Главная » Книги

Белый Андрей - Луг зеленый, Страница 8

Белый Андрей - Луг зеленый


1 2 3 4 5 6 7 8

А. С. Пушкина "Жил на свете рыцарь бедный" (1835).
   7 "Гоголь и Черт" и "Грядущий Хам" опубликованы в 1906 г. Не ясно, что имеется в виду под "драматической трилогией". В 1908 г. была написана пьеса "Павел I"; историческая тема в драматургии продолжена Мережковским гораздо позднее - в 1920 г. ("Царевич Алексей").
   8 Имеется в виду статья Мережковского "Последний святой" (в сб.: Мережковский Д. Не мир, но меч. К будущей критике христианства. Спб., 1908); одно из самых резких его полемических выступлений против исторического православия.
  

Ф. СОЛОГУБ

  
   Впервые: "Весы", 1908, No 3 (под заглавием "Далай-лама из Сапожка").
   Творчество Ф. К. Сологуба рассмотрено здесь сквозь призму "большого символа", в кругозоре которого смерти нет, а недотыкомки, Передоновы и прочие мелкие бесы (носители ее) - лишь мнимые величины. Таким образом. Белый одновременно превозносит Сологуба как громадного художника и развенчивает его нигилизм как своего рода мистификацию, дающую торжеству жизни "доказательство от противного".
   Белый неоднократно цитирует произведения Сологуба: роман "Мелкий бес" - по первому изданию (Спб., 1907); рассказы из сборников "Жало смерти" (М., 1904) - "Жало смерти", "Земле - земное", "Красота", "Утешение", "Баранчик"; "Истлевающие личины" (М., 1907) - "Призывающий Зверя", "Два Готика", "В плену", "Январский рассказ"; "Книга разлук" (Спб., 1908) - "В толпе", "Смерть по объявлению".
  
   1 Недотыкомка - ирреальное существо, являющееся герою романа "Мелкий бес" Передонову. Ёлкич - сказочный лесной человечек в "Январском рассказе".
   2 "Лейбницева монада" - см. примеч. 68 к статье "Эмблематика смысла". Боскович - Р. И. (Бошкович), хорват по происхождению, математик, астроном и философ, автор учения о динамическом атомизме.
   3 "Победа смерти" - пьеса, посвященная Сологубом памяти умершей сестры. Поставлена впервые в 1907 г. В. Э. Мейерхольдом в театре В. Ф. Комиссаржевской.
   4 Откр. 20:14; 21:15.
  

БРЮСОВ

  
   Впервые: "Свободная молва", 1908, 29 янв. (вторая часть статьи перепечатана в "Луге зеленом" с сокращениями).
   Состоящий из двух частей очерк о Валерии Брюсове принадлежит к наиболее противоречивым критическим выступлениям А. Белого. С одной стороны - восхищение Брюсовым как "первым из современных русских поэтов" (с. 350); с другой - скрытое осуждение его демонизма и магизма как в творческом, так и в личном плане. Самому Белому был, несомненно, близок нарисованный в данной статье ослепительный образ Брюсова-поэта, стоящего перед роковым выбором своего "Я" - "с богом, или в Боге" (с. 353). О своих непростых отношениях с Брюсовым Белый подробно рассказал впоследствии в воспоминаниях ("Начало века", "Между двух революций"). См. также переписку Белого с Брюсовым в "Литературном наследстве" (т. 85. М., 1976).
  
   1 "Русские символисты" - три стихотворных сборника поэтов-символистов, выпущенных в 1894-1895 гг. В. Брюсовым. Там были опубликованы его ранние произведения. В 1900 г. Брюсов писал об этом ("По поводу сборников "Русские символисты"):
  
   Мне помнятся и книги эти,
   Как в полусне недавний день;
   Мы были дерзки, были дети,
   Нам все: казалось в ярком свете...
   Теперь в душе и тишь и тень.
   Далеко первая ступень.
   Пять беглых лет - как пять столетий.
  
   "Венок" ("Stephanos"), книга стихов Брюсова (1906).
   2 "Tertia vigilia" (1900) и "Urbi et orbi" (1903) - книги стихов Брюсова.
   3 "Царство божие восхищается силой" - См.: Мтф. 11:12.
   4 Из стихотворения "Ранняя осень" (1905).
   5 Из стихотворения "Тишина" (1905).
   6 Из стихотворения "Желтым шелком, желтым шелком" (цикл "На Сайме", 1905).
   7 Из стихотворения "К олимпийцам" (1904).
   8 Из стихотворения "В застенке" (1904).
   9 Из стихотворения "Орфей и Эвридика" (1903-1904).
   10 Из стихотворения "Видение крыльев" (1904).
   11 Из стихотворения "Молния" (1904).
   12 Из стихотворения "Кубок" (1905).
   13 "Скорпион" - книгоиздательство, созданное в 1899 г. С. А. Поляковым; существовало до 1916 г. Брюсов был одним из инициаторов его создания и руководителей. "Скорпион" широко издавал новейшую западноевропейскую литературу, книги русских символистов и др.
   14 Из стихотворения "И снова ты, и снова ты" (1900, сб. "Tertia vigilia").
   15 Из стихотворения Ф. И. Тютчева "О чем ты воешь, ветр ночной?" (1836).
   16 M. А. Врубель писал портрет Брюсова весной 1906 г. Эти сеансы Брюсов упоминает в своем "Дневнике" и описывает в очерке "Последняя работа Врубеля" (Брюсов В. За моим окном. М., 1913). Портрет хранится в Государственной Третьяковской галерее.
   17 См.: Откр. 21:16.
  

БАЛЬМОНТ

  
   Впервые: "Весы", 1904, No 3 (под заглавием "К. Д. Бальмонт").
   В двухчастном очерке творчества К. Д. Бальмонта А. Белый выступает как суровый критик "искусства для искусства" даже в самых утонченных его проявлениях. Печальная судьба Бальмонта - гордо расхаживать по салону среди модернисток, старающихся быть похожими на цветы (см. с. 372) - есть, по Белому, расплата чистого эстетизма, время которого прошло и которому не остается ничего другого, как впасть в дурную бесконечность стилизаций. В этом смысле творчество Бальмонта знаменует переход к типу "горячей" культуры (по выражению К. Леви-Стросса), которая постоянно играет со своими базовыми ценностями и потому по сути оказывается холоднее "холодных" псевдоклассических культур, упорно сохраняющих свое самотождество. Поэзия Бальмонта - это классика в свете авангарда, дающая основание автору "Луга зеленого" произнести свое суждение: "Не верю" (с. 371).
  
   1 "В безбрежности" (1895) и "Тишина" (1898) - книги стихов К. Д. Бальмонта.
   2 "Горящие здания" - книга стихов Бальмонта, вышедшая в 1900 г.
   3 "Только любовь" - книга стихов, вышедшая в 1903 г. В подзаголовке названа "Семицветником".
   4 Здесь и далее Белый часто дает не точные цитаты из Бальмонта, а собственные перифразы строчек его стихов. Ср.: "мировой, закатный рубин" - "Так ты одно царишь над миром, солнце. // О мировой закатный наш рубин!" ("Гимн солнцу", стихотв. шестое - в сб. "Только любовь"),
   5 Источник цитаты не установлен.
   6 Из стихотворения "Солнечный луч" (1903): "Свой мозг пронзил я солнечным лучом".
   7 Тор - в германо-скандинавской мифологии бог грома, бури и плодородия, божественный богатырь - защитник богов и людей от великанов и чудовищ.
   8 Из стихотворного Вступления к книге стихов "Будем как солнце" (1902).
   9 Из стихотворения "Далеким близким" (1903).
   10 Источник цитаты не установлен.
   11 Из стихотворения "Прости!" (1898).
   12 Под дурной, или отрицательной, бесконечностью Гегель понимал безграничное увеличение какого-либо количества. "Слишком длительное рассматривание этого бесконечного процесса скучно потому, что здесь повторяется одно и то же. Сначала ставят границу, затем переступают ее, и так до бесконечности" (см.: Гегель. Соч. Т. 1. М.-Л., 1930, с. 161). Образом истинной бесконечности, согласно Гегелю, является круг, законченный внутри себя и не имеющий ни конца, ни начала.
   13 Из стихотворения "Безглагольность" (1903).
   14 Дармакирти (Дхармакирти) -философ-буддист, приверженец учения йогачары (см. примеч. 75-76 к статье "Эмблематика смысла"), живший в VII в. В библиотеке Белого имелась книга: Щерват-ская Ф. И. Теория "познания и логика по учению позднейших буддистов. Учебник логики Дармакирти и толкование на него Дармотарри. Ч. 1. Спб., 1903.
   15 "Переломаны кости. Хрустят [...]
   О, ручьи, говорят, говорят!" - "В застенке" (1903).
   16 Э. Берн-Джонс, английский живописец и график, принадлежал к младшему поколению прерафаэлитов.
   17 "Литургия красоты" - книга стихов Бальмонта (1905).
   18 "Жар-Птица" - книга стихов (1906) с подзаголовком "Свирель славянина", где Бальмонт использует русские фольклорные мотивы.
  

АПОКАЛИПСИС В РУССКОЙ ПОЭЗИИ

  
   Впервые: "Весы", 1905, No 4.
   Многоплановая статья, служащая, по замыслу Белого, завершением - своего рода "символом веры" - книги "Луг зеленый". Русская поэзия предстает здесь в лице своих гениев как предвестие апокалипсиса, залог религии будущего, ее начало и конец. Характеристики отдельных поэтов и схемы отношений между ними, выстраиваемые Белым, могут быть оспорены, однако в главном автор "Луга зеленого" остается верным себе: "...цель поэзии - найти лик музы, выразив в этом лике мировое единство вселенской истины. Цель религии - воплотить это единство" (с. 380). Таким образом, в эстетических сочинениях символистского периода Белый выступает именно как неоромантик, последователь раннего Шеллинга, для которого искусство являлось "органоном" богообщения и миропонимания. Наряду с этим вся статья пронизана отблеском личности Владимира Соловьева, имевшего личный опыт встреч с "Женой, облеченной в солнце" и предварившего, таким образом, заветные чаяния будущего вождя русского символизма. Статья явилась поводом для полемики между Брюсовым и Белым ("Весы", 1905, No 5, 6).
  
   1 В эпиграф Белый вынес первое слово стихотворения В. С. Соловьева "Панмонголизм" (1894) и слова из стихотворения А. А. Блока "Предчувствую тебя. Года проходят мимо" (1901):
   2 Лекция Вл. Соловьева о конце всемирной истории, куда тематически вошла и упоминаемая ниже "Краткая повесть об антихристе", была прочитана им в Петербурге в марте 1900 г.
   3 Книга "Песни Песней" Соломона - одна из книг Ветхого завета; "Жена, облеченная в солнце" - образ Апокалипсиса (Откр. 12:1).
   4 Строка из стихотворения Соловьева "Бедный друг, истомил тебя путь" (1887).
   5 "Три разговора" и примыкающая к ним "Краткая повесть об антихристе" (1900) - написанные незадолго до смерти Вл. Соловьева философские произведения эсхатологического характера.
   6 Речь идет о знаменитом извержении вулкана Монтань-Пеле (Мон-Пеле) на острове Мартиника в 1902 г.
   7 Эти слова, сказанные в 1905 г., перекликаются с пророчески-поэтической формулой Белого 1921 г.:
  
   Мир - рвался в опытах Кюри
   Атомной, лопнувшею бомбой
   На электронные струи
   Невоплощенной гекатомбой.
   ("Первое свидание"; 1921)
  
   8 Имеется в виду брошюра: Нодо Л. Они не знали... (Ils ne savaient pas...). Письма военного корреспондента газеты "Le Journal" о русской армии в кампании 1904 г. М., 1905.
   9 "Красный смех" (1904) - рассказ Л. Андреева, обличающий ужасы войны.
   10 Белый дает контаминацию отдельных фраз из брошюры Л. Нодо (с. 5-6, 25, 28).
   11 Брунгильда (Брюнхильда) - в германо-скандинавской мифологии и эпосе дева-богиня, воительница; Фафнер (Фафнир) - в скандинавской мифологии и эпосе дракон, стерегущий чудесный клад и побежденный Сигурдом-Зигфридом.
   12 Неточная цитата из стихотворения Ф. И. Тютчева "Как сладко дремлет сад темно-зеленый" (1836).
   13 Неточная цитата (первая строка должна читаться: "Ты скажешь: ветреная Геба") из стихотворения Тютчева "Весенняя гроза" (1828).
   14 Из стихотворения В. Я. Брюсова "Папоротник" (1900).
   15 Из стихотворения Тютчева "Эти бедные селенья" (1855).
   16 Из стихотворения Тютчева "О чем ты воешь, ветр ночной?" (1836).
   17 Намек на евангельский эпизод исцеления бесноватого - см.: Лука, 8:26-31.
   18 Из стихотворения Брюсова "Искушение" (1902).
   19 См.: Откр. 17:1-7.
   20 Имеется в виду одноименное стихотворение М. Ю. Лермонтова (1841).
   21 "Сказка для детей" - стихотворение Лермонтова (1839).
   22 Неточная цитата из стихотворения А. А. Фета "Певице" (1857).
   23 Из поэмы Вл. Соловьева "Три свидания" (1898).
   24 См. об этом, в частности: Иванов В. И. По звездам. Опыты философские, эстетические и критические. Спб., 1909.
   25 Из стихотворения Брюсова "Царица" (1901).
   Из стихотворения Блока "Ты свята, но я тебе не верю" (цикл "Religio", 1902).
   27 Неточная цитата из стихотворения Блока (цикл "Молитвы", молитва четвертая, "Ночная"; 1904).
   28 Белый имеет в виду рассказ Э.-А. По. "Маска Красной смерти" (1842).
   29 Из стихотворения Блока "Вот он, ряд гробовых ступеней" (1904).
  

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 328 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа