хваляется, он тридцать лет сидел сиднем, и вся остальная часть
жизни его посвящена была на очищение проезжих дорог от разбойников и разных
чудищ. Это русский Геркулес. В первый раз он является ко Владимиру во время
пира. Поднесли ему, Илье, чару зелена вина _в полтора ведра_, он принял ее
одной рукой и выпил единым духом. Говорил ему ласковый Владимир-князь: "Ты
скажись, молодец, как именем зовут, а по имени тебе можно место дать, по
изотчеству пожаловати". - "А ты, ласковый стольный Владимир-князь!_ а меня
зовут Илья Муромец, сын Иванович; и проехал я дорогу прямоезжую из стольного
города из Мурома, из того села Корочаева". - Говорят тут могучие богатыри:
"А ласково солнце, Владимир-князь! В очах детина завирается, а и где ему
проехать дорогою прямоезжею, залегла та дорога тридцать лет от того
Соловья-разбойника". Илья говорит, что он привез с собою Соловья-разбойника,
и просит князя выйти на двор - посмотреть его "удачи _богатырские_". Когда
все вышли, Илья стал Соловья уговаривать: "Ты послушай меня,
Соловей-разбойник млад! посвисти, Соловей, по-соловьиному; пошипи, змей,
по-змеиному; зарявкай, зверь, по-туриному - и потешь князя Владимира".
Послушался Соловей-разбойник - накурил он беды несносные: князи и бояра и
все богатыри могучие на карачках по двору наползалися, гостины кони со двора
разбежалися, а Владимир-князь едва жив стоит со душой княгиней Апраксеевной:
"А и ты гой еси, Илья Муромец, сын Иванович! Уйми ты Соловья-разбойника, а и
эта шутка нам не надобна".
Калин, царь Золотой Орды, осадил Киев; а войска с ним было на сто
верст. Зачем мать сыра земля не погнется, зачем не расступится? От пару
кониного месяц и солнце померкнуло. Садился Калин на _ременчат_ стул, писал
ярлыки скорописчаты - от мудрости слово поставлено; посылал ко князю
Владимиру татарина мерою трех сажен, голова с пивной котел в сорок ведер,
промеж плечами косая сажень; посылал его сказать князю, что возьмет его,
князя, в полон, божьи церкви на дым пустит. Татарин Спасову образу не
молится, Владимиру-князю не кланяется и в Киеве людей ничем не зовет; бросил
ярлыки на круглый стол перед князя Владимира, а князь запечалился, глядючи в
ярлыки, - заплакал свет: по грехам над князем учинилося, богатырей в Киеве
не случилося. Втапоры Василий-пьяница взбежал на башню на стрельную, берет
он свой тугой лук разрывчатый, калену стрелу переную, _наводил он трубками
немецкими_, стрелял он в Калина-царя, не попал во собаку Калина-царя, а
попал в зятя его Сартака: угодила стрела ему в правый глаз и ушибла его до
смерти. И тут Калину за беду стало; послал он другого татарина к князю
Владимиру, чтоб выдал того виноватого. Втапоры с тоя стороны полуденный, что
ясный сокол в перелет летит, как белый кречет перепархивает, бежит _паленица
удалая, старый казак_ Илья Муромец. Входит он во гридню светлую, Спасу со
Пречистою молится, бьет челом князю со княгинею и на все четыре стороны, а
сам Илья усмехается: "Гой еси, сударь Владимир-князь! Что у тебя за болван
пришел, что за дурак неотесанный?" Князь просит Илью пособить ему думушку
подумати: сдать ли, не сдать ли Киев-град без бою, без драки великия, без
того кровопролития напрасного. Илья не советует ему печаловаться, а велит на
Спаса надеяться, да велит ему насыпать мису чиста серебра, другую красна
золота, а третью скатного жемчуга. Взяв дары, Муромец пошел с татарином в
стан к царю Калину. А не честно у него Калин принял золоту казну, сам
прибранивает. И тут Илье за беду стало: "Собака проклятый ты, Калин-царь!
отойди с татарами от Киева; охота ли вам, собаки, живым быть?" И тут Калину
за беду стало - велел связать Илье руки белые чембурами шелковыми; а втапоры
Илье за беду стало: "Собака проклятый ты, Калин-царь!" _и проч_. И тут
Калину за беду стало, и плюет Илье во ясны очи: "А русский люд всегды
хвастлив, опутан весь - будто лысой бес, еще ли стоит передо мною, сам
хвастает". Илья пожал плечами - чембуры лопнули, схватил Илья татарина за
ноги, который ездил в Киев-град, и зачал татарином помахивати: куда ли
махнет - тут и улицы лежат, куды отвернет - с переулками, а сам татарину
приговаривает: "А и крепок татарин, не ломится, а и жиловат, собака, не
изорвется!" {Новый пример саркастической иронии русской.} Разбежались
татарские полчища; воротился Илья ко Калину-царю, схватил он Калина во белые
руки, сам он Калину приговаривает: "Вас-то, царей, не бьют, не казнят, не
бьют, не казнят и не вешают". Согнет его корчагою, воздымал выше буйныя
головы своей, ударял его о горюч камень, расшиб его в крохи... Достальные
татары на побег бегут, сами они заклинаются: "Не дай бог нам бывать во
Киеву! Не дай бог нам видать русских людей! Неужто в Киеве все таковы, один
человек всех татар прибил?" Илья Муромец пошел искать своего товарища, того
ли Ваську-пьяницу, и скоро нашел его на кружале Петровскиим, привел ко князю
Владимиру. А пьет Илья довольно зелена вина с тем Васильем со пьяницею, и
называет Илья того пьяницу Василья братом названыим.
---
Хотя лицо Васьки-пьяницы является как бы вскользь, мимоходом, однако
оно столь же, если еще не более, важно, как и лица всех других героев
народной фантазии. Знаете ли вы, читатели, что такое Васька-пьяница? Если вы
засмеетесь над этим приложением к собственному имени, над этим тривияльным и
_безнравственным_ прозвищем _пьяницы_, если оно покажется вам смешным или
пошлым, - вы не понимаете глубоко мифического значения Васьки... Этот Васька
- любимое дитя народного сознания, народной фантазии; это не олицетворение
слабости или порока, в поучение и назидание других; это, напротив, похвальба
подразумеваемою слабостию {145}. Мы не спорим, что пьянство порок; но если
тот или другой порок есть порок нации, - на него должно уже смотреть с
философской точки зрения, должно обращать внимание, во-первых, на
исторические причины, вследствие которых тот или другой порок сделался общим
для целой нации, а во-вторых, на то, как являет себя народ в этом пороке.
Общественная нравственность древней Руси исключила пьянство из числа
пороков: оно было улегитимировано общественным сознанием. Русский человек
пьет и с горя и с радости, и перед делом, чтоб дело живее кипело, и после
дела, чтоб отдых был приятнее; и перед опасностью, чтоб море было по колено,
и по избежании опасности, чтоб веселее было похвастаться ею. У русского
человека много пословиц в пользу пьянства: пьяный проспится, дурак никогда;
пьяному море по колено: пьян да умен - два угодья в нем; и т. п. Кружало -
турнир, бал русского человека. В нашем простонародье и теперь все пьют - и
старики, и молодые, и женщины, и дети. У нас пьяного на улице не оберут, не
прибьют, но бережно обойдут. Просвещение уже уничтожает и уничтожит этот
порок, и дай бог, чтобы это скорее сделалось; но в этом пороке русский
человек является не с одной дурной стороны своей. Виноват ли русский мужичок
в том, что для пего не существует ни театра, ни книги, ни вечеринки (ибо
вечеринка, только там, где женщина играет первую роль и где все для нее)? Я
очень уважаю трезвость, но мне случалось встречать таких пьяниц, которые
лучше многих трезвых, и едва ли только не на одной святой Руси можно
встретить таких. Человек с слабой натурой гнется от несчастия, как тростинка
от ветру; человек с сильной натурой, если не устоит против несчастия, то
сокрушается, от него, как дуб от напора грозы. Русский человек, женившись не
по любви, получал отвращение от жены, которую должен кормить трудами своими.
Немец и тут не потерялся бы - он сделался бы примерным супругом, аккуратным
хозяином и вообще "нравственным" человеком (то есть человеком, которому
можно обходиться в жизни и без любви, с одним картофелем, пивом и
кнастером). Попавши в состояние противоречия, русский человек делался
суровым, бил жену, колотил детей, не жил дома, трудовую копейку нес на
кружало, отдавал ее за зелено вино, которое в диком, животном, но широком и
могучем размете души заставляет его забывать тяжкое горе зло насмеявшейся
над ним жизни. В старину на Руси отъявленными пьяницами были богатыри,
грамотники, умники, искусники, художники. Если теперь слова "художник" и
"ученый" не имеют ничего общего с словом "пьянство", так это потому, что
общественное мнение нашего времени улегитимировало наконец звание художника
и ученого, общество приняло их в среду свою и дало им почетное место; а то
ведь тяжело жить умному среди глупых, быть игрушкою и предметом презрения их
глупости - поневоле пойдет он на кружало да, приложив руку к уху, затянет:
А и горе, горе-гореваньице,
А и в горе жить - некручинну быть!
Неопределенность общественных отношений, сжатая извне внутренняя сила
всегда становят народ и человека в трагическое положение. Пьянство русского
человека есть не слабость, - как слабость, пьянство особенно гнусно: -
пьянство русского человека есть порок, и порок не комический, а
трагический... Удивительно ли после этого, что русские богатыри единым духом
выпивают чару зелена вина в полтора ведра, турий рог меду сладкого в
полтретья ведра?.. Удивительно ли, что на Руси пьяницы спасали отечество от
беды и допускались к столу Владимира Красна солнышка?.. Васька-пьяница - это
человек, который знает правило: _пей {146}, да дело разумей_, человек,
который с вечера повалится на пол замертво, а встанет раньше всех и службу
сослужит лучше трезвого. Это - повторяем - один из главнейших героев
народной фантазии: оттого-то и Илья Муромец с ним выпил довольно зелена вина
и назвал того пьяницу Василья братом названыим.
---
Раз поехал Илья Муромец с своим братом названыим, Добрынею Никитичем, и
будут они у реки Череги, у матушки у Сафат-реки, и сказал Илья Добрыне, чтоб
он ехал за горы высокие, а сам-де я останусь у Сафат-реки. И наехал Добрыня
на бел шатер; из того шатра выходила баба Горынинка, и у них с Добрынею
учинился бой, драка великая, бросали они палицы тяжкие, стали драться
рукопашным боем. А Илья наехал по следу бродучему на богатыря Збута
Бориса-королевича, который в то время со руки спускал ясна сокола-выжлоку, а
увидев Илью, сказал выжлоку, чтоб летел, куда хочет: теперь-де мне не до
тебя. Збут-королевич угодил стрелою в грудь стара казака Ильи Муромца, а
Илья не бьет его палицею тяжкою, не вымает из налушна тугой лук, из колчана
калену стрелу, не стреляет он Збута Бориса-королевича - его только схватил в
белы руки и бросает выше дерева стоячего. Подхватив его на лету, положил на
сыру землю и стал спрашивать о дядине, отчине. "Кабы у тебя на грудях сидел,
я спорол бы тебе старому груди белые", - сказал Збут. И до того его Илья
бил, пока всю правду сказал: "Я того короля Задонского". А втапоры заплакал
Илья Муромец, глядючи на свое дитя милое. Приехав домой, Збут Борискоролевич
рассказал свою удачу матушке. А втапоры его матушка разилася о сыру землю и
не может во слезах слова молвити: "Зачем ты на Илью напущался, а надо бы
тебе ему поклонитися о праву руку до сырой земли: он по роду тебе батюшка,
старый казак Илья Муромец, сын Иванович". Поехал Илья искать своего брата
названого Добрыню Никитича: и дерется он с бабой Горынинкой - едва душа его
в теле полуднует. Говорит ему Илья Муромец: "Не умеешь ты, Добрыня, с бабой
дратися: а бей ты бабу ... по щеке ..., а женский пол от того пухол". А и
втапоры она, баба, покорилася, говорит она, баба, таковы слова: "Не ты меня
побил, Добрыня Никитич млад: побил меня старый казак Илья Муромец единым
словом". Добрыня скочил ей белы груди пороть чингалищем булатным; взмолилася
баба Илье Муромцу, обещает много злата, серебра и повела их в погреба
глубокие, они сами богатыри дивуются; оглянулся Илья Муромец во те во
раздолья широкие - молодой Добрыня Никитич млад втапоры бабе голову срубил.
---
Из этой сказки видно, что Илья Муромец был сильнее всех богатырей, и
самого Добрыни, и что хотя он с дамами обращался в духе русского рыцарства,
однако не чужд был и любовных похождений. Добрыня тут является в неизменном
своем характере - заклятого врага всех Горынчатов и Горынинков, мужеска и
женска пола; но что за баба Горынинка - бог весть! Вообще, это одна из самых
нескладных и диких сказок.
Последняя сказка об Илье Муромце "Станишники" сбивается своим
содержанием на его приключение с Соловьем-разбойником. На него напали
разбойники, а он, вместо их, выстрелил в краковястый дуб и разбил его в
щепы; разбойники со страху попадали, пять часов без ума лежали, а там будто
от сна пробуждалися: а Сема встает пересемывает, а Спиря встает, то
постыривает, - и все они просят его взять их в свое холопство вековечное. А
Илья говорит им: "А и гой еси вы, братцы станишники! поезжайте от меня во
чисто поле, скажите вы Чуриле, сыну Пленковичу, про старого казака Илью
Муромца".
---
На пиру у себя Владимир-князь сказал Потоку Михаилу Ивановичу -
сослужить службу заочную, съездить к морю синему, на теплые, тихи заводи,
настрелять гусей, белых лебедей, перелетных малых уточек к его столу
княженецкому, "до люби-де тебя молодца пожалую". Настреляв птиц вдоволь,
Поток хотел воротиться в Киев, как вдруг увидел белую лебедушку, она через
перо была вся золота, а головушка у ней увивана красным золотом и скатным
жемчугом усажена. Натянул он свой тугой лук - заскрипели полосы булатные и
завыли рога у туга лука, а и чуть было спустит калену стрелу - провещается
ему лебедь белая, Авдотьюшка Лиховидьевна: "А ты, Поток Михайло Иванович! не
стреляй ты меня, лебедь белую, не в кое время пригожуся тебе!" Обернулась
она красной девицей, воткнул Поток копье в землю, привязал к нему коня,
схватил девицу за белы руки и целует ее в уста сахарные. Авдотьюшка
Лиховидьевна втапоры больно его уговаривала: "А ты, Поток Михайло Иванович!
хотя ты на мне и женишься, и кто из нас прежде умрет, второму за ним живому
во гроб идти". Согласившись, он поехал к Киеву, а она полетела, обернувшись
лебедушкой. И дивуется Поток, что он нигде не мешкал, не стоял, а она
опередила его и под окошечком косящатым сидит. Приехав к князю, Поток
рассказал свое похождение и просил его сделать для него пир свадебный,
веселый. Обвенчавши Потока с Авдотьей, попы взяли с них присягу, кто прежде
кого умрет, второму живому в гроб идти. Через полтора года Авдотья
Лиховидьевна с вечера она расхворалася, ко полуночи разболелася, поутру и
преставилася. Вырыли могилу глубиною, шириною по двадцати сажен, погребали
тело Авдотьино, и тут Поток Михайло Иванович с конем и со сбруею ратною
опустилися в тое ж могилу глубокую, и заворочали потолком дубовыим, и
засыпали песками желтыми, а над могилою поставили деревянный крест, - только
место оставили веревке одной, котора была привязана к колоколу соборному. В
могиле для страху Поток зажигал свечи воску ярого, и в полночь собиралися к
нему все гады змеиные, а потом пришел большой змей - он жжет и пышет
пламенем огненным. А Поток не робок был, саблю схватил да змею голову
отрубил, и тою головою змеиною учал тело Авдотьино мазати. Втапоры она
еретница из мертвых пробуждается, Поток за веревку схватил; услышав звон,
пришли и разрыли их, объявили князю Владимиру и тем попам соборныим,
поливали их святой водой, приказали жить по-старому. Когда Поток умер, его
молоду жену с ним вместе зарыли живую, и тут им стала быть память вечная.
---
Трудно сказать что-нибудь об этой сказке - так чужда она всякой
определенности. Все лица {147} и события ее - миражи: как будто что-то
видишь, а между тем ничего не видишь. Почему Авдотья Лиховидьевна -
колдунья, не знаем, потому что она ни образ, ни характер. Или все женщины,
по понятию наших добрых дедов, были колдуньи? Не мудрено: ведь и сама любовь
понималась ими не иначе, как дьявольским наваждением... Поток - тоже что-то
вроде ничего, и вообще вся эта сказка - ничего, из которого ничего и не
выжмешь.
---
Как издалеча было из Галичья, из Волынца города из Галичия, выезжал
удача добрый молодец, молодой Михайло Назарянин, ехал он ко князю Владимиру;
спрашивал его Владимиркнязь, отколь приехал и как зовут, чтоб по имени ему
место дать, по изотчеству пожаловати; наливал он ему чару зелена вина - не
велика мера в полтора ведра, и проведывает могучего богатыря, чтоб выпил
чару зелена вина и турий рог меду сладкого в полтора третья 148. Затем он
сделал ему такое же порученье, как и Потоку Михаилу Ивановичу. Когда он
возвращался с настрелянною дичью ко Владимиру, наехал в поле сыр кряковистый
дуб, на дубу сидит тут черный ворон, с ноги на ногу переступывает, он
правильно перушко поправляет, а и ноги, нос - что огонь горят. За беду
Казарину показалося, и хочет он застрелить черного ворона, а черный ворон
ему провещится - просит его не трогати, а велит ему ехати дальше, а там-де
ему, богатырю, добыча есть. И увидел Казарянин в поле три шатра, стоит
беседа - дорог рыбий зуб, на беседе сидят три татарина, три собаки
наездники, перед ними ходит красна девица, русская девица-полоняночка, Марфа
Петровична, в слезах не может слово молвити, добре жалобно причитаючи: "О
злосчастная моя буйна голова! Горе-горькое, моя руса коса! а вечор тебя
матушка расчесывала, расчесала матушка, заплетала; я сама, девица, знаю,
ведаю - расплетать будет мою русу косу трем татарам наездникам". Наш рыцарь
перебил татар, но с девицею-полопяночкою поступил совсем не по-рыцарски:
"Повел девицу во бел шатер, как чуть ему с девицею грех творить, а грех
творить, с нею блуд блудить"; как девица расплачется и скажет ему свое имя,
что она-де из Волынца города, из Галичья, гостиная дочь. Казарянин узнает в
ней родную сестру свою. Взяв ее с собою, коней, оружие и беседу татар,
приехал ко князю Владимиру, который и берет себе всю его добычу, а ему
говорит: "Исполать тебе добру молодцу, что служишь князю верою и правдою".
---
Из-за моря, моря синего, из славна Волынца, красна Галичья, из тоя
Карелы богатыя, как ясный сокол вон вылетывал, как бы белый кречет вон
выпархивал, - выезжал удача добрый молодец, молодой Дюк, сын Степанович, а и
конь под ним, как бы лютый зверь, лютый зверь конь - и бур, космат, у коня
грива на леву сторону, до сырой земли; он сам на коне, как ясен сокол,
крепки доспехи на могучих плечах; немного с Дюком живота пошло, что куяк и
панцирь чиста серебра - в три тысячи, а кольчуга на нем красна золота - цена
сорок тысячей, а и копь под ним в пять тысячей. Почему коню цена пять
тысячей? - За реку он броду не спрашивает, котора река цела верста
пятисотная, он скачет с берегу на берег: потому цена коню пять тысячей. Еще
с Дюком живота немного пошло: пошел тугой лук разрывчатой, а цена тому луку
три тысячи; потому луку цена три тысячи: полосы были серебряны, а рога
красна золота, а и тетивочка была шелковая, а белого шелку шимаханского; и
колчан ношел с ним каленых стрел, а в колчане было за триста стрел, всякая
стрела по десяти рублев, а еще есть во колчане три стрелы, а и тем стрелам
цены не было: колоты они были из трость древа, строганы в Новегороде, клеены
они юьеем осетра рыбы, перены они перьицем сиза орла, а сиза орла, орла
орловича, а того орла, птицы камские, - не тоя-то Камы, коя в Волгу пала, а
тоя-то Камы за синим морем, - своим устьем впала в сине море (то есть не той
Камы, которая есть на земле, а той, которой не бывало); а летал орел над
синим морем, а ронял он перьица во сине море, а бежали гости корабельщики,
собирали перья на синем море, вывозили перья на святую Русь, продавали душам
красным девицам: покупала Дюкова матушка перо во сто рублей, во тысячу.
Почему те стрелки дороги? - потому они дороги, что в ушах поставлено по
тирону, по каменю, по дорогу самоцветному, а и еще у тех стрелок подле ушей
перевивано аравитским золотом. Ездит Дюк подле синя моря и стреляет гусей,
белых лебедей, перелетных серых малых уточек; он днем стреляет, в ночи те
стрелки собирает: как днем-то тех стрелочек не видети, а в ночи те стрелки
что свечи горят - свечи теплются воска ярого: потому они, стрелки, дороги.
Когда Дюк вошел во гридню Владимирову, все гости скочили с мест на резвы
ноги: смотрят на Дюка - сами дивуются. Пошло пированье и столованье. Дюк с
теми князи и боярами откушал калачики крупичаты - он верхшо корочку
отламывает, а нижню корочку прочь откидывает. А во Киеве был щастлив добре
как бы молодой Чурила, сын Пленкович - _оговорил_ он Дюка Степановича: "Что
ты, Дюк, чем чванишься? - верхню корочку отламываешь, а нижнюю прочь
откладываешь". Говорил Дюк Степанович: "Ой ты, ой еси, Владимир-князь! в том
ты у меня не прогневайся - печки у тебя биты глиняны, а подики кирпичные, а
помелечко мочальное в лохань обмакивают; а у меня, Дюка Степановича, у моей
сударыни матушки, печки были муравлены, а подики медные, помелечко шелковое
в сыту медвяную обмакивают; калачик съешь - больше хочется".
Эта неслыханная роскошь возбудила в князе желание быть в доме у Дюка,
и, взяв с собою Чурилу и двор, он поехал. На крестьянских дворах Дюк так
угостил Владимира, что он сказал ему: "Каково про тебя сказывали, таков ты и
есть". Переписывал Владимир-князь Дюков дом, переписывали его четверо суток,
а и бумаги не стало. Втапоры Дюк повел гостей к своей сударыне матушке - и
ужасается Владимир-князь, что в теремах хорошо изукрашено. Угостила матушка
Дюкова дорогих гостей, говорил ей ласковый Владимир-князь: "Исполать тебе,
честна вдова многоразумная, со своим сыном Дюком Степановым! Употчевала меня
со всеми гостьми, со всеми людьми; хотел было ваш и этот дом описывати, да
отложил все печали на радости". Втапоры честна вдова многоразумная дарила
князя своими честными подарками: сорок сороков черных соболей, вторые сорок
бурнастых лисиц, еще сверх того каменьи самоцветными.
То старина, то и деянье:
Синему морю на утешенье,
Быстрым рекам слава до моря,
А добрым людям на послушанье,
Веселым молодцам на потешенье!
---
Эта сказка одна из примечательнейших, особенно по этому тону
простодушной иронии, с какою описывается бедность вооружения и вообще
_живота_, бывшего с Дюком, - по этой лукавой скромности, с какою Дюк
объясняет князю причину, почему он ест у калачиков только верхнюю корочку.
Эта простодушная ирония есть один из основных элементов русского духа:
русский человек любит похвастаться, но никогда не хвастает прямо, а всегда
обиняком, более же всего с скромным самоунижением, вроде следующего:
"Где-ста нам дуракам чай пить! Что наше за богатство - всего тысяч сто в
месяц получаем, да и те с горем пополам: не знаем-де, куда класть и
прятать". - Дюк богаче князя Владимира, за то Владимир велит описывать его
имение, и только будучи уж слишком употчеван, "отлагает все печали на
радости", а матушка Дюка дарит князю трое сороков мехов и каменьев
самоцветных: - черта чисто восточная!..
---
Высота ль, высота поднебесная,
Глубота, глубота океан-море;
Широко раздолье по всей земле,
Глубоки омуты днепровские!
Из-за моря, моря синего, из глухоморья зеленого, от славного города
Леденца, от того-де царя ведь заморского, выбегали, выгребали тридцать
кораблей, тридцать кораблей - един корабль славного гостя богатого, молода
Соловья, сына Будимировича. Хорошо корабли изукрашены - один корабль получше
всех: у того было сокола у корабля вместо очей было вставлено по дорогому
каменю, по яхонту, вместо бровей было прибивано по черному соболю
_якутскому_, и _якутскому_ ведь _сибирскому_; вместо уса было воткнуто два
остра копья мурзамецкие {149}, и два горностая повешены, два горностая, два
зимние; у того было сокола у корабля вместо гривы прибивано две лисицы
бурнастые; вместо хвоста повешено на том было соколе-корабле два медведя
белые заморские; нос, корма по-туриному, бока взведены по-звериному. На том
корабле был сделан муравлен чердак, в чердаке была беседа - дорог рыбий зуб,
подернута беседа рытым бархатом; на беседе-то сидел Купав молодец, молодой
Соловей, сын Будимирович; спрашивал он гостей корабельщиков и целовалыциков
любимых, чем ему князя Владимира будет дарить. (После мы увидим, что они ему
присоветовали.) Прибежали корабли под славной Киев-град, якори метали в
Днепр-реку, сходни бросали на крут бережок, товарную пошлину платили.
Соловей у князя в гридне и подносит ему свои дороги подарочки: сорок сороков
черных соболей, вторые сорок бурнастых лисиц; княгине поднес камку
белохрущатую, недорога камочка - узор хитер: хитрости Царяграда, мудрости
Иерусалима, замыслы Соловья, сына Будимировича; на злате и серебре - не
погневаться. Князю дары полюбилися, а княгине наипаче того. Говорил ласковой
Владимиркнязь: "Гой еси ты, богатый гость Соловей, сын Будимирович! займуй
дворы княженецкие, займуй ты боярские, займуй ты дворы и дворянские".
Соловей ото всего отказывается, а просит только загон земли, непаханые и
неораные, у княженецкой племянницы, у молодой Запавы Путятишной, в ее
зеленом саду, в вишенье, в орешенье, построить ему, Соловью, снаряден двор.
Походил Соловей на свой червлен корабль: "Гой еси вы, мои люди работные!
берите вы топорики булатные, подите к Запаве во зеленый сад, постройте мне
снаряден двор, в вишенье, в орешенье". С вечера, поздним-поздно, _будто
дятлы в дерево пощелкивали_, работала его дружина хорабрая, ко полуночи и
двор поспел: три терема златоверховаты, да трои сени косящатые, да трои сени
решетчатые. Хорошо в теремах изукрашено: на небе солнце - в тереме солнце;
на небе месяц - в тереме месяц; на небе звезды - в тереме звезды, на небе
заря - в тереме заря, и вся красота поднебесная. Рано просыпалася Запава,
посмотрела Запава в окошечко косящатое, в вишенье, в орешенье, - чудо Запаве
показалося: "Гой еси, нянюшки и мамушки, красные сенные девушки! подите-тко
посмотрите-тко, что мне за чудо показалося в вишенье, в орешенье!" Те
отвечают ей: "Счастье твое на двор к тебе пришло". Бросилася Запава в
терема; у первого терема послушала: тут в тереме щелчит, молчит-лежит
Соловьева золота казна. Во втором тереме послушала: помаленьку говорят, все
молитвы творят - молится Соловьева матушка со вдовы честны, многоразумными.
У третьего терема послушала: тут в тереме музыка гремит. Входила Запава в
сени косящатые, отворяла двери на пяту, - больно Запава испугалася, резвы
ноги подломилися, чудо в тереме показалося: на небе солнце - в тереме
солнце, и проч. Подломились ее ноженьки резвые; втапоры Соловей, он догадлив
был, бросал свои звончаты гусли, подхватывай девицу за белы руки, клал на
кровать слоновых костей да на те ли перины пуховые. "Чего-де ты, Запава,
испужалася: мы-де оба на возрасте". - "А и я-де девица на выданье, пришла-де
сама за тебя свататься". Тут они и помолвили, целовалися, миловалися,
золотыми перстнями обменялися. Проведав про то, Соловьева матушка свадьбу
посрочила: "Съезди-де за моря синие, и когда-де там расторгуешься, тогда-де
и на Запаве женишься". Втапоры же поехал и голый шап Давид Попов, скоро он
за морями исторгуется, а скорей того назад в Киев прибежал, приходит ко
князю с подарками - принес сукно смурое да крашенину печатную. Втапоры его
князь о Соловье спрашивал; отвечал ему голый шап, что видел Соловья в
Леденце-городе, у того царя заморского; Соловей-де в протаможье попал и за
то посажен в тюрьму, а корабли его отобраны на его ж царское величество.
Больно Владимир закручинился, скоро вздумал о свадьбе - что отдать Запаву за
голого шапа Давида Попова. Тысяцкий - ласковый Владимир-князь, свашела -
княгиня Апраксеевна, в поезду- князи и бояре, поезжали ко церкви божией.
Втапоры на девяноста кораблях прибыл Соловей во Киев-град. Тотчас по
поступкам Соловья опознывали, приводили его ко княженецкому столу. Сперва
говорила Запава Путятишна: "Гой еси, мой сударь дядюшка, ласковый, сударь,
Владимир-князь! Тот-то мой прежний обрученный жених, прямо, сударь, скачу -
обесчещу столы". Говорил ей ласковый Владимир-князь: "Гой еси ты, Запава
Путятишна! а ты прямо не скачи - не бесчести столы". Выпускали ее из-за
дубовых столов, пришла она к Соловью, поздоровалась, взяла его за рученьку
белую и села с ним на болыно место, а сама она Запава говорила голому шапу
таково слово: "Здравствуй, женимши, да не с кем спать!" Втапоры
Владимир-князь весел был, а княгиня наипаче того; поднимали пирушку великую.
---
Раз на пиру Владимир-князь сказал Ивану Годиновичу: "Гой еси, Иван ты
Годинович! а зачем ты, Иванушка, не женишься?" - "Рад бы, осударь, женился,
да негде взять: где охота брать, за меня не дают; а где-то подают, ту я сам
не беру". Князь велел ему садиться на ременчат стул, писать ярлыки
скорописчаты о добром деле, о сватанье, к Дмитрию, черниговскому гостю
богатому. А Владимир-князь ему руку приложил: "А не ты, Иван, поедешь
свататься, сватаюсь я-де, Владимир-князь". А скоро Иван поездку чинит ко
городу Чернигову: _два девяносто_ верст переехал в два часа. Прочитав ярлык,
Дмитрий-гость: "Глупый Иван, неразумный Иван! где ты, Иван, перво был? ныне
Настасья просватана, душа Дмитревна запоручена в дальше землю Загорскую, за
царя Афромея Афромеевича; за царя отдать - ей царицею слыть, - нановья и
улановья все поклонятся, а немецких языков счету нет; за тебя, Иван, отдать
- холопкой слыть, избы мести, заходы скрести". Тут Иванушке за беду стало -
схватил ярлык, да и прямо в Киев, ко Владимиру-князю. Тут ему, князю, за
беду стало, рвет на главе черны кудри свои, бросает о кирпищет пол: "Гой
еси, Иван Годинович! возьми ты у меня, князя, сто человек русских могучих
богатырей, у княгини ты бери другое сто, у себя, Иван, третье сто; поезжай
ты, по добром деле - о сватанье: честью не даст, ты и силой бери". Выпала
пороша - наехал Иван с дружиною на три звериные следа: сто человек посылал
за гнедым туром, другое сто - за лютым зверем, а третье сто - за диким
вепрем; велел изымать их бережно - без тоя раны кровавый, и привесть их в
Киев-град; а сам он, Иван, поехал один в Чернигов-град. У Димитрия-гостя
богатого сидят мурзы, улановья, _по-нашему, сибирскому, дружки словут_,
привезли они от царя платье цветное на душку Настасью Дмитревну; а сам он,
царь Афромей, от Чернигова в трех верстах стоит, и с ним силы три тысячи.
Взял Иванушка Годинович душку Настасью из-за занавесу _белого_ за руку
белую, потащил он Настасью - _лишь туфли звенят_. Взговорит ему
Дмитрий-гость: "Гой еси ты, Иванушка Годииович! суженое пересуживает,
ряженое переряживает; можно тебе взять не гордостью- веселым пирком,
свадебкою". - "Не мог ты честью мне отдать - ноне беру и не кланяюсь". -
Посадил Настасью с собой на добра коня, переехал он девяносто верст и
поставил тут свой бел шатер, изволил он, Иван, с Настасьей опочив держать. :
Пересказали царю мурзы и улановья телячьим языком весточку нерадостную, а и
тут царь закричал, заревел зычным голосом; Иван предложил царю боротися -
кому Настасья достанется. Согнет он царя корчагою, опустил на сыру землю -
царь лежит, свету не видит. Отошел Иван за кустик ..., а царь пропищал:
"Думай, Настасья, не продумайся; за царем за мною быть - царицею слыть; за
Иваном быть - холопкой слыть, избы мести, заходы скрести". А и снова борьба
начинается - втапоры Настасья Ивана за ноги изловила - тут его двое и
осилили. Притязал его царь за руки белые ко сыру дубу, стал с Настасьей
поигрывати, а назолу дает ему, молодому Ивану Годиновичу. По его было талану
добра молодца, прибежала перва высылка из Киева, они срезали чембуры
шелковые, его, Ивана, опрастывали. Говорил тут Иванушка Годинович: "А и гой
еси, дружина храбрая! Их-то царей не бьют, не казнят, не бьют, не казнят, не
бьют и не вешают: повезите его ко городу Киеву, ко великому князю
Владимиру". А сам он, Иван, остался во белом шатре, стал жену учить.
(_Поученье Ивана есть повторение того, которое Добрыня делал Марине, с
следующею разницею в конце_: "И этот язык мне не надобен - говорил он с
царем неверным и сдавался на его слова прелестные".) Приехав к князю, Иван
благодарит его за милость великую, что женил его на душке Настасье
Дмитревне. Услышав от Ивана о _поучении_, втапоры князь весел стал, отпускал
Вахромея царя, своего подданника, в его землю Загорскую: только его увидели,
что обернется гнедым туром, поскакал далече в чисто поле к силе своей.
---
На пиру у князя Владимира пригодились тут две честные вдовы - Чесовая
жена и Блудова жена - обе жены богатые, богатые жены дворянские. Промежду
собой сидят, за прохлад говорят. Сватала Блудова жена сына своего Гордена за
дочь Чесовой жены, Авдотью Чесовичну. Втапоры Авдотья Чесовична (мать)
осердилася, била ее по щеке, таскала по полу кирпищету и при всем народе,
при беседе, вдову опозорила, и весь народ тому смеялися. Скоро пошла вдова
Блудова ко своему двору, а идет она шатается; выбежал к ней за ворота
широкие Горден сын Блудович; поклонился матушке в праву ногу: "Гой еси,
матушка! что ты, сударыня, идешь закручинилася? Али место тебе было не (по)
отчине? али чарой зеленым вином обносили тебя?" Авдотья Блудовна жалобу
приносит сыну своему Гордену Блудовичу; молодой Горден уклал спать свою
родимую матушку - _втапоры она была пьяна_. И пошел Горден на двор к Чесовой
жене, сжимал песку горсть целую, бросил он по высоком терему, где сидит
молода Авдотья Чесовична, - полтерема сшиб, виноград подавил. Втапоры
Авдотья Чесовична бросилась, будто бешеная, из высокого терема, пробежала
мимо Гордена, ничего не говоря, на княженецкий двор своей родимой матушке
жаловатися. Втапоры пошел туда же и Горден - рассматривать вдову, Чесову
жену. Вдовины ребята с ним заздорили, взяли Гордена пощипывати, надеючись на
свою родимую матушку. Горден им взмолится: "Не троните меня, молодцы! а меня
вам убить, не корысть получить!" Они не послушались, он их всех перебил, а
было их пять человек. Вдова Чесова посылала еще своих четырех сыновей -
убить Гордена, и только один хотел было ударить его по уху - Горден верток
был: того он ударил о землю и до смерти ушиб, а также и остальных троих.
Взял он, Горден, Авдотью Чесовичну за руки белые да и повел ко божьей церкви
венчатися; а поутру стол собрал, позвал князя со княгинею и молоду свою
тещу, Авдотью Чесову жену. Втапоры было Чесова жена загординилася, не хотя
идти к своему зятю; тут Владимир-князь стольный киевский и со княгинею стали
ее уговаривати, чтоб она то больше не кручинилася, не кручинилася и не
гневалася, - и она тут их послушалася, пришла к зятю на веселый пир, стала
пити, ястп, прохлаждатися.
---
Был пир у князя Владимира. Князи и бояра пьют, едят, потешаются _и
великим князем похваляются_; и только из них один боярин Ставр Годинович не
пьет, не ест и при всей {150} братьи не хвастает, только наедине с товарищем
_таковы речи сказывает_: "Что это за крепость в Киеве, у великого князя
Владимира? У меня-де, Ставра-боярина, широкий двор не хуже города Киева, а
двор у меня на семи верстах, а гридни, светлицы белодубовы, покрыты гридни
седым бобром, потолок во гриднях черных соболей, пол, середа одного серебра,
крюки да пробои по булату злачены". _Слуги верные_ донесли о том князю
Владимиру: приказал князь сковать Ставра-боярина, посадить в погреба
глубокие, двор его запечатати и молоду жену его взять ко двору. Перепала
весть нерадошна молодой жене Ставровой; скоро она наряжается и скоро
убирается: скидывала с себя волосы женские, надевала кудри черные, а на ноги
сапоги зелен сафьян, и надевала платье богатое, богатое платье посольское, и
называлась грозным послом, Василием Ивановичем, а и будто из дальней Орды,
золотой земли, от грозна короля Етмануйла Етмануйловича - брать с князя
Владимира дани невыплаты, не много не мало за двенадцать лет, за всякий год
по три тысячи. А и тут больно князь запечалился: кидался, метался, то улицы
метут, ельник ставили, перед воротами ждут посла. Вывела княгиня князя за
собой и во те во подвалы, погреба, молвила словечко тихонько: "Ни о чем ты,
осударь, не печалуйся: а не быть тому грозному послу Василию Ивановичу -
быть Ставровой молодой жене Василисе Микулишне; знаю я приметы по-женскому:
_она по двору идет, будто уточка плывет, а по горенке идет - частенько
ступает, а на лавку садится - коленки жмет; а и ручки беленъки, пальчики
тоненьки_, дюжины {151} из перстов не вышли все (??)". Втапоры князь
употчевал посла допьяна, хочет его проведати, вызывает его боротися с семью
богатырями, и того посол Василий не пятится, вышел он на двор боротися:
первому борцу из плеча руку выдернет, а другому борцу ногу выломит, она
третьего хватила поперек хребта, ушибла его середи двора. _А плюнул князь,
да и прочь пошел_: "Глупая княгиня, неразумная! у тя волосы долги, ум
короток: называешь ты богатыря женщиною - такого посла у нас не было еще и
видано". А княгиня стоит на своем; втапоры князь опять посла проведает,
вызывает его из туга лука стрелять со своими могучими богатырями. От тех
стрелочек каленых и от той стрельбы богатырский только сырой дуб шатается,
будто от погоды сильный. Посол от лука отказывался, есть-де у меня лучонко
волокитный, с которым я езжу по чисту полю. Кинулися ее добры молодцы, под
первый рог несут пять человек, под другой - столько же, л колчан каленых
стрел тащит тридцать человек. Вытягивала она лук за ухо, хлестнет по сыру
дубу, изломила его в черенья ножовые, и Владимир-князь окарачь наползался, и
все тут могучие богатыри встают, как угорелые. Плюнул Владимир-князь, сам
прочь пошел, говорил себе таково слово: "Разве сам Василья посла проведаю".
Стал с ним в шахматы играть, три заступи заступовали и три заступи посол
поиграл, и стал требовать дани, выходы, невыплаты. Говорит Владимир-князь:
"Изволь меня, посол, взять головой с женой". Посол спросил князя: "Нет ли у
тебя кому в гусли поиграть?" Втапоры Владимир спохватился, велел расковать и
привести Ставра-боярина; втапоры посол скочил на резвы ноги, посадил Ставра
против себя в дубову скамью. И зачал тут Ставр поигрывати: _сыгриш сыграл
Царяграда, танцы навел Иерусалима, величал князя со княгинею, сверх того
играл еврейский стих_. Посол задремал и спать захотел, отказывался от даней,
выходов и просил себе только весела молодца, Ставра-боярина Годиновича; и
поехал с ним ко Днепр-реке, во свой бел шатер, а князь провожал его со
княгинею. Говорил посол таково слово: "Пожалуй-де, осударь, Владимир-князь,
посиди до того часу, как я высплюся". Раздевался посол из своего платья
посольского, и убирался в платье женское, притом говорил таково слово: "Гой
еси, Ставр, весел молодец! как ты меня не опознываешь? А доселева мы с тобою
в свайку игрывали, у тебя ли была свайка серебряная, а у меня кольцо
позолоченное, и ты меня поигрывал, - и я тебе толды, вселды". И втапоры
Ставр-боярин догадается, скидавал платье черное и надевал на себя
посольское; и с великим князем и со княгинею прощалнся, отъезжали в свою
землю дальнюю.
---
Теперь нам остается проститься с ласковым Владимиром Красным солнышком
и со княгинею Апраксеевною: в поэме, которой содержание мы готовимся
изложить, они являются в последний раз - Владимир мельком, Апраксеевна -
героинею, во всем апофеозе своей женственности, грациозности и
нравственности.
Сорок калик с каликою шли на поклонение в Иерусалим из пустыни
Ефимьевы, из монастыря Боголюбова, выбрали они себе большого атамана, молода
Касьяна сына Михайловича, и положили они заповедь великую: кто что украдет
или пустится на женский соблазн, да не скажет атаману, того закопать по
плеча в сыру землю и во чистом поле одного оставить. Под Киевом они
встретились со Владимиром-князем, а он, князь, охотился; завидели его калики
перехожие, становилися во един круг, клюки, посохи в землю потыкали, а и
сумочки неновесили, кричат калики зычным голосом, дрогнет матушка сыра
земля, с дерев вершины попадали, под князем конь окарачился, а богатыри с
коней попадали, а Спиря стал поспиривати, а Сема стал посемывати, они-то
ему, князю Владимиру, поклонилися, прошают у него милостыню великую, а и чем
бы молодцам душа спасти. Князь -оговаривает, что с ним на охоте ничего нету,
и посылает их ,в Киев-град, ко душе княгине Апраксеевне; честна роду дочь
королевична, напоит, накормит она молодцов, наделит всем в дорогу злата,
серебра. Пришли калики, рявкнули, с теремов верхи попадали, а с горниц
охлопья попадали, в погребах питья всколебалися; становилися во един круг,
прошают милостыню великую у молоды княгини Апраксеевны. Молода княгиня
испужалася, а и больно она передрогнула, звала калик во гридни светлые;
молода княгиня Апраксеевна, поджав ручки будто турчаночки, со своими нянюшки
и мамушки, со красными сенными девушки; молодой Касьян сын Михайлович
садился на место большого; от лица его молодецкого, как бы от солнышка от
красного, лучи стоят великие. После пиру хотят они калики во путь идти, а у
молодой княгини Апраксеевны не то на уме, не то в разуме; шлет она Алешу
Поповича атамана их уговаривати, чтоб не идти им сего дня и сего числа;
зовет он, Алеша, Касьяна Михайловича ко княгине Апраксеевне на долгие вечеры
поеидети, забавны речи побаити, а Сидеть бы наедине в спальне с ней.
Замутилось его сердце молодецкое - отказал он Алеше Поповичу. На то княгиня
осердится, велела Алеше прорезать у Касьяна суму рыта бархата, запихать бы
чарочку серебряну. Когда калики ушли, княгиня посылает Алешу в погонь за
ними; у Алеши вежество нерожденное, он стал с каликами задорити, обличает
ворами, разбойниками; не давалися калики в обыск ему, поворчал Алеша и назад
поехал. Втапоры Владимир-князь приехал в Киев-град, со Добрынею Никитичем.
Молода княгиня Апраксеевна посылала Добрыню Никитича в погонь за Касьяном
Михайловичем; у Добрыни вежество рожденное и ученое - настиг он калик во
чистом поле, вскочил с коня, сам челом бьет: "Гой еси, Касьян Михайлович! не
наведи гнева на князя Владимира, прикажи обыскать калики перехожие, _нет ли
промежу вас глупого_". Нигде-то чарочка не явилася, у молода Касьяна
пригодилася. Закопали атамана по плеча во сыру землю, едина оставили во
чистом поле. Калики в путь пошли, а Добрыня в Киев с тою чарочкой
серебряною. А с того время-часу захворала скорбью недоброю, слегла княгиня в
великое во гноище. Сходили калики в Иерусалим-град, святой святыне
иомолилися, господню гробу приложилися, во Ердане-реке искупалпся, нетленною
ризою утиралася. На дороге назад увидели молода Касьяна; он ручкой машет,
голосом кричит, подает он, Касьян, ручку правую, а они-то к ручке
приложилися, с ним поцеловалнся. Молодой Касьян выскакивал из сырой земли,
как ясен сокол из тепла гнезда, а все они, молодцы, дивуются на его лицо
молодецкое, а и кудри на нем молодецкие до самого пояса: стоял Касьян в
земле шесть месяцев. Пришедши в Киев, ко дворцу, стоят они, калики,
потихохоньку. Касьян посылает _легкого молодчика_ доложиться князю
Владимиру: прикажет ли идти нам пообедати; князь послал им поклонимся и
звать их. Касьян спрашивает князя о княгине; князь едва речи выговорил:
"Мы-де уже неделю другу не ходим к ней". Молодой Касьян тому не брезгует,
пошел со князем во спальню к ней, а и князь идет, свой нос зажал, молоду
Касьяну то ничто'ему, никакого духу он не верует. Втапоры княгиня прощалася,
что нанесла речь напрасную. Молодой Касьян, сын Михайлович, а и дунул духом
святым своим на младу княгину Апраксеевну - не стало у ней того
духу-пропасти, оградил ее святой рукой, прощает ее плоть женскую, захотелось
ей - пострадала она, лежала в сраму полгода. Затем пошел пир горой, калики в
путь наряжаются, а Владимир-князь убивается. Молода княгиня Апракс