зыка, въ алеяхъ тѣснились люди, и Венец³анская гондола съ разноцвѣтными флагами разъѣзжала по тихимъ водамъ большаго озера (такъ можно назвать обширный Кусковск³й прудъ). Спектакль для благородныхъ, разныя забавы для народа и потѣшные огни для всѣхъ, составляли еженедѣльный праздникъ Москвы. Роскошь можетъ быть нѣкоторымъ образомъ почтенною, когда имѣетъ своею цѣл³ю общественныя удовольств³я. - Въ Кусковѣ два раза была угощаема Великая ЕКАТЕРИНА. Знаменитый путешественникъ, Графъ Фалькенштеинъ (*), удивлялся тамъ сельскому великолѣп³ю Рускаго Боярина. Наконецъ къ чести и славѣ сего помѣстья должно вспомнить, что въ немъ отдыхалъ на лаврахъ Герой Шереметевъ, когда отечество и ПЕТРЪ Велик³й не имѣли враговъ. Память и слѣды такихъ. людей украшаютъ мѣста лучше всѣхъ здан³й великолѣпныхъ. Не только фамил³я, но и Росс³я можетъ справедливо гордиться Графомъ Борисомъ Петровичемъ и тѣмъ добродѣтельнымъ Шереметевымъ, котораго мучилъ Царь Иванъ Васильевичь, желая узнать, гдѣ скрыты его мнимыя сокровища, и который отвѣтствовалъ ему съ великодушною кротост³ю: Государь! Я отравилъ ихъ на тотъ свѣтъ съ бѣдными (**)!
(*) Императоръ ²осифъ.
( **) Курбск³й называетъ его мудрымъ Царскимъ совѣтникомъ.
Теперь Кусково можетъ завидовать Останкину, которое въ самомъ дѣлѣ лучше мѣстоположен³емъ; первое есть старинное помѣстье Шереметевыхъ, а второе досталось имъ отъ Черкаскихъ. Славные Останкинск³е кедры присланы изъ Сибири Княземъ Михайломъ Яковлевичемъ Черкаскимъ; онъ былъ въ Тобольскѣ Губернаторомъ. - Вообще можно сказать, что наши старинные Бояре для сельскихъ жилищь своихъ не искали живописныхъ мѣстъ, которыхъ довольно въ окрестностяхъ Москвы. Одинъ Кирила Полуектовичь Нарышкинъ умѣлъ выбрашь несравненное Кунцово на высокомъ берегу Москвы-рѣки, гдѣ представляется взору самый величественный амфитеатръ. У насъ и нынѣ обыкновенно думаютъ, что въ деревняхъ надобно садитъ алеи, рыть пруды, строить бесѣдки; у всякаго свой вкусъ - но я люблю тѣ мѣста, которыя для своей пр³ятности не требуютъ никакихъ искусственныхъ украшен³й. Люди не богатые, лѣнивые, а можетъ быть и нѣкоторые люди со вкусомъ пристанутъ къ моему мнѣн³ю. Чего стоилъ Кусковск³й прудъ? Хорошо взглянуть на него; но здорово ли жить на берегу страшной, водяной массы, почти неподвижной? Рѣка чиститъ воздухъ: большой прудъ наполняетъ его только вредною сырост³ю. Кусковск³е сады, гдѣ глаза мои видѣли нѣкогда столько людей, представили мнѣ довольно печальныхъ мыслей! Тамъ, въ главной алеѣ, выставлялись прежде всѣ померанцевыя деревья изъ оранжерей: она казалась уголкомъ Гишпан³и. Теперь все уныло и пусто.
На другой день въ 10 часовъ я остановился въ деревнѣ Люберцахъ (*), которая принадлежала славному Князю Менщикову, а теперь Государева. Менщиковъ назвалъ ее новымъ Преображенскимъ, именемъ мѣста любезнаго великому его Императору и другу. Петръ III, будучи Великимъ Княземъ, желалъ имѣть въ Люберцахъ сельской домъ; но его не успѣли достроить, и заготовленные матер³алы, отвезенные въ Москву, послужили для строен³я Воспитательнаго Дому. Я, какъ Руской и дворянинъ, желалъ видѣть мѣсто, которое нравилось Петру III: Онъ подписалъ два указа, славные и безсмертные!... Я съ удовольств³емъ вошелъ и въ садъ, гдѣ гулялъ нѣкогда Менщиковъ, храбрый, искусный Генералъ и великой человѣкъ въ нещаст³и. Никакихъ слѣдовъ его не осталось въ сей деревнѣ. Мѣстоположен³е красиво, и большой садъ, раздѣляющ³й селен³е на двѣ половины, находится подъ вѣдѣн³емъ Коломенскаго Управителя.
*) Въ 16 верстахъ отъ Москвы.
Отъѣхавъ верстъ 25, увидѣлъ я на правой сторонѣ Москву-рѣку и нѣсколько деревень, которыя, съ господскими домами и садами, образуютъ прекрасной ландшафтъ. Къ щастью - какъ бы нарочно для моего удовольств³я - въ самую ту минуту проглянуло солнце... Естьли изключить Владим³рскую, лѣсную и скучную дорогу, то можно сказать, что наша древняя столица окружена со всѣхъ сторонъ пр³ятными мѣстами. - Въ селѣ Марковѣ я останавливался искать на берегу Москвы-рѣки окаменѣлостей, которыми оно славится. Мнѣ удалось найти пять или шесть камней довольно замѣчательныхъ цвѣтомъ и видомъ; одинъ съ удивительнымъ совершенствомъ представляетъ кусокъ ржанаго хлѣба,
Почти всѣ деревни, черезъ которыя ѣхалъ я отъ Кускова до Коломны, принадлежатъ Графу Шереметеву. Извѣстный въ Истор³и Бояринъ Васил³й Борисовичь Шереметевъ, одинъ изъ первыхъ богачей въ Росс³и, хотя имѣлъ дѣтей, но отказалъ Московск³я и Коломенск³я помѣстья свои фельдмаршалу Борису Петровичу, тогда еще молодому человѣку. Сей Бояринъ, отъ измѣны Козаковъ, попался въ плѣнъ Крымскимъ Татарамъ въ 1660 году, и 20 лѣтъ страдалъ въ тяжкой неволѣ. Освобожденный миромъ, торжественно заключеннымъ Росс³ею съ Ханомъ, онъ жилъ и погребенъ въ селѣ Чиркинѣ - гдѣ я ночевалъ за дурною погодою, и на другой день къ обѣду пр³ѣхалъ въ Коломну. Желаете ли знать, когда и кѣмъ построенъ сей городъ? никто вамъ того не скажетъ. Лѣтописи въ первый разъ упоминаютъ объ немъ въ концѣ 19 вѣка; онъ можетъ быть, древнѣе - и гораздо древнѣе Москвы. Вообще имя Коломны встрѣчается въ Истор³и по двумъ случаямъ: или Татары жгутъ ее, или въ ней собирается Руское войско итти противъ Татаръ - что бывало всегда на большой равнинѣ, гдѣ течетъ рѣка Сѣверка: мѣсто, достойное примѣчан³я для всѣхъ любителей Истор³и! Тутъ Князь Димитр³й Донской осматривалъ лег³оны свои, побѣдивш³е Мамая. Здѣсь же онъ примирился торжественно съ Рязанскимъ Княземъ Олегомъ (человѣкомъ сварливымъ и безпокойнымъ), къ неудовольств³ю Бояръ его, которые желали, чтобы Димитр³й наказалъ Олега. Преподобный Серг³й былъ ихъ миротворцемъ. - Что касается до имени города, то его для забавы можно произвести отъ славной Итал³янской фамил³и Colonna. Извѣстно, что Папа Бонифац³й VIII гналъ всѣхъ знаменитыхъ людей сей фамил³и, и что мног³е изъ нихъ искали убѣжища не только въ другихъ земляхъ, но и въ другихъ частяхъ свѣта. Нѣкоторые могли уйти въ Росс³ю, выпросить у нашихъ великихъ Князей землю, построить городъ и назвать его своимъ именемъ!! Писатели, которые утверждаютъ, что Рюрикъ происходитъ отъ Кесаря Августа, и, что осада Трои принадлежитъ къ Славянской Истор³и, безъ сомнѣн³я не найдутъ лучшихъ доказательствъ! - Естьли мы не знаемъ, кто основалъ Коломну, то знаемъ по крайней мѣрѣ, что Князь Васил³й Ивановичь окружилъ ее каменною стѣною съ башнями. Улицы и строен³е здѣсь не красивы; но за то промышленность людей достойна вниман³я и похвалы. Давно извѣстны Коломенск³я фабрики: кумашныя, полотняныя, шелковыя, которыя съ нѣкотораго времени размножились и въ другихъ мѣстахъ кругомъ Москвы. Въ самыхъ маленькихъ деревенькахъ женщины въ избахъ своихъ вьютъ шелкъ, а мужья ткутъ платки и проч. Мудрено ли, что мног³е крестьяне начинаютъ жить господами, опрятно, со вкусомъ и даже роскошно? Иностранные путешественники могли бы удивиться ихъ избытку; но иностранцы смотрятъ въ Москвѣ большую пушку, разбитой колоколъ, и не ѣздятъ по окрестнымъ деревнямъ. Надобно только замѣтить, что богатѣйш³е изъ Подмосковныхъ крестьянъ Раскольники: они не пьянствуюшъ! - - Всего извѣстнѣе въ Росс³и, Коломенск³е сальные заводы: ихъ болѣе тридцати! Сало, отправляемое за море, идетъ по большой части отсюда. Жители торгуютъ рогатымъ скотомъ, закупаютъ его на Дону, въ Малоросс³и, солятъ мясо и продаютъ какъ въ Москвѣ, такъ и въ Петербургѣ: не удивительно, что имя мясника здѣсь почтеннѣе, нежели гдѣ нибудь! Коломна славится еще яблоками, вишнями и другими плодами мы ѣдимъ ихъ въ Москвѣ. Не только въ городѣ, но и въ окрестныхъ деревняхъ я видѣлъ очень хорош³е сады.
Въ пяти верстахъ отъ Коломны впадаетъ Москва-рѣка въ Оку, среди глубокихъ песковъ. Тутъ построенъ монастырь, который возбудилъ мое любопытство своимъ именемъ: онъ называется Голутвинымъ. Разсказываютъ по старому монашескому предан³ю, что на семъ мѣстѣ жили нѣкогда разбойники, которыхъ называли голыдьбою или голыми людьми, и что ихъ имя въ течен³е времени досталось монастырю въ наслѣдство. Воры не боялись въ старину близости городовъ, въ самыхъ окрестностяхъ Москвы имѣли станы и были не рѣдко ужаснѣе самыхъ чужеземныхъ непр³ятелей. Есть ли мѣсто въ Росс³и, гдѣ бы предан³е не сохранило памяти ихъ злодѣйствъ? Всѣ старинныя сказки и пѣсни доказываютъ, что они царствовали во время ига Татарскаго.
Въ Голутвиномъ монастырѣ три церкви и кельи всѣ каменныя. Сказываютъ, что онъ построенъ Серг³емъ Чудотворцемъ (слѣдственно въ 14 вѣкѣ). Тамъ хранится посохъ его. Прежде сей монастырь былъ очень богатъ.
Въ 25 верстахъ отъ Коломны находится село Дѣдлово, весьма достойное любопытства. Я давно желалъ видѣть его. Тутъ въ царствован³е Михаила Ѳеодоровича строился фрегатъ для Голштинскаго Посла, отравленнаго Герцогомъ черезъ Росс³ю къ Персидскому Шаху. Олеар³й описалъ с³е путешеств³е. Голштинцы изъ Дѣдлова поѣхали Окою и Волгою въ Астрахань. Корабль или фрегатъ Царя Алексѣя Михайловича, названный орломъ и сожженный Стенькою Разинымъ въ Астрахани, строенъ тамъ же, равно какъ и ботикъ ПЕТРА Великаго; дѣдъ Рускаго флота, прославленный Ломоносовымъ въ стихахъ и въ прозѣ и торжественно встрѣченный большими внуками его, военными кораблями въ Петербургѣ (*). И нынѣ строятъ въ Дѣдловѣ барки или струга, на которыхъ возятъ хлѣбъ изъ Орла въ Москву, и которыя ходятъ Волгою до Астрахани. Самъ ПЕТРЪ Велик³й: сдѣлалъ для нихъ модель, которую еще показываютъ тамъ любопытнымъ, но которой уже давно не слѣдуютъ. Я смотрѣлъ съ душевнымъ удовольств³емъ на сей памятникъ Великаго Императора.
(*) Въ 1723 году.
Деревня Клинъ, которая была въ старину наслѣдственнымъ помѣстьемъ фамил³и Романовыхъ, принадлежитъ къ Дѣдлову. Оно разселено вдоль низкаго берега Оки на великомъ пространствѣ, и въ весенн³е мѣсяцы заливается водою недѣль на шесть, такъ что жители другъ ко другу ѣздятъ въ лодкахъ. Въ немъ около 5000 душъ и три каменныя церкви. Крестьяне совсѣмъ почти не имѣютъ земли, но богаты отъ промысловъ и. строен³я судовъ. ЕКАТЕРИНА Великая пожаловала это славное въ цѣлой Росс³и село Господину Измайлову.
Странств³я мои, любезный другъ, не кончились; но дурное время заставляетъ меня отсрочишь ихъ до весны. Тогда надѣюсь еще написать къ вамъ нѣсколько писемъ, разумѣется историческихъ и самыхъ простыхъ. Иногда, особливо въ ясной день, позволю себѣ быть и маляромъ, естьли не живописцемъ; иногда разскажу вамъ и какой нибудь анекдотъ, только не выдуманной. Вокругъ Москвы живутъ люди, и много добрыхъ. Хотя вы принадлежите къ сектѣ Дюкре Жанлисъ, которая не любитъ чувствительныхъ путешественниковъ, проѣхавшихъ милю, чтобы написать томъ; однакожь я имѣю злой умыселъ искусить ваше терпѣн³е и при первомъ случаѣ разсказать вамъ самую жалкую повѣсть! На сей разъ будьте покойны: возвращаюсь къ камину своей Подмосковной.
Указатель къ Вѣстнику Европы 1802-1830
5. Путешеств³е вокругъ Москвы (ч. 7,
No 4, стр. 278-289), подписано М - въ. Статья Н. М. Карамзина перепеч. въ П. С. С., изд. Смирдина, т. 1, стр. 448. Тутъ описывается дорога изъ Москвы въ Коломну и тѣ деревни, которыя ознаменованы историческими воспоминан³ями: село Кусково, принадлежащее граФу Шереметеву; село Люберцы, принадлежавшее А. Д. Меншикову. Петръ II-й желалъ имѣть въ Люберцахъ сельской домъ, но его не успѣли достроить, матер³ялы отвезли въ Москву и послужили для построен³я Воспитательнаго Дома; село Марково, извѣстное окаменѣлостями; село Чиркино, гдѣ погребенъ Б. П. Шереметевъ. Далѣе слѣдуетъ краткое описан³е Коломны и ея промышленности; Голутвинскаго монастыря, построеннаго при впаден³и Москвы рѣки въ Оку; села Дѣдлова, гдѣ строился Фрегатъ для Голсштинскаго посла, отправленнаго герцогомъ чрезъ Росс³ю въ Перс³ю, въ царствован³е Михаила Ѳедоровича.
Французск³й Законодательный Корпусъ собрался при стрѣлъбѣ пушечной, и Министръ внутреннихъ дѣлъ, Шатталь, открылъ его пышною рѣчью; но гораздо важнѣе рѣчи Министра есть изображен³е Республики, представленное Консулами Законодателямъ. Надобно признаться, что с³я картина блеститъ живост³ю красокъ и плѣняетъ воображен³е добрыхъ людей, которые искренно - и всѣмъ народамъ въ свѣтѣ - желаютъ успѣха въ трудномъ искусствѣ государственнаго щаст³я. Бонапарте, зная сердца людей, весьма кстати даетъ чувствовать, что онъ не забываетъ смертности человѣка, и думаетъ о благѣ Франц³и за предѣлами собственной жизни его. (Que les рremieres mаgistrаtures viennent à vаquer, les devоirs & lа mаrсhе du Sênаt sоnt trаcês, etс.) Так³я черты всегда имѣютъ сильное дѣйств³е: хочется вѣритъ искренности говорящаго, чтобы любитъ въ немъ твердость духа и добродѣтель. Можно осуждать Бонапарте въ системѣ его правлен³я; однакожь надобно согласиться, что онъ имѣетъ рѣдкой талантъ повелѣватъ людьми и государствами. - Читая съ удовольств³емъ с³е изображен³е Республики, мы замѣтили двѣ мысли, которыя не всякому покажутся справедливыми. Бонапарте говоритъ, что Англ³я одна, бзъ союзниковъ не можетъ нынѣ противиться Франц³и: на сухомъ пути, такъ; но Великобританн³я есть морская держава, и сражается на моряхъ, гдѣ всѣ соединенные флоты Европы не могли бы безъ дерзости вступить въ бой съ ея непобѣдимымъ флотомъ. Не справедливѣе ли будетъ сказать, что нынѣ одна только Англ³я въ силахъ воеватъ съ Французами безъ союзниковъ? Она всегда, когда захочетъ, можетъ отнять ихъ колон³и и запереть гавани; правда, что и ничего болѣе не сдѣлаетъ. Давно уже Франц³ю сравниваютъ со львомъ, а Великобританн³ю съ китомъ: одинъ грозенъ на берегу, а другой на волнахъ; они взаимною злобою своею не причинятъ большаго вреда другъ другу. - Вторая мыслъ Консулова, нами замѣченная, рѣшитъ важный вопросъ государственной Морали о пользѣ роскоши: онъ явно возбуждаетъ къ ней Французовъ для успѣха Л³опскихъ фабрикъ!! Жаль, что нѣтъ уже на свѣтѣ Дидрота и его товарищей Философистовъ: какъ они обрадовались бы сему мнѣн³ю, основанному на ихъ системѣ! Обширность и важность предмета не дозволяютъ намъ вступить здѣсь въ его изслѣдован³е; скажемъ только одно: естьли роскошь не совмѣстна съ чистыми нравами людей, то хорошо ли законодателю ободрятъ ее? можетъ ли частное добро перевѣсить общ³й вредъ? Въ Бреш³и мног³е люди пишаются тѣмъ, что дѣлаютъ прекрасные ножи и кинжалы; но зная, что Итал³янск³е Бандиты по большой части тамъ запасаются смертоноснымъ оруж³омъ своимъ, доброй человѣкъ не можетъ любить Бреш³анскихъ фабрикъ. Нравы должны быть основан³емъ и частнаго и государственнаго щаст³я; а мы сомнѣваемся въ благонрав³и роскошной жены и матери. Когда умѣренность справедлино называется добродѣтел³ю, то роскошъ есть вѣрно порокъ. Ошибки въ системахъ Писателя и Правителя имѣютъ не одинак³я слѣдств³я: Дидротъ былъ смѣшенъ, утверждая, что мотъ гораздо благодѣтельнѣе того человѣка, который питаетъ нищихъ; но Бонапарте законодатель милл³оновъ!
Наконецъ торжественно обнародована новая Конституц³я Швейцар³и или Актъ посредничества великаго Консула Французской Республики между несогласными парт³ями Гельвец³и. Она есть слѣдств³е многократныхъ его свидан³й и переговоровъ съ Депутатами Швейцарскими; въ послѣдн³й разъ онъ восемь часовъ не вставалъ съ креселъ, разсуждая съ ними. Сей новый политическ³й уставъ весьма близокъ къ древнему Гельветическому: въ большихъ Кантонахъ должно быть двумъ Совѣтамъ, а малые или демократическ³е управляются народнымъ собран³емъ, какъ и прежде. Союзомъ Гельвец³и будетъ Сеймъ, который ежегодно присутствуетъ въ одномъ изъ Главныхъ шести Кантоновъ, по очереди: въ Фрейбургѣ, Бернѣ, Солёрѣ, Базелѣ, Цирихѣ и Луцернѣ. Главный чиновникъ Кантона, гдѣ собираются Депутаты (всегда 1 Iюня) именуется въ тотъ годъ Ландманомъ Швейцар³и; къ нему относятся иностранные Министры. Всѣ общ³я дѣла Гельвец³и рѣшатся Сеймомъ; но всякой Кантонъ имѣетъ свое законодательство и правлен³е. С³я Конституц³я безъ сомнѣи³я лучше всѣхъ бывшихъ: жаль только, что она дана Швейцарамъ. Подданство и фамильныя права уничтожаются: вотъ единственное отлич³е сего устава отъ древняго! Собственность заступаетъ мѣсто привилег³й рода и служитъ основан³емъ гражданскихъ правъ. - Въ заключен³е Бонапарте говоритъ: ,,Сей уставъ, слѣдств³е многихъ сношен³й и переговоровъ между людьми благоразумными и друзьями добра, кажется намъ всего сообразнѣе съ миромъ и щаст³емъ Гельвец³и. Какъ скоро онъ придетъ въ дѣйств³е, Французск³я войска изъ нее выступятъ. Мы признаемъ Швейцар³ю независимою; обязываемся хранить какъ союзную Конституц³ю, такъ и Кантонныя Правлен³я, отъ враговъ спокойств³я Гельвец³и, кто бы они ни были, и обѣщаемся продолжатъ связь благоволен³я, которая нѣсколько вѣковъ соединяла Французовъ съ Швейцарами." - Увидимъ, можетъ ли Гельвец³я еще воскреснуть для быт³я народнаго! По крайней мѣрѣ политическая независимость ея на первый случай будетъ однимъ пустымъ словомъ: Франц³я предпишетъ ей путь и систему отъ rоторыхъ она не дерзнетъ уклониться.
Полковyикъ Деспардъ и шесть другихъ заговорщиковъ казнены въ Лондонѣ при великомъ стечен³и народа. Сей человѣкъ хотѣлъ съ помощ³ю трехъ сапожниковъ, двухъ портныхъ и семи другихъ пьяницъ взять штурмомъ Лондонскую крѣпость (гдѣ всегда бываетъ многочисленный гарнизонъ), разогнать Парламентъ, уничтожить Конституц³ю и, короче сказатъ, завоевать Англ³ю. Надобно признаться, что никогда злодѣйство не бывало безумнѣе! и краснорѣчивый Адвокатъ Деспардовъ всего болѣе старался оправдать его нелѣпост³ю предпр³ят³я. Деспардъ казался равнодушнымъ и говорилъ на эшафотѣ рѣчь къ народу, увѣряя его въ своей невинности. Видно, что и при дверяхъ гроба человѣкъ можетъ еще обманывать другихъ или себя!
Бонапарте одержалъ великую побѣду въ Лондонѣ. Пельтье, Эмигрантъ, Роялистъ, осужденъ Англ³йскими Присяжными (въ слѣдств³е жалобы Французскаго Министра) за то, что сей Журналистъ листами своими возбуждалъ Французовъ къ бунту противъ Консула и даже къ уб³йству. Вѣроятно, что его запрутъ въ тюрму на 6 мѣсяцевъ. Такъ Правосуд³е торжествуетъ въ Англ³и; оно не знаетъ ни враговъ, ни друзей, а смотритъ на дѣло. Уймутся ли Лондонск³е Журналисты? ни мало; и въ самой день Пельтьерова осужден³я они нарочно болѣе прежняго бранили Консула въ листахъ своихъ. Бонапарте долженъ съ каждымъ изъ нихъ въ особенности имѣть процессъ, естьли хочетъ ихъ наказан³я. Покрайней мѣрѣ Консулъ обязанъ отдать справедливость Англ³йскимъ Министрамъ: они не хотѣли защитить виновнаго.
Указатель къ Вѣстнику Европы 1802-1830
42. Извѣст³я и замѣчан³я, IX. (ч. 8, No
6, стр. 167). Изображен³е Французской республики; статья редактора, перепеч. въ П. С. С. , изд. Смирдина, т. I, стр. 552.
Велик³й мужъ Руской Грамматики.
Для успѣховъ всякой Науки, всякаго Искусства, надобно желать Педантовъ; они могутъ быть иногда смѣшны, но всегда полезны. Кто не знаетъ славнаго трактата о соловьяхъ, котораго Авторъ доказываетъ, что предметъ его важнѣе Философ³и, нравственности, Политики, Богослов³и? За то охотники до соловьевъ узнали, какъ надобно обходиться съ нимъ и спасать ихъ отъ болѣзней.
Такимъ образомъ я пользуюсь дружбою одного, крайне ученаго мужа, который живетъ единственно для склонен³й и спряжен³й, божится родами, видитъ во снѣ нарѣч³я; и естьли, марая бумагу, ошибаюсь менѣе другихъ - естьли умѣю иногда задуматься надъ словомъ, умѣю быть осторожнымъ - то конечно ему обязанъ сею выгодою. Всякой мѣсяцъ хожу къ нему раза два, и всякой разъ возвращаюсь домой съ новымъ почтен³емъ къ Грамматикѣ. На воротахъ его, всегда запертыхъ, написано множество вопросительныхъ знаковъ??? С³и г³ероглифы извѣщаютъ гостей, желающихъ войти на дворъ, что хозяину надобно знать прежде: кто они? зачѣмъ пришли? и проч. - Въ домѣ видите вездѣ живописныя аллегор³и и эмблемы Грамматики. На примѣръ: женщина съ перомъ въ рукѣ и въ Мант³и, усѣянной буквами Ѣ, ² и Ѳ, есть Орѳограф³я; другая, представленная въ родахъ, Этимолог³я; Геркулесъ, разящ³й палицею великана Альб³она, изображаетъ ударен³е; маленькой человѣчекъ, съ ужаснымъ брюхомъ, предлогъ; камень, летящ³й между двумя деревами, междомет³е; Нарциссъ, смотрящ³йся въ воду, наклонен³е; молодая женщина, которая дозволяетъ любовнику обнять себя, падежъ; старикъ, считающ³й деньги, имена числительныя и проч. и проч. На дверяхъ его кабинета написано крупными буквами: Человѣкъ всего болѣе отличается отъ другихъ животныхъ словомъ или языкомъ; слѣдственно наука языка есть истинно-человѣческая и важнѣйшая. Въ самомъ кабинетѣ изображена Грамматика въ видѣ Египетской богини Изиды, закутанной въ пелены, и надпись говоритъ: никто изъ смертныхъ не умѣлъ снять ихъ; ибо хозяинъ. думаетъ, что мы еще не имѣемъ совершенной Грамматики - и когда я принесъ ему новѣйшую, онъ поблѣднѣлъ, увидѣвъ въ ней роспись глаголовъ: калывать, гаривать, баливать, жидать, льыгать, колебливать, трепливать, и воскликнулъ голосомъ сокрушеннаго сердца: ,,О Небо! когда въ семъ наклонен³и бывали так³е глаголы въ языкѣ Рускомъ? Можно ли изъявительное такъ своевольно обратитъ въ неокончательное и глаголы недостаточные въ полные? Можно ли забыть, что нѣкоторые изъ нихъ употребляются только съ предлогами, какъ-то: накалывать, ожидать, прилыгатъ?" - Слезы текли ручьями по лицу чувствительнаго старца. Я не могъ видѣть его печали, ушелъ, и черезъ двѣ недѣли снова явился въ кабинетѣ ученаго мужа.
Онъ казался уже гораздо спокойнѣе, самъ началъ говоритъ о новой Грамматикѣ, хвалилъ въ ней мног³я полезныя замѣчан³я, но осуждалъ раздѣлен³е глаголовъ по ихъ неокончательному наклонен³ю, доказывая его невѣрность и сбивчивость. ,,Мой другъ! оказалъ онъ: вамъ даютъ правила; но всякое изъ нихъ раждаетъ изключен³е. Я могу вытвердить ихъ наизусть и безпрестанно ошибаться: слѣдственно правила неосновательны. На примѣръ: Авторы говорятъ, что глаголы, которые въ неопредѣленномъ наклонен³и оканчиваются на ать, перемѣняютъ с³и буквы въ изъявительномъ наклонен³и перваго лица настоящаго времени на ю; но они должны тотчасъ примолвить, что глаголы плакать, кликать и мног³е друг³е уклоняются отъ сего закона! Не будемъ клеветать на языкъ: онъ имѣетъ вѣрные законы для измѣнен³я буквъ въ разныхъ случаяхъ глагола, но мы только еще не открыли ихъ. Изъяснимъ великое малымъ, и скажемъ, что натура во всѣхъ творен³яхъ и разрушен³яхъ слѣдуетъ вѣчнымъ, единообразнымъ законамъ, которые однакожь по большой части укрываются отъ Натуралистовъ. Спряжен³я во всѣхъ коренныхъ языкахъ составляютъ главную трудность: кто приведетъ ихъ у насъ въ ясную систему, того ожидаетъ вѣнецъ безсмерт³я; но сей велик³й мудрецъ, сей блаженный смертный еще не родился. Я посѣдѣлъ надъ глаголами, и не дерзаю думать о системѣ.
,,Однакожь Небо награждаетъ усерд³е друзей истины, и естьли не совсѣмъ, то хотя сколько нибудь озаряетъ ихъ свѣтомъ ея. Такимъ образомъ и мнѣ удалось открыть въ разсужден³и глаголовъ истинное правило - истинное, говорю: и оно не имѣетъ ни одного изключен³я" - Всякой догадается, что я нетерпѣливо хотѣлъ знать его. Хозяинъ мой улыбался съ гордост³ю - видно было, что онъ вспомнилъ славнѣйшую эпоху жизни своей - поправилъ на головѣ колпакъ, откашлялся, сѣлъ прямѣе на креслахъ, значительнымъ движен³емъ руки приготовилъ меня ко вниман³ю, и съ неизъяснимою важност³ю громко произнесъ слѣдующее: ,,Всѣ глаголы, которые въ настоящемъ времени, въ третьемъ лицѣ единственаго числа кончаюся на итъ, должны во множественномъ числѣ того же лица и времени оканчиваться на ятъ или атъ (мчитъ, мчатъ; славитъ, славятъ); другое же окончан³е единственнаго числа съ буквою Е вмѣсто И перемѣняется во множественномъ всегда на утъ или ютъ (владѣетъ, владѣютъ; лжетъ, лгутъ). Теперь найдите, любезный другъ, хотя одинъ глаголъ, который уклонялся бы отъ сего правила! Даю вамъ часъ, годъ, вѣкъ на размышлен³е!"...
Онъ снова поправилъ колпакъ свой, началъ тереть себѣ ладони пальцами, и не хотѣлъ смотрѣть на меня, чтобы не мѣшать мнѣ думать... Черезъ нѣсколько минутъ молчан³я я смиренно объявилъ ему, что въ самомъ дѣлѣ не умѣю придумать ни одного изключен³я, но что не вижу также и большой пользы сего правила. ,,Пользы?" возразилъ онъ съ живост³ю: ,,а развѣ Авторы наши не пишутъ надѣятся вмѣсто надѣются, сѣять вмѣсто сѣютъ и стоютъ вмѣсто стоятъ? Самъ я, рожденный для Грамматики, въ семъ случаѣ угадывалъ истину единственно по щастливому вдохновен³ю Природы!... Выслушайте истор³ю. Паден³е яблока съ дерева, въ глазахъ Невтона, открыло намъ систему тяготен³я: Грамматика обязана моимъ открыт³емъ - ржан³ю лошадей. Однажды кучеръ пришелъ ко мнѣ и сказалъ: два дни сряду у насъ безпрестанно ржатъ лошади. Вретъ, отвѣчалъ я: надобно говоритъ ржутъ. Упрямой кучеръ не хотѣлъ согласится со мною. Мы призвали другихъ людей: выходила разноголосица. Я безпокоился, ѣздилъ, бѣгалъ по улицамъ, останавливалъ знакомыхъ и незнакомыхъ, спрашивая: ржутъ или ржатъ? Не мног³е понимали важность моего вопроса; нѣкоторые смотрѣли на меня съ удивлен³емъ; друг³е смѣялись. Одинъ молодой человѣкъ, которой ѣхалъ верхомъ съ дамою, будучи такимъ образомъ остановленъ мною и видя, что красавица его испугалась моего грамматическаго вопроса, махнулъ хлыстомъ и - сдѣлалъ меня Циклопомъ навѣки." (Надобно знать, что Грамматикъ нашъ кривъ.),, Это бездѣлица; но къ нещастью, я не могъ употреблен³емъ языка рѣшить спора моего съ кучеромъ: одни соглашались со мною, друг³е съ нимъ. Надлежало искать правила - и черезъ 6 мѣсяцевъ, самыхъ безпокойнѣшихъ въ жизни моей, я нашелъ его (оно уже вамъ извѣстно): надобно говорить ржутъ, ибо мы говоримъ ржетъ. Е перемѣняется только на У или Ю."
Я слушалъ великаго мужа съ искреннимъ вниман³емъ и смотрѣлъ на кривой глазъ его съ почтен³емъ. Кто изъ смертныхъ приносилъ так³я жертвы грамматическому любопытству?
Но сей великодушной человѣкъ, въ зрѣлыхъ лѣтахъ заплативъ глазомъ за открыт³е истины въ спряжен³яхъ, еще въ молодости лишился выгоднаго мѣста отъ усерд³я къ правильности склонен³й. Мы въ другое свидан³е говорили съ нимъ объ именахъ числительныхъ: онъ доказывалъ, что наши Грамматики не даютъ вѣрнаго правила для сочинен³я ихъ съ другими именами, и сказалъ: ,,Вы найдете въ Грамматикахъ, что надобно говорить: два человѣка, семь рублей: важное наставлен³е! Кто изъ Рускихъ ошибается въ этомъ случаѣ? Но гдѣ же узнаете, какъ должно писать: съ двумя стами Гранадеръ или Гренадерами, съ двумя тысячами рублей или рублями? Вотъ камень преткновен³я! вотъ узелъ Горд³евъ!... Любезной другъ! теперь сообщу вамъ мое второе открыт³е и разскажу еще анекдотъ. Я былъ нѣкогда Секретаремъ, у Графа N. N. и пользовался его милост³ю. Онъ приказалъ мнѣ однажды сочинить письмо къ Министру о важномъ дѣлѣ. Я уже дописывалъ его, но вдругъ остановился; надобно было сказать: въ осьмидесяти тысячахъ рубляхъ или рублей: какъ же правильнѣе? думалъ, ломалъ голову; часы и дни проходили. Графъ требовалъ письма, и слыша все одинъ отвѣтъ: не готово! наконецъ такъ, разсердился, что не велѣлъ меня выпускать изъ горницы и осудилъ, какъ Англ³йскаго Присяжнаго, на голодную смерть, естьли не исполню своей должности. Неволя и голодъ безъ сомнѣн³я непр³ятны, но ужаснѣе всего ошибиться противъ Грамматики, и я три дни не пилъ, не ѣлъ, не спалъ, а въ четвертой, по милости Неба, нашелъ правило - дописалъ письмо, и едва могъ, отъ изнурен³я силъ, дотащиться до Графскаго кабинета, чтобъ вручить ему бумагу. Онъ хотѣлъ знать причину моего неизъяснимаго упрямства - и душа моя, обрадованная великимъ открыт³емъ, излилась передъ нимъ въ искреннемъ признан³и. Графъ засмѣялся, подарилъ мнѣ осыпанную брилл³янтами табакерку, но велѣлъ искать другова мѣста, сказавъ: тебѣ впредь могутъ встрѣчаться грамматическ³я сомнѣн³я, а бумаги мои требуютъ скорости."
Я желалъ свѣдать правило, которое выгнало его изъ Графской Канцеляр³и. ,,Вотъ оно," отвѣчалъ великодушный Грамматикъ (разумѣется, что онъ опять взялъ на себя видъ законодателя, который съ высоты трона даетъ уставы вселенной): естьли имя числительное не имѣетъ рода (какъ-то: два, пять, десять, семдесять), то существительное должно быть съ нимъ. Въ одномъ падежѣ, и мы говоримъ: въ шестидесяти рубляхъ, а не рублей; когда же число имѣетъ родъ (на примѣръ: пятокъ, десятокъ, сотня, тысяча, милл³онъ), то имя, за нимъ слѣдующее, должно бытъ всегда въ родительномъ падежѣ, и надобно говорить: тысячами рублей, въ милл³онѣ душъ, а не тысячами рублями, не въ милл³онѣ душахъ. Когда же за тысячами или за милл³ономъ слѣдуетъ число безродное, то существительное принимаетъ его падежъ, и надобно писать: съ двумя тысячами двадцатью Гранадерами, а не ,Гранадеръ." - - Хорошо, сказалъ я: но число сто имѣетъ ли родъ по сему правилу, и какъ надобно сочинять его съ именами? - ,,Браво, браво, любезный другъ!" отвѣтствовалъ ученый мужъ: ,,этотъ вопросъ доказываетъ, что Ген³й Грамматики, пролетая вселенную махнулъ крыломъ надъ твоею головою! Такъ, число сто приводило меня въ сомнѣн³е; но я увѣрился наконецъ, что оно имѣетъ родъ, когда мы говоримъ: ,,первое сто, второе сто, и когда оно употребляется во множественномъ числѣ: пять сотъ, шесть сотъ, и проч. Это рѣшительно - и въ слѣдств³е моего правила должно говорить: съ тремя стами Рускихъ, а не Рускими. - Такимъ образомъ любовь къ великой наукѣ отъ времени до времени производитъ открыт³я; но (говорю и повторяю), что Росс³йская Грамматика есть донынѣ богиня Изида въ пеленахъ: никто еще не обнажилъ всѣхъ ея тайностей. Мой другъ гораздо легче имѣть полную, ясную, мудрую систему гражданскаго законодательства, нежели языка; гораздо легче сдѣлаться всѣмъ судьямъ правосудными нежели всѣмъ Писателямъ грамотными"... Тутъ я невольнымъ образомъ воскликнулъ: увы!... Грамматикъ мой продолжалъ: ,,Разумѣю ваше, любезный другъ, междомет³е; оно конечно горестно; но такъ вѣчнымъ судьбамъ угодно!...
O Grammaire, abyme immense!
Tu nous laisses-fau clartê.
Notre fort est l'ignorance:
Le favoir eit vanitê (*)!
{* Парод³я Вольтеровыхъ стиховъ: O nature abyme immense.}
,,Мы щастливы и тѣмъ, что можемъ надѣяться - и я заказалъ уже первому живописцу нашей Академ³и представить на картинѣ Минерву, выходящую въ блестящихъ доспѣхахъ изъ Юпитерова мозгу: она будетъ для меня образомъ Грамматики, которая со временемъ выдетъ изъ головы мудрецовъ Росс³йскихъ, вооруженная вѣрными правилами на всѣ возможные случаи языка. Въ послѣднюю минуту жизни моей взгляну на эту картину, и спокойно закрою глаза навѣки!"
Но сей огненный любовникъ правилъ не можетъ терпѣть излишно строгихъ. Онъ разсердился до крайности на сочинителей упомянутой новѣйшей Грамматики, которые говорятъ рѣшительно, что предлогъ между требуетъ всегда падежа творительнаго, и что родительный есть въ такомъ случаѣ ошибка. ,,Мой другъ!" сказалъ онъ: ,,употреблен³е есть избалованное дитя народовъ, съ которымъ нельзя обходиться сурово; надобно во многомъ щадить его. Давно уже Руск³е говорятъ: между полями и между полей, соображаясь иногда съ пр³ятност³ю слуха. Сохрани насъ Богъ отъ тиранства! Грамматикъ долженъ бытъ добродушнымъ и жалостливымъ, особливо къ стихотворцамъ. Ахъ! они и такъ не рѣдко стенаютъ отъ упругости длинныхъ словъ въ языкѣ Рускомъ: на что ихъ обременять лишними слогами? Нѣтъ, у насъ не каменныя сердца; нѣтъ! Грамматикъ чувствительной, и даже справедливой, съ обыкновенною искренност³ю скажетъ имъ: пишите смѣло между жасминовъ и лилей, вы, невинныя дѣти Аполлоновы! Пишите, какъ вамъ угодно - какъ вамъ угодно, друзья мои!"...
Тутъ голосъ его такъ смягчился, на лицѣ изобразилась такая добродушная, милая, нѣжная улыбка, что слезы покатились изъ глазъ моихъ.... О торжество чувствительности даже и въ самой Грамматикѣ!... Одно воспоминан³е сей минуты трогаетъ мое сердце - и я долженъ бросить перо!!
Указатель къ Вѣстнику Европы 1802-1830
10. Великой мужъ Русской Грамматики (ч. 8, No 7, стр. 200-212), подписано А. Б. В. Статья Н. М. Карамзина, перепеч. въ П. С. С., изд. Смирдина, т. 3, стр. 317. Авторъ высказаль тутъ нѣсколько грамматическихъ правилъ относительно спряжен³й, склонен³й и согласован³я словъ.
О вѣрномъ способѣ имѣть въ Росс³и довольно учителей.
Есть два рода людей, у насъ и вездѣ: одни вѣрятъ силѣ и легкимъ успѣхамъ добра, радуются намѣрен³емъ его какъ дѣломъ, и - мимо всѣхъ возможныхъ или необходимыхъ препятств³й - летятъ мысл³ю Къ щастливому исполнен³ю плана; друг³е трясутъ головою при всякой новой идеѣ человѣколюб³я тотчасъ находятъ невозможности, съ удивительною методою раздѣляютъ ихъ на классы и статьи, улыбаются и заключаютъ обыкновеннымъ припѣвомъ лѣниваго ума: какъ ни мудри, а все будетъ по старому! Въ доказательство нашего безпристраст³я согласимся, что первые не рѣдко обманываются; согласимся даже, что вторые чаще бываютъ правы: но скажемъ и то, что люди не успѣли бы ни въ чемъ хорошемъ и благородномъ, естьли бы всѣ имѣли такой образъ мыслей; смѣлые законодатели, творцы государственнаго блага, не с³яли бы тогда въ Истор³и, и мы не научились бы судить о великихъ людяхъ по трудностямъ, которыя они преодолѣваютъ.
Такимъ образомъ и сей новый уставъ просвѣщен³я, которымъ утѣшаются добрые Патр³оты, можетъ иному флегматическому скептику представить велик³я трудности въ своемъ исполнен³и. На примѣръ, онъ скажетъ: ,,гдѣ Росс³я будетъ находить столько учителей сколько ихъ нужно для уѣздныхъ и Губернскихъ школъ по новому образован³ю? кѣмъ наполнятся Педагогическ³е Институты? можно ли надѣяться на довольное число охотниковъ?" Отвѣчаемъ ему:
Всѣ знаютъ, что при Московскомъ Университетѣ всегда воспитывалось нѣсколько молодыхъ людей на казенномъ содержан³и; но не всѣмъ, можетъ быть, извѣстна великая польза сего учрежден³я. Ему обязаны мы тѣмъ, что ученое состоян³е (не смотря на малыя свои донынѣ выгоды и весьма ограниченный кругъ дѣйств³я) не погасло въ Росс³и; что Университетъ нашъ, славясь иногда чужестранными Профессорами, всегда славился и Рускими, которые, преподавая Науки, въ то же время образовали и языкъ отечественной. Друг³е учились временно, мимоходомъ, и рѣдко доучивались; но изъ питомцевъ Монаршей благодѣтельности выходили хорош³е Студенты, Бакалавры, Магистеры, Профессоры. Обязанные моральнымъ быт³емъ своимъ Университету, привыкнувъ къ мѣсту, къ людямъ, къ жизни посвященной Наукамъ, они не обольщались выгодами другихъ состоян³й, оставались въ ученомъ, и съ удовольств³емъ брали на себя должность наставниковъ юношества. - Когда же мудрое наше Правительство новыми благодѣян³ями оживитъ сей Институтъ, то Росс³я будетъ имѣть столько ученыхъ людей, столько Педагоговъ, сколько ей надобно. Правда, что мы и не знаемъ другаго надежнаго способа имѣть ихъ; но довольно и одного вѣрнаго.
Число желающихъ пользоваться симъ благодѣтельнымъ учрежден³емъ было всегда такъ велико, что Университетъ не могъ принимать изъ нихъ ни третьей части, думаю, въ опредѣленный закономъ комплектъ. Нынѣ, при новыхъ выгодахъ ученаго зван³я, сколько бѣдныхъ молодыхъ людей захотятъ итти симъ путемъ! сколько небогатыхъ родителей благословятъ Небо и Монарха, отдавая дѣтей въ такое мѣсто, гдѣ они будутъ хорошо содержаны, морально образованы, просвѣщены, и черезъ нѣсколько лѣтъ найдутъ средство служитъ отечеству въ зван³и толъ полезномъ! Жалованье учителя городской школы есть уже избытокъ человѣка, воспитаннаго въ незнан³и прихотей. Онъ же можетъ имѣть и посторонн³е честные доходы: благодарные родители учениковъ его, купцы, дворяне, безъ сомнѣн³я будутъ на дѣлѣ изъявлять ему свою признательность. Сверхъ того онъ имѣетъ въ виду временныя награжден³я за особенное усерд³е и способность въ отправлен³и его должности, и наконецъ всегдашнюю пенс³ю, какое щаст³е для человѣка, который родился въ бѣдности и могъ быть тягост³ю для злополучнаго отца, естьли бы благодѣтельное Правительство не взяло на себя его воспитан³я! - Замѣтимъ еще выгоду Педагогическаго состоян³я. Народный учитель есть, конечно, какъ говорится, не знатной, не великой господинъ; но малочиновность бываетъ оскорбительна для самолюб³я только въ гражданской дѣятельности и въ частыхъ сношен³яхъ съ людьми. Учитель по должности своей удаленъ отъ свѣтскаго вихря: онъ есть глава въ кругу своемъ, не имѣетъ нужды въ другихъ,а друг³е имѣютъ въ немъ нужду (отцы и родственники учениковъ), и можетъ скорѣе возгордиться, нежели унизиться въ своихъ чувствахъ. С³е замѣчан³е такъ справедливо, что во многихъ Европейскихъ земляхъ гордость школьнаго мастера вошла въ пословицу.
Бѣдность есть съ одной стороны нещастье гражданскихъ обществъ, а съ другой причина добра: она заставляетъ людей быть полезными, и, такъ сказать, отдаетъ ихъ въ расположен³е Правительства; бѣдные готовы служить во всѣхъ зван³яхъ, чтобы только избѣжать жестокой нищеты. Росс³я на первой случай можетъ единственно отъ нижнихъ классовъ гражданства ожидать ученыхъ, особливо Педагоговъ. Дворяне хотятъ чиновъ, купцы богатства черезъ торговлю; они безъ сомнѣн³я будутъ учиться, но только для выгодъ своего особеннаго состоян³я, а не для успѣховъ самой Науки - не для того, чтобы хранить и передавать ея сокровища другимъ. Слава Богу! нигдѣ уже благородные не думаютъ, что пыльной генеалогической свитокъ есть право бытъ невѣждою и занимать важнѣйш³я мѣста въ государственномъ порядкѣ; но естьли и въ другихъ земляхъ Европы, гораздо опытнѣйшихъ и старѣйшихъ въ гражданскомъ образован³и, ученый дворянинъ есть нѣкоторая рѣдкость, то можемъ ли въ Росс³и ждать благородныхъ на Профессорскую каѳедру? Хотя - признаюсь - я душевно бы обрадовался первому феномену въ семъ родѣ. Что въ самомъ дѣлѣ священнѣе храма Наукъ, сего единственнаго мѣста, гдѣ человѣкъ можетъ гордиться саномъ своимъ въ м³рѣ, среди богатствъ разума и великихъ идей? Воинъ и судья необходимы въ гражданскомъ обществѣ; но с³я необходимость горестна для человѣка. Успѣхи просвѣщен³я должны болѣе и болѣе удалять государства отъ кровопролит³я, а людей отъ раздоровъ и преступлен³й: какъ же благородно ученое состоян³е, котораго дѣло есть возвышать насъ умственно, морально, и приближать щастливую эпоху порядка, мира, благоденств³я!... Но я долженъ извиниться передъ читателями: так³я мысли далеки отъ обыкновенныхъ побудительныхъ причинъ гражданской дѣятельности.
Говоря о ближайшемъ и настоящемъ, скажемъ, что естьли въ Москвѣ и въ каждомъ ученомъ округѣ Росс³и будетъ отъ трехъ до пяти сотъ воспитанниковъ на казенномъ или общественномъ содержан³и, то черезъ 10 или 15 лѣтъ Университетскимъ Правлен³ямъ останется только выбирать достойнѣйшихъ изъ нихъ до зван³я учителей. Патр³отическая ревность нашего дворянства и купечества можетъ въ семъ случаѣ обнаружиться съ блескомъ и существенною пользою, чтобы не отяготить казны издержками. Благодѣян³е есть потребность нѣжной души: чѣмъ предметъ его вѣрнѣе и спасительнѣе, тѣмъ оно должно быть усерднѣе. Человѣколюбивыя намѣрен³я Монарха явно дѣйствуютъ нынѣ на умы и сердца: вездѣ обнаруживается какая-то Филантроп³я; вездѣ хотятъ общеполезныхъ учрежден³й и выдумываютъ планы. Трудъ напрасный!. Оставимъ Правительству учреждать и заводить: удовольствуемся чест³ю и славою способствовать ему въ его святыхъ намѣрен³яхъ. Зная главную потребность Росс³и, Оно всего болѣе желаетъ озарить умы наши свѣтомъ учен³я: когда сей велик³й планъ его исполнится, тогда будемъ щастливѣе и въ собственныхъ изобрѣтен³яхъ ума и въ собственныхъ выдумкахъ для блага людей. Уже Патр³отизмъ готовъ дерзну сказать, удивить Росс³ю своими щедрыми дарами въ пользу Университетовъ; но скромность не дозволяетъ намъ еще произнести имени. Истор³я нашего отечества доказываетъ, что мног³е Руск³е имѣли славу быть первыми въ блестящихъ дѣлахъ добра, но никогда не оставались безъ подражателей: наше время безъ сомнѣн³я не представитъ изключен³я. Естьли мы, усердно прославляя знаменитыхъ благотворителей Росс³йской учености, не имѣемъ способовъ равняться, въ щедрости съ ними, то все еще можемъ смѣло итти къ жертвеннику отечества и съ малѣйшимъ даромъ. Пусть богатой человѣкъ достойно славится тѣмъ, что его благотворительность воспитываетъ десять или двадцать молодыхъ людей при Университетѣ: другой не менѣе его можетъ радоваться мысл³ю, что, удѣляя нѣчто отъ плодовъ своего трудолюб³я, дастъ хотя одному сыну бѣднаго мѣщанина средство учиться и быть полезнымъ гражданиномъ. Благодѣян³е такого роду безконечно, и слѣдств³я его переживутъ нашихъ внуковъ: ибо всякой образованный умъ, дѣйствуя на современниковъ, дѣйствуетъ и на потомство, которое не особеннымъ откровен³емъ, а нашими мыслями и свѣдѣн³ями должно просвѣтиться.
Московск³е дворяне, издревле знаменитые, давно уже пользуясь благодѣян³емъ Университета - гдѣ они или сами учились или учатъ дѣтей своихъ - не захотятъ ли возвыситъ его передъ новѣйшими? Не захотятъ ли присвоить ему славы надѣлятъ Росс³ю учителями, а друг³е Университеты Профессорами? Для сего (повторяю) надобно только умножить число народныхъ или государственныхъ воспитанниковъ при Московской Гимназ³и; и тогда Ректоръ Университетск³и, вводя какого нибудь знаменитаго иностранца въ огромныя залы училища, скажетъ ему: ,,вотъ питомцы щедраго Московскаго Дворянства!" Съ какимъ удовольств³емъ с³и государственные благотворители видѣли бы успѣхи молодыхъ людей, обязанныхъ имъ истиннымъ человѣческимъ быт³емъ! Всякой занимался бы своимъ особеннымъ питомцемъ и гордился бы его отлич³емъ. Содержан³е ученика стоитъ въ годъ около 150 рублей: какое же другое удовольств³е можемъ купить столь дешево?
Нынѣшнее щастливое состоян³е Росс³и, мудрый духъ Правлен³я, спокойств³е сердецъ, веселыя лица, чувствительность Рускихъ къ добру, вселяютъ въ насъ охоту разсуждать о дѣлахъ общей пользы. Мы знаемъ старцевъ, которые, стоя на краю могилы, съ радостными слезами