Главная » Книги

Станиславский Константин Сергеевич - Статьи. Речи. Отклики. Заметки. Воспоминания (1917-1938), Страница 25

Станиславский Константин Сергеевич - Статьи. Речи. Отклики. Заметки. Воспоминания (1917-1938)


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

. А. Симова, М., 1953.
  

[О ТЕАТРАЛЬНЫХ ЗДАНИЯХ]

1. [О РАЗМЕРАХ ТЕАТРОВ]

  
   Набросок статьи или речи.
   Публикуется впервые, по рукописи (No 1211), не имеющей заглавия и даты. Относится, предположительно, к началу 30-х гг., когда Станиславский проявлял живой интерес к строительству новых театральных и клубных зданий в крупнейших центрах страны.
  

2. К ПРОЕКТУ БОЛЬШОГО ТЕАТРА В г. ВОРОНЕЖЕ

  
   Отзыв Станиславского на проектное задание к постройке здания театра в Воронеже был написан в ответ на запрос строительного отдела Наркомпроса. В архиве Станиславского помимо машинописной копии текста отзыва хранятся записанный И. Я. Гремиславским текст, озаглавленный: "Указания К. С. Станиславского по поводу программы на составление проекта большого театра в гор. Воронеже", и машинописная копия этого текста с исправлениями Станиславского.
   Публикуется впервые, по копии отзыва (No 1173/1), сверенной с текстом машинописи, исправленной Станиславским (No 1173/3).
   О взглядах Станиславского на архитектуру театральных зданий см. также в статье А. Федорова в "Архитектурной газете" (1939, 8 февраля). Федоров, автор проекта- реконструкции здания Оперного театра имени Станиславского, рассказывает в своей статье, что Станиславский требовал от него, чтобы в проекте была выражена забота как о зрителях, так и об актерах. Вся обстановка закулисной части должна помочь актеру овладеть творческим состоянием. Артистический подъезд должен быть красив и параден и не должен находиться на задворках. Актеру должны быть предоставлены все виды комфорта: просторные, удобные помещения, хорошо оборудованное рабочее место, комната отдыха, фойе, горячая вода, душ.
   Для зрителя должны быть созданы такие условия, чтобы он мог получить полноценное впечатление от спектакля. Не должно быть тесной и неудобной галерки и роскошных лож; все места должны быть обеспечены хорошей видимостью и нормальными акустическими условиями. "Зрительный зал, - передает Федоров слова Станиславского, - должен отличаться ясностью форм и простотой архитектурного выражения. Все элементы украшенческого характера необходимо устранить". Большое внимание Станиславский уделял также деталям оборудования сцены.
  

[ПЕРВОМУ ВСЕСОЮЗНОМУ СЪЕЗДУ

СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ]

  
   Приветствие Первому съезду советских писателей, который происходил в Москве в августе 1934 г. под председательством А. М. Горького, было написано Станиславским 11 августа. В его архиве хранятся предварительные варианты текста и подписанная машинопись окончательного текста (No 1175/2-5). Приветствие Станиславского было опубликовано 17 августа в газетах "Известия" (под заголовком "Съезд вдохновит мастеров слова", с некоторыми сокращениями), "Советское искусство" (под заголовком "Мастерам слова", без сокращений) и в ряде других газет.
   Печатается по тексту газеты "Советское искусство", сверенному с машинописью, подписанной Станиславским.
  

ОГРОМНЫЙ ТАЛАНТ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ МАСТЕР

  
   Опубликовано в газете "Комсомольская правда" 15 октября 1934 г.
   Печатается по тексту газеты, сверенному с машинописью, подписанной Станиславским и датированной 14 октября 1934 г. - днем смерти Л. В. Собинова.
   1 Окончив музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, Л. В. Собинов 24 октября 1897 г. дебютировал на сцене Большого театра в партии Синодала в опере "Демон" А. Г. Рубинштейна и был принят в труппу театра.
   3 В книге "Моя жизнь в искусстве" Станиславский вспоминает, что его дружба с Собиновым началась с юношеских лет и что Собинов был частым гостем в доме Алексеевых и в их имении Любимовке (см. Собр. соч., т. 1, стр. 42). Имя Собинова встречается в числе участников концертов Общества искусства и литературы. Собинов был одним из учредителей созданного в 1925 г. Общества друзей Оперной студии. В 1934 г. Собиноа стал заместителем Станиславского по руководству Оперным театром.
  

[ОБ А. А. БЛОКЕ]

  
   А. А. Блок (1880-1921) всегда преклонялся перед Станиславским, как перед гениальным художником и человеком. "Вы лично и дело Ваше всегда были и есть для меня - пример строжайшего художника. В Вас я чувствую и силу, и терпение, и жертвенность, и право строжайшего суда. Верю Вам глубоко... Верю в Ваш реализм", - писал он Станиславскому 9 декабря 1908 г. "...Никому не верю, кроме него одного... Если коснется пьесы его гений, буду спокоен за все остальное", - отмечал Блок в своем дневнике 20 апреля 1913 г. перед прочтением Станиславскому пьесы "Роза и Крест".
   Творческое общение Блока со Станиславским началось с 1908 г. в связи с его пьесой "Песня Судьбы". Пьеса Блока "Роза и Крест" репетировалась в Художественном театре с 1915 по декабрь 1918 г.
   Письма Станиславского к Блоку печатаются в седьмом томе Собрания сочинений.
   После смерти поэта Станиславский писал его матери А. А. Кублицкой-Пиоттух: "...Я пытаюсь записать в свой дневник красивые, поэтические, неуловимо тонкие, ароматные воспоминания о любимом человеке и великом поэте. Как бы мне хотелось, чтоб эта трудная и непосильная мне задача удалась мне и получила достойную художественную форму!!
   Но... о Блоке надо говорить стихами, а я не поэт.
   Мне так же трудно и непривычно писать, как поэту - играть на сцене" (26 сентября 1921 г.).
   Воспоминания о Блоке Станиславским не были написаны. В 1934 или 1935 г. он, по просьбе Л. Я. Гуревич, набросал карандашом свои впечатления о Блоке, сказав: "Если хотите, возьмите себе этот пустяк, - мне ведь ни к чему..." (письмо Л. Я. Гуревич в Комиссию по приему литературного наследия К. С. Станиславского, 1939, 23 января).
   Печатается впервые, по рукописи (ЦГАЛИ, ф. No 870, оп. 1, ед. хр. 1), на которой имеется приписка рукой Л. Я. Гуревич: "Рукопись К. С. Станиславского (написано по моей просьбе. - Л. Г.). Краткие воспоминания об А. А. Блоке".
  

О СЕСТРАХ ГНЕСИНЫХ

  
   Написано в связи с 40-летием со дня основания Музыкального училища сестер Гнесиных, преобразованного впоследствии в Музыкальный техникум, а затем, с 1944 г., в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных.
   Музыкальное училище было основано в 1895 г. Еленой Фабиановной Гнесиной (р. 1874), неизменной руководительницей училища и института до настоящего времени, и Евгенией Фабиановной Савиной-Гнесиной (1871-1940), педагогом по фортепьяно, теории музыки и хоровому пению. В работе училища приняли участие впоследствии и другие сестры - музыкальные педагоги Мария, Елизавета, Ольга Гнесины и брат, композитор Михаил Гнесин.
   Печатается текст приветствия, опубликованный в газете "Вечерняя Москва" 11 марта 1935 г.
   1 Окончив в 1889 г. Московскую консерваторию как пианистка по классу В. И. Сафонова и С. И. Танеева (у которого в эти годы учились также Рахманинов и Скрябин), Евгения Фабиановна Гнесина была привлечена Ф. П. Комиссаржевским к педагогической работе в Музыкально-драматическом училище при Обществе искусства и литературы. Курс музыкально-теоретических предметов, которые преподавала Е. Ф. Гнесина, был ею пройден под руководством А. С. Аренского.
   2 В Оперном театре им. Станиславского воспитанниками техникума имени Гнесиных были хормейстер К. П. Виноградов, артисты-певцы Н. Д. Панчехин, М. Н. Шарова, Е. В. Пучкова, С. Н. Дубинин и другие. В 1933 г. в театр влилась большая группа вокалистов - выпускников техникума имени Гнесиных, которая принимала участие в работе хора и проходила занятия по актерскому мастерству.

[ЧЕХОВСКОМУ ЮБИЛЕЙНОМУ КОМИТЕТУ]

  
   В конце мая 1935 г. отмечалось 75-летие со дня рождения А. П. Чехова.
   Приветствие Станиславского было оглашено на торжественном юбилейном заседании, проводившемся в Таганроге 29 мая, и опубликовано в издании: "Чеховские дни в Таганроге (1860-1935)". Материалы, документы, фотоснимки, изд. "Таганрогская правда", 1936, вкладыш к стр. 49.
   Печатается по тексту книги.
   1 В юбилейных чеховских торжествах в Таганроге принимала участие группа актеров МХАТ, в том числе, О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, А. Л. Вишневский, Н. П. Хмелев, В. Л. Ершов, А. К. Тарасова и другие. В помещении таганрогского театра 30 мая 1935 г. МХАТ показал спектакль "Дядя Ваня" с участием О. Л. Книппер-Чеховой и А. Л. Вишневского - первых исполнителей ролей Елены Андреевны и Войницкого. В Таганроге актеры МХАТ дали два концерта из произведений Чехова.

ОКТЯБРЬ И ТЕАТР

  
   Статья, написанная к 18-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции и опубликованная в журнале "Советский театр" (1935, No 10, стр. 1).
   Подпись Станиславского под статьей дана в виде автографа.
   Печатается по тексту журнала.
  

[О Л. А. СУЛЕРЖИЦКОМ]

  
   Сулержицкий Леопольд Антонович (1872-1916) - режиссер МХТ, друг Станиславского, его ближайший помощник по разработке "системы" и проведению ее в жизнь, руководитель и педагог Первой студии МХТ (о Л. А. Сулержицком см. Собр. соч., т. 1. стр. 312-313 и т. 5, стр. 532-538).
   В связи с ходатайством Ольги Ивановны Сулержицкой (1878-1944) о пенсии Станиславский обратился в Комиссию по назначению персональных пенсий с письмом от 25 февраля 1936 г.
   Публикуется впервые, по рукописи, первая часть письма, содержащая характеристику Л. А. Сулержицкого. В заключительной части письма говорится:
   "Эту записку я пишу для жены его О. И. Сулержицкой. Почему же я так много говорю о ее муже? Я это делаю потому, что во всех работах Л. А. все время, незаметно, неустанно принимала участие его жена О. И. Сулержицкая. Я, близкий человек к его семье, хорошо знаю, сколько трудных и тяжелых минут, сколько помощи и советов, сколько хлопот и активной помощи принесла эта женщина своему увлекающемуся и исключительно деятельному мужу. Ее нельзя отделить от него. Сама же О. И. кроме помощи мужу вела долгое время в МХАТ большую текущую работу по музыкальной части в качестве концертмейстера. В квартире Сулержицких покойный И. А. Сац писал музыку для "Синей птицы", которую вместе со мной ставил Л. А., а музыкальную часть готовила с исполнителями О. И. В последнее время О. И. вела музыкальную работу в МХАТе втором".
   1 В черновом первоначальном наброске письма Станиславский дает следующую характеристику: "Л. А. Сулержицкий является самой яркой и талантливой - до гениальности - фигурой среди всех деятелей и сотрудников, с которыми я в течение своей жизни работал в области театра".
   2 Адашев (Платонов) Александр Иванович, актер МХТ с 1898 по 1913 г., организовал драматическую школу, в которой преподавали Л. А. Сулержицкий, В. В. Лужский, Л. М. Леонидов, В. И. Качалов и другие.
   3 В 1898 г., по поручению Л. Н. Толстого, Сулержицкий руководил переселением в Канаду духоборов, гонимых царским правительством. По возвращении в Россию им была выпущена книга "В Америку с духоборами" (изд. "Посредник").
   Первая студия МХТ возникла в 1912 г., в 1924 г. она была реорганизована в МХАТ 2-й.
  

ТВОРЧЕСКОЕ СБЛИЖЕНИЕ

  
   Статья, написанная Станиславским в связи с гастролями МХАТ в Киеве; рукопись датирована 30 апреля 1936 г. (No 1188/1). Напечатана в газете "Известия" 29 мая 1936 г., а также в брошюре "Московский Художественный академический театр Союза ССР имени М. Горького", М., 1936, стр. 9-10, с незначительными текстовыми изменениями.
   Печатается по тексту газеты "Известия", сверенному с рукописью.
   1 Станиславский имеет в виду спектакли Киевского академического театра оперы и балета в Москве в марте 1936 г. на Декаде украинского музыкального искусства. Спектакли эти прошли с большим успехом.
  

СТАЛИНГРАДСКОМУ ТРАКТОРНОМУ ЗАВОДУ

  
   Написано к началу гастролей Оперного театра им. К. С. Станиславского в Сталинграде в мае 1936 г. Спектакли давались в Доме культуры Сталинградского тракторного завода.
   Опубликовано в газете СТЗ "Даешь трактор" 6 мая 1936 г.
   Печатается по тексту газеты.
  

ПУТЬ МАСТЕРСТВА

  
   Опубликовано в газете "Известия" 8 мая 1937 г. В архиве Станиславского хранится несколько вариантов статьи, первоначально называвшейся "Великие традиции" (No 1203/1-4).
   Печатается по тексту газеты. Статья датирована Станиславским 7 мая 1937 г.
   1 3 мая 1937 г. К. С. Станиславский, Вл. И. Немирович-Данченко, В. И. Качалов, И. М. Москвин, Л. М. Леонидов были награждены орденами Ленина, а большая группа работников МХАТ - орденами и почетными званиями.
   На вручении орденов 7 мая в Кремле Станиславский не мог присутствовать по болезни, и орден Ленина был ему вручен на квартире 16 мая. При получении ордена Станиславский сказал представителям советского правительства: "Передайте от меня партии и правительству мою самую сердечную благодарность, заверьте, что все силы, все дни своей жизни я отдам творческой работе, отдам подготовке театральной молодежи" ("Известия", 17 мая 1937 г.).
   3 Подробнее о "школе на ходу" говорится в третьем томе Собрания сочинений К. С. Станиславского, стр. 282-303.
  

С НАРОДНОЙ ТРИБУНЫ

  
   Статья написана Станиславским к 20-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Напечатана в газете "Правда" 7 ноября 1937 г. В архиве Станиславского хранится машинописная копия текста статьи в более полной редакции (No 1198/1).
   Печатается по тексту газеты "Правда".
   1 Станиславский имеет в виду вторую часть своего труда "Работа актера над собой". Эта книга не была им завершена. Материалы книги вошли в состав третьего тома Собрания сочинений.
  

ИЗ МАТЕРИАЛОВ СТАТЬИ

К ДВАДЦАТОЙ ГОДОВЩИНЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

  
   В архиве Станиславского сохранилось несколько первоначальных вариантов статьи к двадцатилетию Октябрьской революции, значительно отличающихся от текста статьи "С народной трибуны", опубликованной в "Правде". Они содержат существенные разночтения, дополняющие и развивающие мысли, высказанные Станиславским на страницах "Правды".
   Печатается полностью один из вариантов статьи; три других даются с сокращениями, так как они частично дублируют друг друга.
   Опубликовано с сокращениями в книге: К. С. Станиславский, Статьи, речи, беседы, письма, стр. 372-376.
   1 Рукопись, представляющая собою один из наиболее завершенных вариантов статьи к 20-й годовщине Октября, датированная Станиславским 23 октября 1937 г. Впервые была напечатана в сборнике статей и материалов "Театр" (изд. ВТО, М., 1945, стр. 209-210) под заглавием "К двадцатой годовщине Великой пролетарской революции", с редакционной правкой Е. Н. Семяновской.
   Печатается полностью, по рукописи (No 1195/1).
   2 В одном из вариантов Станиславский писал: "...не актеры возвысили голос и сказали - довольно обмана, долой формализм, нам нужно подлинное искусство, а это было сказано от правительства. Это первый случай в истории театра" (No 1196/2).
   3 Машинопись, не имеющая даты, озаглавленная "Проект" (No 1196/3). Печатается с сокращениями.
   4 Рукопись и машинопись, не имеющие заглавия (No 1196/1-2), являющиеся подготовительными вариантами для машинописи No 1196/3. Печатается с сокращениями.
   5 Вспоминая о дореволюционном времени, Станиславский писал: "...Как легко многие люди расстались со всей этой условной мишурой и поняли ее ненужность, развратность и преступность. Как понятна и ясна стала жизнь и перспектива будущего, когда спали с рук золотые цепи. Как стыдно стало за прошлое и как ясно и радостно и содержательно будущее" (No 1196/1).
   6 Рукопись, не имеющая заглавия, написанная на обороте расписания репетиций на 20 октября 1937 г. в Оперном театре им. К. С. Станиславского (No 1197).
   Публикуется по рукописи, с небольшими сокращениями в конце ввиду чернового характера текста.
  

ПРИВЕТСТВИЕ ЗИМОВЩИКАМ СТАНЦИИ

"СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС"

  
   Первая полярная научно-исследовательская станция "Северный полюс" на дрейфующей льдине была основана в 1937 г. В феврале 1938 г. осколок льдины, на которой находились зимовщики И. Д. Папанин, П. П. Ширшов, Е. К. Федоров и Э. Т. Кренкель, попал в угрожающую обстановку. Снятые с льдины ледоколами "Таймыр" и "Мурман", "папанинцы" были 15 марта доставлены в Ленинградский порт, где им была устроена торжественная встреча.
   Приветствие Станиславского было опубликовано в газете "Правда" 17 марта 1938 г.
   Печатается по тексту газеты.
  

ИЗ ОТВЕТОВ НА ПРИВЕТСТВИЯ

К СЕМИДЕСЯТИПЯТИЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

  
   Празднование 75-летия со дня рождения Станиславского 17 января 1938 г. приняло широчайший общественный характер. Юбилей Станиславского получил всестороннее отражение на страницах печати. В эти дни проводились торжественные вечера, доклады, посвященные творчеству выдающегося мастера советского театра. Станиславским было получено огромное количество адресов, писем и телеграмм от различных общественных организаций и учреждений, театральных коллективов, деятелей культуры и искусства всего мира. Некоторые ответные письма Станиславского коллективам театров публикуются в восьмом томе Собрания сочинений.
  

1. УЧАСТНИКАМ ЮБИЛЕЙНОГО ВЕЧЕРА В КЛУБЕ МАСТЕРОВ ИСКУССТВ

  
   Вечер, посвященный 75-летию Станиславского, состоялся 15 января 1938 г. в Клубе мастеров искусств (ЦДРИ) и транслировался по радио на квартиру Станиславского. От участников вечера юбиляру было послано письмо:
   "Вы - гордость и слава русского театра!
   Вам, лучшему представителю советского искусства, мы желаем бодрости, здоровья, сил и долгой творческой работы.
   Станиславский - это знамя многих театральных поколений!
   Станиславский - это символ высокого мастерства и подлинной культуры человечества!
   Станиславский-это эпоха в истории русского искусства!"
   Прослушав по радио выступления мастеров искусств, Станиславский написал письмо, зачитанное в конце вечера И. М. Москвиным.
   Опубликовано в газете "Вечерняя Москва" 16 января 1938 г. (в архиве Станиславского хранится черновик письма).
   Печатается по тексту газеты.
  

2. УЧАСТНИКАМ ЮБИЛЕЙНОГО ВЕЧЕРА В ДОМЕ АКТЕРА

  
   Юбилейный вечер, проведенный 17 января в Доме актера под председательством А. А. Яблочкиной, также транслировался по радио на квартиру Станиславского. Ответное приветствие Станиславского было зачитано на вечере.
   В Музее МХАТ хранится рукописный текст ответа, написанный З. С. Соколовой под диктовку Станиславского и визированный им (на рукописи рукой Станиславского написано: "Дом актера, 17/1-38").
   Опубликовано в книге: А. Яблочкина, Жизнь в театре, М-, 1953, стр. 154-155.
   Печатается по тексту книги.
  

3. В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ "ИЗВЕСТИЯ"

  
   Опубликовано в газете "Известия" 22 января 1938 г. В Музее МХАТ хранится машинописный текст, визированный секретарем Станиславского и датированный 21 января.
   Печатается по тексту газеты.
  

[К СОРОКАЛЕТИЮ МХАТ]

  
   В архиве Станиславского хранятся две рукописи, написанные в связи с 40-летием МХАТ (празднование юбилея театра состоялось в октябре 1938 г.).
   Первая из них - статья Станиславского, опубликованная в брошюре "Спектакли МХАТ СССР им. М. Горького в г. Ленинграде" (Л., 1938, стр. 4-6). В архиве хранятся рукопись статьи, машинопись с правкой Станиславского и окончательный вариант, подписанный автором и датированный 6 мая 1938 г. (No 1207/1-4).
   Печатается по тексту брошюры.
   Второй материал - черновая рукопись, являющаяся наброском статьи для юбилейного издания ("МХАТ в иллюстрациях и документах. 1898- 1938"). На машинописной копии рукописи имеется надпись секретаря Станиславского: "Написание статьи отменено на заседании с Вл. Ив. Немировичем-Данченко 23. IV-38 г. Р. Таманцова". Это решение определялось болезнью Станиславского.
   Печатается по рукописи (No 1205/1).
   1 Здесь в рукописи имеется фраза: "За это время театром были поставлены нижеследующие пьесы советского репертуара", и оставлено место для перечня осуществленных на сцене МХАТ произведений советской драматургии.
  

БОРИТЕСЬ ЗА КРЕПКИЙ ДРУЖНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

  
   Статья, опубликованная впервые в сборнике, посвященном 20-летию Ленинского комсомола, - "Молодые мастера искусства" (М. - Л., 1938, стр. 13-14). Сборник был сдан в производство 17 июля 1938 г., то есть незадолго до смерти Станиславского.
   Печатается по тексту сборника.
  

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН

  
   Адашев А. И.
   Александров Н. Г.
   Алексеев В. С.
   Альтани И. К.
   Андреева М. Ф.
   Антокольский M. M.
   Антуан А.
   Аппия А.
   Арбатов H. H.
   Артем А. Р.
   Ауэр Л. С.
   Аш Ш.
  
   Балиев Н. Ф.
   Баркер Г.
   Барнай Л.
   Барновский В.
   Баталов Н. П.
   Баттистини М.
   Бендина В. Д.
   Бернар С.
   Берсенев И. Н.
   Бертенсон С. Л.
   Блок А. А.
   Богданович А. В.
   Бокшанская О. С.
   Болеславский Р. В.
   Булгаковы
   Бурджалов Г. С.
  
   Вавич М. И.
   Вагнер Р.
   Варламов К. А.
   Варле М. И.
   Васнецов В. М.
   Вахтангов Е. Б.
   Веспуччи А.
   Владимир Иванович - см. Немирович-Данченко Вл. И.
   Волконский С. М.
   Врубель М. А.
   Выдра В.
  
   Гавелла Б.
   Гагеман К.
   Гауптман Г.
   Гельцер В. Ф.
   Германова M. H.
   Гест М.
   Гест С. Л.
   Гёте И.-В.
   Гетс Э.
   Гликерия Николаевна - см. Федотова Г. Н.
   Гнесина Е. Ф.
   Гнесины
   Гоген П.
   Гоголь Н. В.
   Голованов Н. С.
   Гончарова Н. С.
   Горбунов И. Ф.
   Горький А. М.
   Гофман И. К.
   Греков И. Н.
   Гремиславский И. Я.
   Грибоедов А. С.
   Грибунин В. Ф.
   Гувер Г. К.
   Гукова М. Г.
  
   Давыдова Н. Я.
   Данте А.
   Дейкарханова Т. X.
   Депре С.
   Джолсон А.
   Добронравов Б. Г.
   Достоевский Ф. М.
   Друккер Р.
   Дузе Э.
   Дункан А.
   Дягилев С. П.
  
   Егоров Н. В.
   Елена Константиновна - см. Лешковская Е. К.
   Елизавета Федоровна, вел. кн.
   Ермолова M. H.
   Ершов В. Л.
  
   Жемье Ф.
   Живокини В. И.
  
   Завадский Ю. А.
   Закопала Б.
   Залесская В. В.
   Збруева Е. И.
   Зилоти А. И.
   Золя Э.
   Зуппе Ф.
  
   Ибсен Г.
   Иванов И. И.
  
   Калидаса
   Кан О.-Г.
   Карнеги Э.
   Качалов В. И.
   Квапил Я.
   Книппер-Чехова О. Л.
   Коган П. С.
   Коклен Б.-К.
   Колумб X.
   Комиссаржевская В. Ф.
   Комиссаржевский Ф. П.
   Копо Ж.
   Коровин К. А.
   Корсов Б. Б.
   Котоньи А.
   Крэг Г.
   Крыжановская М. А.
   Кусевицкий С. А.
   Куэ Э.
  
   Ламм П. А.
   Ленин В. И.
   Ленский А. П.
   Леонидов Л. Д.
   Леонидов Л. М.
   Лессинг Т.
   Лехт Ф. К.
   Лешковская Е. К.
   Лилина М. П.
   Лужский В. В.
   Луначарский А. В.
   Люнье-По А.-Ф.
  
   Мазини А.
   Макшеев В. А.
   Малиновская Е. К.
   Мамонтов С. И.
   Мария Николаевна - см. Ермолова М. Н.
   Марков П. А.
   Матисс А.
   Маяковский В. В.
   Медведева H. M.
   Мейерхольд В. Э.
   Метерлинк М.
   Модели Г.
   Моисеи А.
   Мольер
   Морозов С. Т.
   Москвин И. М.
   Моцарт В.-А.
   Музиль Н. И.
   Муне-Сюлли Ж.
   Муратова Е. П.
   Мусоргский М. П.
   Мчеделов В. Л.
   Мюрже А.
  
   Назимова (Левентон) А. А.
   Немирович-Данченко Вл. И.
  
   Оленин П. С.
   Орлов В. А.
   Островский А. Н.
  
   Пашенная В. Н.
   Петров В. Р.
   Пикассо П.
   Пиньялоза Л.
   По Э.
   Подгорный Н. А.
   Поленов В. Д.
   Поленова Е. Д.
   Полунин И. М.
   Попов Н. А.
   Поспехин А. А.
   Правдин О. А.
   Преображенский Н. И.
   Прокофьев С. С.
   Прудкин М. И.
   Пуччини Д.
   Пушкин А. С.
  
   Радин H. M.
   Раевская Е. М.
   Раич-Лоньский И.
   Рамш Ф.
   Рафаэль
   Рахманинов С. В.
   Рейнгардт М.
   Репин И. Е.
   Росси Э.
   Рубинштейн Н. Г.
   Руше Ж.
   Рыжова В. Н.
   Рябов П. Я.
  
   Савина-Гнесина Е. Ф.
   Савицкая М. Г.
   Садовский М. П.
   Садовский П. М.
   Сакулин П. Н.
   Салтыков-Щедрин М. Е.
   Сальвини Т.
   Самарин И. В.
   Самарова М. А.
   Санин А. А.
   Сахновский В. Г.
   Сейлор О.
   Семашко Н. А.
   Сергей Александрович, вел. кн.
   Серов В. А.
   Симов В. А.
   Скрябин А. Н.
   Смышляев В. С.
   Собинов Л. В.
   Соколова З. С.
   Сорин С. А.
   Софокл
   Сталин И. В.
   Стаханов А. Г.
   Стахович А. А. (отец)
   Стахович А. А.
   Стахович Д. А.
   Стахович М. А.
   Стоковский Л.
   Стравинский И. Ф.
   Стрекалова А. Н.
   Судейкин С. Ю.
   Судаков И. Я.
   Судьбинин С. Н.
   Сук В. И.
   Сулержицкая О. И.
   Сулержицкий Л. А.
  
   Тагор Р.
   Таиров А. Я.
   Таманцова Р. К.
   Таманьо Ф.
   Тамберлик Э.
   Тарасова А. К.
   Тарханов M. M.
   Телешов Н. Д.
   Толстой А. Н.
   Толстой Л. Н.
   Трепов Д. Ф.
   Тургенев И. С.
  
   Усатов Д. А.
  
   Федотов А. А.
   Федотов А. Ф.
   Федотова Г. Н.
   Фокин M. M.
   Фроманы
  
   Хейфец Яша
   Хмелев Н. П.
  
   Цаккони Э.
   Цветкова Е. Я.
  
   Челпанов Г. И.
   Чехов А. П.
   Чехов М. А.
  
   Шаляпин Ф. И.
   Шверубович В. В.
   Шевченко Ф. В.
   Шейдвеллер
   Шекспир В.
   Шопен Ф.
   Штраус Р.
   Шумский С. В.
  
   Щепкин М. С.
   Щедрин - см. Салтыков-Щедрин M. E.
  
   Эберто Ж.
   Эсхил
   Эфрос H. E.
  
   Южин А. И.
  
   Яблочкина А. А.
   Якобсон М.
   Яначек Л.
  

УКАЗАТЕЛЬ ДРАМАТИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИХ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  
   "Акоста" - см. "Уриэль Акоста" К. Гуцкова
  
   "Бабочки" ("Papillons") P. Шумана - M. M. Фокина
   "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше
   "Богема" Д. Пуччини
   "Борис Годунов" М. П. Мусоргского
   "Борис Годунов" А. С. Пушкина
   "Бранд" Г. Ибсена
   "Братья Карамазовы" по роману Ф. М. Достоевского, инсценировка Вл. И. Немировича-Данченко
   "Бронепоезд 14-69" Вс. В. Иванова
  
   "Вертер" Ж. Массне
   "Вишневый сад" А. П. Чехова
   "Власть тьмы, или "Коготок увяз, всей птичке пропасть" Л. Н. Толстого
   "В людях" П. С. Сухотина по рассказам М. Горького
   "В мечтах" Вл. И. Немировича-Данченко
   "Враги" М. Горького
  
   "Гамлет" В. Шекспира
   "Ганнеле" Г. Гауптмана
   "Гедда Габлер" Г. Ибсена
   "Геншель" ("Возчик Геншель") Г. Гауптмана
   "Голгофа" М. Крлежа
   "Горе от ума" А. С. Грибоедова
   "Горькая судьбина" А. Ф. Писемского
   "Гражданская смерть" ("Семья преступника") П. Джакометти
   "Гроза" А. Н. Островского
  
   "Двенадцатая ночь, или Что вам угодно" В. Шекспира
   "Дикая утка" Г. Ибсена

Категория: Книги | Добавил: Anul_Karapetyan (24.11.2012)
Просмотров: 280 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа