Главная » Книги

Карамзин Николай Михайлович - Статьи из "Вестника Европы", Страница 2

Карамзин Николай Михайлович - Статьи из "Вестника Европы"


1 2 3 4 5 6 7 8 9

ъ Государемъ; и царск³я его заслуги столь важны, что Рускому Патр³оту хотѣлось бы сомнѣваться въ семъ злодѣян³и: такъ больно ему гнушаться памят³ю человѣка, который имѣлъ рѣдк³й умъ, мужественно противоборствовалъ государственнымъ бѣдств³ямъ и страстно хотѣлъ заслужить любовь народа. Но что принято, утверждено общимъ мнѣн³емъ, то дѣлается нѣкотораго роду святынею; и робк³й Историкъ, боясь заслужить имя дерзкаго, безъ критики повторяетъ лѣтописи. Такимъ образомъ Истор³я дѣлается иногда эхомъ злослов³я... Мысль горестная! Холодный пепелъ мертвыхъ не имѣетъ заступника, кромѣ нашей совѣсти: все безмолвствуетъ вокругъ древняго гроба! глубокая тишина его прерывается только благословен³ями или проклят³емъ идущихъ мимо и читающихъ гробовую надпись. Что, естьли мы клевещемъ на сей пепелъ; естьли несправедливо терзаемъ память человѣка, вѣря ложнымъ мнѣн³ямъ, принятымъ въ лѣтопись безсмысл³емъ или враждою?.. Но я пишу теперь не Истор³ю; слѣдственно не имѣю нужды рѣшить дѣла, и признавая Годунова уб³йцею Святаго Димитр³я, удивляюсь Небесному правосуд³ю, Которое наказало с³е злодѣйство столь ужаснымъ и даже чудеснымъ образомъ.
  

(Окончан³е въ слѣдующемъ нумере.)

  

Историческ³я воспоминан³я, вмѣстѣ съ другими замѣчан³ями, на пути къ Троицѣ и въ семъ монастырѣ.

(Окончан³е.)

  
   Борисъ Годуновъ (*) былъ одинъ изъ тѣхъ людей, которые сами творятъ блестящую судьбу свою и доказываютъ чудесную силу Натуры. Родъ его не имѣлъ никакой знаменитости, и воспитан³е тогдашняго времени не могло воспалить въ немъ того страстнаго честолюб³я, развить той великой хитрости, которыя составляютъ его характеръ. Двадцати лѣтъ онъ сдѣлался извѣстенъ при Дворѣ въ должности Рынды или оруженосца; для чего надлежало ему быть пр³ятной наружности: ибо иностранцы, описывая Дворъ Царей нашихъ, замѣчаютъ отмѣнную красоту юношей, которые, въ длинной бѣлой одеждѣ, носили передъ Государями оруж³е въ ихъ торжественныхъ выходахъ. Борисъ умѣлъ пр³обрѣсти благосклонность Малюты Скуратова, любимца ²оаннова; женился на его дочери, былъ пожалованъ въ Кравч³е, игралъ ролю Дружки на свадьбѣ Царя, и наконецъ выдалъ сестру свою за Царевича Ѳеодора: изъ чего можно заключить о великой милости ²оанновой къ Годунову. Кончина сего Государя и слабость Ѳеодора открыли ему дальнѣйш³е виды властолюб³я. Будучи только семнадцатымъ Членомъ Тайнаго Совѣта. (**), онъ сдѣлался единственною его душею: однихъ удалилъ, другихъ преклонилъ на свою сторону, и властвовалъ въ Росс³и. Иностранные Писатели называютъ его торжественно-объявленнымъ Протекторомъ Государства; но онъ въ самомъ дѣлѣ имѣлъ только властолюб³е и разумъ Кромвеля, не имѣя его титула: Руск³е лѣтописцы даютъ ему одно имя Конюшаго. Мирное и кроткое царствован³е Ѳеодора, послѣ ужасовъ ²оаннова, казалося народу и дворянству истиннымъ золотымъ вѣкомъ: такъ выгодно быть преемникомъ жестокаго Царя! А какъ всѣ знали, что Ѳеодоръ мало занимался государственными дѣлами, то вся слава правлен³я относилась къ Годунову, который своею мудрою дѣятельност³ю, благоразумною политикою въ разсужден³и иностранныхъ Державъ, правосуд³емъ внутри государства, ласковымъ обхожден³емъ съ Боярами и щедрост³ю къ народу (***) заслужилъ общее уважен³е и любовь. Онъ воспитывалъ сына своего сообразно съ тайнымъ, великимъ его назначен³емъ; призвалъ для того изъ Нѣмецкой земли ученыхъ мужей и явилъ въ Росс³и первый образецъ моральнаго образован³я, достойный самыхъ просвѣщенныхъ временъ. Димитр³я уже не было.... Увѣривъ Росс³ю въ своей рѣдкой мудрости. Годуновъ спокойно ожидалъ слѣдств³й; онъ предвидѣлъ скорую кончину Ѳеодора, слабаго душею и тѣломъ.
  
   (*) Нeсправедливость нашихъ лѣтописцeвъ въ разсужден³и сего Царя заставила меня войти здѣсь въ нѣкоторыя подробности.
   (**) Онъ состоялъ изъ 31 чeловѣка.
   (***) Доходы его простирались до 90,000 руб.
  
   Надежда его исполнилась. Общ³й гласъ наименовалъ Годунова Царемъ (*), когда на тронѣ пресѣкся родъ Князей Варяжскихъ и Царица Ирина отказалась отъ правлен³я. Росс³я въ первый разъ избрала себѣ Государя, торжественно и свободно. Бояре и народъ, Патр³архъ и Духовенство предложили ему вѣнецъ отечества. Xитрый Годуновъ хотѣлъ показать, что твердая душа его не ослѣпляется блекрмъ трона, и съ скромнымъ велич³емъ отвергнулъ корону; но ²овъ умолялъ его, народъ требовалъ, сама Царица просила - и Борисъ съ видомъ глубокой горести отвѣтствовалъ наконецъ, что онъ изъ повиновен³я соглашается властвовать!
  
   (*) Одни Шуйск³е и Григор³й Годуновъ тому противились.
  
   Ложный слухъ о вооружен³яхъ хана Крымскаго благопр³ятствовалъ тонкой политикѣ Годунова: онъ желалъ увѣрить Росс³янъ, что безопасность отечества ему дороже сана Царскаго - отложилъ священный обрядъ вѣнчан³я и велѣлъ собираться войску. Серпуховъ былъ свидѣтелемъ великаго зрѣлища: тамъ въ нѣсколько недѣль собралось болѣе 200,000 воиновъ (*): арм³я, какой еще въ Росс³и никогда не видали! Бояре и дворянство хотѣли изъявить отмѣнное усерд³е новому Государю; вооружили столько людей, сколько могли набрать въ своихъ помѣстьяхъ, и явились въ станѣ со всѣмъ блескомъ восточной роскоши. Годуновъ прибылъ въ сей необозримый станъ какъ на пиръ великолѣпный, который давала ему довольная и щастливая Росс³я; бранный шлемъ украшалъ тогда голову его не хуже вѣнца Царскаго. Но Казигирей требовалъ мира и прислалъ Мурзъ своихъ быть свидѣтелями славы и велич³я Царя Росс³йскаго. Пораженные зрѣлищемъ безчисленнаго войска, стоявшаго въ ружьѣ на пространствѣ семи верстъ, они отъ страха и трепета едва могли говорить съ Царемъ. Въ станѣ начались пиршества, которыхъ описан³е кажется намъ даже романическимъ. Цѣлыя шесть недѣль Государь угощалъ ежедневно болѣе 10000 человѣкъ, въ богатыхъ ставкахъ, на серебряныхъ блюдахъ; раздавалъ денеги простымъ воинамъ, а чиновниковъ дарилъ золотыми парчами и бархатомъ; наконецъ, утвердивъ миръ съ Татарами, заключилъ ежедневныя празднества обѣдомъ для всего войска: изъявилъ ему благодарность за усерд³е, и съ торжествомъ возвратился въ Москву, принять корону отъ Патр³арха. Властолюбивая Годунова душа блаженствовала въ с³е время. Едва ли какое нибудь другое царствован³е начиналось столь великолѣпно и славно: можно ли было ожидать такого конца ужаснаго?
  
   (* )Маржеретъ говоритъ, пятьсотъ тысячь.
  
   Принимая вѣнецъ, Годуновъ со слезами клялся быть правосуднымъ, человѣколюбивымъ, отцомъ народа. Онъ старался исполнить обѣтъ свой. Лѣтописцы наши, столь не охотно отдающ³е ему справедливость, признаются, что Борисъ любилъ въ судахъ правду, и что въ его время не лилась кровь человѣческая на эшафотахъ; но все, чего можно было не сказать въ похвалу Годунова, ими умолчено: на примѣръ, какъ онъ облегчалъ бремя налоговъ; какъ хотѣлъ прекратить разныя злоупотреблен³я власти, вредныя для народа (*); какъ во время общихъ бѣдств³й, которыми Богъ посѣтилъ Росс³ю въ его правлен³е, истощилъ онъ всю казну Царскую на благодѣян³я... Провидѣн³ю не угодно было, чтобы намѣрен³е Годунова исполнилось, и чтобы Росс³я въ его время начала уже спорить съ другими Державами въ успѣхахъ гражданскаго искусства; но онъ имѣлъ с³е намѣрен³е, и мы должны быть признательны къ чрезвычайнымъ дѣйств³ямъ ума во мракѣ самаго невѣжества. Царь Борисъ, по увѣрен³ю иностранныхъ Писателей (**), хотѣлъ ввести въ Росс³ю науки съ художествами; любилъ великихъ людей, и всячески убѣждалъ славнаго Англ³йскаго Математика Ди пр³ѣхать въ Москву; отправлялъ молодыхъ дворянъ въ друг³я земли (***) учиться; взялъ въ Рускую службу многихъ Нѣмецкихъ офицеровъ - однимъ словомъ, хотѣлъ употребить тѣ же способы для просвѣщен³я Росс³и, которые сто лѣтъ послѣ были увѣнчены совершеннымъ успѣхомъ въ рукахъ ПЕТРА Великаго. Но Судьба не позволила ему царствовать долѣе осьми лѣтъ; не позволила ему и въ с³е краткое время спокойно заниматься благомъ отечества, омрачивъ Росс³ю ужасами и бѣдств³ями. Годуновъ сдѣлалъ все, чего можно требовать отъ человѣческой мудрости, когда она должна сражаться съ ожесточеннымъ рокомъ. Очевидцы, Маржеретъ и Петрей, описали намъ его удивительную попечительность о спасен³и народа во время страшнаго голоду, который два года свирѣпствовалъ въ Росс³и. Царь ежедневно раздавалъ бѣднымъ 50000 рублей (****); отправлялъ лекарства и больш³я суммы денегъ въ Смоленскъ, опустошаемый язвою; истребилъ цѣлую арм³ю злодѣевъ, которые подъ начальствомъ грознаго, отчаяннаго Хлопка, сего Рускаго Катилины, все жгли и грабили въ окрестностяхъ столицы. Въ самое то время, когда государство было жертвою неслыханныхъ золъ, Царь Борисъ, находя въ духѣ своемъ довольно твердости для ихъ отражен³я, спокойно и величественно принималъ въ Москвѣ иностранныхъ Министровъ, удивлялъ ихъ велелѣп³емъ Двора, давалъ убѣжище Принцамъ (*****), сажалъ Царей на троны (******), заключалъ выгодные союзы, строилъ города и крѣпости, славился своимъ миролюб³емъ, дѣйств³емъ одной хитрой политики, безъ оруж³я, истребилъ опасныя Нагайск³я орды, и безъ побѣдъ заставилъ Европейск³я Державы (*******) уважать Росс³ю болѣе прежняго. Послы Сигизмунда III, Королей Датскаго и Шведскаго, Елисаветы Англ³йской и преемника ея, славныхъ городовъ Ганзейскихъ., надменнаго Папы, Императора Рудольфа и наконецъ завоевателя Восточнаго, Персидскаго Шаха Аббаса, благоговѣли передъ трономъ Годунова... И сего Монарха, о которомъ ПЕТРЪ Велик³й отзывался съ уважен³емъ, и котораго имя самъ Царь Михаилъ велѣлъ сохранить на Иванѣ Великомъ, не смотря на то, что родитель его былъ гонимъ Борисомъ; сего Монарха, говорю, лѣтописцы наши не стыдятся описывать безумнымъ злодѣемъ, увѣряя, что онъ, для пр³обрѣтен³я любви народной, жегъ Москву, тайно умерщвлялъ старыхъ Монахинь, изъ фамил³и Романовыхъ (********), научалъ слугъ доносить на господъ своихъ въ нелѣпостяхъ, и даже самъ грабилъ съ ними домы Бояръ (*********)! Мы, слава Богу! живемъ въ так³я времена, въ которыя можемъ и должны разсуждать; изъясняемъ характеръ человѣка дѣломъ, и дѣло характеромъ человѣка; знаемъ, что властолюб³е умныхъ людей не всегда бываетъ чуждо злодѣйству, но что для вѣроятности сего злодѣйства надобно доказать связь его съ пользою властолюб³я. Годуновъ, ослѣпленный страст³ю, могъ ужаснымъ образомъ пролить невинную, святую кровь для пр³обрѣтен³я короны: къ нещаст³ю рода человѣческаго мы находимъ так³я страшныя дѣла въ Истор³и; но почти всѣ друг³я мнимыя преступлен³я его кажутся мнѣ нелѣпостями, достойными грубыхъ льстецовъ, которые хотѣли злослов³емъ льстить царствующей Фамил³и Романовыхь. Безпристрастный Историкъ конечно осудить въ немъ безпокойную подозрительность въ разсужден³и нѣкоторыхъ знатныхъ фамил³й: она была причиною ссылки Романовыхъ; она заставила его мѣшать брачнымъ союзамъ Бояръ и терпѣть шп³онство; но должно вспомнить характеръ того времени; должно вспомнить, что Борисъ царствовалъ скоро послѣ ²оанна, который дозволялъ себѣ не так³е ужасы въ случаѣ малѣйшаго сомнѣн³я. Онъ не родился Государемъ; а подозрительность гораздо извинительнѣе въ избранномъ, нежели въ наслѣдственномъ Монархѣ. Послѣдн³й въ самой колыбели уже казался намъ властелиномъ; но люди таковы, что имъ трудно считать земнымъ богомъ человѣка, который нѣкогда былъ наравнѣ съ ними. Годуновъ могъ думать, что знатные Бояре не охотно ему повинуются; и хотѣлъ быть осторожнымъ, сдѣлался притѣснителемъ. Иностранные Писатели (**********) замѣчаютъ, что онъ весьма рѣдко показывался народу: не трудно угадать причину: Годуновъ-Царь боялся напомнить ему лицомъ своимъ Годунова-подданнаго - страхъ неизвѣстный наслѣдственнымъ Вѣнценосцамъ! - Къ чести моральнаго характера его должно Бамѣтить, что онъ былъ нѣжнымъ отцомъ и супругомъ. Москва въ царствован³е Вориса не видала при
   Дворѣ тѣхъ соблазнительныхъ, развратныхъ сценъ, которыя описаны Курбскимъ, и которыми она гнушалась послѣ въ царствован³е Лжедимитр³я: тамъ с³яло одно великолѣп³е и соблюдалась строгая благопристойность. Усердная набожность принадлежитъ также къ характеру Годунова; не льзя сомнѣваться въ ея искренности, когда онъ пожертвовалъ ей жизнью любимаго сына, велѣвъ его больнаго, въ холодный зимн³й день, нести въ церковь (***********). Никто изъ Рускихъ Царей чаще Бориса не бывалъ въ монастырѣ Троицкомъ и въ другихъ святыхъ обителяхъ. Можетъ быть угрызен³е совѣсти влекло его къ олтарямъ Религ³и, которая самыхъ преступниковъ не отвергаетъ, и льетъ бальзамъ на сокрушенное тайнымъ раскаян³емъ сердце.
  
   (*) Cм. Манифeстъ Годунова, отысканный Милеромъ въ Cибирскихъ Архивахъ.
   (**) Мильтона, Петрея, и проч.
   (***) Ихъ послано было 18 въ Швец³ю и въ Нѣмецкую землю. Троe изъ нихъ служили при Дворѣ Карла IX вь Штокгольмѣ.
   (****) Cм. Пeтрея и Маржерeта. Oнъ нарочно завeлъ строeн³я, чтобы бѣдныe люди, имъ питаeмыe, моrли трудами быть полезны государству. Иванъ Вeлик³й остался монументомъ сerо благодѣян³я.
   (*****) Швeдскому.
   (******) Касимовскаrо.
   (*******) Cамъ жeстокой Авторъ Ядра Росс³йской Истор³и въ этомъ признается - нe Хилковъ, а Ceкретарь или Перeводчикъ его, истинный сочинитель сeй книrи, какъ-то открылось по найдeннымъ запискамъ въ Архивѣ Иностр. Коллег³и.
   (********) Евфим³ю Никитишну, жeну Князя Ивана Васильeвича Cыцкаго.
   (*********) Cм. Ядро Росс³йской Истор³и.
   (**********) Маржeретъ.
   (**********) Cм. Флетчера.
  
   Уже Росс³я забывала свои бѣдств³я; рука дѣятельнаго правлен³я залечила язвы ея; изобил³е, порядокъ и благоустройство начинали царствовать (*)... Вдругъ все перемѣнилось !... Сей Царь, мудрый и сильный, на котораго смотрѣла съ почтен³емъ Европа и Аз³я, уступаетъ тронъ свой Польскому бродягѣ!.. Вотъ любопытная эпоха нашей Истор³и, трудная, но весьма занимательная для ума историческаго. Онъ долженъ рѣшить важное сомнѣн³е, не только для Росс³и, но и для Европы; рѣшить не иначе, какъ собравъ довольное число вѣроятностей для произведен³я моральнаго увѣрен³я. Xотя Историкъ судитъ безъ свидѣтелей; хотя не можетъ допрашивать мертвыхъ: однакожь истина всегда зараниваетъ искры для наблюдателя безпристрастнаго; дол-жно отыскать ихъ въ пеплѣ - и тогда происшеств³е объясняется.
  
   (*) Маржерeтъ, вѣрный слуга Лжедимитр³я и слѣдственно недоброжeлатель Годунова, пишeтъ, что Росс³я была тогда сильнѣe и щастливѣе прежняго.
  
   Естьли Небесное правосуд³е хотѣло наказать Годунова, то оно не могло избрать ужаснѣйшаго способа для сего наказан³я, какъ воскресивъ имя уб³еннаго для поражен³я уб³йцы; и естьли Годуновъ подлинно отравилъ себя ядомъ, то безразсудное его отчаян³е можно только изъяснить непосредственнымъ дѣйств³емъ вышняго Промысла и безпокойной совѣсти (*): ибо онъ въ самомъ дѣлѣ не имѣлъ еще никакихъ причинъ бояться самозванца, на голову побитаго Царскою арм³ею и не смѣвшаго вытти изъ Путивля, гдѣ едва ли было у него и 5000 сброднаго войска (**). Внезапная смерть Годунова, молодость Царя Ѳеодора, несоглас³е Бояръ и наконецъ измѣна неблагодарнаго Басманова открыли ему путь къ Москвѣ. - Что принадлежитъ до тогдашней народной ненависти къ Царю Борису, о которой говоритъ Князь Щербатовъ, то я не вижу рѣшительныхъ ея доказательствъ. Извѣстно непостоянство народа, онъ могъ быть обольщенъ чудесною новост³ю и слѣдовать за лжедимитр³евыми знаменами безъ всякой особенной ненависти къ Борису, который правлен³емъ своимъ не заслужилъ ее. Скорѣе повѣрю я Татищеву, что Бояре не любили тогда Годунова: ибо онъ, запретивъ крестьянамъ переходить съ мѣста на мѣсто, отнялъ у сильныхъ и богатыхъ господъ средство разорять бѣдныхъ дворянъ, то есть переманивать ихъ земледѣльцевъ къ себѣ. Татищевъ находитъ въ семъ законѣ причину гибели Царя Бориса и нещастнаго семейства его. Но Патр³оту не хотѣлось бы оскорблять памяти старинныхъ Бояръ Рускихъ и думать, что грубое корыстолюб³е могло привязать ихъ къ успѣхамъ самозванца.
  
   (*) Маржерeтъ и Пeтрей, бывш³е тогда въ Росс³и, говорятъ, что ударъ прекратилъ жизнь его; нѣкоторые иностранцы думали, что измѣнникъ Петръ Басмановъ далъ ему яду; а наши лѣтописцы утвeрждаютъ, что Борисъ самъ себя отравилъ
   (**) Вотъ тогдашнеe состоян³e дѣлъ: самозванeцъ, побитый Шуйскимъ, ушeлъ въ Путивль съсвоими Ieзуитами; Воевода Cендомирск³й, отецъ Марины, уѣхалъ назадъ въ Польшу; часть Борисовой арм³и нe могла взять Рыльска, занятаго eдиномышленниками Отрепьева; главная арм³я осаждала Кромы, и начальники ея ссорились мeжду собою.
  
   Ничто по крайней мѣрѣ не мѣшаетъ намъ жалѣть о добродѣтельной Борисовой супругѣ (отъ которой онъ, по словамъ одной лѣтописи нашей, таилъ непохвальныя дѣла свои) - о юномъ и прекрасномъ Ѳеодорѣ, котораго умъ и свойства единодушно прославляютъ всѣ Руск³е лѣтописцы, и который, подобно Англ³йской Аннѣ Грей, нашелъ на тронѣ одну преждевременную смерть - - наконецъ о любезной Ксен³и, столь милой доброму сердцу по самымъ ужаснымъ ея бѣдствямъ. Едва оплакавъ кончину достойнаго жениха своего, Принца Датскаго, она лишилась Родителя - видѣла уб³ен³е матери, брата, и была жертвою гнуснаго сластолюб³я уб³йцы ихъ. Ея жизнь угасла въ слезахъ подъ сводомъ монастырской кельи.
   Шуйск³й, сдѣлавшись Царемъ, велѣлъ перевести тѣло Годунова изъ Варсонофьевскаго монастыря въ Троицк³й и похоронить его честно, вмѣстѣ съ супругою и дѣтьми, при Успенскомъ Соборѣ. Симъ изъявилъ онъ уважен³е къ памяти Годунова, который любилъ его. На лѣвой сторонѣ отъ Собора, съ краю, лежитъ Царица; подлѣ нее Борисъ; въ третьемъ гробѣ Ксен³я, а въ четвертомъ Ѳеодоръ. Всякой, кто знаетъ истор³ю отечества, кто умѣетъ цѣнить характеры и дѣла, будучи въ лаврѣ, захочетъ видѣть эту смиренную палатку; устремитъ на нее глаза съ любопытствомъ; скажетъ: "вотъ чѣмъ должно кончиться земное властолюб³е!" и примолвитъ: "Богъ судитъ тайныя злодѣян³я; а мы должны хвалить Царей за все, что они дѣлаютъ для славы и блага отечества!" - - -
   Изъ монастыря поѣхалъ я въ село Деулино, до котораго будетъ версты 4 отъ Троицы. Тутъ заключенъ съ Поляками миръ при Царѣ Михаилѣ Ѳеодоровичѣ, не славный, однакожь въ тогдашнихъ обстоятельствахъ благодѣтельный для Росс³и. Она уступила Польшѣ Смоленскъ и еще нѣсколько городовъ; за то Королевичь Владиславъ отказался отъ своихъ требован³й на престолъ Росс³йск³й, и возвратилъ изъ плѣна Филарета Никитича. Три раза съѣзжались Министры: въ первый разъ (по словамъ лѣтописцевъ) они побранились, въ другой едва не подрались, а въ трет³й заключили миръ на 14 лѣтъ. Поляки, выходя изъ Росс³и, конечно не думали, что имъ уже никогда не возвращаться въ ея предѣлы. Деулинск³й трактатъ былъ послѣднимъ дѣйств³емъ трагед³и, которую они столько лѣтъ играли въ нашемъ отечествѣ. Воображая ихъ неистовства - грабежи, уб³йства, всякаго роду насил³я - я вижу дѣйств³е Небеснаго правосуд³я, которое дозволило потомству отмстить за предковъ, избравъ ЕКАТЕРИНУ Великую для совершен³я удара. Взаимная ненависть двухъ народовъ рано или поздно кончится гибел³ю одного изъ нихъ.
   Г. Миллеръ замѣчаетъ, что мног³е мѣстечки и деревни въ Росс³и, гдѣ заключались трактаты съ Швец³ею и Польшею, или совсѣмъ исчезли или перемѣнили свои имена: такимъ образомъ, возвращаясь изъ Сибири, между Тихвина и Старой Ладоги онъ напрасно искалъ села Столбова, гдѣ подписанъ былъ трактатъ съ Шведами. Заполье и Андруссово, гдѣ въ 1582 и 1667 году Росс³я заключила миръ съ Поляками, также намъ неизвѣстны. Но Деулино и самая деревянная церковь, построенная Троицкимъ Архимандритомъ Д³онис³емъ и Келаремъ Аврам³емъ на память миру, служатъ до нынѣ предметомъ любопытства для Рускихъ,
   знающихъ свою Истор³ю. - Не далеко отъ Деулинской церкви видны еще остатки укрѣплен³й: Рускихъ или Польскихъ, не извѣстно. Тамошн³й Священникъ, о которомъ пишетъ Г. Миллеръ, и который разговаривалъ съ нимъ о Польской войнѣ, давно умеръ. Я не видалъ нынѣшняго, и не могъ узнать, столько ли онъ свѣдущъ въ Рускихъ древностяхъ, какъ его предмѣстникъ.
   Такимъ образомъ два дни прошли для меня въ историческихъ воспоминан³яхъ, дѣлающихъ мѣста и предметы любопытными. Истор³я въ нѣкоторыхъ лѣтахъ занимаетъ насъ гораздо болѣе романовъ; для зрѣлаго ума истина имѣетъ особенную прелесть, которой нѣтъ въ вымыслахъ. Въ самомъ грустномъ расположен³и, въ которомъ цвѣты разума и воображен³я не веселятъ насъ, человѣкъ можетъ еще съ какимъ-то меланхолическимъ удовольств³емъ заниматься Истор³ею: тамъ все говоритъ о томъ, что было, и чего уже нѣтъ!..
  

Указатель къ Вѣстнику Европы 1802-1830

1802.

  
   Историческ³я воспоминан³я и замѣчан³я на пути къ Троицѣ и въ семъ монастырѣ (ч. 4, No 15, 16, стр. 207-226, 287-304; ч. 5, No 17, стр. 30- 47), подписано В. Ф., статья H. M. Карамзина, перепеч. въ П. С. С., изд. Смирдина, т. 1, стр. 458. Здѣсь описываются тѣ мѣста по дорогѣ въ Троицкую Лавру, которыя ознаменованы историческими событ³ями. Алексѣевское (описан³е дворца, расположен³е и внутренность комнатъ); въ Ростокинѣ народъ встрѣтилъ царя ²оанна IV, возвращавшагося въ Москву, послѣ взят³я Казани; въ лѣво отъ большой дороги находится село Тайнинское, гдѣ царь Алексѣй Михайловичь занимался соколиною охотою; въ Пушкинѣ былъ взятъ подъ стражу бояринъ Ив. Андр. Хованск³й; въ Братовщинѣ останавливались для отдыха цари Московск³е на пути къ Троицѣ; въ 12 верстахъ отъ Лавры находится село Вздвиженское, гдѣ жили нѣкоторое время цари ²оаннъ и Петръ Алексѣевичи и царевна Соф³я; въ семи верстахъ отъ монастыря находится гора Волкуша; тутъ архимадритъ Троицкой Лавры благословлялъ народъ, который съ Мининымъ и Пожарскимъ шелъ освобождать Москву. За этимъ слѣдуеть краткое описан³е Лавры (ея мѣстоположен³я, собора, ризницы, обелиска митрополита Платона, библ³отеки, колокольни, колоколовъ, дворца, семинар³и) и перечислены знаменитые роды, погребенные въ Лаврѣ. Окончан³е статьи посвящено краткому обзору велич³я, съ которымъ царстствовалъ Борись Годуновъ. Въ 4 верстахъ отъ Лавры находится сего Деулино, гдѣ заключенъ миръ съ Поляками, при царѣ Михаилѣ Ѳедоровичѣ.
  

Странность.

   Французъ, которой жилъ долго въ Росс³и и возвратился въ свое отечество, публикуетъ оттуда въ Московскихъ газетахъ {Въ первыхъ нумерахъ Декабря мѣсяца.}, что онъ близь Парижа завелъ панс³онъ для Рускихъ молодыхъ дворянъ, и приглашаетъ родителей отправить къ нему изъ Росс³и дѣтей своихъ на воспитан³е, обѣщая учить ихъ всему нужному, особливо же языку Рускому! Живучи въ уединен³и, я не знаю, что друг³е подумали о такомъ объявлен³и. Мнѣ кажется оно болѣе смѣшнымъ, нежели досаднымъ: ибо я увѣренъ, что наши дворяне не захотятъ воспользоваться благосклоннымъ предложен³емъ господина N. N. Французы вѣтрены - были и будутъ! Снисходительной человѣкъ во многомъ извиняетъ ихъ легкомысл³е. Иначе какъ вздумать, чтобы родители въ отечествѣ нашемъ не имѣли способовъ воспитывать дѣтей, и могли безразсудно удалить ихъ отъ себя, забыть священный долгъ свой и ввѣрить судьбу юныхъ сердецъ чужому, неизвѣстному человѣку? Мы готовы платить Французамъ, или другимъ иностранцамъ, за уроки въ ихъ языкахъ, которые нужны для благороднаго Росс³янина и служатъ ему средствомъ просвѣщен³я: у насъ есть деньги, но у насъ есть и разсудокъ. Мы знаемъ первый и святѣйш³й законъ Природы, что мать и отецъ должны образовать нравственность дѣтей своихъ, которая есть главная часть воспитан³я; мы знаемъ, что всякой долженъ расти въ своемъ отечествѣ и заранѣе привыкать къ его климату, обычаямъ, характеру жителей, образу жизни и правлен³я; мы знаемъ, что въ одной Росс³и можно сдѣлаться хорошимъ Рускимъ - а намъ, для государственнаго щаст³я, не надобно ни Французовъ, ни Англичанъ! Пусть въ нѣкоторыя лѣта молодой человѣкъ, уже приготовленный къ основательному разсужден³ю, ѣдетъ въ чуж³я земли узнать европейск³е народы, сравнять ихъ физическое и гражданское состоян³е съ нашимъ, чувствовать даже и самое ихъ превосходство во многихъ отношен³яхъ! Я не боюсь за него: сердце юноши оставляетъ у насъ предметы нѣжнѣйшихъ чувствъ своихъ; оно будетъ стремиться къ намъ изъ отдален³я; подъ яснымъ небомъ южной Европы онъ скажетъ: хорошо; но въ Росс³и семейство мое, друзья, товарищи моего дѣтства! Онъ будетъ многому удивляться, многое хвалить, но не полюбитъ никакой страны болѣе отечества. Человѣкъ можетъ иногда ненавидѣть землю, въ которой онъ жилъ долго; но всегда, всегда любитъ ту, въ которой воспитывался: истина важная для отцевъ семейства, и понятная для всякаго разума! Впечатлѣн³я юности составляютъ главную драгоцѣнность души; они всего для насъ милѣе, подобно какъ самой простой весенн³й цвѣтокъ радуетъ насъ болѣе пышной лѣтней розы. Мѣсто, которое напоминаетъ человѣку первыя дѣйств³я сердца и разума его, будетъ для него пр³ятнѣйшимъ мѣстомъ въ свѣтѣ. Естьли отецъ пошлетъ десятилѣтняго сына своего на пять или на шесть лѣтъ въ чужую землю, то чужая земля будетъ для сына отечествомъ: она дастъ ему первыя моральныя, сильныя чувства, и сама Натура привяжетъ его къ ней милыми, неразрывными узами. Возрастъ отрока есть развит³е нравственности и души; отъ 10 до 15 лѣтъ рѣшится судьба нашей жизни и чувствительности.
   Когда благоразумный человѣкъ надолго ѣдетъ въ какую нибудь землю, то онъ старается заранѣе узнать ея обычаи, и естьли не дѣломъ, то хотя воображен³емъ привыкаетъ къ нимъ, зная, что непривычка къ образу мыслей и жизни тѣхъ людей, съ которыми намъ ежедневно быть должно, производитъ для насъ мног³я, существенныя непр³ятности. А сынъ мой, которому опредѣлено жить и умереть въ Росс³и, поѣдетъ образовать душу свою во Франц³ю? Ему надобно знать Рускихъ, съ которыми у него одно гражданское и моральное щаст³е: а я пошлю его къ Французамъ? Положимъ. что всѣ Европейск³е народы съ нѣкотораго времени сближаются между собою характеромъ; но различ³е все еще велико, и навсегда останется въ свойствахъ, обычаяхъ и нравахъ, происходящихъ отъ климата, образа правлен³я, судьбы нашихъ предковъ и другихъ причинъ, еще неизъясненныхъ Философами.
   Господинъ N. N., учредитель Парижскаго панс³она, скажетъ намъ: "вы должны согласиться, что человѣкъ еще важнѣе гражданина: а человѣкъ можетъ лучше образоваться во Франц³и, нежели въ Росс³и." Первое справедливо: на второе не согласимся. Мы уже, слава Богу! не варвары; у насъ есть всѣ способы просвѣщен³я, как³я только могутъ найтись во Франц³и; и тамъ и здѣсь учатъ одному, по однимъ Авторамъ и книгамъ. Самый Французской языкъ можно въ Петербургѣ или въ Москвѣ узнать такъ же хорошо, какъ въ Парижѣ; положимъ, что и не такъ хорошо: но нѣкоторыя совершеннѣйш³я его оттѣнки награждаютъ ли за моральный и политическ³й вредъ чужестраннаго воспитан³я? Природный языкъ для насъ важнѣе Французскаго, а господинъ N. N., не смотря на свое милостивое обѣщан³е, не выучитъ дѣтей нашихъ въ Парижѣ говорить такъ хорошо по Руски, какъ они здѣсь выучатся. Питомцы его, черезъ 6 или 7 лѣтъ возвратясь въ Росс³ю, стали бы терзать слухъ нашъ варварскими своими фразами; они сказали бы намъ: "мы говоримъ языкъ свой, мы знаемъ Математики; мы представляемъ наши постен³я согражданамъ {Так³я фразы слыхали мы отъ Рускихъ Французовъ. Нѣкоторые изъ нихъ утверждаютъ даже, что нашъ языкъ не имѣетъ правилъ. Нещастные!}" - а сограждане назвали бы ихъ глупцами, невѣждами, дурно-воспитанными людьми; ибо кто не знаетъ своего природнаго языка, тотъ конечно дурно воспитанъ, хотя бы зналъ наизусть и всѣ книги Браминовъ; они сказали бы симъ полу-Галламъ: "за чѣмъ вы къ намъ пр³ѣхали? за чѣмъ не остались во Франц³и? Мы не признаемъ васъ земляками своими; вы недостойны называться Рускими, которые гордятся языкомъ Святослава, Владимира, Пожарскаго, ПЕТРА Великаго. Вы не имѣете отечества, ибо и самые Французы, не смотря на то, что вы прекрасно даете чувствовать нѣмое Е, не признаютъ васъ Французами!"... И добродушные родители, лишивъ себя неизъяснимаго удовольств³я видѣть въ лицѣ и въ душѣ милыхъ дѣтей постепенное развит³е красоты физической и нравственной, вмѣсто благовоспитанныхъ людей увидѣли бы въ нихъ Французскихъ обезьянъ или попугаевъ, которые наименовали бы имъ всѣхъ Парижскихъ актеровъ, а не умѣли бы съ чувствомъ проинести священнаго имени Росс³и, отца, матери и согражданъ!
   Но я, подобно славному рыцарю Дон-Кишоту, сражаюсь съ вѣтреными мельницами, принимая ихъ за исполиновъ. Конечно никто изъ благоразумныхъ дворянъ Росс³йскихъ не подумаетъ отправить дѣтей своихъ въ панс³онъ къ господину N. N., надъ которымъ безъ сомнѣн³я и самые Французы смѣются.
  

О. О.

  

Указатель къ Вѣстнику Европы 1802-1830

Составил М. Полуденск³й

   Странность (ч. 1, No 2, стр. 52-57), подписано О. О, статья Н. М. Карамзина, перепеч. въ П. С. С., изд. Смирдина, т. 3, стр. 606. Французъ, живш³й долго въ Росс³и, возвратясь въ свое отечество, объявляетъ, что завелъ близь Парижа панс³онъ для русскихъ молодыхъ людей. Авторъ излагаетъ подробно свои замѣчан³я о воспитан³и русскихъ за границею.
  
  

О почетномъ лег³онѣ

   Въ Монитёрѣ напечатанъ органическ³й уставъ Почетнаго Лег³она, который, не смотря на умную, ораторскую рѣчь Луц³ана Бонапарте, кажется странною выдумкою. Его не льзя назвать дворянствомъ: ибо онъ не даетъ никакихъ гражданскихъ преимуществъ; не льзя назвать рыцарскимъ Орденомъ: ибо всякой Орденъ имѣлъ какую нибудь цѣль, а Лег³онъ никакой не имѣетъ; особенная клятва Членовъ быть защитниками Правлен³я должна быть клятвою всѣхъ Французовъ. Онъ будетъ наградою храбрости и добродѣтели, говорятъ Консулы: въ чемъ же состоитъ c³я награда? въ имени и въ жалованьи; но люди никогда не повѣрятъ имени, естьли они не знаютъ человѣка; оно будетъ всегда пустымъ титуломъ, когда не соединено съ особенными гражданскими выгодами. Что касается до жалованья, то не могло ли Правительство давать пенс³й по извѣстнымъ заслугамъ, безъ всякаго рыцарскаго обезьянства въ такой землѣ, гдѣ с³и учрежден³я противны кореннымъ политическимъ законамъ? Какая нужда дѣлить всю Франц³ю на Когорты, назначать удѣлы, заводить больш³е и малые Совѣты, то есть особенныя правлен³я въ общемъ, и единственно для того, чтобы нѣкоторымъ людямъ дать жалованье? Политическая мудрость соразмѣряетъ во всякомъ отношен³и средства съ дѣйств³ями: Почетный Лег³онъ представляетъ удивительную сложность въ средствахъ для произведен³я весьма обыкновеннаго дѣйств³я. Потомство не на мраморныхъ доскахъ Лег³она будетъ искать славныхъ именъ, а въ Истор³и. Естьли Бонапарте и на золотой доскѣ велитъ написать имя Генерала Мену, Европа не будетъ уважать его. - А такъ называемыя Лег³онныя гостинницы въ самомъ дѣлѣ ничто иное, какъ трактиры; должно вычитать изъ жалованья Членовъ нужную сумму для ихъ содержан³я въ сихъ домахъ. Мы еще не упомянули объ одной выгодѣ лег³онныхъ воиновъ: въ чрезвычайныхъ засѣдан³яхъ Совѣта будутъ говорить похвальное слово всякому, кто умретъ изъ нихъ; это обѣщаетъ по крайней мѣрѣ успѣхи краснорѣч³ю.
  

(Изъ Анг. Вѣд.)

Указатель къ Вѣстнику Европы 1802-1830

   27. Извѣст³я и замѣчан³я. IV. (ч. 4, No 15, стр. 242). О почетномъ лег³онѣ и о похитителяхъ, двѣ статьи редактора, перепеч. въ П. С. С., изд. Смирдина, т. 1, стр. 539.
  
  

Анекдотъ.

  
   Шесть человѣкъ, молодыхъ, пылкихъ, добрыхъ пр³ятелей, сидѣли за ужиномъ въ трактирѣ Крестовскаго острова въ П - ѣ. Въ числѣ ихъ былъ Л³одоръ, Секретарь Графа N. N., прекрасный лицомъ, любезный характеромъ. они веселились безъ памяти, стучали рюмками, шумѣли и смѣялись такъ громко, что ихъ можно было слыøать на улицѣ. Мало по малу шумъ затихъ: любовь сдѣлалась предметомъ разговора. Молодость откровенна, особливо въ часъ за полночь и въ кругу сверстниковъ. У каждаго было сердце на языкѣ; всякой разсказывалъ о своихъ желан³яхъ; надеждахъ, успѣхахъ, и неудачахъ. Л³одоръ наименовалъ Эмил³ю - и всѣ закричали: "какъ ты щастливъ, естьли она тебя любитъ!" Эмил³я была одною изъ первыхъ Мо-скихъ красавицъ. Л³одоръ вынулъ изъ записной книжки портретъ ея съ девизомъ: твоя до гроба! Восклицан³я: "какъ ты щастливъ!" повторялись. "Ахъ! благодарю Судьбу!" сказалъ онъ: "кто имѣетъ прелестную невѣсту, вѣрнаго друга, добрыхъ пр³ятелей и 24 года отъ роду, тому не чего болѣе желать въ свѣтѣ!" Л³одоръ, говоря такимъ образомъ, съ горячност³ю обнималъ Милона, нѣжнаго друга своего. ... Между тѣмъ свѣчи догорѣли; самое веселье утомило молодыхъ людей: надлежало разстаться, впредь до скораго и радостнаго свидан³я.
   Л³одоръ и Милонъ поѣхали вмѣстѣ на лодкѣ. Утренняя весенняя заря красила небо, отсвѣчиваясь въ зеркалѣ пышной рѣки. Л³одоръ былъ въ самомъ щастливѣйшемъ расположен³и, и говорилъ съ тихимъ восторгомъ: Какъ мила жизнь! Какъ все хорошо въ свѣтѣ! никогда еще душа моя не чувствовала такой живой благодарности къ Творцу! - На берегу друзья простились; имъ надлежало итти въ разныя стороны. Л³одоръ остановился, взглянулъ назадъ, и видя, что Милонъ также стоитъ на одномъ мѣстѣ и смотритъ на него, бросился еще разъ обнять друга; глаза его наполнились слезами, радостными и сладкими..... Предчувств³емъ бѣдств³я называемъ мы обыкновенно унын³е и тоску безъ извѣстной причины; но иногда таится оно въ какомъ-то необыкновенномъ и неизъяснимомъ сердечномъ удовольств³и. Щастье, готовясь оставить насъ, представляется сердцу во всей красотѣ своей и ласкаетъ его съ отмѣнною живост³ю. Судьба, поднимая руку съ мечемъ, другою сыплетъ цвѣты на жертву свою. По крайней мѣрѣ я замѣчалъ сей феноменъ.
   Л³одоръ нашелъ дома письмо изъ Мо-вы, въ которомъ увѣдомляли его объ Эмил³иной скоропостижной смерти!... Есть горести, которыхъ не должно описывать. Всякой по мѣрѣ своей чувствительности можетъ вообразить ихъ.
   Прошло около недѣли. Нещастный молодой человѣкъ наконецъ опомнился - и глаза его искали друга. Милонъ во все это время не былъ у него, и даже не присылалъ объ немъ навѣдаться. Такая безпечная холодность казалась Л³одору преступлен³емъ въ дружбѣ; онъ самъ поѣхалъ къ нему, чтобы имѣть печальное утѣшен³е сказать: "я въ отчаян³и, а ты не знаешь!" - У воротъ дому встрѣтился ему Священникъ; на крыльцѣ онъ почувствовалъ духъ ладана, а въ залѣ увидѣлъ Милона лежащаго на столѣ: онъ умеръ наканунѣ!...
   Л³одоръ казался твердымъ: не плакалъ, не жаловался; обнялъ холодный трупъ съ горячност³ю - и спѣшилъ къ своему начальнику, Графу N. N., который, взглянувъ на него, ужаснулся: на Л³одорѣ не было лица человѣческаго, онъ требовалъ своей отставки, не сказывая причины. Графъ вообразилъ, что умъ его въ безпорядкѣ, и совѣтовалъ ему ѣхать домой, обѣщая прислать къ нему Доктора. Л³одоръ улыбнулся.... С³я усмѣшка была послѣднимъ геройствомъ сердца его. Въ самую ту минуту вошелъ въ кабинетъ къ Графу одинъ изъ молодыхъ людей, съ которыми Л³одоръ за недѣлю передъ тѣмъ ужиналъ на островѣ, - былъ такъ веселъ и щастливъ!.. онъ упалъ въ обморокъ.
   Черезъ нѣсколько дней Л³одоръ уѣхалъ изъ П - а, съ намѣрен³емъ, которое для него самого было неясно; онъ чувствовалъ только, что ему надобно перемѣнить мѣсто, когда судьба его такъ ужасно перемѣнилась. - Открылась М - ва, въ которую воображен³е и сердце его такъ часто летало, и куда онъ надѣялся возвратиться за тѣмъ, чтобы навѣки соединиться съ Эмил³ею!.. Л³одоръ велѣлъ ѣхать прямо въ До - ской монастырь. Начинало смеркаться: въ стѣнахъ его царствовала глубокая тишина, разительный образъ спокойств³я могилъ, которыми онъ наполненъ. Въ семъ истинномъ жилищѣ мертвыхъ не видно было ни одного живаго существа; одни монументы представлялись взору, столь ужасные для того, кто еще ничего любезнаго не отдавалъ смерти, и столь привѣтливые для горестныхъ, положившихъ во гробъ милое! Между ими и смерт³ю есть какая-то симпат³я..... Л³одоръ былъ тамъ нѣкогда съ Эмил³ею и вмѣстѣ съ нею плакалъ надъ гробомъ ея матери: подлѣ сего монумента лежалъ новой камень... Сердце нещастнаго любовника затрепетало; онъ бросился на колѣни - цѣловалъ, омывалъ слезами Эмил³ину могилу - говорилъ съ мертвою какъ съ живою - описывалъ ей отчаян³е любви своей - душа его дѣлилась между небомъ и землею, стремясь къ остаткамъ тлѣннаго быт³я любовницы и къ тому, что составляло жизнь и красоту его... въ с³и минуты, когда сердце рвется къ милымъ усопшимъ, подымается нѣкоторымъ образомъ таинственная завѣса вѣчности: мы чувствуемъ дыхан³е безсмертныхъ - осязаемъ, кажется, эѳирное существо ихъ. Живость сихъ восторговъ заставляетъ насъ думать, что они не совсѣмъ мечтательны, и что смерть не есть совершенный разрывъ сердецъ, которыя жили однимъ чувствомъ. Естьли мы, оставленные, умѣемъ нѣжно хранить память любезныхъ, то неужели они въ другой сферѣ быт³я совсѣмъ нечувствительны къ нашей горести? Развѣ безсмерт³е научило ихъ неблагодарности и непостоянству? как³е законы не уступятъ силѣ любви, когда надобно утѣшить милаго? и что останется нетлѣннаго въ душѣ, естьли въ ней любовь исчезаетъ?... Но с³и восторги не продолжительны; душа низпадаетъ въ горестную существенность и не находитъ вокругъ себя ничего, кромѣ безмолв³я и непроницаемости гробовъ, а въ чувствахъ своихъ одинъ слабый лучь надежды.
   Въ семъ монастырѣ и въ сей вечеръ Л³одоръ видѣлъ одного старца, котораго Христ³янская бесѣда чудеснымъ образомъ успокоила его сердце. Старецъ, говоря о суетѣ м³ра, указывалъ на гробы!.. онъ утѣшалъ молодаго человѣка, но единственно такъ, какъ утѣшаетъ Религ³я - не мечтами, не видами новыхъ удовольств³й въ жизни, а необходимост³ю покоряться таинственной Волѣ Всевышняго.
   Л³одоръ поѣхалъ въ свою деревню въ Во - ской Губерн³и, окруженную густыми лѣсами. Не далеко оттуда есть монастырь, основанный (какъ говоритъ предан³е) въ шестомъ-надесять вѣкѣ однимъ нещастнымъ отцомъ и супругомъ, который служилъ въ войскѣ Царя, возвратился въ свое помѣстье и не нашелъ ни дому, ни жены, ни дѣтей: они сгорѣли во время его отсутств³я. Онъ построилъ монастырь и былъ въ немъ первымъ монахомъ. Л³одоръ рѣшился слѣдовать его примѣру и навѣки отказаться отъ м³ра. Начальникъ тамошняго Духовенства, мужъ благоразумный, совѣтовалъ ему прежде испытать сердце свое, и назначилъ для него три года искуса. Молодой человѣкъпоселился въ сей уединенной обители, и два года служилъ примѣромъ строгой жизни древнихъ христ³янскихъ отшельниковъ. Господинъ П *** (который разсказывалъ своимъ пр³ятелямъ сей анекдотъ) видѣлъ его въ исходѣ втораго года. Л³одоръ казался въ душѣ и въ сердцѣ мертвымъ для свѣта; на блѣдномъ лицѣ его изображалось какое-то величественное спокойств³е; онъ не хотѣлъ даже говорить о своихъ нещаст³яхъ и потеряхъ. - Господинъ П *** увидѣлся съ нимъ въ другой разъ черезъ нѣсколько мѣсяцевъ: Л³одоръ обрадовался ему, повелъ его гулять въ лѣсъ, и закраснѣвшись указалъ ему на одномъ деревѣ имя Эмил³и. Слезы полились изъ глазъ его; онъ началъ говорить объ ней; разсказывалъ всѣ обстоятельства своей истор³и съ великою живост³ю, и слушалъ съ великимъ вниман³емъ, когда Господинъ П ***, удивленный его перемѣною, совѣтовалъ ему возвратиться въ свѣтъ. "Нѣтъ!" отвѣчалъ молодой человѣкъ: "я не хочу быть предметомъ насмѣшекъ. - Вотъ гробъ мой!" примолвилъ онъ со вздохомъ, входя въ монастырск³я ворота.
   Черезъ полгода Господинъ П *** узналъ, что Л³одоръ умеръ, будучи выгнанъ изъ монастыря за непристойные поступки, которыхъ я не хочу описывать!!... Вотъ феноменъ человѣческаго сердца!
   Нѣтъ, нѣтъ! будемъ нещастливы, когда угодно Провидѣн³ю отнимать у насъ радости, но останемся на сценѣ до послѣдняго акта - останемся въ училищѣ горестей до той минуты, какъ таинственный звонокъ перезоветъ насъ въ другое мѣсто! - А вы, молодые люди, въ нещаст³яхъ и въ потеряхъ своихъ не обманывайте себя мысл³ю, что рана ваша неизцѣлима: нѣтъ! юное сердце, пылая жизн³ю, излечается отъ горестей собственною внутреннею силою - и с³е выздоровлен³е обновляетъ его чувствительность къ удовольств³ямъ жизни. - Иное дѣло, когда человѣкъ, подобно вечернему солнцу, приближается къ своему западу: тогда единственно утраты бываютъ невозвратимы; но и тогда, чтобы не дѣйствовать вопреки плану Натуры, не должно умирать для свѣта прежде смерти. Естьли между гробомъ и нами нѣтъ уже никакого земнаго желан³я; естьли не можемъ наконецъ быть дѣятельны для своего щаст³я, то будемъ дѣятельны хотя для разсѣян³я, хотя для удовольств³я другихъ людей, опираясь на якорь Религ³и, которая, подобно надеждѣ, бросаетъ его человѣку въ бѣдств³яхъ, но не обманываетъ человѣка такъ, какъ надежда, ибо ничего не обѣщаетъ ему въ здѣшнемъ свѣтѣ!
  

Р. П.

Указатель къ Вѣстнику Европы 1802-1830

   Анекдотъ (ч. 6, No 22; стр. 108-116), подписано Р. П. Разсказъ Н. М. Карамзина, перепеч. въ П. С. С., изд Смирдина, т. 3, стр. 538.

Извѣст³я и Замѣчан³я.

Москва.

  
   14 Октября, въ исходѣ втораго часа по полудни, мы чувствовали легкое землетрясен³е, которое продолжалось секундъ двадцать и состояло въ двухъ ударахъ или движен³яхъ. Оно шло отъ востока къ западу, и въ нѣкоторыхъ частяхъ города было сильнѣе, нежели въ другихъ: на примѣръ (сколько можно судить по разсказамъ) на Трубѣ, Рожественкѣ и за Яузою. Въ иныхъ мѣстахъ его совсѣмъ не примѣтили. Оно не сдѣлало ни малѣйшаго вреда и не оставило никакихъ слѣдовъ, кромѣ того, что въ стѣнѣ одного погреба (въ Городской Части) оказались трещины, а въ другомъ отверст³е въ землѣ, на аршинъ въ окружности. Так³я землетрясен³я называются въ Физикѣ колебательными (* Ихъ раздѣляютъ на три рода: одно колeблетъ

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 344 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа