Главная » Книги

Добролюбов Николай Александрович - Из "Свистка", Страница 6

Добролюбов Николай Александрович - Из "Свистка"


1 2 3 4 5 6 7

верглись "тому же самому эпидемическому нападению, как взятки" (Чернышевский, V, 318-319). Такое единодушие Добролюбов объяснял тем, что самим правительством "в начале прошлого год" уже решено было падение нынешней откупной системы" (Наст. изд., т. 2, с. 91),
   6 С. С. Громека поместил в "Русском вестнике" (1857, июнь, кн. 1; 1858, май, кн. 1; июль, кн. 1; октябрь, кн. 2; 1859, апрель, кн. 2) цикл темпераментно написанных статей о полиции, выдержанных в либерально-критическом духе.
   7 В фельетоне "Русские в доблестях своих" (Свисток, No 1) было перепечатано как не нуждающееся в комментариях объявление Н. А. Вышнеградского, где, в частности, говорилось: "Начальник училищ для приходящих девиц в Санкт-Петербурге, безуспешно испытав неоднократные устные убеждения относительно бесполезности и беззаконности разного рода приношений, которые делаются просителями мест при училищах, родителями и попечителями детей как начальнику училищ, так и лицам женского пола, при них состоящим, прибегает, наконец, к печатному объявлению покорнейшей своей просьбы - ни в каком случае и ни под каким видом не обращаться ни к начальнику, ии к надзирательницам ни с какими вещественными знаками так называемой благодарности" (СПб Вед, 1858, No 281, 23 декабря). В условиях широкого похода против взяточничества, развернутого официальной и либеральной прессой, подобная демонстрация бескорыстия приобрела оттенок саморекламы. В качестве профессора педагогики Главного педагогического института Вышнеградский снискал активную неприязнь Добролюбова-студента. Негативные отзывы о нем и об издаваемом им журнале "Русский педагогический вестник" неоднократно встречаются в дневнике, письмах и статьях Добролюбова.
   8 См. фельетон "Письмо из провинции" в том же номере "Свистка".
   9 Одна из типичных формул тогдашнего либерального оптимизма. Например, первый номер "Русской беседы" за 1858 г. открывался стихотворением И. С. Аксакова "На 1858 год", где были такие строки:
  
   С сонных вежд стряхнув дремоту,
   Бодрой свежести полна.
   Вышла с богом на работу
   Пробужденная страна.
  
   Почти в тех же выражениях славил "пробуждение" М. П. Розенгейм:
  
   Благотворной теплотою
   Обогретая страна
   Встрепенулась от застоя,
   Пробудилася от сна.
  
   ("Весна" - в его сб. "Стихотворения", ч. 1. СПб., 1864, с. 191.)
   10 Французский экономист первой четверти XIX в. Ж.-Б. Сей (Сай) представлял буржуазное общество как гармоническое взаимодействие труда, капитала и природы, отрицал неизбежность экономических кризисов и эксплуатации рабочих при капитализме, выступал за свободу торговли, чем и было обусловлено возрождение интереса к нему в предреформенной России, когда и экономической науке сложилось сильное буржуазно-либеральное направление (И. К. Бабст, В. П. Безобразов, И. В. Вернадский), представители которого не раз критиковались Добролюбовым (напр., в рецензии на "От Москвы до Лейпцига" И. Бабста - наст. изд., т. 2) и Чернышевским за идеализацию буржуазного прогресса. Главный труд Сея дважды (под разными заглавиями) издавался к этому времени в России: "Начальные основания политической экономии" (СПб., 1828) и "Катехизис политической экономии" (СПб., 1833).
   11 "Атеней" - еженедельный (в 1859 г.- двухнедельный) "журнал критики, современной истории и литературы"; издавался: в Москве в 1858-1859 гг. под редакцией Е. Ф. Корша. Хотя в журнале была помещена статья Чернышевского "Русский человек на rendezvous" (1858, No 5), в целом он носил умеренно-либеральный характер, порой, например в статье Е. Корша "Взгляд на задачи современной критики" (1858, No 1), отдавал дань теории "чистого искусства". Критическое отношение Добролюбова к "Атенею" выразилось, в частности, в фельетоне "Атенейные стихотворения" (Искра, 1859, No 6, 6 февраля).
   12 См. рецензию Добролюбова на "Предубеждение" Н. М. Львова (наст. изд., т. 1). Отрицательными были и отзывы И. И. Панаева в связи с постановками комедий Львова на сцене (см.: Совр., 1857, No 12, с. 269; 1858, No 6, с. 222).
   13 Нажившийся на откупах крупный промышленник В. А. Кокорев с 50-х гг. выступавший как либеральный публицист, неоднократно подвергался сатирической критике в "Свистке" (см. памфлет "Опыт отучения людей от пищи").
   14 В полемике со статьями проф. И. В. Вернадского, помещенными в издаваемом им журнале "Экономический указатель" (1857, No 22, 25, 27, 29), Чернышевский (Совр. 1857, No 9, 11; 1858, No 3) критиковал разделяемый автором тезис буржуазной политэкономии о преимуществе частной собственности на землю перед общинным землевладением. Острой критике подвергались в "Современнике" и некоторые другие буржуазно-апологетические выступления И. В. Вернадского.
   15 В "Письме к издателю А. И. Кошелеву" (РБ, 1856, т. 3) и последующих статьях (ОЗ, 1857, No 2; СПб Вед, 1857, No 245, 10 ноября) В. И. Даль высказывал сомнение в пользе и своевременности грамотности для крестьян. Статьи эти вызвали многочисленные полемические отклики, в том числе в "Современнике":, Карнович Е. П. Нужно ли распространять грамотность в русском народе? (1857, No 10); его же: Ответ г. Далю на заметку "О грамотности"... (1857, No 12). Отклики Добролюбова на эту дискуссию - в "Современном обозрении" (Совр., 1858, No 1), где дана библиографическая справка об основных выступлениях по данному вопросу, а затем в статье "Литературные мелочи прошлого года", где критик иронизирует над либеральной публицистикой, упивающейся "повторением новой, с таким трудом, с бою взятой истины, что от образования крестьян нельзя ждать большого вреда" (наст. изд., т. 2, с. 108).
   16 См. примеч. 2. "Вопрос о телесном наказании... решился как-то странно. <...> Дело шло ни больше ни меньше, как о том, кому сечь - помещику или сельскому управлению" ("Литературные мелочи прошлого года" - наст. изд., т. 2. с. 108). Такое предложение высказывал, в частности, К. Л. Рощаковский (Журнал землевладельцев, 1858, No б, с. 53).
   17 В "Письме из провинции" (Свисток, No 1) Добролюбов критически отнесся к протестам большой группы литераторов (РВ, 1858, No 21, 22; СПб Вед, 1858, No 258, 25 ноября), подписанным, наряду с видными деятелями культуры (П. В. Анненковым, К. Д. Кавелиным, Н. И. Костомаровым, Л. И. Майковым, М. П. Погодиным, И. С. Тургеневым, Н. Г. Чернышевским, Т. Г. Шевченко, М. С. Щепкиным и др.), многими малоизвестными лицами, в том числе В. и Е. Милеантами. Суть дела состояла в следующем. В редактировавшемся В. Р. Зотовым еженедельнике "Иллюстрация" (1858, No 35, 4 сентября), под рубрикой "Дневник знакомого человека" (как установлено Б. Ф. Егоровым, ее вел П. М. Шпилевский - см.: Ученые записки Тартуского университета, No 78, 1959, с. 120), появилась статья "Западно-русские жиды и их современное положение (Ответ "Русскому инвалиду")". С протестом против яро-антисемитского характера статьи выступили: Чацкин И. А. "Иллюстрация" и вопрос о расширении гражданских прав евреев (РВ, 1858, No 18); Горвиц М. Русские евреи. По поводу статьи о них в "Иллюстрации" (Атеней, 1858, No 42). В ответ "Иллюстрации" в статье (по-видимому, В. Р. Зотова) "Русский вестник" и вопрос о приличном тоне в журнальных отзывах" (1858, No 42, 23 октября) пыталась защищать свою линию, продолжала ее в "Западнорусских очерках" того же Шпилевского (No 43, 44, 46, 49), а в очередных выпусках "Дневника знакомого человека", повторяя, в усиленном виде, юдофобские выпады, объявила И. А. Чацкина и М. И. Горвица "агентами знаменитого жида N, который не жалеет золота для славы своего имени" (1858, No 43, 30 октября; см. также No 44, 6 ноября). Вышеупомянутые коллективные протесты осуждали это заявление как клеветническое и превращающее печать "из органа мысли и гласности" в "презренное орудие личных оскорблений" (СПб Вед, No 258). Перед лицом всеобщего осуждения В. Р. Зотову пришлось лавировать и оправдываться: см. его "Письмо к редактору "Московских ведомостей" (Иллюстрация, 1858, No 47, 27 ноября), "Ответ на литературный протест" (СПб Вед, 1858, No 262, 29 ноября) и "Последнее слово "Русскому вестнику" о евреях" (Иллюстрация, 1858, No 49, 11 декабря). Особая позиция Добролюбова в данном вопросе определялась, во-первых, тем, что, разделяя возмущение поведением "Иллюстрации", он, однако, полагал, что "неловко и совестно" с азартом рассуждать "о негуманности людоедства или о нечестности клеветы. Одно из двух: или сам рассуждающий находится еще на такой степени нравственного развития, которая допускает возможность рассуждений и споров о подобных предметах, или он вас считает так мало развитыми, что полагает нужным внушить вам истинные понятия о людоедстве и клевете" (VII, 326). Во-вторых, его, неуклонно проводившего идею четкого политического размежевания даже внутри оппозиционного лагеря, не могло не отвращать "общее дело", базирующееся на понятиях, в принятии которых "сходятся люди всех партий и направлений: г. Кавелин с... С. Шевыревым.... г. Чернышевский с Ф. Булгариным... и пр. и пр." (VII, 333).
   18 "Обличительные" мотивы ряда произведений М. П. Розенгейма и Е. П. Ростопчиной давали повод многим читателям видеть в них акты гражданской смелости. В критическом фельетоне "Стихотворения Михаила Розенгейма" (наст. изд., т. 1) Добролюбов показал сугубо "благонамеренный" смысл подобного обличительства, произрастающего "под сенью могучего трона". Салонный, светский характер творчества Ростопчиной подчеркивался в рецензиях Чернышевского на два тома ее "Стихотворений" (Совр., 1856, No 3, 10) и Добролюбова на ее роман "У пристани" (Совр, 1857, No 10).
   19 Перефразировка стиха "Дух отрицанья, дух сомненья" из стихотворения Пушкина "Ангел" (1827).
  

ПИСЬМО ИЗ ПРОВИНЦИИ

  
   "Письмо" - характерный пример упорной борьбы, которую вел Добролюбов за то, чтобы, вместо прекраснодушных восторгов по поводу вдруг открывшейся гласности, русская журналистика давала, с одной стороны, конкретный разоблачительный материал, а с другой - художественные обобщения гоголевской и щедринской силы.
  
   1 Неточная цитата из стихотворения Г. Гейне "Фрагментарность вселенной мне что-то не нравится" (из цикла "Опять на родине", 1826).
   2 Юлия Пастрана - "бородатая женщина", мексиканка, гастролировавшая в России в 1850-х гг.
   3 Персонажи "Губернских очерков" М. Е. Салтыкова-Щедрина ("Порфирий Петрович", "Второй рассказ подьячего").
   4 Выдержка из газеты "Русский дневник" (1859, No 22, 28 января) приведена с незначительными изменениями.
   5 Алексей Жемчужников. Еще придирка (МВед, 1859, No 1, 1 января).
   6 Вольно процитированные строки из басни "Волки и овцы" (1833).
   7 "Письмо к редактору" за подписью "Русский" и упомянутый ответ на него были помещены в "Московских ведомостях" 17 января 1859 г. (No 15). Итог описанной истории подводила редакционная "Заметка" (МВед, 1859, No 24, 28 января), извещавшая, что "данная сему делу гласность если не могла изменить законной развязки, то по крайней мере облегчила участь женщины. Мы слышали, что перед выходом из Москвы она получила от разных лиц 103 руб. на дорогу и полушубки для своих детей" (с. 184).
   8 ...помести их в свою литературу...- слова из письма Хлестакова Тряпичкину ("Ревизор" Н. В. Гоголя, д. 5, явл. VIII).
   9 Эраст - герой повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза" (1792).
   10 В "Проекте протеста против "Московских ведомостей", следовавшем в No 1 "Свистка" за первым "Письмом из провинции" "Д. Свиристелева" (о содержании письма см. выше примеч. 17 к стихотворению "Наш демон"), оно было названо "дерзким и нимало не остроумным". Оба фельетона принадлежали Добролюбову.
   11 Ставшее крылатым выражение из начальной русской летописи (см.: Повесть временных лет. М.-Л., 1950. ч. I, с. 18).
  

No 3

  
   Совр., 1859, No 10.
  

РАСКАЯНИЕ КОНРАДА ЛИЛИЕНШВАГЕРА

  
   Как акт общественно-литературной полемики, "Раскаяние..." явилось ответом не только на выпад либеральных "Московских ведомостей", где в No 95 за 23 апреля 1859 г. было помещено письмо к редактору, автор которого (Н. Ч.) именовал выступления "Свистка" "попытками литературного мальчишества и паясничества", но и - без прямого указания адресата - на статью "Very dangerous'!!" ("Очень опасно!!!") А. И. Герцена (Колокол, 1859, 1 июня), обвинившего "Современник" в том, что он бьет по своим, что насмешками над "обличительной литературой" ослабляет единый фронт оппозиционных сил и оказывает услугу реакции. В форме иронического "раскаяния" Добролюбов и редакция "Современника" подтверждали верность избранной ими линии на отказ от единства с либералами, на следование собственной, революционно-демократической программе.
  
   1 См. выше стихотворение "Наш демон" (Свисток, No 2).
   2 В этом же номере "Свистка" Добролюбов поместил свой фельетон "Материалы для нового сборника "Образцовых сочинений" (По поводу статей о "Сельском хозяине")" (см.: VII, 375-388), раскрывающий скандальные махинации директора акционерного общества "Сельский хозяин".
   3 Митрополит московский Филарет написал стихотворное возражение ("Не напрасно, не случайно...") на стихотворение Пушкина "Дар напрасный, дар случайный..." (1828), а не на его "Демона". Ответом Пушкина было стихотворение "В часы забав иль праздной скуки..." (1830), перепевом которого является "Мое обращение" Добролюбова.
   4 "...В порядочных журналах Западной Европы решительно не принято иметь балаганные отделы..." - выговаривал "Современнику" автор упомянутого письма к редактору "Московских ведомостей". О журналах, которые "при большом театре ставят особые балаганчики для освистывания первых опытов свободного слова литературы", говорилось в вышеназванной статье Герцена.
   6 По убедительному толкованию А. А. Жук и А. А. Демченко, в этих строках выражено "скрытое ироническое противопоставление молодого поколения (исповедующего революционное отрицание) и старого (представлявшего либеральный "прогрессизм")" ("Свисток". М., 1981, с. 453).
  

ИЗ ЦИКЛА "ОПЫТЫ АВСТРИЙСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ"

  
   Опираясь на объективное сходство официальной идеологии и имперской политики двух монархий: Австрии, тщетно пытавшейся удержать свои, итальянские владения, и России, продолжавшей завоевание Кавказа и находившейся накануне новой волны национально-освободительного движения в Польше,- Добролюбов вводит здесь новую сатирическую маску - "австрийского" поэта Якова Хама, с помощью которой подвергает осмеянию комплекс охранительно-монархических и великодержавно-"патриотических" умонастроений. В этом вопросе позиция Добролюбова была во многом близка к взглядам и оценкам Герцена, высказанным в его статьях 1859 г., в том числе в цикле "Война и мир", где он, в частности, писал: "У России своя Австрия и тем более опасная, что она внутри"; "Терзая Польшу, отнимая у нее то клочья земли, то торжественно данные законы, то язык, то детей, то взрослых, вырастив на польских жертвах целое поколение злодеев и доносчиков, правительство спутало ноги и руки не ей, а себе, приковав себя преступной солидарностью к Австрии..." (Колокол, 1859, No 44, 1 июня). Возможно, что замысел "австрийского" цикла возник у Добролюбова не без влияния "подсказки" Герцена.
  
   1 Война Пьемонта (Сардинского королевства) и Франции против Австрии (апрель - июль 1859 г.) закончилась сначала Виллафранкским перемирием, а затем Цюрихским договором (10 ноября 1859 г.), по которому Австрия отдавала Пьемонту Ломбардию (область в Северной Италии).
   2 Возможно, намек на то, что сборник "Стихотворения" М. П. Розенгейма (СПб., 1858) вышел с большим количеством цензурных купюр.
   3 Г. Р. Державин упомянут здесь как автор торжественно-хвалебных од батального содержания ("Осень во время осады Очакова", "На взятие Измаила", "На победы в Италии" и пр.); А. Н. Майков - военно-патриотических стихов периода Крымской войны ("Памяти Державина" и др.), порой с панегириками Николаю I ("Послание в лагерь", "Коляска"); см. об этом в рецензии Добролюбова "Стихотворения И. Никитина" (в наст. томе). Те же официально-патриотические и монархические мотивы критик с насмешкой отмечал в стихотворении "Встречный голос" (1856) В. Г. Бенедиктова (см. рецензию на его "Новые стихотворения" - II, 185-199), в ряде стихов М. П. Розенгейма (см. рецензию на его "Стихотворения" в т. 1 наст. изд.).
   4 То есть со времени основания Священного союза (1815), когда Австрия установила свой контроль над большей частью Италии, став опорой феодально-монархической реакции на Апеннинском полуострове. В частности, с помощью австрийских войск была подавлена Неаполитанская революция 1820-1821 гг.
   5 Комическая перефразировка реплики Димитрия из трагедии А. П. Сумарокова "Дмитрий Самозванец" (1771): "Злодейская душа спокойна быть не может".
  

No 4

  
   Совр., 1860, No 3.
  

ИЗ ФЕЛЬЕТОНА "НАУКА И СВИСТОПЛЯСКА, ИЛИ КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ"

  
   Стихотворение "Новый общественный вопрос в Петербурге" вошло в фельетон Добролюбова "Наука и Свистопляска, или Как аукнется, так и откликнется", основной сатирической мишенью которого явился М. П. Погодин. Консервативный историк, сторонник теории официальной народности, противник Белинского, издатель славянофильского "Москвитянина", он едва ли не но всем актуальным вопросам занимал позиции, диаметрально противоположные позициям "Современника". Непосредственным поводом для выступления против него в "Свистке" явился раздраженный ответ Погодина на статью Н. И. Костомарова "Начало Руси" (Совр., 1860, No 1) и рецензию Добролюбова (там же) на книгу Погодина "Норманнский период русской истории" (М., 1859), оспаривавшие его теорию норманнского происхождения первых киевских князей. Ответ Погодина содержал вызов Костомарову на публичный диспут и одновременно резкий выпад против "Современника" и его сотрудников, названных им "рыцарями Свистопляски", "кучей шарлатанов, невежд, посредственностей и бездарностей, которые, пользуясь исключительным положением, присвоили себе на минуту авторитет в деле науки и приводят в заблуждение неопытную молодежь" (СПб Вед, 1860, No 60, 17 марта; МВед, No 64, 20 марта). Диспут между Погодиным и Костомаровым, состоявшийся 19 марта 1860 г. в Петербургском университете, не принес Погодину успеха (см. продолжение фельетона Добролюбова, а также отчеты о диспуте - Совр., 1860, No 3; СПб Вед, 1860, No 67, 25 марта). В следующих номерах "Современника" были помещены еще две статьи Костомарова по этому вопросу: "Заметка на возражения о происхождении Руси" (1860, No 4) и "Последнее слово г. Погодину о жмудском происхождении первых русских князей" (1860, No 5, с "Замечанием" И. Г. Чернышевского),
  
   1 С. В. Максимов, исследовавший по поручению Морского министерства берег Белого моря и Ледовитого океана, выпустил книгу очерков "Год на севере" (т. 1-2, СПб., 1859).
   2 Острое обсуждение деятельности "Русского общества пароходства и торговли" состоялось 13 декабря 1859 г. в зале петербургского Пассажа (см. фельетон Добролюбова "Любопытный пассаж в истории русской словесности" - наст. изд., т. 2).
  

ТРИ СТИХОТВОРЕНИЯ КОНРАДА ЛИЛИЕНШВАГЕРА

  
   В пародийно-сатирической форме цикл воспроизводит некоторые основные мотивы добролюбовской публицистики: критика либерального понимания прогресса ("Чернь"), преувеличенных восторгов по поводу "эпохи великих реформ" ("Наше время"), уступок "секущей" педагогике ("Грустная дума гимназиста..."). Первое стихотворение представляет собой перепев стихотворения Пушкина "Поэт и толпа" (первоначально - "Чернь"), третье - стихотворения Лермонтова "Выхожу один я на дорогу...".
  
   1 Начало оды Державина "О удовольствии" (1798). У Державина - "буйна чернь".
   2 Стих взят Добролюбовым из его стихотворения "Памяти отца" (1854), остававшегося неопубликованным.
   3 Реминисценции из произведений Пушкина: из поэмы "Цыганы" ("Взгляни: под отдаленным сводом...") и стихотворения "Погасло дневное светило..." (1820).
   4 Имам Шамиль, предводитель борьбы кавказских горцев против царских колонизаторов, 26 августа 1859 г. был взят в плен и сослан в Калугу.
   5 Еженедельная газета "Наше время" начала выходить в 1860 г. в Москве под редакцией Н. Ф. Павлова; с его статьями в этой газете Добролюбов неоднократно полемизировал.
   6 В стихотворении осмеиваются некоторые пункты "Правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа", изданных в июле 1859 г. попечителем округа Н. И. Пироговым (см. в наст. т. статью "Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами" и примечания к ней).
  

No 5

  
   Совр., 1860, No 5.
  

ОПЫТ ОТУЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ ОТ ПИЩИ

  
   Статья-памфлет Добролюбова представляет собой одно из сравнительно ранних обращений революционной демократии к вопросу о положении русского рабочего класса. Проникнутая горячим сочувствием к рабочим и гневным сарказмом по отношению к предпринимателям, она (как и ранее опубликованная статья "От Москвы до Лейпцига" И. Бабста") демонстрирует остроту осуждения автором буржуазной эксплуатации, дает материал для суждения о том, как оценивал Добролюбов капиталистическую перспективу для России, и показывает, сколь пристально следил критик за жизнью страны и ее отражением не только а столичной, но и в провинциальной печати. Статья - яркий образец того тина политических обличений, который Добролюбов старался культивировать в "Современнике" на разнообразном конкретном материале, доставляемом текущей прессой (см. примеч. к "Внутреннему обозрению" в наст. т., с. 700). Созданный здесь образ В. А. Кокорева, дельца-миллионера новой формации, изображающего себя поборником гласности и гуманного отношения к народу, обладал большой силой сатирического обобщения, предвосхищая соответствующие типы Салтыкова-Щедрина и Горького. Статья Добролюбова, возможно, послужила одним из источников стихотворения Некрасова "Железная дорога" (1865).
  
   1 Повторив эпиграф к "Путешествию из Петербурга в Москву" А. Н. Радищева - несколько измененную строку из поэмы В. К. Тредиаковского "Тилемахида" (т. II, кн. XVIII, стих 514), Добролюбов, вероятно, имел в виду подчеркнуть масштабность нового социального зла - капиталистической эксплуатации, сопоставимость его по жестокости с "чудищем" крепостничества. Об уважении, которое Добролюбов питал к Радищеву, можно судить по его рецензии "Сочинения Пушкина. Седьмой, дополнительный том" (наст. изд., т. 1).
   2 В этих немногих словах Добролюбов иронически резюмирует содержание довольно обширной статьи В. А. Кокорева "Вести с Волжско-Донской железной дороги, с самого места действий" (РВ, 1859, ноябрь, кн. 1, отдел "Современная летопись"), многие места из которой он ниже цитирует или пересказывает (источник цитаты в таких случаях, как правило, в примечаниях не оговаривается). В статью Кокорева вошла и "памятная записка", составленная им для приказчика, руководившего земляными работами.
   3 Цитируется окончание отчета о собрании акционеров 12 декабря 1858 г., озаглавленного: "Общество Волжско-Донской железной дороги и пароходства" (МВед, 1859, No 3, 3 января, с. 18). В. А. Кокорев был одним из учредителей Общества (вместе с Н. А. Новосельским и П. П. Мельниковым) и председательствовал на собрании.
   4 В качестве приложения к названному Добролюбовым номеру газеты за 26 ноября был напечатан "Обзор действий "Общества Волжско-Донской железной дороги и пароходства" (От правления Общества)". Расчет стоимости одной "нарицательной" (лошадиной) силы произведен Добролюбовым на основании приведенных здесь данных. Авторы "Обзора" всячески старались приукрасить положение рабочих на строительстве дороги.
   5 Речь профессора-юриста Ф. Л. Морошкина "Об Уложении и последующем его развитии" (1839), произнесенная на торжественном акте в Московском университете 10 июня 1839 г., вошла в "Полную русскую хрестоматию" (ч. I, М., 1843) Л. Д. Галахова как образец ораторского искусства. Добролюбов высказывал ироническое отношение к славянофильской ориентации и "дифирамбическому красноречию" Морошкина.
   6 12 декабря 1858 г. М. П. Погодин произнес речь на собрании акционеров "Общества Волжско-Донской дороги", где, в частности, говорил, что готовность акционеров принести свои деньги "на одно честное слово" учредителей "доказывает, что у нас есть вера, доверие, кредит особого, высшего рода" и вообще в "русском народе есть много веры в разных ее видах - это его достоинство" (МВед, 1859, No 3, 3 января, с. 19). О многолетних дружеских связях М. П. Погодина с В. А. Кокоревым можно судить по материалам кн.: Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1888-1910, т. 14.
   7 См. примеч. 2 (No 21 обозначена первая ноябрьская книжка РВ).
   8 Эти сведения приведены в "Биржевой и акционерной хронике" (СПб Вед, 1860, No 95, 3 мая; подпись - Б. П.).
   9 К концу 1860 г. акции Волжско-Донской дороги упали уже до 140 руб. ниже пари (Саратовские губернские ведомости, 1860, No 46, 12 ноября, с. 390).
   10 Краткое изложение основных фактов истории строительства Волжско-Донской дороги, включенное в написанное С. Т. Славутинским "Внутреннее обозрение", заканчивалось вопросами: "Чем же кончат эти несчастные рабочие? Сколько их зароют на берегу Волги между Самарою и Царицыном?.. Что будет с теми, и стариками шестидесятилетними и с восемнадцатилетними париями, которые решились бежать? Дело, как видно, пошло административным порядком: их разыскивают посредством печатных объявлений - тут уже земская полиция вмешалась и, вероятно, их разыщут... Что же тогда будет?" (Совр., 1860, No 5, с. 188).
   11 Статья "Небывалое возмущение" была перепечатана в петербургской газете "Русский дневник" (1859, No 109, 26 мая) без заглавия, под рубрикой "Самарская губерния".
   12 "Кавказ и Меркурий" - акционерное общество пароходства и торговли на Волге (образовано в 1858 г.; ранее, с 1849 г.,- "Меркурий").
   13 Кокорев Вас. О Волжско-Донской железной дороге (МВед, 1859, No. 132, 5 июня).
   14 Петербургский ресторатор.
   15 Козлов Алекс. Кое-что о филантропических действиях В. А. Кокорева на Волжско-Донской дороге (Северная пчела, 1860, No 102, 9 мая).
   16 Севастьянов Ф. Образ действий "Журнала для акционеров" (СПб Вед, 1860, No 53, 9 марта). В этой статье Н. А. Брылкин и председатель общества "Кавказ и Меркурий" Н. А. Новосельский (одновременно являвшийся одним из директоров "Общества Волжско-Донской дороги") обвинялись в нечестном ведении дел.
   17 Альбицкий З. Два земляка, В. А. Кокорев и Гладин, на Волжско-Донской дороге (Северная пчела, 1860, No 50, 3 марта).
   18 РВ, 1859, ноябрь, кн. 1, с. 49.
   19 Там же.
   20 Автоцитата из стихотворения "Безрассудные слезы" (Свисток, No 2; VII, 360).
   21 "Очевидцы говорят, что пища им (рабочим - Е. Б.) выдается самая скудная; что работы тяжелы не по силам; что многие видели, как черви вываливаются из протухлой и вонючей говядины, которою кормят землекопов; что... Но зачем тревожить совесть подрядчика?" (Д. М<ордовцев>. Смесь.- Саратовские губернские ведомости, 1860, No 26, 27 июня, с. 147).
   22 "Записки", "Царицынские записки", "Вести" - разные обозначения одной и той же статьи В. А. Кокорева "Вести с Волжско-Донской железной дороги...".
   23 В "Местных заметках", которые в 1860 г. в "Саратовских губернских ведомостях" вел Д. Л. Мордовцев, положение на строительстве Волжско-Донской дороги и состояние ее акций были одной из постоянных тем (см., напр., Кг 6, 8, 13 за 6, 20 февраля и 26 марта). О массовом бегстве с этого строительства "Саратовские ведомости" сообщали в No 4 за 23 января 1860 г., с. 27.
   24 Имеется в виду цикл статей Г. А. Матиля "Из Америки" (РВ, 1859-1860) и очерк немецкого биолога Ф. Кона "Роза" (РВ, 1860, апрель, ки. 1).
  

ЮНОЕ ДАРОВАНИЕ, ОБЕЩАЮЩЕЕ ПОГЛОТИТЬ ВСЮ СОВРЕМЕННУЮ ПОЭЗИЮ

  
   Фельетон "Юное дарование, обещающее поглотить всю современную поэзию" с включенным в него циклом пародий представляет собой своего рода сатирический обзор чуть ли не всего того, что осуждал и осмеивал Добролюбов в современной ему поэзии: от "чистого искусства" и казенно-патриотической риторики до либеральных филиппик и ламентаций. Воспользовавшись для этого новой маской - неустоявшегося "юного дарования", то и дело меняющего характер и направление своего творчества, Добролюбов достигает двоякой цели: осмеивает "принципиальную" неустойчивость либерального умонастроения и в то же время предлагает нечто вроде пародийной истории русской поэзии 1850-х годов.
  
   1 Из поэмы Н. М. Карамзина "Илья Муромец" (1794). У Карамзина - "реки слезные" и "чародейство" (см.: Карамзин Н. М. Полн. собр. стих. Л., 1966, с. 150).
   2 Так оценил Случевского А. А. Григорьев в статье "Беседы с Иваном Ивановичем о современной нашей словесности..." (Сын отечества, 1860, No 6, 7 февраля, с. 167).
   3 В форме перепева стихотворения А. А. Фета "Шепот. Робкое дыханье..." (1850) Добролюбов пародирует эротические мотивы, характерные для некоторых поэтов 50-х гг.; ср. его рецензию на "Стихотворения Л. Мея" (наст. изд., т. 1),
   4 В стихотворении осмеиваются излюбленные мотивы и словарь казенно-патриотической лирики, получившей особое распространение в начале Крымской войны. В первой строфе - реминисценция из стихотворения "Русь" (1851) И. С. Никитина ("Это ты, моя Русь державная, Моя родина Православная"); см. в наст. т. рецензию на "Стихотворения Ивана Никитина" и примеч. к ней.
   5 В числе возможных источников этой пародии - стихотворение А. Н. Апухтина "Песни" из цикла "Деревенские очерки" (Совр., 1859, No 9).
   6 Возможно, намек на стихотворение М. П. Розенгейма "Современная дума", цитируемое Добролюбовым в его рецензии-фельетоне "Стихотворения Михаила Розенгейма" (наст. изд., т. 1).
   7 Одним из источников пародии, в которой Добролюбов использовал, сатирически переосмыслив, сюжетную ситуацию собственного стихотворения "Встреча" (1856; см. наст. т.), взяв из него с небольшими изменениями две строфы, является, возможно, и стихотворение Алексея Жемчужникова "Нищая" (РВ, 1857, январь, кн. 2).
   8 Пародируется один из характерных мотивов поэзии 50-х гг.- элегические сетования и самобичевания лирического героя по поводу собственной слабости, усталости, разочарования. Стихотворение существует в двух вариантах, из которых один ("Презрев людей и мир и помолившись богу..." - VII, 522-523) явно имеет своим источником несколько стихотворений А. Н. Плещеева, а другой ("Рыцарь...") - цикл Н. А. Некрасова "Последние элегии", вошедший в его сб. "Стихотворения" (СПб., 1856), а именно стихотворения "Душа мрачна, мечты мои унылы..." и "Я рано встал, недолги были сборы...", а также, возможно, стихотворение Алексея Жемчужникова "Возрождение" ("Вступил я в жизнь, к борьбе готовый..." - РВ, 1859, ноябрь, кн. 2). Сходные мотивы встречались и у других поэтов.
   9 "Юное дарование" ошиблось: адыгейцы - один из народов, населяющих не восточную, а западную часть Северного Кавказа. Военные действия там продолжались и после покорения Дагестана.
   10 Самое имя "юного дарования" звучало как насмешка над "чистым искусством", к которому он причастен: сочетание "громкого" имени (у древних греков Аполлон - светоносный бог, покровитель искусств) с фамилией, происходящей от "поэтичной", но мизерной капельки, рассчитано было на снижающий эффект. Едва ли случайным оказалось и совпадение имен "юного дарования" и Аполлона Майкова, который и как "чистый" лирик, и как автор официально-патриотических или либерально-оптимистических стихов не раз критиковался Добролюбовым.
  

No 6

  
   Совр., 1860, No 12. Материалы для этого номера "Свистка" были написаны Добролюбовым, когда он лечился за границей (см. вступительную статью), и целиком посвящены тому, что происходило тогда в Западной Европе, главным образом в Италии, где весной - осенью 1860 г. развертывались решающие события антифеодальной революции: высадка тысячи волонтеров под комапдовапием Дж. Гарибальди на о. Сицилия, входившем в состав Неаполитанского королевства (Королевства Обеих Сицилий) - оплота феодальной реакции на Апеннинском полуострове; взятие ими г. Палермо; отчаянная попытка короля Франциска (Фраическо) II спасти положение "дарованием" конституции; поход гарибальдийцев на Неаполь и его падение; наконец, присоединение Неаполитанского королевства к конституционному Сардинскому королевству (Пьемонту), фактически означавшее объединение Италии (кроме Папской области и Венеции) под эгидой либерально-буржуазной монархии короля Виктора Эммануила II. Этим событиям, волновавшим весь европейский мир, детонировавшим революционные процессы в разных странах, Добролюбов посвятил ряд статей: "Непостижимая странность", "Из Турина", "Жизнь и смерть графа Камилло Бензо Кавура", "Отец Александр Гавацци и его проповеди". Все они, как и памфлет "Два графа" и "Письмо благонамеренного француза о необходимости посылки французских войск в Рим и далее для восстановления порядка в Италии", предназначавшиеся для данного номера "Свистка", но задержанные цензурой, имели для Добролюбова двоякий смысл: давая конкретное и точное изложение итальянских событий с последовательных революционно-демократических позиций, они вместе с тем написаны были так, что заключали в себе легко воспринимаемую проекцию на Россию; неаполитанские Бурбоны оказывались как бы цензурным обозначением Романовых, а революция в Италии - своего рода моделью, позволявшей обсуждать, как может при соответствующих условиях развиваться революционная ситуация на родине.
  

ПИСЬМО БЛАГОНАМЕРЕННОГО ФРАНЦУЗА...

  
   Предназначалось для No 6 "Свистка" (Совр., 1860, No 12), по было задержано цензурой, опубликовано в изд. 1862 г.
   "Письмо..." - яркий образец культивировавшегося в "Свистке" жанра памфлета-саморазоблачения, где острие сатиры направлено на те общественные силы, которые говорят устами "автора" - персонажа. Таков, например, позднейший "Проект: о введении единомыслия в России" (Свисток, No 9) Козьмы Пруткова, а из сочинений самого Добролюбова стихотворения "австрийского" поэта Якова Хама, идейно весьма близкого своему французскому собрату: как тот, так и другой исповедуют антинародную, антидемократическую идеологию монархизма, охранительства и великодержавного шовинизма. Разоблачая реакционную политику Наполеона III в итальянском вопросе, Добролюбов вместе с тем почти каждой фразой бьет и в русский царизм, с его неизжитыми претензиями на восстановление прежней роли жандарма Европы, и в шовинистическую воинственность отечественных консервативно-охранительных кругов, в свойственный им культ силы, пренебрежение ко всякому, в том числе и международному, праву. Основу для подобного использования французского материала создавало не только сходство отношения Александра II и Наполеона III к итальянской революции, но и то более общее обстоятельство, что, как писал в 1860 г. официозный французский журналист, обе страны "осуществили идеал монархии" (см.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 15, с. 114).
  
   1 Имя кардинала Д. Антонелли, руководившего внешней политикой правительства Папской области, было упомянуто в статье Добролюбова "Оговорка", открывавшей No 5 "Свистка".
   2 Комментарием к этому месту "Письма" может служить, напр., следующая выдержка из передовой статьи газеты "Constitutionnel" 29 сентября 1860 г.: "Гарибальди не разбойник (un brigand), как его представляют религиозные газеты, но еще меньше он государственный человек, как утверждают революционные листки".
   3 Кроме книги "Опыт истории цивилизации в России" (Париж, 1858), подвергнутой Добролюбовым уничтожающей критике в статье "Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым" (см. наст. изд., т. 1), на французском языке был опубликован еще ряд сочинений Н. А. Жеребцова, в том числе "Три вопроса момента" (Париж, 1857), "Об освобождении крепостных в России" (Париж, 1859). Из французских сочинений публициста-эмигранта И. Г. Головина, чьи выступления с воцарением Александра II утратили оппозиционный характер, "благонамеренный француз" мог иметь в виду, в частности, брошюры "История Александра I" (Лейпциг-Париж, 1859), "Русское самодержавие" (Лейпциг, 1860), "Польша и Россия" (Лейпциг, 1860) и др. Б. Н. Чичерин в 1858 г. поместил в газете "Nord" (Брюссель) статью о книге Жеребцова "Опыт истории цивилизации в России".
   4 То есть от Великой французской революции, начавшейся штурмом тюрьмы Бастилии 14 июля 1789 г., до восстановления во Франции монархии в результате государственного переворота 2 декабря 1852 г. (в Люксембургском дворце с 1852 г. заседал послушный Наполеону III сенат).
   5 После подавления революции 1848 г.
   6 Возможно, Добролюбов имеет в виду, в частности, П.-Ж. Прудона, чьи взаимоотношения с режимом Второй империи давала повод обвинять его в бонапартизме. О колебаниях Прудона в отношении к Наполеону III говорили и некоторые его сочинения: брошюра "Государственный переворот как проявление социальной революции" (Париж, 1852), книга "О справедливости в революции и церкви" (Париж, 1858).
   7 "L'Arai de la religion" ("Друг религии", 1814-1862), "Le Monde, union catholique" ("Католический мир", 1860-1866) - католические газеты; "Gazette de France" ("Газета Франции", 1762-1914), "Constitutionnel" ("Конституционалистская газета", 1815-1914), "Moniteur universel" ("Всеобщий указатель", 1789-1901), "La Patrie" ("Родина", основана в 1841 г.), "Le Pays" ("Страна", основана в 1849 г.) - официозные и консервативные газеты; "Journal des Debats" ("Газета дебатов", 1789-1944), "La Presse" ("Пресса", основана в 1836 г.), "Siecle" ("Век", 1836-1939), "L'Opinion nationale" ("Национальное мнение", 1859-1879) - либеральные газеты разной степени оппозиционности к политике Наполеона III.
   8 Добролюбов не вполне точно излагает последовательность событий. Из "Journal des Debats", где Л. Прево-Парадоль с 1857 г. писал передовые статьи (помесячно, чередуясь с Л. Аллури), он ушел в апреле 1860 г., написав январский и мартовский циклы статей, и был сменен Ж.-Ж. Вейссом. С апреля он в том же качестве выступал в газете "La Presse", которая 29 мая объявила, что на следующий день выйдет брошюра ее сотрудника П

Другие авторы
  • Мориер Джеймс Джастин
  • Стурдза Александр Скарлатович
  • Коллонтай Александра Михайловна
  • Дроздов Николай Георгиевич
  • Булгаков Сергей Николаевич
  • Чарторыйский Адам Юрий
  • Зотов Рафаил Михайлович
  • Беккер Густаво Адольфо
  • Станкевич Николай Владимирович
  • Пигарев К. В.
  • Другие произведения
  • Неизвестные Авторы - Истинное приключение благородной россиянки
  • Страхов Николай Николаевич - Заметки о текущей литературе
  • Минченков Яков Данилович - Волков Ефим Ефимович
  • Шаврова Елена Михайловна - Шаврова Е. М.: Биографическая справка
  • Языков Николай Михайлович - Стихотворения
  • Сенкевич Генрик - Старый слуга
  • Бедный Демьян - Добейте змеенышей!
  • Немирович-Данченко Владимир Иванович - Немирович-Данченко Вл. И.: Биобиблиографическая справка
  • Гримм Вильгельм Карл, Якоб - Ученый егерь
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Оливер Твист. Роман г-на Диккенса (Boz)
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 434 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа