Главная » Книги

Крылов Виктор Александрович - Б. П. Никонов. В. А. Крылов, Страница 6

Крылов Виктор Александрович - Б. П. Никонов. В. А. Крылов


1 2 3 4 5 6 7 8

одительства... И, понятно, спектакли посѣщались плохо; а для поднят³я сборовъ нерѣдко ставились какъ разъ тѣ пьесы, противъ которыхъ такъ сурово возставалъ Крыловъ: пьесы обстановочныя, берущ³я не содержан³емъ но внѣшностью...
   При такихъ-то обстоятельствахъ онъ и занялъ мѣсто "репертуарнаго владыки" - должность, тѣсно связанную съ должностью управляющаго драматической труппой. И, какъ увидимъ ниже, онъ всячески старался провести въ жизнь всѣ свои вышеупомянутые взгляды на театральное дѣло.
   "Принявши эту должность", говоритъ В. А. Крыловъ:- "я всѣми силами старался сочетать серьезность репертуара съ разнообраз³емъ и интересомъ для публики и для творчества актеровъ. Бѣдность современной драматург³и дѣлала эту задачу очень затруднительной; но до нѣкоторой степени мнѣ это удавалось. Я обращался къ старымъ пьесамъ; мног³я возобновилъ въ наилучшей обстановкѣ. Поставилъ заново нѣкоторыя, надъ которыми тяготѣло цензурное запрещен³е".
   A, вотъ, что говорила одна изъ современныхъ газетъ, вскорѣ послѣ назначен³я Крылова на "казенную службу".
   - "Въ настоящее время съ перваго взгляда на репертуаръ Императорскихъ театровъ можно видѣть опытную, знающую дѣло руку: теперь видна уже система въ выборѣ пьесъ. Нѣтъ той безалаберности, того непониман³я театральнаго дѣла, как³я замѣчались въ предыдущ³е годы. Видно, что г. Крыловъ серьезно относится къ составлен³ю репертуара, желая не только удовлетворить вкусу публики, но и поднять театральное искусство. Прежде всего очень симпатично то, что въ настоящее время нѣтъ тѣхъ безобразныхъ, ни на чемъ не основанныхъ замѣнъ первоклассныхъ артистовъ чуть не выходными актерами. Отъ этихъ замѣнъ не только страдала публика, но гибли пьесы, что и было съ талантливой драмой Чехова "Ивановъ"...
   Во всякомъ случаѣ, В. А. повелъ дѣло, какъ истинный знатокъ театра, какъ человѣкъ искренно преданный драматическому искусству. И онъ съумѣлъ на первыхъ-же порахъ настолько заинтересовать петербуржцевъ, что сборы Александринскаго театра поднялись сравнительно съ предыдущимъ сезономъ чуть-ли не вдвое. Вмѣстѣ съ тѣмъ онъ пр³училъ публику посѣщать русск³е драматическ³е спектакли и въ Михайловскомъ театрѣ. На казенной сценѣ закипѣла жизнь...
   B. А. съ первыхъ-же дней своего управлен³я сталъ послѣдовательно проводить всѣ пункты своего театральнаго "credo". И если мы прослѣдимъ шагъ за шагомъ всю его трехлѣтнюю дѣятельность въ качествѣ управляющаго репертуаромъ то увидимъ, что онъ, дѣйствительно, ставилъ только тѣ пьесы, которыя соотвѣтствовали его взглядамъ на репертуарную часть. Въ огромномъ числѣ поставленныхъ имъ пьесъ мы найдемъ на первомъ планѣ классическ³я "образцовыя" пьесы (занимающ³я первое мѣсто въ классификац³и Крылова) - "Коварство и Любовь" "Вильгельмъ Телль", "Скупой" (Мольера), "Укрощен³е строптивой" (Шекспира), "Скупой рыцарь", пьесы Гоголя и цѣлый рядъ пьесъ A. H. Островскаго, котораго, конечно, тоже необходимо причислить къ классикамъ драматической литературы. Произведен³ямъ Островскаго Крыловъ отводилъ въ репертуарѣ самое видное мѣсто. Онѣ шли при немъ постоянно.
   Затѣмъ найдемъ нѣсколько и тѣхъ произведен³й классической литературы, о которыхъ В. А. говорилъ, что они пригодны для характеристики своего времени, какъ историческ³е памятники. Этимъ пьесамъ, какъ увидимъ ниже, Крыловъ посвящалъ особые - впервые введенные имъ въ обычай "историческ³е спектакли". Это были комед³и императрицы Екатерины II, "Недоросль" фонъ-Визина, пьесы кн. Шаховскаго, И. А. Крылова (баснописца), Озерова, Сумарокова и др.
   Что касается современнаго репертуара, то въ выборѣ современныхъ пьесъ мы опять-таки видимъ ясно выраженную тенденц³ю Крылова: привлекать публику, заинтересовать ее - и въ тоже время давать ей вполнѣ литературныя вещи, причемъ очень иного мѣста удѣлено пьесамъ веселымъ, т. е. комед³ямъ и водевилямъ, немало и переводовъ и заимствован³й съ иностраннаго, .безъ чего, по словамъ В. А., невозможно было обойтись ввиду бѣдности современнаго отечественнаго репертуара. Изъ перечня современныхъ пьесъ, поставленныхъ Крыловымъ, видно его стремлен³е разнообразить репертуаръ и снабжать его новинками. Пьесы серьезныя классическ³я (Шиллеръ, Шекспиръ, Островск³й) чередуются съ легкими современными комед³ями - "Донна Д³ана", "Тетеревамъ не летать по деревамъ", "Венецейск³й Истуканъ", "Тетенька" и п. A эти послѣдн³я постоянно разнообразятся серьезными современными-же драмами:- "Злоба дня", "Бояринъ Нечай-Ногаевъ", "Честь", "Отч³й домъ", Татьяна Рѣпина" и т. д. И при всей "бѣдности современной драматург³и" Крыловъ ухитряется ставить, сравнительно, очень много новыхъ пьесъ. Такъ, подъ его управлен³емъ были впервые поставлены на сценѣ: комед³я Невѣжина "Компаньоны", комед³я Потапенко, "Жизнь", "Дворянское Гнѣздо" (по Тургеневу), комед³я Салова "Гусь лапчатый", драма Лихачева, "Жизнь Илимова", пьеса Н. Данченко "Золото", драма Шпажинскаго "Темная сила"... и мног³я друг³я. Благодаря хлопотамъ Крылова въ цензурномъ вѣдомствѣ, ему удалось впервые на русской сценѣ поставить так³я фундаментальныя пьесы, какъ "Смерть Пазухина" - Салтыкова-Щедрина и "Вильгельмъ Телль" Шиллера. Наконецъ, при Крыловѣ совершилось одно изъ величайшихъ торжествъ русскаго театра за послѣдн³е годы: впервые увидѣла свѣтъ рампы знаменитая драма Л. Н. Толстого - "Власть тьмы"...
   Немало упрекали Крылова за то, что онъ во время своего "диктаторства" слишкомъ часто ставилъ на казенной сценѣ свои собственныя произведен³я и произведен³я "окрыленныя", т. е. передѣланныя или написанныя при его участ³и. Дѣйствительно, въ перечнѣ пьесъ, вошедшихъ въ репертуаръ Александринскаго театра за описываемое время мы довольно часто встрѣчаемъ пьесы подписанныя именемъ В. А. Крылова, то какъ автора, то какъ соавтора, то, наконецъ, какъ переводчика. Мы встрѣчаемся и съ "Сорванцомъ" и съ "Чудовищемъ" и съ фарсами "Дальше въ лѣсъ, больше дровъ" и "Дядя Беккеръ подшутилъ". Находимъ мы въ этомъ перечнѣ, въ качествѣ новинокъ, и пьесы "Первая Муха" "Мертвыя души", "Ссора Ивана Ивановича съ Иваномъ Никифоровичемъ", "Антонъ Горемыка" "Генеральша Матрена", "Хворая", и "Вава" - пьесы созданныя при явномъ соучаст³и нашего драматурга... Но во первыхъ, до диктактуры Крылова пьесы его шли несравненно чаще. Во вторыхъ, тогда шли въ преобладающемъ количествѣ его с_о_б_с_т_в_е_н_н_ы_я пьесы, во время-же управлен³я имъ театра изъ числа чисто крыловскихъ пьесъ встрѣчаемъ лишь "Чудовище", "Сорванецъ", два-три незначительныхъ фарса, крошечную комед³йку "Дивидендъ" и написанныя ad hoc - къ случаю - драматическ³я картинки - "Въ глуши Сибири" и "Е. Н. Жулева"... Остальныя-же "крыловск³я" пьесы - сплошь пьесы с_о_в_м_ѣ_с_т_н_ы_я. И, наконецъ, въ третьихъ, если бы даже В. А. Крыловъ вздумалъ ставить свои пьесы хоть каждую недѣлю - онъ имѣлъ-бы на это извѣстныя права: публика шла на крыловск³я пьесы охотнѣе, чѣмъ на как³я-либо иныя. Но, какъ мы уже видѣли, Крыловъ выказалъ несомнѣнную авторскую скромность въ данномъ случаѣ и не только не "заполнялъ репертуара" "своими" пьесами, но, наоборотъ, сравнительно съ прежними годами, рѣшительно, отстранялъ свои собственныя произведен³я отъ репертуара. Въ общемъ числѣ поставленныхъ имъ пьесъ даже совмѣстныя, "компанейск³я" его пьесы - и тѣ занимаютъ вовсе не видное мѣсто.
   Съ гораздо большимъ основан³емъ слѣдовало-бы предъявить В. А. Крылову совсѣмъ другой упрекъ: преслѣдуя свой излюбленный принципъ "заманиван³я публики", онъ не всегда соблюдалъ имъ-же самимъ заповѣданное правило - соединять завлекательность и интересность пьесы съ литературностью - и нерѣдко выбиралъ так³я пьесы, "завлекательность" которыхъ была несомнѣнна, но литературность оставалась подъ большимъ сомнѣн³емъ.. Такова, напримѣръ, пресловутая "Цыганка Занда"... Черезъ-чуръ увлекался онъ также и веселостью пьесъ опять-таки въ ущербъ литературности - и вслѣдств³е этого удѣлялъ мѣсто такимъ "дѣйствительнымъ и явнымъ" пустоцвѣтамъ, какъ, напримѣръ "Тетенька". Правда, публика любила подобные пустоцвѣты, но на казенной серьезной сценѣ съ публикой слѣдовало-бы обращаться и построже... Въ противоположность прежнимъ диктаторамъ, совершенно не желавшимъ считаться съ вкусами и требован³ями публики, Крыловъ удѣлялъ ей слишкомъ много любезнаго вниман³я и уступчивости. Впрочемъ, это, вѣроятно имѣло свой raison d'être - какъ средство вновь пр³охотить къ Александринскому и Михайловскому театрамъ публику, разогнанную изъ этихъ театровъ предшественниками Крылова.
   Первый сезонъ при управлен³и Крылова (1893-1894 гг.) открылся и въ Александринскомъ и въ Михайловскомъ театрахъ "историческими спектаклями".
   Это была первая новинка, преподнесенная публикѣ новымъ управляющимъ драматической труппой. Идея этихъ спектаклей заключалась въ томъ, чтобы представить какъ-бы обзоръ постепеннаго развит³я русской сцены, начиная съ Сумарокова и кончая Островскимъ. Вотъ, тутъ-то и были пущены въ дѣло тѣ пьесы классическаго репертуара, которыя хотя и утратили художественное значен³е, но интересны, какъ памятники старины. "Историческ³е спектакли" были организованы исключительно по мысли и иниц³ативѣ Крылова - и новинка эта потомъ прочно привилась на казенной сценѣ и имѣетъ мѣсто и донынѣ. Въ описываемую-же пору она имѣла безусловный успѣхъ и сразу привлекла особое вниман³е къ казенному театру, въ которомъ вдругъ почувствовалось что-то не казенноё, живое, новое...
   Въ Александринскомъ театрѣ первый историческ³й спектакль состоялъ изъ слѣдующихъ пьесъ: "Нарциссъ", комед³я Сумарокова; "Недоросль" - фонъ-Визина; "Дмитр³й Донской" - Озерова. Въ Михайловскомъ театрѣ шли: "Своя семья, или замужняя невѣста" - комед³я А. Шаховскаго и A. C. Грибоѣдова, "Русалка" - А. С. Пушкина, "Собачкинъ" - Гоголя и "Не въ свои сани не садись" - Островскаго. Обращали на себя также вниман³е и программы спектакля: кромѣ обычныхъ программныхъ свѣдѣн³й въ нихъ было отмѣчено (опять-таки по мысли В. А. Крылова), что день спектакля (30 августа 1893 года) совпадаетъ съ 137 годовщиною основан³я росс³йскаго театра, и былъ цѣликомъ напечатанъ извѣстный указъ императрицы Елизаветы Петровны отъ 30 августа 1756 года объ учрежден³и этого театра. Идея В. А. помѣщать на программахъ подобныя историческ³я свѣдѣн³я и справки, а также и б³ограф³и авторовъ, или бенефиц³антовъ, и кратк³я свѣдѣн³я о пьесѣ) тоже привилась у дирекц³и Императорскихъ театровъ и очень понравилась публикѣ. И какъ далеко было все это отъ прежняго чисто-чиновничьяго отношен³я къ дѣлу! Какою любовью къ театру вѣяло отъ этихъ маленькихъ, но симпатичныхъ новшествъ!
   Подобные историческ³е спектакли В. А. Крыловъ устраивалъ не разъ и потомъ. Такъ, имъ былъ устроенъ спектакль въ память императрицы Екатерины II, состоявш³й цѣликомъ изъ пьесъ коронованной писательницы. Посѣтители театра могли ознакомиться въ этотъ вечеръ съ тремя наиболѣе интересными комед³ями Екатерины II ("Г-жа Вѣстникова съ семьею", "La rage aux proverbes", и "Передняя знатнаго боярина") и послушать въ антрактахъ старинную музыку Канноб³о, Паскевича, Сарти, Ванжура и др., написанную къ другимъ сочинен³ямъ императрицы. Задолго до нынѣшнихъ "стилизованныхъ" спектаклей "стариннаго театра", Крыловъ знакомилъ петербургскую публику съ подлиннымъ стариннымъ театромъ.
   Кромѣ того были устраиваемы спектакли въ честь баснописца И. А. Крылова, (по случаю 50-лѣтней годовщины со дня его кончины) и Н. А. Полеваго (тоже по поводу 50-лѣт³я со дня смерти), и драматурга A. A. Шаховскаго, состоящ³е также изъ старинныхъ пьесъ этихъ авторовъ.
  

---

  
   Назначен³е В. А. Крылова на должность управляющаго драматической труппой произвело въ театральныхъ кругахъ настоящую сенсац³ю и вызвало всевозможные толки и разговоры. Какъ водится, одни радовались этому назначен³ю, радовались за дѣло, попавшее въ опытныя руки и ожидали необходимыхъ реформъ. Друг³е (и конечно, большинство) были недовольны... Третьи, просто, боялись.
   Недовольны были первые персонажи, драматической труппы, привыкш³е до сего времени "вл³ять" на составлен³е репертуара и хорошо знавш³е независимость и настойчивость В. А. Крылова... Боялись-же мелк³е актеры. Большинство изъ нихъ, не зная В. А., считали его какимъ-то пугаломъ, мелодраматическимъ злодѣемъ, сухимъ и черствымъ деспотомъ, не въ мѣру придирчивымъ и не признающимъ никакихъ законовъ и правилъ.
   Опасен³я первыхъ "сюжетовъ" оказались не напрасными. Крыловъ, дѣйствительно, крѣпко взялъ въ свои руки репертуарную часть и никакихъ "вл³ян³й" не терпѣлъ. Второстепенные-же актеры скоро увидѣли, что авторъ "Чудовища" отнюдь не можетъ считаться чудовищемъ. Съ первой-же репетиц³и они убѣдились, что ихъ страхи совсѣмъ неосновательны. Никому изъ нихъ не только не было предложено подать въ отставку, что предполагалось многими, но, наоборотъ, Крыловъ всѣми силами отстаивалъ каждаго изъ нихъ предъ всесильнымъ начальникомъ театральной конторы, который постоянно настаивалъ на сокращен³и штатовъ.
   Выходные артисты, по свидѣтельству артиста Л. Иванова, "пр³обрѣли въ новомъ управляющемъ горячаго ихъ защитника. Для нихъ онъ явился отзывчивымъ къ ихъ нуждамъ начальствомъ, терпѣливо выслушивающимъ ихъ просьбы и охотно идущимъ имъ навстрѣчу". Крылову не удалось осуществить очень мног³я изъ своихъ начинан³й и реформъ въ театральномъ дѣлѣ. Но реформа, предпринятая имъ ради улучшен³я матер³альнаго положен³я театральной мелкоты, все-таки была имъ проведена: О ему удалось выхлопатать у дирекц³и ежегодный бенефисъ вторымъ артистамъ, получавшимъ грошевое жалованье при огромномъ трудѣ.
   На первыхъ-же порахъ своего начальства Крылову пришлось съ головой окунуться во всевозможныя хлопоты. Не говоря уже о его прямыхъ обязанностяхъ по управлен³ю труппой (административныя распоряжен³я, составлен³е репертуара, раздача ролей, назначен³е репетиц³й и т. п. ему приходилось распоряжаться, рѣшительно, всѣмъ: подборомъ декорац³й, мебели, бутафорскихъ вещей, париковъ, перемѣнами спектаклей, фотографирован³емъ новыхъ инсценировокъ и т. п. Занят³я всѣми этими побочными мелочами Крыловъ взваливалъ на свои плечи отчасти вслѣдств³е того, что ближайш³е его помощники далеко не всегда оказывались на высотѣ своего положен³я. Отчасти-же и вслѣдств³е того, что В. А. органически не могъ замкнуться въ какой-либо одной сферѣ театральной дѣятельности, ибо любилъ театръ во всѣхъ деталяхъ и мелочахъ и считалъ всякую мелочь важною и необходимою въ общемъ театральномъ ансамблѣ.
   Чтобы показать, насколько трудоспособенъ и продуктивенъ былъ Крыловъ въ этой новой своей дѣятельности, скажемъ, что втечен³е уже одного только перваго сезона, проведеннаго подъ его руководствомъ, онъ поставилъ 27 н_о_в_ы_х_ъ п_ь_е_с_ъ и возобновилъ 10. При всемъ томъ онъ успѣвалъ заниматься и литературной дѣятельностью: за это время имъ написаны самостоятельно и въ сотрудничествѣ съ другими лицами 7 большихъ пьесъ. Уже однѣ эти цифры ясно показываютъ, какъ лихорадочно работалъ В. А. въ это время. Недаромъ онъ говоритъ въ одномъ изъ писемъ къ С. Н. Шубинскому (въ 1894 году):- "Я просто раздавленъ работой"...
  

---

  
   Дѣятельность В. А. Крылова въ качествѣ управляющаго труппой, къ сожалѣн³ю, продолжалась всего три года. И уже вслѣдств³е краткости этого срока она не принесла какихъ-либо особо замѣтныхъ и прочно установленныхъ результатовъ. Главною-же помѣхой въ этомъ отношен³и явилась невозможность для В. А. ладить съ цѣлою толпою разныхъ "закулисныхъ" людей, враждебно настроенныхъ къ нему.
   По этой послѣдней причинѣ онъ и оставилъ свою службу въ дирекц³и Императорскихъ театровъ.
   Человѣкъ, всецѣло преданный искусству и своему любимому писательскому дѣлу, Крыловъ всегда былъ искренно расположенъ ко всѣмъ, кто такъ, или иначе былъ причастенъ къ этому-же дѣлу. Всѣхъ актеровъ, напримѣръ, онъ считалъ и называлъ "друзьями"... Но далеко не такъ относились къ нему его "друзья". Какъ это ни нелѣпо, но В. А. почти всю свою жизнь былъ предметомъ нападокъ и насмѣшекъ со стороны почти всѣхъ своихъ ближнихъ (исключая, конечно, немногихъ настоящихъ его друзей). Въ сущности, нелегко даже и объяснить причину огромнаго большинства этихъ нападокъ, если не считать такого вульгарнаго повода, какъ обыкновенная зависть.
   Непр³язненныя отношен³я и нападки по адресу В. А. особенно усилились и обострились послѣ того, какъ онъ всталъ во главѣ драматической труппы. Началось съ того (какъ мы уже говорили выше), что имъ остались очень недовольны нѣкоторые видные артисты, которые надѣялись забрать репертуаръ въ свои руки и разочаровались въ этой надеждѣ. Крыловъ строго оберегалъ свою независимость и не желалъ исполнять просьбъ и требован³й, черезъ чуръ эгоистичныхъ и идущихъ въ разрѣзъ съ художественными задачами театра.
   И тогда мног³е артисты встали во враждебныя отношен³я къ В. А. и начали упорно тормозить его дѣйств³я. Начались фиктивныя болѣзни, ломка репертуара, неожиданныя замѣны одного спектакля другимъ, путаницы въ распредѣлен³и ролей и т. п. A затѣмъ стали обнаруживаться и всяк³я иныя интриги, которыхъ, вообще, не мало за кулисами любой сцены. Такъ, напримѣръ когда Крылову удалось выхлопотать у дирекц³и ежегодный бенефисъ вторымъ артистамъ, то "закулисный хоръ" тотчасъ-же поспѣшилъ расхолодить впечатлѣн³е: недоброжелатели Крылова стали увѣрять обрадованныхъ вторыхъ сюжетовъ, что они напрасно выражаютъ Крылову благодарность. Достовѣрно-де извѣстно, что Крыловъ воспользовался чужимъ проэктомъ, уже давно утвержденнымъ, и что онъ является лишь простымъ исполнителемъ...
   A вмѣстѣ съ этими закулисными интригами и клеветами усилилась безсмысленная и назойливая травля Крылова въ печати.
   Такъ, напримѣръ, въ газетахъ издѣвались надъ Крыловымъ, что будто бы онъ раздѣляетъ сцену на нумерованные квадратики и распоряжается актерами, какъ пѣшками, тогда какъ, на самомъ дѣлѣ В. А., именно, терпѣть не могъ "ходячихъ манекеновъ". Далѣе, его упрекали въ томъ, что онъ имѣетъ среди артистовъ особыхъ любимчиковъ, которымъ и раздаетъ лучш³я роли; между тѣмъ, въ дѣйствительности, В. А. зная труппу какъ свои пять пальцевъ, руководствовался въ распредѣлен³и ролей исключительно лишь пригодностью того или другого артиста для данной роли. Художественные интересы у него были всегда на первомъ планѣ.
   "Владычество" Крылова, т. е. то обстоятельство, что онъ управлялъ труппой по собственному разумѣн³ю и по своей волѣ, а не по дудкѣ другихъ лицъ, также давало поводъ къ постояннымъ выходкамъ и насмѣшкамъ въ печати. Такъ, по поводу постановки пьесы В. А. "Семья", досуж³е остряки говорили, что назван³е этой пьесы слѣдуетъ читать: "я, я, я, я, я, я, я" - намекая на якобы постоянное желан³е Крылова быть вездѣ и во всемъ первому. Когда была поставлена "Власть тьмы", то вмѣсто похвалы и благодарности за превосходную постановку знаменитой драмы великаго писателя, недоброжелатели Крылова только посмѣивались:- Крыловъ хочетъ сказать этой постановкой "Власть - мы!"...
   Надъ Крыловымъ смѣялись, что онъ "лѣвой рукой окрыляетъ пьесы, а правой ставитъ ихъ", вытѣсняя якобы другихъ талантливыхъ авторовъ. Насколько справедливы были эти послѣдн³е упреки, мы уже говорили ранѣе...
   Уже къ концу втораго сезона положен³е Крылова сдѣлалось очень нелегкимъ. Чтобы онъ ни началъ, онъ постоянно натыкался въ лицѣ своихъ подчиненныхъ на упорную оппозиц³ю, тѣмъ болѣе опасную, что она дѣйствовала не открыто, а исподтишка. Въ театральныхъ сферахъ и въ извѣстной части печати стали все чаще и чаще поговаривать, что Крылову пора выходить въ отставку, что пользы онъ никакой театру не принесъ, да и не можетъ принести, и что необходимо пригласить новаго управляющаго, который внесетъ свѣжую струю въ искусство...
   В. А. пытался, было, поладить съ интриганами. Весь трет³й сезонъ прошелъ въ этихъ попыткахъ. Но никакого толку изъ нихъ не вышло, и въ концѣ сезона Крылову пришлось съ горечью въ сердцѣ убѣдиться, что главный его принципъ - совмѣстная и единодушная честная работа всѣхъ театральныхъ дѣятелей - потерпѣлъ полное крушен³е. Вмѣстѣ съ тѣмъ онъ пришелъ къ убѣжден³ю, что при подобныхъ услов³яхъ заниматься своимъ любимымъ дѣломъ совершенно невозможно.
   И онъ вышелъ въ отставку.
   Первые сюжеты по этому поводу благородно безмолвствовали; печать ухмылялась... И только вторые артисты рѣшились по человѣчески отблагодарить Крылова. Они поднесли ему на прощанье благодарственный адресъ, какъ "гуманному и доступному начальнику" - за его "постоянныя заботы о нихъ".
   Большинство плановъ и проэктовъ Крылова остались невыполненными. Но тѣмъ не менѣе, въ истор³и Александринскаго театра онъ оставилъ хорош³й и замѣтный слѣдъ: осмысленное и цѣлесообразное веден³е дѣла. Къ сожалѣн³ю, слѣдъ этотъ, кажется, уже стирается безъ остатка...
   Для болѣе яркой характеристики В. А. какъ управляющаго труппой, приводимъ слѣдующ³й отзывъ о немъ одного изъ его товарищей и сослуживцевъ, артиста, Л. Иванова:
   В. А. Крыловъ показалъ себя знатокомъ сцены, эффектно умѣя ставить какъ "салонныя" (съ небольшимъ количествомъ дѣйствующихъ лицъ) пьесы, такъ и обстановочныя. Особенно удавались ему пьесы à grand spestacle, въ которыхъ выступаютъ на сцену народныя массы. Въ нихъ В. А., буквально, заставлялъ толпу жить...
   Путешествуя заграницей и посѣщая тамъ театры, онъ зорко присматривался и чутко прислушивался ко всему, что относилось къ прогрессу драматическаго театра, и смѣло вводилъ новшества при постановкахъ пьесъ, несмотря на протесты.
   "Цѣннымъ качествомъ В. А. Крылова было также то, что онъ превосходно читалъ. Зачастую онъ "начитывалъ" роли артистамъ, и тогда они всегда имѣли успѣхъ. Самыя ничтожныя роли, прочитанныя имъ, получали особую рельефность и являлись завидными для исполнителей. Пьесы въ его учен³и иной разъ производили даже болѣе сильное впечатлѣн³е, чѣмъ при исполнен³и на сценѣ. Такъ, когда В. А. прочелъ артистамъ "Дѣвич³й переполохъ", всѣ были въ такомъ восторгѣ, что на сценѣ втечен³е нѣсколькихъ дней только и было разговора, что объ этой пьесѣ (она предназначалась для бенифиса Н. Ѳ. Сазонова). На представлен³и же "Дѣвич³й переполохъ" произвелъ менѣе выгодное впечатлѣн³е. И неудачу эту Сазоновъ приписалъ автору:
   - Крыловъ своимъ чтен³емъ обманулъ насъ!- говорилъ онъ.
   Труппу Александринскаго театра В. А. Крыловъ зналъ какъ свои пять пальцевъ и поэтому распредѣлялъ роли безошибочно...
   "И стоило ему подмѣтить въ какомъ-либо изъ артистовъ огонекъ, онъ тотчасъ-же старался раздуть его - и много талантовъ обязаны своей карьерой исключительно В. А. Крылову"!
  

VII.

  
   Оставивъ казенную должность, В. А. Крыловъ, конечно, не пересталъ работать на театральномъ поприщѣ. Театръ отъ него отставили, но его отъ театра отставить долго еще не могли, ибо публика любила его пьесы, а новыхъ талантовъ не появлялось.
   Несмотря на надвигавшуюся старость и нездоровье, Крыловъ продолжалъ свою литературную дѣятельность съ прежнимъ усерд³емъ. И попрежнему хлопоталъ съ постановкой своихъ пьесъ, путешествуя для этой цѣли изъ Петербурга въ Москву и обратно.
   "Вчера прошла здѣсь (въ Москвѣ) съ большимъ успѣхомъ моя новая пьеса - "Разрушенный домъ" - писалъ онъ въ 1898 году С. Н. Шубинскому:- Было много дружныхъ вызововъ, и я выходилъ; хоть это для меня и очень скучно, но нужно для упрочен³я успѣха. Я, конечно, пьесы не видалъ, былъ за кулисами... Здѣшн³е князья Голицыны, Юсуповы - все устраиваютъ благотворительные вечера и меня затаскиваютъ въ эти дѣла. Вотъ, вамъ бюллетень о моей сумасбродной жизни"...
   "Ѣду въ Москву на страду и непр³ятности" - писалъ онъ въ слѣдующемъ году:- "т. е. на постановку "Ид³ота"...
   Въ 1900 году В. А. Крыловъ сталъ работать надъ исторической пьесой "Петръ Велик³й". Цѣлый рядъ его писемъ къ С. Н. Шубинскому свидѣтельствуетъ объ обычной старательной подготовкѣ В. А. къ предпринятому цѣлу. В. А. читаетъ массу историческихъ книгъ, изучаетъ эпоху и попутно дѣлаетъ очень здравыя критическ³я сужден³я о прочитанныхъ сочинен³яхъ.
   ,Я два дня, не отрываясь, сижу за книгами" - пишетъ онъ:- "и проклялъ все остальное, начиная съ газетъ. Прочиталъ все, касающееся ²-го дѣйств³я, у Соловьева, Устрялова, Погодина и др. Напишите мнѣ, пожалуйста, нѣтъ-ли гдѣ-нибудь подробнаго описан³я села Преображенскаго временъ Петра, т. е. что это былъ за дворецъ, гдѣ онъ жилъ съ матерью, и чѣмъ окруженъ? Былъ-ли садъ, или что? Это мнѣ необходимо. Тоже я еще никакъ не соображу, какъ величать въ разговорѣ Петра-юношу? Завтра скомпаную подробный планъ дѣйств³я и сейчасъ-же начну писать, пока свѣжо въ памяти".
   С. Н. Шубинск³й снабдилъ В. А. книгою, трактующею о с. Преображенскомъ, и, вотъ, въ отвѣтъ В. А. пишетъ, что ему уже "удалось снять сливки для моей картины с. Преображенскаго. Работа идетъ удивительно, и я радуюсь, что мозги мои послушны мнѣ, какъ вѣрные бояре царю. Дней въ 7 я прочиталъ массу матер³ала и сочинилъ цѣлый актъ, изъ коего 3/4 стихами. Стараюсь быть близкимъ къ истор³и чрезвычайно и все выписываю подлинныя слова"...
   Въ 1901 году пьеса была готова, и ее принялъ для постановки Народный Домъ. Поэтому Крылову приходилось читать ее принцу Ольденбургскому и разнымъ высокопоставленнымъ лицамъ, причемъ необходимо было заручиться кромѣ обычнаго цензурнаго разрѣшен³я еще и разрѣшен³емъ особой высшей цензуры, такъ-какъ въ пьесѣ выводился въ качествѣ главнаго дѣйствующаго лица одинъ изъ членовъ нынѣ царствующей династ³и. До этого времени не разрѣшалось воспроизводить сценически никого изъ царствовавшихъ государей, и Петру Великому приходилось въ пьесѣ В. А. впервые появиться на русской сценѣ.
   Въ числѣ различныхъ предварительныхъ чтен³й "Петра Великаго" разнымъ власть имущимъ лицамъ, состоялось и чтен³е у тогдашняго министра внутреннихъ дѣлъ Сипягина. Приводимъ письмо В. А., рисующее въ довольно яркихъ краскахъ эту торжественную церемон³ю, интересную и по обстановкѣ и по дѣйствующимъ лицамъ:
   - "Въ 8 1/2 ч. я заѣхалъ къ Шаховскому. Онъ говоритъ:- Меня еще сегодня министръ спрашивалъ, будете-ли вы?- я сказалъ, что вы обѣщали быть!- Мы поѣхали. Министръ и его гости были уже въ сборѣ, когда мы въ 9 ч. пр³ѣхали. Всѣ были въ его кабинетѣ: Сипягинъ, его жена, Святополкъ-Мирск³й съ женой и еще 4-5 дамъ, Шереметьевъ, Дурново и еще мнѣ не извѣстные люди, человѣкъ 5-6. Сипягинъ предложилъ мнѣ сѣсть за свой письменный столъ и любезно подставилъ мнѣ два стакана съ лимонадомъ и зельтерской водой, которые я во время чтен³я оба опрокинулъ и залилъ министерск³й столъ. Чтен³е началось около 9 1/2 ч., и я сразу прочиталъ 2 акта. Потомъ сдѣлалъ перерывъ на 1/2 часа и три слѣдующихъ акта закончилъ около 12 часовъ. Читалъ, по обыкновен³ю, съ азартомъ - силъ хватило до конца. Впечатлѣн³е самое желательное. Сипягинъ все время восхищался. Объ остальныхъ и говорить нечего... Отрицательно было во весь вечеръ только замѣчан³е Дурново:- Не длинна-ли сцена Мазепы? - Сипягинъ послѣ 2-го дѣйств³я говорилъ:- Вы видите, я растроганъ! У меня были слезы на глазахъ!- Я чувствовалъ, что сцена Мазепы мнѣ самому казалась крошечку длинна, и сталъ разспрашивать объ этомъ другихъ дамъ и кавалеровъ. Но всѣ мнѣ говорили, что никакой длинноты не чувствовали. Мѣстами были попытки аплодировать. Чрезвычайно понравился монологъ Петра на Невѣ о Петербургѣ и финальная сцена смерти. Сипягинъ сталъ разспрашивать о тѣхъ мѣстахъ, о которыхъ его предупреждалъ Литвиновъ, но, повидимому, ничего не находилъ. Онъ говорилъ, что иногда ему казалось нѣкоторое нѣсколько рѣзкимъ, но когда потомъ являлась сцена на разстоян³и - она поглощала все. Такъ, напримѣръ, явлен³е странника, говорящаго противъ Петра, называющаго его антихристомъ, необходима, чтобы выдвинуть тѣмъ сильнѣе рѣчь раненаго офицера, говорящаго за Петра. Самъ приводилъ и еще примѣры и при этомъ сказалъ:- Я еще не могу себѣ дать вполнѣ отчета. Я нахожусь подъ обаян³емъ всего цѣлаго, а потому мелочи у меня ускользаютъ. Я васъ попрошу позволить мнѣ пр³ѣхать на репетиц³ю. Я посмотрю тѣ сцены, которыя мнѣ наиболѣе въ этомъ отношен³и интересны!- Я, конечно, сказалъ, что это будетъ намъ очень пр³ятно. Былъ разговоръ и о томъ, отчего "Петръ" идетъ не на Императорской сценѣ? Я сказалъ, что Ольденбургск³й такое участ³е принимаетъ, что необходимо дать у него... Такъ я со всѣми простился. Большинство меня благодарило. Мнѣ особенно было пр³ятно, что когда Сипягинъ обратился къ Шереметьеву, тотъ сказалъ:- Я второй разъ цѣликомъ слушаю пьесу, и сегодня она мнѣ еще болѣе нравится, чѣмъ въ первый разъ. Выступили мног³я тонкости, которыхъ я не замѣтилъ въ первое чтен³е".
   Послѣ этого чтен³я, послѣ всѣхъ этихъ похвалъ и восторговъ, "Петръ Велик³й" благополучно увидѣлъ свѣтъ рампы и имѣлъ свою долю успѣха и у публики Народнаго Дома. Одно изъ самыхъ неудачныхъ произведен³й Крылова, это патр³отическое "представлен³е" все-таки выгодно отличалось отъ другихъ подобныхъ представлен³й Народнаго Дома своей несомнѣнной литературностью и исторической разработанностью. Самъ Крыловъ, впрочемъ, былъ гораздо лучшаго мнѣн³я о "Петрѣ" и серьезно сердился, когда ему указывали на его отрицательныя стороны. Подтвердилась еще разъ старая истина, что авторъ не можетъ быть настоящимъ судьею своихъ произведен³й.
   Нѣсколько больш³й успѣхъ имѣла другая историческая пьеса В. А. Крылова, "Двѣнадцатый годъ", поставленная опять-таки на сценѣ Народнаго Дома въ слѣдующемъ - 1902 году. Но тѣмъ не менѣе, было уже ясно, что творчество В. А. идетъ на убыль. Да и жизнь его быстро уже шла на убыль. Онъ все сильнѣе и сильнѣе прихварывалъ; изумительная работоспособность его тормозилась припадками болѣзни, и при такихъ услов³яхъ, да еще и въ преклонномъ возрастѣ, трудно было-бы и требовать отъ него яркихъ и свѣжихъ произведен³й...
   Однако онъ долго еще не сдавался, и, быть можетъ, прежняя популярность Крылова продолжалась-бы и дольше, если-бы не старан³я его "доброжелателей".
   Въ послѣдн³е годы ему пришлось испытать серьезный ударъ, и притомъ совершенно незаслуженный и злостно-недобросовѣстный.
   Послѣдняя комед³я В. А. не была допущена на Императорскую сцену... Онъ былъ увѣренъ, что постановкой этой комед³и ему удастся поддержать свою прежнюю популярность. Но сверхъ всякаго ожидан³я и сверхъ всякихъ резоновъ, пьесу не допустили...
   На В. А. эта неудача подѣйствовала, какъ ударъ грома. И всего обиднѣе ему было то, что ранѣе того каждый изъ членовъ комитета, разсматривающаго пьесы, разсыпался предъ нимъ въ похвалахъ его комед³и.
   - Судьи-то кто?- волновался Крыловъ:- Вѣдь это они устроили противъ меня заговоръ... A вѣдь нѣкоторымъ изъ нихъ я оказывалъ услуги, дѣлалъ добро... А, вотъ, теперь они унизили меня, осрамили на старости лѣтъ!..
   Можно было-бы, конечно, думать, что В. А. нѣсколько пристрастенъ, что благодарность за помощь сама по себѣ а критическая оцѣнка комед³и тоже сама по себѣ... Но въ томъ-то и дѣло, что "оцѣнка" въ данномъ случаѣ была совсѣмъ ни съ чѣмъ несообразная, и В. А. былъ правъ, говоря о заговорѣ противъ себя. С. К. Ефронъ, со словъ котораго мы приводимъ этотъ случай, передаетъ слѣдующ³й характерный разговоръ съ однимъ изъ "судей".
   - Неужели пьеса В. А. такъ плоха, что ее нельзя было допустить на сцену?
   - Плоха-ли, не плоха, но она недопущена по весьма уважительнымъ соображен³ямъ!
   - Как³я-же это соображен³я?
   - A хоть-бы то, что Крыловъ достаточно уже нажился... Помилуйте: дома его въ Москвѣ занимаютъ цѣлый кварталъ. Изъ общества драматическихъ писателей онъ получаетъ такой доходъ, какой никогда даже Островскому не снился. У него больше 100000 наличными!... Пора ему успокоиться и другимъ дать жить... Разрѣши ему пьесу - и авторское вознагражден³е за полъ-сезона изъ обоихъ театровъ Петербурга и Москвы попало-бы въ бездонные карманы Виктора Александровича... Надо-же было положить конецъ его жадности!..
   Изъ этихъ нескромныхъ (скажемъ больше, циничныхъ) словъ совершенно ясно, что пьеса В. А. была, именно, вполнѣ "допустима" (недаромъ-же г.г. судьи боялись, что авторск³й гонораръ за полъ-сезона пойдетъ Крылову!)... Комед³ю Крылова не допустили, по соображен³ямъ, ничего общаго неимѣющимъ съ литературною оцѣнкой!.. Таковы наши литературные нравы! Д³алогъ, приведенный г. Ефрономъ, интересенъ также и какъ характеристика отношен³я къ Крылову его "друзей"...
   Эта неудача, а также и кое-как³я друг³я непр³ятности отшатнули Крылова отъ его знакомствъ и, несмотря на огромное количество знакомыхъ, онъ прожилъ послѣдн³е годы свой жизни настоящимъ отшельникомъ. Жилъ онъ тогда преимущественно въ Москвѣ, въ своемъ родовомъ домѣ въ Палашевскомъ переулкѣ, и только болѣзни, все болѣе и болѣе мучивш³я его, выгоняли его изъ роднаго гнѣзда и заставляли метаться по бѣлу свѣту въ тщетныхъ поискахъ если ужъ не здоровья, то хоть облегчен³я... Крыловъ ѣздилъ то заграницу, то въ Крымъ, то въ Старую Руссу. Здоровье-же все уходило и уходило, а вмѣстѣ съ тѣмъ уходила и жизнь.
  

---

  
   Послѣдн³я 5-6 лѣтъ жизни В. А. Крылова - сплошной скорбный листъ. Онъ почти постоянно хворалъ, испытывая тяжелыя страдан³я. A къ физическимъ мукамъ примѣшивались и нравственныя, и главною изъ нихъ была вынужденная праздность и невозможность заниматься творческой работой въ той мѣрѣ, какъ этого хотѣлось Крылову. A безъ работы - и даже при неполно мѣрной работѣ - жизнь для этого вѣчнаго труженика была только полъ-жизнью...
   Крѣпкое въ прежнюю пору здоровье драматурга замѣтно пошатнулось уже въ концѣ 80-годовъ. До этого времени онъ если и прихварывалъ, то не обращалъ вниман³я на это. Но около 90-хъ годовъ стала замѣтно сказываться приближающаяся старость, и В. А. началъ ѣздить заграницу уже не для одного только удовольств³я и отдыха, но и для лечен³я. Онъ сталъ усиленно посѣщать французск³е и нѣмецк³е курорты и подолгу жилъ тамъ, подвергаясь всѣмъ тягостямъ специфическаго режима. И начиная съ конца 80-хъ годовъ мног³я изъ его писемъ къ С. Н. Шубинскому, содержатъ въ себѣ жалобы на состоян³е здоровья. A въ послѣдн³е годы почти каждое письмо являлось бюллетенемъ его здоровья, или, вѣрнѣе, нездоровья...
   Нездоровье надвигалось волнами. Иногда упорнымъ лечен³емъ и принудительнымъ курортнымъ режимомъ Крылову удавалось подправить себя, но потомъ опять наступалъ рецидивъ - и въ концѣ концовъ, онъ все-таки подпадалъ подъ усиленный гнетъ болѣзни и хотя и медленно, но безповоротно терялъ органъ за органомъ.
   Еще въ 1888 году онъ писалъ:- "Я проѣхалъ изъ Франценсбада въ Швейцар³ю... Все мѣста обворожительныя, но хворь одолѣвала, и я на половину не смаковалъ прелести природы... Въ Л³онѣ до того почувствовалъ себя плохо, что, просто, упалъ духомъ"...
   Въ одномъ изъ писемъ, помѣченныхъ 1891 годомъ, мы читаемъ:- "Время бѣжитъ ужасно быстро, и много пропадаетъ безъ толку - главнымъ образомъ, изъ-за постоянного моего недомоган³я. Я увѣренъ, что мнѣ надо попить кой-как³я воды, но все не знаю, кого спросить, как³я воды?"
   Лѣто этого года В. А. провелъ въ деревнѣ, въ Росс³и и, вотъ, что писалъ оттуда:- "Здоровье мое не даетъ мнѣ покоя. Мнѣ не хуже, чѣмъ было, но я сержусь, что не лучше, такъ-какъ все къ тому должно вести: теплое лѣто, деревенск³й воздухъ и самая строгая д³эта... Если-бы не нездоровье, или, главное, какая-то безнадежность поправлен³я не отравляли мнѣ жизнь, мнѣ-бы теперь жилось очень хорошо"...
   Въ концѣ 90-хъ годовъ В. А. въ погонѣ за здоровьемъ мечется по всей Европѣ - отъ одной медицинской знаменитости къ другой. Онъ ѣздитъ изъ города въ городъ, отъ профессора къ профессору, надѣясь исправить организмъ и возстановить ноющую и отказывающуюся работать лѣвую руку... Иногда онъ укоренялся, было, въ Москвѣ, собирался работать и, вообще, жить, но вдругъ у него опять что-нибудь заболѣвало, и онъ летѣлъ заграницу, "борясь со своимъ отживающимъ тѣломъ".
   Иной разъ какая-нибудь знаменитость помогала ему ("ну, вылечить онъ меня не вылечилъ, но значительно помогъ" - писалъ однажды В. А. объ одной такой знаменитости). Но потомъ опять налетала новая волна страдан³я...
   Въ декабрѣ 1901 года у него послѣ инфлюенцы парализуются пальцы лѣвой руки.
   Лѣтомъ 1902 года Крыловъ съ лечебной цѣлью поселился въ Старой Руссѣ. Времяпровожден³е его тамъ состояло въ "режимѣ" и въ чтен³и "легкихъ" книгъ (напримѣръ, записокъ Болотова), причемъ В. А., собственно, не читалъ, а слушалъ чтен³е... Читала ему ухаживавшая за нимъ въ эти послѣдн³е тяжелые его годы его неизмѣнная "сестра милосерд³я", З. А. Я. И, вотъ, послѣ чтен³я Болотова, В. А. пишетъ С. Н. Шубинскому длинное письмо по поводу этой книги и оговаривается:- Вамъ, вѣроятно, надоѣло уже все это. Не знаю, зачѣмъ я Вамъ все это пишу... Но это показываетъ Вамъ, какая страшная жажда работы меня томитъ - и въ такое время, когда я проклятъ на безработье... Вѣдь это - танталово мучен³е - видѣть кругомъ такъ много интереснаго въ жизни и чувствовать на себѣ намордникъ, который если снимаешь, то затрещитъ вся голова!"...
   "Беру въ руки всю силу характера" - пишетъ онъ далѣе:- "И не хочу ныть, но, правду говоря, не живу теперь. Эта безконечная даль - не къ выздоровлен³ю, но хоть-бы къ облегчен³ю - дѣлаетъ меня апатичнымъ ко всему"...
   Въ томъ-же 1902 году надъ Крыловымъ стряслось еще новое несчаст³е: онъ потерялъ глазъ.
   - "Дорогой другъ!" - писалъ онъ по этому поводу:- "Судьба не хочетъ сжалиться надо мной! Рука все такая-же, хотя теперь начали очень тщательно ее лечить... Но случилось нѣчто гораздо худшее... Четвертаго дня вечеромъ я чувствую, что плохо вижу правымъ глазомъ, и говорю Зинаидѣ Александровнѣ:- Что это у меня вѣко правое не поднимается?- A она мнѣ:- Да у васъ оба глаза открыты!- Между тѣмъ я правымъ ничего не вижу... Я легъ скорѣе спать, думая:- это нервы!- Но на утро все тоже. Я къ окулисту. Онъ говоритъ, что закупорка кровеносныхъ сосудовъ въ сѣтчатой оболочкѣ: этотъ глазъ уже не вернется, а читать и думать не моги! На другой день я пошелъ къ другому окулисту, проф. Крюкову. Онъ мнѣ сказалъ почти тоже самое, но только нѣсколько мягче: не эмбол³я, а тромбозъ, т. е. хотя и закупорка, но не полная, и есть надежда что смутно буду видѣть"...
   Но надеждѣ этой не было суждено сбыться, и В. А. въ послѣдн³е годы жизни совершенно ослѣпъ на правый глазъ. Свое состоян³е онъ очень характерно изобразилъ тогда путемъ слѣдующаго уподоблен³я (въ письмѣ къ С. Н. Ш.):
   "Мнѣ случилось одинъ разъ, дорогой другъ, идти по площади Александринскаго театра и видѣть трагическую сцену: изъ театра бѣжала крыса, а за ней собака-крысоловка. Подбѣжитъ къ крысѣ, схватитъ ее за шею и шваркнетъ со всего размаха о мостовую. Но крыса живуча. Вскочитъ, оскалитъ зубы, испугаетъ собаку и опять бѣжитъ... И опять собака налетитъ, хватитъ ее объ земь - и т. д. Вотъ, это и есть мое положен³е!"...
   И съ каждымъ мѣсяцемъ "собака" налетала теперь на В. А. все яростнѣе и яростнѣе. "Я ужъ, просто, не знаю теперь, какъ быть и что дѣлать?" - жаловался онъ въ 1903 году:- "И заниматься я уже боюсь, чтобы не нажить головныхъ болей. Даже такую простую вещь, какъ корректуру, я могу дѣлать только съ перерывами: полчаса подѣлаешь, да полчаса сидишь съ закрытыми глазами, чтобы дать себѣ отдыхъ".
   Несмотря на такое тяжелое состоян³е, Крыловъ, горячо отзывался тогда на всяк³й доходивш³й до него извнѣ голосъ жизни. Особенно волновала и интересовала его вспыхнувшая тогда война съ Япон³ей. Подъ впечатлѣн³емъ нашихъ морскихъ неудачъ онъ пожертвовалъ 1000 р. на усилен³е боевого флота. Прекрасное письмо въ редакц³ю "Новаго Времени" *) сопровождавшее это пожертвован³е, послужило, какъ извѣстно, толчкомъ для всеросс³йскаго сбора пожертвован³й на обновлен³е флота.
   {*) "Жертвуя 1000 р. на усилен³е средствъ для постройки военныхъ судовъ, я очень хорошо понимаю, что это - ничтожнѣйшая капля въ морѣ предъ колоссальными расходами, вызванными войной. Но копейка родитъ рубль. Надо только, чтобы всѣ сознали воп³ющую необходимость такихъ жертвъ.
   "Прямой расчетъ дать теперь, чтобы послѣ не пришлось дать больше. Неужели-же мы такъ бѣдны, или такъ безпечны, что не найдется у насъ нѣсколькихъ сотъ тысячъ такихъ жертвователей? Я сказалъ сухое слово - прямой расчетъ - сказалъ потому, именно, что сухой расчетъ есть наша слабость, есть сила нашихъ враговъ.
   "Русск³й народъ великъ въ порывахъ великодуш³я. Но наше великодуш³е принесло намъ за мног³е вѣка не мало горя и бѣдств³й. Оно у насъ не отымется, оно присуще нашей природѣ. Но мы должны думать о холодномъ расчетѣ, чтобы наше великодуш³е мы пошло намъ во вредъ...
   Итакъ, спокойно, разумно, безъ громкихъ фразъ давайте собирать наши тысячи и дадимъ милл³оны отечеству, которому мы этимъ не вернемъ и малой доли того, чѣмъ ему обязаны!".}
   Въ 1905 году Крыловъ чувствовалъ себя, по его словамъ, нѣсколько лучше. "Ни въ какихъ статьяхъ болѣзней пока не чувствую" - писалъ онъ С. Н. Шубинскому изъ Москвы:- "Только одно, что скоро устаю, и является сонливость. Прогуляешься по воздуху отъ Палашевскаго переулка до Кузнецкаго моста, сядешь въ мягкое кресло и заснешь. Вообще, сплю я много и спокойно. Это старческая слабость, но, вотъ, и все!
   Конецъ 1905 года ознаменовался въ жизни Крылова крупной внѣшней передрягой. Живя въ Москвѣ, онъ сталъ однимъ изъ невольныхъ очевидцевъ московскаго возстан³я. Эта роль была очень небезопасна для домовладѣльца, домъ котораго находится въ одномъ изъ оживленныхъ мѣстъ Москвы, но В. А. счастливо избѣжалъ опасности.
   "Жесток³е московск³е дни" - писалъ онъ С. Н. Шубинскому:- "я прожилъ вполнѣ благополучно. Въ самый первый день революц³и я еще выѣзжалъ довольно далеко по разнымъ коммисс³ямъ. Потомъ дома перебиралъ разныя бумаги.
   Вдругъ въ 4 часа приходитъ родственница и говоритъ:
   - A ты и не знаешь, что предъ твоими окнами происходитъ?- Революц³онеры заставили отворить настежь ворота до

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 375 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа