Главная » Книги

Крылов Виктор Александрович - Б. П. Никонов. В. А. Крылов, Страница 4

Крылов Виктор Александрович - Б. П. Никонов. В. А. Крылов


1 2 3 4 5 6 7 8

Крылову съ пьесой "Противъ течен³я" и въ Москвѣ... Надъ пьесой словно тяготѣлъ какой-то фатумъ: тамъ она была сыграна всего одинъ разъ, потому что артистъ Полтавцевъ, игравш³й главную роль, скоропостижно умеръ.
   И тамъ и тутъ пьесу сняли съ репертуара и болѣе уже не возобновляли.
   Эта неудача не принесла особаго огорчен³я В. А. Крылову, такъ какъ снят³е пьесы съ репертуара было обусловлено обстоятельствами чисто-случайными: сама-же пьеса при всемъ своемъ техническомъ несовершенствѣ, все-таки несомнѣнно понравилась публикѣ. Но со слѣдующей поставленной имъ на сцену пьесой ему пришлось пережить уже серьезный и, такъ сказать, органическ³й неуспѣхъ, сильно его разстроивш³й.
   Этою второю пьесой В. А. Крылова является оригинальная комед³я въ 4-хъ дѣйств³яхъ "Неземныя создан³я".
   В. A. хотѣлъ показать въ ней тотъ бездушный эгоизмъ, сухость и мелочность, которыя у людей извѣстной среды часто прикрываются напускнымъ великодуш³емъ и лицемѣрной душевной теплотой. Задача эта однако оказалась еще не по силамъ Крылову. Пьеса, правда, понравилась актерамъ въ чтен³и (В. А. читалъ превосходно, и въ его чтен³и пьесы иной разъ производили лучшее впечатлѣн³е, чѣмъ на сценѣ!) но при исполнен³и ея, въ Москвѣ, она торжественно провалилась и сыграна была всего три раза.
   Значительно позднѣе (въ 1872 г.) Крыловъ передѣлалъ кореннымъ образомъ эту комед³ю, озаглавивъ ее "Поэз³я любви". Въ этомъ новомъ видѣ она имѣла крупный успѣхъ и совершенно загладила непр³ятное воспоминан³е провала. Но тогда - въ первое время - неуспѣхъ "Неземныхъ создан³й" сильно смутилъ и огорчилъ Крылова. И подъ впечатлѣн³емъ этой неудачи онъ даже отошелъ на время отъ театра и занялся другимъ дѣломъ - хотя и имѣвшимъ тоже громадное отношен³е къ театру, но не такимъ непосредственно-театральнымъ и менѣе возбуждающимъ. Онъ принялся за стихотворный переводъ яНатана Мудраго".
   В. А. Крыловъ уже давно увлекался Лессингомъ и его знаменитою драмой. Мысль о переводѣ ея стихами на русск³й языкъ уже лѣтъ пять предъ тѣмъ занимала его. Теперь-же онъ былъ совершенно захваченъ этимъ величайшимъ создан³емъ нѣмецкаго драматурга... Онъ усидчиво проработалъ надъ переводомъ цѣлый годъ, разбиралъ источники и комментар³и къ "Натану" - и результатомъ этой работой явился прекрасный и необходимый вкладъ въ русскую переводную литературу, такъ какъ до Крылова классическое произведен³е Лессинга еще не появлялось въ русскомъ переводѣ и, такимъ образомъ, было неизвѣстно огромной массѣ русской читающей публики.
   Переводъ "Натана Мудраго" былъ напечатанъ въ "Вѣстникѣ Европы*, а затѣмъ, спустя семь лѣтъ былъ изданъ отдѣльно, снабженный обстоятельнымъ предислов³емъ, примѣчан³ями и т. п.
   Эта работа, а также и другой нетеатральный трудъ В. А. Крылова - "Столбы", о которомъ мы будемъ говорить ниже, отвлекли его вниман³е отъ стрясшагося надъ "Неземными создан³ями" несчаст³я, и мало по малу онъ опять вернулся на свой истинный путь - къ дѣятельности драматурга. Но еще ранѣе возвращен³я на этотъ путь, въ жизни В. А. произошли два событ³я, которыя необходимо отмѣтить.
   Первое изъ нихъ - былъ его отказъ отъ "казенной службы". Со службою въ инженерномъ училищѣ ему сильно не повезло... Уже въ самомъ началѣ его литературныхъ выступлен³й въ печати, военное начальство стало сильно коситься на "учителя 3-го рода". Успѣхъ-же драмы "Противъ течен³я" еще болѣе обострилъ начальственную непр³язнь, и въ концѣ концовъ Крылову было свыше объявлено, что его литературныя занят³я несовмѣстимы съ военною службой, и что ихъ слѣдуетъ прекратить.
   Но В. А. рѣшилъ лучше прекратить самую службу. Съ легкимъ сердцемъ, уповая лишь на газетные заработки, онъ бросилъ свою "position sociale" въ инженерномъ училищѣ и вышелъ въ отставку (въ 1867 году) съ чиномъ штабсъ-капитана.
   Второе изъ упомянутыхъ событ³й тѣсно связано съ сочинен³емъ Крылова "Столбы".
   Событ³е это носило совершенно исключительный характеръ и рѣзко нарушило его мирное и, можно сказать, идиллическое существован³е среди литературныхъ работъ. Отъ спокойнаго литературнаго труда онъ счелъ необходимымъ перейти на нѣкоторое время къ литературному труду боевому, т. е. къ бывшей тогда въ большой модѣ обличительной литературѣ.
   За эту попытку отдать дань времени, попытку, коренившуюся въ благородномъ побужден³и пригвоздить къ позорному столбу мошенника-крѣпостника, и основанную на благородной вѣрѣ въ могущество печатнаго слова, В. А. поплатился серьезнымъ разстройствомъ своей житейской компенсац³и. Короче говоря, возникъ судебный процессъ по обвинен³ю нашего драматурга въ клеветѣ и оскорблен³и, и онъ сдѣлался жертвою этого процесса.
   Въ одной изъ книгъ настоящаго издан³я читатели найдутъ подробное изложен³е этого громкаго и нашумѣвшаго въ свое время дѣла о "Столбахъ". Здѣсь-же мы коснемся даннаго событ³я лишь въ общихъ чертахъ.
   Еще зимой 1867 года, одинъ изъ ближайшихъ друзей В. А. Крылова, В. В. Лесевичъ, зайдя къ его и къ своему другу, И. А. Яновичу - мировому посреднику - засталъ у него некоего старосту, Максимова, который явился въ Петербургъ для подачи прошен³я на Высочайшее имя. Дѣло, по поводу котораго Максимовъ хотѣлъ обратиться съ просьбой къ Государю, показалось Лесевичу интереснымъ и важнымъ, и онъ сталъ разспрашивать крестьянина о подробностяхъ.
   И тотъ разсказалъ возмутительную истор³ю о земельныхъ злоупотреблен³яхъ, которыя продѣлывалъ нѣк³й помѣщикъ, Ваксель, надъ отмежевавшимися отъ него послѣ эмансипац³и крестьянами.
   Разсказъ этотъ произвелъ на Лесевича такое впечатлѣн³е, что онъ рѣшилъ непремѣнно предать его гласности. Но предавать гласности такое серьезное дѣло, основываясь на показан³яхъ лишь одного человѣка, Лесевичу показалось неудобнымъ. Для этой цѣли необходимо было пожить и прислушаться на мѣстѣ - тамъ, гдѣ происходили всѣ эти злоупотреблен³я.
   Самъ Лесевичъ не имѣлъ возможности сдѣлать это и обратился къ Крылову.
   Крыловъ былъ свободенъ и независимъ (съ военной службой все уже было кончено!) и могъ безъ затруднен³й съѣздить въ деревню, благо, ѣхать было недалеко: герои злоупотреблен³й жительствовали въ псковской губерн³и. И онъ немедленно взялся за это дѣло и съ жаромъ принялся за обличен³я крѣпостниковъ. Тема эта была ему, какъ нельзя болѣе, по душѣ: это были отголоски первой пьесы "Противъ течен³я" - но отголоски еще болѣе рѣзк³е, чѣмъ сама пьеса, потому что они шли прямо изъ жизни.
   Согласно своему обыкновен³ю - доводить всякое дѣло до конца и обставлять его наивозможно лучшей подготовкой, Крыловъ и этотъ свой обличительный выпадъ довелъ до полнаго завершен³я и обставилъ его прочными доказательными основан³ями. Онъ три раза ѣздилъ въ псковскую губерн³ю, гостилъ тамъ у своего друга, И. А. Яновича - по близости отъ мѣста злоупотреблен³й, вошелъ въ мѣстное общество и тщательно изучилъ всю истор³ю злоупотреблен³й. Въ результатѣ этихъ изслѣдован³й и возникла книга "Столбы - старая погудка на новый ладъ", впервые появившаяся въ печати въ видѣ цѣлаго ряда фельетоновъ въ "С.-Петербургскихъ Вѣдомостяхъ".
   Книга эта носитъ совершенно своеобразный характеръ: имѣя внѣшность беллетристическаго произведен³я, "Столбы" представляютъ собою ничто иное, какъ пространный и облеченный въ литературную форму обвинительный актъ. Изложен³е въ ней сухо, сжато и схематично. Разговоры дѣйствующихъ лицъ производятъ впечатлѣн³е тщательно записанныхъ свидѣтельскихъ показан³й. Въ текстѣ разсказа цѣликомъ приводятся различные документы. Для того, чтобы свести все, что онъ узналъ о дѣлѣ, къ самому простому разсказу, въ которомъ всѣ данныя были-бы, по возможности, провѣрены, Крыловъ пожертвовалъ наиболѣе цѣннымъ качествомъ своего таланта - художественностью и чувствомъ художественной мѣры... Его работа многое утратила въ смыслѣ литературности, но зато значен³е ея, какъ обвинительнаго акта, возросло отъ такой трактовки сюжета...
   Какъ и слѣдовало ожидать, обличительное произведен³е В. А. Крылова произвело сильнѣйшую сенсац³ю. Мѣстное уѣздное общество (опочецкаго уѣзда псковской губерн³и) заволновалось. "Столбы" сразу пр³обрѣли въ опочецкомъ уѣздѣ колоссальную популярность. "Столбами" зачитывались и со страхомъ и съ любопытствомъ искали и находили въ книгѣ Крылова свои и чуж³е портреты. Осиное гнѣздо заворошилось и двое изъ опочецкихъ дворянъ-помѣщиковъ, наиболѣе затронутые "старою погудкою на новый ладъ" - Ваксель и Балычевъ привлекли обличителя ихъ подвиговъ къ суду. Въ одинъ прекрасный день В. А. Крыловъ получилъ извѣщен³е изъ С.-Петербургскаго окружнаго суда, что въ судъ поступила жалоба на него, со стороны упомянутыхъ частныхъ обвинителей, которые обвиняли его въ клеветѣ.
   Судъ въ то время только что былъ реформированъ и пользовался особымъ вниман³емъ и любовью общества. Эта любовь и вниман³е доходили иной разъ даже до утрировки и въ такомъ видѣ были съ большимъ юморомъ воспроизведены Крыловымъ въ его "Дѣлѣ Плеянова". Но въ тоже время они подогрѣвали настроен³е самого суда, и надо сказать правду, имѣли свое основан³е. Тогдашн³й судъ былъ свободенъ отъ многихъ исказившихъ его въ болѣе позднѣе время недостатковъ. Еще не заваленные работою, еще не познакомивш³еся съ позднѣйшими ограничен³ями и внушен³ями судьи высоко держали тогда знамя правосуд³я. И Крыловъ могъ съ полнымъ довѣр³емъ вручить суду свою судьбу, въ качествѣ подсудимаго - въ этой новой и совершенно необычной для него роли...
   Литературные процессы были въ то время въ диковинку. Къ тому-же въ крыловскомъ дѣлѣ выступили так³я адвокатск³я знаменитости, какъ Спасовичъ и Арсеньевъ. Неудивительно поэтому, что "дѣло отставнаго штабсъ-капитана В. А. Крылова, по обвинен³ю его Вакселемъ и Балычевымъ въ клеветѣ", возбудило въ петербургскомъ обществѣ значительный интересъ. Интересъ къ судьбищу подогрѣвался также еще и тѣмъ обстоятельствомъ, что В. А. Крыловъ пользовался тогда уже широкою извѣстностью, какъ талантливый авторъ "Противъ течен³я" и "Къ мировому". Послѣдняя пьеса, какъ увидимъ ниже, была представлена (въ Москвѣ и Петербургѣ) незадолго до крыловскаго процэсса и прошла съ огромнымъ успѣхомъ.
   Дѣло В. А. Крылова съ Вакселемъ въ окружномъ судѣ слушалось 4 апрѣля 1870 года. Судебное разбирательство изобиловало интересными деталями, особенно рѣчи Спасовича и Арсеньева, блестящ³я по внѣшности и глубок³я по содержан³ю. Обѣ эти рѣчи, сопровождавш³яся отвѣтными репликами, разъясняли не только ближайш³й юридическ³й вопросъ: виновенъ-ли Крыловъ въ клеветѣ, но и общ³й, чрезвычайно интересный вопросъ о правѣ писателя на изображен³е живой дѣйствительности...
   Съ внѣшней стороны судъ окончился для Крылова несовсѣмъ удачно, т. е. онъ все-таки былъ обвиненъ и приговоренъ къ наказан³ю. Причемъ, слѣдуетъ отмѣтить, что о_к_р_у_ж_н_ы_й с_у_д_ъ, т. е. первая инстанц³я, признала Крылова виновнымъ не въ клеветѣ, а только въ о_с_к_о_р_б_л_е_н_³_и Вакселя и, такимъ образомъ, призналъ правдивость обличен³й Крылова. Въ приговорѣ суда даже прямо стояло: - "Изъ подлиннаго дѣла и свидѣтельскихъ показан³й выяснилось, что крестьяне эксплуатитировались въ пользу помѣщика Вакселя наложен³емъ фальшивой цѣпи"...
   Иначе, къ сожалѣн³ю, взглянула вторая инстанц³я, т. е. судебная палата, въ которую аппелировали Ваксель и Балычевъ. Палата - въ приговорѣ своемъ отъ 30-го октября того-же 1870 года признала В. А. Крылова виновнымъ "въ оклеветан³и отставнаго ма³ора Вакселя и надворнаго совѣтника Балычева и его жены, а также въ помѣщен³и въ книгѣ "Столбы" оскорбительныхъ для Вакселя и Балычева отзывовъ, заключающихъ въ себѣ злослов³е и брань". Палата приговорила В. А. къ тюремному заключен³ю на три мѣсяца, и авторъ "Столбовъ", дѣйствительно отбылъ это наказан³е съ 9 апрѣля по 9 ³юля слѣдующаго 1871 года.
   Но если съ внѣшней стороны результатъ суда оказался для В. А. неудачнымъ, то съ внутренней стороны, въ смыслѣ торжества обличительной идеи, онъ все-таки вышелъ побѣдителемъ. Общество было на его сторонѣ... Въ глазахъ общества, приговоръ окружнаго суда казался гораздо болѣе соотвѣтствующимъ объективной правдѣ, чѣмъ странный приговоръ судебной палаты - странный тѣмъ болѣе, что обвинители даже не аппелировали на главную часть книги - разсказъ о наложен³и фальшивой цѣпи - а поддерживали лишь мелк³я, детальныя обвинен³я.
   Нравственная побѣда Крылова выразилась въ томъ, что только благодаря ему, мошенничество крѣпостниковъ не осталось скрытымъ, но было вытянуто за ушко да на солнышко... Цѣлые два года предъ тѣмъ лучш³я административныя и судебныя власти въ опочецкомъ уѣздѣ старались привлечь Вакселя къ суду за его фальшивую цѣпь - и ничего подѣлать не могли... Но достаточно было В. А. Крылову - скромному и далеко еще не знаменитому писателю - написать свою книгу - и Ваксель самъ привлекъ себя къ суду,- и даже сознался въ своемъ преступлен³и, такъ-какъ не аппелировалъ на слова о цѣпи въ приговорѣ суда... Такова сила печати!.. Благодаря ей, удалось сорвать, наконецъ, плотно окутывавш³е мошенничество покровы, и описанныя Крыловымъ злоупотреблен³я остались, по крайней мѣрѣ, въ глазахъ общества, по праву, заклейменными...
  

---

  
   За исключен³емъ этого бурнаго эпизода въ жизни В. А. Крылова, во всемъ остальномъ жизнь его въ описываемое время протекала мирно и счастливо. Непр³ятности съ "Неземными создан³ями" были уже забыты, "Натанъ Мудрый" былъ благополучно оконченъ, и Крылова опять потянуло къ драматург³и. И онъ понемногу сталъ опять работать въ этомъ направлен³и - собирать матер³алъ, набрасывать эскизы и планы комед³й - по прежнему не помышляя ни о какихъ гонорарахъ и заработкахъ и стараясь лишь удовлетворить сжигавшую его потребность работы... Чрезвычайно характерно то, что даже солидный сравнительно, первый театральный его заработокъ - 300 рублей, полученныя за представлен³я "Противъ течен³я", уплылъ у него изъ рукъ: Какой-то пр³ятель попросилъ эти триста рублей взаймы - "И такъ они за нимъ и пропали" - благодушно замѣчаетъ В. А., разсказывая объ этомъ эпизодѣ...
   Популярный театральный критикъ и авторъ нашумѣвшихъ пьесъ и въ это время жилъ, по прежнему, крайне скромно: въ наемной комнатѣ отъ жильцовъ и питался въ кухмистерской. И по прежнему, наивысшимъ удовольств³емъ для него была работа.
   "Часто работалъ я тогда въ читальной залѣ публичной библ³отеки:- говоритъ онъ:- Меня даже вдохновляла эта обстановка: множество живыхъ людей кругомъ - каждый занятый своимъ дѣломъ - и эта крупная, кипучая жизнь среди полной тишины... Быть колесомъ въ этой громадной тихой машинѣ было пр³ятно"!..
   Вкусъ и любовь къ этой обстановкѣ В. А. сохранилъ и впослѣдств³и - и немало пьесъ было написано имъ въ читальной залѣ публичной библ³отеки, въ безмолвной и поглощенной въ свои занят³я толпѣ, которая потомъ апплодировала въ театрѣ этимъ самымъ пьесамъ...
   Въ 1867 году, Крыловъ впервые позволилъ себѣ второе изъ своихъ житейскихъ удовольств³й: заграничныя поѣздки.
   Къ этой порѣ онъ скопилъ 600 рублей, отправился на нихъ заграницу - и цѣликомъ извелъ на эту поѣздку свой маленьк³й капиталъ. И въ этомъ поступкѣ сказался будущ³й В. А.- съ яркою чертою его характера - любовью къ путешеств³ямъ:- "По моему характеру", говоритъ онъ въ одномъ изъ своихъ воспоминан³й:- "меня не манили ни пирушки, ни лучшая обстановка. Но когда представилась возможность путешествовать, я на это потратилъ все, что отложилъ". Такъ было и въ послѣдующ³е годы. Крыловъ не зналъ и не признавалъ никакихъ развлечен³й, а "лучшей обстановки" почти никогда не имѣлъ. Но путешеств³я любилъ страстно и любилъ устраивать для нихъ самую лучшую обстановку, т. е. ѣздилъ въ первомъ классѣ, останавливался въ лучшихъ гостинницахъ. На это онъ не жалѣлъ никакихъ средствъ.
   Второй разъ онъ поѣхалъ за границу въ 1869 году при нѣсколько необычныхъ услов³яхъ: Семейство Боткиныхъ - его родственниковъ по сестрѣ - пригласило его сопровождать старшаго Боткина въ Ахенъ, куда тотъ отправился лечиться отъ тяжкой болѣзни.
   По возвращен³и въ Петербургъ Боткинъ, сильно привязавш³йся къ своему спутнику, сталъ просить его остаться жить у него. В. А. согласился; но "это житье", по его словамъ:- "продолжалось недолго: чрезъ недѣлю по возвращен³и изъ заграницы Боткинъ умеръ"...# И В. А. вернулся къ своей "комнатѣ отъ жильцовъ" и къ "обѣдамъ изъ кухмистерской"...
   За свою поѣздку Крыловъ получилъ около трехъ тысячъ рублей и почти впалъ въ отчаян³е, не зная, куда дѣвать такую кучу денегъ и что съ ней дѣлать?..
   - "Получивши сразу так³я больш³я деньги, какихъ я въ жизнь мою не видывалъ" - разсказываетъ онъ:- "я, просто, не зналъ, что съ ними дѣлать? Надоумилъ меня А. С. Суворинъ. Какъ теперь помню, встрѣчаю его на Невскомъ проспектѣ у Полицейскаго моста и разсказываю о своемъ затруднен³и...
   - Такъ вы на эти деньги купите выигрышныхъ билетовъ:- сказалъ онъ мнѣ:- Все-таки будете получать проценты и можете выиграть"!
   В. А. такъ и поступилъ и неожиданно превратился въ рантье. Однако "комнаты отъ жильцовъ" новоиспеченный рантье не покинулъ. Ему и въ ней жилось хорошо!
  

V.

  
   Въ началѣ 70-хъ годовъ В. А. Крыловъ окончательно и безповоротно вернулся къ театру, съ этого времени (собственно съ 1870 года, когда была поставлена на сцену комед³я "Къ мировому!") слѣдуетъ считать начало по прочной "настоящей" карьеры писателя драматурга, свободной отъ всякихъ постороннихъ "службъ" и иныхъ уклонен³й въ сторону. Съ этого же времени началась и извѣстность Крылова, какъ драматурга въ широкой публикѣ.
   Началомъ и основою прочнаго сценическаго успѣха Крылова были, по его собственному признан³ю, три пьесы: двѣ изъ нихъ оргинальныя - "Къ мировому!" и "По духовному завѣщан³ю", и одна заимствованная съ французскаго - "На хлѣбахъ изъ милости". Эти пьесы упрочили его положен³е на сценѣ и окончательно побудили В. А. заняться, по преимуществу, литературою драматической.
   Первая изъ этихъ пьесъ - "Къ мировому!" явилась поворотнымъ пунктомъ въ карьерѣ Крылова послѣ неуспѣха "Неземныхъ создан³й", послѣ появлен³я въ свѣтъ перевода "Натана", и послѣ написан³я "Столбовъ".
   Поводомъ къ написан³ю комед³и "Къ мировому", явилось слѣдующее обстоятельство.
   Въ описываемое время были въ большой модѣ мировыя учрежден³я (какъ и, вообще, судъ). Въ газетахъ безпрестанно появлялись случаи разныхъ разбирательствъ у мировыхъ судей. И, вотъ, однажды, читая газету вдвоемъ со своимъ пр³ятелемъ-докторомъ, В. А. натолкнулся на разсказъ о томъ, какъ мировой судья приговорилъ къ аресту какого-то солиднаго чиновника за его приставанье на улицѣ къ дѣвицѣ.
   - "Мы разговорились"...- говоритъ по этому поводу В. А.:- "обсуждали, каково должно было быть положен³е этого господина, если онъ - отецъ семейства? Какъ онъ долженъ былъ скрывать эту непр³ятность дома?- И теиа комед³и сразу вырисовалась у меня предъ глазами. Я написалъ пьесу".
   Сначала эта пьеса была загромождена разными аксессуарами... "Появлялась какая-то техника" - шутитъ В. А.:- "больше по желан³ю вывести лицо, чѣмъ по потребности хода пьесы"; техника писан³я драмы еще не давалась автору. Всѣ эти неловкости и излишн³е аксессуары выяснились на первомъ-же чтен³и, среди пр³ятелей. Основа-же пьесы и ея разработка понравились всѣмъ присутствующимъ. Это ободрило Крылова, и онъ послѣ того прочелъ пьесу начальнику репертуара московской императорской сцены, В. П. Бѣгичеву. Это былъ человѣкъ съ большимъ знан³емъ сцены и съ искреннимъ интересомъ къ своему дѣлу. Бѣгичеву пьеса тоже понравилась; онъ вмѣстѣ съ авторомъ сталъ обдумывать, какъ передѣлать ее, и далъ В. А. Крылову мысль ввести.въ нее лицо маленькаго чиновника, Голубкова, и провести параллель его съ главнымъ лицомъ пьесы...
   Пьеса была переработана. Бѣгичевъ принялъ въ ней большое участ³е: самъ предлагалъ ее московскимъ артистамъ на бенефисъ и всячески старался пристроить новое дѣтище Крылова на сцену. Но это оказалось не такъ-то легко: неуспѣхъ "Неземныхъ создан³й" сильно повредилъ Крылову и отзывался до сихъ поръ... Актеры, помня эту неудачу, отказывались отъ новой пьесы, даже не читая ея. Наконецъ ее взялъ въ бенефисъ артистъ Вильде - и то, какъ вторую пьесу. Въ январѣ 1870 года комед³я "Къ мировому" появилась въ первый разъ на сценѣ - и имѣла огромный успѣхъ. И изъ "второй пьесы" сразу превратилась въ "первую"... Та-же московская публика, которая ошикала "Неземныхъ создан³й", единодушно вызывала теперь автора множество разъ... Съ такимъ же успѣхомъ комед³я вскорѣ прошла и въ Петербургѣ, а затѣмъ и въ провинц³и. И неудивительно: публика увидѣла въ ней нѣчто новое и оригинальное... Крыловъ откликнулся въ своей комед³и на два боевыхъ вопроса современности - мировой судъ и женскую эмансипац³ю. Комед³я "Къ мировому!" положила начало серьезной, стойкой извѣстности Крылова. Это была первая его пьеса, которая прочно вошла въ репертуаръ современнаго театра по всей Росс³и. Такимъ образомъ драматургическая дѣятельность В. А. открылась тремя п_е_р_в_ы_м_и пьесами: "Прямо на бѣло", "Противъ течен³я" и "Къ мировому". Одна изъ нихъ была первою его пьесою, появившеюся на сценѣ, вообще; другая - первою пьесою, сыгранной въ настоящемъ театрѣ, третья - первою репертуарной пьесой...
   Переработка комед³и "Къ мировому" и послѣдовавшая за этой комед³ей переработка комед³и Барьера "Aux crochets d'un gendre" ("На хлѣбахъ изъ милости") научили Крылова, по его собственному признан³ю, сценической техникѣ. Правильнѣе было бы однако сказать, что онѣ лишь довершили его образован³е по этой части, ибо Крыловъ учился сценической техникѣ и по болѣе раннимъ своимъ пьесамъ и даже (правда, безсознательно) по "шарадамъ въ дѣйств³и"...
   Завершен³е образован³я по сценической техникѣ выразилось у В. А., главнымъ образомъ, тѣмъ, что онъ съ этихъ поръ не начиналъ писать ни одной пьесы, не разработавши самымъ тщательнымъ образомъ ея плана. И главная задача этой разработки, какъ онъ понималъ ее, заключалась въ томъ, чтобы всѣ аксессуары пьесы всегда являлись необходимымъ услов³емъ главной интриги, вытекали изъ нея и помогали ея движен³ю...
   И когда В. А. писалъ третью изъ вышеупомянутыхъ пьесъ - оригинальную комед³ю "По духовному завѣщан³ю", ему уже не пришлось такъ возиться съ ея переработкой, какъ съ комед³ей "Къ мировому". Пьеса вылилась сразу, по заранѣе разработанному плану, и это, конечно, сказалось на ея безукоризненной стройности и ясности ея фабулы.
   Комед³я "По духовному завѣщан³ю" была написана и поставлена на сцену въ 1871 году. Происхожден³е ея таково: В. А. Крыловъ былъ близкимъ человѣкомъ семьѣ умершаго богатаго одинокаго старика, оставившаго довольно сложное духовное завѣщан³е. Всѣ разговоры по поводу завѣщан³я, ожидан³я, сюрпризы, разочарован³я наслѣдниковъ происходили на глазахъ у В. А. и дали большую пищу его наблюден³ямъ и фантаз³и. "Я часто задавалъ себѣ вопросы" - разсказываетъ онъ:- какъ-бы отнесся тотъ, или другой родственникъ, если бы случилось то-то и то-то?..- и эти мысли вызывали творчество. Такимъ путемъ я подошелъ къ основѣ интриги - къ тому забавному разгрому, который долженъ появиться, если завѣщаннаго наслѣдства не окажется на лицо"...
   Пьеса была сыграна осенью 1871 года почти одновременно въ Москвѣ и Петербургѣ. И на этотъ разъ Крылову выпалъ серьезный и продолжительный успѣхъ. И послѣ такого успѣха онъ уже могъ смѣло идти въ театръ съ новыми пьесами: двери его были теперь для В. А. окончательно открыты...
   Для него теперь пошла полоса извѣстности, популярности и, пожалуй, даже славы, въ особенности, послѣ того какъ эти три удачныя пьесы обошли провинц³альные театры. О "Викторѣ Александровѣ" (какъ онъ подписывался подъ пьесами) знала теперь вся Росс³я, о немъ писались статьи, о немъ слышались повсюду толки и разговоры. И, какъ это бываетъ всегда, вмѣстѣ со славой всплыла зависть и недоброжелательство, и стали раздаваться разныя инсинуац³и - и въ печати и устно.
   Критика сначала отнеслась къ произведен³ямъ Крылова очень благосклонно, но потомъ началось разное злоязыч³е. Газеты утверждали, напримѣръ, что какъ комед³я "Къ мировому!", такъ и комед³я "По духовному завѣщан³ю" заимствованы Крыловымъ изъ какихъ-то иностранныхъ пьесъ. Но сколько онъ ни настаивалъ, чтобы ему указали, изъ какихъ именно, этого ему не удалось добиться. Была, впрочемъ, попытка навязать оригиналомъ крыловскихъ пьесъ двѣ французск³я комед³и ничего общаго съ ними не имѣющ³я, но эта попытка была, прямо, глупа по своей бездоказательности. Скорѣе можно было-бы, наоборотъ, заподозрить французовъ въ заимствован³и у Крылова: Спустя десять лѣтъ послѣ появлен³я комед³и "Къ мировому!", парижск³й ,,Водевиль" поставилъ комед³ю Гондинэ - "Un vogage d'agrément", имѣющую очень большое сходство съ упомянутой крыловской пьесой. "И счастье мое", говоритъ по этому поводу В. А.:- "что такое очень близкое совпаден³е основы двухъ пьесъ своей хронолог³ей доказывало мое первенство. Иначе-бы непремѣнно мнѣ навязали заимствован³е изъ пьесы Гондинэ..."
   Комед³я "По духовному завѣщан³ю" была переведена на нѣмецк³й языкъ и исполнялась на нѣмецкихъ сценахъ. Однако г.г. инсинуаторы не постѣснялись кричать, что эта комед³я Виктора Александрова заимствована... изъ нѣмецкой пьесы.
   Укоризны и инсинуац³и подобнаго рода сыпались на В. А. и потомъ. Едва-ли былъ другой какой-нибудь писатель на Руси, котораго такъ часто и такъ нелѣпо укоряли-бы въ плаг³атѣ, какъ В. А. Крылова...
   Но это были уже неизбѣжныя терн³и его писательскаго благополуч³я и успѣха. Безъ нихъ, какъ извѣстно, не обходится ни одна счастливая карьера... A тѣмъ болѣе карьера писателя стоящаго особенно на виду у всѣхъ...
  

---

  
   Сценичность и популярность пьесъ В. А. Крылова имѣла для него еще тотъ результатъ, что бенефиц³анты казенныхъ театровъ, постоянно нуждавш³еся въ новыхъ пьесахъ, стали обращаться къ нему съ просьбами о новой пьесѣ. И Крыловъ знавш³й всѣ качества и особенности каждаго артиста, какъ свои пять пальцевъ, всегда давалъ каждому изъ нихъ подходящую пьесу и выигрышную роль - и пьеса за пьесой быстро накоплялись въ реестрѣ его произведен³й.
   Въ виду большаго спроса на подобныя бенефисныя новинки, Крыловъ, не ограничиваясь собственнымъ обильнымъ творчествомъ, сталъ обращаться и къ иностранному репертуару, усиленно черпая изъ него легк³я комед³йки и передѣлывая ихъ на русск³й ладъ и нравы. Этимъ отчасти обстоятельствомъ и приходится объяснить огромное количество мелкихъ пьесокъ, оставленныхъ имъ русскому театру. Другое объяснен³е этой симпат³и В. А. къ легкому репертуару коренится, какъ увидимъ ниже, въ его желан³и создать особый репертуаръ для мелкаго провинц³альнаго театра, не обладающаго ни надлежащими артистическими силами, ни сложными декорац³ями...
   Насколько легко создавалъ Крыловъ подобныя бенефисныя пьесы, и какъ создавалъ - характеризуетъ слѣдующая истор³я возникновен³я одной комед³йки, написанной имъ спец³ально для московской артистки С. Акимовой.
   Акимова просила В. А. написать ей "что-нибудь" для бенефиса. Крыловъ обѣщалъ написать и рѣшилъ дать ей серьезную 4-хъ актную комед³ю, сюжетъ которой онъ уже обдумывалъ въ то время.
   Но Акимова нѣсколько позднѣе уже запаслась на всяк³й случай центральной большой пьесой (Потѣхина) и стала просить В. А. написать ей "фарсъ-водевиль" - въ качествѣ второй (не главной) пьесы и дать ей роль "непремѣнно съ пѣн³емъ"...
   "Письмо Акимовой меня весьма удивило и опечалило" - говоритъ по этому поводу въ своихъ запискахъ Крыловъ:- "Удивило оттого, что артистка должна была-бы знать, что я ей пишу серьезную пьесу; опечалило потому, что я увидѣлъ, что ей нуженъ фарсъ, что отъ меня требуютъ фарса, именно, въ ту минуту, когда я настроенъ написать что-нибудь лучшее"...
   В. А. бросилъ начатую комед³ю ("Изъ мухи слона") и не хотѣлъ писать ничего. Но потомъ, подумавъ, вошелъ и въ положен³е Акимовой.
   Авторы часто обѣщаютъ актерамъ пьесы, но это обѣщан³е еще ничего не значитъ, и поэтому нѣтъ ничего удивительнаго, что артистка запаслась большой пьесой и теперь проситъ еще и фарсъ...
   И Крыловъ рѣшилъ исполнить ея просьбу и сталъ искать подходящ³й сюжетъ. Это оказалось дѣломъ довольно труднымъ, такъ-какъ по его словамъ, "отъ сильно-комическаго и остроумнаго къ пошлому и плоскому всегда одинъ шагъ". Въ данномъ-же случаѣ трудность усиливалась еще и тѣмъ, что Крылову послѣ писан³я серьезной комед³и приходилось перемѣнить довольно рѣзко и настроен³е и тонъ въ своемъ творчествѣ...
   Но, вотъ, сюжетъ, наконецъ, найденъ. В. А. въ прекрасномъ расположен³и духа. Но онъ памятуетъ о томъ, что слѣдуетъ имѣть въ виду и сына артистки - тоже актера - и притомъ, какъ и она, п_о_ю_щ_а_го, и поющую Нелюбову и еще нѣкую молодую актрису, Познякову. Надо угодить всѣмъ: и дать подходящ³е NoNo для пѣн³я и придумать подходящую роль. Актриса Познякова обладаетъ "толстымъ лицомъ, краснымъ, какъ яблоко, съ черными, дикими глазами и черными, косматыми волосами"... И, вотъ, ея внѣшность наводитъ Крылова на мысль - "сдѣлать" въ новой пьесѣ спец³ально для Позняковой "деревенскую дѣвченку въ услужен³и".
   Мало по малу все сложилось и подобралось - и оставалось только сѣсть и писать, что В. А. и дѣлаетъ. И пьеса готова втечен³е шести дней! Въ как³я-нибудь 2 недѣли послѣ того, какъ Акимова обратилась къ нему, Крыловъ изготовилъ для нея выигрышную, эффектную пьесу, примѣнительно не только къ ея даннымъ, но и къ даннымъ всего ея антуража!
   Но В. А. Крылову оставалось теперь еще удовлетворить "поющихъ". И тутъ произошло затруднен³е. Онъ вставилъ въ пьесу романсъ который откуда-то и почему-то сохранился въ его памяти... Но откуда - этого Крыловъ и самъ не помнилъ. Онъ зналъ лишь первый куплетъ, который начинался словами:- "Приди ко мнѣ"... Но чьи это были слова, чья музыка - В. А. не зналъ.
   Онъ расчитывалъ, было, что "поющ³е", сами догадаются, что это за романсъ, и подыщутъ къ нему надлежащую музыку. Но поющ³е не догадались и послали В. А. въ Петербургъ запросъ: какой-такой романсъ онъ помѣстилъ въ пьесу?
   Тогда В. А. самъ отправился искать въ петербургскихъ музыкальныхъ магаэинахъ этотъ романсъ. И къ его изумлен³ю и смущен³ю, оказалось, что существуетъ множество романсовъ на слова "Приди ко мнѣ"... Но всѣ эти романсы были не то, что имѣлъ въ виду В. А. и что требовалось для пьесы сообразно ея духу и тону...
   Въ отчаян³и онъ отправился къ Кюи, предполагая, что, вѣроятно, мотивъ романса сохранился въ его памяти отъ тѣхъ временъ, когда онъ, Крыловъ, посѣщалъ кружокъ Кюи и слышалъ многое изъ произведен³й этого кружка.
   И, дѣйствительно, только-что В. А. напѣлъ мотивъ, какъ Кюи вынулъ тетрадку и торжественно поднесъ ее драматургу... Искомый романсъ оказался серенадою Даргомыжскаго. В. А. взялъ тетрадку и немедленно снесъ ее Рыбасову, прося написать съ трехголоснаго на одинъ голосъ.
   Рыбасовъ къ слѣдующему-же утру произвелъ эту операц³ю, и Крыловъ въ это-же утро выслалъ столь счастливо отысканную серенаду въ Москву...
   Этотъ маленьк³й эпизодъ позволяетъ намъ слегка заглянуть въ интимную сторону творчества В. А. Крылова и вмѣстѣ съ тѣмъ вполнѣ ярко объясняетъ постоянно возраставш³й успѣхъ его, какъ драматурга, и его великую популярность среди артистовъ, равно, какъ и среди публики.
   Кромѣ пьесъ Крыловъ въ описываемое время (семидесятые годы) сочинялъ также и куплеты на злобу дня. Тогда так³е куплеты были въ великой модѣ: во время великаго поста въ Александринскомъ и Михайловскомъ театрахъ устраивались концерты съ живыми картинами, и на этихъ-то концертахъ и распѣвались упомянутые куплеты.
   Особенно отличались въ этомъ искусствѣ - по словамъ В. А. Крылова - артисты Сазоновъ и Монаховъ. Они постоянно выступали съ чтен³емъ и пѣн³емъ куплетовъ и постоянно нуждались въ свѣжихъ новинкахъ. И, вотъ, никто не умѣлъ такъ удовлетворять ихъ спросъ, какъ В. А. "Стихамъ и куплетамъ моего сочинен³я" - говоритъ онъ: - "очень посчастливилось: они были сценично написаны и давали актеру возможность выказать свое творчество". И въ этомъ случаѣ, какъ и въ сочинен³и пьесъ, Крылову сильно помогало знан³е имъ исполнителей и умѣн³е приспособляться къ ихъ качествамъ и особенностямъ.
   И извѣстность молодого драматурга быстро росла. Съ каждою новою пьесою (а ставилъ онъ теперь ихъ одну за другою!) имя "Виктора Александрова" встрѣчалось все чаще и чаще, и втечен³е первой половины 70-хъ годовъ уже не оставалось, буквально, во всей Росс³и ни одного театра, въ репертуарѣ котораго не было бы нѣсколькихъ пьесъ Крылова. A вмѣстѣ съ тѣмъ росли и матер³альныя средства. Основалось "Общество драматическихъ писателей" - и даже провинц³альные театры, благодаря его вмѣшательству, стали оплачивать представлен³я драматическихъ пьесъ.
   Несмотря на это, В. А. жилъ все такъ же по студенчески скромно. Работа поглощала его и заставляла забывать не только о текущихъ будничныхъ дѣлахъ и будничной обстановкѣ, но иной разъ и о серьезныхъ неудачахъ и несчаст³яхъ...
  

---

  
   Въ 1871 году, умеръ отецъ В. А. Крылова, а въ 1873 его старш³й братъ. Обѣ эти смерти нѣсколько измѣнили складъ его жизни и внесли значительныя замѣшательства въ его беззаботное до той поры существован³е среди литературныхъ работъ и хлопотъ съ постановкою пьесъ, чтен³ями, репетиц³ями и т. п.
   Родители Крылова предъ кончиной брата все еще жили на старомъ мѣстѣ - въ Москвѣ, въ Палашевскомъ переулкѣ - въ томъ старомъ домѣ, въ которомъ родился В. А., и гдѣ прошли его первые сознательные годы въ интеллигентномъ кружкѣ его сестры и ея знакомыхъ.
   Еще до своей смерти отецъ В. А. Крылова продалъ этотъ домъ особеннымъ образомъ брату В. А. По смерти отца братъ сталъ перестраивать домъ, но обременилъ его долгами и затѣмъ самъ скончался, оставивъ вдову съ дѣтьми, которая не могла и не умѣла управлять перешедшею къ ней недвижимой собственностью. Постройка приходила въ упадокъ, квартиры въ перестроенномъ домѣ пустѣли, доходъ уменьшался. A между тѣмъ деньги постоянно требовались и на уплату долга въ кредитное общество, въ которомъ была заложена постройка, и на ремонтъ. Дѣло грозило рухнуть, хотя В. А. Крыловъ и помогалъ вдовѣ, сколько могъ.
   Тогда одинъ изъ товарищей предложилъ В. А. вмѣстѣ съ нимъ купить все это недвижимое имущество.
   Чтобы спасти как³я-нибудь деньги для своей матери и для семейства покойнаго брата, Крыловъ, скрѣпя сердце, рѣшился на эту покупку, хотя и былъ по его словамъ, "совершенно чуждъ такого рода владѣн³я". Такимъ образомъ, онъ неожиданно сталъ владѣльцемъ недвижимаго имущества и вмѣстѣ со своимъ знакомымъ сталъ перестраивать домъ. Мать В. A переѣхала въ Петербургъ - и только тогда - въ концѣ 70-хъ годовъ онъ покинулъ, наконецъ, свою "комнату отъ жильцовъ" и впервые сталъ жить въ своей собственной квартирѣ вмѣстѣ съ матерью.
   Спустя 2-3 года надъ нимъ стряслось серьезное имущественное несчаст³е - все съ тѣмъ-же неожиданно-свалившимся на него "недвижимымъ имуществомъ". Но В. А. былъ такъ поглощенъ своей работой и своими театрально-литературными успѣхами, что отнесся къ этому несчаст³ю довольно равнодушно, несмотря на то, что оно принесло ему громадный матер³альный ущербъ.
   - "Однажды въ маѣ 1883 года" - пишетъ объ этомъ событ³и В. А.: - "я пригласилъ къ себѣ поэта К. К. Случевскаго и. моего пр³ятеля, И. А. Яновича, чтобы прочитать имъ первые два акта моей новой комед³и "Городъ упраздняется", написанной на тему, данную мнѣ Случевскимъ.
   Я прочиталъ первый актъ; и я самъ, и мои слушатели остались имъ вполнѣ довольны. Веселые, смѣющ³еся, мы собирались идти завтракать, какъ вдругъ раздался звонокъ, и мнѣ подали телеграмму изъ Москвы. Двоюродная сестра телеграфировала:- "У насъ былъ большой пожаръ. Все сгорѣло до тла. Пр³ѣзжай немедленно!"
   Какъ впослѣдств³и оказалось, мой компаньонъ началъ стройку новыхъ деревянныхъ флигелей. Огромный срубъ для двухъэтажнаго дона стоялъ сложенный вчернѣ, и длинныя бороды пакли висѣли по стѣнамъ. Время было жаркое, сухое. Какой-то рабоч³й зажегъ спичку, чтобы закурить папиросу - пакля загорѣлась - и въ одно мгновен³е весь срубъ былъ объятъ пламенемъ. Пожаръ былъ такъ силенъ, что пожарные ничѣмъ помочь не могли, и кромѣ сруба сгорѣли два совершенно готовые двухъ-этажные дона. Все это было очень слабо застраховано. Страховая прем³я вся пошла на уплату долга кредитному обществу".
   Всякому иному человѣку подобная вѣсть, по крайней мѣрѣ испортила-бы настроен³е. Но Крыловъ былъ такъ увлеченъ своей работой, что у него даже и настроен³е тогда не измѣнилось.
   - "Получивъ это извѣст³е" - говоритъ онъ далѣе: - "я сразу понялъ, что понесъ убытокъ не въ одинъ десятокъ тысячъ. Но такъ какъ я всецѣло былъ настроенъ содержан³емъ моей новой пьесы, то нисколько не смутился телеграммой. Мы весело болтали за завтракомъ. Такъ-же весело послѣ того прочиталъ я второе дѣйств³е и на другой день уѣхалъ въ Москву.
   Пожаръ дома, дѣйствительно, принесъ В. А. Крылову огромные убытки. "Но мнѣ было весело" - говоритъ онъ: - "Я чувствовалъ, что комед³я удавалась". Послѣ катастрофы онъ остался жить въ Москвѣ, на маленькой квартирѣ и вмѣстѣ со своимъ компаньономъ началъ новую постройку, вложивъ въ нее 10 тысячъ и войдя, сверхъ того, въ значительный долгъ.
   - "И это, въ сущности, тяжелое для меня время", говоритъ В. А.:- "прошло для меня весьма легко. Отъ постройки я возвращался къ моей комед³и. Работа шла живо, увлекательно и я не чувствовалъ ущерба отъ пожара. Я часто потомъ ставилъ этотъ случай въ примѣръ того, какъ наслажден³е любимымъ трудомъ можетъ спасать отъ всякихъ матер³альныхъ невзгодъ и давать бодрость въ минуты неудачи".
   Въ концѣ концовъ, вся эта истор³я съ пожаромъ и новою стройкою обошлась Крылову въ 67 тысячъ долга, такъ что "недвижимая собственность" легла великою тяжестью на его бюджетъ. Но В. А. въ то время былъ здоровъ, работоспособенъ, а театральныя дѣла его шли блистательно. Съ воцарен³емъ Александра III и съ новою дирекц³ей Императорскихъ театровъ авторск³й гонораръ возросъ втрое. Были разрѣшены частные театры, упрочилось "Общество драматическихъ писателей". Тяжелое финансовое ярмо, возложенное В. А. Крыловымъ на свою шею, не чувствовалось имъ, благодаря постоянному росту заработковъ и скромной, умѣренной жизни. Однако ему пришлось нести это ярмо безконечно долго: Лишь спустя 25 лѣтъ, В. А. Крыловъ погасилъ, наконецъ, всѣ долги и "очистилъ" свою собственность.
   По кончинѣ отца онъ жилъ теперь съ матерью постоянно въ Петербургѣ, вѣчно занятый по горло писательствомъ, репетиц³ями, спектаклями. "Жилъ хорошо", говоритъ онъ: - "не отказывая себѣ ни въ чемъ необходимомъ, но и безъ всякихъ излишествъ. Моимъ главнымъ удовольств³емъ продолжали быть моя работа и путешеств³е за границу".
   Эти путешеств³я сдѣлались для него необходимостью. В. А., вообще, былъ очень подвиженъ и кромѣ обязательныхъ и, такъ сказать, оффиц³альныхъ своихъ ежегодныхъ выѣздовъ за предѣлы Росс³и, нерѣдко путешествовалъ и въ предѣлахъ Росс³и, заѣзжая къ друзьямъ и родственникамъ, или отправляясь куда-нибудь, по приглашен³ю, участвовать въ литературномъ вечерѣ, чтен³и и т. п.
   Но своихъ литературныхъ работъ онъ не прекращалъ и во время путешеств³й. На пароходѣ, въ вагонѣ, или на станц³и - чуть выдается подходящ³й моментъ, В. А. раскладываетъ свои бумаги и уже пишетъ что-нибудь "про запасъ", или "на всяк³й случай". Заграницу онъ ѣздилъ, какъ водится, для отдыха, для того, чтобы купаться въ морѣ, бродить по швейцарскимъ горамъ и т. п., но въ противоположность другимъ отдыхающимъ "зарубежемъ" росс³янамъ, онъ никогда не жилъ тамъ чисто-растительной жизнью. Творческая мысль и работа воображен³я никогда не отлетали отъ него и часто заставляли его и во время лѣтнихъ заграничныхъ вакац³й браться за перо. И если это не были как³е-нибудь драматическ³е этюды, то это были статьи по вопросамъ театральнаго искусства, или, по крайней мѣрѣ, хоть простыя газетныя корреспонденц³и "по театральному вѣдомству". Такъ, напримѣръ, въ 1889 году въ Парижѣ, на всем³рной выставкѣ, когда все его вниман³е было поглощено этимъ гранд³ознымъ праздникомъ м³ровой культуры, онъ находилъ возможность ежедневно "удѣлять часа два на мои пьесы". Въ томъ же году, въ Б³аррицѣ, на лонѣ дивной природы, гдѣ и не лѣнивый человѣкъ невольно забываетъ свои обычныя занят³я, В. А., по его собственнымъ словамъ, "былъ очень прилеженъ и кое-что заготовилъ, хотя больше для частныхъ театровъ". Въ 1890 году, онъ дѣлаетъ въ своемъ путешеств³и изрядный крюкъ, чтобы посѣтить знаменитое селен³е Оберъ-Аммергау и посмотрѣть представлен³е Страстей Господнихъ" - и несмотря на дождь и отвратительную погоду, остается тамъ до конца представлен³й, а потомъ пишетъ съ дороги подробнѣйшую статью-отчетъ объ этомъ интересномъ зрѣлищѣ. Посѣтивъ Лурдъ, онъ посылаетъ такой-же отчетъ и объ этомъ посѣщен³и, причемъ предварительно знакомится съ огромной литературой по вопросу о культѣ пресвятой Дѣвы Мар³и во Франц³и. И все это дѣлается во время путешеств³я и, такъ сказать, во время отдыха.
   Въ бытность свою заграницей, будучи проѣздомъ въ большихъ городахъ, В. А. никогда не упускалъ случая побывать на какомъ-либо интересномъ спектаклѣ, посмотрѣть новую пьесу, познакомиться съ какою-нибудь новой постановкой. И дѣлалось все это отнюдь не только ради личнаго интереса. В. А. всегда старался извлечь изъ этихъ заграничныхъ новинокъ что-нибудь полезное для русскаго театра, или, по крайней мѣрѣ, ознакомить съ этими полезными, по его мнѣн³ю, новшествами русскую публику, путемъ статей и корреспонденц³й.
   Даже въ поздн³е годы своей жизни, когда его заграничныя путешеств³я приняли почти исключительно терапевтическ³й характеръ, и когда В. А. ѣздилъ за границу съ главной и исчерпывающей ц&#

Другие авторы
  • Петровская Нина Ивановна
  • Писемский Алексей Феофилактович
  • Ватсон Мария Валентиновна
  • Эвальд Аркадий Васильевич
  • Палеолог Морис
  • Засецкая Юлия Денисьевна
  • Морозов Николай Александрович
  • Пушкарев Николай Лукич
  • Колычев Евгений Александрович
  • Абрамович Владимир Яковлевич
  • Другие произведения
  • Блок Александр Александрович - Рамзес
  • Добролюбов Николай Александрович - Школа
  • Клюев Николай Алексеевич - Клюев Н. А.: Биобиблиографическая справка
  • Гнедич Николай Иванович - Отдельные стихотворения
  • Сумароков Александр Петрович - Эклоги
  • Суворин Алексей Сергеевич - М. В. Ганичева. Русский издатель Алексей Суворин
  • Белинский Виссарион Григорьевич - О критике и литературных мнениях "Московского наблюдателя"
  • Дурова Надежда Андреевна - Гудишки
  • Гримм Вильгельм Карл, Якоб - Столик-сам-накройся, золотой осел и дубинка из мешка
  • Мельников-Печерский Павел Иванович - Дедушка Поликарп
  • Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
    Просмотров: 377 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа