Главная » Книги

Карамзин Николай Михайлович - Статьи из "Вестника Европы", Страница 8

Карамзин Николай Михайлович - Статьи из "Вестника Европы"


1 2 3 4 5 6 7 8 9

я Михайловича; самъ же Царь жилъ для своего здоровья въ деревянномъ домѣ. Всѣ знатнѣйш³е Бояре имѣли домы въ Кремлѣ. Палаты Никона Патр³арха были тамъ, послѣ дворца, огромнѣйшимъ здан³емъ. Олеар³й не изъясняетъ имени Кремля; но мы знаемъ, что оно Татарское и значитъ крѣпость. За то онъ сказываетъ намъ, что имя Китая-города значитъ средн³й городъ - вѣроятно, также на Монгольскомъ или Татарскомъ языкѣ, изъ котораго наши предки заимствовали довольно словъ. Будучи между Кремлемъ и Царемъ-городомъ, Китай могъ назваться среднимъ. Въ немъ жили тогда всѣ богатѣйш³е гости или купцы, нѣкоторые Князья Московск³е и дворяне. Олеар³й, упоминая о готичесКой и примѣчан³я достойнѣйшей въ Китаѣ-городѣ церкви Васил³я Блажениаго, разсказываетъ, что Царъ ²оаннъ, будучи ею весьма доволенъ, приказалъ выколоть глаза Архитектору ея, чтобы онъ не могъ построить другова, столь же красиваго храма: возможно - но справедливо ли? оставимъ безъ изслѣдован³я. По крайней мѣрѣ сей анекдотъ разсказывали у насъ въ старину за истину. Не далеко отъ Васил³я Блаженнаго было возвышенное мѣсто, на которомъ лежали неподвижно двѣ огромныя пушки, обращенныя къ той улицѣ, откуда обыкновенно приходили Татары. На Красной Площади съ утра до вечера толпилось множество людей праздныхъ, господскихъ слугъ, купцовъ и продавцевъ всякаго роду вещей. С³е мѣсто походило на Римск³й Форумъ. Тутъ разсказывались всяк³я любопытныя вѣсти. Уже при Царѣ Михаилѣ Ѳеодоровичѣ (Вѣроятно, что и гораздо прежде) для всякаго товара былъ въ Москвѣ особенный рядъ, какъ и нынѣ, и на томъ же самомъ мѣстѣ. Олеар³й именуетъ ряды шелковый, суконный, серебряный, шапошный, сѣдельный, сапожный, иконный и проч. Онъ говоритъ еще о рынкѣ (между Посольскимъ Дворомъ и Красною Площадью), гдѣ въ хорошую погоду Московск³е жители стригли себѣ волосы, которыми земля была т³мъ устлана какъ мягкими тюфяками. Китай-городъ окруженъ былъ красною, а Царь-городъ бѣлою стѣною. Въ сей части города жили дѣти Боярск³е или дворяне, богатое мѣщанство, купцы имѣвш³е торгъ съ другими городами, ремесленники и всѣ хлѣбники; тамъ же были Царская конюшня и литейной дворъ, на томъ мѣстѣ, которое называлось поганымъ прудомъ. - Третья часть Москвы (за нынѣшнимъ бѣлымъ городомъ) называлась Скородомомъ отъ того, что она состояла изъ однихъ деревянныхъ маленькихъ домовъ, которыхъ строен³е не требовало много времени. Тамъ находился лѣсной рядъ, гдѣ продавались всегда готовые срубы. Въ Скородомѣ, окруженномъ деревянною стѣною съ башнями, жили мѣщане и подъяч³е. - Четвертая частъ города, или Стрѣлецкая Слобода (за Москвою-рѣкою), также обнесенная деревянною стѣною, была построена вовремя Князя Василья Ивановича для иностранныхъ солдатъ, взятыхъ имъ въ Рускую службу. Во время Годунова, Димитр³я и Царя Михаила Ѳеодоровича жили тамъ Стрѣльцы и самые бѣднѣйш³е люди.
   Густая борода и толстое брюхо считались на Руси великимъ украшен³емъ человѣка. Цари, принимая чужестранныхъ Министровъ, нарочно окружали себя людьми дородными, чтобы тѣмъ придать болѣе важности своимъ ауд³енц³ямъ. Знатные господа обыкновенно подбривали себѣ волосы кругомъ, и единственно тогда отпускали ихъ, когда впадали при Дворѣ въ немилость. Бояринъ съ длинными воЛосами ходилъ всегда потупивъ глаза въ землю, и народъ, встрѣчаясь съ нимъ, говорилъ: Царь-Государь на него прогнѣвался. - Иностранцы чрезмѣрно хвалили красоту Московскихъ женщинъ, но съ отвращен³емъ говорили о странномъ ихъ обыкновен³и размазывать себѣ лицо бѣлилами и румянами, такъ, что с³и грубыя краски лежали на немъ толстыми слоями. С³я безобразная мода перешла въ Росс³ю изъ Константинополя еще во время Великихъ Князей К³евскихъ. Бѣдныя красавицы наши иногда со слезами должны были ей слѣдовать. Олеар³й разсказываетъ, что въ бытность его въ Москвѣ жена Боярина, Князя Ивана Борисовича Черкасскаго, будучи молода и прекрасна, не хотѣла бѣлиться; но всѣ знатныя женщины объявили ей войну за такое презрѣн³е къ древнему обыкновен³ю, подбили мужей своихъ вступиться за честь бѣлилъ, и наконецъ принудили молодую Княгиню раскрасить, подобно другимъ, нѣжное лицо ея.
   Предки наши носили не совсѣмъ такое платье, какое нынѣ называется Рускимъ. Сверхъ короткой рубашки (у богатыхъ вышитой разными шелками, и даже золотомъ, на рукавахъ и на воротникѣ, который выставлялся изъ-подъ одежды) они надѣвали узкое и короткое полу-кафтанье, едва достававшее до колѣнъ, и сшитое всегда изъ тонкой матер³и (изъ тафты или атласа) съ бархатнымъ или парчевымъ воротникомъ, высокимъ и стоячимъ; а сверхъ того кафтанъ, по икру, также изъ тонкой матер³и, но всегда стеганый и называемый ферез³я (*); а когда имъ надлежало вытти изъ дому, тогда всякой наряжался въ кафтанъ длинной, суконной, темно-син³й или кофейной, иногда же въ парчевой или атласной, съ широкимъ воротникомъ, съ золотыми петлицами и съ длинными сбористыми рукавами. Такихъ богатыхъ кафтановъ хранилось множество въ Царской кладовой; - въ день ауд³енц³и давали ихъ надѣвать чиновникамъ, и снова запирали въ сундуки. - Бояре, при всякомъ торжественномъ случаѣ, являлись въ высокихъ шапкахъ, собольихъ и черныхъ лисьихъ; а друг³е знатные или богатые люди носили обыкновенно бархатныя съ собол³ею опушкою. Сапоги у нихъ были коротк³е, по большой части изъ Персидскаго сафьяна, остроносые и съ высокими каблуками. Женщины носили ферези, или сарафаны, а сверхъ шубы или длинное, широкое платье, почти такое же, какъ мущины, съ застежками или съ серебряными пуговицами. Замужн³я ходили въ шапкахъ (**) съ бобровою опушкою, унизанныхъ жемчугомъ и вышитыхъ золотомъ; а дѣвицы въ большихъ лисьихъ. - Маржеретъ говоритъ, что знатныя Руск³я женщины обыкновенно провожали верхомъ Царицу, когда она ѣзжала гулять за городъ: это покажется иному невѣроятнымъ; но для чего же лгать Маржерету, который долго жилъ въ Москвѣ при Годуновѣ и Димитр³ѣ? Надобно думать, что Руск³я женщины переняли ѣздить верхомъ у Татарокъ.
  
   (*) Нынѣ мы называемъ ферезями одни нарядные сарафаны.
   (**) По крайней мѣрѣ не лѣтомъ, какъ надобно думать.
  
   Описан³е домашней жизни старыхъ Рускихъ Бояръ безъ сомнѣн³я не плѣнитъ нашего воображен³я. Не мног³е изъ нихъ имѣли каменные домы, и то уже во время Романовыхъ; при Годуновѣ жили они въ деревянныхъ, маленькихъ и темныхъ домикахъ. Горницы обивались иногда выбѣленною холстиною, и единственнымъ украшен³емъ ихъ были образа. Домашняя посуда состояла - въ горшкахъ, въ деревянныхъ или оловянныхъ чашахъ и тарелкахъ. Въ одномъ дворцѣ подавали кушанье на серебрѣ; богатые и знатные люди имѣли только чарки и стопы серебряныя. Щи, разныя похлебки, каши, пироги, ветчина, всяк³я жареныя мяса (кромѣ телятины), икра и соленая рыба, составляли богатство Руской кухни. Олеар³й говоритъ, что старики наши съ похмѣлья ѣдали обыкновенно рубленую баранину съ огурцами, перцомъ, уксусомъ и разсоломъ огурешнымъ; что они крайне любили чеснокъ, и что въ самыхъ знатнѣйшихъ домахъ рѣдко проходилъ запахъ его. Иностранцамъ отмѣнно нравились Руск³е меды: малиновой, вишневой, смородинной и друг³е. Что же касается до Итал³янскихъ и Французскихъ винъ, то Бояре хотя и получали ихъ черезъ Архангельскъ, однакожь предпочитали имъ водку. Знатные люди не рѣдко давали обѣды и приглашали къ себѣ гостей изъ нижняаго состоян³я, на примѣръ изъ купцовъ: въ такомъ случаѣ с³и послѣдн³е обыкновенно изъявляли благодарность свою дорогими подарками, такъ, что хозяинъ не оставался въ накладѣ. Естьли онъ хотѣлъ дружески обласкать ихъ, то призывалъ жену, чтобы она подчивала гостей водкою; иногда дозволялось имъ даже и цѣловать ее въ губы. Такимъ образомъ нѣкто изъ людей знаменитыхъ въ Москвѣ, угощая Олеар³я, вызвалъ его въ другую комнату, гдѣ встрѣтила ихъ хозяйка въ богатой одеждѣ, поклонилась сперва мужу, а тамъ гостю; взяла изъ рукъ служанки подносъ съ налитою чаркою, сама отвѣдала и подала Олеар³ю. С³я молодая, прелестная женщина, исполняя волю супруга, должна была, закраснѣвшись, поцѣловать иностранца, и вручила ему бѣлую тафтяную ширинку, вышитую золотомъ и серебромъ.
   Руск³е обѣдали въ старину часу въ одиннадцатомъ утра, и тотчасъ ложились отдыхать, какъ знатные, такъ и простые люди. Въ с³е время не льзя было итти въ гости ни къ купцу, ни къ Боярину; даже сидѣльцы запирали лавки свои и въ лѣтнее время спали на землѣ передъ ними. Димитр³й самозванецъ никогда не отдыхалъ послѣ обѣда и не ходилъ въ баню: жители Московск³е заключали изъ того, что онъ не Руской!
   Жены богатыхъ и знатныхъ мужей вели обыкновенно жизнь праздную и мало думали о хозяйствѣ; вышивали платки и кошельки золотомъ; сидѣли поджавъ руки, или качались на качеляхъ съ служанками. Онѣ рѣдко выходили изъ дому, даже и въ церковь: ибо Руск³е мужья въ старину не стыдились быть ревнивыми. Боярыни, нарядясь великолѣпно, выѣзжали лѣтомъ въ закрытыхъ маленькихъ коляскахъ, или колымагахъ, обитыхъ снаружи краснымъ сукномъ; а зимою въ саняхъ, также закрытыхъ. Всякая изъ нихъ сажала въ ногахъ своихъ молодую рабу. Кругомъ шло множество слугъ, иногда до 30 и 40 человѣкъ, говоритъ Олеар³й; а на лошади, впряженной въ колымагу или въ сани, висѣли лисьи хвосты. Такъ украшались и Боярск³я и Царск³я лошади; сихъ послѣднихъ обвѣшивали иногда и соболями.
   Иностранцы, бывш³е при Царяхъ въ Москвѣ, находили нашихъ предковъ невѣждами Въ сравнен³и съ другими Европейскими народами; но изключали изъ сего числа нѣкоторыхъ знатныхъ людей, уже имѣвшихъ довольно свѣдѣн³й. Такъ, на примѣръ, Олеар³й чрезмѣрно хвалитъ умъ и любезность Боярина Никиты Ивановича Романова-Юрьева, человѣка веселаго и добродушнаго. Онъ былъ усерднымъ покровителемъ всѣхъ чужестранцевъ въ Москвѣ, любилъ ихъ обычаи, музыку, даже сдѣлалъ себѣ Нѣмецкое платье, ѣздилъ въ немъ иногда на охоту, и не слушался Патр³арха ²осифа, который упрекалъ его такою непристойност³ю; однакожь ²сифъ досталъ наконецъ хитрост³ю Нѣмецкое платье Боярина и сжегъ его. Сей Никита Ивановичь не рѣдко спорилъ съ Патр³архомъ о Религ³и; говорилъ не много, но сильно и рѣзко: ибо онъ, будучи родственникомъ Государевымъ и любимъ всѣми, не боялся досадить ему. - Борисъ Ивановичъ Морозовъ, воспитатель Царя Алексѣя Михайловича, описывается иностранцами также весьма умнымъ и любопытнымъ человѣкомъ. Онъ дружески обласкалъ Голштинскихъ Пословъ, бывшихъ въ Москвѣ при Царѣ Михаилѣ - угощалъ ихъ въ домѣ своемъ, веселилъ соколиною охотою и провожалъ съ музыкою по Москвѣ-рѣкѣ,когда они отправились водою въ Перс³ю. - Патр³архъ Никоиъ есть важный характеръ для Историка Росс³и: иностранцы отдавали справедливость необыкновенному его разуму. Онъ жилъ, по ихъ извѣст³ямъ, весьма хорошо и даже роскошно въ новыхъ Кремлевскихъ палатахъ своихъ; любил веселиться съ умными Боярами, любилъ шутить въ разговорахъ и сказалъ одной молодой Нѣмкѣ, которая приняла Греческую Вѣру и требовала его благословен³я: ,,прекрасная дѣвица! я не знаю, что сдѣлать прежде: благословить или поцѣловать тебя!"... Надобно знать, прибавляетъ Авторъ, что духовныя Особы въ Росс³и, по обряду церкви, должны братски лобызать тѣхъ, которые принимаютъ ихъ Религ³ю. - Впрочемъ Никонъ хотѣлъ всегда строгаго общественнаго благонрав³я. Такъ, на примѣръ, онъ запретилъ музыку въ столицѣ, думая, что она можетъ развратить нравы; велѣлъ отобрать музыкальные инструменты не только въ питейныхъ, но и во всѣхъ частныхъ домахъ, и торжественно сжечь ихъ за Москвою-рѣкою. Одинъ Никита Ивановичь Романовъ не послушался его, и не переставалъ забавляться музыкою въ домѣ своемъ.
   Герберштейнъ описываетъ Рускихъ Бояръ и дворянъ весьма гордыми. ,,Простые люди (говоритъ онъ) почти не имѣютъ къ нимъ доступа, и не могутъ въѣхать верхомъ на Боярск³й дворъ. Знатной человѣкъ никогда не ходитъ пѣшкомъ, боясь тѣмъ унизиться; ему надобно сѣсть на лошадь, чтобы видѣться съ сосѣдомъ, живущимъ отъ него въ десяти шагахъ." - Сей же Герберштейнъ хвалитъ трудолюб³е и воздержность Московскихъ ремесленниковъ, которые, сходивъ въ праздникъ къ обѣднѣ, возвращались домой и снова принимались за дѣло: ,,ибо они думали (вотъ точныя слова его!), что однимъ Боярамъ и знатнымъ людямъ можно быть праздными, и что работать гораздо душеспасительнѣе, нежели гулять и пьянствовать. Впрочемъ и самый законъ дозволяетъ имъ пить медъ и пиво въ одни больш³е праздники." - Еще и вовремя Великихъ Князей Московск³е купцы знали и твердили пословицу: товаръ лицомъ продать. Хитрость ихъ въ куплѣ и продажѣ удивляла Нѣмцовъ, которые говорили: ,,одинъ Сатана обманетъ Рускаго." Но естьли иностранецъ ошибкою платилъ Рускимъ купцамъ лишн³я деньги, то они всегда отдавали ихъ назадъ, думая, что пользоваться такою ошибкою есть бытъ воромъ. - Мастеровые люди наши и въ старину славились отмѣнною переимчивост³ю. Иностранные художники, пр³ѣзжавш³е въ Росс³ю со временъ Князя ²оанна, не пускали ихъ наконецъ въ свою мастерскую, боясь, чтобы они не сравнялись съ ними въ искусствѣ.
   Къ чести Рускихъ, иностранцы замѣчали въ нихъ великую любовь къ благотворен³ю. По смерти всякаго богатаго человѣка родственники его, въ течен³е шести недѣль, ежедневно раздавали деньги бѣднымъ людямъ. Купецъ, идучи по утру въ лавку, заходилъ прежде на рынокъ, покупалъ хлѣбъ, и разрѣзавъ его на ломти, отдавалъ нищимъ, которые не только сами питались сею милостынею, но и продавали еще множество сухарей дорожнымъ людямъ изъ остатковъ ея. - По древнему обыкновен³ю Цари наши, въ первый день Пасхи, между заутрени и обѣдни, ходили въ городскую темницу, и сказавъ преступникамъ: Христосъ воскресъ и для васъ! дарили каждаго изъ нихъ новою шубою, и сверхъ того присылали имъ, чѣмъ разговѣться. - Зимою обыкновенно получали Бояре запасъ изъ деревень своихъ: тогда ключники ихъ должны были навѣдываться о бѣдныхъ людяхъ и надѣлять ихъ мукою; масломъ и проч.
   Так³я достохвальныя черты нравовъ мирятъ насъ съ невѣжествомъ и суевѣр³емъ нашихъ предковъ.... Они считали Астроном³ю колдовствомъ. Слыша, что Царь Михаилъ Ѳеодоровичь желаетъ оставить при Дворѣ своемъ Астронома Олеар³я, народъ ужасался и говорилъ: ,,Царь хочетъ имѣть при себѣ волшебника, который по звѣздамъ угадываетъ будущее!" Это испугало Олеар³я.... Черезъ нѣсколько лѣтъ пр³ѣхавъ опять въ Москву, онъ вздумалъ однажды забавлять Дьяка иностранныхъ дѣлъ темною камерою, и показывалъ ему на стѣнѣ предметы, бывш³е на улицѣ: Дьякъ крестился... Всего страннѣе казалось ему то, что люди и лошади изображались вверхъ ногами и такимъ образомъ двигалиоь. - Голландск³й Фельдшеръ, именемъ Квиринусъ, служивш³и Царю, имѣлъ у себя въ горницѣ скелетъ человѣка. Однажды Квиринусъ игралъ на лютнѣ и вѣтеръ шевелилъ кости, висѣвш³я на стѣнѣ противъ раствореннаго окна. Стрѣльцы увидѣли это и разгласили по городу, что Голландск³й Фельдшеръ держитъ у себя мертвыхъ и заставляетъ ихъ плясать по лютнѣ. Дѣло дошло до Патр³арха, и бѣднаго Квиринуса хотѣли-было сжечь какъ волшебника. Къ щастью, удалось ему изъяснить свое колдовство Князю Ивану Борисовичу Черкаскому, и страшная истор³я кончилась тѣмъ, что Фельдшера выслали изъ Росс³и, а скелетъ его сожгли за Москвою-рѣкою.
   Нарвск³й Пасторъ Мартинъ Беръ, бывш³й въ Москвѣ при Царѣ Годуновѣ, разсказываетъ слѣдующ³й анекдотъ: ,,Царь Борисъ занемогъ подагрою и велѣлъ объявить въ столицѣ, что искусный человѣкъ, который исцѣлитъ его отъ сей болѣзни, будетъ щедро награжденъ Царскою милост³ю. Жена одного Сына Боярскаго вздумала тѣмъ воспользоваться, чтобы отмститьмужу своему за разныя его жестокости; пришла во дворецъ и сказала, что мужъ ея знаешъ вѣрное средство вылечить Царя, но не хочетъ употребить его. Боярскаго сына призывваютъ, спрашиваютъ: онъ божится, что не имѣетъ понят³я о Медицинѣ. Ему не вѣрятъ и грозятъ темницею, даже казн³ю. Видя, какъ говорятъ по-Руски, бѣду неминуемую, сынъ Боярск³й требуетъ сроку - посылаетъ людей своихъ накосить возъ травы, дѣлаетъ изъ нее Царю припарки, и - боль утихаетъ, конечно не отъ лекарства, но сама собою. Царь увѣрился въ искусствѣ мнимаго врача, и велѣлъ наказать его за то, что онъ не хотѣлъ сперва помочь ему; однакожь наградилъ битаго собольею шубою, двумя стами рублей денегъ и осмнадцатью дворами крестьянъ, обязавъ его подпискою не мстить женѣ. Слышно было, что супруги жили послѣ того въ совершенномъ мирѣ и соглас³и." - При Годуновѣ были уже въ Москвѣ иностранные Медики, которые лечили какъ Царя, такъ и знатнѣйшихъ Бояръ; но естьли лекарства не дѣйствовали и больной умиралъ на ихъ рукахъ, то имъ надлежало отвѣтствовать за с³ю неудачу какъ за уголовное преступлен³е. Когда Датск³й Принцъ, женихъ любезной Ксен³и, занемогъ въ Москвѣ, Борисъ Годуновъ объявилъ Докторамъ, что они жизн³ю своею заплатятъ за его смерть. Къ нещастью, Принцъ умеръ, и Медики должны были скрыться. Но скоро пришла къ Царю злая подагра, и онъ велѣлъ объявить имъ милостивое прощен³е. - Годуновъ и самъ давалъ Докторск³е патенты. Одинъ изъ его лекарей хотѣлъ ѣхать въ Нѣмецк³й Университетъ, чтобы получить тамъ градусъ Доктора. ,,Это пустое," сказалъ Царь: ,,я знаю твое искусство, жалую тебя въ первокласные Медики и велю написать патентъ не хуже Университетскаго."- ,,Но только Дворъ и Бояре, говоритъ Маржеретъ, прибѣгали къ иностраннымъ врачамъ: всѣ друг³е Московск³е жители не вѣрятъ ихъ искусству и лечатся по своему; а именно, виномъ съ растертымъ порохомъ или чеснокомъ: что, вмѣстѣ съ жаркою банею, служитъ для нихъ лекарствомъ во всѣхъ болѣзняхъ. Надобно признаться, что они гораздо здоровѣе насъ, Французовъ. Въ Росс³и очень много людей за 80, 100 и 120 лѣтъ."

(Продолжен³е впредь.)

(Пpодолженie.)

   При Царѣ Михаилѣ Ѳеодоровичѣ былъ въ Росс³и Докторъ Павелъ Флемингъ, человѣкъ умной, доброй - и стихотворецъ. Любопытство, видѣть народъ почти неизвѣстный въ Европѣ, завело его въ наше отечество. Онъ пять мѣсяцевъ жилъ въ разныхъ селен³яхъ близь Новагорода, старался узнать нравы земледѣльцевъ Рускихъ, и въ Нѣмецкихъ стихахъ описалъ ихъ такими красками, какими славный Галлеръ описываетъ нравы щастливыхъ Альп³йскихъ жителей въ извѣстной Поэмѣ своей die Alpen. Я переведу здѣсь нѣкоторые стихи eго... ,,Любопытство ума заставило меня проститься съ отечествомъ и съ друзьями, чтобы видѣть страну отдаленную, которую мы знаемъ только по злослов³ю сосѣдовъ ея или разсказамъ лживыхъ путешественниковъ. Благодарю судьбу!.. Доброму сердцу пр³ятно вездѣ находить хорошее. Въ землѣ, называемой варварскою, вижу людей достойныхъ называться людьми. Земледѣлецъ Руской не мудрствуетъ о свободѣ, но истннно свободенъ душею; онъ богатъ, не чувствуя никакихъ недостатковъ; цвѣтетъ здоровьемъ, имѣетъ доброе сердце и не знаетъ, что оно естъ рѣдкое достоинство въ человѣкѣ; живетъ въ низкой хижинѣ, имъ срубленной, и доволенъ, что она укрываетъ его отъ ненастья и холода; работаетъ весело, въ надеждѣ на Бога; наслаждается покоемъ въ объят³яхъ вѣрной супруги и засыпаетъ сладко подъ громкимъ пѣн³емъ соловья. Жена щастлива повиновен³емъ мужу, и строгость его считаетъ знакомъ любви. Онъ не боится воровъ (бѣдность служитъ ему наилучшимъ стражемъ); не заботится о будущемъ, вѣря, что небесный Отецъ печется о людяхъ. Не жалѣйте о невѣжествѣ его, ученые мужи Европы! онъ разумѣетъ добраго сосѣда своего, и думаетъ, что знаетъ все нужное. Ахъ! народъ сей принадлежитъ еще къ древнему царству Сатурна: ибо хитрость, коварство, обманы, ему неизвѣстны. Щастливая простота, любезная невинность! мь³ васъ уже не видимъ въ странахъ своихъ: кто бы думалъ, чтобы вы, оставивъ Герман³ю, переселились въ землю Рускую? Кто могъ бы искать здѣсь добродѣтелей Астреина вѣка?"
   Во время Великаго Князя Ивана Васильевича начали иностранцы пр³ѣзжать въ Росс³ю и селиться въ Москвѣ. Онъ и сынъ его, Васил³й Ивановичь, брали ихъ въ Рускую службу. Послѣ имъ отведено было мѣсто за городомъ, на берегу Яузы, гдѣ на счетъ казны выстроили для нихъ домики. Жены солдатъ Нѣмецкихъ, замѣтивъ что нибудь странное въ Рускихъ, ходившихъ мимо ихъ оконъ, кричали другъ другу: Кукке, кукке гиръ, то есть: смотри, смотри! Руск³е затвердили это слово, и прозвали Нѣмецкую слободу Кукуемъ. Черезъ нѣсколько лѣтъ она запустѣла: иностранцы переселились въ городъ, и богатѣйш³е изъ нихъ начали тамъ строить каменные домы. Лютеране имѣли церковь свою въ Бѣломъ городѣ (близь нынѣшней Меншиковой башни); но женская ссора разрушила ее до основан³я. Олеар³й такимъ образомъ говоритъ о семъ случаѣ. Мног³е Нѣмецк³е Офицеры, бывш³е въ Руской службѣ, женились на служанкахъ, которыя, гордясь чиномъ мужей своихъ, захотѣли въ церкви сидѣть выше купеческихъ женъ. Послѣдн³я не соглашались уступить имъ мѣста, и вышла ссора, даже драка. Въ самую ту минуту Патр³архъ ѣхалъ мимо; узналъ причину шума, и сказавъ: когда онѣ ходятъ въ церковь не молиться, а гордиться, то имъ лучше не имѣть ее - и велѣлъ сломать церковь до основан³я. Черезъ нѣкоторое время они построили новую въ Земляномъ Городѣ; но скоро должны были совсѣмъ переселиться за валъ. Еще при Михаилѣ Ѳеодоровичѣ Московск³е Священники жаловались на то, что Нѣмцы живутъ въ ихъ приходахъ, покупаютъ самыя лучш³я мѣста и строятъ больш³е домы, съ которыхъ церкви не имѣютъ никакого дохода; но какъ Государь уважалъ иностранцевъ, то с³и жалобы не имѣли успѣха до самыхъ временъ Царя Алексѣя Михайловича. Тогда считалось въ Москвѣ уже болѣе 1000 человѣкъ Нѣмцовъ. Всѣ они носили Руское платье. Однажды Патр³архъ - не извѣстно, который; но вѣроятно, что ²осифъ - ѣхалъ по улицѣ, благословлялъ народъ, и замѣтилъ, что нѣкоторые люди въ толпѣ не хотѣли, подобно другимъ, стать передъ нимъ на колѣна. С³и люди были иностранцы. Патр³архъ, оскорбленный ихъ гордост³ю, требовалъ отъ Царя, чтобы онъ приказалъ имъ носить Нѣмецкое платье и тѣмъ отличаться отъ православныхъ. ,,Я не хочу (сказалъ Патр³архъ) впредь ошибаться и благословлять иновѣрцевъ." Черезъ два днн всѣ они должны были одѣться по-своему (*) - и сверхъ того Царь Алексѣй Михайловичь, уваживъ новыя жалобы Духовенства, запретилъ Нѣмцамъ жить въ городѣ, изключая тѣхъ, которые захотятъ принятъ Греческую Вѣру. Имъ снова отвели мѣста на берегу Яузы или на Кукуѣ. Съ того времени иностранцы, отличенные одеждою, едва смѣли показываться въ городѣ: мальчишки бѣгали за ними по улицамъ, оскорбляли ихъ непристойными словами и дразнили именемъ Кукуя. Наконецъ, лишась терпѣн³я, Нѣмцы требовали защиты Царя, и въ прошен³и своемъ говорили, что они, стараясь быть полезными для Росс³и, съ горест³ю видятъ себя предметомъ народной ненависти; что отцы ихъ были щастливѣе, пользуясь милост³ю Государя Михаила Ѳеодоровича, который, не смотря на свое великое усерд³е къ Вѣрѣ Греческой, не дозволялъ Рускимъ притѣснять иновѣрцевъ. Добрый Царь Алексѣй Михайловичь приказалъ увѣрить ихъ въ своемъ покровительствѣ и всенародно объявить, чтобы никто не смѣлъ оскорблять чужестранныхъ ни словомъ, ни дѣломъ; что всякое преступлен³е сего роду будетъ строго наказано, и что жилище Нѣмцовъ должно впредь называться новою иноземскою Слободою. Вотъ происхожден³е нынѣшней Слободы Немецкой. Иностранцы продали каменные домы свои въ городѣ, а деревянные перевезли на берегъ Яузы, и были весыма довольны своимъ жреб³емъ; отдѣлясь отъ Рускихъ, они лучше могли пользоваться удовольств³ями общества между собою и благодарили Царя за то, что онъ велѣлъ имъ ходить въ собственной народной одеждѣ; построили двѣ Лютеранск³я и двѣ Реформатск³я церкви (Англ³йскую и Голландскую), и скоро обратили Слободу въ маленькой особенной городокъ, который черезъ нѣсколько лѣтъ соединился оъ Москвою.
  
   (*) Нѣкоторые нe могли такъ скоро сдѣлать cебѣ Нѣмецкихъ кафтановъ и надѣвали чужie. ,,На одномъ (говоритъ Олеар³й) кафтанъ тащился по землѣ, а на дpугомъ нe доставалъ до колѣнъ - что не льзя было видѣть безъ смѣха."
  
   Жителямъ Московскимъ извѣстно старое Нѣмецкое кладбище, въ Марьиной рощѣ, я хотѣлъ узнать, когда оно было оставлено, и спрашивалъ о томъ у Пасторовъ здѣшнихъ Лютеранскихъ церквей; но они не могли отвѣчать мнѣ удовлетворительно. Олеар³й пишетъ, что Нѣмцы, Лютеране и Реформаты, переселясъ въ Слободу во время Царя Алексѣя Михайловича, обнесли стѣною новое кладбище свое: вѣроятно, что въ самое с³е время было оставлено ими старое, отъ Слободы удаленное кладбище, гдѣ они погребали мертвыхъ, живучи въ городѣ. - Достойно замѣчан³я, что Цари наши однимъ Католикамъ не позволяли въ Москвѣ свободнаго богослужен³я: дѣйств³е взаимной ненависти между Восточною и Западною Церков³ю! С³я ненависть усилилась еще во времена лже-Димитр³я и Польскихъ злодѣйствъ въ Росс³и. При осадѣ Смоленска было въ нашей арм³и нѣсколько Католиковъ; но по окончан³и войны, ихъ немедленно выслали за границу. Голштинскимъ Посламъ, ѣхавшимъ въ Перс³ю черезъ Росс³ю при Михаилѣ, объявили именемъ Царя, что въ свитѣ ихъ не должно быть ни одного Католика.
   Мног³е иностранцы во время Государя Михаила Ѳедоровича принимали нашу Вѣру. Нѣкто Графъ Шликъ, молодой человѣкъ, пр³ѣхалъ въ Росс³ю съ письмомъ Датскаго Короля Xрист³ана IV, и будучи обласканъ Царемъ и Боярами. объявилъ, что онъ желаетъ окреститься по обрядамъ Греческой Церкви. Государь, въ знакъ своего удовольств³я, опредѣлилъ ему болѣе ть³сячи рублей въ годъ жалованья: сумма великая по тогдашнему времени. Всѣ знатнѣйш³е люди были свидѣтелями его Крещен³я, - и Графъ Шликъ, взятый ко Двору, назвался Княземъ Львомъ Александровичемъ Шлыкомъ или Шлаковскимъ. Онъ зналъ Латинск³й и друг³е язь³ки, имѣлъ вообще много свѣдѣн³й, былъ уменъ, ловокъ, и надѣялся жениться на дочери самого Царя, Иринѣ Михайловнѣ; однакожь с³я надежда не исполнилась. Король Датск³й увѣдомилъ Государя, что мнимый Графъ Шликъ несправедливо называется симъ именемъ, будучи совсѣмъ другой и весьма незнатной фамил³и; но Царь сдѣлалъ только выговоръ новому Рускому Князю и не лишилъ его своихъ милостей. Сей молодой человѣкъ женился потомъ на дочери одного Боярина. - Полковникъ Леслей, Баронъ Петръ Ремонъ и Французск³й дворянинъ де-Гронъ также приняли въ Москвѣ Греческую Вѣру. Перьый служилъ съ великимъ отлич³емъ при осадѣ Смоленска, и бывъ щедро награжденъ Государемъ, выѣхалъ изъ Росс³и; но черезъ нѣсколько лѣтъ опять возвратился въ Москву, выпросилъ себѣ у Царя большую деревию на берегу Волги, и поселился въ ней съ женою и дѣтми своими. Рускимъ крестьянамъ не полюбилось работать на чужестраннаго господина: они жаловались, что жена его обходится съ ними весъма безчеловѣчно и даже оказываетъ явное презрѣн³е къ обрядамъ Греческой Церкви. Послѣднее обвинен³е было уважено еще болѣе перваго. Леслея и жену его привезли въ столицу и строго допрашивали: они клялись въ своей невинности; но самъ Патр³архъ вступился въ с³е дѣло и вмѣстѣ съ Боярами убѣдилъ Государя не отдавать крестьянъ иновѣрцамъ. Леслей, узнавъ о томъ и крайне желая удержать за собою доходную деревню, вызвался перемѣнить Вѣру. Его окрестили, но деревню - отдали другому: ибо крестьяне объявили, что они хотятъ лучше умереть, нежели принадлежать ему. Между тѣмъ Царь опредѣлилъ Леслею хорошее жалованье. - - -

Указатель къ Вѣстнику Европы 1802-1830

  
   40. Русская Старина, (ч. 11 и 12, No 20 и 21, стр. 251-271, 94-103). Статья Н. М. Карамзина, перепеч. въ П. С. С., изд. Смирдина, т. 1, стр. 502. Здѣсь помѣщены разныя извѣст³я о Росс³и, заимствоваыныя изъ иностраныыхъ писателей, преимущественно Олеар³я, Герберштейна, Маржерета, Петрея и Флеминга; въ нихъ говорится о набожности Русскихъ, за тѣмъ слѣдуетъ описан³е города Москвы, одежды, домашней жизни Русскихъ бояръ, образован³я, нравовъ и поселен³я нѣмцевъ въ Москвѣ; тутъ приведены анекдоты, показывающ³е препятств³я, встрѣчавш³яся Нѣмцамъ при ихъ поселен³и.

Къ Читателямъ Вѣстника.

  
   Сею книжкою заключается Вѣстникъ Европы, котораго я былъ издателемъ. Въ продолжен³и его не буду имѣть никакого участ³я.
   Обстоятельства, важныя для меня, а не для Публики, не дозволили мнѣ выдать въ срокъ послѣднихъ четырехъ Нумеровъ; но кто съ величайшею исправност³ю издалъ ихъ 44, и сверхъ услов³я прибавлялъ нѣсколько лишнихъ страницъ почти во всякой книжкѣ, тотъ можетъ иадѣяться на благосклонное снисхожден³е Читателей.
   Изъявляю Публикѣ искреннюю мою признательность. Я работалъ охотно, видя число Пренумерантовъ. - Вѣстникъ имѣлъ щаст³е заслужить лестные отзывы самыхъ иностранныхъ Литтераторовъ: мног³я Руск³я сочинен³я переведены изъ него на Нѣмецкой и Французской, и помѣщены въ Журналахъ, издаваемыхъ на сихъ языкахъ. - Любопь³тные желали знать, кто сочинялъ нѣкоторыя п³есы въ Вѣстникѣ?.... Кромѣ Смерти Шелехова, Портрета любезной женщины, Мыслей о Рускихъ Комед³яхъ, Прогулки молодой Росс³янки, Сказки Господина Измайлова,Храма Свѣтовидова, Объявлен³я о путе-шеств³и въ Малоросс³ю Князя Ш*, Письма о Законодательствѣ въ отношен³и къ Росс³и, другова отъ Господина Фон-Визина къ Г. N. N. о сочинен³и Рускаго лексикона; Рѣчи Господина Каразина, разныхъ извѣст³й о великодушныхъ дѣлахъ, описан³е Геттингенскаго Университета и повѣсти Вадима, все остальное въ прозѣ писано Издашелемъ. Удовольств³е Читателей казалось мнѣ важнѣе авторскаго хвастовства - и для того я не подписывалъ своего имени подъ сочинен³ями.
   Милость нашего ИМПЕРАТОРА до станляетъ мнѣ способъ отнынѣ совершенно посвятитъ себя дѣлу важному и безъ сомнѣн³я трудному (*): время покажетъ, могъ ли я безъ дерзости на то отважиться.
   Между тѣмъ съ сожалѣн³емъ удаляюсь отъ Публики, которая обязывала меня своимъ лестнымъ вниман³емъ и благорасположен³емъ. Одна мысль утѣшаетъ меня: та, что я долговременною работою могу (естьли имѣю какой нибудь талантъ) оправдать доброе мнѣн³е согражданъ о моемъ усерд³и ко славѣ отечества и благодѣян³е Великодушнаго МОНАРХА.
  

Н. Карамзинъ.

  
   (*) Въ Имянномъ ЕГO ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА Указѣ, данномъ Кабинету отъ 31 октября 1803 году, сказано: ,,Какъ извѣстный Писатель, Московскаго Унивepcитeта Почетный Членъ, Николай Карамзинъ, изъявилъ НАМъ жeланie посвятить труды свои сочинин³ю полной Истор³и Oтeчecтва НАШЕГО; то МЫ, желая ободрить eго въ толь похвальномъ предпр³ят³и, Всемилостивѣйше повелѣваемъ призводить ему, въ качестве Истор³ографа, по двѣ тысячи рублей ежегоднаго пенс³она, изъ Кабинета НАШЕГО".

Объ извѣстности Литтературы нашей въ чужихъ земляхъ.

  
   Прежде въ иностранныхъ газетахъ писали только о нашихъ побѣдахъ и завоеван³яхъ: нынѣ пишутъ о новыхъ успѣхахъ просвѣщен³я и Литтературы въ Росс³и. Первое славнѣе, второе утѣшительнѣе для миролюбивыхъ друзей человѣчества.
   Нашимъ Авторамъ должно быть пр³ятно, что ихъ имена и творeн³я дѣлаются извѣстными въ чужихъ земляхъ, и что они получаютъ такимъ образомъ право гражданства въ Европейской Республикѣ Литтераторовъ. Но справедливость и признательность требуютъ, чтобы мы наименовали здѣсь человѣка, которому Словесность Руская обязана сею выгодою: всѣ подробныя извѣст³я о нынѣшнемъ ея состоян³и, напечатанныя въ разныхъ Нѣмецкихъ вѣдомостяхъ (а послѣ во Французскихъ, хотя Парижск³е Журналисты и не сказали, откуда они взяли ихъ) писаны Господиномъ Рихтеромъ, человѣкомъ достойнымъ уважен³я какъ по моральному характеру, такъ и по ученымъ его знан³ямъ. Посвятивъ часть жизни своей на образован³е ума и сердца молодыхъ благородныхъ людей въ Росс³и, онъ посвящаетъ нынѣ искусное перо свое на переводъ Рускихъ сочинен³й, къ удовольств³ю Нѣмецкой публики и къ славѣ нашей Литтературы. Господинъ Рихтеръ пишетъ такъ пр³ятно, что издатели лучшихъ Журналовъ Въ Герман³и желали имѣть его сотрудникомъ. Съ нѣкотораго времени онъ самъ издаетъ Журналъ, выходящ³й въ Лейпцигѣ у Гарткноха подъ именемъ: Russische Miscеllen. Въ немъ сообщаются переводы изъ нашихъ книгъ, пер³одическихъ листовъ, старинныхъ народныхъ сказокъ и пѣсенъ; описан³я Рускихъ обычаевъ, праздниковъ; анекдоты; любопытныя черты характера изъ Истор³и; и все имѣетъ одну цѣль: доказать, что Росс³я во многихъ отношен³яхъ достойна вниман³я и любопытства просвѣщенной Европы. Однимъ словомъ, Господинъ Рихтеръ любитъ насъ. Не будучи Рускимъ, онъ въ отечествѣ нашемъ провелъ цвѣтущ³я лѣта молодости, нашелъ здѣсь искреннее гостепр³имство, друзей, признательность - и второе отечество, которое существуетъ только для сердецъ благородныхъ. Какъ мало такихъ моральныхъ характеровъ между иностранцами въ отношен³и къ Росс³и! Сколько видѣли мы неблагодарныхъ, отъ Маржерета до Масона! ПЕТРЪ Велик³й говаривалъ, что онъ радъ, когда, по примѣру ²сусовыхъ Учениковъ, изъ двенадцати чужеземцевъ выходитъ только одинъ дурной человѣкъ: мы охотно признаемъ ихъ всѣхъ хорошими; но должны сказать, что едва ли одинъ изъ двенадцати Французовъ и Нѣмцовъ, многимъ обязанныхъ Росс³и, говоритъ и пишетъ объ насъ съ должною справедливост³ю и безъ грубыхъ, оскорбительныхъ предразсудковъ. Тѣмъ охотнѣе замѣчаемъ с³и рѣдк³я изключен³я изъ правила; тѣмъ усерднѣе должны мы хвалить добрыхъ иностранцевъ, которые, пр³ѣзжая къ намъ, берутъ на себя трудъ узнать языкъ Руской, чтобы узнать Руской народъ, и съ удовольств³емъ открываютъ въ немъ хорош³я свойства и природныя дарован³я. Не оскорбляемся злослов³емъ, ибо чувствуемъ свою цѣну и презираемъ его; но уважаемъ и любимъ тѣхъ, которые насъ уважаютъ и любятъ: иначе мы оправдали бы злослов³е, показавъ себя неблагодарными.
   Въ разсужден³и Словесности Росс³я конечно не имѣла еще вѣка Лудовика XIV, то есть, множества современныхъ Писателей, близкихъ къ совершенству въ разныхъ родахъ; но смѣю быть увѣреннымъ, что справедливое потомство - какъ бы оно вообще ни просвѣтилось, какъ бы ни возвысилось во сферѣ Искусства, ума, знан³й - читая нѣкоторыя страницы, въ наше время написанныя, не признаетъ насъ варварами, и скажетъ: въ вѣкъ ЕКАТЕРИНЫ, въ вѣкъ АЛЕКСАНДРА были въ Росс³и таланты!

Ф.

Указатель къ Вѣстнику Европы 1802-1830

  
   Объ извѣстности Лит³ературы нашей въ чужихъ земляхъ (ч. 10, No 15, стр. 195). Въ доказательство помѣщено извѣст³е о выходящемъ въ Лейпцигѣ журналѣ: "Russisehe Miscellen", издаваемомъ г. Рихтеромъ. Въ немъ помѣщаются переводы съ Русскаго: старинныя сказки и пѣсни, описан³е обычаевъ, праздниковъ, анекдоты, и пр.

О публичномъ преподаван³и Наукъ въ Московскомъ Университетѣ.

  
   Никогда Науки не были столь общеполезны, какъ въ наше время. Языкъ ихъ, прежде трудный и мистическ³й, сдѣлался легкимъ и яснымъ. Знан³я, бывш³я удѣломъ особеннаго класса людей, собственно называемаго ученымъ, иынѣ болѣе и болѣе распространяются, вышедши изъ тѣсныхъ предѣловъ, въ которыхъ они долго заключались. Велик³е Ген³и, убѣжденные въ необходимости народнаго просвѣщен³я какъ для частнаго, такъ и для Государственнаго блага, старались и стараются заманить людей въ богатыя области Наукъ; сообщая имъ важныя истины и свѣдѣн³я не только понятнымъ, но и пр³ятнымъ образомъ, и ведутъ ихъ къ сокровищамъ ума путемъ усѣяннымъ цвѣтами.
   Въ с³е щастливое для Наукъ время мудрое наше Правительство размножило ихъ источники въ Росс³и и открыло имъ новые способы дѣйствовать на умъ народа. Къ числу сихъ способовъ принадлежатъ и публичныя лекц³и Московскаго Университета. Цѣль ихъ есть та, чтобы самымъ тѣмъ людямъ, которые не думаютъ и не могутъ изключительно посвятить себя ученому состоян³ю, сообщать свѣдѣн³я и понят³я о Наукахъ любопытнѣйшихъ.
   Двѣ изъ нихъ заслуживаютъ по справедливости имя важнѣйшихъ для человѣка одна представляетъ Натуру во всей без численности ея творен³й, описывая видъ образъ жизни или быт³я существъ; другая Наука знакомитъ насъ съ судьбою человѣческаго рода, изображая велик³я картины Государствъ, и вникая въ причины ихъ славы, щаст³я и паден³я. Я говорю объ Истор³и Естественной, еще ближайшей къ намъ Истор³и Народовъ знан³е той и другой необходимо для человѣка и гражданина, естьли онъ желает называться просвѣщеннымъ.
   Къ симъ двумъ Наукамъ Московск³й Университетъ для публичныхъ лекцг присоединилъ еще Опытную Физику и систематическое обозрѣн³е торговли. Первая самымъ пр³ятнымъ образомъ занимаетъ умъ изъяснен³емъ любопытныхъ физическихъ открыт³й, и представляетъ чудесное дѣйств³е силъ Натуры, о которыхъ не толъко Древн³е, но и самыя ученые Физики седьмаго-надесять вѣка не имѣли понят³я. - Торговля, будучи связ³ю народовъ, мѣною ихъ промышленности, доставлен³емъ многихъ пр³ятностей жизни и способомъ какъ частнаго, такъ и государственнаго обогащен³я, сдѣлалась нынѣ важною Наукою для людей, которые посвящаютъ себя ея великимъ предпр³ят³ямъ, и весьма любопытною для того, кто хочетъ имѣть ясныя идеи о политическомъ состоян³и нынѣшнихъ Государствъ. Не только купцу или человѣку обязанному по своей гражданской должности знать основан³е, свойство и ходъ торговли, но и всякому другому пр³ятно имѣть свѣдѣн³е о разныхъ родахъ Коммерц³и, о Государственныхъ выгодахъ, отъ нее происходящихъ, - о Государственныхъ правилахъ, которымъ въ разсужден³и торговли слѣдуютъ благоразумные Министры, - о Банкахъ, обращен³и денегъ, курсѣ, и проч.
   Щастливое избран³е предметовъ для сихъ публичныхъ лекц³й доказывается числомъ слушателей, которые въ назначенные дни собираются въ Университетской залѣ. Любитель просвѣщен³я съ душевнымъ удовольств³емъ видитъ тамъ знатныхъ Московскихъ Дамъ, благородныхъ молодыхъ людей, духовныхъ, купцовъ, студентовъ Заиконоспаской Академ³и и людей всякаго зван³я, которые въ глубокой тишинѣ и со вниман³емъ устремляютъ глаза на Профессорскую каѳедру.
   Можно было предвидѣть, что лекц³и Опытной Физики привлекутъ болѣе слушателей, нежели друг³я. Не мое дѣл сравнивать таланты достойныхъ Господъ Профессоровъ; но феномены силы электрической, гальванизма, опыты аэростатическ³е и проч., сами по себѣ столь любопытны, и Господинъ Страховъ изъясняетъ ихъ столь хорошо, столь вразумительно, что публика находитъ отмѣнное удовольств³е въ слушан³и его лекц³и. Такимъ образомъ и въ Парижѣ, гдѣ славнѣйш³е Ученые - Фуркруа, Вокелень, Вижье, Шарлъ и друг³е - занимаютъ любопытныхъ преподаван³емъ Наукъ въ Лицеяхъ, Опытняя Физика сдѣлалась модною Наукою. Любезнѣйш³я свѣтск³я женщины и лучш³е молодые люди составляютъ тамъ многочисленную аудитор³ю Профессора Шарля.
   Вообще должно отдать справедливость ревности и талантамъ Господъ Московскихъ Профессоровъ, которые, не имѣя донынѣ случая преподавать Науки публично, столь успѣшно начали и продолжаютъ свои лекц³и. - Господинъ Политковск³й, слѣдуя Линнеевой Системѣ проходитъ царства Натуры, изъясняетъ ученыя слова и наименован³я, еще новыя въ языкѣ Рускомъ, и замѣчая все достойное удивлен³я какъ въ общемъ планѣ творен³я, такъ и въ особенныхъ существахъ, старается возбудить въ слушателяхъ любовь къ великой Наукѣ Природы. - Лекц³и Господина Гейма, представляя въ системѣ всѣ отношен³я торговли, служатъ доказательствомъ его обширныхъ познан³й въ сей части. Руской языкъ не есть его природный; Но онъ говоритъ имъ чисто и правильно. - Молодой Профессоръ Шлецеръ, читая Истор³ю Европы со временъ паден³я Римской Импер³и (по искусному Робертсонову введен³ю въ Истор³ю Карла V), не только именемъ, но и талантомъ своимъ напоминаетъ славнаго Геттингенскаго Шлецера, отца его. Онъ говоритъ съ живост³ю и съ благороднымъ краснорѣч³емъ, предлагая слушателямъ собственныя зрѣлыя мысли о случаяхъ и характерахъ. Истор³я среднихъ вѣковъ, столь отличная отъ древней Греческой и Римской, не менѣе ихъ достойна любопытства, изображая стратное волнен³е народовъ, смѣсь ихъ и наконецъ рожден³е новыхъ, которые, выходя, такъ сказать, мало помалу изъ всеобщаго Хаоса, сдѣлалисъ основателями нынѣшнихъ великихъ Государствъ Европейскихъ. Мысль, преподавать с³ю важную часть Истор³и въ Московскомъ Университетѣ для публики и наиболѣе для молодыхъ людей, была весьма щастливою мысл³ю. Всякой хорошо воспитанный человѣкъ имѣетъ понят³е о древнихъ Государствахъ, о судьбѣ Аѳинъ, Спарты, Рима, но мног³е ли умѣютъ ясно вообразить себѣ происшеств³я, которыя слѣдовали за паден³емъ Римской Импер³и, и преобразили Европу? Тѣмъ нужнѣе впечатлѣвать ихъ въ разумъ юношества систематическимъ изустнымъ предложен³емъ, которое сстается въ памяти долѣе всего читаемаго нами въ книгахъ. - Нѣмецк³й языкъ, на которомъ Господинъ Шлецеръ преподаетъ Истор³ю, хотя вообще и не столь извѣстенъ у насъ, какъ Французск³й; однакожь сей достойный Профессоръ имѣетъ довольно слутателей изъ числа благородныхъ молодыхъ людей, для которыхъ наставлен³я его могутъ быть тѣмъ полезнѣе.
   С³и публичныя лекц³и должны со временемъ имѣть еще болѣе успѣха, то есть, образовать еще большее число любителей учености въ такомъ городѣ, который можно назвать столицею Росс³искаго Дворянства, и въ такой вѣкъ, когда отличныя свѣдѣн³я необходимы для утвержден³я знаменитыхъ правъ Дворянскихъ; когда для всякаго важнаго Государственнаго мѣста требуется разумъ просвѣщенный; когда мудрое наше Правительство замѣчаетъ молодыхъ людей, ревностныхъ къ снискан³ю знан³й. Нѣжвые отцы семействъ ничего не жалѣютъ у насъ для воспитан³я дѣтей, но иностранные учители, которымъ платятъ они столь дорого, могутъ ли питомцевъ своихъ наставлять въ важныхъ Наукахъ? По крайней мѣрѣ весьма рѣдко; а необыкновенное не можетъ служить примѣромъ. И такъ не должны ли с³и попечительные отцы, живущ³е въ Москвѣ, радоваться тому, что дѣти ихъ могутъ нынѣ столь удобно и легко пр³обрѣтать драгоцѣнныя знан³я, слушая лекц³и Университетск³я? Послѣ всего, что великодушный АЛЕКСАНДРЪ сдѣлалъ и дѣлаетъ для укоренен³я Наукъ въ Росс³и, мы не исполнимъ долга Патр³отовъ и даже поступимъ неблагоразумно, естьли будемъ еще отправлять молодыхъ людей въ чуж³я земли, учиться тому, что преподается въ нашихъ Университетахъ. Московск³й отличается уже въ разныхъ частяхъ достойными учеными Мужами: скоро Новые Профессоры, вызванные изъ Герман³и и въ цѣлой Европѣ извѣстные своими талантами, умножатъ число ихъ, и первый Университетъ Росс³йск³й, подъ руководствомъ своего дѣятельнаго и ревностнаго къ успѣху Наукъ Попечителя, возвысится еще на степень славнѣйшую въ ученомъ свѣтѣ.
  

Указатель къ Вѣстнику Европы 1802-1830

  
   46. О публичномъ преподаван³и наукъ въ Московскомъ Университетѣ (ч. 12, No 23-24, стр. 261). Статья Н. M. Карамзина, перепеч. въ П. С. С., изд. Смирдина, т. 3, стр. 611. Это извѣст³е о публичныхъ лекц³яхъ, читанныхъ въ Московскомъ Университетѣ; цѣль этихъ лекц³й сообщать свѣдѣн³я и понят³я о наукахъ любопытнѣйшихъ, Профессоръ Страховъ читалъ лекц³и опытной физики; они привлекали наибольшее число слушателей; профессоръ Политковск³й - лекц³и естественной истор³и, слѣдуя Линнеевой системѣ; профессоръ Геймъ читалъ систематическое обозрѣн³е торговли; профессоръ Шлецеръ - истор³ю Европы со временъ паден³я Римской Импер³и; онъ читалъ по Робертсонову введен³ю въ истор³ю Карла V.
  

Другие авторы
  • Холодковский Николай Александрович
  • Воейков Александр Федорович
  • Пешков Зиновий Алексеевич
  • Карелин Владимир Александрович
  • Батеньков Гавриил Степанович
  • Иловайский Дмитрий Иванович
  • Келлерман Бернгард
  • Ежов Николай Михайлович
  • Федоров Борис Михайлович
  • Дитмар Карл Фон
  • Другие произведения
  • Гольдберг Исаак Григорьевич - И. Г. Гольдберг: краткая справка
  • Мельников-Печерский Павел Иванович - На горах. Книга 2-я
  • Гоголь Николай Васильевич - Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
  • Арцыбашев Михаил Петрович - Рассказ об одной пощечине
  • Тихомиров Павел Васильевич - [рец. на:] Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика
  • Иванов Вячеслав Иванович - Достоевский и роман-трагедия
  • Елпатьевский Сергей Яковлевич - В Туруханском крае
  • Айхенвальд Юлий Исаевич - Козлов
  • Желиховская Вера Петровна - Над пучиной
  • Виланд Христоф Мартин - Избранные стихотворения
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 367 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа