, получающихъ оные".
   Въ основанiи разрѣшающагося теперь дѣла, съ котораго начали мы нашу статью, лежитъ великая идея развитiя свободнаго труда; эта идея начинаетъ осуществляться у насъ, въ параллель съ ходомъ крестьянскаго дѣла, и внѣ его предѣловъ. Въ военномъ министерствѣ давно уже возникло предположенiе, въ видахъ облегченiя податныхъ сословiй отъ рекрутской повинности, замѣнять служащихъ нижнихъ чиновъ въ разныхъ нестроевыхъ командахъ, людьми вольнонаемными. Не смотря на разныя затрудненiя, встрѣченныя какъ было слышно, нѣкоторыми вѣдомствами къ исполненiю этого благого предположенiя, въ послѣднее время, вѣроятно по устраненiи этихъ затрудненiй, оно наконецъ осуществляется. Между прочимъ, въ "Сенатскихъ Вѣдомостяхъ" 27 января нынѣшняго года обнародовано Высочайшее повелѣнiе не комплектовать на будущее время служащими нижними чинами, а пополнять, по мѣрѣ открывающихся вакансiй, наемными служителями, какъ нѣкоторыя нестроевыя команды военнаго вѣдомства, такъ и вѣдомствъ гражданскихъ: Собственной Его Императорскаго Величества Канцелярiи, Путей Сообщенiя и Публичныхъ зданiй, министерствъ: Финансовъ, Внутреннихъ Дѣлъ и Государственныхъ Имуществъ.
   Подобное же постановленiе недавно состоялось по Морскому Министерству о постепенной втеченiи пяти лѣтъ замѣнѣ нижнихъ чиновъ, находящихся въ качествѣ прислуги при морскихъ учебныхъ заведенiяхъ, людьми вольнонаемными. Кромѣ этого, въ Морскомъ Министерствѣ существуетъ другое обширнѣйшее предположенiе объ упраздненiи всѣхъ рабочихъ экипажей и о замѣнѣ казеннаго труда въ адмиралтействахъ - трудомъ вольнымъ. "Морской Сборникъ" сообщаетъ, что проэктъ положенiя о будущихъ постоянныхъ наемныхъ мастеровыхъ морского вѣдомства, которые должны постепенно замѣнить нижнихъ чиновъ рабочихъ экипажей, уже составленъ и теперь повѣряется свѣденiями, заключающимися въ донесенiи особой коммисiи изъ спецiалистовъ, которая была въ 1858 году назначена въ Англiи для изслѣдованiя хозяйства въ адмиралтействахъ и на заводахъ. Между-тѣмъ, для достиженiя предположенной цѣли, признано полезнымъ допустить прiемъ учениковъ въ адмиралтейскiя и заводскiя мастерскiя. Отъ Кораблестроительнаго департамента уже объявлено, что въ адмиралтейскiя мастерскiя портовъ: с. петербургскаго, кронштадскаго, архангельскаго, астраханскаго и николаевскаго, а также въ мастерскiя адмиралтейскихъ ижорскихъ заводовъ, принимаются ученики всякаго званiя мужскаго пола, имѣющiе отъ роду четырнадцать и болѣе лѣтъ. При этомъ изложены условiя и нѣкоторыя права учениковъ, какъ наприм: ученикамъ будетъ производиться поденная заработная плата - въ первые два года ученiя по двадцати коп., въ слѣдующiе два года по тридцати, а въ послѣднiй пятый годъ по пятидесяти коп. за каждый рабочiй день; имъ представляется право посѣщать воскресныя школы, которыя предполагается открыть для дѣтей адмиралтейскихъ и заводскихъ мастеровыхъ морского вѣдомства и въ которыхъ будутъ учить закону Божiю, чтенiю, письму, ариѳметикѣ, черченiю и рисованiю; по достиженiи девятнадцати лѣтъ, способный ученикъ удостоивается званiя адмиралтейскаго и заводскаго мастероваго, званiя, которое однако не даетъ никакихъ другихъ правъ, кромѣ права быть принятымъ въ мастеровые въ адмиралтейства и на заводы морского вѣдомства, предпочтительно предъ тѣми, кто этого званiя не имѣетъ.
   Такимъ образомъ изъ этихъ учениковъ постепенно образуются свѣдущiе, искусные мастеровые, которые, при условiяхъ свободнаго труда, въ несравненно меньшемъ числѣ совершенно замѣнятъ нынѣшнихъ казенныхъ мастеровыхъ.
   Преимущества свободнаго труда надъ несвободнымъ уже давно не подлежатъ никакому спору; они огромны не въ одномъ экономическомъ смыслѣ: за развитiемъ свободнаго труда неизбѣжно слѣдуетъ развитiе чувства человѣческаго достоинства, которое необходимо предполагаетъ и возвышенiе уровня народной нравственности. На вожделенное возвышенiе этого уровня у насъ много надеждъ, много задатковъ. Кромѣ начала свободнаго труда, кромѣ ежедневно распространяющихся средствъ къ образованiю, мы имѣемъ еще въ виду близкое уничтоженiе доживающей свои послѣднiе годы откупной системы. Читатели наши безъ сомнѣнiя уже знаютъ изъ газетъ, что срокъ бытiя этой системы опредѣленъ 1 января 1863 года: съ того дня вводится другая система, акцизная, для которой уже высочайше утверждены главныя основанiя, а теперь для составленiя, на этихъ основанiяхъ, проэкта положенiя и для обработки всѣхъ относящихся до него предположенiй образована при министерствѣ Финансовъ особая коммисiя. Мы не будемъ входить въ подробности этого дѣла; для насъ довольно того, что за полный успѣхъ его ручаются во первыхъ обширный составъ коммисiи, въ которомъ блеститъ много извѣстныхъ именъ ученыхъ и спецiалистовъ по разнымъ относящимся къ дѣлу предметамъ; а во вторыхъ то, что распредѣленiе и ходъ занятiй коммисiи публикуется во всеобщее свѣденiе.
   Откупщики, отживая свой вѣкъ и предчувствуя близость конца, до того дали волю своимъ корыстнымъ стремленiямъ, что вызвали, какъ извѣстно, со стороны народа обѣты трезвости, быстро распространившiеся по разнымъ мѣстамъ Россiи. Явленiе было неожиданно и сильно; въ немъ было нѣчто величественное, какъ торжество побѣды. Въ послѣднее время говоръ объ этомъ чудномъ явленiи какъ-будто смолкъ и теперь только изрѣдка долетаютъ то изъ того, то изъ другого края отрывочные слухи, свидѣтельствующiе о томъ, что сила вспыхнувшаго стремленiя не вездѣ ослабѣла. Такъ недавно прочли мы въ "Московскихъ Вѣдомостяхъ" слѣдующiя, наводящiя на размышленiе слова:
   "Трезвость, почти погибшая въ праздной борьбѣ между личной страстью и принужденiемъ, опять начинаетъ оживать въ губернiяхъ Ковенской, Виленской и Минской. Благодаря старанiямъ приходскихъ священниковъ, трезвость начинаетъ мало-по-малу возраждаться даже въ городахъ, какъ это замѣтно даже въ самой Вильнѣ. Въ Лидскомъ уѣздѣ, въ которомъ трезвость укоренилась сильнѣе чѣмъ въ другихъ мѣстностяхъ Литвы, помѣщики, желая служить примѣромъ своимъ крестьянамъ, почти единодушно согласились измѣнить вѣками установленному обычаю - употребленiю виноградныхъ винъ и пр. "Гостя слѣдуетъ угощать сердечнымъ, искреннимъ прiемомъ, а не упаивать виномъ." - Вотъ девизъ импровизированнаго братства трезвости."
   Тамъ же почти вслѣдъ за этими словами, приведено нѣсколько интересныхъ строкъ изъ украинскихъ эскизовъ г. Подолицы, помѣщенныхъ въ "Газетѣ Варшавской". Эти строки, характеризующiя своеобразный типъ украинскаго чумака, близко относятся къ предмету, о которомъ мы заговорили, и потому не можемъ не привести ихъ:
   "Частные владѣльцы пастбищъ и колодцевъ (вырытыхъ въ степи, на пути слѣдованiя чумацкихъ обозовъ), ввели въ обычай слѣдующее возмутительное злоупотребленiе: за пастбище и водопой берутъ они по грошу, либо по два, и на каждую пару воловъ вмѣняютъ чумакамъ въ непремѣнное условiе брать по осьмухѣ водки изъ мѣстнаго кабака. "Взять осьмуху водки, говорятъ чумаки, извѣстно не бѣда: осьмуха всего на-все стоитъ четыре гроша, но у кого четыре пары воловъ, тому придется взять четыре осьмухи. Одному не выпить; ну, извѣстно угостить прiятелей, - и то бы не бѣда; но вотъ бѣда-то, какъ хватишь лишнее да загуляешь, ну и плохо: иной разъ все какъ есть пропьешь и воловъ, и возы, и одежу, и чужой товаръ. Не одинъ изъ насъ, по этому самому, возвращается домой съ однимъ батогомъ."
   Извѣстно всѣмъ русскимъ людямъ, на сколько этотъ курьёзный обычай обязательной осьмухи родственъ, по духу и образу дѣйствiй отходящей откупной системѣ!
   Кто негодуетъ на подобныя растлѣвающiя начала, и наоборотъ сочувствуетъ всему, хотя сколько-нибудь способствующему возвышенiю общественной нравственности и пробужденiю чувства человѣческаго достоинства, тотъ не можетъ не остановиться съ любовiю на слѣдующей законодательной новости. По военному министерству послѣдовало высочайшее повелѣнiе: "отмѣнить постановленiя, изложенныя въ §§ 15, 16 и 19-мъ правилъ 16 января 1843 г. и въ §§ 10 и 11-мъ дополненiя къ онымъ 6 апрѣля 1844 г., о нашиванiи тонкихъ сѣрыхъ и чорныхъ снурковъ поперегъ погоновъ у штрафованныхъ нижнихъ чиновъ и объ отдѣленiи сихъ послѣднихъ отъ безпорочно служащихъ за обѣденнымъ и вечернимъ столами."
   Обратимся еще къ одному правительственному распоряженiю, обѣщающему благiя послѣдствiя. Оно принадлежитъ къ числу тѣхъ распоряженiй, которыя способствуютъ къ пробужденiю общественной дѣятельности, гонятъ понемногу отъ общества его апатическiй сонъ, предоставляя ему самому бодро и зорко блюсти свои мѣстные, насущные интересы, и затѣмъ снимаютъ съ правительства лишнее бремя мелкихъ заботъ объ этихъ мѣстныхъ общественныхъ нуждахъ. Объ этомъ распоряженiи начнемъ отчасти исторически. Тверской губернiи въ городѣ Осташковѣ, назадъ тому десять лѣтъ, городское общество устроило пожарную команду совершенно по своему. По его порученiю было прiобрѣтено нѣсколько заливныхъ трубъ въ Петербургѣ изъ пожарнаго депо, а другiе снаряды и принадлежности заготовлены городскою думою на мѣстѣ. Для дѣйствованiя всѣми этими снарядами назначены были отъ общества сто человѣкъ молодыхъ и способныхъ гражданъ, подъ руководствомъ двухъ опытныхъ брандмейстеровъ, также изъ гражданъ (прикомандировало было высшее начальство туда человѣкъ десять пожарныхъ изъ военныхъ чиновъ; но большая часть ихъ, по старости и неспособности, только мѣшала, говорятъ, на пожарахъ, а потому впослѣдствiи исходатайствовано разрѣшенiе удалить ихъ изъ Осташкова). Сто гражданъ служатъ безъ срока и безвозмездно; живутъ на своихъ квартирахъ и занимаются каждый своимъ дѣломъ, а на пожары являются исправно и скоро; вообще служатъ такъ добросовѣстно и усердно, что ни разу до сихъ поръ не доводилось налагать на нихъ штрафы. Постановлено, что за второй или третiй разъ неявки на пожаръ, провинившiйся исключается изъ пожарныхъ, и это считается большимъ стыдомъ. Въ награжденiе пожарныхъ, разъ въ годъ городской голова угощаетъ ихъ обѣдомъ и чаемъ, а вечеромъ въ честь ихъ и ихъ семействъ дается въ общественномъ театрѣ безплатный спектакль. Лошади на пожары доставляются обывателями (у кого онѣ есть). - Словомъ, вся пожарная команда находится въ вѣдѣнiи и распоряженiи общества, а полицiя на пожарахъ только смотритъ за внѣшнимъ порядкомъ, за цѣлостью лицъ и имущества. Главными распорядителями на пожарахъ являются голова и члены думы.
   Осташковская пожарная команда оказалась образцовою, и вотъ въ прошедшемъ году, по поводу возбужденнаго вопроса о неудовлетворительномъ состоянiи пожарной части въ другихъ городахъ и недостаточности для этого городскихъ средствъ, послѣдовалъ циркуляръ министра внутреннихъ дѣлъ къ начальникамъ губернiй, въ которомъ министръ признаетъ полезнымъ предложить городскимъ обществамъ принять на себя какъ образованiе изъ среды своей общественной пожарной команды, такъ и поставку для пожарнаго обоза обывательскихъ лошадей. При чемъ приводится въ примѣръ городъ Осташковъ.
   Теперь узнаемъ изъ офицiальныхъ свѣденiй, что по поводу ходатайства Зубцовскаго городского общества (той же Тверской губернiи) объ учрежденiи тамъ пожарной команды по примѣру осташковской, высочайше утверждено 28 декабря положенiе комитета министровъ о томъ, чтобы дать тверскому губернскому начальству разрѣшенiе какъ на дальнѣйшее оставленiе осташковской пожарной команды въ настоящемъ ея видѣ, такъ и на образованiе таковой въ Зубцовѣ, съ тѣмъ, чтобы распоряженiя по завѣдыванiю пожарнымъ обозомъ и командою, какъ составленною изъ лицъ, избранныхъ самимъ обществомъ изъ среды своей, были сосредоточены въ городской думѣ, а равно впредь до общихъ преобразованiй по устройству пожарной части въ городахъ, разрѣшать на томъ же основанiи и могущiе поступить подобныя ходатайства другихъ городскихъ обществъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ постановлено, чтобы при введенiи этой мѣры мѣстнымъ обществамъ было поставляемо въ непремѣнную обязанность имѣть при общественныхъ пожарныхъ командахъ опытныхъ и вполнѣ благонадежныхъ брандмейстеровъ.
   Хорошо, если бы городскiя общества и другихъ губернiй, въ своей дѣятельности, въ заботливости о самихъ себѣ, слѣдовали примѣру осташковскаго общества, даже не ограничивая этой дѣятельности однѣми пожарными командами... Высказавъ такое желанiе, мы можемъ сослаться, въ подтвержденiе его, на прекрасную, по ея простотѣ и ясности мысли, рѣчь управляющаго Самарскою губернiею г. Арцимовича, произнесенную имъ на выборахъ городского сословiя въ Самарѣ, происходившихъ въ январѣ нынѣшняго года. Вотъ что говорилъ онъ собравшимся гражданамъ: "Старайтесь сами больше обращать вниманiе на свои городскiя дѣла; вѣдь теперь повалится ли заборъ, проломится ли доска на тротуарѣ, кража ли ночная, буйство ли случается - все на полицiю, всего требуютъ отъ полицiи, обвиняютъ ее въ недѣятельности. А знаете ли вы, сколько всего въ Самарѣ полицейскихъ служителей? По штату ихъ положено шестьдесятъ человѣкъ, а на лицо никогда не бываетъ больше сорока. Такъ могутъ ли эти сорокъ человѣкъ успѣвать вездѣ, смотрѣть за всѣмъ, возможенъ ли тутъ ночной караулъ, необходимый для вашей же безопасности? Это рѣшительно невозможно. Очевидно: необходимо, чтобы вы сами, граждане, болѣе заботились обо всемъ этомъ, безъ постояннаго призыва и мелочного вмѣшательства полицiи въ дѣла ваши." За тѣмъ онъ предлагаетъ слѣдующую мѣру: "Въ каждомъ кварталѣ нанимайте ночныхъ караульщиковъ; затѣмъ выберите кого нибудь побогаче, позначительнѣе, чтобы онъ смотрѣлъ за всѣмъ порядкомъ въ кварталѣ, за караулами, такъ чтобы онъ былъ посредникомъ между вами и полицiей, чтобы и она знала, къ кому обратиться въ кварталѣ въ случаѣ надобности. Пусть эта должность будетъ совсѣмъ неофицiальная: не нужно ни жалованья, ни мундира, пусть онъ ѣздитъ въ отпуски, когда и куда хочетъ. Вообще привыкайте устроивать собственныя свои дѣла сами."
   Представляется вопросъ: городу Осташкову, который первый началъ "самъ устроивать свои собственныя дѣла", не суждено ли пойдти впереди другихъ городовъ и не въ одномъ дѣлѣ устройства пожарныхъ командъ? Этотъ вопросъ представился намъ по поводу недавно напечатанной статьи изъ Осташкова, подписанной купцомъ Коробановымъ. Статья носитъ заглавiе: Городскiе обыватели. Въ этой статьѣ г. Коробановъ, раздѣливъ городскихъ обывателей на двѣ части - на изъятыхъ отъ рекрутской повинности и на несущихъ ее, останавливается преимущественно на этой послѣдней части, на этой меньшей братiи, составляющей конечно большинство. Онъ характеризуетъ положенiе этого большинства, особенно въ отношенiи отправленiя имъ рекрутской повинности; излагаетъ несовершенство и неудобства двухъ существующихъ системъ отправленiя этой повинности - жеребьевой и очередной и затѣмъ предлагаетъ свой способъ отстранить по возможности эти неудобства, облегчить сколько-нибудь обществу отбыванiе рекрутской повинности. Онъ полагаетъ устроить ее такъ, чтобы она имѣла видъ больше денежной, нежели натуральной повинности; для этого положить сборъ, составить капиталъ, образовать изъ него, при городской думѣ, особый рекрутскiй банкъ, средствами котораго покрывать расходы по сдачѣ рекрутъ, назначая лицамъ, идущимъ за общество въ рекруты, родъ вознагражденiя въ размѣрѣ отъ 100 до 300 р. и болѣе. Затѣмъ самое поступленiе въ рекруты предоставить: или добровольно желающимъ, всѣмъ и каждому изъ городскихъ обывателей, или, въ случаѣ недостатка желающихъ, лицамъ по выбору общества, на особомъ, подробно-изложенномъ въ статьѣ основанiи. О добровольно-желающихъ г. Коробановъ говоритъ: "Здѣсь вмѣсто наемщика является представитель своей родины, своего общества, добровольно-посвящающiй себя, за честь этого общества. на общее дѣло служенiя отечеству; за что и предназначается ему награда, не въ видѣ условной цѣны за нанимательство, а какъ заслуженная дань общественной признательности."
   Порядокъ выбора въ рекруты, въ случаѣ неимѣнiя желающихъ, довольно сложенъ (какъ замѣчаетъ и самъ г. Коробановъ), и можетъ подлежать спору (какъ уже и вызвалъ онъ одно замѣчанiе со стороны редакцiи, помѣстившей статью, вызвавшее въ свою очередь поясненiе со стороны г. Коробанова). - Но авторъ, приступая къ изложенiю своей мысли, сдѣлалъ оговорку, что мнѣнiе свое онъ вовсе не считаетъ непогрѣшительнымъ, и что цѣль его - "заявивъ свою посильную мысль, предоставить ее на общее обсужденiе и разработку."
   Людямъ практическимъ, людямъ хорошо изучившимъ механизмъ городской общественной администрацiи, предстоитъ обсудить и разработать эту мысль. Мы разбирать и судить ее здѣсь не будемъ, потомучто не таковъ планъ нашей статьи: наша цѣль - указать на фактъ, указать на то, что изъ среды нашего купеческаго сословiя выходитъ г. Коробановъ, предающiй на общее обсужденiе свою мысль, выведенную изъ наблюденiя его среды, клонящуюся ко благу его меньшей братiи, основанную по его словамъ, "на убѣжденiяхъ, вынесенныхъ изъ тридцатилѣтняго служебнаго опыта по разнымъ частямъ городской административной и торговой дѣятельности." Примется ли мысль г. Коробанова, окажется ли она удобопримѣнимою - не знаемъ; но знаемъ то, что всего легче принимаются и даютъ добрый плодъ мысли, выработанныя въ той самой средѣ, къ которой имъ надлежитъ быть примѣненными.
   Перейдя такимъ образомъ къ нашей общественной дѣятельности, мы намѣрены, не измѣняя предыдущимъ статьямъ, прослѣдить послѣднiе факты по дѣлу распространенiя грамотности. Воскресныя и другiя школы все продолжаютъ умножаться; по послѣднимъ извѣстiямъ вновь открыты школы въ слѣдующихъ мѣстахъ: въ Петербургѣ четыре - въ артиллерiйской академiи, въ казармахъ л. гв. сапернаго батальона, при первой гимназiи (женская) и въ литейной части (ежедневная); въ Петрозаводскѣ, въ Новгородѣ, въ Старой-Русѣ (ремесленная), въ Ярославлѣ, Ярославской губ.: въ гг. Угличѣ (женская) и Ростовѣ и Мышкинскаго уѣзда въ с. Архангельскомъ (безплатное приходское); въ Самарѣ (женская), въ Бирскѣ (Оренбургской губ.), въ Новомиргородѣ (Херсонской губ.), на Кавказѣ: въ Нальчикѣ (Терской обл.) и въ укр. Хасафъ-юртѣ. Всего стало быть шестнадцать; да кромѣ того въ Бѣлгородѣ (Курск. губ.) открыта женская гимназiя.
   Любопытны бываютъ обстоятельства, сопровождающiя открытiе нѣкоторыхъ школъ. Такъ напр. въ Бирскѣ иницiатива учрежденiя школы принадлежала преподавателямъ уѣзднаго училища, при содѣйствiи священника Касимовскаго. Они, какъ видно изъ одной корреспонденцiи, давно уже положили себѣ, во чтобы ни стало, завести воскресную школу; но для города въ ней не было потребности, потомучто мастеровыхъ тамъ мало и тѣ почти не держатъ работниковъ, а прочiе жители отдаютъ дѣтей въ приходское и уѣздное училища. Поэтому обратили вниманiе на сельское народонаселенiе; объѣзжали окрестныя деревни и разглашали о даровой школѣ по воскресеньямъ, имѣя въ виду, что въ воскресенье крестьяне съѣзжаются въ городъ на базаръ и будутъ привозить съ собою дѣтей. Но дѣло не удалось: время было лѣтнее, страдное, - крестьяне мало ѣздили на базаръ. Послѣ еще нѣсколькихъ попытокъ увидѣли, что нужно отложить дѣло до зимы; а между-тѣмъ училищное начальство вздумало осуществить другую мысль: открыть при училищѣ ежедневные вечернiе классы для дѣвочекъ. По первому призыву явилось 12 дѣвочекъ, а потомъ число ихъ дошло до 32; ихъ учатъ закону Божiю, чтенiю, письму, ариѳметикѣ, рисованью; но воскресной школы все-таки нѣтъ. Съ наступленiемъ нынѣшней зимы, ннутомимые начинатели снова принялись хлопотать. Теперь они уже видѣли, что въ самомъ городѣ открыть школу имъ не удастся; а потому придумали сдѣлать это въ деревнѣ Пономаревкѣ, лежащей въ трехъ верстахъ отъ Бирска. 17 декабря тамъ была мiрская сходка; воспользовавшись этимъ, священникъ и нѣкоторые преподаватели явились на сходку съ предложенiемъ; крестьяне изъявили полное согласiе, и - на другой же день былъ отслуженъ молебенъ и приступлено къ обученiю. На первый разъ набралось 20 мальчиковъ и 6 дѣвочекъ.
   Мы разсказали ходъ этого дѣла потому, что такiя безкорыстныя энергическiя усилiя начинателей достойны всякаго вниманiя... Намъ хочется еще привести нѣсколько словъ, которыми въ Старой-Русѣ законоучитель Василiй Сахаровъ началъ свой первый урокъ въ воскресной школѣ. Слова эти могутъ служить образцомъ языка, которымъ надо говорить съ дѣтьми. "Обязанность учиться (такъ началъ священникъ) возложилъ на насъ самъ Iисусъ Христосъ. Онъ назвалъ всѣхъ послѣдователей своихъ учениками. А обязанность ученика - учиться. Вотъ одинъ изъ васъ, дѣти, ученикъ - сапожнаго ремесла, другой - портнаго, третiй - столярнаго. Каждый - и учитесь своему ремеслу. Теперь обязанность Христова ученика учиться тому, чтó заповѣдалъ намъ знать Iисусъ Христосъ. Онъ оставилъ намъ Евангелiе, эту Божью книгу, которую мы должны не только видѣть и цѣловать, какъ видимъ и цѣлуемъ ее въ церкви, но имѣть собственное Евангелiе и читать его. А для того, чтобъ читать Евангелiе, напередъ надо умѣть читать. Вотъ мы и употребимъ свое старанiе, чтобы научить васъ, дѣти, читать и понимать Евангелiе".
   Между новостями, относящимися къ распространенiю образованiя, важное мѣсто должна занять слѣдующая: 25 января нынѣшняго года было засѣданiе комитета грамотности, устроиваемаго  при Императорскомъ вольномъ экономическомъ обществѣ. Должность предсѣдателя занималъ С. С. Лашкаревъ, какъ учредитель комитета. Онъ открылъ засѣданiе чтенiемъ наканунѣ полученнаго имъ письма изъ Парижа отъ И. С. Тургенева, который высказываетъ мысль о необходимости и пользѣ учрежденiя общества для распространенiя грамотности. Цѣлью засѣданiя былъ окончательный пересмотръ проэкта устава комитета, составленнаго г. Лашкаревымъ и измѣненнаго на основанiи замѣтокъ, сдѣланныхъ нѣкоторыми членами комитета, которыхъ теперь всего 36 человѣкъ.
   Въ прошедшiй разъ мы говорили, что изданными учебнымъ начальствомъ правилами для воскресныхъ школъ, придана этимъ школамъ опредѣленная форма, положено начало ихъ организацiи. Продолженiемъ такого организованiя можно считать предложенiе министра народнаго просвѣщенiя 30 прошлаго декабря. Сущность этого предложенiя состоитъ въ томъ, что "воскресныя школы должны служить только пособiемъ приходскимъ училищамъ", къ учрежденiю которыхъ, въ соотвѣтствующемъ настоящей потребности числѣ, представляются теперь матерiальныя препятствiя, и что поэтому училищное начальство должно "слѣдить за тѣмъ, чтобы воскресныя школы не выступали границъ опредѣленнаго имъ круга дѣйствiй, т. е. чтобы обученiе въ нихъ ограничивалось чтенiемъ, письмомъ и первыми правилами ариѳметики". Между тѣмъ получаются свѣденiя, что напр. въ Кiевѣ въ одной школѣ преподаютъ исторiю, а въ одной изъ московскихъ школъ - французскiй и нѣмецкiй языки, - предметы, выходящiе изъ программы приходскихъ училищъ. Вслѣдствiе этого, для наблюденiя со стороны училищнаго начальства, указываются ему между прочимъ слѣдующiя основанiя:
   Обученiе въ воскресныхъ школахъ ограничивается закономъ божiимъ, чтенiемъ и письмомъ на русскомъ языкѣ, первыми началами ариѳметики, рисованiемъ и линейнымъ черченiемъ; преподаванiе же предметовъ, не входящихъ въ программу приходскихъ училищъ, отнюдь не допускается.
   При преподаванiи употребляются тѣ руководства и пособiя, которыя одобрены министерствомъ или допущены къ употребленiю въ начальныхъ училищахъ другихъ вѣдомствъ.
   Особенное вниманiе должно быть обращаемо на то, чтобы учредители и распорядители воскресныхъ школъ были люди вполнѣ благонадежные.
   Если со стороны распорядителей или преподавателей замѣчены будутъ дѣйствiя, несогласныя съ указанными началами, "а тѣмъ болѣе направленiе, противное религiознымъ истинамъ, государственному управленiю и правиламъ нравственности, таковые неблагонадежные преподаватели и распорядители должны быть немедленно отстраняемы и недопускаемы за тѣмъ къ обученiю или распоряженiю въ другихъ воскресныхъ школахъ".
   Хотя здѣсь не выражены вполнѣ ясно причины, почему частныя школы, образовавшiяся и поддерживаемыя одними частными усилiями и средствами, должны служить только пособiемъ приходскимъ училищамъ и непремѣнно держаться ихъ программы; но тѣмъ не менѣе въ настоящемъ распоряженiи нельзя не видѣть заботливой внимательности къ этому прекрасному общественному дѣлу... Мы слышали стороной, что нѣкоторые молодые преподаватели въ воскресныхъ школахъ въ порывѣ горячаго усердiя, въ порывѣ юношескихъ, всегда великодушныхъ стремленiй, сбирались было дѣлиться съ дѣтьми познанiями своими, не стѣсняясь программою приходскихъ училищъ; они напр. хотѣли сообщать ученикамъ нѣкоторыя элементарныя свѣденiя изъ физики и химiи, и новое распоряженiе, запрещающее выходить изъ сказанной программы, въ первую минуту привело ихъ, говорятъ, въ унынiе, какъ приводитъ въ унынiе всякое, остановленное въ самомъ его разгарѣ стремленiе. Если это правда, то мы желали бы замолвить этимъ великодушнымъ дѣятелямъ, что ихъ унынiе намъ кажется напраснымъ; потомучто безъ физики и химiи, безъ исторiи и французскаго языка, съ одной программой приходскихъ училищъ, ни въ чемъ не отступая отъ вышеприведенныхъ правилъ, они могутъ найдти довольно пищи для своихъ благородныхъ стремленiй. Нельзя забывать того, что они имѣютъ дѣло съ самымъ простымъ, самымъ бѣднымъ, часто заброшеннымъ людомъ. Пусть только они научатъ возможно бóльшее число этого бѣднаго люда читать по-русски, и научатъ разумно, не одному механизму чтенiя, но и пониманью читаемаго, - это одно уже составитъ огромную сумму добра и пользы. Но кромѣ того, передъ ними еще большая задача: - имѣя непосредственно дѣло съ бѣднымъ людомъ и научая его разумному чтенiю книгъ, возвысить сколько-нибудь его нравственныя понятiя, влить въ эту массу нравственныя начала, которыя у ней часто хромаютъ только вслѣдствiе невѣдѣнiя и привычки... "Правдой-то не проживешь на свѣтѣ", говорилъ недавно извощикъ, малый лѣтъ восемнадцати, ѣхавшему съ нимъ сѣдоку, замѣтившему ему, что не хорошо утаивать отъ хозяина часть вырученныхъ денегъ, а должно отдавать ему всѣ, по правдѣ. "Коли все какъ есть по правдѣ отдавать, продолжалъ малый, такъ хозяинъ совсѣмъ забранитъ". - Это какъ? да развѣ хозяинъ знаетъ, что ты утаиваешь? - "Еще бы ему не знать!" - Какимъ же образомъ онъ забранитъ тебя за правду? - "Вотъ какимъ: когда выѣздишь хоть три рубля, отдай ему всѣ,&

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 174 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа