1123;лью - лечиться отъ одолѣвавшихъ его недуговъ - даже тогда онъ ухитрялся находить время и настроен³е для литературныхъ работъ. То въ Б³аррицѣ, то въ Франценсбадѣ, во время самаго строгаго курса лечен³я, онъ время отъ времени брался, по привычкѣ, за перо, забывая, что это отнюдь не "kur gemäss" - и только жаловался въ своихъ письмахъ, что онъ теперь "работаетъ мало" и "почти ничего не дѣлаетъ".
Если мы прослѣдимъ годъ за годомъ жизнь В. А. Крылова въ пер³одъ полнаго расцвѣта его литературной дѣятельности, т. е. приблизительно, съ 1871 года и до начала 90-хъ годовъ, то, въ общемъ, наше обозрѣн³е окажется довольно однообразнымъ.
В. А. упорно пишетъ пьесу за пьесой и съ неослабнымъ успѣхомъ ставитъ ихъ то въ Петербургѣ, то въ Москвѣ. Время его сплошь занято творческой работой, а также безчисленными и разнообразными хлопотами съ пристраиван³емъ на сцену произведен³й его творческой дѣятельности: путешеств³ями въ цензурную Каноссу, предварительными чтен³ями новой пьесы цѣлому ряду лицъ, репетиц³ями, первыми спектаклями и т. п. Часть б³ограф³и В. А. Крылова, относящаяся къ указанному пер³оду времени, съ внѣшней стороны почти сплошь можетъ быть сведена къ простому перечню написанныхъ и поставленныхъ имъ пьесъ.
Такъ, въ 1872 году была поставлена комед³я "Поэз³я любви", въ 1874 г. - комед³я "Завоеванное счастье", въ 1875 г.- "Въ осадномъ положен³и", въ 1876 году - драма "Змѣй Горынычъ", въ 1878 г. - комед³я "Въ духѣ времени", въ 1880 г.- драма "Дѣло Плеянова", въ 1881 г.- "Шалость", въ 1883 г. - "Городъ упраздняется" и "Не ко двору" ("Надя Муранова"). Въ 1884 году "Призраки счастья", въ 1885 г. - "Баловень", въ 1887 г.- "Семья" и т. д.
Какъ писались эти пьесы? Как³я обстоятельства сопровождали ихъ созидан³е и постановку на сценѣ?
Для насъ, конечно, всего интереснѣе въ данномъ случаѣ то, что говоритъ по этому поводу самъ авторъ? Поэтому въ нашемъ дальнѣйшемъ изложен³и мы приведемъ нѣсколько наиболѣе характерныхъ выдержекъ изъ предислов³й В. А. къ отдѣльнымъ томамъ его драматическихъ сочинен³й, а также и изъ его частныхъ писемъ. Эти выдержки касаются, собственно лишь нѣкоторыхъ - и притомъ немногихъ пьесъ В. А. Крылова, но по нимъ легко можно составить общее понят³е о томъ, при какихъ обстоятельствахъ онъ писалъ свои произведен³я, и какими обстоятельствами и личными его ощущен³ями сопровождалась ихъ постановка? A такъ какъ писанье и постановка пьесъ исчерпывали тогда почти все его существован³е, то по приводимымъ выдержкамъ можно составить довольно яркое понят³е обо всей тогдашней жизни В. А. Крылова.
Въ воспоминан³яхъ и письмахъ своихъ Крыловъ касается "Земцевъ", "Городъ упраздняется", "Въ осадномъ положен³и", "Въ духѣ времени", "Царевнны Соф³и", "Дѣвичьяго переполоха" и нѣкоторыхъ другихъ, болѣе мелкихъ.
Комед³я "Земцы" затрагиваетъ вопросъ, очень хорошо знакомый и близк³й В. А. Крылову - земское дѣло. Крыловъ всегда выказывалъ особое вниман³е къ земству - и въ этой симпат³и опять сказался истинный шестидесятникъ, которому были любы и дороги всѣ реформы "великой эпохи". Интересъ Крылова къ земскимъ дѣламъ между прочимъ выразился еще и въ-томъ, что имъ былъ составленъ объемистый и очень содержательный "Сборникъ постановлен³й опочецкаго уѣзднаго земскаго собран³я, Псковской губерн³и 1865-1886 г.г." - Книга, мало кому извѣстная и, конечно, неимѣющая ничего общаго съ остальными произведен³ями нашего драматурга.
Комед³я "Земцы" появилась впервые въ 1874 году, будучи первоначально напечатана на страницахъ журнала "Вѣстникъ Европы". Драматическая цензура въ то время не разрѣшала пьесы къ представлен³ю ввиду того, что въ ней выводились на сцену дебаты земскихъ собран³й. Это показалось цензурѣ "несвоевременнымъ" (походило на парламентъ!).
При такихъ обстоятельствахъ пьеса пролежала цѣлый годъ, послѣ чего была вновь пересмотрѣна, и исполнен³е на сценѣ было дозволено, но подъ услов³емъ измѣнен³я заглав³я. Почему это было важно - осталось неизвѣстнымъ. Но назван³е было измѣнено; вмѣсто "Земцевъ" комед³я стала называться "Змѣй Горынычъ".
Постановка этой комед³и, независимо отъ затронутаго ею вопроса, представляла для Крылова особый интересъ, такъ какъ являлась, по его словамъ, чѣмъ-то вродѣ опыта. Обширность темы (роль земства и отношен³е къ нему общества) необходимость ознакомить большую публику съ этимъ еще малоизвѣстнымъ тогда учрежден³емъ - все это привело къ тому, что пьеса оказалась нѣсколько растянутой и догматичной и при исполнен³и на сценѣ могла показаться длинной и утомительной. Когда люди близк³е къ театру, по словамъ В. А., взглянули на пьесу, какъ на произведен³е сценическое, мнѣн³я ихъ оказались до крайности разнорѣчивыми. "Между прочимъ" - говоритъ Крыловъ: - "лица, долженствующ³я быть довольно компетентными, прямо и категорически заявляли мнѣ: - "Зачѣмъ вы ставите эту пьесу? Она провалится. Это надо читать, а не давать на сценѣ. Это будетъ скучно. Это писано умомъ, а не талантомъ" - говорили мнѣ со всѣхъ сторонъ".
- "Пускай провалится!" - отвѣчалъ на эти замѣчан³я Крыловъ: - "Мнѣ этотъ опытъ дороже постановки многихъ пьесъ, на успѣхъ которыхъ я могу разсчитывать навѣрняка!"
Пьеса. шла въ первый разъ въ Москвѣ, въ октябрѣ 1876 года. - "Я употребилъ все старан³е" - говоритъ В. А. далѣе:- "чтобы она была срепетована наивозможно тщательно. Въ вечеръ перваго представлен³я театръ былъ почти полонъ. Я не пошелъ въ залу, а прислушивался къ ходу пьесы изъ-за кулисъ. Первый актъ прошелъ довольно тихо; только въ концѣ слегка вызвали артистку, игравшую главную роль. Но при этомъ особенно интересна была необычная въ нашихъ театрахъ тишина и вниман³е публики впродолжен³е всего акта. Приходивш³е въ антрактѣ на сцену зрители заявляли, что пьеса слушается съ большимъ интересомъ. Второй актъ обезпечилъ ея успѣхъ. Уже съ первыхъ сценъ публика перешла отъ спокойнаго, строгаго вниман³я къ тому оживленному участ³ю, къ тѣмъ откликамъ легкаго рокота смѣха, который для насъ, авторовъ, такъ дорогъ. Въ одной изъ петербургскихъ газетъ корреспондентъ напечаталъ, что будто сосѣдъ его въ театрѣ невольно воскликнулъ: - "Проклятые артисты! Отъ нихъ трудно оторваться!"
Актъ съ земскимъ собран³емъ прошелъ еще удачнѣе, и пьеса имѣла безспорный успѣхъ.- "Ну, вамъ лучше знать, что можетъ нравиться публикѣ!" - великодушно шепнула мнѣ артистка, еще наканунѣ говорившая противъ постановки пьесы на сцену. Она ошибалась. Я такъ-же, какъ она, не зналъ этого заранѣе и нисколько не былъ увѣренъ въ успѣхѣ.
Я вышелъ съ режиссеромъ на улицу. Пр³ятно пахнуло на насъ свѣжимъ воздухомъ. Намъ захотѣлось пройтись пѣшкомъ. Народъ валилъ изъ театра за нами гурьбой. Шли как³е-то "кое-кто" изъ верхнихъ слоевъ театральной залы и обсуждали пьесу провѣряя ее личнымъ опытомъ, личнымъ знан³емъ. Стало быть, не скучали, прослушали съ интересомъ.
Послѣ этого я уже не боялся за постановку въ Петербургѣ и въ провинц³и. И тамъ и тутъ пьеса прошла успѣшно и сдѣлалась репертуарною.
"Земцы", дѣйствительно, всюду вызвали одобрен³е. "Опытъ", такимъ образомъ, вполнѣ удался и лишн³й разъ подтвердилъ, что умная и содержательная пьеса даже при нѣкоторыхъ рискованныхъ отклонен³яхъ и длиннотахъ всегда найдетъ свою публику. Одна изъ лучшихъ пьесъ Крылова, съ ярко очерченными и наиболѣе типичными для В. А. характерами (Настя Кружалова и Варенцовъ), и яркимъ, жизненнымъ содержан³емъ, "Земцы", по справедливости, заняли самое видное мѣсто во всемъ крыловскомъ репертуарѣ описываемой эпохи.
Но при всемъ томъ эта пьеса вызвала (особенно, въ первое время) самые разнорѣчивые отзывы въ газетахъ. Крыловъ искренно удивляется, упоминая о "курьезномъ противорѣч³и въ обсужден³и однѣхъ и тѣхъ-же сценъ и лицъ: "Одни хвалили, друг³е рѣзко бранили, что, впрочемъ, нисколько не ослабило успѣха "Земцевъ".
Другая такая-же пьеса, постановка которой тоже являлась своего рода опытомъ - была комед³я "Въ духѣ времени". Она была поставлена тоже въ Москвѣ, въ 1877 году.
"По обыкновен³ю, я самъ читалъ пьесу артистамъ",- пишетъ Крыловъ - "и рѣдко мнѣ приходилось встрѣчать такое участье и вниман³е къ пьесѣ, какъ на этотъ разъ. Актеры не уходили по прочтен³и сценъ, занятыхъ ихъ ролями, не шушукались, не пересмѣивались, что такъ часто дѣлаетъ на нашей сценѣ считку только какимъ-то отбыван³емъ служебныхъ обязанностей. Послѣдняя фраза чтен³я была покрыта единодушными рукоплескан³ями. При такихъ данныхъ радостно было начинать постановку пьесы. Чувствовалось что-то такое родственное по духу, любовное къ дѣлу. При началѣ репетиц³и однако это нѣсколько измѣнилось. Г-жа Ѳедотова, игравшая главную роль, долго не могла съ ней освоиться, и потому роль ее раздражала, сердила. Но добросовѣстность и дарован³е взяли верхъ надъ инстинктивнымъ чувствомъ непр³язни. Роль была сыграна блестящимъ образомъ и составляетъ одно изъ лучшихъ творчествѣ артистки".
Сверхъ ожидан³я, публика отнеслась къ этой умной и ярко-типичной бытовой пьесѣ довольно холодно. Хотя на первомъ представлен³и были и рукоплескан³я и вызовы, но на самую пьесу нѣкоторая часть публики смотрѣла съ какимъ-то недоумѣн³емъ. Пьеса оказалась черезъ-чуръ тонкой; то мошенничество, которое въ ней выведено, и по поводу котораго морализируетъ авторъ, не было сочтено за мошенничество. - "Что-жъ тутъ такого?" - спрашивали зрители...
Въ бесѣдѣ съ однимъ изъ такихъ недоумѣвавшихъ зрителей Крыловъ привелъ ему такой примѣръ: - У нѣкоей старушки хранятся полуимпер³алы. Въ свое время, когда они достались ей, они стоили по 5 р. 15 к. Но она не слѣдитъ за курсомъ и не знаетъ, что они теперь стоятъ по 7 р. 50 к. Вы пользуетесь случаемъ и предлагаете ей по 6 рублей. Она, по своему невѣдѣн³ю, согласится и продастъ вамъ золотые по этой цѣнѣ. Неужели это будетъ съ вашей стороны честно и добросовѣстно?
- Вся Москва такъ сдѣлаетъ!- отвѣтилъ собесѣдникъ.
- Тѣмъ хуже!- замѣтилъ Крыловъ:- И тѣмъ больше, стало быть это въ духѣ времени!
"Восклицан³е моего пр³ятеля: - "Такъ вся Москва сдѣлаетъ!" - можетъ служить очень лестной реценз³ей пьесѣ!" - прибавляетъ В. А.: - "Вообще, критика жизни была къ пьесѣ благосклоннѣе критики журнальной".
Въ Петербургѣ пьеса имѣла больш³й успѣхъ (очевидно, нельзя уже было сказать: "Весь Петербургъ такъ сдѣлаетъ!), и успѣхъ этотъ возросъ вслѣдств³е совпаден³я съ ея представлен³ями извѣстнаго процесса Гулакъ-Артемовской. Въ обществѣ начали говорить даже, что Крыловъ взялъ для своей пьесы сюжетомъ именно этотъ процессъ. Но оказалось, что Крыловъ "заимствовалъ сюжетъ" за полтора года до самаго процесса.
Изъ болѣе легкихъ комед³й В. А. останавливается въ своихъ воспоминан³яхъ на пьесахъ "Городъ упраздняется" и "Въ осадномъ положен³и".
"Комед³я "Городъ упраздняется" написана на тему, данную К. К. Случевскимъ",- говоритъ В. А.: - Я однако пять лѣтъ не могъ приняться за разработку этой прелестной темы. Мнѣ случалось въ провинц³и быть очевидцемъ того, какъ изъ самаго пустаго слуха разгорались велик³я волнен³я маленькаго муравейника. Мысль пустить въ маленькомъ городкѣ слухъ о томъ, что его упраздняютъ (отчего, конечно, должны переполошиться всѣ его обыватели) - очень счастливая мысль для комед³и нравовъ, но она вызываетъ интригу весьма переплетенную. Задача была не очень легкая: связать всѣ отдѣльные слухи, говоръ, неудовольств³я въ одно цѣлое. Поэтому я долго разработывалъ планъ этой пьесы - то снова принимаясь за него, то откладывая въ сторону ради другихъ работъ. Зато, когда планъ былъ весь выясненъ, пьеса писалась необычайно легко и скоро. Писан³е это доставляло мнѣ одно изъ величайшихъ удовольств³й творчества. Я работалъ надъ пьесой въ Москвѣ, душнымъ, жаркимъ лѣтомъ - и это лѣто было для меня одно изъ самыхъ пр³ятныхъ и веселыхъ, несмотря на то, что оно совпало съ очень крупной домашней невзгодой (пожаръ дома). Комед³я была мнѣ добрымъ другомъ, милымъ существомъ, заставлявшимъ меня забыть для него все, что могло меня въ то время тревожить. Успѣхъ комед³и въ Петербургѣ былъ одинъ изъ самыхъ выдающихся: автора начали вызывать съ перваго акта".
"Комед³и "Въ осадномъ положен³и" какъ-то особенно посчастливилось" - говоритъ Крыловъ: - "по своей сценичности и легкости къ постановкѣ она сдѣлалась одною изъ самыхъ репертуарныхъ пьесъ - изъ тѣхъ безконечно-заигранныхъ пьесъ, которыя, наконецъ, нѣсколько теряютъ силу производимаго впечатлѣн³я, потому что всякая публика ихъ такъ часто видала въ различной обстановкѣ, что почти знаетъ ихъ наизусть. Въ перразъ комед³я была исполнена въ Петербургѣ, въ концѣ октября 1875 года, и тотчасъ - вслѣдъ за симъ поставлена въ Москвѣ (въ ноябрѣ). Ни одна моя пьеса не далась актерамъ такъ легко. Съ первыхъ репетиц³й въ Петербургѣ актеры смѣялись и ладили дѣло. На четвертую репетиц³ю пьеса уже шла совсѣмъ дружно, такъ что наканунѣ спектакля репетиц³ю совсѣмъ отмѣнили,- чтобы не наскучило!- говорили они:- чтобы сохранилась свѣжесть интереса и удовольств³я исполнен³я перваго раза.
Въ Москвѣ за четыре дня до спектакля нѣкоторые изъ актеровъ читали роли по тетрадкамъ, но уже на другой день репетиц³я шла твердо. Особенно большой успѣхъ пьеса имѣла въ Москвѣ. Публика смѣялась до крика. "Я просто вздрогнула отъ взрыва смѣха, когда въ концѣ Мавра вернулась съ Костенькой! " - говорила мнѣ артистка, игравшая главную роль. Въ первый годъ на московской сценѣ пьеса была исполнена около 25 разъ".
Если мы захотимъ теперь узнать, какими о_щ_у_щ_е_н_³_я_м_и сопровождались для В. А. Крылова постановка его пьесъ, и въ какой обстановкѣ все это происходило, то прекрасную иллюстрац³ю и того и другого мы найдемъ въ его письмахъ къ С. Н. Шубинскому.
Вотъ, напримѣръ, что писалъ В. А. по поводу "Правительницы Софьи" - пьесы, которую онъ написалъ въ сотрудничествѣ съ П. Н. Полевымъ, и которая была поставлена впервые на сцену въ Москвѣ, въ 1888 году.
"Многоуважаемый Сергѣй Николаевичъ! Я назначилъ все торжественное крещен³е моей Софьи сегодня, 30 мая. Оттого жду Васъ непремѣнно. Прошу Васъ, сколько можно, пр³йти хоть минутъ за пять до 8 - ибо я всѣмъ назначилъ 7 1/2 чтобы могли 1/2 часа запоздать. Надо-бы начать чтен³е въ восемь часовъ, чтобы имѣть вечеръ - поболтать, словомъ провести душевно..."
Здѣсь рѣчь идетъ о первомъ, такъ сказать, интимномъ чтен³и пьесы въ кругу друзей Крылова и въ присутств³и цензора. Послѣ этого Крыловъ увезъ "Софью" въ Москву, и, вотъ, что писалъ онъ оттуда:
"Софью" въ Москвѣ читалъ два раза; 1) Пчельникову - начальнику Московской дирекц³и, и его друзьямъ и 2) Режиссеру съ декораторами. Возбудилъ ихъ всѣхъ до чортиковъ, и они всѣ силы хотятъ употребить, чтобы пьесу поставить пораньше, надѣясь на ея успѣхъ. Меня просятъ, какъ можно скорѣе, доставить рисунки декорац³й и костюмовъ... Въ Москвѣ я разговаривалъ кое съ кѣмъ о XVIII столѣт³и. Скажите, неужели ни одинъ изъ современныхъ лубочныхъ Вальтеръ-Скоттовъ не тронулъ истор³и Шереметевой-Долгорукой? Сюжетъ дивный - и для романа куда больше простора, чѣмъ для драмы..."
Слѣдующее письмо В. А. ярко рисуетъ его "боевыя" ощущен³я предъ первымъ представлен³емъ и во время его:
"Москва, 12 ноября 1888 г. Дорогой другъ, С. Н.! Только-что вернулся я съ генеральной репетиц³и "Софьи" - и, вотъ, вамъ отчетъ: сегодня только въ первый разъ поставили всѣ декорац³и. Плотники еще не привыкли къ нимъ; только въ первый разъ знакомились. Оттого антракты тянулись очень долго. Репетиц³я началась около часу дня, а кончилась около 5 1/2. Не смотря на все старан³е не пускать много публики, набралась ея тьма-тьмущая и постепенно все больше и больше, такъ что къ концу весь театръ былъ полнымъ-полнешенекъ. Жара была великая и въ залѣ и на сценѣ. Актеры неучаствовавш³е (Ермолова, Садовск³й, Горевъ и др.), драматурги - Шпажинск³й, Немировичъ и пр... Словомъ, полная зала... И, несмотря на тяготу антрактовъ, ни единый человѣкъ не ушелъ до конца репетиц³и. Пьеса поставлена и разыграна прекрасно.
Что мнѣ особенно нравилось, и за чѣмъ я по преимуществу слѣдилъ - это вниман³е, публики.
Пьесу слушали, просто, прелесть какъ! Вы сейчасъ поймете, въ чемъ тутъ дѣло: Репетиц³я происходитъ въ темномъ театрѣ. Освѣщена только сцена, но не зала, такъ что зрители въ темнотѣ. Это, обыкновенно, даетъ имъ нѣкоторую распущенность, и при маломъ интересѣ и скукѣ слышится жужжанье разговора... Здѣсь же съ каждой сценой публика была все тише и тише. Часто просто, замирала въ молчан³и. A послѣ народной сцены въ Стрѣлецкой слободѣ разразилась рукоплескан³ями, вопреки обычаю репетиц³и.
Потомъ послѣ многихъ сценъ были снова аплодисменты. Актеры, видимо, довольны. По окончан³и репетиц³и я говорю режиссеру:- "Вотъ, жаль, что у васъ въ нынѣшнемъ году нѣтъ бенефиса! Вотъ-бы вамъ взять!" - Онъ отвѣчалъ:- "Да, тутъ-бы много денегъ можно въ карманъ положить! Даже обидно видѣть, что пьеса идетъ въ казенный спектакль, а не въ бенефисъ. Этак³й товаръ даромъ пропадаетъ!" - Я вамъ нарочно не пишу никакого разбора исполнен³я, а только о впечатлѣн³и, которое произвела пьеса на присутствующихъ. Этимъ впечатлѣн³емъ я доволенъ. Полевой, какъ незнакомый никому, въ антрактахъ шнырялъ въ публикѣ... Говоритъ, что возбужден³е было большое... Режиссеръ Черневск³й, уходя, говорилъ:- Ну, что завтра говору по Москвѣ будетъ, страсть!..- Словомъ, если плотники и бутафоры попривыкнутъ къ декорац³ямъ, и антракты не задержатъ - я за пьесу вполнѣ спокоенъ. Финалъ послѣдняго акта произвелъ сильное впечатлѣн³е. Было и не безъ слезъ въ театрѣ - тамъ и здѣсь. Я очень доволенъ здѣшнимъ распредѣлен³емъ ролей. Хоть я и старый дьяволъ сцены и знаю моихъ актеровъ, какъ карманы, но все-таки никакъ нельзя сказать, что ужъ всегда вѣрно попадешь въ точку, а, тутъ вышло, именно, такъ... Впрочемъ, довольно! Не хочу ничего предрѣшать и боюсь. Урусовъ, котораго встрѣтилъ мимоходомъ, кинулъ мнѣ со свойственной ему усмѣшкой:- А! счастливый авторъ! - повторяю, теперь весь весь успѣхъ пьесы здѣсь зависитъ отъ плотниковъ и бутафоровъ. Главнаго изъ нихъ - извѣстнаго на здѣшней сценѣ - Ивана Ивановича - я уже обнималъ сегодня и пообѣщалъ хорошую наводку, если перемѣны будутъ скорѣе, чѣмъ стриженая дѣвка косу заплететъ. Есть еще одна вещь, которая можетъ немножко ослабить успѣхъ перваго представлен³я: это, именно, успѣхъ пьесы... Смѣшно сказать, но успѣхъ самому себѣ можетъ мѣшать: если станутъ много аплодировать и вызывать, придется поднимать занавѣсъ - и это задержитъ перемѣны. Чтобы въ первыхъ актахъ вызывали поменьше!
Ну, вотъ, я и у пристани! Какъ-то въ нее войду?.."
Въ слѣдующемъ письмѣ В. А. Крыловъ описываетъ уже самый спектакль:
- "Пьеса прошла на первомъ спектаклѣ не совсѣмъ такъ, какъ было-бы желательно. Билеты всѣ были раскуплены впродолжен³е трехъ часовъ. Театръ полонъ, но, къ сожалѣн³ю, полонъ богатой купеческой публикой съ большимъ количествомъ дамъ (пьеса шла по возвышеннымъ цѣнамъ). Въ 8 и 3/4, ровно, "Софья" впервые появилась на подмосткахъ русской сцены. Въ каждой ложѣ было болѣе, чѣмъ бываетъ обыкновенно. Жара невыносимая. Тѣмъ не менѣе, публика слушала пьесу съ вниманьемъ удивительнымъ. Тишина была такая, что муху было-бы слышно. Но зато по окончан³и картинъ аплодировали и вызывали сухо и жидко. Послѣ каждой картины были вызовы, но не бурные. Въ концѣ разъ шесть вызывали актеровъ, но крики - "автора"!- были незначительны, и потому мы не захотѣли выйти. На генеральной репетиц³и было въ публикѣ шумнѣе. Что тутъ за причина - трудно сказать. Одни говорятъ:- публика зла - не любитъ возвышенныхъ цѣнъ!- Друг³е - что много дамъ, которыя не аплодируютъ; третьи - что жарко, и слишкомъ напряжено вниман³е - устаетъ... Во всякомъ случаѣ, я этимъ первымъ спектаклемъ недоволенъ. Ждалъ большаго! Сегодня у меня былъ Забѣлинъ, благодарилъ за пьесу и говоритъ:- Я, прямо, прихожу васъ просить, чтобы вы продолжали въ этомъ родѣ. Лучше знакомить публику съ истор³ей, какъ посредствомъ театра, нельзя"...
А, вотъ, подобныя-же "боевыя" ощущен³я отъ перваго представлен³я "Правительницы Софьи" въ Петербургѣ:
"Рѣшительно, никакъ не могъ выгадать утра чтобы зайти къ Вамъ.... Репетиц³и начинаются въ 10 1/2 часовъ и кончаются въ 5. Мы съ Полевымъ чистые мученики, ибо дьяволы-декораторы, актеры, режиссеръ тянутъ, путаютъ и пр... Завтра генеральная репетиц³я. Посмотримъ, что она скажетъ... Очень боюсь нашего генеральнаго сражен³я, но, быть можетъ, такъ лучше... Ибо въ Москвѣ я нисколько не боялся - и первое представлен³е было хуже, чѣмъ я ожидалъ. Зато второе!! Вообразите: Я получилъ уже два письма, гдѣ мнѣ пишутъ, что пьеса была принята прямо съ фуроромъ: масса вызововъ, а послѣ 4-го дѣйств³я такъ долго вызывали авторовъ, что режиссеру пришлось выйти сказать, что авторовъ въ театрѣ нѣтъ. Ужъ, конечно, не подсаженные вызывали: Намъ было-бы выгоднѣе подсадить на первый разъ. Сборы въ Москвѣ полные. Словомъ, Москва пойдетъ въ ходъ безподобно!.."
Въ ноябрѣ 1890 года В. А. писалъ слѣдующ³я строки относительно "Дѣвичьяго переполоха"...
.....По мнѣ, успѣхъ былъ полный. Публика смѣялась съ начала и до конца. Актеровъ вызывали множество разъ, меня - разъ десять. Два раза я выходилъ одинъ, безъ актеровъ, при дружныхъ рукоплескан³яхъ... Но главное не это, а общ³й воздухъ зрителей... На сцену приходило множество знакомыхъ - и всѣ въ одинъ голосъ пѣли диѳирамбы... Разыграна пьеса превосходно: почти всѣ актеры до мелочей чрезвычайно удачно подобраны. Нѣкоторые, просто, очаровательны. Къ недочетамъ спектакля могу отнести только: 1) что пьеса не была достаточно хорошо срепетована, и потому сцены толпы немножко цѣплялись, не шли такъ гладко и кипуче, какъ должно... и 2) что предъ пьесой для Ермоловой была дана одноактная драма "Пар³я" - скучная и, главное, длинная, что немножко оттянуло начало моей пьесы. Оба эти недочета со слѣдующими представлен³ями падутъ сами собою, и если только рецензенты будутъ хоть не вполнѣ, а капельку добросовѣстны, пьеса пойдетъ королемъ! Въ субботу я выѣзжаю въ Питеръ и ставлю "Переполохъ" тамъ"...
Слѣдующее письмо гласитъ о петербургскихъ треволнен³яхъ Крылова:
- "Я сегодня совсѣмъ измучился. Вотъ, вѣдь никогда-таки судьба не даетъ мнѣ встрѣтить спокойно первое представлен³е! Въ этой пьесѣ, кажется, можно было-бы быть увѣреннымъ: смѣшна, жива, полна движен³я, съ хорошими ролями, хорошо обставлена. Надо-же, чтобы и тутъ была своя ложка дегтя!.. Сегодня была quasi-генеральная репетиц³я, и первые сюжеты (Савина, Пащенко, Давыдовъ) были безъ костюмовъ.
Надъ декорац³ей 1-го дѣйств³я мучились долго, пока не прибрали ея... Дворяне въ костюмахъ, кое-какъ набранныхъ... Вообще, завтра еще много надо будетъ досмотрѣть, а не то - кое-какъ пустить - первое представлен³е окажется только генеральной репетиц³ей! Но главное, что меня безпокоитъ - что пьеса идетъ въ бенефисъ, и цѣны мѣстамъ больш³я, а второе представлен³е черезъ день - дешевле. Я очень боюсь, что публики соберется мало, а это губительно для пьесы. При жидкомъ театрѣ и пр³емъ жидк³й. И всего этого невозможно было избѣжать!"
Предчувств³я В. А. на этотъ разъ не обманули его. Пр³емъ "Переполоху" въ Петербургѣ, дѣйствительно, былъ оказанъ довольно жидк³й - и трудно сказать, что было тому причиной?... Пьеса эта является, безусловно, одною изъ лучшихъ комед³й Крылова, играли-же ее превосходно. Повидимому, причиною малаго успѣха послужило одно изъ тѣхъ трудноуловимыхъ обстоятельствъ, которыя такъ хорошо зналъ и такъ умѣло учитывалъ В. А.: неполный театръ, возвышенныя цѣны, духота въ зрительной залѣ, и даже, быть можетъ, морозъ, который заставилъ театральную публику сидѣть по домамъ...
Для того, чтобы заключить обозрѣн³е описываемаго пер³ода жизни В. А. Крылова, мы должны упомянуть объ одномъ мало извѣстномъ трудѣ его, которымъ онъ очень усердно занимался въ это время въ промежутокъ между репетиц³ями, спектаклями и сочинен³емъ новыхъ пьесъ: трудъ этотъ - разработка "нормальнаго устава театральныхъ дѣятелей".
Имѣя близк³я сношен³я съ театральными тружениками всѣхъ чиновъ и ранговъ, Крыловъ не могъ не видѣть крайне ненормальнаго юридическаго положен³я тѣхъ изъ нихъ, кто вступалъ въ обязательственныя отношен³я съ различными антрепренерами и иными предпринимателями. Отношен³я эти не регулировались, рѣшительно, никакими законами и правилами, и антрепренеры имѣли полную возможность жестоко эксплуатировать попавшихъ къ нимъ въ кабалу артистовъ... Противъ этого-то безправнаго положен³я актерской брат³и и вооружился Крыловъ и въ обществѣ съ нѣкоторыми другими лицами приступилъ къ разработкѣ нормъ, которыя могли-бы дать труженникамъ театра законную защиту противъ безудержнаго пользован³я ихъ трудомъ и талантомъ.
Нормы эти были, дѣйствительны, выработаны, и по этому поводу В. А. Крыловъ писалъ въ 1890 году С. Н. Шубинскому слѣдующ³я строки:
- "Мы благополучно закончили нашу мисс³ю разработки нашего устава, и если онъ утвердится, то хоть немного избавитъ нашихъ товарищей - тружениковъ хоть отъ нѣкоторой доли разбойниковъ, съ которыми приходится считаться честному человѣку"...
Уставъ этотъ представляетъ собою очень подробный кодексъ, регламентирующ³й до мелочей взаимныя права и обязанности театральныхъ предпринимателей и театральныхъ тружениковъ: артистовъ, режиссеровъ, суфлеровъ, бутафоровъ, музыкантовъ и т. д. Въ каждой статьѣ этого кодекса видно тонкое знан³е актерской среды и тѣхъ услов³й, среди которыхъ течетъ театральная жизнь...
Отъ пьесы къ пьесѣ, отъ успѣха къ успѣху незамѣтно прошли для Крылова цѣлыя 25 лѣтъ его писательской и театрально-драматической дѣятельности. 5-го октября 1887 года исполнилось его писательское двадцатипятилѣт³е... И къ своему юбилею онъ могъ быть, дѣйствительно, уподобленъ (см. каррикатуру) Карлу V, который съ гордостью говорилъ:- "Въ моихъ владѣн³яхъ не заходитъ солнце"... Во всей обширной Росс³и не было города, гдѣ не шли-бы каждый сезонъ пьесы Виктора Крылова... Его солнце не заходило во всей странѣ!
Двадцатипятилѣт³е дѣятельности В. А. Крылова было отпраздновано въ обѣихъ столицахъ.
Въ Петербургѣ въ этотъ день предполагалась къ постановкѣ новая пьеса В. А.:- "Семья". Но вслѣдств³е болѣзни артиста Свободина, игравшаго въ ней главную роль, "Семью" пришлось отмѣнить, и вмѣсто нея дали уже хорошо знакомую публикѣ комед³ю "Въ осадномъ положен³и".
По этой причинѣ, а также, быть можетъ, и вслѣдств³е иныхъ болѣе тонкихъ обстоятельствъ, юбилей прошелъ менѣе ярко, чѣмъ слѣдовало-бы ожидать. По отзыву одного изъ газетныхъ хроникеровъ, "Юбилей былъ справленъ болѣе, чѣмъ скромно". И прежде всего, конечно, уже потому, что вслѣдств³е отмѣны новой пьесы, публика собралась на спектакль (въ Александринскомъ театрѣ) далеко не въ достаточномъ количествѣ.
A затѣмъ - по мнѣн³ю другаго хроникера - публика не была должнымъ образомъ предупреждена о юбилеѣ и поэтому не имѣла надлежащаго настроен³я...
Чествован³е юбиляра ограничилось лишь простымъ поздравлен³емъ его въ актерскомъ фойэ во время антракта между 1 и 2 актами пьесы. Поздравлен³е это было принесено лишь наличными представителями драматической труппы. Юбиляръ былъ введенъ въ фойэ артистомъ Сазоновымъ. Режиссеръ драматической труппы, г. Ѳедоровъ-Юрковск³й, прочелъ отъ имени группы теплое привѣтств³е, въ которомъ обрисовалъ всю плодотворную дѣятельность В. А. Крылова для русской драматической сцены. В. А. отвѣчалъ на это выражен³емъ горячей благодарности.
Немногочисленная и неподготовленная публика однако встрѣтила юбиляра очень тепло... На публику Крыловъ, вообще, никогда не могъ пожаловаться. Послѣ 3-го дѣйств³я онъ былъ вызванъ, и залъ встрѣтилъ любимаго драматурга шумными овац³ями, устроивъ ему, такимъ образомъ, неофиц³альное чествован³е "при поднятомъ занавѣсѣ", чего онъ былъ офиц³ально лишенъ. Юбиляръ былъ вызываемъ много разъ: сначала онъ выходилъ, окруженный всѣми участвовавшими въ пьесѣ артистами, которые тоже заодно съ публикой, аплодировали ему. Затѣмъ онъ выходилъ и одинъ...
Юбилейное торжество закончилось послѣспектакльной трапезой на дому у Крылова. Сюда собрались всѣ первые сюжеты Александринскаго театра, художники и писатели, и трапеза прошла очень оживленно и весело и "душевно", какъ выражался въ такихъ случаяхъ В. А. Произносились, конечно, приличныя случаю рѣчи. Такъ, П. И. Вейнбергъ сказалъ слово о "врагахъ" юбиляра:
- У каждаго писателя - сказалъ онъ:- вообще, не мало враговъ, а у юбиляра ихъ въ особенности много, но изъ-за этого все-таки не стоитъ падать духомъ и унывать.
Артистъ Сазоновъ пожелалъ, чтобы юбиляръ еще долг³е годы пробылъ въ артистической средѣ и могъ-бы при помощи поднесенной ему (на чествован³и въ театрѣ) чернильницы написать много хорошихъ пьесъ. Но особый фуроръ произвела рѣчь незабвеннаго И. Ф. Горбунова, который не преминулъ превратиться по случаю торжества, въ "Генерала Дитятина". Знаменитый генералъ на этотъ разъ "охотно вошелъ въ положен³е драматическаго писателя" и счелъ себя обязаннымъ отмѣтить его "драматическое положен³е": ибо драматическому писателю необходимо угодить той, не забыть эту, побаловать того... Нелегкое дѣло!
Нѣсколько теплѣе юбилей В. А. Крылова былъ отпразднованъ н_а_к_а_н_у_н_ѣ юбилейнаго дня на одной изъ частныхъ сценъ въ Петербургѣ - въ Первомъ общественномъ собран³и. Здѣсь состоялся парадный спектакль, составленный изъ пьесъ юбиляра. По стѣнамъ залы были развѣшаны плакаты съ назван³ями его сочинен³й, сцена была убрана цвѣтами. Чествован³е В. А. состоялось "при поднятомъ занавѣсѣ", причемъ антрепренеръ и исполнители пьесы поднесли юбиляру золотое перо, а отъ публики ему былъ врученъ вѣнокъ.
Въ Москвѣ юбилейное чествован³е имѣло мѣсто опять-таки лишь въ частномъ театрѣ Корша (правда, заочное, такъ какъ юбиляръ былъ въ это время въ Петербургѣ). Театръ организовалъ юбилейный спектакль въ честь В. А. Крылова, состоявш³й изъ двухъ его пьесъ:- "Горе-Злосчастье" и "Угнетенная невинность". Казенный-же московск³й театръ (малый) поступилъ по отношен³ю къ В. А. прямо неприлично: онъ отдалъ его юбилейный день 5 октября... Шпажинскому. И только въ видѣ нѣкоторой уступки - (впрочемъ, это носило, скорѣе, видъ насмѣшки!) послѣ комед³и Шпажинскаго была разыграна незначительная комед³йка В. А. Крылова, "Медвѣдь сосваталъ"... Повидимому, слова П. И. Вейнберга о "врагахъ", дѣйствительно, имѣли подъ собою реальную почву.
Гораздо основательнѣе и пр³язненнѣе 25-лѣт³е дѣятельности В. А. Крылова было отмѣчено въ текущей журналистикѣ. Почти во всѣхъ журналахъ и газетахъ (за исключен³емъ лишь мелкой прессы) въ этотъ день появились сочувственныя статьи о юбилярѣ и его произведен³яхъ. Нѣкоторые изъ авторовъ дали въ своихъ статьяхъ весьма серьезные и обстоятельные критико-библ³ографическ³е очерки литературной дѣятельности В. А. Крылова (напримѣръ И. А. въ "Новостяхъ"). Главное-же мѣсто среди этихъ юбилейныхъ статей слѣдуетъ отдать прекрасной статьѣ Ор. Миллера: онъ особенной теплотою и внимательностью отнесся къ юбиляру и далъ блестящую характеристику его таланта и значен³я для русской литературы и русскаго театра.
Любовь къ театру, вѣрное пониман³е его задачъ и цѣлей и исключительное знан³е сцены привели В. А. Крылова на новую ступень въ его карьерѣ - ступень, которая являлась логическимъ увѣнчан³емъ всѣхъ этихъ качествъ:
Въ маѣ 1893 года дирекц³я Императорскихъ театровъ обратилась къ нему съ предложен³емъ занять должность управляющаго русской драматической труппой въ Петербургѣ. Какъ и слѣдовало ожидать, предложен³е было принято. Да и въ самомъ дѣлѣ, трудно было бы Крылову не пойти на эту службу при всемъ своемъ органическомъ отвращен³и къ какой-либо казенной должности: эта должность ставила его не только въ самыя тѣсныя сношен³я съ дорогимъ ему театромъ, но и давала ему возможность вл³ять на театральныя дѣла въ столицѣ. Съ другой стороны, трудно было-бы представить и болѣе подходящаго человѣка для этой цѣли. В. А. Крыловъ, при его знан³и театра и театральныхъ дѣятелей, былъ вполнѣ своимъ человѣкомъ въ этомъ м³рѣ.
Назначен³е Крылова на упомянутую должность состоялось какъ разъ въ то время, когда драматическ³й театръ въ Петербургѣ настоятельно нуждался въ реформахъ, въ обновлен³и, въ свѣжей новой струѣ. И В. А., дѣйствительно, внесъ съ собою эту свѣжую струю. И не его вина, что недолговременное управлен³е его не принесло тѣхъ результатовъ, на которые разсчитывали всѣ знавш³е его и онъ самъ.
Для того, чтобы вполнѣ ясно понять и оцѣнить дѣятельность В. А. въ качествѣ управляющаго казенной драматической труппы, необходимо ознакомиться, во первыхъ, съ его взглядами на театральное дѣло, и, во вторыхъ, съ тѣмъ состоян³емъ, въ которомъ находился драматическ³й театръ въ Петербургѣ до назначен³я В. А. Крылова.
В. А. Крыловъ никогда не былъ, просто, писателемъ, пишущимъ an und fur sich, wie der Vogel singt. Его интересовало не только писан³е пьесъ и постановка ихъ въ театрѣ, но и философ³я этихъ дѣйств³й. Фанатически любя театръ, онъ въ то же время пытливо изучалъ его и, подмѣчая тѣ, или друг³я стороны театральнаго дѣла, систематизировалъ ихъ, выводилъ общ³е принципы и дѣлалъ широк³я обобщен³я. Однимъ словомъ, онъ пытался создать своего рода практическую философ³ю театральнаго дѣла. Его взгляды на это дѣло, имѣютъ, именно, философскую продуманность, и потому они уже сами по себѣ, очень интересны.
В. А. Крыловъ считалъ театръ великою культурною силою, способною даже въ низшихъ формахъ своего проявлен³я отвлекать человѣчество отъ грубой и пошлой обыденщины и пр³общать къ идеямъ и понят³ямъ болѣе высокаго порядка. Театръ долженъ былъ, по его мнѣн³ю, пробуждать въ публикѣ всѣ лучш³я стороны ума и чувства,
Но съ другой стороны, приходилось считаться и съ инстинктивною и непреодолимою потребностью публики въ р_а_з_в_л_е_ч_е_н_³_и.
- Развѣ вы считаете,- спросилъ однажды Крыловъ извѣстнаго французскаго критика, Сарсэ; - что единственная цѣль театра есть развлечен³е (amusement) публики?
- Другой цѣли нѣтъ!- отвѣтилъ Сарсэ.
- A можно-ли вести публику? - продолжалъ Крыловъ.
- Конечно, можно!- отвѣчалъ Сарсэ:- но это очень трудно.
И В. А. Крыловъ пришелъ тоже къ убѣжден³ю, что "вести" публику очень трудно, и что если это и возможно, то не иначе, какъ при сочетан³и такого "веден³я" съ развлечен³емъ. Театръ долженъ учить публику - это главная его задача. Но публика голыхъ поучен³й не любитъ. Она не пойдетъ въ театръ, если тамъ начнутъ угощать ее простыми проповѣдями. Стало быть, нужно сначала еще заманить ее въ театръ, привлечь ее туда любопытнымъ зрѣлищемъ и поднесть ей пилюлю поучен³я въ изящной, занимательной формѣ, въ блестящей позолотѣ остроум³я, поэз³и, декоративнаго искусства.
"Пьесы должны быть художественны", говоритъ Крыловъ въ одной изъ своихъ статей о театрѣ:- "но все-таки онѣ должны быть интересны и заманчивы для публики. Именно, въ этомъ умѣньи найти равновѣс³е: угодить публикѣ, увлекать ее, не потакая ея дурнымъ наклонностямъ, а, напротивъ, пробуждая въ ней всѣ лучш³я стороны ума и чувства - и заключается вся задача серьезнаго театра".
"Театръ долженъ бороться съ постоянной склонностью зрителя къ безсодержательной декоративности спектакля" - говоритъ онъ тамъ-же: - но этою-же склонностью театръ долженъ пользоваться для заманки публики... Но только не какъ цѣлью, а какъ средствомъ".
Одною изъ главныхъ "приманокъ" В. А. справедливо считалъ остроум³е и веселость пьесы. Онъ, вообще, придавалъ особое значен³е веселью и смѣху на сценѣ и считалъ ихъ "громадными двигателями на сценѣ". Поэтому и самъ онъ писалъ преимущественно комед³и и для сцены считалъ этотъ жанръ наиболѣе полезнымъ.
Другою важною приманкою публики онъ считалъ разнообраз³е репертуара и частыя новинки въ этой области. При этомъ подъ "новинками" Крыловъ подразумѣвалъ не только новыя пьесы, въ настоящемъ значен³и этого слова, но и пьесы малознакомыя и давно не шедш³я.
Что касается, собственно репертуара и выбора пьесъ, то въ этомъ отношен³и онъ дѣлалъ различ³е между классическимъ репертуаромъ и репертуаромъ современнымъ, причемъ на первое мѣсто ставилъ пьесы классическ³я, но со строгимъ выборомъ:
Классическ³й репертуаръ по классификац³и Крылова, составляютъ пьесы троякаго рода: 1) пьесы образцовыя, сохранивш³я все свое художественное значен³е, независимо отъ времени своего возникновен³я, напримѣръ, "Гамлетъ", "Ревизоръ", "Борисъ Годуновъ". Эти пьесы, конечно, составляютъ украшен³е сцены и основу всякаго репертуара. 2) Пьесы знаменитыхъ въ свое время авторовъ, но уже утративш³я художественное значен³е. Онѣ, по мнѣн³ю Крылова, интересны, какъ характеристика своего времени, и могутъ быть включаемы въ репертуаръ лишь въ качествѣ hors d'oeuvre'овъ для представлен³я въ исключительныхъ случаяхъ - напримѣръ, въ историческихъ спектакляхъ. И, наконецъ, 3) слабыя пьесы знаменитыхъ писателей, совершенно неинтересныя ни по существу, ни какъ характеристика времени, но допускающ³я блестящую постановку и декорац³и и, стало быть, интересныя лишь какъ зрѣлище. Так³я пьесы, по мнѣн³ю В. А., представляютъ положительный вредъ для театра и прямой обманъ"... "Привыкая гоняться за зрѣлищемъ, за внѣшностью картинъ, публика разучивается слушать въ театрѣ и наслаждаться смысломъ пьесы, ея художественной правдой. Актеры привыкаютъ къ игрѣ на подъемѣ, къ шаржированнымъ движен³ямъ и декламац³и, утрачиваютъ простоту художественнаго творчества. Авторы, видя, какъ легко и при посредственномъ содержан³и пьесы выѣзжать на декорац³яхъ и костюмахъ, теряютъ охоту къ строгой, добросовѣстной работѣ и стараются театральной шумихой и калейдоскопомъ постановочныхъ эффектовъ заполнить недостатокъ наблюдательности, способности создавать"...
Что касается пьесъ современнаго репертуара, то о нихъ Крыловъ держался такого мнѣн³я: "Если эти пьесы и уступаютъ классическимъ, то онѣ уже потому интересны, что они ближе къ жизни зрителя". Къ нимъ, по его словамъ, приходится относиться снисходительнѣе, чѣмъ къ пьесамъ репертуара классическаго, "уже за одну ихъ современность"... A тѣмъ болѣе къ "новымъ, интереснымъ сверхъ того и новизною". Такого строгаго выбора, какъ въ пьесахъ классическаго репертуара, здѣсь уже не можетъ быть. И недостатокъ интересныхъ оригинальныхъ новинокъ, по мнѣн³ю В. А., можетъ быть восполненъ даже заимствован³ями и передѣлками съ иностраннаго...
Таковы были взгляды В. А. Крылова на д_у_ш_у театра, т. е. пьесы... Подобною-же продуманностью отличались его воззрѣн³я и на т_ѣ_л_о театральной организац³и, т. е. на всевозможныя услов³я и обстоятельства, сопровождающ³я постановку пьесъ и ходъ спектакля. Крыловъ всегда принималъ въ соображен³е даже посторонн³я, казалось-бы, услов³я напримѣръ, климатъ, погоду... О томъ-же, что имѣло прямое отношен³е къ театру и говорить нечего: оно у него было на самомъ строгомъ учетѣ - и величина театральной залы, и обил³е дешевыхъ мѣстъ въ театрѣ, и вентиляц³я, и освѣщен³е, и антракты, и время окончан³я пьесы... Все это занимало соотвѣтствующ³я мѣста въ его практической философ³и театральнаго дѣла.
Но самый главный принципъ этой философ³и заключался въ требован³и единодушной общей работы всѣхъ лицъ, всѣхъ дѣятелей, такъ, или иначе прикосновенныхъ къ театру. В. А. Крыловъ постоянно взывалъ къ взаимной честной дѣятельности, къ общимъ единодушнымъ усил³ямъ актеровъ, авторовъ, критики и даже публики...
Никакихъ подобныхъ усил³й и въ поминѣ не было въ то время, когда Крылова пригласили на должность управляющаго драматической труппой. Актеры были сами по себѣ, театральное начальство само по себѣ, а съ авторами и съ публикой совсѣмъ не церемонились: ни авторовъ, ни публики для театральныхъ заправилъ тогда какъ-будто и вовсе не существовало...
Въ управлен³и драматическимъ театромъ была полная безалаберщина. Репертуаръ составлялся кое-какъ, не чувствовалось ни малѣйшей планомѣрности въ выборѣ пьесъ, ни малѣйшей гармон³и въ чередован³и пьесъ того, или иного репертуара (классическаго, или современнаго). Иногда на классиковъ совсѣмъ махали рукою, иногда - въ ущербъ современному репертуару - начинали упорно ставить какую-либо одну - почему-либо излюбленную пьесу классическаго репертуара. Нерѣдко ставились и упорно повторялись так³я пьесы, постановку которыхъ невозможно было, ровно ничѣмъ, оправдать: ни именемъ автора, ни содержан³емъ пьесы, ни обстановкой, ни даже исполнен³емъ... Иныя хорош³я пьесы (напримѣръ, Чехова) искусственно проваливались. Иностранный репертуаръ безпощадно давилъ отечественный... При всемъ томъ сплошь и рядомъ крайне неудачно распредѣлялись роли; и благодаря такому неудачному распредѣлен³ю ролей даже хорош³е артисты превращались, въ глазахъ публики, въ самыхъ заурядныхъ актеровъ. Дѣло дошло до того, что, напримѣръ, въ Михайловскомъ театрѣ русск³е спектакли постоянно пустовали вслѣдств³е якобы "слабаго состава исполнителей" (въ газетахъ весьма ядовито называли данный составъ "составомъ для истреблен³я публики")... Между тѣмъ сами по себѣ артисты вовсе не были плохи, что потомъ и доказалъ В. А. Крыловъ, болѣе разумнымъ распредѣлен³емъ ролей.
Короче говоря, въ распоряжен³и театральными дѣлами чувствовалась полная неумѣлость и какая-то нелѣпая зависимость отъ случая, отъ требован³й минуты, отъ чьего-то непонятнаго каприза. Не замѣчалось опытной руки и сознательнаго руков