Главная » Книги

Карамзин Николай Михайлович - Статьи из "Вестника Европы", Страница 4

Карамзин Николай Михайлович - Статьи из "Вестника Европы"


1 2 3 4 5 6 7 8 9

Росс³и. Письмо изъ Т. (ч. 2, No 8, стр. 358-366), подписано N. N. (Карамзинъ?). Здѣсь говорится объ открыт³и въ городѣ Т. училища и о пользѣ распространен³я такихъ заведен³й; въ концѣ авторъ говоритъ о вредныхъ послѣдств³яхъ воспитан³я дѣтей, порученныхъ иностранцамъ.

О книжной торговлѣ и любви ко чтен³ю въ Росс³и.

  
   За 25 лѣтъ передъ симъ были въ Москвѣ двѣ книжныя лавки, которыя не продавали въ годъ ни на 10 тысячь рублей. Теперь ихъ 20, и всѣ вмѣстѣ выручаютъ онѣ ежегодно около 200,000 рублей. Сколько же въ Росс³и прибавилось любителей чтен³я? Это пр³ятно всякому, кто желаетъ успѣховъ разума, и знаетъ, что любовь ко чтен³ю всего болѣе имъ способствуетъ.
   Господинъ Новиковъ былъ въ Москвѣ главнымъ распространителемъ книжной торговли. Взявъ на откупъ Университетскую Типограф³ю, онъ умножилъ механическ³е способы книгопечатан³я, отдавалъ переводить книги, завелъ лавки въ другихъ городахъ, всѣми способами старался пр³охотить Публику ко чтен³ю, угадывалъ общ³й вкусъ и не забывалъ частнаго. Онъ торговалъ книгами, какъ богатый Голландск³й или Англ³йск³й купецъ торгуетъ произведен³ями всѣхъ земель: то есть, съ умомъ, съ догадкою, съ дальновиднымъ соображен³емъ. Прежде расходилось Московскихъ газетъ не болѣе 600 экземпляровъ: Г. Новиковъ сдѣлалъ ихъ гораздо богатѣе содержан³емъ, прибавилъ къ политическимъ разныя друг³я статьи, и наконецъ выдавалъ при Вѣдомостяхъ безденежно Дѣтское Чтен³е, которое новост³ю своего предмета и разнообраз³омъ матер³и, не смотря на ученическ³й переводъ многихъ п³есъ, нравилось Публикѣ. Число субскрибентовъ ежегодно умножалось, и лѣтъ черезъ десять дошло до 4000. Съ 1797 году газеты сдѣлались важны для Росс³и Высочайшими Императорскими приказами и другими государственными извѣст³ями, въ нихъ вносимыми; и теперь расходится Московскихъ около 6000: безъ сомнѣн³я еще мало, когда мы вообразимъ велич³е Импер³и, но много въ сравнен³и съ прежнимъ расходомъ, и едва ли въ какой нибудь землѣ число любопытныхъ такъ скоро возрастало, какъ въ Росс³и. Правда, что еще мног³е дворяне, и даже въ хорошемъ состоян³и, не берутъ газетъ; но за то купцы, мѣщане любятъ уже читать ихъ. Самые бѣдные люди подписываются, и самые безграмотные желаютъ знать, что пишутъ изъ чужихъ земель! Одному моему знакомцу случилось видѣть нѣсколько пирожниковъ, которые, окруживъ чтеца, съ великимъ вниман³емъ слушали описан³е сражен³я между Австр³йцами и Французами. Онъ спросилъ и узналъ, что пятеро изъ нихъ складываются и берутъ Московск³я газеты, хотя четверо не знаютъ грамоты; но пятой разбираетъ буквы, а друг³е слушаютъ.
   Наша книжная торговля не можетъ еще равняться съ Нѣмецкою, Французскою или Англ³йскою; но чего не льзя ожидать отъ времени, судя по ежегоднымъ успѣхамъ ея? Уже почти во всѣхъ Губернскихъ городахъ есть книжныя лавки; на всякую ярманку, вмѣстѣ съ другими товарами, привозятъ и богатства нашей Литтературы. Такъ на примѣръ сельск³я дворянки на Макарьевской ярманкѣ запасаются не только чепцами, но и книгами. Прежде торгаши ѣзжали по деревнямъ съ лентами и перстнями: нынѣ ѣздятъ они съ ученымъ товаромъ, и хотя по большой части сами не умѣютъ читать, но желая прельстить охотниковъ, разсказываютъ содержан³е романовъ и комед³й, правда по-своему и весьма забавно. Я знаю дворянъ, которые имѣютъ ежегоднаго дохода не болѣе 500 рублей, но собираютъ, по ихъ словамъ, библ³отески, радуются ими, и между тѣмъ, какъ мы съ небрежен³емъ бросаемъ, куда попало, богатыя издан³я Вольтера, Бюффона, они не дадутъ упасть пылинкѣ на самаго Мирамонда; читаютъ каждую книгу нѣсколько разъ, и перечитываютъ съ новымъ удовольств³емъ.
   Любопытный пожелаетъ, можетъ быть, знать, какого роду книги у насъ болѣе всего расходятся? Я спрашивалъ о томъ у многихъ книгопродавцевъ, и всѣ не задумавшись отвѣчали: "романы!" Не мудрено: сей родъ сочинен³й есть безъ сомнѣн³я самый любопытнѣйш³й для большей части Публики, занимая сердце и воображен³е, представляя картину свѣта и подобныхъ намъ людей въ интересныхъ положен³яхъ, изображая сильнѣйшую и при томъ самую обыкновенную страсть въ ея разнообразныхъ дѣйств³яхъ. Не всякой можетъ философствовать или ставить себя на мѣстѣ Героевъ Истор³и, но всякой любитъ, любилъ или хотѣлъ любить, и находитъ въ романическомъ Героѣ самого себя. Читателю кажется, что Авторъ говоритъ ему языкомъ собственнаго его сердца; въ одномъ романъ питаетъ надежду, въ другомъ пр³ятное воспоминан³е. Въ семъ родѣ у насъ, какъ извѣстно, гораздо болѣе переводовъ, нежели сочинен³й, и слѣдственно иностранные Авторы перебиваютъ славу у Рускихъ. Теперь въ страшной модѣ Коцебу - и какъ нѣкогда Парижск³е книгопродавцы требовали Персидскихъ писемъ отъ всякаго Сочинителя, такъ наши книгопродавцы требуютъ отъ переводчиковъ и самыхъ Авторовъ Коцебу, одного Коцебу!! Романъ, сказка, хорошее или дурное - все одно, естьли на титулѣ имя славнаго Коцебу!
   Не знаю, какъ друг³е, а я радуюсь: лишь бы только читали! И романы, самые посредственные, - даже безъ всякаго таланта писанные, способствуютъ нѣкоторымъ образомъ просвѣщен³ю. Кто плѣняется Никаноромъ, злощастнымъ дворяниномъ, тотъ на лѣсницѣ умственнаго и моральнаго образован³я стоитъ еще ниже его Автора, и хорошо дѣлаетъ, что читаетъ сей Романъ: ибо безъ всякаго сомнѣн³я чему нибудь научается въ мысляхъ или въ ихъ выражен³и. Какъ скоро между Авторомъ и читателемъ велико разстоян³е, то первый не можетъ сильно дѣйствовать на послѣдняго, какъ бы онъ уменъ ни былъ. Надобно всякому что нибудь поближе: одному Жанъ-Жака, другому Никанора. Какъ вкусъ физическ³й вообще увѣдомляетъ насъ о соглас³и пищи съ нашею потребност³ю, такъ вкусъ моральный открываетъ человѣку вѣрную аналог³ю предмета съ его душею; но с³я душа можетъ возвыситься постепенно - и кто начинаетъ Злощастнымъ дворяниномъ, не рѣдко доходитъ до Новой Элоизы.
   Всякое пр³ятное чтен³е имѣетъ вл³ян³е на разумъ, безъ котораго ни сердце не чувствуетъ, ни воображен³е не представляетъ. Въ самыхъ дурныхъ романахъ есть уже нѣкоторая Логика и Реторика: кто ихъ читаетъ, будетъ говорить лучше и связнѣе совершеннаго невѣжды, который въ жизнь свою не раскрывалъ книги. Къ тому же нынѣшн³е романы богаты всякаго рода познан³ями. Авторъ, вздумавъ написать три или четыре тома, прибѣгаетъ ко всѣмъ способамъ занять ихъ, и даже ко всѣмъ наукамъ: то описываетъ какой нибудь Американской островъ, истощая Бишинга; то изъясняетъ свойство тамошнихъ растѣн³й, справляясь съ Бомаромъ; такимъ образомъ читатель узнаетъ и Географ³ю и Натуральную Истор³ю; и я увѣренъ, что скоро въ какомъ нибудь Нѣмецкомъ романѣ новая Планета П³ацци будетъ описана еще обстоятельнѣе, нежели въ Петербургскихъ Вѣдомостяхъ!
   Напрасно думаютъ, что романы могутъ быть вредны для нравственности; всѣ они имѣютъ обыкновенно моральную цѣль или представляютъ моральное слѣдств³е. Правда, что нѣкоторые характеры въ нихъ бываютъ вмѣстѣ и приманчивы и порочны, но чемъ же они приманчивы? нѣкоторыми добрыми свойствами, которыми Авторъ закрасилъ ихъ черноту: слѣдственно добро и въ самомъ злѣ торжествуетъ. Нравственная природа наша такова, что не угодишь сердцу изображен³емъ дурныхъ людей и не сдѣлаешь ихъ никогда его любимцами. Как³е романы болѣе всѣхъ нравятся? обыкновенно чувствительные; слезы, проливаемыя читателями, текутъ всегда отъ любви къ добру и питаютъ ее. Нѣтъ, нѣтъ! дурные люди и романовъ не читаютъ. Жесткая душа ихъ не принимаетъ кроткихъ впечатлѣн³й любви и не можетъ заниматься судьбою нѣжности. Гнусный корыстолюбецъ, эгоистъ, найдетъ ли себя въ прелестномъ романическомъ Героѣ? а что ему нужды до другихъ? Неоспоримо то, что романы дѣлаютъ и сердце и воображен³е... романическимъ: какая бѣда? тѣмъ лучше въ нѣкоторомъ смыслѣ для насъ, жителей холоднаго и желѣзнаго сѣвера! Безъ сомнѣн³я не романическ³я сердца причиною того зла въ свѣтѣ, на которое вездѣ слышимъ жалобы, но грубыя и холодныя, то есть совсѣмъ имъ противоположныя! Романическое сердцe огорчаетъ себя болѣе, нежели другихъ, но за то оно любитъ свои огорчен³я, и не отдастъ ихъ за самыя удовольств³я эгоистовъ.
   Однимъ словомъ: хорошо, что наша Публика и романы читаетъ!
  

N.

Указатель къ Вѣстнику Европы 1802-1830

  
   О книжной торговлѣ и любви къ чтен³ю въ Росс³и (ч. 3, No 9, стр. 57-64), подписано N.; статья Н. М. Карамзина, перепеч. въ П. С. С., изд. Смирдина, т. 3, стр. 545. Здѣсь говорится о распространен³и книжной торговли въ Росс³и. 25 лѣтъ назадъ, говоритъ авторъ, были въ Москвѣ двѣ книжныя лавки, теперь ихъ двадцать, и онѣ всѣ выручаютъ ежегодно до 200 т. р. Новиковъ въ Москвѣ былъ главный распространитель книжной торговли, онъ взялъ на откупъ университетскую типограф³ю, отдавалъ переводить книги, завелъ книжныя лавки въ другихъ городахъ; прежде расходилось Московскихъ Вѣдомостей только 600 экземпляровъ; Новиковъ обогатилъ и разнообразилъ ихъ содержан³е, выдавалъ при вѣдомостяхъ Дѣтское Чтен³е, черезъ десять лѣтъ число подписчиковъ возрасло до 4,000; съ 1797 года въ вѣдомостяхъ печатались Высочайш³е указы, и число подписчиковъ возрасло до 6,000; за этимъ говорится о распространен³и чтен³я въ губерн³яхъ и о пользе чтен³я вообще.

О новомъ образован³и народнаго просвѣщен³я въ Росс³и.

  
   24 Января державная рука АЛЕКСАНДРА подписала безсмертный указъ о заведен³и новыхъ училищъ и распространен³и Наукъ въ Росс³и. Сей щастливый Императоръ - ибо дѣлать добро милл³онамъ есть главное на землѣ блаженство - торжественно именуетъ народное просвѣщен³е важною част³ю государственной системы, любезною сердцу ЕГО. Мног³е Государи имѣли славу быть покровителями Наукъ и дарован³й; но едва ли кто нибудь издавалъ такой основательной, всеобъемлющ³й планъ народнаго учен³я, какимъ нынѣ можетъ гордиться Росс³я. ПЕТРЪ Велик³й учредилъ первую Академ³ю въ нашемъ отечествѣ, Елисавета первый Университетъ, Великая ЕКАТЕРИНА городск³я школы, но АЛЕКСАНДРЪ, размножая Университеты и Гимназ³и, говоритъ еще: да будетъ свѣтъ и въ хижинахъ! Новая, великая эпоха начинается отнынѣ въ Истор³и моральнаго образован³я Росс³и, которое есть корень государственнаго велич³я, и безъ котораго самыя блестящ³я царствован³я бываютъ только личною славою Монарховъ, не отечества, не народа. Росс³я, сильная и щастливая во многихъ отношен³яхъ, унижалась еще справедливою завист³ю, видя торжество просвѣщен³я въ другихъ земляхъ и слабый, невѣрный блескъ его въ обширныхъ ея странахъ. Римляне, уже побѣдители вселенной, были еще презираемы Греками за ихъ невѣжество, и не силою, не побѣдами, но только учен³емъ могли наконецъ избавиться отъ имени варваровъ. Не одно народное славолюб³е - хотя оно, вопреки коварнымъ лицемѣрамъ смирен³я, есть душа Патр³отизма - не одно народное славолюб³е терпитъ отъ недостатка въ просвѣщен³и: нѣтъ, онъ мѣшаетъ всякому дѣйств³ю благодѣтельныхъ намѣрен³й Правителя, на всякомъ шагу останавливаетъ его, отнимаетъ силу у великихъ, мудрыхъ законовъ, раждаетъ злоупотреблен³я, несправедливости и - однимъ словомъ - не позволяетъ государству наслаждаться внутреннимъ, общимъ благоденств³емъ, которое одно достойно быть цѣл³ю истинно великаго, то есть добродѣтельнаго Монарха. АЛЕКСАНДРЪ, пылая святою ревност³ю ко щаст³ю ввѣренныхъ ЕМУ милл³оновъ, избираетъ вѣрнѣйшее, единственное средство для совершеннаго успѣха въ СВОИХЪ великодушныхъ намѣрен³яхъ: ОНЪ желаетъ просвѣтить Росс³янъ, чтобы они могли пользоваться ЕГО человѣколюбивыми уставами, безъ всякихъ злоупотреблен³й и въ полнотѣ ихъ спасительнаго дѣйств³я.
   Ревностная признательность наша къ дѣламъ сего Монарха не должна казаться неблагодарност³ю въ разсужден³и ЕГО славныхъ и великихъ Предшественниковъ. Имя ПЕТРА и ЕКАТЕРИНЫ будутъ вѣчно с³ять въ заглав³и Истор³и ума и просвѣщен³я въ Росс³и; но чего они не могли сдѣлать, то дѣлаетъ АЛЕКСАНДРЪ, Который имѣетъ щаст³е царствовать послѣ Нихъ, и въ девятомъ-надесятъ вѣкѣ. Небо оставило ЕМУ славу и возможность увѣнчать Ихъ безсмертныя творен³я. Патр³оты съ гордост³ю указывали иностранцамъ на великолѣпныя палаты столицъ, на знаки богатства и промышленности многочисленнаго купечества; съ гордост³ю вводили ихъ въ блестящ³я собран³я нашего дворянства, въ Университеты, въ Академ³и, въ Гимназ³и; но искренн³е, разумные иностранцы говорили намъ: ,,въ Росс³и уже много просвѣщен³я, но еще не довольно; въ неизмѣримыхъ странахъ ея мы находили милл³оны жителей, осужденныхъ на вѣчное невѣжество: они еще не умнѣе своихъ предковъ и не имѣютъ никакихъ способовъ умножать свои идеи, научаться опытами, успѣвать въ искусствѣ жизни и благородныхъ наслажден³й." Руск³е отвѣтствовали имъ, что сей родъ людей по самымъ связямъ гражданскаго общества кажется осужденнымъ на печальное варварство и невѣжество; но иностранцы звали насъ въ свои земли - и мы съ изумлен³емъ видѣли въ разныхъ государствахъ Европы земледѣльцевъ трудолюбивыхъ, но просвѣщенныхъ, живущихъ съ пр³ятност³ю, вкусомъ, мирно и щастливо - тѣмъ щастливѣе, чѣмъ они просвѣщеннѣе (*): мы видѣли заведенныя въ деревняхъ школы и дѣтей поселянина награждаемыхъ за прилѣжность къ ученью; видѣли въ хижинахъ (не отвратительныхъ, но опрятныхъ и чистыхъ) книги и добрые нравы; говорили съ земледѣльцами и слышали, что они благословляютъ скромную долю свою въ гражданскомъ обществѣ, считаютъ себя не жертвами его, а благополучными подобно другимъ состоян³ямъ, которыя всѣ должны трудиться, хотя разнымъ образомъ, для пользы отечества и собственной. Руск³е Патр³оты, убѣжденные очевидною истиною, что человѣкъ и въ хижинѣ и за плугомъ можетъ не обманывать видомъ своимъ, а быть въ самомъ дѣлѣ человѣкомъ, вѣрили тогда, что отечество наше имѣетъ право ожидать новыхъ, еще великихъ благодѣян³й отъ Трона въ разсужден³и государственнаго просвѣщен³я; они желали ихъ - и добродѣтельный АЛЕКСАНДРЪ, слѣдуя влечен³ю прекрасной души СВОЕЙ, исполнилъ ихъ желан³е. - Предупредимъ гласъ потомства, судъ Историка и Европы, которая нынѣ съ величайшимъ любопытствомъ смотритъ на Росс³ю; скажемъ, что всѣ новые законы наши мудры и человѣколюбивы, но что сей уставъ народнаго просвѣщен³я есть сильнѣйшее доказательство небесной благости Монарха, Который во всѣхъ СВОИХЪ подданныхъ желаетъ найти признательныхъ, всѣхъ равно любитъ и всѣхъ считаетъ людьми.
  
   *) Можно поставить въ примѣръ Швейцарскихъ, многихъ Нѣмецкихъ (особливо Голштинскихъ) и Англ³йскихъ земледѣльцевъ, которые имѣютъ библ³отеки, сами работаютъ и богаты.
  
   Теперь Дворянство Росс³йское имѣетъ случай доказать свое усерд³е къ отечеству; доказать, что мы достойны такого Монарха и нашихъ предковъ, и что польза общая намъ всего любезнѣе. Заведен³е и надежный успѣхъ сельскихъ училищъ зависятъ отчасти отъ патр³отической ревности Дворянъ: они безъ сомнѣн³я изъявятъ ее всѣми возможными способами, и посредственность будетъ спорить съ избыткомъ въ знакахъ великодушной щедрости. Самая вѣрнѣйшая опора политическихъ или государственныхъ правъ есть государственная добродѣтель; мы желали бы возвысить ее назван³емъ безкорыстной: но Небу угодно было во всемъ соединитъ съ нею награду, какъ въ Морали, такъ и въ Политикѣ. Дворянство никогда не упадало тамъ, гдѣ оно любило жертвы для общаго блага. Можемъ вспомнить нашу Истор³ю: во времена бѣдств³й Росс³и, когда самозванцы и Поляки терзали ея внутренность, народъ изъявлялъ удивительную привязанность къ Рускимъ Боярамъ, охотно слѣдовалъ ихъ волѣ и за ихъ знаменами - отъ того, что Бояре трогательнымъ образомъ доказывали свою любовь къ отечеству, первые жертвовали имѣн³емъ и жизн³ю, забывали самую фамильную вражду (которая была тогда во всей силѣ) и думали единственно о спасен³и Росс³и. Нынѣ, благодаря Провидѣн³ю! времена спокойны, и мы не въ печальной, но въ радостной одеждѣ можемъ служить отечеству или АЛЕКСАНДРУ (къ щаст³ю, велик³я имена Ихъ имѣютъ для насъ одно значен³е); можемъ и должны исполнить надежду Монарха, Котораго человѣколюбивая Политика удаляетъ отъ насъ кровопролит³е войны, но не для того, чтобы мы въ мирной тишинѣ жили только для удовлетворен³я прихотямъ безразсудной роскоши, всегда не-моральной; можемъ старан³ями, пр³ятными для благородной души, и част³ю доходовъ своихъ способствовать славнѣйшему дѣлу въ свѣтѣ: просвѣщен³ю народа и благу потомства. Чье сердце не трогается сею великою мысл³ю, тотъ безъ сомнѣн³я живетъ не въ свое время, и намъ остается жалѣть объ его нещаст³и; но о комъ изъ истинныхъ Дворянъ Рускихъ осмѣлимся такъ подумать? Кто изъ нихъ захочетъ обратить въ истину злослов³е многихъ чужестранныхъ Писателей, представляющихъ насъ эгоистами и варварами? Нѣтъ, усерд³емъ своимъ къ народному просвѣщен³ю докажемъ, что мы не боимся его слѣдств³й, и желаемъ пользоваться единственно такими правами, которыя согласны съ общимъ благомъ государства и съ человѣколюб³емъ.
   Учрежден³е сельскихъ школъ несравненно полезнѣе всѣхъ Лицеевъ, будучи истиннымъ народнымъ учрежден³емъ, истиннымъ основан³емъ государственнаго просвѣщен³я. Предметъ ихъ учен³я есть важнѣйш³й въ глазахъ Философа. Между людьми, которые умѣютъ только читать и писать, и совершенно безграмотными гораздо болѣе разстоян³я, нежели между неучеными и первыми Метафизиками въ свѣтѣ. Истор³я ума представляетъ двѣ главныя эпохи: изобрѣтен³е буквъ и типограф³и; всѣ друг³я были ихъ слѣдств³емъ. Чтен³е и письмо открываютъ человѣку новый м³ръ, особливо въ наше время, при нынѣшнихъ успѣхахъ разума. Сверхъ того мудрое Правительство еще умножаетъ пользу сельскаго учен³я, соединяя съ нимъ начальное основан³е Морали, простой, ясной, истинно человѣческой и гражданской (*). Дерзну сказать, что сочинен³е нравственнаго Катихизиса для приходскихъ училищъ достойно перваго Ген³я въ Европѣ: такъ оно важно и благодѣтельно! - Можно предвидѣть затруднен³я въ началѣ такого новаго для Росс³и учрежден³я, особливо въ нѣкоторыхъ отдаленныхъ Губерн³яхъ; но время, опыты и велик³я выгоды грамотнаго человѣка во всѣхъ отношен³яхъ сельской жизни наконецъ убѣдятъ земледѣльцевъ въ необходимости учен³я - и мѣры кроткаго понужден³я уступятъ дѣйств³ю искренней охоты. Всего же болѣе отвѣтстѣуетъ за успѣхъ то, что мудрое наше Правительство соединяетъ уважаемый народомъ санъ духовныхъ Пастырей съ должност³ю сельскихъ учителей (**).
  
   (*) См. 32 статью Устава.
   (**) Статья 33.
  
   Главнымъ благодѣян³емъ сего новаго Устава останется (какъ мы сказали) заведен³е сельскихъ школъ; но онъ представляетъ еще друг³я, велик³я пользы. Городск³я школы, Гимназ³и, Университеты, теперь умноженные числомъ, оживленные лучшимъ внутреннимъ образован³емъ, будутъ сильнѣе прежняго дѣйствовать на воспитан³е умовъ въ Росс³и. Мысль отдѣлить учен³е отъ другихъ частей государственныхъ, какъ систему особенную и цѣлую, есть мудрая и благодѣтельная мысль; ученыя мѣста должны зависѣть только отъ ученыхъ - и Ректоръ, глава ихъ въ каждомъ округѣ, будучи самъ питомцемъ Наукъ, тѣмъ ревностнѣе и дѣйствительнѣе можетъ стараться объ ихъ успѣхѣ. Довѣренность, изъявляемая Монархомъ къ собран³ю Профессоровъ, которые избираютъ своего начальника и правятъ не только Университетомъ, но и всѣми окружными Гимназ³ями и другими школами, еще болѣе возвышаетъ сей истинно-благородный санъ. Лучш³й способъ сдѣлать людей достойными уважен³я есть уважать ихъ. Новыя выгоды и почести (право избран³я есть великая) данныя ученому состоян³ю, большее число Профессоровъ и другихъ людей, къ нему принадлежащихъ, отнынѣ твердо и надежно основываютъ его въ Росс³и.
   Должно замѣтить еще двѣ важныя, новыя идеи Устава. Великая ЕКАТЕРИНА знала необходимость образовать собственныхъ учителей для государства, которому назначено просвѣтиться - и мы имѣли уже нѣкоторыя педагогическ³я заведен³я; но Кандидаты сего важнаго состоян³я людей рѣдко оставались въ ихъ зван³и, находя въ другихъ болѣе личныхъ выгодъ. Теперь мудрый Законодатель взялъ мѣры для отвращен³я сего великаго зла: Кандидатъ педагогическ³й долженъ по крайней мѣрѣ 6 лѣтъ бытъ учителемъ, чтобы перейти въ другую службу (*). Ободрен³я, назначаемыя для тѣхъ, которые отличатся въ сей должности, могутъ также имѣть весьма полезныя дѣйств³я (**); сверхъ того всякой изъ нихъ по достоинству награждается пенс³ею (***), которая великая идея есть побудить къ законовѣдѣн³ю всѣхъ молодыхъ людей, желающихъ вступить въ гражданскую службу. Черезъ 5 лѣтъ никто уже не будетъ опредѣленъ къ должности, требующей юридическихъ и другихъ познан³й, не доказавъ, что онъ пр³обрѣлъ ихъ систематическимъ учен³емъ. Нужно ли описывать всѣ хорош³я слѣдств³я такого закона? Правосуд³е есть душа государственнаго порядка: не говоря о томъ, что Науки вообще благодѣтельны для Морали, скажемъ, что не столько злое намѣрен³е, сколько грубое невѣжество бываетъ причиною неправосуд³я.
  
   (*) Статья 40.
   (**) Статья 22.
   (***) Статья 23.
  
   Вообще сей велик³й планъ народнаго просвѣщен³я славенъ не только для Росс³и и Государя ея, но и для самаго вѣка; не только Росс³я, но и Европа и цѣлый свѣтъ долженъ гордиться Монархомъ, Который употребляетъ власть единственно на то, чтобы возвысить достоинство человѣка въ неизмѣримой Державѣ Своей. Естьли всѣ просвѣщенныя земли съ особеннымъ вниман³емъ смотрятъ на с³ю Импер³ю (въ которой творческая сила человѣколюбиваго Ген³я дѣйствуетъ нынѣ живѣе, нежели гдѣ нибудь), то не одно любопытство раждаетъ его: Европа чувствуетъ, что собственный жреб³й ея зависитъ нѣкоторымъ образомъ отъ жреб³я Росс³и, столь могущественной и великой......
  
   Здѣсь глубокомысленный, важный умъ долженъ обуздать нетерпѣливость добраго сердца, которое, плѣняясь намѣрен³емъ, хочетъ немедленныхъ плодовъ закона благодѣтельнаго. Нѣтъ, велик³я государственныя творен³я бываютъ медленны - такъ угодно Небу - и естьли Росс³я въ одномъ смыслѣ удивляетъ насъ своими быстрыми, щастливыми успѣхами, то съ другой стороны она же доказываетъ, сколь трудны, неровны и неспоры шаги государствъ къ цѣли гражданскаго просвѣщен³я. Историкъ означаетъ эпохи рожден³я и новыхъ силъ: надобны вѣки для полнаго образован³я. Какъ безъ надежды нѣтъ щаст³я, такъ безъ будущаго нѣтъ великихъ дѣлъ: въ немъ хранится вѣнецъ ихъ. - Довольно, что сей безсмертный Уставъ для совершеннаго просвѣщен³я Импер³и нашей требуетъ только - вѣрнаго исполнен³я; а можно ли сомнѣваться въ исполнен³и того, что Монархъ Росс³и повелѣваетъ Росс³янамъ?

Указатель къ Вѣстнику Европы 1802-1830

  
   7. О новомъ образован³и народнаго просвѣщен³я въ Росс³и (ч. 8, No 5, стр. 49-61). Статья Н. М. Карамзина, перепеч. въ П. С. С., т. 3, стр. 348, изд. Смирдина. Авторъ говоритъ здѣсь о благодѣтельныхъ исслѣдств³яхъ указа о заведен³и новыхъ училищь и распространен³и наукъ въ Росс³и, о вл³ян³и этого указа на учителей, въ которыхъ прежде чувствовался недостатокъ, и о пользѣ учрежден³я сельскихъ школъ.
  

О Тайной Канцеляр³и.

  
   Левекъ говоритъ, что Царь Алексѣй Михайловичь учредилъ Тайную Канцеляр³ю, и, какъ легк³й Французск³й Авторъ, прибавляетъ: ,,жаль! онъ былъ впрочемъ хорош³й Государь!" Мы знаемъ, какъ по большой части Французы пишутъ Истор³ю, и не удивляемся. Гораздо важнѣе то, что Г. Шлецеръ, бывш³й нѣсколько лѣтъ Профессоромъ Руской Истор³и въ нашей Академ³и - (иностранный Профессоръ Руской Истор³и!!) - шутя надъ Левекомъ, и иазывая его не Историкомъ, а граверомъ-Левекомъ, также приписываетъ учрежден³е Тайной Канцеляр³и Алексѣю Михайловичу. ,,Ужасъ ея, говоритъ онъ, такъ поразилъ умы, что перо выпало изъ рукъ лѣтописцевъ, и всѣ лѣтописи перервались въ царствован³е сего Государя." Это, на примѣръ, очень любопытно, естьли справедливо; но могъ ли Г. Шлецеръ, ученый Критикъ и страстный любитель нашей Истор³и, не усомниться въ истинѣ такого случая (fair)? Естьли и словесная критика важна въ Истор³и, то философическая еще важнѣе. Какъ! Царь Алексѣй Михайловичь, доброй и человѣколюбивой, основалъ страшное судилище? и для чего? как³я чрезвычайныя опасности и заговоры могли оправдать с³е Учрежден³е? Въ царствован³е славное и кроткое подняло голову чудовище?? при государѣ, котораго Бояре Руск³е окружали съ любов³ю и почтен³емъ (ибо Онъ не казнилъ и не душилъ ихъ подобно Ивану Васильевичу, не боялся ихъ подобно Годунову, не равнялся съ ними подобно Шуйскому, и царствовалъ смѣлѣе, надежнѣе своего родителя) - при Государѣ, который иногда (на примѣръ во время Новогородскаго и Псковскаго мятежа, во время двухъ бунтовъ Московской Черни) умѣлъ бытъ правосуднымъ, но всегда любилъ прощать и миловать?? Ктожь были жертвами Его Тайной Канцеляр³и? Развѣ Онъ учредилъ ее для того, чтобы она дремала въ бездѣйств³и? Олеар³й (*), Маербергъ, говоря о происшеств³яхъ (и самыхъ маловажныхъ) Его времени, безъ сомнѣн³я разсказали бы нѣкоторые анекдоты Руской жестокости (**), которую иностранцы всегда любили изображать яркими красками. Самое предан³е сохранило бы для потомства память начальныхъ ужасовъ тайнаго судилища, естьли бы они и въ самомъ дѣлѣ заставили молчать лѣтописцевъ. Но можно доказать, что царствован³е Михаила Ѳеодоровича и Алексѣя Михайловича было, напротивъ того, цвѣтущимъ временемъ Рускихъ лѣтописей, перерванныхъ нещаст³ями Росс³и. Естьли имѣемъ описан³е временъ Царя Ивана Васильевича, Годунова, Димитр³я самозванца, Шуйскаго и славныхъ патр³отическихъ дѣлъ междуцарств³я, то мы обязаны тѣмъ спокойному вѣку великихъ Романовыхъ. Добрые монахи, которые въ нашеств³е Поляковъ служили для Рускихъ не только примѣромъ любви къ отечеству и къ Вѣрѣ, но и примѣромъ храбрости, могли тогда снова обратиться къ Мирнымъ упражнен³ямъ благочестивой жизни и къ похвальной охотѣ своей быть Историками отечества. Смѣло требую свидѣтельства всѣхъ знакомыхъ съ манускриптами нашихъ монастырскихъ библ³отекъ: на многихъ историческихъ рукописяхъ именно означено время ихъ сочинен³я, и с³е время есть - царствован³е Михаила и великодушнаго Сына Его. Я самъ имѣю одну лѣтопись, тогда писанную и доведенную до начала Польской войны при Алексѣѣ Михайловичѣ; въ концѣ ея поставленъ 1664 годъ. Гдѣ же страхъ, произведенный Тайною Канцеляр³ею? Гдѣ онѣмѣн³е лѣтописцевъ? спрашиваемъ У Г. Шлецера; но онъ развертываетъ первый томъ Татищева, показываетъ намъ страницу 59 - и мы оставляемъ въ покоѣ сего ученаго иностранца, достойнаго нашей искренней благодарности за то, что онъ во многихъ случаяхъ умною своею критикою способствуетъ основательности Руской Истор³и.
  
   (*) Олеар³й, какъ извѣстно, былъ Секретаремъ Посольства, отправленнаго Голштинскимъ Герцогомъ въ Перс³ю черезъ Москву въ царствован³е Михаила Ѳеодоровича. Алексѣй Михайловичь, восшедши на престолъ, звалъ Олeар³я въ Росс³ю, и въ письмѣ своемъ, учтивомъ и ласковомъ, называетъ его географусомъ небеснаго бѣга. Honni foi qui mal y pense! Довольно, что Онъ любилъ ученыхъ людей, въ такое время, когда въ Росс³и не умѣли еще и называть ихъ.
   (**) Надобно замѣтить, что всякой народъ въ Европѣ ославленъ съ какой нибудь дурной стороны, и что всѣ обыкновенные путешественники основываютъ наблюден³я свои на предразсудкѣ: во Франц³и они ищутъ легкомысленныхъ, въ Итал³и злобныхъ и мстительныхъ, въ Гишпан³и лѣнивыхъ, въ Англ³и чудаковъ, въ Герман³и педантовъ, а въ Росс³и варваровъ. Случаи и характеры, которые несогласны съ общимъ предразсудкомъ о народѣ, остаются неуваженными. Гораздо легче твердить за другими, нежели наблюдать и мыслить. Люди, которые даже славятся умомъ своимъ въ Европѣ, не рѣдко судятъ такимъ образомъ о народахъ, и Виндамъ сказалъ въ Парламентѣ, что Руск³е варвары; что солдаты наши разбойники, грабители! Сей Ораторъ-Донъ-Кишотъ повторилъ фразу своего дѣдушки, не заботясь о томъ, справедлива ли она въ наше время; иначе узнавъ, что въ Итал³и, Швейцар³и и Нѣмецкой землѣ говорятъ о дисциплинѣ Англ³йскихъ и Рускихъ солдатъ, онъ нашелся бы принужденнымъ назвать варварами первыхъ. Какъ люди, такъ и народы, должны презирать клевету. Устыдить можно единственно тѣхъ, которые имѣютъ стыдъ; а клеветники, по щаст³ю, не знаютъ его въ глаза.
  
   Такъ, Г. Татищевъ ввелъ въ заблужден³е и Левека и Шлецера; онъ именно говоритъ, что Царь Алексѣй Михайловичь, основавъ Тайную Канцеляр³ю, устрашилъ лѣтописцевъ и заставилъ ихъ безмолвствовать. ,,Могъ ли грубо ошибиться нашъ умной, трудолюбивой Историкъ?" скажутъ нѣкоторые: ,,онъ конечно написалъ то, что зналъ, и что въ самомъ дѣлѣ было." - Вы не совсѣмъ ошибаетесь, милостивые государи: Тайная Канцеляр³я точно была при Алексѣѣ Михайловичѣ.... ,,Слѣдственно Татищевъ правъ?"... Нѣтъ! тайная значила домашняя или приватная (*): въ с³ю канцеляр³ю входили экономическ³я дѣла Государевы; подъ ея вѣдѣн³емъ находились нѣкоторыя села и деревни, которыя Онъ считалъ собственными: напримѣръ, село Алексѣевское, Тайнинское; и когда Царь хотѣлъ изъявить Свое отмѣнное благоволен³е къ какому нибудь монастырю, Онъ подчинялъ его Тайной Канцеляр³и: на примѣръ, Савинск³й, котораго всѣ расходы и счеты въ ней повѣрялись (**). Дьякъ или Секретарь управлялъ ею, всюду ѣзжалъ съ Государемъ и писалъ личные царск³е указы. Однимъ словомъ, она была Кабинетомъ и никогда не занималась наказан³емъ государственныхъ преступниковъ. Имя тайной обмануло Татищева: онъ вообразилъ то гибельное судилище, которое прославилось, къ нещаст³ю, въ новѣйш³я времена; а находя, что лѣтописи идутъ по большой части не далѣе кончины Михаила Ѳеодоровича, заключилъ, что монахи не смѣли писать ихъ при Его сынѣ, и догадку свою выдалъ за историческую истину, вмѣстѣ съ лѣтопис³ю ²оакима и многими любопытными анекдотами, которыхъ источника мы никогда не узнаемъ.
  
   (*) Chancellerie prevêe. По-Руски называемъ мы и Conseiller preveê Тайнымъ Совѣтникомъ.
   (**) Вамъ скажутъ объ этомъ и въ Архивѣ Иностранныхъ дѣлъ и въ Савинскомъ монастырѣ.
  
   Но отъ чего же монахи не описывали правлен³я Алексѣя Михайловича? Они, можетъ быть, не успѣли описать его, или думали, что современникамъ надобно готовить только матер³алы, и что всякое царствован³е должно быть изображено по смерти Царя. Вотъ вѣроятная причина и того, что мног³я лѣтописи кончатся Княжен³емъ Василья Ивановича! Не думаю, чтобы ужасы Царя Ивана Васильевича заставили монаховъ бросить перо; они конечно при немъ описали дѣла отца его. Лѣтописцы наши не Тациты: не судили Государей; разсказывали не всѣ дѣла ихъ, а только блестящ³я - воинск³е успѣхи, знаки набожности, и проч. Левъ не раззѣвалъ челюстей за такими Историками, и Царь Иванъ Васильевичь могъ бы съ удовольств³емъ читать описан³е своихъ побѣдъ, путешеств³й къ Троицѣ и въ друг³е монастыри. Только славной Бояринъ Курбск³й не утѣшилъ бы его своими записками: за то сей достойной мужъ убрался въ Польшу, чтобы оставить намъ вѣрное, но едва вѣроятное изображен³е Государя своего. - Однакожь мы обязаны вѣчною благодарност³ю добрымъ монахамъ за Руск³я лѣтописи. Безъ ихъ труда исчезла бы и память старой Руси; они сохранили по крайней мѣрѣ нить случаевъ - и когда время ПЕТРА Великаго и строг³я, взятыя имъ мѣры противъ монаховъ отняли у нихъ не только охоту, но и самую возможность продолжать лѣтописи, Истор³я наша не обогатилась лучшими собран³ями матер³аловъ. Кто у насъ думалъ заготовлять ихъ для описан³я временъ Екатерины I, Петра II, Анны, Елисаветы? Правда, есть Архивъ иностранныхъ дѣлъ; но собран³я трактатовъ и дипломатическихъ бумагъ не довольно для Историка. Надобно будетъ читать иностранцевъ, а какъ вѣрно описываютъ они случаи и людей, мы знаемъ по ихъ извѣст³ямъ о нашихъ временахъ! Надобно будетъ обратиться къ предан³ямъ: но скоро исчезнетъ слѣдъ ихъ. Гдѣ старцы, которые еще не давно говаривали со слезами о ПЕТРѢ Великомъ? Не много уже и такихъ, которые говорятъ о правлен³и Анны, о нещаст³и Долгорукихъ, о лютостяхъ Бирона, о весельяхъ Двора Елисаветы - и кто ихъ слушаетъ со вниман³емъ? У насъ заняты головы такими важными дѣлами!!....
  
   Обратимся къ Тайной Канцеляр³и. Желаете ли видѣть ея первую сцену? Подите въ село Преображенское, которое надѣляетъ Москву хорошею водою - тамъ, среди огородовъ, укажутъ вамъ развалины небольшаго каменнаго здан³я: тамъ Велик³й Императоръ, преобразуя отечество, и на всякомъ шагу встрѣчая неблагодарныхъ, злые умыслы и заговоры, долженъ былъ для Своей и государственной безопасности основать с³е ужасное судилище... Такъ, Петръ Велик³й былъ его учредителемъ; но Истор³я не дерзнетъ обвинять славнаго Монарха: жесток³я обстоятельства заставили Его прибѣгнуть къ жестокому средству.... Я видѣлъ глубок³я ямы, гдѣ сидѣли нещастные; видѣлъ желѣзныя решетки въ маленькихъ окнахъ, сквозь которыя проходилъ свѣтъ и воздухъ для сихъ государственныхъ преступниковъ. Воспоминан³е конечно горестное; но въ ту же самую минуту вы произносите имя АЛЕКСАНДРА, и сердце ваше отдыхаетъ!
   Я чувствую велик³я дѣла ПЕТРОВЫ, и думаю: ,,щастливы предки наши, которые были ихъ свидѣтелями!" однакожь - не завидую ихъ щаст³ю! Гораздо веселѣе жить въ то время, когда въ Преображенскомъ поливаютъ землю не кров³ю, а водою для произведен³я овощей и салата!
   Естьли бы кто нибудь въ царствован³е АЛЕКСАНДРА могъ быть еще недоволенъ - (но мы для одной реторической фигуры предполагаемъ с³ю возможность) - то я желалъ бы въ лѣтн³й вечеръ сводить его въ Преображенское!
  

У. Ѳ.

Указатель къ Вѣстнику Европы 1802-1830

  
   9. О тайной Канцеляр³и (ч. 8, No 6, стр. 122-134), подписано У. Ѳ. Статья Н. М. Карамзина, перепеч. въ П. С. С., изд. Смирдина, т. 3, стр. 419. Авторъ говоритъ о заблужден³яхъ Левека, Шлецера и Татищева, приписывающихъ учрежден³е Тайной Канцеляр³и царю Алексѣю Михайловичу; при немъ дѣйствительно была Тайная Канцеляр³я (домашняя), вѣдавшая экономическ³я дѣла Государя, но собственно Тайная Канцеляр³я была учреждена Петромъ I въ Пребраженскомъ.
  

Взоръ на прошедш³й годъ.

  
   1802 Годъ былъ мирный для Европы, но важный своими великими государственными феноменами. Амьенск³й трактатъ, столь удивительный - преобразован³е Чизальпинской Республики (эпоха достопамятная, ежели с³я Республика будетъ существовать въ м³рѣ, и не есть одна театральная декорац³я, или домъ, на пескѣ построенный) - велик³я перемѣны во Франц³и: уничтожен³е послѣднихъ знаковъ такъ называемой свободы, основан³е рѣшительнаго, твердаго самовласт³я до смерти Консула; амнист³я для Эмигрантовъ съ единственнымъ изключен³емъ тѣхъ, которые лично ему непр³ятны; мудрые законы для народнаго учен³я во Франц³и; въ Англ³и - любопытные Парламентск³е споры, смѣшен³е парт³й, начало новой Оппозиц³и, малочисленной, но сильной талантомъ двухъ ораторовъ; уничтожен³е славнаго налога на доходы, возстановлен³е закона личной безопасности; два Сейма въ Европѣ: въ Сицил³и и въ Венгр³и, изъ которыхъ первый оказалъ болѣе усерд³я къ своему Двору, нежели вторый, только отчасти исполнивш³й желан³е и надежду Римскаго Императора въ Герман³и новое раздѣлен³е властей и земель, предложенное Росс³ею и Франц³ею; въ Бавар³и (гдѣ донынѣ царствовалъ самый ревностный Католицизмъ) церковныя реформы и перемѣны въ духѣ ²осифа; бѣдств³я Швейцар³и и совершенная утрата ея независимости; въ Турец³и миръ Султана съ Пасваномъ; въ Росс³и новое мудрое образован³е Министерства и новыя права, данныя Сенату: вотъ велик³е предметы для будущаго Историка! поле обширное для ума и сужден³й его! - Не забудемъ и Короля, сказавшаго съ мудрымъ Соломономъ: суета суетъ! и сложившаго съ себя корону, правда, не весьма тяжелую своимъ велич³емъ. Явлен³е Рускихъ войскъ въ ²онической Республикѣ есть также любопытное дѣйств³е новыхъ, донынѣ безпримѣрныхъ политическихъ связей, сношен³й и видовъ.
   Главный историческ³й характеръ нашего времени, Наполеонъ Бонапарте, въ течен³е сего года вышелъ изъ сомнительныхъ тѣней надежды и страха, и явился въ полномъ свѣтѣ истины, къ стыду романическихъ головъ, которыя въ наше время мечтали о Тимолеонахъ. Наполеонъ лучше ихъ знаетъ дымъ славы. Онъ думаетъ безъ сомнѣн³я:
  
   Нещастный! что тебѣ до мнѣн³я потомковъ?
   Среди могилъ, костей и гробовыхъ обломковъ
   Не будешь чувствовать, что скажутъ о тебѣ!
   Безуменъ славы рабъ! безуменъ, кто Судьбѣ
   За сей кимвальный звонъ отдастъ изъ доброй воли
   Утѣхи пышности, блаженство царской доли!
  
   Между тѣмъ мы должны изъясниться, и сказать, чего с³и забавные Романисты ожидали отъ Консула. Они думали, что Наполеонъ, сильного рукою своего Ген³я остановивъ бурное стремлен³е Революц³и, воспользуется опытами вѣковъ, всѣми лучшими идеями Философовъ; что онъ дастъ Франц³и почти совершенное (Монархическое или республиканское) Правлен³е, сдѣлаетъ власть могущею, но только благотворною и спасительною, подобною не грозной рѣкѣ, которая безпрезстанно можетъ выливаться изъ плоскихъ береговъ своихъ, но тихою и мирною, текущею безъ всякаго помѣшательства среди высокихъ стѣнъ, утвержденныхъ мудрымъ искусствомъ. Они думали, что онъ, совершивъ великое творен³е, сложитъ съ себя всѣ знаки Диктаторскаго достоинства, оставитъ на головѣ своей одинъ вѣнокъ лавровый, уступитъ Консульск³й тронъ закону и успокоится, на канунѣ безсмерт³я, среди народа благодарнаго въ объят³яхъ славы, подъ кровомъ хижины, въ сообществѣ однихъ великихъ мужей Плутарховыхъ: ибо мы, современники, не осмѣлились бы тогда къ нему приближиться, и только издали удивлялись бы его велич³ю.- Надобно признаться, что сей романъ стоитъ Морусовой Утоп³и!
   Хотя мы никакъ не осуждаемъ Бонапарте, однакожь историческая справедливость заставляетъ насъ примѣтить, что число ревностныхъ обожателей Наполеона весьма уменьшилось въ Европѣ, естьли вѣрить Англ³йскимъ и Нѣмецкимъ журналистамъ. Предсказан³е добродушнаго Лафатера можетъ сбыться: онъ говорилъ, что Бонапарте переживетъ славу свою. Такова неблагодарность смертныхъ: кто однажды удивилъ насъ и еще остается на сценѣ, отъ того мы не перестаемъ требовать новыхъ чудесъ, и въ случаѣ отказа готовы освистать славнаго Актера. Напрасно друзья Наполеоновы: Секретарь Бурьень, Ценсоръ Барреръ, Совѣтникъ д'Анжели, доказываютъ въ своихъ пер³одическихъ листахъ, что Бонапарте слѣдуетъ примѣру какого-то Мид³йскаго Царя - шумная, безразсудная публика кричитъ: это старая Геродотова сказка! намъ надобно великаго человѣка! Однимъ словомъ, всего досаднѣе имѣть дѣло съ партеромъ Европы, и Бонапарте поступилъ весьма благоразумно, заключившись въ высокихъ палатахъ Сен-Клу, гдѣ онъ слышитъ только окликъ часовыхъ, умныя привѣтств³я Сенаторовъ и Версальск³я фразы Шевалье Жокура.
   Естьли же мы, переставъ на минуту быть эхомъ иностранныхъ крикуновъ, называемыхъ Журналистами, должны объявить собственное мнѣн³о о Консулѣ, то скажемъ, что онъ, умертвивъ чудовище Революц³и, заслужилъ вѣчную благодарностъ Франц³и и даже Европы. Въ семъ отношен³и будемъ всегда съ удовольств³емъ хвалить его, какъ Великаго Медика, излечившаго головы отъ опаснаго кружен³я. Пожалѣемъ, естьли Онъ не имѣетъ законодательной мудрости Солона и чистой добродѣтели Ликурга, который, образовавъ Спарту, самъ себя навѣки изгналъ изъ Отечества!... Вотъ дѣло героическое, передъ которымъ всѣ Лоди и Маренго исчезаютъ! Черезъ 2300 лѣтъ оно еще воспаляетъ умъ, и добрый юноша, читая Ликургову жизнь, плачетъ отъ восторга... Видно, что быть искуснымъ Генераломъ и хитрымъ Политикомъ гораздо легче, нежели великимъ, то есть героически-добродѣтельнымъ человѣкомъ.
   Мы не принадлежимъ къ числу тѣхъ людей, которые имѣютъ страсть во всѣхъ феноменахъ времени находить чрезвычайностъ; однакожь физическ³я явлен³я 1802 года кажутся и намъ необыкновенными. Зимою страшныя наводнен³я, весною холодъ и морозы въ самыхъ южныхъ земляхъ, лѣтомъ засухи и жары, ужасныя грозы и бури, а осенью землетрясен³я въ Европѣ и на берегахъ Африканскихъ были доказательствомъ какой-то разстройки въ физическомъ м³рѣ. Сѣверныя земли менѣе другихъ потерпѣли; однакожь и въ Росс³и засухи были чрезвычайны. Волга, царица нашихъ рѣкъ, удивительнымъ образомъ обмѣлѣла прошедшимъ лѣтомъ въ самыхъ глубокихъ мѣстахъ: подъ Сызраномъ и Симбирскомъ. Люди могли переходить черезъ нее, какъ пишутъ. Однакожь лѣто было въ Росс³и весьма плодородно, особливо въ нѣкоторыхъ Губерн³яхъ.

Указатель къ Вѣстнику Европы 1802-1830

  
   2. Взоръ на прошедш³й годъ (ч. 7, No 1, стр. 75). Статья Н. М. Карамзина, перепеч. въ П. С. С., изд. Смирдина, съ небольшимъ пропускомъ въ концѣ, т. 1, стр. 548. Эта статья о политическихъ событ³яхъ 1802 года.

Путешеств³е вокругъ Москвы.

Письмо первое изъ Коломны отъ 14 Сентября.

  
   Я обѣщалъ вамъ, любезный другъ, объѣздить Московск³я окрестности и сказать нѣсколько словъ о томъ, что увижу. Исполняю свое обѣщан³е; но время, мною избранное, не благопр³ятствуетъ живописи предметовъ. Осенью хорошо сидѣть у камина, а не скитаться; хорошо думать, а не смотрѣть. Не даромъ Руск³е бранятся Сентябремъ мѣсяцемъ! Унылый видъ Природы располагаетъ только къ меланхолическимъ ²ерем³адамъ, для которыхъ нѣтъ нужды дышать туманами и прятаться въ коляскѣ отъ дождя: плакать стихами и прозою всего лучше въ кабинетѣ. Бѣдные люди мои конечно не понимаютъ, какъ можно по грязи ѣздить для удовольств³я и въ Коломнѣ искать любопытнаго! - Наблюден³я вашего путешественника не очень важны: что дѣлать? Москва не Римъ.
   Я выѣхалъ изъ своей деревни не рано, и первымъ моимъ ночлегомъ было Кусково, нѣкогда столь извѣстное Московскимъ жителямъ, а нынѣ оставленное и забытое. Оно можетъ упрекать ихъ неблагодарност³ю! Бывало всякое Воскресенье, отъ Мая до Августа, дорога Кусковская представляла улицу многолюднаго города, и карета обскакивала карету. Въ садахъ гремѣла му

Другие авторы
  • Хавкина Любовь Борисовна
  • Свободин Михаил Павлович
  • Витте Сергей Юльевич
  • Мей Лев Александрович
  • Красовский Василий Иванович
  • Тэн Ипполит Адольф
  • Норов Александр Сергеевич
  • Туманский Василий Иванович
  • Шмидт Петр Юльевич
  • Рекемчук Александр Евсеевич
  • Другие произведения
  • Панаев Иван Иванович - Барышня
  • Страхов Николай Николаевич - О происхождении видов, сочинение Чарльса Дарвина
  • Краснов Петр Николаевич - Картины былого Тихого Дона
  • Плеханов Георгий Валентинович - Закон экономического развития общества и задачи социализма в России
  • Глаголев Андрей Гаврилович - Ответ на письмо к издателю "Сына отечества"
  • Гнедич Петр Петрович - Тень отца Гамлета
  • Шекспир Вильям - Ричард Iii
  • Фонвизин Денис Иванович - Всеобщая придворная грамматика
  • Блок Александр Александрович - Размышления о скудости нашего репертуара
  • Иванов-Разумник Р. В. - Испытание в грозе и буре
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 395 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа