v>
Въ томъ, что подобные рѣзк³е отзывы имѣли своимъ основан³емъ лишь заботу о театрѣ, свидѣтельствуютъ мног³я письма и слова Крылова. Ко всякому драматическому произведен³ю онъ относился только съ одной точки зрѣн³я: полезно-ли, хорошо-ли кто для театра? "Видѣлъ драму Аверк³ева" - говоритъ онъ въ одномъ изъ писемъ:- "пьеса написана скучновато и небрежно, но имѣетъ смыслъ. Боюсь, что хорошихъ сторонъ ея не оцѣнятъ. Вообще, Вы знаете, я не люблю Аверк³ева, но правда должна быть правдой". Въ другомъ случаѣ онъ всѣми силами ратовалъ за постановку "Чести" Зудермана, видя въ ней при бѣдности современнаго репертуара, полезную для театра вещь. Но въ тоже время онъ всѣми силами протестовалъ противъ постановки "Чести" у Корша, такъ-какъ боялся, что Коршъ поставитъ пьесу въ лубочномъ, плохомъ переводѣ.
"Меня сокрушаетъ только нравственная сторона дѣла" - писалъ онъ: - "Коммерческ³й переводишко только засоритъ дѣло литературное"... Прося затѣмъ своего адресата способствовать популяризац³и пьесы въ хорошемъ переводѣ, Крыловъ прибавляетъ: - "Надо хоть немножко парализовать ерничество театральное!"...
Говоря о личности писателя и о томъ, что онъ былъ за человѣкъ, невозможно не коснуться вопроса о томъ, какъ и при какой обстановкѣ онъ совершалъ главнѣйшее дѣло своей жизни, т. е. свою литературную работу?
Какъ создавалъ свои произведен³я В. А. Крыловъ?
Кое-что относительно этого мы уже знаемъ изъ цитированнаго выше разсказа В. A. o томъ, какъ онъ писалъ пьесу для артистки Акимовой. Это была, конечно, небольшая работа, но и въ ней отразились главныя черты писательскаго труда В. А. Крылова: основательность, планомѣрность и продуманность.
Въ видѣ общаго положен³я слѣдуетъ сказать, что Крыловъ былъ необычайно щепетиленъ и аккуратенъ въ своемъ творчествѣ. Приступая къ намѣченной работѣ, онъ предварительно самымъ тщательнымъ образомъ подготовлялся къ ней.
Задумавъ, напримѣръ, какую-нибудь статью, Крыловъ перечитывалъ множество книгъ, стараясь по возможности использовать всю литературу даннаго вопроса. И къ работѣ своей онъ приступалъ только тогда, когда чувствовалъ себя полнымъ господиномъ темы. Изъ этой аккуратности и щепетильности его труда вытекало также и его постоянное стремлен³е быть точнымъ во всемъ - касалось-ли это существа предмета, или языка и стиля...
Въ письмахъ В. А. къ С. Н. Шубинскому находимъ не мало указан³й на эти качества Крылова, какъ писателя:
"Я посѣтилъ пещеру Лурдской Богородицы.... Я, конечно, сейчасъ-же пр³обрѣлъ всевозможныя книжки, просмотрѣлъ все, что надо, и собралъ матер³алъ для интересной статьи'...
....Написавши статью о Лурдѣ, я, по обыкновен³ю, этимъ не удовольствовался. Мнѣ захотѣлось узнать, как³я друг³я так³я святыни есть во Франц³и, чтобы быть въ полной компетентности, и купилъ большое сочинен³е "Истор³я паломничества во Франц³и"... Дорогой отъ Парижа до Москвы я просмотрѣлъ уже два тома съ карандашемъ въ рукахъ и сдѣлалъ много очень интересныхъ выписокъ, которыми и иллюстрирую статью".
....Прошу при корректурѣ провѣрить квадратное пространство Швейцар³и. У меня, приблизительно, помѣчено 40.000 кв. верстъ. Точность тутъ не нужна, но все-таки я люблю провѣрять"...
....Я кончилъ вчернѣ статью о Самойловыхъ. Я говорю "вчернѣ" только потому, что люблю тщательно выглаживать стиль - и мнѣ придется еще посидѣть надъ этимъ для чистоты и красоты слога"...
Начавъ писать "Петра Великаго", В. А. опять перечитываетъ массу книгъ, опять старается, елико возможно, точнѣе опредѣлять и выяснять даже мелочи. Вспомнимъ цитированное нами ранѣе письмо его насчетъ села Преображенскаго и титуловъ Петра Великаго. По поводу той-же пьесы онъ пишетъ въ другомъ письмѣ: "стараюсь быть близкимъ къ истор³и чрезвычайно и все выписываю подлинныя слова"...
Кромѣ точности, тщательности и обстоятельности и обстоятельной подготовки матер³ала, работа В. А. Крылова была въ высшей степени свойственна, какъ мы уже говорили, планомѣрность. Подъ этимъ выражен³емъ мы понимаемъ то обстоятельство, что Крыловъ никогда не писалъ наобумъ и съ единаго маху, но всегда самымъ основательнымъ образомъ разработывалъ планъ своего будущаго произведен³я. Онъ говоритъ, что предварительной разработкѣ плана его научили двѣ первыя его пьесы: "Къ мировому!" и "На хлѣбахъ изъ милости". "Съ тѣхъ поръ" - признается онъ:- "Я не начиналъ писать ни одной пьесы, не разработавши тщательно плана ея. И главная задача. этой разработки заключалась въ томъ, чтобы всѣ аксессуары пьесы всегда являлись необходимымъ услов³емъ главной интриги, вытекали изъ нея и помогали ея движен³ю".
"Я долго разработывалъ планъ этой пьесы" - говоритъ В. А. въ другомъ случаѣ (по поводу комед³и "Городъ упраздняется"): - "то снова принимаясь за него, то откладывая въ сторону ради другихъ работъ. Зато когда планъ былъ весь выясненъ, пьеса писалась необычайно легко и скоро"...
Одною изъ характернѣйшихъ особенностей творчества В. А. Крылова, несомнѣнно, было его совмѣстное писательство съ другими лицами. Среди огромнаго количества крыловскихъ пьесъ число пьесъ совмѣстныхъ составляетъ довольно порядочный процентъ.
Поэтому, намъ кажется, было-бы небезъинтересно ознакомиться съ тѣмъ, какъ возникали эти компанейск³я пьесы, какимъ способомъ писались онѣ, и какую роль игралъ въ этомъ писан³и каждый изъ соавторовъ? Во всякомъ случаѣ, такое творчество должно было отличаться отъ творчества индивидуальнаго... Въ чемъ-же оно заключалось?
Въ нѣкоторыхъ пьесахъ участ³е Крылова сводилось лишь къ чисто-редакц³онной работѣ, т. е. къ просмотру пьесы и къ ея сглаживан³ю и охорашиван³ю. Въ другихъ случаяхъ ("Генеральша Матрена") онъ давалъ соавтору идею, планъ и вводные эпизоды. Иногда, Крыловъ просто "приспособлялъ" уже готовую пьесу къ сценѣ, давая ей необходимое и таинственное для профановъ качество - сценичность... Иногда, наконецъ, онъ совмѣстно съ другимъ лицомъ и съ равной долей труда и участ³я - строилъ всю пьесу актъ за актомъ. Этотъ послѣдн³й случай наиболѣе интересенъ въ смыслѣ авторской психолог³и и драматической архитектоники... Этотъ случай подробно описываетъ въ своихъ воспоминан³яхъ о Крыловѣ г. Ефронъ - соавторъ его по пьесѣ "Сыны Израиля'.
В. А. Крыловъ вздумалъ въ 90-хъ годахъ написать бытовую пьесу изъ еврейской жизни, послѣ того, какъ познакомился съ разсказами Ефрона изъ этой жизни. Чувствуя себя некомпетентнымъ въ еврейскомъ бытѣ, онъ сталъ уговаривать Ефрона написать пьесу совмѣстно.
Ефронъ долго отговаривался, не понимая, какъ можно работать надъ пьесой вдвоемъ? В. А. убѣждалъ.
- Настоящихъ еврейскихъ пьесъ изъ современной жизни нѣтъ ни одной - говорилъ онъ:- и первый, кто таковую напишетъ, будетъ имѣть большой успѣхъ!
В. A. приходилъ неоднократно на квартиру къ Ефрону и все уговаривалъ его:- Вы только согласитесь - и увидите, какъ это удобно и просто!
Наконецъ Ефронъ согласился.
- "Когда Крыловъ узналъ о моемъ соглас³и - говоритъ онъ:- онъ былъ очень обрадованъ.
- "Я убѣжденъ - сказалъ онъ:- что мы напишемъ крупное произведен³е, которое будетъ имѣть громадный успѣхъ... Но мы сдѣлаемъ это, не торопясь... Мнѣ необходимо предварительно поработать и много поработать раньше, чѣмъ приступить къ писан³ю пьесы. Черезъ 2 мѣсяца я уѣзжаю заграницу и пробуду тамъ все лѣто. Соберу всяк³е матер³алы, тамъ ихъ проштудирую, а на обратномъ пути остановлюсь на нѣкоторое время въ Варшавѣ, Вильнѣ, Двинскѣ, поживу тамъ и постараюсь изучить героевъ нашего будущаго произведен³я въ натурѣ. Пока-же намъ необходимо почаще видѣться и бесѣдовать о нашей будущей драмѣ...
Вскорѣ послѣ того Крыловъ уѣхалъ заграницу, захвативъ съ собою нѣсколько десятковъ томовъ матер³ала по истор³и и быту евреевъ на нѣмецкомъ, французскомъ и русскомъ языкахъ.
Возвратился онъ къ осени и въ ноябрѣ возобновилъ бесѣды съ Ефрономъ.
"За это время" - продолжаетъ г. Ефронъ:- "онъ успѣлъ достаточно ознакомиться съ бытомъ евреевъ и по книгамъ и на опытѣ: перечиталъ онъ массу и по еврейской истор³и и по еврейскому законодательству; а что касается беллетристики изъ еврейской жизни, то кромѣ выдающихся авторовъ (Рабиновичъ, Леванда, Багровъ) онъ перечиталъ много хлама. Кромѣ того, проживая въ Вильнѣ, Варшавѣ и еще въ какихъ-то городахъ сѣверо-западнаго края, онъ на мѣстѣ изучалъ еврейск³й бытъ. Словомъ, къ нашей общей работѣ онъ подготовился въ высшей степени добросовѣстно и по временамъ положительно удивлялъ меня и своимъ зван³емъ и пониман³емъ еврейской жизни.
"Наконецъ, онъ объявилъ, что пора приступить къ работѣ".
"Когда, послѣ обѣда, мы перешли съ Крыловымъ изъ столовой въ его кабинетъ, онъ усѣлся у письменнаго стола, меня усадилъ рядомъ и произнесъ:
- "Помните, на дняхъ вы разсказали мнѣ случай съ контрабандой - случай весьма интересный. Я вдумался въ него и пришелъ къ заключен³ю, что лучшей основы для фабулы пьесы трудно найти.
"И Крыловъ заставилъ меня вторично разсказать случай съ контрабандой, причемъ я долженъ былъ ему изобразить въ лицахъ нѣкоторыя детали моего разсказа и охарактеризировать дѣйствующ³я лица въ томъ видѣ, въ какомъ они мнѣ рисовались. Также я долженъ былъ передать ему, какое, по моему мнѣн³ю, общественное положен³е должно занимать то, или другое лицо. Поинтересовался онъ также знать о наружности будущихъ героевъ драмы...
- "Прекрасно! - произнесъ Крыловъ: - теперь можно составить подробный сценар³й!
"Онъ взялъ перо и продолжалъ: - Прекрасная фабула³ Мы разобьемъ ее на четыре дѣйств³я и пять картинъ... Первое дѣйств³е въ корчмѣ, второе у коммерсанта...
"И такъ дошелъ онъ до послѣдней картины и тутъ-же написалъ на большомъ листѣ бумаги: "Драма въ 4 д. и 5 картинахъ".
"Затѣмъ онъ отложилъ въ сторону первый листъ, взялъ другой и на немъ написалъ:- "Дѣйств³е 1-е, явлен³е 1-е". Потомъ онъ подробно обозначилъ, сколько человѣкъ должны находиться на сценѣ въ 1-мъ явлен³и, о чемъ они должны разговаривать, какъ должны двигаться, гдѣ каждый изъ нихъ долженъ стоять, или сидѣть и т. п.
"За 1-мъ явлен³емъ слѣдовало 2-е - съ такими-же подробностями, затѣмъ 3-е и т. д. Точно также Крыловъ набросалъ содержан³е слѣдующихъ дѣйств³й драмы. Работалъ онъ молча, сосредоточенно, причемъ большой, прекрасный лобъ его, то и дѣло, покрывался морщинами, а глаза его, когда онъ отводилъ ихъ отъ лежащей предъ нимъ бумаги, и, сосредоточивъ свой взглядъ на мнѣ, предлагалъ вопросы, какъ-то особенно блестѣли, что чрезвычайно молодило его и сообщало всей его фигурѣ благородство вдохновен³я".
Затѣмъ Крыловъ вручилъ написанные листы своему собесѣднику и произнесъ:
- "Теперь берите съ собой сценар³й и приступайте къ работѣ. Напишите пьесу, какъ Богъ на душу положитъ. Не думайте ни о сценичности, ни о законченности д³алоговъ и сценъ, а валяйте прямо, не выходя изъ начертанныхъ рамокъ. Ваша работа должна послужить для меня лишь матер³аломъ для создан³я пьесы, и я отъ васъ лишь сырой матер³алъ требую. Такъ вотъ, этого сырья и не жалѣйте, и чѣмъ больше вы мнѣ его подготовите, тѣмъ будетъ лучше".
Однако Ефронъ не смогъ написать въ такихъ рамкахъ ничего. Спустя, нѣкоторое время, онъ отказался отъ работы. Крыловъ взялъ сценар³й обратно, и, казалось, все было порвано...
- "Ну, слава Богу, развязался съ этой совмѣстной работой! Развязался съ Крыловымъ!- говорилъ послѣ этого Ефронъ С. Н. Шубинскому.
- "И не покончили съ В. А. и не развязались съ нимъ!- отвѣтилъ, смѣясь, Шубинск³й:- Мало вы знаете Крылова. Онъ человѣкъ упорный, и если что задумалъ, то непремѣнно выполнитъ. Онъ васъ заставитъ поработать вмѣстѣ съ нимъ, и вы непремѣнно напишете вдвоемъ еврейскую пьесу!
Такъ и случилось... Но на этотъ разъ Крыловъ пошелъ по противоположному пути. Онъ написалъ пьесу самъ, но написалъ начерно, въ видѣ сыраго матер³ала, и рѣшилъ дать ее Ефрону для исправлен³я.
- "Ну, С. К.! - приступилъ онъ прямо къ дѣлу:- на этотъ разъ вы отъ меня не отвертитесь. Пьесу я написалъ... Вотъ она! A ужъ вы, голубчикъ, не откажитесь прочитать ее съ карандашемъ въ рукахъ и исправить. Не стѣсняйтесь, пожалуйста, правкой: зачеркивайте все, что найдете лишнимъ. Передайте все по своему... Я не только не буду обижаться, какъ авторъ, но буду вамъ благодаренъ... Можете сдѣлать и вставки. Однимъ словомъ, смотрите на мою рукопись, какъ на собственную, и распоряжайтесь ею, какъ найдете нужнымъ... Только объ одномъ прошу васъ: дѣйствуйте карандашемъ, а не чернилами, чтобы не испортить моего текста...
Ефронъ прочелъ пьесу и сталъ выправлять.
Прежде всего, по его словамъ, "хромалъ языкъ въ пьесѣ: не такъ говорятъ евреи, какъ заставилъ говорить своихъ героевъ Крыловъ. Да и обрядовая сторона въ пьесѣ нуждалась въ поправкахъ".
Ефронъ занялся сначала правкой д³алоговъ въ смыслѣ построен³я рѣчи, т. е. придалъ слогу разговоровъ специфически-нац³ональный оттѣнокъ. A затѣмъ увлекся работой и самъ написалъ свой собственный конецъ 1-го дѣйств³я. Потомъ такимъ-же манеромъ онъ переработалъ и слѣдующ³е акты. "Но, вставляя сцены" - говоритъ онъ:- "и передѣлывая крыловск³й текстъ, я все-таки, въ общемъ, не посягалъ на архитектуру его пьесы и не особенно отступалъ отъ развит³я фабулы, какъ сдѣлалъ ее Крыловъ".
Крылову понравились измѣнен³я, сдѣланныя его сотрудникомъ. Онъ окончательно проредактировалъ пьесу, и такимъ образомъ возникли "Сыны Израиля" (Контрабандисты").
Съ окончательной крыловской обработкой Ефронъ, впрочемъ, не соглашался, и между соавторами возникло на этой почвѣ нѣкоторое столкновен³е. Ефронъ настаивалъ на своемъ "концѣ", В. А. на своемъ. Но истор³я этого недоразумѣн³я, равно какъ и громк³й скандалъ, происшедшей съ постановки "Сыновъ Израиля" въ Маломъ театрѣ (въ Петербургѣ) уже не относятся къ истор³и создан³я самой пьесы. Къ тому-же недоразумѣн³е между Крыловымъ и Ефрономъ скоро улеглось и ничѣмъ не отразилось на ихъ теплыхъ взаимоотношен³яхъ... Театральный-же скандалъ - это уже истор³я совсѣмъ особаго рода, и касаться ея въ настоящемъ очеркѣ совершенно незачѣмъ. Ни къ б³ограф³и В. А. ни къ его творчеству она никакого отношен³я не имѣетъ. Пьеса-же Крылова и Ефрона - сама по себѣ - имѣла громк³й успѣхъ, хотя и не принадлежитъ къ числу лучшихъ пьесъ нашего драматурга...
Такимъ-то образомъ создавались нѣкоторыя компанейск³я "окрыленная" пьесы! Но, какъ читатели могли замѣтить, подобнымъ-же образомъ, очевидно, созидались и оригинальныя пьесы В. А. Крылова. Очеркъ С. К. Ефрона даетъ яркое понят³е о внѣшней сторонѣ творчества Крылова, вообще...
Въ заключен³е нельзя не указать на ту легкость, съ которою В. А. Крыловъ писалъ мног³я изъ своихъ пьесъ, при всей щепетильности и обстоятельности своей работы. Характерный въ этомъ отношен³и случай разсказываетъ Л. Ивановъ. .
Нѣк³й старичекъ-аристократъ обратился къ В. А. съ просьбой исправить написанную имъ пьесу В. А., взялъ рукопись пьесы на исправлен³е, но не успѣлъ ее прочесть и... потерялъ ее.
И, будучи занятъ по горло своими театральными дѣлами (онъ управлялъ тогда труппой), Крыловъ совсѣмъ забылъ о злополучной пьесѣ. Но старичекъ не забылъ и по прошеств³и нѣсколькихъ мѣсяцевъ обратился къ В. А. съ запросомъ:- A что-же моя пьеса?
Положен³е В. А. оказалось чрезвычайно щекотливымъ... Какъ быть? И, вотъ не долго думая, онъ пишетъ, самъ, новую пьесу и препровождаетъ ее "автору"... Тотъ тотчасъ-же, съ полной готовностью признаетъ ее за свою (вѣроятно, онъ, предполагалъ, что В. А. все равно камня на камнѣ не оставитъ отъ его писан³я!) и начинаетъ немедленно хлопотать о постановкѣ "своей пьесы" на казенной сценѣ.
Хлопоты увѣнчиваются успѣхомъ. Пьеса идетъ на сценѣ казеннаго театра, имѣетъ успѣхъ - и старичекъ-авторъ не нарадуется на свою талантливость! Доходъ съ пьесы идетъ тоже ему одному... Справедливость требуетъ, впрочемъ, сказать, что "авторъ" пожертвовалъ этотъ доходъ въ пользу какого-то благотворительнаго учрежден³я...
Въ дополнен³е къ личной характеристикѣ В. А. Крылова намъ остается сказать еще нѣсколько словъ объ его общественныхъ взглядахъ и тенденц³яхъ.
Какъ мы уже не разъ говорили, В. А. былъ типичный шестидесятникъ. Онъ обладалъ всѣми свойствами этого поколѣн³я общественныхъ дѣятелей: горячею вѣрою въ общечеловѣческ³е идеалы, искренностью и честностью своихъ убѣжден³й, восторженною любовью къ практической дѣятельности на благо ближняго и широчайшимъ безкорыст³емъ въ этой дѣятельности - и въ тоже время нѣкоторой наивностью и непрактичностью въ работѣ и неспособностью долго сопротивляться наступающей реакц³и.
В. А. Крыловъ однако прежде всего былъ драматургъ, а не общественный дѣятель въ тѣсномъ и обычномъ смыслѣ этого слова. Поэтому только-что приведенныя черты проявлялись въ немъ нѣсколько иначе и своеобразнѣе. Но тѣмъ не менѣе, многое изъ упомянутой характеристики вполнѣ примѣнимо и къ нему.
Это былъ идеалистъ, вѣровавш³й въ идеалы добра и правды и въ возможность всеобщаго единен³я на почвѣ плодотворной культурной дѣятельности. Въ расцвѣтѣ 60-хъ годовъ подхваченный волною общаго движен³я, онъ отдалъ щедрую дань практической и безкорыстной дѣятельности ради общественнаго блага. Онъ преподавалъ въ безплатной школѣ и даже мало того, участвовалъ въ самой ея организац³и. Затѣмъ, уже въ качествѣ литератора, написалъ обличительную книгу которая имѣла не литературное и не художественное, но спец³ально-практическое значен³е помощи обиженнымъ и защиты отъ обидчика... Наконецъ, въ другихъ своихъ сочинен³яхъ (драматическихъ) онъ усердно пропагандировалъ и воспѣвалъ реформы 60-хъ годовъ.
Но когда наступила въ общественной и политической жизни страны реакц³я, Крыловъ, къ слову сказать, давно (еще въ эпоху реформъ) предвидѣвш³й ее, не сказалъ почти ни одного слова протеста въ своихъ дальнѣйшихъ произведен³яхъ и отошелъ отъ широко-общественной жизни въ сравнительно узкую сферу небольшихъ буржуазно-моральныхъ вопросовъ и даже просто къ изображен³ю быта, помимо какихъ-либо руководящихъ вопросовъ. Вѣра въ прежн³е идеалы не покинула его; любовь къ тому, что волновало общество въ эпоху реформъ, не угасла въ немъ, но и вѣра и любовь уже перестали быть дѣятельными. Реакц³я общественной жизни какъ бы надломила Крылова и вытравила изъ его произведен³й широк³я общественныя задачи, замѣнивъ ихъ - и то лишь въ лучшемъ случаѣ - вопросами личной и семейной морали.
Что касается его политическихъ взглядовъ, то нужно сказать, что Крыловъ довольно рѣдко высказывалъ ихъ. Въ эпоху реакц³и онъ, совершенно замкнулся въ чисто-художественную дѣятельность, и, какъ огромное большинство русскихъ людей того времени, мало интересовался политикой. Но то немногое, что мы знаемъ на этотъ счетъ о Крыловѣ, позволяетъ намъ видѣть въ немъ типичнаго постепеновца, рѣзкаго врага репресс³й и сверху и снизу, видящаго спасен³е не въ бурныхъ революц³онныхъ эксцессахъ, но въ улучшен³и и воспитан³и нравственной личности. По его убѣжден³ю, "нужно просвѣщать народъ и учить его сознан³ю своихъ правъ и разумному ихъ отстаиван³ю. Проповѣдь-же террора только заводила грубую безурядицу и отодвигала культуру"...
"Заботятся не о томъ", говорилъ онъ о дѣятеляхъ революц³и:- "чтобы народъ просвѣтился, больше зналъ, больше умѣлъ самъ себѣ помочь, а чтобы онъ грубымъ буйствомъ заставлялъ свое начальство лучше имъ распоряжаться... Забываютъ, что правительство есть плоть отъ плоти своего народа, и что прежде всего надо улучшить народъ - тогда улучшится и правительство"...
Обладая трезвымъ умомъ и хорошей наблюдательностью, Крыловъ всегда очень вѣрно оцѣнивалъ тотъ, или другой моментъ общественной жизни. И съ особенной яркостью эта способность сказалась въ немъ, именно, тогда, когда онъ особенно близко стоялъ къ общественной жизни, т. е. опять-таки въ шестидесятые годы. Несмотря на свою молодость и, казалось-бы, неопытность и незнан³е жизни, несмотря на то, что "эпоха великихъ реформъ" застилала тогда всѣмъ и каждому глаза розовымъ свѣтомъ, Крыловъ ясно видѣлъ всѣ несовершенства этихъ реформъ и надвигавшуюся реакц³ю...
Въ настоящей книгѣ читатели найдутъ небольшую юмористическую поэму В. А. Крылова, "Недовольные". Поэма эта была написана въ самую раннюю пору его литературной дѣятельности - въ то время, когда онъ - еще въ мундирчикѣ инженернаго офицера - носился съ одного конца Невскаго проспекта на другой конецъ, съ одного благотворительнаго вечера на другой, читая "Бѣлое покрывало" и мечтая объ актерской карьерѣ... И, вотъ, тогда-то, будучи еще почти юношей, Крыловъ уже ясно оцѣнивалъ результаты реформъ и видѣлъ, что таится впереди за ихъ розовымъ туманомъ. И въ своей шуточной поэмѣ онъ предсказалъ не только "аграрный вопросъ", такъ болѣзненно вздувш³йся въ настоящее время, но и мног³я друг³я печальныя стороны современности.
"Мужикъ не тотъ ужъ пар³я,
Какъ былъ онъ крѣпостнымъ,
Но жизнью пролетар³я
Его мы надѣлимъ...
Землевладѣнье крупное
Мы крупно воспоемъ
И снова крѣпостничество
Въ отечество вернемъ!"...
Но если сравнительно легко можно было видѣть несовершенство аграрной реформы, то гораздо труднѣе было провидѣть грядущее такихъ реформъ, какъ земство и новые суды. Однако и по поводу нихъ мы находимъ въ "Недовольныхъ" глубоко-вѣрныя пророчества.- Что-жъ за бѣда, что заведено земство съ его ораторами-гласными и гласный судъ?- утѣшаетъ "недовольныхъ" злой паукъ-предсказатель:- Не много эти глупости надѣлаютъ вреда:
"Подъ властью губернаторовъ
Смирить легко ораторовъ -
Заносчивыхъ людей!
Юстиц³ю-же гласную
Заставятъ быть согласною...
Мы разовьемъ прекрасную
Податливость судей!"...
Остроумный каламбуръ насчетъ "согласной" юстиц³и въ то время могъ быть еще неоцѣненъ... Но какъ понятенъ онъ нашему времени! Какою горькою правдою жизни, какой злой насмѣшкою вѣетъ отъ него теперь! И Крыловъ далъ и объяснен³е, по чему все это произойдетъ? Причина всему этому та, что не смотря ни на как³я реформы, бюрократ³я была и остается въ полной силѣ... A въ будущемъ она и окончательно задавитъ страну:
"Съ тѣхъ поръ вся Русь въ объят³и
Всесильной бюрократ³и...
Опека давитъ грудь,
И отъ чиновной брат³и
Нигдѣ не продохнуть!"...
И даже грядущее паден³е литературныхъ вкусовъ и развит³е порнограф³и ясно рисовалось тогда Крылову. Онъ изображаетъ барышню, которая
"Нахальство чтитъ культурою,
Зоветъ литературою
Сказан³е о томъ,
Какъ въ любострастной дерзости
Наглецъ свершаетъ мерзости,
Становится скотомъ"...
И если мы вспомнимъ, что все это писалось въ 60-х годахъ, когда большинству современниковъ и въ голову не приходила возможность печальнаго отступлен³я назадъ, то нельзя не признать за Крыловымъ безспорнаго дара глубоко проникать въ существо вещей и дѣлать поразительные для его тогдашняго возраста выводы.
Съ годами этотъ даръ не ослабѣлъ, но вниман³е Крылова отвлекалось, исключительно, на интересы театра и чистаго художества. Однако онъ никогда не переставалъ видѣть истинное положен³е вещей въ народѣ и въ обществѣ и глубоко скорбѣлъ и негодовалъ по поводу паден³я общественной энерг³и, воли, работоспособности. Самъ человѣкъ упорнаго культурнаго труда, онъ прежде всего негодовалъ и ужасался той безднѣ лѣни, праздности и тупой апат³и, которыя охватили тогда все общество и губили народъ.- Съ каждымъ годомъ въ Росс³и тяжелѣе жить!- вотъ припѣвъ многихъ его писемъ и замѣтокъ, Росс³я лѣнива и некультурна - и въ этомъ одно изъ ея главныхъ несчаст³й.
"Въ Росс³и повсемѣстный неурожай" - писалъ онъ въ 1891 году изъ Ливнъ:- "Даже здѣсь, въ житницѣ, голодъ грозитъ страшный, а вмѣстѣ съ нимъ и друг³я бѣдств³я: разбои и уб³йства... И когда я смотрю на земли, управляемыя моей хозяйкой, гдѣ, вопреки общему бѣдств³ю, все безподобно уродилось, сердце кровью обливается; до чего эта русская нац³я некультурна и груба! Немного болѣе заботы, смысла и труда - и русск³й человѣкъ могъ-бы жить чудо, какъ хорошо!"...
Въ этихъ немногихъ словахъ сказался весь Крыловъ. Онъ требовалъ отъ русскаго человѣка, именно, того разумнаго пользован³я своими силами, которое проявлялъ всегда самъ. Смыслъ, трудъ и забота - именно, этотъ лозунгъ руководилъ дѣян³ями Крылова въ его жизни, и благодаря этому лозунгу онъ создалъ то, что могъ создать при наличности своего таланта.
Онъ былъ однимъ изъ немногихъ русскихъ писателей, которые не зарыли своего таланта въ землю...