Главная » Книги

Карамзин Николай Михайлович - Статьи из "Вестника Европы", Страница 3

Карамзин Николай Михайлович - Статьи из "Вестника Европы"


1 2 3 4 5 6 7 8 9

землю, другое разрываетъ ее, третье извергаетъ пламя.) (tremblement de terre d'оsсillаtiоn). Удары были чувствительнѣе въ высокихъ домахъ; почти во всѣхъ качались люстры, въ иныхъ столы и стулья. Мног³е люди, не вѣря глазамъ, вообразили, что у нихъ кружится голова. Работники, бывш³е на Спаской башнѣ, увѣряютъ, что стѣны ея тряслися. Тѣ, которые шли по улицѣ или ѣхали, ничего не чувствовали, и большая часть жителей только на другой день узнала, что въ Москвѣ было землетрясен³е. Оно не есть новое и чрезвычайное явлен³е въ нашемъ климатѣ, какъ нѣкоторые думаютъ; земли, лежащ³я еще гораздо ближе къ сѣверу, бываютъ ему подвержены. Лѣтописи наши говорятъ о землетрясен³и, которое случилось въ Москвѣ при Князѣ Васильѣ Васильевичѣ Темномъ (въ самый тотъ день, какъ Xанъ Татарск³й отпустилъ его изъ плѣна), и которое ужаснуло народъ: ибо онъ, по невѣжеству и суевѣр³ю, вообразилъ, что сей естественный случай предзнаменуетъ моральныя и государственныя бѣдств³я: какъ будто бы тогдашняя Москва еще мало страдала, видя Князя своего въ безчестномъ плѣну, Татаръ властелинами Росс³и, все отечество въ горести, и бывъ за три мѣсяца передъ тѣмъ жертвою пламени, которое всѣ домы ея обратило въ кучу пепла! Достойно замѣчан³я, что и тогда землетрясен³е случилось въ Октябрѣ мѣсяцѣ, и также послѣ весьма жаркаго лѣта и засухъ, как³я были у насъ въ нынѣшн³й годъ. С³и два происшеств³я раздѣлены тремя вѣками съ половиною: слѣдственно можемъ надѣяться, что и впредь столько же времени пройдетъ въ Москвѣ безъ порыва сихъ воздушныхъ массъ, заключенныхъ во глубинѣ земли, которыя (по мнѣн³ю Физиковъ), будучи тѣснимы огнемъ, съ бурнымъ стремлен³емъ ищутъ себѣ выхода. Поблагодаримъ судьбу, удалившую насъ отъ средоточ³я Волкановъ! Вообразимъ жителей острововъ Антильскихъ, Филиппинскихъ, Архипелага, Сицил³и, особливо Япона: тамъ землетрясен³е почти столь же обыкновенно, какъ у насъ сильная гроза лѣтомъ; но они спокойно наслаждаются жизн³ю! Таковы люди: привычка дѣлаетъ ихъ нечувствительными къ самымъ ужасамъ Натуры.
   Теперь съ любопытствомъ ожидаемъ извѣст³й изъ чужихъ краевъ: вѣроятно, что Московское легкое землетрясен³е было только эхомъ какого нибудь сильнаго въ другомъ мѣстѣ. Иногда двѣ части м³ра вдругъ трепещутъ на своемъ основан³и: такъ Лиссабонское землетрясен³е отдалось въ Америкѣ; но удары имѣютъ всегда одинъ центръ. Надобно знать, что во глубинѣ земли есть пустоты или каналы, которые идутъ въ разныя стороны, но имѣютъ сообщен³е между собою: въ нихъ-то свирѣпствуетъ воспаленный воздухъ, разливаясь какъ огненное море и въ одну минуту дѣйствуя на великомъ пространствѣ.
   Замѣчено, что землетрясен³я бываютъ осенью чаще, нежели въ другое время года, и ночью, а не днемъ: Московское въ 1445 году случилось по лѣтописямъ въ самую полночь, а нынѣшнее удалилось отъ правила. - Замѣчено также, что въ годы сихъ феноменовъ зимы бываютъ не холодны, а лѣта плодородны.
   Густой и непрерывный туманъ, который у насъ до сего дня (* Писано 18 Октября.) продолжается, есть совсѣмъ необыкновенное явлен³е и конечно имѣетъ связь съ землетрясен³емъ. Любопытно знать, произвело ли оно какое нибудь дѣйств³е въ окрестностяхъ Москвы: на примѣръ, не сокрылись ли нѣкоторые ручьи, не явились ли новые, не поднялись ли рѣки, и проч., что обыкновенно бываетъ слѣдств³емъ самыхъ легкихъ потрясен³й.
  

---

  
   Землетрясен³е, бывшее въ Москвѣ; пришло къ намъ отъ Iоническаго моря и всего болѣе свирѣпствовало въ Итакѣ, прославленной Гомеромъ. Въ Варшавѣ, Землинѣ и другихъ мѣстахъ оно было легко; но въ Бухарестѣ разрушились мног³е домы и цeркви. Въ семъ городѣ явилось озеро, котораго зеленоватая вода нѣсколько часовъ весьма пахла сѣрою. Этна и Везув³й уже давно не выбрасывали лавы. Физики приписываютъ тому всѣ нынѣшн³я землетрясен³я.

Указатель къ Вѣстнику Европы 1802-1830

  
   27. Извѣст³я и замѣчан³я. Извѣст³е о бывшемъ въ Москвѣ землетрясен³и 14 Октября, 1802 года (описан³е хода землетрясен³я и его послѣдств³й), статья редактора, перепеч. въ П. С. С., изд. Смирдина, т. 3, стр. 581. (ч. 6, No 21, стр. 69-76, No 24, стр. 347).

Извѣст³я и Замѣчан³я.

Швeйцаpiя.

  
   Президентъ Швейцарскаго Сейма, славный Алойсъ Редингъ, Генералъ Ауфдермауръ и Цирихск³й ученый Гирцель, взяты подъ стражу Французскимъ Генераломъ Неемъ и заключены какъ преступники въ Арбургской крѣпости. Эрлахъ, Ваттенвиль и друг³е Бернск³е Аристократы также (какъ слышно) будутъ посажены въ темницу... Всѣ тѣ, которые занимаются происшеств³ями времени, судьбою государствъ и человѣчества, по справедливости должны были удивиться такому дѣйств³ю строгости, напоминающему жесток³я правила Революц³и. Мы сомнѣваемся въ патр³отической добродѣтели Рединга и друзей его, и не хвалимъ Бернской Олигарх³и, которую они хотѣли возстановить; но Франц³и ли наказывать сихъ гражданъ? Когда бы Сеймъ сопротивлялся, тогда бы Генералъ Ней имѣлъ неограниченное право завоевателей; но обѣщать мирное посредство и схватить безоружныхъ людей какъ преступниковъ - самыхъ тѣхъ, которыхъ Бонапарте звалъ Въ Парижъ для совѣта, и которые торжественно объявили, что они не хотятъ противиться силѣ - кажется намъ великою несправедливост³ю. Не Франц³я ли ввергнула Швейцар³ю въ хаосъ анарх³и? не Франц³я ли способствовала многимъ революц³ямъ въ Гельветическомъ правлен³и? не ея ли Министры были главною опорою тамошнихъ честолюбцевъ? Слѣдственно она менѣе всѣхъ другихъ Европейскихъ Державъ можетъ винить Швейцаровъ; признавъ же, Люневильскимъ трактатомъ, ихъ независимость, должна была отказаться отъ средствъ насил³я и деспотизма. Соглашаемся, что послѣдняя Гельветическая Конституц³я могла бы успокоить Швейцар³ю; соглашаемся, что Редингъ и друзья его только по личнымъ страстямъ хотѣли испровергнуть ее, но естьли всѣ Кантоны и города пристали къ нимъ, то они уже оправданы. Бонапарте могъ ввести Французское войско въ Гельвец³ю, но единственно для сохранен³я порядка, для обуздан³я черни, для свободы выборовъ и законодательныхъ дѣйств³й въ сей Республикѣ, а не для того, чтобы сажать въ темницу знаменитыхъ гражданъ, удостоенныхъ общей довѣренности. Каковъ ни есть Редингъ, но сограждане почитаютъ его; вл³ян³е, которое онъ имѣетъ на общую волю, есть дѣйств³е свободы ихъ, и законно, естьли они составляютъ народъ независимый. Должно помогать сосѣдамъ, но не должно быть ихъ притѣснителемъ.
   Мысль собрать Депутатовъ Гельвец³и въ Парижѣ льститъ самолюб³ю Консула, но оскорбительна для патр³отизма Швейцаровъ, которые умѣли быть свободными гораздо прежде Французовъ и безъ унижен³я не могутъ явиться въ передней гражданина Талерана. Естьли отрасль древней славной фамил³и кажется намъ почтенною; естьли велик³я дѣла человѣка бросаютъ какой-то лучь на самыхъ отдаленныхъ его потомковъ: то Швейцары могутъ требовать всеобщаго уважен³я. Они не Чизальпинцы, пожалованные Консульскимъ указомъ въ преемники древнихъ Римлянъ. Не въ тѣсномъ и шумномъ Парижѣ, гдѣ люди всегда превращали басню Хамелеона въ истину, но среди гордыхъ Альпъ, гдѣ болѣе четырехъ вѣковъ гремѣло имя свободы - на равнинахъ, гдѣ пастухи, одушевленные любов³ю къ отечеству, истребляли лучш³я Европейск³я арм³и - среди величественныхъ предметовъ Натуры и славныхъ воспоминан³й народнаго геройства должны сыны Гельвец³и совѣтоваться о благѣ страны ихъ и средствахъ Воскресить патр³отизмъ въ гражданахъ. Пусть тамъ лег³оны Французск³е въ почтительномъ отдален³и окружатъ ихъ своими дружескими щитами, чтобы революц³онная необузданность - с³е чудовище, которое родилось во Франц³и - не мѣшала спокойному дѣйств³ю умовъ и законодательной мудрости! Пусть Бонанарте, какъ другъ народнаго благоденств³я, объявитъ имъ свое мнѣн³е о лучшемъ образѣ правлен³я для Гельвец³и, не требуя Депутатовъ передъ Консульской тронъ свой! Тогда онъ поступилъ бы какъ великодушный властелинъ и герой добродѣтели; а теперь поступаетъ - какъ Генералъ Европы, дающ³й воинск³е строг³е приказы!
   Знаемъ, что власть и сила могутъ смѣяться надъ идеями Филантроповъ; знаемъ, что о вкусахъ спорить недолжно (по старинной Латинской пословицѣ), и что иному пр³ятнѣе жить въ какомъ нибудь великолѣпномъ замкѣ, нежели въ храмѣ богини Кл³о; но въ такомъ случаѣ не надобно уже думать о славѣ, не надобно говорить о потомствѣ, справедливости, мнѣн³и вѣковъ: ибо не Префекты Сен-Клудскаго замка будутъ писать Истор³ю !
   Слышно, что Министръ Талеранъ изготовилъ уже новѣишую Конституц³ю для Швейцар³и къ пр³ѣзду Депутатовъ въ Парижъ. Французы набили руку въ семъ дѣлѣ: нигдѣ не сочиняется столько романовъ и конституц³й, какъ въ Парижѣ!
   Гельветическое Правительство обнародовало свое оправдан³е, которое еще болѣе обвиняетъ его въ глазахъ народа. Оно говоритъ, что Швейцары заслуживаютъ свое бѣдств³е, дерзнувъ возстать противъ властей своихъ; но можетъ ли назваться народною та власть, которую ненавидитъ народъ? а с³ю ненависть заслужило Гельветическое Правительство своею безразсудною жестокост³ю противъ нещастнаго Цириха. И можетъ ли избранное Республиканское начальство говорить так³я грубости всей нац³и, то есть, утверждать, что она безразсудна, не знаетъ своей пользы и во всемъ виновата? Демосѳенъ жестоко бранилъ Аѳинянъ, но онъ говорилъ какъ простой гражданинъ; начальство избранное, унижая народъ, ослабляетъ собственную силу свою, которую оно единственно отъ него получило. Гельветическое Правительство должно было или молчать, или говорить только о заблужден³и нѣкоторыхъ, а не всѣхъ. Надобно по крайней мѣрѣ сохранять пристойность, когда уже справедливость нарушена.
   Къ нещаст³ю, мы не видимъ еще, какъ миръ и благоденств³е могутъ быть возстановлены въ бѣдной Швейцар³и.

Указатель къ Вѣстнику Европы 1802-1830

  
   X. (ч. 6, No 24, стр, 330). Статья редактора о Швейцар³и, перепеч. въ П. С. С., т. 1, стр. 544, изд. Смирдина.
  

О любви къ отечеству и народной гордости.

  
   Любовь къ отечеству можетъ быть физическая, моральная и политическая.
   Человѣкъ любитъ мѣсто своего рожден³я и воспитан³я. С³я привязанность есть общая для всѣхъ людей и народовъ; есть дѣло Природы, и должна быть названа физическою. Родина мила сердцу не мѣстными красотами, не яснымъ небомъ, не пр³ятнымъ климатомъ, а плѣнительными воспоминан³ями, окружающими, такъ сказать, утро и колыбель человѣчества. Въ свѣтѣ нѣтъ милѣе жизни; она есть первое щаст³е - а начало всякаго благополуч³я имѣетъ для нашего воображен³я какую-то особенную прелесть. Такъ нѣжные любовники и друзья освящаютъ въ памяти первый день любви и дружбы своей. Лапланецъ, рожденный почти въ гробѣ Природы, не смотря на то любитъ хладный мракъ земли своей. Переселите его въ щастливую Итал³ю: онъ взоромъ и сердцемъ будетъ обращаться къ сѣверу, подобно магниту; яркое с³ян³е солнца не произведетъ такихъ сладкихъ чувствъ въ его душѣ, какъ день сумрачный, какъ свистъ бури, какъ паден³е снѣга: они напоминаютъ ему отечество! - Самое расположен³е нервъ, образованныхъ въ человѣкѣ по климату, привязываетъ насъ къ родинѣ. Не даромъ Медики совѣтуютъ иногда больнымъ лечиться ея воздухомъ; не даромъ житель Гельвец³и, удаленный отъ снѣжныхъ горъ своихъ, сохнетъ и впадаетъ въ меланхол³ю; а возвращаясь въ дикой Унтервальденъ, въ суровой Гларисъ, оживаетъ. Всякое растѣн³е имѣетъ болѣе силы въ своемъ климатѣ: законъ Природы и для человѣка не измѣняется. - Не говорю, чтобы естественныя красоты и выгоды отчизны не имѣли никакого вл³ян³я на общую любовь къ ней: нѣкоторыя земли, обогащенныя Природою, могутъ быть тѣмъ милѣе своимъ жителямъ; говорю только, что с³и красоты и выгоды не бываютъ главнымъ основан³емъ физической привязанности людей къ отечеству: ибо она не была бы тогда общею.
   Съ кѣмъ мы расли и живемъ, къ тѣмъ привыкаемъ. Душа ихъ сообразуется съ нашею; дѣлается нѣкоторымъ ея зеркаломъ; служитъ предметомъ или средствомъ нашихъ моральныхъ удовольств³й, и обращается въ предметъ склонности для сердца. С³я любовь къ согражданамъ или къ людямъ, съ которыми мы расли, воспитывались и живемъ, есть вторая, или моральная любовь къ отечеству, столь же общая, какъ и первая, мѣстная или физическая, но дѣйствующая въ нѣкоторыхъ лѣтахъ сильнѣе: ибо время утверждаетъ привычку. Надобно видѣть двухъ единоземцевъ, которые въ чужой землѣ находятъ другъ друга: съ какимъ удовольств³емъ они обнимаются и спѣшатъ изливать душу въ искреннихъ разговорахъ! Они видятся въ первый разъ, но уже знакомы и дружны, утверждая личную связь свою какими нибудь общими связями отечества! Имъ кажется, что они, говоря даже иностраннымъ языкомъ, лучше разумѣютъ другъ друга, нежели прочихъ: ибо въ характерѣ единоземцевъ есть всегда нѣкоторое сходство, и жители одного государства образуютъ всегда, такъ сказать, электрическую цѣпь, передающую имъ одно впечатлѣн³е посредствомъ самыхъ отдаленныхъ колецъ или звеньевъ. - На берегахъ прекраснѣйшаго въ м³рѣ озера, служащаго зеркаломъ богатой Натурѣ, случилось мнѣ встрѣтить Голландскаго Патр³ота, который, по ненависти къ Штатгальтеру и Оранистамъ, выѣхалъ изъ отечества и поселился въ Швейцар³и между Н³она и Роля. У него былъ прекрасной домикъ, физической Кабинетъ, библ³отека; сидя подъ окномъ, онъ видѣлъ передъ собою великолѣпнѣйшую картину Природы. Ходя мимо домика, я завидовалъ хозяину, не знавъ его; познакомился съ нимъ въ Женевѣ, и сказалъ ему о томъ. Отвѣтъ Голландскаго флегматика удивилъ меня своею живост³ю: "Никто не можетъ быть щастливъ внѣ своего отечества, гдѣ сердце его выучилось разумѣть людей, и образовало свои любимыя привычки. Никакимъ народомъ не льзя замѣнить согражданъ. Я живу не съ тѣми, съ кѣмъ жилъ 40 лѣтъ, и живу не такъ, какъ жилъ 40 лѣтъ: трудно пр³учить себя къ новостямъ, и мнѣ скучно!"
   Но физическая и моральная привязанность къ отечеству, дѣйств³е Натуры и свойствъ человѣка, не составляютъ еще той великой добродѣтели, которою славились Греки и Римляне. Патр³отизмъ есть любовь ко благу и славѣ отечества, и желан³е способствовать имъ во всѣхъ отношен³яхъ. Онъ требуетъ разсужден³я - и по тому но всѣ люди имѣютъ его.
   Самая лучшая Философ³я есть та, которая основываетъ должности человѣка на его щаст³и. Она скажетъ намъ, что мы должны любить пользу отечества, ибо нею неразлучна наша собственная, но его просвѣщен³е окружаетъ насъ самихъ многими удовольств³ями въ жизни; что его тишина и добродѣтели служатъ щитомъ семейственныхъ наслажден³й; что слава его есть наша слава; и естьли оскорбительно человѣку называться сыномъ презрѣннаго отца, то не менѣе оскорбительно и гражданину называться сыномъ презрѣннаго отечества. Такимъ образомъ любовь къ собственному благу производитъ въ насъ любовь къ отечеству, а личное самолюб³е гордость народную, которая служитъ опорою Патр³отизма. Такъ Греки и Римляне считали себя первыми народами, а всѣхъ другихъ варварами; такъ Англичане, которые въ новѣйш³я времена болѣе другихъ славятся Патр³отизмомъ, болѣе другихъ о себѣ мечтаютъ.
   Я не смѣю думать, чтобы у насъ въ Росс³и было не много Патр³отовъ; но мнѣ кажется, что мы излишно смиренны въ мысляхъ о народномъ своемъ достоинствѣ - а смирен³е въ Политикѣ вредно. Кто самого себя не уважаетъ, того безъ сомнѣн³я и друг³е уважать не будутъ.
   Не говорю, чтобы любовь къ отечеству долженствовала ослѣплять насъ и увѣрять, что мы всѣхъ и во всемъ лучше, но Руской долженъ по крайней мѣрѣ знать цѣну свою. Согласимся, что нѣкоторые народы вообще насъ просвѣщеннѣе: ибо обстоятельства были для нихъ щастливѣе, но почувствуемъ же и всѣ благодѣян³я Судьбы въ разсужден³и народа Росс³йскаго; станемъ смѣло наряду съ другими, скажемъ ясно имя свое и повторимъ его съ благородною гордост³ю.
   Мы не имѣемъ нужды прибѣгать къ баснямъ и выдумкамъ, подобно Грекамъ и Римлянамъ, чтобы возвысить наше происхожден³е; слава была колыбел³ю народа Рускаго, а побѣда вѣстницею быт³я его. Римская
   Импер³я узнала, что есть Славяне, ибо они пришли и разбили ея лег³оны. Историки Визант³йск³е говорятъ о нашихъ предкахъ, какъ о чудесныхъ людяхъ, которымъ ничто не могло противиться, и которые отличались отъ другихъ Сѣверныхъ народовъ не только своею храброст³ю, но и какимъ-то рыцарскимъ добродуш³емъ. Герои наши въ девятомъ вѣкѣ играли и забавлялись ужасомъ тогдашней новой столицы м³ра: имъ надлежало только явиться подъ стѣнами Константинополя, чтобы взять дань съ Царей Греческихъ. Въ первомъ - надесять вѣкѣ Руск³е, всегда превосходные храброст³ю, не уступали другимъ Европейскимъ народамъ и въ просвѣщен³и, имѣя въ Религ³и тѣсную связь съ Царемъ-градомъ который дѣлился съ нами плодами учености; и во время Ярослава были переведены на Славянской языкъ мног³я Греческ³я книги. Къ чести твердаго Рускаго характера служитъ то, что Константинополь никогда не могъ присвоить себѣ политическаго вл³ян³я на отечество наше. Князья любили разумъ и знан³е Грековъ, но всегда готовы были оруж³емъ наказать ихъ за малѣйш³е знаки дерзости.
   Раздѣлен³е Росс³и на мног³я владѣн³я и несоглас³е Князей приготовили торжество Ченгисъ-Хановыхъ потомковъ и наши долговременныя бѣдств³я. Велик³е люди и велик³е народы подвержены ударамъ рока, но и въ самомъ нещаст³и являютъ свое велич³е. Такъ Росс³я, терзаемая лютымъ врагомъ, гибла со славою: цѣлые города предпочитали вѣрное истреблен³е стыду рабства. Жители Владимира, Чернигова, К³ева принесли себя въ жертву народной гордости, и тѣмъ спасли имя Рускихъ отъ поношен³я. Историкъ, утомленный сими нещастными временами, какъ ужасною безплодною пустынею, отдыхаетъ на могилахъ, и находитъ отраду въ томъ, чтобы оплакивать смерть многихъ достойныхъ сыновъ отечества.
   Но какой народъ въ Европѣ можетъ похвалиться лучшею судьбою? Который изъ нихъ не былъ въ узахъ нѣсколько разъ? По крайней мѣрѣ завоеватели наши устрашали востокъ и западъ. Тамерланъ, сидя на тронѣ Самаркандскомъ, воображалъ себя царемъ м³ра.
   И какой народъ такъ славно разорвалъ свои цѣпи, такъ славно отмстилъ врагамъ свирѣпымъ? Надлежало только быть на престолѣ рѣшительному, смѣлому Государю: народная сила и храбрость, послѣ нѣкотораго усыплен³я, громомъ и молн³ею возвѣстили свое пробужден³е.
   Время Самозванцевъ представляетъ опять горестную картину мятежа; но скоро любовь къ отечеству воспламеняетъ сердца - граждане, земледѣльцы требуютъ военачальника, и Пожарск³и, ознаменованный славными ранами, встаетъ съ одра болѣзни. Добродѣтельный Мининъ служитъ примѣромъ; и кто не можетъ отдать жизни отечеству, отдаетъ ему все, что имѣетъ... Древняя и новая Истор³я народовъ не представляетъ намъ ничего трогательнѣе сего общаго, геройскаго Патр³отизма. Въ царствован³е АЛЕКСАНДРА позволено желать Рускому сердцу, чтобы какой нибудь достойный монументъ, сооруженный въ Нижнемъ Новѣгородѣ (гдѣ раздался первый гласъ любви къ отечеству), обновилъ въ нашей памяти славную эпоху Руской Истор³и. Так³е монументы возвышаютъ духъ народа. Скромный Монархъ не запретилъ бы намъ сказать въ надписи, что сей памятникъ сооруженъ въ ЕГО щастливое время.
   ПЕТРЪ Велик³й, соединивъ насъ съ Европою, и показавъ намъ выгоды просвѣщен³я, не надолго унизилъ народную гордость Рускихъ. Мы взглянули, такъ сказать, на Европу, и однимъ взоромъ присвоили себѣ плоды долговременныхъ трудовъ ея. Едва Велик³й Государь сказалъ нашимъ воинамъ, какъ надобно владѣть новымъ оруж³емъ, они, взявъ его, летѣли сражаться съ первою Европейскою арм³ею. Явились Генералы, нынѣ ученики, завтра примѣры для учителей. Скоро друг³е могли и должны были перенимать у насъ; мы показали, какъ бьютъ Шведовъ, Турковъ - и наконецъ Французовъ. С³и славные Республиканцы, которые еще лучше говорятъ, нежели сражаются, и такъ часто твердятъ о своихъ ужасныхъ штыкахъ, бѣжали въ Итал³и отъ перваго взмаха штыковъ Рускихъ. Зная, что мы храбрѣе многихъ, не знаемъ еще, кто насъ храбрѣе. Мужество есть великое свойство души; народъ, имъ отличенный, долженъ гордиться собою.
   Въ военномъ искусствѣ мы успѣли болѣе, нежели въ другихъ, отъ того, что имъ болѣе занимались какъ нужнѣйшимъ, для утвержден³я государственнаго быт³я нашего; однакожь не одними лаврами можемъ хвалиться. Наши гражданск³я учрежден³я мудрост³ю своею равняются съ учрежден³ями другихъ государствъ, которыя нѣсколько вѣковъ просвѣщаются. Наша людскость, тонъ общества, вкусъ въ жизни удивляютъ иностранцевъ, пр³ѣзжающихъ въ Росс³ю съ ложнымъ понят³емъ о народѣ, который въ началѣ осьмаго-надесять вѣка считался варварскимъ.
   Завистники Рускихъ говорятъ, что мы имѣемъ только въ вышней степени переимчивость; но развѣ она не есть знакъ превосходнаго образован³я души? Сказываютъ, что учители Лейбница находили въ немъ также одну переимчивость.
   Въ Наукахъ мы стоимъ еще позади другихъ, для того - и для того единственно, что менѣе другихъ занимаемся ими, и что ученое состоян³е не имѣетъ у насъ такой обширной сферы, какъ, напримѣръ, въ Герман³и, Англ³и, и проч. Естьли бы наши молодые дворяне учась могли доучиваться и посвящать себя Наукамъ, то мы имѣли бы уже своихъ Линнеевъ, Галлеровъ, Воннетовъ. Успѣхи Литтературы нашей (которая требуетъ менѣе учености, но, смѣю сказать, еще болѣе разума, нежели собственно такъ называемыя Науки) доказываютъ великую способность Рускихъ. Давно ли знаемъ, что такое слогъ въ стихахъ и прозѣ? и можемъ въ нѣкоторыхъ частяхъ уже равняться съ иностранцами. У Французовъ еще въ шестомъ-надесять вѣкѣ философствовалъ и писалъ Монтань: чудно ли, что они вообще пишутъ лучше насъ? Не чудно ли, напротивъ того, что нѣкоторыя наши произведен³я могутъ стоять на ряду съ ихъ лучшими, какъ въ живости мыслей, такъ и въ оттѣнкахъ слога? Будемъ только справедливы, любезные сограждане, и почувствуемъ цѣну собственнаго. Мы никогда не будемъ умны чужимъ умомъ и славны чужою славою: Французск³е, Англ³йск³е Авторы могутъ обойтись безъ нашей похвалы; но Рускимъ нужно по крайней мѣрѣ вниман³е Рускихъ. Расположен³е души моей, слава Богу, совсѣмъ противно сатирическому и бранному духу; осмѣлюсь попенять многимъ изъ нашихъ Любителей чтен³я, которые, зная лучше Парижскихъ жителей всѣ произведен³я Французской Литтературы, не хотятъ и взглянуть на Рускую книгу. Того ли они желаютъ, чтобы иностранцы увѣдомляли ихъ о Рускихъ талантахъ? Пусть же читаютъ Французск³е и Нѣмецк³е критическ³е Журналы, которые отдаютъ справедливость нашимъ дарован³ямъ, судя по нѣкоторымъ переводамъ (*) Кому не будетъ обидно походить на Даламбертову мамку, которая, живучи съ нимъ, къ изумлен³ю своему услышала отъ другихъ, что онъ умной человѣкъ? Нѣкоторые извиняются худымъ знан³емъ Рускаго языка: это извинен³е хуже самой вины. Оставимъ нашимъ любезнымъ свѣтскимъ Дамамъ утверждать, что Руской языкъ грубъ и непр³ятенъ; что charmant и fêduifant, expanfion и vapeurs не могутъ быть на немъ выражены; и что, однимъ словомъ, не стоитъ труда знать его. Кто смѣетъ доказывать Дамамъ, что онѣ ошибаются? Но мущины не имѣютъ такого любезнаго права судить ложно. Языкъ нашъ выразителенъ не только для высокаго краснорѣч³я, для громкой, живописной Поэз³и, но и для нѣжной простоты, для звуковъ сердца и чувствительности. Онъ богатѣе гармон³ею, нежели Французской; способнѣе для изл³ян³я души въ тонахъ; представляетъ болѣе аналогическихъ словъ, то есть сообразныхъ съ выражаемымъ дѣйств³емъ: выгода, которую имѣютъ одни коренные языки! Бѣда наша, что мы все хотимъ говорить по Французски, и не думаемъ трудиться надъ обработыван³емъ собственнаго языка: мудрено ли, что нe умѣемъ изъяснять имъ нѣкоторыхъ тонкостей въ разговорѣ? Одинъ иностранный Министръ сказалъ при мнѣ, что "языкъ нашъ долженъ быть весьма теменъ, ибо Руск³е, говоря имъ, по его замѣчан³ю не разумѣютъ другъ друга, и тотчасъ должны прибѣгать къ Французскому." Не мы ли сами подаемъ поводъ къ такимъ нелѣпымъ заключен³ямъ? - Языкъ важенъ для Патр³ота; и я люблю Англичанъ за то, что они лучше хотятъ свистать и шипѣть по-Англ³йски съ самыми нѣжными любовницами своими, нежели говорить чужимъ языкомъ, извѣстнымъ почти всякому изъ нихъ.
  
   (*) Такимъ образомъ самой худой Французской перевод Ломоносова Одъ и разныхъ мѣстъ изъ Сумарокова заслужилъ вниман³е и похвалу иностранныхъ Журналистовъ.
  
   Есть всему предѣлъ и мѣра: какъ человѣкъ, такъ и народъ начинаетъ всегда подражан³емъ; но долженъ со временемъ быть самъ собою, чтобы сказать: я существую морально! Теперь мы уже имѣемъ столько знан³й и вкуса въ жизни, что могли бы жить, не спрашивая: какъ живутъ въ Парижѣ и въ Лондонѣ, что тамъ носятъ, въ чемъ ѣздятъ, и какъ убираютъ домы? Патр³отъ спѣшитъ присвоить отечеству благодѣтельное и нужное, но отвергаетъ рабск³я подражан³я въ бездѣлкахъ, оскорбительныя для народной гордости. Хорошо и должно учиться; но горе и человѣку и народу, который будетъ всегдашнимъ ученикомъ!
   До сего времени Росс³я безпрестанно возвышалась какъ въ политическомъ, такъ и въ моральномъ смыслѣ. Можно сказать, что Европа годъ отъ году насъ болѣе уважаетъ - и мы еще въ срединѣ нашего славнаго течен³я! Наблюдатель вездѣ видитъ новыя отрасли и развит³я; видитъ много плодовъ, но еще болѣе цвѣта. Символъ нашъ есть пылк³й юноша: сердце его, полное жизни, любитъ дѣятельность; девизъ его есть: труды и надежда! - Побѣды очистили намъ путь ко благоденств³ю; слава есть право на щаст³е.
  

У. О.

Указатель къ Вѣстнику Европы 1802-1830

   О любви къ отечеству и народной гордости (ч. 1, No 4, стр. 56-69), подписано У. О. Статья Н. М. Карамзина, перепеч. въ П. С. С., изд. Смирдина, т. 3, стр. 465.

О легкой одеждѣ модныхъ красавицъ девятаго-надесять вѣка.

  
   Всегда и вездѣ первымъ женскимъ достоинствомъ была скромность. Древн³е думали, что та женщина есть совершенна, о которой люди не говорятъ ни худаго, ни добраго: ибо домашняя жизнь (твердили они) есть, по закону Природы, святилище ея достоинствъ, непроницаемое для глазъ любопытныхъ: въ немъ она с³яетъ и красотою и любезност³ю; въ немъ печется о супругѣ и дѣтяхъ; въ немъ услаждаетъ сердце перваго и образуетъ юную душу послѣднихъ. Женщина, говорили восточные мудрецы, есть прекрасный, нѣжный цвѣтъ, увядающ³й отъ неосторожныхъ взоровъ желан³я. Так³я мысли ввели въ употреблен³е покрывало: символъ женской скромности и щитъ прелестей, извѣстныхъ одному щастливому супругй!
   Теперь въ публичномъ собран³и смотрю на молодыхъ красавицъ девятаго-надесять вѣка, и думаю: гдѣ я? въ Мильтоновомъ ли раю (въ которомъ милая натура обнажалась передъ взоромъ блаженнаго Адама), или въ кабинетѣ живописца Апелла, гдѣ красота являлась служить моделью для Венерина портрета во весь ростъ?
   Дѣйств³е всесильной моды, которую, подобно фортунѣ, должно писать слѣпою! Наши стыдливыя дѣвицы и супруги оскорбляютъ природную стыдливость свою, единственно для того, что Француженки не имѣютъ ее, безъ сомнѣн³я тѣ, которыя прыгали контрдансы на могилахъ родителей, мужей и любовниковъ! Мы гнушаемся ужасами Революц³и и перенимаемъ моды ея! Знаемъ, что нынѣшн³й Парижск³й свѣтъ состоитъ изъ людей безъ всякаго воспитан³я, безъ всякаго нѣжнаго чувства, и, слѣдуя старой привычкѣ, хотимъ соглашаться съ его новыми обыкновен³ями! Нѣкогда Парижъ въ самомъ дѣлѣ могъ назваться столицею вкуса: ибо утончен³е свѣтскихъ пр³ятностей было единственнымъ дѣломъ его въ течен³е двухъ вѣковъ. Но это время прошло, и долго, долго не возвратится, не смотря на желан³е Консула Бонапарте воскресить Французскую Любезность, которая - естьли не умерла, то по крайней мѣрѣ заснула глубокимъ сномъ Эпименида на развалинахъ Бурбонскаго трона и на кипарисахъ Революц³и. Как³я женщины даютъ нынѣ тонъ въ Парижѣ? Роскошныя супруги Банкировъ и подрядчиковъ (fourniffeurs), обогащенныхъ народною казною - женщины низкаго состоян³я, не имѣющ³я идеи о любезности прежнихъ знатныхъ Француженокъ, которыя всего болѣе отличались игрою ума и кокетствовали, такъ сказать, нѣжнымъ чувствомъ пристойности. Мудрено ли, что с³и новыя молодыя Аристократки - с³и цвѣты, которые выросли и распустились на землѣ облитой кров³ю нещастныхъ жертвъ гильйотины - не имѣютъ никакого чувства истинныхъ женскихъ достоинствъ, и, стараясь нравиться употребляютъ способы Парижскихъ Лаисъ, единственныхъ образцевъ своихъ? Но мудрено то, что въ государствѣ благоустроенномъ, гдѣ есть нравы, воспитан³е и правила, женщины, вообще любезныя, слѣдуютъ модѣ Парижскихъ мѣщанокъ! Онѣ безъ сомнѣн³я съ великимъ трудомъ побѣждаютъ милую стыдливость; безъ сомнѣн³я долго сражаются съ нею при своемъ, такъ-называемомъ Греческомъ уборѣ, который скорѣе можно назвать Американскимъ. Кто читалъ древнихъ Авторовъ или хотя Анахарсиса, тотъ знаетъ, что Гречанки были скромны. На древнихъ женскихъ статуяхъ обнажены нѣкоторыя прелести; но художники слѣдовали не обыкновен³ю отечества, а желан³ю доказать свое искусство въ изображен³яхъ Натуры, отдаваясь на судъ супругамъ или юнымъ друзьямъ Аспаз³й. Художники и Поэты имѣютъ право снимать съ красоты покрывало; но теперь имъ мало труда!
  
   Я увѣренъ въ невинности многихъ, и, естьли угодно, всѣхъ нашихъ красавицъ; но что подумаетъ объ нихъ - на примѣръ, какой нибудь добродушной, но грубой Сибирякъ, пр³ѣхавш³й въ столицу и во многочисленномъ собран³и видящ³й с³ю прелестную откровенность женскихъ сердецъ? Увѣримъ ли его, что наши молодыя супруги, въ полурайской зефирной одеждѣ, не имѣютъ никакихъ намѣрен³й, оскорбительныхъ для святости супружества? Онъ вѣрно засмѣется и скажетъ съ Гиперборейскою грубост³ю: ,,Отправьте же ихъ скорѣе домой; онѣ безъ сомнѣн³я лунатики, сонныя вышли изъ спальни и сонныя сюда пр³ѣхали!" Естьли будемъ изъяснять ему сей феноменъ дѣйств³емъ Французской моды, то онъ вообразитъ, что мы хотимъ дурачить его, и никакъ не пойметъ, чтобы обезьянство (Сибирское назван³е моды) могло считаться въ столицѣ первымъ достоинствомъ, которому всѣ друг³я уступаютъ!
   Естьли красавицы по справедливости вѣрятъ болѣе Медикамъ, нежели Моралистамъ (которые всѣ Сибиряки своею неучтивост³ю), то скажемъ съ важност³ю Гиппократовъ и Галеновъ, что въ сѣверномъ климатѣ эта мода опасна для самаго здоровья, слѣдственно и красоты! Уже къ нещаст³ю могли бы мы наименовать двѣ или три жертвы ея, всѣмъ извѣстныя; но избѣгая личностей, говоримъ только о возможномъ. Натура не предвидѣла сего обыкновен³я, и въ надеждѣ на вѣрную защиту одежды, образовала женск³я прелести такъ нѣжно, что прикосновен³е грубаго воздуха для нихъ бѣдственно, особливо послѣ нашихъ баловъ, которыя стоютъ труда всѣхъ Греческихъ Атлетовъ! Не хочу живо расписывать слѣдств³й и представлять въ красавицѣ зарожден³е ужасной, смертельной болѣзни, которая, постепенно изглаживая всѣ ея прелести, ведетъ ее тихими или быстрыми шагами ко гробу.
   Это сильно; но слѣдуя правиламъ школьной Реторики, самое сильнѣйшее убѣжден³е сохранили мы для конца. Вотъ оно: воображен³е есть самой льстивой живописецъ: оно питаетъ страсти; но глаза ослабляютъ уже его дѣйств³е; я не воображаю того, что вижу; а видя нынѣ и завтра, привыкаю, и часъ отъ часу смотрю равнодушнѣе. Вамъ конечно нѣтъ дѣла до меня, красавицы (ибо мнѣ уже гораздо за пятьдесятъ лѣтъ); но такъ самые молодые люди чувствуютъ, и Жанъ Жакъ Руссо, по справедливости любезный всякому нѣжному сердцу, вамъ то же скажетъ, естьли заглянете въ Эмиля. Вы конечно прелестны, и живописцы ходятъ за вами съ кист³ю; но истинная польза милой страсти, которая составляетъ главное дѣло вашего, иногда слишкомъ чувствительнаго сердца, требуетъ покрывала!
   Еще одно замѣчан³е. Въ мое время женщины хвалили Вертера, которой сказалъ, что жена его никогда не будетъ вальсировать; это чувство казалось имъ нѣжнымъ. Въ мое время мужья и любовники бывали ревнивы: теперь они конечно исправились отъ сего порока. Любовь нынѣ, кажется, гораздо терпѣливѣе и покойнѣе; тѣмъ лучше для семейственнаго мира, но - тѣмъ хуже для живости страстей; тѣмъ хуже для милой власти женскаго пола!
  

В. Мулатовъ.

Указатель къ Вѣстнику Европы 1802-1830

   О легкой одеждѣ модныхъ красавицъ XIX вѣка (ч. 2, No 7, стр. 250-256). Статья подписана В. Мулатовъ, но принадлежитъ Н. М. Карамзину и перепеч. въ П. С. С., т. 3, стр. 521, изд. Смирдина.
  

О новыхъ благородныхъ училищахъ, заводимыхъ въ Росс³и.

  

Письмо изъ Т*.

  
   Душа Правлен³я нигдѣ такъ быстро не дѣйствуетъ; нигдѣ благотворныя его намѣрен³я такъ скоро не исполняются, какъ въ Монарх³яхъ. Едва АЛЕКСАНДРЪ I объявилъ желан³е, достойное прекрасной души Его, желан³е способствовать просвѣщен³ю въ Росс³и и спасительнымъ успѣхамъ воспитан³я, уже во всѣхъ главныхъ городахъ нашихъ видимъ заводимыя благородныя училища, съ тою ревност³ю, которая всегда одушевляетъ щастливыхъ подданныхъ добродѣтельнаго Государя: ибо они видятъ въ цѣли Его желан³й собственное благо свое и надѣятся еще усерднымъ исполнен³емъ доказать сердечную признательность, которая есть, такъ сказать, необходимость нѣжной и доброй души. Патр³отизмъ никогда не умиралъ въ Росс³и, гдѣ ПЕТРЪ и ЕКАТЕРИНА царствовали, тамъ онъ могъ запастись благородною своею пищею на нѣсколько вѣковъ; но теперь с³е великое чувство еще болѣе въ насъ оживилось: новыя благодѣян³я Трона украшаютъ судьбу Росс³янъ, и Монархъ, юный лѣтами, но зрѣлый мудрост³ю, открываетъ необозримое поле для всѣхъ надеждъ добраго сердца.
   Губерн³я наша естьли не превосходитъ, то по крайней мѣрѣ не уступаетъ другимъ въ изъявлен³яхъ патр³отической ревности. Всѣ дворяне, и богатые и небогатые, считали за честь способствовать деньгами заведен³ю благороднаго училища. Самые купцы, которые не могутъ участвовать непосредственно въ пользѣ его, хотѣли безкорыстно участвовать въ благодѣян³и, доказывая тѣмъ, что различныя состоян³я въ Росс³и соединяются общею любов³ю къ отечеству, и что благо одного есть удовольств³е другаго. Теперь все обѣщаетъ сему заведен³ю цвѣтущее состоян³е. Опредѣлен³е достаточныхъ суммъ на его потребности, избран³е способныхъ учителей, а всего болѣе характеръ главнаго попечителя, достойнаго Начальника Губерн³и, всѣми уважаемаго и любимаго за его честность и справедливость. Вы согласитесь, что довѣренность въ такомъ дѣлѣ необходима для успѣха. Иногда и самый Патр³отъ бываетъ скупъ на общественныя благотворен³я, когда онъ не увѣренъ въ добродѣтели посредниковъ; но мы готовы ко всякимъ новымъ жертвамъ и пособ³ямъ, зная душу Начальника, и видя искреннее его усерд³е ко благу новаго заведен³я.
   За нѣсколько дней до открыт³я училища я былъ свидѣтелемъ трогательной сцены, которая оставила во мнѣ пр³ятныя впечатлѣн³я. Является женщина въ бѣдномъ крестьянскомъ платьѣ, съ двумя мальчиками, также бѣдно одѣтыми и бросается въ ноги къ Губернатору, и подавая ему бумагу, говоритъ: "Вотъ грамота на дворянство моего мужа, который умеръ въ горести и нищетѣ! Вотъ дѣти мои! вотъ все, что имѣю! Государь милостивъ; у васъ доброе сердце: сжальтесь надъ моими сиротами! Умру спокойно, когда они будутъ приняты въ училище!" Мальчики въ ту же минуту стали на колѣни и съ умилен³емъ смотрѣли на Губернатора, который между тѣмъ плакалъ отъ чувствительности - посадилъ мать на стулъ, обнималъ дѣтей ея - сказалъ, что они уже питомцы АЛЕКСАНДРА - и въ ту же минуту велѣлъ принести для нихъ два ученическ³е мундира (Питомцы имѣютъ свой мундиръ). Признательность бѣдной женщины была неограниченна; она не находила словъ изъявлять ее. Благородныя дѣти (которыя до открыт³я училища жили у Губернатора) окружили своихъ новыхъ товарищей и смотрѣли на нихъ дико; но услышавъ, что они подобно имъ дворяне и нещастливы своею бѣдност³ю, бросились цѣловать ихъ и непремѣнно хотѣли раздѣлить съ ними все, что имѣли. - Никто изъ зрителей сего явлен³я не остался съ сухими глазами, и каждый по своей возможности или чувствительности дарилъ бѣдную, но въ ту минуту радостную и щастливую мать.
   Судите по такому анекдоту о пользѣ новыхъ воспитательныхъ учрежден³й въ Росс³и! Сколько бѣдныхъ дворянскихъ дѣтей могутъ найти въ нихъ спасительное просвѣщен³е, тѣ, которыя безъ сего способа остались бы въ невѣжествѣ и загрубѣли бы умомъ и сердцемъ? Самые небѣдные дворяне могутъ тѣмъ воспользоваться: ибо воспитан³е сдѣлалось у насъ предметомъ роскоши. Держать въ домѣ учителя, Француза или Нѣмца, стоитъ нынѣ ежегодно около 1000 рублей; не всякой можетъ дать столько: да и какъ трудно сыскать хорошаго? Волны Революц³и выбросили къ намъ нѣсколько порядочныхъ Французовъ; но теперь каждый изъ нихъ ждетъ голубя съ вѣтв³ю, чтобы "изъ сѣвернаго ковчега (какъ сказалъ мнѣ одинъ Эмигрантъ) возвратиться на берегъ отечества." Прежн³е Французы или состарѣлись или сдѣлались ростовщиками; до Нѣмцовъ мы не охотники, для того, что они дурно говорятъ по-Французски; а Рускихъ учителей мало, или совсѣмъ нѣтъ. Мысль прискорбная для всякаго патр³отическаго сердца! предметъ достойный вниман³я нашего мудраго Правительства! Оно конечно не имѣетъ нужды въ нашихъ совѣтахъ; но мы имѣемъ право разсуждать о томъ между собою и спрашивать другъ у друга, какимъ способомъ можно замѣнить въ Росс³и иностранныхъ учителей, не только для частнаго воспитан³я, но и для самыхъ нынѣ заводимыхъ благородныхъ училищъ? ЕКАТЕРИНА Великая думала о томъ, и хотѣла, чтобы въ Кадетскомъ Корпусѣ нарочно для сего зван³я воспитывались дѣти мѣщанъ: къ нещаст³ю, рѣдк³е питомцы слѣдуютъ своему назначен³ю, выходя изъ Корпуса; а всѣ желаютъ чиновъ и вступаютъ въ службу. Не льзя ли возобновить мысль ЕКАТЕРИНЫ? не льзя ли болѣе утвердить с³ю цѣль воспитан³я мѣщанскихъ Кадетовъ? не льзя ли сравнять для нихъ выгоды учительскаго зван³я съ выгодами чиновъ? или не льзя ли завести особенной педагогической школы, для которой Росс³йское дворянство въ нынѣшн³я щастливыя времена не пожалѣло бы денегъ? оно съ радост³ю платило бы ихъ Нѣмецкимъ Профессорамъ, которыхъ надлежало бы призвать въ Росс³ю для образован³я учителей: ибо Педагогика нигдѣ такъ не усовершенствована, какъ въ Герман³и. Нынѣ всѣ мысли радостныхъ Патр³отовъ устремлены на пользу отечества: и такъ не мудрено, что мы говоримъ о потребностяхъ воспитан³я, которое есть основан³е частнаго и государственнаго благоденств³я - а у насъ не будетъ совершеннаго моральнаго образован³я, пока не будетъ Рускихъ хорошихъ учителей, которые единственно могутъ вселять въ юное сердце чувства и правила добраго Росс³янина. Никогда иностранецъ не пойметъ нашего естественнаго или народнаго характера, и слѣдственно не можетъ сообразоваться съ нимъ въ воспитан³и; никогда онъ съ чувствомъ не скажетъ слова о Росс³и, о ея Герояхъ, народной чести, и не воспалитъ въ ученикѣ искръ Патр³отизма. Иностранцы весьма рѣдко отдаютъ намъ справедливость. Мы ихъ ласкаемъ, награждаемъ; а они, выѣхавъ за Курляндской Шлагбаумъ, смѣются надъ нами или бранятъ насъ, выдумываютъ соблазнительные анекдоты, и печатаютъ нелѣпости о Рускихъ; друг³е повторяютъ за ними, и говорятъ: "это не сомнительно, ибо Господинъ N. N. долго жилъ въ Росс³и и пользовался откровенною дружбою знатныхъ людей!" Я могъ бы выписать здѣсь нѣсколько страницъ изъ книги, читаемой нынѣ во всей Европѣ, къ стыду - не Росс³и, ибо ложь достойна только презрѣн³я - а гнуснаго Автора, Члена Парижскаго Института, естьли не ошибаюсь: с³я выписка доказала бы, сколь неосторожно ввѣряемъ мы воспитан³е дѣтей нашихъ иностранцамъ, между которыми бываютъ так³е изверги неблагодарности и злобы! Но мнѣ совѣстно, что я имѣлъ любопытство читать такую книгу - и не хочу въ нее снова заглядывать. Скажу только: можно ли сравнять выгоду хорошаго Французскаго произношен³я съ унижен³емъ народной гордости? ибо народъ унижается, когда для воспитан³я имѣетъ нужду въ чужомъ разумѣ. Бѣда не велика, естьли мы не только дурно произносимъ, но и дурно пишемъ по-Французски; бѣда не велика, естьли и въ самой Министерской бумагѣ сдѣлана грамматическая ошибка: политическая логика выше Грамматики, и Рускому не много словъ надобно; пока есть у него хлѣбъ, желѣзо, сила въ рукѣ, а въ груди любовь къ Отечеству.
   Нѣкоторые возразятъ мнѣ, что у насъ держатъ Французовъ только для одного языка, и что сами родители образуютъ между тѣмъ нравственность дѣтей. Я замолчу, естьли надобно быть учтивымъ; но естьли надобно быть искреннимъ, то спрошу: кто бываетъ съ дѣтьми въ тѣ часы, когда отецъ судитъ въ судѣ, ѣздитъ на поклонъ, играетъ въ Бостонъ - когда мать танцуетъ на балѣ? мног³е ли отцы и матери проводятъ съ дѣтьми время свое?
   Не говорю, чтобы мы вдругъ и теперь же могли обойтись безъ иностранныхъ учителей; но - должно взять мѣры; а пока ихъ не возмемъ, то не будетъ и надежды когда нибудь обойтись безъ иностранцевъ.
   Спѣшу окончать мое письмо, чтобы не сказать еще много лишняго; но добрый Росс³янинъ извинитъ меня за доброе намѣрен³е. Я, право, люблю мое отечество, сердечно и душевно люблю моего Государя, и думаю съ радост³ю, что въ Его благодатное царствован³е дозволено желать всякаго мирнаго добра для Росс³и. Будемъ храбрыми солдатами, хорошими земледѣльцами, умными и честными купцами, въ душѣ и чувствахъ благородными дворянами, совѣстными судьями не только въ Совѣстномъ, но и во всѣхъ судахъ; будемъ не скупыми, но бережливыми, чтобы разорен³е и честнаго не сдѣлало безчестнымъ; будемъ читать хорош³я книги, чтобы иностранцы не называли насъ невѣждами; а болѣе всего будемъ хорошо воспитывать дѣтей нашихъ!... и скоро Руской, подъ скипетромъ АЛЕКСАНДРА, никому не позавидуетъ!
  

N. N.

Указатель къ Вѣстнику Европы 1802-1830

   9. О новыхъ благородныхъ училищахъ, заводимыхъ въ

Другие авторы
  • Хавкина Любовь Борисовна
  • Свободин Михаил Павлович
  • Витте Сергей Юльевич
  • Мей Лев Александрович
  • Красовский Василий Иванович
  • Тэн Ипполит Адольф
  • Норов Александр Сергеевич
  • Туманский Василий Иванович
  • Шмидт Петр Юльевич
  • Рекемчук Александр Евсеевич
  • Другие произведения
  • Панаев Иван Иванович - Барышня
  • Страхов Николай Николаевич - О происхождении видов, сочинение Чарльса Дарвина
  • Краснов Петр Николаевич - Картины былого Тихого Дона
  • Плеханов Георгий Валентинович - Закон экономического развития общества и задачи социализма в России
  • Глаголев Андрей Гаврилович - Ответ на письмо к издателю "Сына отечества"
  • Гнедич Петр Петрович - Тень отца Гамлета
  • Шекспир Вильям - Ричард Iii
  • Фонвизин Денис Иванович - Всеобщая придворная грамматика
  • Блок Александр Александрович - Размышления о скудости нашего репертуара
  • Иванов-Разумник Р. В. - Испытание в грозе и буре
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 307 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа